Питание детей старше года, как организовать детское питание. Режим питания детей старше года

Здоровый ребенок к году должен иметь 8 молочных зубов, но пользоваться ими он научается постепенно, кроме того, эти зубы относятся к резцам и приспособлены у человека главным образом для откусывания.

Пережевывание (измельчение) пищи осуществляется коренными зубами, которые у ребенка выходят на протяжении второго года жизни; к концу второго года он уже имеет все 20 молочных зубов. Вот поэтому и приходится более плотную пищу, требующую пережевывания, вводить в рацион постепенно, считясь с физиологическими возможностями ребенка.

Продукты для питания детей старше одного года

Переваривающая способность желудочно-кишечного тракта ребенка к году достигает значительного совершенства и поэтому набор продуктов для питания детей старше одного года становится более разнообразным и содержит:

  • различные сорта мяса и рыбы,
  • хлеб,
  • крупы,
  • бобовые,
  • макаронные изделия,
  • разнообразные овощи и фрукты.

Кулинарная обработка продуктов

С возрастом изменяется и кулинарно-технологическая обработка продуктов. Пюрированные полужидкие блюда постепенно заменяются более плотными, требующими большего участия жевательного аппарата. Мясной фарш заменяется пудингами , фрикадельками, а затем паровыми и жареными котлетами. После трех лет мясо дается уже кусочками в тушеном и жареном виде.

Пища детей должна давать достаточное количество пищевых шлаков, необходимых для поддержания правильной деятельности кишечника.

Суточная потребность ребенка в основных пищевых веществах

  • 1-1,5 года (в граммах)
    • Белки - 44-56;
    • Жиры - 44-45;
    • Углеводы - 165-175;
    • Калории в единицах - 1300.
  • 1,5-3 года (в граммах)
    • Белки - 54-55;
    • Жиры - 52-55;
    • Углеводы - 225;
    • Калории в единицах - 1600.
  • 3-5 лет (в граммах)
    • Белки - 58-60;
    • Жиры - 58-60;
    • Углеводы - 258;
    • Калории в единицах - 1840.
  • 5-7 лет года (в граммах)
    • Белки - 66-68;
    • Жиры - 68-70;
    • Углеводы - 280;
    • Калории в единицах - 2060.
  • 7-11 лет (в граммах)
    • Белки - 78-80;
    • Жиры - 78-80;
    • Углеводы - 345;
    • Калории в единицах - 2425.
  • 11-15 лет (в граммах)
    • Белки - 100;
    • Жиры - 95;
    • Углеводы - 450;
    • Калории в единицах - 3100.

Пища ребенка должна быть разнообразна

Питание ребенка во все возрастные периоды должно быть разнообразным по набору продуктов и по кулинарной обработке. Однообразие пищи часто приводит к снижению аппетита и недостатку тех или иных важных составных элементов - белков, жиров, витаминов или минеральных веществ. Все эти недостатки могут нарушить обменные процессы в организме и привести к различным заболеваниям (рахит , малокровие, остановка веса и роста, повышенная восприимчивость к инфекционным и другим заболеваниям).

Стремясь к разнообразию в питании, не следует допускать и крайностей. Надо приучать ребенка к здоровой, простой пище, без избытка пряностей: горчицы, уксуса, острых соусов, перцев и т. д.

Очень полезно включать в детское меню комбинированные виды блюд из овощей, плодов, крупяных и мучных изделий в сочетании с творогом, тертым сыром, молоком, яйцами и мясом. К таким блюдам относятся: пудинги, фаршированные овощи, запеканки и другие изделия.

Очень важно приучить детей к различным блюдам из овощей, к блюдам из продуктов переработки овса - овсянке, геркулесу, толокну и др.

Полезно чаще использовать блюда из гречневой крупы. Эти продукты богаты лецитином, железом и другими минеральными солями.

Дети старше года должны получать не менее 500-600 мл молока в сутки (считая молоко, идущее для приготовления блюд). Часть молока целесообразно вводить за счет кисломолочных продуктов.

В весеннее время, когда свежих овощей еще нет, рекомендуется использовать в пищу детей ранние сезонные зеленые растения - зеленый лук, зеленый салат, молодую крапиву, изредка щавель, приготовляя из них салаты или супы. Кроме того, можно с успехом использовать фруктово-овощные консервы для детского питания.

Пюре в детском питании

Фруктовые пюре
используют как самостоятельные сладкие блюда без предварительного подогревания или добавляют к кашам, запеканкам, пудингам или к оладьям и блинчикам. Для улучшения вкуса можно предварительно подогреть такие, например, консервы как пюре из яблок с рисом, пюре из яблок с молоком.

Овощные пюре
обязательно подогревают перед едой. Их можно применять как самостоятельные блюда для завтрака, обеда, ужина или в виде гарнира ко второму блюду . Для приготовления из овощных пюре первых блюд достаточно их разбавить бульоном или горячей водой и прокипятить. Если овощные консервы не содержат сливочного масла, его можно добавить ребенку перед едой.

Пюре из моркови
представляет собой различные сочетания морковного пюре с манной крупой, маслом, сахаром, рисом. Пюре из моркови могут быть использованы как самостоятельное блюдо на завтрак, обед или ужин и для приготовления супов и вторых блюд (оладьи, запеканки, овощные котлеты и др.), а также как гарнир.

Консервы, соленья и полуфабрикаты

Для детей после года можно использовать некоторые виды консервов, выпускаемых промышленностью для взрослых:

  • тушеное мясо, паштет со сливочным маслом, консервы из куриного мяса, консервы из рыбы в собственном соку;
  • из овощных - зеленый горошек, томаты, кабачки, баклажаны, фаршированный перец, голубцы и др.;
  • из фруктово-ягодных - компоты, варенье, джем, повидло, соки, пюре.

При приготовлении различных блюд для детей можно использовать быстро замороженные, квашеные и соленые овощи. Можно также рекомендовать некоторые полуфабрикаты, например набор продуктов для первых блюд (щи, борщ, супы) и для вторых блюд (полуфабрикаты из говяжьего мяса - лангет, бифштекс, котлетное мясо, фарш).

Фруктовые соки

Фруктовые соки должны быть приготовлены из отборных свежих фруктов и ягод. В них сохраняются все ценные питательные вещества натуральных плодов и ягод. Виноградный сок пастеризован и не должен подвергается брожению, в нем сохраняется виноградный сахар, органические кислоты, минеральные соли, витамины и ароматические вещества винограда. Натуральный яблочный сок, в котором много фруктового сахара и солей железа, особенно нужен детям для их нормального развития. Абрикосовый сок содержит значительное количество каротина, превращающегося в организме ребенка в витамин А, мандариновый сок применять только из зрелых отборных мандаринов.

Сыр, яйца, селедка и икра

Цельные яйца детям, не страдающим экземами, можно вводить с 2-летнего возраста, желтки с 4-5 месяцев.

Детям после года допускается давать сыр, начиная с небольших количеств в тертом виде, а после двух лет - тонкими ломтиками.

Селедку дают в начале в виде паштета, затем в рубленом виде, а в дальнейшем и кусочками.

Икру кетовую и паюсную можно давать начиная с конца первого года жизни ребенка.

Колбасы в питании детей после 3-х лет

Вареные колбасы (любительскую, телячью, языковую, докторскую и др.), а также сосиски (предпочтительно молочные или сливочные) можно изредка разрешать на 3-м году жизни, эти же изделия после 3 лет используются чаще.

Родители часто задают вопрос, когда надо начинать развивать ребёнка умственно?

