Смотреть что такое "Пушкинский дом" в других словарях. Смотреть что такое "ирли ран" в других словарях

- (см. Институт русской литературы) (Пушкинский Дом). Санкт Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. М.: Большая Российская Энциклопедия. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992 … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Пушкинский дом - Пушкинский дом, см. Институт русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом) … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

См. Русской литературы институт … Большой Энциклопедический словарь

У этого термина существуют и другие значения, см. Пушкинский дом (значения). Координаты: 59°56′41.49″ с. ш. 30°18′03.98″ в. д. / 59.944858° с. ш. 30.301106° в. д … Википедия

Институт русской литературы АН СССР (ИРЛИ), литературоведческое научно исследовательское учреждение. Основан в 1905 в Петербурге как музейно мемориальный и источниковедческий центр пушкиноведения. В 1918 вошёл в состав АН; в 1930… … Большая советская энциклопедия

См. Русской литературы институт. * * * ПУШКИНСКИЙ ДОМ ПУШКИНСКИЙ ДОМ, см. Русской литературы институт (см. РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИНСТИТУТ РАН (ИРЛИ)) … Энциклопедический словарь

ПУШКИНСКИЙ ДОМ - ПУШКИНСКИЙ ДОМ, см. Институт русской литературы (Пушкинский дом) … Литературный энциклопедический словарь

Пушкинский дом - в СПб. Традиционное название Ин та рус. лит ры Рос. АН … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Пушкинский Дом - П ушкинский Д ом (институт) … Русский орфографический словарь

Пушкинский Дом - (Институт русской литературы РАН в Петербурге) … Орфографический словарь русского языка

Книги

  • Пушкинский Дом при Российской академии наук , . Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1924 года (издательство "Издательство…

Научная библиотека ИРЛИ РАН

Научная библиотека Института русской литературы (Пушкинского Дома) была основана в 1906 г. как один из отделов созданного в 1905 г. Пушкинского Дома. Является специализированной библиотекой филологического профиля. С 1931 г. входит в централизованную систему БАН как отделение, а с 1979 г. - как отдел.

Библиотечный фонд включает издания, вышедшие в XVIII-XXI вв. В документный фонд библиотеки входят книги, периодические и продолжающиеся издания на русском и иностранных языках.

На 1 января 2015 г. фонд библиотеки составляет 650 тыс. ед.

Тематическая структура фонда: издания произведений русских писателей и поэтов XVIII-XIX вв., издания современных писателей, их переводы на иностранные языки, произведения классиков зарубежной литературы, научно-критические работы по русской, советской и современной литературе, исследования по теории литературы и методологии ее изучения, по текстологии и стиховедению, истории литературоведения, справочные и библиографические издания, энциклопедии, словари. С возможной полнотой комплектуется литература для проведения научных исследований о Пушкине, Лермонтове, Горьком, по фольклору и древнерусской литературе.

Видовая структура фонда: книги, брошюры, журналы и другие продолжающиеся издания, каталоги, библиографические издания.

Раскрытие фонда (справочный аппарат, публикации): фонд доступен через систему каталогов и картотек библиотеки ИРЛИ, а также через автоматизированные базы данных по литературе об А.С. Пушкине, М.Ю. Лермонтове, М. Горьком. Имеются опубликованные описания библиотек А.А. Блока (Библиотека А.А. Блока: описание: в 3 кн. / сост. О.В. Миллер и др. - Л. : БАН, 1984-1985), А.Н. Островского (Библиотека А.Н. Островского: описание / сост. Ф.В. Ильина, К.Ф. Ванягина, А.Н. Бруханский; ред. А.Н. Степанов. - Л., 1963), небольшой части коллекции Ф.К. Сологуба (в кн.: Неизданный Федор Сологуб / под ред. М.М. Павловой и А. Лаврова. - М., 1997), печатного собрания Лермонтовского музея при Николаевском кавалерийском училище (Печатное собрание Лермонтовского музея при Николаевском кавалерийском училище в фонде библиотеки Пушкинского Дома: кат. / сост. Н.С. Беляев; науч. ред. Г.В. Бахарева. - СПб. : БАН, 2011) и изданий с дарственными надписями в фонде библиотеки (Издания с дарственными надписями из собрания библиотеки Пушкинского Дома: кат. / сост. Н.С. Беляев; науч. ред. Г.В. Бахарева. - СПб. : БАН, 2014).

Из основного фонда библиотеки выделены собрания тематических кабинетов писателей - А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, М. Горького - и подсобные библиотеки в отделах ИРЛИ - отделе древнерусской литературы (собрание литературных памятников и исследований по древнерусской литературе - около 15 тыс. ед.) и в отделе фольклора (собрание изданий словесного народного творчества и научная литература по фольклору - около 10 тыс. ед.).

Для оперативного обслуживания и обеспечения комфортных условий работы исследователей на открытом доступе в читальном зале находятся академические собрания сочинений русских писателей, словари, энциклопедии, справочники и библиографические пособия.

Право пользования библиотекой имеют сотрудники Института русской литературы, читатели БАН через межбиблиотечный абонемент и специалисты-филологи (отечественные и зарубежные) при наличии отношения от организации, сотрудниками которой они являются.

