Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста. Этнокультурное воспитание дошкольников средствами физической культуры

Организация: МБ ДОУ № 45 «Ёлочка»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Нижнекамск

Задумываясь о вечных ценностях, о будущем потомков, мы неизбежно обращаемся к прогрессивной мысли прошлого, к жизненному опыту всех времен и поколений, к основе основ - народной философии, мудрости традиционного мировоззрения.

Традиции народа - это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир. Меньше всего они похожи на застывший обряд, торжество формы, облаченной в архаичные костюмы; напротив, это - живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить необходимую в трудную минуту поддержку и жизненную опору.

Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Эта хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального русского характера.

Концепция этнокультурного образования в РФ основана на «Национальной доктрине образования в РФ», в которой обозначен приоритет образования в государственной политике, определены стратегия и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Данная концепция призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа нашей страны. В основу концепции были положены труды выдающихся педагогов: П. П. Блонского, В. И. Водовозова, К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, С. Т. Шацкого и др. Реализация Концепции направлена на преодоление духовно-нравственного кризиса современного российского общества; патриотическое воспитание граждан России на основе лучших традиций нашей многонациональной культуры; возрождение и развитие самобытных национально-культурных традиций народов России в едином федеральном культурном и образовательном пространстве.

Необходимость организации воспитательного процесса в детских садах на этнокультурной основе осознавалась отечественными педагогами с самого начала их создания в России. Культурно-исторический опыт народа должен определять своеобразие воспитательной работы в детских садах. Национальные черты характера, на формирование которых нацелено воспитание детей любого этноса, диктуют свой особый стиль взаимоотношений между взрослыми и воспитанниками. Учитывая традиции русского народа, особенности детского восприятия, главными предметами изучения в российских детских садах, по мнению П. Ф. Каптерева, должны стать: природа родного края; родной язык; устное народное творчество; историко-этнографические рассказы о своем и других народах, помогающие развитию детских представлений об этническом многообразии мира .

Этнокультурное воспитание - это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства . Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.

Этнокультурная составляющая образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении, осуществляющем образовательную деятельность по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство», основывается на таких принципах, как:

  • принцип связи детского сада с окружающей действительностью, предполагающий расширение детских представлений в процессе ознакомления с бытом, культурой своего народа, с культурными достижениями всего человечества;
  • построение воспитательной работы в детском саду на родном для детей языке, использование произведений устного народного творчества;
  • принцип изучения окружающей ребенка социальной среды, в том числе и национальной.

В последние годы мы по-новому относимся к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений. Поэтому для нас стала актуальна проблема - найти такие формы и средства приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальных культур, которые были бы педагогически целесообразными и адекватными характеру деятельности дошкольников. Наиболее доступными для детей дошкольного возраста средствами и формами этнокультурного воспитания, используемыми педагогами в нашем дошкольном учреждении стали следующие.

Народная игровая культура . Ребенку понятны и интересны такие ее формы, как народные игры разных видов (подвижные игры и состязания, сюжетные, хороводные, словесные), народная игрушка, народный праздник и народный театр. Введение элементов народной игровой культуры различных этносов и общностей в педагогический процесс детского сада позволило нам познакомить детей с историей развития человечества, воспитать толерантное отношение к разным народам, проживающим на территории Забайкальского края, способствовало поликультурному развитию дошкольников. Так в ходе недели народной игровой культуры, прошедшей в нашем детском саду, дети смогли познакомиться и поиграть в бурятские, эвенкийские, русские народные игры.

Устное народное творчество, ценность которого состоит в познавательном, эстетическом и воспитательном значениях. Произведения устного народного творчества разных народов содержат единые архетипы, выражающиеся в образах, сюжетах, морали. Их освоение помогает дошкольнику понять общность нравственно-этических общечеловеческих ценностей. Фольклорные тексты естественно включаются педагогами в разные виды детской деятельности (игровую, изобразительную, театрализованную).

Декоративно-прикладное искусство разных народов , в произведениях которого отражаются традиционные культурные ценности этносов и этнических групп. Знакомство со спецификой народных декоративных промыслов разных культур, с общими и различными образами и символами позволяет дошкольникам увидеть и осмыслить, что их специфика зависит от особенностей жизни этноса (главным образом, среды обитания). Во время художественно-творческой деятельности, в изостудии «Акварелька», наши воспитанники имеют возможность не только наблюдать, но и участвовать в создании предметов на основе народных традиций.

Поликультурное пространство музея. Музей, как социокультурный феномен обладает большими потенциальными возможностями для приобщения дошкольников к различным культурам. Современные технологии делают доступными и интересными процесс приобщения дошкольника к различным культурам в условиях музей. Кроме того, возможно использование элементов музейной педагогики в самом дошкольном образовательном учреждении за счет организации детского мини-музея.

С 2009 года в нашем дошкольном учреждении открыта этнографическая комната, которая в последствие стала называться «Музей-изба». В экспозиции музея были размещены предметы русского быта: прялки, утюги, ухваты; в сундуке хранятся рушники, вышивки, скатерти; оформлен «красный угол» с иконами; стол, накрытый старинной скатертью, на котором водрузился старинный самовар. Часть предметов являются подлинными - собранными сотрудниками детского сада и родителями воспитанников, а часть - имитационная, приближена к настоящим. В нашем музее мы постарались выдержать тематику и стиль оформления русской избы XIX века.

