Процесс становления и формирования общественного мнения. Способы формирования общественного мнения. Объективные условия и субъективные факторы в формировании и функционировании общественного мнения

Основные методы формирования общественного мнения - влияние авторитета, внушение и т.д., основные способы - межличностное общение, средства массовой информации, политическая пропаганда т.д. Общественное мнение возникает и формируется через диалектическое взаимопроникновение индивидуального и группового. От степени сформированности и уровня зрелости общественного мнения определенного объединения людей зависит восприятие его как целостной и дееспособной социальной организации. Вместе есть существенные различия в содержании и конкретных формах проявления общественного мнения в различных организациях. Существенное влияние на общественное мнение оказывает предметная деятельность организации, стиль руководства в ней, характер межличностных отношений, поскольку общественное мнение основывается на индивидуальных мнениях и полно отражает представления большинства субъектов. В ней доминируют те оценки, которые высказываются субъектами независимо от их истинности или ложности.

Общественное мнение формируется под влиянием всех средств массового действия различных политических сил, партий, институтов, средств массовой информации. Весомая роль прессы, радио, телевидения в формировании и выражении общественного мнения. В формировании участвует и личный опыт человека, его жизнь в социальной микроструктуре. Кроме того, общественное мнение может возникать и стихийно, под влиянием тех или иных конкретных жизненных обстоятельств и ситуаций. В формировании общественного мнения участвуют не только научная информация, средства массовой информации, но и близкое социальное окружение, непосредственный жизненный опыт, наконец, просто слухи, сплетни. Следовательно, формирование общественного мнения происходит как стихийно (во время общения, освоения индивидуального и коллективного опыта), так и целенаправленно. С другой стороны, процесс формирования общественного мнения, специфический: он происходит как процесс интенсивного обмена информацией, сравнения и противопоставления близких позиций, их сближение, поиск точек соприкосновения, отбрасывание деталей, характерных для индивидуальных представлений.

Поэтому общественное мнение может иметь как положительную, так и негативную направленность. Положительно ориентированное общественное мнение имеет конструктивный характер с точки зрения социального продвижения, способствует формированию адекватного социального поведения, развития социальной активности, инициативного и ответственного отношения к функциональным обязанностям.

Итак, общественное мнение, как и массовое сознание в целом, по своей внутренней природе является сложным образованием, которое характеризует разорванность, «пористость», противоречие, способность к быстрым неожиданным изменениям. Это обстоятельство влечет за собой два важных вывода, без учета которых социология общественного мнения вообще не существовала бы:

  • 1. Общественное мнение может быть как адекватным реальному положению вещей, так и может содержать ложные, ошибочные представления о действительности.
  • 2. Общественное мнение может быстро (иногда за несколько суток, например, в период избирательных кампаний), решительно изменяться, поскольку практически постоянно находится в стадии формирования. В этом случае общественное мнение - это всегда некий «процесс», но не «результат». Поэтому при изучении и использовании общественного мнения в процессе социального управления необходимы постоянные и тщательно контролируемые обследования ее.

Для того, чтобы общественное мнение стало «особым состоянием реальной сознания масс», оно должна пройти определенный путь, который характеризуется следующими этапами:

  • - Процесс возникновения;
  • - Формирование общественного мнения;
  • - Функционирование общественного мнения.

Процесс возникновения мысли - оценка людьми предмета их внимания, определение относительно него личного мнения. Признаки этого состояния: интерес людей к объекту мысли, обращение их к источнику информации о нем, выработки индивидуальных суждений.

Общественное мнение всегда и прежде всего связана с оценкой людьми того или иного явления, процесса. Именно социальная оценка - это выражение одного из видов отношение субъекта к объекту, отношение, которое заключается в том, что субъект определяет соответствие объекта тем критериям, которые он выдвигает. Социальные оценки могут иметь разную степень рациональности. Наиболее рациональной является и социальная оценка, в которой зафиксировано четко осознанное отношение человека к конкретному факту, события и т.д.

Формирование общественного мнения - взаимодействие индивидуальных, групповых, коллективных суждений, образование на их основе общественного мнения, т.е. мысли, что внутренне едины и влияют на практическую деятельность людей и социальных институтов.

В процессе формирования общественное мнение переходит из одного своего состояния в другое с помощью комплекса механизмов. Они представляют собой совокупность элементов и их отношений, обеспечивающих преобразование индивидуальных мнений по поводу актуальных проблем действительности по мнению больших социальных групп, а также переход общественного мнения из сферы сознания в сферу практической деятельности людей. Внутренние механизмы связаны с объективными процессами формирования общественного мнения, а внешние - с фактами воздействия на сознание людей со стороны органов управления. Один из основных внутренних механизмов - идентификация с интересами социальной группы и общества в целом.

Основные механизмы формирования общественного мнения:

  • - Ядро (эталонная или референтная группа) общественного мнения;
  • - Поле (условная сфера распространения);
  • - Социальная общность (класс, слой, группа);
  • - Общий интерес, коммуникация (имеющийся процесс общения сбоку ядра);
  • - Нормативно-оценочное суждение (сама общественное мнение).

Механизм формирования общественного мнения имеет как моральную, так и социально-психологическую характеристики, составляющие узловые звенья в его структуре. Социально-психологическая характеристика имеет основание не только в форме общения, обмена мнений. Это тип регулируемых отношений, т.е. коммуникации. В нем всегда имеется главный элемент продуцирования, регулирования и контроля, то есть так называемое ядро общественного мнения.

Состояния функционирования общественного мнения присуща определенная устойчивость. Стабилизатором выступает высокий интерес людей к объекту мысли, глубокая информированность и знания о нем, а также их убежденность в правоте своего мнения. Основные признаки: общественное мнение ориентирует, регулирует, приписывает определенные социальные действия (поведение), которые связаны с объектом этой мысли, и те, которые проявляются в различных сферах общественной жизни.

Итак, общественное мнение относится к числу наиболее распространенных социально-психологических массовых явлений в больших социальных группах. Она может формироваться как стихийно, так и целенаправленно, а ее деформация приводит к ложным стереотипов, оценок и поведения, возникновение негативных традиций, искажению моральных ценностей и т.д. Общественное мнение может подвергаться воздействиям и манипуляции. Именно поэтому она не всегда адекватно воспроизводит объективную ситуацию в сфере социального развития, политики, экономики. А потому большая ответственность ложится на информационные источники по повышению уровня компетентности общественного мнения.

