Ребенок не запоминает буквы в чем причина. Действительно ли у ребенка плохая память

За пару лет до поступления в школу родители, как правило, начинают оценивать готовность своего чада к первому классу. И тогда выясняется, что ребёнок, который до этого был «как все дети», оказывается неусидчивым, невнимателеным и плохо запоминает новую информацию. Многие родители совершают грубую ошибку и начинают заставлять детей зубрить стихи, писать буквы и решать арифметические задачки. Такой подход не даёт результатов, а в ребёнке формирует неприязнь к новой учебной информации.

Причины

Прежде чем приступать к усиленным занятиям с ребёнком, нужно разобраться, почему он плохо запоминает

Прежде чем приступать к усиленным занятиям с ребёнком, нужно разобраться, почему он плохо запоминает. Детские психологи выделяют следующие причины:

  • Малыш не привык доводить начатое дело до конца. Как правило, так случается, если ребёнок не приучен к самостоятельности и всегда и во всём надеется на помощь взрослых. Если, собирая конструктор, подходящую деталь находит бабушка, то абсолютно естественно, что ребёнок надеется, что и стихотворение она выучит за него.
  • Скука. Не зря скука считается смертным грехом. Для детей нет ничего более страшного, чем монотонные, однообразные занятия любого характера. Когда выученную в детском саду песенку нужно просто повторить, у малыша не будет желания вспоминать слова. А вот если ему предложить её спеть и подыграть себе подручными средствами: ложками, шуршащими игрушками, или станцевать под неё – ребёнок с удовольствием включится в забавную игру.
  • Стремление сделать «на зло». Бывает и так, что у детей не складываются отношения в семье или коллективе. Тогда они просто не видят причин, зачем нужно показывать свои знания или умения. Ведь известно, что ребятам важна положительная оценка окружающих, но её важность определяется тем, что она даётся любимыми людьми. А если малыш не чувствует, что его принимают, то и стараться он не будет. Однако этот мотив чаще всего возникает у детей подросткового возраста.

Это интересно. Учёные доказали, что ребёнок способен запоминать в десять раз больше информации, чем взрослый человек.

  • Низкая самооценка. Если ребёнок чересчур стеснителен, то он может бояться повторять что-то, чтобы не получить упрёк в неточности или ошибке. В коллективе сверстников он боится быть осмеянным. Поэтому такая маска: «я не помню» - это защита от возможной негативной реакции окружающих. Также подобная ситуация возникает, если родители постоянно повторяют ребёнку, что он всё делает неумело, неправильно или неаккуратно. Кстати, психологи установили, что подобная оценка не играет столь ключевой роли, в отличие от интонации, с которой она была произнесена.
  • Боязнь сравнения. Когда детей начинают сравнивать друг с другом – это верный способ воспитать завистливого эгоиста. Ребёнок ценен самим собой, а не тем, что он в чём-то превосходит сверстника.

Как помочь малышу развить память?

Самое главное – это установление доверительных отношений

Разобравшись в причинах, по которым ребёнок плохо запоминает новую информацию, нужно грамотно построить стратегию помощи. Конечно, самое главное – это установление доверительных отношений. Если малыш чувствует поддержку родителей и близких, то к вашим усилиям прибавится его желание, и тогда по плечу любая задача. Итак, есть ряд методик, облегчающих запоминание материала:

