Дошколёнок - развитие ребенка, подготовка к школе в киеве. Умственное развитие

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

мыслительный умственный любознательность воспитание

Введение

2.1 Сенсорное воспитание

2.3 Становление речи

3. Воспитание любознательности и познавательных интересов

Заключение

Список используемо литературы

Введение

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. По прогнозам ученых, 3-е тысячелетие на пороге, которого стоит человечеств, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие образованные люди станут ценить как истинное национальное богатство. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем были 30-40 лет назад, требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе необходимо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания Болдырева-Вараксина, А. В. Кукушин, В. С. Педагогика начального образования [Текст] / Болдырева-Вараксина, А. В. ; Кукушин, В. С. - М. : Март, 2005..

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определятся как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, - A. Фребель, М. Монтессори. но в исследованиях А.П. Усовой, А.В.Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах A. Фребеля, М.Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явления природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.

1. Понятие об умственном развитии и умственном воспитании

Умственное развитие - это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мысленных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.

По данным ученых (генетиков, психологов), предпосылки умственных способностей заложены в природе ребенка на 50-60 % (в зарубежной научной литературе указывается более высокий уровень - до 80%) Гилленбранд, К. Коррекционная педагогика [Текст] / Гилленбранд, К. - М. : Академия, 2010..

Причем подчеркивается, что умственные способности ребенка от рождения носят преимущественно творческий характер, но не у всех получается их развить. Оказывается, что от воспитания зависит, будут ли вообще развиваться умственные способности малыша, а тем более, - какое направление они получат. Представьте, что ребенку посчастливилось, и природа наградила его задатками различения цветов. На основе этих задатков может развиться способность к живописи, к художественному труду: он будет сам создавать произведения (рисунки, композиции из разных материалов), проявляя острую наблюдательность, собственное видение мира, анализировать, оценивать произведения искусства, наслаждаться творчеством и т.д. условия жизни, воспитания, отношение родителей, педагогов к самому ребенку и к его деятельности - вот факторы, от которы? зависит, насколько реализуются задатки, которыми его отметила природа.

Об умственном развитии ребенка судят по объему и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание), по способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего возраста у ребенка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами развивается его ум. В дошкольном возрасте в большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, критичность, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность.

Итак, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди кото?ы? направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняет умственное воспитание и обучение Гилленбранд, К. Коррекционная педагогика [Текст] / Гилленбранд, К. - М. : Академия, 2010..

Умственное воспитание - планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умение применять усвоение знания в деятельности.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит лишь в том случае, если учитываются закономерности и возможности умственного развития детей первых лет жизни.

В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Особо следует обратить внимание на умственное развитие детей раннего возраста. Современные исследования установили, что обычно до 2 лет дети живут столь насыщенно, что наблюдается очень большой объем познавательной деятельности. Мозг ребенка развивается удивительно быстро: к 3 годам он уже достигает 80 % веса мозга взрослого человека. Как свидетельствуют данные физиологии, большинство современных детей раннего возраста страдает не от избытка информации, а от ее недостатка.

Не следует допускать и другой крайности, когда путем усиленного воспитания и обучения малыша перегружают чрезмерными по содержания и объему знаниями, пытаясь развить у него какие-либо высокие способности.

Дефекты, допущенные в умственном развитии ребенка на протяжении дошкольного детства, трудно устранить в более старшем возрасте. Они оказывают отрицательное влияние на все последующее развитие. Например, в семье, в дошкольном учреждении не уделяют внимания играм ребенка со строительным материалом, с конструкторами. Из-за этого у него не развивается пространственное воображение, что может создать трудности при изучении геометрии, овладении черчением в школе.

Основная особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста - преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями.

Для развития нравственного облика ребенка важны представления о моральных нормах, правилах поведения, о конкретных проявлениях нравственных качеств.

С раннего возрастом ребенок приобретает знания об уходе за своим телом, которые становятся основой охраны здоровья, формирования культурно-гигиенических привычек, усвоения правильных движений.

Умственное воспитание, имея свою цель воздействия на ум ребенка благотворно сказывается на становлении его нравственного облика, эстетическом развитии, приобретение привычки к здоровому образу жизни.

2. Задачи умственного воспитания

Основной функция умственного воспитания детей первых лет жизни - формирование познавательной деятельности, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир.

Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия и мышления. При помощи восприятия ребенок познает внешние свойства предметов в их совокупности. Благодаря мышлению ребенок постигает внутренние, скрытые свойства, между предметами и явлениями. Между восприятием и мышлением существует тесная связь. Восприятие формируется в первые месяцы жизни ребенка, а начало развития мышления относится к возрасту около 2 лет.

Для полноценного умственного развития ребенка первых лет жизни необходимо заботиться о развитии его восприятия и мышления. В связи с этим важнейшими задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются:

Сенсорное воспитание

Развитие мыслительной деятельности

Становление речи

2.1 Сенсорное воспитание

Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия Постоева, Людмила Дмитриевна.Играй, слушай, познавай! [Текст] : программа психолого-логопедических занятий для детей 3-4 лет / Л. Д. Постоева, Л. А. Мартыненко. - СПб. : Речь, 2010.

Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.

Сенсорные эталоны - это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития.

В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые сенсомоторные предэталоны. В дошкольном возрасте ребенок пользуется так называемыми предметными эталонами. Между тем исследования показали, что в старшем дошкольном возрасте дети могут соотносить качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами: солнце как шар.

Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства. В отечественной системе сенсорного воспитания традиционное содержание расширено и дополнено за счет включения ориентировки во времени, развития речевого и музыкального слуха. Ориентирование во времени предполагает, что ребенок усваивает представления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени.

Речевой (фонематический) слух - это способность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. Уровень развития фонематического слуха проявляется при обучении ребенка грамоте.

Музыкальный слух - это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии.

Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах. Один и тот же предмет обследуется по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств. Например, перед рисованием зайца дети обследуют игрушку. Внимание ребенка обращают на контур, основные части (голова, глаза, туловище, лапы, хвост, усы), их форму и цвет.

