Что для меня гармонично и всесторонне развитая личность? Разносторонняя личность

1) целостное и полноценное развитие всех сущностных сил человека, его способностей и дарований; 2) гуманистический идеал воспитания, сложившийся в эпоху Возрождения в русле культурного движения гуманизма. Идея В. р. л. получила различные интерпретации в позднейших философских и пед. системах в зависимости от особенностей историко-культурной ситуации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Гуманистич. идеал воспитания. Как относительно целостная система взглядов сложился в эпоху Возрождения в русле культурного движения гуманизма. Идея В. р. л. получила разл. интерпретации в позднейших филос. и пед. системах, в зависимости от особенностей историко-культурной ситуации.

Представления о всесторонне развитом индивиде неоднозначны. В обыденном сознании это талантливый человек, способный к разным видам деятельности, отличающийся от тех, кто проявляет свои способности только в одной области. Как правило, за норму принимаются односторонне развитые индивиды, а ярко проявившие себя в разных видах творчества воспринимаются как исключение, природа к-рого часто объясняется факторами наследственности или нетрадиц. воспитания.

В. р. л. нельзя рассматривать как проф. принцип организации обучения и воспитания, как совокупность правил, регулирующих деятельность и общение. Корректнее осмысление В. р. л. как процесса саморазвития индивида, осваивающего гл. дело своей жизни и использующего весь спектр возможностей приобщения к общечеловеческой культуре. Отвечающие идее В. р. л. подходы к организации уч. деятельности могут стать необходимыми компонентами формирования личности, однако лишь в том случае, если образование имеет целью создание условий для самостоят. и личностно заинтересованного овладения учащимися средствами воспроизведения и совершенствования разл. форм культуры. Это возможно, когда самодеятельные и в правовом отношении суверенные индивиды могут сами избирать содержание, формы, методы образования в соответствии со своими потребностями, строить обществ. отношения на основе целей и средств универсальной деятельности разных общ-ностей, не противопоставленных друг другу социально закрепленным разделением труда.

В результате науч.-техн. революции обобществление труда достигло уровня унификации средств и способов произ-ва (материального и духовного) в самых разных и изначально далеких друг от друга видах деятельности. Возможности массового распространения высоких образцов культуры, требующих духовного сопереживания и работы мысли, формирующих у человека основы теоретич. и эстетич. восприятия, обусловили повышение интеллектуальных и нравств. потребностей в образовании населения разл. стран. Культура, учитывая массовый спрос, способствовала перестройке совр. пром-сти на продукцию, несущую в себе (хотя бы в редуциров. виде) и общекультурные ценности. Участвуя в их создании, конструкторы, инженеры, мастера, рабочие ориентируются на совершенный образ конечной цели своей деятельности. Их образованность и личные способности становятся основой культурного труда.

В этих условиях общественно необходимая производств. деятельность органично соединяется с исследовательской, культуросозидающей и учебной. Соответствующая форма взаимодействия поколений в труде, учении, частной жизни реформирует систему образования, противопоставляя ее прежним образоват. структурам, подчиненным узким интересам, изолированным от продуктивной работы, живого творчества. Школа способна стать культурно-образоват. центром, в к-ром уч. процесс - продуктивная, преобразующая деятельность. Изменение и совершенствование учащимися предмета своей деятельности становится гл. образоват.-воспитат. принципом. Способность видеть в предмете своего дела задачу на его преобразование требует использования интеллектуальных, эмоционально-эстетич., нравств. и физич. сил. Их совместное накопление и использование для формирования разл. способностей и является основой развития личности.

Неполное определение ↓

  • 9. Связь педагогической теории с практикой учебно-воспитательной работы
  • 10. Закономерности педагогического процесса
  • 11. Педагогическое исследование и его методы
  • Эксперимент как метод педагогического исследования
  • Другие методы педагогического исследования
  • 12. Особенности использования различных методов в педагогическом исследовании
  • Вопросы и задания
  • Рекомендуемая литература
  • ГлаваIi. Человек как предмет воспитания
  • 1. Изменения ребенка в процессе развития
  • 2. Биологические и социальные факторы в развитии человека
  • 3. Собственная преобразующая деятельность человека - важный фактор формирования личности
  • Факторы, воздействующие на развитие человека
  • 4. Взаимосвязь воспитания и развития человека в различные возрастные периоды
  • 5. Индивидуальное и общее в развитии ребенка
  • Вопросы и задания
  • Рекомендуемая литература
  • ГлаваIii. Цель воспитания как педагогическая проблема
  • 1. Система целей воспитания
  • 2. Всестороннее и гармоничное развитие личности - общая цель воспитания
  • 3. Содержание понятия «всестороннее развитие личности»
  • 4. Формирование у воспитанника научного мировоззрения
  • 5. Цель воспитания в современных педагогических учениях Запада
  • 6. Общая и индивидуальная цели воспитания
  • 7. Цель воспитания и содержание образования и воспитания
  • Вопросы и задание
  • Рекомендуемая литература
  • ГлаваIv. Педагогический процесс
  • 1. Педагогический процесс - процесс продвижения к цели воспитания
  • 2. Основные функции педагогического процесса
  • 3. Структура педагогического процесса
  • 4. Педагогический процесс - сложная социальная система
  • 5. Педагогический процесс - динамичная развивающаяся система
  • Вопросы и задания
  • ГлаваV. Сущность воспитания
  • 1. Положение о социальной природе воспитательного процесса - теоретико-методологическая основа воспитания
  • 2. Учение об условно-рефлекторной деятельности - естественно-научная основа процесса воспитания
  • 3. Воспитание - процесс двусторонний
  • 4. Отличие воспитания от других процессов, организуемых и осуществляемых человеком
  • 5. Перевоспитание и самовоспитание
  • 6. Противоречия как движущие силы воспитания
  • 7. Оценка результатов процесса воспитания
  • Вопросы и задания
  • Рекомендуемая литература
  • ГлаваVi. Средство воспитания как педагогическая категория
  • Вопросы и задания
  • Рекомендуемая литература
  • ГлаваVii. Общение как средство воспитания
  • 1. Социальная основа общения
  • 2. Особенности педагогического общения
  • 3. Педагогическое общение в разные возрастные периоды воспитанников
  • 4. Реализация основных функций педагогического общения
  • 5. Этапы (стадии) структуры процесса педагогического общения
  • 6. Условия эффективности педагогического общения
  • Вопросы и задания
  • Рекомендуемая литература
  • ГлаваViii. Учение как средство воспитания
  • 1. Базовые компоненты учения
  • 2. Учение как процесс целенаправленного освоения учеником природного и социального мира
  • 3. Этапы учения
  • 4. Виды учения
  • 5. Обучение как процесс организованного и контролируемого учителем учения
  • Порядок действий по распознаванию вида простого предложения
  • Поэтапное формирование умственных действий (теория обучения п.Я. Гальперина)
  • 6. Проблемное и программированное обучение
  • 7. Условия эффективности учения как воспитательного средства
  • Вопросы и задания
  • Рекомендуемая литература
  • ГлаваIx. Роль игры в воспитании личности
  • 1. Игра как первая заметная для взрослых деятельность ребенка
  • 2. Дидактические игры
  • 3. Воспитательные игры во внеурочной воспитательной работе со школьниками
  • 4. Условия эффективности игры как воспитательного средства
  • Вопросы и задания
  • Рекомендуемая литература
  • ГлаваX. Труд как средство воспитания
  • 1. Труд - высший тип человеческой деятельности, имеющий общественный характер
  • 2. Роль физического труда в воспитании
  • 3. Интеллектуальный труд
  • 4. Труд душевный
  • 5. Сочетание различных видов труда как условие успеха в формировании личности
  • Труд как средство воспитания
  • Вопросы и задания
  • ГлаваXi. Методы осуществления педагогического процесса
  • 1. Методы воспитания как способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников. Классификация методов педагогической деятельности.
  • 2. Проблемные методы как оказывающие наибольшее формирующее влияние на личность воспитанника
  • 3. Условия педагогизации методов деятельности учителя (воспитателя)
  • Классификация методов обучения
  • Практические методы
  • 4. Методы, используемые во внеклассной воспитательной работе - общие методы воспитания
  • Общие методы воспитания
  • Методы организации деятельности
  • Методы формирования сознания
  • Методы стимулирования
  • Вопросы и задания
  • Рекомендуемая литература
  • ГлаваXii. Формы и принципы организации педагогического процесса
  • 1. Классификация форм организации педагогического процесса
  • Формы организации обучения
  • 2. Урок как основная форма учебно-воспитательной работы в современной школе
  • 3. Другие формы организации учебно-воспитательной работы
  • 4. Формы внеклассной воспитательной работы
  • 5. Принципы конструирования форм организации педагогического процесса
  • Развитие ученического коллектива
  • Задания
  • Рекомендуемая литература
  • Заключение
  • Селиванов Владимир Семенович
  • Глава II. Человек как предмет воспитания 20
  • Глава XII. Формы и принципы организации педагогического процесса 159
  • 3. Содержание понятия «всестороннее развитие личности»

