Конспект занятия по психологии "поделись улыбкою своей",детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада детский сад, дошкольное образование, воспитатель детского сада, люберцы

Умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них.

  • Совершенствовать коммуникативные навыки детей.
  • Воспитывать доброжелательность, сочувствие, эмотивность.
  • Материал:

    • магнитофон и кассеты с записью разной по настроению музыки.
    • волшебная палочка.
    • волшебный дождь.
    • фотографии детей с разными эмоциями.
    • волшебный цветок.

    Предварительная работа:

    – знакомство с базовыми эмоциями (радость, грусть, брезгливость, страх, злость, обида).

    – проведение упражнений, способствующих осознанию собственного тела, снятию мышечного напряжения.

    – прослушивание музыкальных произведений, вызывающих разные эмоции у детей.

    – разыгрывание этюдов и сценок.

    – проведение психологических игр и упражнений (К.Фопель).

    Ход занятия

    Дети входят в группу под спокойную мелодию, приветствуют, прикасаясь ладонями, друг друга, отмечают свое настроение на стенде.

    Психолог:

    Здравствуйте дети! Я очень рада встрече с вами и тому, что вы пришли с хорошим настроением.

    1. Игра-упражненпе “Передай улыбку по кругу”

    Психолог. У меня тоже хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (психолог улыбается, рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т.д.).

    Что чувствуете вы сейчас?

    (Ответы детей)

    2. Стихотворение “Король Боровик” (В. Приходько)

    Психолог. Читает стихотворение.

    Шел король Боровик
    Через лес напрямик
    Он грозил кулаком
    И стучал каблуком.
    Был король Боровик не в духе:
    Короля покусали мухи.

    Психолог. Какое у короля настроение?

    (Ответы детей)

    А как вы догадались?

    (ответы детей)

    Психолог. Читает стихотворение, а детям предлагает действовать согласно тексту.

    Психолог. Ой, что же мне делать? Сколько сердитых королей! Что же мне поможет?

    (Ответы детей)

    Волшебная палочка!

    3. Игра-упражнение “Леша, Леша повернись, повернись и улыбнись”

    Психолог.

    Психолог прикасается волшебной палочкой к плечу каждого ребенка и говорит: “Леша, Леша повернись, повернись и улыбнись”,

    Леша поворачивается на 180 градусов и улыбается.

    Психолог. Дети, а как вы справляетесь с чувством злости?

    Дети. Мы играем в игру “Тух – тиби дух”, “Ругаемся овощами”, “Выходим из лужи злости”, “Кричим громко в мешочек злости”.

    4. Игра-упражнение “Поменяются местами”

    Психолог. Скучно, скучно так сидеть, друг на друга все глядеть.

    Не пора ли пробежаться и местами поменяться?

    Дети и психолог сидят на стульчиках в круге.

    Психолог говорит: “Поменяются местами все, у кого голубые глаза (кто добрый, кто защищает девочек и т.д.)”. Голубоглазые дети меняются местами.

    5. Игра “Волшебный цветок”

    Психолог. А сегодня утром я зашла в группу и увидела Настю (показываю фотографию девочки с эмоцией злости). Она сидела на диване совсем одинокая. Какое у нее настроение?

    (ответы детей)

    Психолог. Как бы вы поступили на моем месте?

    Дети предлагают варианты помощи сердитой девочке.

    В центр кладется фотография Насти с эмоцией злости. Дети по очереди выбирают лепестки, на которых фотографии с вариантами помощи сердитой девочке. Когда составлен волшебный цветок, психолог предлагает детям закрыть глаза, и меняет центральную фотографию сердитой девочки на веселую.

    Психолог. Как вы думаете, почему случилось чудо?

    (Ответы детей)

    6. Игра-упражнение “Приласкай меня”

    Психолог. Дети,вы сказали, когда человек сердитый, с ним можно поговорить, успокоить, его нужно приласкать, а давайте и мы приласкаем того, кого вам хочется.

    Звучит спокойная мелодия. Один ребенок садится на стул в центре комнаты, остальные дети окружают его и нежно гладят по рукам, плечам, ногам и т.д.

    Психолог. Что вы чувствовали, когда ласкали вас дети?

    (Ответы детей)

    Психолог. Особенно приятно было, когда дети прикасались к какой части тела?

    (Ответы детей)

    7. Сюрпризный момент

    Звучит фонограмма вальса.

    Психолог.

    Поднимите вверх глаза.
    Это что за чудеса?
    Здесь волшебные дождинки,
    Они дарят нам смешинки,
    В вальсе мы закружимся,
    Улыбнемся и подружимся.

    Сверху летит мелко нарезанная фольга.

    Звучит вальс, дети двигаются под музыку.

    Психолог. Дети что вы чувствуете?

    8. Игра – упражнение “Попрощаемся по разному”

    Психолог.

    Вот и подошло к концу наше занятие, и я предлагаю вам попрощаться по разному.

    Дети встают парами.

    Психолог. “Попрощаемся ладонями (локтями, коленками, спинами, лбами и т.д.)

    Дети выбирают из пиктограмм свое настроение.

    Конспекты занятий в детском саду:
    Интегрированные занятия в дошкольном учреждении (Физическая подготовка + иностранный язык) . Детский сад 82
    Программа физкультурно-оздоровительной работы "Здоровый дошкольник" . Детский сад 82
    Проектная деятельность в детском саду "Светлячок" г. Абакана Республики Хакасия. Детский сад 82
    Здоровый ребенок в детском саду. Детский сад 82
    Доклад "Управление воспитательно-образовательным процессом дошкольного учреждения в условиях модернизации системы дошкольного образования на территории муниципального образования г. Норильск" . Детский сад 82

    «Жизнь дана на добрые дела»

    План-конспект занятия по старший дошкольный возраст

    Цель:

    Способствовать формированию понятия «доброта», через развитие в ребёнке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучая себя с позиции добра, справедливости, любви.

    Задачи:

      Учить воспитанников выражать свои мысли о добрых поступках.

      Формировать умение работать в коллективе, выражать свое мнение, рассуждать.

      Способствовать формированию творческого воображения.

      Вызвать у детей желание совершать добрые поступки, помогать другим.

    Оборудование и материалы: мольберт с контуром в виде сердца; большая плотная звезда, разрезанная на 3 части, со словами «улыбка», «поступок», «спасибо», проектор, экран, ноутбук, стол для рисования, краски, кисточки, стаканы с водой, бумага в форме звездочек; разноцветные блестящие звездочки, на которых написаны слова «улыбка», «поступок», «спасибо», «забота», «друг», «внимание», «красота» и т. п.

    Ход мероприятия

    Приветствие « Всем доброе утро».

    Дети сидят в кругу.

    Педагог: Ребята, как вы думаете, какому человеку легче жить на белом свете – доброму или злому?».

    Ответы детей

    Педагог: послушайте стихотворение:

    Быть легче добрым или злым?

    Наверно, легче злым.

    Быть добрым – значит отдавать

    Тепло свое другим.

    Быть добрым – значит понимать

    И близких, и чужих

    И радости порой не знать,

    Заботясь о других.

    Конечно, доброму трудней,

    И все же посмотри:

    Как много у него друзей!

    А злой всегда один...

    (Л. Полякова)

    Педагог: А как вы думаете, что такое «добро», «доброта»?

    Ответы детей.

    Педагог: Знаете, а добро бывает разное. Одно добро – это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро?

    Ответы детей.

    Педагог: Каждый человек должен иметь доброе сердце, добрую душу, уметь говорить добрые слова, чтобы всем помогать, жалеть тех, кто попал в беду, и, конечно, всех любить. Ребята, посмотрите, что у меня в руках!

    (Под музыку воспитатель достает красивый ларец)

    Педагог: Это добрая волшебница подарила нам ларец с дарами доброты. Как вы думаете, что там может лежать?

    Дети: Игрушки, книжки, другие подарки…

    Педагог: Ребята, а что может быть добрым у человека?.

    Дети: Добрые глаза, добрая улыбка, доброе рукопожатие, добрый взгляд…

    Педагог: Правильно, именно такие дары там и лежат. Но посмотрим на них мы потом. Неслучайно добрая волшебница подарила этот ларец именно сейчас, когда все люди живут в ожидании Нового года и Рождества. В это время всё словно превращается в добрую сказку, а сегодня ночью был сказочный звездопад, и одна из звездочек упала недалеко от нас. Об этой звёздочке я сейчас расскажу.

