Что понимает 7 месячный ребенок. Физиология и психология ребенка. Развитие двигательной активности

Малышу исполнилось 7 месяцев, он продолжает все так же активно развиваться и познавать окружающий мир. Тяга к неизведанному пространству растет у ребенка с каждым днем. Чему научился маленький человечек, и каких успехов вашему крохе еще нужно достичь?

Физические показатели семимесячного ребенка – рост и вес в 7 месяцев

К этому возрасту параметры детишек могут отличаться от приведенных ниже данных, так как на рост и вес оказывают влияние наследственные факторы.

В среднем, показали ребенка в 7 месяцев, выглядят так:

С 7 до 8 месяцев детки в среднем поправляются на 500-600 грамм и подрастают на 2-2,5 см .

Чем кормить малыша: питание ребенка в 7 месяцев

Если каши, овощные и фруктовые пюре уже присутствуют в детском рационе с более раннего возраста, то теперь пора знакомить малыша с такими , как:

  • Мясо . Потребность детского организма в питательных веществах и витаминах неуклонно растет. Мясо, в котором присутствует легко усваиваемое железо, витамины А, В, В12 и необходимые белки, является строительным материалом для организма малыша. Мясные продукты помогают избежать такой проблемы, как анемия. Рынок детского питания представлен многими фирмами, производящими мясные пюре. Однако, совсем несложно приготовить такой продукт и самостоятельно. Для этого мясо хорошо проваривают и измельчают в блендере или мясорубке, добавляют немного бульона так, чтобы получилась пюреобразная масса. Прикорм начинают с половины чайной ложки. Для малыша подойдет мясо кролика, куриная грудка, нежирная говядина или телятина.
  • Яичный желток . Продукт богат такими необходимыми малышу веществами, как каротин, железо, фосфор, витамины А, Д, Е и ненасыщенные жирные кислоты. Яйцо необходимо сварить вкрутую, первый раз нужно дать малышу всего несколько крошечек. Если у ребенка не будет аллергии, то в неделю он должен съедать 1 полный желток (за 2 любых дня по половинке). Желток лучше смешивать с молоком или с другими продуктами, так как в чистом виде малышу будет сложно его проглотить.

Физическое развитие ребенка семи месяцев

Развитие ребенка в 7 месяцев имеет свои особенности.

К этому возрасту, малыш достаточно развит, он уже умеет:

  • Переворачиваться на бочок, спину и обратно.
  • Сидеть , имея за спиной точку опоры.
  • Уверенно пользоваться обеими ручками.
  • Делать попытки ползать и вставать на ножки, держась за опору.
  • Использовать жесты при общении с близкими людьми.
  • Показывать свой характер.

В 7 месяцев малыш продолжает быстро развиваться и совершенствовать приобретенные раньше навыки в двигательной, познавательной и речевой сфере.

Двигательные навыки семимесячного малыша

Ползу, куда хочу

Основным достижением семимесячного малыша является возможность передвигаться в нужном ему направлении. Умение ползать открыло для малыша новые горизонты . Теперь он сам способен добраться туда, куда ему хочется (конечно, если взрослые не «запрут» его в манеже или кроватке).

Маленькие непоседы используют разные способы передвижения, имитирующие ползание. Кто-то ползет по направлению вперед, а кто-то, наоборот, пятится назад. Некоторые крохи, не желающие ползать, просто перекатываются с одного места на другое. Дети могут ползать, как положено, то есть на четвереньках, а некоторые умудряются передвигаться на животике, отталкиваясь руками от пола.

Малыш способен передвигаться ползком достаточно длительное время, теперь, если не ограничивать площадь его перемещения, он сопровождает маму по всей квартире .

Чтобы избежать детского травматизма, ребенка нужно обеспечить достаточно большим, но безопасным пространством, где он мог бы свободно перемещаться. Не кроху рамками манежа или кроватки.

Ползание стимулирует физическое развитие, укрепляет вестибулярный аппарат, улучшает обмен веществ .

Поворачиваюсь с умом В 7 месяцев дети уже виртуозно освоили повороты со спины на живот и обратно. Теперь малыш может вовремя затормозить, подкатившись к краю кровати или манежа . Если в процессе перекатывания кроха натыкается на что-то твердое, он быстренько соображает, что лучше передвинуться в другую, безопасную сторону.
Сижу сам К началу 8 месяца все дети уверенно сидят без помощи подушек или другой опоры. Кроме того, сидя и держа спину ровно, они уверенно поворачиваются из стороны в сторону, тянутся , чтобы достать лежащие в небольшом отдалении игрушки, при этом не падая и сохраняя равновесие.
Готовлюсь к ходьбе В 7 месяцев не все, но многие детки, держась за кроватку, самостоятельно встают на ножки . Кроме того, держась за верхнюю перекладину, они переступают с ноги на ногу, делая первые шажки по кроватке.
Почему я непоседа Малыш не может усидеть на месте не только из-за потребности в движении. Просто положение его собственного тела в пространстве не дает ему покоя. Ребенку интересно, что он сможет увидеть из того или иного положения . Кроха познает сам себя, формируя собственные представления о своих способностях.

Зрение ребенка в возрасте 7 месяцев

Новые двигательные способности малыша открывают для него широкие возможности сенсорного развития, в том числе и зрения. Если к полугоду малыш стал видеть четче и различать большее количество цветов и оттенков, то в 7 месяцев ребенок видит и узнает предметы, находясь от них на разном расстоянии.

