Технологии обеспечения взаимодействия педагогов родителей и детей. Использование технологии педагогического взаимодействия в работе с родителями. Стили и модели общения

Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении не может носить эпизодический характер, вестись от случая к случаю и без всякой системы.

В практике школы используются следующие формы :

1. Профилактическая, разъяснительная работа со всеми категориями родителей по вопросам здоровья детей, формирования личности и индивидуальная воспитательная работа.

2. Выявление проблемных семей детей, имеющих различные проблемы. Коррекционная работа с ними. Защита прав ребёнка.

3. Приглашение на заседания родительского комитета, административного совета и уже нередки случаи обращения в общественные организации города – в комиссию по делам несовершеннолетних, в суд (вплоть до лишения родительских прав).

Методы изучения семьи.

Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо узнать его семью. В.А. Сухомлинский

Наиболее распространенными методами работы с родителями являются:

· диагностика

· консультация, тренинг, наблюдения

· тестирование и анкетирование

· сочинение как метод изучения семьи

· метод обобщения независимых характеристик

· педагогическая гостиная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Технология взаимодействия с родителями»

Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении не может носить эпизодический характер, вестись от случая к случаю и без всякой системы.

В практике школы используются следующие формы :

1. Профилактическая, разъяснительная работа со всеми категориями родителей по вопросам здоровья детей, формирования личности и индивидуальная воспитательная работа.

2. Выявление проблемных семей детей, имеющих различные проблемы. Коррекционная работа с ними. Защита прав ребёнка.

3. Приглашение на заседания родительского комитета, административного совета и уже нередки случаи обращения в общественные организации города – в комиссию по делам несовершеннолетних, в суд (вплоть до лишения родительских прав).

Методы изучения семьи.

Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо узнать его семью. В.А. Сухомлинский

Наиболее распространенными методами работы с родителями являются:

  • диагностика
  • консультация, тренинг, наблюдения
  • беседа
  • тестирование и анкетирование
  • сочинение как метод изучения семьи
  • метод обобщения независимых характеристик
  • педагогическая гостиная.

Эта работа включает использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей:

  • Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).
  • Организация диагностической работы по изучению семей.
  • Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
  • Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся.
  • Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
  • Внедрение в семейное воспитание традиций педагогики.
  • Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.
  • Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.
  • Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет школы, родительский комитет, Совет отцов и др.)
  • Объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация, клубы молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы).
  • Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативы, спецкурсы, кружки, клубы по программам “Этика и психология семейной жизни”, “Основы семейного воспитания”).
  • Разработка тематического оформления по работе с семьей (уголок для родителей, музей семейных традиций и др.).
  • Иинформационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой
  • Объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка; эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка
  • Проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции.

Прежде чем воспитывать ребёнка – воспитайте родителей, если родители читают книги, дети тоже читают, если родители слушают классическую музыку, то и дети будут ей увлечены.

Формы и принципы взаимодействия педагогов и родителей.

Выделяют индивидуальные и коллективные формы работы с родителями, а также традиционные и нетрадиционные.

Традиционные формы

Нетрадиционные формы

Коллективные.

Индивидуальные. Творческие дела.

Родительское собрание

Семейные традиции.

Общешкольная конференция

История моей семьи.

Родительский лекторий

Талисман семьи. Гороскоп семьи.

Вечер для родителей

Семейная книга рекордов.

Родительские чтения

Географическая карта моей родословной.

Семинар

Долгожитель” семьи (книга, игрушка, другое).

Практикум

День рождения в семье.

Заседание

Праздники семьи.

“Круглый стол”

Семейные увлечения.

“Педагогическая гостиная”

“Четыре способа обрадовать маму”.

“Устный журнал”

Бабушкины пироги (выражения, страшилки, игры).

Тренинг

Мой семейный альбом.

Спортивные соревнования

Известные люди семьи.

Акция “Милосердие”

Папа может все, что угодно.

Акция “Книжка”, “Игрушка”

Наш дом театр, музей, оранжерея….

Трудовой десант

Песни (сказки) моей бабушки.

Субботник

Самое ласковое мамино слово.

Творческий концерт

Мое любимое блюдо.

Выставка

Я горжусь своим дедом!

Вернисаж

Конкурс на самые интересные мамины нотации и нравоучения.

  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе.

Психолого-педагогическое просвещение родителей. К психолого-педагогическому просвещению родителей необходимо привлекать специалистов различных направлений: врача, психолога, логопеда. Данное направление можно организовать с помощью следующих форм работы.

  • родительские университеты;
  • конференции;
  • индивидуальные и тематические консультации;
  • родительские собрания;
  • обучающие тренинги;
  • круглый стол;
  • оформление памяток для родителей;
  • родительские ринги;
  • торжественные собрания.

Родительское собрание, являясь традиционной формой работы с родителями, может быть построено по новому, используя различные приемы и подходы (диспуты, элементы деловой игры, семинарские занятия). К родительским собраниям можно приурочить различные выставки (лучших работ, тетрадей, рисунков, поделок, достижений в спорте), показывающие интеллектуальное развитие детей. Это классические форма работы имеет определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя.

Собрание – практикум не только знакомит родителей с какими – то понятием, но и в ходе собрания обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике. Например, одна из тем такого собрания может звучать так: «Как помочь ребенку стать внимательным», где участники знакомятся с понятием внимания и его основными свойствами, изучают и демонстрируют игры и упражнения по развитию внимания.

Хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг . Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так. Полезность таких встреч родителей состоит еще в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержанию учебно-воспитательного процесса.

Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Главное в проведении родительских конференций избегать излишней наукообразности и общих фраз, не подкрепленных живым опытом семейного воспитания. Необходимо, чтобы при каждой встрече с родителями всегда присутствовало живое общение.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

  • дни творчества детей и их родителей;
  • открытые уроки и внеклассные мероприятия;
  • помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса;
  • походы, экскурсии в природу;
  • шефская помощь;
  • совместные праздники;
  • игры-соревнования;
  • трудовая деятельность.

Большой эффект в воспитании, укреплении связей и взаимопонимания между родителями, детьми и педагогом дают проводимые совместные мероприятия: концерты и представления детей для членов семей, походы в составе класса с родителями на природу, экскурсии в музеи, зоопарк, посещения театров и различные другие мероприятия. Родители - частые гости и на внеклассных мероприятиях. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта.

Организация трудовой деятельности : оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки, создание семейных проектов.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

  • участие родителей класса в работе совета школы;
  • участие родителей класса в работе родительского комитета;
  • участие в работе совета содействия семье и школе.

Коррекционная работа с родителями даст положительный результат только в том случае, если педагог и родители, имея общую цель, будут действовать согласованно.


«Технология взаимодействия с родителями»

Учитель начальных классов

МБОУ «Буныревская СОШ №14»

Локтионова Т.И.

Алексин, 2016 г

В настоящее время наблюдаются ухудшение физического, психического, психологического и социального здоровья детей; увеличение процента социально незащищённых детей и родителей, рост социально-психологической тревожности, усталости людей разных возрастных категорий и многое другое.

