Традиционный тип семьи. Традиционная семья: рудимент или будущее

Защита традиционных семейных ценностей, защита традиционной семьи. Такие установки часто звучат от лица христианских деятелей различных конфессий: православных, католиков, протестантов. В РПЦ «традиционная семья» - тоже является одним из приоритетов церковной деятельности. Об этом много говорит, в частности, известный священник Дмитрий Смирнов.
“Чтобы из мальчика получился мужчина, семьянин, ответственный за жену и детей и любящий их, он должен расти в многодетной семье, где отец любит и уважает мать, помогает ей воспитывать детей”.
Свящ. Дмитрий Смирнов

Почему же христианские церкви так много говорят об институте семьи? Почему это так важно с точки зрения христианства? Давайте сначала попытаемся разобраться, что такое «традиционная семья», в чем состоит эта «традиционность». На самом деле, термин «традиционная семья», как и многие другие понятия обычно принимающиеся как общепринятые по умолчанию, очень размытый. Попробуем предположить те характеристики, которые однозначно будут отождествляться с традиционной семьей. Это должен быть моногамный гетеросексуальный брак и, что очень важно, многодетный. Последний даже более яркая характеристика традиционной семьи, по-крайней мере в нашей стране.

Защита традиционной семьи подразумевает угрозу таковой. Что же угрожает гетеросексуальному и моногамному браку? Одной из таких угроз, “идущей с Запада”, считаются гомосексуальные союзы. Но насколько на данный момент гомосексуальные союзы являются реальной опасностью замены гетеросексуального брака? Например, статистика по одной из самых либеральных в этом отношении стран Европы - Голландии показывает, что с 2001 по 2015 год количество однополых браков составляет 1,94% от общего количества браков. И кажется, какой-то реальной угрозы для “традиционной семьи” мы тут пока не видим.

Остается рассмотреть следующий пункт, характеризующий «традиционную семью» - многодетность. Тут прослеживается определенная тенденция. В 20 веке среднестатистическая европейская, в частности российская семья, перестали быть многодетными. Если в России еще незадолго до революции для христианской семьи было нормально иметь больше троих детей, а счет иногда доходил до десяти и выше с учетом умерших во младенчестве, то сейчас картина совершенно иная. Поэтому со стороны священнослужителей, православных деятелей очень часто можно услышать призывы к многодетности.

“В многодетных семьях, где всегда есть маленький «ангел» - младенец, гораздо чаще живут радость, умиление, любовь и счастье. В такой семье вырастают уважающие родителей, душевно здоровые, полноценные, веселые дети, умеющие любить, трудиться, думать не только о себе, но и о ближних”.
Свящ. Владимир Воробьев

Большое количество детей в семье стало неким трендом в православном сообществе. Но примерно такая же ситуация и в традиционных протестантских церквах, которые, как правило, придерживаются фундаменталистских взглядов: баптистов, пятидесятников. Можно сказать, что у протестантов все это даже гораздо более серьезно и основательно, чем у православных, потому что имеет, как правило, очень четкое библейской обоснование. Об этом, например, говорится в “Социальной позиции протестантских церквей в России”.

“Творец учредил институт для того, чтобы: сделать человека счастливым через обретение верного друга жизни и партнера в любви, продолжить человеческий род, создать такой домашний очаг, где возможно было бы воплощение принципов Божественного замысла – воспитание детей в почитании Бога и любви к ближним”.

“Продолжение рода. Библия говорит о том, что дети – это «наследие от Господа» (Псалом 126:3). И, учреждая брак, Господь предусмотрел именно такой путь воспроизведения человеческого рода. «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю», – было сказано людям (Бытие 1:28). Господь поделился с людьми Своей творческой силой дарить жизнь, поэтому зачатие и рождение детей – это более чем биологическая способность воспроизводить потомство, это дар Божий, что налагает на людей определенную ответственность. Господь учредил семью, чтобы именно в союзе, наполненном любовью и заботой, рождались и вырастали дети как зримый символ сущности брачного союза, ведь в каждом ребенке соединились две жизни – отца и матери, ставшие одной плотью”.
Православные же во многом саму эту идею «традиционной семьи», многочадия заимствовали у протестантов. Несмотря на конфессионализм, свойственный большинству православных, в рамках которого все инославные конфессии именуются сектами, православные довольно легко копируют идеи, пропагандируемые протестантами-фундаменталистами, как например, идея вреда прививок и многочадия.

