Когда ребенок пойдет самостоятельно. Малыш ходит на носочках. Исправляем неправильную походку

12216

Во сколько месяцев дети начинают ходить самостоятельно, нормы развития. Всегда ли ранние первые шаги это хорошо. Как помочь ребенку укрепить мышцы и начать ходить.

У новорожденного ребенка все впервые: первая улыбка, первый зуб, первый шаг. Каждое событие ожидается молодыми родителями с волнением и предвкушением. С особым трепетом мамы и папы ждут первого шага крохи, ведь с этого момента жизнь маленького человека выйдет на новый уровень.

Это достаточно серьезный этап в жизни крохи, готовиться к которому малыш начинает уже в первые месяцы своей жизни. Сколько тревог и волнений возникает у молодых мам, когда они слышат от других на прогулке или детской площадке, что ребенок в "таком" возрасте уже должен ходить. Что же это за возраст? Когда стоит "требовать" от малыша топанья ножками.

Когда ребенок пойдет

Прямохождение - достаточно серьезный и сложный навык для малыша. Не нужно слушать тех мамочек и бабушек, которые упорно будут доказывать, что в 10-11 месяцев каждый малыш должен ходить. Ребенок ничего не должен, он еще маленький и познает мир по мере своих возможностей. А эти "возможности" у всех разные.

Врачи-педиатры в этом вопросе опираются на средние статистические данные, которые говорят о том, что ходить самостоятельно дети начинают в промежутке от 9 до 18 месяцев . Сначала это неуверенные попытки прогуляться возле опоры, затем шаги с поддержкой и только потом шаги самостоятельные.

Ходить дети начинают в разное время: кто-то немного раньше средних показателей, а кто-то чуть позже. Это зависит от нескольких факторов:

  • генетика. Дети нередко перенимают от родителей особенности развития. так, если мама или папа ребенка пошли поздно, то их малыш вероятнее всего начнет поздно вставать на ножки и самостоятельно топать;
  • пол ребенка. Считается, что девочки учатся ходить раньше, чем мальчики;
  • телосложение. Пухленькому малышу будет сложнее научиться ходить, чем его менее упитанному "коллеге";
  • темперамент. Шустрые и активные дети, которые стремятся изучить все вокруг, начинают ходить раньше.

Походка маленького ребенка отличается от походки взрослого человека, поскольку дети ставят стопы параллельно друг другу, не умеют "перекатывать" ногу с пятки на носок, поэтому наступают на пол всей поверхностью ступни, не держат центр тяжести, из-за чего часто падают. Важно: мифы о детском плоскостопии и косолапии.

Родителям маленького первооткрывателя стоит усилить контроль за ним, поскольку кроха может удариться, но не стоит панически бояться падений. Это неизбежный этап взросления. Кроме того, детские кости настолько эластичны, что риск переломов минимален.

Раннее развитие: хорошо или плохо

Некоторые современные родители настолько увлечены ранним развитием своего ребенка, что готовы поставить его на ножки в самом раннем возрасте, когда его кости и мышцы еще не готовы к таким перегрузкам. Нужно ли форсировать события?

Врачи в этом вопросе единодушно утверждают, что нельзя торопить ребенка. Не стоит спешить, если мышцы и кости малыша еще не готовы к первый шагам. Такими действиями можно лишь навредить крохе. В дальнейшем эта спешка может отразиться на развитии костей конечностей (искривление костей голени, неправильной постановке стоп).

Каждый ребенок сам подсознательно знает, когда нужно начинать ходить, случается, что первые шаги ребенок делает после 1,5 лет, но чаще всего на это есть серьезные причины: неготовность костей и мышц к прямохождению, общая слабость организма после перенесенного заболевания, родовые травмы.

Как помочь ребенку (упражнения)

В стандарты развития, описанные в многочисленной научно-популярной и медицинской литературе, вписывается далеко не каждый малыш. Конечно, дети сами знают, когда им нужно начать ходить, но это не означает, что родители должны все пустить на самотек. Ребенку можно и нужно помогать.

Подготовка к первым шагам должна идти с первых дней жизни малыша (последовательное укрепление мышц спины, шеи). В этом помогут выкладывания на животик в самом раннем возрасте, помощь в освоении переворотов. Как научить ребёнка ходить самостоятельно.

