С какого числа начинает действовать пенсионная реформа. Изменения в пенсионном законодательстве. От коррупционеров к пенсионерам

Повышение пенсионного возраста

Согласно закону № 350-ФЗ от 03.10.2018 г. в России осуществляется пошаговое повышение пенсионного возраста на 5 лет для мужчин и на 5 лет для женщин. Новые нормативы закрепляются на уровне 65 лет и 60 лет соответственно. Корректировки начались уже с 1 января 2019 г. с ежегодным повышением на 1 год в течение переходного периода. Завершится этот этап реформы к 2028 году.

Повышение пенсионного возраста в России коснется всех граждан, которые по состоянию на 01.01.2019 г. еще не оформили пенсию по старости (за исключением ). То есть изменение касается мужчин с 1959 года рождения и женщин с 1964 года.
График поэтапного увеличения пенсионного возраста в России с 2019 года в соответствии с законом приводится ниже:

Год достижения пенсионного возраста по старому закону (60/55 л.) Увеличение пенсионного возраста в годах Новый пенсионный возраст для мужчин/женщин, лет Год выхода на пенсию по новому закону
2019 + 0.5 60.5 / 55.5 2019 и 2020
2020 + 1.5 61.5 / 56.5 2021 и 2022
2021 + 3 63 / 58 2023
2022 + 4 64 / 59 2024
2023 + 5 65 / 60 2025

Подробная таблица, по которой можно определить пенсионный возраст в зависимости от года рождения мужчины или женщины, представлена в .

29 августа 2018 г. В.Путин в своем обращении к гражданам России заявил о снижении пенсионного возраста тем, кто должен был по старому закону выйти на пенсию в ближайшие 2 года (2019-2020 гг.). Для них Президент предложил снизить норматив возраста на 6 месяцев, т.е. в 2019 г. пенсионный возраст составит 55,5/60,5 лет, а в 2020 - 56,5/61,5. Законодательно эта льгота закреплена в части 3 ст. 10 закона № 350-ФЗ.

Чтобы смягчить негативный эффект от повышения пенсионного возраста в законе предусмотрели новые льготы, позволяющие уйти на пенсию раньше. Эти льготы предоставили и гражданам с продолжительным трудовым стажем ().

Необходимо отметить, что увеличение пенсионного возраста на 5 лет касается и получателей . Это россияне, которые по каким-либо причинам не смогли приобрести необходимый трудовой стаж для получения страховой пенсии. Ранее для них выход на пенсию по старости предусматривался в 65 и 60 лет (мужчины/женщины), а по новому закону такая возможность будет предоставляться в 70 и 65 соответственно.

Досрочный выход на пенсию по новому закону

В рамках пенсионной реформы были скорректирован порядок досрочного выхода на пенсию для следующих «льготных» категорий граждан:

  • граждан, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним;
  • медработников;
  • педагогов;
  • работников творческих профессий.

В законе предусмотрели сохранение специального стажа, но пенсионный возраст для них увеличивается аналогично общеустановленному - на 5 лет мужчинам и женщинам. То есть с 2019 года граница периода трудоспособности будет поэтапно увеличиваться, пока не установятся окончательные значения - 60 и 55 лет .

Для , и творческих работников требования к специальному стажу тоже будут сохранены. Для досрочного выхода на пенсию им по-прежнему надо приобрести от 15 до 30 лет профессионального стажа.

  • Однако, срок обращения за оформлением досрочной пенсии для них будет постепенно отодвигаться на несколько лет - ежегодно, начиная с 2019, будет добавляться по 1 году (кроме 2019 и 2020 гг., когда действуют условия по льготному оформлению на полгода раньше срока).
  • Переходный период в этом случае растянется до 2023 г. включительно, когда срок оформления пенсии будет окончательно перенесен на 5 лет .

Соответствующие изменения удобнее всего проиллюстрировать следующей таблицей:

Примечание: * - год, в котором вырабатывается необходимый специальный стаж для учителей, медработников и работников творческих профессий.

Кого не коснется повышение пенсионного возраста в России?