Коллекции, собрания и личные библиотеки

В составе фонда библиотеки ИРЛИ имеются личные библиотеки и отдельные издания из библиотек писателей и поэтов - И.Ф. Богдановича, В.А. Жуковского, П.А. Плетнева, Н.С. Лескова, А.Н. Островского, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова, А.Н. Майкова, Л.Н. Андреева, В.М. Гаршина, Ф.К. Сологуба, А.А. Блока; ученых (в том числе бывших сотрудников ИРЛИ) и общественных деятелей, библиофилов и библиографов - М.Н. Лонгинова, А.Ф. Кони, П.Е. Щеголева, Н.П. Лихачева, А.А. Бахрушина, П.А. Ефремова, Н.А. Котляревского, С.А. Венгерова, Б.Л. Модзалевского, С.Д. Балухатого, В.М. Жирмунского, а также книжные собрания Александровского лицея, Лермонтовского и Толстовского музеев, значительное число книг из дворцовых библиотек. Часть личных библиотек хранятся в отдельных шкафах - библиотеки А.А. Блока, А.Н. Островского, В.А. Жуковского, М.Н. Лонгинова, А.Ф. Онегина-Отто, А.И. и Н.И. Тургеневых, С.А. Венгерова, Н.А. Котляревского, С.Д. Балухатого, собрание Николаевского кавалерийского училища. Другие влились в основной фонд, но отражаются в пополняемой картотеке, содержащей описания выявленных и выявляемых изданий из личных библиотек. В составе этих коллекций - редкие издания, снабженные дарственными надписями и пометами владельцев.

Примерный перечень лиц, чьи книжные собрания (или их части) представлены в фонде библиотеки:

  • В.П. Авенариус
  • М.П. Алексеев
  • Л.Н. Андреев
  • П.В. Анненков
  • А.А. Ахматова
  • С.Д. Балухатый
  • А.А. Блок
  • С.А. Венгеров
  • В.М. Гаршин
  • Н.С. Гумилев
  • Ф.М. Достоевский
  • П.А. Ефремов
  • В.М. Жирмунский
  • В.А. Жуковский
  • А.Ф. Кони
  • Н.А. Котляревский
  • И.А. Кубасов
  • И.Л. Леонтьев-Щеглов
  • Д.С. Лихачев
  • Н.П. Лихачев
  • М.Н. Лонгинов
  • А.Н. Майков
  • В.С. Миролюбов
  • Б.Л. Модзалевский
  • А.Ф. Онегин-Отто
  • А.Н. Островский
  • П.А. Плетнев
  • Я.П. Полонский
  • Вс.А. Рождественский
  • П.Н. Сакулин
  • В.М. Саянов
  • М.И. Семевский
  • М.Л. Слонимский
  • Ф.К. Сологуб
  • В.П. Степанов
  • А.А. Тихонов-Луговой
  • А.И. и Н.И. Тургеневы
  • Ф.Ф. Фидлер
  • Г.М. Фридлендер

История отдельных коллекций

Библиотека А.А. Блока

Александр Александрович Блок (1880-1921) - русский поэт, классик русской литературы, один из величайших поэтов России. Библиотека А.А. Блока поступила в Пушкинский Дом в 1940 г. после смерти (в 1939 г.) вдовы поэта Л.Д. Блок почти в полном составе (за исключением небольшой части, сгоревшей в 1917 г. в семейном имении Шахматове). Насчитывает свыше 2,5 тыс. ед. Страстный библиофил, А.А. Блок собрал, тем не менее, не библиофильскую коллекцию, а рабочую библиотеку, книгами которой постоянно пользовался, о чем свидетельствуют оставленные в них карандашные пометы. Интересы Блока были чрезвычайно широки. В его библиотеке имеются книги по политике, экономике, социологии, географии, химии, биологии, астрономии, медицине, спорту. Но самая значительная часть - это русские и зарубежные издания художественной литературы, книги о театре, литературоведческие и искусствоведческие труды, комплекты журналов начала XX в.: «Аполлон», «Весы», «Золотое руно», «Мир искусства». Современная Блоку литература представлена книгами, подаренными Блоку авторами и снабдившими их дарственными надписями. Имеется несколько редких изданий (XVI-XVII вв.) античных авторов. Библиотека А.А. Блока хранится как мемориальное собрание в отдельных шкафах. Более подробно см.: Библиотека А.А. Блока: описание: в 3 кн. / сост. О.В. Миллер и др. - Л. : БАН, 1984-1985.

Библиотека А.Н. Островского

Александр Николаевич Островский (1823-1886) - русский драматург, страстный любитель и знаток книг, которые собирал в течение всей жизни. Сохранившаяся часть библиотеки А.Н. Островского в конце XIX в. была перевезена из Москвы в Петербург сыном драматурга С.А. Островским и после его смерти передана внучкой А.Н. Островского М.М. Шателен (1929 г.) в дар библиотеке Пушкинского Дома.

По своему составу это книжное собрание является тщательно подобранной коллекцией репертуара русского театра с его зарождения до конца XIX в., русской художественной литературы (драматургия, проза, поэзия), русской исторической литературы (издания летописей и памятников фольклора). Иностранная часть, состоящая из оригинальных произведений зарубежной драматургии (французской, испанской, итальянской и др.), интересна как в связи с кругом чтения А.Н. Островского, так и в связи с его переводческой деятельностью. Многие из сохранившихся книг имеют пометы А.Н. Островского, а также дарственные надписи известных русских писателей и ученых XIX в. На большинстве русских книг в верхней части титульных листов или форзацев имеются владельческие надписи «А.Н. Островский».

Ценнейшими среди этой коллекции являются книги с дружескими посвящениями Островскому от Н.А. Некрасова, И.А. Гончарова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.С. Тургенева, А.Ф. Писемского, Г. Сундукяна, собирателя фольклора П.В. Шейна. Среди сохранившихся книг особого внимания заслуживают конволюты - сборники пьес, составленные Островским из журнальных оттисков и вырезок. В эти сборники включались первые публикации сценических произведений русских драматургов и переводы пьес иностранных авторов.
Библиотека А.Н. Островского непосредственно связана с творческой биографией писателя, с историей создания его драматических произведений и переводов, которые являются свидетельством кропотливого труда драматурга, стремившегося точно передать содержание и форму подлинника.

