Конспект игровой образовательной ситуации в старшей группе по окружающему миру «Природные материалы: камень, глина, песок. План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: непосредственно образовательная деятельность «сравнение песка, г

Тема:

"Сравнение песка, глины и камней"

Подготовительная группа
Воспитатель-эколог

Курникова И.П.

Программное содержание . Уточнить представления детей о свойствах песка, глины, камней, учить сравнивать материалы, правильно называть все их особенности, в соответствии с их свойствами использовать в поделках. Познакомить детей с песочными часами, развивать чувство времени, творчество в лепке, умение правильно называть разные явления, объяснять их.

Материал . Камни и глина (на каждого ребенка), сухой песок в миске, часы песочные (на 1 и 10 минут), большая банка с водой, 2-3 гвоздя, молоток, доски для лепки, фанера или поднос для коллективной лепки, фишки-призы.

Ход занятия

l-я часть . Дети садятся вокруг одного большого стола. Воспитатель делит их на две команды и каждой дает название. Проводит соревнование: предлагает сравнивать материалы парами - песок (сухой) и камни, песок и глину, камни и глину. С каждой парой материалов проводятся опыты и сенсорное обследование: дети их рассматривают, ощупывают, пытаются сыпать, надавливать, забивать гвоздь, слушают стук при падении камня, куска Глины, шуршание струйки песка. Сравнивая камни и песок, воспитатель проводит опыт - выясняет, что тяжелее: в банку с водой насыпает песок и камни, все перемешивает палкой. Дети наблюдают, как происходит оседание на дно материалов (опыт проводится 2-3 раза), делают вывод, что камни тяжелее песчинок, оседают раньше. В соревновании команды отвечают по очереди, за каждый правильный ответ получают фишку. Воспитатель четко соблюдает правила соревнования.

2-я часть . Физкультминутка: дети встают, подсчитывают фишки, определяют результаты соревнования. Команда-победитель делает круг почета, другая команда аплодирует.

3-я часть . Дети садятся на места. Воспитатель уточняет в беседе, как и для чего люди используют природные материалы (песок, глину, камни), затем демонстрирует песочные часы. Дети наблюдают в течение 1 минуты за движением песка. Потом воспитатель ставит другие песочные часы, предлагает за 10 минут слепить любое домашнее животное, птицу, сам в это же время делает из глины и камней изгородь скотного двора на фанере. По истечении времени обращает внимание детей на то, что десять минут - это много и они вместе успели за это время сделать целое стадо разных животных. Все помещают свои изделия во двор. В дальнейшем воспитатель разрешает ребятам играть с поделками.

Презентация «Использование и применение природных материалов в быту»

Это наша планета. Мы называем ее Земля. Посмотрите, как она красива! А как она богата! Она дала жизнь целому миру людей, животных, растений. Все, что нам нужно для жизни, мы находим на ее поверхности и даже внутри!

По берегам рек и в оврагах можно найти слои песка и глины. А, что же можно найти возле гор? (камни). Внутри горы шахтеры добывают каменный уголь, руды металлов, драгоценные камни.

Песок – продукт разрушения горных пород под воздействием солнца, ветра, воды. Он состоит из мелких каменистых зерен – песчинок.

Песок бывает строительным. Если к нему добавить цемент и воду получится раствор. Его прокладывают между кирпичами в кирпичной кладке. Из него можно получить прочные бетонные изделия: плиты, блоки, столбы.

6 слайд. Песок применяется в строительстве дорог. Им выравнивают дороги. Он входит в состав асфальтной смеси.

Чтобы измерять небольшие промежутки времени, изготавливают песочные часы. В них используют очень мелкий просеянный через сито песок.

Из песка делают стекло. Если песок сильно нагреть, то он начнет плавиться, превращаться в стекло. Стеклу над огнем можно придать любую форму. Стеклодувы делают посуду, вазы из стекла, и даже стеклянные сувениры.

Песком решают проблему гололеда. В зимнее время им посыпают крылечки и тротуары, чтобы не было скользко. В больших городах песок рассыпают специальные машины.

Чистый песок на пляже вместе с солнцем и морем позволяет нам отдыхать, загорать, песок любят дети. Его специально завозят на детские площадки и в детские сады.

Глина - мелкозернистая осадочная горная порода, она как пыль в сухом состоянии, пластичная при увлажнении.

