Взаимность в любви. Взаимные отношения супругов

Взаимные отношения

сущ. , кол-во синонимов: 1

Связь (97)


  • - две функции К.и К 1.действительных переменных х, s , определенные на квадрате и удовлетворяющие условию: Взаимное с К.ядро K1, когда оно существует, является ядром резольвенты интегрального Фредгольма уравнения...

    Математическая энциклопедия

  • -  ...

    Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник

  • - способ осуществления расчетов между предприятиями, организациями, фирмами, каждая из которых должна осуществить платежи другой, так как обладает по отношению к ней задолженностью...

    Экономический словарь

  • - Договоренность об обмене голосами в Законодательном собрании выгодная для "своего" круга; основывается на договоренности по принципу "ты мне – я тебе"...

    Политология. Словарь.

  • - См. Расчеты...

    Словарь бизнес терминов

  • - два завещания, например, мужа и жены, в которых они друг друга или третье лицо называют общим наследником по завещанию...

    Словарь бизнес терминов

  • - два завещания, например, мужа и жены, в которых они друг друга или третье лицо называют общим бенефициаром по завещанию...

    Большой экономический словарь

  • - 1. взаимная связь разных величин, предметов, действий 2. связь между кем-нибудь, возникающая при общении, контактах...

    Большой экономический словарь

  • - способ осуществления расчетов между предприятиями, организациями, фирмами, каждая из которых должна осуществить платежи другой, так как обладает по отношению к ней совпадающими во времени денежными обязательствами...
  • - ....

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - к решению вопросов статики очень успешно применяются графические приемы; примером может служить вопрос о равновесии веревочного многоугольника...
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - начертим на плоскости какую-либо кривую второго порядка и из какой-либо точки А проведем две касательные к этой прямой...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Клиринг...

    Большая Советская энциклопедия

  • - компромисс, компромиссное...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 1 расквитавшийся...

    Словарь синонимов

"взаимные отношения" в книгах

Взаимные отношения

автора Акимушкин Игорь Иванович

Взаимные отношения

Из книги Мир животных. Том 6 [Рассказы о домашних животных] автора Акимушкин Игорь Иванович

Взаимные отношения Проведенные в последние годы опыты профессора Пауля Лейхаузена из Института Макса Планка (ФРГ) позволили распознать множество вариантов поведения кошек и их отношений друг к другу. Более трех тысяч фотографий и 900 метров кинопленки зафиксировали

2.5. Полина, Тургенев и Луи Виардо: взаимные отношения

Из книги Три женщины, три судьбы автора Чайковская Ирина Исааковна

2.5. Полина, Тургенев и Луи Виардо: взаимные отношения У Тургенева никогда не было семьи. Сожалел ли он об этом? Не думаю… В сущности он обрел домашний очаг в семье Виардо, где все - муж, жена, дети - обожали его. Ги де Мопассан. Иван Тургенев Можно задаться вопросом, где во

Взаимные упреки

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Взаимные упреки На одной из встреч с польскими послами князь Мстиславский произнес страстную речь о самозванстве Гришки Отрепьева, о кознях Сигизмунда и доказывал, что без помощи поляков безродный бродяга никогда не овладел бы московским троном. Мстиславский отметил,

КАКИМ ОБРАЗОМ ИНДИВИДУАЛИСТЫ XVIII ВЕКА ПОНИМАЛИ ВЗАИМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ИНДИВИДУУМА И ГОСУДАРСТВА

Из книги Идея государства. Критический опыт истории социальных и политических теорий во Франции со времени революции автора Мишель Анри

КАКИМ ОБРАЗОМ ИНДИВИДУАЛИСТЫ XVIII ВЕКА ПОНИМАЛИ ВЗАИМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ИНДИВИДУУМА И ГОСУДАРСТВА В эпоху административной монархии проблемы об отношениях индивидуума к государству не существовало, потому что государство обладало тогда всеми правами, и только правами.

Из книги Русская история. 800 редчайших иллюстраций автора

Взаимные отношения московских князей

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Взаимные отношения московских князей Начав изучать историю Московского княжества в XIV и в первой половине XV в., мы проследили территориальные приобретения и рост политического и национального значения его князей. Но это был лишь один из процессов, создавших силу

4. Боярство в исходе XVI века. – Родовая знать и государева родня; их взаимные отношения

Из книги Под шапкой Мономаха автора Платонов Сергей Федорович

4. Боярство в исходе XVI века. – Родовая знать и государева родня; их взаимные отношения В начале царствования царя Федора Ивановича внутренние отношения в боярстве московском уже не походили на то, что мы видели в боярстве до опричнины. В старое время княжата были

ВЗАИМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МОСКОВСКИХ КНЯЗЕЙ

Из книги Русская история. 800 редчайших иллюстраций [без иллюстраций] автора Ключевский Василий Осипович

ВЗАИМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МОСКОВСКИХ КНЯЗЕЙ Начав изучать историю Московского княжества в XIV и в первой половине XV в., мы проследили территориальные приобретения и рост политического и национального значения его князей. Но это был лишь один из процессов, создавших силу

Взаимные отношения супругов

Из книги Обзор истории русского права автора Владимирский-Буданов Михаил Флегонтович

