Как научить ребенка есть самому ложкой. Учим ребенка самостоятельно кушать и пить – основные приемы

В возрасте около года почти все дети начинают проявлять первые попытки самостоятельности, в частности, это касается еды. Перевернутая тарелка, каша на полу, суп на потолке, пюре на ушах или на затылке – такая картина знакома каждой маме. Стоит ей на секунду отвернуться, как любимое чадо тут же влезет обеими руками в тарелку, чтобы попробовать любимую еду наощупь. Как научить ребенка кушать самостоятельно и не потерять остатки и без того ограниченного терпения?

Пять правил, которые нужно знать каждой маме

Важно понять, когда можно дать ребенку ложку и начать учить кушать самостоятельно. Даже если малыш не проявляет стремления обходиться без маминой помощи, в возрасте около года-полутора стоит заняться этим вопросом.
Многолетний опыт показывает, что есть ряд правил или хитростей, как вам будет угодно, соблюдая которые, маме удастся быстро и почти безболезненно научить ребенка владеть столовыми приборами.

Правило первое: голод – не тетка

Когда ребенок хочет кушать, он будет стремиться утолить голод и ему будет не до игрушек, развлечений и исследований. На голодный желудок особо не разгуляешься, поэтому давать ребенку ложку лучше тогда, когда он хочет есть. Для начала вложите ложку в руку малышу и помогите ему своей рукой. Потом, когда он станет более самостоятельным, старайтесь, как можно реже принимать участие в его кормлении.

Правило второе: с едой играть нельзя!

Как только малыш насытится, он начнет пробовать еду пальцами наощупь, размазывать по лицу, столу, стенам, кидать на пол. В такие моменты тарелку и ложку лучше всего убирать, иначе в дальнейшем ребенок не будет понимать разницу между играми и едой.

Правило третье: не идите против природы!

Никогда не настаивайте на том, что хлеб надо держать левой рукой, а ложку – правой. До трех лет вполне нормально стремление ребенка пытаться кушать как правой, так и левой рукой, в этом нет ничего страшного. К тому же если ваш ребенок левша, то, переучивая его на правую руку, вы только спутаете работу его мозга, что в дальнейшем может сказаться и на развитии. Не идите против природы, оставьте левшу левшой.

Правило четвертое: о вкусной и красивой пище

Для начала учите ребенка есть на самых любимых его блюдах. Не важно, будь то картошка, каша или котлета – дайте малышу ложку или вилку. Однако если видите, что вилкой ему пока еще неудобно есть, поменяйте ее на ложку. Ничего страшного, если поначалу он будет помогать себе руками. Просто держите наготове салфетки.

Кстати, многие мамы утверждают, что красиво оформленные блюда вызывают у ребенка больший аппетит и интерес, чем обычная тарелка с едой. Омлет в форме забавной рожицы, салат или овощи в виде букета цветов – все, на что способна ваша фантазия будет по достоинству оценено вашим малышом.

Правило пятое: берегите нервы!

Многие люди с детства приучены к чистоте и испытывают почти физический дискомфорт от окружающего их бардака. Смиритесь с тем, что пока ребенок будет учиться кушать самостоятельно, на вашей кухне (или в столовой) будет не очень-то чисто. Бороться с этим можно и нужно, но главное не переусердствовать. Не стоит вытирать каждую пролитую мимо рта каплю, дайте ребенку спокойно доесть, а потом займитесь уборкой и лучше всего вместе с ним, тогда он будет знать, что за собой нужно убирать, а еще лучше – стараться не пачкать. В каком возрасте надо приучать малышу к уборке? Лучше всего с самого начала – тогда стремление к чистоте будет у него в крови. В любом случае воспитывать всегда проще, чем потом перевоспитывать.

В теплом помещении можно обойтись без слюнявчиков, если посадить малыша кушать голышом. Заметьте, голый живот вытереть куда проще, чем стирать ежедневно гору испачканного белья. В прохладное время года можно надеть на малыша специальную клеенчатую курточку с уже вшитым в нее слюнявчиком – они продаются почти во всех детских магазинах, легко стираются, быстро сохнут и значительно облегчают маме жизнь.

До чего дошел прогресс!

Помимо слюнявчиков существует огромное количество всяких приспособлений для обучения малыша самостоятельному приему пищи. Особые пластмассовые вилки и ложки с изогнутыми ручками сделаны специально под детский захват. С такими приборами малышам проще научиться, не расплескивая, доносить полную ложку до рта. Пластиковые слюнявчики с поддоном, в который падает выроненная или выплюнутая еда позволяют избежать многократного ежедневного мытья полов и стульев. Специальные поильники с дырочками или с трубочками помогут вам научить малыша пить из чашки, не опрокидывая ее содержимое на себя. Пластмассовая посуда выдержит многократные падения, специальные термотарелки не дадут еде остыть, когда малыш долго кушает; а тарелки с присосками вообще не так-то легко сдвинуть с места, не то чтобы кидаться ими в окружающих.

Однако наши мамы как-то обходились без всех этих приспособлений, и мы с вами без потерь научились вести себя за столом. Дело в том, что на практике все сугубо индивидуально. Каждой маме придется проявить свой талант и недюжинное терпение, прежде чем она найдет подход к любимому малышу и научит его, как следует вести себя за столом.

«Еду, которую можно есть, держа в руке, я начала давать Илюше тогда, когда он потянул погремушки в рот – месяца в 4. В полгода, когда появились первые зубки, давала кусочек мягкой груши, сушки, хлеб. Грыз очень уверенно. Когда кормила пюре, специально капала капельку на стол, чтобы наигрался с едой. В 11 месяцев он потребовал в ультимативной форме дать ему ложку. Пришлось дать. Теперь едим двумя ложками – одна у него, одна у меня. Самое удивительное, что он не балуется, а целенаправленно макает ложку в еду и несет в рот. Проливает, конечно, а то, что уронил, сам берет пальчиками и складывает в тарелку обратно. Когда ему надоедает, он бросает ложку на пол. Тогда я ложку убираю и больше не даю. Баловство с едой пресекаю сразу – лужи вытираю, не даю шлепать ложкой по супу.

Дочка Алина постигала науку примерно так же, но я давала ей вволю посвинячить. Раздевала до памперса во время еды, потом отмывала в ванной. Летом, когда была жара, кормила прямо в ванной, только там у нее и появлялся аппетит, в прохладной водичке. А вообще мои дети в плане еды сильно отличаются – дочь малоежка, всегда ела без аппетита, поэтому я и давала ей наиграться с едой. У сына аппетит очень хороший, он ест только чтобы наесться.

Изогнутые ложки у нас не прижились – неудобно, мелкие, кривые, заточены только под одну руку, а мои дети хотели кушать то правой, то левой рукой. Пластиковые нагрудники тоже – жесткие. Так что я использую обычные слюнявчики».
Ольга, Московская область

«Ника просто захотела кушать самостоятельно. Мол, она уже большая девочка, хотя ей был всего год. Каша на голове, на стенах, на полу и везде, где только можно! Но надо перетерпеть этот момент, чтоб не отбить у малыша желание кушать самостоятельно. Ели мы простой чайной ложкой, без изысков. Сейчас Нике три с половиной года и проблем с едой у нас нет. Хотя иногда она просто ленится».
Лиза, Москва

«Настя стала брать в руки ложку с 11 месяцев, сначала просто играла с ней, а потом поняла, что нужно окунать ее в тарелку и нести в рот. Сейчас ей год и мы едим в две руки. Конечно, от каши на полу и занавесках никуда не деться, придется запастись терпением, просто я объясняю дочери, что баловаться с едой нельзя и если она уж очень расшалится, то просто забираю у нее ложку. Едим в обычном слюнявчике, детской пластиковой ложкой из пластмассовой тарелочки, но я уже подумываю о тарелочке на присоске».
Татьяна, Нижегородская область

О хороших манерах…

К хорошим манерам приучать малыша нужно с двух-трех лет. Многое из того, что было позволено раньше, должно уйти в небытие. Дурные привычки искоренить куда сложнее, чем сразу научить ребенка хорошим манерам – это факт. Однако не следует наказывать малыша за огрехи, ему это будет непонятно. Нужно мягко, но настойчиво день за днем объяснять ему, как себя вести за столом – капля камень точит. Конечно, учиться владеть ножом и вилкой в этом возрасте еще рано, но простые правила поведения он уже сможет соблюдать. Главное – все доступно объяснять. Нельзя играть с едой, нельзя выплевывать ее обратно, все, что попало в рот должно быть съедено, после еды нужно вытирать рот салфеткой, а перед едой – мыть руки с мылом.

