Муниципальное образование город Ноябрьск
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Золушка»
муниципального образования город Ноябрьск
Проект «Моя семья - моё богатство»
Разработала воспитатель:
Абдугаппарова Ю.Б.
Паспорт проекта
Тип проекта:
По доминирующей деятельности: информационно практико - ориентированный.
По числу участников: групповой, ориентированный на детей средней, старшей, подготовительной к школе группе, родителей, педагогов.
По времени проведения: неделя в каждой возрастной группе с усложнением.
По характеру контактов: осуществляется внутри дошкольного учреждения в контакте с семьёй.
Актуальность темы:
Актуальность данного проекта обусловлена социальной значимостью духовно - нравственного развития личности ребенка, начиная с младшего возраста, когда его восприятие открыто к формированию духовно-нравственных ценностей. Особую актуальность данная задача приобретает в условиях внедрения ФГОС в системе дошкольного образования.
Проект «Моя семья - моё богатство» ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в его реализации, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Работа в условиях реализации новых ФГОС требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общих принципов в работе по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.
Новизна проекта заключается в выработке новых подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по патриотическому воспитанию ребёнка. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, культурно - ценностных ориентаций, духовно - нравственному развитию.
Цель и задачи проекта:
Цель : Создание единого пространства воспитания и развития детей в ДОУ и в семье.
Задачи : Повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников.
Повышать уровень педагогической культуры родителей, их заинтересованности в воспитании и развитии детей.
Совместное создание педагогами и родителями как в ДОУ так и в семье позитивного психологического климата.
Повышать заинтересованность родителей во взаимодействии их с ДОУ.
Сформировать доверительные и партнерские отношения между субъектами образовательного пространства.
Выработать и принять единые требования, предъявляемые к ребёнку в ДОУ и дома, общие подходы к воспитанию.
Этапы проекта :
Подготовительный этап:
Изучение особенностей семейного взаимодействия; донести до участников проекта важность данной темы; создание развивающей среды: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья»; подбор материала для продуктивной деятельности; составление перспективного тематического плана, разработка содержания конспектов НОД, диагностика по выявлению знаний у детей о своей семье.
Основной этап (реализация проекта):
Организация бесед с родителями, оформление информационных стендов по проблемам воспитания детей в семье; проведение НОД с детьми, направленной на формирование представлений о семье, родственных связях в разных видах деятельности, сюжетной - ролевых игр, а также обогащение детско-родительского взаимодействия через организацию совместных занятий, развлечений.
Заключительный этап:
Оценка результатов реализации проекта, подведение итогов.
Проект «Семейная фотография» - средняя группа.
Итоговое событие: фотовыставка «Любимые лица», панно «Мир в нашей семье».
Мотивация для детей: Утром у воспитателя на столе замечают альбом с фотографиями новенькой девочки Кристины. Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотоальбом.
В. :Ребята, чтобы мы побольше узнали о Кристине, она принесла в группу
семейный фотоальбом. А у вас дома есть фотографии, где вы вместе с мамой и папой бабушкой и дедушкой?
Цель: Формировать представление о том, что такое семья, (семья объединяет родных (родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестёр); семьи бывают разные -большие и маленькие; в семье все любят друг друга, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг о друге ласково).
Срок реализации: неделя.
Внесение альбомов с семейными фотографиями
Создание сборника рассказов «Выходной день в нашей семье…»
Досуг «Мама, папа, я - дружная семья»
Веселые эстафеты «Мама, папа, я - спортивная семья»
Панно «Мир в нашей семье»
Презентация «Семейная фотография».
Проект «Мир семейных увлечений» - старшая группа.
Итоговое событие: выставка творческих поделок «Умелые руки не знают скуки», Фото - стенд «В мире увлечений».
Мотивация для детей: У воспитателя на столе стоит шкатулка.
В. : Вы хотите узнать, что в шкатулке. Угадайте? (Дети задают вопросы о предмете, его свойствах. Воспитатель отвечает - «да» или «нет». В шкатулке дети находят календари разных лет) .