В возрасте 9-10 месяцев начинается активная подготовка к первым шагам. Для укрепления мышц подойдет несколько упражнений:

  1. в 9-10 месяцев, если малыш уже встает в кроватке и уверенно держится, можно предложить ему покатать коляску. Руками ребенок должен держаться за ручки коляски, постепенно коляска будет откатываться, малыш за ней потянется, совершая первые шаги. Малыша необходимо придерживать, чтобы он не получил травму;
  2. с 9 месяцев ребенка можно сажать на корточки (спиной к себе, бедра удерживаются взрослым) и раскачивать вперед-назад, провоцируя встать на ножки. Если кроха не поднимается на ножки, значит, мышцы еще слабые, упражнение нужно повторить позже. Это упражнение помогает научиться самостоятельно стоять;
  3. в 10-11 месяцев, когда ребенок может вставать при помощи опоры,"подключаем" любимую игрушку. Игрушку стоит передвигать по полу и положить на край кресла или дивана. Ребенок пойдет за любимым предметом, постепенно научится вставать по опоре самостоятельно;
  4. упражнение с обручем. Можно практиковать с 9 месяцев. Ребенок помещается внутрь обруча, держится ручками за его край. Взрослый придерживает малыша, передвигает обруч в разные стороны, заставляя ребенка переступать ножками;
  5. учимся переступать через препятствия. Упражнение используется, когда ребенок уверенно ходит по квартире за ручку со взрослым человеком. понадобится шнурок или длинная веревка, которую необходимо натянуть между предметами мебели на уровне коленей малыша. смысл упражнения заключается в том, чтобы ребенок научился перешагивать препятствия;

Это самые доступные упражнения, которые с легкостью можно использовать в любой квартире. Постоянные тренировки укрепят детские мышцы, помогут малышу зашагать самостоятельно.

Помощь гаджетов

В желании помочь детям и их родителям соревнуются не только бабушки и дедушки. Преуспели в этом и производители современных "устройств", помогающих малышам. Среди таких "приспособлений"ходунки, машинки или коляски с удобными ручками, удерживающее устройство (или вожжи-поводок).

  • Ходунки. Вокруг них споры не утихают, но польза для мышц ребенка сомнительна, поскольку в ходунках малыш сидит и отталкивается ногами от пола. ребенок не учится удерживать свое тело, координировать движения.
  • Машинка с ручкой. Этот "гаджет" куда полезнее предыдущего, поскольку малыш держится за удобную ручку и сам шагает;
  • Вожжи. Выглядят они не очень эстетично. Это ремешки, которые проходят под грудью ребенка, застегиваются на спине и позволяют взрослому человеку поддерживать малыша, помогая ему при ходьбе. Они помогают взрослому координировать движения малыша, поэтому подойдут и детям, которые уже могут ходить самостоятельно, но делают это еще недостаточно уверенно. Несмотря на непривлекательный внешний вид, вожжи могут стать настоящим спасением для бабушек, поскольку за ребенком не нужно будет постоянно нагибаться.

Когда бить тревогу

Сколько бы ни говорили о том, что каждый ребенок уникален и его развитие индивидуально, всем родителям хочется, чтобы их малыш развивался как "написано в книге". Так бывает далеко не всегда, однако существуют некоторые ориентиры, на которые смотрят специалисты. Нормально развивающиеся дети в возрасте 11 месяцев уже уверенно сидят, встают на ножки в кроватке, уверенно ползают.

Родителям стоит обратиться к врачу, если в 9-11 месяцев малыш не проявляет двигательной активности: не встает в кроватке, не ползает, не может удержаться на ногах, если его поставить. Причин такого поведения много: от психологических (малыш начинал двигаться, но сильно испугался) до наследственных. Специалист поможет найти верный путь решения проблемы.

Уже позади первая улыбка маме, первые звуки, первые навыки переворотов, мы уже сидим на попке, у нас уже первый зуб — настала очередь дождаться первого самостоятельного, хоть и неуверенного шага. Многие мамы с нетерпением ждут этого шага! Запомните(!) — четких временных показателей, когда ваш ребенок (во сколько месяцев) начнет ходить самостоятельно без поддержки нет. Как во всем, что касается жизни малышей до года, время самостоятельного передвижения исключительно индивидуально…

Со скольких месяцев дети делают первые шаги

Возраст, в котором ребенок должен начать ходить сам, в среднем около года. Однако, это не значит, что все детки начинают делать первые шаги именно в 12 месяцев. Нормой считается промежуток от 9 месяцев и примерно до 1,5 года. Сначала малыш пробует вставать, затем делает пробные шаги, держась за мебель или руку взрослого. И только после делает самостоятельные попытки шагать.

Со скольких месяцев дети начинают ходить зависит от многих факторов:

  • Генетический фактор сильно влияет на время, когда пойдет малыш. Если кто-то из родителей пошел очень поздно, то не стоит от малыша ждать ранних шагов;
  • Конституция и пол ребенка также влияют на время, когда малыш сделает первые шаги. Пухлые детки пойдут несколько позже стройных сверстников, а девочки начинают ходить раньше мальчиков;
  • Темперамент малыша влияет на время, когда ребенок пойдет. Спокойные, уравновешенные наблюдатели не торопятся ходить. Им удобно познавать мир не спеша и они прекрасно чувствуют себя и сидя или ползая. Независимые непоседы наоборот быстрее стремятся узнать больше нового и делают первые шаги очень рано.