Помимо «Музея-избы» в детском саду созданы: в группе «Сказка», воспитателем Раевой В.М. - краеведческий уголок, где размещены элементы быта бурятского, эвенкийского, русского народов (макет бурятской юрты, эвенкийского чума, русской избы); куклы в национальных костюмах; мини-музей народной куклы «Куклы наших бабушек». В изостудии «Акварелька» расположен музей декоративно-прикладного искусства. Основные задачи работы музея: формирование этнографической культуры дошкольников, изучение русских и бурятских национальных традиций, знакомство с устным народным творчеством, предметами материальной культуры, воспитание в детях чувства патриотизма, любви к Родине и родному краю.

Посещая музей детского сада, дети погружаются в «старину»: учат присказки и сказки, сидя на лавочке возле русской печи; поют и водят хороводы, играют в народные игры; отгадывают старинные загадки и с большим желанием сочиняют сами.

Детям дошкольного возраста свойственно наглядно-образное мышление и очень важно, чтобы экспонаты были не только предметами, а демонстрировались в действии: например русский костюм и предметы русского быта использовались на фольклорных праздниках, досугах, при разыгрывании этнографических спектаклей. И как приятно, напевая колыбельную песню, покачивать детскую люльку, подвешенную к потолку.

Посещение экспозиции «Музея-избы» начинается с 3-4 лет. В избе дети попадают в сказку, а непонятные и забытые слова (дровеньки, горшки, чугунки, лапти, прялка) становятся для них знакомыми и родными; потешки, прибаутки, которые разучивались в группе, становятся понятными, а значит надолго останутся в памяти детей.

Дети средней группы в «Музее-избе» знакомятся с обычаями русского народа, что позволяет им заглянуть в удивительный мир бытовых традиций, сидя за столом, пить чай из самовара, печь пироги в печке, варить кашу в чугунке.

Дети старшего возраста знакомятся с семейным устройством, разделением обязанностей не только между мужчинами и женщинами, но и между поколениями одной семьи. Дети пробуют себя в прикладном творчестве: изготовлении кукол, украшении кокошников и шапок, расписывании глиняных тарелок и игрушек.

Во время посещения музея дети усваивают нехитрые правила поведения, узнают новые слова (экспонат, экспозиция, экскурсовод и т.д.), знакомятся с традициями семьи, русским бытом, учатся аккуратно обращаться с музейными предметами, делятся своими впечатлениями об увиденном.

К сожалению, не все с чем хотелось бы познакомить детей, мы можем разместить в музеях детского сада. Поэтому педагоги дошкольного учреждения в своей работе используют информационные технологии, благодаря которым воспитанники детского сада смогли совершить увлекательное виртуальное путешествие в музей под открытым небом «ЭТНОМИР» и познакомиться с жилищами разных народов (русской избой, украинской хатой, белорусским подворьем); проникнуться атмосферой русской ярмарки и посетить театр «Петрушки». Данная работа проходила в рамках реализации творческо-информационных проектов «Жилища разных народов», «Театр на Руси».

Таким образом, использование средств этнокультурного компонента (чтение художественной литературы, театральные постановки, народные праздники и игры, поликультурное пространство музея) позволяет педагогам сделать воспитательно-образовательный процесс более эффективным и продуктивным, способствует лучшему усвоению материала, отвечает возрастным требованиям. Дети, посещающие наше дошкольное учреждение, имеют более высокий уровень обученности, особенно в области эмоционального, эстетического и познавательного развития. Это объясняется тем, что в дошкольном учреждении с этнокультурным компонентом большое внимание уделяется эмоциональному, эстетическому и познавательному развитию. В группах поддерживается благоприятный эмоциональный фон, как необходимое условие развития личности ребенка. Педагоги знакомят детей с культурно-историческими знаниями, народными промыслами, произведениями изобразительного и музыкального искусства. С помощью народного наследия у детей воспитывается дружелюбие, доброжелательность, чувство сопереживания, формируется чувство любви и привязанности к родному городу, забайкальскому краю, России. У детей, посещающих наше дошкольное учреждение довольно высокие показатели по развитию речи и игры. Участие детей в народных играх и праздниках, театральных постановках, работа с художественной литературой повышают их речевую активность. Полученные результаты дают нам основание утверждать, что внедрение этнокультурного компонента в воспитание дошкольников повышает эффективность воспитательно-образовательного процесса нашего дошкольного учреждения.

Литература

  1. Каптерев, П. Ф. Обучение детей дошкольного возраста [Текст]. // Народная школа. 1874. № 6–7. С. 19–42.
  2. Ченкураева, Е.Н. Педагогические условия становления этнокультурного образования в инновационном образовательном учреждении (на примере национальной гимназии) [Текст]. : автореф. дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2007.- 24 с.
  3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт.-сост. Куприна, Л.С., Бударина, Т.А., Маркеева, О.А. и др.- СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999.-384с.
  4. Мини-музей в детском саду /Рыжова, Н.А., Логинова Л.В., Данюкова, А.И. – М.: Линка-Пресс, 2008.-256с.
  5. Российский Этнографический музей - детям: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Ботякова, О.Л., Зязева, Л.К., Прокофьева, С.А. и др.- СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2001.-192с.