Глина идет на производство кирпича. Будущим кирпичам придают одинаковую форму, просушивают их, а затем обжигают на огне. После обжига они становятся очень прочными. Ими можно выкладывать стены домов, печи, глиняную черепицу для кровли крыш.

Глина очищает и питает клетки кожи. Поэтому так популярны маски из глины.

Из глины лепят игрушки, посуду. Глиняные изделия называются «керамика». Говорят, что в крупе, если ее хранить в керамической посуде, никогда не заведутся мучные жучки, а вода в ней надолго сохранит прохладу даже в самый жаркий день.

Камень. Его сила, величие, строгая простота и благородство - именно эти качества привлекают нас, вызывая восторг и преклонение перед удивительной, волнующей красотой.

Природный камень - это натуральный строительный материал. Из него строят самые крепкие дома. Помните сказку про трех поросят? Как волк не дул, не грыз камни, каменный дом оставался прочной защитой для трех поросят! А еще камнями украшают дворы, цветники, дачные участки.

Камень применяется при строительстве дорог и площадей.

Прочный камень гранит используется при строительстве мостов и туннелей.

Камень мрамор не только прочный, но и красивый. Он используется при строительстве подземных станций метро, при изготовлении памятников.

Камень известняк сложился из ракушек, разрушенных морских кораллов. Из него делают строительные блоки. А, так как это мягкий и пористый камень, то легко поддается обработке. Им украшают, декорируют здания. Из него же

делают школьный мел и зубной порошок.

Драгоценные и поделочные камни используются для украшений и сувениров. Их красота – это цвет, блеск, прозрачность, рисунок. Самый твердый из них это алмаз. Из него делают инструмент стеклорез. Им режут стекло. В России добывают алмазы, лазурит, нефрит, янтарь, топаз.

За землю и ее сокровища ответственны мы – люди. Мы должны разумно пользоваться ее дарами. Не допустить истощения Земли.

Наше богатство – в наших руках!

Воспитатель. Ребята , у вас у каждого в стаканчике песок, возьмите лупу и рассмотрите песок в лупу. Из чего состоит песок?

Дети . Из зернышек-песчинок.

Воспитатель . Каковы песчинки по цвету? По форме? По размеру? Цвету? Прозрачности?

Дети . Разные.

Воспитатель . Песчинки бывают разными по величине, форме, цвету, лежат отдельно друг от друга.

Воспитатель . Дети, возьмите стаканчик в одну руку и пересыпать половину песка в пустой стаканчик.

Дети выполняют задание.

Воспитатель . Легко ли он сыплется?

Дети. Легко.

Воспитатель . Песок-это сыпучий природный материал.

Воспитатель. Возьмите бутылочку с водой и налейте немного воды в один стаканчик с песком.

Дети выполняют.

Воспитатель . Что происходит с песком, в который налили воду?

Дети. Песок намок.

Воспитатель . Песок дружит с водой. Он легко впитывает и пропускает воду .

Воспитатель . Возьмите в одну руку стаканчик с сухим песком, в другую- с влажным. Одинаковые ли по весу стаканчики?

Дети . Нет.

Воспитатель . Почему стаканчик с влажным песком тяжелее?

Дети . Потому что в стаканчике с влажным песком- вода.

Воспитатель . Стаканчик с влажным песком тяжелее, чем стаканчик с сухим песком. В сухом песке между песчинками находится воздух, а во влажном- вода. Вода тяжелее воздуха, поэтому стаканчик с влажным песком тяжелее.

Воспитатель . Подойдите к чашке с песком.

Дети делятся на две группы, подходят к чашкам с песком. В одной чашке мокрый песок, в другой- сухой.

Воспитатель . Слепите из песка шарик. Почему из сухого песка шарик не получился?

Дети . Потому что песок сыплется.

Воспитатель . Из сухого песка шарик слепить не получается, так как он сыпучий.

Воспитатель. Что произойдет с шариком когда он высохнет?

Дети . Шарик рассыплется.

Воспитатель. Нужен ли песок людям?

Дети. Да.

Воспитатель . Правильно. Песок –это строительный материал, его добывают в природе, он необходим в строительстве, в изготовлении стекла, а также, на пляже, где любят играть дети.

Показ иллюстраций.

Быстро встаньте.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.

Воспитатель. Отгадайте загадку.