Когда ребёнок начнет ходить самостоятельно, вы заметите что процесс его ходьбы заметно отличается от ходьбы взрослого человека по нескольким особенностям:

  • Стопы ребенок ставит параллельно друг другу;
  • Дети ходят как-бы «печатая шаг», не умея перекатывать с пятки на носок свои стопы;
  • Дети еще не умеют держать центр тяжести и поэтому часто падают.

Учитывая эти особенности, родителям надо внимательно присматривать за своим чадом и быть начеку. Особенно опасно, когда ребенок падает плашмя вперед или назад — он не умеет смягчать падение руками и может разбить лицо или затылок. Однако, не стоит панически до безумия боятся падений. Кости детей в этом возрасте очень эластичны и риск переломов минимальный.

Очень важна реакция родителей при частых падениях малыша. Не стоит каждый раз бросаться к ребенку с ужасом на лице и поднимать его. Стоит ласковым и спокойным голосом подбодрить начинающего «ходока» и подождать пока он сам поднимется и продолжит шаги.

Если ребенок рано начал ходить? Лучше раньше или позже?

  • В случае если ребенок рано начал ходить не стоит сильно радоваться. Мышцы позвоночника и ног еще не совсем окрепли и нагрузка, оказываемая при ходьбе пока для них неподъемная. У крупных, упитанных малышей могут возникнуть проблемы с формированием костно-мышечной системы ног. Особенно, если малыш не сам встал на ножки, а его родители форсировали это событие. Голень малыша не выдерживает его вес, что приводит к их искривлению и неправильной постановки стоп. Подсознательно малыши знают, когда лучше всего сделать первый шаг;
  • Ребенок начинает поздно ходить по нескольким причинам. Возможно, у него еще не готовы мышцы ног и позвоночника к прямохождению. Или наблюдается ослабление иммунитета перенесенным заболеванием или родовой травмой.

Помощь ребенку в хождении — упражнения и массаж

Можно ли малыша стимулировать сделать первый шаг побыстрее если появление этого навыка запаздывает? — Самое главное придерживаться чувства меры в желании побыстрее научить своего малыша ходить. Способов помочь ребенку освоить новый для него навык несколько.

  1. Надо предоставить ребенку необходимое достаточное пространство для передвижения. Малыши, которые постоянно находятся в манеже пойдут очень поздно. Стоит расставить по комнате разные устойчивые предметы мебели для опоры. Любимые игрушки малыша поместить надо так, чтобы дотянуться до них, ребенку надо было оторваться от опоры. Со временем расстояние от опоры до опоры надо увеличивать.
  2. Делать массаж. Массаж заключается в укреплении и расслаблении мышц, работающих при хождении. Поглаживание, растирание и постукивание по стопам и голени ребенка принесет хороший положительный эффект (читаем о массаже ).
  3. Ежедневная гимнастика и стимулирующие упражнения. В комплекс упражнений должно входить сгибание и разгибание ножек, приседания и потягивания с помощью взрослого, подпрыгивания на коленях у мамы, занятия на фитболе (ссылка на полезные статьи массаж и зарядка выше ).
  4. Устойчивые игрушки-каталки помогут малышу чувствовать себя уверенней. Ребенок толкает перед собой игрушку и передвигается практически самостоятельно.

Обновлено

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  1. Не торопить своего ребенка. Все средние показатели — условный ориентир. Поэтому даже в 14-15 месяцев еще не ходить самостоятельно для некоторых вполне нормально. Основная задача родителей на начальном этапе — ждать, пока ребенок созреет для освоения нового навыка. Спешка может негативно сказаться на формировании стоп, мышц, суставов.
  2. Создать благоприятную, безопасную обстановку: убрать все, что может принести вред, ликвидировать острые углы, скрыть шнуры, и особо чутко следить за малышом.
  3. Проводить физ подготовку. Никаких особых упражнений не потребуется. Просто нужно своевременно шаг за шагом тренировать все группы мышц с рождения. Выкладывать на живот, стимулировать переворачивание. Далее ребенок должен сам садиться из положения лежа. Ну и, конечно, большую роль имеет ползание. Задача родителя всячески поощрять двигательную активность ребенка. Например, привлекая его игрушками, вынуждать ползать по комнате. А еще прыжки на родительских коленях, которые так любят дети — отличное упражнение для укрепления ножек. ()
  4. Массаж хорошо развивает мышцы и снимает напряжение в них одновременно. Можно обратиться к специалисту, а .
  5. Побуждать к хождению. Можно показывать занятную игрушку, а после класть ее на стол, например, так, чтобы достать ее можно было бы, только встав на ноги. При попытках малыша уже делать первые шаги игрушка чудесным образом может перемещаться со стола на диван, как только малыш к ней приблизится. Хорошо почаще бывать на улице. где получится наблюдать за другими детьми, уже умеющими ходить. При этом коляску лучше оставлять дома. Удобно при этом использовать специальные «вожжи». Но только тогда, когда ребенок уже начинает ходить. Важно следить, чтобы корпус ребенка не нагибался вперед или в сторону.
  6. Поощрять. Похвала за успехи, улыбка мамы и папы — лучшая награда. Не стоит забывать о ласковых и восторженных словах. Ребенок этого достоин за свои первые шаги.