В. :В детстве я собирала эти календари. Собирать коллекцию- это хобби,
увлечение. А чем увлекаетесь вы и ваши родители?
Цель: Выявить способности и увлечения детей и их родителей.
Срок реализации: неделя.
Взаимодействие с родителями по реализации основной общеобразовательной программы:
Сбор различных фигурок собак для создания групповой коллекции «друг человека».
Мастер-класс с приглашением мам «Мамины косички»
Анкетирование «Как проводим мы выходные».
Консультация для родителей «Коллекционирование-это увлекательно»
Весёлые эстафеты: «Мама, папа, я - спортивная семья».
Создание сборника рассказов «Любимые занятия дома».
Досуг «В семейном кругу».
Проект «Родословная нашей семь» - подготовительная к школе группа.
Итоговое событие: Создание генеалогического древа своей семьи. Досуг «В семейном кругу»
Мотивация для детей: Утром дети обнаруживают на доске изображение
необычного дерева с фотографиями. На одной из них дети узнают своего воспитателя.
Дети строят догадки - что это за дерево? Воспитатель, выслушав детей, рассказывает им о людях на фотоснимках, об исторических корнях своего рода. В.: Это дерево обозначает историю происхождения моей семьи. А вы знаете, как появилась ваша семья, откуда она берет свои корни?
Цель: Формировать элементарные представления о родословных отношениях, расширять представления о семье - у каждой семьи есть история.
Сроки реализации: неделя.
Взаимодействие с родителями по реализации основной общеобразовательной программы:
Консультация «С чего начинать составлять родословное дерево? »
Рисование эскиза «Образ моей семьи».
Информация в раздевальной комнате о начале проекта.
Выставка рисунков «Герб нашей семьи».
Акция «Пусть прогулка станет интереснее» (благоустройство участка детского сада).
Совместная презентация «Генеалогическое древо нашей семьи».
Результативность реализации проекта «Моя семья - моё богатство»
К сожалению, до разработки и проведения проекта, результаты диагностики показывали, что у детей отсутствуют чёткие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдались неточные знания истории своего рода и семьи. В семьях не были сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи. Родители не всегда выслушивали мнение детей, отсутствовало доверие и уважение между членами семьи. Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему.
У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявилось эмоционально - положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще стало возникать желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий).
Вывод : Взаимодействие с семьей в соответствии с ФГОС позволило обеспечить оптимальные условия для осуществления образовательной деятельности в условиях ДОУ, где родители, становясь активными участниками общественной жизни и процесса обучения своих детей, чувствуют себя хорошими мамами и папами, поскольку вносят свой вклад и приобретают все новые умения. Таким образом, взаимодействие с родителями является важнейшим условием развития образовательного учреждения, так как оказывает значительное влияние не только на разностороннее развитие детей, но и, в конечном итоге, на повышение статуса дошкольного образования. Так, постепенно и появляется главный результат социального партнерства - не отдавать ребенка на хранение и воспитание, а действовать сообща, вместе с педагогами детского сада для всестороннего развития личности ребенка.
Тип проекта
1. Долгосрочный;
2. Творчески-поисковый;
3. Групповой.
Актуальность
Знание детьми дошкольного возраста своей
родословной и воспитание уважения к ближайшему
окружению, является важнейшим составляющим
нравственно-патриотического воспитания.
Поощряя в детях познание окружающего мира через
семью, друзей, позволит развить в них
любознательность, инициативу, самостоятельность
в поиске новых впечатлений, опробовании разных
способов действия, ответов на возникающие у него
вопросы, решение проблемных ситуаций.
Цель проекта
Способствовать социальному развитию детей старшего дошкольного возраста, через эмоциональное развитие личностных качеств, формирование представлений о нравственном поведении во взаимоотношениях взрослых и детей.
Задачи проекта
1. Вызвать интерес к своим близким, друзьям, к
самому себе.
2. Обратить внимание на внешние признаки сходства
и различия детей.
3. Содействовать половой идентификации,
пониманию поло-ролевых функций.