Данные тенденции требуют внимания, в том числе со стороны специалистов (психологов, педагогов, дефектологов). Семья нуждается в поддержке и сопровождении. В сложившихся социально-культурных и экономических условиях взаимодействия с семьёй является важным направлением деятельности образовательного учреждения.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании детей рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на ведение детей в культуру, постижение её смысла и ценностей. Взаимодействие по решению актуальных проблем воспитания и развития ребёнка при обоюдной готовности взрослых является поддерживающим взаимодействием. Взаимодействие в зоне ближайшего развития детско-родительских отношений в семье, предупреждающее возникновение проблем “отцов и детей” и направленное на освоение продуктивных способов взаимодействия педагогов и родителей, является развивающим.

Преобразования в нашей стране сформулировали в обществе устойчивый запрос на человека, способного активно и творчески строить свою жизнь, человека, способного стать субъектом по отношению к своей деятельности и жизни в целом.

Субъетная проблематика в настоящее время занимает центральное место в исследованиях всех наук о человеке и является приоритетным направлением в изучении психолого-педагогических механизмов личностного развития человека.

С чего же начать развитие субъектности детей? Конечно, с формирования субъектной позиции их родителей. Какой бы ни была в жизни ребёнка роль его воспитателей, учителей и других взрослых, сверстников, именно психологический климат в семье, стиль общения и взаимоотношения родителей с ребёнком являются определяющими в воспитании и развитии его личности.

Однако недостаток в знаниях родителей основ педагогики и психологии, их одностороннее представление на современном этапе способов и методов социального воспитания и социальной адаптации мешает развитию ребёнка, раскрытию его творческого потенциала и сохранению психологического здоровья. Поэтому в настоящий момент необходимо совершенствовать способы и формы взаимодействия семьи и образовательного учреждения, повышать ответственность отцов и матерей за воспитание детей. В связи с этим возрастает значение работы педагога, психолога и других специалистов по организации этой деятельности, от которой зависит успех решения многих проблем и вопросов.

Педагог, непосредственно работающий с детьми, может по сути своей профессиональной деятельности внести посильный вклад в дело укрепления семьи, организуя в образовательном учреждении совместную деятельность взрослых и детей, он стремится к достижению конечной цели - обеспечению оптимального личностного развития каждого ребенка, его творческих способностей и формированию детско-взрослой общности.

Фасилитация (от англ. facilitate - помогать) - это форма групповой работы для выработки решений повышенной сложности, либо повышенной важности. Фасилитатор, в отличие от тренера, не является экспертоми не обучает участников, а предоставляет им специальные технологии групповой работы для создания необходимого продукта.

В современных условиях, когда родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами, задача школьной образовательной организации состоит в воодушевлении родителей на работу с детьми. Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. В этой связи школа выступает фасилитатором развития не только ребенка, включенного в образовательный процесс, но и родителя при условии его косвенного или непосредственного участия в жизни ребенка в школе. Для достижения таких задач следует продумать максимально возможные и реализовать эффективные сценарии включения родителей в жизнь ребенка в школе.
Началом и основным механизмом сопровождения такой деятельности выступают родительские собрания, посвященные основным этапам образовательного процесса.
На таких собраниях родители становятся полноправными участниками образовательного процесса не только на уровне принятия управленческих решений, но и инициации необходимых для развития ребенка мероприятий.

Задача педагога состоит в том, чтобы сделать родителей полноправными участниками образовательного процесса, понимающими значимость педагогического труда и готовыми к интенсивным взаимоотношениям с ребенком в различных образовательных и жизненных ситуациях.

Актуальность проблемы использования технологий фасилитации обоснована тем, что фасилитация как форма и метод работы в последнее время получает все большее распространение, в том числе среди педагогических технологий. Педагог в роли фасилитатора гибко реализует тот ролевой репертуар, который позволяет ему инициировать продуктивную деятельность группы родителей, поддерживая необходимый настрой, создавая деловую, доброжелательную атмосферу в группе, вдохновляя участников совместной деятельности на принятие консолидированных и непротиворечивых решений.

Фасилитатор – это тренер или ведущий серии встреч, который организует, направляет, стимулирует и оптимизирует процесс поиска информации, ее обработки и решения на ее основе поставленной перед группой задачи. В процессе фасилитации ведущий не применяет свои схемы действия, не использует свой стереотип восприятия, не излагает свой взгляд на проблему и не предлагает свой способ решения. Самостоятельный поиск информации сильнее мотивирует участников фасилитации и обеспечивает более эффективную обработку найденной информации, ускоряет процесс решения поставленной задачи, а также освоение и закрепление приобретенных навыков.

6 черт фасилитатора:

Умение управлять содержанием и динамикой

Умение слушать и слышать

Умение точно и полно передавать информацию

Умение структурировать время и информацию

Умение правильно задавать вопросы

Готовность делить «победу» с группой

Готовность принимать чужие мнения, не навязывать свое мнение группе

Фасилитатор не обязан:

Быть абсолютным экспертом в решаемом вопросе (хотя знание предмета желательно)

Делать всю работу сам

Технологии фасилитирования стимулируют к более напряженной мыслительной работе участников мероприятия, чем обычное собрание или беседы с родителями. Фасилитация повышает качество, часто снижает время выработки решений, повышает вовлеченность, ответственность каждого родителя за выработанное решение. Кроме кого, фасилитация дает возможность участникам мероприятия получить большее удовольствие от процесса.

Цель проведения родительских собраний с использований технологий фасилитации – помочь родителям освоить навыки интерактивного общения и различные модели поведения в нем, получить знания и понимание по вопросам воспитания детей, возможно, повлиять на негативные установки отдельных родителей по тем или иным проблемам, связанным с пребыванием ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Задача фасилитации – разрешение сложных или конфликтных ситуаций, решение конкретных вопросов: анализ проблем, поиск решений, обсуждение совместных мероприятий.

Продукт фасилитации – это организационные решения и предложения, зафиксированные в протоколе собрания, которые повлекут за собой те или иные изменения, как организационного характера, так и воспитательного.

Совместное обсуждение вопросов и проблем, возникающих у родителей по ситуациям пребывания ребенка в школе, часто вызывает разногласия и непонимание между участниками диалога. Типичная ситуация: кто-то из родителей много говорит не по существу, чьи-то разумные идеи остаются не услышанными, тратится много времени на обсуждение вопросов, не касающихся основной темы собрания; решения не принимаются, все время уходит на процесс обсуждения. Именно в таких ситуациях напряженности и противоречий следует обратиться к фасилитации группового взаимодействия. При такой постановке вопроса есть возможность подготовить родителей к самостоятельному принятию решений через делегирование им инициативы и ответственности.

(Например: в 1 классе были серьезные проблемы с поведением учащихся и на уроках, и во время перемен. Родительское собрание по теме «Дети – отражение своих родителей. Так ли это?» началось со стихотворения Себастьяна Бранта (15 в.)

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители пример ему!

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них все то, чему их учит.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец!