О чем стоит помнить обучая ребенка ходить:

  • Лучше начинать ходить босиком. Это приводит к правильному формированию стопы. И попутно закаляет малыша. Ну или одевать носочки с прорезиненной подошвой.
  • Для прогулок на улице следует приобрести качественную и удобную обувь с плотным задником и следить, чтобы она не натирала ножки.
  • Не нужно соблазняться . Дети нередко после ходунков долгое время . И вовсе отказываются своевременно осваивать навыки хождения.
  • Во время обучения не нужно держать ребенка за подмышки. Правильнее за кисть, за предплечье или даже за капюшон.
  • И, главное, запастись терпением. Не стоит подгонять ребенка под стандартные рамки. Но нужно быть помощником ему во всем, как только он сам будет готов к новым открытиям.

Не стоит использовать ходунки и прыгунки. Они не только не стимулируют самостоятельное передвижение, но наоборот способствуют задержки ходьбы. Читаем: и читаем:

Первая обувь для ребенка начинающего ходить

С точки зрения ортопедии обувь малыша должна отвечать следующим требованиям:

  • обувь выбирать надо из натуральной кожи и замши, чтобы ножка малыша дышала;
  • подошва у первой обуви тонкая и гибкая, иначе малыш будет спотыкаться;
  • задник обуви для ребенка выбирать надо твердый, чтобы ботиночки или сандалии не сваливались при ходьбе с ноги;
  • небольшой и устойчивый каблук избавит ребенка от заваливания назад;
  • верхняя и боковая части обуви должны быть мягкими и легко образовывать складки;
  • для формирования свода стопы в обувь стоит подобрать гибкий супинатор.

Смотрим видео о том, какую обувь лучше выбрать:

Хождение на цыпочках или носочках

Случается, что вместо обычной ходьбы ребенок начинает ходить на носочках. Если малыш просто желает привлечь внимание близких или опробует новый для себя способ передвижения, то все в норме.

Когда малыш постоянно передвигается на цыпочкахкрасивой балетной походкой, даже не стараясь опуститься на всю стопу, тогда необходимо принимать меры. Не нужно самим пытаться исправить ситуацию. В таком важном деле лучше доверится врачу, который посоветует что делать. Чаще всего назначается особый массаж, специальная гимнастика и физиопроцедуры.

Бить тревогу можно, если малыш не начал ходить после полутора лет . Да и то, только в случае низкой активности ребенка и неудовлетворительного общего состояния малыша. Когда ребенок весел, активен, задорно ползает с хорошим настроением, но не ходит — не стоит переживать, он пойдет, всему свое время.

Первый год в жизни ребенка - очень ответственное и волнительное время. Первая улыбка, первое слово, первый шаг... Все родители беспокоятся о том, правильно ли развивается их малыш, нет ли у него отставания. Молодые мамочки вместе обсуждают, когда ребенок должен начать ходить, и нередко ориентируются при этом на соседку, сынишка которой пошел экстремально рано. Педиатры предупреждают, что все дети разные, и предлагают родителям не впадать в панику раньше времени.

Общепринятые нормы

Врачи предостерегают родителей от попыток подтолкнуть чадо к прямохождению. Все здоровые дети овладевают этим навыком в положенное время. Малыш лучше вас знает, готов ли его опорно-двигательный аппарат к новым нагрузкам. Преждевременное стимулирование ходьбы приводит к искривлению позвоночника или ног, неправильной постановке стоп ребенком.

Во сколько месяцев ребенок начинает ходить, согласно нормам? Педиатры ориентируются на возраст от 9 месяцев до 1,5 лет. Они призывают родителей сохранять спокойствие в том случае, когда их годовалый малыш еще не делает самостоятельных шагов. Если он активно ползает, интересуется игрушками, с удовольствием изучает мир, все в порядке.