Библиотека А.Н. Островского выделена в особое хранение и описана в издании: Библиотека А.Н. Островского: описание / сост. Ф.В. Ильина, К.Ф. Ванягина, А.Н. Бруханский; ред. А.Н. Степанов. - Л.,1963.

Библиотека М.Н. Лонгинова

Михаил Николаевич Лонгинов (1823-1875) - библиограф и историк литературы, видный коллекционер-библиофил, в 1871-1874 гг. - начальник Главного управления по делам печати. Библиотека М.Н. Лонгинова была передана Пушкинскому Дому в 1916 г. его дочерью А.М. Козловской. Богатейшее книжное собрание, которое М.Н. Лонгинов собирал в течение всей своей жизни, насчитывает более 5 тыс. изданий. Главная его часть - собрания сочинений русских писателей и поэтов, альманахи и сборники разных авторов, редкие сатирические издания XVIII в., книги по истории, библиографические и справочные издания, мемуары. В библиотеке много книг с автографами Г.Р. Державина, Н.И. Дмитриева, В.А. Жуковского, П.Я. Чаадаева, К.С. и С.Т. Аксаковых и др. Многие книги снабжены заметками уточняющего характера (раскрытие имен авторов анонимных произведений и псевдонимов, история издания, биографические сведения об авторе и пр.). За время работы в Главном управлении по делам печати М.Н. Лонгинов приобщил к своему собранию немало книг и журналов, запрещенных цензурой, изъятых из обращения и уничтоженных, в частности - «Сочинения А.Н. Радищева в двух томах», подготовленные в 1872 г. П.А. Ефремовым и запрещенные цензурой. Библиотека М.Н. Лонгинова - ценнейшая коллекция книг по истории русской литературы и журналистики XVIII-XIX вв., отличающаяся исключительно цельным и стройным подбором книг по интересовавшим собирателя вопросам.

Библиотека хранится в отдельных шкафах за исключением журналов и альманахов, влитых в соответствующие фонды библиотеки ИРЛИ, и сопровождена рукописной описью в 6 альбомах большого формата.

Коллекция А.Ф. Онегина-Отто

Александр Федорович Онегин-Отто (1845-1925), основатель и владелец Пушкинского музея в Париже, с 1907 г. вел переговоры с Академией наук о передаче своей коллекции Пушкинскому Дому, и после смерти А.Ф. Онегина (в 1925 г.) по условиям завещания коллекция, состоящая из рукописей, изобразительного материала и книг, поступила в Пушкинский Дом в 1928 г. Книжная часть собрания состоит из 3420 книг, брошюр, журналов и альманахов на русском и иностранных языках. Среди них 598 томов из библиотеки В.А. Жуковского. Ядро коллекции составляют издания произведений А.С. Пушкина и литература о нем.

Немногочисленна, но значительна тургеневская (братьев А.И. и Н.И. Тургеневых) часть библиотеки Онегина, судьба которой оказалась печальной: она была распродана букинистами Парижа и Лейпцига. Большое место в библиотеке Онегина занимают издания вольной бесцензурной русской печати. Все книги коллекции Онегина, за небольшим исключением, имеют роскошные переплеты, представляющие образцы высокого художественного мастерства парижских переплетчиков конца XIX - начала XX века. Страстному коллекционеру, Онегину удалось приобрести весьма редкие книги, в том числе: несколько изданий «Похвалы глупости» Эразма Роттердамского, среди них издание 1685 г., учебник астрономии Сакробоско (1564), «Орлеанскую девственницу» Вольтера в изданиях XVIII в. и др. В книжном собрании Онегина находятся книги, присланные ему В. Брюсовым, Вяч. Ивановым и другими поэтами.

Коллекция С.А. Венгерова

Семен Афанасьевич Венгеров (1855-1920) - редактор первого полного собрания сочинений В.Г. Белинского, сочинений А.С. Пушкина, В. Шекспира, Ж.-Б. Мольера, Ф. Шиллера, Дж. Байрона, автор фундаментальных библиографических трудов, педагог, создатель Пушкинского семинария при Петербургском университете, организатор и первый директор Российской книжной палаты, директор Института книговедения. Собрание Венгерова содержало большое количество оттисков, газетных вырезок, которые он собирал как материал для словаря русских писателей, и картотеку (хранится в Рукописном отделе Пушкинского Дома). Книжная часть коллекции в количестве 18 000 единиц поступила в библиотеку Пушкинского Дома в 1932 г. Особую ценность коллекции Венгерова придает собрание справочников, дополненное владельцем рукописными заметками на полях. Частично коллекция хранится в шкафах, частично (словари, справочники, периодика) рассредоточена в фонде.

Коллекция Ф.Ф. Фидлера

Федор Федорович Фидлер (1859-1917), переводчик русских поэтов на немецкий язык, создатель музея русских литераторов в Петербурге. Коллекцию Фидлера составляли два шкафа книг с дарственными надписями, полученных им от авторов. В 1917 г. в библиотеку ИРЛИ попала лишь часть этих изданий. Они не были сохранены отдельным собранием и рассредоточились в фонде. Наиболее ценную часть коллекции представляют книги с дарственными надписями К.Д. Бальмонта, В.В. Башкина, В.А. Гиляровского, З.Н. Гиппиус, Д.Н. Мамина-Сибиряка, Я.П. Полонского, А.П. Чехова и других известных русских писателей конца XIX - начала XX в.

