Леворукие дети в детском саду заслуживают особого внимания, т.к. многие из них могут иметь набор трудностей обучения. Леворукому ребёнку не так-то просто в нашем мире, т.к. всё у нас приспособлено...
Сценарий занятия, с помощью которого вы расскажете дошкольникам о ябедничестве. Учитель-логопед проводит занятие совместно с педагогом-психологом. ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК Участники: дети старшего дошкольного возраста Цель: сформировать нравственные представления о добре и зле в контексте ябедничества Задачи: упражнять слоговой анализ, синтез и подбор синонимов; развить...
Какие стороны готовности к школе особенно важны Это умение точно воспринимать и выполнять задание; запоминать последовательность действий, необходимых для его выполнения; развитие мелкой моторики и зрительно-моторных координаций; умение осуществлять звуковой анализ...
Конкурс чтецов на тему: «Книга - источник мудрости» Задачи конкурса: создание условий для познавательно-речевого развития детей; воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям; развитие художественно- речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений; выявление лучших чтецов...
Пояснительная записка
Система духовно - нравственных ценностей закладывается с детства, поэтому на сегодняшний день образованиюотводится ключевая роль в духовно-нравственном объединении российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из актуальнейших задач отечественного образования.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что воспитание должно быть направлено на развитие личности на основе «социокультурных, духовно - нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного образования позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры; оно является длительным процессом, требующим внутреннего изменения, приобретения внутреннего осознания и стремления к добру.
Цель. Целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка - дошкольника, посредством его приобщения к ценностям православной культуры, и освоения духовно-нравственных традиций русского народа.
В условиях перехода на новые ФГОС ДО, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:
формирование начал патриотизма и гражданственности;
формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа и уважения к представителям других национальностей;
воспитание уважительного отношения к труду.
Образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию и развитию дошкольников, осуществляется в соответствии с комплексным планом мероприятий образовательного учреждения. Все мероприятия направлены на совершенствование системы духовно-нравственного воспитания детей в ДОУ: развитие творческих способностей воспитанников, формирование духовно-нравственных качеств личности, совершенствование форм и методов работы с родителями, выявление лучшего опыта работы.
Календарно-тематическое планирование по духовно-нравственному воспитанию в разновозрастной группе (5-7 лет)
Тема | Формы обучения | Задачи | Дата |
«Старание и терпение» | Экскурсия в школу. Беседа с детьми « Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе». Сюжетно-ролевая игра «В школу». | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Развитие способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата. | сентябрь |
«Мудрые люди» | Беседы «Мудрость рядом с нами. Бабушка и дедушка». «Что такое забота?». Фольклорный праздник «Покров». | Углубление знаний о народных обычаях и традициях, православных и народных праздниках, народном костюме, народном искусстве, русской природе. | |
«Верность земле русской» | Беседы «Минин и Пожарский»; «Русь православная». «Народные игры». «Богатыри земли Русской». | Приобщение детей к духовным и нравственно-патриотическим ценностям общества. Расширять знания детей о величии Руси, о силе и славе защитников русской земли. Формировать патриотическую память. | |
«Светлый образ» | Беседа « Моя мама - лучше всех». Ручной труд (изготовление подарков маме). Праздник, посвящённый Дню матери. | Развивать духовно- нравственный потенциал дошкольников; воспитывать любовь и уважение к матери, нравственных качеств личности, создание благоприятных условий для формирования духовных ценностей. | |
«Семейные традиции» | Беседы «Моя семья»; « Семейные традиции (обычаи) в вашей семье». Семейные работы «Род и родословная». | Знакомство с истоками русских традиций как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей. | |
«Рождественское чудо» | Беседы «Святочные посиделки», «Елка - символ Рождества». Показ вертепного театра «Рождество Христово». Аппликация «Рождественская открытка» | Познакомить детей с повествованием о Рождестве Христовом; содействовать формированию чувства радостного ожидания православных праздников; воспитывать желание трудиться для того, чтобы порадовать близких; познакомить с традиционным видом рождественского театра - вертепом. | |
