Акриловая тушь vs тушь на водной основе — сравнительный обзор. О материалах. Ч.4. Тушь и перья

ТУШЬ или ЧЕРНИЛА? September 10th, 2014

Тушь - рисовальный материал, черная или цветная краска. На современном рынке тушь бывает жидкая, концентрированная или сухая, в виде палочек или плиток. Делают ее из газовой сажи, спиртового раствора, шеллака, глицерина, сахара и смеси желчи с антисептиком. Тушь применяется при рисовании и письме. Главной ее особенностью считается глубокий черный цвет, не имеющих аналогов в акварели. Также существует цветная тушь на органических красителях. Кроме того, тушь бывает водостойкой и нет. В состав водостойкой туши входит спиртовой раствор шеллака, который растворим только спиртом. Такая тушь позволяет создавать долговечные работы.
Традиционно считается, что этот материал придумали в Китае, откуда заимствовали сначала восточные соседи, а позднее завезли в Европу. Однако есть сведения о том, что еще в древнем Египте была похожая пишущая краска, изготавливаемая из той же сажи и пчелиного воска в качестве клея. А в Риме использовали виноградные косточки для изготовления своих чернил.
Слово «тушь» пришло в русский язык из немецкого, в который попало из французского и дословно означает – «прикосновение». Романтично, не правда ли?! Легким прикосновением кисти с тушью к бумаге создаются шедевры изобразительного искусства.



Китайский иероглиф, обозначающий этот материал, состоит из двух: верхний – черный и нижний – земля. Дословно получает «почерневшая земля», та самая тушь в виде палочек или плиток, растирая которую с примесью воды, получают черную жидкую краску - чернила.

Сегодня чернила и тушь - это два материала с разным составом. В чернилах больше непосредственно пигмента, меньше растворителя и достаточное количество различных модификаторов вязкости, смачиваемости и т.д., обеспечивающие наилучшую адгезию. Таким образом чернила больше используют для письма и создания каллиграфических композиций, они плотнее туши.


Тушь же больше подойдет для рисования - это очень экспрессивный и одновременно романтичный материал. Она является весьма пластичным материалом, ей можно создавать как быстрые черновые зарисовки, так и серьезные работы, требующие детальных проработок. Особенно любят тушь художники-графики за ее глубокий интенсивный тон и возможность создавать широкую шкалу градаций от светло-серебристого до коричневатого цветов.



Для туши лучше использовать

Решила поднять вот такую темку и предлагаю оставить свои комментарии всем знающим, разбирающимся и просто не равнодушным людям.
Пост создан по мотивам и по материалам различных интернет изданий.

С чем же был связан этот вопрос и почему я решила его задать. На самом деле к этому меня сподвигло, во-первых китайская живопись и калиграфия, в том числе тушью и акварелью, и... не возможность купить дистресс чернилки на Выставке Формула Рукоделия. Более того в топике Хокку для друга Странника, я описывала что все иероглифы прорисовывала тушью.
Состыковав в уме эти 3 вещи, я совершенно случайно наткнулась на художественную тушь разных цветов.
Надо начать с того что определить составы этих тушей и то как они подразделяются (поправьте меня если я не права).
В переводе с английского Ink - чернила, тушь. У нас как то принято разделять эти 2 термина. В английском я не нашла особых различий.

Тушь - бывает жидкая, концентрированная и сухая в виде палочек или плиток.
Существует также так называемая цветная тушь (особая разновидность жидких красок)

Чернила — красящая жидкость, используемая для письма или создания иных изображений (в частности, многих техник рисунка, оттискивания штампов).

Существуют 2 основных направления в туши - Тушь для каллиграфии и тушь художественная цветная.
Тушь для каллиграфии я пожалуй описывать не буду в каждой из разобранных мною фирм есть серия калиграфия.
Тушь художественная цветная.
Отличает одну тушь от другой состав пигментов натуральные пигменты (меньше цветов), акриловые пигменты (палитра не ограничена).

Разбавлять тушь с натуральными пигментами нужно только дистилированной водой. Разбавление обычной водой приведет к разложению пигмента.