Взаимные отношения супругов 1) ЛичныеЛичные отношения супругов могут быть установлены или на рабстве одной стороны (именно жены), или на власти и подчинении, или, наконец, на равенстве. На каком из этих оснований построен супружеский союз у нас в древнее время,

I. Взгляд на взаимные отношения церкви Греческой и Латинской

Из книги Исторические очерки состояния Византийско–восточной церкви от конца XI до середины XV века От начала Крестовых походов до падения Константинополя в 14 автора Лебедев Алексей Петрович

Взаимные отношения Оттоманской Порты и подвластных ей христиан Греко–Восточной церкви после падения Византийской империи

Из книги История Греко-восточной церкви под властью турок автора Лебедев Алексей Петрович

Взаимные отношения Оттоманской Порты и подвластных ей христиан Греко–Восточной церкви после падения Византийской

Глава 15 1. Продолжение прощальной беседы Христа с учениками: взаимные отношения между Христом и Его учениками, отношение учеников друг к другу и к миру

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

Глава 15 1. Продолжение прощальной беседы Христа с учениками: взаимные отношения между Христом и Его учениками, отношение учеников друг к другу и к миру В 15-й главе содержится вторая утешительная речь Христа к ученикам, заканчивающаяся в 16-й главе 11-м стихом. Здесь Господь

Глава 2. 1–3. Раннейшие взаимные отношения между Иеговой и Израилем. 4–13. Отпадение Израиля от Иеговы. 14–26. Только суд Божий откроет Израилю глаза на глубину его падения, 29–37. но теперь Израиль все еще стремится к общению с чужими народами и богами

Из книги Толковая Библия. Том 6 автора Лопухин Александр

Глава 2. 1–3. Раннейшие взаимные отношения между Иеговой и Израилем. 4–13. Отпадение Израиля от Иеговы. 14–26. Только суд Божий откроет Израилю глаза на глубину его падения, 29–37. но теперь Израиль все еще стремится к общению с чужими народами и богами 1-3 Речь пророка

Взаимные отношения Евангелий

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

Взаимные отношения Евангелий Каждое из четырех Евангелий имеет свои особенности, и больше всех Евангелие Иоанна. Но три первые, как уже сказано выше, между собою имеют чрезвычайно много общего и это сходство невольно бросается в глаза даже при беглом их чтении. Скажем