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе,

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

Далее родителям было предложено обсудить данное стихотворение, сравнить поведение детей в школе и дома, обменяться опытом решения проблем с поведением детей в каждой семье и принять решение о путях выхода из данной ситуации. В итоге родителями было (самостоятельно) принято решение о необходимости усиления контроля за поведением и учебой детей. Они составили график (не говоря об этом детям) и ежедневно по очереди стали заходить в школу под разным предлогом и интересоваться успехами и проблемами детей, делясь впоследствии информацией с остальными родителями. Примерно через три недели большая часть проблем была устранена.)

В качестве ещё одного примера организации такой работы можно привести «заочные» родительские собрания, когда решения принимаются родителями самостоятельно в ходе организованных встреч, переписки в социальных сетях, голосований и опросов, а результаты подобной деятельности сводятся в протокол с коллективным решением всех родителей.(Новый год, экскурсии и т. д.)

Чтобы прийти к конструктивным решениям, процессом обсуждения необходимо управлять и координировать действия участников родительского собрания. Такой процесс может учитель, владеющий технологиями фасилитации. Он управляет процессом обсуждения, вовлекает участников и структурирует работу собравшихся. Родители же сами проделывают всю работу по принятию решения, педагог, использующий технологии фасилитации лишь виртуозно облегчает процесс, способствует тому, чтобы участники родительского собрания задумались над решением проблемы и не ждали готового решения.

Первое преимущество фасилитации состоит в том, что решения выдают сами родители, т.е. они самостоятельно проделывают всю необходимую работу. Фасилитатор поддерживает процесс только технологически.

Второе – фасилитатор не дает решений, он предоставляет средства, с помощью которого родители сами находят решение.

Посредством фасилитации можно проводить:

– проверку имеющихся педагогического опыта и убеждений участников собрания;
– обмен полезной информацией между участниками родительского собрания;
– формирование ощущения легкости и простоты в освоении нового – за счет использования интеллектуального и креативного потенциалов всей группы родителей;
– снятие сопротивления изменениям, происходящим во взаимоотношениях с ребенком, педагогами, между родителями.

Методы фасилитации

– мировое кафе, позволяющее собрать информацию, организовать обмен мнениями большого количества людей по важным вопросам и проблемам; изучить возможности для дальнейших действий и принятия решений;

– «поиск будущего» (FutureSearch) связан с формированием общей основы для предстоящего сотрудничества, выработкой общей картины будущего;

– конференция «Поиск» (SearchConference) обусловлена необходимостью активной адаптации системы (школьного образования в конкретной организации) на основе поиска вариантов развития ее участников (педагогов и родителей) через достижение совместного видения решения конкретной проблемы;

– технология открытого пространства (OpenSpaceTechnology) позволяет решить реальную проблему в ситуации «здесь и теперь» на основе слаженного действия группы в условиях ограниченных ресурсов и сложности вопроса;

– динамическая фасилитация (DynamicFacilitation) используется для решения проблем в условиях, когда группа сталкивается со сложной ситуацией и нет однозначного решения для снятия напряженности или разрешения конфликта;

– саммит позитивных перемен (AppreciativeInquirySummit) используется для проведения широкого спектра позитивных изменений в организации, включающих развитие лидерства, стратегическое планирование, изменение корпоративной культуры, прояснение видения картины будущего и общих ценностей совместной работы;

– выход за рамки (WorkOut) позволяет расширить межфункциональные или межуровневые группы руководителей, сотрудников, специалистов, родителей, когда они обращаются к важным для функционирования учреждения темам, разрабатывают рекомендации и представляют их главному руководителю на «городском собрании» (общее родительское собрание).

В построении эффективного взаимодействия с родителями технология фасилитации помогает:

    организовать взаимную деятельность ответственных взрослых, направленную на ведение детей в культуру, постижение её смысла и ценностей

    раскрыть творческий потенциал ребенка с помощью участия семьи и сохранить фактор психологического здоровья

    освоитьродителям навыки интерактивного общения и различные модели поведения в нем,

    получить знания и понимание по вопросам воспитания детей, возможно, повлиять на негативные установки отдельных родителей по тем или иным проблемам, связанным с пребыванием ребенка в образовательном учреждении.

    разрешить сложные или конфликтные ситуации,

    решить конкретные вопросы: анализ проблем, поиск решений, обсуждение совместных мероприятий.

Технологию фасилитации целесообразно применять в системе с участием психолого – педагогической службы школы.

Взаимодействие с родителями в нашей школе:

Участие родителей в работе Совета школы;

Участие родителей в работе Попечительского совета школы
- посещение родительских собраний (в четверть 1 раз);
- использование индивидуальных форм работы с родителями;
- приглашение родителей на мероприятия в школу, активное
участие при проведении мероприятий;
- проведение « Дня открытых дверей»;
- работа с родителями через дневники учащихся; в том числе используя ИКТ

Участие родителей в работе детей над проектами;
- индивидуальные беседы, посещение семей (по мере возникновения
проблем); и т.д.

обучающихся.

Введение

Современные родители рассматривают учреждение дополнительного образования детей (Далее - ДОД) не только как место для развития хобби ребенка, для организации его досуга, но и, прежде всего, заинтересованы в образовательных успехах ребенка, и нацелены на образовательный результат. Поэтому для педагога дополнительного образования очень важно установление партнерских отношений с родителями, создание атмосферы поддержки и общности интересов, взаимопонимания, сотрудничества и взаимодействия. Эффективность взаимодействия с родителями во многом зависит от форм организации работы.

Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Работа с родителями включает в себя комплекс мер - различные формы психологического просвещения, обучения, консультирования, профилактики, - которые помогают взрослым осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребенка, развивать его в интеллектуальном, социальном, чувственном, этическом, эстетическом плане.

Задачи сотрудничества с родителями:

Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.

Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.

Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.

Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Данные рекомендации помогут педагогам создать систему работы с родителями обучающихся, а также избежать традиционных конфликтов между родителями и учреждением дополнительного образования детей. Кроме того, хорошо организованная система работы педагога с родителями обучающихся - это путь к повышению профессионального уровня и мастерства педагога, гарант совершенствования его личностных качеств, развития педагогического творчества, стратегия, направленная на отработку профессиональных навыков, формирование готовности к профессиональному самообразованию и самовоспитанию.

Основные формы взаимодействия педагога с родителями обучающихся.

Для этого в дополнительном образовании активно используются следующие формы работы с родителями:

1. Групповые формы:
. Дни открытых дверей.
. Конференция.

. Родительское собрание.

. Семинары-практикумы.

. Творческие мастерские.

.

. Родительский тренинг.

. Родительские вечера.

2. Индивидуальные формы:
. Анкетирование, диагностика.
. Посещение семьи на дому.
. Индивидуальная консультация (беседа).

3. Н аглядно-информационные формы.

Остановимся подробно на каждой из них.

Групповые формы:

. Дни открытых дверей . Это не только средство удовлетворения интереса к тому, как живут дети в детском объединении. Это способ познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения, условиями детской деятельности. Иногда «День открытых дверей» помогает преодолеть негативное или предвзятое отношение родителей к ребенку, его способностям, увидеть его в другом, ранее не известном свете.