    Флештренинг сказка «Звёздная девочка» (А. Лопатина, М. Скребцова))

    «Тысячу лет назад раз в год на землю прилетала небесная звезда и превращалась в маленькую звездную девочку. С котомкой за плечами, в которой она несла небесные искорки, девочка отправлялась в путешествие по разным странам и городам. Она была такой крохотной и незаметной, что многие не обращали на нее никакого внимания. Но она, ни на кого не обижалась и любым, даже самым злым людям, дарила небесные искорки. По дороге с ней случалось много удивительного. Когда в ее котомке не оставалось ни одной искорки, она незаметно исчезала, чтобы через год прилететь опять. Каждый, получивший в подарок небесную искорку, становился самым счастливым человеком на земле, потому что исполнялись самые лучшие мечты его детства. Время от времени он тоже отправлялся в путешествие по разным городам и странам и всем на своем пути рассказывал о встрече с маленькой звездной девочкой. Тогда в сердцах этих людей тоже зажигались небесные искорки».

    Педагог: Ребята, как вы думаете, а что это были за подарки, которые так щедро звёздная девочка раздавала людям?

    Дети: Наверно, это были доброта, радость, любовь…

    Педагог:. Отлично, ребята. Одна звезда от звёздной девочки упала недалеко от нас. Но, к сожалению, она была такая хрупкая, что рассыпалась. Посмотрите на эти частички, давайте соберем их вместе и посмотрим, что получится.

    (Дети переходят к коврику и собирают рассыпанные частички, на них написаны слова)

    Педагог: Давайте прочитаем, что здесь написано.

    Дети (читают): «Спа-си-бо», «пос-ту-пок», «у-лыб-ка».

    Педагог: Как вы думаете, почему звездочка подарила нам эти слова, что они означают?

    (Дети разделились на 3 группы, по количеству частичек, и обсуждают значение написанных слов, и какое отношение они имеют к слову «доброта»)

    Воспитатель. Давайте еще раз зачитаем слова и расскажем, что они означают.

    Дети 1-й группы: «Спа-си-бо». Добрые люди всегда говорят спасибо, за все благодарят, и вообще говорят больше добрых вежливых слов.

    Дети 2-й группы: «Пос-ту-пок». Чтобы быть добрым, надо не только говорить вежливые слова, но и совершать добрые поступки, дела.

    Дети 3-й группы: «У-лыб-ка». У доброго человека всегда доброе выражение лица, он часто улыбается и от этого другим становится лучше. Человек как бы светится изнутри.

    Педагог: А вы в жизни встречали добрых людей или совершали добрые поступки? Расскажите о них.

    (Дети приводят примеры из своей жизни. Например: Моя сестра добрая, потому что она каждый день играет со мной, делится игрушками. Моя мама добрая, она заботится о нас, ласкает и обнимает, когда плохо или просто так и т.п.)

    Педагог:. Как здорово, что нас окружают такие замечательные добрые люди.

    Физкультминутка (под музыку)

    Педагог: Встали в круг, взялись за руки. Представьте, что мы одна большая звезда. Сердце у звёздочки доброе, как оно может стучать? (Отбивание хлопками ритм биения сердца).

    Как звездочка может дышать? (На вдох – присели, на выдох – встали).

    Как она может сиять? (Поднять руки вверх и потрясти ими).

    Молодцы ребята.

    Педагог: Я предлагаю вам сейчас пройти к столам и самим нарисовать волшебные «звезды доброты». Но что нам для этого потребуется?

    Дети: Волшебные краски!

    Педагог: А где же мы их возьмем?

    Ответы детей

    Педагог: Конечно, ребята, мы добавим в них улыбок, доброты, радости, солнечного света и перемещаем. А я научу вас как можно быстро и необычно нарисовать наши волшебные «звезды доброты». Приступая к работе, думайте обо всём добром, что можете сделать друг для друга, для своих близких.

    Педагог: Листы бумаги сложить пополам, развернуть– капнуть краску разного или одно цвета на середину, друг под другом.

    (Дети выполняют работу под музыкальное сопровождение)

    Педагог: Ребята, вы подарили волшебный цвет своим звёздочкам, молодцы! Но теперь ее надо оживить. Давайте, прикрепим свою звёздочку к мольберту назовем добрые дела, которые мы можем сделать для своих друзей и близких.

    (Дети подходят к мольберту, говорят пожелания, вешают свои звёздочки на контур в форме сердца.

    Дети: Я буду слушаться свою бабушку, и она сможет играть со мной в куклы.

    А я буду помогать моей мамочке, чтобы она поменьше уставала.

    А я больше никогда не буду ссориться со своим братом и поделюсь с ним своими игрушками и т. п.

    Педагог: Какое красивое созвездие у нас получилось! Как мы его назовём?

    Дети: Доброе сердце!

    Педагог: Ребята, помните о ларце волшебницы с дарами доброты? И мы назвали, что там может находиться? Как вы думаете, мы сможем воспользоваться ее подарками? Что для этого надо сделать?

    Дети: Поможем волшебнице оживить её дары!

    Педагог: Что для этого нужно?

    Дети: Просто улыбнуться друг другу.

    Подарить друг другу добрый взгляд

    Сказать доброе слово.

    Помочь тому, кто в этом нуждается и ничего не ждать взамен и т. п.

    Педагог: Оказывается, совсем нетрудно быть добрым. Доброта это качество, без которого мир не может существовать. Давайте никогда не будем забывать добрые и вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко, глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что от улыбки хмурый день становится светлей.

    (Под музыку дети открывают ларец, а в нём подарок от звёздной девочки – разноцветные блестящие звездочки, на которых написаны слова «улыбка», «поступок», «спасибо», «забота», «друг», «внимание», «красота» и т. п.)

    Педагог: Я желаю вам, ребята, чтобы вы тоже в сердцах людей зажигали искорки доброты. А дома я предлагаю нарисовать «Солнце доброты», у которого должно быть столько лучей, сколько добрых поступков разных людей вы вспомните. А потом принесете в группу ваши рисунки и расскажите о своем «Солнце доброты».

    Как научиться доброте?

    Ответ простой – она везде:

    В улыбке доброй и в рассвете,

    В мечте и в ласковом привете.

    По всей земле добра частицы,

    Их надо замечать учиться

    И в сердце собирать своем,

    Тогда не будет злобы в нем.

    (А. Лопатина, М. Скребцова)

    Конспект интегрированного занятия

    В старшей группе

    «Три поросенка»

    Составили: педагог-психолог Горохова С.А.

    Музыкальный руководитель

    Горюшина О.Ф.

    Конспект занятия по психологии «Три поросенка»

    Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.

    Задачи:

    • Закрепить умение узнавать и выражать эмоциональные состояний в мимике.
    • Совершенствовать умение вербализовать и адекватно реагировать на эмоции окружающих.

    Материал для занятия :

    • «Корзинки эмоций».
    • Музыкальное сопровождение Детские песни из мультфильмов. - Всем на свете нужен дом.
    • Цветок эмоций
    • Пластмассовые модули
    • Презентация
    • Зеркало
    • Смайлики
    • Иллюстрации сказки «Три поросенка»

    Предварительная работа:

    – знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, удивление, злость, брезгливость.

    – прослушивание музыкальных произведений (без предъявления видеоряда)

    – проведение психологических игр и упражнений, перекрестных движений.

    Ход занятия

    Психолог:

    Ребята, проходите в зал, рассаживайтесь на удобных вам местах.

    Я рада видеть вас! Как ваше настроение?

    Перед вами находится корзинки настроений, положите жетончик в ту корзинку, которая соответствует вашему настроению (например: у меня хорошее настроение, я положу жетончик в корзинку «Хорошего настроения»).

    Психолог . У меня тоже хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (психолог улыбается, рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т.д.).

    Что чувствуете вы сейчас?

    (Ответы детей)

    Психолог: - Ребята, наше настроение зависит от наших поступков, от того, что мы делаем и как. В свою очередь, наше настроение влияет на настроение окружающих, и они испытывают разные эмоции.