Для обогащение сенсорного опыта детей используют дидактические игры. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих предметов («Чем похожи и не похожи»).

2.2 Развитие мыслительной деятельности

Этот аспект умственного воспитания рассматривается как развитие у ребенка мыслительных операций, познавательных процессов и способностей. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания, раздвигая горизонты последнего. На основе практических действий малыш учиться сопоставлять объекты, анализировать, сравнивать, группировать Постоева, Людмила Дмитриевна.Играй, слушай, познавай! [Текст] : программа психолого-логопедических занятий для детей 3-4 лет / Л. Д. Постоева, Л. А. Мартыненко. - СПб. : Речь, 2010. Начинает функционировать первая группа мышления - наглядно-действенное.

Постепенно у ребенка развивается способность мыслить не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на основе образов. Формируется наглядно-образное мышление. Во второй половине дошкольного возраста начинает развиваться словесно-логическое мышление.

В дошкольном возрасте развиваются и такие важные познавательные процессы, как память и воображение. Благодаря памяти ребенок запоминает, сохраняет, воспроизводит то, что раньше воспринимал, делал, чувствовал. Мышление невозможно без накопления сведений, фактов.

Большое место среди познавательных процессов человека вообще, а ребенка дошкольного возраста в особенности занимает воображение. Воображение заключается в создании новых образов на основе тех, которые были восприняты ранее, а также вновь полеченных знаний. Воображение вплетается во все сложные мыслительные операции, является основой творческой деятельности ребенка. Первоначально у ребенка появляется воссоздающее воображение, на основе которого с накоплением жизненного опыта и развитием мышления формируется творческое воображение.

Становление речи

Мыслительная деятельность невозможна без речи. Овладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учиться мыслить. Слово - материальная оболочка мысли. Однако этот тезис справедлив в том случае, если за каждым словом у ребенка стоит образ предмета, который это слово обозначает. Если ребенок слышит в речи взрослых или сам использовать слова, за которыми не стоят образы, мыслительной деятельности не происходит. После того как ребенок овладевает речью, окружающий мир для него как бы удваивается. На этапах раннего и дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи.

Слово удваивает мир и позволяет ребенку мысленно оперировать предметами даже в их отсутствии. Это расширяет границы его познавательной деятельности: он может пользоваться опосредованными средствами расширения своего кругозора.

Ребенок пользуется речью для того чтобы выразить свои мысли, чувства, воздействовать на окружающих людей это предъявляет требования к его выразительности, эмоциональности, связности.

На этапах раннего и дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи. Следует также формировать культуру диалогической речи: умение говорить четко, выразительно, по существу, слушать собеседника, стараться его понять не перебивать; не перескакивать с предмета на предмет.

3. Воспитание любознательности познавательных интересов

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Любопытность и познавательные интересы представляют собой разные формы познавательного отношения к окружающему миру. Любознательность характеризуется как особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью. Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснить не вполне ясное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Итак, познавательный интерес отличается от любознательности широтой обхвата объектов, глубиной познания, избирательностью. Под влиянием познавательного оказывается способен к более длительной устойчивой сосредоточенности внимания проявляет самостоятельность в решении умственной или практической задачи. Познавательный интерес ребенка отражается в его играх, рисунках и других видах творческой деятельности.

Издавна вопросы ребенка считались основной формой проявления любознательности познавательных интересов. Вопросы делят на две группы: познавательные и коммуникативные. Коммуникативные вопросы ребенок задает, чтобы привлечь взрослых к своим переживаниям, установить с ним контакт. («Ты, когда был маленький, боялся ходить в темную комнату?») Такие вопросы возникают у детей в минуты тревоги, радости, страха.

В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив: дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток в знаниях, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые. Пик вопросов проходится на возраст с 4,5- 5,5 лет.

4. Формирование системы знаний об окружающем мире

Знания сами по себе еще не обеспечивают полноты умственного развития, но без них последнее невозможно. В связи с этим основу умственного воспитания дошкольников составляет ознакомление с окружающим, в процессе которого дети усваивают разнообразные знания.

Определение объема и содержания знаний, обеспечивающих полноценное развитие ребенка дошкольного возраста, - одна из традиционных проблем педагогики. В истории отечественного детского сада круг необходимых для развития ребенка знаний очерчивался программа воспитания. Условно эти знания делились на знания о природе, о предметном мире, о труде и профессиях, о явлениях общественной жизни (революции, вожди).

В последние годы разработано много новые программ, где определен круг знаний об окружающем мире. Общим для всех программ является попытка поставить в центр этих знаний человека (человек и природа, человек и его личность, человек и другие люди).

Любое предметное содержание знаний дошкольник может усвоить по-разному: в виде представлений, в виде понятий (обобщенные знания о целой группе предметов), в виде знаний-сведений, которые он получает от взрослых, в виде объяснения.

На протяжении дошкольных лет ребенок овладевает двумя категориями знаний. Первую категорию составляют те знания, которые он усваивает без специального обучения, в повседневной жизни, общаясь со взрослыми, сверстниками, в процессе игр, наблюдений. Они нередко хаотичны и порой искажено отражают действительность. Более сложные знания, относящиеся ко второй категории, могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях. На занятиях уточняются, систематизируются, обобщаются знания, которые дети приобретают самостоятельно.

5. Средства умственного воспитания

Условно средства умственного воспитания распределяют на две группы: деятельность детей и произведения духовной имматериальной культуры.

Значительное время, особенно у детей младшего дошкольного возраста, отводится на так называемую бытовую деятельность, связанную с выполнением режима. Содержание этой деятельности благоприятно для сенсорного развития. Умываясь, дети различают теплую и холодную воду, познают другие свойства воды. В процессе выполнения режимных процедур дети упражняются в пространственных ориентировках. Временная определенность режима детей помогает им усвоить первые представления о частях суток.

Дети узнают название посуды, знакомятся с материалом, из которы? они приготовлены, с правилами пользования ими. У опытного педагога ознакомление детей с предметами быта, утвари служит развитию аналитико-синтетической деятельности.

Умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные действия, которые дети должны освоить. Творческие игры по своей природе отобразительные: в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни. В процессе игры эти знания поднимаются на новый уровень: переводятся в речевой план, следовательно, обобщаются, преобразуются, совершенствуются Постоева, Людмила Дмитриевна. Играй, слушай, познавай! [Текст] : программа психолого-логопедических занятий для детей 3-4 лет / Л. Д. Постоева, Л. А. Мартыненко. - СПб. : Речь, 2010.

Продуктивные виды деятельности (трудовая, конструктивная, изобразительная) обладают своими специфическими возможностями для дальнейшего развития планирующей функции мышления. Ребенок должен предвидеть результат производимых им действий, определять этапы выполнения работы, способы ее организации.

Умственное воспитание в трудовой деятельности направлено на обогащение сенсорного опыта детей: ознакомление с материалами, их признаками, свойствами, с их изменениями под влиянием преобразующей деятельности. У детей формируется система знаний о материалах, о орудиях труда и инструментах, о способах выполнения трудовых операций.

Труд в природе имеет особую познавательную основу, т.к. знакомит ребенка с особенностями развития растительного и животного мира, что, в сою очередь, помогает установлении причинно-следственных связей, подводит к выводам, умозаключениям. Итак, труд в природе способствует становлению словесно-логического мышления.

В жизни ребенка рано входят как важнейшие средства умственного развития предметы материальной и духовной культуры: разнообразные игры и игрушки, пособие, книги, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства.

За рубежом, а в последние годы и в нашей стране как комплексное средство умственного воспитания детей используются музей. Многие музеи организуют на своей базе кружки для детей дошкольного и младшего дошкольного возраста, развертывают специальные экспозиции.

Заключение

Итак, основными показателями умственного развития дошкольников является развитие мышления, внимания, памяти, воображения.

В дошкольном возрасте дети начинают познавать мир с помощью мышления - общественно обусловленного психического процесса, который заключается в обобщенном и опосредованном отражении действительности Его развитие у дошкольников зависит от развития воображения. Ребенок механически заменяет в игре одни предметы другими, предоставляя им несвойственных, но определенных правил игры новых функций. Позже предметы она заменяет их образа мы, в связи с чем отпадает необходимость практического действия с ними.

Основой развития мышления дошкольника является формирование умственных действий. Исходным пунктом этого формирования является реальное действие с материальными предметами.

Однако, несмотря на то, что в некоторых случаях образное мышление дошкольника неточное и сопровождается ошибками, оно является мощным инструментом познания окружающего мира, обеспечивает создание обобщенных представлений ребенка о вещи и явлениях. Это вполне проявляется в процессе дошкольного обучения.

Список используемой литературы

1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольника - М., 1991

2. Аргайл М. Психология счастья: перевод с англ. - М 1991

3. Буторина Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования: модернизация общего образования - СПб. : КАРО, 2004.

4. Венгер А.Л. Домашняя школа.- М., 1994

5. Воспитание и труд/Под ред. Р.С.Буре. - М., 1987

6. Давидчук А.М. Развитие дошкольников конструктивного творчества. - М. 1976

7. Логопедия. М. ВЛАДОС, 2008.

8. Постоева Л. Д. Играй, слушай, познавай! Программа психолого-логопедических занятий для детей 3-4 лет СПб. Речь, 2010.

9. Смирнова Е. О. Лучшие развивающие игры: издания для досуга. М. Эксмо, 2010.

10. Фёклин С. И. Автономное учреждение - новая модель развития школы в России: методическое пособие. М. : Арсенал образования, 2010

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Умственное развитие и умственное воспитание детей дошкольного возраста. Сенсорное воспитание. Развитие мыслительной деятельности. Становление речи. Воспитание любознательности и познавательных интересов. Формирование системы знаний об окружающем мире.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2010

    Понятия "умственное развитие" и "умственное воспитание". Формирование познавательной деятельности и любознательности ребенка. Задача взрослых - учить детей мыслить. Понятие эстетического воспитания. Особенности музыкального воспитания дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 06.01.2011

    Формирование движений и моторики ребенка как важнейший компонент его физического развития. Методы развития внимания, запоминания, восприятия и представлений у умственно-отсталых детей. Роль знаний об окружающей действительности в умственном воспитании.

    реферат , добавлен 24.04.2010

    Определение понятия "умственное развитие" и "умственное воспитание". Формирование мировоззрения у школьников. Содержание и задачи развивающего обучения, дидактические ориентиры их осуществление. Направления и задачи умственного воспитания школьников.

    реферат , добавлен 16.09.2010

    Анализ основных стратегий перестройки современного образования. Сущность понятий "умственное развитие" и "умственное воспитание", их значение и взаимосвязь. Мировоззрение как целостно-психологическое образование, особенности его воспитания у школьников.

    реферат , добавлен 22.09.2010

    Роль семьи в умственном развитии ребенка, формировании познавательных потребностей и интересов, стремления учиться. Принцип составления первоначальной программы чтения. Скоростное и незаинтересованное чтение как способ приобщения детей к литературе.

    контрольная работа , добавлен 01.02.2011

    Изменение приоритета целей школьного обучения: от ориентации на усвоение знаний к развивающему обучению. Идея развивающего обучения в истории педагогической мысли. Понятие умственного воспитания и развития, его задачи и пути осуществления в школе.

    реферат , добавлен 01.12.2009

    Значение сенсорного воспитания в умственном развитии дошкольников, его особенности, понятие, задачи, этапы. Анализ зарубежной и отечественной систем сенсорного воспитания. Изучение процесса формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2013

    Цели и задачи воспитателя по сенсорному воспитанию детей и формированию представлений об окружающем мире. Роль и место игры в сенсорном воспитании и познавательном развитии детей. Рисование как неотъемлемый элемент воспитания ребенка в детском саду.

    презентация , добавлен 15.07.2011

    Исследования проблемы умственного воспитания старших дошкольников с применением метода моделирования для систематизации знаний. Изучение возможностей и результатов применения метода моделирования в систематизации знаний дошкольников об окружающем.