«Мастера и рукодельницы» | Беседа «Россия - страна мастеров». Выставка «Золотые руки мастеров». «Эти мудрые русские сказки». Развлечение «Масленица» | Познакомить детей с народными промыслами, с их историей, традициями, материалом, который используют мастера; воспитывать любовь и бережное отношение к культуре и традициям русского народа. Рассказать о народных традициях празднования Масленицы. Знакомство с народной песней, частушкой, масленичными прибаутками, сказкой. | |
«Книга - праздник души» | Беседа: "А у книжки именины!" Экскурсия в библиотеку «В гости к книжкам». Вечер развлечений "В гостях у сказки". | Развивать интерес к книге, как к источнику знаний. Расширять и уточнять представления детей о книгах и их значении в жизни общества. | |
«Добрый мир» | Праздник «Благовещение» Занятие «Земля - наш общий дом». Беседа «Жалобная книга». Экскурсия в лес. Выпуск листовок «Берегите лес от пожара». | Углубление знаний о народных обычаях и традициях, православных и народных праздниках, народном костюме, народном искусстве, русской природе Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде; | |
«День Победы» | Выставка рисунков, посвященная Дню Победы. Беседа « Дети военных лет». Экскурсия к памятнику. Участие в митинге. | Воспитание гуманной, толерантной, духовно- нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества | |
«До свидания детский сад! Здравствуй школа!» | Праздничное мероприятие «Выпускной бал» | Создание условий для успешной адаптации в школе. |
Библиографический список:
И.А.Кузьмин, Л.П.Сильвестрова. Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополненное. - М.: Издательский дом «Истоки», 2011. - 224 с.
Истоковедение. Мониторинг формирования основ духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста (3 - 7 лет) в рамках реализации программы «Социокультурные истоки».Том 15.- М.: Издательский дом «Истоки», 2013. - 160 с.
И.А.Кузьмин, Л.П.Сильвестрова. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в контексте Истоковедения. Том 11.- М.: Издательский дом «Истоки», 2012. - 320 с.
Ботякова О.А. Солнечный круг. Детский народный календарь: В помощь педагогам образовательных учреждений. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.-112с,ил. - (Приобщение детей к истокам русской народной культуры).
Истоковедение. Социокультурный подход системный подход к истокам в образовании. Том 12. - М. Издательский дом «Истоки», 2012. - 328 с.
Мария Сизова
Планирование работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ
Планирование работы по начинается с анкетирования родителей для того, чтобы понять, как они относятся к деятельности детского сада в духовно-нравственном воспитании их детей , к работе в этом направлении . По результатам анкетирования - 69% родителей заинтересованы в работе детского сада по данному направлению. Однако оставшиеся 31% относятся с осторожностью, или недопониманием. Проведенные анкетирования, беседы с родителями показали, что родителям необходимо помочь осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности , что именно родители ответственны за воспитание детей .
Для выявления уровня развития духовно -нравственных качеств мы провели обследование детей среднего и старшего дошкольного возраста. Показатели духовно -нравственного развития детей оценивали по следующим критериям : культура общения, культура поведения, аккуратность, отзывчивость, доброта, дружелюбие, самостоятельность, любознательность, честность, эмпатия.
Анализ уровня развития, что у детей нравственные качества сформированы на среднем уровне. То есть не все дети имеют достаточные нравственные представления о честности, доброте, дисциплинированности, родители этих детей приложили минимум усилий для того, чтобы сформировать у них понятия о некоторых нравственных качествах.
Изучив с педагогами работу по духовно -нравственному направлению, проведя анкетирование среди родителей и педагогов, выявили уровень организации .
Изучили методическую литературу по духовно-нравственному воспитанию . Это помогло нам методически грамотно подготовиться к ведению воспитательно -образовательного процесса.
Заложить основы духовно -нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Чтобы достичь поставленной цели по духовно-нравственному воспитанию , мы поставили следующие задачи :
Приобщить детей к духовно -нравственной традиции русского народа; - способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (семье, близким людям, русской культуре, русскому языку, природе) ; - формировать моральное сознание и моральные оценки; - помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.