Почему протестантские фундаменталисты так часто настаивают на обязательности многодетности для христианской семьи? Это связано с большим акцентом, который они делают на Ветхом Завете, где действительно многодетность является одним из признаков Божьего благословения. Как, например, говорится в 126 псалме. «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева». Это и понятно, во времена Ветхого Завета носителем веры был еврейский народ, поэтому очень важно было этот народ сохранить и приумножить, приумножить прежде все как этнос. Но в Новом Завете ситуация меняется, Откровение уже не ограничивается только рамками еврейского народа, наоборот появляется задача обращения в веру всех народов. Поэтому акцент с многодетности сразу уходит. Мы видим, что Христос был безбрачным и не оставил потомства, также был безбрачен и не оставил потомства апостол Павел. Более того, в одном из посланий он советует «лучше не жениться». Что еще важно для Нового Завета, в связи с преодолением национальных границ, на первое место выходит сам человек, он становится объектом спасения. Поэтому ценность рода, родовая стихия отходит на второй план. Более того, она может становится враждебной в рамках данной персоналистической парадигмы. «Враги ваши – домашние ваши», - говорит Иисус в Евангелии. Но фундаменталисты всегда были склонны к законничеству и сермяжная правда Ветхого Завета в этом отношении более понятна и проста в исполнении, поэтому была поднята на щит представителями многих консервативных протестантских церквей, откуда благоприятно перекочевала на почву фундаментализма православного.

То есть, в целом, как мы видим, для Нового Завета многодетность уже не понимается как особое благословение Божье. А порою и наоборот. Многие святые отцы церкви были безбрачными и воспевали безбрачный путь. Найти оды семейной жизни в святоотеческой литературе гораздо труднее, чем оды девству.

«…желающий быть свободным от мирских уз избегает супружества, как оков, а избежав его, посвящает жизнь свою Богу и дает обет чистоты, чтобы не иметь уже и права возвратиться к браку, но всеми мерами бороться с природою и с сильнейшими ее стремлениями, подвизаясь в соблюдении чистоты».
Свт. Василий Великий.

«… от девственницы апостол требует, чтобы она не ограничивала этой добродетели (девства) чистотою тела, но все свободное время употребляла на служение Богу…; он желает, чтобы девственница не делилась, но всецело посвящала себя духовному и небесному, и пеклась о Господнем. К такой жизни он увещевает и вдову: «Истинная вдовица и одинокая, - говорит, - надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь» (1 Тим. 5, 5)».
Свт. Иоанн Златоуст

«Девство, как подвиг, как добродетель, как цвет чистоты, как плод целомудрия, как путь совершенства, является тогда, когда человек, в возрасте, по обыкновенному ходу телесной природы, более или менее располагающему к супружеству, не предаваясь влечению природы, не увлекаясь обычаем, примерами, приятностями и нуждами общежития, решается не приобщаться браку, а соблюсти девство навсегда».
Свт. Филарет (Дроздов)

Очень часто малое количество детей в браке рассматривается как следствие секуляризации, деградации морали. Но статистика ООН показывает, что это совсем не так. Как мы видим уровень рождаемости прямо пропорционален уровню экономического развития и уровню образования. Исследования показывают, что экономический подъем всегда связан с падением уровня рождаемости. Все это показывает нам, что институт традиционный семьи обусловлен, прежде всего, не духовно-нравственными соображениями, а материальными. Многодетность чаще видится является экономическом фактором, а не духовно-нравственным. Например, согласно Всемирному справочнику ЦРУ страна с самой высокой рождаемостью - Нигерия. Как известно - это одна из беднейших стран африканского континента, где около 70 % населения заняты в сельском хозяйстве, то есть перед нами классический вариант аграрной культуры. Страна же с самым низким уровнем рождаемости, согласно этому же справочнику, - это княжество Монако, крохотное государство в Европе, с очень высоким уровнем жизни. Остальные европейские страны тоже будут в конце этого списка. Интересно отметить, что в Объединенных Арабских Эмиратах, в которых наряду со светским законодательством функционирует и шариат, даже в такой, казалось бы патриархальной стране, уровень рождаемости низкий. ОАЭ находится на 128 месте в данном списке, там же, где и все развитые европейские страны. Почему даже мусульманская страна, где светское законодательство существует наряду с религиозным находится лишь на 128 месте рейтинга рождаемости? Страна же, где основным законом является только шариат - Саудовская Аравия, тоже недалеко ушла от ОАЭ, и в этом рейтинге только на 94 месте. Это конечно, далеко от конца списка, в котором всего 226 стран, но не менее далеко и от его начала.