Целью проведения Дня открытых дверей является показ талантов и способностей детей. Родители видят своего ребёнка одарённым, талантливым в той или иной области. День открытых дверей - это проявление уникальности и самих педагогов. Педагоги проводят занятия - игры, занятия - сказки, диспуты, конференции и т. п. Родители видят особенности коллектива детского объединения: энергичность, доброжелательность, инициативность, трудолюбие.

Может проводиться до 3 раз в год.

. Конференция. Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ обучающихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Конференции нужно проводить не в отдельном объединении, а в учреждении в целом. Это могут быть читательские конференции «Круг семейного чтения» и др.

Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

На конференцию обязательно пригласить несколько специалистов в области выбранной темы.

. Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни детского объединения и родительского коллектива. Педагог направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Это — взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы — одна семья»; «О доброте и милосердии»; «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе»; «Роль отца в воспитании детей» и др. Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», диспута, тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

Диспут, дискуссия — обмен мнениями по проблемам воспитания — одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

Организация и структура родительского собрания(Приложение 1).

. Семинары-практикумы.

Интересной формой работы с семьями обучающихся можно считать семинары-практикумы. Они планируются и организуются на основе анкетного изучения интересов и запросов родителей, и посвящены актуальным вопросам воспитания: «Как воспитывать ребенка», «Наказывать или не наказывать ребенка» и пр.

Особенностью таких семинаров и их отличием от родительских собраний является то, что они проводятся для небольшого круга представителей семей, посвящены одной узкой тематике и включают в себя не столько выступления педагогов и других специалистов, сколько выступление самих родителей.

Такой родительских самообуч, свободный обмен мнениями, рассказ о своем опыте взаимодействия с ребенком дает возможность родителям приобрести новые знания, скорректировать свои представления о педагогике, а педагогам — диагностировать уровень компетентности родителей и оказать квалифицированную помощь, дать профессиональный совет.

Данная форма организации взаимодействия с родителями способствует установлению между педагогами и родителями еще более доверительных отношений, дает педагогам осознание значимости семьи в воспитании ребенка, а родителям — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания.

. Творческие мастерские . Родители и дети могут периодически вовлекаться в совместную деятельность в творческих мастерских. К такой работе привлекается педагог декоративно-прикладного творчества, которые помогают появлению на свет продукта совместного творчества. Под основной целью функционирования творческих мастерских подразумевается создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат - радость совместного творческого труда.

. Совместная досуговая деятельность.

Одной из самых популярных и востребованных форм работы с родителями в системе ДОД, является организация совместных досуговых мероприятий. Совместные воспитательные и праздничные мероприятия активизируют и повышают заинтересованность родителей.

Формы досуга : совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей; просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; спортивные соревнования, КВН; туристические походы, экскурсионные поездки. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т. п.

Примерами таких мероприятий могут быть традиционными праздники: «Волшебница Осень», «Новогодние приключения», «8 Марта - праздник мам», «Выпускной бал», «День матери», «День отца», «День бабушек и дедушек», «День моего ребенка», «День взаимного благодарения»; творческие конкурсы и фестивали: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, «Семья-эрудит», «Семейное увлечение», «Наша дружная семья», «Хобби и увлечения моей семьи», «Мир семейных увлечений», «Папа, мама, я - дружная семья», «Традиции в моей семье», «Мама, папа, я - читающая семья», «Четыре способа обрадовать маму» и т. п

Конкурс может состоять из нескольких этапов:

Литературный, родителям совместно с детьми предлагается в форме эссе, рассказа, новеллы, сочинения раскрыть определенную тему: «Новогодние традиции моей семьи», «Семейная книга рекордов» и т. п.

Литературно-художественный: рассказы о родителях, бабушках, дедушках например, «Папа - настоящий друг», «Мама - солнышко мое», «Песни (сказки) моей бабушки», «Известные люди семьи», «Я горжусь своим дедом!», «Родословное древо нашей семьи», иллюстрируемые фотографиями, рисунками, аппликациями.

По результатам конкурсов оформляются выставки и оформляются сборники сочинений, рассказов, эссе детей и родителей.

Фотовыставки из семейных архивов на определенную тематику: «Отдых в нашей семье», «Праздники и будни моей семьи» и т.п. Выставка прикладного и изобразительного творчества: «Хобби», «Семейные увлечения».

Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды.

. Родительский тренинг - это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5-8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

В целом работа по тренинговой программе помогает участникам:

Почувствовать собственную ответственность за свои проблемы в воспитании детей;

Осознать свою позицию в общении с детьми: понять и проанализировать свои установки при воспитании детей;

Научиться поддерживать детей и подростков с разными проблемами и разными стилями поведения;

Развивать у себя умение эффективно слушать, создавать у детей ощущение, что их понимают и принимают;

Овладеть способами выражения своих эмоций как положительных, так и отрицательных;

Видеть и понимать психологические особенности детей и подростков, учитывать эти особенности в общении с ними.

Тренинговые игры и упражнения, направленные на гармонизацию детско-родительских взаимоотношений (Приложение 2).

Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в 2-3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер - это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерные темы родительских вечеров:

1. Рождение ребенка и первый год его жизни и развития.

2. Первые книжки ребенка.

3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

4. Друзья моего ребенка.

5. Праздники нашей семьи.

6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.

7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

8. Песни, которые пели и поют наши дети.

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Индивидуальные формы:

. Анкетирование, диагностика . Проводится для выяснения запросов родителей, удовлетворенность работой педагога, объединения, учреждения. Заполненные анкеты должны храниться в течение учебного года. Затем они утилизируются, а обобщенные результаты педагог хранит как минимум в течение 5 лет (межаттестационный период). Письменные отзывы родителей о деятельности педагога составляются, как правило, в свободной форме, хранятся у педагога в папке достижений или портфолио.

. Посещение семьи на дому . Это очень эффективная форма, и иногда является переломной в отношениях педагога и родителя. О посещении необходимо договариваться с родителями заранее. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ребенка. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах о склонностях, об отношении к родителям, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

. Индивидуальная консультация (беседа). Эта форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей.

В процессе беседы родители должны чувствовать, что у педагога нет иной цели, кроме оказания помощи. Это будет способствовать росту доверия и повышать педагогическую эффективность беседы. Следует проявлять осторожность в оценке личностных качеств, членов семьи, особенно ребёнка, уметь акцентировать положительные свойства, создать определённую «педагогическую надежду» у родителей.

Организация и проведение индивидуальных консультаций (бесед) (Приложение 3).

Н аглядно-информационные формы

( Просветительская работа).

Разработка и ведение сайта (или странички на сайте ДОД, группа в « ВКонтакте» ) детского объединения. В последние годы в связи с активным внедрением интерактивных форм общения в нашу жизнь, педагоги стали использовать возможности сети интернет для освещения деятельности своего детского объединения. Сайт может быть создан полностью педагогом или на базе конструктора сайтов (каких сейчас великое множество).

Структура сайта, содержание представленного на нем материала не должны противоречить требованиям Российского законодательства.

Если на сайте имеются интерактивные опросы для родителей, то эту форму работы можно также отнести и к интерактивным.