    Маркс определил содержание всестороннего развития личности как цели воспитания следующим образом: «Под воспитанием мы понимаем три вещи: во-первых, умственное воспитание. Во-вторых, физическое воспитание такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями. В-третьих, техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств»*. В дальнейшем представления о содержании понятия «всестороннее развитие личности» конкретизировались и расширялись в соответствии с изменениями в общественно-экономическом и культурном развитии. Сейчас в это понятие включаются следующие элементы.

    * Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.- М., 1960.-Т. 16.- С. 198.

    Физическое воспитание - это целенаправленная деятельность по укреплению здоровья воспитанников, развитию их физических сил и способностей. В основе физического воспитания - обеспечение рационального питания, организация правильного режима жизни и деятельности, усвоение воспитанниками знаний основ гигиены и реализация их во всех сферах жизнедеятельности, выполнение специальных гимнастических упражнений и участие в спорте.

    Умственное воспитание - специальная деятельность, направленная на развитие мышления воспитанников, их умственных сил и способностей. В школьном возрасте развитие мышления обеспечивается усвоением знаний основ наук в школе, использованием методов учебной работы на занятиях в школе и дома, которые стимулируют самостоятельную творческую деятельность учащихся.

    Нравственное воспитание - это усвоение воспитанниками норм и правил поведения и выработка навыков правильного поведения в обществе. Осуществляется нравственное воспитание в ходе всей разнообразной деятельности и жизни воспитанников (в семье, на уроках всех учебных дисциплин, в общении со сверстниками, старшими и младшими людьми, в трудовой и общественной деятельности), а также в специально организованных видах деятельности по нравственному просвещению и упражнению в выполнении высоконравственных поступков.

    Трудовое воспитание - целенаправленное формирование у воспитанников трудолюбия, уважения к людям труда, выработка трудовых умений и навыков. Важнейшей стороной трудового воспитания является политехническое образование - усвоение воспитанниками знаний об основах современного производства, разнообразии видов энергии, используемых в народном хозяйстве, и выработка умений и навыков работы с доступными детям орудиями и механизмами. Это дает возможность обоснованно проводить работу по профессиональной ориентации. Основа трудового воспитания школьников - учебные занятия в школе и дома, разнообразные виды их общественно полезного труда и труда по самообслуживанию.

    Эстетическое воспитание - это целенаправленное развитие способностей воспитанников воспринимать, понимать и создавать прекрасное в природе, жизни, искусстве. В школе воспитание эстетических чувств, усвоение знаний о видах деятельности по эстетическому освоению действительности и привлечение воспитанников к участию в деятельности по законам красоты осуществляется прежде всего в ходе изучения основ наук. Среди них важное значение имеют занятия на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, а также занятия в кружках, секциях, клубах художественно-эстетической направленности. Организация жизни, быта воспитанников, их окружения в соответствии с требованиями эстетики, обеспечение наряду с этим высоконравственной обстановки общения, труда, жизни имеют не менее важное значение в эстетическом воспитании, чем художественное просвещение и обучение.

    Идейно-политическое воспитание - формирование у воспитанников определенного отношения к политическим событиям, явлениям общественной жизни. По поводу возможности и тем более необходимости подобного рода воспитательной работы в последние годы выдвигаются возражения: политические убеждения человек должен вырабатывать сам, он должен быть свободен в своих политических взглядах. Но в такой же мере это относится и к эстетическим, трудовым и другим взглядам и убеждениям человека. Речь идет не о принудительном внедрении в сознание воспитанника определенной идеологии (хотя в любом государстве работа средств массовой информации подчинена этой цели), а об оказании помощи детям в ориентации в общественной жизни, в деятельности основных общественных институтов: органов управления государством, правосудия, законотворчества и др. Важнейшая задача идейно-политического воспитания - формирование и развитие общественной активности как черты личности, интеллектуальной основой которой является широкая осведомленность о политических идеях, движениях и событиях в своей стране и во всем мире.

    Учитывая отрицательное отношение многих к термину «идейно-политическое», сформировавшееся в результате уродливо односторонней многолетней направленности этой работы в нашей стране в недавнем прошлом, в некоторых педагогических пособиях этот термин заменяется на «гражданское воспитание». Вряд ли стоит это делать в угоду конъюнктуре: человек был и всегда будет существом общественным, а общественная жизнь - политизированной. Устранять от участия в ней школу, оберегать от нее детей - значит оказывать им медвежью услугу. Кстати, во всех цивилизованных странах этому направлению воспитательной работы придается большое значение.

    Осуществляется идейно-политическое воспитание не только в специально организованных формах работы (политинформации, обсуждение политических событий и др.), но и на уроках всех учебных дисциплин, особенно гуманитарного цикла, среди которых наиболее важное значение занимают история, литература и некоторые другие.