Известный петербургский специалист, кандидат психологических наук И. И. Мамайчук считает, что большинство родителей поздно задумываются об этом - после того, как ребенок овладел ходьбой и начинает говорить. Большинство из них при оценке умственного развития малыша ориентируются только на развитие его речи. Такая оценка правильная, но далеко не достаточная. Многие психологи справедливо замечают, что в наш век научно-технической революции дети много знают, но мало что умеют.

Мама Миши обратилась к психологу с жалобой на плохую успеваемость сына. Причину этого мать видела в несправедливом отношении учителей к мальчику, в занижении способностей сына. В беседе с психологом мать подчёркивала, что в 7 месяцев ребёнок уже умел плавать, в 10 месяцев начал ходить, а в 2 года мог читать по слогам и уже к пяти годам свободно мог прочитать телевизионную программу, написать свой адрес и фамилию, писать под диктовку отдельные слова. В семье очень гордились успехами Миши. Мальчик демонстрировал свои способности родственникам, гостям, знакомым. В школу пошел Миша с шести лет. Учительница в первом классе сразу обратила внимание родителей на неусидчивость мальчика на уроках, на отсутствие интереса к учёбе, на плохое развитие моторики. Первый класс мальчик закончил с хорошими и удовлетворительными оценками. Родственники считали, что в школе к Мише относятся предвзято, недооценивают его способности.

Психологическое обследование показало, что уровень умственного развития мальчика соответствует возрастной норме. Однако несмотря на то, что у него достаточно беглое чтение, высокое развитие счётных навыков, на фоне этого наблюдается снижение интеллектуальной активности, поверхностность интересов, подражательность. Мать Миши, социолог по образованию, уделяла много внимания умственному развитию ребёнка. С годовалого возраста учила его читать. Мать отмечает, что мальчик активно сопротивлялся обучению, кидал кубики с буквами, рвал карточки с написанными словами и картинками к ним. Однако несмотря на активное сопротивление, ребёнок научился читать уже к двухлетнему возрасту. Но мальчик в повседневной жизни не использовал это умение, читал только по настоятельным просьбам мамы.

Анализ показал, что причина школьной неуспеваемости у Миши - отсутствие познавательного интереса . Он был заторможен с раннего детства систематическими требованиями матери заниматься чтением. Хотя мальчик и умел хорошо читать, у него не было потребности открыть книгу, самостоятельно прочитать текст. Он всегда делал это по настоянию родителей для демонстрации своих способностей.

Итак, познавательная активность - важный источник умственного развития ребёнка , и уже в младенческом возрасте чрезвычайно велика. Но порой родители забывают об этом и сосредотачивают своё внимание на физическом уходе за ребёнком, игнорируя его познавательные интересы.

Известный французский психолог Жан Пиаже подчёркивал, что в течение первых двух лет жизни развитие ребёнка проходит ряд стадий, на каждой из которых по-разному осуществляется процесс познания мира. На самой первой стадии (первый месяц жизни) ребёнок, обладая врождёнными рефлексами, приспосабливается к особенностям предметов (формы, величины), следит за движущимися предметами. Со второго месяца жизни улучшается координация его движений, происходит взаимодействие между различными рефлексами. Например, голодный ребенок сосет свой палец. Это действие уже не является врожденным рефлексом. Малыш может, хотя и случайно, повторить возникшее действие.

От трёх до девяти месяцев ребёнок может продлить свои действия, ориентируясь при этом уже на внешние цели. Например, ребёнок может стучать по погремушке, чтобы услышать как она гремит. С четырёх месяцев у ребёнка формируется связь "рука-глаз", то есть ребёнок при схватывании предмета фиксирует на нём взор. Это очень важный момент для дальнейшего развития его практических действий. На пятом-шестом месяце жизни малыша формируются целенаправленные хватания предметов. Активно дети начинают манипулировать с различными предметами с середины первого года жизни. В этих манипуляциях отчетливо проявляется намеренность действия, желание добиться определённого результата. Например, ребёнок толкает мяч и сам ползет к нему, бросает игрушку на пол и радуется звуку падения. Уже в возрасте шести месяцев ребёнок отдает предпочтение одной какой-нибудь игрушке или предмету. Во время действий с предметами ребёнок лепечет, произносит звуки, которые доставляют ему удовольствие. Такие активные манипуляции родители должны всячески стимулировать у детей, привлекать их к разнообразным занятиям с определёнными предметами. Важно, чтобы ребёнок не только удерживал их в руках, но и открывал, закрывал, вкладывал, вынимал и т. д.

Однако бывают ситуации, при которых родители, не подозревая, затормаживают познавательную активность ребёнка. Например, одиннадцатимесячная малышка Маша ползёт к красной кастрюле, открывает ее, смотрит во внутрь, потом закрывает и вновь стучит крышкой. Рас­строенная молодая мама делает замечание дочке, а затем прячет кастрюлю. Девочка разочарованно отползает назад, а мама продолжает заниматься хозяйственными делами. Сделав дочке замечание, мать тем самым затормозила её познавательную активность, которая формируется в процессе сотрудничества ребёнка со взрослым. Отобрав у ребёнка интересующий его предмет, мать тем самым создает эмоциональную дистанцию между собой и дочкой.

Научившись самостоятельно ходить, ребёнок продолжает развивать потребность в движении и ориентировании. С конца первого до середины второго года жизни у ребёнка увеличивается количество функциональных действий с предметами. Это проявляется в том, что дети любят открывать и закрывать двери, ящики, коробки, складывать их. Дети активно знакомятся со свойствами игрушек, усложняя действия с ними. Например, они с удовольствием катают мяч, нанизывают кольца пирамиды, играют пальцами с подвижными частями игрушек. В этот же период у ребенка появляются действия с помощью вспомогательных средств. Например, ребёнок часто пользуется какой-нибудь игрушкой, чтобы достать другую.

Особое внимание детей привлекают движущиеся предметы, бытовые приборы. Появляется и отобразительная игра. Дети качают куклу, пытаются кормить её, возят машинки и пр. Следует обратить внимание на то, что дети часто отвлекаются и находятся во власти зрительного восприятия. Например, увидев мяч, ребёнок играет с ним, а заметив куклу, оставляет мяч и берет куклу. Многие родители отмечают эти особенности у детей. Нередко можно услышать такие жалобы: "Он у меня такой непоседливый, все ему надо" или "моего ребёнка трудно заставить на чём-то сосредоточиться, заставить его заниматься чем-то одним". Такие претензии к малышу совершенно несправедливы. Неустойчивость внимания ребёнка в данном возрастном периоде связана с высокой познавательной активностью ребенка, которую ни в коем случае нельзя тормозить необоснованными замечаниями.

С середины второго года жизни ребёнок способен уже мысленно исследовать объекты и представить себе результат своих действий. Например, полуторагодовалый малыш хочет включить свет, но не может сделать это из-за того, что выключатель находится слишком высоко. Он в течение нескольких секунд смотрит на выключатель, затем двигает стул, встаёт на него и включает свет. Именно в этот период у ребёнка активно развивается воображение, с помощью которого он меняет привычный способ действия. Дети начинают проявлять активный интерес к конструктивным играм. Они накладывают кубики друг на друга, нанизывают пирамидки. Некоторые родители жалуются, что ребёнок не столько любит строить, сколько разрушать то, что построил. Считают, что это проявление упрямства и агрессивности. Родителям не рекомендуется фиксировать внимание ребенка на разрушительных действиях, а нужно терпеливо учить малыша строить и собирать.