нах не находится. Зато для древнейших времен указывается несколькоотдельных фактов, по-видимому, доказывающих рабство жены.
В истории все три указанные отношения могут быть найдены в различные эпохи развития славянского права с тем существенным отличием для русского права, что рабство жены исчезает уже в начале истории,а власть мужа принимает более мягкий характер, чем у современных других культурных народов.
а) Времена древнейшие. Существенные черты рабства женысостоят в праве мужа на жизнь и в праве на свободу жены. В доказательство существования первого у древних руссов нельзя привести ни одного древнейшего свидетельства даже мифического времени (ср. суд надженой князя Владимира Рогнедой). В доказательство права на свободужены приводится обыкновенно рассказ летописи о поединке Мстиславас Редедею Касожским (1024 г.). «Рече Редедя к Мьстиславу: аще одолеешиты, то возьмеши именье мое, и жену мою, и дети моя, и землю мою; ащели аз одолею, то възму твое все. И рече Мстислав: тако буди». Если и признать это не баснословным рассказом, во всяком случае здесь дело идетоб условии варвара Касога с русским князем, также одичавшим в своихазиатских владениях. Общая ссылка на способы совершения брака черезпокупку и похищение, необходимо приводящие к рабству, уже ослаблена нами указанием на то, что у восточных славян с древнейших временимеет место и брак через приведение, и что самое похищение есть фиктивное, что, наконец, различие жен и наложниц ясно указывает на различие брака и рабства. Затем в доказательство права мужа на свободужены может быть приведен случай 1024 г., т. е. рассказ летописи о голодев Суздальской земле, когда мужи отдавали своих жен челядинам для прокормления; это выражение означает, по-видимому, что мужья передавали сами своих жен своим рабам для прокормления жен. Но ввиду голодной смерти человек действует не по сознанию права, а под давлениемкрайней необходимости, нарушающей право.
В доказательство рабства жен в древнейшие времена могут быть приведены аналогические, но более решительные сказания из времен болеепоздних, именно свидетельства о Донских казаках и сибирских пионерах.О первых Ригельман рассказывает следующее: «Если кому жена была уженемила и неугодна, или неудобна, ради каких-нибудь причин, оных менять,продавать и даром отдавать (муж) мог, водя по улицам, вкруг крича: комулюба, кому надобна? За продерзости, за чужеложство, за иные вины, связав руки и ноги и насыпавши за рубашку полны пазухи песку, и зашившионую, или с камнем навязавши, в воду метали и топили, а иногда убивст-венно мертвили» («Истории о Донских казаках»). Но в этих случаях мыимеем дело не с браком, а рабством; выражение Ригельмана, что казаки стали «брать за себя» пленниц-турчанок, калмычек и пр., принадлежит самому Ригельману, а не действительности исторической, ибо из егоже рассказа видно, что то были некрещеные пленницы-наложницы, а нежены. Что касается до сибирских колонизаторов, то их сожительницы,которых они закладывали на время и продавали, хотя и названы в указепатриарха Филарета женами, но из других свидетельств оказывается, чтоэти мнимые жены ими похищены и служат им вместо жен и некоторыетакже некрещеные. Во всяком случае здесь эти явления рассматривалисьне как право, а как правонарушение, и преследовались властью, следовательно, являются для нас фактами, а не свидетельством о праве.
Отвергая существование рабства жены в историческое, особенно христианское время, мы отнюдь не отрицаем зависимости жены от властимужа, зависимости гораздо более значительной, чем в последующие времена, даже в Московском государстве.
б) Власть мужа над женой в Московском государстве.Можно подумать, что и в Московском государстве брачное право не ушлодалеко от состояния рабства. А именно утверждают, что мужу принадлежало право распоряжаться личностью жены как по обычаю, так и по закону.Относительно первого можно привести акт 1644 г. (Рус. Ист. Библ. Т. II,№ 238) - жалобу крестьян Кижского погоста царю, где крестьяне, говоря вообще о тяжести податей и повинностей, пишут: «Платим мы всякиетвои государевы доходы, жен своих и детей закладываючи». Что разумеется здесь под закладом? Думаем, что не служилая кабала, а временноеуслужение, ибо в записях на служилые кабалы муж всегда сам с женойи несовершеннолетними детьми отдает себя в кабальное холопство (см.Ак. отн. до юр. быта, II, с. 26). В смысле служилых кабал нельзя истолковать известное место Уложения ц. Ал. Мих. (XX, 43): «А будет кто в голодное время сам себя с женою, или сына или дочь отдаст в работу на прокорм...». Здесь та разница от обыкновенных служилых кабал, что записьимеет срочное значение (а не пожизненное). В тексте Уложения делается различие между правом мужа на жену и правом отца на детей; перваяидет в услужение не иначе, как вместе с мужем, вторые могут быть отданы отдельно (но только в услужение).
Установление общего местожительства супругов и сообщение прав состояния, как известно, имеет то значение, что жена должна следовать замужем в его домицилий и разделять с ним его общественное положение;это общее правило, имеющее силу и теперь, в древнейшем праве моглопривести к ограничению и полному лишению свободы жены. Общееместожительство и сообщение прав состояния для древнейшего времениимело весьма невыгодное для жены значение, потому что из него истекали выдача на поток с женой и с детьми и продажа в рабство за долги и запреступления мужа. Но это изъясняется в истории уголовного и гражданского (обязательственного) права. В московском праве оно не имеетуже такой строгости: местожительство может быть даже определенодомицилием жены: о том свидетельствуют те акты, которыми определяются имущественные отношения супругов, в случае вступления мужав дом жены. В своем месте мы скажем, что муж в этом последнем случаеменяется ролью с женой, приносит ей приданое и т.д. Но для обратного уравновешивания таких фактов в московском праве можно сослатьсяна затворничество жен, причем местожительство является заключением жены, пожизненным лишением ее свободы властью мужа. Так можноподумать, судя по сказаниям иностранцев, например, Герберштейнаи Майерберга (о воспрещении женам выходить из дому даже в церковь,о гаремном заключении их в доме и о закрытых выездах). Все это можетбыть отнесено только к высшим классам, заразившимся татарскими обычаями, но не к огромному большинству сельского населения. Обратныеже сведения об уличной распущенности женщин, сообщаемые теми жеписателями, относятся к городской черни.