    Экономическое воспитание - это введение воспитанников в мир экономических отношений, бюджета, финансовых расчетов, форм собственности и хозяйственных связей. Особую актуальность экономическое воспитание приобретает в связи с переходом к рыночным отношениям: для каждого члена общества становится необходимым знание разнообразия форм собственности, возможностей участия в финансово-хозяйственной деятельности и получения честно заработанной прибыли как источника личного и общественного благосостояния. Важной задачей экономического воспитания является формирование и развитие таких качеств личности, как бережливость и предприимчивость. В их основе - экономические знания, первоначальные навыки хозяйствования, в том числе участие в работе детских хозяйственных объединений (хозрасчетных бригад, кооперативов, ассоциаций, индивидуальной работы с использованием средств труда на основе окупаемости и получения прибыли). Пути и способы экономического воспитания школьников разработаны пока недостаточно, но ясно, что его осуществление должно быть связано прежде всего с организацией специальной деятельности детей по приобретению экономических знаний под руководством учителей и воспитателей и выработкой навыков финансово-хозяйственной деятельности. Особую роль в этом должны играть уроки трудового обучения, усвоение школьниками экономических знаний при изучении обязательных и факультативных курсов соответствующей направленности.

    Экологическое воспитание - это формирование и развитие бережного отношения к природе, обеспечение осознания воспитанниками природы как необходимой и незаменимой среды обитания человека. Необходимость экологического воспитания актуализировалась в последние десятилетия, когда средства воздействия человека на природную среду стали столь мощными, что действия даже одного человека способны нанести ей существенный, а в некоторых случаях и невосполнимый урон. Бытовавшее до недавнего прошлого представление о природе как безграничной кладовой с неистощимыми ресурсами средств существования человека оказывается неверно в эпоху научно-технической революции. В этих условиях знаний, полученных при изучении биологических дисциплин, становится недостаточно для оценки истинного соотношения человеческой деятельности и состояния природной среды, биосферы в целом. Воспитание у каждого человека чувства ответственности за состояние природных сообществ, причастности к делу сохранения экологического равновесия и преодоление утилитарно-практического отношения к природе является задачей экологического воспитания.

    Высшее предназначение воспитания - сформировать совершенного человека. Идеалы совершенной личности у разных народов луже похожи. Они включают ум, красоту, трудолюбие, высокие моральные качества, физическую силу, выносливость, черты борца за справедливость, то есть качества, которые характеризуют всебич-ио и гармонично развитого человека.

    Понятие всестороннее развитие означает развитие человеческой личности со всех сторон, всесторонне; понятие гармонийний- гармонию всех сторон, их пропорциональность, согласованную единство.

    Идея гармоничного развития телесной и духовной красоты зародилась в античной философии. Еще Аристотель акцентировал внимание на воспитании мужества и выносливости, умеренности и справедливости, высокой интеллектуальной и нравственной чистоты.

    Педагоги-гуманисты эпохи Возрождения Ф. Рабле, М. Монтень к содержанию всестороннего развития вносили культ телесной красоты, наслаждение искусством, музыкой, литературой. Они не могли подняться до понимания необходимости сочетания умственного труда с производительным, потому что в самом обществе для этого не было объективных причин. Более того, низкий уровень общественного производства не только не требовал всестороннего развития личности, но и вызывал его односторонность.

    У социалистов-утопистов Т. Мора, Т. Компаннслы идея всестороннего гармоничного развития получает новую направленность. Они впервые выдвинули вопрос о включении в процесс всестороннего гармоничного развития личности труда, сочетание воспитания и труда. Французские просветители XVIII века К.Гельвеций, Дидро эту идею ограничивали умственным и нравственным развитием, не связанным с работой.

    Итак, в течение длительного времени идея всестороннего развития личности как цели воспитания должна, собственно, характер пожеланий, мечтаний и надежд.

    Появление социально-экономических предпосылок для всестороннего формирования личности связана со становлением основанного на машинном производстве общества, которое доказало дифференциацию производственной деятельности в крайности: резко разграничило работников умственного и физического труда, сузило специализацию до уровня выполнения рабочим одной технологической операции - повторение одних и тех же физических движений в течение месяцев и лет. Естественно, что в таком случае у человека развиваются только некоторые органы и системы, другие физические и духовные свойства угасают.

    Впервые попробовал преодолеть это машинное увечье человека английский обладатель паперопрядильнои фабрики Роберт Оуэн (1771-1858). Он считал, что основным средством преодоления должен быть одновременное развитие интеллектуальных и физических сил личности, ее нравственное и эстетическое формирование. Достичь этого можно путем объединения обучения и воспитания с производительным трудом. Эту идею Р. Оуэн решил осуществить на практике. На своей фабрике в Нью-Лэнарке он впервые в истории создал детский сад, начальную школу для детей рабочих и вечернюю школу для взрослых. Не все получилось в этих опытах, но сам подход к всестороннему развитию личности на основе сочетания обучения с производительным трудом был правильным, а идея о необходимости всестороннего развития личности получила научное обоснование.

    Более 70 лет наша отечественная школа развивалась под влиянием идей выдающихся философов-экономистов К. Маркса и Ф. Энгельса; этот период вычеркнуть из ее истории невозможно. Цель воспитания в будущем коммунистическом обществе К. Маркс и Ф. Энгельс выводили из экономических законов и типа общественных отношений. Они считали, что при коммунизме, когда будут ликвидированы классовые различия, а во всех областях техники, общественного производства человечество достигнет высокого уровня развития, когда не будет существенных различий между умственным и физическим трудом, появится возможность выдвижения цели всестороннего и гармоничного развития людей.

    Различные общественно-экономические условия реализации цели воспитания - формирование всесторонне и гармонично развитой личности - приводят только к пересмотру и конкретизации задач, то есть до частичного сужения цели, а не полной ее отмены. Мста соответствует природе современного человека, как члена общества, стремится к самоутверждению, проявлению всех своих природных задатков и способностей, ведь всесторонне и гармонично развивать свое тело и дух, голову и руки, сердце и ум - призвание каждого человека, появилась на этот мир. Поэтому разумной альтернативы всестороннему и гармоничному воспитанию нет. Оно остается идеалом, к которому одинаково стремятся современная отечественная и зарубежная школы.

    Всестороннее и гармоничное развитие личности предполагает соблюдение единства и взаимодействия пяти частей выхо ния. Традиционными составными частями воспитания называют умственное, физическое, трудовое, нравственное и эстетическое.

    Умственное воспитание является ключевым в процессе всестороннего и гармоничного развития личности. Только благодаря разуму человек выделился из животного мира как общественное существо, создала все богатства материальной и духовной культуры и обеспечивает непрерывный социально-экономический прогресс. Умственное воспитание направлено на развитие познавательных мотивов личности, культуры мышления, рациональной организации учебного труда, вооружение системой знаний основ наук. В ходе и в результате усвоения научных знаний формируется научное мировоззрение - теоретическая основа, которая предполагает глубокое понимание явлений природы, общественной жизни, труда и познания, их объяснения и определен

    ния собственного отношения к ним: умение сознательно строить свою жизнь, работать, органично сочетая идеи с практическими делами.

    Физическое воспитание способствует укреплению здоровья, полноценному физическому развитию личности, развития основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.), Повышению умственной и физической работоспособности, воспитанию нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности), гармонии тела и духа, потребности в здоровом образе жизни.

    Трудовое воспитание формирует трудолюбивую личность, сознательно и творчески относится к труду, как жизненной необходимости, высшей ценности человека и общества. В процессе трудового воспитания ученики усваивают трудовые умения, навыки культуры умственного и физического труда, умелого хозяйствования, предпринимательства. Они привлекаются к современным достижениям техники, учатся работать на самых распространенных машинах, обращаться с различными инструментами, техническими устройствами, создает предпосылки для подготовки школьников к труду в современном производстве, а также к жизни в обществе, все сферы которого пронизывает техника постоянно усложняется.