Теперь он рассматривает интересующие его вещи под разными углами зрения. Малыш уже ориентируется на такие признаки предмета, как форма, цвет или расположение. Кроха может узнать знакомую игрушку, если она расположена к нему не лицевой стороной, а в профиль.

Развитие речи ребенка в 7 месяцев

  1. Разговорное лепетание малыша переходит на новый уровень . Кроха с чувством повторяет. понравившиеся ему уже достаточно сложные сочетания звуков. Он как бы играет с ними, проводит эксперименты, прислушиваясь к собственным «сочинениям». Ребенок изменением интонации показывает свою радость или неудовольствие.
  2. Быстро набирает обороты подготовка к сенсорной речи . Кроха уверенно находит взглядом предмет в ответ на вопрос «Где?». Чтобы оценить это умение чаще задавайте малышу вопросы о том, где лежат хорошо знакомые ему предметы. Малыш уже умеет выбирать из 2-3 предметов тот, который вы назовете. Если у вас в руках, к примеру, мишка и зайчик, и вы попросили взять мишку, малыш протянет ручки именно к нему.
  3. Чтобы малыш лучше понимал взрослую речь и совершенствовал свою , с ним нужно общаться как можно больше.

При этом следует:

  • Использовать речь, как средство познания, рассказывая малышу обо всем, что он видит вокруг.
  • Продолжать развитие речевого аппарата, стимулируя ребенка к произношению новых сочетаний звуков.
  • Развивать умение малыша вслушиваться в чужую речь.
  • Помогать ребенку в понимании интонации речи – поощрительной, нейтральной или строгой.

Общее развитие ребенка в семь месяцев

Действия с предметами Ребенок, занимаясь с различными предметами и игрушками, способен учитывать их физические свойства. Мячик или шарик он будет катать, кубики складывать один к одному, колесики пирамидки снимать или надевать на стержень.

По выводам психологов, представление ребенка о себе, как об активном и деятельном человечке, складывается путем расширения его возможностей при действии с предметами.

Малыш уже давно является не пассивным наблюдателем, а активным исследователем окружающего пространства. Он, как и раньше, пытается схватить все, что плохо лежит и исследовать предмет на ощупь и на вкус.

Поэтому в связи с возросшей активностью крохи и возможностью передвигаться по дому, нужно убрать все опасные для здоровья ребенка предметы из зоны досягаемости маленького исследователя.

Потребность в общении В возрасте 7-8 месяцев в связи расширением социализации ребенка, у него с новой силой возрастает потребность в общении с взрослыми. Особенно это касается мамы – самого близкого для малыша человека.

Ребенок в этом возрасте требует «делового», конструктивного общения, а не простого сюсюканья .

Ему нужно, чтобы близкий человек знакомил его с окружающим миром, разными явлениями и свойствами предметов.

Малыш уже хорошо понимает мимику, эмоции, жесты, действия и поступки родных ему людей, которым он с удовольствием старается подражать .

Отношения с окружающими В 7 месяцев малыш выбирает тактику привлечения к себе максимального внимания.

В этом возрасте присутствующая у крохи реакция страха посторонних людей постепенно заменяется жаждой познания .

Кроме мамы и папы, ребенку становится интересно общаться с другими людьми, получать знаки внимания и возможность общения. Если ребенок видит, что вы дружелюбно относитесь к какому-либо человеку, он легче пойдет на контакт с ним.

Чтобы в дальнейшей жизни малышу было легче адаптироваться в коллективе, нужно расширять круг его общения .

В этом возрасте можно научить кроху здороваться, кивая головкой и прощаться, махая ручкой.

Для гармоничного развития малыша нужно продолжать делать начатые в 5-6 месяцев физические упражнения, заниматься развивающими играми, помогать маленькому исследователю в изучении окружающего мира.

В связи с возросшей подвижностью малыша и его неуемной тяге к познанию, примите необходимые меры безопасности:

  • Уберите все опасные предметы, которые может достать ребенок.
  • Закройте розетки специальными заглушками.
  • Если в доме имеется мебель с острыми углами, закройте их поролоном или другим мягким материалом.
  • Уберите из ящиков тумбочек и комодов все, что может навредить ребенку.
  • Не оставляйте в доступных местах лекарственные препараты.

Так как в 7 месяцев у малыша активизируется потребность в общении, не оставляйте ребенка одного надолго. Сейчас ему, как никогда, нужно внимание и забота близких людей.

Не успели оглянуться -
Как семь месяцев прошло.
Поздравляем мы малютку,
И желаем, чтоб везло.

Крепкого тебе здоровья,
Быть умнее в мире всех,
Ангела у изголовья,
Крепкий сон, веселый смех.

Поскорей расти и крепни,
Хорошей на радость всем!
Каждый день пусть будет светлым,
И счастливой цифра семь.

Ты на месте не сидишь,
Крутишься и вертишься,
Ведь тебе сегодня уж
Семь прекрасных месяцев.

И показывать характер
Уже получается,
Громким криком своего
Быстро добиваешься.

Ты здоровеньким расти,
Радуй папу с мамой,
И пусть каждый новый день
Твой счастливым станет.

Недавно совсем принесли в одеяле
Домой из роддома пищащий комочек.
Сегодня от всей мы души поздравляем
Тебя, семимесячный наш ангелочек.