Рассмотрим традиционную патриархальную семью. Как правило, это крестьянская семья, которая занимается сельским хозяйством с использованием преимущественно ручного труда. В таком случае принципиально важно наличие рабочих рук, и экономическое благополучие семьи напрямую связано с их количеством. В современном постиндустриальном городе человек может быть экономически благополучен, находясь в абсолютно автономном состоянии. Человек в рамках современного мира смог освободится от рабства у природы, поэтому и надобность в большом количестве потомства отпала. Более того, наличие детей сейчас стало фактором усугубляющим экономическое состояние человека. Потому в отличии от патриархального хозяйства ребенок не включается в общий труд с самого раннего возраста, тем самым отрабатывая свое содержание и даже принося прибыль, а вынужден быть на иждивении родителей до того возраста, когда в прошлые века люди уже создавал свои семьи и были полноправными участниками совместного хозяйства. Поэтому мы и наблюдаем широко такой феномен, что люди, приезжающие из регионов России и ближнего зарубежья, где еще живут патриархальным укладом, как правило, являются выходцами из многодетных семей. Но пожив какое-то время в условиях современного города создает семьи и рожают не более одного, двух детей, как обычная русская семья.

В целом, мы можем видеть, что установка на «сохранение традиционных семейных ценностей», как на одно из приоритетных направлений церковной деятельности само по себе является некой деградацией церковной позиции, откатом в реалии Ветхого Завета или даже процессом секуляризации. И здесь у нас появляется серьёзная проблема семьи, которые, как христианам, так и вообще современному постиндустриальному обществу надо решать. У нас есть только патриархальная модель семьи, которая явно не вписывается ни в реалии Нового Завета, которого придерживаются христиане, ни в реалии современного постиндустриального общества. Что же такое христианская семья, что такое современная семья в светском обществе? Все это вопросы, на которые еще только предстоит найти ответы. Долгое время, по крайней мере в западном обществе, торжествующим взглядом на брак была позиция бл. Августина, в рамках которой единственным оправданием брака было чадородие. “Соединение мужчины и женщины для рождения детей - это естественное благо супружества. Но этим благом дурно пользуется тот, кто использует его животным образом, так, что стремление его направлено на удовлетворение жажды телесных наслаждений, а не желании продолжения рода”. Но Н. Бердяев справедливо называет подобный взгляд на брак мировоззрением скотного двора: “В сущности, трактаты о поле и браке Бл. Августина и других суть трактаты по организации родовой жизни и очень напоминают трактаты по скотоводству”. Поэтому современному обществу требуется обрести новый взгляд на семью, на брак, на сексуальность, на детей. Дети – это вообще феномен не известный традиционному обществу. В патриархальной семье ребенок – это маленький взрослый человек, который на данный момент просто не в состоянии выполнять весь объем взрослой работы в силу физических данных и недостатка знаний и опыта. Опыт и знания органично передавались в процессе совместного со взрослыми труда, физические данные становились аналогичные взрослым довольно быстро. Поэтому в дореволюционной России средний возраст невест был 16-18, женихов 18-20. Например в рассказе И. Бунина мы читаем следующие строчки. “Мне на Крещенье уж шестнадцатый пошел, - поспешно сказала она. Ну вот, значит, через полгода и венчаться можно..”.Сейчас же человек порою более 20 лет живет жизнью, совершенно никак не связанной с жизнью их родителей, за исключением домашнего быта, все это порождает громадный комплекс вопросов и проблем, которыми уже более века занимаются целые науки: педагогика и психология, которые стали отдельными отраслями человеческого знания. Поэтому натянуть кафтан патриархальной семьи на современного человека – абсолютно нелепая и неадекватная идея, которая, к сожалению, является мейнстримом среди многих христиан, в том числе и в нашей стране.

Конечно, в вопросах семьи есть серьёзные проблемы непосредственно в нашей стране. Обратимся к Росстату. Статистика разводов по Московской области. На 1000 человек приходится 7.5 браков и 4.6 разводов. Примерна такая же картина и по всем остальным регионам: где-то похуже, где-то получше. Но в целом, как мы видим, более половины браков распадается, и, по всей видимости не из-за гомосексуальности одного из супругов и не из нежелания иметь детей. Призвана ли церковь бороться с разводами? Церковь, прежде всего, призвана к благовестию, к проповеди о Христе и Царстве Божьем. Вот здесь есть действительно серьезный кризис, кризис непосредственно церквовный. Поэтому первостепенные усилия, которая должна, как мне видится, делать церковь, должны быть направлены на выправление всех тех неровностей и искажений, которые есть в ее жизни. Церковь призвана помогать человеку обретать отношения с Богом и ближним. Через это человек изменяется и преображается, через это освящаются все остальные стороны его жизни. Только при таком подходе можно будет начинать исследовать вопрос феномена семьи, решения тех проблем, который здесь реально существуют. При этом нужно исходить из современного постиндустриального общества и культуры постмодерна. Перед современной церковью стоят вопросы, ответы на которые еще не были даны в рамках христианского учения или были даны еще в очень редуцированном варианте: это, прежде всего, касается вопросов пола, брака, сексуальности, семьи. Здесь важен как внутрицерковный диалог с привлечением и достижений светских наук: социологии, психологии, педагогики и пр, так и диалог с обществом. Позиция, что раньше было лучше, поэтому давайте сделаем, как раньше, то есть, такая сугубо консервативная позиция тут видится мало продуктивной. Нужно понимать, что сейчас в чем-то хуже, в чем-то лучше, а главное, по-другому, и нужно отвечать на вопрос о семье, исходя из современных реалий как общества, так и конкретного человека.