Право наказания жены. Свидетельства об обычном праве в этом отношении далеко не равного достоинства; наименьшее значение имеют показания иностранцев анекдотического характера (каков анекдот Герберштейна о муже-немце и жене русской, якобы свидетельствующий о привычкежен русских к наказаниям от мужа). Большее достоинство имеют показания источников туземных, каков, например, Домострой, из котороговидно, что обычное право стремилось урегулировать право наказанийорудиями их (допуская наказания болезненные, но не членовредитель-ные). Это подтверждается и судебными актами (например, 1640 г.), гдеобычное право относительно этого вопроса выражено так: «... смирятьжена своя по вины и полюдцки, а не безвечьем» (Ак. Юр., с. 313). Способы регуляризации состоят: а) в брачных контрактах, как свидетельствуето том Коллинз (Чт. в об. ист. и др., 1846); б) в суде и в) наконец, в возможности расторжения брака по причине жестокости обращения.
Простиралось ли право наказания до права мужа на смертную казньжены за преступления? Такое право, как известно, принадлежало мужу,по законодательству почти всех даже культурных народов; оно определено и в памятниках византийского права, реципированных у нас (Зако-не Судном людем). Прохирон и эклога позволяют мужу убить соучастника в прелюбодеянии жены безнаказанно, следовательно, такое же правоeoipsoпредоставлено и относительно виновной жены. В пример того жеправа у европейских народов можно привести постановление Фризов,указывающее, что брачный меч не есть пустой символ в руках мужа.
В русских памятниках и законодательных и бытовых не находим этогоправа. Из древних законодательных памятников сошлемся на договоррусских с немцами 1229 г., где находим: если русин застанет латининасо своей женой, то платится 10 гривен (ст. 17). Постановление это темзамечательнее, что оно помещено именно в договоре с немцами, у которых, как мы видели, господствовало в этом случае право меча. В РусскойПравде (Кар. 101) находим: если кто убьет жену, то тем же судом судити,как мужа; если же будет виновата, то полвиры 20 гр. Статью эту (см. выше,с. 374) можно изъяснить так, что за убийство жены (мужем) муж платитполную виру, но если она была убита за вину (разумеется прелюбодеяние),то наказание убийце, хотя и понижается вдвое, однако полагается.
Именно в таком виде мы находим это право в Московском государстве; хотя в московских законах о том ничего не постановлено, но судебные акты показывают, что убийство жены без вины с ее стороны кара-лось точно так же, как и убийство постороннего, т. е. смертью. Если женаубита за незначительное преступление общего характера, например,кражу, то наказание убийце-мужу понижалось: именно назначались чле-новредительные наказания (случай 1674 г.). Если жена убита мужем запрелюбодеяние, то наказание убийце назначалось еще менее тяжкое,именно кнут. Например, в 1664 г. «Ивашка в убивстве жены своей винился, а убил-де жену свою до смерти за то, что она от него воровала блудно. Учинено ему наказание: бить кнутом и отдать на частные поруки»(П. С. З., № 355). Во всяком случае и это смягченное наказание показывает, что убийство жены мужем за прелюбодеяние есть преступление, а неправо мужа. Справляясь для аналогии с правами других славянских народов, находим в них свидетельства, что мужья отказываются исполнитьрешение суда (основанное на реципированном праве) казнить своих женза прелюбодеяние (сказание о Болеславе II и житие Адальберта). В видуэтого мы должны признать неверными рассказы иностранцев (Коллин-за) о праве мужа казнить жену в Московском государстве XVII в.
в) Время после Петра I. По общему закону исторической жизни(закону переживания) и в московском праве до самого конца Московского государства (замены его империей) можно еще наблюдать устарелыечерты древнейшего несвободного состояния жены, между тем, как жизньуже давно ушла вперед и создавала учреждения, совершенно противоречащие рабству жены. Уже тогда наклонность к установлению равенства суп-ружеских отношений выразилась как в идеях литературных, так и в учре-ждениях. В одном и том же хранилище устной словесности, напримерв пословицах, можно найти и следы рабства жены и высокие черты гуман-ного и цивилизованного права. Уже тогда выражается то же стремлениеи в законе. Не будучи равными между собой во внутренних отношениях, муж и жена пользовались равенством в своих отношениях к третьим лицам - к детям и к обществу. Правоспособность и дееспособностьжены ничем не ограничены (см. Суд. 1-й, 52 и 49). Что касается до временипосле Петра, то наше законодательство богато только определениями повопросу о праве местожительства жены: именно о праве жены не следовать за мужем в случае ссылки за преступления; об обязанности жен крестьян следовать за мужьями при высылке их помещиками на поселениев Сибирь (ук. 1760, П. С. З., № 11166); об обязанности жены следовать замужем - иностранным подданным. Относительно же прочих прав личных мы находим здесь весьма немногое. Собственно их коснулся толькоустав благочиния или полицейский 1782 г. Здесь об обязанностях мужавыражено следующее общее правило: «...муж да прилепится к своей женев согласии и любви, уважая, защищая и извиняя ее недостатки, облегчая ее немощи, доставляя ей пропитание по состоянию и возможностихозяина». Здесь мало можно найти определенных постановлений, кромепоследнего - обязательства мужа доставлять жене пропитание по состоянию. Слова устава благочиния вошли в т. Х Свода Законов почти с буквальной точностью. Вообще личные отношения супругов с положительной ихстороны не уловимы для законодательства. Столь же неполно могут бытьопределены и отношения жены к мужу, т. е. обязанности подчинения мужу.В том же уставе 1782 г. они выражены так: «... жена да пребывает в любви,в почтении и послушании к своему мужу и да оказывает ему всякое угождение и привязанность, аки хозяйка». И это постановление вошло в СводЗаконов, но уже не с такой точностью, именно в Своде прибавлен весьмахарактерный термин - «в неограниченном послушании». Понятие «неограниченности» власти было однажды выражено в нашем законодательстве до издания Свода, именно в одном сенатском решении 1802 г. (П. С. З.,№ 20519); тогда возник вопрос об отношении родительской власти к власти мужа, причем сенат выразился: «Одно лицо двум неограниченнымвластям, каковы суть родительская и супружеская, совершенно удовлетворить не в состоянии, а особливо в случае могущей быть между изволениями их противоположности». Но это понятие, противоречащее исто-рическому ходу предшествовавшего законодательства, высказано сенатом мимоходом и не должно бы было входить в букву закона. Будучи взятов буквальной точности, оно должно бы вести к отказу жене в праве искана мужа по какому бы то ни было делу, чего наше законодательство неотнимало у жены ни прежде, ни ныне. Что послепетровское право шло неназад, а поступательно в деле определения равенства в отношениях супругов друг к другу, это доказывается характером законодательства этоговремени в определении имущественных отношений супругов.