Пусть солнышко ласково треплет за щечки,
Пусть птичка споет колыбельку тебе,
Светлы будут дни, а спокойными - ночки.
И в будущем ждет пускай много побед!

7 месяцев нынче ребенку,
Уже позабыты пеленки,
Уже человечек взрослеет,
И много чего он умеет:

Сидеть, все хватать, улыбаться,
Потребовать и посмеяться,
Родители, вас поздравляем!
Счастливых эмоций желаем!

Семь месяцев тебе, родная крошка,
Ты столько счастья в жизнь мою несешь!
Нужно подрасти еще немножко
И скоро по дорожке ты пойдешь!

Пусть светлым будет каждое мгновение,
Улыбка пусть на личике живет,
Пусть в жизни твое каждое движение
Тебе много открытий принесет!

Поздравляю кроху с 7-ю месяцами. В народе говорят 7 - счастливое число, так пусть вся жизнь манюни будет полна счастья, пусть каждый из семи дней недели проходит весело, интересно, увлечённо, забавно, красиво и хорошо.

С каждым днем ты подрастаешь,
Вот уже 7 месяцев,
Ни минутки не сидишь,
Крутишься и вертишься.

За тобою глаз да глаз,
Ловим всей семьею,
Сколько смеха, радости,
Солнышко, с тобою.

Расти тебе желаем
Здоровым и счастливым,
Ребенком самым лучшим
И самым любимым.

Месяцы твои
С любовью мы считаем,
Как они проходят
Мы не замечаем.

Вот уже и 7,
На глазах растешь,
Уже сидишь и скоро
Ножками пойдешь.

Полон каждый день
Открытий и сюрпризов,
Пусть будет больше смеха
И меньше капризов.

Счастье пусть с тобой
Рядышком растет,
Жизнь долгая, счастливая
Тебя, кроха, ждет.

Кто такой красивый и хороший?
Кто в кроватке своей мирно спит?
Кто на маму с папою похожий?
Кто тихонько так лежит, сопит?

Ваше это счастье, не иначе,
Ваша это гордость и любовь.
Крошечке 7 месяцев сегодня,
Вас я поздравляю вновь и вновь!

Радости желаю, и здоровья,
И терпенья вам, и легких дней.
Пусть же не тревожит вас плохое,
С каждым днем жизнь будет веселей!

Семь месяцев - удачное число
Для малыша, для папы и для мамы.
Семь дней в неделе, в радуге - цветов,
На свете семь чудес, одно - пред нами!

Пусть на пути твоем не будет буреломов,
Пусть счастье наполняет светом душу.
Пускай среди подружек и знакомых
Останутся лишь лучшие из лучших!

За 7 месяцев в жизни любого человека может произойти очень многое, а уж в жизни маленького человечка и подавно: за это время он проходит путь, который не каждый взрослый может пройти за всю жизнь.


За 7 месяцев в жизни любого человека может произойти очень многое, а уж в жизни маленького человечка и подавно: за это время он проходит путь, который не каждый взрослый может пройти за всю жизнь.

Ещё бы: полгода назад это был абсолютно беспомощный младенец, а сегодня – почти "взрослый" человек, почти собеседник, а главное – настоящий исследователь окружающего мира. И к этому нужно быть готовыми.

Физиология и здоровье малыша



За этот месяц ребенок должен набрать около 600г. и вырасти еще на 2 см. таким образом, рост малыша в 7 месяцев должен быть примерно 68-71 см., а вес – от 7600 до 8100 г. Впрочем, если он растет или набирает вес медленнее, ничего страшного: дети-то разные бывают.

Но главным событием в жизни ребенка семи месяцев является появление первых зубов. Первыми обычно вылезают передние нижние резцы, за ними – верхние, следующими идут боковые резцы (сначала верхние, потом нижние), а дальше наступает черед клычков. Последними на свет появляются коренные зубки. Естественно, всё это доставляет малышу дискомфорт: дёсны чешутся, ребенок капризничает. Так что, в это время стоит позаботиться о предметах для жевания. Идеальный вариант – зубное кольцо с водой внутри. Охладите его и дайте ребенку: и боль снимет и переключит внимание ребенка с раздражённых дёсен.

Не пугайтесь, если зубы полезли чуть раньше или позже – опять-таки, у каждого свои особенности. И главное, чтобы вылезали они в правильном порядке. А еще стоит обратить внимание на то, что на свой первый, второй, третий и т.д. зуб ребенок будет пробовать всё, что попадается ему под руку. Так что, прячьте лекарства, бытовую химию и прочие потенциально опасные вещи подальше.

Кормление

Первые зубы дают возможность изменить диету ребенка. Конечно, если у вас еще не пропало молоко – кормите на здоровье. Но и новые блюда в рацион вводите. Наиболее весомым нововведением должно стать мясо, ведь до этого возраста детский пищеварительный тракт данный продукт не примет. Лучше всего начинать с чайной ложки нежирной телятины или индюшатины : сварите мясо, прокрутите его несколько раз на мясорубке и разведите бульоном (можно даже овощным). Если малышу не понравилось – подождите несколько дней и попробуйте дать другой сорт этого продукта. Если же новинка пришлась по вкусу – каждый день увеличивайте её количество на пол чайной ложки: до 4-5 ложек в день.