Изменение пенсионного возраста коснется не всех граждан - для некоторых категорий пенсионеров прежние правила выхода на пенсию будут сохранены (то есть для них не произойдет никаких изменений в связи с реформой):

  1. Для тех, кто по состоянию на 01.01.2019 г. уже оформил пенсию по старости (возвращать пенсионеров с заслуженного отдыха для отработки дополнительных лет никто не планирует). Не коснется изменение и тех, кто уже приобрел право на оформление пенсии, но не обращался за назначением по каким-либо причинам.
  2. Для осуществляющих трудовую деятельность :
    • на геологоразведочных, поисковых, изыскательных и лесоустроительных работах;
    • на подземных работах, в горячих цехах;
    • на горных работах (подземных и открытых), в добыче угля, сланца, других полезных ископаемых, строительстве рудников и шахт;
    • водителям общественного транспорта на регулярных городских пассажирских маршрутах;
    • летчикам и инженерно-техническому составу гражданской авиации и т.д.
  3. Для граждан, имеющих право на оформление пенсии по состоянию здоровья и социальным мотивам:
    • инвалидам 1 группы, инвалидам по зрению, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам;
    • женщинам, родившим 5 и более детей, воспитавшим их до достижения 8 лет;
    • женщинам, родившим 2 и более детей, который имеют необходимый трудовой стаж в районах Крайнего Севера;
    • родителям, опекунам инвалидов с детства, воспитавших их до достижения 8-летнего возраста и другие.
  4. Для лиц, пострадавших в результате техногенных аварий, радиационных катастроф, в том числе на Чернобыльской АЭС, ПО «Маяк».

Новый порядок индексации пенсии с 2019 по 2024 год

Основной целью пенсионной реформы, как это объясняют в Правительстве, является достижение устойчивого роста благосостояния пенсионеров. Поэтому с 2019 года был изменен традиционный порядок индексации пенсий:

  • Вместо индексации страховых пенсий с 1 февраля, как это делали раньше, увеличивать их будут ежегодно с 1 января.
  • Индексацию будут проводить темпами, опережающими рост цен.

Такой порядок индексации будет действовать с 2019 по 2024 год. Повышение составит в среднем по 1000 рублей в год . Уже утвержденный план по индексации страховых пенсий на этот период для удобства представим в виде таблицы:

Год Индексация, % Средний размер пенсии, руб. (прогноз)
2019 7,05 15367,00
2020 6,6 16284,00
2021 6,3 17212,00
2022 5,9 18227,51
2023 5,6 19248,25
2024 5,5 20306,90

Такая схема ежегодного повышения пенсии уже закреплена законодательно - в части 7 и 8 ст. 10 закона № 350-ФЗ от 03.10.2018 г. В результате таких изменений Правительство планирует достичь среднего размера пенсии в 20 тыс. рублей уже к 2024 году.

Гарантированный пенсионный продукт

На замену системе с 2020 года планируют ввести гарантированный пенсионный продукт (ранее эту программу называли еще как - ИПК). По сути отмена обязательной накопительной пенсии и введение добровольных накоплений будет вторым этапом пенсионной реформы.

Законопроект о гарантированном пенсионом продукте уже разработал Минфин, в ближайшее время его планируют опубликовать. Его суть заключается в добровольном отчислении взносов в размере 1-6% от своей зарплаты (предполагается, что процентную ставку будет определять сам гражданин). Основными элементами программы являются:

  • добровольное подключение граждан к системе накоплений;
  • гарантии со стороны государства по поводу сохранности накоплений;
  • налоговые льготы для работодателей и вычеты для граждан, участвующих в программе.

Концепция гарантированного пенсионного продукта предполагает, что в некоторых тяжелых жизненных ситуациях можно будет забрать накопления досрочно. Например, в случае потери работы, инвалидности, временной нетрудоспособности и так далее. Ввести новую систему планируют уже с 2020 года .

Госдума приняла во втором, основном чтении проект пенсионной реформы с учетом смягчений, предложенных президентом. Пенсионный возраст в России будет поэтапно повышен с 2019 года до 60 лет для женщин и до 65 лет для мужчин

Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости

Госдума во втором чтении одобрила проект пенсионной реформы с учетом предложенных президентом смягчений: пенсионный возраст будет поэтапно повышен с 2019 года для женщин с 55 до 60 лет, а для мужчин — с 60 до 65 лет. Законопроект в ключевом чтении поддержали 326 депутатов, 59 парламентариев выступили против реформы, один воздержался. РБК следил за трансляцией заседания на сайте нижней палаты парламента.

