1) целостное и полноценное развитие всех сущностных сил человека, его способностей и дарований; 2) гуманистический идеал воспитания, сложившийся в эпоху Возрождения в русле культурного движения гуманизма. Идея В. р. л. получила различные интерпретации в позднейших философских и пед. системах в зависимости от особенностей историко-культурной ситуации.
Отличное определение
Неполное определение ↓
ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Гуманистич. идеал воспитания. Как относительно целостная система взглядов сложился в эпоху Возрождения в русле культурного движения гуманизма. Идея В. р. л. получила разл. интерпретации в позднейших филос. и пед. системах, в зависимости от особенностей историко-культурной ситуации.
Представления о всесторонне развитом индивиде неоднозначны. В обыденном сознании это талантливый человек, способный к разным видам деятельности, отличающийся от тех, кто проявляет свои способности только в одной области. Как правило, за норму принимаются односторонне развитые индивиды, а ярко проявившие себя в разных видах творчества воспринимаются как исключение, природа к-рого часто объясняется факторами наследственности или нетрадиц. воспитания.
В. р. л. нельзя рассматривать как проф. принцип организации обучения и воспитания, как совокупность правил, регулирующих деятельность и общение. Корректнее осмысление В. р. л. как процесса саморазвития индивида, осваивающего гл. дело своей жизни и использующего весь спектр возможностей приобщения к общечеловеческой культуре. Отвечающие идее В. р. л. подходы к организации уч. деятельности могут стать необходимыми компонентами формирования личности, однако лишь в том случае, если образование имеет целью создание условий для самостоят. и личностно заинтересованного овладения учащимися средствами воспроизведения и совершенствования разл. форм культуры. Это возможно, когда самодеятельные и в правовом отношении суверенные индивиды могут сами избирать содержание, формы, методы образования в соответствии со своими потребностями, строить обществ. отношения на основе целей и средств универсальной деятельности разных общ-ностей, не противопоставленных друг другу социально закрепленным разделением труда.
В результате науч.-техн. революции обобществление труда достигло уровня унификации средств и способов произ-ва (материального и духовного) в самых разных и изначально далеких друг от друга видах деятельности. Возможности массового распространения высоких образцов культуры, требующих духовного сопереживания и работы мысли, формирующих у человека основы теоретич. и эстетич. восприятия, обусловили повышение интеллектуальных и нравств. потребностей в образовании населения разл. стран. Культура, учитывая массовый спрос, способствовала перестройке совр. пром-сти на продукцию, несущую в себе (хотя бы в редуциров. виде) и общекультурные ценности. Участвуя в их создании, конструкторы, инженеры, мастера, рабочие ориентируются на совершенный образ конечной цели своей деятельности. Их образованность и личные способности становятся основой культурного труда.
В этих условиях общественно необходимая производств. деятельность органично соединяется с исследовательской, культуросозидающей и учебной. Соответствующая форма взаимодействия поколений в труде, учении, частной жизни реформирует систему образования, противопоставляя ее прежним образоват. структурам, подчиненным узким интересам, изолированным от продуктивной работы, живого творчества. Школа способна стать культурно-образоват. центром, в к-ром уч. процесс - продуктивная, преобразующая деятельность. Изменение и совершенствование учащимися предмета своей деятельности становится гл. образоват.-воспитат. принципом. Способность видеть в предмете своего дела задачу на его преобразование требует использования интеллектуальных, эмоционально-эстетич., нравств. и физич. сил. Их совместное накопление и использование для формирования разл. способностей и является основой развития личности.
Неполное определение ↓
3. Содержание понятия «всестороннее развитие личности»
Маркс определил содержание всестороннего развития личности как цели воспитания следующим образом: «Под воспитанием мы понимаем три вещи: во-первых, умственное воспитание. Во-вторых, физическое воспитание такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями. В-третьих, техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств»*. В дальнейшем представления о содержании понятия «всестороннее развитие личности» конкретизировались и расширялись в соответствии с изменениями в общественно-экономическом и культурном развитии. Сейчас в это понятие включаются следующие элементы.
* Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.- М., 1960.-Т. 16.- С. 198.
Физическое воспитание - это целенаправленная деятельность по укреплению здоровья воспитанников, развитию их физических сил и способностей. В основе физического воспитания - обеспечение рационального питания, организация правильного режима жизни и деятельности, усвоение воспитанниками знаний основ гигиены и реализация их во всех сферах жизнедеятельности, выполнение специальных гимнастических упражнений и участие в спорте.
Умственное воспитание - специальная деятельность, направленная на развитие мышления воспитанников, их умственных сил и способностей. В школьном возрасте развитие мышления обеспечивается усвоением знаний основ наук в школе, использованием методов учебной работы на занятиях в школе и дома, которые стимулируют самостоятельную творческую деятельность учащихся.
Нравственное воспитание - это усвоение воспитанниками норм и правил поведения и выработка навыков правильного поведения в обществе. Осуществляется нравственное воспитание в ходе всей разнообразной деятельности и жизни воспитанников (в семье, на уроках всех учебных дисциплин, в общении со сверстниками, старшими и младшими людьми, в трудовой и общественной деятельности), а также в специально организованных видах деятельности по нравственному просвещению и упражнению в выполнении высоконравственных поступков.
Трудовое воспитание - целенаправленное формирование у воспитанников трудолюбия, уважения к людям труда, выработка трудовых умений и навыков. Важнейшей стороной трудового воспитания является политехническое образование - усвоение воспитанниками знаний об основах современного производства, разнообразии видов энергии, используемых в народном хозяйстве, и выработка умений и навыков работы с доступными детям орудиями и механизмами. Это дает возможность обоснованно проводить работу по профессиональной ориентации. Основа трудового воспитания школьников - учебные занятия в школе и дома, разнообразные виды их общественно полезного труда и труда по самообслуживанию.
Эстетическое воспитание - это целенаправленное развитие способностей воспитанников воспринимать, понимать и создавать прекрасное в природе, жизни, искусстве. В школе воспитание эстетических чувств, усвоение знаний о видах деятельности по эстетическому освоению действительности и привлечение воспитанников к участию в деятельности по законам красоты осуществляется прежде всего в ходе изучения основ наук. Среди них важное значение имеют занятия на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, а также занятия в кружках, секциях, клубах художественно-эстетической направленности. Организация жизни, быта воспитанников, их окружения в соответствии с требованиями эстетики, обеспечение наряду с этим высоконравственной обстановки общения, труда, жизни имеют не менее важное значение в эстетическом воспитании, чем художественное просвещение и обучение.