Аккуратность – вопрос времени. Смиритесь с тем, что поначалу кухня после завтрака, обеда, полдника и ужина будет выглядеть, как бранное поле после битвы супа с компотом. Со временем это пройдет. И помните еще одно важное правило – инициатива НЕНАКАЗУЕМА! И если ваш ребенок проявил желание кушать самостоятельно, то вам, дорогие мамы, пора покинуть эту сцену. Главный герой на ней теперь ваш малыш.

Взрослея, малыш проходит через важные этапы развития. Сначала он держит бутылочку своими руками, но вскоре уже наступает время учить карапуза есть самостоятельно без помощи взрослых. Для мамы это сложный и ответственный процесс, поэтому ей пригодятся полезные советы и уроки по самостоятельному приему пищи.

Как понять, что ребенок готов есть самостоятельно?

Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, в каком возрасте малышу пора давать ложку. Это зависит от уровня развития и от любознательности самого ребенка. Одни дети хватают ложку уже в полугодовалом возрасте, хотя еще толком не могут ее удержать, другие - отказываются от столовых приборов до 2-х лет. Есть и такие малыши, которые начинают кушать самостоятельно лишь в 3-4 года.

Однако затягивать с обучением не нужно. Чем раньше ребенок начнет есть без помощи взрослых, тем проще будет маме. К тому же, эти .

Специалисты советуют учить ребенка держать ложку с возраста 9-10 месяцев. В таком случае к 1,5 годам он сможет уверенно орудовать столовыми приборами.

Понаблюдайте за малышом, убедитесь, что ребенок «созрел» для ложки и чашки. Только, если он готов, можно начинать обучение. Если он уже интересуется едой, берет кусочки пищи и тянет их в рот, пытается выхватить ложку из маминых рук - он созрел для того, чтобы кушать самостоятельно. Конечно, мама накормит быстрее, да и поначалу малыш будет разбрасывать еду по всей кухне. Однако этот этап все равно придется пройти всем родителям. Поэтому лучше не упускать момент.

Инструкция для родителей, которые хотят научить ребенка есть ложкой

Когда малыш начинает тянуться за ложкой, он уже готов попробовать кушать самостоятельно. Если вы все сделаете правильно, уже через несколько месяцев ребенок научится пользоваться столовыми приборами. Как бы вам не было дорого ваше время, как бы ни хотелось сохранить кухню в чистоте - не упускайте момент! Если кроха требует ложку - дайте ему ложку. И далее - действуйте по инструкции.

  • Запаситесь терпением. Ручки у годовалого малыша еще не окрепли. Поначалу ему будет очень сложно удержать ложку, и он будет промахиваться ей мимо рта. На обучение потребуется от 1 до 6 месяцев;
  • Тренируйтесь в разных местах. Отличный способ научить ребенка чему-то - превратить процесс в развивающую игру. Предлагайте карапузу кормить пластмассовых зайчиков песком с помощью лопатки, когда он играет на детской площадке. Так у него улучшится координация движений, что пригодится потом на настоящей кухне;
  • Не оставляйте малыша наедине с полной тарелкой - он может подавиться или раскапризничаться из-за того, что у него не получается поесть. Кроме того, поначалу у ребенка все равно получится поднести ко рту не больше 3-4 ложек. Потом он устанет, и вам придется ему помогать;
  • Выбирайте подходящую еду. Пища по консистенции должна быть такой, чтобы ребенок смог ее зачерпывать ложкой и подносить ко рту. Суп малыш прольет, а кусочки еды возьмет руками. Поэтому остановите свой выбор на густой каше, пюре или творожке. Не ставьте перед ребенком сразу полную тарелку, а лучше подкладывайте в нее пищу по чуть-чуть;
  • Не забывайте о вилке. Чередуйте столовые приборы, чтобы у малыша быстрее развивалась мелкая моторика рук. За завтраком ребенок пробовал подцепить кашу ложкой? На обед предложите ему съесть рыбные тефтельки с помощью безопасной вилки;
  • Подключайте всех домочадцев к обучению. Если вы будете учить карапуза пользоваться столовыми приборами, а бабушка продолжит кормить его с ложечки, процесс затянется. Кроха не поймет, зачем ему стараться что-то делать самому, если для этого есть взрослые. Объясните всем членам семьи ваши принципы обучения и попросите, чтобы они тоже их придерживались;
  • Соблюдайте расписание. Кормите ребенка строго в одно и то же время каждый день, постоянно закрепляя полученные навыки. Так вы сможете выработать у малыша привычку. Кроме того, прием пищи по расписанию улучшает пищеварение;
  • Избегайте принуждения. В процессе обучения ребенок иногда будет капризничать и отказываться есть самостоятельно. Если это произошло, покормите его сами, а обучение отложите до следующего приема пищи. Когда ребенок не в духе, научить его чему-то все равно не получится;
  • Обедайте всей семьей. Малышу будет проще освоить ложку, если он будет видеть, как ей орудуют другие люди. Он невольно начнет им подражать. По этой же причине в детских садах малыши быстрее учатся самостоятельно кушать, и ходить на горшок;
  • Придумывайте игры , чтобы подогреть интерес карапуза к обучению. Можно купить ему тарелку с забавной картинкой на дне и предложить съесть кашу, чтобы увидеть сюрприз;
  • Начинайте обучение с любимой еды ребенка и только на голодный желудок. Малыш не захочет прикладывать усилия, чтобы съесть что-то невкусное, тем более при отсутствии аппетита;
  • Хвалите ребенка даже за незначительные успехи. Чтобы снова порадовать маму, он будет стараться изо всех сил;
  • Поддерживайте на кухне уют. Купите цветную , постелите на стол красивую скатерть, украсьте блюдо. Такие мелочи повышают настроение и улучшают аппетит.

Алгоритм действий

Чтобы родителям было проще учить ребенка самостоятельному кормлению, специалисты разработали подробную инструкцию:

  1. Постелите на стол клеенку, а ребенку наденьте слюнявчик.
  2. Зачерпните ложку каши из детской тарелки и съешьте, причмокивая от удовольствия и изображая восторг.
  3. Отдайте ложку карапузу. Пока он не может ее удержать, зажимайте его ладошку своей рукой, помогайте зачерпывать еду и подносить ко рту. Помогайте, пока ребенок не сможет держать прибор самостоятельно.
  4. Когда ручки малыша окрепнут, научите его, как правильно держать ложку - не в кулаке, а пальцами.
  5. Давая ребенку ложку, сами берите другую. Пока ребенок учится кушать сам, помогайте ему другой ложкой. То есть, одна ложка - ему, одна - вам.



Первое время кроха будет просто играть с ложкой - помешивать кашу в тарелке, размазывать ее по лицу и столу. Дайте ему время, чтобы привыкнуть к столовым приборам. Если вы устали от того, что ребенок постоянно переворачивает посуду, поставьте на стол тарелку с присоской.

Таким же образом можно научить карапуза пользоваться вилкой и чашкой-непроливайкой (). Начинайте с маленьких порций, убедившись в заинтересованности ребенка, и никогда не показывайте своего негодования по поводу испачканной одежды и мебели.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Столовые приборы в помощь малышу


Для ребенка нужно подобрать специальную посуду и столовые приборы. Главные требования - безопасность и яркий дизайн, который будет стимулировать интерес карапуза к обучению. Для сервировки стола родителям потребуются:

  • Тарелка из пищевого термостойкого пластика. Она должна быть яркой, желательно с изображением персонажей любимых мультиков вашего чада. Чтобы их увидеть, карапуз быстро съест всю кашу. Хорошо, если у тарелки будет присоска для крепления к столешнице и наклонное дно - из него удобно зачерпывать еду;
  • Чашка-непроливайка из нетоксичных материалов. Рекомендуется выбирать модель с двумя ручками - такую карапузу удобнее держать. Проследите, чтобы у чашки был силиконовый или мягкий пластиковый носик без заусенцев, иначе малыш рискует поцарапать десны. Дополнительным преимуществом будет наличие резиновой подставки, которая придает посуде устойчивость;
  • Ложка анатомической формы, выполненная из безопасного пластика. Чтобы она не выпадала из детской ладошки, у нее должна быть округлая нескользящая ручка;
  • Вилка изогнутой формы, изготовленная из нетоксичного пластика. Выбирайте изделие с закругленными зубцами, чтобы ребенок не поранился;
  • Удобный детский стульчик. Тот, который идет в комплекте со столиком, не подойдет. Ребенок должен сидеть за одним столом с взрослыми, чтобы наблюдать, как они едят, и подражать им;
  • Непромокаемый слюнявчик. Многие дети сопротивляются кормлению и срывают с себя нагрудники. Поэтому лучше подобрать цветной слюнявчик с героями мультфильмов. Хорошо, если он будет изготовлен из мягкого и гибкого пластика, а нижний край изделия будет слегка загнут вверх - так вся пища останется в нагруднике и не запачкает одежду.

Что делать, если ребенок отказывается есть сам?