Какие-же туши есть сейчас на нашем рынке

1. Начнем с одной из самых распространенных марок Koh-I-Noor.
Вот что они пишут о своей туши на сайте: http://www.koh-i-noor.cz/ru/art-club/umelecke-tuse

"Художественная тушь является водной дисперсией пигмента в растворе природной смолы, она предназначена как для начинающих, так и для профессиональных художников. Качество туши сравнимо с известными европейскими марками - она отличается высокой пигментацией, бриллиантностью оттенков, водостойкостью и светостойкостью. Туши смешиваются между собой, они пригодны для рисования кистью и пером. Производится тушь из качественного шеллака и первоклассных неорганических и органических пигментов.Пигменты с требуемой светостойкостью, чистотой и стойкостью к среде поставляются ведущими европейскими производителями.

Качественные параметры (кроющая способность, светостойкость) приводятся на коробочках отдельных тонов. Перед использованием тушь следует тщательно взболтать, поскольку при неиспользовании материала образуется осадок, что особенно характерно для белого, серебрянного и золотого цвета". В палитре Палитре 14 цветов, в том числе золотой и серебряный."

2. Художественная тушь Winsor & Newton. http://www.winsornewton.com/products/inks/drawing-inks/

Высококачественная тушь Sennelier на основе природных компонентов.

  • Наносится кистью, перьевой ручкой и даже с помощью аэрографа.
  • Тушь обладает глубоким насыщенным цветом, яркими интенсивными оттенками благодаря присутствию в ее составе шеллака.
  • Быстро сохнет и устойчива к воде, однако при этом не является несмываемой. Идеально подходит для каллиграфии, рисунка кистью и пером, черчения и рисованию по текстилю. Рисунок можно закрепить фиксативом для карандаша или пастели, что только увеличит светостойкость красок.
  • Все цвета превосходно смешиваются с водой и между собой.
  • Все цвета Colorines туши от Sennelier хорошо закрепляются друг с другом и образуют матовую пленку при высыхании. Эту тушь можно наносить кистью, перьевой ручкой или используя аэрограф на такие поверхности как многослойную бумагу, расчерченные карточки и т.д.
  • Colorines тушь чрезвычайно легка в использовании, при работе аэрографом дает ровное прозрачное покрытие. Также может использоваться как жидкая акварель для обрамления картины.
    Продается отдельными бутылочками или наборами.

    Посмотрите рисунки выполненные тушью.


Теперь скажу несколько слов о туши с акриловыми красителями. Не могу утверждать точно, но у меня сложилось мнение что эти туши относятся к любительским.

FW Pearlescent 22 цвета, перламутровых оттенков.


Тушь и чернила
Тушь - это взвесь определенного красителя в клейком связующем веществе с небольшим добавлением субстанций, улучшающих свойства этого рисовального материала. В зависимости от главного ингредиента мы выделяем такие ее разновидности: сажевую (черную), содержащую в качестве пигмента сажу, анилиновую (цветную), содержащую производные анилина, и минеральную (белую).

Сажевая тушь - устойчивая к свету, анилиновая же - чувствительная к нему. Под его воздействием теряет интенсивность цвета. Минеральная тушь хорошо покрывает черную и другую темную бумагу.
Состав связующего вещества туши может быть разным. Например, оно может содержать гуммилак, буру, гуммиарабик (клеящее вещество некоторых деревьев и растений) и дистиллированную воду. Тушь должна плавно стекать с пера непрерывной линией и в течение нескольких минут застывать, сохраняя легкий блеск.
Черная тушь при рисовании кистью без разведения ее водой должна быть покрывной. Обычно она не смывается. Иногда встречается смывающаяся тушь, то есть с растворяющимся в воде связующим веществом. В таком случае для того, чтобы получить несмывающуюся тушь, нужно прибавить к ней 2-процентный раствор хромата калия или пару капель формалина.
Бистр это тушь-краска, получаемая из древесной сажи, смешанная с растворимым в воде растительным клеем. Цвет бистра варьируется от тепло-коричневого до холодно-коричневого со стальным отливом. Бистр широко применялся европейскими художниками в 15 -18 веках при рисовании кистью и пером.
Чернила - это раствор, то есть однородная смесь ингредиентов: растворителя и растворенной в нем субстанции. Причем растворителя в смеси намного больше, чем растворенного вещества. Поэтому чернила полупроницаемые, а линия, проведенная ими, изменяется в зависимости от количества жидкости, оставленной в данном месте рисунка.
Сейчас в качестве черных чернил используется раствор, состоящий из двусер-нокислого сульфата железа, гидроокиси аммония и галловой кислоты. Цветные чернила, подобные разведенной акварели, являются растворами смоляных красителей. В то же время сепия (уже упомянутая в этом уроке) в виде краски является несмываемыми чернилами холодно-бурого цвета, которые сегодня производятся синтетически.
Размывка
Техника размывки заключается в разведении водой рисовального материала - краски, туши, чернил, наносимых на основание рисунка произвольным инструментом.