Идейно-политическое воспитание - формирование у воспитанников определенного отношения к политическим событиям, явлениям общественной жизни. По поводу возможности и тем более необходимости подобного рода воспитательной работы в последние годы выдвигаются возражения: политические убеждения человек должен вырабатывать сам, он должен быть свободен в своих политических взглядах. Но в такой же мере это относится и к эстетическим, трудовым и другим взглядам и убеждениям человека. Речь идет не о принудительном внедрении в сознание воспитанника определенной идеологии (хотя в любом государстве работа средств массовой информации подчинена этой цели), а об оказании помощи детям в ориентации в общественной жизни, в деятельности основных общественных институтов: органов управления государством, правосудия, законотворчества и др. Важнейшая задача идейно-политического воспитания - формирование и развитие общественной активности как черты личности, интеллектуальной основой которой является широкая осведомленность о политических идеях, движениях и событиях в своей стране и во всем мире.
Учитывая отрицательное отношение многих к термину «идейно-политическое», сформировавшееся в результате уродливо односторонней многолетней направленности этой работы в нашей стране в недавнем прошлом, в некоторых педагогических пособиях этот термин заменяется на «гражданское воспитание». Вряд ли стоит это делать в угоду конъюнктуре: человек был и всегда будет существом общественным, а общественная жизнь - политизированной. Устранять от участия в ней школу, оберегать от нее детей - значит оказывать им медвежью услугу. Кстати, во всех цивилизованных странах этому направлению воспитательной работы придается большое значение.
Осуществляется идейно-политическое воспитание не только в специально организованных формах работы (политинформации, обсуждение политических событий и др.), но и на уроках всех учебных дисциплин, особенно гуманитарного цикла, среди которых наиболее важное значение занимают история, литература и некоторые другие.
Экономическое воспитание - это введение воспитанников в мир экономических отношений, бюджета, финансовых расчетов, форм собственности и хозяйственных связей. Особую актуальность экономическое воспитание приобретает в связи с переходом к рыночным отношениям: для каждого члена общества становится необходимым знание разнообразия форм собственности, возможностей участия в финансово-хозяйственной деятельности и получения честно заработанной прибыли как источника личного и общественного благосостояния. Важной задачей экономического воспитания является формирование и развитие таких качеств личности, как бережливость и предприимчивость. В их основе - экономические знания, первоначальные навыки хозяйствования, в том числе участие в работе детских хозяйственных объединений (хозрасчетных бригад, кооперативов, ассоциаций, индивидуальной работы с использованием средств труда на основе окупаемости и получения прибыли). Пути и способы экономического воспитания школьников разработаны пока недостаточно, но ясно, что его осуществление должно быть связано прежде всего с организацией специальной деятельности детей по приобретению экономических знаний под руководством учителей и воспитателей и выработкой навыков финансово-хозяйственной деятельности. Особую роль в этом должны играть уроки трудового обучения, усвоение школьниками экономических знаний при изучении обязательных и факультативных курсов соответствующей направленности.
Экологическое воспитание - это формирование и развитие бережного отношения к природе, обеспечение осознания воспитанниками природы как необходимой и незаменимой среды обитания человека. Необходимость экологического воспитания актуализировалась в последние десятилетия, когда средства воздействия человека на природную среду стали столь мощными, что действия даже одного человека способны нанести ей существенный, а в некоторых случаях и невосполнимый урон. Бытовавшее до недавнего прошлого представление о природе как безграничной кладовой с неистощимыми ресурсами средств существования человека оказывается неверно в эпоху научно-технической революции. В этих условиях знаний, полученных при изучении биологических дисциплин, становится недостаточно для оценки истинного соотношения человеческой деятельности и состояния природной среды, биосферы в целом. Воспитание у каждого человека чувства ответственности за состояние природных сообществ, причастности к делу сохранения экологического равновесия и преодоление утилитарно-практического отношения к природе является задачей экологического воспитания.
Высшее предназначение воспитания - сформировать совершенного человека. Идеалы совершенной личности у разных народов луже похожи. Они включают ум, красоту, трудолюбие, высокие моральные качества, физическую силу, выносливость, черты борца за справедливость, то есть качества, которые характеризуют всебич-ио и гармонично развитого человека.
Понятие всестороннее развитие означает развитие человеческой личности со всех сторон, всесторонне; понятие гармонийний- гармонию всех сторон, их пропорциональность, согласованную единство.
Идея гармоничного развития телесной и духовной красоты зародилась в античной философии. Еще Аристотель акцентировал внимание на воспитании мужества и выносливости, умеренности и справедливости, высокой интеллектуальной и нравственной чистоты.
Педагоги-гуманисты эпохи Возрождения Ф. Рабле, М. Монтень к содержанию всестороннего развития вносили культ телесной красоты, наслаждение искусством, музыкой, литературой. Они не могли подняться до понимания необходимости сочетания умственного труда с производительным, потому что в самом обществе для этого не было объективных причин. Более того, низкий уровень общественного производства не только не требовал всестороннего развития личности, но и вызывал его односторонность.
У социалистов-утопистов Т. Мора, Т. Компаннслы идея всестороннего гармоничного развития получает новую направленность. Они впервые выдвинули вопрос о включении в процесс всестороннего гармоничного развития личности труда, сочетание воспитания и труда. Французские просветители XVIII века К.Гельвеций, Дидро эту идею ограничивали умственным и нравственным развитием, не связанным с работой.
Итак, в течение длительного времени идея всестороннего развития личности как цели воспитания должна, собственно, характер пожеланий, мечтаний и надежд.
Появление социально-экономических предпосылок для всестороннего формирования личности связана со становлением основанного на машинном производстве общества, которое доказало дифференциацию производственной деятельности в крайности: резко разграничило работников умственного и физического труда, сузило специализацию до уровня выполнения рабочим одной технологической операции - повторение одних и тех же физических движений в течение месяцев и лет. Естественно, что в таком случае у человека развиваются только некоторые органы и системы, другие физические и духовные свойства угасают.