Библиотека С.Д. Балухатого

Сергей Дмитриевич Балухатый (1892-1945) - литературовед, историк русской литературы, специалист по творчеству А.П. Чехова и М. Горького, большой знаток и ценитель книги. В 1934-1937 гг. - заведующий библиотекой Пушкинского Дома. Обширная библиотека, насчитывающая свыше 2 тыс. томов, поступила в Пушкинский Дом в 1945 г., после смерти ученого. Особенно тщательно скомплектованы разделы: справочный, теория литературы, А.П. Чехов, М. Горький. В собрании представлена также художественная литература (русская и зарубежная, в том числе античная), литература по искусству, истории журналистики, книговедению. Многие книги коллекции хранят пометы и библиографические справки о произведениях Толстого, Чехова и многих поэтах конца XIX - начала XX вв. Со многими из них С.Д. Балухатый поддерживал дружеские отношения. Так, С. Есенин подарил ему свою «Трерядницу» с надписью: «Сергею Дмитриевичу на добрую память. С. Есенин. 1921. Май 5. Самара». Книги С.Д. Балухатого выделены в отдельное собрание.

Коллекция Толстовского музея

Толстовский музей в Петербурге - одно из первых общественных начинаний в России начала XX в. Идея его создания возникла в дни подготовки к празднованию 80-летия Льва Николаевича Толстого в 1908 г., открылся музей 27 марта 1911 г. В 1919 г. Музей был передан в ведение Академии наук и принят на постоянное хранение при Библиотеке Академии наук. В 1930 г. Толстовский музей был включен в состав Пушкинского Дома, а как самостоятельное учреждение прекратил свое существование. Коллекция Толстовского музея в Пушкинском Доме распределена по трем отделам: рукописная часть - в Рукописном отделе, изобразительная часть (скульптуры, картины, фотографии) - в Литературном музее, книжная часть (ок. 3 тыс. ед.) - в библиотеке, где она хранится в виде отдельного собрания. В библиотеке Музея были собраны издания сочинений Л.Н. Толстого, переводы его сочинений более чем на 40 иностранных языков и литература о нем. В собрании находятся редкие первые издания произведений Л.Н. Толстого, произведения, запрещенные цензурой, заграничные издания, сочинения, нелегально распространявшиеся на гектографе и литографским способом, и т.п. Особый интерес представляет собрание вырезок из газет по поводу ухода Л.Н. Толстого из Ясной Поляны и его смерти, собранных Осведомительным бюро при Министерстве внутренних дел.

Институт русской литературы Российской академии наук образование и наука, РФ … Словарь сокращений и аббревиатур

Координаты: 59°56′41.49″ с. ш. 30°18′03.98″ в. д. / 59.944858° с. ш. 30.301106° в … Википедия

ИРЛИ - Институт русской литературы РАН … Словарь сокращений русского языка

Отделение историко филологических наук Российской академии наук (ОИФН РАН) Научные учреждения Отделения Архив РАН (АРАН) Санкт Петербургский филиал Архива РАН (СПбФ А РАН) Институт археологии РАН (ИА РАН) Институт востоковедения РАН (ИВ РАН)… … Википедия

РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИНСТИТУТ (Пушкинский Дом) РАН (ИРЛИ), Санкт Петербург. Основан в 1905. Исследование проблем развития русской литературы 11 20 вв. Собрание рукописей многих русских писателей, в т.ч. А.С. Пушкина … Энциклопедический словарь

РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИНСТИТУТ (Пушкинский Дом) РАН (ИРЛИ) Санкт Петербург. Основан в 1905. Исследование проблем развития русской литературы 11 20 вв. Собрание рукописей многих русских писателей, в т.ч. А.С. Пушкина … Большой Энциклопедический словарь

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Богданов. Константин Богданов … Википедия

Сергей Николаевич Азбелев Дата рождения: 17 апреля 1926(1926 04 17) (86 лет) Место рождения: Ленинград Страна … Википедия

Олег Викторович Творогов Дата рождения: 11 октября 1928(1928 10 11) (84 года) Место рождения: Ленинград Страна … Википедия

Дата рождения: 11 октября 1928 Место рождения: Ленинград Гражданство: СССР … Википедия

Книги

  • Константин Федин и его современники. Из литературного наследия. Книга 1 , . Книга включает 428 писем из фондов Государственного музея К. А. Федина (Саратов) и из собраний крупнейших архивов страны: ИМЛИ РАН (Москва), ИРЛИ РАН (СПб.), РГАЛИ, РГБ, РНБ, а также частных…
  • Ученый в эпоху перемен. Н. И. Кареев в 1914-1931 гг. Исследования и материалы , Е. А. Долгова. Книга освещает события последнего периода жизни известного отечественного историка, социолога, теоретика и методолога науки Николая Ивановича Кареева - с началаПервой мировой войны и до…

№ п/п

Виды работ

Стоимость (руб)

ПОСЕЩЕНИЕ МУЗЕЯ *

Индивидуальное посещение

300 + 1400

300 Х к-во человек в группе + 1400

Льготные группы (до 25 человек)

Льготные группы (до 10 человек)

Фотосъемка для личного использования (только общий план) без вспышки

Fees for the services of the Pushkin House Literature Museum for foreign nationals

Individual visits – 1 person

For students – 1 person

300 roubles

150 roubles

Guide service (on request for 3 days)

1400 roubles + (300 roubles х N р erson)

Photography for personal use – only the general plan, without a flash

150 roubles

* Для граждан России и стран СНГ устанавливается скидка в размере 50 % (на все расценки, кроме указанных в пп. 3.1.6, 3.1.7, 3.1.8)

По Карте Гостя Санкт-Петербурга посещение Литературного музея Пушкинского Дома бесплатное. По вопросам приобретения Карты гостя см. .

Литературный музей Пушкинского Дома - первый и самый крупный национальный общелитературный музей - один из трех китов, на которых держится источниковедческая база исследовательской работы и издательской деятельности института и, конечно, не только его. Музей хранит более 200 тысяч единиц изобразительных, документальных и историко-бытовых материалов, относящихся к русской литературе XVIII-XX вв.

