Возрастная периодизация. То, что физическое и умственное развитие тесно связано с возрастом. Дошкольный возраст - возраст интенсивного развития памяти. Память - это процесс накопления, хранения и воспроизведения поступающей информации. Однако память дошко

Возросшие требования к будущим первоклассникам привели к увеличению объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности в детском саду. Нередко учебный процесс дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) строится по типу школьного образования и перегружается дополнительными занятиями. Это ведет к увеличению учебной нагрузки, что, в свою очередь, наносит серьезный ущерб личностному развитию и состоянию здоровья детей.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и среди контингента детей, поступающих в школу, составляет лишь около 10%. Одной из причин резкого ухудшения здоровья подрастающего поколения являются несовершенство и низкий статус сложившейся системы физического воспитания детей, в основе которой отсутствует принцип единства психического и физического развития.

Физическое воспитание традиционно рассматривается лишь как средство оптимизации физического статуса человека в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому развитию, чем заметно ограничиваются возможности целостного формирования личности. Недостаточная ясность механизмов реализации единовременного решения задач физического и духовного совершенствования возвращает теоретиков и практиков к решению развивать в основном двигательную сферу учащихся. При этом обращает на себя внимание стандартный набор средств физического воспитания и узконаправленный характер их использования.

Несмотря на относительно полную теоретическую разработанность проблемы одновременного развития умственных и двигательных способностей детей в процессе физического воспитания, эти идеи не получили должного признания и широкого применения в ДОУ.

Основным средством умственного развития в процессе физического воспитания являлись физические упражнения, не только решающие задачи физического воспитания, но и оказывающие прямое или опосредованное влияние на умственное развитие детей в процессе физкультурных занятий.

1. Физические упражнения для укрепления здоровья нацелены на формирование правильной осанки и свода стопы, укрепление скелетных мышц, совершенствование работы различных органов и систем.

Слабое здоровье и отставание в физическом развитии многие исследователи отмечают как один из возможных факторов "умственной слабости". Главная причина данной ситуации - гиподинамия. В состоянии пониженной двигательной активности снижается обмен веществ и информации, поступающей в мозг из мышечных рецепторов, что приводит к нарушению регулирующей функции мозга и отражается на работе всех внутренних органов. Следовательно, развитие опорно-двигательного аппарата, предотвращение нарушений осанки, стимулирование функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем служат необходимым условием для нормального роста и развития детского организма (в том числе умственного).



2. Физические упражнения для развития двигательных умений предполагают совершенствование двигательной сферы путём расширения запаса двигательных умений и навыков, являющихся базовыми в двигательном развитии ребёнка (ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания).

Развитие двигательной сферы дошкольников заключается в формировании сложнейших систем сенсорных коррекций, лежащих в основе любого двигательного акта, когда процесс выполнения двигательных действий требует постоянной регуляции центральной нервной системой неточностей и отклонений, возникающих по ходу реализации действий. Это обеспечивает участие высших психических функций в процессе овладения двигательным действием, обеспечивая положительное влияние на умственное развитие ребёнка.

3. Упражнения для развития физических качеств обеспечивают формирование основных физических способностей, отражающих качественную сторону двигательных умений и навыков (скоростные, силовые, координационные способности; гибкость, выносливость). Особое внимание уделялось развитию общих координационных способностей (дифференцировочной, ориентационной, ритмической и др.), включающих умение тонко и точно дозировать движения по усилию, направлению, времени, с целью формирования тонкой дифференцированной различительной чувствительности к временным, силовым, пространственным характеристикам движений. В этом случае двигательное и физическое развитие осуществляется как когнитивно -двигательное.

Перечисленные группы упражнений были отнесены к факторам, оказывающим опосредованное влияние на умственное развитие ребёнка в процессе физического воспитания. За счёт оптимального формирования центров регуляции дыхания, кровообращения, обмена веществ, координации движений (сопряжения, с одной стороны, тонких установочных движений глаз, мышц шеи, уха при улавливании сенсорной информации и, с другой стороны, движений рук, частей тела, мышц лица, губ, языка при двигательном ответе) достигается развитие не только опорно-двигательного аппарата, но и нервной системы, т.е. создаётся основа для полноценного умственного развития ребёнка.

4. Физические упражнения для развития умственной сферы непосредственно воздействуют на компоненты, являющиеся определяющими в умственном развитии детей 5-7 лет (восприятие, наглядно-образное и логическое мышление, внимание, память, речь).

Суть данных упражнений заключается в сочетании двух элементов: двигательного действия и упражнения, направленного на развитие умственной сферы ребёнка, реализуемого в форме дидактической игры. Замечено, что усиленную физическую работу трудно соединить с напряженной умственной деятельностью. Согласно принципу "однополюсной траты энергии", сформулированному К.Н. Корниловым, трата энергии в центральном пункте нервной системы и в рабочем органе находится в обратном отношении. Чем больше затрата центральной энергии, тем слабее её внешнее обнаружение, и наоборот, чем интенсивнее внешний эффект реакции, тем слабее центральный момент (Л.С. Выготский). С учетом данного принципа был определён механизм оптимального сочетания двигательного действия с дидактическими играми, заданиями и упражнениями: 1) синхронное (выполнение по ходу двигательного действия элементов дидактических игр при условии, что умственные и физические нагрузки невысоки); 2) последовательное (дидактическая игра или упражнение предшествует выполнению двигательного действия или выполняется после его завершения).

За основу были взяты упражнения с включением ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазанья, при выполнении которых создавались условия для овладения разными видами познавательных ориентировочных действий, лежащих в основе умственного развития детей дошкольного возраста, прежде всего перцептивных, отражающих уровень развития восприятия дошкольников (действия идентификации, отнесения к эталону, перцептивного моделирования) и мыслительных (действия образного и логического мышления). Дополнительно были использованы задания и упражнения для совершенствования сенсомоторных координаций, развития речи, воображения, процессов памяти и внимания.

Развитие мышления осуществлялось путём расширения круга понятий, включения мыслительных действий в процесс двигательной активности и манипуляций со спортивно-игровым оборудованием. Операции анализа, синтеза, сравнения, нахождения сходства и различия в объектах, классификации, обобщения насыщали каждое физкультурное занятие. Например, преодолению полосы препятствий предшествовало задание подобрать спортивный инвентарь, соответствующий заданному признаку (форме, цвету, назначению) или расставить его в соответствии со схематическим изображением, предложенным педагогом. Уборка спортивных модулей и оборудования реализовывалась с дополнительным заданием "Сложи похожее с похожим". При делении детей на команды каждый капитан выстраивал свою команду по росту, длине волос, физической подготовленности. Умение выделять существенные признаки предметов совершенствовалось в игре "Покажи отгадку", когда дети не только отгадывали загадку, но и показывали ответ с помощью движений. При выполнении основных видов движений отрабатывалось умение понимать количественные и качественные соотношения предметов: Лена прыгнула выше, а Катя ниже, стенка находится справа, а скамейка слева и т.д. Обучение сложным движениям сопровождалось анализом двигательного действия (совместно детьми и педагогом), показом и проговариванием его составных элементов, сравнением выполняемого ребёнком действия с эталонным, поиском ошибок, неточностей и путей их исправления.

Включение в учебный процесс по физическому воспитанию упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, речи и связанных с ней высших символических функций, не только способствует умственному развитию детей, но и перестраивает, согласно выражению Л.С. Выготского, "саму моторику", переводя её на "новый и высший этаж" и обеспечивая быстрое, осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий, умение самостоятельно принимать решение и действовать в условиях стремительно меняющейся окружающей обстановки, благодаря чему улучшается двигательное развитие детей.

Введение

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна и актуальна. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности. В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определятся как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, - A. Фребель, М. Монтессори. но в исследованиях А.П. Усовой, А.В.Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее.

Умственное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мысленных процессах в связи с возрастом и под влиянием окружающей среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. .

Так почему же люди достигают различного уровня умственного развития,

и от каких условий зависит этот процесс? Длительные исследования позволили вывести общую закономерность развития умственных возможностей человека от биологических факторов и зависимость от внутренних и внешних условий.Биологические факторы, которые в первую очередь сказываются на умственном развитии ребенка это: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.К внутренним условиям относятся физиологические и психологические свойства организма. А внешние условия – это окружение человека, среда в которой он живет и развивается.