4. Поощрять к рассказам о семейных событиях,
традициях, праздниках, обращать внимание на
необходимость участия в них самих детей.
5. Привлечь к созданию семейных альбомов.
Выделить в режиме дня время для рассматривания и
обсуждения фотографий.
Объект проекта
- Семья
- Родословная
- Детский сад
- Отношения между людьми.
Гипотеза
Если воспитывать у дошкольников потребность к познанию окружающей действительности через общение, то происходит совершенствование таких личностных качеств ребенка, как уверенность в себе, развитие чувства коллективизма, положительного отношения к людям.
Участники проекта и их функции
- Воспитатели – реализация проекта
- Работа с родителями – анкетирование, помощь в участии проекта
Предполагаемый результат
Дети должны знать:
- свою родословную;
- родственные отношения в своей семье;
- членов своей семьи и их место работы;
- семейные праздники, увлечения родителей;
- деятельность сотрудников детского сада;
- правила поведения в общественных местах.
Работа с детьми
- Занятия
- Изучение семейных альбомов
- Выставки рисунков на тему: «Семейное древо», «Моя семья»
- Свободно-самостоятельная деятельность
Занятия
- «Какие мы?»
- «Мы разные»
- «Мой младший (старший) брат (сестра)»
- «Моя семья»
- «Мои друзья»
- «Наш детский сад»
Работа с родителями
1. Выпуск коллажей «Я и моя семья!»
2. Выполнение домашнего задания «Генеалогическое
Древо»
3. Составление семейного альбома.
4. Консультации
Результат проекта
- дети совместно с родителями изучили свою родословную;
- дети свободно ориентируются в родственных отношения в своей семье;
- дети знают членов своей семьи и место их работы;
- дети знают значение семейных праздников и традиций, могут рассказать об увлечениях родителей;
- дети знают должности сотрудников в детском саду и могут рассказать о трудовой деятельности взрослых;
- дети знают правила поведения в общественных местах и свободно применяют их на практике и др.
Лилия Бударина
Проект в старшей группе «Моя семья»
ПРОЕК В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «МОЯ СЕМЬЯ »
Бударина Лилия Иваевна
Участники проекта : родители воспитанников, дети старшей группы , воспитатели.
Цель проекта : Познакомить детей со своей родословной.
Задачи проекта :
Обобщать и расширять знания детей о семье ;
формировать представления о родственных отношениях, о родословной, о семейных традициях и обычаях;
воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи ; проявлять заботу о родных людях;
развивать связную речь, познавательный интерес;
Привлечь родителей к участию в образовательном процессе, раскрыть их творческие способности.
Укреплять детско–родительские отношения.
Тип проекта : творческий, информационно-исследовательский;
Вид проекта : семейный, группой , краткосрочный
Ожидаемые результаты :
Формирование у детей знаний о родственных отношениях в семье .
Воспитание бережного отношения ко всем членам своей семьи , проявление заботы и уважения ко всем членам семьи .
Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье
Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.
1. Донести до участников проекта важность данной темы.
2. Создать развивающую среду : подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья » .
3. Подобрать материал для художественно – эстетического развития
4. Составить перспективный план мероприятий.
Раздел программы Формы и методы работы
Сюжетно-ролевые игры «Семья » , «День рожденья» , «Магазин» , «Больница» .
Дидактические игры «Кем быть» , «Кому что нужно для работы» , «Чьи детки?»
Игры-драматизации по сказкам «Красная Шапочка» , «Репка» .
Строительные игры «Мебель для дома» .
Словесные игры : «Кто старше , кто младше?» , «Исправь Незнайку» , «Родственные отношения» , «1,2,3,4,5 …про кого хочу сказать»
Познавательное развитие Беседы «Права и обязанности в семье » , «Моё имя» .
Знакомство с профессиями родителей.
Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания) .
Создание альбомов «Моя семья » , «Наша группа » .
Речевое развитие
Чтение художественной литературы
Составление творческих рассказов на тему «Моя семья » , «Мой домашний любимец» , «Как я помогаю дома» .