. Наглядная информация . Формы работы по педагогическому просвещению разнообразны. Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна и имеет огромные возможности по освящению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителя. Поэтому важна форма и способ подачи информации, а так же её содержание.

Формы наглядно-текстовой информации :

Выставки тематические, посвященные какой-либо теме, связанной с семьей.

Групповые выставки детских работ (периодически).

Индивидуальные (персональные) выставки детских работ.

Фотовитрины и фотоколлажи: стенды представленные фотографиями детей, отражающих их деятельность в ДОД.

Информационные стенды: «Для вас, родители!», «Университет» для родителей», «Ликбез для родителей». На стенде можно размещать информацию в виде памяток, советов, рекомендаций представлены материалы по темам воспитания детей .

Газета. Она привлекает своей красочностью, фотографиями детей, статьями, авторами которых являются сами дети, педагоги и сами родители. Газета может включать репортаж с места событий (конкурс, поход), интервью, практические советы, поздравления и благодарности, юмор и многое др.

Буклеты. Помогают педагогу представить свое объединение. В буклете может содержаться информация за несколько лет (цель программы, достижения, история выпускников, отзывы родителей и т.п.), а также на конкретный учебный год - расписание, режим работы, необходимое оборудование, правила поведения и т.д.

«Золотые фонды»: Видеотека может включать не только фильмы, но и записи детских праздников, конкурсов, ярмарок, открытых занятий или просто жизнь детей в детском объединении; «Семейная библиотека» в этот фонд могут входить развивающие пособия, метод. рекомендации по воспитанию детей, популярная педагогика и психология для родителей, периодические издания.

Заключение

Таким образом, используя различные формы общения с родителями, педагог создает благоприятный микроклимат между самими обучающимися и семьей в целом, необходимый для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка; повышает уровень педагогической и психологической грамотности родителей. Ведь только совместная деятельность поможет добиться оптимальных результатов в воспитании и обучении детей.

Главное в работе - завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа. Общение педагогов и родителей строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению.

В заключении, хочется напомнить вам золотые правила , которые помогут вам, уважаемые педагоги, эффективного взаимодействовать с родителями обучающихся:
.
Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.

. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.

. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.

. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
. Готовясь к встрече с семьей обучающегося, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.

Использованная литература:

Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Н.А. Алексеевой. Вып. 1,2. М., 2001.

Коляда М. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998.

Коменский Я. А. Великая дидактика. - Избр. пед. соч. М. , Учпедгиз, 1955. .

Лисицына И.С. Лучшие методики воспитания. Белгород 2011

Макаренко АС. О воспитании. М. 1988.

Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 2000.

Песталоцци И.Г. Руководство для матерей.М. 1986

Петрова Л.И. Ребенок группы риска: откуда берутся трудные дети. Ростов-на-Дону, 2013

Питюков ВЮ. Основы педагогической технологии. М. 1997.

Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993.

Холостова Е.И. Социальная работа с семьёй: Учебное пособие . М. 2011

Оформляем родительский уголок: новые формы и подходы [Электронный ресурс]// http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200700502

Современные формы работы с родителями

[Электронный ресурс]// http://www.vseodetishkax.ru

Приложение 1

Организация и структура родительского собрания

Собрание организуется не реже 2-х раз в год. Родительское собрание может быть трех видов: организационное, итоговое, тематическое.

В начале учебного года обязательно проводится организационное собрание, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей. Родителям учащихся 1-го года обучения важно презентовать общеобразовательную программу и результаты ее освоения, специфику и расписание занятий.

Любое родительское собрание требует от педагога тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», плана, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. При подготовке тематического собрания желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится для беседы, порекомендовать прочесть книги или ознакомиться с материалами периодической печати. Важно продумать оформление учебного кабинета, зала (оформить выставку творческих работ обучающихся, подобрать литературу для родителей, выпустить тематическую газету). Не менее значима и форма приглашения родителей на собрание.

Встреча должна начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1-1,5 часа.

Каждое собрание (имеется в виду не тематическое, а рабочее собрание) структурируется в соответствии со следующей повесткой:

Информация об учреждении дополнительного образования детей, о детском объединении, о достижениях детей за прошедший период (только положительная информация).

Полезная информация от специалистов (врачей, психологов, социологов, ученых, работников правоохранительных органов).

Информация о работе родителей с обучающимися за прошедший период.

Планирование участия родителей в делах детского объединения на следующий период.

В заключительной части встречи педагог благодарит родителей за участие, совместную работу. Просит задержаться тех, родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, чтобы выяснить причины и выработать совместное решение о возможных путях их преодоления.

В конце учебного года проводится итоговое собрание. Главная его цель - представление родителям образовательных результатов по программе, демонстрация достижений обучающихся, а также планирование деятельности детского объединения на следующий учебный год.

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.

2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей обучающихся.

Анкета для родителей

Часто ли должны проводиться родительские собрания?

Все ли родительские собрания вы посещаете?

Эффективны ли с вашей точки зрения родительские собрания?

Какие вопросы Вы бы хотели обсудить на родительских собраниях?

Приложение 2

Тренинговые игры и упражнения

Упражнение «Кто здесь собрался?» Каждый родитель по кругу придумывает свой вариант ответа на вопрос «Кто здесь собрался?».

Упражнение «Сделай комплимент» Задача упражнения - сделать комплимент сидящему рядом участнику, как если бы это был ребенок. При этом нельзя повторять слова. Вопрос для анализа: «Удалось ли вам сделать комплимент, обращаясь к ребенку, а не ко взрослому?».

Упражнение «Угадайте, какую игрушку выбрал бы ваш ребенок» Родителям предлагается выбрать из набора игрушек, куда входят куклы, настольно-печатные игры, мяч, скакалка, машина, музыкальная игрушка и т. д., ту, с которой больше всего любит играть их ребенок. Родители поясняют свой выбор.

Игра «Войди в круг» Родители встают в круг, крепко держатся за руки и представляют, что они - дети. Один остается за кругом - это взрослый. Его задача - убедить «детей» впустить его в круг. Для этого нужно подобрать верный тон общения и нужные слова. Вопросы для анализа: «Что вы испытывали, выполняя это задание? Легко ли было войти в круг?».

Упражнение «Мне кажется, в детстве ты был(а)…» Участники бросают мяч друг другу со словами: «Мне кажется, в детстве ты был(а)…». В ответ каждый может согласиться или опровергнуть высказывание. Второй вариант: «Я думаю, в детстве ты мечтал(а)…». Здесь участники тренинга могут сами о себе говорить, о чем они мечтали в детстве или какими были тогда. Это упражнение способствует погружению членов группы в детское эго-состояние.

Игра «Какой он - мой ребенок» Задача игры определить, каким видят своего ребенка родители. Для этого каждый из них обводит контур руки, на изображении каждого пальца пишет по букве имени ребенка. Затем родителям предлагается расшифровать буквы, назвать качества характера ребенка, начинающиеся на данную букву. В центре ладони можно изобразить символ, кем он является в семье. Чаще всего даются положительные характеристики, что позволяет видеть в ребенке положительные качества, тем самым настраивать его на успех. Также игра наводит родителей на определенные выводы о сформированности личности ребенка.