Впервые попробовал преодолеть это машинное увечье человека английский обладатель паперопрядильнои фабрики Роберт Оуэн (1771-1858). Он считал, что основным средством преодоления должен быть одновременное развитие интеллектуальных и физических сил личности, ее нравственное и эстетическое формирование. Достичь этого можно путем объединения обучения и воспитания с производительным трудом. Эту идею Р. Оуэн решил осуществить на практике. На своей фабрике в Нью-Лэнарке он впервые в истории создал детский сад, начальную школу для детей рабочих и вечернюю школу для взрослых. Не все получилось в этих опытах, но сам подход к всестороннему развитию личности на основе сочетания обучения с производительным трудом был правильным, а идея о необходимости всестороннего развития личности получила научное обоснование.
Более 70 лет наша отечественная школа развивалась под влиянием идей выдающихся философов-экономистов К. Маркса и Ф. Энгельса; этот период вычеркнуть из ее истории невозможно. Цель воспитания в будущем коммунистическом обществе К. Маркс и Ф. Энгельс выводили из экономических законов и типа общественных отношений. Они считали, что при коммунизме, когда будут ликвидированы классовые различия, а во всех областях техники, общественного производства человечество достигнет высокого уровня развития, когда не будет существенных различий между умственным и физическим трудом, появится возможность выдвижения цели всестороннего и гармоничного развития людей.
Различные общественно-экономические условия реализации цели воспитания - формирование всесторонне и гармонично развитой личности - приводят только к пересмотру и конкретизации задач, то есть до частичного сужения цели, а не полной ее отмены. Мста соответствует природе современного человека, как члена общества, стремится к самоутверждению, проявлению всех своих природных задатков и способностей, ведь всесторонне и гармонично развивать свое тело и дух, голову и руки, сердце и ум - призвание каждого человека, появилась на этот мир. Поэтому разумной альтернативы всестороннему и гармоничному воспитанию нет. Оно остается идеалом, к которому одинаково стремятся современная отечественная и зарубежная школы.
Всестороннее и гармоничное развитие личности предполагает соблюдение единства и взаимодействия пяти частей выхо ния. Традиционными составными частями воспитания называют умственное, физическое, трудовое, нравственное и эстетическое.
Умственное воспитание является ключевым в процессе всестороннего и гармоничного развития личности. Только благодаря разуму человек выделился из животного мира как общественное существо, создала все богатства материальной и духовной культуры и обеспечивает непрерывный социально-экономический прогресс. Умственное воспитание направлено на развитие познавательных мотивов личности, культуры мышления, рациональной организации учебного труда, вооружение системой знаний основ наук. В ходе и в результате усвоения научных знаний формируется научное мировоззрение - теоретическая основа, которая предполагает глубокое понимание явлений природы, общественной жизни, труда и познания, их объяснения и определен
ния собственного отношения к ним: умение сознательно строить свою жизнь, работать, органично сочетая идеи с практическими делами.
Физическое воспитание способствует укреплению здоровья, полноценному физическому развитию личности, развития основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.), Повышению умственной и физической работоспособности, воспитанию нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности), гармонии тела и духа, потребности в здоровом образе жизни.
Трудовое воспитание формирует трудолюбивую личность, сознательно и творчески относится к труду, как жизненной необходимости, высшей ценности человека и общества. В процессе трудового воспитания ученики усваивают трудовые умения, навыки культуры умственного и физического труда, умелого хозяйствования, предпринимательства. Они привлекаются к современным достижениям техники, учатся работать на самых распространенных машинах, обращаться с различными инструментами, техническими устройствами, создает предпосылки для подготовки школьников к труду в современном производстве, а также к жизни в обществе, все сферы которого пронизывает техника постоянно усложняется.
Преодолеть односторонность личностного развития позволяет только производительный труд - труд, который имеет материальный результат, личностную и социальную направленность, организацию, включение в систему трудовых отношений общества (трудовые объединения учащихся, бизнес-структуры, действующие по законам рыночных отношений).
Нравственное воспитание. Мораль - это исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, которые определяют его отношение к обществу, людям, труду, к себе. Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующие нормам общества.
В основе нравственного воспитания детей и молодежи лежат общечеловеческие ценности - моральные нормы, которые произвели люди в процессе исторического развития общества (честность, порядочность, справедливость, гуманизм, уважение к старшим, милосердие, совестливость, толерантность, ответственность, долг, трудолюбие, достоинство, честь) и новые нормы, порожденные современным развитием общества: гражданственность, патриотизм, уважение к Конституции, государственной символики и др.
Эстетическое воспитание предполагает художественно-эстетическую образованность и выработки умений создавать прекрасное в повседневной жизни. Первая группа задач включает формирование эстетических знаний, взглядов, вкусов, чувств, идеалов, основанных на национальной эстетике и лучших достижениях цивилизации; вторая - активное участие каждого воспитанника в создании прекрасного своими руками.
В данной статье будет раскрыто, как всестороннее развитие личности определяет баланс вашей жизни. По ходу прочтения вы сможете проанализировать свою жизнь и определить, как гармония вашей жизни соотнесется со всесторонним развитие вашей личности.
Человек существо коллективное. Мы развиваемся в обществе. Социальная жизнь для каждого из нас очень важна в той или иной степени. Современное общество прививает человеку ценности жизни – что важно, а что нет. Каждый из нас стремиться к своему счастью:
- кто-то хочет быть финансово независимым;
- кто-то найти свою вторую половину;
- кто-то поправить здоровье.
Компромисс между «надо» и «я хочу»
Мы мечтаем, стремимся реализовать свои желания. Внешние обстоятельства диктуют нам свои условия жизни. Человеку приходится согласовывать свои внутренние устремления с внешними обстоятельствами. Не каждому человеку удается реализовать свои мечты, достигнуть своих целей, стать тем, кем он хочет быть, жить той жизнью, которая ему нравиться. Жизнь превращается в некий компромисс между «надо» и «я хочу». Человеку приходится приспосабливаться к внешним условиям жизни, отказываться от своих желаний, брать от социальной жизни то, что предлагается, а не то чего на самом деле хочется. В итоге внутреннее напряжение человека растет, перерастает в абстрактную неудовлетворенность процессом жизни. Жизнь приобретает блеклые краски, мы начинаем жить неинтересной, рутинной жизнью. Постепенно мы теряем баланс жизни, тонкую настройку, которая позволяет чувствовать радость, счастье, удовлетворенность по жизни. Окружающая нас гармония превращается в дисбаланс.
