Обучения 3 летнего ребенка. Рисование на свежем воздухе. Развиваем навык самообслуживания

Дети любят познавать мир, и требуют внимания каждую минуту. Но что делать, если мама занята домашними делами, а папа на работе? Чем занять ребенка в 3 года? Ведь занятия должны быть полезные и развивать память, внимание, моторику.

«Нет» долгому просмотру мультфильмов

Доктор Комаровский в одном из интервью сказал: «Планшет не научит ребенка прыгать, бегать, драться или падать. Он только создаст иллюзию этих умений».

И действительно, гаджеты с каждым годом уверенно превращаются в злейших врагов. Дети часами сидят перед телевизором или компьютером, смотрят мультфильмы и различные «полезные» передачи. К чему это приводит? Зрение ухудшается, отсутствуют навыки общения со сверстниками, логика, внимание и память не развивается.

Наталья, мама Вероники 3,5 года: «На осмотре у окулиста перед походом в детский сад в 2,5 года отклонений не было. А на осмотре в 3,5 выяснилось, что зрение ухудшается. Врач запретила играть на телефоне и планшете, а телевизор только 15 минут в день!»

Чем занять ребенка в 3 года дома?

Ребенок постоянно хочет что-то делать, но родители не могут развлекать его каждую минуту. Часто необходимо чем-то отвлечь малыша, чтобы сделать срочную работу по дому.

Помогут правильно подобранные игры, развивают логическое мышление, наблюдательность, фантазию и память.

Занятия, которые принесут пользу:

Поиск нужной игрушки

Попросите найти 2 зайчиков, мячик, барабан. Высока вероятность, что малыш увлечется просмотром своих сокровищ, и некоторое время будет развлекать себя сам.

Игрушечные прятки

Спрячьте в доме любимую игрушку или сладость. Скажите: «Давай поиграем в пиратов! Где-то в доме зарыт настоящий клад – твои любимые шоколадные конфеты. Начни искать в спальне, вдруг они там?»

Развиваем мелкую моторику рук

Ребенок 3-х лет вполне может помогать на кухне. Готовите что-то из теста? Дайте малышу кусочек. Пусть лепит пирожки делает фигурки различных животных. Такое занятие отлично развивает речь, логическое мышление.

Насыпьте в глубокую кастрюлю крупные макароны, фасоль, горох, перемешайте. Скажите: «Я хочу приготовить на обед макароны, но у меня все смешалось в одну кучу. Выбери мне одни только макароны, и положи их в эту тарелку». Работу на кухне можно превратить в веселую игру, стоит лишь проявить немного фантазии.



Помощь по дому

Гладите белье? Попросите сына или дочку аккуратно сложить свои вещи или выбрать из горы белья свои колготы, белье, свитер. Трехлетний ребенок запросто сможет вытереть пыль с поверхностей, подмести крупный сор с пола– действительно помочь убрать дом.

Ролевые игры

Скажите, что любимая игрушка заболела. Пусть укладывает ее спать, лечит (например, делает холодные компрессы). В зависимости от характера и предпочтений малыша, можно предложить ему сделать кукле прическу, починить машину, приготовить обед для зверей.

Безопасный футбол

Воздушный шар – отличный аналог футбольного мяча, но не такой тяжелый и безопасный для шкафов и стекла. Пусть малыш с удовольствием попинает его в ворота, которыми может стать дверной проем.

Танцы

Включите музыку, дайте малышу шарф или ленту. Пусть танцует!

«Пещера»

Обычный стол накройте одеялом, под стол наложите игрушек и подушек. Ребенок захочет провести в своем убежище не одну минуту!

Ирина, мама 3-летнего Саши: «У Саши есть игрушечная палатка, но его любимая игра, когда я накрываю одеялом сушилку для белья и даю ему игрушки и фонарик. Он там сидит минимум полчаса, играет».

Делаем поделки

Из подручных средств можно сделать настоящие шедевры. Ребенку будет интересно творить, а мама сможет спокойно заниматься своими делами.

«Подарок»

Обычную рюмку (стакан, стеклянную или пластиковую бутылку) покрыть тонким слоем клея ПВА и предложить маленькому художнику сделать подарок папе (бабушке, сестре). Положите рядом немного риса, гречки, кофейных зерен, горох, и покажите, как сделать красивую вазу, например.

Вырезаем

Дайте ребенку ненужный журнал и специальные ножницы с закругленными концами, пусть вырезает понравившиеся машинки или платья. А потом вы вместе сделаете коллаж из этих изображений и подарите папе или бабушке.

Аппликации

Приготовьте цветную бумагу, ножницы, клей, картон. Пусть ребенок вырезает из цветной бумаги фигурки, делает аппликации.

Лепка из пластилина

Пластилин – незаменимый помощник. Просто дайте его малышу. Он будет отрывать по кусочку, резать его ножом, лепить.


Кинетический песок

Игры с кинетическим или живым песком способны занять 3-летнего ребенка очень надолго. Такой песок специально разработан для использования дома: он не пачкается и рассыпается. А польза для развития мелкой моторики и воображения колоссальная.

Чем занять ребенка в 3 года на улице?

Салки

Это прекрасная старинная игра. Идеально, конечно, если у ребенка будет партнер для бега, но можно поиграть и в одиночку. Предложите малышу добежать сначала до большого камня, потом до забора (дерева, лужи, кошки).

Песочница

Песочница на улице – настоящее спасение для родителей. Дайте ребенку различные формы (например, пустые пластиковые банки), и пусть он лепит куличи, строит замок или дорогу.


Игра в мяч

Мяч – еще один верный помощник для активных игр на свежем воздухе. Почему бы не поиграть в футбол, «Выбивного»?

Коллекция

Сделать уникальную коллекцию своими руками. Разрешите ребенку собирать опавшие листья, ветки, камни, и складывать эти богатства в коробку или пакет.

Рассматриваем облака

Если погода позволяет, можно сесть на лавочку возле дома и смотреть на облака. Объясните, что это такое, почему они появляются. Поинтересуйтесь, на что похоже то или иное облако, сочините интересный рассказ, например, «Куда уходят тучи?». Эта игра отлично развивает воображение!

«Кто как ходит?»

Пусть ребенок демонстрирует, как летит самолет, прыгает заяц, идет косолапый мишка.

Чем занять ребенка в 3 года на даче?

Главное условия полезного времяпровождения на даче – не сидеть взаперти, а гулять на свежем воздухе.

Корыто или надувной бассейн

Это беспроигрышный вариант. Погода солнечная и теплая? Налейте воды, и пусть ребенок плескается хоть до вечера.

Поливаем

Дайте малышу небольшую лейку, рядом поставьте ведро с водой. Пусть помогает – поливает растения.

Воздушный змей

Если погода достаточно ветреная и рядом нет высоких деревьев, запустите воздушного змея.


Рисование мелками

Если на даче есть асфальт или дорожки в саду выложены плитами, разрешите ребенку рисовать мелом на асфальте. А после вместе смойте творчество при помощи лейки.