    Преодолеть односторонность личностного развития позволяет только производительный труд - труд, который имеет материальный результат, личностную и социальную направленность, организацию, включение в систему трудовых отношений общества (трудовые объединения учащихся, бизнес-структуры, действующие по законам рыночных отношений).

    Нравственное воспитание. Мораль - это исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, которые определяют его отношение к обществу, людям, труду, к себе. Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующие нормам общества.

    В основе нравственного воспитания детей и молодежи лежат общечеловеческие ценности - моральные нормы, которые произвели люди в процессе исторического развития общества (честность, порядочность, справедливость, гуманизм, уважение к старшим, милосердие, совестливость, толерантность, ответственность, долг, трудолюбие, достоинство, честь) и новые нормы, порожденные современным развитием общества: гражданственность, патриотизм, уважение к Конституции, государственной символики и др.

    Эстетическое воспитание предполагает художественно-эстетическую образованность и выработки умений создавать прекрасное в повседневной жизни. Первая группа задач включает формирование эстетических знаний, взглядов, вкусов, чувств, идеалов, основанных на национальной эстетике и лучших достижениях цивилизации; вторая - активное участие каждого воспитанника в создании прекрасного своими руками.

    В данной статье будет раскрыто, как всестороннее развитие личности определяет баланс вашей жизни. По ходу прочтения вы сможете проанализировать свою жизнь и определить, как гармония вашей жизни соотнесется со всесторонним развитие вашей личности.

    Человек существо коллективное. Мы развиваемся в обществе. Социальная жизнь для каждого из нас очень важна в той или иной степени. Современное общество прививает человеку ценности жизни – что важно, а что нет. Каждый из нас стремиться к своему счастью:

    • кто-то хочет быть финансово независимым;
    • кто-то найти свою вторую половину;
    • кто-то поправить здоровье.

    Компромисс между «надо» и «я хочу»

    Мы мечтаем, стремимся реализовать свои желания. Внешние обстоятельства диктуют нам свои условия жизни. Человеку приходится согласовывать свои внутренние устремления с внешними обстоятельствами. Не каждому человеку удается реализовать свои мечты, достигнуть своих целей, стать тем, кем он хочет быть, жить той жизнью, которая ему нравиться. Жизнь превращается в некий компромисс между «надо» и «я хочу». Человеку приходится приспосабливаться к внешним условиям жизни, отказываться от своих желаний, брать от социальной жизни то, что предлагается, а не то чего на самом деле хочется. В итоге внутреннее напряжение человека растет, перерастает в абстрактную неудовлетворенность процессом жизни. Жизнь приобретает блеклые краски, мы начинаем жить неинтересной, рутинной жизнью. Постепенно мы теряем баланс жизни, тонкую настройку, которая позволяет чувствовать радость, счастье, удовлетворенность по жизни. Окружающая нас гармония превращается в дисбаланс.

    Баланс жизни – всестороннее развитие личности

    Для того что бы понять, что имеется в виду, когда говорят баланс жизни человека, рассмотрим аспекты жизни человека в современном обществе.

    Человек проявляется в своей жизни в основном по восьми направлениям (индивидуально их может быть больше):

    1. Здоровье.

    2. Деньги.

    3.Бизнес / карьера.

    4. Личностный рост.

    5. Духовный рост.

    7. Отношения.

    В каждом из вышеприведенных аспектов есть свой особый баланс. С каждым направлением связаны те или иные желания человека. Если человек не может достичь своих целей в какой то из областей своей жизни, он начинает испытывать чувство неудовлетворенности.

    Например, возьмем аспект «Деньги» — если есть нехватка денег, и нет возможности улучшить ситуацию, то можно себе представить, что приходится переживать и чувствовать человеку каждый день.

    А теперь представьте себе, что в каждой из областей жизни присутствует наличие неудовлетворенности. Естественно человек становиться неудовлетворенным по жизни, начинает сетовать на судьбу, думать о себе как о несчастном человеке. Воспринимает жизнь как нечто, что приносит дискомфорт, страдания, где необходимо бороться за существование.

    Само ощущение счастья по жизни для каждого человека достаточно субъективно. Для одного человека положение вещей вполне может сойти за счастье, для другого может восприниматься как дискомфортное состояние, отсутствие удовлетворенности.

    К примеру, финансовый достаток — для каждого из нас зависит от наших потребностей и естественно у каждого из людей он будет разным, а значит и степень удовлетворенности тоже разная.

    Это далеко не полная картина — ведь на самом деле нельзя провести четкой границы между аспектами жизни человека. Каждый из направлений взаимовлияет друг на друга.

    Ценности в жизни человека

    Особую роль в балансе жизни играют наши ценности (материальные, моральные, духовные). В соответствии с ними мы стараемся действовать, проживать нашу жизнь. Если человек забывает о них или не учитывает, он не может построить счастливую гармоничную жизнь.

    К примеру, мы устраиваемся на престижную высокооплачиваемую работу. На первый взгляд нас все устраивает и мы очень довольны, у нас хорошая зарплата. По истечении времени наш уровень удовлетворенности постепенно может измениться от » + » к » — «. Ощущение радости от работы проходит, и рутина начинает засасывать. Почему это происходит? Где делся тот «+»? Возможно при поступлении на работу мы не учли еще одной нашей ценности (к примеру: личностный рост) — нам должна нравиться работа, рабочая обстановка должна развивать нас как личность, требовать от нас личностного развития, самосовершенствования. Или возможно мы знали, что не все наши запросы сможет удовлетворить данная работа (в основном удовлетворяет только финансовые). Тогда мы сознательно пошли на компромисс без учета наших ценностей. В любом случае человек чувствует себя в такой ситуации неуютно.

    Здесь может быть два варианта событий:

    • человек начинает менять ситуацию в соответствии со своими ценностями и запросами или
    • приспосабливается, продолжая жить с чувством дискомфорта по жизни.

    Как же жить, действовать, сохраняя баланс и гармонию в жизни?

    Что если баланс нарушен? С чего начать? Прежде всего, необходимо рассматривать свою жизнь цельно не фрагментировано. Не делить ее на работу, быт, хобби и т. д. Постараться видеть взаимосвязь и взаимовлияние аспектов жизни. Если мы сильно ринемся зарабатывать деньги или добиваться успеха (без учета баланса жизни) — то мы можем потерять в секторе «здоровье» и нам придется тратить заработанные деньги для его восстановления или отношения в семье могут ухудшиться, так как мы стали меньше уделять внимания своему спутнику по жизни и своим детям и т. д.

    Ключом к балансу жизни является всестороннее развитие личности, т.е необходимо развиваться не в одной выбранной области жизни (например, бизнес или карьера), а учитывать все области жизни, и расти в каждой из них.

    Так же необходимо определить наши ценности. Что действительно важно для нас, а что нет? Обозначить свои приоритеты. Согласовать наши желания и действия в соответствии с нашей системой ценностей. Начать совершать действия в соответствии с нашими приоритетами.

    P.S. Как это сделать правильно и какие применять методики? Об этом подробнее мы будем рассматривать в следующих статьях.