Баланс жизни – всестороннее развитие личности
Для того что бы понять, что имеется в виду, когда говорят баланс жизни человека, рассмотрим аспекты жизни человека в современном обществе.
Человек проявляется в своей жизни в основном по восьми направлениям (индивидуально их может быть больше):
1. Здоровье.
2. Деньги.
3.Бизнес / карьера.
4. Личностный рост.
5. Духовный рост.
7. Отношения.
В каждом из вышеприведенных аспектов есть свой особый баланс. С каждым направлением связаны те или иные желания человека. Если человек не может достичь своих целей в какой то из областей своей жизни, он начинает испытывать чувство неудовлетворенности.
Например, возьмем аспект «Деньги» — если есть нехватка денег, и нет возможности улучшить ситуацию, то можно себе представить, что приходится переживать и чувствовать человеку каждый день.
А теперь представьте себе, что в каждой из областей жизни присутствует наличие неудовлетворенности. Естественно человек становиться неудовлетворенным по жизни, начинает сетовать на судьбу, думать о себе как о несчастном человеке. Воспринимает жизнь как нечто, что приносит дискомфорт, страдания, где необходимо бороться за существование.
Само ощущение счастья по жизни для каждого человека достаточно субъективно. Для одного человека положение вещей вполне может сойти за счастье, для другого может восприниматься как дискомфортное состояние, отсутствие удовлетворенности.
К примеру, финансовый достаток — для каждого из нас зависит от наших потребностей и естественно у каждого из людей он будет разным, а значит и степень удовлетворенности тоже разная.
Это далеко не полная картина — ведь на самом деле нельзя провести четкой границы между аспектами жизни человека. Каждый из направлений взаимовлияет друг на друга.
Ценности в жизни человека
Особую роль в балансе жизни играют наши ценности (материальные, моральные, духовные). В соответствии с ними мы стараемся действовать, проживать нашу жизнь. Если человек забывает о них или не учитывает, он не может построить счастливую гармоничную жизнь.
К примеру, мы устраиваемся на престижную высокооплачиваемую работу. На первый взгляд нас все устраивает и мы очень довольны, у нас хорошая зарплата. По истечении времени наш уровень удовлетворенности постепенно может измениться от » + » к » — «. Ощущение радости от работы проходит, и рутина начинает засасывать. Почему это происходит? Где делся тот «+»? Возможно при поступлении на работу мы не учли еще одной нашей ценности (к примеру: личностный рост) — нам должна нравиться работа, рабочая обстановка должна развивать нас как личность, требовать от нас личностного развития, самосовершенствования. Или возможно мы знали, что не все наши запросы сможет удовлетворить данная работа (в основном удовлетворяет только финансовые). Тогда мы сознательно пошли на компромисс без учета наших ценностей. В любом случае человек чувствует себя в такой ситуации неуютно.
Здесь может быть два варианта событий:
- человек начинает менять ситуацию в соответствии со своими ценностями и запросами или
- приспосабливается, продолжая жить с чувством дискомфорта по жизни.
Как же жить, действовать, сохраняя баланс и гармонию в жизни?
Что если баланс нарушен? С чего начать? Прежде всего, необходимо рассматривать свою жизнь цельно не фрагментировано. Не делить ее на работу, быт, хобби и т. д. Постараться видеть взаимосвязь и взаимовлияние аспектов жизни. Если мы сильно ринемся зарабатывать деньги или добиваться успеха (без учета баланса жизни) — то мы можем потерять в секторе «здоровье» и нам придется тратить заработанные деньги для его восстановления или отношения в семье могут ухудшиться, так как мы стали меньше уделять внимания своему спутнику по жизни и своим детям и т. д.
Ключом к балансу жизни является всестороннее развитие личности, т.е необходимо развиваться не в одной выбранной области жизни (например, бизнес или карьера), а учитывать все области жизни, и расти в каждой из них.
Так же необходимо определить наши ценности. Что действительно важно для нас, а что нет? Обозначить свои приоритеты. Согласовать наши желания и действия в соответствии с нашей системой ценностей. Начать совершать действия в соответствии с нашими приоритетами.
P.S. Как это сделать правильно и какие применять методики? Об этом подробнее мы будем рассматривать в следующих статьях.
Желаем Вам хорошего настроения и позитивных перемен в жизни!
Проблема способностей самым тесным и непосредственным образом связана с всесторонним развитием личности, которое в современных условиях выдвигается как одна из важнейших задач коммунистического воспитания.
Труды классиков марксизма дают основание для того, чтобы связать философскую и социальную проблемы всестороннего развития личности с развитием способностей. Выявление этой связи важно для данного исследования потому, что, как уже говорилось, проблему способностей нельзя отрывать от общественно-исторического развития.
К. Маркс писал, что «человек присваивает себе свою всестороннюю сущность всесторонним образом, следова-1ельно, как целостный человек»*. Ставя вопрос о связи способностей с всесторонним развитием личности, марксизм-ленинизм, по существу, раскрывает общественную природу способностей, указывает, что их развитие представляет собой общественный процесс. Несомненно, что всестороннее развитие личности предполагает общественную необходимость ее совершенствования.
Всестороннее развитие личности - большая и сложная социальная проблема, актуальность которой особенно возрастает в условиях социализма и перехода к коммунизму. В Программе КПСС сказано, что в процессе строительства коммунистического общества увеличиваются «возможности для развития способностей, дарований, талантов в области производства, науки, техники, литературы и искусства» 2 .
" Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения т 42, с 120 2 Материалы XXII съезда КПСС. М., 1961, с, 412.
Проблеме всестороннего развития личности в последние годы посвящено значительное число работ философов, социологов. По этой теме имеются как отдельные статьи, так и монографические работы. Кроме того, на страницах журнала «Вопросы философии» была проведена дискуссия на тему: «Разделение труда и всестороннее развитие личности» 3 . В 1975 г. состоялась Всесоюзная научная конференция на тему: «Комплексное изучение человека и формирование всесторонне развитой личности».
Следует отметить, что в научных публикациях многие вопросы этой сложной проблемы получили более или менее четкое обоснование. В частности, в работах последних лет проблема всестороннего развития личности закономерно связывается с проблемой развития способностей индивида 4 , с развитием его психологических особенностей. Вместе с тем многие аспекты этой проблемы разработаны недостаточно, имеются неясности. Так, отсутствуют более или менее четкое определение самого понятия всестороннего развития личности и его критерия.