Испытывать те или иные чувства, те или иные эмоции к какому-нибудь человеку и находиться с этим же человеком в каких-то отношениях — это далеко не одно и то же. Человек запросто может испытывать к другому человеку ненависть или раздражение, или брезгливость, но при этом не быть вообще ни в каких отношениях с этим человеком.

Например, можно испытывать ненависть к какому-нибудь политику или брезгливость по отношению ко взяточнику, или раздражение по отношению к какому-нибудь актёру и так далее, и при этом не быть даже с этими людьми знакомыми. То есть, речи об отношениях, а тем более о взаимных отношениях, здесь нет и быть не может. Другое дело, когда эти самые отношения между людьми существуют и когда испытывают те или иные эмоции друг к другу люди, находящиеся друг с другом в каких-то отношениях. В этом случае эмоции и чувства могут быть взаимными, а могут и не быть взаимными.

Например, человека раздражает какой-нибудь его родственник (в данном случае имеют место родственные отношения) и в то же время сам этот родственник к этому человеку может испытывать жалость. В этом случае эмоции невзаимные. Но может быть и такое, что муж испытывает к жене ревность и злость, и та испытывает к нему точно такие же чувства. То есть, эти двое находятся в и при этом их чувства друг к другу взаимны.

А вот теперь вопрос. То, что чувства и эмоции могут быть взаимными, а могут взаимными и не быть — это понятно. А отношения между людьми? Могут ли быть отношения между людьми невзаимными?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо прежде точно понимать, что имеется в виду, под словом «отношения» и не путать их с «чувствами» и «эмоциями». А путают эти понятия, понятия «отношения» и «чувства», очень и очень часто, даже не замечая этого, а так, по привычке.

Например, очень часто можно слышать выражения типа: «родственные чувства», «дружеские чувства», «товарищеские чувства», «любовные чувства». Что это ещё за родственные, дружеские, товарищеские и тем более любовные чувства такие? Родственными могут быть отношения, но никак не чувства. Дружескими и товарищескими могут быть отношения, но не чувства. И любовными, как это не покажется кому-то странным, могут быть только отношения, но никак не чувства или эмоции. Другое дело, что находясь в тех или иных отношениях человек испытывает разнообразные чувства.

Теперь о взаимности отношений. То, что отношения между людьми могут быть взаимными — это понятно. А невзаимными? Невзаимные отношения между людьми возможны? Спросите, как это и что это значит, когда отношения невзаимные? Да это просто. И значит это следующее. Когда, например, Вы считаете себя другом или товарищем по отношению к тому, кто Вас своим другом или товарищем не считает. Или, когда, например, Вы с уважением относитесь к кому-то, кто Вас не уважает .

Кстати, обратите внимание, что уважение (как и дружба и любовь) — это не чувство, а чётко определённое отношение к другому человеку. Можно ли уважать кого-то, кто тебя не уважает?

А любовь? Можно ли по отношению к кому-то находиться в любви, и при этом без взаимности. То есть, Вы любите, а Вас нет. Такое возможно? По-моему — нет.

Отношения между людьми не могут быть невзаимными. Не может быть невзаимной дружба. Дружба может быть только взаимной? Как Вы себе такое представляете, что кто-то считает себя другом того, кто его в ответ другом не считает? Такое возможно? Нет.

И что касается дружбы, то большинство с этим согласится, что дружба может быть только взаимной. И ведь, что странно… Когда дело касается дружбы, то редко кто из людей заговорит о так называемой невзаимной дружбе. А вот когда речь идёт о любви, то здесь всё как раз наоборот и многие согласятся с тем, что любовь и отсутствие взаимности — вещи не такие уж редкие, а самые что ни на есть обычные и встречающиеся, по их мнению, куда чаще, чем та же взаимная любовь.

Почему так? Ответ очевиден. Дружба, для подавляющего числа людей, за редким исключением, — это отношение между людьми. Тогда как любовь, для подавляющего числа людей, за редким исключением, — это чувство . Вот здесь и происходит путаница. И желая любви, очень многие, кто считает любовь чувством, желают не определённых отношений, а определённых эмоций.

Чувства и эмоции могут быть как взаимными, так и невзаимными, и мы об этом говорили выше. Восторг, обожание, скука, апатия, горе, страх, жалость, тоска и уныние, и так далее; человек может испытывать всё это по отношению к другому человеку и при этом может получать в ответ те же чувства, а может и не получать. В основании чувств и эмоций человека лежит способность человека позитивным, негативным или нейтральным (равнодушным) образом реагировать на происходящее в его жизни и затрагивающее его. Чувства и эмоции — это реакция на внешние раздражители, а не на духовные ценности человека.

Отношения же между людьми основаны НЕ на способности человека испытывать те или иные эмоции, в зависимости от его реакции на происходящее, а на его духовных ценностях, на его взглядах на жизнь, на его жизненной философии, на определённых требованиях к себе и к людям. Вот почему отношения между людьми ни в коем случае нельзя путать с чувствами и эмоциями.

И здесь очень важно понимать, что отношения, какими бы они не были, никогда не основываются на чувствах или эмоциях. И даже если к кому-то человек испытывает презрение, как, например, некоторые презирают своих соседей или коллег по работе, с которыми они в плохих отношениях, — это не значит, что причиной их плохих отношений является презрение. Но это значит, что те требования, какие человек предъявляет к другим людям, не позволяют ему кого-то назвать своим другом, не позволяют ему относится к кому-то с уважением, не позволяют ему кого-то любить, считать кого-то интересным и так далее.

Эмоции и чувства — это не причина отношений, а следствие; и следствие не отношений, а следствие реакции человека на происходящее и затрагивающее его в данный момент.

Отношений между людьми не так уж много. Вот некоторые позитивные отношения между людьми: интерес, понимание, уважение, товарищество, дружба, любовь; и некоторые негативные отношения между людьми: отсутствие интереса, непонимание, неуважение, грубость, вражда, желание убить.