    Желаем Вам хорошего настроения и позитивных перемен в жизни!

    Проблема способностей самым тесным и непосредст­венным образом связана с всесторонним развитием лич­ности, которое в современных условиях выдвигается как одна из важнейших задач коммунистического воспи­тания.

    Труды классиков марксизма дают основание для то­го, чтобы связать философскую и социальную проблемы всестороннего развития личности с развитием способно­стей. Выявление этой связи важно для данного исследо­вания потому, что, как уже говорилось, проблему спо­собностей нельзя отрывать от общественно-историческо­го развития.

    К. Маркс писал, что «человек присваивает себе свою всестороннюю сущность всесторонним образом, следова-1ельно, как целостный человек»*. Ставя вопрос о связи способностей с всесторонним развитием личности, марк­сизм-ленинизм, по существу, раскрывает общественную природу способностей, указывает, что их развитие пред­ставляет собой общественный процесс. Несомненно, что всестороннее развитие личности предполагает обществен­ную необходимость ее совершенствования.

    Всестороннее развитие личности - большая и слож­ная социальная проблема, актуальность которой особен­но возрастает в условиях социализма и перехода к ком­мунизму. В Программе КПСС сказано, что в процессе строительства коммунистического общества увеличива­ются «возможности для развития способностей, дарова­ний, талантов в области производства, науки, техники, литературы и искусства» 2 .

    " Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения т 42, с 120 2 Материалы XXII съезда КПСС. М., 1961, с, 412.

    Проблеме всестороннего развития личности в послед­ние годы посвящено значительное число работ филосо­фов, социологов. По этой теме имеются как отдельные статьи, так и монографические работы. Кроме того, на страницах журнала «Вопросы философии» была прове­дена дискуссия на тему: «Разделение труда и всесторон­нее развитие личности» 3 . В 1975 г. состоялась Всесоюз­ная научная конференция на тему: «Комплексное изуче­ние человека и формирование всесторонне развитой лич­ности».



    Следует отметить, что в научных публикациях многие вопросы этой сложной проблемы получили более или менее четкое обоснование. В частности, в работах послед­них лет проблема всестороннего развития личности зако­номерно связывается с проблемой развития способностей индивида 4 , с развитием его психологических особенно­стей. Вместе с тем многие аспекты этой проблемы раз­работаны недостаточно, имеются неясности. Так, отсут­ствуют более или менее четкое определение самого по­нятия всестороннего развития личности и его критерия.

    Хотя целью данного исследования не является специ­альный анализ проблемы всестороннего развития лично­сти, но без понимания его содержания нельзя раскрыть социальный аспект развития способностей.

    3 Струков Э. Всестороннее и гармоническое развитие личности. М., 1963; Мялкин А. В. Свободное время и всестороннее развитие лич-" ности. М., 1963; Байкова В. Г.. Дучал А. С., Земцов А. А. Свобод­ное время и всестороннее развитие личности. М., 1965; Кайда-лов Д. П. Закон перемены труда и всестороннее развитие челове­ка. М., 1968; «Вопросы философии», 1962, № 10; 1963, № 3, 4, 9, 11;

    Ануфриев Е. А. Социальная роль и активность личности. М.", 1971";

    Ьуева Л. П. Социальная среда и формирование гармонической личности. М., 1971; Мялкин А. В. Личность и строительство комму-

    mз!лa poc " ГOB "/ п - 197\ "" Всестороннее развитие личности. Тула 1972; Духовное становление человека. Л., 1972; Устинов А. Ф. Роль

    воспитания в формировании личности. Грозный, 1972; Литвинов ". " Труд и быт как факторы формирования личности. Тула, 1973;

    Мамчур А. Л. Всестороннее развитие личности при социализме и коммунизме. Киев, 1973; Коммунизм и социальный прогресс. Л., 1973; Личность и проблемы коммунистического воспитания. Воро-" неж, 1973; Орлов Г. П. Свободное время и гармоническое развитие личности. М., 1974.

    4 Батенин С. С. Критерий прогресса личности.-В кн.: Личность при социализме. М.,1968, с. 109.

    7 Т. И. Артемьева


    ным изменением социальных условий при социализме и коммунизме, которые предоставляют для этого большие возможности. Безусловно, создание социальных условий, адекватных общественной природе индивида, имеет пер­востепенное значение. Классики научного коммунизма видели в этом одно из главнейших условий всесторонно­сти развития личности.

    При этом проблему всестороннего развития личности было бы недостаточно рассматривать лишь в негативном плане-в плане ликвидации ограничений, воздвигаемых на ее пути системой антагонистического разделения груда, противоречиями капиталистического общества и т. д. Она нуждается в позитивном решении, в раскры­тии содержания развития личности при социализме и коммунизме. Необходим также показ тех позитивных со­циальных "сдвигов, которые способствуют развитию лич­ности. В этой связи чрезвычайно важную роль, по на­шему мнению, играет положение К- Маркса об индиви­дуальном потреблении. Кроме того, важно раскрытие не только характера изменения социальных сдвигов, но и процесса развития активности личности и характера тех изменений, которые происходят или должны произойти в самой личности под влиянием новых условий. А между тем эта сторона проблемы еще недостаточно проанали­зирована в работах советских исследователей.

    Так, например, некоторые авторы связывают всесто­роннее развитие личности с высокой специализацией в какой-либо одной области, а также с широким кругозо­ром и знанием основ науки в целом, с развитием умст­венных и физических способностей в производственной сфере 5 .

    5 Всестороннее развитие «следует понимать в широком смысле сло­ва, как развитие всех сторон, способностей и дарований личности во многих сферах деятельности: общественной, духовной, нравст­венной, физической. Оно должно осуществляться в тесном един­стве и на основе трудовой деятельности... Когда речь идет о пере­мене деятельности, о ликвидации жизненной привязанности к одной профессии в сфере материального или духовного производства, следует иметь в виду не уничтожение специализации и профессий, а перемену деятельности в пределах одной профессии и специаль­ности, расширение профиля профессии, соединение в едином процессе труда физической и умственной деятельности» (Стру-ков Э. Всестороннее и гармоническое развитие личности с. 25- 27).

    Кроме того, считается, что основным условием, сни­мающим односторонность развития личности, является перемена видов труда и ликвидация остатков старого разделения труда, при котором индивид насильственно закреплялся за тем или иным видом деятельности. Само же всестороннее развитие личности понимается опять-таки как развитие способностей в ряде специальных об­ластей деятельности.

    Э. Струков, например, наряду с социальными услови­ями, подчеркивает также значение и роль субъективного фактора во всестороннем развитии личности, однако этот вопрос он не анализирует в полной мере. Пытаясь рас­крыть содержательную сторону всестороннего развития личности и связывая последнее со способностями, Э. Струков пишет: «Всестороннее и гармоническое раз­витие человека как раз и характеризует постоянное стремление к максимальному развитию своих способно­стей, причем не одной, а многих или нескольких... всесто­роннее развитие личности немыслимо без систематиче­ского накопления знаний» 6 .

