Творческое воображение, его развитие в дошкольном возрасте. Как развивать творческое воображение в дошкольном возрасте

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….

1. ВООБРАЖЕНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ………………………………………………………………...

1.1. Понятие о воображении………………………………………………

1.2. Виды воображения и способы создания творческих образов……...

1.3. Механизм творческого воображения………………………………...

1.4. Особенности воображения у детей…………………………………..

1.5. Влияние изобразительной деятельности детей на развитие их воображения……………………………………………………………

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………

2.1. Констатирующий эксперимент ………………………………...........

2.2. Формирующие эксперименты………………………………………..

2.3. Контрольный эксперимент…………………………………………...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Как показали исследования Л.С. Выгодского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.

Научная проблема. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

Объект исследования. Объектом исследования являются дети подготовительной группы ДОУ.

Предмет исследования. Организация работы по развитию творческого воображения у детей подготовительной группы в процессе изодеятельности.

Гипотеза исследования. Развитие творческого воображения происходит в процессе деятельности. Оптимальным средством для его развития у шестилетних детей на занятиях изобразительной деятельности является художественно-дидактическая игра.

Цель исследования. Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей подготовительной группы в процессе занятий изобразительной деятельностью.

Задачи исследования:

– раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями;

– определить особенности изодеятельности детей и ее значение для развития творческого воображения;

– разработать комплексную методику диагностики и развития творческого воображения детей дошкольного возраста;

– определить возможные пути развития творческого воображения детей в процессе изодеятельности;

– провести экспериментальную проверку отработанных форм, методов и средств для развития творческого воображения детей дошкольного возраста;

База исследования. Исследования проводятся на базе МДОУ общеразвивающего вида. Количество испытуемых 15 человек. Дети подготовительной группы (от 6 до 7 лет). Условия проведения: в нормальной обстановке, в дневное время.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух основных глав и заключения. Содержит три рисунка и семь таблиц. Библиографический список насчитывает двадцать наименований. Работа изложена на тридцати двух страницах.

1. ВООБРАЖЕНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.1. Понятие о воображении


Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.

Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

«Всякое изобретение, – говорит Рибо, – крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений».

Воображение – не действительность, но оно не может без действительности, т.к. именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности.

Воображение порождает замысел, т.е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает «образ» того, что лишь будет создано в процессе творческой работы.

В литературе имеются самые разные определения воображения. Так Л.С. Выгодский отмечает, что «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».

«Воображение, – пишет С.Л. Рубинштейн, – связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое». И далее «Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме».

«Основной признак процесса воображения, – пишет Е.И. Игнатьев, – в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления».

«Философская энциклопедия» определяет воображение, как психическую деятельность, заключающуюся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.

Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного.

Воображение – это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретенных в процессе речевого общения. Когда речь идет об объективно новом, то имеется в виду, что данный продукт воображения вообще впервые создается в обществе. Когда же речь идет о субъективно новом, то это значит, что созданный продукт обладает новизной только лишь для самого создателя, в то время как в обществе он уже известен.

Воображение – это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами.

1.2. Виды воображения и способы создания творческих образов

Существуют несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения.

По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное, практически деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели.

В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и творческим.

Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта.

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающим его особенность. Для воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы наглядности. Так, операцией обобщения при создании образа воображения выступает операция типизации.

Типизация как специфическое обобщение состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д.

Приемом воображения является и комбинирование, представляющее собой подбор и соединение определенных черт предметов или явлений. Комбинирование это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека.

Следующим существенным способом создания творческих образов является акцентирование, подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура.

Определенное значение в деятельности воображения имеет и прием реконструкции, когда по части, признаку, свойству «примысливается» целостная структура образа.

Имеется способ – аплютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек – зверь или человек – птица.

Гиперболизация – это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. (Пример: мальчик с пальчик).

Механизмом функционирования воображения является и прием уподобления, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т.д.).

Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.

Прием замещения – это замена одних элементов другими.

Существует еще прием аналогии. Его сущность – в создании нового по аналогии (сходству) с известным.

Определяя особенность воображения, связанную с названными приемами действительности следует подчеркнуть, что все они, так или иначе, протекают не только в абстракции, но и в форме чувственности. В основе этих процессов лежат мыслительные операции, но формой всех превращений здесь выступает именно чувственность.