Упражнение «Моя любимая игрушка» Родители вспоминают их любимую игрушку: как называлась и где она сейчас. Вопрос для анализа: «Какие чувства вызвали воспоминания?».

Упражнение «Семейные заповеди». Родители составляют список семейных заповедей, обычаев, правил, запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены семьи. Каждый зачитывает этот список. Данное упражнение позволяет сравнить свои представления о семейной жизни с представлениями других. Вопрос для анализа: «Какие заповеди вас удовлетворяют, а какие нет?».

Упражнение «Угадай, чьи эти руки» Один из участников выходит в центр круга и закрывает глаза, остальные по одному подходят к нему и кладут руки на его ладони. Задача участника - угадать, чьи эти руки. Таким образом формируются две группы: мягкие и строгие родители. Затем основной участник объясняет, на какие признаки он ориентировался и совпали ли его тактильные ощущения с тем, что он потом увидел. Упражнение дает участникам группы прекрасный повод для обратной связи: каждый из них может узнать, как он воспринимается в качестве родителя по первому впечатлению.

Упражнение «Подарок» Родители по очереди и при помощи невербальных средств дарят подарок своему соседу. После завершения круга каждый говорит, какой подарок он получил.

Игра «Ты мне нравишься тем…» Все участники сидят в кругу. Педагог объясняет правила игры бросает мячик кому-то из участников и говорит фразу: «Ты мне нравишься тем…» (называет понравившееся качество данного человека, например: …тем, что у тебя отличный характер, или …тем, что у тебя красивые глаза) Мяч бросают до тех пор, пока он не побывает у всех участников.

Игра «Я люблю своего соседа»

Участники могут сидеть за столом или просто рассаживаются по кругу. В порядке очередности каждый участник начинает свое обращение к сидящему рядом с фразы, которой названа игра, дополняя ее конкретным именем. И далее:

а) перечисляет положительные качества соседа,

б) говорит о том, куда его отправит,

в) что даст в дорогу и

г) чем будет кормить.

Условие таково, что все ключевые слова, придуманные в качестве ответов на задания а) — г), должны начинаться на ту же букву, что и имя соседа.

Например: «Я люблю свою соседку Машу, потому что она милая и не малодушная. Я отправлю ее в Москву, дам в дорогу мула и буду кормить мамалыгой с маслом.»

Аплодисменты по кругу

Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Приложение 3

Организация и проведение индивидуальных консультаций (бесед)

Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей.

В приглашении важно сформулировать цель беседы с родителем, недопустима такая формулировка, как «Зайдите ко мне, пожалуйста, на следующей неделе», так как данное высказывание приводит родителей в состояние ожидания, мучительной неопределенности и неведения.

Зная цель консультации, родитель сможет подготовиться к ней не только психологически, но и информационно, собрать какие-либо сведения, вспомнить необходимые факты. Как минимум консультация длиться 20 минут. Консультация «между делом» в шумном общем коридоре никакой пользы не приносит. Успех беседы во многом зависит от педагогического такта, чуткости, способности заинтересовать родителя.

Девиз консультации: «Мы вместе против проблемы, но не против друг друга».

Залог успешной консультации:

Искренне интересуйтесь родителями (задавайте им вопросы).

Приветствуйте их радостно и с энтузиазмом, тогда ваш настрой перейдет и к родителям.

Улыбайтесь.

Называйте родителей по имени и отчеству.

Будьте хорошим слушателем (умение слушать - успех любой консультации).

Держите паузу.

Внушайте родителю сознание его значимости и делайте это искренне.

Если вы вынуждены сделать выговор, начните с похвалы.

Сначала говорите о собственных ошибках, а затем уже об ошибках родителей.

Выражайте родителям одобрение по поводу малейших их удач и отмечайте каждый их успех.

Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию.

Учитывайте личные интересы родителей, их возможность посещения образовательного учреждения и родительских собраний.

Индивидуальные консультации - одна из важнейших форм взаимодействия с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает группу. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с группой. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и педагогом. Педагог должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

- особенности здоровья ребенка;

- его увлечения, интересы;

- предпочтения в общении в семье;

- поведенческие реакции;

- особенности характера;

- мотивации обучения;

- моральные ценности семьи.

Примерная тематика консультаций для родителей:

1. Ребенок не хочет заниматься в коллективе. Как ему помочь?

2. Единственный ребенок в семье.

3. Пути преодоления трудностей в воспитании.

4. Наказания детей. Какими им быть?

5. Тревожность детей. К чему она может привести?

6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

7. Грубость и непонимание в семье.

8. Талантливый ребенок в семье.

9. Друзья детей - друзья или враги?

10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

Понятийный аппарат

Адаптация - процесс перевоспитания в сочетании с влиянием, предполагающим изменение в развитии личности.

Досуг - часть времени личности, группы и общества в целом, которое используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, а так же для удовлетворена личных интересов и потребностей.

Коррекция - форма коллективного изучения и обсуждения психолого-педагогических проблем воспитания и образования.

Конференция - форма коллективного изучения и обсуждения психолого-педагогических проблем воспитания и образования.

Первичная социализация - обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребёнка, в семье переплетаются естественно биологические и социальные связи родителей и детей. Они определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Обучение ребёнка тому социальному опыту, который

накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растёт, её нравственные нормы и традиции народа.

Родительский комитет - группа родителей, которых выбрали на общем собрании, с целью представления интересов учащихся и активного участия в жизни образовательного учреждения.

Родительское собрание - это вид работы с родителями, в основе которого лежит цель сбора всех членов для обсуждения актуальных проблем и выработки определённых решений.

Самоуправление - это коллективное управление, участие всех членов образовательного процесса, в деятельности соответствующего органа управления, включение исполнителей в процесс выработки и принятия общих решений.

Тренинг - это упражнение в чём-либо, проживание какой-либо ситуации в игре.

Семья - основанное на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием, ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимообязанностями по отношению друг к другу.

Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения

Цель исследования - изучение мнения родителей обучающихся о воспитательной работе и организации взаимодействия в учреждении и детском объединении.

Задачи исследования:

Определить активность участия детей и их родителей в жизни учреждения ДОД, подготовке и проведении мероприятий в детском объединении.

Определить, насколько удовлетворены родители обучающихся отношениями со всеми участниками образовательного процесса.

Выявить эмоциональное отношение родителей обучающихся к учреждению ДОД, к мероприятиям, к негативным явлениям в детском объединении.

Исследование проводится на родительском собрании. Работа ведется по специальному опроснику. Анкета выдается каждому родителю, и они отвечают на все вопросы в течение 10-12 минут.

Уважаемые родители!

Пригашаем Вас принять участие в опросе по вопросам воспитательной системы Центра детского и юношеского творчества и взаимодействия педагогов и родителей.

Ваше мнение поможет понять существующее положение и выработать рекомендации для педагогического коллектива по улучшению воспитательной работы в учреждении.