Факторы, которые надо учитывать

Кто-то в 9 месяцев уверенно топает по дому, а кто-то в 1,2 года боится оторваться от опоры. От каких факторов зависит, в каком возрасте ребенок начинает ходить? Педиатры указывают на:

  • Наследственность. Если в семье все дети начинают ходить после года, то есть вероятность, что и младшенький поступит так же.
  • Вес. Полным детям труднее удержать свое тело в вертикальном положении, чем худеньким и шустрым малышам.
  • Темперамент. Непоседа пойдет быстрее, чем его спокойный, флегматичный ровесник.
  • Наличие в окружении других малышей, уверенно бегающих по квартире. Если в семье есть старшие братики или сестрички, младенец будет подражать им.
  • Неподходящие условия. Если ребенок целый день проводит в кроватке или ходунках, он пойдет поздно.
  • Развитие других умений. Детям трудно осваивать несколько направлений одновременно. Если малыш активно учится говорить, то с ходьбой можно и повременить.
  • Наличие заболеваний. Больному малышу не до освоения новых навыков. Нередко он забывает то, что умел делать до болезни.
  • Недоношенность. Такие детки отстают от сверстников и начинают ходить ближе к полутора годам.

Отклонения от нормы

Мамы нередко придают слишком много значения тому, во сколько месяцев ребенок начал ходить. Хотя спешить здесь как раз не стоит. Часто можно услышать хвастовство малышом, который пошел в 7-9 месяцев. Педиатров такое заявление, наоборот, настораживает. Если раннее овладение навыком было спровоцировано активным участием родителей, неокрепший позвоночник и кости ног оказываются неготовыми к возросшей нагрузке.

Другое дело, если малыш начал ходить по собственной инициативе. Обычно такое случается с активными детками. В этом случае не надо усаживать ребенка насильно, но регулярно устраивайте игры с ползанием. Это очень важный навык, во время которого малыш учится координировать движения правой и левой половиной тела. При этом задействованы оба полушария. Уже доказано, что у детей, которые пропустили этап ползания, хуже координация, чаще встречаются дисграфия и дислексия.

Позднее овладение ходьбой необязательно говорит об отставании. Сохраняйте спокойствие и не торопите события. Но если в полтора года малыш не пытается вставать на ножки и делать первые шаги, лучше посетить специалиста. Это поможет исключить подозрение на скрытые родовые травмы и ослабленный иммунитет.

Уже пора?

Почему ребенок начинает ходить? Им движет естественное любопытство, желание достать интересную игрушку, добраться до запретного шкафа. Передвигаясь самостоятельно, малыш приобретает большую свободу. Однако перед тем, как пойти, ему необходимо укрепить мышцы ног, спины.

О том, что ребенок готов к ходьбе, свидетельствуют следующие признаки:

  • Он уверенно ползает.
  • Часто встает на ножки и подолгу стоит, держась за опору.
  • Малыш умеет садиться из положения стоя.
  • Держась за решетку кроватки или диван, он переступает ногами.
  • С поддержкой за ручки уверенно ходит, ставя ноги параллельно друг другу.

Как помочь?

Многие родители спрашивают, что надо делать, чтобы малыш быстрее овладел новым навыком. На самом деле ребенок и без помощи справится с поставленной задачей. Главное - обеспечить ему свободное пространство для перемещений.

Большими проблемами для крохи может обернуться скользкий пол. Паркет или линолеум лучше застелить ковровым покрытием. Когда ребенок начинает ходить самостоятельно, уберите из свободного доступа бьющиеся и колющие предметы, лекарства, бытовую химию, провода. Продумайте, как защитить малыша от острых углов мебели, электрических розеток. Если вам дорог мобильный телефон, не оставляйте его на виду.

Подготовив пространство, предоставьте ребенку свободу. Если малыш упал и теперь боится ходить, будьте рядом, подстраховывайте. Многие детки делают первые шаги, проходя короткое расстояние от мамы к папе. Чтобы возникла потребность в передвижениях, разложите по комнате интересные игрушки на разной высоте.

Босиком или в ботинках?

Много споров вызывает вопрос, в какой обуви кроха должен делать первые шаги. Педиатры, в том числе известный доктор Комаровский, считают, что дома ходить можно босиком. Это - отличная профилактика плоскостопия. Не надо бояться, что ребенок заболеет, играя на холодном полу. При соприкосновении с ним сосуды ног непроизвольно сужаются, поэтому тепло из тела уходит медленно.

Если стоит надеть носки с прорезиненной подошвой. И конечно же, подумать о первой обуви. Когда ребенок начинает ходить, ему лучше покупать ортопедические ботинки из натуральных материалов. Важен жесткий задник, который будет фиксировать пятку, устойчивая и гнущаяся подошва с небольшим каблучком, эластичный супинатор. Подбирайте правильный размер. Обувь не должна жать или натирать ноги. Но и допускать, чтобы стопа болталась в ботинке, тоже нельзя. Оптимально, если стелька больше ноги крохи на 5-7 мм.