Гончар для меня разведет жаркий пламень

Сухая, я твердой бываю как камень.

Размочат, как тесто податливой буду

Могу превратиться в игрушки, в посуду.

Лечебными свойствами очень богата,

Меня отыскать вам поможет лопата.

Я белая, красная и голубая

Узнали, ребята, кто я такая?

Дети. Глина.

Воспитатель . Ребята, рассмотрите глину. Какого глина цвета?

Дети . Белая, красная, черная.

Воспитатель . Глина бывает разного цвета .

Воткните палочку в стаканчик с сухим песком и сухой глиной. Куда палочка втыкается легче? Почему?

Дети . В стаканчик с песком.

Воспитатель . Правильно, палочка втыкается легче в стаканчик с сухим песком, потому что песок рыхлый.

Добавьте в стаканчик с глиной немного воды, что произошло с глиной?

Дети . Глина стала липкой.

Воспитатель . Да, глина стала вязкой, ей надо больше времени, чтобы впитать воду, из глины можно лепить. Если налить много воды, то из глины нельзя будет лепить.

Слепите из влажной глины шарики.

Дети выполняют задание.

Что произойдет с шариками когда они высохнут?

Дети . Станет твердым.

Воспитател ь. Шарик из глины более прочный, чем из песка. Глиняный шарик при высыхании станет твердым, а песочный шарик рассыплется .

Рассмотрите глину в лупу. Видны в глине песчинки?

Дети . Нет

Воспитатель . На что похожа глина?

Дети . На пластилин.

Воспитатель . Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек , которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу .

Воспитатель . А сейчас, мы дадим отдохнуть нашим глазкам. Нужно следить за моим листочком не поворачивая головы.

Упражнения для глаз

Раз – налево, два – направо,
(На «раз» дети отводят глаза влево, На «два» - вправо)

Три – наверх, четыре – вниз.
(На «три» - наверх, на «четыре» - вниз)

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.
(Смотрят на листочек вытянутой вперед руки)

Тренируя мышцы глаз.
(Смотрят вдаль)

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!
(Делают круговые движения глазами)

А теперь нажмем немного,
(Слегка нажимают указательными пальцами)

Точки возле своих глаз.
(Около переносицы)

Сил дадим им много – много,

Чтоб усилить в тысячу раз!
(повторить 2 – 3 раза)

Воспитатель . Наши глазки отдохнули, и я приглашаю вас всех подойти к этому столу и внимательно посмотреть, что сейчас будет происходить.

Создать в 3-х литровых банках (по очереди) воздушный поток – ветер.

Воспитатель . Что происходит с песчинками?

Дети . Они легко двигаются, сдуваются.

Воспитатель . А что мы видим в банке с глиной?

Дети . Глина не двигается.

Воспитатель. Сухие песчинки легко сдуваются, убегают от ветра, а слипшиеся частички глины почти неподвижны , это нам наглядно показал проведенный эксперимент.

Воспитатель . А сейчас я вам предлагаю поиграть. Игра называется «Песок и глина»

Подвижная игра» Песок и глина»

Воспитатель . Игра требует внимания и умения действовать в команде.

Дети делятся на две команды: «Песчинки» и «Глина» . «Песчинки» стоят свободно, «Глина» взявшись за руки. Под музыку дети двигаются «Глина» группой, «Песчинки» рядом друг с другом. По команде: «Ветер» - «Песчинки должны разлететься в разные стороны, а «Глина» встать дружной кучкой.

Воспитатель . Ребята, нужна ли глина людям?

Дети . Да.

Воспитатель. Правильно, глина, как и песок- природный материал, глина незаменима в строительстве, в домашнем хозяйстве, глину используют в лечебных целях.

Показ иллюстраций.

Воспитатель . Я приготовила для вас еще одну загадку:

В сережках у мамы огнем он горит,

В пыли на дороге ненужный лежит,

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким, в ладошке лежать,

Тяжелым, большим, одному не поднять.

Кто дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Дети . Камень.

Воспитатель. Что вы знаете о камнях?

Ответы детей.

Воспитатель . Правильно, камни бывают морские и речные, а также драгоценные.

Воспитатель. Рассмотрите камешки в лупу. Что можно увидеть на поверхности?

Дети . Трещины.

Воспитатель . На поверхности камней можно увидеть трещины, кристаллики, узоры, царапины, выемки.