анонимно

1. Не говорит, не повторяет слова. (очень редко мама, папа, дай,уйди). Говорит на своем, детский лепет. 2. Нет концентрации внимания. Когда садимся заниматься с ним или почитать книги не смотрит, не слушает, убегает, психует. 3. Физически развит хорошо. Хорошая координация, с папой делают упражнения, кувыркаются, только прыгать у него не получается, но через веревку перепрыгивает на полу, пинает мячик. 4. Когда смотрит мультик, то очень увлекается и порой не слышит, что его зовут, может обсикаться. 5. Рисует, лепит из пластилина, составляет небольшие пазлы, кладет предмет по фигуре. 6. Ничего не повторяет. Например: показываю мышку на картинке и потом спрашиваю его: где мышка? Он не смотрит,убегает, ему не интересно это. Если спрашивать несколько раз подряд злиться. Но сам все понимает (если сказать идем спать, гулять,купаться-идет в нужно направлении). Когда что-то нужно подводит и показывает. Спасибо заранее.

анонимно

Извините, пропустила, ему 2 года и 5 мес

Здравствуйте. Проблема есть, и большая. Но, понимаете, ставить диагноз умственная отсталость можно только после клинического обследования. Умственная отсталость - врожденная или приобретенная в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации. Проявляется в первую очередь в отношении разума (откуда название), также в отношении эмоций, воли, речи и моторики. Возможные причины: Генетические; Внутриутробное поражение плода химической или инфекционной (цитомегаловирус, сифилис и др.) природы; Значительная недоношенность; Нарушения в процессе родов (асфиксия, родовая травма); Травмы головы, гипоксия головного мозга, инфекции с поражением центральной нервной системы; Педагогическая запущенность в первые годы жизни у детей из неблагополучных семей. Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у таких детей проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. При этом происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности ребёнка. Но все это можно утверждать после проведенных в стационаре (!) обследований! Может, просто Ваш ребенок гиперактивен? Может, особенности его поведения надо искать в семье? Обратитесь к психоневрологу, неврологу для консультации, к врачу, который ВИДИТ ребенка. Но затягивать нельзя, время играет не в Вашу пользу.Чем раньше начнется коррекционная работа, тем успешнее она пройдет. Удачи Вам!

анонимно

Спасибо за ответ. Я исключаю все "Возможные причины". Беременность протекала очень хорошо, травм головы не было. Мы с сыном занимаемся с 3х месяцев, семья благополучная. Но. у меня были затяжные роды, хотя гипоксию не обнаружили. И после рождения мы проходили планово всех врачей, ходили к невропатологу, делали УЗИ головного мозга-все в норме. Скорее склоняюсь к гиперактивности. Он действительно неусидчив, очень бурно выражает эмоции в случае, если ему что-то запрещаешь или просишь что-то сделать. Проблем со сном как таковых нет, спит по режиму и днем и ночью, но бывает такое, что он просыпается в 4-5 утра и не спит, валяется с нами, играет, потом снова засыпает. Не каждый день, но раз в неделю бывает. Это ведь симптомы гиперактивности?Сходим еще раз к невропатологу, спасибо.

Необходимо пройти консультацию у невролога или психоневролога, это действительно важно. Нужна медикаментозная поддержка. если нет органического поражения головного мозга (это необратимый процесс), то остальное при ДОЛГОМ, ТЕРПЕЛИВОМ труде поддается коррекции. Вы живете в городе? селе? в Москве? если в Москве-я могу сказать, куда можно обратиться, чтобы не было записи в истории болезни, чего так боятся все родители. Да это и не секрет-Институт коррекционной педагогики (ИКП РАО, на ул.Погодинская, 8А.) Посмотрите по интернету. Там великолепные специалисты, и врачи есть-они имеют право назначать препараты. Удачи!

екатерина манжосова
Статья для воспитателей «Умственное развитие детей»

Статья «Умственное развитие »

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна .

Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников , Н. Н. Поддьяков справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремится к исчерпающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания .

Умственное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а так же специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребёнка. На умственном развитии ребёнка сказывается и биологические факторы : строение мозга, состояние анализаторов, изменения первой деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.

Об умственном развитии ребёнка судит по объёму, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие , память, мышление, воображение, внимание, по способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего возраста у ребёнка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум . В дошкольном возрасте с большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность.

Таким образом, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от и комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняет умственное воспитание и она бучение .

Умственное воспитание планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие , способствует ему. В дошкольные года наблюдается более высокие темпы умственного развития , чем в последующие возрастные периоды. Основная особенность умственного развития ребёнка дошкольного возраста – преобладание образовательных форм познания : восприятия , образовательного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями.

Умственное воспитание ребёнка , как подчёркивал А. Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в отрыве от психического развития , от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный облик. И на самом деле познавательные процессы, которые развивают у ребёнка , проявляются в различных видах деятельности. Таким образом, умственное воспитание , имея своей целью воздействие на ум, благотворно сказывается на становлении его нравственного облика, эстетическом развитии , приобретения привычки к здоровому образу жизни.

Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни – формирование познавательной деятельности, т. е. такой деятельности, в ходе которой ребёнок учится познавать окружающий мир. Маленький ребёнок познаёт окружающий мир в игре, труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия и мышления . При помощи восприятия ребёнок познаёт внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину) . Отражение этих свойств в мозге создаёт образ предмета. Благодаря мышлению ребёнок постигает внутренние, скрытые свойства, связи между предметами и явлениями (причинно- следственные, временные, количественные) .

Для полноценного умственного развития ребёнок первых лет жизни необходимо заботится о развитии его восприятия и мышления . В связи с этими важнейшими задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются :

Сенсорное воспитание (развитие ) ;

- развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями).

Становление речи.

Умственное воспитание детей этого возраста направленно на формирование познавательных мотивов, поэтому одна из его задач : - воспитание любознательности , познавательных интересов.

Так же можно сказать, что умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх (подвижных, дидактических) заключены разнообразные знания, мыслительные операции умственного действия , которые дети должны освоить.