Размывать можно непосредственно на основании, разводя оставленные инструментом пятна и линии перед рисованием, подготавливая каждый раз образцы различной консистенции на палитре или в емкостях. Вторым способом, при помощи разведения водой черной краски, были получены разные по тону мазки - от темных до очень светлых.

В размытом рисунке следует умело сочетать специально оставляемые нетронутыми белые пятна бумаги с различными оттенками серо-черного цвета, например, серыми пятнами и черными самостоятельными или контурными линиями. Отсутствие белых мест чревато потерей светотеневых контрастов, ослаблением эффекта воздушности, вызванных монотонностью рисунка.
Для размывания кистью лучше всего использовать плоский или круглый инструмент с мягким волосом. При использовании более жестких щетинистых кистей на гладкой бумаге сразу же станут видны полосы от недостаточно растертых красок. Если мы будем использовать шероховатую бумагу, движения кисти должны быть неторопливыми и сильными, чтобы краска хорошо вошла в поры рельефной поверхности. При быстром движении кисти краска не успеет впитаться в верхнюю, выступающую поверхность бумаги, что создаст эффект «белых точек».
Можно также применить более активное смывание зарисованной поверхности, с тем, чтобы обнажить естественную фактуру бумаги (при смывании сойдет верхний слой нанесенной краски). На шероховатой и фактурной бумаге выступающие поверхности вновь станут чистыми, а краска останется только в углублениях фактуры основания. Наложение друг на друга и чередование разных по степени размытости слоев создадут многообразные оттенки серого цвета.
Практическое задание
Теперь внимательно посмотрите на рисунки 45 и 46, в которых присутствуют приемы размывки. Проанализируйте, как размытые пятна туши пластически дополняются штриховыми и контурными линиями, образующими форму лица или предметов натюр¬морта. Изобразите на шероховатой бумаге несложный предмет обихода с применением техники размывки, предварительно попрактиковавшись на маленьких форматах.
Рис. 45


Рис. 46

А вот какой у меня получился 4 года назад%))

Если интересно, могу запостить уроки про пятно, растр, что-нибудь еще=)
Это из курса Рисование ЕШКО.

История туши – это длинная, интересная повесть, развитие которой происходило в нескольких областях – письма, книжной печати, рисунка и женской красоты. Сегодня, когда мы произносим слово “тушь”, оно относится, как правило, к бьюти-сфере и обозначает тушь для ресниц или бровей. Между тем своими корнями она уходит далеко в прошлое – в Древний Египет: уже тогда женщины начали чернить и подкрашивать глаза сурьмой, углем и даже толчеными мушками. К древнеегипетскому периоду отсылают нас первые упоминания туши, найденные в ранних трактатах об искусстве, а также обнаруженные каменные плиты с вырезанными египетскими иероглифами, поверхности которых были мастерски затушеваны.

Состав туши

Классическая черная тушь делается из сажи с добавлением связующего. По состоянию различают тушь жидкую (раствор в банках) и твердую (в виде брусочков). Несмотря на то что привычная нам тушь, как правило, черного цвета, при разбавлении водой она способна разложить перед художником целую палитру оттенков – от светло-серого до темно-угольного цвета. Ошибочно объединять тушь и чернила, считая, что это разные названия одного и того же вещества. Основное различие обусловлено составом: так, тушь является взвесью красящих пигментов (как правило, газовой сажи), нерастворимых в воде, и связующего вещества, например, клея. При контакте с бумагой частички этих пигментов ложатся на нее пленкой, не проникая вглубь поверхности. Поэтому самая обычная тушьидеальное средство, если вам нужно сделать несмываемую надпись на ткани: просто закрепите ее после высыхания, прогладив горячим утюгом. Чернила же представляют собой растворенный в жидкости краситель, который быстро впитывается в бумагу, но так же легко вымывается и выгорает на солнце. Похожим составом обладает и цветная тушь. Поэтому, если вам с необитаемого острова нужно написать послание о помощи и кинуть в бутылке в море, выбирайте классическую черную тушь – так оно наверняка дойдет до берегов в целости.