Ко второму чтению к правительственному законопроекту о повышении пенсионного возраста были представлены 284 поправки, следует из сводной таблицы поправок. Однако комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов (ответственный при рассмотрении законопроекта) 24 сентября к принятию только поправки, предложенные президентом и фракцией «Единая Россия». Правительство не представило ни одной поправки к проекту пенсионной реформы.

Все поправки президента были одобрены депутатами единогласно, «за» проголосовали 385 депутатов, противников и воздержавшихся не было. «Мы в этом вопросе с вами нашли консенсус, и все поддержали поправки президента», — отметил спикер Госдумы Вячеслав Володин, комментируя результаты голосования.

Двое депутатов от КПРФ — Валерий Рашкин и Денис Парфенов — пришли на пленарное заседание Госдумы в футболках, на которых были изображены перечеркнутые цифры 63/65. Такие параметры нового пенсионного возраста были предложены правительством в первоначальной редакции проекта пенсионной реформы. Володин в ответ отметил, что на зарплату депутата можно купить пиджак и галстук. «У нас заработная плата выше намного, чем у тех, кто нас избирал. У всех, кто в зале, зарплата позволяет купить костюм и галстук», — подчеркнул спикер нижней палаты парламента.

Поправки президента

В конце августа Владимир Путин выступил с телеобращением к россиянам, в котором поддержал пенсионную реформу и предложил к ней ряд . Главное изменение коснулось женщин: для них президент предложил снизить предлагаемый правительством возраст выхода на пенсию с 63 до 60 лет. Путин объяснил необходимость именно так смягчить пенсионную реформу «особым, бережным» отношением к женщинам в России. Таким образом, пенсионный возраст для мужчин и для женщин будет повышен одинаково — на пять лет, переходный период продлится десять лет — до 2028 года.

Глава государства предложил предоставить на пенсию многодетным матерям, а гражданам, которым предстояло выйти на пенсию по старому законодательству в 2019 и 2020 годах, — возможность выхода на пенсию на полгода раньше нового пенсионного возраста.


Путин напомнил о не вступившей в силу норме закона о 25-процентной надбавке к фиксированной части пенсии сельским жителям и предложил начать выплачивать ее с 2019 года. Для защиты людей предпенсионного возраста (по инициативе Путина понятие предпенсионного возраста расширяется с двух до пяти лет до пенсии на время переходного периода) он предложил повысить для них пособия по безработице до 11 280 руб., а также ввести уголовную ответственность для работодателей за увольнение или отказ принять на работу предпенсионеров. Госдума во вторник, 25 сентября, в третьем, окончательном чтении соответствующие правки в Уголовный кодекс — они предусматривают обязательные работы и штраф для работодателей.

Между первым и вторым

Первое чтение пенсионного законопроекта 19 июля, тогда против реформы выступили все оппозиционные фракции — КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия», большинством голосов депутатов «Единой России» законопроект был одобрен. В российских городах против пенсионной реформы, организованные сторонниками оппозиционера Алексея Навального, КПРФ, ЛДПР, «Справедливой Россией» и профсоюзами. В единый день голосования 9 сентября , организованные сторонниками Навального, охватили более 20 городов. Социологи ВЦИОМ и ФОМ снижение рейтингов президента Владимира Путина, премьер-министра Дмитрия Медведева и партии «Единая Россия».

Госдума одобрила и поправки, предложенные фракцией «Единая Россия» и президентом. Поправками единороссов предусматривается сокращение предложенного правительством стажа, дающего право на досрочный выход на пенсию, на три года (для мужчин — с 45 до 42 лет, для женщин — с 40 до 37 лет), а также сохранение сроков назначения накопительной пенсии в старых границах пенсионного возраста (то есть с 60 и 55 лет для мужчин и женщин) для граждан, которые принимали участие в ее формировании. Согласно одобренным поправкам, Пенсионный фонд России будет передавать министерствам, региональным властям и работодателям информацию для предоставления предпенсионерам налоговых льгот, мер социальной защиты и социальной помощи. Кроме того, в ближайшие два года граждане, которые могли начать получать социальную пенсию по старому законодательству в 2019 и 2020 годах, смогут получать социальную пенсию на полгода раньше нового пенсионного возраста, следует из поддержанных Госдумой изменений пенсионного законопроекта. Согласно проекту пенсионной реформы, ​ возраст, дающий право на получение социальной пенсии, предлагается постепенно увеличивать до 65 лет для женщин и 70 лет для мужчин.