Хотя целью данного исследования не является специальный анализ проблемы всестороннего развития личности, но без понимания его содержания нельзя раскрыть социальный аспект развития способностей.
3 Струков Э. Всестороннее и гармоническое развитие личности. М., 1963; Мялкин А. В. Свободное время и всестороннее развитие лич-" ности. М., 1963; Байкова В. Г.. Дучал А. С., Земцов А. А. Свободное время и всестороннее развитие личности. М., 1965; Кайда-лов Д. П. Закон перемены труда и всестороннее развитие человека. М., 1968; «Вопросы философии», 1962, № 10; 1963, № 3, 4, 9, 11;
Ануфриев Е. А. Социальная роль и активность личности. М.", 1971";
Ьуева Л. П. Социальная среда и формирование гармонической личности. М., 1971; Мялкин А. В. Личность и строительство комму-
mз!лa poc " ГOB "/ п - 197\ "" Всестороннее развитие личности. Тула 1972; Духовное становление человека. Л., 1972; Устинов А. Ф. Роль
воспитания в формировании личности. Грозный, 1972; Литвинов ". " Труд и быт как факторы формирования личности. Тула, 1973;
Мамчур А. Л. Всестороннее развитие личности при социализме и коммунизме. Киев, 1973; Коммунизм и социальный прогресс. Л., 1973; Личность и проблемы коммунистического воспитания. Воро-" неж, 1973; Орлов Г. П. Свободное время и гармоническое развитие личности. М., 1974.
4 Батенин С. С. Критерий прогресса личности.-В кн.: Личность при социализме. М.,1968, с. 109.
7 Т. И. Артемьева
ным изменением социальных условий при социализме и коммунизме, которые предоставляют для этого большие возможности. Безусловно, создание социальных условий, адекватных общественной природе индивида, имеет первостепенное значение. Классики научного коммунизма видели в этом одно из главнейших условий всесторонности развития личности.
При этом проблему всестороннего развития личности было бы недостаточно рассматривать лишь в негативном плане-в плане ликвидации ограничений, воздвигаемых на ее пути системой антагонистического разделения груда, противоречиями капиталистического общества и т. д. Она нуждается в позитивном решении, в раскрытии содержания развития личности при социализме и коммунизме. Необходим также показ тех позитивных социальных "сдвигов, которые способствуют развитию личности. В этой связи чрезвычайно важную роль, по нашему мнению, играет положение К- Маркса об индивидуальном потреблении. Кроме того, важно раскрытие не только характера изменения социальных сдвигов, но и процесса развития активности личности и характера тех изменений, которые происходят или должны произойти в самой личности под влиянием новых условий. А между тем эта сторона проблемы еще недостаточно проанализирована в работах советских исследователей.
Так, например, некоторые авторы связывают всестороннее развитие личности с высокой специализацией в какой-либо одной области, а также с широким кругозором и знанием основ науки в целом, с развитием умственных и физических способностей в производственной сфере 5 .
5 Всестороннее развитие «следует понимать в широком смысле слова, как развитие всех сторон, способностей и дарований личности во многих сферах деятельности: общественной, духовной, нравственной, физической. Оно должно осуществляться в тесном единстве и на основе трудовой деятельности... Когда речь идет о перемене деятельности, о ликвидации жизненной привязанности к одной профессии в сфере материального или духовного производства, следует иметь в виду не уничтожение специализации и профессий, а перемену деятельности в пределах одной профессии и специальности, расширение профиля профессии, соединение в едином процессе труда физической и умственной деятельности» (Стру-ков Э. Всестороннее и гармоническое развитие личности с. 25- 27).
Кроме того, считается, что основным условием, снимающим односторонность развития личности, является перемена видов труда и ликвидация остатков старого разделения труда, при котором индивид насильственно закреплялся за тем или иным видом деятельности. Само же всестороннее развитие личности понимается опять-таки как развитие способностей в ряде специальных областей деятельности.
Э. Струков, например, наряду с социальными условиями, подчеркивает также значение и роль субъективного фактора во всестороннем развитии личности, однако этот вопрос он не анализирует в полной мере. Пытаясь раскрыть содержательную сторону всестороннего развития личности и связывая последнее со способностями, Э. Струков пишет: «Всестороннее и гармоническое развитие человека как раз и характеризует постоянное стремление к максимальному развитию своих способностей, причем не одной, а многих или нескольких... всестороннее развитие личности немыслимо без систематического накопления знаний» 6 .
Как видно из сказанного, автор всестороннее развитие личности связывает с развитием «многих или нескольких» способностей, с систематичностью накопления знаний. Если с первым признаком - развитие способностей - можно согласиться, то второй - систематическое накопление знаний (такая точка зрения характерна для многих авторов) - вызывает сомнение по той хотя бы причине, что, видимо, нельзя установить необходимый и достаточный объем знаний как какой-то эталон, который являлся бы достоверным показателем всесторонности развития личности.
К взглядам, связывающим всестороннее развитие личности с переменой труда, относится и позиция Д. П. Кай-далова. Он считает, что перемена труда-это то основное условие, которое обеспечит всесторонность развития.
Автор делает некоторые уточнения по этому поводу. Так, он пишет, что ликвидация разделения труда между людьми, разнообразие трудовой деятельности означают свободное чередование не всех, а только тех видов труда, которые обеспечивают здоровое, гармоническое развитие человека, его физических и духовных способностей и
8 Струков Э. Всестороннее и гармоническое развитие личности, с, 53. 7* 155
создают возможность для освоения новых видов деятельности. Это означает «отсутствие каких-либо ограничений в выборе родов деятельности, в характере "их перемены, в свободном и всестороннем проявлении личности, ее огромных творческих возможностей» т.
Г. П. Орлов связывает всестороннее развитие личности с проблемой свободного времени. Суть последнего, его предназначение состоит в том, чтобы человек имел возможность развивать свои многообразные способности. Он отмечает в этой связи, что, «чем больше свободного времени, тем в принципе больше возможностей для всестороннего прогресса человека. Роль свободного времени зависит и от характера его использования для духовного и физического развития, т. е. от содержания самой деятельности и отношения к ней человека...» 8
Связь проблемы всестороннего развития личности с проблемой свободного времени закономерна. Сама постановка этого вопроса является свидетельством того, что в пределах «трудового» времени человек не может развить все имеющиеся у него способности. Представляется, что свободное время-это то, в течение которого развиваются потенциальные способности человека, не могущие быть реализованы и развиты им в каком-то одном специальном виде деятельности.