    Ребята, а вы знаете, что такое эмоции? (ответы детей)

    – Как вы думаете, чем мы сегодня будет заниматься? О чём будем говорить? (ответы детей)

    – Ребята, мы сейчас с вами отправимся в путешествие в страну «Эмоции» . Для того чтобы мы могли путешествовать, нам нужен транспорт. На каком транспорте вы путешествовали? Давайте построим сказочный поезд. Встаньте друг за другом, возьмите впереди стоящего за пояс. Передвигаться наш поезд сможет с помощью волшебных слов:

    Наш волшебный поезд

    Всех друзей вперед увозит...

    (Дети произносят слова и идут по кругу, изображая вагончики).

    Упражнение «Какая эмоция изображена»

    Психолог: Ребята, посмотрите на экран, какие эмоции здесь изображены?

    (Ответы детей)

    Упражнение «Зеркало»

    Детям предлагается изобразить перед зеркалом эмоции (гнев, радость, грусть, удивление).

    Психолог: Ой! Ребята! Вы слышите? Кто это? Как тебя зовут?

    (Ниф-Ниф)

    Ребята, а Ниф-Ниф из какой сказки?

    (Ответы детей)

    А давайте с вами вспомним сказку «Три поросенка», посмотрим иллюстрации к этому произведению и определим какие эмоции у поросят.

    (Дети рассматривают иллюстрации к сказке и отвечают на вопросы психолога).

    Ниф-Ниф начинает плакать

    Психолог: что такое, что случилось?

    Ниф-Ниф: мой дом волк сломал!

    Психолог: не переживай! Мы с ребятами тебе поможем!

    Игра «Дом для Ниф-Нифа»

    (Дети под музыку строят дом для поросенка)

    Психолог: A теперь, ребята я приглашаю вас в музыкальную гостиную для того чтобы Вы узнали, что музыка необыкновенная волшебница, она способна влиять на наши эмоции.

    Музыкальный руководитель: Поэты сочиняют СТИХИ, а художники рисуют картины, а как мы называем тех, кто сочиняет музыку? (Ответы детей) Каких композиторов вы знаете? (Глинка, Прокофьев).

    Посмотрите на портрет композитора, и вспомните его фамилию... Правильно, это Петр Ильич Чайковский. Какие его произведения вы слушали? (Марш деревянных солдатиков). У всех музыкальных произведений разное настроение, потому что они звучат по разному. Настроение и характер музыки меняется в соответствии с названием музыкального произведения Сегодня мы познакомимся с новым произведением П.Чайковского «Вальс цветов». Послушайте его внимательно, и скажите, какие чувства вызывает эта музыка (слушаем фрагмент). Музыка легкая, волнующая, прозрачная, нежная, танцевальная) Композитор, сочиняя эту музыку, хотел выразить звуками, нотами свое настроение, свои переживания.

    Ребята вам хочется под эту музыку танцевать? (Ответы детей)

    А давайте возьмем цветы, что растут у нас на полянках, и потанцуем под вальс (дети повторяют движения за музыкальным руководителем).

    Музыкальный руководитель: Ребята, а давайте подарим Ниф-Нифу цветочки (дети складывают цветы в корзинку)

    Музыкальный руководитель: Ребята! Вы слышите странный звук? Ой, кто это?

    Клоун Гоша: Здравствуйте ребята! Я тайком узнал что у кого – то бывает плохое настроение! Это нужно исправлять!

    Игра “Волшебный цветок”

    Клоун Гоша: У меня для Вас есть волшебный букет! Мы сейчас с вами в сердцевину каждого цветочка приклеим смайлик!

    (Дети выполняют задание клоуна)

    Клоун Гоша: Посмотрите! Какой у нас красивый букет получился!

    Этот букет дарю я вашей группе, для того чтобы у вас и у ваших воспитателей было всегда хорошее настроение!

    Предварительный просмотр:

    в подготовительной школе группе

    «Давайте жить дружно»

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 309

    Октябрьского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан

    «Давайте жить дружно»

    Цель: Способствовать психическому и личностному росту детей, их самопознанию и пониманию чувств других детей.

    Задачи: продолжить формировать у детей чувство принадлежности к группе, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, продолжать формировать позитивное отношение к своему «Я» в группе сверстников, гармонизировать потребность ребенка в социальном признании, учит осознавать свои эмоциональные ощущения.

    Оборудование: магнитофон с записью песни «Настоящий друг» (слова М. Пляцковского, музыка Б. Савельева)

    Ход занятия

    Психолог. Здравствуйте, дети! Очень рада вас сегодня видеть. Хочу предложить вам сегодня поздороваться необычно и даю вам задание поздороваться за руку как можно с большим количеством детей за одну минуту, при этом дуг с другом можно здороваться несколько раз. Считайте свои рукопожатия, а потом мы сравним, кто сколько раз пожал руку другому.

    Я хочу продолжить нашу встречу и предложить вам послушать замечательную песню. (Звучит песня «Настоящий друг».) Ребята могут подпевать.

    Дружба крепкая не сломается,

    Не расклеится от дождей и вьюг.

    Друг в беде не бросит,

    Лишнего не спросит,-

    Вот что значит настоящий,

    Верный друг!

    Мы поссоримся и помиримся,

    «Не разлить водой!» - шепчут все вокруг.

    В полдень или в полночь

    Друг придет на помощь,-

    Вот что значит настоящий,

    Верный друг!

    Друг всегда меня сможет выручить,

    Если что – нибудь приключится вдруг.

    Нужным быть кому – то

    В трудную минуту-

    Вот что значит настоящий,

    Верный друг!

    Психолог. А у вас есть хороший друг? Почему вы считаете его хорошим? А таким, о ком поется в песне, вы хотели бы видеть своего друга? Но важно помнить, что вы сами должны поступать с другом так, как хотели бы, чтобы поступали с вами. Народная мудрость гласит: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты». По поступкам ваших друзей судят и о вас. Поэтому, если ваш друг совершает недостойные поступки, помогите ему стать лучше. Лучшими друзьями в вашей жизни могут стать и ваши близкие: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки. Они любят вас, вы им дороги. Относитесь к ним с любовью, добротой, и вы приобретете настоящих друзей. Хорошо, когда и в группе вы относитесь к дуг другу по – дружески. Давайте сегодня мы поучимся это делать. Мы будем учиться быть одной командой.

    Игра «Гомеостат»

    Психолог. Рассаживайтесь в круг. Пусть каждый из вас сожмет кулаки и по моей команде будет «выбрасывать пальцы». Вы должны стремиться к тому, чтобы все участники «выбросили» одно и тоже количество пальцев. Игра будет продолжаться до тех пор, пока мы не достигнем этой цели. Запрещено перемигиваться, договариваться словами. (Дети выполняют задание).

    Игра «Живая скульптура»

    Психолог. А теперь давайте немножко пофантазируем. Сегодня мы все вместе создадим одну большую скульптуру. Пусть в центр выйдет самый смелый. Он примет какую - нибудь удобную для него позу. Следующий присоединится к нему в том месте, где много свободного пространства, и тоже примет какую – нибудь позу. После чего к ним присоединится третий. Затем первый осторожно выберется из «скульптуры», а четвертый займет любое пустое место в общей группе и так далее. (Психолог выполняет роль «скульптора» в течение всего упражнения; помогает детям придумать, на что похожа композиция.)

    Игра «Сиамские близнецы»

    Психолог. Настоящие друзья часто встречаются друг с другом. Они все делают вместе. Сейчас нас ждет новая игра. Найдите каждый себе пару. Встаньте плечом к плечу, обнимите одной рукой друг друга за пояс. Теперь вы становитесь «сиамскими близнецами», у вас две головы, три ноги, одно туловище, две руки. (Чтобы третья нога была дружной, ее можно скрепить веревочкой). Я предлагаю вам так походить, повернуться, лечь, встать, попрыгать, поползать… Победит та пара, у которой все движения будут слаженными. (Дети выполняют задание).

    Игра «Строим цифры»

    Психолог. А вы знаете, что вместе с другом можно не только строить скульптуры, играть, но и заниматься математикой? Сейчас я вам это докажу. Я буду считать до 10, а вы должны за это время выстроиться так, чтобы получился контур цифр 1, 2, 3, и т. д. (Дети выполняют задание).

