Сценарий развивающего занятия на тему «Предметы-помощники»
Полякова Светлана Николаевна, учитель истории ОКСКОУ «КСКО школа», г. Курск.Описание работы: я предлагаю сценарий развивающего занятия о предметах, которые мы повседневно используем в жизни. Данная разработка будет полезна воспитателям дошкольных учреждений или учителям начальных классов коррекционных школ.
Цель: Повторить и закрепить знания учащихся о предметах- помощниках.
Задачи:
1.Уточнить знания учащихся о предметах, которые помогают нам в быту.
2.Сформировать условия для развития воображения, зрительной памяти, внимания, пространственного мышления, связной речи.
3.Воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование и материалы: мягкая игрушка - кот, иллюстрации к заданиям, мешок с предметами (нитки, ручка, расческа, ножницы, пуговица, скрепка, спички, ластик, скотч, булавка, подставка), счетные палочки.
Педагог : Здравствуйте, ребята!
Сейчас мы с вами поздороваемся, но необычно. Для этого давайте сядем на пол по кругу. Мы поздороваемся глазами по кругу. Я начну первая, когда поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед. (Взрослый смотрит в глаза каждому ребенку и слегка кивает головой; когда он поздоровался со всеми детьми, дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами).
Педагог: Ребята сегодня к нам на занятие пришел гость – Кот Василий (мягкая игрушка), это домашний кот.
Он пришел к нам за помощью. Просит он помочь ему разобраться в том многообразии предметов, которые находятся у него дома. Не может он понять, зачем они нужны. Давайте поможем ему.
Педагог показывает картинки и рассказывает стихотворение:
«Кот Василий и бытовая техника», автор Ольга Чернорицкая
Кот Василий по квартире
Каждый день гуляет.
Кот Василий все в квартире,
Все в квартире знает.
Чайник – вещь ненужная,
Лишняя, невкусная.
Ну, зачем коту вода,
Что горячая всегда?
Лучше уж вода из крана,
Иль из криночки - сметана!
Педагог: Ребята, расскажите Коту Василию, зачем нам нужен чайник (показ картинки)?
Холодильник – это да!
Эта вещь – не ерунда!
Вред приносит он котам,
Потому что холод там.
Вечно от голодной киски
Прячут люди в нем сосиски.
Педагог:
Кто же скажет, для чего нам нужен холодильник?
Учащиеся высказывают свое мнение.
Телевизор – так, пустяк,
В доме от него – бардак,
Потому что у экрана
Сорок мультиков подряд,
Сорок мультиков подряд
Детки фантики сорят.
Педагог: Какую же пользу выполняет телевизор для человека(показ картинки)?
Учащиеся высказывают свое мнение.
Как-то глупый младший братик
Ваську захотел погладить.
Ах, от утюга подальше
Васька держится теперь:
- Я не платье, не рубашка,
А вполне достойный зверь!
Педагог: Для чего же утюг человеку(показ картинки)?
Учащиеся высказывают свое мнение.
Фен, по Ваське – лютый, злой
Дует жаркою струей.
Если Ваську искупают –
Феном полчаса терзают.
Мокрым, Васька, не ходи –
Ведь простудишься, гляди!
Педагог: Как же фен помогает человеку в жизни (показ картинки)
Учащиеся высказывают свое мнение.
Педагог: Все эти предметы, о которых мы сейчас говорили, помогают людям в жизни, но не только эти. Человек изобрел очень много разнообразных предметов. Посмотрите, у меня есть мешок, который принес Кот Василий. В нем находятся такие предметы, все они есть у вас дома. Необходимо не глядя, а, только ощупывая их догадаться, что это за предмет и рассказать нашему Коту о том, для чего они нужны.
Предметы: нитки, ручка, расческа, ножницы, пуговица, скрепка, спички, ластик, скотч, булавка, подставка.
Игра визуальные «данетки»
На доске развешивают много предметов или картинок.
Педагог: Вам необходимо угадать, какой предмет я загадала Вы можете задоват наводящие вопросы:
– Предмет лежит в правой половине стола? «Да».
– Предмет лежит в верхней четверти стола? «Нет» и т. д.
Сократив поле поиска по «территориальному» признаку, можно использовать видовые признаки: форма, цвет, вес.
Педагог: Ребята, а сейчас Кот Василий хочет предложить поиграть с вами в игру «Что изменилось?»