Какая бывает поверхность камней?

Дети. Гладкая, шершавая .

Воспитатель . Поверхность камней бывает гладкой, шероховатой, с трещинами .

Постучите камнями друг о друга. Постучите о пол, о стул.

Дети выполняют задание .

Воспитатель . Каковы издаваемые звуки?

Дети . Звонкие и нет.

Воспитатель . Камни стучат друг о друга более звонко, чем при постукивании с другими предметами .

Сожмите камень в руке. Поменял камень форму?

Дети . Нет.

Воспитатель . Камень- твердый материал .

Где используют камень?

Дети . В строительстве.

Воспитатель. Одни используются при строительстве разных зданий, другие идут для отделки: это мрамор и гранит.

Показ иллюстраций.


Цель работы: изучение влияния погодных условий на изменение свойств песка, глины и камней. Задачи: - изучение информации по данной проблеме; - формирование представления о свойствах песка, глины и камней; - актуализация знаний о пропускной способности песка, глины и камней. Объект исследования: песок, глина, камни. Предмет исследования: погодные условия. Гипотеза: при использовании различных природных фильтров (песок, глина, камни) скорость прохождения воды меняется. Практическая значимость работы определяется возможностью использовать полученые знания в повседневной жизни для расширения кругозора при выполнении более сложных опытов с объектами неживой природы.






Первое что мы сделали, мы рассмотрели, с помощью увеличительного стекла, из чего состоит песок. Я взял стаканчик с песком, насыпал немного песка на листок бумаги и рассмотрел его через увеличительное стекло. Это были зернышки - песчинки. Песчинки очень маленькие, круглые, белые, желтые. Это крохотные камешки!






Следы этого потока, а также его последствия наблюдаются практически по всей территории нашей страны, от Северных ее рубежей, до Южных. от Западных до Восточных.
Более того, следы и последствия есть по всей планете, но сейчас хочу акцентировать внимание на нашей стране.
Обычно мы их наблюдаем в местах обитания, - в городах, и селах.... Связанно это с тем, что мы ведем свою деятельность именно в местах обитания, а так же с тем, что в городах имеется очень много "маркеров" докатастрофного периода, в основном это здания и сооружения, а также инфрастуктурные сооружения. И сравнивая их "ДО" и "ПОСЛЕ", получаем информацию, что что-то "не так".

Это Европа:

Это Москва:

Фотографии и картины современников которые отразили состояние посткатастрофных городов...

Однако наши ученые, и историки, и геологи и другие специалисты, говорят что наносы в несколько метров - это исключительно результат культурной деятельности жителей - культурный слой.

И т.к. говорят они, вне населенных пунктов, доказательств нет, якобы, то и говорить о каком то катаклизме и не приходится.

Так ли это? И можно ли блуждая по полям и лесам найти доказательства потопа, и насколько они убедительные.

Отсутствие информации, о данном событии в официальных исторических документах, сбивает с толку, а наш мозг, который получает информацию о том, что последствия потопа, в виде слоев песка, камней, глины и чернозема, толщиной от нескольких сантиметров до нескольких метров, есть практически в любом месте, не позволяют нам сделать правильный вывод и поверить в этот невероятный факт. Ну или в лучшем случае, для защиты нашего разума, отодвигает это в прошлое, от тысяч до миллионов лет.

По роду деятельности, мне очень часто приходится бывать на карьерах добывающих строительные материалы - песок и щебень. И если по гранитным карьерам, на которых производят щебень из изверженных пород, имеющих вулканическое происхождение (граниты, диориты, базальты, порфириты и прочие), все более-менее понятно, хотя и тут есть интересные факты, к которым я когда-то вернусь.
То вот по остальным вопросов очень много.

Всем известно, что песок и глина находятся практически везде. Вопрос в их однородности, концентрации, и объеме в одном месте.

Песчаные карьеры, имеют одну особенность - за миллионы лет, которые ученые приписывают времени их образования, сверху не образовался слой, плодородный или какой другой, но любому ясно, за миллионы лет, он должен быть десятки метров. Тем не менее этого нет.