Рисование на свежем воздухе

Расстелите на земле старую белую скатерть или обои, и объявите «День творчества без границ!». Выдайте малышу краски, фломастеры, ручки. Желательно, чтобы на ребенке было минимум одежды, чтобы его потом было легче отмыть.

Бумажные кораблики

Сделайте несколько бумажных корабликов, пусть ребенок запускает их в воде.


Красим забор

Дайте ребенку обычную малярную кисть и ведро с водой. У него сегодня есть важное задание – покрасить забор или все деревья на участке. Вода будет делать старую краску ярче, правда, ненадолго.

Соорудите огородное пугало

Возьмите 2 толстые палки (это будет туловище и руки), голову сделайте из мешка, набитого соломой. Попросите юного художника нарисовать глазки, ротик, волосы.

Костер

Почему бы не развести костер, сжечь огородный мусор? Трехлетний ребенок может собирать ветки для костра.

Обязательно объясните, что такое огонь, и какой вред он может принести. Ребенок должен оставаться в поле зрения!

Вечером можно испечь на костре картошку, слушать звуки природы и следить за звездами.

Занятия в детском саду

В детском саду делают аппликации, читают сказки, играют в ролевые игры. Педагог должен иметь в арсенале дюжину развлечений, которые займут детей в группе и на улице. Если же ребенку нечем заняться, начинаются слезы, крики, драки, отбирание игрушек.

Игры с мячом

Подвижные игры с мячом прекрасно развивают координацию, ловкость. Сыграем в «Съедобное-несъедобное?»


Игры на земле

Дети любят ковыряться в земле. Почему бы во время прогулки не пересадить цветы? Можно еще поискать жуков, червей, бабочек, попутно рассказывая о пользе насекомых

«Поймай, если сможешь»

Трое самых ловких малышей при помощи рук делают круг, и ловят им остальных ребят.

«Ловись, рыбка»

Дети встают в круг, в центре один ведущий с толстой веревкой в руках. Задача ведущего постараться коснуться ног других игроков. Дети же подпрыгивают, чтобы веревка их не задела.

«Попади»

Воспитатель выкапывает в земле небольшие ямки, на расстояние около метра друг от друга. Задача детей – по очереди кидать в ямки камешки, стараясь попасть прямо в цель.

«Море волнуется раз»

Веселая и очень полезная игра, развивающая внимание. Ведущий проговаривает всеми любимую считалочку, и после слова «Замри» остальные игроки должны изобразить что-то, связанное с морем, например. Это может быть чайка, рыба, якорь, корабль. Ведущий подходит к каждому отдельному игроку, «включает» его. Тот начинает показывать свою фигуру, а ведущий пытается отгадать, что же это.

Дети в машине. Чем занять?

В жизни часто случается необходимость отправиться в длительное путешествие на машине - поездка к морю, на дачу, в гости. Ребенок начинает скучать, капризничать, едва машина проехала километр пути. Что же делать? Играть!

«Посмотри в окно»

Кто быстрее найдет красную машину, зеленый куст, желтую крышу? Увидели? Громко произносим «Есть!»

Просто смотрим в окно и называем увиденные объекты.

Посчитаем

Наблюдаем за облаками

Скажите: «Я вижу облако, оно похоже на лебедя. А что ты видишь?»

Мешок с сюрпризами

Заранее положите в обычный пакет различные предметы – пуговицы, игрушки, карандаши. Попросите ребенка угадать, что там, внутри. Можно дать подсказку: «В этом пакете лежит что-то мягкое, красного цвета, ты на него нажимаешь, он начинает издавать звуки». Трехлетний ребенок быстро сообразит, что это его курочка!


Игры в слова

Например, вы говорите: «Это Настя», ребенок продолжает «Настя любит конфеты» и т.д. Говорить можно что угодно, главное, чтобы предложение было коротким.

Игра «Да или нет»

Вы утверждаете «Кот гавкает», «У тебя 4 ножки», «Наша машина синего цвета», ребенок дает ответ: «Да или нет». 3-летний ребенок быстро поймет суть игры и сам станет выдумывать смешные небылицы.

Пойте песни

Читайте наизусть стихи, рассказывайте сказки, пойте любимые песенки.


Что полезного может сделать ребенок в поезде?

Ребенку 3- х лет предстоит провести несколько часов в поезде? Чтобы время пролетело незаметно, важно заранее придумать увлекательные игры.

Игра с зеркалом

Дайте малышу небольшое зеркало, пусть ловит солнечных зайчиков, строит рожицы, выполняет ваши задания (закрыть правый глаз, высунуть язык).

Рисование

Альбомы для рисования, раскраски, фломастеры, наклейки, магнитные доски, раскраски способны надолго занять 3-летнего ребенка.


Волшебный мешок

Перед поездкой сшейте самый обычный мешок из старой простыни, и наполнить его сокровищами – лентами, дешевой бижутерией, липучками, шнурками, коробочками. Предложите ребенку посмотреть, что внутри.

Театр теней

Не забудьте фонарик, устройте в пути театр теней. В продаже имеются специальные детские фонарики-проекторы с интересными картинками.


Уборка

Дайте ребенку влажную салфетку и попросите вытереть стол, сидения, двери.

Прятки

Спрячьте любимую игрушку малыша, пусть ищет. Игра в прятки – одна из самых увлекательных.

Летим на самолете!

Первые места боковых рядов – идеальный вариант для полета с 3-летним ребенком. У него будет больше места, он сможет вставать, прыгать. Чем же занять трехлетнего ребенка в самолете?

Внимательно рассмотрите все вокруг, разрешите потрогать, пройдитесь по салону. Ребенку важно понять, что обстановка спокойна, и ничего страшного не произойдет.

Познакомьтесь с подушкой, сиденьем, ремнем, иллюминатором.

Открывать и ставить на место стол – счастье для каждого трехлетки. Проследите только, чтобы он не прищемил палец.

Пазлы

Приобретите заранее магнитные пазлы. Они специально созданы для такого путешествия, и не растеряются по салону самолета.

Игры в дорогу

Сейчас в продаже много специальных игр в дорогу. В машине их использовать не рекомендуется, а в самолете глазки не устанут. В комплект входят карточки с заданиями для развития логического и творческого мышления.


Пальчиковые игры

Пальчиковые игры, потешки («Сорока-ворона кашу варила» или «Идет коза рогатая») успокаивают, поднимают настроение.

Новая игрушка

Это беспроигрышный вариант. Конструктор, пазл, книга с яркими картинками способна занять непоседу на длительное время.

Рвем газеты

Запаситесь газетами или старыми журналами и большим пакетом. Их будет интересно рвать или комкать, и складывать в импровизированный мешок.

Далеко не всегда календарный возраст соответствует психологическому развитию ребенка. Если малыш не умеет держать фломастеры в руке, ест пластилин или рассыпает по кухне крупы, возможно, эти игры ему еще под силу. Он обязательно освоит и их, но только чуть позже.
Также стоит проследить, чтобы во время путешествия на машине малыш не мешал водителю (например, при игре с тем же фонариком), а в поезде и самолете – остальным пассажирам.