Общественное мнение состоит из желаний, побуждений и мышления большинства людей. Это коллективное мнение общества или государства по какому-то вопросу или проблеме.

Эта концепция возникла в процессе технического прогресса. Во время последней промышленной революции впервые стало важно то, что думали люди, поскольку изменились формы политического раздора.

Философские основания

Появление общественного мнения как значимой силы в политической сфере может быть датировано концом 17-го века. Однако формирование общественного мнения считалось чем-то имеющим исключительное значение с гораздо более раннего времени. Средневековая декларация Fama Publica или Vox et Fama Communis имела большое юридическое и социальное значение.

Джон Локк в своем трактате «Эссе о человеческом понимании» считал, что человек подчиняется трем законам: божественному закону, гражданскому праву и, что наиболее важно по мнению Локка, закону мнения или репутации. Он считал последнее самым важным, потому что неприязнь и плохое мнение заставляют людей приспосабливаться в своем поведении к нормам.

Предпосылками появления публичной сферы были растущий уровень грамотности, который стимулировался реформацией, которая побуждала людей читать Библию на местном языке, и быстро расширяющиеся печатные машины. Параллельно с развитием литературы происходил рост читательских обществ и клубов. На рубеже веков в Лондоне открылась первая публичная библиотека, и чтение стало общедоступным.

Германская социология

Немецкий социолог Фердинанд Теннис, используя концептуальные инструменты своей теории Gemeinschaft и Gesellschaft, утверждал (Kritik der öffentlichen Meinung, 1922-й), что «общественное мнение» выполняет в обществах эквивалентную социальную функцию (Gesellschaften), которую религия выполняет в сообществах (Gemeinschaften).

Публичная сфера или буржуазная публика, согласно Хабермасу, может сформировать нечто, приближающееся к общественному мнению. Хабермас утверждал, что публичная сфера отличалась всеобщим доступом, рациональными дебатами и пренебрежением к рангу. Тем не менее он считает, что эти три особенности того, как лучше всего формировать общественное мнение, больше не действуют в западных либерально-демократических странах. Формирование общественного мнения в западной демократии очень восприимчиво к манипулированию элитой.

Американская социология

Американский социолог Герберт Блюмер предложил совершенно иную концепцию «публики». По словам Блумера, общественное мнение должно рассматриваться как форма коллективного поведения (еще один специализированный термин). Блюмер утверждает, что люди участвуют в общественной жизни самым разнообразным образом, что также отражается на формировании общественного мнения. Масса, в которой люди самостоятельно принимают решения, например, о том, какую марку зубной пасты покупать, является формой коллективного поведения, отличной от общественной.

Значение

Общественное мнение играет важную роль в политической сфере. Все аспекты взаимоотношений между правительством и обществом затрагивают исследования поведения избирателей. Они зарегистрировали распространение мнений по широкому кругу вопросов, изучили влияние групп с особыми интересами на результаты выборов, а также внесли вклад в наши знания о влиянии государственной пропаганды и политики.

Методы изучения

Современные количественные подходы к изучению общественного мнения можно разделить на 4 категории:

  • количественное измерение распределения мнений;
  • исследование внутренних отношений между отдельными мнениями;
  • изучить как средства коммуникации, которые распространяют идеи, на которых основаны мнения, так и способы использования этих средств пропагандистами и другими манипуляторами.

Этапы формирования общественного мнения

Его возникновение начинается с объявления крупнейшими СМИ повестки дня, как правило, в рамках целой страны или же всего мира. Эта повестка дня определяет, что заслуживает освещения в новостях, как, когда и о чем будет сообщено людям. Повестка дня для СМИ определяется рядом различных факторов, связанных с окружающей средой и новостями, которые определяют, какие из них будут достойны публикации. В авторитарных странах определением повестки занимается центральная власть.

Еще одним ключевым компонентом в технологии формирования общественного мнения является его "обрамление". Обрамление - это когда сюжет или новость изображаются особым образом и предназначены для того, чтобы тем или иным образом повлиять на отношение потребителей. Большинство политических вопросов в значительной степени сформулированы, чтобы убедить избирателей проголосовать за конкретного кандидата. Например, если кандидат X однажды проголосовал по законопроекту о повышении подоходного налога для среднего класса, заголовок в рамке гласил бы: «Кандидат X не заботится о среднем классе». Это ставит кандидата X в негативную рамку для читателя новостей.

Социальная желательность является еще одним ключевым компонентом формирования общественного мнения. Люди склонны формировать свое мнение на основе того, что, по их мнению, является распространенным мнением их референтной группы. Основываясь на установлении повестки дня в СМИ и формировании СМИ, чаще всего определенное мнение повторяется в различных новостных СМИ и социальных сетях, пока не создается ложное видение, когда воспринимаемая истина на самом деле может быть очень далека от действительной истины.

Источники влияния

На общественное мнение могут влиять общественные отношения и политические СМИ. Кроме того, средства массовой информации используют широкий спектр рекламных технологий, чтобы донести свою мысль и изменить мнение людей. С 1950-х годов телевидение было основным средством формирования общественного мнения.

Было проведено множество научных исследований, в которых выяснялось, влияют ли на общественное мнение «авторитетные лица» или люди, оказывающие значительное влияние на мнение широкой общественности относительно любых соответствующих вопросов. Многие ранние исследования моделировали передачу информации из средств массовой информации как "двухступенчатого" процесс. СМИ влияют на авторитетных людей, а затем через них и на широкую общественность в отличие от средств массовой информации, непосредственно влияющих на общественность.

Модель Уоттса и Доддса

В то время как «двухступенчатый» процесс, касающийся влияния общественного мнения, побудил к дальнейшему исследованию роли влиятельных людей, более недавнее исследование проведено Уоттсом и Доддсом. Это исследование установило, что хотя влиятельные лица играют определенную роль во влиянии на общественное мнение, «неавторитетные» лица, составляющие широкую общественность, также могут (если не более) влиять на мнение при условии, что широкая общественность состоит из людей, на которых можно легко воздействовать. Это упоминается в их работе как «Гипотеза влияния».