«Организация

этнокультурного воспитания в условиях детского сада»

Одним из направлений работы д/с является этнокультурное образование дошкольников.

Этнокультурное образование - это комплексный педагогически-содержательный организованный процесс во время которого ребенок осваивает традиционную культуру народов.

Цель этнокультурного образования дошкольников: помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием.

Задачи:

  1. Способствовать расширению и углублению детской компетентности (круг знаний) о материальной и духовной культуре и истории народов (знания);
  2. Формировать у дошкольников эмоционально-положительное отношение к этнокультурному наследию (чувства и эмоции);
  3. Развивать у дошкольников умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах деятельности (поведение, поступки).

Результатом этнокультуры является этнокультурное развитие дошкольников, оно включает в себя три направления:

  1. - информационно-познавательное развитие дошкольников,
  2. - эмоционально-ценностное развитие дошкольников;
  3. - деятельностно-практическое развитие.

Нормативно-правовые документы этнокультурного образования:

  1. Конвенция ООН о правах ребенка;
  2. закон РФ об образовании 2005г. ст.7
  3. Концепция государственной этнонациональной образовательной политики в РФ 2004г.
  4. концепция краеведческого образования в образовательных учреждениях Челяб.обл. 2004г.
  5. Проект госстандарта по дошк.образованию.
  1. История заселения края;
  2. коренное и пришлое население;
  3. народности в различных районах;
  4. история края в прежней и современной топонимии, т.е.в названиях;
  5. основные события в истории края;
  6. быт, нравы, традиции людей в различные периоды истории края;

7. археологические памятники;

  1. памятные места;
  1. компоненты духовной культуры (традиции, обычаи, фольклор, различные виды искусства, ремесла, промыслы и т.д.)

Т.О. содержание этнокультурного образования носит этнокультурный исторический характер.

Технология - это цель (система) взаимосвязанных последовательных мероприятий и процедур, направленных на достижение поставленной цели (приобщение дошкольников к народной культуре). Технология этнокультурного образования дошкольников в д/с включает организацию трех направлений:

1 направление - Повышение этнокультурной компетентности педагогов д/с Формы повышения этнокультурного компетентности педагогов:

  • изучение образовательных этнокультурных программ;
  • организация этнокультурного лектория в д/с;
  • изготовление наглядно-дидактических пособий этнокультурного содержания;
  • проведение тренинговых занятий, семинаров-тренингов (разучивание с пед.разнообразных жанров фольклора, народных игр, народных традиций, обрядов);
  • самообразование.

2 направление - Организация сотрудничества с родителями по
этнокультурному образованию детей.

Формы:

  • оформление информационных стендов для родителей;
  • проведение совместных форм с родителями.

3 направление - а) Систематическое взаимодействие с детьми по
этнокультурному образованию.

Этнокультурное образование может осуществляться с групп

раннего возраста.

Формы:

  • вводятся игровые народные персонажи;
  • используются некоторые жанры фольклора (потешки, пестушки, нар.песенки, заклички, нар.сказки);
  • вводятся некоторые виды народных традиций;
  • календарные народные праздники;
  • внесение атрибутов материальной культуры (имитация);
  • уголок ряжения и любования.

В младшем и среднем дошкольном возрасте дети знакомятся с нар.традициями, обрядами, праздничными, трудовыми, календарными, семейными праздниками. В старшем дошк.возрасте дети знакомятся с историческими знаниями, с родной природой, спецификой родного края. Б) этнокультурное воспитание должно реализовываться в трех блоках образовательного процесса.

  1. блок - занятия (регламентированная деятельность) должны проводиться не чаще 1 раза в неделю как познавательное, планируются муз.занятия с этнокультурным содержанием, занятия по изодеятельности и физкультурные занятия;
  2. блок - совместная деятельность педагогов с детьми:
  3. блок - самостоятельная деятельность детей.

компонентов народной культуры.

Педагог должен использовать широкий спектр методов и приемов

этнокультурного образования дошкольников.

Методы:

A) картографический метод в работе с детьми («Путешествие по
карте»);

Б) «Путешествие в историю» (путешествие с историю предметов «Что было до...»), путешествие в историю города, села, имени;

B) метод макетирования (создание и обыгрывания макетов):

  • макет.нар. жилищ;
  • макетир.карты;
  • макетир.улицы, села;

Г) Коллекционирование (метод создания копилок и коллекций);

Д) использование д/и с детьми на закрепление этнокультурных

знаний («Кому, что нужно для работы...» по освоению традиций

нар.промыслов);

Е) метод создания коллажей с детьми (родовое дерево, наша

семья);

Ё) метод введения игрового персонажа. Т.О. этнокультурное образование включает в себя целевой, содержательный и технологический компоненты.

Как уже было выше сказано, чувство любви в родине надо прививать с раннего детства и важно делать это на народных традициях, правилах и обрядах, по которым жили веками наши предки.

Чтобы донести до понимания детей особенности жизни русских людей прошлого я запланировала создать мини-горницу, в которой будут находиться различные старинные русские предметы быта. За основу я взяла опыт работы приморских педагогов -дошкольников программу «Весточка» по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа. Цель этой программы: зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, помочь нам, взрослым, воспитать патриотов. Много лет назад у нас в саду была горница и проводилась кружковая работа. Когда мы с дошколятами посетили в школе краеведческий музей я увидела, с каким интересом дети слушали истории о прошлом предметов. Для успешной работы по духовно-нравственному воспитанию в д/с дети знакомятся с нар.подвижными играми, проводятся народные праздники, муз.рук. знакомит детей с произведениями фольклора и их исполнением.