В основе работы по духовно-нравственному воспитанию лежат следующие принципы :
1. Принцип развивающего образования, целью которого является духовно -нравственное становление и развитие ребенка.
2. Принцип социально-педагогического партнерства субъектов образовательного процесса - объединение и взаимодействие взрослых (социальных структур, участвующих в образовательном процессе на основе познания и принятия каждым участником духовно -нравственных ценностей, в соответствии с которыми воспитывается ребенок , озабоченных развитием собственной духовности , способных к рефлексии своей деятельности (от самоанализа и самооценки к добротворчеству) .
3. Принцип интеграции образовательного процесса, предполагающий комплексный и системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса. В основе систематизации содержания работы - идея развития базиса личностной культуры, духовное развитие детей посредством проектной деятельности.
4. Принцип личностно-ориентированного подхода - принятие ребенка таким, каков он есть, доброжелательность, теплота в отношениях, вера в его позитивное развитие, стремление взрослого быть значимым для ребенка.
5. Принцип индивидуально - дифференцированного подхода - индивидуальный подход к детям с учетом возможностей, индивидуальных темпов, способов развития, интересов, с учетом семейных, национальных традиций и т. п.
6. Принцип деятельностного подхода - развитие ребенка в специфических для дошкольника видах деятельности, содействие появлению у ребенка субъектной позиции в нравственном поведении.
7. Принцип культуросообразности - следование в процессе и развития традиционным российским ценностям, воспитание ребенка с использованием материала народной педагогики, народной культуры и искусства, народных, в том числе национальных, традиций.
8. Принцип соответствия задач, содержания, форм и методов воспитания возрастным особенностям дошкольников, закономерностям их физического, психического и личностного развития.
В своей работе используем следующее методическое обеспечение :
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» по ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Москва, 2016 год.
Шевченко Л. Л. «Добрый мир» - Православная культура для малышей, которая рекомендована Министерством образования Московской области и внедряется в практику работы ДОУ по духовно-нравственному воспитанию
Н. Г. Зеленова «Мы живем в России» - программа по гражданско-патриотическому воспитанию
Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»
Основные положения по духовно-нравственному воспитанию детей , содержащиеся в этих программах, успешно интегрируются с образовательными областями образовательной программы ДОУ, обеспечивающие развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях :
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Физическое развитие
Формирование у детей представления о физической силе как о необходимом качестве для трудовой деятельности и как способе защиты в опасных ситуациях;
воспитание у детей потребности в оказании посильной физической помощи окружающим людям;
воспитание у детей милосердия , внимательного отношения к самочувствию окружающих людей, желания оказать необходимую помощь.
Социально-коммуникативное развитие
Формирование у детей представлений о родительском доме, детском садике, о городе и стране;
Развитие умения быть отзывчивым, дружелюбным;
воспитание у детей послушания , доброго и внимательного отношения к родителям; уважительного отношения к пожилым людям;
Развитие у детей представлений о милосердии, великодушии, справедливости;
воспитание дружелюбного отношения детей к друг другу, детям других национальностей, детям с ограниченными возможностями здоровья;
воспитание навыков межличностного общения здоровых детей и детей с ОВЗ на позициях равенства, уважения, взаимопонимания.
Речевое развитие
Развитие у детей понимания значимости слова как источника жизни человека : мудрые, добрые, задушевные слова помогают, сохраняют любовь; слова лжи, клеветы, брани разрушают мир вокруг нас, хорошее настроение; слова прощения и покаяния возвращают любовь, покой, лад;
Формирование представлений о роли слова в жизненных ситуациях : с помощью слова можно познакомиться, приласкать, прогнать, огорчить, согреть, обидеть;
Развитие у детей интереса к художественной литературе как источнику духовно -нравственного опыта людей; поощрение позитивной направленности придуманных детьми сюжетов сказок и рассказов на разрешение различных нравственных проблем;
воспитание доброжелательного отношение к сочинениям других взрослых и детей, побуждение детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению сказок и рассказов на духовно-нравственные темы .