Также в рацион пора ввести крупяные каши, причём, начинать надо с рисовой и гречневой, изначально готовя их на воде, а потом разбавляя молоком. Чуть позже можно ввести овсянку и манную кашу. Сначала подойдёт грудное, а потом – любое другое. Только следите за реакцией ребенка – вдруг коровье или козье молоко вызовет у него аллергию.




В семь месяцев можно вводить в рацион творог, кефир, сухари, печенье и хлеб. Предложите ребенку корочку хлеба – пусть помусолит и почешет дёсны. В сутки семимесячный ребенок съедает около 1000г пищи, а кормить его надо 5 раз в день с интервалом по 4 часа, то есть, по 200г. пищи за один приём. Вечером дополнительно можно давать творог с молоком или фруктовым пюре. Кроме того, можно попробовать кормить его сидя – многие в этом возрасте уже сидят. Главное – не кормите его насильно – это с раннего возраста развивает привычку переедать, а значит, чревато проблемами с весом в будущем.

Сон и режим дня

Начиная с 6 месяцев дети спят 14-15 часов в сутки, причём, самый долгий сон может длиться около 7 часов. Если малыш спит дольше, вполне возможно, что он просыпается ненадолго, а потом снова засыпает самостоятельно. Это говорит о том, что высшая нервная деятельность малыша развивается правильно. Также ребенок должен спать пару раз днём : по полтора-два часа. Во сне семимесячный ребенок может раскрываться, так что одевайте его перед сном тепло и поддерживайте нормальную температуру в комнате – 21-22 градуса. Навыки сна регулируются только постоянным режимом дня.

Также режим дня нужен для развития навыков дисциплины. В этом возрасте распорядок дня мало отличается от распорядка месяц назад и зависит от того, когда ребенок спит и ест.

Обязательно гуляйте с ребенком днём. Прогулки совершаем два раза в день, и не менее двух часов каждая. Обычно малыш в это время спит, но может и любопытно разглядывать окружающий мир.




Не забываем про умывание утром и ванны вечером: в этом возрасте кроху уже можно купать ежедневно или через день, причём, во взрослой ванной. Не оставляйте его в ней одного и наливайте столько воды, чтобы он мог спокойно играть в ванне любимыми игрушками, причём сидя. Ребенок в 7 месяцев продолжает активно развиваться физически, так что, регулярно занимайтесь с ним гимнастикой и делайте массаж.

Что умеет малыш?

В этом возрасте ребенок уже может многое. Например, понимать смысл многих слов, твёрдо стоять и переступать у опоры, вкладывать небольшие предметы в более крупные, пить из чашки и кушать из ложки, переворачиваться со спинки на животик и обратно, запоминать процедуры по опрятности и даже «напоминать» маме, играть в «ладушки»…А вот самостоятельно садиться и ползать он только учится. В этом возрасте ребенок очень привязан к маме эмоционально и испытывает страх, когда с ней расстаётся.

Как проверить, правильно ли развивается ребенок?

1. Погремите сбоку погремушкой и посмотрите, перевернётся ли он со спинки на бок, может ли при повороте достать её.

2. Сидим за столом, кроху держим на коленках. Хватается ли он за край стола, удерживает ли его? Хлопает ли ручками по столу подражательно? Перекладывает на нём предметы, бросает их на пол?

3. Стоим у кроватки, и, не выказывая малышу внимание, избегаем встречи взглядом с ним. Старается ли он наладить контакт, лепечет, ловит мамин взгляд?

4. Прежде чем вступить в контакт с взрослым, дитя внимательно его рассматривает, после чего страх сменяется интересом.

5. Держим малыша на руках и переворачиваемся вокруг светящегося предмета или яркой игрушки. Следит ли он за ней взглядом, поворачивается ли за ярким предметом?

6. Положите его на животик и накройте голову пеленкой. Освобождается ли он от неё руками?

7. Он уже умеет показывать нос или глаза другого человека, а лепечет с простыми звукосочетаниями вроде «дай-дай»

8. Уверенно тянется к интересующему его предмету и радуется, получив его.

Чему его можно научить?

Малыш вступает в возраст великих исследований и открытий, так что, прежде чем учить его чему-то, старательно обследуйте квартиру на наличие опасных предметов, бытовой химии, мелких и острых предметов, источников электрического тока, громоздких и тяжёлых предметов. Кроме того, в 7 месяцев малыш уже понимает смысл слов «нельзя» и «можно», но слово «нельзя» можно употреблять не больше трёх раз в день. К тому же, постоянные замечания сделают его нервным, и если ему постоянно запрещают куда-то лезть, он непременно полезет туда в отсутствие родителей. Сейчас задача мамы – помочь ему освоиться в мире.



В этом возрасте важнее всего рассказывать ребенку обо всём: что делаете, чем его кормите, что надеваете, какие игрушки даёте ему поиграться, перечисляя все характеристики пищи или игрушки (тёплый, мягкий, круглый, твёрдый.)

Стимулируйте его двигательную активность, кладите и интересующие предметы игрушки подальше, да и игрушки должны быть разными по форме и фактуре: он же познаёт мир.