В умственное воспитание входят и творческие игры они по своей природе отобразительные в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания усвоенные ранее. Что касается продуктивных видов деятельности (труда, конструирования, изобразительной деятельности) они обладают своими специфическими возможностями для дальнейшего развития планирующей функции мышления. Ребёнок должен предвидеть результат производимых им действий, определять этапы выполнения работы, способы её организации. В этом и заключается умственное развитие детей дошкольного возраста.

Список используемой литературы :

1. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : Учеб., пособие для студентов. М.: 2000г.

2. Усова А. П. Обучение в детском саду, 3-е изд., М.: 1981г.

Введение

Значительный вклад в понимание обучаемости и умственного развития школьника внесли работы В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина. В них подчеркивается необходимость развивать теоретическое мышление как основу для умственного развития школьников. Например, Д.Б. Эльконин выделил в структуре учебной деятельности учебно-познавательные мотивы, учебные задачи (и операции), контроль, оценку. И если в младшем школьном возрасте формируются отдельные компоненты учебной деятельности, то подросток ставит задачу усвоения общей ее структуры. Появляется у него и саморегуляция -- осознанная постановка целей и задач, связанных с предстоящими видами деятельности и подчинение им способов своей учебной работы.

Умственное развитие находится в теснейшей взаимосвязи с овладением знаниями, поскольку умственная деятельность, ее творческий характер обусловлен богатством содержания ума, тем не менее, уровень умственного развития нельзя однозначно определять объемом усвоенных знаний. Огромное значение имеет проявление учащимися познавательной активности в обучении, переработка в сознании приобретаемых знаний, превращение знаний в убеждения, овладение умением творчески применять их на практике. Только таким путем умственные способности детей будут развиваться и совершенствоваться.

Цель работы: изучить умственное развитие, обучаемость, обученность.

Задачи работы:

1. Дать определение понятия «умственное развитие», показатели умственного развития;

2. Дать определение понятию «обучаемость», рассмотреть показатели обучаемости; соотношение обучаемости и обученности;

3. Рассмотреть основные компоненты обучаемости.

Структура работы состоит из введения, одной главы, трех параграфов, заключения и списка литературы.

Умственное развитие: понятие, показатели

Умственное развитие -- количественные и качественные изменения, происходящие в когнитивных характеристиках индивида со временем. Умственное развитие представляет собой динамическую систему, определяющуюся как усвоением общественного опыта в ходе деятельности ребенка, под влиянием стихийного и целенаправленного обучения, так и созреванием органической основы. Созревание органических структур, с одной стороны, создает необходимые предпосылки для развития, а с другой стороны, само зависит от функционирования соответствующих органических систем в процессе осуществления деятельности. Умственное развитие ребенка носит стадиальный характер. На каждой возрастной ступени возникают специфические предпосылки для усвоения нового социального опыта, для овладения новыми способами деятельности, для формирования новых психических процессов. Умственное развитие протекает весьма различно в зависимости от условий жизни и воспитания ребенка. При стихийном, неорганизованном развитии его уровень снижен, несет на себе отпечаток неполноценного функционирования психических процессов.

В отечественной психологии умственное развитие человека понимается как качественно своеобразный тип его функционирования, характеризующийся возникновением качественно новых психологических образований и переходом психологической системы на новый уровень функционирования (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Многие психологи в поисках конкретных показателей умственного развития обращаются к анализу умственной деятельности учащихся, осуществляемой в процессе школьного обучения, к характеристике целостной учебной деятельности.

В качестве показателей умственного развития рассматриваются:

интериоризация, т.е. преобразование практических (внешних) предметных действий в умственные действия (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); обучаемость, т.е. способность усваивать знания, приемы работы, характеризуемая темпом продвижения (Б.Г. Ананьев, З.И. Калмыкова); способность к обобщенному переносу мыслительных операций на новый материал, в новые условия (Е.Н. Кабанова-Меллер).

Выделяют и другие показатели целостной учебной деятельности, которые могут служить характеристиками уровня умственного развития. Многие исследователи ищут показатели умственного развития в особенностях познавательных психических процессов, преимущественно в характеристиках мышления и памяти. Это связано с тем, что именно отмеченные психические функции обеспечивают усвоение поступающей информации и адаптацию индивида к окружающей среде, рассматриваемую как конечную цель функционирования когнитивной сферы человека. Так, в качестве показателей уровня умственного развития выдвигаются: знания и мыслительные операции (Д.Н. Богоявленский, Н.И. Менчинская, А.А. Люблинская, А.Н. Леонтьев); оперирование абстрактными отношениями, содержательными обобщениями, теоретическое мышление (В.В. Давыдов, А.З. Зак); категориальное обобщение, отношения замещения, использование символического плана (Н.Г. Салмина и др.); логическое мышление, анализирующее наблюдение (Л.В. Занков); внутренний план действий, т. е. способность действовать "в уме" (Я.А. Пономарев). Особо следует выделить показатели творческого мышления, также характеризующие умственное развитие: творческое преобразование материала в проблемной ситуации (О.К. Тихомиров, В.Н. Пушкин); интеллектуальная инициатива как продолжение поиска новых знаний за пределами требований конкретной задачи (Д.Б. Богоявленская); гибкость мышления, умение находить новые способы решения (Я.А. Пономарев); прогнозирование, целеполагание (А.В. Брушлинский, О.К. Тихомиров). Ни один из выделяемых показателей умственного развития не является исчерпывающим, полностью отражающим особенности когнитивной сферы индивида на отдельных этапах развития. Вряд ли возможно найти универсальную характеристику умственного развития, которую с одинаковой успешностью можно было бы измерять у представителей любого возраста независимо от их образования, опыта основной деятельности и условий жизни. Как отмечал Л.С. Выготский, "не может существовать равных единиц для измерения всех ступеней в развитии интеллекта, каждая качественно новая ступень требует своей особой меры".