Читайте далее:

Видео по теме

Большинство современных родителей очень много внимания уделяют раннему развитию детей, понимая, что до трех лет ребенок легко обучается в процессе игры, а после ему становится намного сложней усваивать новую информацию без хорошей начальной базы. И перед многими взрослыми встает вопрос: что должен знать ребенок в 3 года? Ответ на него, а также все об особенностях развития детей в этом возрасте вы узнаете из этой статьи.

Осторожно: кризис трех лет

Считается одним из первых ребенка, у всех он протекает по-разному, но все равно имеет место. Связан он с тем, что в этом возрасте начинается процесс становления самосознания малыша - старая картина действительности устаревает, а на ее место приходит новая. Для того чтобы избежать лишних конфликтов, стрессов и знать, как помочь ребенку в этот период, важно понимать следующие возрастные особенности детей 3 лет:

  • Появляется потребность в самостоятельной деятельности: ребенок отделяется от взрослых, а действительность, ранее ограниченная в основном предметами и семейным кругом, становится миром взрослых людей.
  • Ребенок начинает противопоставлять себя взрослым, перестает слушаться и протестует против норм поведения, привитых ранее.
  • Именно в этот период малыш усваивает разницу между "хочу" и "должен", а обдуманные действия начинают преобладать над импульсивными.
  • В этом возрасте активно развивается самооценка, на которую очень сильно влияет отношение взрослых.

Новые возможности

Но кроме сложностей поведения появляются полезные, увеличивающие способность к обучению особенности ребенка 3 лет:

  • Коммуникативная готовность: ребенок начинает взаимодействовать с другими людьми, руководствуясь правилами и нормами.
  • Когнитивная готовность: формируется благодаря которому дети способны думать о предметах и проводить сравнительный анализ, даже когда они их не видят.
  • Эмоциональное развитие: ребенок начинает управлять эмоциями, в том числе справляется с агрессией.
  • Появляется способность к счету и чтению.

Взаимодействуя с окружающей действительностью, ребенок познает мир и развивается, задача взрослых - помочь ему. При обучении важно учитывать и использовать что-то ребенок может сделать с помощью взрослых, а то, что он научился делать самостоятельно, должно вовремя становиться пройденным этапом.

Оценка речевого развития

До пяти лет речь развивается очень интенсивно, поэтому важно контролировать, не отстает ли ребенок, а при необходимости помогать ему. Для оценки развития речи существует следующий список того, что должен знать ребенок в 3 года:

  • Словарный запас составляет около тысячи слов.
  • При обозначении предметов, людей и животных практически используются полноценные слова, а не звуки или сокращенные варианты.
  • Различает и правильно употребляет приставочные глаголы (прибежал, убежал, выбежал).
  • Он умеет называть предметы, используя обобщающие слова ("фрукты" вместо "груша" и "яблоко").
  • Осваивает названия деталей предметов (может сказать, что у кастрюли есть дно и ручки).
  • Сопоставляет слова и понимает, что такое синонимы.
  • Придумывает собственные слова из уже ему известных.
  • Обращает внимание на неправильное произношение других детей, при этом сам звуки может проговаривать тоже неверно.
  • Умеет говорить так, что его может понять любой взрослый.

Как развить связную речь

Дальнейшее 3 лет включает: увеличение словарного запаса, тренировку правильности произношения звуков и построение предложений. Главная цель всех занятий - совершенствование связной осмысленной речи. Для этого можно заниматься по специальным журналам-пособиям с красочными картинками и упражнениями.

К сожалению, рассчитывать на долгую усидчивость ребенка нельзя, но можно запомнить основные задания для детей 3 лет и выполнять их с использованием понятий из реальной жизни:

  • Дома можно называть предметы и подбирать на примере игрушек, обуви, посуды и любых других вещей.
  • На прогулке можно говорить ребенку прилагательные и просить найти предметы им соответствующие, например, "высокий" (малыш указывает на дом) или "красная" (может быть машина). Преимущество такого упражнения в том, что малыш может найти в реальном мире гораздо больше подходящих вещей, чем на картинках.
  • На улице и дома можно задавать ребенку вопросы про предметы, которые он видит, например, где они находятся, какого цвета, зачем нужны и другие.

Учим стихи

В три года ребенок должен уметь запоминать и повторять 3-4 слова, которые сказал взрослый. Благодаря этой способности можно начинать учить стихи. Они тренируют память, внимание, развивают речь, обогащают словарный запас, расширяют представления о мире, а также помогают ребенку вырасти целеустремленным и уметь доводить начатые дела до конца.

Стишок для детей 3 лет не должен быть слишком большим: достаточно двух четверостиший. Прежде чем начинать учить стихотворение, взрослый должен его выразительно рассказать и обсудить содержание с ребенком. При желании можно нарисовать к тексту картинки. Каждое четверостишье учится по одной схеме: взрослый медленно проговаривает первую строчку и просит ребенка повторять за ним, пока он ее не запомнит. Затем учится вторая строчка и соединяется с первой, потом третья прибавляется к первым двум. Затем запоминается последняя, и первое четверостишье готово. Когда две части выучены, они соединяются, и стих читается целиком.

Легкий стишок для детей 3 лет о наступлении зимы:

Утром подошел к окну,
Удивился: "Ну и ну!
Спать я осенью ложился,
За ночь мир преобразился!

Шубки белые надели
И деревья, и дома.
Это значит, в самом деле
Ночью к нам пришла зима!"

Самые первые математические понятия

Первое знакомство с математикой начинается намного раньше, чем кажется, и от того, насколько оно будет успешным, зависят дальнейшие отношения ребенка с этой сложной наукой. Поможет оценить полноту представлений следующий список того, что должен знать ребенок в 3 года в сфере математики:

  • Уметь сравнивать предметы по ширине, длине, толщине и высоте.
  • Использовать в речи понятия "много" и "один", грамотно согласовывать их с существительными.
  • Уметь считать на пальцах до трех.
  • Знать и называть основные геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник и сравнивать предметы по форме.
  • Знать и употреблять в речи понятия: маленький, большой, меньше и больше.
  • Уметь сравнивать количество предметов.
  • Уметь находить предмету пару по заданному признаку.

Проверка познаний об окружающем мире

Некоторые родители недооценивают возможности своих трехлетних детей и не дают нужный объем нагрузки, а усиленные занятия начинают в период подготовки к школе и сталкиваются с нежеланием ребенка обучаться, потому что познавательная активность уже угасла. Для предотвращения подобных проблем важно вовремя выяснить, что должен знать ребенок в 3 года об окружающем мире, а при необходимости заполнить пробелы.

Ребенок в этом возрасте должен:

  • Знать, как выглядят и называются домашние и дикие животные.
  • Понимать, кто такие птицы, насекомые и рыбы, а также уметь называть по три-четыре представителя каждого класса.
  • Знать по три-четыре названия деревьев и цветов.
  • Уметь различать фрукты, овощи, грибы и ягоды, а также знать их основные названия.
  • Иметь представление о таких природных явлениях, как ветер, дождь, радуга, снег.
  • Знать и уметь называть части суток.
  • Иметь понятие о материалах, из которых сделаны окружающие вещи.