Беседы на тему «Кем работают мои родители» , «Выходной день в моей семье » , «Как я помогаю дома»
Чтение художественной литературы на тему «Семья » : сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» , «Гуси – лебеди» , «Кукушка» .
Пословицы и поговорки о семье , загадки
Художественно – эстетическое развитие
Рисование на темы «Моя семья » , «Мамин портрет» , «Мой дом» .
Изготовление подарков для мам, приглашений, открыток для членов семьи .
Фотовыставка «Как я провел лето» .
Социально-личностное развитие Коллекционирование семейных альбомов
Работа с родителями
Досуг «Цветок семейного счастья» .
П/п «Моя милая мама» .
Выпуск газеты ко дню Матери.
Составление семейной газеты «Как я провел лето»
Визитка моей семьи «Генеалогическое древо моей семьи »
Мир семейных увлечений : создание коллекций тканей, фантиков, пуговиц, значков, открыток
«Генеалогическое древо моей семьи » .
П/п «Моя милая мама» .
Выставка «Герб моей семьи » .
Фотогазета «Как я провел лето» .
Досуг «Цветок семейного счастья» .
Публикации по теме:
Долгосрочный проект в младшей группе «Я и моя семья» Воспитатель:Курмашова А. К. 2015г. Берегите друг друга, добротой согревайте.
Краткосрочный проект «Моя дружная семья» в старшей группе в летний оздоровительный период Вид проекта: информационно-творческий. Продолжительность: с 4 по 8 июля. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Краткосрочный проект в средней группе «Моя семья» Проект в средней группе Тема: «МОЯ СЕМЬЯ» Провела: Порохня Наталья Владимировна воспитатель МБДОО №3 «Солнышко» Вид проекта: информационно.
Проект в средней группе «Моя семья» Проект «Я и моя семья» средняя группа
Проект " Моя Семья " необходимо включать в план работы с детками первой младшей группы! Этот проект раскрывает ценности семьи для деток,.
Проект «Моя семья» в подготовительной группе. Цель проекта: Расширить представления детей об истории семьи в истории родной страны. Задачи: 1. Воспитывать любовь к родному дому, семье,.
Проекты на тему «Моя семья» есть смысл реализовать в преддверии таких праздников, как День Матери, День Семьи, Любви и Верности, День Отца. Участие в данных проектах поможет детям прочувствовать бесценную значимость семьи, расширить представления о своей родословной и семейных традициях. Разумеется, реализация проекта «Моя семья» подразумевает участие в нём родителей воспитанников. Конспекты и сценарии бесед, игр, театрализаций, творческих занятий в рамках проекта «Моя семья» собраны для Вас на страницах данного раздела.
Мини-путешествие в страну «Моя семья».
Содержится в разделах:Показаны публикации 1-10
из 916
.
Все разделы
| Проекты на тему «Моя семья»
Проект в младшей группе «Моя семья» Проект в младшей группе «Моя семья » Тип проекта : творческий, познавательный. Цель проекта . - обогатить отношения родителей и детей опытом совместной, творческо-познавательной деятельности; - расширить представление о семье через организацию разных видов деятельности; - повысить...
Проблема, на решение которой направлен проект . Наш проект о том , что объединяет всех нас - о семье . Есть такая пословица : "Счастье не птица, само не прилетит". Его создают те, у кого в семье царят мир , уважение и любовь. Семья имеет первостепенное значение в жизни каждого...
Проекты на тему «Моя семья» - Проект «Я и Моя семья» во второй младшей группе
Публикация «Проект «Я и Моя семья» во второй младшей...» Семья – это первый социальный институт, с которым ребёнок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика...
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Проект «Моя семья» в младшей группе ПАСПОРТ ПРОЕКТА «МОЯ СЕМЬЯ» Название проекта: «Моя семья». Срок реализации: долгосрочный (3 месяца - сентябрь, октябрь, ноябрь. Вид проекта: познавательно-творческий. Авторы проекта: воспитатели Ситник М.В, Бердикенова Л.Р. Участники: воспитатели, родители, дети второй...