В целом проблема развития умственных способностей чрезвычайно важна, сложна и многогранна.Актуальность выбранной темы вытекает из фактора необходимости умственного развития ребенка в зависимости от окружающей среды и среды воспитания. И в данный момент она очень актуальна.

Цель работы – раскрыть значение физического развития и внешней среды для умственного развития ребенка.

1.Рассмотреть сущность понятий «физическое развитие» и «внешняя среда».

2.Определить значение физического развития и внешней среды для развития умственного развития ребенка.

3. Определить влияние занятий физическими упражнениями на умственное развитие детей.

4. Познакомиться с литературой, раскрывающей значение физического развития и внешней среды для умственного развития ребенка.


Глава I. Влияние физического развития на умственное развитие детей.

Общие сведения.


О положительном влиянии физического развития на умственное знали в Китае, ещё во времена Конфуция, в древней Греции, Индии, Японии. В монастырях Тибета и Шаолиня физические упражнения и труд преподавались на одном уровне с теоретическими дисциплинами. Баден-Пауэль в конце 19 века создал совершенную систему воспитания подрастающего поколения в виде скаутского движения, которое было принято всеми цивилизованными странами мира, включая Россию до и после революции. «Слабое здоровье и отставание в физическом развитии многие исследователи отмечают как один из одних возможных факторов «умственнойслабости». (А. Бине). Исследованиями последних лет американского нейробиолога Лоренца Катца и специалиста по молекулярной биологии Фреда Гейга доказано, что в мозге людей всех возрастов, под влиянием определённых условий могут возникать новые межнейронные связи и появляться новые нервные клетки. Одним из таких условий является физическая активность. У физически активных особей наряду с нервными клетками в мозгу обнаруживались и новые кровеносные сосуды. Это расценивается таким образом: под влиянием физической активности улучшается кровоснабжение мозга, соответственно и его питание, что стимулирует образование новых межнейронных связей и новых нервных клеток. В США уже разработана новая система - "нейробика" - комплекс специальных упражнений для тренировки мозга. Примечательно, что указанные выше изменения в наибольшей степени выявляются в гиппокампе - небольшом мозговом образовании, занимающимся переработкой поступающей информации.Исследования Лоренса Катца и Фреда Гейга подтверждают тесную связь умственного развития с физическим.

Шведские ученые установили прямую зависимость между физическим состоянием человека и его умственными способностями. Коэффициент умственного развития людей, которые занимаются спортом или физкультурой, заметно выше, чем у тех, кто ведет пассивный образ жизни . Вместе с тем, многочисленные исследования Л.С.Выготского, Ж.Пиаже, А.Валлон, М.М.Кольцовой и др. свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка. Изысканиями Г.А.Каданцевой -1993г., И.К.Спириной – 2000г., А.С.Дворкина, Ю.К.Чернышенко – 1997г., В. А.Баландина - 2000; 2001гг. и др. установлено наличие тесной связи между показателями физической подготовленности и уровнем развития познавательных процессов у дошкольников . В работах Н.И.Дворкиной -2002г., В.А.Пегова -2000г. выявлено наличие достоверных связей между отдельными показателями психических и физических качеств. Положительное влияние активной двигательной деятельности на состояние умственной работоспособности установлено Н.Т.Тереховой в1989 году, А.В.Запорожцем в 1980 году, А.П.Ерастовой в1989году. В то же время исследования Н. Сладковой -1998г., О.В.Решетняк и Т.А.Банниковой -2002г. показывают, что отставание в умственном развитии приводит к отставанию в развитии физических качеств.

Таким образом, учеными установлено наличие тесной связи между показателями физической подготовленности и уровнем развития познавательных процессов у детей и научно доказано положительное влияние активной двигательной деятельности на состояние умственную работоспособности

1.2. Физическое развитие и физическое воспитание детей.

Одним из важнейших показателей здоровья ребенка является его физическое развитие. Под физическим развитием понимается комплекс морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих размеры, форму, структурно-механические качества и гармоничность развития человеческого тела, а также запас его физических сил. Это закономерности возрастного развития, по которым определяется уровень здоровья и функционирование всех систем в организме.

Физи́ческое разви́тие - динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства. В каждом возрасте человек растет согласно определенным законам, и отклонения от норм указывают на имеющиеся проблемы в здоровье. На физическое развитие влияют нервно-психическое, интеллектуальное состояние, комплекс медико-социальных, природно-климатических, организационных и социально-биологических факторов. В течение всей жизни человека происходят изменения функциональных свойств в организме: длина и масса тела; емкость легких; окружность грудной клетки; выносливость и гибкость; ловкость и сила. Укрепление организма идет или стихийным путем (естественное возрастное), или целенаправленным, для чего создается специальная программа физического развития. В нее входят упражнения, рациональное питание, правильный режим отдыха и труда

Наблюдение за физическим развитием населения в России является обязательной составной частью государственной системы медицинского контроля за здоровьем людей. Оно носит систематический характер и распространяется на различные группы населения.

Основы физического развития закладываются в детском возрасте. И, контроль параметров физического развития начинается в период новорожденности, продолжаются периодические осмотры детей и взрослых в различные возрастные периоды развития .

Что такое физическое развитие и зачем нужен спорт человеку? Значение его в жизни человека сложно переоценить, поэтому любовь к этому занятию нужно прививать с самого детства. Вредное влияние окружающей среды, плохого питания и психоэмоциональных нагрузок родители могут компенсировать спортом. Кроме того, специальные упражнения помогут скорректировать нарушения в физическом развитии детей, в частности проблемы с опорно-двигательным аппаратом и плоскостопием. Также тренировки помогают: набрать недостающую мышечную массу; снизить вес; бороться с искривлением позвоночника; скорректировать осанку; повысить выносливость и силу; развить гибкость .

Что такое физическое развитие и воспитание? Оно заключается в комплексе оздоровительных упражнений и мер, воздействующих на укрепление тела и духа. Основная задача воспитания – оздоровление, формирование экономных движений, накопление человеком двигательного опыта с раннего детства и переноса его в жизнь. Аспекты физического воспитания: посильные нагрузки; подвижные игры; грамотный режим дня, рациональное питание; личная гигиена и закаливание. Для чего необходимо физическое воспитание ребенку? Результаты от физических нагрузок могут быть заметны сразу и через некоторое время. Воспитание позитивно воздействует на организм ребенка, развивая его природные данные, чтобы в будущем он легче переносил стрессовые ситуации и смену обстановки: развиваются личностные качества, закаливается характер; формируется позитивное отношение к жизни, активные люди чувствуют всегда себя счастливее; формируется негативное отношение к вредным привычкам.

Основным фактором сохранения здоровья, продолжительности жизни человека, его физической работоспособности является здоровый образ жизни в самом широком его толковании. Сохранение и поддержание здоровья на должном уровне – важнейшая задача каждого государства. Особенно оно нуждается в здоровом потомстве. Но лишь от нас, от состояния нашего здоровья, зависит будущее нашей планеты. От этого зависит и демографическая политика государства в самом широком смысле этого понятия. М.В.Ломоносов сказал: «о каких материях сегодня рассуждать будем? Рассуждать будем о самом главном – о здоровье народа российского. В сохранении и размножении его состоит могущество и богатство всего государства, а не обширность тщетной без обитателей.» Эти слова естественно можно отнести к любому государству, его народу.

Физические упражнения и их влияние на умственное развитие детей.

Влияние физкультуры на развитие ума ребёнка колоссально. Без него развитие ребёнка не является гармоничным.Существует закономерность: чем больше у ребенка развивается способность управления своим телом, тем быстрее и лучше он усваивает теоретические знания, чем симметричнее, разнообразнее и точнее движения, тем равномернее развиваются оба полушария головного мозга. Главная особенность детского организма заключается в том, что он растёт и развивается, а эти процессы могут успешно проходить только при регулярной физической активности. Авторы Бойко В. В. и Кириллова А. В. указывают, что основным средством физического воспитания является двигательная активность на занятиях физической культурой, именно через нее ребенок познает окружающий мир, вследствие чего, развиваются его психические процессы: мышление, внимание, воля, самостоятельность и др. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для формирования познавательных процессов, тем полноценней осуществляется его развитие .Королева Т.А. отмечает, что в результате двигательной активности активизируются психические процессы, улучшается кровообращение мозга, функционирование центральной нервной системы, все это приводит к повышению умственных способностей. .