Подготовка мышц

Когда ребенок начинает ходить, нагрузка на мышцы и скелет резко увеличивается. Родителям не рекомендуется активно стимулировать малыша к ходьбе, пока он не будет готов. Но в их силах поощрять его двигательную активность, делать массаж, гимнастику, тем самым укрепляя тело крохи.

Проводить эти процедуры следует регулярно. Массаж начинают с поглаживаний, которые сменяются легким растиранием. В конце легонько постучите по ножкам, стопам, спинке малыша, не трогая колени. Этим снимается гипертонус.

Для укрепления мышц ног сгибайте их поочередно лежащему ребенку, поднимайте вверх, просите кроху ногами дотянуться до палочки, которую взрослый держит на весу. Для мышц спины полезны упражнения на фитболе, когда лежащего на животе малыша перекатывают вперед и назад. Затем его переворачивают на спинку и повторяют то же самое.

Специальные упражнения

Когда дети начинают ходить, им тяжело удерживать равновесие. С 9 месяцев можно включить в ежедневный комплекс гимнастики специальные упражнения, готовящие малыша к первым шагам.

К ним относятся:

  • Наклоны. Взрослый ставит ребенка спиной к себе, кладет перед ним игрушку. Словами "возьми" побуждает кроху наклониться, поддерживая его под животом и за колени.
  • "Танцы". Взрослый держит малыша за руки, предлагая ему "поплясать". Перемещая свои руки, побуждает ребенка переступать с ноги на ногу.
  • Приседания. На полу раскладываются игрушки. Мама просит поднять их, приседая и снова вставая на ножки. Ребенка при этом поддерживают за руку.
  • Сгибания рук. Взрослый держит колечки. Вкладывая их в руки малышу, побуждает встать его на ноги, а затем поочередно сгибает руки ребенка в локтях.
  • Учимся стоять. Малыш стоит с поддержкой. Если он делает это уверенно, взрослый убирает руки на 20 секунд.
  • Ходьба с поддержкой. Водим ребенка, поддерживая за обе руки.
  • Лазание. Взрослый предлагает малышу забраться на диван, а потом слезть с него, оказывая помощь.

Специальные приспособления

Среди мам бытует мнение, что современные устройства вроде ходунков могут повлиять на то, во сколько дети начинают ходить. Так ли это? Рассмотрим самые популярные приспособления:

  • Ребенок толкает их впереди себя, используя вместо опоры, и переступает ногами. Такая покупка может оказаться весьма полезной на ранних этапах обучения.
  • Ходунки. Они очень удобны для мам, так как способны надолго занять кроху. Однако ребенок в них сидит и только отталкивается ногами от пола. Он не учится держать равновесие, правильно вставать на стопу, напрягать мышцы. Это устройство скорее замедляет обучение ходьбе, чем поспособствует ему.
  • Вожжи. Конструкция состоит из ремешков, которые крепятся на плечи, грудь и спину ребенка. Взрослый с помощью поводка контролирует движения крохи, вовремя предотвращая падение. Вожжи удобно использовать, если малыш боится удариться во время ходьбы. Единственный минус - они не научат ребенка правильно падать, группироваться, а это очень важный навык, который не раз пригодится ему в дальнейшем.

Немного о походке

Когда ребенок начинает ходить, следите за тем, как он ставит стопы. У малышей они располагаются параллельно друг другу. Ноги еще не готовы к перекату с пятки на носок, поэтому дети наступают на полную стопу. Крохе очень трудно удержать равновесие, что приводит к частым падениям. Однако эластичность детских костей и мышц сводит к минимуму риск получить серьезную травму.

Стоит насторожиться, если ребенок ходит на носочках. Это может указывать как на повышенную активность чада, так и на наличие гипертонуса, родовой травмы. Лучше проконсультироваться у педиатра.

На самом деле неважно, в каком возрасте ребенок начал ходить. Это никак не влияет на его дальнейшую жизнь, успехи в учебе или спорте. Поэтому откажитесь от участия в соревновании "чей малыш самый развитый" и наслаждайтесь общением с ним. Все произойдет в свой срок. Еще немного - и вам придется носиться за крохой по всей детской площадке.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

У маленького человечка есть свои этапы взросления. Сначала малыш начинает улыбаться, затем – пробует перевернуться. Огромным счастьем для родителей становиться возможность малыша сидеть и ползать. Следующий шаг – самостоятельное хождение.

Все мамы и папы с нетерпением ждут первых шажков. Но с первыми шажками приходят и первые проблемы – ребенок становится мобильным, а его любопытство при этом только усиливается, теперь за крохой нужен глаз да глаз.