Авторы обсуждают такие результаты, используя модель для количественного определения числа людей, на которых оказывает воздействие как широкая публика, так и авторитетные лица. Модель может быть легко настроена для представления различных способов взаимодействия влиятельных лиц, а также широкой общественности. В их исследовании такая модель отличается от прежней парадигмы «двухступенчатого» процесса. При этом целью формирования общественного мнения провозглашается обеспечение стабильности и солидарности в обществе. Это очень важно для любого современного государства.

Инструменты влияния и формирования

Средства массовой информации играют решающую роль среди механизмов формирования общественного мнения: они передают мир отдельным людям и воспроизводят самооценку современного общества. Критики в начале-середине 20-го века показали, что средства массовой информации разрушают способность человека действовать автономно - иногда приписывают влияние, напоминающее о телеэкранах антиутопического романа Джорджа Оруэлла "1984".

Однако более поздние исследования предложили более сложное взаимодействие между средствами массовой информации и обществом, с людьми, которые активно интерпретируют и оценивают средства массовой информации и информацию, которую они предоставляют. Манипулирование через СМИ - главный метод формирования общественного мнения.

Реклама и пропаганда

Реклама и пропаганда - это две формы изменения мнения через средства массовой информации. Реклама - более явный способ сделать это, продвигая сильные стороны определенных продуктов или идей (будь то для розничных продуктов, услуг или идей кампании). Пропаганда тайна в своих действиях, но также служит для тонкого влияния на мнение. Пропаганда традиционно используется больше в политических целях, в то время как реклама используется в коммерческих целях.

Однако люди не полностью погружены в средства массовой информации. Местное общение по-прежнему играет большую роль в определении общественного мнения. Люди зависят от мнения тех, с кем они работают, посещают религиозные службы, друзей, семью и другие мелкие межличностные взаимодействия. Другими факторами формирования общественного мнения являются экономика, состояние которой оказывает большое влияние на счастье людей, популярная культура, которая может быть продиктована средствами массовой информации, но также может развиваться как небольшие общественные движения, и массовые глобальные события, такие как террористические атаки 11 сентября, которые резко изменили мнение людей.

Двухэтапный процесс

Пол Лазарсфельд утверждал, что общественность формирует свое мнение в двухэтапном процессе. Он думал, что большинство людей полагаются на лидеров мнений. Эти лидеры подвержены влиянию мировых событий. Затем они передают мнения менее активным членам общества.

Лазарсфельд полагал, что средства массовой информации были основным источником информации для лидеров мнений. Но его теория, возможно, пропустила огромное влияние средств массовой информации на каждого гражданина, а не только на избранных. Большинство людей собирают всю свою информацию о текущих событиях из какого-либо средства массовой информации, будь то крупные газеты, телевизионные новости или Интернет.

Ими же и осуществляется влияние на формирование общественного мнения. Информация, которую хранят эти люди, в значительной степени окрашена мнением тех, кто их представляет. В результате многие люди принимают мнения своих авторитетов (хотя можно также утверждать, что они тяготеют к этим вещательным каналам из-за схожих общих мнений). Таким образом, чувство авторитета играет одну из главных ролей в формировании общественного мнения.

Общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения, чувства классов и групп общества. Это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни.

Происхождение этого термина английское. В 1759 г. его впервые употребил в парламентской речи Джон Солберн.

Важнейший фактор при формировании общественного мнения – это интересы людей. Общественное мнение возникает там, где выдвигается вопрос, имеющий большое практическое значение, или вопрос, носящий дискуссионный характер. Механизм формирования общественного мнения предполагает борьбу индивидуальных мнений.

В чем сущность общественного мнения? Во-первых, это итог мыслительной деятельности людей. Во-вторых, при формировании общественного мнения критерием отбора служат общественные интересы и потребности. В-третьих, массовые суждения людей обладают разной степенью объективности, порой, если нет научного фундамента, возникает ошибочное общественное мнение, часто за общественное мнение выдаются предрассудки. В-четвертых, общественное мнение – побудительная сила людей к практической деятельности. В-пятых, сплав индивидуальных мнений, где происходит нелинейное сложение.

Субъект общественного мнения – народное большинство – обладает внутренней структурой, учет которой важен для социологических исследований. Это классы, отдельные слои, группы и другие общности, отдельные личности. В рамках этих общностей и формируется общественное мнение.

Объект общественного мнения – это то, по поводу чего складывается общественное мнение. Чем сильнее объект затрагивает интересы людей, тем рельефнее проявляется общественное мнение.

Например, экологические проблемы или проблемы социального неравенства.

2. Средства и этапы формирования общественного мнения

В ходе развития общественное мнение проходит стадии возникновения, формирования и функционирования. Оно может формироваться как стихийно, так и сознательно Основные методы формирования – внушение, убеждение, подражание. Основные средства (каналы) формирования – средства массовой информации, устная пропаганда, политическая агитация, межличностное общение.

Этапы формирования общественного мнения: зарождение индивидуальных мнений, обмен мнениями, кристаллизация общей точки зрения из многих мнений и переход к практическому состоянию. В реальной жизни эти процессы протекают одновременно и имеют качественные скачки и взаимопереходы в развитии индивидуального, группового и общественного мнений.

Практически всегда общественное мнение имело своих лидеров. В родовой организации это были умудренные опытом старейшины, позже выдвинулись служители культа – жрецы, потом появились различные партии и силы, стремившиеся воздействовать на общественное мнение. Наконец сформировался слой идеологов, способных формулировать и обосновывать господство определенного мнения, элиты стран стремились сделать так, чтобы общественное мнение сложилось в их пользу (часто при этом элита действует при помощи пропаганды, цензуры, методов социальной психологии, чтобы способствовать распространению предубеждений).

Сформированное общественное мнение имеет интегративный характер, это не простая сумма мнений, а концентрированное выражение коллективного разума, сплав мнений общества. Содержание сложившегося общественного мнения составляют лишь те оценки, которые разделяются большинством, даже если они не истинны.

3. Функции и характеристика общественного мнения

Общественное мнение в зависимости от предпочтений субъекта может иметь позитивную или негативную направленность либо быть индифферентным. Будучи сформированным, оно долгое время может сохранять стабильность, а иногда даже может закрепиться в обычаях, традициях.