В какие игры играть с чудо-чадом? Развивающие! Подойдут жестовые забавы с шутками и прибаутками, но только не беспокойтесь, если он не повторяет за вами жесты: мелкая моторика ручек пока еще не развита и научится он этому только в год. Также можно и нужно играть в ладушки и обучающие музыкальные игры, собирать пирамидки, разыгрывать сценки с игрушками (например, кормить их или укладывать спать). Кстати, игрушки нужно предлагать малышу в коробке, чтобы он учился их доставать. Некоторые советуют приобрести для ребенка семи месяцев манеж. Можно, конечно, но главное, не запирать его в этом манеже на весь день. Как же он будет исследовать мир, стоя или сидя в четырёх стенах. Если ребенок в 7 месяцев выбрасывает игрушки из кроватки или того же манежа – он развивается правильно, а не хулиганит. В семь месяцев малышу уже можно объяснять, что такое хорошо и что такое плохо: он уже в состоянии это понять.

Развитие речи

А это давно пора: он ведь уже различает своё имя, понимает, что его окликают…Если он занят, а вы его позовёте, малыш оторвётся от своих дел и повернётся посмотреть, кто же его позвал. Поэтому, когда играете с малышом, как можно чаще называйте его по имени, а на себя и родственников показывайте пальцем и говорите, как их зовут (мама, папа, бабушка, братик, Коля…). Обучение навыкам речи начинаются с ритмичных стишков-потешек. При этом делаем упор на те слоги, которые малышу удаются лучше всего.

Также вы можете заметить, что из речи ребенка пропали некоторые звуки, но при этом он подолгу и с большим удовольствием повторяет какие-то определенные звукосочетания. А еще ребёнок в 7 месяцев не без удовольствия слушает разговоры взрослых и спокойно себя ведет, когда мама и папа о чём-то разговаривают рядышком и иногда обращаются к нему.

А еще в этом возрасте дети копируют не только действия мамы, но и все её эмоции. Так что, радуемся и огорчаемся вместе с ним, если что-то не получилось, но после неудачи с игрушками или чем-либо другим, показывайте ему, «как надо правильно» – ведь ребенок учится подражая.

В семь месяцев у ребенка может появиться первая книжка: большая, с яркими картинками, возможно даже объёмными. Да, приучать малыша к чтению нужно уже с такого возраста. Читайте вместе, рассматривайте картинки, позволяйте ребенку трогать книжку, и не удивляйтесь, если и её он попробует на первый или второй зуб: процесс познания мира у всех происходит по-разному.

Что умеет ребенок в 7 месяцев?

Малыш уже умеет самостоятельно передвигаться, что очень расширяет границы его мира. Кроха может поползти к заинтересовавшему его предмету, ощупать его, попробовать, рассмотреть. Для оптимального развития ребенку необходимо предоставить полную свободу движений: выберите место в квартире, где малышу ничего не будет мешать или угрожать.

Для этого возраста характерна повышенная травматичность, поэтому, устраивая детский уголок, позаботьтесь, чтобы в поле действий крохи не попали острые, колючие, мелкие предметы. В этом уголке ребенок будет с удовольствием играть: «оснастите» его пирамидками, кубиками (играм с ними уделите больше внимания, научите чадо разбирать и собирать пирамидку, строить из кубиков башенки) и другими разнообразными игрушками.

У малыша появляются новые знания о предметах: он осваивает движения предметов, их притягивание или отталкивание. Может удерживать вложенный в руку предмет, брать его из любого положения. Задача взрослого – активизировать эти движения с помощью игрушек-вкладышей: матрешек, коробочек, мисочек и т.д.

Возникает особое отношение к игрушке, четко выделяются любимые игрушки и занятия. Теперь ребенка интересует все, на что можно нажимать: берегите пульты, мобильные телефоны, компьютер.

«Можно» и «нельзя»

Ребенок в 7 месяцев уже может понять слово «нельзя». Однако чтобы оно было действенным, продумайте четкую систему запретов. «Нельзя» не должно быть больше трех! Иначе малыш просто перестанет обращать на него внимание.

То, что считаете «пока опасным», лучше убрать подальше. От каких-то вещей и занятий кроху можно отвлекать, переключая его внимание на иное, не менее захватывающее действие. Обезопасить вашу квартиру помогут приспособления, широко представленные в отделах «безопасность младенца»: затычки, регуляторы дверей и ящиков, клейкая лента и пленка для стекол и т.д.

Дети, каждое движение которых сопровождается истошным «не трогай!», «не смей!», «нельзя!», приучаются удовлетворять свое любопытство, когда взрослых нет рядом – и нередко это заканчивается трагедией… Те же, чье любопытство и интерес к познанию мира родители удовлетворяют, не ограничивая сферу действий лишь игрушками, быстро приучаются соблюдать необходимые меры безопасности и переключают свое внимание с розеток, плиты и т.п. на более подходящие предметы.

Вводя прикорм , учите малыша есть с ложки. Также кроха может познакомиться с твердой пищей – давайте ему погрызть кусочек морковки, свежего огурца, кабачка, яблока, груши, многие дети обожают мусолить сушки. Также специалисты рекомендуют учить ребенка пить из чашки (налейте в чашечку 1-2 чайные ложки сока и предложите чаду выпить, осторожно наклоняя чашку; карапуз очень быстро поймет, как это делать).

Язык жестов

Речь младенца теперь гораздо меньше состоит из вокализаций, зато лепетные слова уже довольно четки. Многие дети начинают произносить звуки, имитирующие собачку, машинку, киску: «ав-ав», «би-би», «мя-мя», «пи-пи»…

Ребенок начинает активно пользоваться жестами. Он не только найдет взглядом, повернув голову, но и покажет пальчиком, где мячик, кукла, мама. Можно научить кроху махать на прощание ручкой, благодарственно кивать головой, разводить ручками, если что-то произошло.