На каждом возрастном этапе различают два уровня умственного развития: актуальный и зону ближайшего развития (Л.С. Выготский). Под актуальным понимают тот уровень сформированности психических процессов, который сложился в результате определенных, завершившихся циклов развития. Его диагностируют с помощью тестов интеллекта и тестов умственного развития. То, что ребенок пока еще оказывается в состоянии сделать только с помощью взрослого, указывает на зону его ближайшего развития. Этот показатель умственного развития определяется с помощью диалогических и обучающих методов диагностики. Одно из перспективных направлений современной диагностики -- критериально-ориентированное тестирование -- позволяет оценить уровень умственного развития в его специфических проявлениях, соотносимых с нормативными требованиями. Это позволяет указать направления коррекционной работы, ведущей к исправлению обнаруженных пробелов и дефектов умственного развития. .

Прежде считалось незыблемым, что для уровня умственного развития ребенка показательна только его самостоятельная деятельность, но никак не подражание. Это нашло выражение во всех современных системах тестовых исследований. При оценке умственного развития только те решения принимаются во внимание, которые ребенок совершил самостоятельно, без помощи других, без показа, без наводящих вопросов.

Однако это положение, как показывает исследование, несостоятельно. Уже опыты над животными убедили, что действия, которым животное способно подражать, лежат в зоне его собственных возможностей. Иными словами, животное может подражать только таким действиям, которые в той или иной форме доступны ему самому. Причем, как установил Келер, возможность подражания у животных почти не выходит за пределы возможностей их собственного действия. Это значит, что если животное способно подражать какому-либо интеллектуальному действию, то оно и в самостоятельной деятельности обнаружит при известных условиях способность к совершению аналогичного действия. Таким образом, подражание оказывается тесным образом связанным с пониманием, оно возможно только в области тех действий, которые доступны пониманию животного. .

Существенное отличие подражания ребенка заключается в том, что он может подражать действиям, которые выходят далеко за пределы его собственных возможностей, но они, однако, не безгранично велики. Ребенок в состоянии с помощью подражания в коллективной деятельности, под руководством взрослых, сделать гораздо больше, и притом сделать с пониманием, самостоятельно. Расхождение между уровнями решения задач, доступных под руководством, при помощи взрослых и в самостоятельной деятельности, определяет зону ближайшего развития ребенка.

Приведем пример. Перед нами два ребенка с одинаковым умственным возрастом в 7 лет, но один из них при малейшей помощи решает задачи, рассчитанные на 9 лет, другой -- на 7,5. Одинаково ли умственное развитие обоих детей? С точки зрения их самостоятельной деятельности -- одинаково, но с точки зрения ближайших возможностей развития оно резко расходится. То, что ребенок оказывается в состоянии сделать с помощью взрослого, указывает нам на зону его ближайшего развития. Следовательно, с помощью этого метода мы можем учесть не только законченный на сегодняшний день процесс развития, уже завершенные его циклы, пройденные процессы созревания, но и находящиеся сейчас в состоянии становления, созревания, развития.

То, что ребенок сегодня делает с помощью взрослого, завтра он сумеет сделать самостоятельно. Зона ближайшего развития поможет нам определить завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития, учитывающее не только уже достигнутое, но и находящееся в процессе созревания. Двое детей в нашем примере показывают одинаковый умственный возраст с точки зрения уже завершенных циклов развития, но динамика развития у них совершенно разная. Состояние умственного развития ребенка может быть определено, по меньшей мере, с помощью выяснения двух его уровней -- актуального развития и зоны ближайшего развития. .

Влияние обучения на умственное (интеллектуальное) развитие учащихся.

Интеллектуальное развитие идет по двум линиям:

1) функциональное развитие интеллекта, которое заключается в обогащении его содержания новыми умственными действиями, новыми понятиями;

2) стадиальное (возрастное) развитие, которое характеризует качественные изменения в интеллекте, его перестройку. А. В.Запорожец, подчеркивая особенности этой линии развития, пишет, что в этом случае происходят «фундаментальные изменения, заключающиеся уже не в овладении отдельными действиями в их последовательном осуществлении на различных уровнях, в различных планах, а в формировании самих этих уровней, например в возникновении... внутреннего плана представлений, воображаемых преобразований действительности». В настоящее время в психологии известны три стадии интеллектуального развития: наглядно-действенный интеллект, наглядно-образный и словесно-логический. Стадия развития интеллекта характеризует типичное состояние накопленных умственных действий, т.е. в какой форме их обычно выполняет субъект, способен ли он их осознавать, использовать произвольно и т.д. Важно отметить, что указанные две линии интеллектуального развития взаимосвязаны. С одной стороны, переход на новую стадию предполагает овладение определенными действиями. Так, переходу ребенка со стадии наглядно-действенного интеллекта на стадию наглядно-образного способствует овладение обобщенными действиями замещений и действиями игрового моделирования. Обычно малыш овладевает этими действиями в дошкольном возрасте в процессе игры. (Известно, например, что ребенок может заменить лошадку палочкой и скакать на ней с восторгом.) Таким образом, накопления, идущие по первой (функциональной) линии, не одинаково эффективны для качественных (стадиальных) изменений интеллекта. Ученик может усвоить много новых действий, но остаться на той же стадии интеллектуального развития. .

С другой стороны, стадиальное развитие оказывает влияние на функциональное. Так, если ребенок находится на стадии наглядно-действенного интеллекта, то при усвоении каждого нового действия ему необходимо начинать усвоение с материальной (или материализованной) формы. Но если интеллект учащегося характеризуется как наглядно-образный, материальная (материализованная) форма может быть пропущена, тогда ребенку с самого начала будет доступна перцептивная форма.

Итак, умственное развитие имеет как количественные, так и качественные изменения. Количественная (функциональная) линия развития прямым образом зависит от деятельности учения: она пополняется через усвоение новых действий. Качественные (стадиальные) изменения опосредованы функциональным развитием. Решающим при этом является не количество усвоенных действий, а их содержание и особенности.

Одна из центральных проблем педагогической психологии - выявление условий, реализация которых в учебной деятельности приводит к высоким показателям развития учащихся. .