Наряду с библиотекой Пушкина, положившей начало Пушкинскому Дому, почти сразу стали формироваться коллекции, отражавшие многообразный литературный быт эпохи, то есть собственно музейные экспонаты. Из самых первых были подаренный А. А. Кулужинской портрет ее бабушки Анны Петровны Керн, а также два портрета знаменитого переводчика «Илиады» Н. И. Гнедича, которые преподнес Пушкинскому Дому П. П. Гнедич. Шел поток приобретений и дарений: отдельные экспонаты и целые собрания, картины и скульптуры, книги и рукописи... Скамеечка А. П. Керн, на которой сиживал Пушкин, - от ее внучки А. А. Кулужинской, ряд реликвий - от А А. Бахрушина и А. Ф. Кони, документы - от Литературного фонда и материалы из Дирекции Императорских театров, из издательства Брокгауз - Ефрон... Создатели Пушкинского Дома как музея литературы с самого начала «столкнулись с полной невозможностью отделить эту литературу от окружающего ее быта, а столкнувшись с этим обстоятельством, должны были, в пределах необходимости, пополнять свои историко-литературные коллекции не только портретами писателей и иллюстрациями к их произведениям, но и различными принадлежащими им и характеризующими их вещами и по возможности той обстановкой, среди которой жили и работали писатели той или иной эпохи. Эти соображения и привели к тому, что в коллекции музея Пушкинского Дома были введены отделы реликвий и отчасти предметов быта» (см.: Пушкинский Дом при Российской Академии наук. Л., 1924, с. 109).

Поток рукописей, книг, разнообразных меморий быстро расширялся. В музей поступили семейные реликвии Вревских, Плетневых, Араповых, Вяземских, Раевских, Лонгиновых. Обширные материалы были переданы Обществом Толстовского музея, Отделением языка и словесности Академии наук. И если выставка 1899 г. лишь посеяла в обществе идею создания Пушкинского Дома, то первая большая пушкинодомская выставка, развернувшаяся в 1913 г. в главном здании Академии наук, засвидетельствовала успешную реализацию этой идеи. Правда, Первая мировая война сказалась и на судьбе Пушкинского Дома: предоставленные ему залы занял военный госпиталь.

После 1917 г. Пушкинский Дом стал особенно быстро развиваться, так как был включен в число академических научных учреждений, и через Государственный музейный фонд пополнялся разнообразными материалами из многих частных собраний. Вообще же именно после 1917 г. он обогащался уже не только отдельными реликвиями, а целыми коллекциями. Тем более что при всей скудости средств государство изыскивало немалые суммы денег для новых приобретений. Среди обширных поступлений этого времени следует прежде всего назвать переданные в ИРЛИ коллекции Пушкинского музея Александровского лицея и Лермонтовского музея Николаевского кавалерийского училища, где, как известно, учились великие поэты.

Существенно приросло музейное собрание за счет мемориального наследия юриста и общественного деятеля А. Ф. Кони, видного историка искусств, барона Н. Н. Врангеля, поэта Я. П. Полонского, князя С. С. Абамелек-Лазарева, великого князя Константина Константиновича. Диапазон деятельности музея все более расширялся, что нашло отражение в организации персональных литературных выставок, посвященных И. С. Тургеневу, Н. А. Некрасову, Ф. М. Достоевскому - все юбилейные.

Богатство раритетных материалов было таково, что позволяло строить на выставках самостоятельные историко-культурные сюжеты, такие, например, как акварельный портрет пушкинской эпохи, русская портретная живопись XIX в., мир русского альбомного рисунка (в Пушкинском Доме находится великолепное собрание русских альбомов), живопись и графика русских писателей, иконография Москвы и Петербурга, жизнь Петербурга в видовых и жанровых гравюрах и литографиях, русская усадьба XVIII-XIX вв. и ее обитатели, история русской фотографии, русские литературные кружки и салоны XIX - начала XX в. и др.

Запасники дают возможность развертывать широкие временные экспозиции, иногда необычные, как, например, посвященные великому князю Константину Константиновичу (поэту К. Р.) или теме «Пушкин и православие» и др.

Постоянные экспозиции тяготеют к монографичности. Такова тургеневская «тема», исполненная за счет материалов пушкинодомских собраний А. Ф. Онегина, известного собирателя старины П. Я. Дашкова, литератора Ф. А. Витберга, историка литературы и библиографа С. А. Венгерова. Обильна тургеневская иконография, представленная работами А. А. Харламова, В. А. Боброва, Н. Д. Дмитриева-Оренбургского и такими скульпторами, как А. Н. Беляев, М. М. Антокольский, Ж. А. Полонская. Кроме того, в музее немало фотографий писателя. Вообще собрание фотоматериалов поистине огромно. Как и изобразительных материалов, созданных самими писателями, многие из которых были превосходными рисовальщиками, графиками, живописцами. Виды тургеневских мест в рисунках и акварелях поэта Якова Полонского характеризуют не только Тургенева, но и самого Полонского. А писателя Тургенева дополняет Тургенев-художник своими автоиллюстрациями: «Касьян с Красивой Мечи», «Однодворец Овсянников», «Гамлет Щигровского уезда».

Кстати сказать, и Достоевский-график дополняет писателя Достоевского.

Пушкинодомские экспозиции как бы компенсируют отсутствие в Санкт-Петербурге персональных музеев многих великих русских писателей. Так, переехала в Пушкинский Дом часть убранства квартиры Ивана Александровича Гончарова на Моховой: письменный стол, предметы быта, экзотические сувениры, вывезенные из кругосветного путешествия на фрегате «Паллада».

Особенно значительна толстовская коллекция музея, фактически являющаяся, подобно пушкинской и лермонтовской, целым самостоятельным музеем. Толстовский фонд начал формироваться еще при жизни писателя. В 1909 г. в Петербурге была устроена юбилейная выставка по случаю его 80-летия, которая легла в основу возникшего в 1911 г. музея, - M. A. Стахович подарил два портрета Л. Н. Толстого кисти И. Е. Репина, скульптор И. Я. Гинцбург - все свои скульптурные изображения писателя. В фонде есть полотна Н. Н. Ге, Н. П. Богданова-Бельского, Л. О. Пастернака, скульптуры П. П. Трубецкого. Великолепные собрания фотографий и документов передали В. Г. Чертков - издатель и друг Толстого, и вдова писателя С. А. Толстая.