Общественное мнение имеет свои сферы распространения регионального и социального характера.

Особой компетентностью, социальной направленностью и значительной распространенностью отличается зрелое общественное мнение. Сферы проявления общественного мнения – политика, право, нравственность, религия, наука, культура.

Мнение можно классифицировать следующим образом: индивидуальное, групповое и общественное. Общественное мнение имеет корни в социальной среде, часто им манипулируют партии и движения для достижения своих целей. Оно всегда возникает в противоборстве мнений всех слоев общества. Иногда создается подобие общественного мнения. Для того чтобы этого не произошло, людям нужна объективная информация, они должны быть просвещенными и грамотными.

Можно выделить следующие функции общественного мнения:

1) контрольная, которая контролирует институты власти и государства;

2) консультативная, когда оно дает советы органам власти;

3) директивная, когда решения по проблемам социальной жизни принимаются с помощью референдума;

4) оценочная.

Общественное мнение иногда складывается под влиянием эмоций, но лучше, если оно основано на конструктивном, аналитическом исследовании. Оно может выступать в форме позитивных и негативных суждений.

Социология не может обойтись без вопроса: что думает и чувствует народ, чего он хочет? В нашей стране социологические опросы населения начались сравнительно недавно, но теперь они проводятся регулярно, результаты опросов общественного мнения публикуются и оглашаются в телеэфире.

4. Методология изучения общественного мнения

Основой изучения общественного мнения является его мето-дико-методологическая база, в частности составление опросника. Институт Гэллапа еще в 40-е гг. ХХ в. на основании опыта прогнозирования хода избирательных кампаний разработал пятимерный план, имевший целью совершенствование методики изучения общественного мнения.

Выяснилось, что самое важное – выбор и формулировка вопросов. Недостатки, выявленные в данной области, имели место в неквалифицированных опросах. Вопросы задавались людям, не имеющим понятия о предмете обсуждения; не делалось различий между теми, кто отвечал не задумываясь, и теми, кто взвешивал ответ. Вопросы формулировались так, что могли иметь различный смысл для разных групп людей; на некоторые вопросы нельзя было дать однозначного ответа; игнорировался факт, почему опрашиваемый придерживается именно этого мнения

По плану Гэллапа предусматривалось исследование 5 различных аспектов общественного мнения:

1) знания опрашиваемого о предмете;

2) его общие взгляды;

3) причины, почему он придерживается этих взглядов;

4) его специфические взгляды по специфическим аспектам проблемы;

5) интенсивность выраженного мнения.

В пятимерном плане используются пять категорий вопросов: фильтрующие, открытые, причинные, специфические, выявляющие интенсивность мнений. Пятимерный план можно назвать эталоном опроса общественного мнения. Но сейчас в развитых странах существует великое множество видов опросов: открытые региональные и общенациональные опросы; закрытые конфиденциальные опросы по заданию клиентов, фирм, ассоциаций, союзов, других организаций; экспериментальные опросы институтов, осуществляемые в прикладных и академических целях.

5. Общественное мнение и социальные стереотипы как результаты массовой коммуникации

Социальный стереотип – это упрощенный образ социальных объектов или событий, обладающий значительной устойчивостью. Устойчивость стереотипов может быть связана с воспроизведением традиционных способов восприятия и мышления. В свою очередь такие способы восприятия и мышления могут воспроизводить доминирование одних социальных групп над другими. Существование стереотипов может влиять на формирование общественного мнения.

Положительное значение стереотипов – помочь ориентироваться в обстоятельствах, не требующих аналитического мышления.

Отрицательное значение связано с возможным возникновением неприязни, вражды между национальными группами; а также с тем, что они подменяют анализ информации воспроизведением стандартов поведения и оценки.

В межличностном восприятии при оценке ролей и личностных особенностей окружающих люди, как правило, опираются на сложившиеся эталоны. В основе эталонов лежит вера в устойчивую связь между некоторыми чертами внешности и определенными ролевыми и личностными особенностями человека. Отождествляя собеседника с эталоном по некоторым наблюдаемым признакам, мы приписываем ему одновременно и множество других черт, которые, по нашему мнению, встречаются у людей подобного рода. Вместе с тем стереотипное восприятие людей по эталонам связано с целым рядом специфических ошибок:

1) эффектом проекции – когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки, т. е. наиболее четко выявлять у других те черты, которые ярко представлены у нас самих;

2) эффектом средней ошибки – тенденцией смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего;

3) эффектом порядка – когда при противоречивой информации больший вес придается данным, полученным первыми, а при общении со старыми знакомыми, наоборот, имеется склонность доверять больше последним сведениям;

4) эффектом ореола – когда к человеку складывается определенное отношение по его какому-либо поступку; ореол может иметь как положительную, так и отрицательную окраску;

5) эффектом стереотипизации, который заключается в приписывании человеку черт, характерных для определенных социальных групп (например, профессиональных: учителя, продавца, математика.

Социальный стереотип – устойчивое представление о каких-либо явлениях или признаках, свойственных представителям той или иной социальной группы. Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Наиболее известны этнические или национальные стереотипы – представления о членах одних национальных групп с точки зрения других, например стереотипные представления о вежливости англичан, легкомысленности французов или загадочности славянской души.

6. Слухи как пример неформальной коммуникации

Слухи – сведения, достоверность которых не установлена и которые передаются от человека к человеку посредством устной речи. Слухи представляют собой быстро распространяющееся по неформальным каналам сообщение, в основе которого лежит подлинный факт, но которое отличается по содержанию от этого факта и несет в себе оттенок нереальности, искажения. Слухи могут распространяться в любых обществах, но только в массовом обществе они являются наиболее характерной чертой социальных взаимодействий.

Слухи различают по содержанию, по информационному наполнению, по потребностям.

Распространителями и пользователями слухов оказываются, как правило, высокостатусные группы. Факторы распространения слухов:

1) проблемная ситуация, создающая информационную потребность;

2) неудовлетворительность или отсутствие информации, информационная неопределенность;

3) уровень тревожности индивидов.

Результаты воздействия слухов (по уровням взаимодействия):

1) индивидуальный уровень:

а) адаптация к среде;

б) дезинтеграция индивида;

2) групповой уровень:

а) сплочение;

б) разобщение;

3) массовый уровень: изменения общественного мнения и коллективного поведения.