    Игра «Печатная машинка»

    Психолог. Сейчас я вам всем раздам карточки с буквами. Пусть каждый назовет свои буквы. Теперь мы будем печатать слова. Я назову слово, а вы будете «печатать», т. е отхлопывать каждый свою букву, строго друг за другом. А теперь будем печатать предложения. Для этого вам нужно будет еще всем вместе отхлопывать паузы между словами. Послушайте, я прочитаю вам стихотворение:

    Дом с колокольчиком

    Стоит небольшой старинный дом под зеленым бугром.

    У входа висит колокольчик, украшенный серебром.

    И если ты ласково, тихо в него позвонишь, то поверь,

    Что в доме проснется старушка, седая – седая старушка,

    И сразу откроет дверь. Старушка приветливо скажет:

    Входи, не стесняйся, дружок,- На стол самовар поставит,

    В печи испечет пирожок.

    И будет с тобою вместе чаек распивать дотемна.

    И старую добрую сказку расскажет тебе она.

    Но если, но если, но если ты в этот уютный дом

    Начнешь кулаком стучаться, поднимешь трезвон и гром,

    То выйдет к тебе не старушка, а выйдет Баба – Яга,

    И не слыхать тебе сказки, и не видать пирога.

    (После чтения стихотворения нужно обсудить с детьми, почему во второй части стихотворения к ребенку вышла не добрая старушка, а Баба – Яга).

    Дети садятся в круг на ковер вокруг «костра». По команде «жарко» дети должны отодвинуться от «костра», по команде «руки замерзли» - протянуть руки к «костру». По команде «ой, какой большой костер» - встать и махать руками, по команде «костер принес дружбу и веселье» - взяться за руки и ходить вокруг «костра». Затем игра выполняется ведущим ребенком. (На последнем этапе игры можно использовать музыкальные записи)

    Упражнение «Черепаха»

    Психолог находится у одной стены помещения, дети – у другой. По сигналу психолога дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2 – 3 минуты психолог подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказывается самым последним. Затем психолог обсуждает с группой трудности в выполнении упражнения.

    Когнитивное упражнение «Ча ша доброты»

    Психолог. «Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще… Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной.

    Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите – «это я! У меня есть такая чашка доброты!»

    Релаксация «Поза покоя»

    Необходимо усадить детей по кругу удобно, руки на коленях.

    Психолог формулу покоя произносит медленно, тихим голосом, с длинными паузами.

    Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,

    Но пока не все умеют расслабляться, отдыхать.

    Есть у нас игра такая- очень легкая, простая,

    Замедляется движенье, исчезает напряженье…

    И становится понятно – расслабление приятно!

    Психолог. Наша встреча подходит к концу. Расскажите, какие эмоции вы испытывали на протяжении нашей встречи.

    Возьмитесь за руки. Посмотрите друг на друга и подарите друг другу самую добрую улыбку.

    До встречи!

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по психологии в средней группе

    « Ребята и зверята »

    Составила: педагог-психолог Горохова С.А.

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 309

    Октябрьского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан

    «Ребята и зверята»

    Цель: снижение уровня тревожности, раздражительности, двигательного беспокойства, преодоление барьеров в общении у детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи:

    «» снятие эмоционального и мышечного напряжения;

    «» развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе;

    «» формирование позитивной я-концепции, повышение самооценки;

    «» развитие координации движений, внимания, воображения, восприятия;

    «» преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности, коррекция девиаций поведения;

    «» развитие эмоционально-выразительных движений, речи.

    Материалы к занятию: мягкие игрушки, запись спокойной и весёлой танцевальной музыки, набор картинок с изображением домашних и диких животных.

    ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

    Ребята, мы собрались с вами в игровой комнате. Как вы думаете, зачем?

    (Ответы детей: «Играть, заниматься… ».)

    Давайте придумаем правила игры, чтобы всем было приятно, радостно и весело играть.

    Предлагаю следующие правила: «Нельзя: драться, толкаться и обзываться. Можно и нужно: дружно и весело играть)

    1. УПРАЖНЕНИЕ «Приветствие».

    Ведущий говорит: «Мы сегодня будем вместе играть. Давайте познакомимся. Для этого нужно встать в круг. Каждый будет по очереди передавать из рук в руки своему соседу справа цветочек и говорить: «Здравствуй Маша!»

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    Ребята! Чей это домик стоит?Кто в домике живет?

    Олень и зайчик

    Они хотят с нами поиграть

    Игра «У оленя дом большой»

    «Стук-стук

    Развивающая игра «Дикие и домашние животные».

    Дети сидят на стульях, образуя круг.

    Ведущий предлагает им вспомнить: кто такие дикие животные, кто такие домашние животные. Почему они так называются? Затем детям предлагается поиграть в игру.

    Ведущий говорит: «Ребята, когда я буду показывать вам картинки с изображением домашних животных, вы должны похлопать руками по своим коленям, а когда диких животных – топать ногами».

    Пальчиковая гимнастика: «Солнце. Камешки. Заборчик»

    (Имитация движений по ходу текста). Ведущий:

    «Раз, два, три, четыре, пять. Начинаем мы играть.

    Вы смотрите, не зевайте и за мною повторяйте

    Всё, что вам сейчас скажу и при этом покажу.

    Солнце (ладони приближены друг к другу, пальцы расставлены в

    стороны, как солнечные лучики) ;

    Камешки (пальцы сжаты в кулак) ;

    Заборчик (ладони обеих рук приближены друг к другу, пальцы вытянуты) .

    Подвижная игра «Пингвины».

    Ведущий говорит: «Ребята, на планете Земля живёт много разных насекомых, животных и птиц. Далеко на холодном Севере обитают пингвины. Вы знаете, кто это? Вы когда-нибудь их видели? » (Ответы детей). Далее ведущий демонстрирует игрушку и картинку с изображением пингвина. «Они так же как вы умеют играть и дружить. Днём они веселятся, танцуют и поют. А когда наступает ночь и становится очень холодно, они помогают друг другу не замёрзнуть. Тогда они собираются в стайку, тесно прижимаясь, согревают друг друга своим теплом».

    «Давайте поиграем в игру. Представьте, что вы – маленькие пингвины. Днём пингвины гуляют, передвигаясь «по-пингвиньи» под весёлую музыку. А когда наступает ночь, то они по команде: «Греться! » - собираются в стайку». (Повторить несколько раз) .

    Релаксация «Волшебный сон».

    Здесь дышится легко, ровно, ровно, глубоко.

    Вот и лёгкий ветерок мордочек касается,

    Солнышко лучистое пингвинам улыбается.

    Чудесный сон, но пора просыпаться. Пингвины открывают глаза, потягивается, встают».

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

    Прощание. Упражнение «Ладошки».

    Ведущий говорит: - «Ребята! Мы сегодня с вами прекрасно позанимались, поиграли. Давайте на прощание встанем в круг, возьмёмся за руки. Сосредоточьте внимание на моих словах:

    «У друга мягкая и тёплая ладошка. (Дети держатся за руки)

    Поглажу друга по руке немножко. (Поглаживают руки, стоящих рядом, сосредоточив внимание на теплоте рук)

    Нам хорошо, когда мы вместе, рядом,

    Ни ссориться, ни драться нам не надо! »

    Ведущий: «А теперь давайте хором скажем друг другу «Спасибо! »».

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по психологии

    в первой младшей группе

    « В гостях у зайки »

    Составила: педагог-психолог Горохова С.А.

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 309

    Октябрьского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан

    В гостях у зайки.

    Цели: создание эмоционально комфортной атмосферы в группе, развитие координации движений, моторики рук, восприятия, внимания, воображения, закрепление знаний об основных цветах.

    Задачи:

    • Развивать саморегуляцию воспитанников через прослушивание музыкальных произведений.
    • Формирование положительного эмоционального настроя, сплочение группы детей.

    Материалы: паровозик, игрушечный заяц, бантики разных цветов (узкие атласные ленточки), свисток.

    Ход занятия

    Здравствуйте, ребята! Сегодня вместе с паровозиком мы поедем в гости. Давайте угадаем, к кому мы сегодня поедем в гости.

    Зимой – белый,

    Летом – серый,

    Прыгает ловко,

    Любит морковку.

    Конечно, это зайчик, зайчик – побегайчик. Поедем к нему в гости? Тогда скорее по вагонам и в путь. Ту-ту!

    Игра «Паровозик»

    Цель

    Ход игры

    Ребята, посмотрите к какому пушистому, красивому зайке мы приехали в гости. Давайте с ним поиграем. Покажите мне, как выглядит зайчик, какие у него ушки. А как ушки шевелятся.