Проектная деятельность «Моя семья» в младшей группе Проектная деятельность в младшей группе (3-4 года «Моя семья» Участники проекта: дети в возрасте 3-4 года, родители дети, воспитатели. Продолжительность проекта: октябрь, ноябрь Тип проекта: групповой. Актуальность. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем...
Постановка проблемы и ее актуальность Семья для ребенка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей...
Проекты на тему «Моя семья» - Информационно-познавательный проект «Моя семья!»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 182 «СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД» ПАСПОРТ проекта на тему: «Моя семья!» Разработали воспитатели: Белецкая У. С. Название проекта: «Моя семья!»...
Проект «Семья - моё богатство» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Берёзка» п.Горноправдинск» Проект в средней группе на тему «Семья – моё богатство» Разработала воспитатель Якунина Эльмира Фардатовна 2019 год Проблема В настоящее время в нашей стране в силу многих...
Долгосрочный проект взаимодействия с родителями детей
старшей группы
«Моя семья»
(совместная деятельность детского сада и семьи по
духовно-нравственному воспитанию) .
Актуальность.
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.
Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. В свою очередь педагоги недооценивают роль семьи и не стремятся объединить с родителями усилия для развития и воспитания детей, поэтому не налаживают надлежащим образом обратную связь, не используют в полной мере влияние семьи на воспитание и развитие ребенка.
В системе дошкольного образования семейное воспитание является его началом, стержнем и венцом. Знания, и умения, заложенные домашним воспитанием, являются первыми ступеньками к вершинам высокого уровня культуры детей. И здесь важная роль отводится дошкольному учреждению, требуется поиск новых взаимоотношений семьи и ДОУ, а именно – сотрудничества, взаимодействия, доверительности. Кроме этого, именно в дошкольном возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и педагогом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи. Так как воспитание, развитие и здоровье ребенка напрямую зависит от того, в каких условиях он живет, растёт, развивается, какие люди его окружают и как организован процесс его воспитания.
К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Психологи и педагоги обращают внимание на ухудшение состояния здоровья детей, увеличение социально незащищенных семей, социально-психологическую тревожность и усталость от испытываемых взрослыми проблем (в том числе в связи с происходящей стратификацией общества), одиночество (особенно в неполных семьях) и недостаток взаимопонимания, перераспределение материально-экономических функций внутри семьи (когда источником финансирования членов семьи становится жена/мать), трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов. Были выделены и глобальные проблемы: экологические; психические; локальные и региональные войны; эпидемии, наркомания, алкоголизм; научно-технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний и др.
Этот процесс могут и должны остановить дошкольные педагоги-люди, которые тесно общаются с детьми и их родителями.
В связи с этим, вопрос поиска и осуществления нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из актуальных.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
Учить детей составлять рассказ о своей семье.
Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.
Дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.
Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
Укреплять детско–родительские отношения
Этапы реализации проекта
1 этап –
2 этап -
3 этап- обобщающий (май)
Результат
Организованы выставки творческих работ детей и семейной гостиной в группе детского сада.
Повысилось качество образовательного процесса, процесс обучения стал более увлекательным, эмоционально-насыщенным.
Создана методическая копилка по данной проблеме.
Повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
Возросла уверенность родителей в их педагогических возможностях.
Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной.
Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям.
Дети стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.
Презентация проекта
Семейная гостиная: «Цветок семейного счастья».
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ
Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности духовно – нравственного воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания основ нравственности потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса. Духовно – нравственное воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни». Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте". Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания духовно – нравственных качеств ребенка. В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Анализируя работы современных исследователей (Л.В. Кокуевой, Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой и др.), можно говорить о том, что формирование основ патриотизма охватывает более широкий круг задач: - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), родной природе, культурному наследию своего народа; - воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям; - воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям. Все эти задачи важны и актуальны, однако приоритетной для формирования основ патриотизма, на наш взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: - корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; - семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей. Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства. Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только для него. К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи. В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи. Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Семья» была обусловлена выше перечисленными факторами. Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью приобщения детей к семейным традициям и обычаям, повышению интереса к ценностям семьи и отсутствием в ДОУ педагогических условий, способствующих духовно – нравственному воспитанию в полной мере.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ . Повышение качества образовательного процесса по духовно–нравственного воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов. Создание методической копилки по нравственному воспитанию. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях. Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей. Укрепление связи семьи и ДОУ. Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.