Познавательная активность ребёнка в значительной степени определяется особенностями его темперамента. Наблюдения психологов показывают, что неспокойные (возбудимые младенцы) активнее других детей в первый год жизни, но это качество редко сохраняется в течение всего детства. Если ребёнок пассивен, слабо реагирует на окружающих, не проявляет интереса к игрушкам - это должно насторожить родителей, и такого ребёнка надо проконсультировать у психолога.

Мать двухлетней Наташи жалуется на сниженную активность девочки: она редко улыбается, очень серьёзная, медлительная. В семье есть старший сын, который полная противоположность своей сестрёнке. Серёжа рос ласковым, общительным, весёлым, он всегда улыбался, везде совал свой нос.

Психологическое обследование показало, что уровень умственного развития Наташи вполне соответствует возрастной норме, но отмечается замедленный темп выполнения заданий и ответов на вопросы; адекватно реагирует на похвалу и поощрение. Выявленные особенности у девочки можно объяснить малой подвижностью нервных процессов, что является проявлением её темперамента.

На третьем году жизни ребёнка все ярче проявляется его познавательная активность и самостоятельность. Ребёнок уже может спросить взрослого: "Что это такое?", "Зачем?", "Почему?". Вопросы малыша касаются всего, что он видит и о чём слышит: "Почему идёт дождь?", "Как держится луна на небе?". Родителям необходимо набраться огромного терпения, чтобы отвечать на все вопросы малыша, подкреплять своими ответами познавательную активность ребёнка. Родители порой своими ответами: "отстань", "мне некогда", "я спешу" затормаживают любознательность ребёнка. Некоторые родители считают, что для умственного развития ребёнка достаточно чтения книг, просмотра телепередач, компьютерных игр. Ребёнок получает таким образом большое количество информации об окружающей действительности. Но такой способ обучения малыша не является активным и нередко отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии. Необходимо помнить, что формирование познавательных интересов опирается на активность ребёнка и связано с его самостоятельной предметно-практической и игровой деяте льностью.

Сделаем для себя некоторые выводы:

    развивать ребёнка умственно необходимо с младенчества;

    важным для его умственного развития является формирование познавательной активности;

    Познавательная активность проявляется у малышей по-разному и зависит от их темперамента;

    главным источником формирования познавательной активности является мать и близкое семейное окружение;

    малыша важно не учить, а создавать условия для развития его предметных и игровых манипуляций; это способствует формированию не только познавательной активности, но и самостоятельности;

    интеллект ребёнка формируется в тесном сотрудничестве со взрослыми. Наше нежелание поговорить с ребёнком, рассказать ему об окружающем мире и ответить на его многочисленные вопросы резко снижает его познавательную активность и создает эмоциональную дистанцию с ним.

Внимание! Вопросы обучения детей в раннем возрасте являются частью душевного развития младенца. Остальные аспекты здоровья телесного, душеного, духовного помещены в таблицах книги (более ранние возрастные периоды см. в данной книге ранее): контуры развития детей от 1 года до 6 лет см. табл. 34- 37.

Время с маленьким ребенком пролетает очень быстро. Совсем недавно малыш был крохотным комочком, не умеющим ни поднять голову, ни произнести какие-либо звуки, ни сфокусировать взгляд. За первый год младенец кардинально изменился, стал многое понимать, произнес первые слова, сделал первые шаги и продолжает познавать окружающий мир. Давайте узнаем, как определить, нормально ли развивается ребенок, а также как стимулировать дальнейшее развитие годовалого малыша.


Физиологические изменения

  • Ребенок к 12 месяцам обычно утраивает вес, с которым он родился. Теперь темпы прибавки веса и увеличения роста по сравнению с первым полугодием жизни значительно замедляются.
  • Стопы годовалого ребенка пока еще плоские, а свод у них отсутствует. Если малыш только начал самостоятельно ходить, на его стопах еще имеются жировые подушечки. По мере освоения ходьбы они исчезают, а у ступней появляется изгиб.
  • Средним количеством зубов, которое имеется у годовалых малышей, является 8. При этом у одних деток уже может быть 12 зубов, а у других – лишь 1-2 первых зуба. Это все варианты нормы, не требующие обращения к врачу. Проконсультироваться с педиатром нужно лишь при отсутствии зубов в 1 год.

Физическое развитие

За двенадцатый месяц жизни малыш набирает примерно 350 грамм веса, а его рост удлиняется еще на 1-1,5 сантиметра. И окружность головы, и окружность груди ребенка в этом возрасте увеличивается в среднем на 0,5 сантиметра.

Разные детки развиваются физически с разной скоростью, но на основе показателей у большого числа малышей определенной возрастной категории специалисты установили границы нормы для таких показателей. Эти границы вместе со средними показателями для годовалых детей мы отметили в таблице:

При ударе о предметы мебели некоторые родители учат ребенка давать «сдачу». Стоит ли это делать, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

Что малыш умеет?

  • Ребенок 12 месяцев двигается очень активно и много. Большинство карапузов к годовалому возрасту уже умеет самостоятельно ходить и постоянно совершенствует этот навык. Тем не менее, некоторые детки в 1 год еще нуждаются в маминой поддержке во время ходьбы или не спешат начать ходить, предпочитая быстрое передвижение на четвереньках.
  • Также ребенок одного года уже может сидеть на корточках и самостоятельно подниматься из этого положения. Кроха уверенно поднимается по ступенькам и залезает на диван.
  • В одну руку малыш одного года способен взять 2 небольших предмета. Пуговицы и другие крохотные предметы ребенок берет указательным и большим пальцем.
  • У годовалого ребенка получается собирать пирамидку и строить башни из кубиков.
  • Речь ребенка включает примерно 10-15 простых слов из 1-2 слогов. Одно слово карапуза может иметь несколько значений. Кроха еще не выговаривает все буквы и может путать местами слоги.
  • Ребенок 1 года хорошо понимает речь родителей. Ему известно значение слов «можно», «нельзя», «дай», «возьми», «подойди» и многих других. Также он знает имена людей, с которыми часто общается. Малыш уже может ответить на простой вопрос.
  • Кроха может выполнять несложные поручения, например, помыть овощи, разложить столовые приборы, протереть пыль.
  • Малышу нравится прятать и искать игрушки, бросать игрушки, создавать из кубиков постройки и разрушать их, наполнять ящики и коробки, а затем опорожнять их.
  • Двенадцатимесячный малыш интересуется сюжетными играми и знает, как в них играть. Кроха может уложить игрушку спать или покормить ее.
  • Услышав музыку, кроха будет пританцовывать и пробовать подпевать.
  • Малыш знает многих животных и может показать их как на прогулке, так и на картинках.
  • Кроха знает способ использования разных предметов.
  • Долговременная память ребенка развивается – малыш уже способен запоминать события нескольких дней назад.
  • Ребенок становится более самостоятельным с каждым днем. За столом он уже управляется с ложкой и сам пьет из чашки. У карапуза уже имеются определенные предпочтения в пище – какие-то продукты крохе совсем не нравятся, а какие-то, напротив, ребенок ест с большим удовольствием.


Для проверки, в нормальном ли темпе развивается ребенок, вам следует:

  • Оценить, умеет ли кроха ползать, стоять, держась за вашу руку, а также делать несколько шагов с вашей поддержкой.
  • Убедиться, что малыш использует хотя бы один жест, например, отрицательно крутит головой или машет рукой «пока».
  • Проверить, понимает ли ребенок ваши простые просьбы, например, взять игрушку или отдать ее вам.
  • Убедиться, что в речи ребенка есть минимум одно осмысленное слово.
  • Проверить, есть ли у малыша хотя бы один зуб или признаки его появления в ближайшее время.