    Ребята, давайте представим, что мы сами превратились в зайчиков. Поиграем, как зайки.

    Зайка серенький сидит

    Присесть на корточки.

    И ушами шевелит.

    Сделать «ушки» из ладошек и пошевелить ими.

    Зайке холодно сидеть -

    Обнять руками плечи.

    Надо лапочки погреть.

    Потереть ладошки.

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Похлопать в ладоши.

    Зайке холодно стоять.

    Встать.

    Надо зайке поскакать.

    Попрыгать.

    Кто-то зайку напугал -

    Присесть, закрыть голову руками.

    Зайка – прыг – и убежал.

    Побежать.

    Ребята, скажите, а какие ушки у зайки? (длинные, пушистые) А лапки? (короткие) Сколько их? (четыре) Какой у него хвостик? (короткий, маленький, круглый) Сколько у него глаз? (два) Зайка наш любит переодеваться, у него даже есть бантики разных цветов. Давайте подберем нашему зайке подарки – гостинцы. Поищите вокруг предметы такого же цвета, что и бантики у зайки. Молодец, Никита, столько предметов красного цвета нашел, это и штора, и мячик, и книжка. А кто еще что найдет? А теперь ищем желтые предметы.

    Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня с вами делали? Что вам понравилось? Что не понравилось? Чем бы хотелось заняться в следующий раз? Спасибо. Сегодня мы с вами ходили в гости к зайке. Мы много играли, искали предметы разных цветов, даже в зайчиков превращались. А теперь нам пора домой, в детский садик. Скорее делаем паровозик и поехали. Ту-ту! До свидания, ребята. До новой встречи.

    Список литературы

    1. Зюзюкова М., Сысоева О. Вот как нам хорошо! Конспекты занятий с детьми раннего возраста // Дошкольное воспитание. – 2005. – №10. – с. 36-38.
    2. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4–х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2003. – 72 с.
    3. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2003. – 32 с.

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по психологии во второй младшей группе

    «Мишка и его друзья»

    Составила: педагог-психолог Горохова С.А.

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 309

    Октябрьского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан

    Мишка и его друзья

    Цели: создание эмоционально комфортной атмосферы в группе, воспитание стремления любить и бережно относится к животным и игрушкам, развитие эмпатии, сплоченности детской группы, координации движений, моторики рук, восприятия, внимания, воображения, снятие мышечного напряжения.

    Задачи:

    • Развивать саморегуляцию воспитанников через прослушивание музыкальных произведений.

    Формирование положительного эмоционального настроя, сплочение группы детей

    Материалы: паровозик, игрушечный мишка, свисток, листы с изображением банок, гуашь, кисточки.

    Здравствуйте, ребята! Сегодня вместе с паровозиком мы поедем в гости. Отгадайте к кому мы сегодня в гости поедем. Я загадаю вам загадку, а вы попробуете ей отгадать.

    Косолапые ноги,

    Зиму спит в берлоге,

    Догадайтесь и ответьте

    Кто же это?

    Молодцы ребята, правильно. Это медведь. Скорее по вагонам. Поезд оправляется. Ту-ту!

    Игра «Паровозик»

    Цель : учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.

    Ход игры : взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет сам взрослый, а вагончиками будут дети. Он поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: Я буду паровозом, а вы вагончиками. Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь Ваня иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс (сделай руки так, как Петя) и т.п. После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый, имитируя движения паровоза «Чух-чух, у-у-у!», побуждает детей повторить их.

    По мере освоения игры количество детей, принимающих в ней участие, может быть увеличено.

    Вот мы и приехали в гости к мишке. Где живет мишка? В лесу, в сосновом бору. Ребята, покажите мне, как выгладит мишка? Как он ходит?

    А вот и наш мишка. (показать детям игрушечного медведя)

    Ребята а у мишки в гостях друзья, кто это

    Ответы детей: Зайчик и олень

    Правильно!

    Зайчик с оленям хотят с нами поиграть

    Игра «У оленя дом большой»

    На каждую фразу стиха выполняется своё движение:

    У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)

    Дом большой (руки над головой «домиком»)

    Он глядит (правую руку над глазами)

    В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)

    Заяц (ладони к голове, как уши зайца)

    по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)

    В дверь к нему стичится: (кулаком «посутчаться»)

    «Стук-стук

    Дверь открой (изобразить, как открывается дверь)

    Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)

    Охотник злой!» (сердитое лицо)

    «Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)

    Лапу мне давай!» (подать руку)

    • Мишка очень обрадовался что мы к ниму в гости пришли. Ребята, кто любит мишку? Кто хочет погладить мишку? (дети по желанию подходят и гладят мишку) Мишка, а ты любишь деток? Ты их погладишь? (мишка гладит деток по головкам) Мишка, а ты догонишь деток? (мишка рычит и утвердительно кивает головой) . Давайте ласково погладим его по животику. Давайте с ним поиграем и посмотрим, сумеет ли мишка нас поймать. Вот сейчас мишка кого-то поймает. Олю или Сашу… (дети разбегаются, психолог с игрушкой на руках догоняет детей)

    Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня с вами делали? Что вам понравилось? Что не понравилось? Спасибо. Сегодня мы с вами встречались с бурым мишкой в сосновом бору. А теперь нам пора нам возвращаться домой. До свидания, мишка! Ребята, давайте сделаем паровозик и поедем домой. Ту-ту! До свидания, ребята. До новой встречи.

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по психологии

    в старшей группе

    Составила: педагог-психолог Горохова С.А.

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 309

    Октябрьского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан

    Цель: Развитие эмоциональной сферы детей.

    Задачи:

    • Закрепить умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них.
    • Совершенствовать коммуникативные навыки детей.
    • Воспитывать доброжелательность, сочувствие, эмотивность.

    Материал:

    • магнитофон с записью разной по настроению музыки.
    • волшебная палочка.
    • волшебный цветок.

    Ход занятия:

    Дети входят в группу под спокойную мелодию, приветствуют, прикасаясь ладонями, друг друга, отмечают свое настроение на стенде.

    Психолог:

    Здравствуйте дети! Я очень рада встрече с вами и тому, что вы пришли с хорошим настроением.

    1. Игра-упражненпе “Передай улыбку по кругу”

    Психолог. У меня тоже хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (психолог улыбается, рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т.д.).

    Что чувствуете вы сейчас?

    (Ответы детей)

    2. Стихотворение “Король Боровик” (В. Приходько)

    Психолог. Читает стихотворение.

    Шел король Боровик
    Через лес напрямик
    Он грозил кулаком
    И стучал каблуком.
    Был король Боровик не в духе:
    Короля покусали мухи.

    Психолог. Какое у короля настроение?

    (Ответы детей)

    А как вы догадались?

    (ответы детей)

    Психолог. Читает стихотворение, а детям предлагает действовать согласно тексту.

    Психолог. Ой, что же мне делать? Сколько сердитых королей! Что же мне поможет?

    (Ответы детей)

    Волшебная палочка!

    3. Игра-упражнение “Леша, Леша повернись, повернись и улыбнись”

    Психолог.

    Психолог прикасается волшебной палочкой к плечу каждого ребенка и говорит: “Леша, Леша повернись, повернись и улыбнись”,

    Леша поворачивается на 180 градусов и улыбается.

    Психолог. Дети, а как вы справляетесь с чувством злости?

    Дети. Мы играем в игру “Тух – тиби дух”, “Ругаемся овощами”, “Выходим из лужи злости”, “Кричим громко в мешочек злости”.

    4. Игра-упражнение “Поменяются местами”

    Психолог. Скучно, скучно так сидеть, друг на друга все глядеть.

    Не пора ли пробежаться и местами поменяться?

    Дети и психолог сидят на стульчиках в круге.

    Психолог говорит: “Поменяются местами все, у кого голубые глаза (кто добрый, кто защищает девочек и т.д.)”. Голубоглазые дети меняются местами.

    5. Игра “Волшебный цветок”

    Психолог. А сегодня утром я зашла в группу и увидела Настю (показываю фотографию девочки с эмоцией злости). Она сидела на диване совсем одинокая. Какое у нее настроение?

    (ответы детей)

    Психолог. Как бы вы поступили на моем месте?

    Дети предлагают варианты помощи сердитой девочке.