Повесить на доске перед детьми 10 картинок (с изображением предметов-помощников). Затем дети отворачиваются и в этот момент педагог меняет расположение предметов.
Педагог: что же изменилось?
Игра «Маленький котенок»
Педагог: У Кота Василия есть друг – Котенок. Они очень любят играть вдвоем. А вы хотите поиграть с ним.
Учащиеся высказывают свое мнение.
Игра "Куда ушел котенок"
Педагог: Перед вами поле, расчерченное на клеточки.
По этому полю ходит котенок. Котенок двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать вам ходы, а вы будете передвигать по полю котенка в нужном направлении. Делайте это мысленно (если трудно, то можно водить пальцем).
Педагог: Начали. Одна клеточка вниз, одна клеточка вправо. Одна клеточка вверх. Две клеточки влево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился котенок.
Учащиеся выполняют задание.
Игра «Сделай, как я!» (работа с палочками)
Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 палочек. Один, ведущий, выкладывает из 6 палочек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру. Партнер из своих палочек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями.
Примечание: в принципе, использовать можно не только счетные палочки, но и, спички, пуговицы, бусинки, карандаши, и т.д.
Коллективная игра «Ярмарка
Педагог: Дети станьте в круг. Вы будите «продавцами». В центре круга мы поставим покупателя (один из воспитанников).
Дети все вместе произносят слова, под которые ребёнок-покупатель поворачивается вокруг себя, вытянув вперёд руку, наподобие стрелки:
«Ваня, Ваня, покружись,
Всем ребятам покажись,
И какой тебе милей,
Укажи нам поскорей! Стоп!»
На последнем слове ребёнок останавливается. Тот, на которого указала «стрелка», спрашивает «покупателя»:
– Что угодно для души? Все товары хороши!
Ведущий «делает заказ»:
– Хочу предмет, чтобы разрезать бумагу!
Теперь ребёнок, «принявший заказ», должен предложить такой предмет. – На тебе ножницы, – говорит продавец.
«Волшебная палочка»
Педагог: У меня есть волшебная палочка, представьте, что она может изменить все, что вы захотите. Что бы вы хотели изменить на сегодняшнем занятии?
Учащиеся высказывают свое мнение.
Педагог: Наше занятие подходит к концу, давайте попрощаемся с котом Василием.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №356 Московского района Санкт-Петербурга
Конспект НОД
подготовительной группы по теме
«Предметы, облегчающие труд людей на производстве».
Составила воспитатель: Евдокимова
Елизавета Анатольевна
г. Санкт-Петербург
Программное содержание:
- Познакомить детей с предметами, облегчающими труд людей на производстве (калькулятор, робот, компьютер, станки).
- Расширять представление о том, что эти предметы могут повысить качество и скорость выполнения действий, могут даже сами выполнять сложные операции за человека.
- Активизировать в речи детей название разнообразных предметов.
- Развивать интерес и желание работать с такими предметами.
Предварительная работа:
Беседы с детьми «Человек создаёт технику», «Техника помогает нам».
Рассматривание иллюстраций с изображением станков, компьютера, роботов, «умных машин».
Материал к занятию:
Иллюстрации с изображением компьютера, станков, роботов, калькулятора.
Ход занятия:
Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку:
На земле он всех умней,
Потому он всех сильней.
(Человек).
Это человек.
А разве человек сильнее всех? Сильнее слона, медведя? (Ответы детей).
Ведь человек не может летать как птицы, не может быстро бегать, не может
Жить под водой, как рыбы; видеть в темноте. А почему же он сильней?
В загадке есть подсказка – На земле он всех умней!
Посмотрите вокруг – очень много предметов, которые помогают нам жить. Их сделали люди. Есть такие люди, которые умеют придумывать, создавать что-то совсем новое, такое, чего никогда не было, но что людям необходимо. Их называют изобретателями, учёными. Если бы не было на Земле таких людей, у нас бы не было всего того, что есть сегодня. Например, не было бы стола, телефона, машин, самолёта... Помогите мне, подскажите, какие ещё устройства, механизмы, машины, приборы создал человек, чтобы облегчить и улучшить свою жизнь. (Выслушать ответы детей).
Их уже несчётное множество. Все эти предметы нужны, чтобы питаться, спать, ухаживать за своим телом; чтобы отдыхать; чтобы учиться; чтобы работать.
У людей разных профессий есть предметы – помощники. Давайте о некоторых мы сегодня поговорим подробнее.