Конечный источник операций воображения – предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме.(1)

1.3. Механизм творческого воображения


Базой воображения всегда являются восприятия, предоставляющие материал, из которого будет строиться новое. Затем идет процесс переработки этого материала – комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого.

На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется во внешних образах. Будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это, «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью.

Таким образом, продукты воображения в своем развитии описали круг. Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты воображения.

Наконец воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения.(2)

1.4. Особенности воображения у детей


Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.

Как отмечалось выше, воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В то же время до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Дети могут из всего сделать все, говорил Гете. Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.

Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:

детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;

юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;

зрелость – подчинение воображения уму интеллекту.

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.

Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?

До трех лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности.

1.5. Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста

Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.

Так что же это такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Прежде всего – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд.

При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это период доизобразительной деятельности. Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности. В начале стремление изобразить с воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это кругоподобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т.д. Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические образы. Появляются «головоноги». Значительный скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т.п. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет.

Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения – произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.

Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка.

Одной из задач опытно-экспериментальной части работы было изучение влияния изобразительной деятельности на развитие воображения. В эксперименте участвовали дети подготовительной группы в количестве 15 человек, в возрасте от 6 до 7 лет.

Констатирующие опыты имели цель выявить уровень развития воображения испытуемых. С это целью использовалась методика Е. Торренса «Неполные фигуры». Тест предназначен для диагностики креативных (творческих) способностей детей.

Данная методика, являясь, по сути «миниатюрной моделью творческого акта» (Е. Торренс) позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств – видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Констатирующий эксперимент


Тест креативности.

Экспериментальный материал. Набор изображений геометрических фигур. (Приведены на рис. 1)

Рис. 1


Порядок исследования.

Детям было предложено задание. Инструкция: на листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем, дорисовывание может проводиться как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном для ребенка повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.


Анализ результатов .

Все работы детей можно поделить на 4 группы.

1 группа – оригинальные изображения во всех трех случаях.

2 группа – оригинальные изображения в двух случаях.

3 группа – оригинальные изображения в одном случае.

4 группа – нет оригинальных изображений.

Подсчитывалось также общее количество оригинальных изображений по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.


Таблица № 1


Ф. И. ребенка

Треугольник


Общее количество оригинальных изображений: 7

Таблица № 2.


Перечень изображенных детьми предметов.


Ф. И. ребенка

Треугольник

портфель

телевизор

подсолнух

подъемн. Кран.

будильник

телевизор

машина лег.

Колокольчик

будильник

телевизор

пирамидка

телевизор

телевизор на тумб.

картофель


Вывод : Представленные результаты показали, что работы в основном 3, 4 группы. Оригинальных изображений выполнено мало. Наиболее часто встречаются в созданных детьми изображениях образы:

Круг – солнце, шарик;

Квадрат – телевизор, портфель, дом;

Треугольник – елка, дом, человек.


Констатирующий эксперимент.


Рис. 2

2.2. Формирующий эксперимент


Упражнение «Три краски».


Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие, воображение.

Предлагали ребенку взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Придумать название своей картине.

Таблица № 3


Ф. и. ребенка

Названия картин

Количество названий

Лес, жаркий день

Полка, пляж

Бумага цветная

Торт, разные конфеты

Водопад, летний день

Разноцветные ленты

Лес, жаркий день, пляж

Канавы, пасмурный день

Луна, ночь, ракета в небе

Самолет в небе

Парк, листопад, осень

Поле цветов

Трактор в поле

Лес, занавес, овраг, закат

Разноцветные мелки



1 человек – 4 названия 7%

3 человека – по 3 названия 20%

5 человек – по 2 названия 33%

6 человек – по 1 названию 40%

Модифицированный тест Роршаха.


Цель : развивает у детей творческое воображение; учит находить сходство изображения неясных очертаний с реальными объектами, образами.

Оборудование : 10 карточек с пятнами различной конфигурации.

Ход занятия. Дети должны указать на сходство чернильного пятна, с каким либо объектом, образом. В результате проведенного занятия выделяются три типа ответов у детей: одни не могут найти сходства чернильного пятна с каким-либо объектом, другие указывают на сходство с одним объектом, третьи могут установить сходство с несколькими объектами. Нужно учить детей выделять целое, часть из пятна.

Таблица № 4


И. Ф. ребенка


Количество названий

Фонтан, башня

2. Илюша Л.