Оцениваем развитие мышления и моторики

Ребенок в три года должен уметь выполнять следующие действия:

  • собирать изображение из 2-4 частей;
  • видеть и объяснять несоответствие на картинке;
  • определять лишний предмет и обосновывать свой выбор;
  • объяснять, чем предметы похожи, а чем различаются;
  • разрезать бумагу ножницами;
  • отделять кусочки от пластилина и делать из них колбаски и шарики;
  • рисовать точки, кружки и различные виды линий;
  • заниматься пальчиковой гимнастикой.

Как развить мелкую моторику

Наиболее полезной для развития моторики считается лепка для детей 3 лет, но проявлять к ней интерес ребенок начинает намного раньше, например, когда воодушевленно размазывает кашу по столу. Лепить можно из пластилина или слоеного теста. Занятия помогают также развивать речь и закреплять имеющиеся представления об окружающем мире. Лепить можно при желании хоть каждый день, но и двух раз в неделю вполне достаточно. Для того чтобы занятия стали более увлекательными и не слишком сложными для ребенка, можно делать заготовки из бумажных основ и подбирать подходящие истории или стихи.

Цель первого опыта работы с пластилином: научить ребенка отрывать от него кусочки и лепить их на бумагу, можно нарисовать деревья и украшать их разноцветными листьями. На втором занятии нужно научиться катать шарики, можно украшать елочку новогодними игрушками. Во время третьего урока ребенок практикуется в раскатывании колбасок, из них можно будет сделать радугу или Для трехлетнего возраста этих простых приемов вполне достаточно.

Конечно, все дети индивидуальны и у них разный уровень способностей. Но именно от родителей зависит, как эти способности будут использованы. Важно внимательно следить за успехами ребенка, оценивать его уровень развития и постоянно давать новые и более сложные, но не менее интересные задания для детей 3 лет в игровой форме.

В возрасте трёх лет развитие детских навыков протекает быстро, порою, скачками, и бессмысленно сравнивать достижения разных малышей, поскольку каждый из них совершенствуется по индивидуальному плану, заложенному природой. Переломный момент, доставляющий родителям много хлопот, как правило, уже остаётся в прошлом или близок к завершению, а ребёнок, активно пополняющий список новых умений, всё больше радует мам и пап. Удостовериться, что малыш не отстаёт, поможет знание того, что должен уметь ребенок в 3 года.

Изменения, которые претерпевает детский организм в возрасте трёх лет, весьма значительны и разнообразны. Прежде всего, начиная с 2,5, малыши вырастают на 4-5 сантиметров и набирают 1,2 килограмма веса. Мальчики всегда чуть крупнее девочек, рост их варьируется от 88 до 102 сантиметров, а масса тела – от 12 до 18 килограмм. У девочек те же показатели составляют 87-100 сантиметров и 10-17 килограммов.

Из-за анатомо-физиологических изменений совершенствуются другие важные функции и способности крохи:

  1. Трёхлетние дети всё лучше могут управлять своим телом, координировать движения, постепенно выравнивается шаг ребёнка при ходьбе.
  2. В связи с развитием нервной системы, дети дольше бодрствуют, лучше воспринимают и запоминают информацию, повышается их работоспособность. Из-за этого монотонные занятия уже не кажутся некоторым деткам столь обременительными – они более усидчивы и терпеливы.
  3. Развитие моторной функции расширяет возможности карапуза, и он может выполнять множество различных действий, относящихся к бытовой области и играм. Вследствие этого, совершенствуется и речевой навык, а лексикон крохи пополняется до 1000 слов. Несмотря на то, что у деток не всегда получается правильное произношение, а некоторые буквы им, вообще трудно выговаривать, они разговаривают беспрерывно – в таком случае родителям нужно заняться с малышом артикуляционной гимнастикой или отвести к логопеду.
  4. Три года – это время бесчисленного числа вопросов, обращённых к взрослым, и важно чтобы ребёнок получал исчерпывающие ответы на доступном языке.

Психическое развитие ребенка в 3 года тесно связано с формированием эмоционального фона и ролевыми играми, актуальными для этого возраста. Их важность трудно переоценить – играя, дети не только развивают пространственное мышление, но и учатся решать разные задачи, прокручивая в своих сценариях модели поведения старших. В дальнейшем это поможет малышу находить выход из непростых ситуаций, нередких в реальности.

Что должен уметь ребенок в 3 года

Выяснив, что должен уметь делать трёхлетний малыш, родители получают возможность сравнить успехи своего чада со средними показателями этого возраста. Это облегчает составление обучающей программы, направленной на разностороннее развитие.

На данный момент детишки усвоили массу двигательных навыков и находятся в хорошей спортивной форме:

  • они с лёгкостью поднимаются и спускаются по ступенькам, отлично лазают по вертикальной лестнице;
  • быстро бегают, при этом меняя направление;
  • сами могут взбираться на возвышения и спускаться;
  • кувыркаются и ходят задом;
  • уверенно манипулируют мячом;
  • сохраняют баланс, стоя на носках, проходят таким способом несколько метров;
  • осваивают езду на велосипеде;
  • хорошо прыгают на одной ножке.

С трёх лет малышей уже можно отдавать в разные спортивные кружки и секции, заниматься с ними танцами и плаваньем.

Речевое развитие ребёнка достигает определённых высот – дети говорят связными предложениями, хотя всё ещё могут не выговаривать некоторые буквы.

Читайте также:

Большинство деток обладают хорошими речевыми навыками:

  • способны вести разумный диалог с ровесниками и взрослыми;
  • с готовностью дают ответы на вопросы взрослых;
  • могут описать картинку, используя 5-6 связных предложений;
  • фразы их состоят из основных составляющих частей речи, уже используются и предлоги;
  • детки пересказывают прозу, способны запомнить стихотворения;
  • знают членов семьи и знакомых по именам грамотно выговаривают своё собственное имя;
  • начинают применять антонимы и прилагательные.

С речью ребёнка неразрывно связаны его интеллектуальные способности. Хорошо развитый малыш должен уметь в три года находить причинно-следственные связи между событиями и делать соответствующие выводы.

Так же для детей этого возраста свойственно:

  • находить различия и общие признаки отдельных живых и неживых объектов, предметов, сравнивать изображения, распознавать элементы, не вписывающиеся в общую картину;
  • выстраивать простые логические цепочки по рассказам и, наблюдая за природными явлениями;
  • обладать знаниями о множественности, иметь представление о цифрах и арифметическом счёте;
  • называть и отличать разные цвета и оттенки;
  • распознавать основные фигуры – квадрат, круг, треугольник;
  • собирать мозаики и пазлы из 7-8 элементов;
  • обсуждать события, происшедших в недавнем прошлом.

Развитая моторная функция позволяет ребёнку трёх лет:

  • использовать ножницы для вырезания;
  • держать карандаш, кисточку и ручку;
  • нанизывать на нитку бусинки;
  • лепить из пластилина колбаски и шарики.