Человек не всегда может выполнить работу сам, и ему нужна помощь. Например, «умная машина». Посмотрите, что у меня есть (показать калькулятор). Вы знаете, что это за предмет? А для чего он нужен, и как он помогает человеку? (Он необходим для того, чтобы считать). Да, правильно!
Давным-давно люди считали на пальцах рук и ног. Но это было неудобно, потому что нельзя было посчитать до 20-30. И тогда человек изобрёл счёты. (Показать). Вот такие. Это рама с перекладинами, на которых нанизаны косточки. Они знакомы, наверное, каждому из вас. Сейчас уже редко, но всё-таки они используются. Они не очень удобны. Почему? (Большие по размеру, на них трудно посчитать большие цифры, долго считать). И поэтому человек изобрёл калькулятор.
Калькулятор – это электронное вычислительное устройство для выполнения операций над числами: сложение, вычитание, умножение, деление (об этом вы узнаете в школе). Калькулятор может работать при помощи солнечной энергии; имеет небольшие размеры (он помещается в кармане), лёгкий по весу. Нажимая на кнопки с цифрами, человек может производить любые операции с большими числами (что трудно сделать в уме). Калькулятор помогает человеку для решения сложных вычислений. Он быстро действует, надёжен, результат выводится на экран.
Дети, а как вы думаете, людям каких профессий необходим калькулятор? (Продавец, кассир, бухгалтер…)
Но и на этом человек не остановился, а продолжал ещё изобретать предметы, облегчающие его труд. Посмотрите, что теперь ещё используют люди. (Показать на иллюстрации компьютер и его главные части). Догадались, что это? Правильно, компьютер!
Расскажите, что вы знаете о компьютере? Где вы их видели? (Выслушать ответы детей). А что умеет делать компьютер?
Компьютер – это чудо-агрегат.
Может делать всё подряд –
Самым лучшим другом стать.
Компьютер нужен для труда,
Обогащения ума,
С ним просто весело всегда!
Давайте рассмотрим, из каких главных частей состоит компьютер, без которых он не будет работать:
Процессор – это мозг и голова компьютера. Через него проходит вся важнейшая информация в компьютере. Процессор её перерабатывает и направляет другим частям компьютера.
Монитор (экран).
Клавиатура (на которой набирают команды для компьютера).
Мышь (передаёт наши движения в компьютер).
Компьютер приносит пользу, он помогает нам в труде: передаёт информацию, хранит информацию, решает трудные задачи за короткое время (большая скорость выполнения вычислений). И сегодня уже невозможно представить, как раньше люди обходились без компьютера. Он необходим людям самых разных профессий (врачам, учителям, бухгалтерам, менеджерам, директорам, программистам, писателям).
Ребята, а откуда берутся окружающие нас предметы, кто и как их создаёт?
Их создаёт человек. А ему помогают в этом «умные машины». И не только помогают, но и даже могут заменять его в работе. Изобретатели давно мечтали освободить человека, его умелые руки от тяжёлого труда. И тогда появились станки. Вот посмотрите (показать иллюстрации различных станков). Станок – это сложная машина, с помощью которой на заводах и фабриках изготавливают велосипеды и автомобили, радиоприёмники и телевизоры, часы и электроприборы, одежду и обувь, иголки и железнодорожные вагоны, фарфоровую и стеклянную посуду, резиновые шины и галоши, карандаши и тетради; печатают книги и газеты и т.д.
Станки сами, без помощи человека, выполняют и производят различные операции: передвигают тяжести, собирают автомобили, обрабатывают древесину, ткут ткани, печатают книги. Действуют они по программе, составленной и заложенной в них людьми. Станки помогают экономить время – быстро выполняют любую работу и при этом, не ошибаясь и не уставая. А человеку остаётся лишь управлять машинами с помощью кнопок, выключателей, пультов; обслуживать (убирать) и чинить их.
Д/и «Доскажи словечко».
Облегчит нам общение.
Ускорит сообщение,
Весь день трезвонит он,
Домашний (телефон).
Этот чудо-аппарат
Любит пыли аромат.
И не сказка, это быль.
Мне ответьте на вопрос:
Что же это? (пылесос)
Если, перед тем как спать,
Лампу на стене включай
И лежи себе читай.
Да читай хоть до утра!
Свет подарит тебе ….(бра).
В полотняной стране,
По реке простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать (утюг).
