ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ
В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО
Воспитатель МБДОУ №70 г.Читы
Манакова Татьяна Валерьевна
"Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте". (Закон «Об образовании в РФ»)
«Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»
«Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи» (ФГОС).
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ:
Обеспечить психолого -педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей.
Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов. целей, эмоциональной взаимоподдержки между педагогами и семьей.
Оказание помощи родителям в воспитании детей.
Активизировать родительские воспитательные умения.
Поддерживать уверенность в собственных педагогических умениях.
Принципы партнерства:
Позитивный настрой на общение.
Индивидуальный подход.
Сотрудничество, а не наставничество.
Динамичность.
Открытость.
Традиционные формы работы ДОУ с семьей:
Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ:
Информация о группе, детском саде на сайте ДОУ, воспитателей.
Вовлечение в спортивные и творческие конкурсы
Устные педагогические журналы, педагогическая библиотека
Тематические досуги, концерты
Оформление стенгазет и буклетов, фотомонтажей
Семинары– практикумы, мастер – классы, круглые столы, дискуссии
Клубы для родителей
Театрализованные представления для детей с участием родителей
Дни открытых дверей, открытые показы занятий
Участие родителей в подготовке к праздникам
Совместное создание развивающей предметно - пространственной среды
Тематические выставки, акции,творческие задания
Интервью с родителями и детьми на определенные темы
Конкурс семейных талантов
Книга пожеланий в группе.
Интерактивные игры.
План работы родительского клуба «Дошколенок». Старшая группа на 2015-2016г.
1.Организационнаявстреча.
Призентация книги
« Книга семейных
Кулинарных рецептов».
2. Выставка
« Готовим сами».
3.Утверждение плана работы.
1.Мастер –класс по изготовлению атрибутов к играм-забавам.
2.Семейный опыт. «Спорт в семье».
3.Презентация книги «Книга пожеланий».
1.Мастер-класс по изготовлению театральных кукол.
2.Разыгрывание сценок родителями и детьми.
1.Мастер-класс
« Умею сам – научу другого ».
Изготовление игрушек и украшений для группы и участка.
1.Мастер- класс
« Игры на кухне».
Семейный опыт
« Мы играем в такие словесные игры…»
Февраль
Март
Апрель
Май
1.Подарки для пап»- изготовление подарков совместно с детьми.
2.Семейный опыт:
« Наша семья празднует этот праздник так..».
« Подарки для мам»-
изготовление подарков совместно с детьми.
2.Семейный опыт
« Традиции нашей семьи ».
1.Мастер –класс
« Волшебная бумага».
2.Семейный опыт
« Я готовлю своего ребенка к школе так…»
Общение:
« Заседание клуба
« Дошколенок » лично для меня это … »
Как активизировать участие родителей?
Проявляйте взаимное уважение друг к другу.
Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей.
Привлекайте родителей к участию в мероприятиях, утренниках, конкурсах, выставках.
Позвольте родителям самим выбирать, какую помощь они могут оказать детскому саду.
Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется, высказывайте свою признательность им.
Делайте ударения на сильные стороны семьи и давайте положительные оценки.
Напоминайте родителям, что вы рады любому их участию.
Поощряйте посещаемость родительских собраний.
Сохраняйте конфиденциальность любой информации.
Результаты использования эффективных форм работы с родителями
Изменение характера вопросов родителей к воспитателям.
Рост посещаемости родительских мероприятий.
Инициатива со стороны родителей по проведению новых форм общения семей группы.
Изменение взаимоотношений воспитателя с родителями.
Осознание родителями значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.
Положительное отношение родителей к ДОУ.
Положительная оценка его деятельности.
Формы работы с родителями
в дошкольном учреждении
( в соответствии с требованиями ФГОС )
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – это первый несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.
- установление единства в воспитании детей,
- педагогическое просвещение родителей,
- изучение и распространение передового опыта семейного воспитания,
- ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения,
- привлечение родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание
Материнская школа - это последовательность и сумма знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот
Ян Амос Коменский
Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения "ячейки" с "отсталыми" традициями и обычаями.
А. С. Макаренко считал, что: "Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должны быть детский сад и школа как представительницы государственного воспитания. Детский сад и школа должны руководить семьей".
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Таким образом, родителям необходимо помнить, что детский сад - только помощник в воспитании ребёнка, и поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса.
Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование. Формы работы делятся на групповые и индивидуальные, а так же на:
Традиционные
Нетрадиционные
- Родительские собрания,
- Семинары и консультации,
- Наглядный материал,
- Посещение на дому,
- День открытых дверей
- Анкетирование
- Родительские конференции и т.д.
- Конкурсы и проекты
- Родительские тренинги,
- Дискуссии,
- Психологические разминки,
- Круглые столы,
- Практикум,
- Родительские вечера, ринги…
- Информационно-аналитические
- Познавательные
- Досуговые
- Наглядно-информационные
Информационно-аналитическая форма работы с родителями направлена на выявление интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкетирования, тестирования, почта доверия, волшебный сундучок, ларец пожеланий и предложений
Познавательная форма знакомит родителей с возрастными и психологическими особенностями детей: совместные экскурсии, прогулки, нетрадиционные родительские собрания в виде круглого стола, вечер вопросов и ответов, «душевный разговор», читательская конференция, родительский клуб
Заседание "Школа молодых родителей»
Досуговая форма для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми совместные досуги-КВН, ток-шоу, «мастер-класс», праздники, экскурсии, прогулки, участие в выставках, конкурсах, акциях, «семейная мастерская»
Наглядно-информационная используется для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками выпуск газет, копилка добрых дел,
групповые альбомы, родительские уголки
Консультация для родителей
Опытно-экспериментальная работа по внедрению нетрадиционных форм
взаимодействия ДОУ с семьей
Работа проводилась в 3 этапа :
- Констатирующий,
- Формирующий,
- Контрольный
В период констатирующего этапа работа велась с сентября 2013 года по декабрь этого же года. В данный период была проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме.
- Анкета Уважаемые родители! Ваш ребенок посещает наше детское дошкольное учреждение. Мы хотим, что бы время, которое он проводит в детском саду, было для него радостным и счастливым. Поэтому надеемся на сотрудничество и достижение полного взаимопонимания с Вами в вопросах воспитания. Для нас важно узнать Ваше мнение о том, что Вы считаете наиболее значимым для своего ребенка.
- Ф.И.О. родителей_________________________________________________ Имя ребенка, возраст _____________________________________________
- Есть ли еще дети в семье, их возраст. 1. Следите ли Вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения по вопросам воспитания?
- Да Нет Иногда 2. Читаете ли Вы книги по педагогической литературе? Да Нет Иногда 3. Какие вопросы воспитания остаются для Вас менее изученными?
- Взаимоотношения между детьми
- Взаимоотношения между детьми и родителями
- Организация здорового образа жизни ребенка
- Приобщение к культурным ценностям
- Другое
- 4. В каких формах Вы хотели бы получать в детском саду информацию о воспитании своих детей?
- На занятиях, в игровых формах
- На родительских собраниях
- На родительских конференциях
- В индивидуальных беседах со специалистами
- Другое
- 5. Единодушны ли Вы с супругом в вопросах воспитания ребенка? Да Нет Иногда
- 6. Кого Вы считаете ответственным за воспитание ребенка?
- Семья
- Государство
- Социальная среда
- Воспитатели (МДОУ)
- 7. Считаете ли Вы, что понимаете внутренний мир ребенка?
- Да Нет Затрудняюсь ответить 8. Желаете ли Вы участвовать в работе с детьми Вашей группы?
- Да Да, но нет времени совсем Нет Иногда 9. Какому направлению воспитания Вашего ребенка Вы отдаете предпочтение? (можно выбрать 2 направления)
- * Спортивно-оздоровительное * Экологическое
- *Умелые руки * Нравственно-этическое
- *Музыкальное *Танцевально-пластическое
- *Театрализовано-речевое *Другое _______________
- 10. Хотели бы Вы вести кружковую работу?
- Да Да, но нет времени совсем Нет
- 11. Какой кружок Вы могли бы вести в группе?
- *Юный спортсмен *Хоровой *Танца и пластики *Умелые руки *Юннаты *Художественная лепка *Музыкальный *Этикет*Юный художник *Другое
- Спасибо!
Второй, формирующий этап эксперимента проходил с декабря 2013 г. по апрель 2014г
Знакомство с жизнью каждой семьи начинали с анкеты, которую заполняют родители .
- 1. Хорошо ли Вы знаете своего ребенка?