Дети бывают разные. Многие тянутся к ложке, воспринимая ее как очередную игрушку. Есть и такие, которые наотрез отказываются брать в руки столовые приборы. В любом случае нельзя принуждать малыша есть самому. Родительское давление приведет к тому, что у малыша сформируется негативное отношение к приему пищи.


Если ребенку уже исполнился год, а он все еще отказывается взять ложку, попробуйте пойти на хитрость:

  1. Покормите ребенка сами, дайте ребенку расслабиться, а через пару дней повторите попытку.
  2. Попросите братьев или сестер малыша показать ему, как они ловко орудуют ложками.
  3. Организуйте детский праздник - в компании друзей ребенок сможет отработать навыки.

Хотя принуждение недопустимо, надолго откладывать обучение самостоятельному кормлению тоже не стоит. Этот навык важен для общего развития ребенка и для его социальной адаптации.

Правила аккуратности и безопасности за столом

Маленький ребенок не сможет вести себя за столом, как аристократ. Однако родителям под силу приучить его есть аккуратно и соблюдать правила гигиены. Просто выполняйте следующие условия:

  • Учите ребенка на личном примере , как держать ложку и вилку, как есть, пить из чашки, вытираться салфеткой;
  • Мойте руки перед едой - себе и малышу. Это должно стать его привычкой;
  • Соблюдайте режим питания. Ешьте только на кухне и в определенное время. Это важно для аппетита и крепкой нервной системы ребенка;
  • Ешьте в спокойной обстановке. Не позволяйте малышу смотреть мультики, баловаться и отвлекаться за обедом;
  • Повторяйте ритуалы: мама моет ребенку руки, сажает его на стул, повязывает слюнявчик, ставит на стол тарелку с едой. Все действия важно пояснять, чтобы малыш понял их смысл ();
  • Украшайте стол и блюда - это стимулирует аппетит. Стелите на стол свежую скатерть, ставьте салфетницу, красиво выкладывайте блюда на тарелки;
  • Собирайтесь за одним столом всей семьей. Сделайте обеды и ужины в кругу близких людей вашей семейной традицией. Садитесь за стол в хорошем настроении, во время еды не спешите и тщательно прожевывайте все кусочки. Так вы сможете насладиться вкусом блюд и окажете помощь своему пищеварению;
  • Не поднимайте еду, которая упала на пол. Приучите малыша к тому, что нельзя поднимать пищу с пола. То, что упало, может отправиться в миску собаки или кошки, но только не в тарелку человека;
  • Постепенно давайте ребенку новые приборы и посуду. Когда крохе всего 1 год, ему хватает тарелки и чашки-непроливайки. Однако к 2-м годам ему уже требуется своя вилка, чайная и столовая ложки, кружка, как у взрослых;
  • Соблюдайте порядок и правила этикета. Приучайте малыша быть аккуратным за столом, вытираться салфетками, когда он испачкается. Делайте замечания ребенку, если он качается на стуле, балуется с едой, кладет локти на стол или берет что-то из чужой тарелки. Пусть вся семья соблюдает правила хорошего тона - и для вашего сына или дочки они станут естественными.

Ошибки родителей, или как не надо учить ребенка есть ложкой

Учить малыша кушать самостоятельно сложно, и вначале многие родители допускают ошибки. Используйте опыт других мам и пап - и вы существенно ускорите и облегчите воспитательный процесс.


  1. Не торопите ребенка, когда он ест. Фразы наподобие «жуй быстрее, мне нужно мыть посуду» должны пропасть из вашего лексикона. Еду важно тщательно разжевывать, чтобы она хорошо переварилась, а для этого требуется время. Кроме того, сам прием пищи - это прекрасная возможность маме пообщаться с малышом, подарить ему свою заботу.
  2. Не прерывайте обучение. Если вы начали учить свое чадо пользовать ложкой, продолжайте гнуть свою линию. Не поддавайтесь лени, не ищите отговорки. Объясните всем членам семьи, что отныне малыш будет кушать без их помощи.
  3. Не заставляйте ребенка брать ложку. Если он сыт, болен или просто капризничает, оставьте малыша в покое. Урок по самостоятельности всегда можно перенести.
  4. Не ругайте малыша за то, что он испачкался едой, даже если он баловался. Это временные трудности, ведь скоро кроха научится есть, как взрослые. Ваша агрессия напугает ребенка, и у него пропадет вся мотивация на обучение.
  5. Не позволяйте включать телевизор во время еды. Мультфильмы и любые передачи отвлекают малыша, а ведь ему нужна концентрация, чтобы научиться пользоваться ложкой.
  6. Не накладывайте в тарелку огромную порцию. Лучше дайте ребенку меньше каши, а потом положите добавку, если он попросит.
  7. Не поддавайтесь на детский шантаж. Малыши пытаются управлять своими родителями с помощью капризов. Так, ребенок, который уже прекрасно орудует ложкой и вилкой, может заявить, что будет есть сам только котлету, но не суп. Это значит, что малыш не голоден, поэтому смело убирайте тарелку.
  8. Не заставляйте ребенка съедать всю порцию. Он ест столько, сколько нужно его организму для нормальной работы. Если ваш малыш отодвинул тарелку - значит, он сыт, пусть там и осталась треть порции.
  9. Не используйте двойные стандарты. Если в поездке вы разрешаете ребенку сладкое на обед вместо супа, то дома должно быть точно так же. Если на своей кухне вы закрываете глаза на то, что малыш вытирает испачканное лицо о скатерть, не делайте ему замечаний и в гостях.

Главный совет для родителей, чьи дети начали осваивать ложку, — не паниковать, если обучение затягивается. Со временем малыш обязательно научится кушать самостоятельно.

Не забывайте: сноровка приходит с опытом. Лучше всего подбирать такие виды еды, которые лучше пристают к ложке. Помните: начинать учиться кушать при помощи вилки и ложки и пачкать при этом все вокруг – это нормально!

Видео: как научить ребенка есть самому

  1. I ЭТАП. С 6 месяцев всегда надо давать ребенку ложку. Ребенок должен обязательно потрогать еду рукой, не запрещайте ему это.
  2. II этап. С 7-8 месяцев ребенок будет пробовать опускать ложку в тарелку и тянуть в рот. Обмокните ложку в еду и, на первых порах, помогите ему попробовать его рукой донести ложку ему в ротик.
  3. III этап. Начинайте сами есть при ребенке, чтобы он копировала ваше поведение. Пусть малыш наблюдает за Вами, смотрит как вы жуете и отправляете ложку в рот. Покажите свою пустую тарелку, и потом начинайте кормить ребенка. Очень быстро ребенок начинает, наблюдая за мамой есть сам.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Малыш растет, и приходит время научить ребенка самостоятельно есть ложкой. Этот предмет интересует кроху очень давно, он с удовольствием хватает чайную ложечку, размахивает ею и бросает на пол. Не препятствуйте его увлечению, но постоянно напоминайте, зачем нужны столовые приборы. Купите кукольный сервиз, вместе с ребенком усаживайте игрушки за стол и «угощайте» их вкусными блюдами. Не забывайте, что дети учатся на примере взрослых и если их всегда кормят в одиночестве, они не видят, как кушают мама и папа, – в этом случае объяснять правила поведения за столом придется очень долго.

Использование ложки – первый навык самообслуживания

Некоторые мамы совершают ошибку, не давая малышу самостоятельно развиваться. Ребенок хочет сам покушать ложкой, попить из чашечки, взять тряпку и вместе с мамой протереть пыль. После таких упражнений приходится мыть и свое чадо, и все окружающие его предметы. Не нужно сердиться на кроху, подумайте: а у вас с первого раза получается любое новое дело? Найдите повод каждый раз похвалить его, скажите, что сегодня уже получается лучше, чем вчера, и малыш в следующий раз приложит все силы, чтобы порадовать маму.

Еще до года у младенцев проявляется желание что-то сделать самостоятельно. Воспользуйтесь этой возможностью и учите его первым навыкам самообслуживания. Главная потребность ребенка – пища, с решения этой задачи и нужно начать. Определите, какие кушанья больше всего нравятся сыну или дочери, и для первых уроков составьте именно такое меню. Научить ребенка есть ложкой проще, начиная с густых блюд: пюре, каш. Очередь супа подойдет, когда он сможет держать столовые приборы ровно.

Любой младенец хочет скорее вырасти и научиться делать все, как мама с папой. Объясняйте ребенку, что с ложки кормят только маленьких, а большие дети и кушают, и одеваются сами. Хорошо, если в семье есть старшие братья и сестры, – покажите на их примере, что подросшие дети все делают самостоятельно. Не спешите, наберитесь терпения. Придет время, когда ваш малыш тоже захочет стать большим и самостоятельно схватится за ложку.