Физические упражнения, несомненно, очень хорошо влияют на умственное развитие ребенка. Когда дети играют в подвижные игры или занимаются физическими упражнениями, они не только укрепляют свои мышцы, но и становятся умнее. Физические упражнения оказывают множество положительных эффектов на головной мозг не только взрослого человека, но и ребенка. Согласно исследованиям, чем младше ребенок, тем эффективнее это положительное воздействие.Далеко не все знают, как двигательная активность влияет на умственную деятельность ребенка. Стародубцева И.В. описывает серию упражнений, которые оказывают прямое влияние на интеллектуальное развитие дошкольников на занятиях физической культурой. Данные упражнения сочетают в себе два компонента: двигательное действие и упражнение, направленное на развитие интеллекта, которое реализуется в форме дидактической игры .
Физические упражнения оказывают положительное влияние на интеллектуальные способности детей: улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, улучшается функциональное состояние центральной нервной системы, повышается умственная работоспособность человека.

Положительное влияние физических упражнений на мозг ребенка:

· Физические упражнения повышают приток крови к головному мозгу. Кровь доставляет кислород и глюкозу, которые необходимы для повышения концентрации внимания и умственного развития. Физические упражнения способствуют осуществлению этих процессов на естественном уровне, не перегружая при этом ребенка. Исследования 2007 года доказали, что если ребенок в течение трех месяцев постоянно занимается спортом, это позволяет на 30% увеличить приток крови в ту часть головного мозга, которая отвечает за память и обучаемость.

· Физические упражнения формируют новые мозговые клетки в той части головного мозга, которая называется зубчатой извилиной и отвечает за память. Ученые утверждают, что физические упражнения стимулируют рост нервов. Люди, которые занимаются спортом на постоянной основе, развивают кратковременную память, обладают быстрой ответной реакцией и имеют высокий уровень творческого потенциала.

· Исследования доказали, что физические упражнения формируют основной уровень нейротровического фактора головного мозга. Этот фактор способствует разветвлению нервных клеток головного мозга, их объединению и взаимодействию этих клеток друг с другом в новых нейронных путях, которые заставляют вашего ребенка быть открытым к изучению и более активным в стремлении к знаниям.

· Психологи обнаружили, что ребенок с хорошей физической подготовкой выигрывает в серии познавательных задач, а МРТ показывает значительно большее базальтовое ядро, которое является ключевой частью головного мозга, отвечающей за поддержку внимания, проверку исполнения и возможностью решительно координировать действия и мысли.

· Независимые исследования обнаружили, что головной мозг ребенка, который ведет активный образ жизни, имеет гиппокамп, превосходящий по размеру гиппокамп ребенка, который не занимается спортом. Гиппокамп и базальновое ядро оказывают влияние на структуру и функции головного мозга.

· Физические упражнения развивают способности ребенка к изучению. В 2007 году немецкие исследователи обнаружили, что после выполнения физических упражнений люди учили на 20% больше словарных слов.

· Физические упражнения развивают творческие способности. Эксперимент 2007 года доказал, что 35-минутная пробежка на беговой дорожке с повышением пульса до 120 ударов в минуту улучшает познавательную способность, эффективность мозгового штурма, производительность творческих способностей и оригинальность мыслей.

· Активности, которые включают балансировку и прыжки, усиливают вестибулярную систему, которая формирует пространственное воображение и умственную активность. Это позволяет заложить основу для чтения и других академических способностей.

· Физические упражнения снижают воздействие стресса, сохраняя мозговую деятельность в равновесии и способствуя балансу между химической, электрической системами органов. Этот эффект очень похож на действие антидепресантов.

· Ученые установили связь между победами в спортивных состязаниях и академической успеваемостью, проводя исследования среди детей начальных классов. Исследования показали, что дети, которые принимали участие в спортивных мероприятиях, были более уверенны в своих силах, учились работе в команде и лидерству. 81% женщин, которые преуспели в бизнесе, активно принимали участия в спортивных соревнованиях, когда учились в школе.

· Шведские ученые доказали, что кардио тренировки неразрывны с приобретением знаний в детстве. Занятия аэробикой способствуют выработке специального гормона роста и протеина, которые стимулируют работу головного мозга.

Таким образом, следует подчеркнуть, что развитиеумственной активности детей возможно только при регулярной физической активности. Еще в начале прошлого столетия В.А.Сухомлинский заметил, что "отставание в учебе лишь результат плохого здоровья". Развивая эту мысль, можно сделать заключение, что хорошее здоровье – залог успешного обучения. Следовательно, занятия физической культурой и спортом, укрепляя здоровье, способствуют физическому, эмоциональному, интеллектуальному и умственному развитию ребенка.

Физическое и умственное развитие детей дошкольного возраста. Роль семьи в развитии дошкольника. Психолого-педагогическое тестирование по методике Кушнир Н.Я. и дополнительные методики по определению умственного развития у детей пятилетнего возраста.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

"Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины"

Биологический факультет

Кафедра физиологии человека и животных

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ХАРАКТЕРИСТИКА УМСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ Г. ГОМЕЛЯ )

Исполнитель:

студентка группы Б-52

Коршак Людмила Ивановна

Научный руководитель:

ассистент Дроздов Денис Николаевич

Гомель 2012

Содержание

  • Введение
  • 1. Обзор литературы
  • 2.2 Методика исследований
  • Заключение
  • Список использованных источников

Введение

Дошкольный возраст - это период, в течение которого происходит колоссальное обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, овладевание специфически человеческими формами восприятия и мышления, бурное развитие воображения, формирование произвольного внимания и смысловой памяти .

Важную роль в формировании личности ребенка играет также определенный уровень физической подготовленности, овладение специальными знаниями, двигательными навыками и умениями.

Многие психологи считают, что ребенок шестилетнего возраста психологически готов к обучению в школе и достаточно физически развит.

Однако, по мнению отечественного психолога Кушнир Н.Я., попытки реализации этого положения нельзя назвать полностью удачными. Возраст ребенка от шести до семи лет принято считать переходным. С одной стороны, этот возраст можно назвать старшим дошкольным, с другой, младшим школьным .

Как правило, когда ребенок идет в школу, он обладает индивидуальными способностями в физическом и умственном развитии, которые он получил в процессе воспитания.

В настоящее время актуальным становится вопрос умственного и физического развития детей дошкольного возраста, а также, что немаловажно, личностного роста при приеме детей в школу. Педагоги и психологи анализируют основные факторы, условия, влияющие на полноценное развитие ребенка дошкольного возраста: семья с ее устоями и традициями, атмосфера семьи; дошкольные учреждения, в частности детские сады, где основной формой обучения является занятие, а также детский коллектив с его межличностными взаимоотношениями.

Целью работы явилась оценка умственного и физического развития детей дошкольного возраста.

Практическое значение работы заключается в том, что исходя из результатов исследований, установить общий уровень развития детей пяти - и шестилетнего возраста, воспитывающихся в дошкольном учреждении. Обратить особое внимание на дошкольников, отстающих в развитии, и разработать для них рекомендации по психической коррекции их развития.

1. Обзор литературы

1.1 Особенности физического развития детей дошкольного возраста

Физическое развитие ребенка - это сложный процесс, который выражается в изменении размеров тела и соотношении отдельных частей тела между собой. Развитие включает в себя рост (увеличение массы организма, изменение числа его клеток или их размеров), дифференцировку органов и тканей, и формообразование (приобретение организму присущих его форм).

Характерной особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность и волнообразность. Периоды усиленного роста сменяются его некоторым замедлением.

Именно в период от 5 до 7 лет наблюдается увеличение скорости роста тела в длину (так называемый "полуростовой скачок") причем конечности в это время растут быстрее, чем туловище . Происходит интенсивный рост трубчатых костей ног, рук, оформляются изгибы позвоночника, изменяется строение костей: хрящевая ткань заменяется костной . Кости содержат больше органических веществ и больше снабжаются кровью .