В результате Толстовский фонд вобрал материалы редкой художественной ценности. Сын писателя С. Л. Толстой считал, например, что портрет Льва Толстого работы Н. Н. Ге вообще лучший и наиболее точный, так как Лев Николаевич для него не позировал, а, углубленный в работу, просто забывал о присутствии художника. Со своей стороны, В. В. Стасов полагал выдающейся картину Репина «Лев Толстой в комнате под сводами в Ясной Поляне», но уже не столько физиономически, сколько «идейно», как передающую творческую душу великого писателя.

Колоритно и собрание личных вещей Толстого, среди которых, например, наряду с чашкой, блюдцем, ручкой мы можем увидеть... сшитые им самим сапоги.

Гордостью музея является самая полная в стране коллекция, поступившая, как уже сказано, из Лермонтовского музея, существовавшего при Николаевском кавалерийском училище с 1883 г. Увлекавшийся с детства рисованием, а затем и бравший уроки живописи профессионально, Лермонтов оставил богатое изобразительное наследие: живописные портреты, картины и рисунки, батальную живопись и пейзажи. В большой мере эта живопись, как и рисунки, являет и параллели его поэзии и отражает факты и события его биографии - прежде всего пребывания на Кавказе. Таковы «Кавказский вид с саклей», и «Воспоминания на Кавказе», и «Кавказский вид с верблюдами». Уникальна и коллекция лермонтовских автопортретов. Кроме того, представлены и почти все его прижизненные портреты, начиная с детского (автор - неизвестный художник) и включая портреты, выполненные А. И. Клюндером, К. А. Горбуновым, Р. Шведе. Из работ Лермонтова примечателен портрет герцога Лермы, по семейной легенде, его предка, в котором проглядывают черты самого поэта. Всему этому лермонтовскому изобразительному ряду как бы аккомпанирует отражение лермонтовской поэзии в работах художников В. А. Серова, М. А. Врубеля, Б. М. Кустодиева, В. Д. Замирайло (представленных, как практически и все в Пушкинском Доме, оригиналами). А многочисленные личные вещи Лермонтова помогают воссозданию образа всей его короткой, но бурной и романтичной жизни: кинжал, шашка, кавказский пояс, первые офицерские эполеты... и карандаш, извлеченный из кармана после смертельной дуэли.

Кроме собственных постоянных и сменных выставок материалы Пушкинского Дома неизменно дополняют выставки многих других культурных центров. При помощи Пушкинского Дома создавались музеи Достоевского - петербургский и семипалатинский, Гаршина - в Болгарии, Глеба Успенского - в Чудове. Некоторые петербургские литературные музеи, в сущности, дочерние по отношению к Пушкинскому Дому: скажем, музей Александра Блока с пушкинодомскими его экспонатами, временно туда переданными, - мебель, рисунки и т. п. И почти все основные пушкинские музеи в стране были созданы Пушкинским Домом и до поры до времени входили в его состав.

В настоящее время Музей ведет работу по нескольким направлениям: учет и научная инвентаризация фондов, организация выставочной деятельности Пушкинского Дома, участие в выставках музеев Санкт-Петербурга, прием и организация экскурсий для посетителей, консультирование исследователей.

Постоянная экспозиция Музея включает в себя материалы по истории русской литературы и культуры XVIII – начала XX вв. Монографические разделы: Г. Р. Державин, А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, А. К. Толстой, семья Майковых, Я. П. Полонский, Ф. М. Достоевский, великий князь Константин Константинович (К. Р).

Коллекции Музея насчитывают более 120 тысяч предметов основного фонда и свыше 100 тысяч единиц материалов информационно-мемориального характера. В постоянной экспозиции демонстрируется 1528 единиц хранения (живопись, графика, акварели, рисунки, миниатюры, печатная графика, декоративно-прикладное искусство, фотография, предметы быта и мемории).

В феврале 2005 года в Государственном музее А. С. Пушкина в Москве прошла выставка «Имя Пушкинского Дома в Академии наук…», посвященная 100-летнему юбилею Пушкинского Дома. Рукописные книги XV-XVI вв.; материалы из собраний А. Ф. Онегина, музея Александровского лицея, Лермонтовского и Толстовского музеев, из домов Аксаковых, Полонских, В. М. Гаршина, Л. Н. Андреева, А. А. Блока; фрагмент кабинета великого князя Константина Константиновича, стол из гостиницы «Англетер» и предсмертная записка Сергея Есенина; собрание портретов академиков, переданное в Пушкинский Дом Академией наук; рукописи и прижизненные издания с автографами русских писателей XVIII-XX вв. Это было одно из самых масштабных представлений коллекций Пушкинского Дома вне его стен.

№ п/п

Виды работ

Стоимость (руб)

ПОСЕЩЕНИЕ МУЗЕЯ *

Индивидуальное посещение

300 + 1400

300 Х к-во человек в группе + 1400

Льготные группы (до 25 человек)

Льготные группы (до 10 человек)

Фотосъемка для личного использования (только общий план) без вспышки

Fees for the services of the Pushkin House Literature Museum for foreign nationals

Individual visits – 1 person

For students – 1 person

300 roubles

150 roubles

Guide service (on request for 3 days)

1400 roubles + (300 roubles х N р erson)

Photography for personal use – only the general plan, without a flash

150 roubles

* Для граждан России и стран СНГ устанавливается скидка в размере 50 % (на все расценки, кроме указанных в пп. 3.1.6, 3.1.7, 3.1.8)

По Карте Гостя Санкт-Петербурга посещение Литературного музея Пушкинского Дома бесплатное. По вопросам приобретения Карты гостя см. .