Заключается в разработке содержания, методов и форм, которое предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.
ЦЕЛЬ Формирование духовно- нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
ЗАДАЧИ
Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится. Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ : мы предполагаем, что процесс воспитания нравственности будет более эффективным в том случае, если: Формировать представления о родном доме, семейных традициях и чувства сопричастности к ним не только в семье, но и в ДОУ. Воспитание нравственности будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей. Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи. Деятельность детей по формированию семейных ценностей осуществляется систематически и планомерно.
НОВИЗНА Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в условиях ДОУ. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Проблема отношения личности к традициям рассматривалась в работах Л. В. Загик, В. М. Ивановой, Н. Ф. Виноградовой, Т. М. Марковой, О. Л. Зверевой и других, в которых даны различные трактовки освоения дошкольниками традиций как части общенародной, национальной культуры. Семейные традиции рассматривались в русле психолого-педагогических исследований, применительно к конкретной тематике научных работ:
Организация взаимодействия детей со старшими в семье (Т. А. Маркова, С. П. Тищенко), воспитание ценностного отношения к старости (Ю. О. Га-лущинская);
Ознакомление дошкольников с традиционными праздниками, приобщение детей к домашнему хозяйству, воспитание интереса к русской традиционной культуре (Е. С. Бабунова, Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, И. С. Хомякова, Н. А. Стародубова и др.);
Признание особой роли родительского авторитета, этики внутрисемейного общения, образа жизни, стиля внутрисемейных отношений (В. М. Иванова, Л. А. Таланова, О. Л. Зверева, Т. А. Репина);
Значимость организации совместной работы с родителями по воспитанию у детей нравственно-волевых, гуманных, гражданских качеств (В. В. Дуброва, Н. Ф. Виноградова, И. С. Хомякова);
Применение в семейном воспитании произведений народного творчества, искусства (Л. Д. Вавилова, Д. О. Дзинтаре).
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОБЩЕЙ ДИДАКТИКИ
Принцип детоцентризма (в центре творческой деятельности находится воспитанник, который проявляет свою активность. У него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности). Принцип кооперации (в процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие воспитанников с педагогом, с родителями и между собой). Принцип опоры на субъектный опыт воспитанников (каждый, работая над мини-проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания). Принцип учёта индивидуальности воспитанников : их интересов, темпа работы, уровня обученности. Принцип свободного выбора : темы проекта, подтемы, партнёров в работе над проектом, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов. Принцип связи исследования с реальной жизнью (происходит соединение знаний и практических действий). Принцип трудной цели (легко достижимый результат не является для многих воспитанников мобилизующим фактором).
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1 этап – организационно - диагностический (сентябрь).
Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками были воспитанники старшей группы, педагоги, родители и музыкальный руководитель. Были определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями и педагогами.
2 этап - формирующий (октябрь - апрель)
Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого была организованна работа, которая включала в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме проекта, целью которых было объяснить актуальность, важность проводимой работы по духовно- нравственному воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.
Вся работа по проекту строилась по темам: «Моя семья», «Члены моей семьи», «Наши имена и фамилии», «Родительский дом - начало начал», «Мой папа Защитник Отечества», «Моя мама», «Профессии моих родителей», «Мы помощники».
3 этап- обобщающий (май)
Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня форсированности сопричастности детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы.
Третий этап включает в себя презентацию проекта «Цветок семейного счастья», посвящённой Дню семьи. В рамках семейной гостиной были организованы стендовая презентация и выставки творческих работ детей.
ТЕХНОЛОГИИ
Личностно ориентированного обучения и воспитания
Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.
Развивающего обучения
Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, поддерживает личностное развитие ребенка.