Позвоночник здорового ребенка принимает нормальную, постоянную форму и физиологическую осанку только к 6-7 годам. Детская осанка имеет не стабильный характер, и может улучшаться или ухудшаться. Поэтому необходимо проводить физические упражнения с детьми в течение дня, для предупреждения искривления позвоночника.

Межпозвоночные диски у детей относительно толще, чем у взрослых людей. С возрастом они уменьшаются и становятся менее эластичными .

С 3 до 7 лет продолжается рост всего черепа, особенно его основания. К 7 годам рост основания черепа в длину в основном заканчивается, и оно достигает почти такой же величины, как у взрослого человека .

умственное физическое развитие дошкольный

Сращение частей решетчатой кости черепа и окостенение слухового прохода к шести годам заканчивается. Сращение же между собой частей затылочной, основной и обеих половин лобной костей черепа к этому возрасту еще не завершено. Между костями черепа сохраняются хрящевые зоны, поэтому рост головного мозга может продолжаться. (Объем или окружность головы у ребенка к шести годам примерно 50 см.). Не заканчивается и окостенение опорных частей носовой перегородки .

Наружный слуховой проход формируется в височной кости уже к 6 годам, когда его длина достигает 24 мм, а ширина - 17 мм. В течение первых 6 лет жизни формируются воздушные ячейки сосцевидного отростка височной кости. Костный лабиринт органа слуха к этому времени уже сформирован. Лобные пазухи, имеющие к 4 годам величину горошины, к 7-8 годам достигают размеров лесного ореха и лишь к 12 годам половины размеров взрослого .

В результате "полуростового скачка" изменяется форма грудной клетки, проявляется ее типологическая конфигурация, которая тесно связана с развитием и функциональными возможностями легочной ткани .

Рост грудной клетки замедляется , увеличивается ее подвижность, укрепляется сердечно-сосудистая система, совершенствуется пищеварительный аппарат .

В этот период начинается сращение бугров плечевой кости с ее телом; в локтевом суставе уже налицо ядра окостенения, но мыщелки хрящевые. В кисти ребенка наблюдаются центры окостенения всех костей запястья .

В костях предплюсны точки окостенения появляются в период от 3 месяцев до 5 лет .

В костях таза хорошо выражен Х-образный хрящ в области вертлужной впадины, где с туловища на конечности передается большая нагрузка. Плохо выражен хрящевой гребень бедренной кости и ее малый вертел, к 5 годам они сливаются в единую кость, на верхнем конце малоберцовой кости появляются ядра окостенения. У детей 4-5 лет кости предплюсны в значительной мере хрящевые, хорошо выражены лишь ядра 1 и 2 клиновидных костей, ядро окостенения пяточного бугра до 7-8 лет отсутствует .

В период пяти - семи лет наблюдается и незавершенность строения стопы. В связи с этим необходимо предупреждать появление и закрепление у ребенка плоскостопия, причиной которого могут стать обувь .

Параллельно с ростом скелета идет увеличение мышечной массы. У детей на долю мышц приходится - 20-25 % массы тела .

Мышцы становятся плотными, возрастает их сила. Особенно быстро развиваются мышцы груди, спины, таза. Мелкие мышцы кисти руки и стопы находятся еще в стадии развития .

Возраст 3-7 лет является важным периодом в становлении произвольной двигательной функции, которое в дальнейшем влияет на морфологическое созревание и развитие функциональных возможностей двигательного анализатора.

Дети с высоким уровнем физического развития и функционального состояния, как правило, ведут активный "здоровый образ жизни", в первую очередь с помощью родителей, вторую - коллектива воспитателей детских дошкольных учреждений.

Дети с низкой физической подготовкой - очень часто болеют и редко посещают дошкольные учреждения . Это, в свою очередь, отрицательно влияет на характер умственной работоспособности детей. Поэтому основная задача воспитателя - целенаправленно и последовательно преодолевать недоразвитие детской моторики и движений.

1.2 Особенности умственного развития детей дошкольного возраста

Внутри каждого периода развитие детей протекает неравномерно: то одна, то другая задача выступает в развитии личности на первый план (то физическая, то умственная, то нравственная, то трудовая, то эстетическая) при одновременном решении других задач воспитания.

Особенность развития детей 6-7 лет состоит в огромных возможностях формирования у них тех психических качеств, которые нужно выработать у ребенка, опираясь на его естественные (природные) предпосылки и наиболее соответствующие возрасту виды деятельности.

Замечательной чертой развития ребенка является то, что самой природой выработана удивительная способность беспрерывного и бесконечного индивидуального развития и совершенствования.

Однако эта потребность и способность организма ребенка к постоянному изменению, совершенствованию является только предпосылкой для успешного психического развития личности. Психическое развитие - это процесс формирования познавательной деятельности детей, развитие у них чувств и воли, формирование различных свойств личности (темперамент, характер, способность, интересы). ()

При организации работы по воспитанию и обучению детей 6-7 лет необходимо давать достаточное количество внешних впечатлений, которые обеспечивали бы активную работу мозга.

Внешние впечатления, воспитательные воздействия взрослых должны быть разнообразными, так как созревающий мозг ребенка очень чувствителен к перегрузкам, быстро утомляется от однообразной деятельности.

Характерным в развитии ребенка является его собственное участие в своем развитии. В дошкольном возрасте имеют место такие формы саморазвития, как ориентация на личность или коллектив, приспособление, подражание и зарождающиеся начала самовоспитания.

Самовоспитание как высшая форма участия ребенка в своем развитии в 6-7-летнем возрасте возможно в элементарных проявлениях, но оно не является определяющим, так как предполагает самоуправление развитием, высокую осознанную требовательность к себе, что дошкольникам еще недоступно.

Для развития детей 6-7 лет характерно явление акселерации, т.е. ускорение физического и психического развития. Ускоренное психическое развитие психологи объясняют усилившимся потоком сведений, которые дети получают из разных источников - радио, телевидения, общение с взрослыми и сверстниками, чтения книг, обучения и т.д. .

В дошкольном периоде активно совершенствуются анализаторно-синтетические функции головного мозга, продолжается дифференцировка нервных клеток, и к концу периода кора головного мозга по строению похожа на кору мозга взрослых.

Быстро развиваются интеллектуальные способности ребенка, формируются суждения, дети овладевают моторной речью, начинают формироваться грамматические формы речи .

С развитием ребенка не только обогащаются формы и виды его физической активности, усложняется ее структура. Возникает новый тип активности - умственная деятельность.

Ребенок сначала осмысливает действие, которое он совершает, затем начинает его планировать, ставит цель, обдумывает способ ее достижения, рассуждает, критикует, исправляет.

Шестилетние дети интересуются не только новым для него предметом, но и хотят узнать и его устройство, назначение, способ использования, происхождение. Мотивом, побуждающим дошкольника манипулировать предметами, является познавательный интерес. На основе его у дошкольников отчетливо выступает в том, что растет желание детей заниматься умственной деятельностью.

На протяжении дошкольного возраста происходят заметные изменения, как в содержании чувств, так и в форме их протекания.

Ранее возникшие чувства углубляются и становятся более устойчивыми, разнообразными, четко выраженными .

В дошкольном возрасте ребенок интенсивно овладевает речью как средством общения: с помощью речи он учится рассказывать о значимых для него событиях, делится своими впечатлениями.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. При определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.

По сравнению с ранним детством словарь ребенка-дошкольника увеличивается, как правило, в три раза. При этом рост словарного запаса непосредственно зависит от условий жизни и воспитания .

И к шестилетнему возрасту запас ребенка увеличивается настолько, что он может легко объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов .

То, что ребенок усваивает грамматические формы языка и приобретает большой активный словарь, позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи .

Возможности общения дошкольников с взрослыми расширяются, содержание его углубляется, чему способствует достигнутый уровень развития речи .

В дошкольном возрасте для ребенка характерны произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск. Ребенок воспринимает окружающие его предметы осмысленно, анализируя их. Восприятие - это сложный активный процесс, включающий анализ и синтез поступающей информации. .