С какого возраста нужно давать малышу ложку

Учить ребенка кушать самостоятельно нужно как можно раньше. Это не значит, что можно давать уроки поведения за столом трехмесячному грудничку. Сначала малыш должен научиться уверенно сидеть за столом, развить координацию движений. Вот он уже прекрасно чувствует себя на детском стульчике и за обедом пытается отобрать у мамы столовые приборы. Дайте ему другую ложечку, пусть пробует зачерпнуть кашу или пюре. Обычно такое происходит после 9 месяцев, но у каждого малыша развитие проходит по-разному. Кто-то после полугода уже пытается разбросать пищу по столу, а кого-то приходится кормить чуть ли не до 3 лет.

По мнению специалистов, начинать обучение нужно не позже 10 месяцев, и к полутора годам ребенок освоит эту науку. Эти навыки ему очень пригодятся: впереди поступление в детский сад, а там умение пользоваться столовыми приборами – обязательное требование. Каждый новый навык повышает самооценку малыша, он гордится, что без помощи мамы смог взобраться на стул или скушать кашку. Если вы разделите его радость, покажете, как довольны достижениями своего чада, его желание научиться чему-то повысится в несколько раз.

Не забывайте, что желание освоить новое дело возникает с определенного возраста, а через некоторое время угасает. Занятая мама старается побыстрее накормить малыша и не убирать разбросанную пищу со стола, пола стен и одежды. Ребенку комфортно: за столом его задача состоит только в том, чтобы открывать ротик, все остальное сделают родители. И вдруг примерно в 3 года он слышит, что должен кушать сам. Время, когда малыш хотел этому научиться, было упущено, теперь умение орудовать ложкой его не привлекает, поэтому слез и истерик избежать не удастся. Будьте внимательны к интересам своих детей – как только заметите их желание освоить новый навык, поддержите это начинание.

Какой должна быть правильная ложка?

Чтобы после первого же опыта малыш с ревом не отбросил ложку и не запомнил обиду надолго, столовые приборы нужно выбирать правильно. Вы можете приобрести специальную анатомическую ложечку. Она удобно ложится в крохотную ручку, малышу будет несложно зачерпывать пищу. Есть только один недостаток: ребенок не научится кушать обычными столовыми приборами и через несколько месяцев его придется переучивать.

Первая ложечка обязательно должна понравиться малышу. Иногда дети по непонятным причинам категорически отвергают какой-нибудь предмет, плачут при одном его виде. Если такое произошло, не заставляйте его пользоваться нелюбимыми приборами, приобретите другую ложку. При этом учтите основные требования.

Детская посуда должна быть:

  • небольшой;
  • легкой:
  • безопасной:
  • удобной.

Внимательно подойдите к выбору материала, из которого изготовлены детские столовые приборы. Традиционно малышей кормили из металлической чайной ложечки. Лучше, чтобы она была сделана из серебра, этот металл обладает способностью уничтожать инфекцию.

В продаже можно встретить модели из разных материалов.

  • Резиновая (силиконовая) ложечка мягкая, удобно входит в маленький ротик и не травмирует его в случае неосторожного движения.
  • Пластмасса хороша тем, что из нее можно изготовить изделия разных расцветок. Красочные легкие столовые приборы очень нравятся малышам. Кроме того, можно найти пластиковую ложку, которая меняет цвет зависимости от температуры пищи. Но в любом случаем маме всегда важно пробовать пищу, которой она собирается накормить ребенка, чтобы не обжечь его, поэтому это качество скорее способно развлечь кроху и пригодится для экспериментов и игр с водой в большей степени, чем для кормления.
  • Для приучения к садику лучше пользоваться стальными или железными ложками. С ребенком можно пойти в гости, там он будет спокойно кушать и не искать с ревом свою любимую красную ложечку.

Как учить малыша правильно кушать?

Обучение правильному поведению за столом нужно начинать задолго до того, как малыш захочет взять в руки ложку. Грудничок должен понимать, что питание – ответственный процесс, в это время нужно сосредоточиться на приеме пищи и ни на что не отвлекаться. Ошибка многих мам, дети которых плохо кушают, – развлекать ребенка мультиками, новыми игрушками, чтением и незаметно совать ему в рот ложку с пищей. Развивайте аппетит видом красиво оформленного блюда, вкусными ароматами пищи, приятной обстановкой за столом.

Младенец проголодался и с удовольствием поглощает кашу, которой его кормит мама. В какой-то момент его начинает интересовать ложка в ее руке. Дайте ему другую ложечку, и не ругайтесь, когда малыш начнет шлепать по пище, разбрасывать ее по столу. Движения крохи еще не скоординированы, он не может выполнять сложные манипуляции. Если к обеду полагается печенье, фрукты или другие продукты, которые можно взять в руку или помесить в ниблер, дайте малышу его, пусть он попробует самостоятельно поднести еду ко рту. Такие действия обычно не вызывают затруднений – все груднички грызут колечки, ручки погремушек и другие предметы. Поставьте в уголке, где играет ребенок, небьющуюся чашечку и легкий кувшинчик с водой. Когда малыш захочет пить, он сможет самостоятельно налить воды и утолить жажду. Первые дни вам придется постоянно устранять последствия небольшого наводнения, но со временем движения станут увереннее, вся жидкость будет попадать по назначению.

Когда малыш сильно двигает ложкой, тарелка может скользить по столу. Чтобы ему было удобнее, приобретите специальную детскую тарелочку на присоске, которая будет надежно закреплена. Но пользуясь такой тарелкой, следите за тем, чтобы малыш с усилием не пытался снять ее со стола, в этом случае все ее содержимое по инерции может разлететься по всей кухне.

На первом этапе, когда малыш только учится держать ложку в руке, ласково возьмите его ручку и помогите направить пищу в рот. Хорошо, если в это время за столом будет кушать папа. Если дома никого нет, поставьте тарелку и себе, покажите, как нужно брать ложкой кашу и подносить ее ко рту. Помните, что взрослые должны правильно держать приборы и есть аккуратно. Не нужно думать, что малыш не обратит внимания на ваши ошибки, – хороший пример он может и не увидеть, зато любой огрех хорошо запомнит. Когда ребенок начинает сам уверенно кушать, можно приучать его держать ложку правильно. Придумайте игру, в которой каждый пальчик должен занять свое место.

Хорошей тренировкой перед обучением кушать самостоятельно методика Монтессори и многие другие системы воспитания называют игры в песочнице. Дайте ребенку небольшую лопатку или самую настоящую ложку, покажите, как набирать в нее песок. Пусть он пересыпает небольшие порции из одного совочка в другой, наполняет ведерки и формочки. Такое занятие хорошо развивает точность и координацию движений. Дома можно пересыпать ложкой крупу из одной баночки в другую. Объясните малышу, что так вы готовите обед его игрушкам. Посадите кукол и мишек за столик, разложите по тарелочкам приготовленное «блюдо» и вместе с малышом «покормите» их.

Ошибки родителей

Маленького ребенка нельзя заставлять делать то, что он не хочет. Родители, которые воспитывают детей по системе Монтессори или похожим методикам, без принуждения быстро приучают ребенка обслуживать себя самостоятельно. Не заставляйте кроху брать ложку, если он отказывается это делать. Через некоторое время ему самому захочется кушать, как папа и мама.

Начинайте обучение, когда ребенок веселый, а на столе стоит его любимое блюдо. Не ругайте, если он бросит ложку и начнет хватать еду руками. Лучше возьмите сами столовый прибор, зачерпните из его тарелки, покажите своим примером и объясните словами, что так кушать намного вкуснее и приятнее. Не начинайте обучение, если малыш не в настроении, капризничает или плохо себя чувствует.

Некоторые дети не хотят брать ложку, зато с удовольствием хватаются за вилку. Ничего страшного, если вначале малыш освоит этот прибор. Приобретите ему безопасную вилочку с тупыми зубцами и покажите, как ею пользоваться. Первые занятия могут быстро утомить малыша. Если он устал, не настаивайте и докормите сами.

Приучение детей к аккуратности

Малыш уже умеет кушать сам, но делает это очень медленно и неаккуратно. Возможно, он хочет, чтобы маме надоело отмывать грязный стол и она сама покормила его. Делать этого не следует, тем более нельзя ругать и наказывать ребенка. Дождитесь, пока он проголодается, и поставьте на стол его любимое блюдо. Когда хочется кушать, рука сама начнет двигаться быстрее. Если малыш нарочно разбрасывает пищу, не ругайте, а просто завершите кормление и объясните, что еда очень вкусная, и если бы он ел аккуратно, в ротик попало бы намного больше.

Если ребенок ест очень медленно, сядьте обедать всей семьей. Когда взрослые закончат трапезу, они выйдут из-за стола и займутся своими делами. Кушать всем вместе было весело, а в одиночку сидеть над тарелкой совсем не хочется. Чтобы поскорей заняться играми, малышу придется быстро доесть блюдо.