В кухне сейф. В нём детвора,
Прячу холод с севера.
Положу в него продукты:
Мясо, рыбу, соки, фрукты,
И включу рубильник,
Сейф мой - … .(холодильник) .
Днём и ночью две подружки
Двигаются друг за дружкой.
Длинная одна такая
И короткая другая.
И короткой не до шуток:
Счёт ведёт она минутой!
Спросите у них сейчас-
Скажут вам, который час (стрелки часов)
Ребята, какие все молодцы. А давайте тоже потикаем, как часики.
Физкультминутка.
Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так!
Налево тик, направо так,
Мы тоже можем так-
Тик-так, тик-так!
Но и на этом чудеса, созданные человеком не закончились! Самым большим достижением человеческой мысли являются роботы. Робот – это «умная машина», которая может заменить человека и сама выполнить за него тяжёлую и вредную для здоровья работу. И даже может выполнить то, что человек сам никогда не сможет сделать. Например, не смог бы провести космические исследования: ведь с помощью робота человек получил фотографии с планеты Марс; роботы доставили грунт с других планет; без робота человек не смог бы заглянуть в кратер действующего вулкана, производить подводные операции.
Роботы могут быть разных размеров и форм, а также могут по виду и действиям напоминать человека. Например, ходить, производить движения руками, принимать простые решения.
Роботы – помощники в самых разных сферах. Есть роботы-полицейские. Они следят за порядком, видят, слышат, передвигаются, а человек на экране наблюдает за происходящим.
Существуют «медицинские роботы», они могут проводить операции.
В Японии есть робот-поводырь. Он сопровождает слепого человека. Умеет читать дорожные знаки, двигаться по нужному маршруту, чувствует приближение транспорта.
В Германии сконструировали робота-заправщика, который знает, сколько бензина надо залить, какой марки. Он обслуживает машину за четыре минуты.
Есть робот, который способен находить утечку газа, измерять уровень радиации, при этом преодолевая различные препятствия, и для этого меняя свою форму.
Я привела вам некоторые примеры роботов. На самом деле их применение велико. Вот так «умные машины» стали нашими помощниками и друзьями.
В будущем «умных машин» в нашей жизни станет ещё больше, ведь человек и сегодня продолжает думать и работать над созданием новых предметов, которые помогут ему в работе.
Подведение итога:
Дети, с какими «умными машинами» мы сегодня с вами познакомились? Зачем их создал человек?
А давайте вы сейчас побудете учёными, изобретателями и нарисуете своего помощника для выполнения какой-либо тяжёлой работы.
Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.
Материал. Картинки с изображением разных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека в быту. Раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту.
Ход занятия
Воспитатель начинает занятие с беседы: «Ребята! Посмотрите внимательно вокруг и расскажите, что вас окружает».
Дети говорят, что их окружает множество разных предметов, перечисляют их.
Воспитатель. К какому миру относятся все эти предметы: к природному или рукотворному? (К рукотворному, так как их сделал человек своими руками.) А для чего человек придумал стол, кровать, шкаф, стиральную машину, телевизор, автомобиль и многие другие предметы?
Дети рассказывают, что любой предмет для чего-то нужен, каждый предмет выполняет свою функцию.
Воспитатель. Правильно. Каждый предмет имеет свое назначение и для чего-то необходим. Например, стол нужен для того, чтобы за ним писать, или для того, чтобы за ним есть. На стульях люди сидят, на электрической или газовой плите готовят еду. Есть предметы, с помощью которых человек трудится, предметы, с помощью которых он рисует, а еще есть предметы, облегчающие труд человека в быту. Вы знаете такие предметы? Узнать некоторые из них вам помогут мои загадки.
В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет.
(Холодильник)
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
(Часы)
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
(Пылесос)
То назад, то вперед
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявит море.
(Утюг)
Дети отгадывают загадки и с помощью воспитателя объясняют, в чем состоит польза этих предметов.
Воспитатель. Я буду показывать вам разные картинки. Будьте внимательны! Если на картинке изображен предмет, облегчающий труд человека в быту, хлопайте в ладоши, а если это другой предмет, не хлопайте.
Затем проводится игра «Кому нужен…?», направленная на развитие умения определять назначение предметов, облегчающих труд в быту, устанавливать причинно-следственные связи между трудовым процессом в быту и предметом, его облегчающим. Используется раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту. (Примерное соответствие: хлеб – хлеборезка, одежда – стиральная машина и т. п.)