Если при такой проверке что-либо вас насторожило, расскажите об этом педиатру во время планового осмотра в год.


Занятия для развития

  • Основным навыком, над которым «работает» годовалый ребенок, является ходьба. Если малыш продолжает ползать и не спешит делать первые шаги, можете привлечь кроху любимой игрушкой. Некоторые детки боятся утратить равновесие, поэтому ему может помочь начать ходить игрушка в руках.
  • Если существует возможность, давайте крохе походить босиком по земле, песку или траве.
  • Для стимуляции крупной моторики предлагайте ребенку играть с крупными машинками, мячами и другими игрушками большого размера.
  • Продолжайте заниматься с ребенком развитием мелкой моторики. Например, можно прицепить прищепки для белья на края банки от кофе и предложить ребенку их снимать. По-прежнему интересны и полезны ребенку игры с фасолью, крупой, песком, водой.
  • Также продолжайте речевое развитие карапуза. Много разговаривайте с ребенком, чтобы малыш мог изучать большое количество новых слов. Описывайте все, что вы делаете и предметы, которые видит малыш.
  • Играйте вместе с карапузом, но при этом позволяйте малышу делать самостоятельно то, что он может. Разыгрывайте вместе разные сюжеты с игрушками, например, как зайка делится с медвежонком печеньем, кукла купается в ванночке, мышонок приглашает в гости медвежонка.
  • Включайте ребенку музыку разных жанров, а также звуки разных предметов. Так вы будете стимулировать развитие слуха.
  • Занимайтесь с крохой рисованием, позволяя карапузу выводить первые каракули пальчиковыми красками, мелками или фломастерами. Малышу также понравится творить, используя пластилин и соленое тесто.
  • Ходите с малышом в песочницу, предлагая поиграть с совочком, формочками, ситом, грабельками.
  • В солнечный день обратите внимание крохи на ваши тени. Предложите наступить на вашу тень.
  • Давайте ребенку возможность играть с другими детками. Если у крохи нет сестрички или брата, приглашайте в гости знакомые семьи с малышами-дошкольниками.
  • Сделайте для малыша фотоальбом, в котором будут находиться фото всех близких родственников, а также картинки животных. Карапуз будет подолгу его рассматривать.
  • Ежедневно немного времени уделяйте совместному чтению с малышом. Приобретите для крохи детские книги с яркими иллюстрациями. Давайте возможность ребенку самому выбрать, какую книжку он будет «читать» сегодня.
  • Во время купания бросьте в ванночку маленькие игрушки, способные плавать, а затем дайте крохе сито или совочек, предложив собрать плавающие предметы в ведерко.


Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.

Психическое развитие

Развитие психической сферы годовалого малыша продолжает оставаться очень интенсивным. Ребенок дольше бодрствует и способен в течение нескольких минут концентрироваться на интересной игре с мамой. Именно поэтому все развивающие занятия должны проводиться только в форме игры.

На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется доверие либо недоверие к миру, который его окружает. Если данный опыт общения будет позитивным, малыш будет ощущать себя в безопасности, а также будет проецировать положительные эмоции на окружающий мир.

На втором году жизни у ребенка активно продолжается сенсорное и познавательное развитие. Малыш узнает свойства предметов, их форму, цвета. В играх родителям следует постоянно направлять годовалого карапуза, поскольку без помощи и подсказок извне действия крохи будут оставаться однообразными. Проводя несложные занятия с малышами 1 года, родители помогают карапузу сравнить и различить предметы, развить память, освоить бытовые навыки.

Чтобы оценить психическое развитие ребенка в 1 год, можно воспользоваться такими тестами:

  • Дать малышу 2 кубика и показать, как построить башню. Ребенок не будет бросать кубики или тащить их в рот, а поставит один на другой. К 18 месяцам малыш уже будет способен применить для постройки башни 3-4 кубика.
  • Предложите крохе игрушку, в которой нужно вкладывать геометрические фигуры (рамку-вкладыш или сортер). Годовалый малыш должен вложить круг в отверстие для него.
  • Дайте карапузу пирамидку, предложив ее собрать. Малыш в 1-1,5 года попробует нанизывать кольца, но при этом не будет учитывать их размер. Правильно складывать пирамидку с учетом размера колец детки обучаются лишь к 2-летнему возрасту.
  • Оцените наличие навыков использования предметов быта. Карапуз 12-15 месяцев уже умеет правильно использовать ложку и чашку. В 1,5 года ребенок способен снимать носки, шапочку и варежки.

Играйте вместе с крохой и стройте с ним башни из разных фигурок, объясняйте, почему башня падает

Моторика

Для оценки крупной моторики крохи выясните, умеет ли малыш длительно ходить, научился ли наклоняться и приседать, способен ли вставать с коленей и взбираться на диван. Упражнения, развивающие крупную моторику, будут включать:

  • Прыжки. Держите карапуза под мышки или за руки и пусть кроха прыгает на месте.
  • Залезание на диван и опускание обратно на пол. Для этой цели можно привлекать карапуза любимой игрушкой.
  • Лазание. Предложите крохе проползти под стулом, залезть в большую коробку и вылезти из нее.
  • Перешагивание. Разложив на полу разные предметы, погуляйте по комнате с карапузом, держа ребенка за руку. Когда кроха будет подходить к препятствию, показывайте, что сначала нужно поднять одну ножку и перешагнуть предмет, а затем сделать такой же шаг второй ногой.
  • Игры с мячом. Учите малыша бросать мяч на пол, при этом сначала давайте мячик крохе в руки, а затем положите рядом, чтобы ребенок сам взял мяч. Далее учите ловить мяч. Чтобы развивать глазомер, можете бросать мяч в коробку.


Чтобы развивать мелку моторику годовалого ребенка, можно:

  • Рисовать карандашами. Сначала придерживайте ручку крохи с карандашом и просто оставляйте на бумаге следы. Постарайтесь заинтересовать младенца рисованием.
  • Рисовать красками. Дайте малышу сухую кисточку и покажите, как оставлять мазки, а после этого приступайте к освоению рисования красками.
  • Лепить из пластилина. Скатайте шарик и покажите малышу, как из него можно сделать лепешку, после чего предложите карапузу повторить.
  • Втыкать в пластилин камешки, пуговицы, трубочки.
  • Лепить из соленого теста.
  • Приклеивать наклейки на себя или на листок.
  • Рисовать пальчиковыми красками.
  • Играть со шнуровками.
  • Наматывать нитки на клубок.
  • Играть с водой, крупой или песком, используя сито и ложку.
  • Закручивать и откручивать крышечки.
  • Играть с сортером и рамками-вкладышами.
  • Учиться справляться с крючками, липучками, кнопками, пуговицами.
  • Играть с прищепками.
  • Заниматься с сенсорной коробкой.


Развитие речи

На втором году жизни происходит становление речи малыша, а также быстрое ее совершенствование. Сначала кроха начинает понимать речь, а дальше в высоком темпе пополняет словарный запас и начинается этап активной речи. Одновременно происходит обогащение мимики и жестовой речи карапуза. В один год одно слово малыша может обозначать целую фразу.