Показатели умственного развития

Разговор о развивающем обучении будет беспредметным, «если учителю недостаточно ясны те стороны умственного развития, которые желательно сформировать у учеников данного класса, на уроках данного учебного цикла, если не определены те формы учебной работы, которые приводят к нужным сдвигам в развитии». Для успешного их развития учителю важно знать основные показатели, критерии умственного развития.

До сих пор сохранили полную силу положения Л.С. Выготского относительно основных показателей мыслительной деятельности в процессе обучения. Такими показателями он считал степень обобщенности, абстрагированности понятий и степень включения их в систему. Высший уровень умственного развития -- установление взаимосвязи между различными понятиями. Очень значимым показателем умственного развития школьников является пользование рациональными приемами умственной деятельности, например, приемами абстрагирования, установления разных соотношений в заданном материале (пространственных, причинных и т.п.), рассмотрения предмета с различных точек зрения, воображения, запоминания и т.д. Правильно сформированный прием умственной деятельности предполагает умение применять его на практике. .

Д.Б. Эльконин основным критерием умственного развития считает наличие правильно организованной структуры учебной деятельности с такими компонентами, как постановка задачи, выбор средств решения, самоконтроль и самопроверка; правильное соотношение предметных и символических планов в учебной деятельности.

В центре внимания Л.В. Занкова было общее развитие детей. Выделяются три линии развития: развитие деятельности наблюдения, мыслительной деятельности и практических действий. Ученик должен овладеть приемами выполнения каждой из них. Прогресс общего развития проявляется в том, насколько учащиеся могут объединить все эти приемы в единую систему.

Важнейшими показателями умственного развития школьников являются качества умственной деятельности: глубина, гибкость, доказательность, критичность и др. Дети с низким уровнем умственного развития слабо используют информацию, заложенную в условиях задач, часто решают их на основе слепых проб. Путь к решению оказывается малоэкономичным, перегружен ложными суждениями. В зависимости от того, как понимаются показатели умственного развития, будет разным и подход к условиям умственного развития. Для одних основным условием является обучение учащихся обобщенным приемам умственной деятельности, для других -- развитие качеств ума и т.д. .

Процессы развития не совпадают с процессами обучения, процессы развития идут вслед за процессами обучения, создающими зоны ближайшего развития. .

Мысли, высказанные Выготским о «зоне ближайшего развития» ребенка, имеют огромное значение для учителя и в наши дни, если он думает об умственном его развитии в процессе обучения. .

умственный мыслительный обучаемость обученность

В этой статье:

Диагноз «задержка умственного развития» может стать для родителей громом среди ясного неба, особенно если ставится в совсем раннем возрасте. Очень часто причина такого диагноза кроется в неправильном поведении женщины во время беременности . Алкоголь, лекарства без показания врача, наркотики могут на раннем сроке запустить неправильное развитие ребенка. Однако часты и генетические нарушения.

У такого малыша все равно много возможностей для жизни, учебы, получения профессии. Родителям необходимо научиться работать вместе со своим малышом, и тогда все получится. Очень важно правильно отнестись к особенностям детей. Например, может стать проблемой агрессивное поведение. Для вашего крохи есть много вариантов: специальные садики, школы, дополнительные занятия. Они помогут ему стать более уверенным в себе, контактным ребенком.

У ребенка задержка умственного развития

Часто такое словосочетание пугает родителей. Ребенку с задержкой умственного развития трудно в обычном садике – что уж говорить про школу. Все дети уже запомнили новое правило, записали предложение, а он все еще не знает, с чего начать.
Обиднее всего, если над ним смеются или его обижают. Многие родители просто не принимают тот факт, что у их малыша реальная проблема. А ведь ее можно исправить или существенно облегчить.

Причин появления задержки много, но следствие одно: ребенку просто нужно особенное внимание, особые материалы для обучения, игрушки. Тут работают все вместе – малыш, родители, учителя и врачи. Чем больше усилий, тем проще ему будет. Родители должны быть готовы к тому, что малышу придется нелегко. Главное - вовремя начать с ним заниматься .

Причины

Причины данного диагноза могут напрямую зависеть от поведения женщины во время беременности:

  • несоблюдение норм питания;
  • употребление алкоголя, наркотиков (особенно на ранних сроках: в это время формируется нервная система, закладывается мозг);
  • прием лекарств (антибиотики, жаропонижающие, седативные, нейролептики и многие другие виды);
  • халатное отношение к собственному здоровью во время беременности (частые простуды, грибковые и инфекционные заболевания, высокая температура и т.д.).

Такое поведение матери часто ведет к разного рода отклонениям у детей, особенно со стороны поведения, развития нервной системы. Но, конечно, не всегда виновата мама. С такой же частотой появление данного диагноза связано с ошибками развития, генетическими мутациями. Это происходит еще на стадии нескольких часов или дней после зачатия . Мамы таких детей могут вести абсолютно здоровый образ жизни, правильно питаться и посещать врача вовремя. Есть несколько групп риска:

  • поздняя беременность (35-45 лет);
  • слишком ранние беременности (девочки до 17-18 лет);
  • генетические заболевания у родителей;
  • плохие условия жизни (нет возможности хорошо питаться, получать витамины, адекватное лечение);
  • сильный токсикоз во время беременности (организм активно борется с эмбрионом – это может ему навредить).

В любом случае сегодня еще на достаточно раннем сроке беременности можно выявить отклонения развития плода. Это может помочь родителям принять решение, продолжать беременность или прервать. Это сложно, но решать стоит, думая и о ребенке, и о себе: смогут ли родители уделять больному малышу достаточно внимания, есть ли у них возможности для этого (жилье, финансы, здоровье и т.д.). Родители должны полностью осознавать последствия при каждом варианте решения.

Бывает так, что задержка умственного развития не может быть диагностирована сразу. Первое время состояние малыша может быть нормальным, без видимых отклонений. Конечно
, пока он грудной малыш, сложно заметить его особенности. Тут обязательно нужно консультироваться с врачом при возможных сомнениях. А еще необходимо регулярно посещать вашего педиатра: он может еще на ранней стадии увидеть проблему.