У Е. А. Ануфриева всестороннее развитие личности выступает зависимым от социальных условий. «Главное во всестороннем развитии личности состоит в создании реальных условий не только для развития, но и для реализации всех потенциальных возможностей каждого человека» 9 . Создание социальных условий, благоприятных для развития личности,-одна из первых задач, которая решается обществом. Однако необходимо более детальное раскрытие того, какие из данных условий реально влияют на развитие личности; на это обращается недостаточное внимание.
По Ануфриеву, всестороннее развитие личности-это прежде всего процесс развития ее творческого потенциа-
7 Кайдалов Д. П. Закон перемены труда и всестороннее развитие человека, с. 107.
8 Орлов Г. П. Свободное время и гармоническое развитие личности. М., 1974, с. 42.
9 Ануфриев Е. А. Социальная роль и активность личности. М., 1971, с. 128.
да, стремление добиться такого положения, чтобы он стал непрерывным.
А. В. Мялкин связывает рост всесторонности с развитием и применением способностей человека.По его мнению, «всесторонность развития личности предполагает такое развитие человека, когда все его способности применяются и развиваются обществом, становятся общественным достоянием». «Непременными качествами всесторонне развитой личности является способность к \ мственному и физическому труду, к активной общественной деятельности, коммунистическая убежденность, высокая этическая и эстетическая культура» "°,- пишет А. В. Мялкин.
К этой же точке зрения примыкают и взгляды В. П. Рожина, который считает, что всестороннее развитие личности включает в себя ее участие в творческом производительном труде, деятельное участие в сфере коммунистического общественного самоуправления, а 1акже в разных сферах духовной жизни, в создании изобилия духовных и культурных благ ".
Эти попытки дать определение всестороннего развития личности путем детального перечисления его признаков, как правило, оказываются неплодотворными и более всего уязвимыми. Представляется, что нужно идти по линии углубленного раскрытия его социальной сущности и содержания.
Само собой разумеется, что для всестороннего развития личности большое значение имеет перемена видов труда, создание профессий широкого профиля, так как это расширяет кругозор личности, увеличивает ее знания и т. д.
Однако далеко не всегда о человеке, который участвует в различных видах труда и даже сочетает различные профессии, можно говорить как о всесторонне развитой личности. Имеется немало примеров, когда люди меняют профессии, сочетают различные виды деятельности, но о многих из них можно скорее говорить как о дилетантах, а не как о всесторонне развитых личностях. И это естественно, так как перемена труда-это необходимая
" 0 Мялкин А. В. Личность и строительство коммунизма. Ростов н/Д, 1971, с. 7, 8.
1 *7 I 1, t_. / , О.
См.: Рожин В. П. Коммунизм и личность. Л., 1962, с. 49.
предпосылка, условие всестороннего развития, но этим вся проблема отнюдь не решается. Необходимы не только сами по себе внешние условия, но прежде всего активная позиция самой личности, ее стремление использовать внешние благоприятные условия в интересах собственного развития.
Из положения К. Маркса о функциональном потреблении следует, что человек, владеющий несколькими видами деятельности, может быть только исполнителем. В этой связи можно также сослаться и на высказывание Б. М. Теплова, который считал, что всесторонне развитым может быть и человек, который занимается только одним каким-то видом деятельности. Он писал: «Речь идет не о числе специальностей, а о широте одаренности и о разносторонности ее развития. Человек может иметь только одну специальность и быть в то же время очень разносторонним... Возможность успешно действовать в различных областях объясняется прежде всего наличием некоторых общих моментов одаренности, имеющих значение для разных видов деятельности» 12 .
Из всего этого следует, что всестороннее развитие личности было бы недостаточно связывать лишь с наличием благоприятных социальных условий, с возможностью перемены деятельности, с количеством ее видов и др. Практика показывает, что благоприятные условия могут быть использованы человеком и во имя его всестороннего развития, и во имя личной корысти, а многообразие видов деятельности может служить показателем как всесторонности личности, так и ее дилетантства. Вместе с тем человек, всю жизнь занимающийся одним видом деятельности, может быть всесторонне развитым.
Некоторые авторы одним из главных условий всестороннего развития личности считают правильное сочетание умственного и физического труда. Ставится акцент на слиянии умственного и физического труда как важнейшем показателе всестороннего развития личности. Конечно, такое слияние выступает существенным условием всестороннего развития личности. Однако и в данном случае было бы неверно недооценивать позицию самой личности - во имя чего направлено ее развитие.
12 Теплое Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961, с. 37. 158
Следует отметить, что указанные отличительные признаки всесторонности не могут служить достаточным основанием для получения критерия всестороннего развития личности, так как за небольшим исключением они не учитывают самого человека, личность в ее развитии. Иными словами, достижение определенного уровня знаний, влияние перемены труда и другие факторы хотя и должны входить в характеристику всестороннего развития личности, однако исчерпывающий его критерий нельзя дать без раскрытия содержательной, качественной стороны этого процесса в самой личносги.
Критический анализ понимания всестороннего развития личности как усвоения суммы знаний дан Ю.Н.Давыдовым. Он справедливо предостерегает от такого понимания всестороннего развития, согласно которому якобы каждый индивид должен усвоить, поглотить все знания, умения, способности, которые присущи всему обществу. Эта задача, естественно, непосильна для человека, да к тому же в этом нет и общественной необходимости. Поэтому можно лишь присоединиться к положению автора, что «нет ничего ошибочнее такого представления о всестороннем усвоении универсальной культуры коммунистическим индивидом, когда это «усвоение» представляется чем-то вроде индивидуального «поглощения» (родственного «потреблению») всей суммы знаний, умений и способностей, которыми обладают все остальные участники коммунистической ассоциации. Не говоря уже о том, что такое представление безнадежно утопично...» И далее: «Требовать такого «всестороннего» развития индивида, при котором он проделал бы для себя весь путь развития наук, «распредмечивая» каждую научную идею, еще хуже, чем требовать от него, чтобы он прошел все стадии изготовления булавки» ".