Ребенок, не только различает цвета, форму, величину предметов и их положение, он может также изобразить простейшие формы и раскрасить их в заданный цвет .

В то же время образное начало, очень сильное в этом периоде, часто мешает ребенку сделать правильные выводы относительно того, что он наблюдает .

В возрасте от четырех до семи лет, по мнению Ж. Пиаже, происходит постепенная концептуализация мыслительной деятельности, которая подводит ребенка дошкольного возраста к дооперациональному мышлению. Мышление - это активный процесс отражения объективного мира при помощи слов и образов.

Мышление дошкольника остается в значительной степени наглядным, включающим элементы умственных абстрактных операций, что может рассматриваться как прогрессивное изменение по сравнению с предыдущим ранним возрастом.

Если в раннем детстве ведущая форма мышления ребенка - наглядно-действенная, то дошкольный возраст - период доминирования наглядно-образного мышления. В старшем дошкольном возрасте начинают появляться элементы более зрелого - словесно-логического мышления .

Дошкольник образно мыслит, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений .

В условиях целенаправленного обучения дети могут достигнуть более высокого уровня мышления. В результате специально организованной разносторонней ориентировочной деятельности у детей формируются правильные, точные, богатые образы, содержательные представления о предметах, которые становятся основой для развития мышления. Моделирование звукового состава слова способствует формированию фонематического слуха и на его основе более эффективному овладению чтением и письмом .

Мышление шестилетнего ребенка отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций.

Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное "зачем?", "как?", "почему?".

Дошкольный возраст - возраст интенсивного развития памяти. Память - это процесс накопления, хранения и воспроизведения поступающей информации . Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей .

Память схватывает значимые для ребенка события и сведения и сохраняет их. Шестилетний ребенок может запомнить произвольно. Когда запоминание становится условием успешной игры или имеет значение для реализации притязаний ребенка. Однако непроизвольное запоминание остается более продуктивным .

Развитие памяти приводит к перестройке интересов и мотивов деятельности ребенка. Впервые в жизни, в дошкольном возрасте, интерес начинает определяться опытом, хранящимся в памяти .

Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Внимание - состояние психики, выраженное в сосредоточенности на чем-либо.

Избирательность произвольного внимания дошкольника является функцией его спонтанной игровой деятельности, так как в игре он произвольно направляет свое внимание на то, что ему необходимо для нее.

Хотя дети шести лет могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности .

Главным итогом развития всех видов деятельности, с одной стороны, выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью, с другой стороны - формирование произвольного поведения .

1.3 Роль семьи в развитии дошкольника

Появившись на свет, малыш вступает в определенные взаимоотношения с окружающей средой и людьми. В системе этих взаимоотношений и идет становление его личности. Это долгий и сложный процесс, в ходе которого ребенок с помощью взрослых усваивает нравственные нормы.

Дошкольник отличается любознательностью, что отражается в его бесконечных вопросах "почему?", "зачем?". У ребенка развивается стремление упражнять себя в действиях, поступках, в которых он пытается показать свою самостоятельность.

Особое влияние на развитие любознательности и познавательных интересов оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по силам каждой семье. В процессе такой деятельности старшие члены семьи разумно поощряют усилия ребенка, оказывают поддержку и своевременную помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивают достигнутые результаты. Все это укрепляет познавательные интересы и любознательность дошкольника.

Ребенок 3-6 лет осваивает элементы учения, занимается игрой, лепкой, трудом, конструированием и другими видами деятельности, которые организуются взрослыми.

На протяжении дошкольного детства изменяется степень осознанности при выполнении детьми правил. Дети 5-6 лет уже выполняют правила не по привычке, а сознательно, понимая их значение.

Основной путь влияния взрослого на развитие личности детей - организация условий для практического усвоения ими моральных норм. Первым таким условием является образец взрослого, его отношения и поступки. Ребенок склонен подражать, перенимать манеру взрослых, заимствовать у них оценку людей, вещей, событий. Немаловажно значение имеют также образцы поведения, представленные в рассказах и сказках. Для ребенка очень важна оценка взрослыми поступков, действий его сверстников, его самого, сказочных персонажей.

Ребенка обучают правилам поведения, которые со временем усложняются. Предъявляя детям требования и оценивая их поступки, взрослые добиваются от детей выполнения правил. Постепенно и сами дети начинают оценивать свои поступки, исходя из представления о том, какого поведения ждут от них окружающие. Происходит процесс усвоения опыта и его индивидуализация, то есть осознание себя. Так формируется личность.

Игра - основная деятельность дошкольника, и поэтому на ее основе идет личностное развитие ребенка. Игра формирует у него важные качества, в том числе коллективизм. Копируя деятельность взрослых, подражая им в ролевых и сюжетных играх, ребенок глубже узнает окружающую его действительность, знакомится с жизнью людей, их трудом. В игре у детей развивается не только мышление, но и воображение. В процессе игры ребенок осуществляет определенные задачи и цели, подчиняется ее правилам, что воспитывает и укрепляет его волю. Посредством игры воспитатели и родители приобщают ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам. Поэтому одна из важных задач воспитателя - организация деятельности детей. Выполняя определенную роль, ребенок выделяет те правила и нормы, которые приняты в окружающей его социальной среде. Они становятся правилами его игрового поведения .

Игра способствует формированию самооценки дошкольника. Она создает благоприятные возможности для удовлетворения и развития потребности ребенка в самоутверждении, признании.

В игре, как в ведущем виде деятельности дошкольников, активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и кончая сложными.

Важно и то, что в игре активно формируется способность становиться на точку зрения другого человека, партнера по игре, смотреть на вещи с его позиции.

Чрезвычайно важно также, что в процессе игровой деятельности у ребенка формируется воображение как психологическая основа творчества, делающая субъекта способным к созданию нового в различных сферах деятельности и на разных уровнях значимости .

В игре он сам определяет, как надо себя вести в той или иной ситуации, что должно делать, а чего делать не следует. Ребенок не ждет за это одобрения окружающих. Наградой ему являются чувства удовлетворения и радости, которые он испытывает от выполнения своей роли. Следует отметить, что элементы ролевой игры возникают и начинают развиваться уже в младшем возрасте .

Конечно, и дошкольник, и "детское общество" развиваются и в других видах деятельности. Но особое значение в этом процессе принадлежит игре. Она является ведущей деятельностью в дошкольный период и, как никакая другая деятельность, отвечает особенностям психики ребенка, наиболее свойственна и характерна для него .

В настоящее время стоит острая проблема воспитания детей в неблагополучных семьях, что отрицательно влияет на нравственное и психическое развитие детей.

Семьи, где родители злоупотребляют алкоголем, называют семьями социального риска, поскольку поведение их взрослых членов, их образ жизни не соответствует требованиям общества. В таких семьях чаще формируются личности с отклонениями в нравственном и психическом развитии, представляющие опасность для общества.

Есть другой тип неблагополучия: внешне семья также вполне благополучна, но родители постоянно заняты приобретением вещей или устройством личной жизни. Воспитанием детей в таких семьях серьезно никто не занимается. Интересы и потребности ребенка не принимаются во внимание, внутренний мир ребенка кажется не заслуживающим серьезного отношения. Родители не создают условий для детских игр и занятий, отсутствует совместный досуг, занятия спортом, чтение книг.

К неблагополучным должны быть отнесены и семьи, где к ребенку не предъявляется никаких требований, где удовлетворяются все его капризы, что создает основу для формирования эгоизма, высокомерия, неуважения к окружающим. В семье растят человека, не желающего ни с кем считаться, в том числе и с собственными родителями.

Таким образом, наиболее типичными причинами неблагополучия в семье являются: алкоголизм, открытые и скрытые конфликты между родителями и другими членами семьи, ориентация родителей лишь на материальное обеспечение ребенка, отсутствие заботы о его воспитании, о его духовном развитии. Все названные причины обычно сочетаются друг с другом.

В ряде семей неблагополучие возникает в связи с разводом родителей. Период распада семьи дети переживают особенно тяжело. В детском саду они капризны, упрямы, замкнуты, слезливы. Образовавшаяся в результате развода неполная семья может стать неблагополучной.