Надеемся на искренние ответы. Результаты работы будут использованы только в обобщенном виде, поэтому свою фамилию можно не указывать. Запишите только название детского объединения, в котором ваш ребенок занимается.

Необходимо ознакомиться с вариантами ответов на каждый вопрос, затем выбрать и указать на листе для ответов тот из них, который больше всего соответствует вашему мнению.

Заранее благодарим и желаем успеха!

1. Участвовал ли Ваш ребенок в подготовке и проведении мероприятий в Центре детского и юношеского творчества?

А) да, постоянно

Б) да, эпизодически

В) нет, не участвовал

Г) затрудняюсь ответить

2. Нравятся ли Вам мероприятия, которые проводятся в Центре детского и юношеского творчества?

А) в основном нравятся

Б) нравятся, но не во всем

В) в основном не нравятся

Г) затрудняюсь ответить

3. Насколько вы удовлетворены отношениями, которые сложились у Вас с педагогом дополнительного образования?

А) в основном удовлетворительные

Б) в чем-то удовлетворительные, в чем-то нет

В) в основном неудовлетворительные

Г) затрудняюсь ответить

4. Что Вас привлекает и не привлекает в Центре детского и юношеского творчества?

_____________________________________________________________________

5.Ваши предложения по организации воспитательных и праздничных мероприятий в Центре детского и юношеского творчества.

Елена Жданова
Педагогические технологии, их роль во взаимодействии с родителями.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь) .

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок , определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса . (Б. Т. Лихачёв)

Основные требования (критерии) педагогической технологии :

концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость

Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность - технология должна обладать всеми признаками системы : логикой процесса, взаимосвязью его частей , целостностью.

Управляемость - возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность - современные педагогические технологии , существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость - возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т. е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога , использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей).

Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий образовательных учреждений и семьи. Содержание сотрудничества дошкольного учреждения с семьей включает три основных направления :

психолого-педагогическое просвещение родителей ,

вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс,

участие семей в управлении учебно-воспитательным процессом в детском саду.

Т. А. Маркова, А. К. Менжанова, О. Н. Урбанская и др. выделяют следующие традиционные формы взаимодействия :

Коллективные (родительские собрания , конференции, «Круглые столы» и др.);

Индивидуальные (педагогические беседы с родителями ) ;

Наглядно-информационные (записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, НОД, фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки)

Нетрадиционные формы выделила О. В. Огороднова (заведующий кафедрой педагогики методики начального и дошкольного образования Института психологии и педагогики , кандидат педагогических наук , разделив их на 3 группы :

1-а группа - «опосредованные формы взаимодействия » : переписка, газеты, бюллетени, памятки, выставки и т. п.

2-я группа реализуется на уровне «встречного движения» и характеризует непосредственное взаимодействие педагогов и родителей : лекции, образовательные социально-педагогические и психологические семинары, круглые столы, тренинги, практикумы, собрания, клубы, мастерские и т. д.

3-я группа форм предполагает совместную деятельность педагогов и родителей с детьми . К формам этой группы относятся праздники, развлечения, конкурсы, выставки, вечера музыки и поэзии, спектакли, вечера отдыха в виде салонов, мастерских.

Схему классификации нетрадиционных форм так же предлагает Кротова Т. В.

Информационно-аналитические :

Анкетирование;

Интервьюирование.

Наглядно-информационные :

Сайт Детского сада и сайты педагогов ;

Дни открытых дверей в ДОУ;

Открытый показ НОД для родителей ;

Информационные стенды;

- родительский уголок ;

- мини-библиотеки :

а) детской литературы для семейного чтения;

б) педагогической литературы .

Паспорт здоровья;

Фотомонтажи;

Показ фильмов «Из жизни группы» .

3. Познавательные :

Нетрадиционные родительские собрания ;

Индивидуальные беседы, консультации;

Совместная работа по тематическому плану, проектам;

НОД с участием родителей «Гость группы» ;

Экскурсии выходного дня.

4. Досуговые :

Совместное участие родителей , педагогов и детей в городских , российских конкурсах;

Участие в семейных вернисажах, выставках;

Спартакиады, олимпиады;

Участие в подготовке и проведении праздников, досугов, развлечений;

Совместное написание сказок;

Посещение театра, музеев, выставок.

5. Трудовые или хозяйственные :

Обновление предметно-развивающей среды группы;

Благоустройство участка, озеленение, оформление по сезонам;

- «экологические» акции;

Дни «добрых дел»

На сегодняшний день выявлено два вида форм совместной деятельности :

Совместные мероприятия педагогов и родителей

Родительские собрания

Конференции

Консультации

Вечера для родителей

Кружки для родителей

Тематические выставки

Педагогические советы

Попечительский совет

Встреча с администрацией

Школа для родителей

Родительский комитет

Совместные мероприятия педагогов , родителей и детей

Сайты детского сада и группы

Детско-родительские проекты

Дни открытых дверей

Фотовыставки

Мастер-классы

Совместные прогулки и экскурсии

Коллекционирование

Брошюры, буклеты, листовки

Совместные выставки

Презентации

КВН, викторины

Праздники

Концерты

Вечера музыки и поэзии

Соревнования

Семейные конкурсы

Семейные газеты

Оформление групп

Благоустройство ДОУ и территории

Современные технологии развития совместной деятельности педагогов , родителей и детей

Чем более интенсивно семья накладывает свой отпечаток на ребенка,

тем более этот ребенок будет склонен видеть отражение

своего детского миниатюрного мира в большом мире взрослой жизни…

технология «Семейный театр в детском саду»

Семейный театр - творческое объединение нескольких семей, педагогов детского сада , ориентированное на интеграцию традиций домашнего и общественного театров, и развитие воспитательного потенциала семьи.

технология проектной деятельности

Проект - это совокупность задач или мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный и неповторяющийся характер.

Проектирование это обязательно практическая деятельность.

Технология «Семейная ассамблея»

В рамках «Семейной ассамблеи» можно провести мастер-классы, встречи «Гость клуба» , «Клуб выходного дня» , «Акции добра» , «Чайные вечеринки» , «Литературные гостиные» .

В своей работе можно использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Все выбранные формы взаимодействия с родителями , создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка, способствуют повышению психолого-педагогической компетентности родителей . Хорошо налаживают общение между семьей и группой детского сада, что способствует поддержке ребенка, тому, что его жизнь в детском саду полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению.

С целью изучения деятельности классного руководителя нами было проведено исследование в четвертом классе Красненской средней общеобразовательной школы, чтобы выявить процесс деятельности классного руководителя с родителями.

Данное исследование проводилось 4-м классе, в котором насчитывается 20 человек, из них 11 девочек и 9 мальчиков. В исследовании приняло участие 10 человек (родители).

В данном исследовании использовалась следующая методика: «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения» (Приложение 3). Результаты исследования представлены в таблице 1.

Целью данной методики является выявление уровня удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива. На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:

1) Уровень степени удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.