- 2. Кем является по темпераменту Ваш ребенок?
- 3. Как часто Вы проводите свободное время со своим ребенком?
- 4. Доставляет ли Вам удовольствие при общении с ребенком?
- 5.Чем любит заниматься в свободное время Ваш ребенок?
- 6. Какие обязанности по дому выполняет Ваш ребенок?
- 7. Как он выполняет свои обязанности по дому?
- 8. Какие методы воспитания Вы предпочитаете практиковать?
- 9. Кто из членов Вашей семьи проводит больше всего времени с ребенком?
Клуб "Счастливая семья"
Выпуск стенгазет «Вот мы какие!»
Конкурс «Портфолио моей семьи»
Выставка семейных альбомов
"Тропинка к счастливой семье"
На последнем контрольном этапе , который проходил в период с апреля по май 2014 года, изучалась и анализировалась результативность проделанной работы.
Сравнительный анализ анкеты
Следите ли вы за статьями в журналах, программами на телевидении по вопросам воспитания?
Читаете ли Вы книги по педагогической литературе?
Какие вопросы воспитания остаются для Вас менее изученными?
Взаимоотношения между детьми
Взаимоотношения между детьми и родителями
Организация здорового образа жизни
Приобщение к культ. ценностям
В каких формах Вы хотели бы получать в детском саду информацию о воспитании своих детей?
На занятиях, в игровых формах
На родительских собраниях
На родительских конференциях
В инд. беседах со специалистами
Кого Вы считаете ответственным за воспитание ребенка?
Государство
Социальная среда
Воспитатели (МДОБУ)
Желаете ли Вы участвовать в работе с детьми Вашей группы?
Да, но нет времени
Хотели бы Вы вести кружковую работу?
Да, но нет времени
Таким образом ,
использование нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями
- Проявляйте взаимное уважение друг к другу.
- Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей, помогайте им.
- Привлекайте родителей, к занимательным мероприятиям детского сада и группы.
- Используйте разнообразные виды участия родителей, проявляйте чуткость и понимание.
- Помните!!! У всех людей - разные ресурсы и образ жизни. Что свойственно одному человеку, не подходит другому.
- Позвольте родителям самим выбирать, какую помощь они могут оказать детскому саду.
- Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется.
- Говорите семьям о надеждах, возлагаемых воспитателями на родителей.
- Будьте терпеливыми к ним.
- Делайте ударения на сильные стороны семьи и давайте положительные оценки.
- Поддерживайте тесные контакты.
- Высказывайте свою признательность им.
- Напоминайте родителям, что вы рады любому их участию.
- Постарайтесь заинтересовать и привлечь всю семью.
- Поощряйте посещаемость родительских собраний.
- Сохраняйте конфиденциальность любой информации.
- Обучайтесь навыкам сотрудничества.
- Создавайте совместные развивающие занятия с родителями и детьми для укрепления их взаимопонимания.
- Спасибо
- за внимание!
Болдырева Татьяна Юрьевна
Ремнёва Лариса Петровна
Пожидаева Екатерина Анатольевна
воспитатели
МБДОУ ДО №28 «Ладушки»
Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.
Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями.
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка.
Педагогам детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей.
Все это не приносит желаемых результатов. Поэтому назрела необходимость обновления важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – взаимодействие педагога с родителями воспитанников.
В условиях реализации новых нормативно – содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями.
Перед педагогами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:
- Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
- Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;
- Создать атмосферу взаимопонимания родителей, воспитанников и педагогов детского сада, эмоциональной взаимоподдержки;
- Активизировать и обогатить знания и умения родителей по воспитанию детей;
- Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
Родители являются активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, а не просто сторонними наблюдателями. Немаловажным для работы с родителями в новых условиях являются:
- Социальный анализ состава семьи (что помогает правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьёй);
- использование видеозаписей наблюдений деятельности ребёнка, информационные стенгазеты;
- совместная работа родителей с детьми в индивидуальных тетрадях (помогает научиться вместе преодолевать трудности учения);
- день открытых дверей (знакомит родителей с задачами, правилами и традициями ДОУ);
- «круглый стол» (обсуждение с родителями актуальных проблем воспитания);
- Интерактивные досуговые мероприятия (всевозможные акции, праздники, мероприятия как на уровне ДОУ, так и на муниципальном, участниками которых являются дети, родители, педагоги);
- детско–родительские проекты (где дети не только открывают что – то новое, но и закрепляют свои знания);
- мастер–классы (где руководителем может быть не только педагог, но и ребёнок, родитель);
- собрание – деловая игра (имеет своей целью выявить в ходе игры представление родителей по обозначенной проблеме, путях и способах её решения);
- собрания – конкурсы (на которых родители, получив информацию к размышлению, также могут продемонстрировать свои успехи в данных областях);
- собрания – практикум (обучает специальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике);
- родительская конференция (в них участвуют не только родители, но и общественность);
- тематические консультации (организуются с целью ответить на все вопросы по данной теме интересующие родителей);
- клубы для родителей (данная форма общения предполагает установления между педагогами и родителями доверительных отношений);
- выставки, вернисажи детских работ (демонстрируя родителям успехи детей по освоению программы).