Дети выбирают по одной большой карточке. Маленькие карточки лежат на столе изображением вниз. Воспитатель берет маленькие карточки по одной, показывает детям, называет предмет и спрашивает: «Кому нужен…».
Ребенок, которому нужна эта карточка, отвечает и объясняет свой выбор: «Мне нужен миксер, чтобы взбить тесто». Игра считается законченной, когда закрыты все пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым закроет клетки на своей карте.
Конспект НОД по предметной деятельности в подготовительной группе.
Тема: «Предметы, облегчающие труд людей на производстве».
Составила воспитатель МОУ
ЦРР д\с №1214 «Ивушка»
Карасени С.В.
«Предметы, облегчающие труд людей на производстве».
Программное содержание:
Познакомить детей с предметами, облегчающими труд людей на производстве (калькулятор, робот, компьютер, станки).
Расширять представление о том, что эти предметы могут повысить качество и скорость выполнения действий, могут даже сами выполнять сложные операции за человека.
Активизировать в речи детей название разнообразных предметов.
Развивать интерес и желание работать с такими предметами.
Предварительная работа:
Беседы с детьми «Человек создаёт технику», «Техника помогает нам».
Рассматривание иллюстраций с изображением станков, компьютера, роботов, «умных машин».
Материал к занятию :
Иллюстрации с изображением компьютера, станков, роботов, калькулятора.
Ход занятия .
Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку:
На земле он всех умней
Потому он всех сильней
(Человек)
Это человек.
А разве человек сильнее всех? Сильнее слона, медведя? (Ответы детей).
Ведь человек не может летать как птицы, не может быстро бегать, не может
Жить под водой, как рыбы; видеть в темноте. А почему же он сильней?
В загадке есть подсказка – На земле он всех умней!
Посмотрите вокруг – очень много предметов, которые помогают нам жить. Их сделали люди. Есть такие люди, которые умеют придумывать, создавать что-то совсем новое, такое, чего никогда не было, но что людям необходимо. Их называют изобретателями, учёными. Если бы не было на Земле таких людей, у нас бы не было всего того, что есть сегодня. Например, не было бы стола, телефона, машин, самолёта... Помогите мне, подскажите, какие ещё устройства, механизмы, машины, приборы создал человек, чтобы облегчить и улучшить свою жизнь. (Выслушать ответы детей).
Их уже несчётное множество. Все эти предметы нужны, чтобы питаться, спать, ухаживать за своим телом; чтобы отдыхать; чтобы учиться; чтобы работать.
У людей разных профессий есть предметы – помощники. Давайте о некоторых мы сегодня поговорим подробнее.
Человек не всегда может выполнить работу сам и ему нужна помощь. Например, «умная машина». Посмотрите, что у меня есть (показать калькулятор). Вы знаете, что это за предмет? А для чего он нужен, и как он помогает человеку? (Он необходим для того, чтобы считать). Да, правильно!
Давным-давно люди считали на пальцах рук и ног. Но это было неудобно, потому что нельзя было посчитать до 20-30. И тогда человек изобрёл счёты. (Показать). Вот такие. Это рама с перекладинами, на которых нанизаны косточки. Они знакомы, наверное, каждому из вас. Сейчас уже редко, но всё-таки они используются. Они не очень удобны. Почему? (Большие по размеру, на них трудно посчитать большие цифры, долго считать). И поэтому человек изобрёл калькулятор.
Калькулятор – это электронное вычислительное устройство для выполнения операций над числами: сложение, вычитание, умножение, деление (об этом вы узнаете в школе). Калькулятор может работать при помощи солнечной энергии; имеет небольшие размеры (он помещается в кармане), лёгкий по весу. Нажимая на кнопки с цифрами, человек может производить любые операции с большими числами (что трудно сделать в уме). Калькулятор помогает человеку для решения сложных вычислений. Он быстро действует, надёжен, результат выводится на экран.
Дети, а как вы думаете, людям каких профессий необходим калькулятор? (Продавец, кассир, бухгалтер…)
Но и на этом человек не остановился, а продолжал ещё изобретать предметы, облегчающие его труд. Посмотрите, что теперь ещё используют люди. (Показать на иллюстрации компьютер и его главные части). Догадались, что это? Правильно, компьютер!
Расскажите, что вы знаете о компьютере? Где вы их видели? (Выслушать ответы детей). А что умеет делать компьютер?