С целью более близкого соприкосновения к историческому прошлому народа и формирования интереса к подлинным предметам старины планирую знакомить детей с историей быта. Для этого педагоги и родители воспитанников собирают предметы старины. Ценность мини-музея будет заключаться в том, что все предметы будут доступны не только для зрительного восприятия, но и для тактильного восприятия. Ребенок сможет взять в руки почти любой предмет, рассмотреть его не спеша, поупражняться с ним в действии.

Используя музейную педагогику в воспитательно-образовательном процессе мы планируем решить следующие задачи:

  1. формирование интереса к подлинным предметам старины;
  2. воспитание нравственно-патриотических чувств;
  3. развитие исследовательской, созидательной и познавательной деятельности;
  4. воспитание музейной культуры.

Музеи в д/с обладают уникальным потенциалом воспитательной работы с детьми. И я надеюсь, что предметы быта помогут понять язык вещей, постичь их культурное значение, станут незаменимыми помощниками в изучении истории и культуры русского народа.



Предварительный просмотр:

Перспективный план образовательной деятельности

по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Сентябрь

«Что летом родится-зимой пригодится»

Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки, песенки о лете. Загадывание загадок о летних явлениях природы.

«Осень»

Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды и листья). Народные приметы, пословицы, поговорки об осени.

«Во саду ли, в огороде»

Беседа об овощах и фруктах. Загадки об овощах и фруктах. Сказка «Мужик и медведь» и др.сказки об овощах и фруктах.. Дид/и «Вершки да корешки»

«Хлеб всему голова»

Беседа «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинными орудиями - плугом, серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. Настольно-печатная игра «Ремесла на Руси».

«Игрушки»

Знакомство детей с возникновением первых игрушек (какие они были, из чего их делали.) Знакомство с русскими народными игрушками - дымковскими, филимоновскими, богородскими матрешками. Рассматривание иллюстраций, игрушек. Рисование дымковских игрушек, матрешек.

октябрь

«Одежда».

Знакомство с женской русской народной одеждой: сарафаном, рубахой, фартуком (передником). Рассматривание украшений (орнамент, цветочный узор и др.) Рисование «Русский сарафан»

«Золотое веретено»

Знакомство с предметами обихода - прялкой, веретеном.

«Волшебные спицы»

Знакомство со спицами, крючком и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть (козья, овечья).

«Головные уборы»

Знакомство с русскими головными уборами. Рассматривание иллюстраций куклы в русском народном костюме. Рисование «Роспись кокошника»

«Обувь»

Знакомство с русской народной обувью (из чего делали, когда надевали). Рассматривание иллюстраций обуви, лаптей, валенок.

Ноябрь

«Посуда»

Знакомство с предметами обихода - посудой (из чего делали, как использовали.) Рассматривание деревянной посуды, глиняной посуды, чугунов, подносов, предметов русских промыслов Хохломы, Жостова, Гжели. Чтение сказок «Лиса и журавль», «Жихарка». Рсование «роспись гжельской посуды», «Роспись хохломской посуды», «Роспись чайника2 идр.

«Веселые ложки»

Знакомство с предметами обихода -деревянными ложками (из чего делали, как изготавливали). Чтение рассказа «Как Иван Васильевич баклуши бил». Рассматривание иллюстраций, ложек. Рисование «Роспись ложки».

«Русский самовар»

Знакомство с историей возникновения самовара (как использовали). Рассматривание иллюстраций, самовара. Чтение «Иван Иваныч самовар».

«Деревья».

«Русская

березонька»

Знакомство детей с символом Руси - березой. Народные истории, приметы, пословицы о русской березе; загадки, стихи. Чтение рассказов о русской березе. Стихотворение «Белая береза» С.Есенина. Рисование «Береза белоствольная», «Золотая осень»(березы).

декабрь

«Домашние животные»

Знакомство детей с домашними животными (детеныши, где живут и др.). отгадывание загадок о д/ж. рассматривание иллюстраций. Чтение сказок «Петушок и бобовое зернышко», «лиса и петух», «Зимовье зверей», «Бычок-смоляной бочок» и др. рисование домашних птиц и животных.

«Дикие животные»

Беседа о диких животных. Рассматривание иллюстраций. Отгадывание загадок. Составление описательных рассказов. Чтение сказок «Лиса и кот» и др. Рисование диких животных.

Викторина «Из какой сказки животное»

По отрывку из сказки или по иллюстрации нужно догадаться, из какой сказки герой.

«В тереме расписном я живу. К себе в избу всех приглашу»

Знакомство с избой и предметами русского народного быта. Рассматривание предметов. Рассматривание иллюстраций. Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками. Русским народным бытом и гостеприимством. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта. Настольно-печатная игра «Русские ремесла».

«Здравствуй/ зимушка-зима»

Беседы о характерных особенностях декабря и использование соответствующих пословиц, поговорок. Загадывание загадок о зиме. Чтение сказки К.Д.Ушинского «Проказы старухи-зимы». Рисование «Узоры Дедушки Мороза». Ручной труд «Снежинка» (складывание и вырезание из бумаги).