Самое время играть в жестовые игры – «Ладушки», «Сороку-воровку». Из других игр самыми любимыми становятся вкладывание меньшего предмета в больший, стук одним предметом о другой. Учите малыша стучать обеими ручками одновременно или по очереди: таким образом, вы будите развивать межполушарную координацию.

Не перекладывайте насильно ложку или игрушку из левой руки в правую. В это время правое полушарие мозга (за которое отвечает левая рука) развивается гораздо быстрее, чем левое (руководящее правой рукой). Малыш чувствует эту связь интуитивно. Владение обеими руками позволит лучше развиваться мозгу ребенка.

Пальчиковые игры

Научите малыша показывать руки, ноги самого себя.

  • Где же, где же, где же,
  • Где же наши ручки?
  • Вот, вот, вот они -
  • Здесь вот наши ручки!
  • Где же наши ножки (носик, глазки, животик и т.д.)?

Выучите кроху сдвигать и раздвигать пальчики, поможет следующая игра:

  • Посмотри моя лошадка,
  • Как веселая гармошка.
  • Пальчики я раздвигаю,
  • А потом я поиграю:
  • Раз-два-три, раз-два-три,
  • Я играю посмотри!
  • А потом опять сдвигаю
  • И сначала начинаю.

Захватив какую-то игрушку, малыш будет с удовольствием стучать ею. Пришло время постепенно превращать стук в ритмические упражнения!

Стучалка «Дождик»
  • Тихий-тихий дождик
  • Шелестел по крыше -
  • Кап-кап-кап-кап. (ладошки медленно гладят коленки или поверхность стола)
  • Тихий-тихий дождик стал сильнее -
  • Кап-кап-кап-кап. (стучим сильнее и быстрее)
  • Тихий-тихий дождик
  • Превратился в ливень -
  • Кап-кап-кап-кап. (стучим сильно и быстро)
Топалка «Кони»
  • Топал в поле -
  • Затопали кони. (медленно топаем ножками)
  • От топота копыт
  • Пыль по полю летит (топаем быстро)

Развитие активной речи

Пока лепет – это непроизвольная физиологическая реакция, свидетельствующая о комфортном состоянии ребенка и его хорошем настроении. Ведь во время лепетания кроха тренирует весь свой артикуляционный аппарат: голосовые связки, язык, губы и т.д. Лепет малыша – это веселое развлечение, игра, забава. И в то же время репетиция перед сложным и трудным процессом освоения звукового пространства.

Ребенок в 7 месяцев прислушивается к себе, своей интонации, учится соотносить то, что услышал, с ощущениями от движений губ и языка. Любой логопед подтвердит: чем разнообразнее и выразительнее лепет малыша, тем меньше оснований для беспокойства относительно его дальнейшего речевого развития. Очень важно развивать и поддерживать лепет.

В период бодрствования возьмите младенца на руки, а если он лежит, наклонитесь к нему. Ребенок должен хорошо видеть ваше лицо. Общение должно происходить в тишине, чтобы внимание крохи не рассеивалось. Начните говорить с малышом и, наряду с ласковыми словами, протяжно произнесите: «А-а, у-у-у, ма-ма-ма». После некоторой паузы повторите слоги еще раз и понаблюдайте за ребенком. Ему нравится? Говорите с малышом то нормальным голосом, то тихим, то беззвучно, меняйте интонацию. При этом утрированно, подчеркнуто артикулируйте звуки.

Все это будет привлекать внимание крохи к вашей мимике и артикуляции. Если в момент беседы у малыша появилось желание потрогать ваши губы, очень хорошо, ведь при помощи своей руки он получает дополнительную информацию о звукопроизношении. Через некоторое время ребенок начнет подражать движениям губ, а потом и сам станет произносить звуки.

Замечательно, если вы периодически общаетесь с младенцем на его языке. Произнесите, поддерживая речевую активность малыша, его слоги, его лепет , и дайте возможность высказаться ему. В ходе такой «беседы» у ребенка возникает ощущение, что его понимают. А мама, стимулирующая диалог, знает, что взаимопонимание и желание пообщаться закладывается именно в такие моменты. Хвалите, гладьте, целуйте и благодарите малыша за любые положительные результаты.

С первых дней жизни малыш развивается и познает мир. Происходит это благодаря слаженной работе сенсорных анализаторов (органов чувств).

То, как чувствует дитя: слышит, видит, ощущает вкус или запах — влияет на правильное, полноценное формирование его умственных способностей.Полноценное сенсорное развитие ребенка способствует его успешному обучению в детском саду и школе, пригодится для многих видов трудовой деятельности, обеспечит психоэмоциональное благополучие. В каждом возрасте ребенка усенсорного воспитания свои цели.

Формирование анализаторов

Правильное понимание формы, расположения в пространстве, цвета, звучания, размера, аромата приходит со временем. Особое влияние на развитие маленького человека оказывают зрение, слух, осязание и мышечная (моторная) деятельность. Каждый ребенок индивидуален. Динамика развития анализаторов у разных детей может быть различной, но примерные сроки знать нужно.

Развитие зрения

В первые дни после рождения кроха редко открывает глаза, прищуривается от яркого освещения. Слепящий свет ему неприятен. Мир воспринимается им в размытом виде.