Бывают реформы полезные и нужные, бывают сомнительные и пугающие с точки зрения рядового гражданина. Пенсионная реформа относится к числу последних. Согласно новому закону, люди будут выходить на заслуженный отдых на 5 лет позже, чем сейчас. Мужчины – в 65 лет, женщины – в 60.

Правительство успокаивает население тем, что «у них», в Европе, уже давно так, и никто не протестует. Но вряд ли корректно сравнивать европейский уровень жизни и в частности её среднюю продолжительность, с российскими реалиями. Здесь все не так, как там, и повышение сроков на 5 лет – серьезный удар по сегменту зрелого населения страны. Молодым тоже стоит задуматься – эти реформы неминуемо коснутся в будущем и их.

С вами – эксперт журнала «Папа Помог» по юридическим вопросам. В статье разговор пойдёт о сути и смысле пенсионной реформы, о категориях населения, которых не коснутся нововведения, о том, что нас ждет после запуска нового закона.

Все самое важное о наших пенсиях – подробно и понятно в этой статье.

«ПАПА» осветил последние новости о пенсиях в РФ

Пенсионная реформа – свежие новости

В октябре 2018 года Госдума приняла закон о Пенсионной реформе. В действующее законодательство внесли ряд существенных изменений, направленных, как гласит официальная формулировка, «на обеспечение роста пенсионных отчислений и повышения уровня их индексации». Новый нормативный акт предусматривает повышение пенсионного возраста, после достижения которого гражданам будут начислены пенсии.

Действующих пенсионеров эти реформы не касаются никак: все, кому полагаются пенсии сейчас, будут продолжать их получать в прежнем объеме. Нововведения коснутся тех, кто выходит на государственное обеспечение с 01.01.2019 года и позже. По задумке органов власти, изменения должны обеспечить рост благосостояния неработающих пенсионеров посредством индексации, которая, снова цитирую официальные источники, «будет значительно превышать уровень фактической инфляции».

Население России негативно отнеслось к изменениям в пенсионном законодательстве. Что не удивительно – люди не хотят работать больше на 5 лет за обещание на сколько-то процентов повысить выплаты. Попытки правительства и лично президента РФ объяснить смысл реформ публично особого понимания у граждан не вызвали.

Посмотрите видео, на котором представители партии «Единая Россия» поясняют, почему пришлось пойти на такие «непопулярные» меры:

На фоне сообщений в центральных СМИ об экономическом росте и процветании страны «ограбление стариков» выглядит действительно сомнительным шагом. Однако правительство уверяет, что пойти на эту меру его вынудили крайние обстоятельства.

Если говорить простым языком, то в России за последние десятилетия существенно изменилось соотношение работающих граждан и пенсионеров. По официальным подсчетам, к 2025 году в стране будет примерно столько же трудящихся, сколько получающих пенсию от государства .

Да, в Европе ситуация аналогичная, однако там выше средняя продолжительность жизни населения , да и реалии совсем другие (как, впрочем, и размеры пенсий).

Правительство подсчитало, что если оставить все как есть, российским пенсионерам будущего пенсионных денег просто не хватит. Их не хватает уже сейчас, потому ПФР (пенсионному фонду России) нужно брать деньги из бюджета страны, что порождает финансовый дефицит.

Другая причина – удорожание жизни. Размеры выплат нужно повышать, чтобы обеспечить пожилым людям прожиточный минимум, а из вышесказанного следует, что денег брать негде – взносов не хватает, а количество пенсионеров в сравнении с числом трудящихся повышается.

Вывод: правительство пошло по самому простому пути решения проблемы – возраст отодвинулся для пенсионеров на 5 лет. Такая мера по определению не может оказаться популярной, и негативную реакцию граждан нетрудно было предвидеть.

Однако я предлагаю оставить эмоции, и попытаться разобраться в вопросе подробно, досконально и без поспешных выводов в виде призывов идти на баррикады.