В большинстве неблагополучных семей, когда все хозяйственные и родительские заботы ложатся на плечи матери. Это ведет к ее переутомлению, раздражительности, что вызывает ссоры и, в конечном итоге, пагубно отражается на неокрепшей нервной системе ребенка.

Как видно, родители часто не сознают неблагополучия своей семьи, а также тех тяжелых последствий, к которым оно может привести .

2. Обьект, программа и методика исследований

2.1 Объект и программа исследования

Объектом исследования являются 106 детей дошкольного возраста. Обследование происходило в детском садике № 3 г. п. Лоева и ясли - сад № 114 г. Гомеля. В исследование вошли 3 выборки, которые изображены в таблице 1.

Таблица 1 - Количество обследуемых дошкольников

Программа исследований включала следующие задачи:

1) Определение уровня умственного развития детей дошкольного возраста по методике Кушнир Н. Я.;

2) Использование дополнительных методик, разработанных для детей пятилетнего возраста;

3) Измерение антропометрических показателей у детей дошкольного возраста;

4) Сделать анализ результатов обследуемых детей.

2.2 Методика исследований

Психолого-педагогическое тестирование, разработанное Кушнир Н.Я. позволило выявить у детей:

уровень произвольного запоминания;

уровень развития мышления;

уровень саморегуляции.

А также были включены дополнительные методики, для определения умственного развития детей пятилетнего возраста. Эти методики позволили выявить:

уровень наглядно-действенного мышления;

уровень образно-логического мышления;

память, на основании узнавания.

Измерение детей, на основе которого можно судить о степени их физического состояния организма, включает:

рост стоя, см.;

масса тела, кг.;

окружность груди в покое, см.

2.2.1 Психолого-педагогическое тестирование по методике Кушнир Н.Я. и дополнительные методики по определению умственного развития у детей пятилетнего возраста

Обследование начинается с вводной, доверительной беседы, позволяющей вступить в неофициальный контакт с ребенком. В данном случае оценка результатов не производится. Затем педагог переходит непосредственно к тестированию.

1. Выявление уровня произвольного запоминания

Методика "Заучивания десяти слов". Детям предлагаются десять одно - и двусложных слов: книга, луна, звон, мед, вода, окно, лед, день, гром, брат. Высокий уровень: после первого прочтения не менее 4-5 слов, после четвертого - 8-10 слов; средний уровень: после первого прочтения не менее 3-4 слов, после четвертого - 6-7 слов; низкий уровень: после первого прочтения не более 3 слов, после четвертого - 4-5 слов.

2. Выявление уровня развития мышления

Методика "Назови одним словом". Ребенку предлагается десять предложений.

яблоки, сливы, груши - это …

собака, кошка, медведь - это …

стол, скамья, кровать - это …

майка, кофта, платье - это …

рука, лицо, уши - это …

красный, черный, желтый - это …

туфля, сапоги, ботинки - это …

Настя, Юля, Саша - это …

сыр, мясо, хлеб - это …

тарелка, чашка, вилка - это …

Ребенок должен обобщить понятия. Оценка результатов: допущено 1-2 ошибки - 3 балла, допущено 3-4 ошибки - 2 балла, допущено 5-6 ошибок - 1 балл. Высокий уровень: 8-10 баллов, средний уровень: 4-7 баллов, низкий уровень: 0-6 баллов.

3. Выявление уровня саморегуляции

Методика "Да" и "Нет". Ребенку предлагается ответить на вопросы, но при этом нельзя отвечать словами "да" или "нет".

1) У тебя много друзей, подруг?

2) Тебе нравится писать, читать, считать?

3) Тебе нравится ходить в детский сад?

4) Ты хочешь в школу?

5) Ты помогаешь дома родителям?

6) Ты любишь животных?

Высокий уровень: ребенок сдерживает желание ответить словами "да" или "нет", обдумывает вариант ответа, средний уровень: ребенок подменяет слова "да" или "нет" утвердительным и отрицательным мотанием головы, низкий уровень: ребенок не соблюдает правило.

На основании полученных результатов обследования для каждого ребенка выводится среднее значение показателей уровня умственного развития.

4. Методика "Вырежи фигуры"

Данная методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги, нарисованные на ней фигуры. На рисунке 1 в шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельнымквадратам. Для этого экспериментатор предварительно разрезает его нашесть квадратов.

Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.)

Оценка результатов

В ходе оценивания полученных результатов в данной методике учитываются время и точность выполнения ребенком задания:

10 баллов - все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных.

8-9 баллов - все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а их

контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм.

6-7 баллов - все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 2-3 мм.

4-5 баллов - все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6 мин, а их

контуры отличаются от оригиналов на 3-4 мм.

2-3 балла - все фигуры вырезаны ребенком за время от 6 до 7 мин, а их

контуры отличаются от оригиналов на 4-5 мм.

0-1 балл - ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им

фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм.

Выводы об уровне разв и тия

10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.

Рисунок 1 - Контуры вырезаемых фигур к методике "Вырежи фигуры"

5. Методика "Что здесь лишнее?"

Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет и дублирует предыдущую для детей этого возраста. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (рисунок 2), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:

"На каждой из этих картинок один изчетырех изображенных на нейпредметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним". На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее, чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

8-9 баллов - ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.

6-7 баллов - ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.

4-5 баллов - ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.

2-3 балла - ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.

0-1 балл - ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Рисунок 2 - Картинки к методике "Что здесь лишнее?"

6. Методика "Узнай фигуры"

Эта методика на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.

В методике детям предлагаются картинки, изображенные на рисунке 3, в сопровождении следующей инструкции:

"Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку".

Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок справился со всеми задачами меньше чем за 45 сек.

8-9 баллов - ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.

6-7 баллов - ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.

4-5 баллов - ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.

2-3 балла - ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.

0-1 балл - ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

Рисунок 3 - Картинки к методике "Узнай фигуры"

Данное тестирование было оценено количественно. Для каждого из тестов по полученным данным находилось соотношение по формуле 1:

y=, (1)

y - коэффициент, характеризующий уровень по каждому из показателей;

x - количество верных ответов, число слов или время, за которое ребенок справился с поставленной задачей;

n - общее количество исследуемых.

2.2.2 Исследование уровня физического состояния детей шести лет

Обследования уровня физического состояния детей шести лет организуется во время занятий в спортивном зале детского сада. Проводятся следующие измерения:

1) измерение роста - проводится с помощью ростомера. Испытуемый должен встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Полный результат фиксируется;

2) измерение окружности груди - измеряется с помощью сантиметровой ленты. Испытуемый поднимает руки, лента касается так, что бы она проходила по нижним углам лопаток. Спереди лента проходит по среднегрудинной точке и плотно прилегает к телу. Показатель измеряется в паузе;

3) определение массы тела - измерения проводятся с помощью медицинских весов;

Для каждой группы по каждому показателю рассчитывалось среднее значение, стандартное отклонение и средняя ошибка m .

=, (2)

x - значение признака; n - число значений

, (3)

x 2 - сумма квадратов разностей между каждым значением признака и средней;

n - 1 - число степеней свободы, равное числу объектов в группе без одного.

, (4)

Полученные данные статистически обработаны.

3. Результаты исследований и их обсуждение

3.1 Анализ результатов по физическому развитию дошкольников

По результатам исследования было установлено, что у детей в физическом развитии отклонений от нормы не наблюдается. Данные приведены в таблицах 2,3, 4.

Таблица 2 - Статистические данные по росту тела

Таблица 3 - Статистические данные по массе тела

Таблица 4 - Статистические данные по окружности груди

Из таблиц 2, 3, 4 видно, что как для мальчиков, так и для девочек возрастной группы 5 - 6 лет не было установлено достоверного различия и отклонения рассматриваемых показателей от границы нормы (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие. 2-е изд. - М.: Академия, 2002. - 480 с.) для данных возрастных групп.

3.2 Анализ результатов по умственному развитию дошкольников

Таблица 5 - Результаты обследования по произвольному запоминанию у пятилетних детей

№ обследуемого

мальчики

Произвольное запоминание

Рисунок 1

Анализируя таблицу 5, следует сказать, что среднее значение мальчиков особо не отличается от среднего значения девочек. Но из рисунка 1 видно, что мальчики по исходным данным показали более высокий результат, чем девочки.