Неоднозначность результатов воздействия слухов делает их практически неуправляемыми. Профилактика слухов может быть сведена к распространению своевременной обширной и убедительной информации.

Как любое явление окружающей нас действительности, обще-ственное мнение по тем или иным вопросам проходит различные стадии - оно рождается, достигает определенной зрелости и умира-ет или реализует себя в конкретных проявлениях жизни. Следова-тельно, проходит определенные этапы. Слово «этап» в словаре рус-ского языка С.И.Ожегова объясняется как «отдельный момент, ста-дия какого-нибудь процесса» . Для представления общей картины можно выделить такие этапы развития общественного мне-ния: формирование, функционирование, выражение, реализация на практике [с.62]. Каждый этап имеет свои особенности, хотя они тес-но связаны между собой, как бы «перекрывают» частично друг дру-га.

Анализ научной литературы показывает, что у исследовате-лей существует несколько подходов к выделению этапов. Так, А.К. Уледов, рассматривая процесс формирования общественного мне-ния, выделяет следующие его этапы. Первый - возникновение чувств и представлений в сфере индивидуального сознания. Вто-рой - обмен информацией между людьми. «На этом этапе, - счи-тает А.К.Уледов, - мнение переступает границы индивидуального сознания и захватывает сферу общественного сознания. С момен-та обмена мнениями, с момента дискуссий и обсуждений начинает-ся, строго говоря, процесс становления собственно общественного мнения» .

Другой подход мы наблюдаем у болгарского исследователя Д.Ганчева. Он выделяет в процессе формирования общественно-го мнения 5 этапов.

Первый этап характеризуется опосредованным или непо-средственным восприятием или получением определенной ин-формации об отдельных событиях и явлениях из общественной жизни. На этом этапе возникают определенные чувства, представ-ления о событиях, фактах и проблемах.

На втором этапе происходит индивидуальное осмысле-ние полученной информации, непосредственное ее восприя-тие и оценка в сфере индивидуального сознания. На основе собственного опыта, интересов и конкретных условий формируется личное мнение.

На третьем этапе в процессе обсуждения, дискуссии проис-ходит обмен мнениями, оценками и отношениями людей и соци-альных групп к данной проблеме. На основе этого возникает борь-ба между различными индивидуальными мнениями, точками зре-ния. В таком процессе формирования соответствующих мнений участвуют как индивидуальное, так и общественное сознание.

На четвертом этапе отдельные мнения и точки зрения по-следовательно группируются и объединяются вокруг общих прин-ципиальных основ обсуждаемых проблем. На этом этапе кристал-лизуется и формируется единое общественное мнение.

На пятом этапе проявляется и функционирует сформиро-ванное общественное мнение .

Наиболее плодотворным, на наш взгляд, является подход А.А. Вайсбурга, поскольку он позволяет в совокупности с этапами рассматривать и систему методов формирования общественного мнения. Он выделяет четыре последовательно соединенных меж-ду собой этапа. В дальнейшем при анализе этапов мы будем рас-сматривать и систему методов, соответствующую каждому из них: методы выявления индивидуальных мнений, методы выработки правильных суждений, методы обобщения и объединения индиви-дуальных мнений.

Первый этап - выяснение и изучение индивидуальных мне-ний. Цель его - получение подробной информации об оценочном суждении коллектива по тому или иному вопросу. Задача состоит в том, чтобы получить «срез» уровня массового сознания, устано-вить расстановку сил, определить позицию каждого в данном вопро-се, проникнуть в мотивационную среду суждений и действий людей, составить дифференцированную программу дальнейших воспита-тельных воздействий. Этому этапу соответствуют свои методы - ме-тоды выявления индивидуальных мнений.

Отметим, что органы управления вузом стремятся направить деятельность факультетов, студенческих коллективов так, чтобы их воля и воля членов этих коллективов были едины, чтобы их мнение было мнением большинства потребителей образовательных услуг. Для этого необходимо прежде всего выяснить характер индивиду-альных или групповых мнений и суждений по какому-либо явлению, событию, факту. Отсутствие предварительной информации о суж-дениях затрудняет процесс формирования здорового, продуктивно-го общественного мнения.

В научной литературе подчеркивается, что выявление мнений может проводиться различными методами. Мы рассмотрим лишь отдельные из них, наиболее конкретно и непосредственно связан-ные с общественным мнением.

Наблюдение - один из самых массовых и наиболее приме-няемых методов изучения общественного мнения, проявляющий-ся через устную речь и разнообразные поведения людей. Наблю-дение - сложный объективный процесс отражения действительно-сти . Его сложность обусловливается тем, что процессы и явле-ния наблюдаются в непосредственной и естественной обстановке. В большинстве случаев роль исследователя «пассивна», поскольку он лишь фиксирует проявившееся мнение или отношение людей к процессам, фактам и явлениям. Использование наблюдения как ме-тода дает возможность в самом широком плане изучать обществен-ное мнение.

Заметим, что общественное мнение не всегда выражается от-крыто, что ограничивает возможности для его фиксирования только объективными методами. Для изучения отражения непосредствен-ных фактов сознания применяются конкретные методы - интер-вью и анкета. Д.Ганчев указывает, что при использовании этих ме-тодов полученная информация обычно поступает в форме словес-ного или письменного суждения и сообщения. Она дает возмож-ность раскрыть некоторые моменты, связанные с внутренней моти-вацией субъектов, с его конкретными поступками в прошлом и на-стоящем, планами, идеалами и т.п. . Интервью и анкета позволя-ют раскрыть новые стороны функционирующего мнения. Эти мето-68

ды создают большие возможности для представительности, опера-тивности и широты охвата исследования.

В социологической литературе нет единой точки зрения о кри-териях классификации видов интервью и анкет. Обычно за основ-ные признаки интервью и анкет принимаются характер и объем ис-следуемой совокупности, формы исследования, способ общения между исследуемыми и исследователем, способ задавать вопросы, использование технических средств.

Все эти элементы могут быть обобщены и включены в три основных требования: 1) характер информации; 2) способ ее по-лучения; 3) организация исследования. На основе указанных признаков ученые выделяют следующие виды конкретных методов изучения отражения непосредственных фактов сознания: интер-вью - свободное, полусвободное и стандартное; интервью - по телефону, индивидуальное и коллективное; анкета - прямая и косвенная .