Букет, дерево, мороженное

3. Кристина М.

Цветок, жук

5. Сережа Л.

Бабочка, салют

Птица, рыба

Божья коровка, жук

Заяц, медведь

9. Слава К.

Филин, лягушка

10. Илюша Ф.

11. Данил М.

12. Алена С.

Ракета, голубь

13. Дима П.

14. Вадик К.

15. Саша З.

Перо, цыпленок, корабль, самолет



Саша З. – 4 названия.

Илюша Л. и Влад Г. – по 3 названия.


Уровни развития.

2.3. Контрольный эксперимент

Цель : На основе, проведенного формирующего эксперимента выявить уровень развития творческого воображения детей с помощью тестов у испытуемых.

Тест креативности.


Детям снова предложили дорисовать геометрические фигуры.


Таблица № 6


Ф. и. ребенка

треугольник

2. Л. Илюша

3. М. Кристина

5. Л. Сережа

9. К. Слава

10. Ф. Илюша

11. М. Данил

12. С. Алена

13. П. Дима

14. К. Вадик

15. З. Саша

Таблица № 7


Ф. и. ребенка

Треугольник

Ваза с цветами

Новог. игрушка

Портфель

Треугольник

Скворечник

Кастрюля

Снеговик

Телевизор

Аквариум

Клетка с попуг.

Карандаш

Стол с вазой

Салфетка

Буратино


Оригинальных изображений 24.


Вывод : Таким образом, проведенное диагностическое задание и его анализ обнаружили, что после проведенных различных упражнений обнаружены более высокие показатели, оригинальных изображений 24.

Контрольный эксперимент

Рис. 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Необходимым условием развития творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой. Изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей.

Возможными путями для его развития на занятиях рисования могут быть: применение художественно-дидактических игр; рисование на темы; выразительные средства живописи. Но особенно большую роль играет применение игр на занятиях по изобразительной деятельности.

Исходя из результатов проведенной экспериментальной работы видно, что наша гипотеза подтвердилась. У детей повысился уровень творческого воображения. Дети очень охотно включились в игровые ситуации, у них повысился интерес к рисованию.

Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто рисует, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию творческого воображения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М. 1977. /Представление. Воображение у детей: 304 – 319/

2. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. – 112с.

3. Веккер Л.М. Психические процессы. – Т.1 – л., 1974. /Воображение и психологическое время: 262 – 271. Представление / воображение/: 278 – 295.

4. Выгодский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. – Т. 2 – М., 1982 /Воображение и его развитие в детском возрасте: 436 – 455/.

5. Выгодский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. 1972. № 2. с. 114 – 123.

6. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. 1988. № 6. с. 52 – 59.

7. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 1987. № 1. с. 44 – 51.

8. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Вып. 76. М., 1956.

9. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979. /Трудности в определении воображения: 3 – 7. Воображение и практическая деятельность: 8 – 30. Воображение как отражение действительности: 31 – 85. Воображение и научное познание мира: 86 – 131/.

10. Кириллова Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошкольное воспитание. 1971. – № 2. с. 41 – 46.

11. Карандашов Ю.Н. Развитие представления у детей. Учебное пособие. – Минск, 1987. /Возрастная динамика развития представлений: 74 – 87/.

12. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И . Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. – М. 1989. /Психологический подход к воображению. Перспектива и границы: 18 – 39. Воображение и игровая деятельность: 83 – 97. Чувственное отображение и воображение: 113 – 122. Воображение и мышление: 122 – 138/.

13. Лейтес Н.С. Ранние представления одаренности. // Вопросы психологии. 1988. № 4. с. 98 – 108.

14. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование. – Тбилиси, 1972.

15. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. – 4е. издание – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии / Воображение: 260 – 271.

16. Найссер У. Познание и реальность. – М. 1981. /Воображение и память: 141 – 165/.

17. Никифорова О.Н. Познавательные процессы и способности в обучении. – М. 1990. /Представление и воображение: 80 – 100/.


Введение.

Глава 1. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте.

Понятие о воображении.

Виды воображения и способы создания творческих образов.

Механизм творческого воображения.

Особенности воображения у детей.

Влияние изобразительной деятельности детей на развитие их воображения.

Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста.

2.1. Констатирующий эксперимент.

2.2. Формирующие эксперименты.

2.3. Контрольный эксперимент.