Одной из традиционных ячеек общества является семья. Еще с детства ребенку прививается важность семейных отношений, благодаря чему в будущем человек понимает необходимость брачных уз и родства.

Современный мир диктует свои правила, разрушая многие стереотипы, существующие в обществе. Сексуальная революция, изменение уровня жизни в последние десятилетия, привели к переменам в менталитете молодежи и их ориентировании на семью. Это повлекло возникновение современного типа семьи, которая ориентирована на преобладании частной жизни, чувственной стороны отношений. Однако никто не отменял и традиционный тип семьи, который, хоть и не часто встречается, является удачной возможностью связать себя узами Гименея раз и навсегда.

Традиционная модель семьи базируется на родственных, кровных связях, где важнейшей частью отношений является постоянное общение с родственниками. Такой тип семьи, как правило, содержит три поколения: родители, дети, внуки, где слово старших, фактически, является законом для их детей.

Чем же хороша традиционная семья? Основой здесь является прочность отношений. Высшая ценность – это стойкость брака в любых обстоятельствах. Вступающие в такой союз люди либо являются однолюбами по своей натуре, либо воспитывались в благополучной семье, где присутствовало взаимопонимание. Консервативность взглядов родителей, не нагруженных в свое время огромным потоком информации, также может стать причиной спокойной и строгой обстановки в супружеской жизни детей.

Традиционный тип семьи имеет свои преимущества. Например, здесь есть четкое распределение функций между супругами: если мужчина является кормильцем, то женщина обязана быть хранительницей домашнего очага. Стандартный набор ее обязанностей: уход за домом и семьей, присмотр за детьми и их воспитание. Кстати, насчет детей – как правило, традиционная семья является многодетной, поскольку одна из концепций супружеской жизни – расширение семьи.

Родительство играет ведущую роль. Дети в такой семье являются «цветами жизни» и весь мир, после рождения ребенка, начинает вращаться вокруг него.

Традиционная семья была нормой в странах Советского Союза. Тогда также имел место патриархат , а семья была важнейшей ячейкой общества. До сих пор во многих семьях родственники, общение между поколениями является наивысшей ценностью.

Несмотря на бешеные темпы акселерации молодежи, ее увлечение западными тенденциями, семья все же остается важным пунктом в жизни любого человека. Если семья создается один раз, это не отдает старомодностью, а означает, что люди, вступившие в брак, всегда могут найти компромисс и уважают мнение друг друга.

Традиционная семья может жить долго сама в себе. Она экономически и психологически независима. Для ее успешного длительного существования нет никакой необходимости во внешнем мире, который находится за пределами жизненного круга семьи.
Самый яркий пример, семья староверов Лыковых, которая многие годы жила в полной изоляции от внешнего мира.
Когда в девятнадцатом веке, начале двадцатого века по всему русскому северу стали строить маяки, станции наблюдения за погодой, столкнулись с проблемой, кто будет жить на диких островах длительное время вдали от людей. Первоначально селили команду солдат во главе с офицером. Результаты были печальны. На севере короткое лето, когда на остров с маяком и гидрометеостанцией завозились запасы продуктов, а потом наступала полярная ночь и люди оказывались оторванными от большой земли на долгие зимние месяцы. Постепенно накапливалось психологическое напряжение, случались конфликты, которые нередко перерастали в трагедии. Когда, наконец, море освобождалась ото льда, и прибывал первый корабль, обнаруживалось, что все люди погибли или находятся в таком состоянии, что не способны к дальнейшему проживанию вдали от людей и успешной работе.
Тогда стали селить на далеких островах семьи, вместе с детьми. И там, где суровые одинокие мужчины погибали, семья, как ни в чем не бывало, могла жить годами, не испытывая никаких психологических проблем. Естественно подбирались люди с соответствующим складом характера, склонностью к изолированному образу жизни.