Постепенно ребенок начинает различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. В полугодовалом возрасте добавляются коричневый, белый и черный. Увиденная картинка воспринимается малышом плоско, без признаков объема. Предметы малыш видит только на близком расстоянии. Лишь в год он способен выделять образы на отдалении в один метр. Рост глазного яблока продолжается до пяти лет.

Рассматривать и хватать игрушки, лица ребенок начинает в четыре месяца, узнавать людей — в пять-шесть месяцев, понимать мимику и жесты окружающих - в год. В первые месяцы жизни малыш плохо фиксирует взглядом предмет, путает верх и низ. Все эти явления связаны с недоразвитием нервной системы ребенка в ранний период жизни.

Слуховое развитие

Слух у ребенка имеется с рождения, но развит он слабо. Многие считают, что новорожденный появляется на свет глухим, но ведь от резких звуков кроха вздрагивает, прекращает плакать.

Слух малыша формируется постепенно:

  • До одного месяца реакция на звук отсутствует.
  • С одного-полутора месяцев ребенок фиксирует взгляд на звучащей игрушке, распознает голоса людей. Особенно бурно он реагирует на голос мамы.
  • В шесть месяцев кроха узнает по голосу близких, поворачивает голову в сторону звучания.
  • Начиная с семи месяцев малыш понимает, когда обращаются к нему.

К одному-двум годам ребенок начинает лучше дифференцировать разные звуки, их высоту. Низкие тона дети воспринимают лучше, чем высокие. Острота слуха улучшается с возрастом, слух формируется до 20 лет.

Осязание

Специфический орган осязания человека — рука, в особенности ведущая. Связано это с тем, что чувствительность к прикосновению, давлению на кончиках пальцев и ладони гораздо выше, чем на других участках тела. Начиная с рождения с помощью руки малыш активно познает мир. Он тянется за интересующими его предметами, хватает их.

До младшего школьного возраста дети познают окружающую действительность, свойства и качества предметов путем осязания, поднимая, хватая, вертя и передвигая их.

Моторика

До полутора месяцев движения малыша нецеленаправленны, хаотичны.

С трех месяцев двигательная активность возрастает. Ребенок оживленнее реагирует на яркий свет и громкие звуки.

Полугодовалый малыш с силой хватает и хорошо удерживает предметы.

В семь месяцев дитя хлопает в ладоши, перемещает предметы из руки в руку.

В девятимесячном возрасте малыш может манипулировать несколькими игрушками, стучать ими и бросать их.

В год ребенок с удовольствием играет со сверстниками и взрослыми.

Таким образом происходит формирование особенно важных для развития ребенка анализаторов. Рекомендуется знать этапы развития сенсорики малыша, чтобы не упустить отклонения.

Восприятие детей раннего возраста

Сенсорное развитие детей раннего возраста улучшает логическое мышление. Период с одного до трех лет наиболее благоприятен для совершенствования всех органов чувств ребенка, получения знаний об окружающем мире. Вот что доступно для понимания малышам этого возраста:

  • Температурные понятия — холодное и горячее.
  • Величина предмета (большой, маленький, средний).
  • Девять цветов спектра.
  • Геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник.
  • Вкус (сладкий, соленый, кислый, горький).
  • Тип запаха (легкий, тяжелый, горький, сладкий).
  • Звуки родной речи.

В этот период у крохи формируются вкусовые предпочтения. Вкусную пищу малыш способен определить по запаху, от невкусной откажется, даже не попробовав ее.

Какие занятия полезны

До трех лет ребенок быстро усваивает информацию, но он неусидчив, поэтому занятия должны проходить в игровой форме. Сенсорное развитие в этот период стимулирует речь, помогает расширить словарный запас.

Для улучшения сенсорной чувствительности малышам этого возраста будет полезно играть с игрушками из разного материала: пластика, дерева, резины. Это поможет научиться определять предметы на ощупь. Можно предложить ребенку разные по жесткости игрушки во время купания.

Сенсорному развитию важно ежедневно уделять внимание. Полезно заниматься с малышом лепкой из пластилина, фольги, теста. На примере воды нужно показать разницу между холодным и горячим.

С маленькими детьми важно как можно чаще играть в пальчиковые игры. Это улучшает сенсорное развитие, тренирует мелкую моторику. Благодаря пальчиковой гимнастике быстрее развиваются речь и мышление.

Развитие сенсорики у детей-дошкольников

В этот период игровые манипуляции сменяются обследовательской познавательной деятельностью. Ребенок пытается разобраться, из каких частей состоит предмет, каково их назначение, насколько они подвижны и связаны между собой. В этот период основным становится зрительное восприятие.

Развитие сенсорики в младшем возрасте

В три-четыре года ребенок знает названия всех цветов, различает иногда их оттенки. Улучшается координация движений, связанная со зрением. Малыш умеет собирать несложные пазлы, пирамиды, конструкторы. Трехлетним деткам интересно разучивать песенки, стишки, потешки.

До четырех лет малыши с интересом разбираются с объемом и формой предметов, размером, сопоставляют явления и предметы. Улучшается слуховое восприятие. Малыши легко запоминают потешки, песенки, стихи. Дети младшего возраста могут узнавать мелодии и отбивать такт, танцевать под музыку и петь, прохлопывать ладошками ритм.