Литературный музей Пушкинского Дома - первый и самый крупный национальный общелитературный музей - один из трех китов, на которых держится источниковедческая база исследовательской работы и издательской деятельности института и, конечно, не только его. Музей хранит более 200 тысяч единиц изобразительных, документальных и историко-бытовых материалов, относящихся к русской литературе XVIII-XX вв.

Наряду с библиотекой Пушкина, положившей начало Пушкинскому Дому, почти сразу стали формироваться коллекции, отражавшие многообразный литературный быт эпохи, то есть собственно музейные экспонаты. Из самых первых были подаренный А. А. Кулужинской портрет ее бабушки Анны Петровны Керн, а также два портрета знаменитого переводчика «Илиады» Н. И. Гнедича, которые преподнес Пушкинскому Дому П. П. Гнедич. Шел поток приобретений и дарений: отдельные экспонаты и целые собрания, картины и скульптуры, книги и рукописи... Скамеечка А. П. Керн, на которой сиживал Пушкин, - от ее внучки А. А. Кулужинской, ряд реликвий - от А А. Бахрушина и А. Ф. Кони, документы - от Литературного фонда и материалы из Дирекции Императорских театров, из издательства Брокгауз - Ефрон... Создатели Пушкинского Дома как музея литературы с самого начала «столкнулись с полной невозможностью отделить эту литературу от окружающего ее быта, а столкнувшись с этим обстоятельством, должны были, в пределах необходимости, пополнять свои историко-литературные коллекции не только портретами писателей и иллюстрациями к их произведениям, но и различными принадлежащими им и характеризующими их вещами и по возможности той обстановкой, среди которой жили и работали писатели той или иной эпохи. Эти соображения и привели к тому, что в коллекции музея Пушкинского Дома были введены отделы реликвий и отчасти предметов быта» (см.: Пушкинский Дом при Российской Академии наук. Л., 1924, с. 109).

Поток рукописей, книг, разнообразных меморий быстро расширялся. В музей поступили семейные реликвии Вревских, Плетневых, Араповых, Вяземских, Раевских, Лонгиновых. Обширные материалы были переданы Обществом Толстовского музея, Отделением языка и словесности Академии наук. И если выставка 1899 г. лишь посеяла в обществе идею создания Пушкинского Дома, то первая большая пушкинодомская выставка, развернувшаяся в 1913 г. в главном здании Академии наук, засвидетельствовала успешную реализацию этой идеи. Правда, Первая мировая война сказалась и на судьбе Пушкинского Дома: предоставленные ему залы занял военный госпиталь.

После 1917 г. Пушкинский Дом стал особенно быстро развиваться, так как был включен в число академических научных учреждений, и через Государственный музейный фонд пополнялся разнообразными материалами из многих частных собраний. Вообще же именно после 1917 г. он обогащался уже не только отдельными реликвиями, а целыми коллекциями. Тем более что при всей скудости средств государство изыскивало немалые суммы денег для новых приобретений. Среди обширных поступлений этого времени следует прежде всего назвать переданные в ИРЛИ коллекции Пушкинского музея Александровского лицея и Лермонтовского музея Николаевского кавалерийского училища, где, как известно, учились великие поэты.

Существенно приросло музейное собрание за счет мемориального наследия юриста и общественного деятеля А. Ф. Кони, видного историка искусств, барона Н. Н. Врангеля, поэта Я. П. Полонского, князя С. С. Абамелек-Лазарева, великого князя Константина Константиновича. Диапазон деятельности музея все более расширялся, что нашло отражение в организации персональных литературных выставок, посвященных И. С. Тургеневу, Н. А. Некрасову, Ф. М. Достоевскому - все юбилейные.

Богатство раритетных материалов было таково, что позволяло строить на выставках самостоятельные историко-культурные сюжеты, такие, например, как акварельный портрет пушкинской эпохи, русская портретная живопись XIX в., мир русского альбомного рисунка (в Пушкинском Доме находится великолепное собрание русских альбомов), живопись и графика русских писателей, иконография Москвы и Петербурга, жизнь Петербурга в видовых и жанровых гравюрах и литографиях, русская усадьба XVIII-XIX вв. и ее обитатели, история русской фотографии, русские литературные кружки и салоны XIX - начала XX в. и др.

Запасники дают возможность развертывать широкие временные экспозиции, иногда необычные, как, например, посвященные великому князю Константину Константиновичу (поэту К. Р.) или теме «Пушкин и православие» и др.

Постоянные экспозиции тяготеют к монографичности. Такова тургеневская «тема», исполненная за счет материалов пушкинодомских собраний А. Ф. Онегина, известного собирателя старины П. Я. Дашкова, литератора Ф. А. Витберга, историка литературы и библиографа С. А. Венгерова. Обильна тургеневская иконография, представленная работами А. А. Харламова, В. А. Боброва, Н. Д. Дмитриева-Оренбургского и такими скульпторами, как А. Н. Беляев, М. М. Антокольский, Ж. А. Полонская. Кроме того, в музее немало фотографий писателя. Вообще собрание фотоматериалов поистине огромно. Как и изобразительных материалов, созданных самими писателями, многие из которых были превосходными рисовальщиками, графиками, живописцами. Виды тургеневских мест в рисунках и акварелях поэта Якова Полонского характеризуют не только Тургенева, но и самого Полонского. А писателя Тургенева дополняет Тургенев-художник своими автоиллюстрациями: «Касьян с Красивой Мечи», «Однодворец Овсянников», «Гамлет Щигровского уезда».

Кстати сказать, и Достоевский-график дополняет писателя Достоевского.