Подключение образного мышления ребёнка

  • Подключение образного мышления ребёнка. Нужно дать возможность малышу графически отобразить то, что нужно запомнить. Например, зарисовать рассказанную взрослым историю. При этом, сразу оговорите, что рисунок не должен быть красивым, это такая карточка-запоминалка которая поможет потом вспомнить сюжет. Начинайте с отдельных пяти-шести коротких предложений, постепенно переходя к длинным историям. Каждое последующее занятие нужно начинать с пересказа по рисункам того, что было услышано на прошлом. Первое время ребёнок будет увлекаться самим процессом рисования, поэтому корректируйте время, уделённое рисунку. Объясняйте, что это задание ещё и на скорость: зарисовку нужно сделать как можно быстрее.
  • Подбор материала. Не стоит браться за большие объемы информации, лучше обратить внимание на качественное запоминание. Поэтому заучивая стихотворения, лучше ограничить количество строк в день, а не пытаться зубрить его целиком. В начале работы над стихотворением следует разобрать развитие сюжета, чтобы впоследствии ребёнок не менял строки местами.
  • Планирование. Очень важно приучить ребёнка составлять план своих действий. Это правило касается любых действий малыша: конструирование из кубиков, например, может состоять из осмысления идеи строительства, подбора строительных материалов, уборки игрушек после игры. Родители должны следить, чтобы озвученный план был реализован в нужной последовательности. Хорошо, если результаты работы ребёнка будут оценены близкими людьми. Например, родные и друзья увидят выстроенное из кубиков сооружение.
  • Автоматизация действий. Чтобы развить в ребёнке внимательность и организованность, приучите его составлять график своего дня. Так времени хватит и на занятия, и на игры. Сделайте это расписание в виде красочного плаката, и первое время как можно чаще обращайтесь к нему. Постепенно малыш будет автоматически следовать определённому режиму дня.
  • Обучение анализу. Конечно, любому человеку для запоминания необходимо анализировать информацию. Чтобы научить малыша анализу, можно поиграть с ним следующим образом: предложите найти ошибки в работе Буратино, которую ему поручила сделать Мальвина. Пусть это будет узор, нарисованный на листе, в котором Буратино допустил неточности. Так ребёнок научится сравнивать с образцом и находить ошибки сначала в чужих действиях, а потом и в своих.

Форма этой методики запоминания подходит детям в любом возрасте. Меняться будет лишь содержательная часть. Главное – показать ребёнку, что вы искренне хотите ему помочь. И его успехи важны для вас гораздо больше, чем отличные оценки в школе.

Уважаемый доктор! Моему сыну 7 лет, учимся в 1 классе гимназии № 1 г. Саратова.
Задают каждый день учить стихи наизусть. Учим подолгу, но ребенок не может запомнить стихотворения. Сидим повторяем, но на следующее утро сын ничего не помнит и получает двойки. Почему ребенок не запоминает стихи и как с этим бороться? У него плохая память. Как научить ребенка запоминать стихотворения? Что делать?

Наталья, Саратов

Уважаемая Наталья!

В Сарклиник постоянно обращаются родители с жалобой на плохое запоминание стихотворений. Основная причина плохого запоминания стихов и невозможности выучить стихи наизусть - это последствия постгипоксически-ишемического генеза. Что это такое? Если говорить по простому - это заболевание, связанное с недостатком кислорода в головном мозге плода во время беременности, в период родов и в первую неделю после родов. Последствия гипоксии головного мозга растягиваются на многие годы и оказывают отрицательное влияние на функции головного мозга и дальнейшее развитие ребенка.

У малыша развивается разная патология, все зависит от степени гипоксии. Если у ребенка сильная гипоксия, то развивается тяжелая патология, вплоть до . Если гипоксия средней степени тяжести, то часто возникают задержка психического, психоречевого развития (зрр, зпмр), (зур). Если гипоксия слабая, то возникают и , плохая память, плохое запоминание, ошибки в учебе. А вот при ммд и сдвг как раз и отмечаются трудности запоминания учебного материала, стихов. Дети не могут сосредоточиться в школе, плохо запоминают, делают частые ошибки, пропускают буквы, быстро забывают пройденный материал, никогда не успевают быстро выучить уроки, не могут запомнить буквы и информацию, дни недели и месяцы, алфавит и цифры, картинки и цвета, имена, английские и немецкие, французские и испанские слова, написание слов, таблицу умножения и сложения, правила дорожного движения и пожарной безопасности, времена года и длинный текст, состав чисел, ноты и музыкальные произведения, имена одноклассников, картинки для детского сада, устные и письменные предметы.

В этом случае ребенок плохо запоминает стихи или вообще не запоминает их, он не внимательный, не сосредоточен. Это может быть в 5 лет, в 7 лет и даже в 10 лет. У многих пап и мам возникает вопрос: "Как научить ребенка запоминать стихи ?" И они сидят часами каждый день и толдычат строки по многу раз. Но дело в том, что если ребенок здоровый, ему достаточно 1 - 2 раза прочитать текст, и он его отлично и надолго запоминает наизусть. Если не помочь головному мозгу больного ребенка, коэффициент полезного действия в плане запоминания текста или стихотворений оказывается очень низким. Время тратится много, и запоминание слабое. Ребенок с последствиями гипоксии плохо запоминает и плохо учится в школе, гимназии, лицее.

К счастью, Сарклиник применяет различные методики активизации умственной деятельности головного мозга у детей, мальчиков и девочек дошкольного и школьного возраста. Все методики имеют высокую эффективность. Осложнения и побочные действия отсутствуют. Лечение проводится курсами. Минимальная продолжительность одного курса - 10 рабочих дней (2 календарных недели).

. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Текст: ® SARCLINIC | Sarclinic.com \ Sаrсlinic.ru Фото: Sergeitelegin | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru. Люди, изображенные на фото, - модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.


- Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
- Как помочь ребенку в приготовлении уроков?

Перед поступлением в школу и в первый период обучения у детей часто обнаруживаются трудности, на которые раньше родители не обращали особого внимания. Ведь для успешного усвоения школьной программы недостаточно быть «хорошим послушным мальчиком» или «милой веселой девочкой». В придачу к этим замечательным качествам надо еще обладать специальными учебными умениями.

В практике детских психологов очень много обращений связано именно с тем, что ребенок, ранее полностью устраивавший своих родителей, оказывается недостаточно готов к школе. В этой статье приводятся некоторые советы, которые дают мамам и папам в подобных случаях. Они будут полезны многим родителям, не имеющим возможности получить индивидуальную консультацию психолога.

Что делать, если ребенку трудно дается выучивание стихов, если воспитательница детского сада или учительница жалуется, что он не запоминает материал, который она дает на занятиях? Можно ли развить детскую память?

В данном случае можно многого достичь, используя для запоминания специальные приемы. Важнейший из них - образное представление того, что требуется запомнить, привлечение самых разнообразных ассоциаций . Одна из методик, помогающих научиться этому, основана на обучении ребенка созданию рисунков, отражающих выучиваемый материал. Проводится она так.

Ребенку предлагают «поиграть в интересную игру»:

Я буду рассказывать тебе короткие истории, а ты их будешь запоминать. Чтобы ничего не забыть, ты к каждой такой истории нарисуешь простую картинку.

Затем даются для запоминания несколько простых не связанных между собой фраз, например: «Волк выбежал из леса. Девочке подарили куклу. Коля и Маша играли во дворе. Вчера шел дождь, а сегодня светит солнце». После каждой фразы («истории») делается большая пауза, чтобы ребенок успел нарисовать рисунок для ее запоминания. Нужно объяснить ему, что рисунки должны быть как можно проще, что не надо стараться сделать их красивыми и подробными: это не занятия рисованием, а игра на запоминание. Главное - это сделать рисунок побыстрее. Если ребенок слишком увлекается самим процессов рисования (а поначалу это почти неизбежно), то следует остановить его, сказав: «По-моему, того, что ты нарисовал, уже достаточно для того, чтобы запомнить. Теперь слушай следующую историю».

При создании первых рисунков потребуется помощь взрослого. Скорее всего, ему придется подсказать их содержание и побудить ребенка ограничиться предельно схематическим изображением.

Как мы запомним, что дождь шел вчера? Давай его нарисуем и зачеркнем: ведь сегодня он уже не идет. А солнце зачеркивать не будем: оно светит сегодня.

В итоге получится примерно такой рисунок:

В одно занятие не следует давать более трех-четырех фраз. Вспоминать их можно в тот же день через несколько часов или на следующий день. Ребенку дают его рисунки, и он «читает» по ним рассказанные ему «истории». При этом тоже может потребоваться помощь взрослого. Например, если он говорит: «Дождь кончился, и вышло солнце», то надо задать ему наводящий вопрос: «А как у нас было сказано - когда шел дождь? Правильно, "вчера шел дождь"... Как дальше?» Вне зависимости от того, насколько большая помощь потребовалась ребенку для правильного воспроизведения фраз, надо похвалить его: «Видишь, как хорошо ты все запомнил! Значит, ты хорошо записал все истории рисунками».

Такие занятия желательно проводить ежедневно или через день, но не больше одного занятия в день. Через некоторое время рисунки перестанут быть необходимыми, достаточно будет обсудить, «что можно было бы нарисовать, чтобы запомнить историю». Благодаря такому обсуждению ребенок учится образно представлять себе запоминаемый материал, что в дальнейшем очень поможет ему в школе.

При плохой памяти родителям следует особо внимательно относиться к отбору материала, предлагаемого ребенку для заучивания. Надо постараться минимизировать его объем, добиваясь не дословного запоминания, а общего понимания. В тех случаях, когда все же требуется дословное заучивание, нужно проводить его маленькими порциями, добиваясь полного выучивания каждой такой порции, прежде чем переходить к следующей. Например, заучивая стихотворение, удобно учить его по одному четверостишию (не пытаясь повторять все стихотворение целиком). Однако перед началом выучивания нужно подробно разобрать с ребенком развитие сюжета, чтобы впоследствии четверостишия не менялись местами.