Компьютер – это чудо-агрегат.
Может делать всё подряд –
Самым лучшим другом стать.
Компьютер нужен для труда,
Обогащения ума,
С ним просто весело всегда!
Давайте рассмотрим, из каких главных частей состоит компьютер, без которых он не будет работать:
Процессор – это мозг и голова компьютера. Через него проходит вся важнейшая информация в компьютере. Процессор её перерабатывает и направляет другим частям компьютера.
Монитор (экран).
Клавиатура (на которой набирают команды для компьютера).
Мышь (передаёт наши движения в компьютер).
Компьютер приносит пользу, он помогает нам в труде: передаёт информацию, хранит информацию, решает трудные задачи за короткое время (большая скорость выполнения вычислений). И сегодня уже невозможно представить, как раньше люди обходились без компьютера. Он необходим людям самых разных профессий (врачам, учителям, бухгалтерам, менеджерам, директорам, программистам, писателям).
Дети, а откуда берутся окружающие нас предметы, кто и как их создаёт?
Их создаёт человек. А ему помогают в этом «умные машины». И не только помогают, но и даже могут заменять его в работе. Изобретатели давно мечтали освободить человека, его умелые руки от тяжёлого труда. И тогда появились станки. Вот посмотрите (показать иллюстрации различных станков). Станок – это сложная машина, с помощью которой на заводах и фабриках изготавливают велосипеды и автомобили, радиоприёмники и телевизоры, часы и электроприборы, одежду и обувь, иголки и железнодорожные вагоны, фарфоровую и стеклянную посуду, резиновые шины и галоши, карандаши и тетради; печатают книги и газеты и т.д.
Станки сами, без помощи человека, выполняют и производят различные операции: передвигают тяжести, собирают автомобили, обрабатывают древесину, ткут ткани, печатают книги. Действуют они по программе, составленной и заложенной в них людьми. Станки помогают экономить время – быстро выполняют любую работу и при этом, не ошибаясь и не уставая. А человеку остаётся лишь управлять машинами с помощью кнопок, выключателей, пультов; обслуживать (убирать) и чинить их.
Но и на этом чудеса, созданные человеком не закончились! Самым большим достижением человеческой мысли являются роботы . Робот – это «умная машина», которая может заменить человека и сама выполнить за него тяжёлую и вредную для здоровья работу. И даже может выполнить то, что человек сам никогда не сможет сделать. Например, не смог бы провести космические исследования: ведь с помощью робота человек получил фотографии с планеты Марс; роботы доставили грунт с других планет; без робота человек не смог бы заглянуть в кратер действующего вулкана, производить подводные операции.
Роботы могут быть разных размеров и форм, а также могут по виду и действиям напоминать человека. Например, ходить, производить движения руками, принимать простые решения.
Роботы – помощники в самых разных сферах. Есть роботы-полицейские. Они следят за порядком, видят, слышат, передвигаются, а человек на экране наблюдает за происходящим.
Существуют «медицинские роботы», они могут проводить операции.
В Японии есть робот-поводырь. Он сопровождает слепого человека. Умеет читать дорожные знаки, двигаться по нужному маршруту, чувствует приближение транспорта.
В Германии сконструировали робота-заправщика, который знает, сколько бензина надо залить, какой марки. Он обслуживает машину за четыре минуты.
Есть робот, который способен находить утечку газа, измерять уровень радиации, при этом преодолевая различные препятствия, и для этого меняя свою форму.
Я привела вам некоторые примеры роботов. На самом деле их применение велико. Вот так «умные машины» стали нашими помощниками и друзьями.
В будущем «умных машин» в нашей жизни станет ещё больше, ведь человек и сегодня продолжает думать и работать над созданием новых предметов, которые помогут ему в работе.
Подведение итога:
Дети, с какими «умными машинами» мы сегодня с вами познакомились? Зачем их создал человек?
А давайте вы сейчас побудете учёными, изобретателями и нарисуете своего помощника для выполнения какой-либо тяжёлой работы.
Задачи: Закреплять представления детей о роли зрения в жизни человека. Учить понимать, какую информацию об окружающем можно получить с помощью зрения; упражнять в описании своих зрительных впечатлений: а) по вопросам воспитателя; б) самостоятельно подчеркнуть разницу органов зрения у животных.
Воспитывать желание взаимодействовать друг с другом.