Мысль Ю. Н. Давыдова об утопичности подобного представления весьма справедлива.
В самом деле, в суждениях такого рода слишком безгранично толкуются возможности каждого человека. Но если учесть, что современная эпоха характеризуется и ускоряющейся специализацией, и тем, что, как пишет академик А. М. Румянцев, продолжающая возрастать специализация труда и знаний создает невозможность
13 Давыдов Ю. Н. Труд и свобода. М., 1962, с. 121, 123.
для отдельного человека совладать с потоком информации даже в рамках сравнительно узкой профессиональной сферы 14 , и бурным развитием вновь появившихся наук, и развитием вглубь тех отраслей научного знания, история которых исчисляется десятилетиями, а также тем, что жизнь каждого человека предельна и что у человека есть какой-то максимум в развитии его возможностей, то понятно, что такие суждения не имеют для себя достаточных оснований.
Основной тезис, из которого исходит Ю. Н. Давыдов, таков: в ходе перестройки общественных отношений будет происходить «производство всесторонне развитых, творческих и свободных индивидов» ". Связывая процесс развития всесторонне развитой личности с «производством самой формы общения», он пишет: «Суть проблемы - в такой социальной организации усвоения всеобщих продуктов человеческой культуры, при которой знания каждого «другого» индивида были бы не границей, а продолжением моих знаний. Способности каждого «другого» индивида были бы не границей, а продолжением моих собственных способностей. Умения каждого другого индивида были бы не границей, а продолжением моих индивидуальных умений. Здесь - основа решения проблемы всестороннего универсального развития коммунистического человека» ".
Таким образом, Ю. Н. Давыдов считает, что основной путь формирования всесторонне развитой личности лежит в сфере создания общественных отношений, организация которых должна быть такой, чтобы индивид имел всестороннее общение со всеми другими индивидами, чтобы способности каждого индивида выступали не границей, а продолжением моих способностей, умений.
Как мы видели, всестороннее развитие личности связывают с деятельностью, общением, познанием и т. д. Однако для психологического анализа такое рассмотрение достаточно абстрактно. Кроме того, деятельность, общение и познание как разные направления развития личности должны быть связаны между собой применительно к конкретной личности. Такая связь этих различ-
14 См.: Румянцев А. М. Гуманистическая идеология и социальная наука.-«Вопросы философии», 1968, № 11, с. 13.
15 Давыдов Ю. Н. Труд и свобода, с. 116.
16 Там же, с. Г21-122.
ных форм (деятельности, общения и познания) по отношению к конкретной личности осуществляется в ее жизнедеятельности.
Проблема жизнедеятельности индивида имеет объективную и субъективную (психологическую) стороны. Анализ объективной стороны жизнедеятельности индивида дает возможность выявить всю совокупность социальных предпосылок, объективных условий его развития. Смысл такого подхода заключается в том, что социальные условия рассматриваются конкретно, по отношению к данному индивиду как определенному общественному существу, или, говоря словами Маркса, «особенному» общественному существу. Анализ этой стороны его жизнедеятельности вскрывает объективные возможности его всестороннего развития.
Рассмотрение субъективной стороны жизнедеятельности индивида показывает, как он использует эти объективные возможности для применения и развития своих способностей. В этом смысле можно говорить, например, об организации индивидом своей жизнедеятельности в широком смысле слова, о выявлении им своих возможностей, о соотношении их с действительными условиями его жизни. Такое превращение объективных возможностей в действительность находит свое выражение в выборе индивидом той или иной профессиональной деятельности, в последовательности реализации его жизненной линии, направленной на применение способностей при изменившихся жизненных обстоятельствах (успехе или неуспехе и т. д.), в сознательной перемене им одного вида деятельности на другой в соответствии с обнаруженными способностями.
Соотношение объективной стороны жизнедеятельности индивида с его субъективными возможностями раскрывает вопрос: какие из своих способностей он развивает, носит ли его развитие случайный или закономерный, сознательный или интуитивный, целостный или односторонний характер?
В качестве примера одностороннего соотношения личности и ее способностей может быть приведен случай развития так называемых вундеркиндов. Его особенность, состоящая в абсолютизации одной какой-либо способности и ее эксплуатации взрослыми, приводит к отставанию развития всей личности от опережающей его какой-либо
одной способности. Материалы наблюдений (опубликованные в США) показывают, что, как правило, основная;
масса «вундеркиндов» с наступлением взрослости не может соотнести свои способности со своими притязаниями,. с существующими социальными условиями, в которых происходит деятельность, не проявляет достаточной активности, ответственности и т. д.
Когда речь идет о всестороннем развитии личности, то подразумевается не просто конгломерат разных способностей, а связанная воедино совокупность наиболее существенных для данной личности свойств - способностей, развитие которых происходит во всей жизнедеятельности личности.
В процессе своей жизнедеятельности личность выступает как существо активное, причем эта активность выражается не только в осуществлении ею различных видов деятельности, но и в общении личностей друг с другом. Иначе говоря, проблема всесторонности личности-это и проблема «другой человек», «другая личность», проблема общения ее с другим человеком. В общении с другим человеком многие потенциальные свойства и особенности личности могут получить свое наиболее адекватное развитие, при этом даже большее, нежели в каком-то» конкретном виде деятельности. Иначе говоря, в понятие «всестороннее развитие личности» органически входит сам принцип общения людей друг с другом, раскрывающий то, что получает данная личность в результате общения и в каком направлении это общение происходит.
В этой связи прав, по нашему мнению, М. С. Каган, который считает, что гармонически развитая личность утверждает «себя в мире как существо познающее, оценивающее, действующее и общительное» ".
М. С. Каган критикует такую трактовку всестороннего развития личности, которая ограничивает его возможностью овладения многими профессиями, свободного перехода от одного занятия к другому и т. д. По его мнению, «всестороннее развитие личности предполагает нечто иное. Это понятие лишается какой бы то ни было утопичности, если интерпретировать его как развитие всех видов деятельности, которые составляют структуру
17 Каган М. С. Опыт системного анализа человеческой деятельности.-«Философские науки», 1970, № 5, с. 51.
личности,-деятельности преобразовательной, коммуникативной, познавательной, ценностно-ориентационной, художественной». .При этом автор исходит из того, что «идеальной следует считать такую ситуацию, при которой личность сможет так или иначе участвовать во всех направлениях деятельности, раскрывая и утверждая себя в полноте своих личностных человеческих качеств» 18 .