Второй этап - выработка правильных оценочных суждений - характеризуется ломкой устоявшихся ошибочных представлений и изменениями в структуре сознания, что достигается организацией соответствующей деятельности и целенаправленным идеологиче-ским воздействием.

Надо иметь ввиду, что процесс формирования общественного мнения требует включения индивидов в активную общественно по-лезную деятельность, она благоприятствует обогащению их жизнен-ного опыта. Однако нельзя не учитывать при этом, что осмысление индивидом только собственного опыта еще не дает ему возможно-сти выработать правильные суждения. Как подчеркивает А.А. Вайс-бург, "В процессе накопления личного опыта, не связанного с ис-пользованием средств идейно- политического воспитания, форми-руется, как правило, обыденное сознание, которое вследствие при-митивизма и субъективизма, не всегда обеспечивает правильное понимание людьми общественных интересов».

В педагогике распространена точка зрения, что идейное воздействие организаторов, занимающихся формированием обще-ственного мнения, СМИ, повышает уровень индивидуального созна-ния людей, помогает им яснее представлять значение обществен-ного опыта, превратить научное знание по тому или иному вопросу в персональное мнение, способствует качественному росту оценоч-ных суждений.

Эффективность разъяснительной работы зависит от многих факторов. А.А. Вайсбург выделяет главные из них - содержатель-ность и последовательность; связь привносимых в сознание лю-дей идей с общественными и личными интересами и потребно-стями; авторитет источника воздействия .

Следовательно, достичь качественного роста оценочных суж-дений можно, используя методы выработки правильных суждений. Наиболее распространенными из них являются методы словесного воздействия . Назовем их.

Внушение - способ воздействия на психическую сферу чело-века, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутстви-ем целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта (Н.И.Платонов, В.Н.Мясищев и др.) . Внушение осуществляется в форме гетеросуггестии (воздей-ствия со стороны) и аутосуггестии (самовнушения). Объектом гете-росуггестии (суггерондом) может быть как отдельный человек, так и группа, социальный слой и т.д. Источником внушения (суггестором) являются индивидуум, группа, средства массовой информации.

В процессе внушения формируется установка на восприятие информации определенным образом, под соответствующим углом зрения. Такая установка предваряет любое восприятие новой ин-формации, ставит ее в связь с уже имеющейся. Внушение осущест-вляется посредством речи и в том случае, когда встречает доверие со стороны объекта внушения.

Следующий метод - убеждение. Под убеждением понимают используемый в коммуникации метод воздействия на созна-ние личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Основу метода убеждения составляют отбор, логическое упорядочение фактов и выводов согласно единой функциональной задаче.

Кроме отмеченных выше, предметом нашего исследователь-ского интереса, является и ряд других особенностей, называемый исследователями применительно к пропаганде. Выделим их. Во-первых, убеждающее воздействие апеллирует прежде всего к раз-уму людей и предполагает аргументированное доказательство рас-пространяемых идей и взглядов. Во-вторых, передаваемая инфор-мация увязывается с общественными, коллективными и личны-ми интересами людей, что ведет к тому, что принятие тех или иных идей и взглядов происходит путем осознания их общественной и личной значимости. В-третьих, убеждения, затрагивая потребно-сти и интересы людей, воздействуют на их чувства. В-четвертых, убеждающее воздействие приводит к возникновению у людей уве-ренности в правильности оценки явлений действительности и зна-ний о них, к формированию готовности действовать в соответствии с особенными знаниями. Таким образом, убеждающее воздействие в силу отмеченных и других присущих ему особенностей занимает ведущее место в формировании общественного мнения .

На целостный процесс формирования и функционирования общественного мнения наиболее сильное влияние оказывают пе-чать, радио и телевидение. Как и другие методы и направления ра-боты, СМИ выполняют одни и те же задачи: они формируют миро-воззрения и убеждения, влияют на социальную активность и пове-дение людей в различных ситуациях, способствуют психологиче-скому объединению людей на основе единых чувств, интересов и стремлений, формируют общественное мнение и политические на-строения.

В то же время они обладают некоторыми специфически-ми особенностями, связанными с формированием общественного мнения. Эти особенности, считает Д. Ганчев, можно сгруппировать, имея в виду:

во-первых, охват, направленность и быстроту информацион-ного воздействия;

во-вторых, мощность, коммуникативность, постоянство и многообразие идеологического воздействия;

в-третьих, своеобразную и эффективную форму единства пропагандистского, агитационного, воспитательного и информаци-онного воздействия;

в-четвертых, богатство и многообразие форм и методов воз-действия; в-пятых, гласность, динамичность, стабильность, рас-пространенность, интенсивность, экстенсивность, доступность .

Средства массовой информации являются своеобразной си-стемой набора и интеграции информации, что находит отражение не только в подборке фактического материала, но и в средствах его выражения. В зависимости от содержания информации от субъек-та воздействия могут использоваться различные технические, худо-жественные и другие формы общения, анализа и образной переда-чи информации, что способствует повышению ее эмоционального заряда. А этот эмоциональный заряд является одной из основных и важных предпосылок прочного и целенаправленного воздействия на массовое сознание.

Анализ литературы по проблеме исследования показывает, что к методам словесного воздействия исследователи относят так-же беседы и диспуты. В педагогике считается, что успех беседы, как метода выработки правильных суждений, зависит, прежде всего, от знания педагогом «аудитории», то есть индивидуальных мнений и взглядов людей, их отношения, сложившегося к обсуждаемым явле-ниям и фактам, причин, породивших это отношение.

Необходимым условием воздействия слова при проведении беседы является форма его подачи. А.А. Вайсбург пишет: «Умение найти нужное слово и придать ему определенную окраску, вызвать необходимые переживания, сконцентрировать все свои эмоции, управлять ими - все это необходимо педагогу» .