Познавательное развитие
Развитие у детей представлений :
О малой Родине и Отечестве;
О социокультурных ценностях нашего народа;
Об отечественных традициях и праздниках;
О планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира;
Развитие интереса к жизни наших предков;
Усвоение ребенком ценностей и опыта культуры народов местности, национальных отечественных традиций;
Формирование у детей представлений о труде как основе жизни человека на земле;
воспитание трудолюбия , желания прийти на помощь другому человеку, чувства ответственности за свои дела.
Художественно-эстетическое развитие
воспитание у детей эстетических и нравственных чувств при восприятии детьми произведений искусства;
Развитие у детей нравственно – эстетических чувств в процессе музыкальной, изобразительной деятельности;
Побуждение детей старшего возраста к проявлению патриотических чувств у детей в процессе слушания музыки соответствующего содержания;
Формирование у детей средствами музыки потребности в духовной и эмоциональной близости с родителями и другими близкими людьми;
воспитание у детей средствами театрально-музыкального искусства чувства патриотизма, милосердия, правдолюбия, стремления к добру и неприятию зла, потребности в заботе об окружающих.
В связи с этим работа в МБДОУ по духовно - нравственному воспитанию дошкольников ведется в таких направлениях : работа с детьми , педагогами, родителям и социумом.
Для работы по этим направлениям был разработан перспективный план работы по духовно – нравственному воспитанию .
Работу с детьми по духовно-нравственному воспитанию разделили на несколько направлений (блоков) : - Ознакомление с отечественным литературным наследием. - Фольклор; - Азбука нравственного воспитания ; - Декоративно – прикладное искусство; - Патриотическое воспитание ; - Краеведение; - Семья
Блок «Ознакомление с отечественным литературным наследием» построен на ознакомлении детей с творчеством русских писателей. В этом блоке раскрывается два направления :
Первое направление – это художественное наследие, которое проходит через произведения Л. Толстого, К. Д. Ушинского, С. Есенина, А. С. Пушкина и других русских писателей и поэтов.
Второе направление – художественная литература современных авторов проходит через знакомство детей с творчеством А. Барто, К. И. Чуковского, Е. Чарушина, С. Я. Маршака, С. Михалкова. Через произведение этих авторов дети учатся добру, гуманному отношению к природе, близким людям; в их души закладываются первые родные слова, хорошие мысли.
Блок «Фольклор» . Целью его является приобщение детей к лучшим произведениям фольклорных жанров, к ценностям родной культуры. Данный блок позволяет через малые фольклорные жанры познакомить детей со средствами выразительности родного языка, обогатить познавательный и нравственный опыт детей; учат видеть особые черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, знакомит с народными праздниками.
В первой младшей группе этот блок раскрывается через знакомство детей с потешками, во 2 младшей через русские народные сказки, в средней группе мы знакомим детей с пословицами, загадками, дразнилками, в старшей с русскими сказаниями и волшебными сказками, а в подготовительной с былинами.
Блок «Декоративно-прикладное искусство» знакомит детей с определёнными видами декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками – материалом, из которого изготовлено изделие, особенностями росписи, историей промысла, а также формировать у детей умение создавать выразительные узоры на бумаге, воспитывать при этом чувство формы, ритма. Декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями, народными праздниками, поэтому этот блок является неотъемлемой частью всех других блоков.
Блок «Семья» служит для приобщения детей к лучшим отечественным традициям семейного воспитания . Работа по этому блоку опирается на важнейшую, объединяющую людей духовную ценность-гармонию семейных взаимоотношений. Содержание блока опирается на семейные православные ценности.
Блок «Азбука нравственного образования и духовного становления » служит для воспитания мотивов бескорыстного отношения друг к другу; способствует формированию личного отношения ребёнка к соблюдениям (нарушениям) моральных норм; учит детей правилам общения и культуре поведения. Всё это служит ориентирами при моральной оценке собственного поведения детей. Содержание блока опирается на православную этику.
Блок «Краеведение» призван познакомить детей с жилищем русского человека, предметами русского народного быта, красотой национального костюма; развить интерес к старинным играм и забавам
В этом блоке мы начинаем знакомить детей с русскими народными игрушками-забавами, во второй младшей группе мы знакомим детей с русским национальным костюмом, в средней группе с жилищем русского человека, с предметами быта, в старшей группе – с промыслами и ремеслами народов Дальнего Востока, а в подготовительной группе – мы воспитываем интерес к истории земли Дальневосточной на примере исторических событий и личностей.