В заключении хочется отметить, что в соответствии с ФГОС детский сад обязан:
- Информировать родителей и общественность с целями дошкольного образования;
- Обеспечить и создать условия для участия родителей в образовательной деятельности;
- Поддерживать родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- Вовлечь семьи в образовательную деятельность;
- Поддерживать образовательную инициативу семьи, что мы и пытаемся делать.
Таким образом, мы наблюдаем заинтересованность взрослых в жизни ребенка, активизацию их родительского потенциала. Критерием эффективности использования различных форм и методов в работе с родителями является искреннее проявление их интереса к жизни группы, к занятиям детей, активное участие в родительских собраниях.
Родители научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Сталкиваясь с проблемами в воспитании детей, родители все чаще обращаются за квалифицированной помощью к педагогам ДОУ.
Все это является достаточно высоким показателем эффективности организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Список литературы:
- Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.: Сфера, 2009.
- Березина В.А. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча / В.А. Березина, Л.И. Виноградова, О.И. Волжина. – СПб.:Каро, 2005.
- Доронова Т.И. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями – М.: Сфера, 2002.
- Москалюк О.В., Погонцева Л.В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2011
Елена Еловая
Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДО
Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДО
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. В условиях реализации ФГОС ДО задача детского сада «повернуться лицом» к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка. Родители , не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, зачастую, осуществляют воспитание ребенка «вслепую» - интуитивно. Это не приносит желаемых результатов.
Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. [ФГОС ДО п . 1.6] Отталкиваясь от этого педагогический коллектив нашего детского сада ведущей целью в работе с родителями ставит создание условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада; повысить педагогическую культуру родителей .
Педагоги ставят перед собой следующие задачи родительского образования в ДОУ :
1. формирование представления об этапах организации работы с родителями ;
2. выявление принципов взаимодействия между родителями и ребенком , родителями и педагогами , педагогами и детьми.
В детском саду работа с родителями организована по четырем формам :
1. информационно – аналитическая;
2. досуговая;
3. познавательная;
4. наглядно – информационная.
Основной задачей информационно – аналитической формы организации общения с родителями являются сбор , обработка и использование в дальнейшей работе данных о социальном статусе семьи каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей , наличие у них педагогических знаний, выявление потребностей в психолого – педагогической информации. Данная работа педагогами проводится в виде тестов, анкетирования, бесед. С помощью анализа полученной информации возможно осуществление индивидуального, личностно – ориентированного подхода к ребенку и построение грамотного общения с родителями .
Досуговые формы организации призваны устанавливать партнерские отношения педагогов с семьями воспитанников, а также более доверительные отношения между взрослыми и детьми. К данной форме организации относятся совместные развлечения («Папа, мама, я – спортивная семья» , мероприятия приуроченные Дню защитника Отечества с участием пап и т. д., семейные конкурсы, выставки, строительство снежного городка на прогулочных площадках в зимний период, украшение участков в летний период.
Познавательные формы организации общения с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, с рациональными методами и приемами воспитания детей, для формирования у родителей практических навыков. Проводятся они в виде общих собраний, консультаций, дней открытых дверей, «круглых столов» с привлечением узких специалистов. В адаптационный период детей раннего возраста практикуется присутствие родителей в группе .
Наглядно – информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления последних с условиями , содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ . Позволяют оценить деятельность педагога. Наглядно – информационные формы включают в себя : родительские уголки , папки – передвижки, стенды, буклеты, памятки, листовки, рекомендации.