Сравнивая методы первой группы (выявление индивидуаль-ных мнений) со второй (выработка правильных суждений), можно сделать вывод, что хотя они по форме и совпадают (беседы, диспу-ты и т.д.), но по целевому назначению отличаются. В первом случае выступающий больше слушает, а аудитория говорит. Его задача -серией продуманных вопросов вызвать слушателей на откровенный разговор, выявить как можно больше мнений, взглядов. Во втором случае задача выступающего - «сталкивая» мнения людей, включа-ясь в общий разговор в форме реплики, выступления, подвести слу-шателей к правильным выводам, изменить их ошибочные мнения.

Третий этап - обобщение и объединение мнений. Сущность этапа - в интеграции дискуссионным путем индивидуальных суж-дений и выражений их в форме единого коллективного мнения. «Об-щественное мнение, - отмечает А.К.Уледов, - не есть сумма индиви-дуальных мнений, а есть продукт коллективного творчества, стол-кновения различных суждений» . Следовательно, для этого нужна дискуссия. Психолого-педагогический механизм дости-жения единства мнений в достаточной мере еще не изучен. Поэ-тому мы считаем, что при решении этой проблемы надо, видимо, исходить из социальной природы самой человеческой мысли, кото-рая формируется, развивается, обогащается в условиях трудового и духовного взаимодействия. Значительный интерес, на наш взгляд, в этом плане представляют мысли А.С.Макаренко о так называе-мой «детонации». Суть ее в следующем: когда коллектив, обруши-вая свой гнев на провинившегося ученика, вызывает в нем взрыв, то под давлением общей лавины чувств одновременно происходят «местные взрывы» в сознании других. Общее чувство, захватывая каждого, приводит в столкновение собственное мнение с привноси-мой идеей, вызывая переоценку ценностей. Мысль А.С.Макаренко проливает свет на психологический механизм взаимодействия мне-ний, происходящего во время дискуссии. Выступление учеников, к примеру, на собрании, благодаря «детонации», вовлекает в обсуж-73

дение вопроса почти всех. Следуя за столкновением мнений, сопо-ставляя различные доводы и доказательства, каждый «про себя» определяет собственную позицию, согласуя ее с наиболее аргумен-тированной точкой зрения. «Взрывчаткой» в процессе образования единого мнения являются изменения в коллективном сознании, под-готовленные всей предшествующей и целенаправленной работой. Это положение дает нам основания утверждать, что истинная вос-питательная сила общественного мнения таится не столько в акте обсуждения, сколько в самом процессе формирования.

На данном этапе также выделяются методы, способствующие обобщению, интеграции индивидуальных мнений. Их принято назы-вать методами обобщения и объединения (интеграции) индивиду-альных мнений. Если методы I и II группы используются для подго-товки индивидуальных суждений, то с помощью методов III груп-пы организаторы объединяют мнения в единое, то есть происходит собственно становление общественного мнения. Наиболее эффек-тивным методом третьей группы в педагогике считается общее со-брание. В словаре русского языка собрание трактуется как совмест-ное присутствие где-нибудь людей, чем-то объединенных .

Исследователи подчеркивают, что формирование и развитие общественного мнения осуществляется не всем коллективом (груп-пой), а его наиболее передовыми представителями, для чего необ-ходима соответствующая трибуна. Такой трибуной, по мнению мно-гих авторов, считается общее собрание. Оно является главным ор-ганом управления, решающей инстанцией любого демократическо-го коллектива, что важно для студенческой среды. А.А. Вайсбург пишет: «Делясь опытом работы, критикуя, высказывая то или иное предложение, голосуя за решение, каждый человек активно уча-ствует в формировании общественного мнения»

В процессе обобщения и объединения индивидуальных мне-ний особое место принадлежит диспуту. Диспут - публичный спор на научные и т.п. темы . Опыт, анализ литературы показывает, что диспут оказывает сильное влияние на воспитание нравственных убеждений, чувств, поведение людей, на развитие у них навыков пу-бличного выступления и логического мышления. Педагоги подчерки-вают, что диспуты требуют ясного и определенного взгляда на пред-мет спора, умения отстаивать свои доводы, доказывать неправоту «противника», прямо и открыто разоблачать ложные взгляды, актив-но защищать нормы нравственности. Можно сделать вывод, что в силу этих особенностей диспуты являются эффективнейшим мето-дом создания здорового, продуктивного общественного мнения.

Исследователи подчеркивают, что общее собрание выступает как эффективный метод формирования общественного мнения при следующих условиях : I. Актуальные вопросы жизни коллектива систематически выносятся на обсуждение. 2. Обсуждения поднятых вопросов проходят в обстановке доверия и свободных высказыва-ний. 3. В общем собрании участвуют не только «низы», но и «вер-хи». 4. Каждому собранию предшествует тщательная подготовка. 5. Исполнение принимаемых решений своевременно проверяется, и о результатах информируется весь коллектив. Руководители не подавляют работников, а участвуют в обсуждении поднятых вопро-сов в роли неназойливых советчиков.

Четвертый этап - это материализация сформировавшего-ся общественного мнения в целенаправленную деятельность и тра-диции коллектива. Цель состоит в том, чтобы единое мнение нашло свое выражение в форме конкретных решений, правил, законов и т.п., которые, будучи поддержаны всеобщей волей коллектива, по-степенно перерастают в различные этические нормы .

Четвертый этап является своеобразным «мостиком», соеди-няющим общественное мнение с личностью. Человек стремится со-отнести свое поведение с его требованиями, а постоянный контроль воспитывает нравственные привычки, стимулирует развитие полез-ных качеств.

Таким образом, перечисленные этапы характеризуют процесс формирования общественного мнения, взятый в целом. Но это, как мы считаем, не значит, что данная схема не претерпевает какихлибо изменений. Как показывает анализ литературы, на протекание процесса влияют, в частности, характер явления, по которому соз-дается единое мнение, заинтересованность в нем, уровень разви-тия коллектива.

Итак, можно сделать вывод, что для создания здорового про-дуктивного общественного мнения в вузе и за его пределами имеет-ся немало различных методов. Они должны использоваться на со-ответствующих этапах формирования общественного мнения. Од-нако, эти методы не должны использоваться бессистемно, «нава-лом», а применяться в строгом соответствии с логикой процесса становления единого коллективного мнения.