Иными словами, «водостойкая тушь» стала инновацией лишь в косметической индустрии; качественная же художественная черная тушь обладает этим свойством по умолчанию.

Special for girls: Первые варианты всем известной туши для ресниц «Maybelline» тоже выпускались в брусочках

Тушь в Египте и Китае: две истории одного вещества

Китайская тушь по фактуре отличалась от западноевропейской. Если в последней в качестве связующего вещества использовался шеллак, то китайские мастера готовили тушь из сажи и натурального клея животного происхождения – как правило, рыбьего или яичного. Китайская тушь справедливо удерживает репутацию лучшей во всем мире уже много лет не только по качеству, но и по эстетическим характеристикам: палочки сухой туши (как цветной, так и черной) часто украшаются национальной символикой (например, драконами) и иероглифами (одна из классических надписей – «золото не меняется»). Некоторые экземпляры и вовсе являют собой самодостаточное произведение искусства.

Цветная китайская тушь в брусочках с рисунками дракона – национального символа доброго начала (янь) в китайской культуре.

Сухую тушь растирают с водой в специальных каменных тушницах либо трут о чернильный камень, а полученный порошок разбавляют чистой водой. Насыщенность цвета варьируют посредством количества добавляемой воды. Китайские мастера используют тушь не только для рисунков, но и для классической китайской каллиграфии или начертания иероглифов – одной из столпов своей национальной культуры. Именно отсюда берет свое начало статус туши как одной из «четырех драгоценностей рабочего кабинета» – наряду с кистью, бумагой и тушечницей. Для каждой из «драгоценностей» в китайской философии существовал свой строгий канон, определяющий, как подобает работать с материалом. Так, настоящая тушь должна была быть не слишком шероховатой, дабы предотвратить крошение, и в меру гладкой, чтобы ее можно было легко растереть.

Четыре драгоценности рабочего кабинета: брусочек туши, тушница, кисть и бумага.

Желающие узнать больше об искусстве каллиграфии могут посетить Современный музей каллиграфии в московском парке «Сокольники».

Работа с тушью

КИСТЬ. Существует большое количество способов работы с тушью. Первым и исторически обоснованным является кисть. Различают «сухую» и «влажную» кисти. Сухой кистью тушь нужно наносить быстрыми точными движениями: в неразбавленном виде она достаточно густая, не успевает расплыться на бумаге и ложится четко. Такая техника часто используется для быстрых набросков. Напротив, при работе влажной кистью тушь расползается и дает мягкие расплывчатые пятна. В этом случае работа с тушью напоминает работу с акварелью – это свободная техника, позволяющая добиться разной глубины цвета.

ПЕРО. Не менее распространенным способом является перо. В отличие от кисти основой работы с пером является линия. Здесь глубина цвета достигается через штриховку: художник варьирует толщину и длину линий, меняет их направление и густоту наложения друг на друга, придавая работе динамичность. Одним из эталонных мастеров графического рисунка пером является Альбрехт Дюрер.

ПАЛОЧКИ . Еще одним, но уже менее распространенным средством рисунка тушью являются палочки, как правило, из мягкого дерева, например, липы. Палочки интересны тем, что здесь фактуру линии определяет не столько нажатие, сколько сам инструмент: рваные края сломанной палочки позволят штриховать ветвистой линией, а срезанный под углом конец – линией тонкой, как паутинка.

РАПИДОГРАФ. Наконец, инструмент, с помощью которого можно максимально контролировать рисунок. Рапидограф предназначен для выполнения точных работ и создания очень тонких линий. Благодаря встроенному резервуару рапидограф не нуждается в постоянном обмакивании в тушь в процессе работы. Однако ему необходима заправка специальной «тушью для рапидографов», иначе проволочная нить, по которой первая поступает на бумагу, засорится и сделает инструмент непригодным.