Средний дошкольный возраст

С четвертого года жизни у детей формируются типичные для этого возраста сенсорные понятия. В речи закрепляются представления о цвете, геометрических фигурах, соотношении величин разных предметов. Вне зависимости от того, сравниваются ли между собой предметы, малыш называет их большими и маленькими. Ему уже не нужно видеть, чтобы понять, что меньше. Малыш расставляет игрушки по росту.

Сенсорика старших дошкольников

В возрасте шести-семи лет ребенку доступны понятия длины, ширины, высоты. Он может разобраться в расположении предметов в пространстве по отношению друг к другу и обозначить их положение (за, между, спереди, сзади, слева-справа).

Занятия для улучшения сенсорики детей дошкольного возраста направлены на закрепление пройденного материала и улучшение качества ранее изученного. Звуки, вкус, запах в этот возрастной период уже воспринимаются полноценно. Неаккуратность детей, нескоординированность указывают на то, что еще не сформировалось осязание. К семи годам развитие анализаторов уже мало чем отличается от этого показателя у взрослых.

Нарушение сенсорного развития

При поражении коры головного мозга, отвечающей за восприятие, у ребенка возникают те или иные нарушения сенсорного развития. К ним относят расстройства двигательной активности, зрения и слуха.

Вот основные причины появления нарушений сенсорного развития детей:

  • Травмы головы и спины.
  • Вирусные инфекции матери во время беременности и ребенка в раннем возрасте.
  • Патологии во время беременности и родов.
  • Недоношенность детей.
  • Половые инфекции родителей.

Проявляются нарушения обычно в невозможности выполнения осознанных движений, отсутствии реакции на звук и свет, нарушении речи или ее отсутствии.

При каких заболеваниях наблюдаются нарушения сенсорики

Вызвать отклонения восприятия информации могут разные заболевания. Вот некоторые из них:

Заболевание

Сенсорные нарушения

Детский церебральный паралич. Парезы

При наличии гиперкинетической формы ДЦП снижается острота слуха. Чаще всего ребенок не слышит высокие по частоте звуки, не проговаривает их. Плохо обучается чтению, письму.

Умственная отсталость

Физическое и психическое развитие ребенка с олигофренией усиливает нарушения восприятия. Чем тяжелее степень умственной отсталости, тем более выражено нарушение сенсомоторики.

Аутизм (РАС)

Дети могут очень остро видеть или слышать либо их чувствительность к раздражителям снижена. Благодаря обостренному восприятию цвета или звука некоторые дошкольники проявляют сверхспособности. Одним детям с расстройством аутистического спектра (РАС) великолепная зрительная память позволяет запоминать огромные объемы информации, цитировать по памяти литературные произведения; другим острый слух помогает имитировать голоса людей. Но иногда гиперчувствительность является тяжелым испытанием для ребенка: он не может выносить шум, яркое освещение, определенные запахи, вкусы. Всё это вызывает нервные срывы, приступы агрессии или самоагрессии, усугубляет проблемное поведение.

Глухота, слепота.

Нарушения обычно заметны с раннего возраста. Дети выделяются неуклюжестью, неправильным произношением части звуков, затрудненностью речи или ее отсутствием.

Проблемы с сенсорным восприятием мешают ребенку обучаться в саду и школе, общаться с другими детьми. Любое нарушение сенсорики может вызвать задержку речевого развития или грубое нарушение речи.

Как улучшить восприятие

Для развития сенсорных способностей есть специальные дидактические игры, упражнения. С их помощью обогатится внутренний мир ребенка, раскроются его возможности.

Улучшить осязание можно с помощью предметов разной величины, формы, спрятанных в «чудесном мешочке». Малыш должен на ощупь понять и назвать то, что он нашел. Хороши будут игры на определение фактуры разных образцов тканей. Также можно угадывать, из чего сделаны предметы: из стекла (бутылка), резины (мяч), пластика (игрушка), кожи (перчатки). Интересны и полезны занятия с резиновыми шариками, заполненными крупами, водой или песком.

Для улучшения зрительных функций научите ребенка смотреть на предмет через прозрачное или темное стекло, лупу, целлофан. Можно предложить малышу нарисовать цветок или игрушку по памяти, дав посмотреть на нее несколько секунд. Потом пусть повторит рисунок после детального рассмотрения, в следующий раз — после ощупывания предмета с закрытыми глазами, а после — рассмотрев предмет через банку с окрашенной жидкостью.

Для развития слухового восприятия пригодятся непрозрачные бутылочки с разным содержимым: горохом, кнопками, монетами, фасолью, ракушками, пуговицами. Ребенок должен потрясти емкость и нарисовать то, что он слышал.

Вкусовую чувствительность обострят занятия с известными и неизвестными на вкус продуктами. Положите в рот малыша кусочек пищи - он должен угадать, что съел.

Ароматы обогащают жизнь ребенка, оживляют его существование. Развитию обоняния способствуют игры на определение приятного/неприятного запаха. Можно дать малышу понюхать пузырьки с разными ароматами и узнать, какой из запахов ему нравится больше. Спросите, чем пахнет: например, духами, ванилином, цитрусовыми или уксусом.

Помогите малышу лучше понять мир запахов, вкусов, звуков, приятной музыки. Приучайте ребенка мыть посуду, поливать цветы, вытирать пыль, помогать на приусадебном участке. Отлично развивает сенсорику общение с животными. Старайтесь задействовать все органы чувств. Благодаря всему этому ребенок будет развиваться гармонично.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!