Смотрители маяка Курбатова на острове Шумшу в Охотском море Елена Барбашева с мужем Владимиром и собакой

Как отцы наши жили, так и мы будем жить
В традиционной семье представление об окружающем мире молодой человек получает от старших членов семьи. Патриарх (дед) непререкаемый авторитет, слово которого во всех спорах - последнее. Это высший суд, решения которого уже обжалованию не подлежат. Сыновья, поддерживают авторитет деда (авторитет старейшин), потому что прекрасно понимают, что скоро они сами займут это место, и их авторитет будет зависеть от того, как они сегодня воспитают своих сыновей, дедовых внуков.

Вне традиционной семьи, человек никто. Если человек нарушает обычаи семьи - его изгоняют. Очень мало шансов, что его примут в другую семью, где он будет всегда на роли приживалы, которым все помыкают. Изгнанный за пределы семьи, рода, например, за убийство, человек становится , презираемым всеми отщепенцем.
Все члены традиционной семьи это понимают и при всех внутренних разногласиях всегда отстаивают интересы семьи. Взамен традиционная семья берет всех своих членов под защиту. В традиционной семье одинаково заботятся и о заболевшем, и о престарелом, и об инвалиде, и о сироте. Всем найдется и кров, и пища, и постель, и дело по силам.
Государство традиционной семье нужно только для защиты от иноплеменников, которые приходят убивать, грабить, уводить в рабство.
Для существования традиционной семьи не имеет никакого значения, что думают ученые об устройстве мира: Земля плоская и покоится на трех китах, или это шар, который несется через пустыню космического пространства.
Более важными являются знания помогающие выживанию семьи в конкретных природных условиях. Эти знания передаются из поколения в поколения, из уст в уста и охватывают весь цикл жизни человека от его рождения до смерти, и весь годовой цикл сельскохозяйственных работ и другой деятельности. Важнее научных представлений о мире, для традиционной семьи являются - религиозные. На ткань религиозного мировоззрения легко ложатся все практические знания о мире, накопленные за жизнь предыдущих поколений.

В традиционной семье глава семьи одновременно руководитель семейного предприятия. Под его руководством проходили все сельскохозяйственные работы у крестьян или рыбная ловля, как у поморов на этом снимке.
Без традиционной семьи невозможно существование традиционного государства. Не вкладывая в жизнь семьи ни копейки, государство регулярно получало с нее доход, вначале в виде дани, собираемой дружиной князя, потом в виде налогов.
Традиционная семья для государства неисчерпаемый источник людских ресурсов: рабочие на заводы, ополчение и новобранцы на войну.


Художник И.Лучанинов. Благословение ополченца. 1812 г.

У каждого свой бог
Традиционная семья не нуждается в писаных законах. Вся жизнь семьи проходит в соответствие с традициями и религиозными представлениями. В решении спорных вопросов последнее слово за патриархом (дедом), как он решит, так и будет.
Для традиционной семьи нет нужды и в общей с другими семьями религии. У каждой семьи свой бог. Во что наши деды верили, в то и мы будем верить. Языческие представления о мире легко вписываются в замкнутый мир традиционной семьи.
Но проблема в том, что семьи редко живут в полной изоляции от окружающего мира. Мировоззренческие различия влияют на взаимоотношения между людьми.
Местный князь собирает ополчение на войну, а старейшины родов и племен в сомнении, нужно ли князю помогать, не нашим богам он молится. У каждого роду, племени свой бог - нет единого государства. Каждый смотрит в свою сторону и готов защищать от врагов только свою семью.

Объединить в единый народ разрозненные племена на Руси могла только единая вера. Один народ, одна вера - победить невозможно. Это хорошо понимал Великий князь Владимир, Киевский, когда принял решение о принятии для всех единой веры - православия, и который последовательно начал ломать языческие религиозные устои традиционной семьи.

Вывод. Мировоззрение традиционной семьи основано на религии, а все необходимые для жизни знания передаются из уст в уста, от старших младшим. Традиционная семья может жить длительное время в полной изоляции и нуждается в государстве только для защиты от многочисленных и сильных врагов.

В этой статье мы кратко расскажем о каждом аспекте понятиях традиционной семьи и брака в современном обществе: основных функциях и их изменениях, видах, ролях, ценностях и их значении, кризисах, особенностях и тенденциях развития.

Разбираемся в терминологии

Пара, связанная узами брака, уже является тем коллективом, который среди людей считается семьей. Традиция объединения людей в более мелкие группы, нежели кланы или племена, имеет многовековую историю.