Обзор разных вариантов туши

«Гамма», Россия

Преимущество детища всем известной марки «Гамма» – в его легкодоступности (продается даже в простых канцелярских магазинах) и цене (стоит около 50 рублей). Помимо раствора «Гамма» также выпускает концентрат в тюбиках, который нужно разбавлять водой. Наличие белка в составе туши говорит о коротком сроке хранения, что не слишком предусмотрительно для объема в 70 мл. Это не очень насыщенная по цвету тушь, не водостойкая, а при длительном хранении может прокиснуть.

Koh-i-Noor, Чехия

Акриловая тушь на водной основе Koh-i-Noor на бумаге превращается в глянцевую водоустойчивую пленку. Помимо классической черной выпускается и в разных цветах, которые можно смешивать, как краски. Такая тушь лучше всего ложится пером и кистью, по консистенции она немногим плотнее «Гаммы». Акрил в составе делает тушь «липучей» к инструментам, поэтому кисти и перья нужно промывать водой сразу после работы.

Winsor&Newton, Англия

Эти туши – не из дешевых, но их цена оправдывает качество. Помимо классической черной марка предлагает большой выбор других цветов самых изысканных оттенков – изумрудный, песочный, малиновый… Отдельного внимания заслуживает безупречное оформление самих баночек с тушью: они сделаны из стекла, очень приятны в руке и украшены изящными рисунками того же цвета, что и сама тушь в банке.

Manuscript Calligraphy Dip Pen Ink, Англия

Еще одна фирма родом с Туманного Альбиона, которую достаточно тяжело найти в наших художественных магазинах (легче заказывать с Amazon или на официальном сайте компании). У туши очень плотная консистенция, красивый глянец и «дорогой» вид. Кроме того, она выигрывает у остальных образцов по насыщенности черного пигмента. Одним из немногих минусов, наряду с труднодоступностью, является цена, однако в целом это прекрасный образец качественного материала.

Итог

Таким образом, мы видим, что на сегодняшний день в художественных магазинах можно найти тушь практически любого цвета, а количество разных вариантов с каждым годом все увеличивается. Туши разных марок могут отличаться между собой ценой, водостойкостью, яркостью, оттенками, а также составом (в т.ч. связующим веществом). Так, тушь на водной основе является менее водостойкой, чем акриловая. Самым высоким уровнем стойкости обладает латексная тушь. Дорогие варианты туши чаще обладают лучшей водостойкостью и составом, однако если вы только начинаете приноравливаться к туши, то лучше взять более бюджетные варианты, которые не всегда уступают более дорогим.

Сегодня я покажу свои перья и разные туши.
А еще сравню чем отличаются три разных чёрных туши друг от друга и покажу как рисуют какие перья.


Сначала я расскажу о тех баночках с тушью что у меня есть.
Начнем с самой дешевой туши(и чернил)- это продукция фирмы Гамма и Koch-i-nor, вот они:
Чернила у меня остались только фиолетовые, к слову срок годности у неё еще вышел в мае 2009 года, т.е. 4,5 года назад, тогда я только начала пробовать рисование тушью и покупать первые баночки. На моё удивление она всё еще в хорошем состоянии, я ею до этого рисовать не пробовала.
Зеленая тушь у меня тоже давно, уже 4 года как, первый такой пузырёк я случайно вылила на тетрадь прямо на паре, чем испортила тетрадь по аналитической химии(кстати сказать текст не пострадал). К сожалению, тушь от KiN зеленая сейчас другого цвета(на сколько я могу судить в магазине, прозрачная и больше похожа на тот цвет что у Winsor&Newton, но это на первый взгляд, я её не покупала, поэтому не знаю как она выглядит на бумаге. Мне больше нравится именно этот цвет, тот что был раньше.
Черная, коричневая и белая туши. На сколько я помню это акриловая тушь, и меня всегда сбивала с толку надпись про то что эта тушь в высше степени устойчива к воде, но при этом не является несмываемой. Пробовать рисовать поверх этой туши акварелью я не стала, кто пробовал - поделитесь результатом. Коричневый цвет приятный, а черный - черный, белый же быстро оседает и со временем всё хуже и хуже взбалтывается, а еще он слегка прозрачный при нанесении, поэтому я больше предпочитаю белую гелевую ручку - удобнее и быстрее.