Заключение.

Литература.

Приложения.


Введение


Актуальность темы.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.

Проблема исследования.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

Объект исследования.

Объектом исследования являются дети подготовительной группы ДОУ.

Предмет исследования.

Организация работы по развитию творческого воображения у детей подготовительной группы в процессе изодеятельности.

Цель работы.

Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей подготовительной группы в процессе занятий изобразительной деятельностью.

Гипотеза исследования.

Развитие творческого воображения происходит в процессе деятельности. Оптимальным средством для его развития у шестилетних детей на занятиях изобразительной деятельности является художественно-дидакточеская игра.

Задачи исследования.

– раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями;

– определить особенности изодеятельности детей и ее значение для развития творческого воображения;

– разработать комплексную методику диагностики и развития творческого воображения детей дошкольного возраста;

– определить возможные пути развития творческого воображения детей в процессе изодеятельности;

– провести экспериментальную проверку отработанных форм, методов и средств для развития творческого воображения детей дошкольного возраста;

База исследования.

Исследования проводятся на базе МДОУ «Детский сад № 24», общеразвивающего вида. Поселок Фосфоритный, Воскресенского района, Московской области. Продолжительность исследования 6 месяцев. Количество испытуемых 15 человек. Дети подготовительной группы (от 6 до 7 лет). Условия проведения: в нормальной обстановке, в дневное время.


Глава 1. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте.


1.1. Понятие о воображении.


Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.

Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

«Всякое изобретение, – говорит Рибо, – крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений».

Воображение – не действительность, но оно не может без действительности, т.к. именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности.

Воображение порождает замысел, т.е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает «образ» того, что лишь будет создано в процессе творческой работы.

В литературе имеются самые разные определения воображения. Так Л. С. Выгодский отмечает, что «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».

«Воображение, – пишет С. Л. Рубинштейн, – связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое». И далее «Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме».

«Основной признак процесса воображения, – пишет Е. И. Игнатьев, – в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления».

«Философская энциклопедия» определяет воображение, как психическую деятельность, заключающуюся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.

Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного.

Воображение – это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретенных в процессе речевого общения. Когда речь идет об объективно новом, то имеется в виду, что данный продукт воображения вообще впервые создается в обществе. Когда же речь идет о субъективно новом, то это значит, что созданный продукт обладает новизной только лишь для самого создателя, в то время как в обществе он уже известен.

Воображение – это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами.

3,08 37,24 7,07 27,02 1,84 45,37 Выводы 1. В результате обследования детей было установлено, что развитие творческого воображения, эмпатии детей старшего дошкольного возраста имеет средний уровень. 2. Осуществленный подбор средств способствует обогащению эмоционального опыта детей, эмоциональному развитию старших дошкольников. 3. Разработанная методика явилась эффективным...

И способах действий. 2. Пробуждение эмоций (переживаний) в процессе восприятия действительности. 3. Организация наблюдений за творческим процессом взрослых. Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста 2.1 Организация и методы исследования Цель исследования – сравнить уровень творческого воображения детей среднего и...

Заключение В соответствии с задачами исследования, в первой главе дипломной работы был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, что позволило нам сделать следующие выводы: Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их...

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка.

Воображение необходимо развивать, т.к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижается возможность творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Для того чтобы развивать творческое воображение у детей необходима особая организация изобразительного творчества.

Воображение связанно со способностью и необходимостью творить что-то новое, опираясь на уже имеющийся опыт.

Именно воображение помогает нам интегрировать полученные ранее знания в другие области.

Воображение бывает воссоздающее или творческое:

Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающегося на словесное описание или условное изображение этого нового (чертёж, схема) .

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов.

Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

Воображение - это психический процесс.

Творческое воображение зависит от многих факторов, в том числе от возраста и умственного развития. Интересы взрослых и детей различны, и воображение детей работает иначе, чем у взрослого. Детство - это господство фантазии, игр, сказок и вымыслов.

  • До трех лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
  • В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
  • В 6-7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в разных ситуациях, характеризуются содержательностью и специфичностью, появляются элементы творчества. Творческое воображение необходимо человеку во всех сферах его жизнедеятельности.

Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка. Отличным способом для развития творческого воображения является изобразительная деятельность и художественный труд.