Таблица 6 - Результаты обследования по мышлению у пятилетних детей

№ обследуемого

мальчики

Мышление

Рисунок 2

Исходя из данных таблицы 6, следует, что среднее значение мальчиков равно среднему значению девочек. Отсюда из рисунка 2 видно, что по исходным данным результаты как девочек, как и мальчиков почти одинаковы.

Таблица 7 - Результаты обследования по саморегуляции у пятилетних детей

Количество

обследуемых

мальчики

Саморегуляция

Рисунок 3

Аналогично таблице 6 в таблице 7 видно, что средние значения мальчиков и девочек одинаковы. Из рисунка 3 следует, что мальчики особо не различаются от девочек по исходным данным.

Таблица 8 - Результаты обследования по наглядно-действенному мышлению у пятилетних детей

№ обследуемого

мальчики

Наглядно-действенное мышление

Рисунок 4

По результатам таблицы 8 видно, что среднее значение мальчиков на 0,1 единицу больше, чем у девочек. Если рассматривать рисунок 4, то по исходным данным видно, что мальчики показывают более высокий результат, чем девочки.

Таблица 9 - Результаты обследования по развитию памяти у пятилетних детей

№ обследуемого

мальчики

Рисунок 5

Анализируя таблицу 9, следует сказать, что девочки имеют большее среднее значение, чем мальчики. Исходя из рисунка 5 видно, что девочки по исходным данным показывают более высокие результаты.

Таблица 10 - Результаты обследования по образно-логическому мышлению у пятилетних детей

№ обследуемого

Мальчики

Образно-логическое мышление

Рисунок 6

По результатам из таблицы 10 следует, что девочки и мальчики немеют различий в среднем значении. В рисунке 6 не выделено особого различия в результатах, как девочек, так и мальчиков.

Таблица 11 - Результаты обследования по произвольному запоминанию у шестилетних детей

№ обследуемого

мальчики

Произвольное запоминание

Рисунок 7

Исходя из данных таблицы 11, следует, что среднее значение мальчиков меньше среднего значения девочек. Отсюда из рисунка 7 видно, что по исходным данным результаты девочек превышают результатов мальчиков.

Таблица 12 - Результаты обследования по развитию мышления у шестилетних детей

№ обследуемого

мальчики

Мышление

Подобные документы

    Организация условий физического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Особенности разностороннего развития детей: умственного, нравственного, эстетического, трудового. Комплекс упражнений. Методические основы здоровьесбережения у дошкольников.

    дипломная работа , добавлен 20.10.2011

    Диагностика физического развития и функционального состояния как часть мониторинга по укреплению здоровья детей. Методы оценки физического развития дошкольников. Исследование состояния сердечно-сосудистой и дыхательной системы детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2012

    Понятие о познавательных процессах в психолого-педагогической литературе. Развитие психики у детей дошкольного возраста. Дидактические игры и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Развитие познавательной активности посредством дидактической игры.

    курсовая работа , добавлен 04.09.2014

    Место и роль физкультуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста. Характеристика подвижной игры как средства физического воспитания дошкольников. Формы взаимодействия ДОУ и семьи по обучению детей дошкольного возраста подвижным играм.

    дипломная работа , добавлен 21.07.2010

    Психолого-педагогическая характеристика и особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста. Роль, значение и влияние подвижных игр на данный процесс. Организация соответствующего исследования, а также анализ полученных результатов.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2014

    Характеристика физических качеств детей дошкольного возраста. Возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста. Методика проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста в процессе развития движений.

    дипломная работа , добавлен 12.06.2012

    Категория творческих способностей. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста. Потенциал музыки в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста. Роль интегрированных музыкальных занятий в детском саду.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2017

    Понятие "физическое воспитание" и его развитие. Метод круговой тренировки. Анализ программ по развитию физических качеств детей старшего дошкольного возраста. Диагностика уровня сформированности физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2014

    Лингвистические особенности формирования лексикона ребенка. Анализ педагогических условий развития запаса слов детей среднего дошкольного возраста. Разработка и апробация комплекса заданий по развитию словарного запаса детей пятилетнего возраста.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2014

    Особенности и этапы формирования умственного развития детей старшего дошкольного возраста. Дидактические игры и их влияние на умственное развитие ребенка. Разработка методических рекомендаций для практической работы воспитателей, методистов и родителей.

Новое исследование ученых из Финляндии предполагает, что активность играет одну из ключевых ролей в умственном развитии ребенка, особенно в начальных классах школы. Исследователи выяснили, что хорошую успеваемость можно связывать с физическим состоянием. Важна хорошая физическая подготовка среди мальчиков.

Експеримент

Исследователи из Университета Восточной Финляндии обнаружили, что для мальчиков, в течение первых 3 лет в школе, навыки чтения и подсчитывания были выше, кто имел хороший уровень физической подготовки и был активен. Под понятием активность ученные имели виду как прогулки пешком, или езду на велосипеде, так и поведение на переменах.

Риски сидячего образа жизни все чаще документируются. Малоподвижный образ жизни в детстве увеличивает риск хронических заболеваний, таких как сердечно-сосудистые проблемы в зрелом возрасте.

В 2012 году в клинике Майо сообщили, что 50-70% американцев тратят за целый день 6 и более часов на сидение, а 20-35% людей проводят 4 и больше часов сидя перед телевизором.

Авторы утверждают: уровень физической активности снижается, в то время как от сидячего образа жизни, как просмотр телевизора, ничего хорошего ждать не следует. Предыдущие исследования также предполагали, что низкий уровень физической активности негативно влияет на успеваемость детей в школе.

Другие изучения обнаружили связь между физической культурой и успеваемостью, но авторы говорят — данные ограничены, поскольку нужно больше времени и сил для того, чтобы проанализировать и классифицировать данные разных по уровню активности людей, с совершенно уникальными привычками у каждого.

Физическая активность против пассивности

В своем исследовании, опубликованном в PLoS ONE, авторы пишут, что «нет никаких перспективных исследований, которые бы сравнивали отношения различных типов физической активности (ФА) и сидячего образа жизни с учебными навыками детей».

Они уже изучили разные типы поведения среди первоклассников и попытались связать результаты с успеваемостью детей в арифметике, чтении. Участниками теста стали 186 финских детей, которые принимали участие на протяжении первых трех лет школьного обучения.

Они обнаружили, что высокие уровни физической активности все-таки влияли на арифметические способности детей, и занятие спортом — только улучшало результаты на тестах по математике.

Улучшения в учебных достижениях были наиболее выразительно проявлены среди мальчиков. Те, кто предпочитал бегать и прыгать в свободное от учебы времени достигли лучших результатов, чем мальчики, которые после уроков проводил время сидя. Хорошие результаты в обучении также связывают с умеренным пользованием компьютером.

К подобным выводам ученые не смогли дойти относительно девочек. Возможно, это можно объяснить гендерными различиями, но связь между физической активностью или пассивностью и умственными достижениями не столь заметна среди женского пола.

«Дети должны больше двигаться во время перемен. Они сидят за школьной партой достаточно долго, поэтому активная деятельность никому не помешает, а только поможет. Кроме того, подобный стиль поведения только улучшит личные успехи».

Исследование показало, что существуют значительные различия между мальчиками и девочками в плане влияния роли физической активности. Кроме того, слишком большая физическая активность среди женского пола только ухудшала школьные показатели.