Совершенствовать речь, умения более точно характеризовать объект, высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Ход занятия:
Входит взрослый и несет Солнышко с лучиками. Ребятишки обращают внимание и подходят к Солнышку.
- Возьмитесь за лучики и поздороваемся:
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй матушка земля!
Здравствуйте мои друзья!
Ребята, посмотрите, сколько разных предметов вокруг нас!
Что помогает нам познать весь этот мир – вы сможете ответить, если отгадаете загадку, которая расположена на этом Солнышке:
Двое глядят,
Двое слушают,
Один вдыхает,
Один говорит.
Правильно ребята, глаза, нос, рот, уши – наши незаменимые помощники.
Как помогают нам глаза, мы сегодня с вами и поговорим.
II. Практическая деятельность детей.
Возьмем зеркала.
Свет мой зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи,
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее…
Что вы видите в зеркальце?
С помощью чего мы видим себя и других?
Д/И «Что можно и чего нельзя сказать о предмете с открытыми глазами»
- Предложить одному из детей закрыть глаза, дать в руки предмет и попросить рассказать о нем.
- Рассказать о том же предмете с открытыми глазами.
Какой рассказ получился полнее и интереснее?
Глазки видят все вокруг,
Ну, а если их закрыть,
В темноте придется жить.
ГИНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Пролетел высоко сокол (глаза вверх)
Уронил перо в осоку (глаза вниз)
Соколиного пера (глаза влево)
Не найдем мы до утра (глаза вправо)
Утром солнышко взойдет (глаза вверх)
Солнце перышко найдет (глаза вниз)
III. Беседа с детьми
Вывешивается плакат с изображением строения глаза.
Рассмотреть его.
Вспомнить, как устроен глаз.
Закройте глаза, потрогайте глазное яблоко, какой оно формы?
Посмотрите друг другу в глаза.
Что заметили? (разного цвета) .
Почему? (потому что в глазах есть радужная оболочка) показать на иллюстрации.
Чтение стихотворения «Как устроен глаз»
Глаз – волшебный теремок,
Круглый маленький домок,
Хитро он устроен –
Без гвоздей построен.
Обойдем же дом скорей –
Ни крылечка, ни дверей,
Впереди кружочек тонкий –
Роговица словно пленка,
Вся прозрачна, как стекло –
В мир чудесное окно,
Через круглое оконце
В глаз проходит свет от солнца.
Глаз бывает синий, серый:
Впереди, пред белой склерой
Яркой радужки кружок
Украшает глаз – домок.
В центре радужки – зрачок,
Черный маленький кружок.
Лишь стемнеет – наш зрачок
Станет сразу же широк,
Коль светло – зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.
Глаза бывают разными не только по цвету, но и по настроению: грустные и веселые, испуганные и удивленные.
По глазам можно догадаться, о чем человек думает, чего он хочет.
Глаза есть не только у человека. У всех представителей животного мира разные глаза. Это связано с тем, что глаза приспособлены к той среде, в которой их обитатели живут.
Что вы знаете о животных?
Но я хочу, чтобы вы еще больше знали о животных.
Вот, например, у раков глаза расположены на специальных антенках – стебельках, выдвигаются далеко вперед и могут сами по себе вращаться, когда рак неподвижен. И еще у него есть глаза на хвосте, которые помогают ориентироваться, когда рак пятится назад.
У берегов Юго – Восточной Азии живет рыба – иглобрюх, которое пользуется специальными «солнцезащитными очками» желтого цвета. Стоит рыбе всплыть на поверхность, как специальные клетки желтого цвета начинают расползаться по глазу, и тогда кажется, будто иглобрюх надевает очки.
У совы и филина глаза больше, но неподвижные, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же они видят только в темноте.
Физкультминутка.
IV. Театрализованная деятельность
Дорогие ребята! Уважаемые гости!
Приглашаем Вас посмотреть сценку «Берегите зрение» .
Ведущий: К окулисту пришел Крокодил. Плакал горько, совета просил.
Крокодил: Я весь день телевизор смотрел,
До полуночи над книгой сидел,
Свет обычно включать не любил
И в темноте вечера проводил…
Видел все! А теперь не могу!
Ведущий: Врач ответил…
Врач: Но при этом с досадой сказал…
Врач: Вам беречь надо было глаза!
Непростительное поведение –
Так испортить хорошее зрение!
В темноте никогда не читайте,
Телевизор пореже включайте!
И придется очки заказать,
V. Рефлексия