Чтобы развивать творческое воображение, необходимо вести системное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, воспитывать любовь и интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Должна быть выработана система, последовательность в работе с детьми:

1. Накопление впечатлений.

2. Спонтанное выражение творческого начала.

3. Поиск творческих решений

4. Самостоятельность

5. Индивидуальное и коллективное творчество.

Обучение должно быть доступным и интересным для ребенка. Обязательно наглядным, богатый демонстрационный материал: различные схемы, наглядные пособия являются основой обучения.

Игра имеет большое значение для всестороннего развития детей. Очень хорошо использовать в работе с детьми дидактические игры, направленные на развитие художественного творчества.

Вот, например, игра «На что похожи облака?». Детям предлагается нарисовать облака так, чтобы они сохранили свои особенности и в то же время напоминали необычное, увиденное детьми сходство с каким-либо объектом. Или игра «Превращение геометрических фигур».

Детям предлагается, например, круг, и они превращают его в разные предметы. Во что бы вы превратили круг? Да, действительно, это и арбуз, и очки, и смайлик, яблоко, часы, солнце и многое другое.

Развитию творческого воображения дошкольников способствует богатая наполняемость уголков художественного творчества, эстетическая, развивающая среда. Познавательная область «Художественно-эстетическое развитие» включает в себя: продуктивную деятельность детей, рисование, лепка, аппликация, художественный труд, развивает детское творчество, приобщает к изобразительному искусству, народной культуре.

Рисование, лепка, аппликация – одни из самых любимых детских занятий. Вот поэтому важно уделять внимание наполняемости ИЗО-уголков в группе. Эти уголки должны быть яркими, динамичными, доступными для детей.

Наполняемость меняется в зависимости от темы недели и от различных направлений в работе, соблюдены принципы вариативности и разнообразия.

Уголок ИЗО должен располагаться в хорошо освещенном месте, все материалы доступны для детей.

  • Необходимо выделить место для сменных выставок детских работ, изделий художественных промыслов, совместных работ детей и родителей.
  • Дидактические пособия необходимо подбирать в соответствии с темой недели и программным содержанием. Дети успешно используют различные схемы, дидактические альбомы, материалы для нетрадиционных техник рисования. Очень большой выбор дидактических материалов представлен у Ирины Лыковой. Коллекции календариков, марок, фантиков и открыток учат детей любованию. Дети видят прекрасное в окружающем нас мире и выражают свое эмоциональное отношение с помощью художественных средств.
  • Нетрадиционные техники рисования превращают изо деятельность в познавательную игру.
  • Дидактические игры развивают фантазию, творческое воображение.

Научите детей видеть прекрасное в окружающем нас мире! На прогулках любуйтесь цветами, бабочками и многим другим. Вызывайте у детей эмоциональную отзывчивость, умение радоваться каждой минуте.

Добавить комментарий

Материал с сайта dohcolonoc.ru

Развитие и коррекция творческого воображения у детей дошкольного возраста

12.09.2014 01:57

Развитие и коррекция творческого воображения у детей дошкольного возраста

Хаперская Раиса Семёновна, воспитатель речевой группы ГБДОУ №124

Творческое воображение в настоящее время называется в качестве одной из основополагающих ценностей образования. Все мы, конечно, знаем о том, насколько важным психическим процессом является воображение.

Воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности. Чем лучше развито у дошкольника воображение, тем легче ему включаться в учебную ситуацию и осуществлять содержательное сотрудничество со взрослым. Следовательно, воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека.

Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития.

Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать впассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития.

Воображение - это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность.

Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления.

С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий. Преобразование образов представлений осуществляется в любой репрезентативной системе психики способами агглютинации, акцентирования, типизации, схематизации и др.

Воображение начинает развиваться в младшем дошкольном возрасте и отличается пассивной формой. Ребенок с большим интересом слушает сказки и затем представляет их образы как реально существующие явления. То есть, воображение некритически компенсирует недостаток жизненного опыта и практического мышления имплантированием описанных сказочных образов в реальную жизнь ребенка.

Старший дошкольный и младший школьный возраст характеризуются активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы) , а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ) . Этот период сензитивный для формирования фантазии. Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения.

Мы предлагаем применять нижеперечисленные методики исследования, направленные на выявление уровня развития творческого воображения и рекомендации с целью помочь педагогам развивать в наиболее оптимальной форме фантазию детей.

Методики исследования, направленные на выявление уровня развития творческого воображения.