    В центр кладется фотография Насти с эмоцией злости. Дети по очереди выбирают лепестки, на которых фотографии с вариантами помощи сердитой девочке. Когда составлен волшебный цветок, психолог предлагает детям закрыть глаза, и меняет центральную фотографию сердитой девочки на веселую.

    Психолог. Как вы думаете, почему случилось чудо?

    (Ответы детей)

    6. Игра-упражнение “Приласкай меня”

    Психолог. Дети, вы сказали, когда человек сердитый, с ним можно поговорить, успокоить, его нужно приласкать, а давайте и мы приласкаем того, кого вам хочется.

    Звучит спокойная мелодия. Один ребенок садится на стул в центре комнаты, остальные дети окружают его и нежно гладят по рукам, плечам, ногам и т.д.

    Психолог. Что вы чувствовали, когда ласкали вас дети?

    (Ответы детей)

    Психолог. Особенно приятно было, когда дети прикасались к какой части тела?

    (Ответы детей)

    7.Релаксация «Волшебный сон».

    Дети садятся на стулья в «позу покоя»: (ноги слегка разведены, руки свободно лежат на коленях, спина не напряжена, глаза закрыты). Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно произносит:

    «Маленькие пингвины очень устали, набегались, наигрались, теперь отдыхают. Им снятся волшебные сны. Снится голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, золотые и серебристые рыбки, друзья, знакомые животные, мама и т. д.

    8. Игра – упражнение “Попрощаемся по разному”

    Психолог.

    Вот и подошло к концу наше занятие, и я предлагаю вам попрощаться по разному.

    Дети встают парами.

    Психолог. “Попрощаемся ладонями (локтями, коленками, спинами, лбами и т.д.)

    Дети выбирают из пиктограмм свое настроение.

    Конспект открытого занятия педагога-психолога в детском саду «В гости к принцессе Смешинке»

    Описание. Конспект для детей старшего дошкольного возраста: 5-7 лет, преимущественно с проблемами в развитии эмоциональной сферы (застенчивость, повышенная тревожность и пр.)
    Материал будет полезен для педагогов-психологов и воспитателей
    Цель: Развитие эмоциональной сферы ребенка.
    Задачи:
    Установить положительный эмоциональный настрой в группе.
    Способствовать развитию умения взаимопонимания со сверстниками, снятию мышечного и эмоционального напряжения, сплочению детской группы.
    Развивать чувство эмпатии, умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции- чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других.
    Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, презентация «Карта путешествия», листы формата А3 (один на двоих), иллюстрации с изображениями разных эмоциональных состояний разрезанные на 3 части, акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, самоклеющаяся бумага, пайетки, блески, клей, штампы, воздушный шарик.

    Ход занятия:

    Психолог:
    Здравствуйте ребята! Сегодня почтальон принес мне письмо, давайте посмотрим, что в нем? Смотрите, адресовано оно детям детского сада «Амурчонок» от короля и королевы Страны Эмоций. В конверте красивая открытка. Давайте, почитаем, что же там написано.
    «Дорогие дети, король и королева страны Эмоций имеют честь пригласить вас на празднование ежегодного летнего бала в честь дня рождения принцессы Смешинки.
    С уважением, Король Фантазер и Королева Радость».
    Психолог:
    Ребята, примем приглашение от короля и королевы? Но чтобы отправиться в путешествие, нам нужно взять с собой самые необходимые вещи. Скажите, что нам может понадобиться в пути? Только давайте мы будем собирать не вещи, а эмоции и чувства, вот я думаю, что для успешного путешествия нам обязательно понадобиться храбрость, вы согласны? Как вы считаете, что еще нам может понадобиться в путешествии?
    Игра «Собери рюкзачок»
    Выбирается «рюкзак» (кто-то из детей с повышенной тревожностью), в него “накладывается” все необходимое (остальные дети).
    Психолог:
    Ну что же, ребята, к путешествию мы готовы.
    В страну настроений направляемся мы,
    Где будем смеяться, грустить, удивляться.
    С героями этой волшебной страны
    На каждом занятии будем встречаться.
    Нас ждут приключения, сказки, игра,
    Задания разные нового друга.
    Ну что, вы готовы? Тогда нам пора!
    Психолог:
    Вот мы с вами и в стране Эмоций, а куда нам идти дальше подскажет карта. Посмотрите ребята, что здесь нарисовано? На карте указатели к месту (музыкальный зал – избушка»).
    Звучит спокойная музыка, дети подходят к избушке.
    Психолог:
    Ребята, посмотрите, что я нашла? Читает записку
    Для добрых и умных, скажу вам друзья
    Не вызовет трудностей загадка сия
    Вы мне соберите эмоций букет
    Сложите все части, вам будет ответ
    Психолог: Ребята, посмотрите, как много эмоций собрано здесь, какие это эмоции?
    Игра "Собери эмоцию"
    Ход: Детям раздаются разрезные картинки с изображением эмоций, которые они должны собрать.
    Психолог:
    Смотрите ребята, появилось направление на карте, куда нам стоит идти дальше. (Направление в сторону шкафов. На столах стоят тарелки с разноцветной манкой и фасолью. Лежит записка)
    Психолог:
    Смотрите ребята, еще одна записка, наверное, это очередное задание.
    В песочной стране чудеса да и только
    В гости к песочку прибежали фасольки
    Попрятались детки, попробуй, найди
    И тут же получишь помощь в пути
    Но легким заданье не будет, учти
    Ты глазки закрой и так поищи
    Игра «Фасольки в Песочной стране»
    Ход: Дети с закрытыми глазами находят фасольки и складывают их в чашу.
    Психолог:
    Как хорошо мы справились с этим заданием, вот и новое направление. Вперед! Направление в сторону зеркал.
    На поручне висит воздушный шарик, на нем прикреплена записка.
    Психолог:
    Смотрите, ребята опять записка! Ох, какой нелегкий путь у нас.
    Читает записку.
    Для радости и счастья причины не ищи
    Играй и веселись, прыгай и кричи
    Если ты сможешь меня рассмешить
    То я покажу, как дальше вам быть
    Психолог: Ребята, а как можно рассмешить кого-то? (ответы детей)
    Я предлагаю вам сыграть в игру-забаву «Веселые мартышки»
    Ход: Дети выполняют движения по тексту.
    Мы веселые мартышки!
    Мы играем громко слишком,
    Мы в ладоши хлопаем!
    Мы ногами топаем!
    Надуваем щечки,
    Скачем на носочках!
    Рукой в небо укажем,
    Друг другу языки покажем,
    Дружно прыгнем к потолку,
    Палец поднесем к виску,
    Оттопырим ушки,
    Возьмемся за макушку,
    Шире рот откроем,
    Гримасы все состроим.
    Как скажу я цифру «3»
    Все с гримасами замри.
    1,2,3!
    Психолог:
    Как славно мы повеселились, думаю, рассмешили нашего таинственного помощника. Идем дальше.
    На карте изображение в середину зала. Расставлены столы, разложены листы формата А3 (один на двоих). Лежит записка.
    Психолог:
    Давайте прочитаем, какое задание нам еще дадут.
    На праздник идете с пустыми руками?
    Подарок ребятки, сделайте сами
    Нет лучше подарка от самого сердца
    Подарок, которым можно согреться
    Психолог:
    И правда ребята, про подарок принцессе то мы и забыли. Но что же имелось ввиду в записке? Подарок, которым можно согреться? Что это может быть? (ответы детей). Ребята, а я думаю, что подарок, который согревает, это любой подарок, который подарен искренне и от всего сердца.
    Давайте каждый из вас придумает свой подарок и нарисует его, а рисовать мы будем необычными способами, а волшебными, а помогут нам в этом наши гости.
    (Приглашаем к столам молодых специалистов, они помогают детям выбрать материал для работы, выполняют работу совместно с детьми).
    Психолог:
    Какие красивые подарки у нас получились, думаю, принцесса будет очень рада. Ребята, а вы не устали путешествовать? Давайте немного отдохнем и развеемся.
    Физминутка «Начинаем отдыхать»
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Начинаем отдыхать! (потянуться)
    Спинку бодро разогнули,
    Ручки кверху потянули!
    Раз и два, присесть и встать,
    Чтобы отдохнуть опять.
    Раз и два вперед нагнуться,
    Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
    Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
    Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
    Психолог:
    Ну что, ребята, отдохнули пора отправляться дальше. Куда же нам идти? На карте появляется изображение главной стены. Появляется принцесса.
    Принцесса:
    Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас на своем празднике.
    Психолог:
    Здравствуй, принцесса! А мы пришли к тебе не с пустыми руками, у нас для тебя подарки! Ребята, давайте подарим нашей принцессе подарки.
    Принцесса:
    Спасибо вам большое! Приглашаю вас на бал, проходите, давайте танцевать!
    Танец «Полька»
    Психолог:
    Ну что же ребята, вот и подошло к концу наше путешествие
    Подошло к концу наше приключение.
    Королева Эмоций дает вам наставление:
    Быть добрым, без капризов
    И дарит вам сюрпризы.
    (Детям раздаются подарки).
    Пора нам возвращаться
    Осталось попрощаться!
    Дети пожимают друг другу руки по кругу.