Январь

«С новым годом поздравляем!»

Беседа о традициях празднования Нового года на Руси и в других странах; почему елочку под новый год украшают?

Чтение сказок «Мороз Иванович», «Снегурочка». Рисование новогодней елки; Снегурочка - внучка Деда Мороза. Ручной труд: новогодние игрушки из бумаги. Аппликация: поздравительная открытка. Подготовка к Новому году, украшение группы елки.

«Гуляй да присматривайся»

Беседа о характерных особенностях января. Загадывание загадок о зиме, морозе. Дид.игра «Четвертый лишний» (на времена года). Пословицы и поговорки о январе. Приметы января. Чтение сказки «Морозко». Рисование «Все деревья в серебре». Аппликация «Снегири на ветке»

февраль

«Февраль -кривые дороги»

Беседа о характерных особенностях февраля. Пословицы, поговорки о феврале. Приметы. Загадки о зиме. Чтение сказки «Два Мороза». Рисование «Два Мороза».

Рассказ о русских богатырях: Илье Муромце, Добрыне Никитиче Алеше Поповиче. Рассматривание иллюстрации картины Васнецова «Богатыри». Чтение былин: «Илья Муромец и Идолище», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».

«Масленица Просковейка, встречаем тебя хорошенько!»

Беседа о Масленице-знакомство с календарно-обрядовым праздником. Пение закличек, песен о Масленице, о весне, о зиме. Досуг «Празднование Масленицы». Чаепитие из самовара с блинами, катание на наряженных лошадях.

март

Беседа о маме с использованием народных пословиц и поговорок. Пение песен о маме. Чтение рассказов и стихов о маме. Изготовление подарка для мамы. Рисование «Портрет мамы». Рисование «Букет для мамы».

«Грач на горе-весна на дворе»

Рассказ о народных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заклички, пословицы о весне, ее приметы. Чтение рассказов о весне. Рисование «Подснежник». Аппликация «Мимоза».

«Пасха»

Беседа о праздновании Пасхи. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка», «солнышко-ведрышко». Рассказ об обычае обмениваться яйцами, о значении этого действия. Рисование «Роспись яиц».

апрель

«Апрель, апрель -звенит капель»

Беседа о месяце апреле. Приметы апреля. Ледоход, половодье. Чтение «Дед Мазай и Зайцы», «Ледоход», «На шесте дворец, во дворце певец».

«Весна красна цветами»

Повторение закличек, песен, пословиц о весне. Чтение рассказов, сказок Н.Павловой «Под кустом». Рисование «Сирень»

«Прощание с избой»

Словесные народные игры. Пение частушек. Прощальное чаепитие.

Методическая литература

  1. Князева О.Л. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа, учеб.пособие. СПб: Детство Пресс,2004
  2. Детские народные подвижные игры: практ.пособие/сост.А.В.Кенеман, Т.И.Осокина. М.:ПросвещениеД995.
  3. Журнал «Миша» № б - 98г, № 7- 98г. «история игрушки»
  4. Энциклопедия «Я познаю мир» («Люди славяне», «Игрушки детей славян»)
  5. О.А.Соломенникова «Радость творчества» - занятия и игры.
  6. Журнал Д/в №4 - 01г. «Знакомство дошкольников с историей и культурой русского народа.
  7. О.Л.Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуре»
  8. Журнал Д/в № 12 - 94г. «Как рубашка в поле росла».
  9. А.Н.Мартынова «Потешки, игры, считалки».

10.Раскраски: «Народные промыслы», «Народные костюмы».


АННА ТЕПЛОВА
Конспект НОД «Этнокультурное воспитание детей средней группы путем приобщения к народным обычаям, традициям и культуре»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. ДОЛИНСК

САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект НОД

Тема : «Этнокультурное воспитание детей средней группы , путем приобщения к народным обычаям , традициям и культуре нивхов »

Выполнила :

Теплова А. Г. ,

воспитатель МБДОУ «Улыбка»

Цель :

Знакомство с обрядами и праздниками, традиционным укладом жизни нивхов в зависимости от времени года.

Задачи :

Образовательная : Познакомить с традиционным наследием местной культуры .

Воспитательная : Способствовать формированию представления о жизни людей в давние времена на территории родного края.

Развивающая : Способствовать развитие у детей ассоциативного и образного мышления, формированию интереса и уважительного отношения к национальной культуре аборигенов Сахалина .

Образовательная область : «Познавательное развитие» , «Художественно – эстетическое развитие» , «физическое развитие» , «Музыкальное развитие» .

Виды детской деятельности : игровая деятельность, коммуникативная деятельность, познавательно – исследовательская деятельность, двигательная деятельность.

Оборудование : мультимедийный комплекс, игрушка медведь, макет избы, картинки на данную тематику, муляжи рыбы для игры,

Подготовительная работа :

Беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя» , «Предметы русской старины» ;

Чтение русских народных сказок , былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен , колыбельных;

I. Организационный момент

Слайд 1, 2.

Дети входят в группу , посреди группы имитация зимнего жилища нивхов. Дети садятся на лавки.

Воспитатель : Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Как она называется?

Дети : Россия.

Воспитатель : Ребята, а кто мне скажет, как называется остров, на котором мы живем, наш город?