Кто занимается такими проблемами? Конечно же, неврологи и дефектологи. Если проблема связана с неправильным развитием головного мозга, нервной проводимостью, то невролог назначит лечение. Сегодня многие состояния могут быть скорректированы. Дефектолог же направит вас на обучение в специальный садик и школу.

Нужно понимать, что термин «задержка» не означает, что кроха навсегда потерян для общества. Совсем наоборот.

Задержку можно корректировать, как минимум можно помочь ребенку приспособиться. Если вовремя заметить проблему, то специальная терапия и развивающие занятия для детей дадут им возможность влиться в нормальный коллектив.

При необходимости к постановке диагноза привлекается психолог или даже психиатр. Данный диагноз может быть поставлен с помощью общения и специальных тестов. В случае если задержка развития спровоцирована условиями и обстоятельствами жизни ребенка, то ему просто необходима помощь.

Очень часто такие детки страдают от своего положения. Они вполне могут осознавать, что отличаются от других. Насмешки других детей, постоянная опека родителей, невозможность делать то же, что остальные указывают им на собственную неполноценность… Задержка умственного развития может быть выявлена поздно, когда ребенок уже пошел в садик.
Тогда там он впервые столкнется с проблемами. Даже дети 4-5 лет уже чувствуют отличия и могут начать смеяться, издеваться над малышом.

Бывает, что с таким диагнозом дети становятся агрессивны. Они очень комплектуют из-за своей проблемы, и это мотивирует их пользоваться кулаками.

Тут родителям следует реагировать. Агрессивное поведение становится для ребенка возможностью решать многие проблемы, непонимание, споры . Он просто не умеет аргументировать, искать логику, а вот обидеть, ударить он вполне может. Для таких детей это часто выход из сложной ситуации, где нужно использовать опыт и ситуационную логику.

Поэтому, если не заниматься воспитанием, ребенок с умственной отсталостью или задержкой умственного развития может стать очень жестоким. Особенности его состояния только стимулируют эту жестокость. Бывает, они с радостью примыкают к подростковым бандам в поисках самоутверждения. Но, конечно, редко находят его там.

Родителям нужно понимать, что рано или поздно агрессивное поведение проявится. Это защитный психологический механизм. Главное, в этот момент объяснить, показать, иногда даже наказать ребенка. Вам необходимо всеми доступными методами помочь ему самому понять, что так делать нехорошо. Научите его просить прощения, если он сделал больно, извиняться, искать другие пути решения конфликта.

Что делать?

Очень важно, чтобы врач не просто поставил диагноз, но и ознакомил с ним родителей, объяснил, как именно будет проходить развитие , чего ждать, как быть с диагнозом. Это поможет родителям сжиться с мыслями о том, что происходит с их ребенком. Очень часто без такой подробной информации родители детей с задержкой умственного развития просто не справляются с трудностями.

Важно знать:

Это поможет в первую очередь самому ребенку. Правильное воспитание и развитие может заметно сократить разницу между его возможностями и возможностями других детей.

Лечение

Чаще всего лечение назначается симптоматическое. У многих малышей отмечаются проблемы с речью – тут вам помогут дефектолог, логопед, специальные методики. Во всех садиках для детей с задержкой умственного развития работает логопед.

Часто с детьми работают психологи. Они помогают самим малышам разобраться, что же происходит. Например, у него поведенческие проблемы, агрессия. Работа с детским психологом или психиатром поможет ребенку обратить
внимание на свое поведение, развить эмпатию. Иногда бывают необходимы лекарственные препараты для коррекции поведения.

Если задержка умственного развития идет вместе с другими неврологическими проблемами (ДЦП, синдром Дауна и т.д.), то необходимо комплексное лечение. Очень часто это мышечная слабость, проблемы с суставами. Для детей с синдромом Дауна распространены заболевания ЛОР-органов.

Бывают случаи, когда терапия, лекарственные препараты не нужны, и ребенку необходим просто адекватный уход, правильное обучение и развитие. А еще любящие родители, которые готовы к тому, что он будет отличаться от других.

Специальные учебные заведения

Все начинается со специального садика. Тут главное - научить малыша учиться. Познавательная деятельность у малышей с задержкой умственного развития нуждается в стимуле. Часто у них нет природного стремления учиться,
познавать мир, как у здоровых детей. Им сложно дается учеба, нужно по несколько раз объяснять один и тот же материал… В таких садиках всегда несколько воспитателей, есть медсестры, педагоги, дефектологи. Малыша нельзя оставлять одного – нужно, чтобы каждому крохе уделялось максимум внимания.

Специальные школы учат детей не только обычным школьным предметам. Много внимания уделяется общению, поведению, социализации ребенка или подростка. Задержка развития может быть скорректирована. Например, через несколько лет в специальной школе малыша могут перевести в обычную. Или же он попадает в обычную школу, но на надомное обучение.

Главная задача школы – максимально помочь малышу быть самостоятельным. Ухаживать за собой, одеваться, убирать вещи , заботиться о личной гигиене – этим вопросам тут уделяется много внимания.

Кроме школы и садика, есть множество развивающих центров. Многим деткам нужна лечебная физкультура, массаж: это помогает им развивать координацию движений, управляться с собственным телом. Так ребенок чувствует себя более уверенным, «таким, как все» . После школы есть возможность продолжить обучение и получить профессию.

Правильное и неправильное поведение родителей

Неправильное поведение родителей – ругать, наказывать малыша, высмеивать его проблемы. Руганью тут ничего не решить: дети часто не понимают причины, почему виноваты, а родители не объясняют, а лишь наказывают. Такое поведение не приведет к положительным результатам даже у здорового ребенка.

Воспитывать малыша с диагнозом «задержка умственного развития» всегда большая ответственность. Нельзя сказать, что это легко и просто. Да, ваш малыш будет отличаться от других, но от вас зависит, насколько. Правильное воспитание, уход, посещение врача, обучение могут серьезно снизить тяжесть проблемы. От ухода за ребенком зависит, насколько полноценную жизнь он будет вести.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!