Цель: оценка способности к достраиванию заданного элемента как образования новой целостности.

Проведение: набор карточек с нарисованными на них фигурами, например: контурное изображение частей предметов (ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами) и простые геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник) , карандаш. Всего - 10 карточек. Педагог просит ребенка дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.

2. «Составь предложение» (модификация Т. В. Чередниковой) .

Цель : оценка словесно-образной креативности

Проведение : Детям предлагается рисунок, на котором изображены елка, мышка и книга. Ребенок, глядя на картинку, должен составить как можно больше

предложений с этими тремя словами в каждом из них. Допустимы любые словоизменения этих существительных, но не их пропуск.

В. Т. Кудрявцева)

Цель: Оценка способности к поиску и использованию формообразующего

(целостнообразующего элемента в ходе превращения одного изображения в другое) .

Проведение: В основе теста - один из многочисленных видов игр-головоломок со

спичками, в большинстве своем имеющих «фольклорное» происхождение.

Необходимы - сложенные из спичек изображения дома, коровы, стакана, вырезанный из цветной бумаги кружок - ягодка (в стакане) . Ребенку предлагается перестановкой только одной спички: а) повернуть дом другой стороной; б) вынуть ягоду из стакана и перестановкой только двух спичек - сделать так, чтобы корова смотрела в другую сторону.

4. «Несуществующее животное» (модификация А. Э. Симановского)

Цель: оценка общего подхода ребенка к творческой задаче.

Проведение: Ребенка просят нарисовать животное, которого в природе не существует и, которого он не видел, ни в книжках, ни в мультфильмах. Затем просят назвать животное и все о нем рассказать.

При собственно творческом складе воображения создается абсолютно оригинальное существо. При художественно-эмоциональном подходе создается целостный образ нового, несуществующего животного, но по образу и подобию существующих (отдаленно напоминает дракона, слонопотам) . При рационалистическом подходе новое существо собирается из деталей реальных животных (тело медведя, заячьи уши, птичий хвост) .

Как показывает практика, развитие активного воображения у дошкольников хорошо осуществляется с помощью подобранных этюдов, игр-путешествий, игр-импровизаций, психогимнастик. В психогимнастике в основном активизируется невербальное воображение. Данный материал можно найти в книге Е. А. Алябьевой «Психогимнастика в детском саду».

Для развития воображения применяются:

  • Игры, направленные на создание образов на основе заданных элементов (воссоздание изображений, дорисовывание шаблонов, эталонов, конструирование фигур из предложенных деталей и т.п.)
  • Игры, предполагающие самостоятельное творчество детей, изображение ими собственных фантазий («Дом моделей» - придумать свою коллекцию одежды; «Взгляд в будущее» - представить автомобиль будущего, дом, фантастический пейзаж, «Реклама» и т.п.) .
  • Артистические игры, которые способствуют не только развитию воображения, но и эмоциональной сферы, партнерских отношений («Театр теней», «Артисты цирка» - придумать оригинальный цирковой номер, «Театр моды» и др.) .
  • Мини-этюды. Помогают собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности. Воссоздающее воображение помогает детям представить образ и показать его через пантомимику. Первоначально проводятся игры по подражанию, затем дети начинают фантазировать сами.
  • Игры-импровизации можно применять на всех видах занятий, включая музыкальные, физкультурные, хореографические. Взрослый описывает ситуацию («Я - кленовый листочек», «Подснежник», «Бабочка») , а дети ищут образ, проявляя свою творческую индивидуальность, и выражают его посредством телесных движений.
  • Игры-беседы планируются как вариант игр, в которых вся беседа с ребенком троена на воображении. Это игры, в которых ребенок перевоплощается в живое или неживое существо, в образе которого начинает решать проблемные ситуации, советовать, просить о чем-то окружающих. Игры, кроме воображения, развивают эмпатию, память, мышление, диалогическую речь.
  • Игры-путешествия проводятся по заранее составленным сценариям и проводятся не наглядно, опираясь только на воображение детей.

Воображение играет очень важную роль в жизни ребенка. С одной стороны, это полет фантазии, которая вызывает бурю эмоций, а с другой - способ постижения мира, который снимает временные и пространственные ограничения.

Необходимо помнить, что воображение дошкольника развивается в деятельности: в игре, в рисовании, в различных видах занятий. Поэтому организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения.