1

Как известно, общественное мнение - это форма массового сознания, в котором отражается отношение скрытое или явное, различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивая их интересы, а также потребности. Общественное мнение можетвыражаеться публично, тем самым оказывая влияние на функционирование общества и его политической системы. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияния этой высказанной вслух позиции на развитие каких-либо процессов, а также общественно-политических отношений. Все это отражает суть общественного мнения, как особого социального института. Принимая во внимание сказанное, а также учитывая, что наше государство, в соответствии с основным законом- Конституцией, провозглашая социальным, роль общественного мнения, как одного из инструментов формирования массового сознания является основополагающей.

Общественное мнение формируется по огромному количеству направлений и вопросов, актуальных для конкретного общества, граждан и даже государства. Несомненно, в нашем государстве к числу таких вопросов относятся отношения связанные со спонсорством и благотворительностью, как наиболее эффективные и успешные PR инструменты маркетинговой деятельности. Зачастую, люди не приближенные к подобной деятельности путают эти понятия или объединяют в одно целое. Дабы не допускать эту ошибку следует знать терминологию этих понятий. Спонсорство - это заключение договора с организацией на взаимовыгодных условиях, где обе стороны получают нечто, чего они хотят. Ключевую роль здесь играет выгода одной стороны от другой. Благотворительность, в свою очередь - это жертвование, как денежных средств, так и вещей, медикаментов, одним словом любых ресурсов на какие-либо цели. Говоря о благотворительности, стоит подчеркнуть, что эта деятельность бескорыстная. В результате, эти понятия объединяет лишь один аспект - одна сторона предоставляет другой некий ресурс, и на этом, пожалуй, все сходство заканчивается.

Учитывая тот факт, что сама PR-деятельность в России начала развиваться сравнительно недавно, предоставляется логичным и обоснованным рассмотреть способы формирования общественного мнения по вопросам спонсорства и благотворительности в нашем государстве и в наши дни. Как говорилось ранее, в формировании общественного мнения большую роль играет множество факторов, таких как СМИ: телевидение, радио, пресса. Все чаще на ведущие позиции выступают PR-технологии и рекламная деятельность. Но является исключением значение данных «инструментов» в отношении спонсорства и благотворительности. Так, PR- эффективность в этих сферах во многом зависит от мотивов вкладывания денег вразличного рода проекты. В наши дни чаще оказывают спонсорскую поддержку современному спорту и искусству. Коммерческая выгода спонсорства зависит от вложенных усилий и финансовых расходов. Спонсорство финансируется по статьям расходов на рекламу. Спонсорская деятельность включает в себя обоснование целей спонсирования и результатов вложения денежных средств, составление отчета о расходах. Эта деятельность все же подразумевает получение выгоды. Но не всегда эта выгода напрямую выражается в получении финансовой прибыли, скорее это плата за рекламу спонсора, привлечение привлекательности имиджа в глазах общественности и конечно же содействие в формирование общественного мнения о деятельности спонсора, установление постоянных отношений со СМИ и органами власти.

Что касается благотворительности, закон о благотворительности определяет: «Благотворительной является добровольная деятельность, выражающаяся в бескорыстном предоставления сил и средств и направленная на достижение общественного блага» . С точки же зрения PR-технологий различия между спонсорством и благотворительностью менее значительны. И то, и другое - помогает создать положительный имидж организации. Коммерческая деятельность в меньшей степени определяет репутацию фирмы, чем ее благотворительная и спонсорская деятельность. Среди мотиваций спонсорства, да и благотворительной деятельности, с точки зрения PR, значимым является создание положительного имиджа в связи с участием в реализации социально значимых проектов, демонстрация собственной состоятельности, а значит, и социальной значимости.

Спонсорство способно улучшить имидж компании намного эффективнее прямой рекламы. Спонсорская деятельность позволяет создать и поддержать имидж организации. Поэтому спонсорская реклама становится популярней с каждым днем. Наиболее популярными сферами для спонсорства являются спортивные мероприятия. Это связано с тем, что спорт - очень популярен как нашей стране, так и во всем мире, и по сути, связан и с политическим престижем государства, примером тому может являться олимпиада в Сочи 2014. Достигаемый PR эффект при спонсирование спортивных мероприятий очень велик. Спортивные мероприятия привлекают множество зрителей, в том числе и международных, а финансирование спортивной деятельности объединяет множество источников, в том числе и государственных. Не меньше возможности для спонсорства предоставляют искусство и культура. Многочисленные творческие выставки, концерты, издание тех или иных работ, как правило, нуждаются в спонсорское помощи, так как привлекают огромную аудиторию, и чаще всего ее находят. Также, огромные социальные дивиденды приносят спонсорские и благотворительные взносы в медицину и здравоохранение. Привлечь внимание огромного количества людей способны спонсорские вложения в городские праздники, местные спортивные сосревнования, концерты, фестивали. Мероприятия местного масштаба помогают наладить отношения не только с местной общественностью, но и с органами муниципальной власти.

Иными словами официально - спонсорство рассматривается как оплата за рекламу, а благотворительность - подразумевает безвозмездную помощь. Благотворительность будет эффективным средством PR, если общество в должной степени осведомленно о такой деятельности компании. С точки зрения PR, спонсорство как коммуникация ничем, не отличается от комплексной рекламной кампании.

Вопросы благотворительности в России, все чаще стали волновать общественность, благодаря СМИ, которые освещают различные благотворительные проекты, акции, мероприятия, вызывают интерес у населения. Существует огромное количество благотворительных фондов. Это организации, созданные для благотворительных целей, оказания материальной и финансовой помощи. На формирование общественного мнения по вопросам спонсорства и благотворительности безусловно оказывают влияние, в первую очередь, СМИ с помощью таких инструментов как, например:

Благотворительная акция первого канала «Добро»;

Огромное влияние оказывают звезды шоу-бизнеса активно занимающиеся этим видом деятельности, многие из них имеют свои фонды: Наталья Водянова «Обнаженные сердца», Чулпан Хаматова «Подари жизнь», Анита Цой «Анита» и многие другие.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что вопросу спонсорства и благотворительности, в наше время, начали уделять должное внимание, что можно отследить по деятельности средств массовой информации, публичных и медийных персон, которые влияют на общественное мнение, формируя толерантное отношение к данным явлениям в обществе.

Библиографическая ссылка

Андрюшина А.И. СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ПО ВОПРОСАМ СПОНСОРСТВА И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-2.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13477 (дата обращения: 20.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!