Отношение, противоположное любви, — это не ненависть, как ошибочно полагают многие, потому что ненависть — это чувство, а не отношение, а противоположно любви такое отношение как желание убить.

Отношения между людьми возникают НЕ по причине их эмоций. Например:

Интерес — это отношение между людьми, основанное на сходности мыслей, сходности взглядов на жизнь и сходности образа жизни.

Понимание — это отношение, в основе которого лежит прежде всего интерес , плюс к тому признание за другим человеком права на свой взгляд на вещи.

Уважение — это отношение, основанное прежде всего на интересе , плюс к тому на понимании , и в добавок, на признании друг в друге выдающимися те или иные качества, способности, имеющие отношение к нравственности, этике, творчеству, работоспособности и так далее.

Товарищество — это отношение, основанное на интересе , понимании , уважении и плюс к тому, взаимовыручке.

Дружба — это отношение между людьми, основанное на интересе друг к другу, понимании и уважении друг друга, и плюс к тому, на взаимопомощи по достижению друг другом поставленных целей и воплощению в реальность своих каких-то идей. Товарищ рядом тогда, когда случится беда, друг всегда рядом и в беде, и радости.

Что касается любви , то об этом отношении я подробно рассказал в статье: «Долгий путь к любви », которая легла в основу .

А что касается чувств и эмоций, то в отношениях между людьми они могут быть самыми разными. Например, когда люди находятся друг с другом в позитивных отношениях, их чувства друг к другу и эмоции будут так же позитивными. И наоборот.

И когда Вы слышите от кого-то, что его отношения с кем-то невзаимны, то причина тому одна: человек путает такие понятия как «отношения» и «чувства».

Желаю Вам здоровья, любви и творческих успехов. С уважением, © 2014

Подпишитесь и получайте новые статьи на e-mail: Ссылка на Подписку (По ссылке Вы перейдёте на сервис FeedBurner’s, впишите Ваш e-mail, затем проверьте свою почту, найдите письмо от FeedBurner’s и подтвердите подписку) /emstrong

Здравствуйте...помогите мне пожалуйста...не знаю,как мне быть...несколько лет назад у меня была психологическая травма...погибла девушка,которую я очень любил и которая очень любила меня...она была единственная,которую я по настоящему любил...все девушки,которые были до нее и после, не вызывали особых эмоций,просто боялся остаться один...и вот недавно я познакомился с девушкой,случайное интернет знакомство...общаемся в интернете около двух месяцев, за последнее время уже 4 раза встретились...она такая,какая мне нужна...умная,веселая,общительная,жизнерадостная...вызывает кучу эмоций,очень дорога и ценна мне,и несмотря на то,что мы с ней не так давно знакомы,кажется,что знаю ее уже давно...ко всем девушкам подходил уверенно,можно сказать,видел их насквозь,а перед ней теряюсь,она для меня загадка...на третьем свидании сказал ей,что она мне не безразлична и спросил,как она смотрит на развитие наших отношений...ответ был положительный,но сказала,что никаких первых шагов она делать не будет...даже поцеловать ее боялся первый раз...робею...а проблема в том,что ко всем и всему ее ревную...как то в открытую ей свою ревность не показываю,но и незамеченной не оставляю...и все время чувство тревоги и чувство того, что что-то не так...и не знаю,как у нее спросить...еще не нахожу взаимности...когда ей что нибудь говорю о своих эмоциях,связанных с ней,например,что скучаю,это все как то игнорируется и я не получаю ожидаемой взаимности...в общем,проблема в том,что я не знаю,как быть - может я слишком тороплюсь? может принимаю все слишком близко к сердцу? или может нужны какие-то решительные действия? не знаю...помогите мне ответить на мои вопросы...спасибо...

Здравствуйте, Антон!

Мне осталось непонятным, что за проблему Вы видите в Ваших нынешних отношениях с девушкой. Она дала Вам понять, что не против их развития, предупредила, что не будет делать шагов первой, что достаточно разумно и говорит о том, что она теперь будет ждать их от Вас. Я лично из Вашего описания никакой проблемы не вижу, а Вам, видимо, не удалось её сформулировать понятно. Поэтому главное моё к Вам предложение - понять, что именно Вас беспокоит и тревожит сейчас. То, что она не реагирует на Ваши чувственные послания, так это не должно быть для Вас проблемой, это её право реагировать как угодно, просто отметьте это. Сейчас у вас с ней период взаимного изучения, вот и изучайте её, что ей нравится, что нет, какая она. Лучше всего, когда Вы действительно изучаете, а не сравинваете то, что видите с каким-то идеалом или образом реальной девушки. Одинаковых людей не бывает, а сравнение обижает и отталкивает. А вот искренний интерес и желание узнать человека глубже всегда подстёгивает отношения. Также непонятным мне осталось упоминание о Вашей травме в связи с этими новыми отношениями. Если Вы их как-то связываете (на мой взгляд, здесь нет и не может быть связи), то хорошо бы Вам понимать, как именно. Тащить отзвуки прошлого в новые отношения небезопасно и неполезно. Хорошо бы прежние отношения завершить внутри себя, тогда много энергии освободится для нынешних. Всего наилучшего, Елена.

Хороший ответ 6
Плохой ответ 2

Антон, добрый день!

Психологическая травма про которую вы пишите. ВЫ ходили к психологу ? Вы ее проработали?