    Как видно из сказанного, автор всестороннее разви­тие личности связывает с развитием «многих или не­скольких» способностей, с систематичностью накопления знаний. Если с первым признаком - развитие способно­стей - можно согласиться, то второй - систематическое накопление знаний (такая точка зрения характерна для многих авторов) - вызывает сомнение по той хотя бы причине, что, видимо, нельзя установить необходимый и достаточный объем знаний как какой-то эталон, который являлся бы достоверным показателем всесторонности развития личности.

    К взглядам, связывающим всестороннее развитие лич­ности с переменой труда, относится и позиция Д. П. Кай-далова. Он считает, что перемена труда-это то основ­ное условие, которое обеспечит всесторонность развития.

    Автор делает некоторые уточнения по этому поводу. Так, он пишет, что ликвидация разделения труда между людьми, разнообразие трудовой деятельности означают свободное чередование не всех, а только тех видов труда, которые обеспечивают здоровое, гармоническое развитие человека, его физических и духовных способностей и

    8 Струков Э. Всестороннее и гармоническое развитие личности, с, 53. 7* 155


    создают возможность для освоения новых видов деятель­ности. Это означает «отсутствие каких-либо ограничений в выборе родов деятельности, в характере "их перемены, в свободном и всестороннем проявлении личности, ее огромных творческих возможностей» т.

    Г. П. Орлов связывает всестороннее развитие лично­сти с проблемой свободного времени. Суть последнего, его предназначение состоит в том, чтобы человек имел возможность развивать свои многообразные способности. Он отмечает в этой связи, что, «чем больше свободного времени, тем в принципе больше возможностей для все­стороннего прогресса человека. Роль свободного времени зависит и от характера его использования для духовного и физического развития, т. е. от содержания самой дея­тельности и отношения к ней человека...» 8

    Связь проблемы всестороннего развития личности с проблемой свободного времени закономерна. Сама по­становка этого вопроса является свидетельством того, что в пределах «трудового» времени человек не может раз­вить все имеющиеся у него способности. Представляется, что свободное время-это то, в течение которого разви­ваются потенциальные способности человека, не могущие быть реализованы и развиты им в каком-то одном спе­циальном виде деятельности.

    У Е. А. Ануфриева всестороннее развитие личности выступает зависимым от социальных условий. «Главное во всестороннем развитии личности состоит в создании реальных условий не только для развития, но и для реа­лизации всех потенциальных возможностей каждого че­ловека» 9 . Создание социальных условий, благоприятных для развития личности,-одна из первых задач, которая решается обществом. Однако необходимо более деталь­ное раскрытие того, какие из данных условий реально влияют на развитие личности; на это обращается недо­статочное внимание.

    По Ануфриеву, всестороннее развитие личности-это прежде всего процесс развития ее творческого потенциа-

    7 Кайдалов Д. П. Закон перемены труда и всестороннее развитие че­ловека, с. 107.

    8 Орлов Г. П. Свободное время и гармоническое развитие личности. М., 1974, с. 42.

    9 Ануфриев Е. А. Социальная роль и активность личности. М., 1971, с. 128.

    да, стремление добиться такого положения, чтобы он стал непрерывным.

    А. В. Мялкин связывает рост всесторонности с разви­тием и применением способностей человека.По его мне­нию, «всесторонность развития личности предполагает та­кое развитие человека, когда все его способности применяются и развиваются обществом, становятся об­щественным достоянием». «Непременными качествами всесторонне развитой личности является способность к \ мственному и физическому труду, к активной общест­венной деятельности, коммунистическая убежденность, высокая этическая и эстетическая культура» "°,- пишет А. В. Мялкин.

    К этой же точке зрения примыкают и взгляды В. П. Рожина, который считает, что всестороннее разви­тие личности включает в себя ее участие в творческом производительном труде, деятельное участие в сфере коммунистического общественного самоуправления, а 1акже в разных сферах духовной жизни, в создании изо­билия духовных и культурных благ ".

    Эти попытки дать определение всестороннего разви­тия личности путем детального перечисления его призна­ков, как правило, оказываются неплодотворными и более всего уязвимыми. Представляется, что нужно идти по ли­нии углубленного раскрытия его социальной сущности и содержания.

    Само собой разумеется, что для всестороннего разви­тия личности большое значение имеет перемена видов труда, создание профессий широкого профиля, так как это расширяет кругозор личности, увеличивает ее знания и т. д.

    Однако далеко не всегда о человеке, который участ­вует в различных видах труда и даже сочетает различные профессии, можно говорить как о всесторонне развитой личности. Имеется немало примеров, когда люди меняют профессии, сочетают различные виды деятельности, но о многих из них можно скорее говорить как о дилетантах, а не как о всесторонне развитых личностях. И это есте­ственно, так как перемена труда-это необходимая

    " 0 Мялкин А. В. Личность и строительство коммунизма. Ростов н/Д, 1971, с. 7, 8.

    1 *7 I 1, t_. / , О.

    См.: Рожин В. П. Коммунизм и личность. Л., 1962, с. 49.


    предпосылка, условие всестороннего развития, но этим вся проблема отнюдь не решается. Необходимы не толь­ко сами по себе внешние условия, но прежде всего актив­ная позиция самой личности, ее стремление использовать внешние благоприятные условия в интересах собственно­го развития.

    Из положения К. Маркса о функциональном потреб­лении следует, что человек, владеющий несколькими ви­дами деятельности, может быть только исполнителем. В этой связи можно также сослаться и на высказывание Б. М. Теплова, который считал, что всесторонне разви­тым может быть и человек, который занимается только одним каким-то видом деятельности. Он писал: «Речь идет не о числе специальностей, а о широте одаренности и о разносторонности ее развития. Человек может иметь только одну специальность и быть в то же время очень разносторонним... Возможность успешно действовать в различных областях объясняется прежде всего наличием некоторых общих моментов одаренности, имеющих значе­ние для разных видов деятельности» 12 .

    Из всего этого следует, что всестороннее развитие лич­ности было бы недостаточно связывать лишь с наличием благоприятных социальных условий, с возможностью пе­ремены деятельности, с количеством ее видов и др. Прак­тика показывает, что благоприятные условия могут быть использованы человеком и во имя его всестороннего раз­вития, и во имя личной корысти, а многообразие видов деятельности может служить показателем как всесторон­ности личности, так и ее дилетантства. Вместе с тем че­ловек, всю жизнь занимающийся одним видом деятель­ности, может быть всесторонне развитым.

    Некоторые авторы одним из главных условий всесто­роннего развития личности считают правильное сочета­ние умственного и физического труда. Ставится акцент на слиянии умственного и физического труда как важ­нейшем показателе всестороннего развития личности. Ко­нечно, такое слияние выступает существенным условием всестороннего развития личности. Однако и в данном случае было бы неверно недооценивать позицию самой личности - во имя чего направлено ее развитие.

    12 Теплое Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961, с. 37. 158

    Следует отметить, что указанные отличительные при­знаки всесторонности не могут служить достаточным ос­нованием для получения критерия всестороннего разви­тия личности, так как за небольшим исключением они не учитывают самого человека, личность в ее развитии. Иными словами, достижение определенного уровня зна­ний, влияние перемены труда и другие факторы хотя и должны входить в характеристику всестороннего разви­тия личности, однако исчерпывающий его критерий нель­зя дать без раскрытия содержательной, качественной стороны этого процесса в самой личносги.