Когда малыш подрастет и начнет уверенно орудовать ложкой, можно приучить его убирать за собой со стола. Пусть он поймет, что после аккуратного обеда протереть стол нетрудно, а когда вся пища раскидана, мыть придется много. Не заставляйте малыша наводить чистоту, а покажите, какое красивое место у взрослых и какой грязный его уголок. Кушать там будет неприятно, лучше вместе с мамой убрать крошки и больше не безобразничать за обедом.

Не волнуйтесь, если малыш долго не может научиться есть самостоятельно и аккуратно, со временем он обязательно освоит это умение. Угрозы и наказания – плохие помощники в таком деле, они только замедлят обучение и отобьют у малыша желание быть самостоятельным. Покажите на своем примере, как приятно зачерпнуть ложкой вкусную кашку и отправить ее в рот. Ласково и доброжелательно помогайте малышу справиться с непослушным прибором. Если вы все сделаете правильно, очень скоро он сам будет за обе щеки уплетать любимые блюда и просить добавки.

Приблизительно к 9-10-му месяцу у детей пробуждается интерес к столовым приборам.

Приблизительно к 9-10-му месяцу у детей пробуждается интерес к столовым приборам, которыми пользуются родители, и с помощью которых мама даёт прикорм.

Во время еды кроха старается схватить ложку, рассмотреть её, облизать и уже пробует копировать то, что делает мама: зачерпнуть кашу или пюре и поднести ко рту.

Конечно же, первые неумелые попытки заканчиваются разбрызгиванием и разливанием еды во все стороны. Некоторые малыши обожают эту забаву и вместо того, чтобы учиться орудовать ложкой, охотно с ней балуются (конечно, если мама позволяет).

При этом забрать игрушку у маленького хулигана становится настоящей проблемой - ведь расставаться с ней малышу совершенно не хочется. В этот момент маме нужно вмешаться в ситуацию и попытаться направить её в мирное русло-то есть научить своё чадо пользоваться столовым прибором по назначению.

Когда начинать приучать малыша есть ложкой?

Начиная с 10-11-ти месячного возраста ребёнок вполне может научиться правильно пользоваться ложкой. Во время кормления вложите ему в ручку ложечку. Для первой пробы обязательно приготовьте любимое блюдо малыша - пусть у него не будет желания его разбрасывать попусту.

Конечно, в любом случае процесс обучения добавит вам лишних хлопот - уборки и стирки. Кроха будет залезать ложкой в тарелку, пытаться зачерпывать еду, в результате чего вы будете потом собирать её с одежды, стола, пола.

Здесь важно терпение. А вы успокаивайте себя тем, что от таких самостоятельных действий у маленького повышается аппетит и настроение. С каждым разом процесс будет проходить всё чище и чище, а крошечная ручка будет держать ложку всё увереннее.

С какой ложки начинать?

Лучше всего первой дать малышу специальную ложечку из силикона - они совершенно безопасны и удобно ложатся в детскую ручку. Как вариант, можно попробовать десертную ложку - ведь она больше похожа на ту, которой едят родители. Заодно купите и детскую мисочку с высокими краями и на присосках. А лучше пусть их будет несколько - с разными картинками на дне, чтобы крохе было интереснее поскорее добраться до донышка.

Поначалу научитесь кушать пюре и кашки, только потом переходите к жидким блюдам. Не забывайте, что у каждого малыша свой график развития, и если он не хочет учиться есть ложкой - ничего страшного, это придёт к нему чуть позже.

В первое время кроха будет держать ложечку так, как ему удобно - возможно в кулачке. Если в это время начать его одёргивать и учить держать её правильно, скорее всего, вы добьётесь только того, что ваше сокровище вообще не захочет есть самостоятельно.

Кушаем за общим столом

Лучше поступить по-другому - чаще усаживать малыша за общий стол. Он будет видеть, как едите вы и пытаться копировать ваше поведение.

Кушать за одним столом со всей семьёй для ребёнка будет настоящим наслаждением - это и общение, и новые впечатления, и приобретение опыта - в частности, поведения за столом. Кстати, этот метод очень полезен для повышения аппетита у малоежек. Не забывайте подавать малышу положительный пример - не разговаривать за столом, не вертеться и т. д.

Если ребёнку совсем не хочется есть ложкой и он продолжает брать еду ручками, попробуйте метод от противного - иногда это срабатывает. Все за столом едят ложками, а крохе ложку не давайте. То же и с пищей - все кушают и нахваливают, а малыш пусть посидит немножко с пустой тарелочкой. Сам потянется и попросит!

Правила этикета

Если ребёнок до двух лет так и не научился как следует держать ложку, можно попробовать поговорить с ним на эту тему и указать на ошибки, апеллируя тем, что он уже большой и должен делать всё правильно. Ложка берётся тремя пальцами - большим, средним и указательным, немного ниже её широкой части. Когда малыш это усвоит, научите его правильно черпать пищу, подносить ко рту боковой стороной, а не сужающейся частью.

Объясните ребёнку, что кушать нужно неторопливо, не открывать широко рот и не издавать при этом никаких звуков. После трёх лет можно приобрести детскую вилку, поскольку с такого возраста малыш уже чётко понимает, какие предметы травмоопасны. Начинайте с мягких продуктов - кусочков банана, котлетки, а со временем учитесь накалывать более твёрдые продукты.

Стоит ли заставлять малыша есть ложкой?

Прежде чем настаивать, чтобы ваш ребёнок непременно ел ложкой, разберитесь в себе - почему вам так необходимо, чтобы это случилось раньше, ведь строгого ограничения по времени не существует.

Вспомните, приходилось ли вам видеть когда-либо подростка лет 13-ти или взрослого, который бы не умел пользоваться ложкой? Если не спешить и не работать «на опережение», этот процесс пройдёт незаметно и сам собой. А вам только останется удивиться постфактум: «А разве этому нужно было учить? Он и сам научился…»

Нравится


Также первые попытки самостоятельности касаются и процесса еды. Сброшенная тарелка с супом, размазанная каша, пюре на голове, одежде и руках - такие картины мама видит каждый день.

Конечно, молодые родители теряют терпение от постоянных переодеваний и стирки вещей ребенка, и поэтому стремятся научить ребенка кушать самостоятельно. В большинстве случаев дети с радостью хватают ложечку и стараются подражать взрослым - зачерпывают ею кашу и несут ко рту. А иногда процесс самостоятельно есть ложкой у малыша может затянуться, к большому недоумению и сожалению взрослых.


Первые результативные попытки кушать самостоятельно карапуз демонстрирует в возрасте 1 года, к 1,5 годам обычно все дети относительно аккуратно кушают ложкой.

Специалисты советуют приучать малышей к ложке после 10 месяцев, однако не сильно надеясь на успех.

Один из важнейших вопросов в процессе учебы, какой ложке отдать предпочтение? Обычно используют следующие виды: серебряные, специальные резиновые, анатомические либо чайные. Все хороши по-своему и каждая имеет свои недостатки, но как показывает практика, лучше всего приучить ребенка кушать самостоятельно с помощью пластмассовой ложки. Такие ложечки легкие, компактные, яркие и красочные. Когда кроха видит яркую ложку, он воспринимает ее как объект игры, и с удовольствием будет пытаться есть такой ложечкой.

Когда детки становятся постарше специалисты советуют выбирать им обычные столовые ложки, сделанные из железа.

Конечно, существует немало советов от бабушек и подруг, правил и рекомендаций в специальной литературе, а также видео, размещенное в интернете, как научить есть ребенка самостоятельно. Но самое главное, каждая мама должна запомнить: все дети разные, графики развития и познания окружающего мира у малышей индивидуальные.

Поэтому, в своих попытках научить чадо есть самостоятельно все мамы должны запастись терпением. Сегодня ребенок кидает ложечку или балуется с ней, а завтра уже уверенно держит ее в руках и делает первые успехи. Все мамы должны стараться проявить свой талант и вооружиться упорством и терпением, прежде чем она подберет подход к малышу и сможет научить его кушать правильно.


Отличным стимулом взять ложку в руки и попытаться кушать без посторонней помощи - это присутствие за обеденным столом всей семьи. Взрослые должны с пониманием относится к долгому приему пищи, ведь зачастую совместные обеды для маленьких детей - это не утоление голода, а время, когда можно поиграть и пообщаться с близкими людьми. Также можно разумно позволять малышу есть с тарелок родителей, если при этом он пользуется ложкой.

Часто бывает так, что наука приучения карапуза к ложке, не всегда простая и легкая. Можно потихоньку взять маленькую ручку вместе с ложечкой в свою руку и легонько направлять ко рту малыша. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка и ставить его в какие-либо рамки.

Специалисты по питанию давно доказали, что любое насилие во время приема пищи негативно влияет на пищеварение и психику человека, особенно детей.