Дети : Сахалинская область, город Долинск.

Воспитатель : Ребята, Сахалин – край многочисленный. Рядом снами живут народы разных национальностей. А вы ребята, знаете люди, каких национальностей живут рядом с нами?

Дети : Русские, корейцы, армяне, грузины.

II. Основная часть.

1. Беседа.

Воспитатель : А сегодня мы поговорим о коренных малочисленных народах Сахалинской области – это Нивхи. Жили они в северной и центральной части острова Сахалин.

Жизнь этого народа была трудна . Климат острова был суровый, зимой морозы были -40 градусов, дули сильные ветра. На каждом пути их подстерегала опасность, дикие звери, непроходимая тайга. Приходилась выживать в этих условиях.

Воспитатель : Ребята, а кто мне скажет, из чего построены наши дома?

Дети : Из кирпича, дерева.

Слайд 4, 5.

Воспитатель : Посмотрите, дети, в каких домах жили Нивхи.

Это зимнее жилище «то-раф» , похожая на полуземлянку деревянного строения, покрытое дерном с длинным входом.

Воспитатель : Почему Нивхи использовали такой необычный вид постройки своего жилища?

Дети : Что бы не замерзнуть.

Воспитатель : Зимние жилища строили на некотором расстоянии от берега, в местах, защищенных от ветра, ближе к тайге для удобства охоты.

Слайд 6, 7, 8.

Воспитатель : В холодное время года мужчины занимались охотой, подледной рыбалкой, обработкой тюленьих шкур, изготовление орудий промысла и посудой из дерева. Женщины изготавливали одежду, посуду из бересты, обустройства дома, приготовление пищи.

2. Подвижная игра «Удачный улов» .

Воспитатель : А сейчас мы поиграем.

В начале игры одного участника выбирают «рыбаком» . Остальные - «рыбки» . «Рыбак» гоняется за «рыбой» . Пойманная «рыба» берет «рыбака» за руку и тоже становится «рыбаком» .

«Невод» , «рыбака» постепенно разрастается, и, в конце концов, в нем оказывается вся «рыба» .

Воспитатель : Ребята, а вы любите ходить в гости?

Дети : Да, любим.

Воспитатель : Нивхи жили дружно, любили ходить друг к другу в гости, были очень гостеприимны.

Слайд 9, 10, 11, 12.

Воспитатель : А когда наступало лето, Нивхи переселяются в летние жилища (ке-раф, их строили на сваях по берегам и устьям нерестовых рек и на морском побережье, так как занимались в это время года преимущественно рыболовством.

Женщины собирали корешки растений, ягоду, грибы. Чистили рыбу и изготавливали юколы (юкола – это вяленная рыба, которую сушили без добавления соли) . Занимались резьбой по дереву только мужчины, и передавали из поколения в поколения только своим сыновьям. Слайд13, 14

3. Физкультминутка «В лесу растет черника» .

А в лесу растет черника,

Земляника, голубика. (Наклоны вперед)

Чтобы ягоды сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте) .

Слайд 15,16,17

Воспитатель : Ребята вы любите играть? В какие игры можно играть летом?

Дети : прятки, казаки разбойники, у медведя во бору.

Воспитатель : Ребята, а вы любите праздники? Какие праздники вы знаете?

Дети : Новый Год, масленица, день рождения.

(звучит мелодия нивхских песен)

Воспитатель : Нивхи любили праздники, они сопровождались песнями и игрой на музыкальных инструментах. Самый большим праздником для них был праздник «Медведя» .

Дети встают в круг и под музыку вместе с воспитателем начинают импровизировать этот праздник в танце. В середине круга ставят игрушку медведя. Движения детей произвольные .

III. Заключительная часть

Ребята, с каким народом крайнего севера сегодня мы познакомились на занятие?

Ребята, какой праздник любили отмечать Нивхи?

Молодцы! Вы были внимательными, доброжелательными и активными.

Попробуйте дома вместе с родителями нарисовать праздник медведя.

Приложение

Публикации по теме:

Этнокультурное воспитание детей в средней группе «Этнокультурное воспитание детей в средней группе»Сегодня проблема приобщения детей к народной культуре приобрела особую актуальность. В.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к народным православным праздникам Сегодня, когда на многое мы начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем для себя, мы осознаем, как мало мы знаем.

Я,как один из представителей многочисленного и многоликого педагогического сообщества специалистов ДОО, стараюсь сегодня прививать детям.

Методическая разработка «Патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения их к народным традициям и промыслам» «Патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения их к народным традициям и промыслам» 1. «ФГОС» - развивать интерес к народным.

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре Воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране,.

Елена Соколовская
Методическая разработка по этнокультурному образованию в ДОУ

Введение….…. …3

Глава 1. Теория этнокультуры и толерантности… . …. 4

Глава 2. Работа с воспитанниками ДОУ….…6

Вывод…. …10

Список использованной литературы…. 11

Приложения…. 12

Введение

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».

Э. К. Суслова

Россия - страна великой культуры, богатой историей, обычаями и традициями населяющих ее народов. Многовековая дружба народов - важное достижение всех россиян.

Детство - это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.