Чтобы стимулировать речевое развитие годовалого ребенка, можно:

  • Рассматривать картинки в книжках, озвучивая нарисованное и задавая ребенку простые вопросы по рисунку, например, «где собачка?».
  • Читать с крохой считалки и потешки, короткие сказки и стишки, а также петь песенки.
  • Выполнять артикуляционную гимнастику.
  • Делать гимнастику и массаж пальчиков.
  • Рассказывать крохе обо всем, что способно заинтересовать карапуза – о природе, животных, времени года, домах и многом другом.

Пальчиковые игры помогут развитию крохи. Посмотрите видео Татьяны Лазаревой, где она показывает то, как можно играть с ребенком 1 года.

Примерный план на неделю по развитию годовалого ребенка

Чтобы занятия не надоедали крохе, не повторялись и включали все важные направления развития, стоит планировать их заранее минимум на одну неделю. Это позволит маме охватить все сферы развития карапуза и заранее подготовить материалы для развивающих игр.

Мы предлагаем пример недельного распорядка развивающих занятий для ребенка в возрасте 1-1,5 лет:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Физическое развитие

Игры с мячом

Гимнастика под музыку

Упражнения на фитболе

Ходьба с препятствиями

Гимнастика по видео-уроку

Познавательное развитие

Собираем пазл

Находим целое по части

Игры с кубиками

Изучаем фрукты

Сортируем предметы по цвету

Игры с пирамидкой

Ищем пропавшую игрушку

Сенсорное и музыкальное развитие

Слушаем звуки музыкальных инструментов

Изучаем запахи

Изучаем материалы на ощупь

Слушаем детские песенки

Изучаем вкусы

Игра с сенсорной коробочкой

Слушаем классическую музыку

Мелкая моторика

Пальчиковая гимнастика

Игры с крупой

Игры со шнуровкой

Пальчиковая гимнастика

Игры с прищепками

Игры с наклейками

Игры с песком

Речевое развитие

Чтение сказки

Артикуляционная гимнастика

Обсуждение сюжетной картинки

Чтение стихов

Артикуляционная гимнастика

Рассматривание картинок и их обсуждение

Чтение потешек

Творческое развитие

Рисование пальчиковыми красками

Аппликация

Рисование карандашами

Лепка из соленого теста

Рисование красками

Игра с конструктором

Лепка из пластилина

Это лишь примерный план, который следует изменять для каждого конкретного ребенка. Обязательно включайте в свой недельный распорядок занятия, которые нравятся малышу. В конце недели сделайте анализ выполненного, на основе которого можно добавить какие-либо занятия или сократить список игр на день.

Игрушки от 1 до 2 лет

Игрушки помогают крохе развивать и физическую, и эмоциональную сферу. С их помощью ребенок познает мир, изучает окружающую обстановку, развивает воображение, становится инициативным и узнает причинно-следственные связи.

О том, какие игрушки стоит приобрести для крохи 1-2 лет смотрите в видео Анны Гапченко.

Среди игрушек ребенка 1-2 лет должны быть:

  • Кубики.
  • Сортер с несколькими несложными отверстиями.
  • Пирамидка с 3-4 кольцами.
  • Стаканчики квадратные и круглые.
  • Коробочки разного размера.
  • Игрушки для улицы – лопатка, формочки, машина с кузовом, ведро.
  • Игрушки, которые тянут или толкают.
  • Мягкие игрушки, которые малыш сможет укладывать спать, кормить.
  • Игрушки для игры с водой.
  • Пластмассовая посуда.
  • Игрушечный телефон.
  • Игрушки, имитирующие бытовые предметы.
  • Музыкальные игрушки.
  • Картонные или тканевые книжки.







И еще несколько советов в отношении игрушек для годовалого ребенка:

  • Не давайте малышу сразу большое количество предметов для игры. Они быстро наскучат карапузу и вызовут усталость. Часть игрушек отложите в дальний ящик или спрячьте, а через некоторое время замените отсутствовавшими игрушками те, которые ребенку уже слегка надоели.
  • В гостях у знакомых с детьми обращайте внимание, какие игрушки больше всего заинтересовали карапуза. Это даст вам возможность пополнить свой запас игрушек предметами, которыми кроха наверняка будет играть.
  • Многим детям нравится играть предметами из обихода (крышками от кастрюль, простынями, зеркалом и другими). Не запрещайте, но проследите, чтобы такие игры были безопасными.


Игры с крупой являются одними из самых любимых у крохи. Как проводить такие занятия, смотрите в следующем видео.

Уход

Гигиенические процедуры выступают важным элементом ежедневного распорядка в жизни годовалого карапуза. В утреннее время ребенка умывают и подмывают. Также малышу важно чистить зубки и обязательно мыть ручки перед едой и после прогулок. Перед сном кроху традиционно купают, совмещая эту водную процедуру с веселыми играми в воде.

Режим дня

К году у всех детей имеется определенный распорядок дня, сменившись за 12 месяцев жизни несколько раз. Его поддержание важно для хорошего самочувствия малыша. Основными моментами режима дня ребенка 12 месяцев являются организация сна и бодрствования, а также питания.


Сон

Дети 1 года бодрствуют больше, но по-прежнему спят около 14-15 часов в сутки. Ночной отдых в среднем длится 10-11 часов, а днем ребенок 12 месяцев спит дважды. При этом первый дневной сон обычно длится дольше (2-2,5 часа), а второй – менее длительный (1,5 часа). К одному дневному сну дети начинают переходить примерно в 18 месяцев.

Бодрствование

В режиме дня 12-месячного ребенка есть активные и спокойные игры, гимнастические упражнения, чтение книг, прогулки, визиты в гости и многое другое. В первую половину дня активные игры лишь приветствуются, а вечером их следует избегать. Гимнастику с ребенком нужно выполнять за час до приема пищи.


Прогулки

Гулять с годовасиком советуют 2 раза в день, причем в хорошую погоду хотя бы один из дневных снов стоит организовать на прогулке. Выходить с крохой на улицу рекомендуют утром в 10-11 часов, а в послеобеденное время – в 16-17 часов. Длительность прогулок должна составлять от 2 часов и больше. На нее будут влиять погодные условия, например, в теплые летние дни малыш вполне может проводить на прогулке 5-6 часов. Если же на улице мороз ниже -10, сильный дождь или очень ветрено, от прогулки стоит воздержаться.

Питание

Ребенок 1 года по-прежнему ест 5 раз в день с паузами между приемами пищи 3,5-4 часа. Рекомендуется придерживаться режима питания, предлагая малышу еду примерно в одно время, а также не допуская длительных перерывов. Определить общее суточное количество пищи для годовалого малыша можно, разделив массу тела крохи на 9. В среднем детки этого возраста съедают в день 1000-1300 мл пищи. Разделив такой объем на число кормлений, вы получите средний объем порции в 200-260 мл.

Питание малыша на грудном вскармливании включает все больше блюд прикорма. Малыш прикладывается к груди в основном около снов, в течение дня (например, если упал) и после еды (запить прикорм). В ночное время сохраняются активные подутренние кормления, которые бывают в 4-8 часов утра.


Детей на искусственном вскармливании можно продолжать кормить адаптированной смесью, предлагая ее в два кормления (первое и перед ночным сном). При необходимости смесь уже можно отменить, предлагая на завтрак крохе кашу и заменив смесь перед сном кисломолочным напитком.

В питании годовалого ребенка появляются специи, зелень, соль, некоторые виды сладостей (пастила, зефир). Таким детям по-прежнему рано знакомиться с жареными блюдами, колбасами и сосисками, копченостями, жирными видами мяса, экзотическими фруктами, грибами и шоколадом.


Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Сложно оспорить утверждение, что основа здоровья любого ребенка, это правильное и сбалансированное питание. Однако, пищевой рацион для детей разных возрастных групп существенно отличается. Соответствующим возрасту ребенка питанием можно считать то, которое обеспечивает его здоровый рост и развитие, и при этом предотвращает детское ожирение.

Коровье молоко не рекомендуется для детей в возрасте до 1 года. В течение первых 4-6 месяцев жизни младенцы для удовлетворения всех своих потребностей в продуктах питания и витаминах должны пить только грудное молоко или, в крайнем случае, специальные молочные смеси, предназначенные для детского питания, или изготовляемые на молочных кухнях.

Молочные смеси по составу в какой-то мере напоминают грудное материнское молоко. Тем не менее, существуют значительные различия в состоянии здоровья между кормлением из бутылки и грудным вскармливанием младенцев.

Грудное молоко - живой материал, содержащий живые белые клетки крови и иммунных веществ и динамический, питательный источник, который имеет потенциал каждый день удовлетворять индивидуальные потребности растущего ребенка.

Смеси же более питательны, но они не содержат живые белые клетки, пищеварительные ферменты или иммунные факторы. Однако рецепты формулы от производителей постоянно обновляются, поскольку они должны соответствовать новым исследованиям детского питания.

Менее адаптированные смеси, «казеиновые формулы», изготовлены на основе коровьего молока, в котором основной белок - казеин. Их можно давать малышам, склонным к срыгиваниям. Эти смеси более сытные, поэтому они полезны маленьким детям, которые не могут выдерживать перерывов между кормлениями. Частично адаптированные смеси полезнее использовать со 2-3-го месяца жизни. Их состав относительно приближен к составу грудного молока. А так называемые «последующие формулы» предназначены для вскармливания детей старше 5-6 месяцев. Их энергетическая ценность выше, согласно потребностям детей этого возраста.

Если новорожденный находится грудном вскармливании, то может потребоваться кормить его 8-12 раз в день (каждые 2-4 часа) или по его требованию. К 4 месяцам ребенок может питаться грудным молоком уже до 4-6 раз в день, однако количество грудного молока, потребляемого при каждом кормлении, будет увеличиваться.

Молочных смесей новорожденным, возможно, потребуется съедать около 6-8 раз в день. Как и с грудным вскармливанием, число кормлений уменьшается, когда ребенок становится старше, но количество смеси при каждом кормлении увеличивается.

Никогда нельзя давать мед грудным детям, поскольку он может содержать споры, которые вызывают ботулизм. Иммунная система младенца еще не полностью сформирована, чтобы отразить возможные атаки этой болезни.

Хотя ребенок может спать всю ночь, может потребоваться будить егодля кормления, если ребенок не ест достаточно в течение дня или если у него недостаточный вес.

Плановые осмотры ребенка врачом, чтобы контролировать рост и здоровое развитие ребенка, могут гарантировать, что он будет питаться адекватно и соответственно своему возрасту в течение дня. Врач или диетолог должен сообщить родителям, рекомендуются ли просыпания по ночам для кормления их малыша.

Питание ребенка в 4-6 месяцев

В 4-6-месячном возрасте ребенок по-прежнему должен питатьсяили грудным молоком, или молчной смесью, но он уже готов начать переход к твердой пище. Слишком раннее введение прикорма может привести к тому, что младенец может задыхаться, если они физически к этому не готов.

Существует несколько этапов развития ребенка, которые могут указать на то, готов ли он есть твердую пищу:

Вес удвоился по сравнению с тем, что был при рождении;
- ребенок имеет хорошую фиксацию головы и шеи;
- ребенок, с некоторой поддержкой, может сидеть;
- ребенок может стать полнее, может поворачивать голову в стороны или может сам открывать рот;
- ребенок начинает проявлять интерес к нормальной еде, когда другие едят.

Рекомендуем родителям малышей постепенно начинать прикорм твердой пищей с железосодержащих, укрепляющих ребенка, рисовых хлопьев, смешанных с грудным молоком или формулой в разумной консистенции. Зерновые могут быть смешаны с густой консистенцией формулы, когда ребенок научится контролировать попадание пищи в рот.

Первоначально нужно давать зерновые 2 раза в день. В порции должны быть 1 или 2 столовые ложки сухой смеси, смешанной с формулой или грудным молоком. Постепенно можно увеличивать до 3 или 4 столовых ложек овсяных хлопьев.

Зерновые не следует держать в бутылке, если врач или диетолог не рекомендуют готовое питание снова ставить в холодильник.
Как только для ребенка станет обычным съедать рисовую кашу, родитель может ввести в его рацион питания и другие обогащенные железом каши быстрого приготовления. Однако желательно готовить один вид зерновых в неделю, чтобы можно было проследить за возможной непереносимостью той или иной крупы или аллергией от них.

Никогда не следует укладывать ребенка спать с бутылкой, так как в результате это может привести к кариесу. Используйте простую воду, если бутылка необходима. Нужно обсудить использование воды с врачом (в некоторых случаях использование избытка воды может привести к судорогам у детей).

Питание ребенка в 6-8 месяцев

Рекомендуем продолжить давать ребенку грудное молоко или смесь 3-5 раз в день. Коровье молоко не рекомендуется для детей возрастом до 1 года. Ребенок начнет пить меньше смесей или грудного молока, как только твердая пища станет основным источником его питания.

После того, как ребенок попробовал множество различных детских зерновых, советуем попробовать давать ему разные фрукты и вареные или пареные овощи. Их нужно давать по одному, с перерывами в 2-3 дня между ними, чтобы проверить возможное наличие аллергической реакции. Начните с простых овощей – таких, как зеленый горошек, картофель, морковь, сладкий картофель, кабачки, фасоль, свекла, а также с таких простых фруктов, как бананы, яблоки (яблочное пюре), абрикосы, груши, персики и дыни.

Давайте ребенку фрукты и овощи по 2-3 ст.л. около 4 раз в день. Количество фруктов и овощей, съедаемых в день ребенком, будет варьироваться между 2 столовыми ложками и 2 чашками - в зависимости от размера и веса ребенка и того, насколько хорошо ребенок ест фрукты и овощи. Консистенция предлагаемых ребенку продуктов постепенно может быть увеличена, если ребенок хорошо это переносит.

Ребенку могут быть предложены твердые продукты в небольших количествах, но не нужно давать ему такие продукты, как куски или ломтики свежих яблок, виноград, хот-доги, сосиски, арахисовое масло, попкорн, чипсы, орехи, семена, круглые конфеты и жесткие куски сырых овощей, которые могут вызвать у ребенка удушье.

Мягкие вареные овощи, вымытые и очищенные фрукты, мягкие крекеры, лапша (не искусственная) - хорошие продукты. Соленые или очень сладкие продукты не рекомендуются. Можно также давать в этот период для прорезывания зубов - хлебные тосты, несоленые крекеры, рогалики, не слишком твердые сухари и печенье.

Грудное молоко или молочная смесь должны быть предложены 3-4 раза в день в этом возрасте. В 8-12 месяцев ребенок будет готов попробовать молотое или мелко нарезанное вареное мясо.

При грудном вскармливании мясо можно начать давать ребенку в возрасте 8 месяцев (грудное молоко не является богатым источником железа, но дети имеют нормальные запасы железа до 8-месячного возраста, а уже тогда им могут быть даны богатые железом продукты - такие, как мясо).