Блок «Патриотическое воспитание » призван воспитывать чувство любви и сопричастности к родной природе, своему дому, детскому саду, городу, стране. С ранних лет формируется представление об окружающем мире, и происходит это прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды- местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности культурным и природным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм .
Работа с педагогами .
Работа с педагогами - самое ответственное звено в реализации данной задачи. Вопросы по данному направлению решаем на педсоветах, консультациях, семинарах – практикумах, открытых просмотрах, методических объединениях и т. д. Наряду с использованием традиционных форм работы вводим нетрадиционные новые формы работы по духовно-нравственному воспитанию с педагогами . Это психолого – педагогическое консультирование со специалистами. На психолого – педагогическом консультировании даются ответы на возникающие вопросы. Формы проведения данных встреч самые разные : анкетирование, тестирование, встречи с батюшкой.
Взаимодействие с родителями.
Как бы много не говорилось сегодня о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же самое большое влияние на становление личности ребенка имеет институт семьи. Семья является первым этапом человеческой культуры, именно она диктует ребенку формы и нормы поведения, интересы и ценности. Насколько дружелюбны, добры, открыты и наполнены любовью члены семьи, настолько добрым и светлым будет казаться мир ребенку, в который он вошел.
Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности , созданные предками, что именно родители ответственны за воспитание детей , и что семья для ребёнка- это мир, в котором закладываются основы воспитания , отношения к людям, к природе.
Именно поэтому уделяем большое внимание взаимодействию с семьей с родителями, Проводим :
Родительские собрания на духовно-нравственные темы ;
Открытые показы воспитательно -образовательного процесса;
Проведение совместных развивающих мероприятий (выставки, конкурсы) ;
Факультативные занятия совместно с родителями : анкетирование и тестирование родителей с целью оказания консультативной помощи по духовно-нравственному воспитанию ;
Индивидуальные консультации специалистов,
Наглядные виды работы : информационные стенды для родителей, папки-передвижки, газеты, буклеты и т. д.
Экскурсии;
Посещение семей на дому;
Совместные с родителями праздники, спектакли, Дни рождения;
Проектная деятельность.
Задействуем родителей в составлении генеалогического древа своей семьи, придумыванию герба и девиза, составлению родословной своей фамилии. Все это способствует активному включению родителей в процесс духовно-нравственного воспитания , сплочению семьи, возрождению семейных традиций.
Взаимодействие с социумом.
В дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представления о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить их моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с социумом.
Наш детский сад взаимодействует с : НИРО, Православной гимназией, школой №8, библиотекой, Центром ремесел, Ледовым дворцом, с Приходом Храма Живоначальная Троица.
Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее.
Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей : милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.
Если ребенок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение подвигом, подъем от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрел «эмоциональный опыт» , который будет иметь большое значение для его дальнейшего развития.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Золотая рыбка»
д. 6 «а», 2-й микрорайон, г. Уварово Тамбовской области,
Перспективное планирование
по духовно – нравственному
воспитанию детей
«Мир – прекрасное творенье».
Группа общеразвивающей направленности
детей 6-7 лет «Бусинки».
Составила: воспитатель Подъяблонская Е.А.
2012-2013 уч. год.
Цель духовно – нравственного воспитания дошкольника: целостное духовно – нравственное и социальное развитие личности ребёнка – дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно – нравственных традиций российского народа. Развитие его духовного, психического и телесного здоровья.
Целостное духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения обучающих, воспитательных и развивающих задач.
Обучающие задачи:
Дать первые православные представления и понятия об обществе, о российском народе и его культуре; православной церкви и православном храме, о семье, о христианском образе жизни человека;
Содействовать формированию православной картины мира при знакомстве детей с миром природы.
Воспитательные задачи:
Воспитывать духовно – нравственные чувства;
Формировать духовно – нравственные качества (добродетели);
Воспитывать любовь к родной природе.