Когда же ребенок начинает стоять и ходить самостоятельно, существуют ли сроки и нормы для этих явлений, как помочь малышу освоить прямохождение и нужно ли этим заниматься? По каким критериям подбирать обувь для маленького «ходуна»? Мы собрали информацию по каждому вопросу!

Во сколько месяцев ребенок начинает ходить самостоятельно

Вот ребенку уже год, а он не ходит ни в какую. Плохо это или хорошо? Педиатры, ортопеды и психологи согласны в одном – ребенок начинает ходить тогда, когда к этому энергоемкому действию готовы все нужные системы организма:

  • Опорно-двигательный аппарат. У малыша в достаточной мере окрепли кости и хорошо развит мышечный корсет туловища, крепкие мышцы ног и шеи.
  • Психомоторная составляющая. Все навыки ребенка до 3 лет обусловлены потребностями ребенка. Надо ему ползать – он ползет. Понадобится пойти – он с удовольствием попробует. Мозг малыша должен быть готов отдавать соответствующие команды определенным группам мышц.
  • Вестибулярный аппарат. Эта штука отвечает за ощущение ребенком своего тела в пространстве (сижу, лежу, падаю) и координирует тело. Пока он не «повзрослеет» вместе с ребенком, отсутствие нужной степени координации тела не позволит ребенку ходить.
  • Организация ВНД. У каждого ребенка свой тип высшей нервной деятельности. Холерики и сангвиники учатся ходить быстрее и охотнее, так как это «люди действия», а созерцатели вроде флегматиков и меланхоликов пойдут позднее, им достаточно сидеть и наблюдать за миром, максимум – ползти за интересным объектом.


Происходит гармоничное «созревание» всех составляющих между 9 месяцами и 1,5 годами.

Знаете ли вы? Раньше педиатры полагали, что то, во сколько начинает ходить ребенок, обусловлено тем, мальчик он или девочка. Причем девочки чаще начинали ходить раньше пацанов. На сегодняшний день исследования показали, что хождение никак не зависит от половой принадлежности.

Если вы слишком уж переживаете, когда же малыш наконец пойдет, поговорите с его бабушками и дедушками. Хождение заложено в ребенке генетически, и если кто-то из родителей пошел поздно, есть вероятность, что и малыш торопиться не станет.

Как помочь ребенку стоять и ходить без опоры

Первые шаги ребенок как правило совершает с помощью опоры или родителей. И это нормально. По мнению ортопедов, ребенок для нормального хождения должен пройти все стадии:

  • вставание с опорой;
  • самостоятельное стояние;
  • хождение по опоре;
  • самостоятельные шаги.

Все эти умения гарантируют правильную осанку при ходьбе и уверенный шаг. Существует множество способов помочь ребенку совершить первые шаги:

  • , и вожжи. Эти приспособления удерживают ребенка в полуподвешенном состоянии, ребенок слегка опирается на ножки и пробует ходить, перебирая ими. Все врачи категорически против таких приспособлений, потому что они формируют у ребенка неправильный стереотип ходьбы, и научить ребенка ходить без них весьма затруднительно.


  • Вождение за руки. Если ребенок изъявляет такое желание – пожалуйста, но специально и подолгу водить ребенка за ручки не стоит – вы даете слишком сильную нагрузку на неокрепшие ноги и позвоночник крохи.


  • Массажи . Этим рекомендуют заниматься все педиатры и ортопеды. Легкий массаж, состоящий из поглаживаний и растираний спинки, ножек и ручек, способствует приливу крови в мышцы и укреплению мышечных волокон.


  • Упражнения. Комплексы упражнений, направленных на физическое укрепление малыша, только приветствуются – они способствуют развитию нужной для ходьбы мускулатуры.


Легкий массаж под силу каждой маме, а вот на упражнениях мы остановимся подробнее:

  • Пружинка и перекаты. Если у вас есть фитбол – это здорово. Усадите на него малыша, держа за корпус, и выполните перекаты вправо-влево, вперед-назад. Через минуту таких упражнений «попружиньте» малышом о мяч. Такие упражнения хорошо укрепляют спинку ребенка. Достаточно уделять им по 2-3 минутки два раза в день.


  • Приседания. Возьмите ребенка за корпус и поставьте так, чтоб он опирался на ножки. Затем приподнимайте и опускайте малыша так, как будто он приседает и подпрыгивает. Это хорошо тренирует ножки малыша, достаточно заниматься по 2-3 минуты в сутки.
  • Встали-сели. Посадите малыша на твердую поверхность. Дайте ему ручки, помогите привстать, затем опустите, чтоб сел. Повторяйте такое упражнение по 5-6 раз, делайте 2-3 подхода в день. Упражнение тренирует ножки и способность малыша подниматься, держась за опору.
  • Шажки. Поставьте ребенка на твердую поверхность, возьмите за ручки. Тяните их на себя, вправо, влево, вынуждая кроху переставлять ножки. Так можно заниматься 2-3 минуты за раз, делая 3-4 подхода в день.
  • Хождение с коляской. Можно использовать детскую коляску или машинку соответствующего размера. Малыш берется за объект ручками, толкает его вперед и как бы идет. Обязательно страхуйте малыша сзади. Повторять можно, пока кроха не устанет.