Поскольку это явление всеобъемлющее и фундаментальное, оно изучается различными науками:

  • социологией;
  • культурологией;
  • этнографией;
  • обществознанием.

Семейная ячейка в современном обществе несколько трансформировалась. Все дело в том, что ее предназначение перестало носить только практическую цель – воспроизводство потомства. Данный феномен может рассматриваться и в целом как социальный институт, и как малая группа.

Еще не так давно, пару десятков лет назад под одной крышей могли проживать несколько поколений сразу, что позитивно влияло на обмен опытом между представителями разных десятилетий. В современном же обществе наиболее распространена нуклеарная семья, то есть муж и жена с детьми.

Позитивной стороной подобного способа ведения быта становится мобильность. Отдельные поколения могут встречаться, проводить вместе отпуск, при этом сохраняя свою свободу и самостоятельность.

Негативный аспект такого расселения – высокая степень разобщенности. Из-за того, что семьи становятся более мелкими основаниями, иногда они включают только мужчину и женщину, теряется связь как внутри рода, так и с обществом.

Отсюда вытекает ряд неблагоприятных последствий:

  • утрачивается ценность брака;
  • нарушается преемственность поколений, а тотальный нигилизм молодежи порождает опасные течения;
  • становятся под угрозу сохранение и развитие гуманистических идеалов.

Предотвратить эти пагубные социальные явления сможет только обращение к своим корням. Возможность обитания в одном доме бабушек, дедушек, сыновей и внуков не всегда имеется, но показать молодому поколению, кем были их деды, и рассказать об истории рода легко, если в вашей библиотеки есть фамильная книга от Российского Дома Родословия.

Узнавая о своих предках, ребенок поймет, что они были такими же людьми с желаниями, целями и мечтами. Они станут для него нечто большим, чем фотографиями в альбоме. Малыш научится воспринимать непреложные ценности и в будущем сохранит их уже в своем доме.

Это особенно важно сейчас, так как институт семьи в современном обществе стоит практически на грани исчезновения. Молодые люди, обладая высокой степенью инфантилизма и преувеличенной ценностью личной свободы, не стремятся узаконивать свои отношения.

Традиционные малые группы практически уходят в прошлое, где ценность союза была превыше всего. О том, что важная роль ячейки пошатнулась, свидетельствует не только динамика разводов, но и приверженность молодежи к набирающей популярность философии чайлдфри (child-free), то есть к стремлению жить для себя, не задумываясь о продолжении рода.

Это обстоятельство приводит к тому, что нуклеарные союзы, где есть хотя бы один ребенок, заменяют бездетные, для которых такой образ жизни является осознанным выбором.

Виды семей в современном обществе


Существует ряд критериев, по которым можно описать малые группы. В настоящее время, чтобы описать данный коллектив ученые используют несколько оснований:

  • характер родственных связей;
  • количество детей;
  • способ ведения родословной;
  • место проживания;
  • тип главенства.

Традиционная союз мужчины и женщины в настоящее время уже редкость. И дело здесь не только в общем настрое и стремлениях девушек и парней. Социальные условия меняются, и в угоду им трансформируется устройство малой группы. Ранее это было прочное фундаментальное образование, где чтили традиции и ценили непререкаемые авторитеты. Ныне же малая группа стала более мобильной, а взгляды – лояльнее. Возникают даже однополые союзы в некоторых странах: Швеции, Голландии, Бельгии, Канаде, Норвегии.

В Российском обществе современного типа по-прежнему преобладают не только классический состав семьи, но количество детей. Во многом на то, сколько поколений сосуществуют в одном доме, влияют материальные возможности, но тенденция к отселению молодой пары от родителей становится все более популярной.

Характер родственных связей

По данном признаку социологи различают нуклеарные и расширенные семьи. Первый вид представляет собой супругов с детьми, а второй подразумевает сожительство с родственниками жены или мужа.

Расширенные союзы были широко распространены еще в советское время, не говоря о более давних временах. Такой образ ведения совместного быта учил лояльности, уважению старших, формировал истинные ценности, способствовал сохранению традиций.

Количество детей

В наши дни многие пары отказываются заводить детей вовсе или стремятся воспитать только одного. Но из-за кризисных явлений в демографии само государство проводит политику, стимулирующую рост рождаемости. Правительство установило определенный размер выплат на второго и последующих детей.

По данному критерию выделяют пары:

  • бездетные;
  • мало-, средне-, многодетные.