Трёхлетний ребёнок обладает многими бытовыми умениями, и каждый день приобретает новые полезные навыки и привычки:

  • самостоятельно ест с помощью ложки и вилки;
  • умывается, пользуется зубной щёткой и пастой;
  • умывает руки, прежде чем сесть за стол;
  • способен обуться, разуться надеть верхнюю одежду;
  • хорошо справляется с пуговицами, шнурками, липучками, молниями;
  • использует салфетки и носовые платки, если испачкается;
  • складывает свои вещи и игрушки, наводит порядок.

Понимая, что должен уметь ребенок в 3 года, нельзя забывать о формировании коммуникабельности у детей. Им крайне необходимо контактирование с посторонними и незнакомыми людьми, таким образом, совершенствуются их социальные навыки:

  • дети легко знакомятся со сверстниками;
  • они уже понимают правила некоторых настольных и уличных игр;
  • играя, могут оценивать опасные ситуации и предпринимать попытки их предотвращения;
  • малыши уже способны прощаться, приветствовать и благодарить ровесников и людей старшего поколения.

Различие в поведение детей разных полов проявляются всё ярче. Особой двигательной активностью обладает мальчик, уметь в три года он может многое, в основном, копируя жесты и действия отца. Он упрям и самостоятелен, предпочитая конкретное выражение своих чувств и желаний.

Размышляя над тем, что надо уметь в 3 года девочке, можно прийти к выводу, что основные её навыки связаны с более развитой речью, к тому же, малышки умеют не только говорить, но слушать и слышать родителей. Благодаря этой способности, с ними всегда проще договориться.

Обучающие игры и развивающие игрушки

Для ребёнка трёх лет основным обучающим материалом остаётся игровой процесс, поэтому важно выбирать для него подходящие по возрасту игры и игрушки.

Для совершенствования двигательной функции рекомендуется использовать:

  • мячи;
  • толокары, машинки-каталки;
  • детский гольф, кегельбан;
  • специальные коврики для танцев;
  • самокаты, трёхколёсные велосипеды;
  • детский спортивный комплекс;
  • батут;
  • сухой бассейн.

Для развития творческих способностей, мелкой моторики, тренировки внимания, памяти, логического мышления и воображения необходимы:

  • наборы кубиков, конструкторы;
  • мозаики, пазлы, детское лото и домино;
  • сортёры, игрушки-вкладыши, шнуровки;
  • резиновые фигурки животных;
  • интерактивные игрушки, книги, глобусы, карты;
  • детские музыкальные инструменты;
  • творческие комплекты, краски, мольберт, наборы для лепки.

Для сюжетных игр малышам в 3 года понадобятся пупсы и куклы, игрушечные наборы посуды, мебель, кухня, атрибуты людей разных профессий, а также машинки, солдатики, роботы.

В три года дети уже способны играть самостоятельно, но они, как и прежде, нуждаются в общении и участии взрослых в своих забавах и занятиях.

Кризис трёх лет: неотъемлемый этап взросления

Переходный период, который случается в жизни каждого ребёнка, в большинстве случаев, начинается с двух лет и может продлиться до трёх и даже четырёх лет. В зависимости от темперамента малыша, он может быть явным или менее выраженным. Если брать мальчиков и девочек, у первых основной причиной конфликта становится упрямство и нежелание выполнять необходимые требования родителей, малышки протестуют, начиная капризничать.

Непослушание и враждебное поведение детей связано с изменениями в их психике – собственные достижения заставляют малышей самоутверждаться таким не совсем приятным способом. Очень часто, устраивая настоящий скандал, ребёнок вовсе не ждёт, что родители пойдут на уступки, ему важно понять, встретит ли он сопротивление со стороны старших. Совсем углубляясь в этот аспект, можно сказать, что если взрослые идут на компромисс, маленький агрессор чувствует себя более защищённым, но негативным следствием разрешения ситуации обязательно станет дальнейшая манипуляция чувствами отца и матери.

Распознать начало проявления кризиса у детей можно по следующим характерным признакам:

  1. Отрицание ребёнком всего, чтобы ему не предлагали, даже вопреки собственным желаниям. Детский негативизм, как правило, направлен на одного из родителей.
  2. Непослушание, выражающееся в своеволии – ребёнок показывает, что не нуждается в посторонней помощи, делает всё сам, даже если не получается – одевается, готовит себе еду, пытается сам переходить дорогу во время прогулки.
  3. Упрямство, доходящее до абсурда – малыш не хочет убирать за собой игрушки, мыть свою тарелку, кушать кашу, и делает это демонстративно.
  4. Протест – ещё один симптом наступления кризисного этапа. Дети не желают соблюдать элементарные правила, их невозможно уложить спать или покормить. Обычные слова ребёнка «не буду», «не хочу». В большинстве случаев, развязка, повторяющаяся до 20 раз в день – плач, крики, буйная истерика.
  5. Дети становятся крайне строптивыми в отношении всего, что их окружает – вещей, людей, правил распорядка дня. Им не нравится буквально всё.
  6. Настырность и деспотизм, когда карапуз требует выполнения своего желания и ведёт себя с родителями агрессивно – он может кричать, топать ногами, даже ударить маму.
  7. Другое проявление – обесценивание близких людей, выражается это в грубых и жестоких словах, обзывательствах по отношению к членам семьи. При этом малыш ломает, рвёт и топчет любимые ещё вчера игрушки, книги, одежду.

Конечно, родителям сложно относится к неадекватно ведущему себя ребёнку с прежней теплотой, но нужно понять, что это временные трудности, и, ни в коем случае, не отталкивать от себя малыша.

Чтобы неприятные проявления характера крохи, связанные со становлением его личности, прошли более гладко и закончились как можно быстрее, психологи советую родителям:

  • давать ребёнку относительную свободу действия и не контролировать каждый его шаг;
  • разрешать малышу оказывать помощь в бытовых делах, даже если он может при этом разбить тарелку или пролить воду на пол, поливая цветы;
  • чаще хвалить карапуза за хорошие поступки;
  • в присутствии крохи не выяснять между собой степень вины в некорректном поведении сына или дочери.

В этот сложный период нельзя ребёнку приказывать, с ним можно всегда договориться, если приложить темного терпения и даже хитрости. Тем более, нельзя наказывать малыша физически – это только озлобит маленького человека. Любовь, понимающее, доброжелательное отношение, поможет взрослым пережить сложные времена в течение нескольких месяцев.

Развитие ребенка в 3 года: видео

Используя знание того, что должен уметь ребенок в 3 года, родители имеют возможность стимулировать и регулировать развитие своего крохи, грамотно выбирая для него игрушки и обучающие игры. Результаты умственной, физической и творческой деятельности будут более значительными, если они проявят мудрость, и будут доверять действиям малыша и уважать его мнение.

Меня часто спрашивают, помогает ли раннее развитие воспитывать гениев. Я отвечаю: «Нет». Единственная цель раннего развития - дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым (Масару Ибука).

Мы, как родители ответственные и осознанные, не хотим что-либо упустить в развитии своего малыша, и поэтому интересуемся тем, . Эта статья поможет вам разобраться в этом вопросе. Тема развития трехлетнего ребенка достаточно обширная, и можно писать по ней отдельную книгу. Поэтому мы остановимся с вами на основных важных моментах и определим основные направления, в которых стоит двигаться, развивая вашего ребенка.