Важно приучать ребенка к ложке тогда, когда ребенок действительно голоден и хочет кушать. В желании утолить свой голод ему будет не до баловства с едой, и голодное состояние станет неплохим стимулом научиться есть ложкой.

Также следует не упустить момент, когда ребенок насытится и начнет хватать еду руками либо размазывать ее по столу. Необходимо сразу пресекать такие действия и убирать тарелку с ложечкой.


Есть ложкой лучше всего ребенка могут научить его любимые блюда, которые неизменно вызывают его особый восторг и интерес. Немаловажный момент - это консистенция приготовленного блюда. Кушанье должно легко зачерпываться ложкой, не быть слишком жидким либо твердым. Соответственно, это могут быть каши, густые супы, детский творожок.

Существенным в учебе будет являться соблюдение режима кормления. Даже если кроха еще не совсем умеет использовать ложку, следует ее сразу давать ему в ручки, как только он усаживается за стол.

Опытные мамы практикуют такой способ учебы обращения с ложкой как еда «в две ложки». Одна ложка находится в ручке у малыша и он пытается кушать в меру своих возможностей, а другой аккуратно его кормит мама.


Почти все педиатры, выпустившие книги об уходе за ребенком, в том числе доктор Комаровский, подчеркивают, что вначале, когда ребенок еще только изучает такой предмет, как ложка, маме следует кормить его основным блюдом самой. Ну а вкусненький десерт можно предложить попробовать съесть самостоятельно. Особенно, это касается тех мам, которые переживают, что после самостоятельного использования ложки ребенок останется голодным.

Также разнообразные популярные методики воспитания детей (методики Монтессори, Домана и другие) доказательно аргументируют, что ребенку необходимо предоставлять свободу и выбор действий. Поэтому, когда взрослые навязывают ложку вопреки желанию крохи, то это может привести к увеличению периода привыкания к ней.

Вначале о хороших манерах и аккуратности ребенка за столом можно не вспоминать, процесс освоения самостоятельной еды не способствует их развитию. Начиная с 2-3 летнего возраста мама должна потихоньку учить чадо как вести себя за столом, мягко и терпеливо объяснять, какое поведение за столом допустимо, а какое нет.Запомните, аккуратность и хорошие манеры - это вопрос времени. Научить этому вполне можно.

Можно выделить несколько распространенных периодов, которые проходят почти все дети, обучаясь самостоятельному приему пищи.

Период «Игра» - ложечка воспринимается лишь как новая красивая игрушка, чадо играет с ней, неумело держит и пока не сильно связывает ее с едой.


Период «Копирование» - для ребенка ложка уже связана с приемом пищи, но из-за слабой возрастной координации движения ему пока не удается донести ее ко рту.

Период «Обучение» - кроха вполне осознанно может зачерпнуть еду ложкой и сносно кушать, не всегда успешно.

Период «Привыкание» - этап для мамы, когда можно крикнуть «Ура!». Малыш уверенно держит ложечку и может кушать простые блюда почти самостоятельно.

Что нельзя делать родителям по отношению к малышу, который пытается научиться кушать ложкой:

  1. Не ругайте ребенка за пока неумелое обращение с ложкой;
  2. Не торопите чадо в своем желании быстрее справиться с едой;
  3. Не оставляйте ребенка одного с едой за столом;
  4. Не отказывайте своему малышу в помощи, если он старается.

Самостоятельная еда ложкой - новый этап развития маленькой личности. Следует запомнить основное - не теряйте терпение, наглядно показывайте как надо кушать с ложкой и не ругайте свое чадо. Ведь ему тяжело научиться есть самому, на этот важный навык может уйти определенное время. Не переживайте из-за большого количества уборок и стирок детских вещей. Все идет своим чередом!

Есть с помощью ложки – первое чему должен научиться малыш, чтобы стать еще взрослее. Введение прикорма в 6 месяцев выполняется с помощью ложки. Столь юный возраст не позволяет деткам освоить процесс самостоятельного кормления, поэтому пройдет еще несколько месяцев, прежде чем ребенок научиться пользоваться ложкой. Родителям требуется терпение и выдержка, чтобы не торопить этот процесс, а ненавязчиво обучать малыша столь полезному навыку. Мы предложим вам ряд полезных советов и рекомендаций, которые облегчат решение вопроса, как научить ребенка кушать без помощи мамы.

Хотя прикорм вводится малышу при помощи ложки, в этот период он еще не может кушать сам. Тем не менее, мама может потихоньку учить ребенка несложному навыку самостоятельной пищи

Освоить навык самостоятельного приема пищи ребенок сможет не сразу, для этого понадобится не один месяц. Несмотря на дальность перспективы, не стоит начинать обучение слишком рано. Часто мамочки дают карапузу ложку, как только начинается прикорм, где-то в возрасте 6 месяцев. Полугодовалый малыш еще плохо владеет координацией движений и не осилит выполнение этой задачи. Результат слишком раннего приучения к ложке – грязь на полу или на стенах. Когда же наступает пора учить малыша есть самостоятельно?


Обучение малыша любому навыку пойдет быстрее, если начать его в возрасте, когда он в состоянии воспринимать и понимать речь. Постарайтесь не упустить этот момент. Чем старше будет становиться ребенок, тем все сложнее вам будет его увлечь процессом обучения. Подходя к рубежу 2 лет многие детки становятся упрямыми и могут противиться освоению самостоятельной трапезы.

Кушать самостоятельно нужно приучать примерно в 1 год с небольшим разбросом в ту или другую сторону. Заметив, что малыш отказывается от ложки и в этот период, не настаивайте. Отложите обучение еще на пару месяцев.

Доктор Комаровский убеждает мам, что не стоит заставлять ребенка пользоваться ложкой, если у него нет для этого внутренней готовности или отсутствует интерес. Излишняя настойчивость может привести к новым трудностям.

Малыш в 8-10 месяцев вполне может самостоятельно брать рукой небольшие кусочки пищи - порезанные фрукты, печенье. При выборе «сухомятки» учитывайте, что она должна легко растворяться во рту, чтобы ребенок не подавился. Еще один способ приучить ребенка к приему пищи – дать ему в руку ложку с пюре. Первые успехи придут не сразу, учтите это. Для освоения процесса питья возьмите кружку-непроливайку – это оптимальный переходный вариант к взрослой чашке.

Возможность кушать за одним столом со взрослыми - не только интересное познавательное времяпровождение для ребенка, но еще и отличный тренажер правил поведения за столом, использования приборов

Научить ребенка есть самостоятельно можно и сделать это очень просто. Вы убедитесь, насколько это легко, стоит лишь запастись терпением, спокойствием и хорошим настроением. Наши специалисты подготовили для вас 10 простых правил, соблюдая которые, вы сделаете процесс обучения проще и приятнее, узнаете, как научить ребенка кушать ложкой.

В первую очередь необходимо вызвать интерес у ребенка к процессу еды, а уж затем начинать обучение пользованию столовыми принадлежностями. При кормлении ребенка с помощью игр, угроз или мультиков маловероятно, что он захочет научиться есть самостоятельно. Отличный способ заинтересовать кроху – сесть за стол всей семьей. В идеале стоит сделать семейный обед или ужин традицией, особенно это важно для деток, находящихся на грудном вскармливании.

Увидев, что малыш проявляет желание держать ложку уже при первом прикорме, не препятствуйте этому. Если ребенок хочет что-то взять из взрослой тарелки, позвольте ему и это. Усвойте одно важное правило – никогда не заставляйте ребенка есть. Специалисты выяснили, что принуждение к приему пищи крайне негативно отражается на детской психике, а также нарушает систему пищеварения ребенка. Главный пример для ребенка – его родители и то, как они пользуются столовыми принадлежностями.

Малыш осваивает ложку, но кушает очень-очень медленно. Скорее всего, вы ужасно раздражаетесь этой медлительности. Он ест так неторопливо, чтобы быть максимально аккуратным и не расстроить вас своими ошибками. Если малыша постоянно поторапливать, он лишится удовольствия от еды, ведь обед или ужин для него - это не просто прием пищи, а еще и возможность проявить себя, поиграть и побыть вместе с любимой мамой. Когда ребенка не торопят, он скорее обучается правильно пользоваться ложкой и быстрее учится хорошо прожевывать пищу. Пусть ест в своем темпе, не торопите его. Самое лучшее – это подбадривать и поддерживать его.

Если вы планируете в скором времени отдать крошку в ясли и спешка научить его самостоятельному питанию вызвана именно этим, то мы рады вас успокоить - в яслях малыш быстро адаптируется и начнет есть наравне со сверстниками.

Не упустите момент

Не пропустите момент, когда кроха заинтересуется ложкой, ведь порой в спешке этого можно и не заметить. Видя потребность малыша попробовать свои силы в этом деле, незамедлительно выдайте ему собственную ложку, начиная таким образом тренировку. Правильно «подловленный» момент гарантирует, что уже к полутора годам ребенок сможет самостоятельно есть творожок, кашу и даже суп.