    Критический анализ понимания всестороннего разви­тия личности как усвоения суммы знаний дан Ю.Н.Да­выдовым. Он справедливо предостерегает от такого по­нимания всестороннего развития, согласно которому яко­бы каждый индивид должен усвоить, поглотить все знания, умения, способности, которые присущи всему обществу. Эта задача, естественно, непосильна для че­ловека, да к тому же в этом нет и общественной необхо­димости. Поэтому можно лишь присоединиться к положе­нию автора, что «нет ничего ошибочнее такого представ­ления о всестороннем усвоении универсальной культуры коммунистическим индивидом, когда это «усвоение» пред­ставляется чем-то вроде индивидуального «поглощения» (родственного «потреблению») всей суммы знаний, уме­ний и способностей, которыми обладают все остальные участники коммунистической ассоциации. Не говоря уже о том, что такое представление безнадежно утопично...» И далее: «Требовать такого «всестороннего» развития индивида, при котором он проделал бы для себя весь путь развития наук, «распредмечивая» каждую научную идею, еще хуже, чем требовать от него, чтобы он прошел все стадии изготовления булавки» ".

    Мысль Ю. Н. Давыдова об утопичности подобного представления весьма справедлива.

    В самом деле, в суждениях такого рода слишком без­гранично толкуются возможности каждого человека. Но если учесть, что современная эпоха характеризуется и ускоряющейся специализацией, и тем, что, как пишет академик А. М. Румянцев, продолжающая возрастать специализация труда и знаний создает невозможность

    13 Давыдов Ю. Н. Труд и свобода. М., 1962, с. 121, 123.


    для отдельного человека совладать с потоком информа­ции даже в рамках сравнительно узкой профессиональ­ной сферы 14 , и бурным развитием вновь появившихся наук, и развитием вглубь тех отраслей научного знания, история которых исчисляется десятилетиями, а также тем, что жизнь каждого человека предельна и что у че­ловека есть какой-то максимум в развитии его возмож­ностей, то понятно, что такие суждения не имеют для себя достаточных оснований.

    Основной тезис, из которого исходит Ю. Н. Давыдов, таков: в ходе перестройки общественных отношений бу­дет происходить «производство всесторонне развитых, творческих и свободных индивидов» ". Связывая процесс развития всесторонне развитой личности с «производст­вом самой формы общения», он пишет: «Суть пробле­мы - в такой социальной организации усвоения всеоб­щих продуктов человеческой культуры, при которой зна­ния каждого «другого» индивида были бы не границей, а продолжением моих знаний. Способности каждого «другого» индивида были бы не границей, а продолже­нием моих собственных способностей. Умения каждого другого индивида были бы не границей, а продолжением моих индивидуальных умений. Здесь - основа решения проблемы всестороннего универсального развития ком­мунистического человека» ".

    Таким образом, Ю. Н. Давыдов считает, что основной путь формирования всесторонне развитой личности ле­жит в сфере создания общественных отношений, органи­зация которых должна быть такой, чтобы индивид имел всестороннее общение со всеми другими индивидами, чтобы способности каждого индивида выступали не гра­ницей, а продолжением моих способностей, умений.

    Как мы видели, всестороннее развитие личности свя­зывают с деятельностью, общением, познанием и т. д. Однако для психологического анализа такое рассмотре­ние достаточно абстрактно. Кроме того, деятельность, общение и познание как разные направления развития личности должны быть связаны между собой примени­тельно к конкретной личности. Такая связь этих различ-

    14 См.: Румянцев А. М. Гуманистическая идеология и социальная наука.-«Вопросы философии», 1968, № 11, с. 13.

    15 Давыдов Ю. Н. Труд и свобода, с. 116.

    16 Там же, с. Г21-122.

    ных форм (деятельности, общения и познания) по отно­шению к конкретной личности осуществляется в ее жиз­недеятельности.

    Проблема жизнедеятельности индивида имеет объек­тивную и субъективную (психологическую) стороны. Анализ объективной стороны жизнедеятельности индиви­да дает возможность выявить всю совокупность социаль­ных предпосылок, объективных условий его развития. Смысл такого подхода заключается в том, что социаль­ные условия рассматриваются конкретно, по отношению к данному индивиду как определенному общественному существу, или, говоря словами Маркса, «особенному» общественному существу. Анализ этой стороны его жиз­недеятельности вскрывает объективные возможности его всестороннего развития.

    Рассмотрение субъективной стороны жизнедеятель­ности индивида показывает, как он использует эти объ­ективные возможности для применения и развития своих способностей. В этом смысле можно говорить, например, об организации индивидом своей жизнедеятельности в широком смысле слова, о выявлении им своих возможно­стей, о соотношении их с действительными условиями его жизни. Такое превращение объективных возможно­стей в действительность находит свое выражение в выбо­ре индивидом той или иной профессиональной деятель­ности, в последовательности реализации его жизненной линии, направленной на применение способностей при изменившихся жизненных обстоятельствах (успехе или неуспехе и т. д.), в сознательной перемене им одного вида деятельности на другой в соответствии с обнару­женными способностями.

    Соотношение объективной стороны жизнедеятельно­сти индивида с его субъективными возможностями рас­крывает вопрос: какие из своих способностей он разви­вает, носит ли его развитие случайный или закономер­ный, сознательный или интуитивный, целостный или од­носторонний характер?

    В качестве примера одностороннего соотношения лич­ности и ее способностей может быть приведен случай развития так называемых вундеркиндов. Его особенность, состоящая в абсолютизации одной какой-либо способно­сти и ее эксплуатации взрослыми, приводит к отставанию развития всей личности от опережающей его какой-либо


    одной способности. Материалы наблюдений (опублико­ванные в США) показывают, что, как правило, основная;

    масса «вундеркиндов» с наступлением взрослости не мо­жет соотнести свои способности со своими притязаниями,. с существующими социальными условиями, в которых происходит деятельность, не проявляет достаточной ак­тивности, ответственности и т. д.

    Когда речь идет о всестороннем развитии личности, то подразумевается не просто конгломерат разных спо­собностей, а связанная воедино совокупность наиболее существенных для данной личности свойств - способ­ностей, развитие которых происходит во всей жизнедея­тельности личности.

    В процессе своей жизнедеятельности личность высту­пает как существо активное, причем эта активность вы­ражается не только в осуществлении ею различных видов деятельности, но и в общении личностей друг с другом. Иначе говоря, проблема всесторонности личности-это и проблема «другой человек», «другая личность», про­блема общения ее с другим человеком. В общении с дру­гим человеком многие потенциальные свойства и особен­ности личности могут получить свое наиболее адекватное развитие, при этом даже большее, нежели в каком-то» конкретном виде деятельности. Иначе говоря, в понятие «всестороннее развитие личности» органически входит сам принцип общения людей друг с другом, раскрываю­щий то, что получает данная личность в результате обще­ния и в каком направлении это общение происходит.

    В этой связи прав, по нашему мнению, М. С. Каган, который считает, что гармонически развитая личность утверждает «себя в мире как существо познающее, оце­нивающее, действующее и общительное» ".