Сегодня, благодаря информационной открытости Детского сада (с 2013 г. функционирует сайт) даже самые занятые родители могут владеть информацией о деятельности образовательной организации и получать ответы на волнующие вопросы. Педагоги размещают фотографии, консультации, конструкты НОД, сценарии праздников. Родители могут ознакомиться с коллективом, графиком работы , со всей документацией регламентирующей деятельность сада, с основной образовательной программой – программой дошкольного образования, задать вопрос руководителю (работает «электронная приемная» ).
Популярность набирают и семейные проекты, такие как «Генеалогическое древо» , «Река времени» , «Мой дом» , «Моя семья» , «Безопасная дорога к дому» и т. д., с помощью них родители переходят из разряда пассивных наблюдателей в разряд активных участников. Семьи реализуют проекты в заданном формате, а дети презентуют их на занятиях. Задача таких мероприятий – создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов эмоциональной взаимоподдержки, активизировать и обогатить воспитательные умения родителей .
Педагоги активно подключили родителей к созданию развивающей предметно – пространственной среды. Были созданы пособия и игры (настольная песочница, наборы для театрализации, СенсиБары, геоборды, математические пособия и др.) развивающие у детей познавательную активность, воображение, тактильную чувствительность, интерес к творчеству. Хотелось бы отметить, что игры, изготовленные своими руками в разы дешевле «магазинных» аналогов и не уступают в качестве. Родители в свою очередь познакомились с требованиями нового стандарта дошкольного образования к развивающей предметно – пространственной среде.
Взаимоотношения с семьями воспитанников в детском саду выстраиваются поэтапно :
I этап условно называется «Давайте познакомимся!» : в начале учебного года с родителями вновь поступивших воспитанников. На данном этапе родители знакомятся с детским садом, образовательной программой, с педагогическим коллективом, раскрываются возможности совместной работы . Педагог анализирует социальный статус семей, их настрой и ожидания от пребывания ребенка в детском саду через анкетирование.
II этап – «Давайте подружимся!» : родителям предлагаются активные методы взаимодействия (собрания, беседы, круглые – столы и т. д.) .
III этап – «Давайте узнавать вместе» : родители становятся активными участниками воспитательно - образовательных отношений (совместные проекты, экскурсии, развлечения, семейные праздники, исследовательская деятельность и т. д.).
Для успешного сотрудничества педагоги придерживаются принципов :
1. целенаправленности – ориентации на цели и приоритетные задачи образования родителей ;
2. адресности – учета образовательных потребностей родителей ;
3. доступности – учета возможностей родителей освоить предусмотренный программой учебный материал;
4. индивидуализации – преобразование содержания, методов обучения и темпов освоения программы в зависимости от реального уровня знаний и умений родителей .
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Алена Домрачева
Современные формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях ФГОС ДО
Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Но так как большинство родителей вынуждено заниматься «поиском» средств существования, дети проводят очень много времени (9-10 часов в день) в детских садах. По сути, их воспитанием занимаются педагоги , действующие по специально разработанным программам .
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО ) перед ДОО поставлены цели, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями . Родители являются активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
В ФГОС говорится , что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ , повышение культуры педагогической грамотности семьи .
Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено. Так как общеизвестно, что закрепление какого-либо умения происходит при многократном повторении. Дошкольные учреждения превращаются в открытый социально-педагогический комплекс с широким участием родителей в его работе . Это взаимодействие в интересах детей. Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи предполагает наличие у родителей ответственности , а у воспитателей – семейной центрированности педагогической деятельности , основанной на рассмотрении ребенка только в контексте семьи. Основной путь налаживания такого сотрудничества – организация образовательного взаимодействия, результатом которого станет реализация целей и принципов личностно ориентированного образования дошкольников.
В образовательной программе ДОУ подчеркивается, что перед педагогическим коллективом дошкольных учреждений стоит задача распространять среди родителей педагогические знания , повседневно помогать семье правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший опыт воспитания.
Совместная работа детского сада и семьи строится на следующих основных положениях, которые определяют содержание, организацию и методику этой работы :
Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей. Оно достигается в том случае, когда цели и задачи всестороннего воспитания хорошо известны и понятны не только воспитателям, но и родителям , когда родители знакомы с основным содержанием, методами и приемами воспитания маленьких детей и в известной мере овладели ими.
Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями , понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду . Установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики.
Формы общения педагога с родителями
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы . Главное - донести до родителей знания . Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников , суть которых - обогатить их педагогическими знаниями . Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные.
Коллективные формы .
К коллективным формам относятся родительские собрания . Это целесообразная и действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей , организованное ознакомление с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Собрание должно быть целенаправленным, т. е. иметь определенную цель, отвечать запросам и интересам родителей , иметь четко обозначенный практический характер.
Повестка дня собрания должна быть разнообразной Можно включать выступления разных специалистов, например, логопеда , психолога, медсестры, а также родителей . На собрании нужно раскрыть проблему, затем охарактеризовать каждого ребенка, показать динамику развития. Длительность собрания не должна превышать 40-50 минут.
Выбор темы определяется потребностью родителей , задачами годового плана. Целесообразно подготовить краткие памятки. Подготовка к родительскому собранию включает в себя выбор актуальной темы на основе опроса родителей (анкетирование, беседы) . Важно продумать месторасположение гостей.
Индивидуальные формы .
К индивидуальным формам взаимодействия с родителями относятся беседы и консультации.
Поговорим сегодня о наглядно-информационном направлении взаимодействия с родителями :
Наглядные формы играют важную роль во взаимодействии с семьей. Рассмотрим их подробнее.
День открытых дверей. Родители наблюдают за деятельностью детей, воспитателей. Они узнают детский сад «изнутри» , знакомятся с организацией предметно-игровой среды, видами детской деятельности.
Папки-передвижки называются так потому, что даются в семьи на временное пользование. Они содержат конкретный материал о восприятии и образовании детей. В папку-передвижку помещают конкретные рекомендации, памятки, вырезки из газет, фото, брошюры, цитаты и др. Например : «Что делать, если ребенок не хочет убирать игрушки» , «Как уложить ребенка спать?» .
Нетрадиционные формы общения педагога с родителями
В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм , но они ещё недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т . В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы : информационно-аналитические (хотя, по сути приближены к методам изучения семьи, досуговые, познавательные, наглядно-информационные (они представлены в таблице)
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Наименование Цель использования этой формы Формы проведения общения
Информационно -аналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей , уровня их педагогической грамотности Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик» , анкетирование, сайты ДОУ и педагогов
Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами , родителями , детьми Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках , конкурсах, спартакиады, совместные зарядки.
Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей Семинары-практикумы, педагогическая гостиная , проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме , игры с педагогическим содержанием , педагогическая библиотека для родителей , совместная работа по тематическому плану, проектам, маршруты выходного дня или экскурсии
Наглядно-информационные : информационно-ознакомительные ; информационно -просветительские Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей Информационные проспекты для родителей , организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек
Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей , установление эмоционального контакта между педагогами , родителями и детьми . Сюда относятся опрос, тесты, анкетирование, «почтовый ящик» , куда родители могут помещать волнующие их вопросы.
Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов , пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытые НОД для родителей , просмотр видеороликов, фотографий, презентаций, выставки детских работ . Используя мультимедийные средства, педагоги могут показать несколько фрагментов занятий с детьми, организации режимных моментов в ДОУ и таким образом сочетать разные формы взаимодействия .
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями , содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов , пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Напомню, что план работы с родителями состоит из трех блоков : информационно-аналитического , практического и контрольно-оценочного.
Информационно -аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях , изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.
Задачи, которые предстоит решать в этом блоке, определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов . К этим методам относятся : опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.
Второй блок - практический. В нем содержится информация , направленная на решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием.
Формы и методы работы , которые будут использоваться медицинскими работниками , специалистами, педагогами и психологами , зависят от той информации , какую они получили при анализе ситуации в рамках первого блока.
Контрольно-оценочный блок - это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями , можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов .
Выводы :
Работа по внедрению инновационных форм взаимодействия с семьей в педагогический процесс на данный момент еще не закончена, но мы уже видим результаты : дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, а родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества как со своим ребёнком, так и с коллективом педагогов и родителей ДОУ . А мы, воспитатели, получаем бесценную информацию о детско- родительских отношениях в семье , в которых кроются причины многих детских проблем. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение мы должны помощь родителям не допустить ошибок в воспитании.