Наконец, имеются и такие взгляды, согласно которым всестороннее развитие личности связывается, во-первых, с созданием социальных условий, снимающих какие бы то ни было ограничения, препятствующие этому развитию; во-вторых, с развитием самосознания, с новым типом отношения к миру, к обществу, «к своему собственному бытию, к своему собственному сознанию»; в-третьих, с возникновением новых качественных изменений, которые произойдут под влиянием новых общественных условий. Наиболее выпукло эта точка зрения выражена в статье 3. Н. Файнбурга. Он пишет: «...всесторонне развитая личность есть не простое увеличение (или уменьшение) каких-то свойств, качеств современной личности, не просто механическая экстраполяция какого-либо из ныне существующих типов личности на новые социально-экономические условия жизни человечества и человека. Всесторонне развитая личность суть нечто качественно новое, возникающее на базе научно-технической и социальной революции» 1Э.
Мы остановились лишь на наиболее характерных точках зрения относительно всесторонне развитой личности. Но и они показывают, что, несмотря на известные положительные моменты в них, в целом разработке этой проблемы присущи в значительной мере описательность и декларативность, что уже справедливо отмечалось в нашей печати.
Так, академик А. М. Румянцев пишет: «Очень часто, говоря о человеке будущего, ограничиваются сугубо описательным и перечислительным представлением: физическое совершенство, широта образования, общественная активность, эстетическая чуткость, культура и тонкость эмоций и т. д.... Было бы ошибкой понимать всесторон-
18 Каган. М. С. Человеческая деятельность. М., 1974, с. 307, 308.
19 Файнбург 3. Н. Перспективы научно-технической революции и развитие личности-«Вопросы философии», 1969, № 2, с. 42.
нее развитие личности в просветительском плане, рисовать человека будущего при помощи простой арифметической суммы достоинств, вне системы общественных связей, заключающей действительную тайну его всесторонности» 20 . И далее: «Некоторые утешают себя древним изречением:
«Знать все о немногом и немного обо всем». Увы, в наши дни нельзя знать даже о немногом. Знание же «немного обо всем» грозит оказаться обычным дилетантизмом... Понятно, что проблема, видимо, заключается вовсе не только и не столько в объеме знаний, а прежде всего в уровне и принципах мышления. Современный уровень мышления неизбежно формируется у каждого индивида на сравнительно ограниченном познавательном материале, но строгость и гибкость этого мышления могут иметь универсальный характер... Но главное-проблема создания всесторонне развитой и свободной личности сводится к созданию всесторонне развитого и свободного общества» 21 .
Иными словами, главный путь формирования всесторонне развитой личности-это создание прежде всего всесторонне развитого и свободного от всяких социальных ограничений общества. Коренные изменения социальных условий должны, в свою очередь, привести к коренным изменениям личности.
Итак, создание раскрепощающих человека социальных условий имеет первостепенное значение для всестороннего развития личности.
В существующих интерпретациях всесторонности развития личности зачастую упускаются из виду, во-первых, качественно-содержательный анализ деятельности самого индивида, служащей показателем его способностей и той общественной позиции, которую он занимает (например, к управлению государством, для работы на ответственных постах привлекаются ведь не только способные люди, но люди с правильным коммунистическим мировоззрением, с правильным отношением к труду, к другим людям). Думается, что в критерий всесторонности личности должна входить составной частью общественная позиция личности, или, иначе говоря, то, во имя чего при-
20 Румянцев А. М. Гуманистическая идеология и социальная наука «Вопросы философии», 1968, № 11, с. 11-12.
меняются его знания, способности, навыки, осуществляется перемена труда и т. д.
Во-вторых, отсутствуют четкие характеристики, связанные с психическими особенностями самого индивида, без которых трудно понять возможности его развития. Исследование данной проблемы, как правило, ведется на уровне социологического анализа, в то время как психологический ее аспект нередко упускается из виду. Между тем без всестороннего учета психологических особенностей индивида эта проблема не может быть успешно решена.
В-третьих, не учитывается социальный запрос на конкретную «форму» всестороннего развития личности, соответствующую данным конкретно-историческим условиям.
В исследованиях, посвященных всестороннему развитию личности, почти не затрагивается вопрос (а если и затрагивается, то вскользь) о различии самих этих всесторонне развитых личностей, а тем более о том, в чем конкретно выступит это различие. Более того, иногда представляется, будто всестороннее развитие индивидов приведет к их уравниванию, стандартизации. А между тем и в условиях развитого коммунизма всесторонне развитые индивиды не будут походить друг на друга.
По этому поводу пишут, например, В. И. Белозерцев и В. А. Фомина: «Коммунизм обеспечивает возможности для развития всех способностей человека, но это не значит, что способности у всех будут развиты в равной мере и что у всех людей будут одинаковые способности, ибо, помимо всего прочего, способности определяются и особенностями каждого человека» 22 . О различиях в способностях людей при социализме и коммунизме пишут А. К. Курылев, Г. М. Гак.
О том, что одинаковое развитие способностей людей нс только невозможно, но и нежелательно, пишут Э. В. Соколов и П. Л. Иванов 23 .
22 Белозерцев В. И, Фомина В. А. Коммунистическое разделение труда не исключает всестороннего развития человека.- «Вопросы философии», 1963, № 9, с. 37.
23 См: Кцрылев А. К. Диалектика развития социального равенства в социалистическом обществе - В кн: Диалектика материальной и духовно:"! жижи общества в период строительства коммунизма. М 1966 с 106; Гак Г. М. Диалектика коллективности и индивидуальности. М., 1967; Соколов Э. В, Иванов П. Л. Всесторонне" и гармоническое развитие личности.- В кн.: Коммунизм и личность. Л, 1966.
Стержнем проблемы всесторонне развитой личности при наличии необходимых социальных условий выступает сам индивид, общественное развитие его психологической природы, и в первую очередь его способностей. так как именно способности более всего связаны с деятельной сущностью человека.
Конечно, всестороннее развитие человека не сводится только к развитию его способностей. Большую роль в этом играет и развитие потребностей, интересов, эмоций и пр. В данной работе предпринимается попытка понять всестороннее развитие лишь в плане развития способностей, которые составляют как бы его ядро.