То, что учитель должен знать своих учеников, не вызывает сомнения. Задача школы сегодня - обеспечить развитие каждого ученика, создав необходимые для этого условия. Чтобы человека воспитывать, его надо знать во всех отношениях - это аксиома педагогики. Для того чтобы проанализировать работу классного руководителя был проведен опрос (Приложение 4). Получив ответы от классного руководителя, можно сделать определенные выводы о том какие формы взаимодействия использует классный руководитель при работе с учащимися, родителями; с помощью каких методов проводиться изучение школьников и их родителей; какие методы использует классный руководитель при работе с родителями.

Анализ и результат исследования

Результаты исследования по изучению удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения представлены в таблице.

Таблица 1 - Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения

Родите-лей

Пономарева Е.П.

Дмит-риев С.И.

Малышкин С.в.

Долженко А.С.

Черни-ков И.Г.

Жура-влева А.В.

Сенина О.В

Баранник А.И.

Семе-нов В.В.

Стецко С.Г.

Результаты (У)

По результатам исследования можно сказать о низком уровне удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения, поскольку коэффициент У находится в пределах от 2-3.

Многие родители удовлетворены коллективом, в котором учится их ребенок. Это очень важно, поскольку ребенок очень тесно связан с семьей, он еще не приобрел нужной способности к управлению своими чувствами, своим поведением и пока еще пытается, конечно, неосознанно, искать в школе то, в чем он нуждается. Это свидетельствует о том, что в семье разумные, добрые отношения, тогда ребенок сам будет вносить в школу доброту и разумность. Очень важно, чтобы родители испытывали чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогом ребенка, от этого зависит уровень удовлетворенности родителей теми условиями, которые предоставляет школа.

Уровень удовлетворенности родителей начал постепенно понижаться, и это заметно из 11, 12, 12, 14, 15 вопросов. К сожалению, отношения педагога и родителей не всегда являются нормальными. Зачастую они выступают как противники, которые борются за первенство влияния на детей. Это могло явиться причиной того, что многие из родителей были неудовлетворенны теми условиями, которые предоставляет школа ребенку для проявления и развития их способностей; теми знаниями, которые дает педагог.

Родители не должны все обязанности отдавать педагогу, поскольку он лишь помогает и направляет действия родителей по воспитанию детей. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Взаимодействие заключается и в единстве требований к ребенку, организации совместной деятельности, изучении ребенка в семье и школе, составление программ его развития.

Таким образом, мы можем сказать, что классный руководитель не должен навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, а должен ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса, тогда общий коэффициент удовлетворенности родителей работой учебного заведения будет расти.

В целях изучения работы классного руководителя 4-го класса был проведен опрос, результаты которого представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Опрос классного руководителя

Ответы на вопросы

1. Повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся в процессе учебных занятий, что дает возможность выявить особенности их отношения к выполнению школьных обязанностей, черты характера, культуру поведения.

2. Индивидуальные беседы. С помощью них классный руководитель узнает, как относится школьник к учебным занятиям, чем интересуется и занят во внеурочное время.

В основном используются групповые формы работы. Чаще всего это родительские собрания. Собрания организуются 1 раз в четверть. С родителями обсуждаются примерные тематики родительских собраний, и выбираются те, которые понравятся всем. Собрание носит не только теоретический, но и практический характер: разбор ситуаций, дискуссии, обсуждения.

Взаимодействие с семьей данного классного руководителя является эффективным, поскольку он достаточно длительное время работает в школе. Связи с родителями являются дружескими и взаимно уважительными. Родители знают план, содержание учебно-воспитательного процесса в классе, тем самым повышается их интерес, активность, они стараются чем-то помочь, поддержать, появляется забота о делах класса.

Для классного руководителя классное руководство - это не только обязанности по организации классного коллектива, а настоящая привязанность в каждом. Поэтому он старается приблизить семью к школе. Если ребенок видит своих родителей активно участвующих во всех проводимых мероприятиях, то и он вырастет таким же увлеченным, в жизни, найдет свой правильный путь. Родители - активные участники классных часов, праздников, экскурсий. Они стараются принимают самое активное участие в подготовке своих детей к конкурсам, соревнованиям.

В тесном контакте со всеми родителями находиться не удается. Как было сказано выше, некоторые из них принимают активное участие. Есть конечно и неблагополучные семьи, которые требуют особого внимания. Здесь имеет место проводить беседы по вопросам воспитания ребенка, консультации, посещение семьи.

По данным опроса можно сделать вывод о том, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье - это единый неразрывный процесс. Руководителем, организатором его выступает педагогический коллектив школы, классный руководитель. Классный руководитель 4-го класса пытается помочь семье в воспитании детей и одновременно поднять ее ответственность за воспитание подрастающего поколения. Это происходит в результате систематической, последовательно организуемой работы по формированию у родителей педагогических умений и навыков. Основная забота учителя - сделать так, чтобы семья положительно влияла на школьника. А это не всегда простое дело. Одним из путей достижения этого является объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы со всеми учащимися класса.

Вывод по главе 2

Чтобы связи школы с родителями были дружескими и взаимно уважительными, учителям следует соблюдать такие правила:

1. Никогда не жаловаться родителям на их детей, требуя принятия «соответствующих мер». Встреча с родителями должна проходить только как деловое, дружеское обсуждение некоторых проблем, связанных с поведением ученика или с необходимостью развития его личностных качеств. Учителя не должны писать замечания в дневники учащихся, не следует и выставлять там «двойки», даже если ученик их получил.

2. Родительские собрания нужно проводить как встречи соратников. Учителя должны рассказать, что было сделано в классе за прошедший месяц, что пройдено по каждому учебному предмету, с какими проблемами или трудностями встретились ученики и чем родители могут помочь своим детям. Следует сообщить, какие учебные темы будут изучаться в ближайшее время, какие мероприятия намечены, и какое участие в их проведении могут принять родители.

Вопросы, касающиеся личности отдельных учеников на этих встречах не затрагиваются. Они могут обсуждаться только в личной беседе учителя с родителями. Только наедине можно сообщать родителям результаты ученика, обсуждать его личные трудности, пути их преодоления и развития нужных качеств.

3. Учителя должны знать условия жизни ребенка, характер взаимоотношений в семье, особенности их родителей.

4. Необходимо воспитывать у детей уважение к своим родителям к родным, близким, развивать интерес к изучению своей родословной, к предкам, их делам и свершениям.

Весьма полезно участие родителей в проведении внеучебных занятий детей по их интересам. Хорошо привлекать родителей для проведения праздников, бесед, экскурсий, походов на природу, для работы в педагогическом совете, в Совете школы. Сделать родителей своими соучастниками - важная и ответственная задача, требующая от классного руководителя большого терпения, такта и преданности делу. Правильно понимающий свои обязанности родительский коллектив - это большая опора, союзник и помощник учителя в учебно-воспитательной работе.

Каждое мероприятие, проводимое родителями, каждая встреча их с детьми требуют определенный минимум педагогических знаний, умений. Вот здесь то и нужна поддержка, доброжелательность классного руководителя. Перед каждым мероприятием, проводимым родителями, необходимо организовать консультации, составление плана мероприятия, распределение обязанностей, что является одним из важных условий слаженности и взаимопонимания в совместной деятельности.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!