НО! Наибольший интерес представляют карьеры в которых добывается..... КАМЕНЬ. Обычный природный камень.
Точнее, в чистом виде как вот тут:


найти можно только в местах выхода на поверхность монолитных месторождений - гранита, песчаника, доломита, известняка и т.д. Речь не об этих месторождениях.
Поговорим о месторождениях, в которых Природный камень встречается в виде смеси - песка, камня и примесей глины. Причем желательно чтобы глины не было вообще, или было как можно меньше.
Такие смеси называются ПЕСЧАНО ГРАВИЙНАЯ СМЕСЬ. (ПГС), и отличается между собой размером камней и %% содержанием камня и песка. Чем больший % камня, тем лучше месторождение:

Это наиболее ценный карьер, с точки зрения прибыли, но для нас главное с точки зрения получения ИНФОРМАЦИИ.

Если песчаные карьеры можно найти в России практически везде, то проблема каменных (таких как на фото выше), их локальность.
Сейчас я перечислю места, в которых в Европейской части России есть такие месторождения:
Псковская, Новгородская, Тверская, Московская, Ярославская, Костромская, Вологодская, Смоленская области . Немного меньше Ивановская, Калужская, Рязанская.
Причем размер валунов и их %%, в ПГС тоже странным образом имеет географическую ориентацию - Тверская, Псковская, Новгородская - валуны самые большие, %% их выше - местами до 80%!!!, (поверьте это очень много). А вот южнее идет снижение и размера и содержания. В Московской, Владимирской, Смоленской, Ярославской областях - 20-35%. Причем в Смоленской Полосами вдоль рек - Днепра, и в районе Вязьма-Гагарин (где рек размером с Днепр не наблюдается, но есть много более мелких рек).
А вот в Калужской области и на юге Московской, %% редко доходит выше 20%.
КСТАТИ: Такая же особенность и у месторождений песка, - РАЗМЕР ЗЕРНА ПЕСКА, чем южнее - тем меньше... Крупный песок есть только в Московской, Смоленской, Ярославской областях (это самые южные месторождения), южнее песок мелкий.
ОДНАКО ЕСТЬ НО!
В Воронежской области КРУПНЫЙ песок находится на глубине более 8-10 метров!!! Выше - его нет.
Запомним этот факт.
Южнее этих районов, в Тульской области, Рязанской, Орловской, Брянской, Липецкой, Воронежской, и южнее - таких месторождений ПРАКТИЧЕСКИ НЕТ!

Теперь немного справочной информации:
Что из себя представляют такие месторождения:
Песчано-гравийная смесь является нерудным строительным материалом, который получается при обработке песчано-гравийной массы. Обычно ее добывают со дна различных водоемов. Это могут быть и реки, и озера, и различные водохранилища…..
Обычно…, а как правило, её добывают из месторождения ПГС, которое к водоемам ну никак не относится, по крайней мере на момент его разработки.
Песчано-гравийные смеси (ПГС) разделяются на природные ППГС и обогащенные ПГС (ОПГС) - получаемые из природных песчано-гравийных смесей путем обогащения, либо путем смешивания фракционного щебня и песка. ППГС используют для устройства дорожных покрытий, верхнего слоя оснований под покрытия, для дренирующих слоев и в других целях в дорожном строительстве в соответствии с требованиями норм и правил на строительство автомобильных дорог; обогащенные (получаемые из природных песчано-гравийных смесей путем обогащения, т.е. путем дополнительного внесения в смесь гравия) - в соответствии с требованиями строительных норм и правил на соответствующие виды строительных работ. Стандарт не распространяется на природные песчано-гравийные смеси (ПГС), используемые в качестве полуфабриката для последующей переработки потребителями…

Месторождение ПГС под разработку карьера.
Детальное описание бизнеса:
Продается месторождение - песчано - гравийного материала.
Местоположение: Ярославская обл., Ростовский р - н, напротив д. Любилки.
Расстояние до Москвы (до МКАД) — 170 км по трассе (М - 8 Москва - Холмогоры), непосредственно у трассы.
Площадь участка — 100 Га.
Подсчитанные запасы:
Песчано - гравийный материал - 7,3 млн. м3
Категория подсчета запасов — С-1.
Средняя мощность вскрыши — 0,5 м.
Средняя полезная толща — от 4, 5 до 9, 3 м.
Среднее содержание гравия и валунов — 30%.

Лицензия на добычу до 2029 г.