Давайте обратимся за помощью к известному педагогу Марии Монтессори, которая уже давно определила и структурировала зоны развития ребенка:

Эта классификация поможет нам разобраться в вопросе, как развивать ребенка в 3 года . Эти зоны развития переплетаются между собой и влияют друг на друга.

Также, задумываясь о развитии вашего ребенка, задавайтесь следующими вопросами:

Кем я хочу видеть своего ребенка в будущем?

Какие качества необходимы моему ребенку, чтобы быть полноценной личностью в обществе?

Какие важные события ожидают моего ребенка в ближайшем будущем, и какой подготовки они требуют? и т.д.

Задаваясь такими типами вопросов, вы будете определять для себя направления движения в развитии ребенка: определяем цель, подбираем методы, планируем, готовимся и действуем.

Практическое развитие трехлетнего ребенка

Цель развития нашего трехлетнего ребенка в этой зоне – научить его быть более приспособленным к практической жизни.

Трехлетний ребенок должен научиться ухаживать за собой. Особенно это становится очевидным и актуальным, когда ребенок начинает ходить в детский сад, а здесь необходимо хорошо и аккуратно самостоятельно кушать ложкой, мыть руки, застегивать пуговицы, убирать за собой, быть дружелюбным и щедрым, ответственным, чувствовать время и т.д. Поэтому мы должны прививать ребенку эти навыки, как в специальных развивающих занятиях, так и в повседневных делах.

Очень хорошо как можно чаще вовлекать ребенка в домашние дела — это и развитие, и посильная помощь маме. Тем более, что дети очень любят работать руками и способны быть неплохими помощниками уже в достаточно раннем возрасте.

Развивающие занятия для трехлетнего ребенка будут включать в себя различные пересыпания, переливания, шнуровку, сортировку, ролевые игры, задания на изучение и , творчество и т.д. Очень важно все, что развивает движение, ловкость и . Но помните, что пособия для игр должны быть удобными для ребенка и подходить ему как по возрасту, так и по уровню сложности.

Мы и раньше учили нашего ребенка общаться со сверстниками, прививали ему навыки культурного поведения и принципы морали, но в этом возрасте это становиться еще более актуальным, так как с трех лет у ребенка особенно возрастает потребность в общении со сверстниками. Дети лучше сопереживают и понимают друг друга, вместе играют в ролевые игры. Но сильно шумная компания может переутомить ребенка.

Примеры развивающих игр для трехлетнего ребенка в зоне практического развития:

  1. Свой огород. Заведите с ребенком на окне небольшой огород, например, посадите в горшочки лук. Поливайте его, ухаживайте за ним, следите за ростом. Даты и время полива, степень роста отмечайте в специальной таблице, которую повесьте рядом с огородом. Пусть ребенок каждый раз вытирает воду тряпочкой, когда он ее пролил.
  2. Моем посуду. Научите ребенка мыть посуду. Если боитесь, используйте пластиковую посуду. Для начала покажите ребенку, как вы сами это делаете, начиная от процесса мойки тарелок до уборки. Затем пусть ребенок попробует сам. А вы его хвалите и корректно направляйте, если у него не очень хорошо получается.
  3. Рисование нетрадиционными материалами. Разнообразьте ваше рисование использованием различных техник, например, рисование пипеткой и «снежком» из бумаги. Пусть ребенок набирает пипеткой краску, и на его полянке неожиданно закапает дождик, который затем перерастет в настоящий ливень (сминаем бумагу в виде снежка, затем макаем его в краску и «топаем» по бумаге, проговаривая «вот какой сильный дождик полил»).

Сенсорное развитие

В этой зоне мы занимаемся развитием и совершенствованием у нашего трехлетнего ребенка всех 5 чувств: зрения, осязания, вкуса, обоняния, слуха ребенка – и его способности владеть собой.

По статике, в среднем, в три года ребенок способен запоминать 2 слова из 10, названных нами и около 4 предметов или их изображений из 10-15. Помните, что ребенок лучше запоминает то, что вызвало у него хорошие, яркие и положительные эмоции. Называет правильно 4 основных цвета, знает некоторые оттенки. Собирает хорошо последовательность из 4-6 предметов, например матрешки и вкладыши, а также пирамидку. Может называть большой, средний и маленький, мягкий, твердый и т.д.

В развивающих занятиях и в бытовой жизни ребенку трех лет полезно пробовать различную еду, трогать предметы разной температуры, нюхать запахи, взвешивать руками и на весах различные предметы, выполнять задания с закрытыми глазами, выполнять различные , слушать живую музыку, играть с различными сортерами, ощущать , играть в игры на определение цветов и т.д.

Примеры развивающих игр для трехлетнего ребенка в зоне сенсорного развития:


Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Математическое развитие

Сенсорное развитие является важной основой математической развития, так как благодаря ему мы формируем у ребенка пространственное, логическое, абстрактное мышление, представление о множестве и свойствах объектов, учим его мыслить, развиваем воображение и фантазию.

В зоне математического развития ребенка 3 лет необходимо сконцентрироваться на развитии навыков счета и понятии о цифре. В изучении математики для ребенка очень важным является иметь образ количества, которому соответствует та или иная цифра. До того как начать активно считать и пользоваться цифрами, ребенок должен насытиться образами того или иного числа, например, что 3 – это может быть три коровы и 3 булочки, 5 – это 5 машинок и 5 бегемотов и т.д. Затем переходим к запоминанию названий цифр. Помните, дети мыслят совсем иначе, то, что для нас кажется проще простого, для них – сложно. Не спешите в математике, хвалите ребенка за его достижения.

Примеры развивающих игр для трехлетнего ребенка в зоне математического развития:

  1. Играем со счетными палочками. Подготовьте счетные палочки и небольшие карточки с написанными на них цифрами от 1 до 10. Положите на стол первую палочку и скажите «один», затем положите вторую и скажите «два», затем пересчитайте палочки «один, два». И так до 10. После того, как все палочки будут выложены, положите возле каждой палочки карточку с написанной на ней цифрой. Называйте цифры и пересчитывайте. Можете пригласить любимую игрушку, пусть мишка считает вместе с вами и спрашивает у ребенка, все ли он понял, сколько палочек на столе и т.д. Можно раздавать любимым игрушкам определенное количество палочек (две зайке, две мишке, две кукле).
  2. Печем цифры. Испеките с ребенком обычное печенье и печенье в виде цифр. Пусть ребенок помогает вам лепить колбаски и складывать из них печенье — цифру. А после выпечки изучайте цифры и сортируйте печенье соответственно цифре, а также угощайте ими всех членов семье и друзей. Изучайте понятие много, мало, больше, меньше. Также из печенья можно складывать длинные и узкие дорожки, высокие и низкие башни.
  3. Математические сказки. Запланируйте на вечер математическую сказку. Сделайте ледяную лампу (заморозьте воду в шарике на несколько часов, достаньте шар из морозилки и струей горячей воды проделайте в нем достаточное отверстие для свечки, так, чтобы хватало воздуха для ее горения). Выберите любую понравившуюся вам сказку в интернете (или из книги) или сочините сами, и пусть математика станет для вашего ребенка волшебством.