На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывает влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей
Психомоторное недоразвитие детей с легкой умственной отсталостью проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предметная манипуляция, жестикуляция и мимика.
У детей с умеренной умственной отсталостью моторная недостаточность обнаруживается в 90-100% случаев (Шипицына JI.M, 2002). Страдает согласованность, точность и темп движений. Они замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега, прыжков, метаний. Даже в подростковом возрасте школьники с трудом принимают и удерживают заданную позу, дифференцируют свои усилия, переключаются на другой вид физических упражнений. У одних детей двигательное недоразвитие проявляется в вялости, неловкости, низкой силе и скорости двигательных действий, у других - повышенная подвижность сочетается с беспорядочностью, бесцельностью, наличием лишних движений (Бобошко В.В., Сермеев А.Р., 1991).
Системное изложение нарушений двигательной сферы умственно отсталых детей представлено в «классификации нарушений физического развития и двигательных способностей детей-олигофренов», разработанной А.А. Дмитриевым (1989, 1991, 2002).
Нарушения физического развития: отставания в массе тела; отставания в длине тела; нарушения осанки; нарушения в развитии стопы; нарушения в развитии грудной клетки и снижение ее окружности; парезы верхних конечностей; парезы нижних конечностей; отставания в показателях объема жизненной емкости легких; деформации черепа; дисплазии; аномалии лицевого скелета.
Нарушения в развитии двигательных способностей:
1) нарушение координационных способностей - точности движений в пространстве; координации движений; ритма движений; дифференцировки мышечных усилий; пространственной ориентировки; точности движений во времени; равновесия;
2) отставания от здоровых сверстников в развитии физических качеств - силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота на 15-30%; быстроты реакции, частоты движений рук, ног, скорости одиночного движения на 10-15%; выносливости к повторению быстрой динамической работы, к работе субмаксимальной мощности, к работе большой мощности, к работе умеренной мощности, к статическим усилиям различных мышечных групп на 20-40%; скоростно-силовых качеств в прыжках и метаниях на 15-30%; гибкости и подвижности в суставах на 10-20%.
Нарушения основных движений:
- неточность движений в пространстве и времени;
- грубые ошибки при дифференцировании мышечных усилий;.
- отсутствие ловкости и плавности движений;
- излишняя скованность и напряженность;
- ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях.
Специфические особенности моторики обусловлены прежде всего недостатками высших уровней регуляции. Это порождает низкую эффективность операционных процессов всех видов деятельности и проявляется в несформированности тонких дифференцированных
движений, плохой координации сложных двигательных актов, низкой обучаемости движениям, косности сформированных навыков, недостатках целесообразного построения движений, затруднениях при выполнении или изменении движений по словесной инструкции.
Отставания в физическом развитии умственно отсталых детей, степень приспособления к физической нагрузке зависят не только от поражения ЦНС, но и являются следствием вынужденной гипокинезии. Отсутствие или ограничение двигательной активности тормозит естественное развитие ребенка, вызывая цепь негативных реакций организма: ослабляется сопротивляемость к простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки для формирования слабого малотренированного сердца. Гипокинезия часто приводит к избыточному весу, а иногда к ожирению, что еще больше снижает двигательную активность.
М.С. Певзнер (1989), С.Д. Забрамная (1995), Е.М. Мастюкова (1997) отмечают характерные для умственно отсталых школьников быстрое истощение нервной системы, особенно при монотонной работе, нарастающее утомление, снижение работоспособности, меньшую выносливость У многих учащихся встречаются нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, внутренних органов, зрения, слуха, врожденные структурные аномалии зубов и прикуса, готическое небо, врожденный вывих бедра, а также множественные сочетанные дефекты (Худик В.А., 1997).
Среди вторичных нарушений в опорно-двигательном аппарате отмечаются деформация стопы, нарушения осанки (сколиозы, кифосколиозы, кифозы, лордозы), диспропорции телосложения, функциональная недостаточность брюшного пресса, парезы, кривошея. Мелкие диспластические признаки встречаются у 40% умственно отсталых школьников.
Оценивая физическое развитие учащихся 9-10-летнего возраста, Н.А. Козленко (1987) отмечает, что 45% детей имеют плохое физическое развитие, среднее гармоническое развитие - 25%, развитие ниже среднего - 23%, чрезмерно негармоничное - 7%. У 55% младших школьников нарушен акт ходьбы и бега, у 36% наблюдаются трудности выполнения изолированных движений пальцами (застегивание пуговиц, завязывание шнурков, бантов). У учащихся 5-9-х классов уровень двигательных возможностей повышается, заметно сглаживаются нарушения движений пальцев, лучше выполняются задания по словесной инструкции.
Е.С. Черник (1997) утверждает, что уровень развития физических качеств находится в прямой зависимости от интеллектуального дефекта. Так, в развитии выносливости дети с легкой умственной отсталостью уступают здоровым сверстникам на 11%, с умеренной умственной отсталостью - на 27%, с тяжелой - около 40%. Приблизительно такие же данные получены и в развитии мышечной силы, хотя школьники с высоким уровнем физического развития по силе подчас не уступают здоровым подросткам того же возраста. Значительное отставание отмечается у детей с умственной отсталостью в развитии скоростных качеств, особенно во времени двигательной реакции. Б.В. Сермеев и М.Н. Фортунатов объясняют этот факт запаздыванием становления двигательного анализатора, развитие которого заканчивается к 15-16 годам, т. е. позднее на 2-3 года, чем у здоровых. Э.П. Бебриш установил, что отставание скоростных качеств составляет 6-7 лет, и объясняет это низкой подвижностью нервных процессов. В то же время автор отмечает, что дети с умственной отсталостью, систематически занимавшиеся плаванием, в скоростных качествах отстают от детей массовых школ того же возраста всего на 1-2 года. Развитие основных физических способностей (силы, быстроты, выносливости) подчиняется общим закономерностям возрастного развития, но у умственно отсталых школьников темп их развития ниже и сенситивные периоды наступают позднее на 2-3 года (Воронкова В.В., 1994; Черник Е.С., 1997).
Установлено, что основным нарушением двигательной сферы умственно отсталых детей является расстройство координации движений (Плешаков А.Н., 1985; Юровский С.Ю., 1985; Самыличев А.С., 1991; Ванюшкин В.А., 1999; Горская И.Ю., Синельникова Т.В., 1999; и др.). И простые, и сложные движения вызывают у детей затруднения: в одном случае нужно точно воспроизвести какое-либо движение или позу, в другом - зрительно отмерить расстояние и попасть в нужную цель, в третьем - соразмерить и выполнить прыжок, в четвертом - точно воспроизвести заданный ритм движения. Любое из них требует согласованного, последовательного и одновременного сочетания движений звеньев тела в пространстве и времени, определенного усилия, траектории, амплитуды, ритма и других характеристик движения. Однако в силу органического поражения различных уровней мозговых структур, рассогласования между регулирующими и исполняющими органами, слабой сенсорной афферентации, управлять всеми характеристиками одновременно умственно отсталый ребенок не способен. Координационные способности регулируются теми биологическими и психическими функциями, которые у детей с нарушениями интеллекта имеют дефектную основу (чем тяжелее нарушение, тем грубее ошибки в координации (Забрамная С.Д., 1995).
Н.П. Вайзманом (1976) выдвинуто предположение о том, что при неосложненной форме умственной отсталости нарушения сложных двигательных актов, требующих тонкой моторики, являются составной частью ведущего дефекта и определяются теми же механизмами, что и интеллектуальный дефект, т. е. нарушениями аналитико- синтетической деятельности коры головного мозга. Эти нарушения и являются главным препятствием при обучении умственно отсталых детей сложнокоординационным двигательным действиям.
Для практической деятельности педагога важно знать благоприятные периоды развития основных видов координационных способностей у детей с нарушениями интеллекта.
В массовом обследовании и тестировании детей коррекционных школ И. Ю. Горская- установила достоверные отставания абсолютных показателей всех видов координационных способностей школьников 8-15 лет с умственной отсталостью от учащихся массовых школ (табл. 4.1). Большинство сенситивных периодов развития координационных способностей падает на возрастной диапазон 9-12 лет. Возрастные темпы прироста имеют ту же динамику, что и здоровые школьники, но с отставанием на 2-3 года.

Таблица 4.1
Сенситивные периоды развития координационных способностей у детей с умственной отсталостью в возрасте 8-15 лет (Горская И. Ю., 2001)

Таким образом, несмотря на то что умственная отсталость - явление необратимое, это не значит, что она не поддается коррекции. Постепенность и доступность дидактического материала при занятиях физическими упражнениями создают предпосылки для овладения детьми разнообразными двигательными умениями, игровыми действиями, для развития физических качеств и способностей, необходимых в жизнедеятельности ребенка. По данным В.В. Ковалева (1995), 80% подростков с легкой степенью умственной отсталости к окончанию специальной школы по своим физическим, психометрическим проявлениями незначительно отличаются от нормальных людей.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!