Материал с сайта ext.spb.ru

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ - VII Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕЛебедева Л. А., Игонькина Ю. А. Текст научной работы размещён без изображений и формул. Полная версия научной работы доступна в формате PDF

Нравится В современной психологии воображение рассматривается как сложная «психологическая система» и оно является центральным психологическим новообразованием ребенка-дошкольника. Л. С. Выготский считает, что воображение, связанное с восприятием, речью и мышлением, порождая эмоции и реализуясь на основе воли, развивает интересы, способности, общительность и др. Именно воображение является основой любого творчества и его нужно развивать в дошкольном детстве.

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают зависимость конкретных особенностей развития каждого ребенка от характера воспитания и обучения. Таким образом, правильная организация процесса обучения, учет основных закономерностей и особенностей развития психических функций ребенка позволят в значительной степени создать условия для полноценной реализации потенциальных возможностей детей.

С точки зрения отечественных психологов, все психические функции возникают и развиваются в процессе основных видов деятельности? игры, труда, учения и общения, т.е. деятельность есть основной способ существования психики (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) . Поэтому необходимым условием формирования и совершенствования любого психического процесса (в том числе и воображения) является включение субъекта в активные формы деятельности и прежде всего предметно-практической.

Рисование, конструирование, лепка, моделирование, а также такие виды детской деятельности, как игры, драматизация могут быть успешно использованы в обучении детей с целью развития психических процессов, в том числе воображения.

Для того чтобы деятельность служила эффективным средством развития творческого воображения, она должна отвечать принципам развивающего обучения, предполагающего, что обучение должно вести за собой развитие, ориентируясь на те компоненты способностей, которые еще не совсем сформировались, но должны сформироваться в ходе такого обучения (учение о «зоне ближайшего развития» Л. С. Выготского) .

Ориентируясь на положения поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин) , целесообразно на начальных этапах обучения предлагать детям задания, выполняемые во внешнем плане, при манипулировании непосредственно предметами и их образами, затем задания, решаемые в плане внешней речи с использованием наглядных опор (а затем и без них) , и, наконец, ? во внутреннем плане.

Эффективность деятельности человека определяется не только актуальными и потенциальными его способностями, но и силой его мотивации, побуждающей к деятельности, придающей ей субъективно-смысловую окраску. Иными словами, деятельность должна быть положительно мотивирована, ребенку необходимо испытывать чувство удовлетворения при ее совершении. В ходе обучения необходимо установить доброжелательные отношения между педагогом и детьми, заинтересовать их за счет привлечения игровых приемов, внесения элементов новизны, необычности в традиционные формы организации обучения, разъяснения практической значимости выполняемой работы, поддержки любых конструктивных предложений, поступающих от детей.

Одним из средств активизации детей является словесное и наглядное поощрение их деятельности со стороны психолога, введение элемента соревновательности при проведении занятий. Большое внимание следует уделять созданию проблемных ситуаций, постановке логических задач, предполагающих неоднозначность выполнения, предоставлять детям определенную самостоятельность.

Итак, система работы по развитию творческого воображения должна строиться на основе деятельностного подхода (А. Н. Леонтьев) , на принципах развивающего обучения (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков) , а также на следующих положениях:

    Формирование структурных компонентов творческого воображения за счет обогащения эмоционально-чувственного опыта детей, увеличения объема их представлений об окружающей действительности, расширения кругозора.

    Формирование операциональных компонентов творческого воображения за счет развития у детей способностей к переконструированию, комбинированию элементов опыта (т.е. комбинаторных навыков) . Спонтанное развитие этих навыков происходит крайне медленно, в связи с чем работа по их целенаправленному формированию выступает в обучении на первый план. Особое внимание следует уделять формированию у детей такой операции, как реконструкция на базе «включения», позволяющей вариативно использовать один и то же элемент для создания различных образов.

3) Создание условий для формирования комбинаторных механизмов воображения: проблемных ситуаций, постановки логических задач, неоднозначность решения которых стимулирует деятельность воображения.

Поиск эффективных путей и средств развития воображения в различных видах деятельности привел к следующему выводу - способность детей сочинять, придумывать, рисовать требует систематического и целенаправленного развития и основывается на развитии воображения, то есть создании образов новых на материале прошлого восприятия (Б. Н. Теплов) .