Способ ведения родословной

В обществознании семья в современном обществе характеризуется по еще одному основанию, а именно тому, чья линия наследования главенствует. Различают патрилинеальные (отцовская линия), матрилинеальные (материнская линия), билинеальные (по обеим линиям).

Благодаря равенству обоих партнеров в настоящее время устоялась билинеальная традиция ведения родословных. Учесть все нюансы и хитросплетения обеих линий сложно, но Российский Дом Родословия составит фамильное древо, соединив две ветви материнскую и отцовскую.

Место проживания

Существует три вида ячейки в зависимости от того, где молодожены предпочтут остаться после свадьбы:

  • патрилокальные (живут в доме родителей мужа);
  • матрилокальные (остаются у родственников жены):
  • неолокальные (переезжают в новое отдельное жилье).

Выбор места жительства зависит от взглядов и традиций, сложившихся в роду.

Тип главенства

Ученые-социологи выделяют несколько типов сюзов по тому, в чьих руках сосредоточена власть.

  • патриархальные (отец – главный);
  • матриархальные (мать –главная);
  • эгалитарные (равноправие).

Последний вид характеризуется равноправием. В таком союзе решения принимаются совместно. Социологи считают, именно этот тип семьи, преобладающим в современном обществе.

Функции ячейки

В глобальном плане, а именно как социальный институт, брачный союз помогает заботиться о воспроизведении рода. Людям важно найти свое продолжение в другом живом существе. Цикличность жизни наполняет ее смыслом, и во многом поэтому мы стремимся дать все лучшее нашим детям.


Основной функцией семьи в современном обществе исследователи считают репродуктивную. Данный подход считается традиционным, потому как в нем находит свое отражение жизненный уклад многих поколений, которые были до нас и останутся после. Ведь в этом заложен естественный природный механизм.

В качестве малой группы значение союза мужа и жены по-прежнему велико. Он выполняет роль стартовой площадки – первейший коллектив, в котором человек знакомиться со способами построения общественных отношений. Именно в кругу близких людей ребенок усваивает нормы и правила человеческого общения, постепенно социализируется.

Помимо этих основных функций – репродуктивной и воспитательной – существует ряд других:

  • Регулятивная. Ограничивает инстинкты человека. Социум одобряет моногамию и верность одному супругу.
  • Экономическая. Ведение совместного хозяйство помогает человеку удовлетворять его первичные потребности.
  • Коммуникативная. Индивид нуждается в поддержке и духовном общении.

В настоящее время происходит некоторое изменений состава функций ячейки в социуме нового типа. На первое место выходят коммуникативная и хозяйственно-бытовая.

Производственная функция семьи по-прежнему сильна. Традиционно полагают, что дети должны быть рождены в браке. Молодые люди в возрасте до 18 лет нуждаются в материальной и моральной поддержке. В этот период идет активное усвоение опыта предшествующих поколений, формируется способность самостоятельно принимать жизненно важные решения. Ранние браки, как полагают специалисты, обладают высокой степенью неустойчивости и слабой реализацией репродуктивной функции.

Какие функции семьи изменились в современном обществе? Если раньше она была утилитарным образованием и служила только практическим целям – продолжению рода, то сейчас союзы заключаются ради поддержки и совместного достижения успеха, а также для обретения чувства социальной защищенности и спокойствия.

Проблемы развития молодой семьи и брака в современном обществе

Растущее с каждым годом количество матерей-одиночек, неполных союзов, а также пополнение численности воспитанников детских домов – все это является серьезными проблемами для развития рода в сегодняшних условиях.

Институт брака в наши дни по-настоящему стоит под угрозой разрушения. Социологи выделяют три проявления кризиса семьи в современном обществе.

  • Первое и самое очевидное: отделения ЗАГСов по-прежнему принимают сотни заявлений в год, но статистика говорит о резком снижении числа браков.
  • Второе кризисное явление заключается в том, что даже после нескольких лет совместной жизни пары решают разорвать свои отношения.
  • Третье печальное обстоятельство: разведенные супруги не вступают в браки с другими партнерами.

Отсутствия стремления завести детей во многих брачных союзах несет в себе множество потенциальных трудностей в демографической ситуации.

Тенденции развития семьи в современном обществе

Условия нашей реальности заставляют женщин активно включаться в социальную и трудовую деятельность. Дамы наравне с мужчинам ведут бизнес, участвуют в решении политических вопросов, осваивают не свойственные им профессии. Это накладывает отпечаток на наличие некоторых особенностей недавних браков.