Иногда ребенку недостаточно только вашего примера в том, как научиться пользоваться ложкой. Если вы видите, что малыш боится ошибиться и никак не справится, помогите ему. Своей рукой возьмите его ручку вместе с ложкой и направьте к ротику. Увидев, что малыш понял принцип действия, дайте ему возможность попробовать это сделать самому.

Всегда будьте рядом во время еды, если ребенку будет нужна ваша помощь. Малыш может устать кушать сам и начать капризничать или он расстроится из-за пролитой каши, может подавиться - это все будет играть не в вашу пользу. Придите на выручку и покормите кроху сами. Хороший вариант кормления - в две ложки, когда одна ложка у мамы, а другая у ребенка, и он ест в меру своих сил.

Если малыш устал кушать сам или немного расплескал жидкую пищу, маме желательно прийти к нему на помощь и докормить кроху самостоятельно

Можно тренироваться пользоваться ложкой не только дома. Отлично для этой цели подойдет игра в песочнице - по сути, эти процессы идентичны. Помогайте малышу освоить аккуратное наполнение формочек лопаткой. Еще хорошим подспорьем в обучении самостоятельному питанию станет игра в дочки-матери, где ребенок будет кормить своих куколок.

Выбирайте правильную консистенцию блюда - она не должна быть жидкой, иначе у ребенка будет меньше шансов донести еду в целости до ротика. «Удобными» блюдами будут каша, пюре из овощей, крем-суп или творожок. Чтобы кушать было приятно и обед не стыл в тарелке, кладите еду небольшими порциями и добавляйте по мере надобности. Порционные кусочки - не самый хороший вариант, потому что малыш их будет брать руками, а не ложкой.

Некоторые дети быстрее осваивают вилку, а не ложку. Для пробы дайте ребенку попробовать и то и другое. Покупайте специальные безопасные детские вилки с закругленными краями и тупыми зубчиками. Разумеется, в таком случае нужно изменить и подачу блюда. Нарежьте еду кусочками (морковку, капусту, картошку).

Иногда вилка оказывается для детишек даже более удобной, чем ложка. Нежелательно давать ребенку взрослый прибор, поскольку его зубчики достаточно острые

Обязательно вооружитесь терпением, оно - ваш главный помощник. Обустройте место для кормления, чтобы быть спокойными в тот период, когда малыш будет учиться кушать сам. Пол застелите клеенкой, чтобы не расстраиваться из-за возможных промахов крохи, а также будьте готовы сменить обои. Стирка в эти дни тоже будет увеличена. Если на улице и дома тепло, можно полностью раздеть карапуза, а после еды помочь принять душ.

Чтобы вызвать интерес ребенка к еде, воспользуйтесь следующими вариантами:

  1. Оформите блюдо красиво. Выложите из продуктов цветочки, веселые мордашки, изобразите животных.
  2. Купите тарелочки с рисунками на дне и скажите крохе, что в конце трапезы его ждет сюрприз, тогда он очень будет рад, увидев «в конце» своей кашки веселого зайчика или медвежонка. Можно купить несколько вариантов таких тарелочек.

Чтобы найти для себя новые идеи для оформления детских блюд, посмотрите ряд видеоматериалов, которые мы подобрали для вас. Пусть ваши совместные трапезы будут веселыми и радостными!

Родители малышей прекрасно знают, что все этапы развития малыша современной педиатрией помещены в некие возрастные рамки, на которые мамам и папам будет удобнее ориентироваться в процессе выращивания чада. Так, называются сроки введения прикорма, примерные сроки появления первых зубов. Есть свои сроки и для таких навыков, как самостоятельное владение ложкой во время еды, а также умение жевать и глотать твердую пищу.

По медицинским меркам, ребенок в 7-8 месяцев вполне может есть с ложки при помощи мамы, а к году держать ее самостоятельно. Уверенно владеть ложкой, по мнению официальных учебников по педиатрии, малыш должен к полутора годам. Твердую пищу кроха должен кусать и жевать уже ближе к году, если количество зубов позволяет.

В теории все выглядит ровно и гладко. На практике же родители часто сталкиваются с проблемами. Ребенок не хочет есть твердое, даже при наличии зубов, малыш отказывается брать ложку в руки, быстро теряет интерес к приему пищи ложечкой, бросает есть или давится кусочками. О том, что делать в этой ситуации, родителям рассказывает авторитетный детский врач Евгений Комаровский.

Все правила кормления расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Детей, которые не научились бы к 5-6 годам жевать и глотать, на свете не существует, говорит Евгений Комаровский. Жевательный рефлекс (а это не навык, а именно рефлекс!) есть у всех людей, только активируется он в разное время. У одних раньше, у других - позже. На вопрос, что же мешает рефлексу развиваться пораньше, доктор отвечает одно - родители!

Чрезмерно заботливые родители, которые не спешат ребенку давать твердую пищу, все боятся, что малыш подавится. В результате кроха в 2 года, когда он уже физиологически в состоянии самостоятельно есть кусочками, продолжает получать от мамы с папой протертую в кашицу еду.

Участковые педиатры, особенно старшего поколения, очень часто напоминают мамам, что ребенок к 8-9 месяцам должен нормально кушать с ложки, а в год держать ее самостоятельно и при этом попадать ею в рот. Якобы по этому навыку можно судить о нервно-психическом развитии ребенка.

Ложка - это скорее психотерапевтический прием для мамы и папы, а не крайне необходимая вещь для самого ребенка.

Иными словами, если кроха ест с ложки, да еще сам, родители начинают безмерно себя уважать, гордиться своим воспитанием малыша и всячески чувствуют себя «как все» и даже лучше. А вот если он не берет ложку или, хуже того, вообще ее отрицает, то это для многих мама сигнал бедствия, говорящий о том, что где-то она, мама, допустила ошибку - поленилась приучить, не настояла, не потребовала, не заинтересовала.

На самом деле, потребность самостоятельно кушать именно ложкой у ребенка рано или поздно сформируется и самостоятельно. И тогда кроха довольно быстро (потому что есть мотивация-интерес!) научится держать ложку и доносить ее до рта. Поэтому если малыш предпочитает в 9-11 месяцев кушать жидкую кашу из бутылочки, не стоит заставлять его делать это ложкой. Всему свое время.

Не хочет есть пищу кусочками

Евгений Комаровский предупреждает, что эта проблема довольно распространена среди деток, которые долго были на грудном вскармливании, и их родители не спешили приучить к прикорму. Но если такие вопросы возникли, то искать причины уже поздно, нужно думать, что делать.

Комаровский призывает родителей разумно и объективно оценить возможности своего ребенка жевать. Для этого нужно посчитать, сколько у него зубов имеется, и как они расположены. Давать крохе погрызть яблоко или бублик, если у него всего два зуба - настоящее родительское преступление, особенно учитывая, что родители, в подавляющем большинстве, совершенно не умеют оказывать первую помощь. Двух зубов вполне хватит, чтобы отгрызть кусочек, но не хватит для рефлекторного жевания.

Поэтому лучше придерживаться в рационе того же подхода к консистенции пищи, которого придерживаются производители готового детского питания, а они меняют ее постепенно - сначала пюре, потом пюре с небольшими кусочками, потом - густая однородная пища и, наконец, густая пища с твердыми фрагментами. Но тут сложно обозначать возрастные рамки, говорит Евгений Олегович, поскольку все дети индивидуальны, и один в год с целым ртом зубов жует яблоко, а другой в полтора с тремя-четырьмя или чуть более зубками продолжает питаться пюре.

Не хочет есть, пока не включат мультики

Это еще одна распространенная проблема. Ребенок смотрит на родителей, копирует их, а 90% населения привыкло кушать, глядя в телевизор. К тому же некоторые, особо «догадливые» мамочки специально включают мультики, что ребенок отвлекся от яростного сопротивления приему пищи, пока она, заботливая мать, будет запихивать в него пару лишних ложек каши или пюре.

Да, малыш, глядя в телевизор, съест больше. Но именно это и является главной опасностью. Когда ребенок во время приема пищи смотрит в тарелку, у него вырабатывается желудочный сок, столько необходимый для нормального пищеварения. А если он смотрит на героев мультфильма, то сок не вырабатывается, и такая еда пользы не принесет, и грозит заболеваниями желудка. Уже даже по этой веской причине нельзя есть, смотря мультики.

Возвращаясь, маме не стоит интересоваться, сколько кроха съел ложкой, нужно делать вид, что ничего удивительного не произошло. Обычно через несколько дней ребенок начинает сам съедать как минимум половину положенной порции. Не забывайте проявлять максимум терпения и такта.