Как и другие продукты, можно предлагать ребенку не более 1 нового вида мяса в неделю. Порция - 3-4 столовые ложки. Можно использовать тонко молотое мясо, сосиски или вареную колбасу хорошего качества.

Размер порций фруктов и овощей возрастает от 2-3 до 3-4 столовых ложек (это порция, которая дается четыре раза в день).

Яйца могут быть даны 3-4 раза в неделю, но только желтки, так как некоторые дети до 1 года отрицательно чувствительны к яичным белкам.

Питание ребенка после 1 года

В возрасте 1 года большинство детей еще пьют с бутылки. Если ребенок по-прежнему использует бутылку, в ней должна быть только вода.

После того, как ребенку исполнится 1 год, цельное коровье или козье молоко может заменить грудное молоко или формулу. Детям в возрасте до 2 лет не следует давать обезжиренное молоко (2%-е или 1%-е), поскольку им нужны дополнительные калории от жира для обеспечения нормального роста и развития.

Детям в возрасте от 1 года не следует давать цельное молоко, если у них низкие показатели крови. Однако сыр, творог и йогурт могут быть даны им в небольших количествах.

Годовалый ребенок должен получать большую часть своего питания от мяса, фруктов, овощей, хлеба, зерновых и молочной группы, особенно от цельного молока.

Предоставление ребенку различных продуктов поможет обеспечить достаточное количество витаминов и минералов. Малыши растут не так быстро, поэтому их потребности в питании в течение второго года жизни относительно меньше их размера. Хотя они по-прежнему набирают вес, он больше не удваивается.

Однако нужно иметь в виду, что малыши становятся все более и более активными, когда они учатся ползать и ходить. Малыши и маленькие дети, как правило, едят только небольшое количество за один раз, но часто (6-7 раз) в течение дня, так что перекусывать им настоятельно рекомендуется.

Кормление твердой пищей рано утром не рекомендуется, так как может привести к перекармливанию ребенка. Предложите ребенку только одно новое блюдо за один раз. Предлагайте новые продукты в течение нескольких дней. Внимательно следите за возможной аллергической реакцией на тот или иной продукт (крапивница, рвота, диарея).
Если ребенок не любит новую пищу, попробуйте дать ему ее еще раз позже.

Безопасность во время приема пищи. Это важно!

Кормите ребенка непосредственно из банки только в том случае, если вы используете все ее содержимое. В противном случае употребляйте чистую посуду, чтобы предотвратить загрязнение и болезни у ребенка пищевого происхождения.

Открытые коробки с детским питанием должны быть прикрыты и храниться в холодильнике не более чем 2 дня.

Используйте маленькую ложку, чтобы кормить ребенка.

Избегайте любых продуктов, которые могут вызвать у ребенка удушье - попкорн, орехи, чипсы, ядра кукурузы, ягоды, виноград, хот-доги, сырые овощи, изюм, сухие крупы и т.д.

Между кормлениями нужно периодически давать ребенку пить воду.

Кормить маленького ребенка конфетами или давать ему подслащенные напитки не рекомендуется, потому что они будут портить аппетит, желудок и могут способствовать разрушению зубов. Соль, сахар и сильные специи также не рекомендуются.

Питание детей старшего возраста и подростков

Для ребенка подросткового возраста важно, чтобы диета включала в себя разнообразные продукты для здорового развития. Принципы питания применяются к диете ребенка, а также взрослого, хотя размеры и количество порций в день, очевидно, для детей будут меньше.

Для детей старше 2-х лет рекомендуется диета с умеренно низким содержанием жиров, так как диета с высоким содержанием жиров может способствовать болезни сердца, ожирению и другим проблемам со здоровьем в их дальнейшей жизни. Диета, которая содержит разнообразные виды из каждой группы пищевых продуктов (хлеба и зерновых, мяса и мясных продуктов, фруктов, овощей, молочных продуктов) поможет предотвратить недостатки питательных веществ у детей.

Рекомендуется здоровым детям получать все необходимые им питательные вещества из пищи, а не из витаминных добавок.
Питательные вещества, которые, скорее всего, имеются в дефиците в рационе ребенка, это: кальций, железо, витамин С, витамин А, витамин В6 и фолиевая кислота. Не советуем дополнительного добавления всего этого для нормальных и здоровых детей. Тем не менее, нет существенного риска, если родитель хочет дать своему ребенку стандартные педиатрические поливитамины высокого качества, от проверенных производителей.

Дети, которые потребляют мало или вообще не потребляют молочные продукты, подвергаются особому риску дефицита кальция, что может помешать росту их костей и общему развитию организма. Пищевые продукты, которые являются хорошими источниками кальция, включают: обезжиренное молоко, йогурт, сыры. Также источником кальция в рационе служат такие продукты, как брокколи, зелень, консервированный лосось с костями. Однако часто трудно заставить детей употреблять достаточное количество этих продуктов.

Требования варьируются в зависимости от возраста ребенка, темпов его роста, запасов железа в его организме, увеличения объема крови и скорости усваивания полезных веществ из пищевых источников.

У девочек-подростков будет увеличиваться потребность в железе из-за менструальных потерь. Пищевые источники железа включают: мясо, особенно говяжью печень, некоторые виды рыбы, птицу, обогащенные железом зерновые, обогащенный железом фабричный формовой хлеб, шпинат, зеленые яблоки, сушеные бобы и горох.

Родителей беспокоят вопросы «Сколько и как часто должен есть малыш?», то на втором году приходится ежедневно решать непростую задачу: чем накормить, чтобы было и полезно, и приучало к взрослой пище?

Какие продукты нужны ребенку

Молочные продукты

В питании детей в возрасте старше года по-прежнему большая роль принадлежит молоку и молочным продуктам , которые должны входить в их рацион ежедневно. Дети, находящиеся на естественном вскармливании еще до 18 месяцев получают материнское молоко. Молоко же в натуральном виде лучше всего давать ребенку в виде кисломолочных продуктов желательно предназначенных для детского питания (кефир, биокефир, ряженка и др.). С 1 года можно использовать детские йогурты. Кроме того, ребенок должен получать цельное детское молоко в составе различных блюд – молочных каш, запеканок, кофейного напитка, чая с молоком. Наряду с цельным молоком можно использовать специализированные молочные напитки – это сухие молочные смеси для детей старше года.
Очень полезен творог , как источник биологически ценного и легко усвояемого белка, а также кальция. При этом ребенку лучше всего давать творог для детского питания.
Обязательными в рационе являются и неострые сорта сыра — 5-10 г в протертом виде или кусочками.
Сметану детям раннего возраста следует давать только в составе других блюд и не чаще, чем 2–4 раза в неделю.

Мясо и рыба

Как и на первом году жизни, в рацион ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет включается ежедневно мясо , как основной белковый компонент. Дети этого возраста из мясных продуктов могут получать говядину и телятину, нежирную свинину, баранину, мясо кролика, кур, цыплят, индейки, конину, различные субпродукты. Преобладать в рационе должны блюда из птицы и говядины, так как имеют более низкую долю жира. Детям старше 1,5 лет можно вводить в рацион колбасные изделия – сосиски, сардельки, нежирные колбасы, специализированные для детского питания, но не чаще 1-2 раз в неделю.
Полезна также рыба , белки которой легче перевариваются, чем белки мяса, а жиры содержат больше витамина А, и особые важные для детского организма жирные кислоты (омега-3). Морская рыба содержит большое количество йода. Для детей раннего возраста можно приготовить хека, треску, минтай, судака, окунь, лосось. Можно использовать рыбу в отварном виде, а также в виде котлет, тефтелей, биточков 1-2 раза в неделю. Нежелательны копченые виды рыб и рыбные консервы (кроме специализированных консервов для детского питания).
Икру следует рассматривать как деликатесный продукт, который рекомендуется употреблять в ограниченном количестве (не более 10-20 г) и не чаще 1-2 раз в неделю.
То же относится к соленым деликатесным рыбам, которые помимо соли, содержат также значительное количество жира.