Развивающие задачи:
Формирование иразвитие творческой духовно – нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на духовно – нравственную жизнь «созидателя» и «преобразователя»;
Содействие развитию духовной, познавательной и практической деятельности.
Тема | Методические приемы |
|
Сентябрь |
||
«Культура поведения» | Формулы словесной вежливости (здравствуйте, до свидания, извините, спасибо, пожалуйста) | Этические беседы : «Всё начинается со слова «здравствуй», «Вежливая просьба», «Ещё один секрет вежливости, Чтение : В. Осеева «Волшебное слово», О. Дриз «Добрые слова», К. Дольто-Толич «Вежливо – невежливо», Г. Сапгир «Самые слова», В. Солоухин «Здравствуйте». Игровые упражнения: «Кто первым поздоровается», «До свидания, милое создание». Сюжетно-ролевая игра : «Идём к врачу». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. |
*«Что летом родится, – зимой пригодится». * «Восенушка – осень – сноп последний косим». * «Хлеб – всему голова». «К худой голове своего ума не приставишь» | Беседа о лете. Чтение пословиц, поговорок и песенок о лете. Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Чтение заклички «Восенушка – осень». Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием. Беседа об уме и о глупости. Чтение сказки «Про Филю» из сборника В.Н. Морохина. Словесная игра «Филя и Уля». |
|
Дружеские взаимоотношения. | Беседы: «Умеешь ли ты дружить?», «Если с другом вышел в путь». Чтение: русские народные сказки «Кот, петух и лиса», «Крылатый, мохнатый да масляный», л. Толстой «Два товарища». |
|
«Этические представления» | Дружба, товарищество. | |
«Семейная принадлежность» | Моя семья. | Рассматривание семейных фотографий. Сюжетно-ролевая игра «Семья». Продуктивная деятельность «Подарки любимым». |
«Гражданская принадлежность» | *Моя улица, домашний адрес. | Экскурсия по улице. Рассматривание фотографий зданий ближайшего окружения. Дидактические игры и упражнения : «Я живу на улице…», «Мой адрес…», «Жилое – нежилое», пословицы, поговорки о дружбе, загадки про городские здания. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по улице». Проводы в школу выпускников детского сада. Сюжетно-ролевая игра «Школа». Беседа о труде воспитателя. |
Бог-творец мира, нашего общего дома. | Беседа : «Бог – творец мира, нашего общего дома». |
|
Октябрь |
||
«Культура поведения» | «Телефонный этикет» Формирование форм словесной вежливости | Беседа «Правила разговора по телефону». Чтение : А. Барто «Друзья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном», А. Кондратьев «Добрый день», С. Маршак «Урок вежливости», А. Шибаев «Дядя Саша огорчён». Дидактические игры : «Вежливый ручеёк», «У меня зазвонил телефон». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. |
«У истоков русской народной культуры» | «Град на Вороне-реке». «Октябрь – грязник – ни колеса, ни полоза не любит». «Злое истребление» «Тамбов-град» | Рассказ воспитателя об истории города Уварово. Рассматривание открыток «Уварово». Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове. Рассказ о монголо-татарском нашествии. Знакомство со старинным оружием. Рассказ об истории создания Тамбова. |
«Положительные моральные качества» | «Забота о малышах и пожилых людях». День пожилого человека. | Беседы: «Как мы можем заботиться о старших», «Мы- защитники малышей». Чтение : р.н.с. «Гуси-лебеди», А. Барто «Особое поручение», «Вот так защитник!», Г. Виеру «Мама, почему?», Л. Толстой «Старый дед и внучек», Э. Шим «Брат и младшая сестра», «Не смей обижать!». |
«Этические представления» | «Доброта и забота» | Дидактическое упражнение «Добрые слова дедушке и бабушке». Продуктивная деятельность «Подарки пожилым людям» |
«Семейная принадлежность» | «Работа моих родителей» | Встреча с родителями (рассказ о профессиях). Беседы: «Где работают наши мамы», «Как трудятся наши папы». Чтение: С. Михалков «А что у вас?». Дидактическая игра «Угадай профессию». |
«Гражданская принадлежность» | «Наш город, район – промышленные предприятия, культурные центры, памятники». | Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий. Фотовыставка «Как мы отдыхаем». Беседа «Что есть в нашем городе для детей». Продуктивная деятельность «Моё любимое место отдыха». |