Что нам говорят эти цифры:
Что глубина залегания, (средняя мощность вскрыши) - 0,5 метров .
Сколько миллионов лет нужно, для формирования слоя 0,5 метра, сверху месторождения? Думаю сотня-две, правда, не мильенов, а просто лет. И далее всего 4-9 метров толщина полезного слоя. И все. Ниже - как правило глиняная подложка.
Второй особенностью таких залеганий является близость реки. Причем ныне, она может быть на удалении до нескольких километров от месторождения.
А может просто быть рядом огромный овраг, который очень похож по своему строению на русло равнинной реки, но кроме весенних паводковых вод, ныне ничем не наполнен. К тому же сам карьер (месторождение) - представляет из себя такое русло - заполненное ПГС.

Следующий факт - природный камень из которого состоят месторождения - очень разнообразен. Там присутствуют валуны - гранитов (разного цвета и происхождения), песчаников, доломитов, кварцитов, известняков. Иногда на глубине находятся камни имеющие явные следы механической обработки и воздействия человеческих рук и инструментов.
Месторождения гранитов которые выходят на поверхность есть в Ленинградской, Архангельской областях и Коми и Карелии. Где месторождений ПГС - почему-то нет. Зато южнее - сразу на поверхности, и в залежах концентрированных ПГС и на поверхности, в лесах, на полях и огородах. Суммарно - разбросанно по самой поверхности - миллиарды тонн.
http://yuri-shap2015.livejournal.com/1710.html в части касающейся завалуненности северных районов России.
Т.е. волна смыла камни, песок и глину (а с ними и все что на них находилось - растительность, строения, людей и животных), и понесла это на юг...

Вот какая плотность населенных пунктов была на Северных рубежах:

Теперь немного физики:
Кинетическая энергия движущейся воды, способна привести в движение любой предмет на своем пути. Масса двигающегося предмета прямо пропорциональна скорости воды.
(Именно на этом основана гидроабразивная резка металла и других материалов, где ВОДА С ПЕСКОМ, под большим давлением режут даже металлы).
Значит, судя по многотонным валунам, пришедшим в движение, первичная кинетическая энергия была просто огромной. Поэтому размер (масса), валунов больше со стороны начала движения воды - т.е. с севера.
И в низинах и руслах рек, местах куда вода стекала с равнин.
Кинетическая энергия воды безусловно затихала, а на равнинах после остановки - вообще движение отсутствовало.Суспензия из органики и глины - оседала на поверхность, образовывались глиняные месторождения и пятна ЧЕРНОЗЕМОВ!!!. (т.к. органика самая легкая и осаживается только на поверхности).
ТОЛЬКО ДВИЖУЩАЯСЯ вода, могла создавать однородные залежи песка и камня. Поэтому по ходу движения воды (полосами до несколько километров), существуют залежи песка. Чем ниже скорость воды, тем меньше масса частиц. Поэтому на юг донесло более мелкий песок. Более крупный - осел севернее.
Чернозем Краснодарского края - это образование причерноморского финиша двигающейся воды, в Черное море, и вся эта территория несколько лет была затоплена. И осевший ил на дне этого гигантского водоема - образовал черноземы Краснодарского края.
(Поэтому переселение Запорожцев не могло быть ранее середины 19-го века).

Ну что ж, не буду больше утомлять читателя такой справочной информацией, пора подвести некоторые итоги:

Суммируя все вышесказанное, получается следующая картина:
Совсем недавно, несколько сотен лет тому, именно с СЕВЕРА нашей страны, ЗА ОЧЕНЬ КОРОТКИЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ, (т.к месторождения очень однородны, и не разделены другими слоями), пришел огромный объем воды, ширина волны, обрушившейся на северное побережье - по всей длине побережья. Глубина волны - тысячи км. Иначе на равнине кинетической энергии было бы не достаточно, и вода просто остановилась бы через сотню другую км. Тем не менее что-то двигало волну даже на удалении тысяч км от берега. При цунами - такое просто невозможно.
Время воздействия - несколько лет.
Возможно что большой объем воды просто замерз, и таяние проходило в течение нескольких лет, волнами... При достаточно коротком лете (т.к. много тепла уходило на таяние льда и снега).
(Как в Якутии или районах с вечной мерзлотой).

Ещё одним доказательством прохождения волны (воды). по всей территории является наличие очень широких, промытых недавно русел рек - всех без исключения, а также большого количества оврагов, по строению полностью схожих с руслом равнинных рек.
Но это предмет для другой статьи.
Удачи и разума всем.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!