Многие карьеристки не хотят жертвовать своим временем и уходить в декретный отпуск для ухода за ребенком. Технологии так стремительно развиваются, что даже недельное отсутствие на рабочем месте может стоить серьезного отката назад в плане развития. Поэтому в наши дни пары равномерно распределяют между собой обязанности по дому, воспитанию ребенка.

Если Вы по-настоящему задумывались над тем, как меняется семья в современном обществе, то наверняка поняли, что трансформации эти значительны, даже глобальны. Становится другим состав ячейки, роль и функции каждого ее отдельного члена. Но наряду с негативными тенденциями, ученые выделяют и плюсы. Брак мужчины и женщины рассматривается как союз, который аккумулирует в себе достижения обоих партнеров и заключается для поддержки и совместного развития. Такая философия может дать жизнь новой ветви рода.

Образуется еще одна первичная группа, где человек будет учиться любить, уважать и ценить взаимоотношения.

Правильное воспитание способно передать, сохранить и приумножить вечные идеалы добра, любви, ценности человеческой жизни, верности супругов, которых порой так мало в нашем мире.

Что такое традиционная семья сегодня? Скорее всего, подобный вопрос не был бы актуален лет двадцать назад. Почему же он сегодня не вызывает даже удивления на лицах окружающих? Давайте разбираться.

Прежде всего, становится любопытным тот факт, что ответы людей, которым был задан такой вопрос, оказывались различными. Давайте обратимся к терминологии, к расшифровке понятия «семья». Определение звучит примерно так: «Группа близких (по крови или документально) родственников, которые связаны общей жилплощадью и эмоциональной привязанностью».

Причем заметим, что в этой трактовке не зря подчеркивается так называемая эмоциональная связь, то есть любовь, привязанность. Согласитесь, если сын женился и не живет уже с родителями, это не значит, что он перестал быть членом их семьи. Ведь они друг друга по-прежнему любят. Однако у него также появились определенные обязательства перед женой, потому что и она - его семья. Так что же, получается, что у него их уже две?

Традиционная семья в настоящее время подразумевает союз мужчины и женщины, в результате которого появляется потомство.

Давайте поговорим о том, как же все зарождается. Сначала возникают чувства, которые объединяют двух людей. Начиная жить совместной жизнью, появляется такое понятие, как быт, который во многом может нарушить радужные представления мужа и жены о совместном проживании. Ведь недаром есть пословица: «Семейная лодка разбилась о быт». Не все оказываются готовыми к подобным передрягам, потому и получается, что одной любви для семьи маловато. В американских фильмах, в которых есть сцена венчания, произносят клятвы «в горе и в радости, в болезни и здравии…» и т.д. То есть люди будут друг с другом до того момента, пока кто-то не посчитает, что с него уже «достаточно». И тогда традиционная семья завершается очень распространенным на сегодня разводом. Заметьте, что в прошлом процентное соотношение расторгнутых и заключенных браков было в пользу последних. На сегодня же количество распавшихся семей возрастает.

Вообще, как показывает практика, все люди по-разному себе представляют свою будущую семью. Кто-то мечтает о принце, кто-то о богатом и состоятельном муже, кто-то о хозяйке и множестве детей. Но не все понимают, что определение семьи для каждого должно начинаться с любви и уважения. И эти чувства априори взаимны. Быт, к сожалению, очень омрачает яркие и красочные мечты многих парней и девушек. Важно не поддаться этому и находить позитив даже в повседневных мелочах.

Привычка - великая сила. Мы привыкаем видеть одно и то же, потому оно нас не впечатляет. Уметь раскрасить серость в яркие краски - это искусство, которому нужно учиться.

Помимо этого, возникает множество проблем, которые часто приводят к разводу. Они могут касаться как межличностных отношений, так и общественных неполадок.

Многие психологи утверждают, что традиционная семья в условиях быстрых темпов развития общества и увеличения количества проблем и соблазнов начинает лишаться умения слушать и слышать собеседника, близкого человека. К сожалению, у нас часто не хватает времени на самых родных, ведь они и так рядом, могут и подождать, есть дела поважнее.

Здесь отлично подходит девиз знаменитой Скарлетт О’Хара: «Я подумаю об этом завтра». Но ведь «завтра» рядом с этим человеком может и не наступить. Помните, что взаимное уважение и понимание помогут воссоздать те былые отношения, если вы их уже не видите в вашем союзе. Однако, как справедливо заметили мудрые люди, семья - это работа. Никто не говорил, что будет легко. Однако наше эмоциональное состояние того стоит. Ведь легче всего разорвать, чем попытаться соединить некоторые потрепанные нити. Создать тяжелее, чем разрушить. Так что давайте не будем искать легких путей. Ведь это - удел слабых.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!