Воображение имеет важное значение в искусстве, в процессе художественного творчества. Без воображения, тесно связанного с образным мышлением, невозможна ни одна художественно-творческая деятельность.

Так, В. Г. Злонников указывает, что художественное творчество характеризуется непрерывным единством познания и воображения, практической деятельности и психических процессов; оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт - произведение искусства. А. Е. Флерина (исследователь детского творчества) оценивает его как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструкции, отражение, которое построено на работе воображения, отображении своих наблюдений, впечатлений, полученных через слово, картинку и др. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому.

Таким образом, педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, в частности рисование влияет на развитие творческого воображения. Так, Т. Г. Казакова рассматривает обучение средствам художественной выразительности при создании образа в рисунке как основу развития творческого воображения и что занятия рисованием способствуют разностороннему развитию ребенка.

«Изобразительная деятельность» (рисование) - это, прежде всего, одно из наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке.

Рисование для детей это не только забава, но и творческий труд. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Занятия рисованием приносят пользу, развивая память, внимание, речь, мелкую моторику, приучая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Рисование претерпевает значительный скачок в развитии в дошкольном возрасте. Ребенок пытается нарисовать то, что ему интересно. У многих детей наблюдается интерес к фантастическому миру, другие рисуют то, что происходит в реальной жизни взрослых.

Рисование помогает ребенку осваивать его социальное окружение. Также отмечается, что все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают в рисовании не спонтанно, а при условии влияния со стороны взрослых, которое должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире. Ребенку необходимо помогать знакомиться с действительностью для её изображения, способность оперировать образами и создавать на их основе новые, формировать познавательные интересы у детей, без чего воображение будет значительно отставать в развитии. Так, в рисунке детей дошкольного возраста образы воображения характеризуются наглядностью, динамичностью, эмоциональной окрашенностью и в них присутствуют творческие переработки представлений.

Из этого следует, что изобразительная деятельность имеет большое значение для развития творческого воображения. Изобразительная деятельность в развитии творческого воображения является самой важной, так как она одна единственная область творчества, где в процессе обучения необходима полная свобода.

Чтобы рисование способствовало развитию воображения, важно показать как с помощью карандаша и кисти изображать разные предметы и явления окружающей действительности. Многие отечественные и зарубежные исследователи (К. Лепиков, Е. Разыграев, В. Бейер, К. Риччи, Л. Тэдд и др.) подчеркивали особую важность обучения технике рисования, без которого детское творчество развивается, оставаясь на одном и том же уровне. Поэтому педагог сам должен много рисовать и давать наблюдать за этим процессом создания художественного образа.

Известный художник В. А. Фаворский считал, что при обучении детей нужно использовать как можно больше разнообразных материалов по развитию творческого воображения, которые А. Я. Цукарь разделяет на традиционные и нетрадиционные. К традиционной технике и материалам относятся бумага, карандаш, уголь, восковые и полимерные мелки, сангина, пастель, гуашевые краски, тушь, кисти.

Т. Комарова говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования, именно для развития творческого воображения: «пальчики-палитра», «печать от руки», «печатка», «тампонирование», разбрызгивание, монотипия, «кляксография», «цветные ниточки», граттаж, рисование по мятой и сырой бумаге, пухом тополя, камышом, шишками, маком и др. Так всякое открытие чего-то нового, необычного принесут детям раскованность, радость и даст толчок к творчеству.

Таким образом, изобразительная деятельность развивает:

1) эстетическое восприятие, учит видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетания цветов и оттенков. Как отмечал Л. С. Выготский, «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение» ;

2) образное мышление - творческой профессии;

3) воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и развивающиеся на основе комбинированные образы. Воображение детей психолог развивает средствами самой изобразительной деятельности;

4) владение способами деятельности (овладение ими и их приемами) - независимость и свобода в творческом проявлении;

5) эмоциональное отношение к объектам эстетического характера (искусство, жизнь, природа) - удовлетворение в деятельности потребностей ребенка: интеллектуальных и коммуникативных.

Развивая творческое воображение в изобразительной деятельности, совершенствуются познавательные процессы, способность к творчеству, формируется личность ребенка.

Таким образом, специально организованные занятия по изобразительной деятельности могут способствовать развитию творческого воображения детей дошкольного возраста. В качестве основного средства программы развития творческого воображения нами предлагается использование нетрадиционных техник рисования }

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!