    М. С. Каган критикует такую трактовку всесторонне­го развития личности, которая ограничивает его возмож­ностью овладения многими профессиями, свободного пе­рехода от одного занятия к другому и т. д. По его мне­нию, «всестороннее развитие личности предполагает нечто иное. Это понятие лишается какой бы то ни было утопичности, если интерпретировать его как развитие всех видов деятельности, которые составляют структуру

    17 Каган М. С. Опыт системного анализа человеческой деятельно­сти.-«Философские науки», 1970, № 5, с. 51.

    личности,-деятельности преобразовательной, коммуни­кативной, познавательной, ценностно-ориентационной, художественной». .При этом автор исходит из того, что «идеальной следует считать такую ситуацию, при кото­рой личность сможет так или иначе участвовать во всех направлениях деятельности, раскрывая и утверждая себя в полноте своих личностных человеческих качеств» 18 .

    Наконец, имеются и такие взгляды, согласно которым всестороннее развитие личности связывается, во-первых, с созданием социальных условий, снимающих какие бы то ни было ограничения, препятствующие этому разви­тию; во-вторых, с развитием самосознания, с новым ти­пом отношения к миру, к обществу, «к своему собствен­ному бытию, к своему собственному сознанию»; в-треть­их, с возникновением новых качественных изменений, ко­торые произойдут под влиянием новых общественных условий. Наиболее выпукло эта точка зрения выражена в статье 3. Н. Файнбурга. Он пишет: «...всесторонне раз­витая личность есть не простое увеличение (или умень­шение) каких-то свойств, качеств современной личности, не просто механическая экстраполяция какого-либо из ныне существующих типов личности на новые социаль­но-экономические условия жизни человечества и челове­ка. Всесторонне развитая личность суть нечто качествен­но новое, возникающее на базе научно-технической и со­циальной революции» 1Э.

    Мы остановились лишь на наиболее характерных точ­ках зрения относительно всесторонне развитой личности. Но и они показывают, что, несмотря на известные поло­жительные моменты в них, в целом разработке этой про­блемы присущи в значительной мере описательность и декларативность, что уже справедливо отмечалось в на­шей печати.

    Так, академик А. М. Румянцев пишет: «Очень часто, говоря о человеке будущего, ограничиваются сугубо опи­сательным и перечислительным представлением: физиче­ское совершенство, широта образования, общественная активность, эстетическая чуткость, культура и тонкость эмоций и т. д.... Было бы ошибкой понимать всесторон-

    18 Каган. М. С. Человеческая деятельность. М., 1974, с. 307, 308.

    19 Файнбург 3. Н. Перспективы научно-технической революции и раз­витие личности-«Вопросы философии», 1969, № 2, с. 42.


    нее развитие личности в просветительском плане, рисовать человека будущего при помощи простой арифметической суммы достоинств, вне системы общественных связей, за­ключающей действительную тайну его всесторонности» 20 . И далее: «Некоторые утешают себя древним изречением:

    «Знать все о немногом и немного обо всем». Увы, в наши дни нельзя знать даже о немногом. Знание же «не­много обо всем» грозит оказаться обычным дилетантиз­мом... Понятно, что проблема, видимо, заключается вовсе не только и не столько в объеме знаний, а прежде всего в уровне и принципах мышления. Современный уровень мышления неизбежно формируется у каждого индивида на сравнительно ограниченном познавательном материа­ле, но строгость и гибкость этого мышления могут иметь универсальный характер... Но главное-проблема со­здания всесторонне развитой и свободной личности сво­дится к созданию всесторонне развитого и свободного общества» 21 .

    Иными словами, главный путь формирования всесто­ронне развитой личности-это создание прежде всего всесторонне развитого и свободного от всяких социаль­ных ограничений общества. Коренные изменения соци­альных условий должны, в свою очередь, привести к ко­ренным изменениям личности.

    Итак, создание раскрепощающих человека социаль­ных условий имеет первостепенное значение для всесто­роннего развития личности.

    В существующих интерпретациях всесторонности раз­вития личности зачастую упускаются из виду, во-первых, качественно-содержательный анализ деятельности самого индивида, служащей показателем его способностей и той общественной позиции, которую он занимает (например, к управлению государством, для работы на ответствен­ных постах привлекаются ведь не только способные лю­ди, но люди с правильным коммунистическим мировоз­зрением, с правильным отношением к труду, к другим лю­дям). Думается, что в критерий всесторонности лично­сти должна входить составной частью общественная по­зиция личности, или, иначе говоря, то, во имя чего при-

    20 Румянцев А. М. Гуманистическая идеология и социальная наука «Вопросы философии», 1968, № 11, с. 11-12.

    меняются его знания, способности, навыки, осуществля­ется перемена труда и т. д.

    Во-вторых, отсутствуют четкие характеристики, свя­занные с психическими особенностями самого индивида, без которых трудно понять возможности его развития. Исследование данной проблемы, как правило, ведется на уровне социологического анализа, в то время как психо­логический ее аспект нередко упускается из виду. Между тем без всестороннего учета психологических особенностей индивида эта проблема не может быть успешно решена.

    В-третьих, не учитывается социальный запрос на кон­кретную «форму» всестороннего развития личности, соот­ветствующую данным конкретно-историческим условиям.

    В исследованиях, посвященных всестороннему разви­тию личности, почти не затрагивается вопрос (а если и затрагивается, то вскользь) о различии самих этих все­сторонне развитых личностей, а тем более о том, в чем конкретно выступит это различие. Более того, иногда представляется, будто всестороннее развитие индивидов приведет к их уравниванию, стандартизации. А между тем и в условиях развитого коммунизма всесторонне раз­витые индивиды не будут походить друг на друга.

    По этому поводу пишут, например, В. И. Белозерцев и В. А. Фомина: «Коммунизм обеспечивает возможности для развития всех способностей человека, но это не зна­чит, что способности у всех будут развиты в равной мере и что у всех людей будут одинаковые способности, ибо, помимо всего прочего, способности определяются и осо­бенностями каждого человека» 22 . О различиях в способ­ностях людей при социализме и коммунизме пишут А. К. Курылев, Г. М. Гак.

    О том, что одинаковое развитие способностей людей нс только невозможно, но и нежелательно, пишут Э. В. Соколов и П. Л. Иванов 23 .

    22 Белозерцев В. И, Фомина В. А. Коммунистическое разделение тру­да не исключает всестороннего развития человека.- «Вопросы фи­лософии», 1963, № 9, с. 37.

    23 См: Кцрылев А. К. Диалектика развития социального равенства в социалистическом обществе - В кн: Диалектика материальной и духовно:"! жижи общества в период строительства коммунизма. М 1966 с 106; Гак Г. М. Диалектика коллективности и индиви­дуальности. М., 1967; Соколов Э. В, Иванов П. Л. Всесторонне" и гармоническое развитие личности.- В кн.: Коммунизм и лич­ность. Л, 1966.


    Стержнем проблемы всесторонне развитой личности при наличии необходимых социальных условий высту­пает сам индивид, общественное развитие его психоло­гической природы, и в первую очередь его способностей. так как именно способности более всего связаны с дея­тельной сущностью человека.

    Конечно, всестороннее развитие человека не сводится только к развитию его способностей. Большую роль в этом играет и развитие потребностей, интересов, эмоций и пр. В данной работе предпринимается попытка понять всестороннее развитие лишь в плане развития способнос­тей, которые составляют как бы его ядро.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!