    Конспект занятия педагога-психолога с детьми подросткового возраста на тему «Управляй своим настроением»

    Титаренко Инна Николаевна, педагог-психолог ГКУ «Детский дом (смешанный) №30», г. Георгиевск
    Описание материала: Предлагаю вам конспект коррекционного занятия для подростков (11-17 лет) по теме «Управляй своим настроением». Данный материал будет полезен психологам, воспитателям. Это конспект познавательного и коррекционного занятия, направленный на оказание психологической помощи в отреагировании негативных эмоциональных состояний; на ознакомление с видами эмоций, с методами управления своим настроением.
    Цель: выработка умения переводить негативное эмоциональное состояние в позитивное состояние.
    Задачи:
    - психологическое просвещение, закрепление в понимании оптимального эмоционального тонуса;
    - развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний;
    - развитие любознательности, воспитание адекватного отношения к собственным переживаниям, сплочение детей, воспитание уважения и способности сопереживать другому человеку.
    Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, продуктивная деятельность детей, рефлексия, анализ, подведение итогов.
    Раздаточный материал: бумажные листики, ручки, альбомные листы по количеству участников; цветные карандаши, клей, страницы из старых журналов, ножницы.
    Потенциальные участники: подростки.
    Количество участников: 6 - 16 человек.
    Время занятия: 1 час 10 минут.

    Ход коррекционного занятия

    1. Упражнение «Познакомимся?!»
    Цель: создать благоприятный настрой, установить доверительные отношения между участниками.
    Время: 5 минут.
    Техника проведения: Подростки придумывают на первую букву своего имени слово – прилагательное, здороваются друг с другом по кругу, повторяя имя и слово прилагательное предыдущего участника, а затем своё. Пример: «Здравствуйте! Тарас - тихий. Я Даша – добрая».
    Инструкция: «Придумайте слово - прилагательное (второе имя) на первую букву вашего имени, теперь можно поздороваться, называйте ваше имя и слово прилагательное, говорите соседу справа ваши имена, он же перед тем как сказать свои имена должен повторить предыдущие названные. Итак, давайте поздороваемся друг с другом».

    3. Беседа на тему «Эмоции. Управление настроением».
    Цель: сформировать понятие об эмоциях, их видах, и коррекции негативных эмоциональных состояний.
    Время: 10 минут.
    Техника проведения:
    Психолог рассказывает об эмоциях и видах эмоций, ведет беседу о том, как управлять своим настроением, в конце беседы задаёт вопросы.
    Эмоции – это внешнее проявление душевного состояния.
    Мир эмоций очень велик и разнообразен. Каждый человек обязательно должен проявлять свои эмоции для поддержания своего психического и психологического здоровья. Современный мир одевает маску на всех людей, делая их, похожими друг на друга, заставляя их одинаково реагировать на различные ситуации.
    Виды эмоций:
    По знаку эмоции делятся на:
    - положительные (радость, счастье, любовь);
    - отрицательные (грусть, печаль, расстройство, чувство утраты);
    - амбивалентные, то есть смешанные (зависть – одновременно радость и агрессия).
    Положительные эмоции – это то, без чего жизнь серая и тусклая, то без чего люди на целые годы становятся депрессивными. Эти положительные эмоции можно испытывать в совершенно непредсказуемых ситуациях, например, когда вам делают сюрприз, или вы узнали что получили высший балл по экзамену (контрольной работе). В любом случае этот вид эмоций обязательно должен присутствовать в вашей жизни. Главным их критерием есть только то, что количество положительных эмоций должно преобладать над количеством отрицательных.
    По качеству эмоции можно разделить на несколько основных типов: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх и стыд. Каждая эмоция напрямую связана с восприятием внешнего мира, а это значит, что чем больше мы контактируем с окружающим нас миром, тем больше эмоций мы будем испытывать.
    Какие последствия эмоций в жизни человека? Наиболее пагубными являются последствия от гнева и страха. Это те эмоции, которые вызывают наиболее сильные эмоциональные всплески, с которыми нам бывает непросто справиться. Такие эмоции, как отвращение, презрение и стыд тоже особой радости нам не доставляют, но они безопасны для нашей психики. Отдельным видом стоит выделить страдания, потому что страдания мы придумываем себе сами, это плод нашей фантазии и воображения. Так что придерживайтесь поговорки и ничего не принимайте близко к сердцу.
    Давайте, поговорим о настроении. Как известно, оно бывает разным, но что делать, если у нас плохое настроение? Вы часто встаёте не с той ноги? Бывает ли с вами, что ваше настроение портится без всякой причины? У вас горячий темперамент? Если вы ответили да на все три вопроса, то вот ваш диагноз: вы очень легко поддаётесь переменам настроения.
    Давайте научимся управлять своим настроением.
    Настроения не то же самое, что эмоции. Во-первых, настроения часто бывают менее интенсивными и длятся дольше, чем эмоции. И, в отличие от большинства эмоций, настроения не имеют какой-то определённой причины. Мы не можем точно сказать, почему мы находимся в хорошем расположении духа или почему у нас тяжело на душе.
    Так откуда же берётся настроение? Многие люди думают, что наша повседневная активность, отношения, успехи и провалы создают наше настроение. Но это только часть правды. Наше здоровье, сон, еда и даже время суток также определяют наше настроение. То есть настроение является показателем нашего физиологического состояния и нашего психологического опыта в каждый данный момент времени. Наше настроение подобно термометру: реагирует на все внутренние и внешние изменения, происходящие с нами.
    Невыраженный гнев усиливается и усугубляется. В противоположность известной мудрости злость не проходит сама по себе: телу нужно освободиться от выработанного адреналина. Так что, прежде чем сказать что-то, о чем вы потом пожалеете, позанимайтесь физкультурой, послушайте расслабляющую музыку или посчитайте про себя, пока не почувствуете, что гнев вас оставил.
    Также можно съесть шоколад, чтобы почувствовать себя лучше, позвонить близкому человеку, чтобы развеяться. Любое поведение подобного рода является в некоторой степени попыткой управлять своим настроением.
    Вот способ проверить, насколько вам удаётся управлять своим настроением. Выберите три способа, к которым вы чаще всего прибегаете, чтобы поднять себе настроение:
    - прослушивание музыки;
    - физические упражнения (или прогулка);
    - просмотр телевизора;
    - чего-нибудь съесть;
    - позвонить или поговорить с кем-нибудь;
    - побыть одному;
    - избегать человека или то, что портит ваше настроение;
    - использовать юмор;
    - забыться в любимом деле (хобби);
    - попробовать рассмотреть проблему с разных сторон.
    Если физические упражнения – один из ваших любимых способов борьбы с плохим настроением, то вы в порядке. Исследования показывают, что регулярные физические упражнения – один из самых эффективных регуляторов настроения. Даже 10-минутная прогулка может победить тоску и повысить ваш уровень активности. Другими хорошими регуляторами настроения могут быть: музыка, упражнения на релаксацию, избегание негативных мыслей, юмор и занятие своим хобби или другой продуктивной деятельностью.
    С другой стороны, такие способы, как избегание других, одиночество, курение, алкоголь, а также стремление чего-нибудь съесть, помогают только поначалу, а затем могут создать серьёзные проблемы. Разговор с близким человеком является хорошим средством только тогда, когда он конструктивен, и вы ищете возможные пути решения. Если он затягивает вас в пучину эмоций и вводит в ступор, то это никуда не годится. И не переживайте, если у вас не получается сразу найти выход из положения!
    Итак, как же корректировать негативные эмоции?
    Что же такое негативные эмоции и когда мы их испытываем?
    Наша жизнь наполнена эмоциями, часто мы руководствуемся эмоциями, принимаем решения, делая выборы. Большую часть из них занимают негативные эмоции. Негативные эмоции очень некомфортные, человек старается их преодолевать, корректировать и избегать. Так зачем же они нужны?
    Негативные эмоции одна из важных составляющих нашей жизни. Они возникают в ответ на опасность, хоть физической, хоть морально - психологической и запускают защитный механизм адаптации, благодаря которой, человек может корректировать свое поведение так, чтобы устранить эту опасность. Негативные эмоции можно разделить на основные виды:
    - Гнев, чаще гневом человек реагирует на возникающие препятствия, на пути достижения к его цели; предназначение этой эмоции - высвободить энергию, необходимую для разрушения препятствия.
    - Печаль, чаще её испытывает человек, который теряет ценный и значимый для него объект, предназначение этой эмоции - снизить уровень энергии.
    - Страх помогает человеку избежать опасности, а также помогает мобилизоваться в опасных случаях, если избежать не удаётся.
    - Презрение часто помогает человеку, для поддержки его самооценки.
    - Вина, чувство вины, напротив, сигнализирует о возможной потере самоуважения.
    - Отвращение помогает человеку отгородить от себя нежелательные объекты. По сути, событие, которое происходит с нами в повседневной жизни, является нейтральным, и лишь мы его (наше восприятие) окрашиваем в разную тональность и оттенки эмоций и чувств.
    Вопросы для обсуждения:
    - почему важно также испытывать и отрицательные эмоции?
    - давайте проверим, насколько нам удаётся управлять своим настроением.
    - назовите виды положительных эмоций, какие бывают у вас чаще всего?