Развитие речи

Характерным для развития ребенка 3 лет , является особый интерес к языку и словам. Активный словарь ребенка может насчитывать до 1500 слов.

Очень важным для развития речи является оттачивание движений рук и пальцев, координации между зрением и руками, а также развитие осязания и слуха. Развивающие занятия могут быть направлены на развитие , включать пальчиковую гимнастику, чтение книг, пение песенок и заучивание стишков, театр теней и кукольный театр, творчество и т.д.

Примеры развивающих игр для трехлетнего ребенка в зоне развития речи:

  1. Команды на карточках. Сделайте карточки с командами достаточного размера, чтобы ребенку было видно с расстояния 1,5 метра (где-то 8*22 см). Напишите на карточках команды: Встань, Присядь, Прыгай, Танцуй, Подними руки, Подними ногу, Пой и т.д, около 20 слов. Покажите ребенку карточку, назовите команду, и пусть он ее выполняет. Начинайте с команд, состоящих из одного слова. Когда ребенок научиться распознавать команды, пусть он сам читает и выполняет действия.
  2. Подписывайте творческие работы. Подписывайте с ребенком все его творческие работы. Можно приемом «рука в руке» (мама пишет ручкой ребенка) или пишет сама мама. Например, нарисуйте фломастерами папе машину, а отдельные ее элементы, например колеса, окна и двери залепите пластилином. Напишите на рисунке: «Машина», «Рисовал Даня». И вручите папе, когда он придет с работы.
  3. Пальчиковая гимнастика. Пальчиковую гимнастику можно делать как под специально подобранные стишки, так и под любые, которые нравятся вашему малышу.

Естественнонаучное развитие

Трехлетний ребенок – это, с одной стороны, маленький, а с другой – уже такой взрослый человечек, который жаждет познания мира, хочет быть самостоятельным, много и разнообразно играет. Он стал уже более терпеливым и дольше может быть вовлечен в одно занятие. А мы, родители, находимся рядом и помогаем ему расти.

Следует стараться обогатить мир трехлетнего ребенка знаниями, образами, показать ему окружающий мир, его красоту и многогранность, объяснить происходящие в нем процессы, научить жить в нем и жить среди людей, привить ему эстетический вкус и т.д. И все это в интересной, понятной для детей форме – в виде игры.

Естественнонаучное развитие – одна из самых широких областей развития ребенка, которая включает в себя физическое развитие, музыкальное развитие, творческое развитие, духовное развитие и т.д.

Физическое развитие. Желательно, чтобы у трехлетнего ребенка был свой и различный спортивный инвентарь (велосипед, самокат, ролики, коньки, лыжи, мячи, кегли и т.д.). Можно водить его в бассейн и на другие секции. Ребенок должен иметь возможность бегать, прыгать, спрыгивать, перепрыгивать, залезать, слезать, качаться и т.д.

Творчество. Также у ребенка должен быть уголок для творчества и место, где он может быть наедине сам с собой, различные игрушки для сюжетно-ролевых игр (фигурки животных и людей, наборы врача, парикмахера, мастера, кухонная техника и т.д.), конструкторы, кубики, глобус и др.

Духовный мир. С детства приобщайте своего ребенка к духовным вещам: знание и понимание традиций своего народа, моральных ценностей, чтение детских духовных книг. Помните вопрос: «Кем я хочу, чтобы вырос мой ребенок?». А он должен иметь не только академические знания и здоровое тело, а и «полный внутренний сосуд».

Примеры развивающих игр для трехлетнего ребенка в зоне естественнонаучного развития:

  1. Северный полюс . Познакомьте ребенка с Северным полюсом, его обитателями и особенностями окружающей природы. Постройте Северный полюс в пустой коробке или миске, снег подготовьте из крахмала и пены для бритья (500 г крахмала на 300 г пены, пену добавляем постепенно и вымешиваем, пока снег не начнет лепиться). Лепите ледники, играйте с фигурками животных, фантазируйте и изучайте Северный полюс.
  2. Поиск сокровищ. Спрячьте в темной комнате различные светящиеся предметы (светящиеся палочки, браслеты, специальные наклейки для декора (звездное небо, например)), и пусть ребенок отправляется на их поиски. Заранее скажите, сколько нужно найти предметов. Можете играть с ним наперегонки.
  3. Рисование шариками. Возьмите стеклянные шарики (около 6 штук), противень, гуашь разных цветов и плотную бумагу. Накапайте краску в середину листа и положите туда несколько шариков. Пусть ребенок наклоняет противень в разные стороны. Получаются очень интересные картины. Не забудьте подстелить что-то на пол.

Нужно заканчивать. Вы, наверное, уже чуть-чуть устали? Конечно же, можно было бы и дальше много говорить о развитии ребенка в 3 года , но это получилась бы очень и очень большая статья. Поэтому почаще заходите на наш сайт, и вы найдете много с трехлеткой.

Главное, любите ребенка безусловной любовью. А это пригодится, ведь кризис трех лет никто не отменял!

О том, что происходит с ребенком в возрасте 3 лет, вы можете посмотреть в этом видео:

Вам также может быть интересно:

Как вы занимаетесь развитием своего ребенка в 3 года? Как кризис 3 лет повлиял на ваши занятия? Поделитесь в комментариях!

3 года – важная дата в жизни ребенка и его родителей, а многие детские психологи и педиатры именно этот возраст считают переходным между младенчеством и детством. Ведь в 3 года малыш уже вполне самостоятелен – он умеет разговаривать, ориентирован в повседневной жизни, может самостоятельно съесть пищу, умыться и найти себе занятие. Большинство родителей трехлеток не вполне четко представляют себе, что должен уметь ребенок в 3 года, ведь некоторые дети в этом возрасте уже читают, а другие еще с трудом разговаривают. Конечно же, абсолютной нормы развития нет и не может быть, но существует определенный минимум знаний и навыков, которыми должен владеть каждый 3-х летний ребенок.

Физическое развитие ребенка в 3 года

Рост и вес ребенка в 3 года зависит уже не только от темпов его развития и здоровья малыша, но и от расовой и наследственной предрасположенности. Мальчики в 3 года весят от 13,5 до 17 кг, а девочки – от 13 до 16 кг. Рост детей считается нормальным, если он находится в пределах 86 – 100 см.

В 3 года режим дня ребенка не должен резко меняться, ему по-прежнему необходим 10-11 часовой сон ночью и 1-1,5 часа отдыха днем. Но соблюдая режим сна и отдыха, заставлять спать, со слезами и скандалом, трехлеток тоже не стоит – такой сон вместо отдыха станет настоящим наказанием малыша, если ребенок категорически не хочет спать, достаточно укладывать его после обеда полежать спокойно или читать с ним в это время книги.

В 3 года ребенок уже уверенно владеет своим телом, он может бегать, прыгать, перешагивать через препятствия, забираться на вертикальную лестницу, залазить на невысокие горки , менять направление движения на ходу и умеет быстро разворачиваться, наклоняться и приседать. Многие дети в этом возрасте уже могут кататься на трехколесном велосипеде, стоять и прыгать на одной ножке, а также перепрыгивать через скакалку.