Возраст 10-12 месяцев – период небывалой активности малыша. С этого момента ребенок с неподдельным увлечением интересуется всем, что его окружает: наводит «порядки» в шкафчиках, высыпает игрушки с корзины и собирает их, самостоятельно пьет из бутылочки или чашечки, пытается надевать носочки, колготки или шапку, расстегивает пуговички и молнии… Эта же тенденция прослеживается и в отношении еды: малыш может отказываться от помощи взрослых, орудуя ложкой своими силами.

Конечно, без разбросанной каши, пролитого супа и испачканной одежды не обойтись. Но это лучший опыт для ребенка, чтобы научиться кушать самостоятельно. И если родители проявляют сдержанность и терпение, уже к году малыш сам сможет кушать ложкой первое и второе блюдо. Как правило, к полуторагодовалому возрасту самостоятельность крохи в отношении еды дополняется аккуратностью. Но можно ли ускорить процесс приучения к самостоятельности? Как научить ребенка кушать ложкой?

Очень важно правильно выбрать столовые приборы для ребенка, чтобы ему было удобно кушать из них. Для малышей больше подходят ложки:

  1. Серебряные – согласно традициям, такую ложку крестные родители дарят малышу в день Крещения или на первый зубик. Главное достоинство, коим обладает серебряная ложка, - обеззараживание пищи, что очень полезно для маленького неокрепшего организма.
  2. Резиновые – такая ложка не травмирует ротик крохи. Однако самостоятельно малыш кушать из этого прибора не сможет – он неудобен из-за мягкости материала.
  3. Анатомические приборы разработаны специально для маленьких детей. Они удобно удерживаются крохотной ручкой, ими легко зачерпывать еду. Но есть одно «но»: приучить ребенка к анатомической ложке легко, а вот отучить гораздо сложнее, так как ручка крохи привыкает к ее форме, которая значительно отличается от формы обычного прибора
  4. Чайная ложка – оптимальный вариант, «классика жанра». Этот прибор, по большому счету, уменьшенная копия столовой ложки. Он удобен, компактен, им легче всего приучить ребенка к самостоятельному приему пищи.

Кроме того, выбирая столовый прибор для малыша, необходимо учитывать такие нюансы:

  1. Ложка, предназначенная для ребенка, должна быть безопасной. В связи с этим осуществлять покупку детских ложек следует в специализированных магазинах, где имеются сертификаты качества продаваемой продукции.
  2. Ложка для прикорма не может быть использована для самостоятельного приема пищи ребенком. Такой прибор должен иметь удобную ручку и широкое черпало, в котором будет удерживаться еда.
  3. Рукоятка ложки должна быть широкой и укороченной – в этом случае ребенку будет легче удерживать прибор.
  4. Учить малыша кушать с ложечки проще, если рукоятка прибора немного выгнута или имеет поворотный держатель. Второй тип изделия хорош тем, что как бы ребенок не поворачивал ручку ложечки, черпало будет оставаться в одном положении, не проливая пищу. К тому же в таком приборе есть фиксатор, блокирующий стержень. Поэтому ложку можно использовать, даже когда ребенок подрастет.

Что касается другой посуды, то выбирать следует изделия из пищевого термопластика: они безопасны и экологичны, их вес незначителен, они устойчивы к ударам. Рекомендуется отдавать предпочтение тарелкам с присоской на днище – благодаря этому они не будут скользить по столу и не перевернутся.

Типичные ошибки родителей

«Научить ребенка кушать ложкой самостоятельно можно лишь в случае, если взрослые проявляют терпение, не уступают малышу в плане подкармливания, если кроха уже в состоянии принимать пищу без посторонней помощи», – убеждает доктор Комаровский, известный педиатр. «Даже если вы слишком торопитесь, и ждать, пока малыш доест свою порцию, у вас нет ни сил, ни терпения, не стоит докармливать ребенка. Всегда давайте ему возможность закончить трапезу самостоятельно, как бы долго это не длилось. В конце концов, усаживайте кроху за стол раньше положенного времени, и тогда вы точно успеете туда, куда торопитесь. Но помните, докармливание – это табу», - делится Евгений Олегович.

Кроме того, Комаровский утверждает, что малыш вряд ли будет отказываться от блюд, которые украшены аппетитными фруктами, красивой овощной нарезкой, если они будут сделаны в виде небольших сказочных сюжетов, персонажей, предметов. Приучить кушать красивое блюдо гораздо проще. Ожидая нового яркого сюжета, ребенок всегда с радостью будет хвататься за ложку и с удовольствием уплетать цветы, грибочки, сказочные осьминожки, зайчики, улитки и т.д.

Существует несколько ошибок, которые делают родители. Эти ошибки препятствуют обучению самостоятельности:

  1. Важно не упустить момент, когда ребенок заинтересуется ложкой и самостоятельным потреблением пищи.
  2. Учить ребенка кушать ложкой нужно планомерно: начинать стоит с малого, уверенно продвигаясь к поставленной цели.
  3. Излишняя «забота» родителей: часто взрослые, как только ребенок берет ложку в руки и пытается набрать в нее еду, выхватывают ее и начинают сами кормить кроху. Это неправильно: если вы поставили задачу - научить ребенка кушать самостоятельно, предоставьте ему полную свободу действий за столом.
  4. Нерегулярность обучающего процесса. Приучать ребенка кушать ложкой должны все члены семейства, чтобы не получилось так, что мама начала учить кроху самостоятельности, а остальные домочадцы кормят его из ложечки. К тому же малыш должен учиться есть ложкой ежедневно. Однако если кроха болеет, лучше отступить от правил.
  5. Ложка, как предмет игры. Если ребенок будет считать, что ложка – это игрушка, процесс обучения самостоятельному приему пищи затянется. Ложка – это столовый прибор, которым кушают, а не играются. И это стоит помнить всегда.
  6. Наказание за неаккуратность. Если вдруг каша была просыпана на скатерть, не стоит ругать кроху. Предложите малышу салфетку, пусть он вытрет ручки и ротик, сотрет кашу со стола. Любое наказание формирует страх перед действием, а не самостоятельность.
  7. Прием пищи в «компании» игрушек и мультфильмов. Идеальное место для еды – кухня. А мультики и игрушки лишь отвлекают кроху от ответственного процесса.

Начинать приучать ребенка самостоятельному приему пищи можно с того момента, как он заинтересовался ложкой или когда вы начали вводить прикорм. Но нужно всегда придерживаться главных правил: не ставьте перед крохой непосильных задач и никогда не делайте за малыша то, что он сам может сделать.

Уговорить или заставить ребенка покушать самостоятельно, если он не готов к таким действиям, сколько бы вы ни старались, не получится – малыш должен сам проявлять интерес к ложке и «взрослой» еде. В возрасте 10-12 месяцев можно начинать обучение, соблюдая такие правила:

  1. Ребенок должен кушать за обеденным столом вместе с другими членами семьи.
  2. Следует объяснять, что предмет для еды называют ложкой, ею нужно кушать суп, кашу, пюре.
  3. Предоставьте крохе свободу действий: сначала малыш будет стучать ложкой, облизывать, махать и т.д., но только не кушать ею. Ничего страшного – дети таким способом знакомятся с новыми предметами. Постепенно ребенок поймет, для чего нужна ложка и научится не только удерживать ее, но и зачерпывать ее пищу и даже доносить ее до рта.
  4. Всегда на первых этапах обучения помогайте крохе: зажав рукоятку ложки ручкой ребенка, помогайте удерживать предмет, зачерпывать еду и направлять ее ко рту.
  5. Будьте терпеливы, доброжелательны и ласковы, хвалите кроху за любую удачную попытку, подбадривайте, если что-то не получается.
  6. Если ребенок просит о помощи, не отказывайте ему. Придержите ручку с ложкой, помогите зачерпнуть кашу, направьте ее к ротику, покажите, как нужно держать столовый предмет.
  7. Для закрепления навыков удерживания ложки отправляйтесь в песочницу и предложите малышу небольшой лопаткой набрать в ведерко песок. Оттачивать навык держать ложку можно и дома: для этого в одну емкость положите фасоль, а вторую оставьте пустой. Задача ребенка – ложкой переместить всю фасоль в пустую емкость.
  8. Каша, пюре или суп не должны быть слишком жидкими – идеальная консистенция, когда еда легко зачерпывается ложкой, но не выливается из нее.
  9. Кормление должно осуществляться в одно и то же время.
  10. Если малышу удобней есть вилкой или руками – не препятствуйте ему.

Никогда не навязывайте ребенку пользование ложкой – малыш начнет отказываться от нее, что в итоге продлит период привыкания. Будьте последовательны, терпеливы и непоколебимы. Помните, что этот процесс может занять не один месяц, ведь кушать ложкой – достаточно сложный навык, требующий от малыша концентрации внимания, точных координаций движений и значительных усилий.

comments powered by HyperComments



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!