Как помочь несобранному, неорганизованному ребенку? Что делать, если он ничего не доводит до конца, начинает и бросает, не умеет сосредоточиться, невнимателен?

При описанных жалобах надо учить ребенка планированию своих действий. Оно должно стать обязательным, но коротким этапом, предваряющим каждое действие. «Расскажи, как ты будешь это делать» - подобными предложениями взрослый может побуждать ребенка к планированию. Оно может относиться к конструированию из кубиков (что построить, какой строительный материал для этого понадобится), к убиранию игрушек (что куда убрать, в какой последовательности), к рисованию, изготовлению поделок из бумаги и подручных материалов, - в общем, к любой детской деятельности.

Выделяя отдельный этап планирования как подготовки к действию, взрослый должен следить за тем, чтобы планы были реализованы, чтобы действие не подменялось его планированием. Работа должна доводиться до конца. Для повышения ценности получаемых результатов полезно привлекать к ним внимание окружающих. Покажите другим членам семьи построенное из кубиков сооружение, повесьте на стену сделанную ребенком аппликацию или его рисунок, привлеките к ним внимание пришедших в гости друзей.

Все организационные моменты детской деятельности должны быть доведены до автоматизма. Подобные отдельные автоматизмы позволяют выделить островки упорядоченности в общем хаосе поведения неорганизованного ребенка. С чего начать, какой именно участок детской неорганизованности упорядочить и автоматизировать в первую очередь - приготовление уроков, утренний ритуал сборов в школу или в детский сад, вечернюю уборку игрушек, - это родители решат сами. Только не надо хвататься за все сразу и ожидать немедленных результатов. Каждый отдельный автоматизм нужно тщательно отрабатывать. Ребенок, не владеющий навыками самоорганизации, нуждается сначала в максимальной, а потом - в постепенно убывающей помощи взрослых. Если ему все время трудно выполнять организационные требования, то, следовательно, они завышены: родители торопятся, проявляют неуместное нетерпение.

Для развития организованности и внимания можно предложить и специальные задания, направленные на обучение анализу образца , соотнесению его с полученным результатом, поиску и исправлению ошибок . Вот, например, задание «Где ошибся Буратино»:

Мальвина хотела научить Буратино рисовать красивые узоры. Она нарисовала узор и сказала ему: «Нарисуй точно так же». А Буратино все время отвлекался, и у него получалось то правильно, то неправильно. Ну-ка найди, где у Буратино ошибки, и помоги ему их исправить.

Узоры могут выглядеть примерно так:


Подобные задания можно давать и на другом материале. Например, в другой раз Мальвина может поручить Буратино сделать постройку из кубиков, или собрать модель из «конструктора», или разложить картинки в определенном порядке (для этого надо иметь два одинаковых набора картинок), или сделать аппликацию. Привычка к проверке и исправлению чужих ошибок впоследствии приведет к способности проверять себя самого, а это - основа внимания к своим действиям.

Даже в случае слабой подготовки к школе ребенок, не знающий буквы и не умеющий читать, при нормальном интеллектуальном развитии постепенно догонит своих сверстников. Но когда при регулярных занятиях малыш не способен запомнить и назвать уже знакомые ему буквы, путая их между собой, это может быть следствием серьезных отклонений. Для определения дальнейшей тактики действий родителям необходимо выяснить, какие именно особенности развития мешают их чаду справиться с обучением.

Причины, связанные с нарушениями развития

Трудности с изучением букв могут быть связаны с задержкой психического и речевого развития, вызванной нарушением кровоснабжения шейного отдела позвоночника. Это характерно для родовых травм и может проявиться при начале обучения первоклассника. Родителям и учителям следует обратить внимание на следующие характерные симптомы:

  • повышенная подвижность;
  • быстрая утомляемость;
  • жалобы ребенка на головную боль и тошноту;
  • плаксивость.

Функциональные расстройства организма, вызванные другими факторами, могут быть выявлены только с помощью специальных обследований. К таким нарушениям, многие из которых связаны с отклонениями в развитии центральной нервной системы, относятся:

  • низкая степень зрительного восприятия и плохая зрительная память;
  • затруднения с ориентацией в пространстве, когда ребенок путает направления «справа» – «слева», правую и левую руку/ногу;
  • позднее перераспределение психических функций между полушариями головного мозга;
  • последствия переучивания левши;
  • недоразвитое слуховое восприятие, затрудняющее установление связи между произнесенным звуком и буквой;
  • нарушения в поведении (не может сконцентрироваться, быстро устает) и мотивации (постоянно предпочитает игры занятиям).