Пушкинодомские экспозиции как бы компенсируют отсутствие в Санкт-Петербурге персональных музеев многих великих русских писателей. Так, переехала в Пушкинский Дом часть убранства квартиры Ивана Александровича Гончарова на Моховой: письменный стол, предметы быта, экзотические сувениры, вывезенные из кругосветного путешествия на фрегате «Паллада».

Особенно значительна толстовская коллекция музея, фактически являющаяся, подобно пушкинской и лермонтовской, целым самостоятельным музеем. Толстовский фонд начал формироваться еще при жизни писателя. В 1909 г. в Петербурге была устроена юбилейная выставка по случаю его 80-летия, которая легла в основу возникшего в 1911 г. музея, - M. A. Стахович подарил два портрета Л. Н. Толстого кисти И. Е. Репина, скульптор И. Я. Гинцбург - все свои скульптурные изображения писателя. В фонде есть полотна Н. Н. Ге, Н. П. Богданова-Бельского, Л. О. Пастернака, скульптуры П. П. Трубецкого. Великолепные собрания фотографий и документов передали В. Г. Чертков - издатель и друг Толстого, и вдова писателя С. А. Толстая.

В результате Толстовский фонд вобрал материалы редкой художественной ценности. Сын писателя С. Л. Толстой считал, например, что портрет Льва Толстого работы Н. Н. Ге вообще лучший и наиболее точный, так как Лев Николаевич для него не позировал, а, углубленный в работу, просто забывал о присутствии художника. Со своей стороны, В. В. Стасов полагал выдающейся картину Репина «Лев Толстой в комнате под сводами в Ясной Поляне», но уже не столько физиономически, сколько «идейно», как передающую творческую душу великого писателя.

Колоритно и собрание личных вещей Толстого, среди которых, например, наряду с чашкой, блюдцем, ручкой мы можем увидеть... сшитые им самим сапоги.

Гордостью музея является самая полная в стране коллекция, поступившая, как уже сказано, из Лермонтовского музея, существовавшего при Николаевском кавалерийском училище с 1883 г. Увлекавшийся с детства рисованием, а затем и бравший уроки живописи профессионально, Лермонтов оставил богатое изобразительное наследие: живописные портреты, картины и рисунки, батальную живопись и пейзажи. В большой мере эта живопись, как и рисунки, являет и параллели его поэзии и отражает факты и события его биографии - прежде всего пребывания на Кавказе. Таковы «Кавказский вид с саклей», и «Воспоминания на Кавказе», и «Кавказский вид с верблюдами». Уникальна и коллекция лермонтовских автопортретов. Кроме того, представлены и почти все его прижизненные портреты, начиная с детского (автор - неизвестный художник) и включая портреты, выполненные А. И. Клюндером, К. А. Горбуновым, Р. Шведе. Из работ Лермонтова примечателен портрет герцога Лермы, по семейной легенде, его предка, в котором проглядывают черты самого поэта. Всему этому лермонтовскому изобразительному ряду как бы аккомпанирует отражение лермонтовской поэзии в работах художников В. А. Серова, М. А. Врубеля, Б. М. Кустодиева, В. Д. Замирайло (представленных, как практически и все в Пушкинском Доме, оригиналами). А многочисленные личные вещи Лермонтова помогают воссозданию образа всей его короткой, но бурной и романтичной жизни: кинжал, шашка, кавказский пояс, первые офицерские эполеты... и карандаш, извлеченный из кармана после смертельной дуэли.

Кроме собственных постоянных и сменных выставок материалы Пушкинского Дома неизменно дополняют выставки многих других культурных центров. При помощи Пушкинского Дома создавались музеи Достоевского - петербургский и семипалатинский, Гаршина - в Болгарии, Глеба Успенского - в Чудове. Некоторые петербургские литературные музеи, в сущности, дочерние по отношению к Пушкинскому Дому: скажем, музей Александра Блока с пушкинодомскими его экспонатами, временно туда переданными, - мебель, рисунки и т. п. И почти все основные пушкинские музеи в стране были созданы Пушкинским Домом и до поры до времени входили в его состав.

В настоящее время Музей ведет работу по нескольким направлениям: учет и научная инвентаризация фондов, организация выставочной деятельности Пушкинского Дома, участие в выставках музеев Санкт-Петербурга, прием и организация экскурсий для посетителей, консультирование исследователей.

Постоянная экспозиция Музея включает в себя материалы по истории русской литературы и культуры XVIII – начала XX вв. Монографические разделы: Г. Р. Державин, А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, А. К. Толстой, семья Майковых, Я. П. Полонский, Ф. М. Достоевский, великий князь Константин Константинович (К. Р).

Коллекции Музея насчитывают более 120 тысяч предметов основного фонда и свыше 100 тысяч единиц материалов информационно-мемориального характера. В постоянной экспозиции демонстрируется 1528 единиц хранения (живопись, графика, акварели, рисунки, миниатюры, печатная графика, декоративно-прикладное искусство, фотография, предметы быта и мемории).

В феврале 2005 года в Государственном музее А. С. Пушкина в Москве прошла выставка «Имя Пушкинского Дома в Академии наук…», посвященная 100-летнему юбилею Пушкинского Дома. Рукописные книги XV-XVI вв.; материалы из собраний А. Ф. Онегина, музея Александровского лицея, Лермонтовского и Толстовского музеев, из домов Аксаковых, Полонских, В. М. Гаршина, Л. Н. Андреева, А. А. Блока; фрагмент кабинета великого князя Константина Константиновича, стол из гостиницы «Англетер» и предсмертная записка Сергея Есенина; собрание портретов академиков, переданное в Пушкинский Дом Академией наук; рукописи и прижизненные издания с автографами русских писателей XVIII-XX вв. Это было одно из самых масштабных представлений коллекций Пушкинского Дома вне его стен.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!