Индивидуального обучения
Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.
Информационно-коммуникационные
В современном мире при всем нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры.
Развития творчества
Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.
Игровая
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.
Проблемно – поисковая
Предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проектная
Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.
ФОРМЫ РАБОТЫ с детьми:
Беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских работ по проекту «Семья» в ДОУ; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Семья»; экскурсия в музей «Русская изба»; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; утренники, развлечения; конкурсы; театрализованная деятельность; сочинение рассказов и сказок о семье; создание мини-проектов; видео просмотры. с родителями. Наглядная пропаганда; беседы и консультации; коррекционный журнал; анкетирование; дни открытых дверей; круглый стол; звездный час; педагогическая лаборатория; конкурсы; семейная гостиная; семейные мини – проекты.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:
1.Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
метод сравнения
элементарный анализ
метод моделирования и конструирования
метод проектной деятельности
метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать
метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств
сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться
3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.
беседа – является связующим звеном
4.Методы коррекции и уточнения:
метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.
Перспективный план долгосрочного группового проекта «Семья» в старшей группе.
Совместная деятельностьс родителями
Консультации для родителей
октябрь
Моя семья
1 . Познание
«Моя семья» .
«Наша дружная семья!» . 3.Занятие по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи «Расскажу вам о своей семье»
Беседа на тему: « Что такое семья», «Мои близкие», «Как росли мои родители, бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи».
Чтение сказок
«Кукушка», «Гуси-лебеди» « Красная Шапочка», «Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди».
Пальчиковая игра: «Моя семья» Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки - матери», «Встречаем гостей» Серия бесед по картинкам « Какая у меня семья». Рассматривание картин : Т. Сорокина «Семья» Драматизация сказки: «Репка»
Стенгазета: «Дружная семья» Рассказы и рисунки детей: «Познакомьтесь с моей семьёй» Мини - проект: «Герб моей семьи» Практическое задание:
Попросить маму и папу рассказать о своих родителях (твоих бабушках и дедушках).
Консультация: «Главные условия воспитания детей в семье» Папка-передвижка: «Как создать семейный герб»
Привлечь родителей к сбору
материалов необходимых для
реализации проектов.
ноябрь
Члены моей семьи
1 . Познание
«Что я знаю о себе» , «Кто живёт со мной » 2. Портреты детей из солёного теста: «Приятно познакомиться»
Беседа на тему: «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди».
Обсуждение ситуаций: «У меня большая семья», «Мой детский альбом», «На кого я похож?». Чтение произведений: Я.Акима «Моя родня». В.Драгунского «Моя сестра Ксения». Дидактическая игра: «Родство» Просмотр мультфильмов: «Разноцветная семейка». Рассказы детей о бабушках и дедушках.
Творческая речевая деятельность : «Письмо бабушке и дедушке» Игровая ситуация : «Мои братья и сёстры», «Каким я был, каким я стану», «Мы - разные». Ручной труд : «Открытка для мамы на день матери», «Вот какие мы».
Практическое задание: Формирование фотоальбома своей семьи для группы. Конкурсная программа для детей и родителей посвящённая Дню матери «Мать и дитя»
Мини - проект : «Сказка на ночь» Сочиняем и записываем сказки вместе.
Папка-передвижка : «Обращение ребёнка к родителям», «История возникновения праздника «День матери» Буклеты : «Здравствуйте, дорогие мои»
декабрь
Ты и твое имя
1 . Познание
«Тайна твоего имени и фамилии»
Беседа на тему : «Что означает твоё имя?» , « Откуда произошла моя фамилия?», «Моя родословная».
Интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?» Просмотр мультипликационного фильма : «Морозко», «Двенадцать месяцев». Дидактические игры: «Моя семья. Составь цепочку», «Кто сегодня именинник?», «Придумай фамилию» Графическое упражнение : «Напечатай по образцу свою фамилию и имя»
Чтение произведения: «Т.А.Шорыгина
Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды
Мини - проект: «Генеалогическое древо моей семьи».