Важно! Специалисты говорят, что совершенно не важно, в каком возрасте ребенок начал ходить, и торопить это событие не надо. Важно, чтоб малыш пошел сам, когда придет его срок. Так вы заранее избавитесь от проблем со спиной и осанкой в старшем возрасте.

Обувь для ребенка, начинающего ходить

Когда ваш непоседа наконец-то пошел, самое главное, что должна сделать мама – показать его ортопеду. Специалист определит, правильная ли у ребенка постановка ножек и даст индивидуальные рекомендации по подбору обуви. Мы можем привести лишь общие:

  • Натуральный материал. Очень важно, чтоб у ребенка дышала ножка. Выбирайте обувь из кожи, замши или дышащих материй.
  • Устойчивая подошва. Малыш должен стоять в обуви уверенно, равномерно опираясь на всю подошву – это исключит появление вальгусной стопы.
  • Перекат. Лучше брать обувь, в которой предусмотрен перекат. У ребенка стопа плоская, он ходит не как взрослый человек, а топая. Перекат на обуви поможет ребенку сформировать правильный стереотип хождения и ровную походку.
  • Жесткий задник. Обувь должна хорошо фиксировать ножку малыша.
  • Мягкий верх и бока. Обувь должна легко гнуться в области носка, при ходьбе на верней части обуви должны легко формироваться складки – так малышу будет удобно, и правильная походка сформируется быстрее.
  • Точный размер. Максимальный припуск «на вырост» должен составлять 5-7 мм. Так ножка не сможет болтаться, и малышу будет комфортно ходить. Тесную обувь носить тоже не стоит – она будет жать и натирать, ребенок просто откажется в ней шагать.
  • Ортопедическая стелька. Именно она формирует правильный свод стопы. Покупая обувь следите, чтоб она там была.


Важно! От того, на сколько правильно вы подберете обувь для малыша, зависит его походка и правильность формирования стопы. Если нагрузка не будет распределяться по ступням неравномерно, в будущем возможны осложнения, требующие вмешательства специалиста.

  • Если ребенку 1 год и 1 месяц, но он не ходит, причин для беспокойства нет, у малыша в запасе еще аж 4 месяца. Не торопите его. Если ребенку больше года и 8 месяцев, а он еще не пошел – это повод для обращения к специалисту.

  • Никогда не слушайте стариков в отношении ходьбы. Не вздумайте «по старинке» перерезать путы, чтоб ребенок начал ходить, как делали наши прабабушки и бабушки. Мало того, что это не имеет никакого практического эффекта, так вы еще можете ненароком порезать дернувшуюся ножку крохи, что отсрочит первые самостоятельные шажки на месяц, а то и два.
  • Если вы еще не , рекомендуем сделать это до первых шагов. В противном случае ребенок со временем начнет приходить спать в вашу постель и бороться с этим будет трудно. Ходьбу ведь вы поощряете.
  • тоже стоит до самостоятельной ходьбы. Иначе малыш будет просто с него сбегать, радуясь новому умению.
  • Если малыш косолапит при ходьбе или ходит только на носочках – это повод обратиться к ортопеду и педиатру.

Как научить ребенка ходить самостоятельно, без поддержки – видео

На этом видео ортопед рассказывает, нужно ли переживать, если ребенок в год еще не ходит.

На этом видео мама показывает некоторые упражнения, призванные помочь ребенку ходить самостоятельно.

На этом видео детский ортопед рассказывает, что нужно делать, чтоб малыш пошел, и как правильно подобрать обувь для маленького «ходуна».

Ходьба на двух ногах заложена в человеке генетически. Малыш на этапе активного роста практически проходит всю человеческую эволюцию – от лежания до ползанья, от ползанья до ходьбы на двух ногах. Организм ребенка сам решает, когда он в состоянии освоить это необходимое умение, и учить ребенка ходить по сути не нужно.

Достаточно уделять внимание массажу, упражнениям, нелишним будет посещение бассейна. И когда малыш будет готов, он с удовольствием порадует маму и папу веселым топотом маленьких ног по квартире!

А ваш малыш уже ходит? В каком возрасте ребенок сделал первые попытки пойти? Если вы знаете интересные упражнения, помогающие ребенку поскорее освоить ходьбу, поделитесь ими с нами в комментариях!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!