    4. Упражнение «Мусорное ведро»
    Цель: уменьшение негативных эмоций, перевод негативного эмоционального состояния в позитивное.
    Время: 10 минут.
    Техника проведения: Дети пишут на листах бумаги свои негативные мысли, неприятные случаи, истории, ситуации, сминают листы, и выбрасывают их в ведро (забывая это навсегда)
    Инструкция: «Вам нужно написать на листочках все свои негативные мысли, неприятные случаи, истории, ситуации, а затем смять этот листочек и выкинуть его в ведро. И забыть все, что там написано навсегда».

    5. Лекция на тему «Как быстро привести свои эмоции в порядок».
    Цель: просвещение детей о способах эмоциональной разрядки.
    Время: 10 минут
    Техника проведения:
    Психолог, рассказывает о методах снятия эмоционального напряжения. В конце лекции задаёт вопросы.
    Давайте поговорим о некоторых методах устранения эмоционального напряжения.
    Вот некоторые из них:
    1) Пешая прогулка.
    Смените обстановку, если у вас есть такая возможность, выйдите на улицу и пройдитесь пешком, чередуя при этом темп движения (то замедляя, то прибавляя шаг) и ширину шагов (мелкие шаги сменяйте более широкими). Вскоре вы заметите, что раздражительность и нервозность уходят: нормализовалась функция эндокринной системы, активизировалась работа участков мозга, отвечающих за настроение, биохимические процессы запущенные стрессом переключились на обеспечение физической активности.
    Эффект достигается быстрее, если во время движения переключить внимание с проблемы на что-нибудь другое - на созерцание природы, на приятные воспоминания или мечтания.
    2) Физкультурная пауза: сядьте на стул, ухватившись за сидение, потяните его с усилием вверх и сохраните такое положение, считая до 7; соединенные в замок руки заведите за голову. Давите ими на шейный отдел, а всем телом сопротивляйтесь этому давлению.
    Если вы испытываете эмоциональную усталость, то вам физические нагрузки крайне необходимы.
    3) Корчим рожицы.
    Вы замечали, как маленькие дети любят строить гримасы и передразнивать людей? Так они интуитивно избавляются от излишнего нервного напряжения.
    Не помешает и вам построить рожицы перед зеркалом, такая мимическая гимнастика поможет избавиться от эмоциональной нагрузки и, возможно, подымет настроение.
    4) Зеваем.
    При снижении работоспособности и напряжении психики мы инстинктивно начинаем зевать. Таким способом организм помогает нам справиться с ситуацией, запуская для этого древнейший рефлекс.
    При зевании повышается тонус всего организма, улучшается кровоток, ускоряется обмен веществ, быстрее выводится углекислый газ. Эти процессы нормализуют мозговую деятельность и улучшают работу нервной системы. Зевоту можно и нужно вызывать искусственно в моменты напряжения.
    5) Успокаивающие ванны отлично и быстро снимают нервное напряжение, являются хорошей профилактикой нервных расстройств и помогают при нарушениях сна.
    6) Точечный массаж стимулирует выработку натуральных успокоительных гормонов серотонина и эндорфинов, воздействуя на биологически активные точки: массируйте в центре подбородка (на внутренней его части) антистрессовую точку круговыми движениями: по часовой стрелке – 9 раз и столько же против неё; разминайте, сдавливайте и слегка растягивайте средние пальцы рук по 2-3 минуты.
    7) Улыбаемся и смеёмся. Если вы умеете улыбаться даже при плохом настроении, то нервное напряжение вам не грозит. Конечно, бывают ситуации, когда это сложно делать, но улыбку все же выдавить из себя очень нужно. Ваш организм искренне удивится «неправильной» реакции. Удивится и согласится, что не так уж все и плохо, а будет еще лучше.
    Во время улыбки и тем более смеха приток крови и кислорода усиливается, мозг лучше работает, что благотворно сказывается на психическом состоянии.
    Именно по этой причине, улыбка и смех снимают усталость, помогают переключиться на другое состояние, растормаживая защитную реакцию организма.
    Многие учёные считают смех - отличной естественной техникой по расслаблению, ее эффективность сравнима с медитацией. Постоянно ищите поводы для смеха, читайте юмористические рассказы, полезно знать анекдоты, афоризмы, подходящие к актуальным для вас случаям из жизни. И не просто знать, а привязывать их к жизненным ситуациям.
    Создавайте как можно больше хороших событий в своей жизни, а значит эмоций и мыслей. Творите свою реальность! Будьте позитивны и здоровы!
    Наше настроение напоминает термометр, который сообщает нам о том, как протекают наши физиологические и психологические процессы. Физические упражнения – по-видимому, лучший способ регулировать настроение.
    Вопросы для обсуждения:
    - какими методами снятия эмоционального напряжения вы пользуетесь чаще всего?
    - какие из приведенных методов вам понравились, и вы бы их попробовали?

    6. Упражнение «Коллаж радости».
    Цель: Формирование оптимального эмоционального тонуса, развитие любознательности.
    Время: 15 минут.
    Материал: Альбомный лист, ручки, цветные карандаши, клей, листы старого журнала.
    Техника проведения: Психолог просит детей создать коллаж о тех вещах, событиях, явлениях, которые приносят им радость. Предлагает обозначить темы коллажа.
    Инструкция: «Дети у каждого из вас есть по альбомному листу, вам нужно создать свой коллаж радости. Вы можете писать ручками, рисовать карандашами, вырезать из старых журналов и приклеивать на свой лист что хотите. Темы коллажа могут быть следующими:
    - качества, которые нравятся в людях;
    - дела, которые удаётся делать хорошо;
    - вещи, которые люблю;
    - любимые книги, фильмы, мультфильмы;
    - любимые места;
    - приятные сны;
    - наши мечты.

    8. Ритуал окончания занятия
    Цель: снятие эмоционального напряжения, завершить занятие на положительной ноте.
    Время: 5 минут.
    Техника проведения: подростки прощаются по очереди и высказывают пожелания друг другу.
    Инструкция: «Давайте поблагодарим за проделанную работу друг друга. Пожелайте друг другу что-нибудь тёплое и хорошее. До следующей встречи».

    Список использованной литературы:
    1. Психология/Джони Джонстон; пер. с англ. Л.М. Птицына. – М.: АСТ: Астрель; 2007. – XXVI, 493с.: ил. – (Просто!).
    2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 1.- М.: Генезис, 1998.- 160 с, ил.
    3. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2007. – 271 с: ил. – (Серия «Эффективный тренинг»).



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!