Яйца

Все пищевые вещества яиц (белок, лецитин, витамины А и В12, бета-каротин) быстро и полностью всасываются в желудочно-кишечном тракте. Яйца целесообразно включать в рацион 2-3 раза в неделю по 1 яйцу в день. Их используют при приготовлении омлета, запеканок и салатов. Сырые яйца давать детям нельзя, так как в них содержится овидин – вещество, вредно влияющее на обмен витаминов.

Масло

Из жировых продуктов детям раннего возраста рекомендуется сливочное масло и различные растительные масла. Лучше всего их использовать в натуральном виде – сливочное масло давать с бутербродами или (как и растительное) добавлять в готовые блюда (каши, овощи, салаты, винегреты). Готовить блюда следует на растительном масле.

Крупа и хлеб

Крупы являются источниками растительного белка, многих витаминов и минеральных веществ. Особенно полезны детям гречневая и овсяная крупы, более богатые витаминами и железом. Макаронные изделия желательно давать реже, так как биологическая ценность их незначительна, а содержание углеводов высокое, поэтому их особенно важно ограничивать в питании детей с избыточной массой тела.
Хлеб входит в ежедневный набор рекомендуемых ребенку продуктов. В питании детей от 1 года до 1,5 лет чаще используется белый хлеб. Он более легко переваривается и усваивается, и дети этого возраста лучше его едят. Вместе с тем следует отметить, что в небольшом количестве им можно давать и ржаной хлеб, который содержит больше белка, витаминов группы В и пищевых волокон, благотворно влияющих на процессы пищеварения.

Сахар

В рацион ребенка в качестве чисто углеводного компонента входит сахар (не более 40 г в день) и сладости (мед, варенье, печенье, пастила, зефир, мармелад и др. – 20-40 г в день).

Овощи, фрукты и ягоды

Очень полезны для детей любого возраста, особенно раннего. Хотя в них мало белка и жира, но они содержат большое количество углеводов, широкий набор минеральных веществ (калий, железо, медь, магний, фосфор и др.), богаты витаминами, в том числе витаминами С, группы В, РР, бета-каротином. Кроме того, овощи, фрукты и ягоды богаты органическими кислотами, пектином, пищевыми волокнами, благотворно действующими на процессы пищеварения и обмена веществ. При использовании овощей и фруктов в значительной степени улучшается усвояемость белков и жиров.
Детям раннего возраста полезно включать в рацион различные фруктовые, ягодные и овощные соки, а также настой шиповника (до 100–150 мл в сутки) в качестве питья или третьего блюда.
Рекомендуется также широко использовать различные специализированные овощные и фруктовые консервы для детского питания, а также свежезамороженные фрукты и овощи, в которых хорошо сохраняются витамины.

Режим питания

В организации питания ребенка любого возраста большое значение имеет соблюдение правильного режима питания. Благодаря этому у ребенка вырабатывается условный пищевой рефлекс на конкретное время, что обеспечивает ритмичную работу желудочно-кишечного тракта, достаточную выработку пищеварительных соков, хорошее переваривание и усвоение пищи. Это также способствует лучшему аппетиту. Отклонения от установленного времени кормления не должны превышать 15–20 минут. В промежутках между кормлениями ребенку недопустимо давать какое-либо питание, в том числе фрукты, соки, молочные продукты и, особенно, разные сладости, так как это приводит к снижению аппетита и в очередной прием пищи ребенок может отказаться от более полезных блюд. При беспорядочном питании этот рефлекс угасает, выработка пищеварительных соков снижается, и пища усваивается хуже.
Поэтому для детей в возрасте от 1 года до 3 лет рекомендуется режим с 4-5-разовым приемом пищи с интервалами между кормлениями в 3,5–4 часа.
При построении рациона питания ребенка очень важно следить за правильным распределением продуктов в течение суток. Блюда из мяса, рыбы, яиц лучше давать ребенку в первую половину дня – на завтрак и обед. На ужин лучше приготовить молочно-растительную пищу, которая легче переваривается, так как ночью во время глубокого сна процессы пищеварения замедляются и «тяжелая» белковая пища плохо усваивается, что иногда приводит к нарушению сна ребенка.

Количество пищи

Суточное количество пищи для детей в возрасте до 1,5 лет в среднем должно составлять от 1000 до 1200 г (питье в данный объем не включается).
Детям в возрасте от 1,5 до 3 лет объем пищи увеличивается до 1300–1500 г в сутки. Превышение этих объемов приводит к снижению аппетита, и, наоборот, уменьшение – к недоеданию. Объем каждой порции пищи также зависит от возраста ребенка.

Плавный переход

Детям до 1,5 лет показана протертая пища, мелко и крупноизмельченные протертые супы, каши, салаты, пюре. Овощи и фрукты для салатов натирают на мелкой терке. Мясо и рыбу готовят в виде суфле, тефтелей, паровых котлет. Рекомендовано отваривание, запекание и приготовление на пару.
Для детей старше 1,5 лет протертую пищу следует постепенно заменять более плотной, требующей жевания. Можно готовить различные крупяные и овощные запеканки, а овощи в вареном и тушеном виде нарезать мелкими кусочками. Салаты готовят из мелко нашинкованных и мелко нарезанных сырых и вареных овощей, заправленных растительным маслом. Мясо дают в виде паровых слегка обжаренных котлет, биточков или мелко нарезанного рагу, можно дать кусочек курицы. Рыбу, предварительно освобожденную от костей, можно давать не только вареную, но и жареную. Свежие фрукты следует очищать от кожицы и косточек и нарезать кусочками.
Таким образом, к трем годам ребенок почти полностью переходит на общий стол. Важно только помнить, что ему не следует давать слишком острую и пряную пищу, а также различные приправы – горчицу, хрен, острые соусы. В то же время очень полезны соленые огурцы, квашеная капуста, соленые помидоры, рубленая сельдь, но, конечно, в умеренном количестве.

Я сам!

Очень важно приучать ребенка самостоятельно употреблять пищу. Предложите годовалому малышу воспользоваться столовыми приборами (ложка, вилка). Пусть вас не пугает то, что большая часть пищи не попадет в рот, зато ребенок начнет активно осваивать новые премудрости.
Замечательно, если получится хотя бы 1-2 раза в день совместить детский прием пищи с трапезой остальных членов семьи. Это послужит ребенку наглядным и полезным уроком.
Также необходимо обучать ребенка и гигиеническим навыкам: кушать аккуратно, пользоваться столовыми приборами и салфеткой, не отвлекаться во время еды.

Примерный набор продуктов для детей от 1,5 до 3 лет

Хлеб пшеничный 75 г
Хлеб ржаной 30 г
Крупы, макаронные изделия, бобовые 35 г
Картофель 210 г
Овощи разные 260 г
Фрукты свежие 150 г
Фрукты сухие 6 г
Кондитерские изделия 15 г
Масло сливочное 23 г
Масло растительное 10 г
Яйцо (штук) 0,5 г
Молоко, кефир 450 мл
Творог 50 г
Сметана 7 г
Мясо, птица 100 г
Рыба-филе 33 г
Сахар 45 г



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!