«Духовно-нравственные чувства» | Рассказ преподавателя воскресной школы о внутреннем устройстве храма: иконостас, алтарь и светильники в храме. |
|
Ноябрь |
||
«Культура поведения» | «Правила поведения в общественных местах» | Беседа «Как вести себя в детском саду, в транспорте, чтобы всем было приятно и хорошо». |
«У истоков русской народной культуры» | «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». «Синичкин день». «Где живёт перо Жар-птицы?» «Золотая хохлома». | Экскурсия по историческим местам города Уварово. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки. Знакомство детей с хохломской росписью. Рассказ воспитателя о традициях золотой росписи («кудрина», «травка» и т.п.). |
«Положительные моральные качества» | «Забота о малышах, слабых. Сочувствие, отзывчивость» | Беседа «Сильных не бойся, слабых защищай». Чтение : А. Барто «Вовка- добрая душа». Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Как можно выразить сочувствие». «Как утешить, пожалеть обиженного». |
«Этические представления» | «Формирование понимания необходимости выполнять свои обещания». | Беседы : «Обещал – значит, выполни», «Дал слово – держи». |
«Семейная принадлежность» | «Моя родословная». | Рассматривание семейных фотографий. Составление генеалогического древа (с родителями). Беседа «Моя родословная». Сюжетно-ролевая игра «Семья». |
«Гражданская принадлежность» | «Столица нашей Родины – Москва». | Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Путешествие по Москве», лото «Москва». Сюжетно-ролевая игра «Экскурсоводы». |
«Духовно-нравственные чувства» | «Храм Божий» | Рассматривание иллюстраций «Храм Божий». |
Декабрь |
||
«Культура поведения» | «Словесные формы выражения благодарности» | Игровые упражнения на воспитание культуры речевого общения. |
«У истоков русской народной культуры» | «Зима – не лето,- в шубу одето». «Светит, да не греет». «Пришёл мороз – береги ухо да нос». «Снегурочка – внучка Деда Мороза». | Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение р.н. песни «Как на тоненький ледок». Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра. Чтение сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе. Чтение сказки «Снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». |
«Положительные моральные качества» | «Формирование чувств заботы и любви к близким людям». | Беседы : «Как мама заботится обо всех», «Как мы заботимся о своих близких». Чтение: В. Осеева «Просто старушка», «Сыновья». |
«Этические представления» | «Формирование представления о чутком, заботливом отношении к окружающим». | Чтение: В. Катаев «Цветик- семицветик», Е. Кошевая «Мой сын». |
«Семейная принадлежность» | «Семейные традиции». | Рассказ воспитателя «Что такое традиция». Беседа: «Традиции вашей семьи» Продуктивная деятельность: «Наш домашний праздник» |
«Гражданская принадлежность» | «Новый год в России и других странах». | Рассказ воспитателя о встрече Нового года. Продуктивная деятельность: «Игрушки самоделки на ёлку». |
«Духовно-нравственные чувства» | «Новогодний карнавал». | Театрализованные семейные постановки «Семейный карнавал». |
Январь |
||
«Культура поведения» | «Правила поведения в общественных местах». | Беседа «Как вести себя в магазине, транспорте». Обыгрывание ситуаций : «Мы пришли в магазин (аптеку, больницу). |
«У истоков русской народной культуры» | «Пришла Коляда накануне Рождества». «Зимние Узоры». «Гжель прекрасная». | Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Знакомство с творчеством вологодских кружевниц. Рассказ воспитателя о гжельском художественном промысле. |
«Положительные моральные качества» | «Скромность». | Беседа: «Скромность и хвастовство», «Кого мы называем скромным». Чтение р.н.с. «Заяц – хваста». Просмотр мультфильма «Какой чудесный день». |
«Этические представления» | «Скромность- положительная черта характера». | |
«Семейная принадлежность» | «Наш детский сад – большая семья». |