В случае возникновения серьезных проблем не обойтись без консультации невролога. После проведенного обследования и установления диагноза врач даст рекомендации родителям и при необходимости назначит соответствующее лечение, в том числе с использованием медикаментозных средств.

Упражнения для коррекции нарушений

Благодаря регулярным упражнениям с проблемным ребенком, которые дополнят назначения невролога, можно устранить большинство речевых патологий, препятствующих формированию навыков чтения и письма. Занятия помогут скорректировать зрительные представления, внимание и учебную мотивацию, а также отработать навык ориентирования «справа» – «слева», который должен быть сформирован у ребенка еще до поступления в школу. Для этого подойдут следующие упражнения:

  • Постоянная отработка слов: справа, слева, влево, вправо. Напоминать при любых ситуациях, например, когда ребенок берет в руку какой-либо предмет (ложку, карандаш, ножницы).
  • Читая сказки, задавать вопросы по иллюстрациям, картинкам в книгах: «Что (кто) справа вверху, слева внизу?» и т. д.
  • Развитие мелкой моторики при помощи пальчиковой гимнастики.
  • Графические диктанты (изображение фигуры на листе в клетку, следуя устным пояснениям). Например, попросить провести отрезки наискосок вправо вниз на 5 клеток, влево вверх на 2 клетки.
  • Изготовление буквенных табличек, на которые ребенок может смотреть при необходимости. На одной из них должны быть буквы, смотрящие влево (Л Я З У Э Ч), на другой – вправо (Б В Г К Р С Ц Щ Ы Ь Ъ Ю Е).
  • Проведение сравнения двух похожих букв, таких как «Н» и «П», или «Н» и «И».
  • Использование для обучения азбуки в стихах (например, со стихами С. Маршака: «Мёд в лесу медведь нашёл/Мало мёду, много пчёл») дает эффективный результат, ассоциации ускоряют запоминание.

Развитие памяти

Если неврологических отклонений у ребенка нет, наиболее частыми причинами плохого запоминания букв являются недостаточно сформированные и плохо развитые память, логика и внимание. В этом случае помогут занятия, улучшающие указанные психические функции.

Для тренировки памяти и наблюдательности хорошо вовлекать ребенка в полезные игры:

«Чего не стало?»

Разложить в ряд несколько игрушек, называя их вслух. Накрыть их платком на несколько секунд, убрать платок вместе с одной из игрушек и попросить ребенка назвать исчезнувшую. Повторить 4-5 раз. В дальнейшем игрушки можно заменить буквами.

«Шерлок Холмс»

Нужно определить, что изменилось в облике человека (например, исчез/появился предмет одежды, очки, шляпа). Еще один вариант – периодически спрашивать малыша, во что был одет его друг/подруга, учитель и т. д.

Разучивание четверостиший

Делать это нужно ежедневно, а для лучшего запоминания сопровождать стихи образными картинками, вместе рисуя их от руки.

Зрительные образы букв

Существуют различные способы запоминания зрительного образа букв. Последовательность действий может быть такой:

  • В течение трех дней нужно изучать с ребенком одну из букв. Она должна быть везде, поэтому помимо настойчивости придется проявить креативное мышление.
  • В квартире развесить листки с изучаемой буквой, чтобы они были перед глазами в каждом помещении.
  • Вылепить букву из различных материалов (пластилина, теста, проволоки), вырезать из цветной бумаги, изготавливать из цветных веревочек, веток, рисовать на асфальте или песке.
  • Написать букву на бумаге. Попросить ребенка обвести ее по контуру клеем-карандашом. Затем приклеить любую мелкую крупу (например, гречневую). Пусть малыш ощупывает получившийся объемный силуэт, подкрепляя зрительный образ тактильными ощущениями.
  • Рисовать букву на ладони малыша. Делать это следует на ведущей руке для стимуляции ведущего полушария.
  • Использовать мягкие паззлы с буквами. Ребенок ощупывает их, закрыв глаза, при этом включаются другие каналы восприятия.
  • Попросить малыша найти и обвести (зачеркнуть) изучаемую букву среди множества других на странице в газете или журнале.
  • Давать задание, во время которого ребёнку предлагается сгруппировать одинаковые буквы, представленные в различных стилях шрифтов.
  • Попросить найти букву в окружающих предметах на улице: на вывесках, рекламе, в магазине.
  • Вместе с ребенком изобразить букву при помощи рук и ног, можно использовать дополнительные предметы.