Папка-передвижка:
«Роль фамилии в жизни
человека» Буклеты: «Основные заповеди «здоровой семьи»
январь
Дом в котором мы живём
1 . Познание
«Мой дом»
2 . Художественное творчество (Аппликация): «Дом моей мечты»
Беседа : « Папа в доме и дом исправен», « Как я помогаю дома».
Строительная игра: «Мебель для дома»
Сюжетно- ролевые игры: «Наш дом», «Строители», «Новоселье», «Ремонт в квартире».
Игра- драматизация: «Три поросёнка».
Творческая речевая деятельность: «Мой день дома»
Заучивание пословиц о родном ломе: «Дом без хозяина- сиротинка». Рассматривание иллюстраций : «Семья дома» Обсуждение ситуаций : «Моя комната», «Мой игровой уголок», «Чтобы в доме стало веселей». Пальчиковая игра: «Строим дом»
Конкурс:
«Дом нашей мечты» (Ручной труд с родителями)
Выставка рисунков: «Комната моей мечты»
Экскурсия детей и родителей в музей детского сада «Русская изба»
Консультация:
«Семья мой дом родной»
Буклеты:
«Права и обязанности в семье
февраль
Мой папа
1 . Коммуникация
«Путешествие на воздушном шаре»
2. Художественное творчеств о (Рисование)
«Мой папа защитник»
Беседа: « Где служил мой папа», « Папа гордость моя»
Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой
Чтение художественной литературы: Т. Бокова « Папа», Т. Шорыгина «Дедушка»,; стихи к празднику. Ручной труд: «Поздравительная открытка для папы» Сюжетно-ролевые игры: «Моряки».
Рассматривание дома с папой армейского фотоальбома
Рассказ:
«Где служил мой папа, дедушка»
Семейный досуг : « Папа, мама, я - спортивная семья».
Советы педагога:
«Растим мужчину»
Буклеты:
«О роли отца в семье»
март
Моя мама
1 . Коммуникация
«Как я помогаю маме»
2. Художественное творчество(Рисование)
«Моя мама самая лучшая»
Беседа на тему:
«Моя мама лучше всех»
Просмотр мультфильма:
«Мама для мамонтёнка»
Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине», « Вот какая мама»
Настольный театр:
«Волк и семеро козлят»
Сюжетно-ролевые игры: «Дочки – матери»
Настольно- печатные игры: «Собери портрет мама»
Праздничная программа, посвящённая мамам ко дню 8 марта
Папка-передвижка:
«Когда родительская любовь
заходит
слишком далеко»
апрель
Профессии моих родителей
1 . Познание
«Кем работают наши мамы и папы»
2. Художественное творчество (Рисование)
«Кем работают наши родители»
Беседа на тему:
«Мои родители – строители, врачи, учителя, и т.д.»
Чтение произведений
С.Баруздина «Мамина работа», В Маяковский «Кем быть?», Д. Родари « Чем пахнут ремёсла»
Сюжетно-ролевые игры: «Водители», «Поликлиника»
Дидактические игры «Что лишнее?», «Кому, что нужно?»
Встреча с близкими людьми: Рассказ родителей о своей работе.
Благоустройствоучастка детского сада.
Папка-передвижка:
«Как мы помогаем родным
май
Семейные традиции и обычаи
1 . Познание
«Чем занимаются в вашей семье», « Традиции и обычаи моей семьи»
2Выставка рисунков
«Праздник в нашей семье»
Беседа на тему: «Как вы понимаете слово « традиции», «Мир семейных увлечений», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке».
Рассматривание репродукции: З. Серебряковой « За завтраком»
Сюжетно- ролевая игра: « Встречаем гостей»
Книга семейных рецептов
Презентация проекта-
«Родословная моей семьи»
Папка-передвижка:
«Традиции и обычаи семьи».
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Работа способствовала: Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе. Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей. Повышению психолого-педагогической культуры родителей. Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности. Оснащению предметно – развивающей среды в группе. Организации выставки и семейной гостиной в группе детского сада. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной. Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям. Кроме того, дети стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.