В наше время большое значение в воспитании детей приобретают идеи приобщения ребенка к культуре, к национальным и общечеловеческим ценностям, обогащению его духовного мира. Поэтому актуальным становится вопрос об этнокультурном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Проблема формирование этнокультурной и толерантной осведомлённости, нравственного - патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа - все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. Очень важными для воспитания патриотических чувств являются исторические знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

Цель : формировать у детей дошкольного возраста этнокультуру через патриотические чувства и толерантного отношения к людям других народов, живущих на территории малой Родины.

Задачи :

1. Дать представление дошкольникам о народах, живущих в городе и культуре, которую они представляют.

2. Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов Сахалина, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.

3. Создание в ДОУ условий для приобретения опыта через знакомство с культурой, традициями разных народов.

4. Воспитания любви и уважения к своей Родине, к своей нации, этнокультуре и толерантного отношения к представителям других национальностей.

Глава 1. Теория этнокультуры и толерантности

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историей, культурой родного города, края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Узнавая об особенностях края, в котором живет, ребенок осознает и себя ответственным за сохранение природы, возникает чувство гордости за свою, такую неповторимую, малую Родину, которая входит в одну огромную Родную страну.

Дошкольный возраст имеет основополагающее значение для социального становления личности в целом и для воспитания этнотолерантности , поскольку, с одной стороны, ребенок изначально толерантен, а с другой -именно на ранних стадиях закладывается прочная база для будущих этнических и расовых предрассудков и конфликтов.

Этнокультурное воспитание - это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.

Целью этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является :

Приобщение детей к культуре своего народа;

Развитие национального самосознания;

Воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп;

Развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей.

Этнокультурная осведомлённость - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой , обусловленной самой природой человеческого бытия. Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью.

С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомленности .

Социальное развитие является результатом процесса «врастания» ребенка в культуру (Л. С. Выготский, подлинного культуроосвоения и культуротворчества (В. Т. Кудрявцев) . Итак, процесс освоения социального опыта ребенком старшего дошкольного возраста явление многомерное, динамичное и качественно своеобразное , разворачивающиеся в трех основных сферах : деятельности, общении, самосознании. В работах В. В. Давыдова, А. В. Запорожца обозначена мысль о том, что формирование личности в дошкольном возрасте связано, прежде всего, с интенсивным развитием воображения как основы творчества в процессе познания народных сказок, потенциал которых на сегодняшний день недостаточно реализуется в образовательном процессе дошкольных учреждений. Развивают интерес к людям своего народа и другой национальности постоянные сообщения об их жизни, труду, искусстве. Систематическое обогащение детей знаниями о людях разных национальностей, воспитание к ним соответствующего отношения делают игру сферой «реальных социальных отношений» (Д. Б. Эльконин) .

Глава 2. Работа с воспитанниками ДОУ

Важным условием для успешности нашей деятельности, является исходные функции показателей этнокультурного и толерантного развития у детей. В связи с этим особую важность приобретает формирование навыков успешного социального развития через следующие основные виды активной деятельности ребенка :

Успех формирования этнокультурной осведомлённости зависит от форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение при выборе форм организации данного процесса следует отдавать тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и умения самореализации, органически вписываются в современный учебно-воспитательный процесс. К таким формам относятся : 1. Непосредственная образовательная деятельность . 2. Совместная деятельность взрослого и ребенка. 3. Самостоятельная деятельность ребенка.

С детьми проводили : беседу об этнокультурном многоцветии ; Непосредственно-образовательная деятельность на размышление «Цветная планета» с домашним заданием, НОД фантазия «Земля – наш общий дом» , разучивали национальные игры, рассматривали картины – образы разных национальностей; изучали национальный состав предшествующих поколений, живших на Сахалине, с рисованием древа жизни, читали сказки Елены Намаконовой «Сказки над рекой» ; В. М. Санги; Р. Д. Агмина «Лесная хозяйка» и др. Совместно с родителями представили разные национальности : японская и корейская культура, украинская культура, молдавская культура, алтайская культура, русская культура. оформление книжек-малышек «Разные страны» , просмотр итогового фильма «Дети разных народов» . Так же в нашу работу по этнокультурному воспитанию мы включаем :

Циклы интегрированных занятий, включающие различные виды организованной детской деятельности : познавательную, художественно - изобразительную , музыкальную, игровую и др. - на основе единого содержания.

Игровая деятельность, система применения игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а также освоение и закрепление социальных норм поведения в социуме через сюжетно-ролевые игры, театральную деятельность, дидактические, подвижные, музыкальные игры.

Беседы. Представляется важным использовать беседы не только в качестве словесного метода обучения во время нод, но и самостоятельной формы работы с детьми. Содержание познавательных бесед может строиться на основе :

Жизнедеятельности детей в семье (заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью) .

Наблюдений (экскурсии, досуги, развлечения)

Образовательной работы (творческая речевая деятельность, сочинение рассказов и сказок о семье)

Проектная и исследовательская деятельность, не только педагогов группы, но и родителей совместно с детьми в соответствии с тематическими неделями.

Видео просмотры - позволяют создать у детей динамические наглядные образы из жизни и деятельности разных народов, расширить кругозор - дети получают представления о тех событиях, явлениях, предметах, т. е. об исторических фактах, о быте и архитектуре народов, проживающих в разных уголках России, в частности на Сахалине, о труде взрослых родного города, края, страны и т. п.

Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой. Они дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям .

Фольклорные концерты и театрализованные представления. Именно в концертно-театральной деятельности находят своё отражение быт, искусство и культура народов края, России, их специфика.

Целевые прогулки, экскурсии. На прогулках воспитатель может предложить детям проверить народные приметы, отгадать загадки, найти подтверждение поговорке, заострить внимание на особенностях климата, природных явлений, присущих Сахалину.

Экскурсии, посещение выставок, музеев, культурных объектов способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о реалиях других этнических миров, об особенностях уклада жизни, культуры народов.

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в процессе формирования этнокультурной и толерантной компетентности у детей дошкольного возраста осуществляется также в принципе единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности или, в другом варианте, принципе совместной деятельности воспитателей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений, который требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.

Использование потенциала семьи мы осуществляем путем :

привлечения родителей к проведению образовательной деятельности ;

участие родителей в выставках семейного творчества;

устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций;

предоставления родителями альбома с фотографиями, предметов быта и искусства , хранящихся в семье для демонстрации на тематических выставках в детском саду;

проведения совместных прогулок и экскурсий;

участия родителей во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой .

Такое совместное участие помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание комфортных условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует, в свою очередь, положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса. Совместное творчество детей, родителей и педагогов. В нашем учреждении каждый родитель получает возможность знать, видеть и участвовать в процессе воспитания детей через совместное проведение мероприятий (праздники, развлечения, собраний и выставок ) .

Таким образом , в результате формирования у детей дошкольного возраста этнокультуры толерантного отношения к людям других народов, живущих на территории малой Родины можно сделать вывод :

Ознакомление дошкольников с историей родного края – важная и актуальная педагогическая проблема. Через него идет развитие познавательных процессов, воображения , формирование чувства гордости за свою страну. Воспитание гражданина происходит и тогда, когда мы приобщаем малыша к искусству страны, народному творчеству, когда рассказываем о людях, прославивших нашу Родину.

Нужно, чтобы у дошкольника постепенно формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью является человек.

Формируя этнокультуру и толерантность у дошкольников, мы делаем акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении.

Целесообразно ознакомление дошкольников с родным городом организовывать во взаимодействии учреждения дошкольного образования и семьи , одновременно с детьми и родителями. Необходимо создание такой системы работы педагогов и родителей, которая позволит планомерно, активно вовлекать родителей в патриотическое воспитание детей, и одновременно повышать уровень педагогических знаний и умений родителей.

Список использованной литературы

1. Волков Н. Г. Этнопедагогика . Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия» , 1999. – 168 с

2. Ильченко. Л. Педагогика поликультурности и толерантности / Дошкольное воспитание, 2004. - № 8. – С. 20 – 22.

3. Козлова С. А. Дошкольная педагогика : учебник для студ. сред. Проф. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия» , 2007. – 416 с.

4. Методическое пособие «Этновоспитание в дошкольных образовательных организациях » Павлова М. К., Ланина Е. В.

5. Этнология / Под ред . Миськовой Е. В., Мехедова Н. Л., Пименова В. В.: Учебное пособие. – М.: Академический Проект; Издательство «Культура» , 2005. – 624 с.

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

как исторической личности.

Т.К.Волков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кременецкая Наталья Валериевна,

Воспитатель1к.к.

МБДОУ «ЦРР-детский сад «Золотая рыбка»,

г. Абакан, Республика Хакасия

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Без памяти – нет традиций, без традиций - нет культуры,

без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности,

без духовности - нет личности, без личности нет народа,

как исторической личности.

Т.К.Волков

Культура любого народа формирует общечеловеческие ценности, такие как семья, родительская любовь, почитание старших, уважение традиций своего народа и сохранение их. Нужно прививать детям любовь, гордость за свою историю, свою отчизну.

Федеральные государственные образовательные стандарты при планировании образовательного процесса, большое внимание уделяют этнокультурной ситуации развития детей. В дошкольном образовании предусматривают ознакомление дошкольников с историей, культурой, бытом, как своего, так и народа, рядом с которым мы проживем. Этот аспект имеет весомое значение в формировании патриотических и социально-нравственных качеств.

Дошкольный возраст – это сензитивный период приобретения ребёнком основ личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре, включение народных традиций в процессе патриотического воспитания способствует к расширению знаний и представлений о родном крае, развитию национального самосознания, формирование чувства гордости за свою Родину.

Воспитывать любовь к своей Родине нужно с раннего детства. В настоящее время много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где он живёт.

Для того чтобы увлечь детей, педагогу самому нужно быть крайне увлеченным и компетентным в этой сфере. Работа по этнокультурному воспитанию более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребёнка. Условия детского сада не всегда способствуют социализации детей жизни, и здесь на помощь приходят родители. Проведение народных праздников с привлечением членов семьи, имеет большое воспитательное и подтверждает высокую, практическую значимость в работе с детьми. Ребята приобретают все виды ценностей: познавательные, нравственные, эстетические и гуманные. У детей принимающих активное участие в образовательном процессе с реализацией программы этнокультурного содержания, отчётливо видна положительная тенденция в развитии чувства толерантности.

Таким образом, обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Знание истории своего народа, поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. Чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям, общественной жизни, осознания причастности к судьбе Родины.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!