Очень важными считаются навыки опрятности и самообслуживания, которыми владеет ребенок в 3 года. В этом возрасте он должен уметь просится на горшок или самостоятельно садится на него (считается допустимым, если малыш иногда не успевает проснуться ночью и очень редко «заигрывается» днем). Дети в 3 года должны соблюдать определенные правила поведения, причем, в отличие от многих других умений и навыков, — эти зависят только от воспитания и манер окружающих ребенка взрослых. В этом возрасте малыши уже прекрасно понимают, какое поведение вызывает неодобрение взрослых, и могут проследить за собственным внешним видом. Многие девочки в 3 года уже сами выбирают себе одежду, сильно расстраиваются, если она пачкается, ежедневно просят мам сделать им прическу и самостоятельно надевают бусы, заколки и колечки.

Кроме навыков опрятности, трехлетний ребенок должен уметь есть ложкой и начинать пользоваться вилкой, пить, не проливая, из чашки и знать, как самостоятельно взять продукты из холодильника или шкафа.

Многие родители не дают своим детям ничего делать на кухне, считая, что трехлетки больше напачкают и испортят, но это в корне неправильно – приучать ребенка к самостоятельности нужно уже этом возрасте. Трехлетний малыш вполне может помочь маме, доставая продукты из шкафов или нарезая сыр специальным детским ножом. Такие задания помогают детям почувствовать себя вовлеченными во «взрослую» жизнь семьи и одновременно учат их, как и что нужно сделать для приготовления пищи.

В 3 года дети могут сами умываться, чистить зубы под присмотром родителей, снимать одежду, а многие даже пытаются одеваться самостоятельно, хотя и не всегда справляются с пуговицами, шнурками и завязками.

Нервно-психическое развитие ребенка в 3 года

В 3 года ребенок не просто растет и развивается, он буквально «впитывает» информацию, как губка и опытные психологи и педагоги советуют ни в коем случае не упускать этого времени. Именно после 3-х лет можно начинать регулярные занятия по подготовке ребенка к школе, ознакомлению с окружающим миром, изучению иностранных языков или музыки. Многие родители делают большую ошибку, считая, что если они отдали малыша в садик, то больше заботиться о его развитии им не нужно. К сожалению, как показывает практика, большинство государственных и частных детских садов не могут полноценно заниматься развитием каждого ребенка, так что без дополнительных занятий не обойтись.

В этом возрасте ребенок должен свободно владеть речью, причем говорить короткими предложениями, а не отдельными словами. Малыши в 3 года уже могут запомнить стихотворение из 2-4 строчек , знают по именам всех близких родственников, говорят о себе в 1-м лице и называют не только названия предметов, но и дают им краткую характеристику, а также могут сказать, зачем нужен или что делает тот или иной предмет.

Очень важно, чтобы ребенок в 3 года умел полностью сосредотачиваться на одном предмете в течение 3-5 минут, мог сам находить решение проблемы, а не обращался сразу за помощью взрослого.

Дети в 3 года должны уверенно держать в руке карандаш, чертить им прямые линии и окружности , уметь раскрашивать картинки, рисовать красками, резать бумагу по линии, делать простейшие аппликации (с родителями), лепить из пластилина и других материалов.

Мышление ребенка в 3 года тоже сильно меняется – теперь он уже делает выводы из увиденного и услышанного, ищет связи между предметами и явлениями и готов бесконечно доставать родителей вопросами «почему», «как» и «зачем», иногда спрашивая об одном и том же много раз подряд. В этом возрасте дети должны собирать картинки из 2-3 частей, обобщать предметы в группы, находить сходства и различия, а также несоответствия на картинках (конечно, в самых простых вариантах).

На возраст 3 года приходится второй «всплеск» детской самостоятельности – теперь малыш хочет делать все сам и очень сердится, если вы не даете ему самостоятельно одеваться или поправляете результат его труда. Опытные родители советуют не пытаться «переупрямить» ребенка, если конечно, в будущем вы не хотите столкнуться с проблемами бесхарактерности и несамостоятельности у подростка, а заранее выделять время на его попытки все делать самому. Да, в условиях постоянной нехватки времени, сделать это очень сложно, но зато такое поведение может вам сохранить взаимопонимание с ребенком, развить в нем успешность и самостоятельность, а также уберечь свои нервные клетки. Подъем на полчаса раньше по утрам, мысленное увеличение времени на все дела минут на 15-20 и договоренность с ребенком: «в садик мы идем быстро и я сама тебя одеваю, а вот обратно – ты все сам», помогут избежать очень многих проблем.

Социальное развитие ребенка в 3 года тоже делает большой скачок, теперь малыш согласен «впустить» в свой мир и посторонних людей, ему уже не так важен постоянный контакт с мамой и другими близкими, а игры со сверстниками кажутся куда привлекательнее игр с взрослыми. Дети в 3 года охотно наблюдают и взаимодействуют с другими людьми, им уже не хватает общества мамы и родни. В этом возрасте им просто необходимо общение с другими малышами, так как только в обществе сверстников они смогут научиться правилам коммуникации, умению решать конфликты и отстаивать свое мнение.

Ребенку 3 года – есть поводы для беспокойства?

Здраво оценить развитие своего ребенка всегда трудно, но родителям трехлеток стоит обратить внимание на своего малыша, если он:

  • неуверенно ходит, бегает, поднимается по лестнице;
  • не может играть в мяч, кататься на качелях или трехколесном велосипеде;
  • до сих пор не говорит или говорит очень невнятно;
  • говорит о себе только в 3-м лице;
  • не ориентируется в своем доме, на детской площадке, во дворе;
  • не контролирует днем свои физиологические потребности;
  • не может оставаться один, без взрослых, даже на самое короткое время;
  • самостоятельно не умеет найти себе занятия, даже 5 минут не может сосредоточиться на одном;
  • не играет и не интересуется другими детьми;
  • не знает названий окружающих предметов, животных, игрушек и так далее.

Девочки и мальчики в 3 года

Большую разницу между мальчиками и девочками в 3 года можно заметить в их речевом развитии, а также в том, как именно они воспринимают речь окружающих.

Уже давно статистически подтверждено: девочки начинают говорить раньше мальчиков и в 3 года их активный словарь может в 2 раза больше, чем у сверстников противоположного пола. Такая разница в речевом развитии связана с тем, что девочки воспринимают информацию с помощью чувств и их выражения – слов, тогда как мальчики предпочитают что-то более «конкретное» — поведение, жесты и движения окружающих. Именно поэтому родителям трехлеток кажется, что с девочками договориться гораздо проще – они слушают и «слышат» именно слова родителей, тогда как мальчики больше обращают внимание на то, как ведут себя взрослые. Так что ни удивляйтесь, если девочке достаточно сказать, что переходить на красный свет светофора опасно, то мальчику вам придется правильно поведение продемонстрировать, только так он сможет крепко усвоить этот урок.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!