Если нет, то причина вашего поведения сейчас, напрямую связана с той травмой, потеряв однажды, страх и тревога будут сопровождать все другие значимые и важные отношения. Самое опасное, что вы не контролируете и не выбираете свое поведение. Эти состояния управляют вашими действиями.

Просто необходимо отработать прошлую травму.

Хороший ответ 4
Плохой ответ 0

Здравствуйте, Антон! То, что Вы пережили утрату любимого человека - потерю - является действительно травмой и то, как вы об этом написали, говорит о том, что не все чувства вы пережили и не все ситуации тогда у вас завершились, в связи с этим - очная психологическая помощь поможет вам проработать не до прожитые чувства и ситуации, тем самым освободить вашу творческую энергию, которую вы можете применять в своих позитивных целях! В нынешних отношениях со своей девушкой - вам необходимо поговорить с ней на чистоту и прояснить отношения, не просто выразить ей свое отношение и свои чувства, а также - услышать ее ответную реакцию, какой бы она не была, не довольствоваться - неопределенностью, а все таки спросить еще раз и получить любой ответ из ее уст! Если вы ей небезразличны, то она тоже может волноваться и теряться, чувствовать стеснительность и растерянность, и из-за этого - не знать, что ответить..? Необходимо - прояснить! Для этого - выберите спокойное место в дневное время суток: кафе; парк, где можно посидеть или погулять, но лучше так, чтобы вам стало видно ее выражение лица, так как на нем можно все прочитать, если конечно вы будите на него смотреть!!! Делясь своими переживаниями и своим состоянием - вы позволите не только себе быть собой, таким - какой вы есть, а также сможете расположить ее на ответные действия.., и поверьте - это не просто... Относительно своей ревности - это чувство специфично, не натурально, которое в своей основе содержит - контролирование и управление над другим человеком, приводит к ограничению контакта и отсутствию доверия по-отношению к любимому человеку! Я его считаю - даже разрушающим отношения, если в малых дозах - некоторым приятно, что их ревнуют, но если это становиться постоянным и проявленным во вне, то приводит к отчуждению и отдалению между партнерами! Как это у вас - я не знаю, лучше спросить ее об этом:"Как она относится к "Ревности"? Что это для нее? Хотела бы она, чтобы ее парень ревновал? Это будет самым верным ответом и ориентиром для вас! Всего вам доброго. С уважением Людмила К.

Хороший ответ 4
Плохой ответ 0

Здравствуйте, Антон! Предполагаю, что у Вас осталось много чувств, связанных со смертью любимой девушки. И эти чувства сильно влияли и продолжают влияют на Вашу жизнь сейчас.

Вы пишете, что страх "остаться одному" лишал Вас эмоций и все девушки казались Вам обыкновенными. Также вы пишете, что девушка, с которой встречаетесь сейчас, показалась Вам знакомой. Думаю, что она напомнила девушку, которая погибла. В таких случаях, трудно бывает понять с кем сейчас общаешься - с тем, кто перед тобой или с тем человеком, на кого эта девушка похожа. Тем более, если есть внутри страх еще раз потерять ту, которая так напоминает любимую. Думаю, что отсюда и вытекает Ваша неуверенность в том как себя вести. То, что Вам кажется отсутствием взаимности, возможно, просто реакция девушки на то, что Вы общаетесь как бы не с ней, а с той, которой больше нет. Ревность, неясная тревога тоже понятны - они подогреваются этим же страхом , появившимся после того, как Ваша девушка неожиданно погибла.

Думаю, что еще одно чувство влияет на Вас сейчас - это чувство вины. Когда уходят близкие люди, особенно, когда уходят неожиданно, оставшимся свойственно мучительно искать причину смерти , винить себя за что-то, что не сказали или не сделали.

Антон, Вы спрашиваете: " Что делать, какие решительные действия предпринять?" Думаю, что учитываю вышеизложенное, нужно, прежде всего, проработать чувства страха и вины, оставшиеся после смерти любимой. После этого Ваше отношение к нынешней девушке станет более спокойным, Вы разберетесь как себя с ней вести. Как вариант, можно будет пройти еще пару консультаций для того, чтобы отношения стали еще более устойчивыми. Всего доброго, Валерия

Хороший ответ 6
Плохой ответ 1

1. При взаимных отношениях каждый партнер вносит в них какой-то вклад, и каждый партнер получает от них какую-то пользу. И вклад, и польза должны быть оговорены либо они должны быть совершенно равными. При этом крайне важно чтобы каждый человек чувствовал, что он получает нечто цeнное в обмен на то, что дает.

2. В определении ролей дающего и принимающего есть определенная гибкость. Будь то молчаливое интуитивное понимание формальный контракт или нечто промежуточное, существует механизм, благодаря которому каждый партнер знает, когда он получает, а когда отдает. Все время, пока продолжаются отношения, у обоих партнеров присутствует ощущение искренности и взаимности.

3. Оба партнера обладают способностью ощущать ценность своего вклада в отношения и выражать признательность за то, что они получают.

4. Обе стороны ценят обособленность, индивидуальность и наличие границ. В случае конфликта оба партнера пытаются проработать свои различия, проявляя уважение к чувствам и точке зрения своего партнера.