Вот тут можно посмотреть как эти туши выглядят на бумаге, кисть, а ниже размытие водой. Поверх цветных я рисовала белой(сами видите прозрачность)


Еще я расскажу о особом виде туши, о котором, почему-то, большинство рисующих которых я знаю вообще не имеют представления.
Это латексная тушь. Она единственная является ТОЧНО не смываемой. У неё есть несколько минусов: её редко где найдёшь, там где я нахожу срока годности остаётся уже половина(прошлую пришлось выкинуть, а у этой хоть и кончился но купила я её только весной и она пишет), она есть только чёрная(я только такую видела), ну и она навязчиво прилипает к перу, её нужно сразу отмывать-оттирать, то придётся отскребать ножичком.
То как она выглядит на бумаге у меня есть, но она черная и водостойкая(когда высыхает), идеальна для контура в акварели.


Дальше я расскажу о дорогих баночках с тушью от Winsor&Newton
У меня есть вот такие, изумрудная живёт у меня уже давно и когда я её покупала то не могла посмотреть как оно выглядит на бумаге, цвет же оказался совсем не тем что я ожидала. Да и вообще так всегда со всей тушью кроме чёрной.
Та тушь что в маленьких стеклянных баночках считается тушью для художественных работ и отлично разбавляется водой(так сказали в магазине) а та тушь что в больших баночках она для каллиграфии, но не найдя среди художественных нужного мне красного и коричневого я не глядя взяла эти, т.к цвет в баночке был как надо, я не попробовала на бумаге и крупно об этом пожалела.
Изумрудная тушь вовсе не изумрудная, а что-то ближе к бирюзе, голубая мне нравится(к ней нареканий у меня нет, очень приятный цвет).
А вот коричневая и красная, ну что это такое? Коричневая - приятно рыжая, а красная с малиновым оттенком!
Кстати, как разводится тушь для каллиграфии мне понравилось больше.

Всегда попробуйте на бумаге как выглядит тушь перед тем как брать её!



Ну и третий тип это китайские туши для каллиграфии. У меня есть две. Первую(в пластиковой упаковке) я купила в начале лета, но не пробовала, а вторую купила в Питере, т.к. в Miroedova School мы пользовались ею и мне показалась она удобной. Такую у нас я нашла только где-то в одном месте и уже забыла где, в леонардо, что-ли. А та что в пластиковой баночке идёт в коробочке и продаётся у нас повсюду. Сравнить в стоимости и мл я не могу.


Но делая этот обзор столкнулась с удивительным:
1) Той что в стекле пользоваться удобнее, та что в пластике имеет носик для капель и окунуть туда кисть или перо не получится.
2) Но восхваляемая в школе тушь оказалась вовсе не чёрной. Я не знаю видно ли на фото, но она тёмно-тёмно серая и в яркости уступает той что в пластике(как впрочем и туши от Koch-i-nor)



А сейчас вторая часть: то чем я пишу и рисую.
Вот оно моё богатсво(правда ручек-держателе шутки три, а не один)

Для начала самый аутентичное и древнее изобретение: бамбуковые палочки. ими я почему-то рисую мало, но они очень интересные, линия может быть разной по толщине и можно делать разные эффекты). Правда одна из трёх была бракованная. Такие, при желании можно сделать и самостоятельно из бамбука и, наверное, из тростника(он то в наших широтах растёт часто. Надо будет попробовать.

Самое левое очень тонкое, встречается не часто, но оно процарапывает бумагу и держит в себе очень мало туши. Купила его я когда-то для биологических-энтомологических целей, им удобно подписывать ооочень маленькую этикетку.
Старое-доброе перо со звездочкой самое комфортное, 23 имеет кончик, но линия у него толстовата, мне понравилось еще китайское, в нём есть штука для большего количества туши.


Это перья фирмы LEONARDT и их номера. Перо -400- уже испортилось и не рисует, больше всего мне нравится синее Lieno -40-

Вот это все вместе:
Не знаю как так оказалось, но звездочек у меня две, а №23 аж три.
Кисти, которыми я рисую были в предыдущем обзоре.


Еще у меня есть настоящее, больше, гусиное перо, но я не использовала его для письма или для рисования, жалко.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!