Полезно написание букв в воздухе указательным пальцем ведущей руки. Хорошей идеей будет меняться ролями: ребенок пишет – взрослый отгадывает, и наоборот.

Можно предложить дописать букву по проведенному пунктиру или переделать одну в другую, переложив счетные палочки, например из «Щ» сделать «Ц».

Многие логопеды используют на занятиях игру под названием «Волшебный мешочек». В мешочек кладут буквы (пластмассовые или металлические), а ребенок на ощупь должен определить, какую он достает. Если он угадывает, ему начисляются очки. Если нет, буква кладется обратно.
Хороший результат дает выкладывание небольших слов. Затем буквы можно переставлять местами, «терять» их из слов и просить ребенка восстановить.

Для видимого положительного результата необходимо проводить постоянную работу с ребенком. Нужно хвалить малыша за старание и ни в коем случае не сравнивать его с другими более способными детьми. Главное – не забывать, что все совместные занятия должны проходить в игровой форме и только на положительных эмоциях, доставляя удовольствие и взрослому, и ребенку.

Часто родители не обращают внимание на такой факт, как умение запоминать материал. И перед школой выясняется, что их сын или дочка плохо запоминают стихи и задания в детском саду. Помочь в этом случае могут советы квалифицированного психолога или педагога.

Как научить ребенка запоминать материал? Существуют определенные правила коррекции. Нет ничего невозможного. Ребенок не запоминает стихи? Просите его чаще повторять и читать их вслух. Именно вслух, а не про себя или шепотом. Если ребенок плохо запоминает текст, заставьте его пересказать прочитанное. Выработайте режим дня. Учите ребенка в определенные дни и часы. Качество запоминания будет лучше. Перед сном попросите его повторить выученное. Также важно знать, понял ли малыш то, что прочитал. Чередуйте способы работы при подготовке заданий. Важно выяснить, какая память у вашего ребенка развита лучше: зрительная, слуховая? Бывает, что для достаточного усвоения необходима и та и другая память. В этом случае можно использовать интересные развивающие компьютерные игры, фильмы, презентации. Попросите, чтобы ребенок вам рассказал, что он увидел в этих играх и фильмах. Важно иметь дома и различные развивающие игры. Не только на компьютере и в телевизоре. Например, лото, домино, карты, кубики с цифрами и буквами.

Попробуйте использовать в работе метод ассоциаций. Постепенно ребенок научится запоминать и без него.

Тут нужна не просто помощь. Важно узнать, почему ребенок плохо запоминает. Причин может быть очень много. Ребенок может быть не собранным и не привыкшим доводить начатое до конца. Ему может быть скучно на занятиях. Ребенок может часто утомляться, или ему может быть просто лень запоминать. Причиной плохого запоминания могут быть и отношения в коллективе.

Зачастую дети являются отличными актерами и могут притворяться, что ничего не помнят. На это у них могут быть разные мотивы. Они могут не понимать, зачем им все это нужно помнить. Могут просто хотеть сделать «родителям на зло». Причиной такого поведения может быть и низкая самооценка ребенка. Он может стесняться сказать, что запомнил, бояться рассказывать материал, потому что другие ребята будут смеяться.

Но может быть и по - другому. Причиной плохой памяти может оказаться негативная оценка деятельности ребенка взрослыми: «ты все равно не умеешь», «ты сделал не аккуратно». Особенно, если взрослый говорит все это с интонацией и эмоциональной окраской. Часто взрослые сравнивают ребенка с другими детьми. Этого делать нельзя, поскольку у ребенка формируется такое чувство, как эгоизм и зависть. Ребенок часто запоминает не столько слова, сколько интонацию, с которой они были сказаны. При запоминании материала очень важно учитывать этот факт. Так, на уроки к эмоциональным педагогам приходят охотнее, чем к тем, кто говорит монотонно.

Важную, даже ведущую роль, при запоминании материала играет внушение. Иногда и самовнушение. К тому же ребенок обязан понимать, зачем ему нужен этот материал. В задачу взрослого входит доступно объяснить ему, что материал пригодится в будущем.

Запоминать материал ребенка можно научить, важно понять причины плохой памяти. Неплохо было бы прибегнуть к помощи психологов и педагогов. Если у ребенка низкая самооценка может понадобиться психологическая и педагогическая коррекция.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!