5. Нет никакой необходимости «вести счет». Отслеживание, кто что сделал и кто кого «поимел», указывает на то, что кто-то из партнеров чувствует, что их отношения не взаимны или у него есть сложности, то есть иногда ощущается несоответствие между тем, что он дает, и тем, что получает.

Если вы воспитывались в относительно здоровой семье, то, вероятно, многие из этих принципов вам близки и являются вашей второй натурой. Хотя у вас могут быть какие-то «кнопки», на которые время от времени кто-то нажимает (ничьи «лучшие годы» не были идеальными и совершенными), маловероятно, что вы проецируете нездоровые части свой личности, искажаете реальность и, скорее всего, вы менее уязвимы в отношении созвучия вашего внутреннего мира проекциям других людей. Короче говоря, скорее всего, у вас достаточно устойчивые границы, и вы практически не испытываете потребности жить в мире фантазии. Есть люди, которые в раннем детстве подвергались сильному нарциссическому воздействию и могли унаследовать внутреннюю искажающую призму. У вас, к счастью, сформировалось мало внутренних помех, не дающих точно воспринимать то, что вы считываете или слышите от других. Поскольку вы имеете реалистичный взгляд на себя (как в отношении силы, так и в отношении слабости), а также способность к эмпатии, то вы можете «входить в положение других людей» и смотреть на них, находясь в уравновешенном состоянии. Ваша личная жизнь относительно свободна от межличностных конфликтов, так как вы стараетесь вступать в отношения с другими здоровыми людьми.

Если вы воспитывались в здоровой семье, но столкнулись с нездоровыми проявлениями нарциссизма, например, на работе или в каком-то другом месте, где взаимодействие с людьми не зависело от вашего выбора, - в церкви, в клубе или в других социальных группах, к которым вы принадлежите. Увы, нарциссические личности есть повсюду, и если не удается их избежать, вы должны понимать последствия своего выбора, признавать все ограничения и присущую вам уязвимость, реалистично воспринимать того, с кем вы имеете дело, и устанавливать необходимые границы. Будьте признательны, что в вашей жизни есть взаимные отношения в противовес нарциссическим, которые неизбежно встают на пути всех ваших устремлений в современном мире. Те люди, которым повезло меньше, платят высокую цену за то, чтобы достичь такой самооценки, которую вы получили в дар от здоровой семьи


В IV части книги «Особенные люди» мы вернемся к этим защитным (copiпg) стратегиям на более глубоком уровне, применительно к обстоятельствам, в которых нарциссизм может быть особенно мучительным. В главе 14 мы рассмотрим подростковый возраст как повторение стадии, на которой ребенок начинает ходить, - но на более высоком уровне. В этот период некоторые проявления нарциссизма являются нормальными, а некоторые - нет. Вы думаете, что понимаете разницу? Вы узнаете, что говорят специалисты, и увидите, насколько хорошо вы можете судить о поведении подростка.

В подростковом возрасте часто проявляется зависимое поведение, когда развитие мозга и характера подвергается испытанию биологическими и социальными факторами, присущими взрослению. У людей, которые с раннего возраста испытывают дефицитарность, она сочетается с уникальной непереносимостью чувства стыда, и в результате такого сочетания формируется весьма интересная связь между зависимостью и нарциссизмом. В главе 15 вы узнаете, как разлады в семье и в развитии Самости могут привести к наркотической зависимости, и можно даже предсказать, какому именно наркотику будет отдано предпочтение. Является ли нарциссическая личность также зависимой? Могли бы вы сами стать созависимой личностью?

Изучение вопросов любви и близких отношений побудило нас обратиться к исследованию ранней привязанности к «первичному воспитателю». От того, насколько мы чувствовали себя любимыми, насколько у нас было развито ощущение безопасности, насколько нам удалось справиться со своим детским нарциссизмом и насколько у нас сформировалась психологическая автономия, зависит эмоциональный тон в близких отношениях на протяжении всей жизни. Ощущение подверженности инфляции, фантазии об идеальной любви, примитивное стремление к слиянию - является ли все это любовью или нарциссизмом? Ответы найдете в Главе 16.

В большинстве случаев современная рабочая обстановка является стрессовой; при этом нарциссическое руководство оказывает вредное воздействие на рабочих и служащих. Так как нарциссические личности стремятся к власти, которая бы накачала их инфляцию и избавила бы их от чувства стыда, то, скорее всего, мы столкнемся с самыми наглыми и самыми безжалостными из них там, где есть хотя бы малая толика подконтрольного им piece оf turf. В главе 17 можно узнать об уязвимости, скрывающейся за маской всемогущества, которая побуждает нарциссическую личность одним шевелением перста делать нестерпимой жизнь других людей. Если вы хотите продолжать с ней игру, то в этой же главе вы найдете «прикуп», который позволит вам остаться «при своих».

Если, по вашему мнению, с Мамой и Папой было трудно жить, пока вы были маленьким, то просто подождите, что станет с ними, когда процесс старения медленно и безжалостно лишит их привычных им защит. Глава 18 полезна для любого взрослого ребенка, родители которого являются нарциссическими личностями и который все еще питает надежду - пока есть время - чтобы его воспринимали как индивидуальность и чтобы он имел в глазах родителей хоть какую-то ценность. В какой мере вы можете идти на уступку в отношениях, которые обещают так мало взаимности? Престарелая нарциссическая личность подвергнет вас решительному испытанию.


Часть четвертая

«Особенные люди»



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!