Важные моменты нового закона

Закон вступает в действие с 1 января 2019 . Предусмотрена его постепенное воплощение в жизнь – переходный этап продлится до 2028 года . Пенсионный возраст закрепляется для мужчин на отметке 65 лет и 60 — для женщин . Ранее эти показатели составляли 60 и 55 лет соответственно.

Первоначально в законопроекте для женщин предусматривалось повышение на 8 лет , но в окончательной редакции 3 года россиянкам «скостили». За эту поправку высказался лично президент, что ожидаемо сработало на положительный имидж В.В. Путина. Ход не слишком тонкий, но эффективный.

Увеличение показателей будет постепенным – ежегодно на 1 год. Для россиян, достигнувших «старого» возрастного показателя в ближайшие 2 года, предусмотрено смягчение – они уйдут на отдых всего на 6 месяцев позже.


Закон принят, и теперь женщины и мужчины в РФ будут выходить на пенсию на 5 лет позже

Основные моменты нового закона:

  1. Нововведения коснутся тех, кто собирался уйти на пенсию с 1 января 2019 года. Женщины, начиная с 1964 года рождения . Представители сильного пола — с 1959 г.р. .
  2. В течение 5-ти лет продлится переходный этап: постепенно будет расти срок выхода на заслуженный отдых.
  3. Первыми выйдут на пенсию позже на полные 5 лет мужчины и женщины, достигшие возрастных показателей 65 и 60 лет в 2028 году.

Список, кого не коснется увеличение пенсионного возраста

Успокоим тех, кто оформил пенсии до 01.01.2019 . Нынешние пенсионеры будут спокойно получать полагающиеся им выплаты.

НЕ изменятся сроки для тех, кто трудится на местах с опасными, а также вредными условиями.

Сюда относятся:

  • занятые на работах под землей и в горячих цехах;
  • трудящиеся локомотивных бригад и сотрудники, отвечающие за безопасность движения ж/д-транспорта и метро;
  • водители грузового транспорта на местах разработки полезных ископаемых — рудниках и шахтах;
  • работники текстильной промышленности с высокой интенсивностью труда;
  • персонал геологоразведочных партий и экспедиций;
  • занятые на лесоустроительных либо изыскательных работах;
  • работники флота и рыбной отрасли;
  • трудящиеся на горных работах и в добывающей сфере;
  • работники исправительных учреждений;
  • трактористы и операторы сельхозтехники;
  • водители городского транспорта;
  • летный состав авиации;
  • сотрудники МЧС.

Сюда относятся женщины, у которых 5 и более детей, родители инвалидов и их опекуны, инвалиды 1 группы, проживающие на Крайнем Севере, лица, пострадавшие от крупных катастроф техногенного характера.

Реформы слабо коснутся или не коснутся вообще медицинских специалистов, педагогов и работников культуры. Им по-прежнему для досрочного ухода на отдых понадобится от 15 до 30 лет профессионального стажа.

Будет ли увеличен возрастной порог выхода на пенсию для сотрудников МВД и военных

О военнослужащих в новом законе нет никакой информации. Как будут обстоять дела с пенсиями у военных и работников МВД?

Об изменениях в пенсионном законодательстве для сотрудников силовых ведомств речь идет уже давно, но пока новый закон еще не принят и не одобрен. Предполагается, что работникам МВД повысят выслугу лет с 20 лет до 25 . Та же участь ожидает и военнослужащих.

Напомню, что пенсия по выслуге лет и социальные выплаты по старости – это разные виды выплат. Силовики и военные имеют право на те и другие довольствия от государства. Если новый закон будет одобрен, вряд ли это вызовет восторг среди военных и представителей силовых структур.

Таблица повышения пенсионного возраста в России и других странах

Для наглядности я подготовил таблицу выхода на пенсию по годам в РФ:

Годы выхода на отдых по старому закону Пенсионный возраст с учетом переходного этапа Годы выхода по новому закону
Для женщин Для мужчин
1 полугодие 2019 55 + 0.5 60 + 0.5 1 полугодие 2019
2 полугодие 2019 55 + 0.5 60 + 0.5 2 полугодие 2020
1 полугодие 2020 55 + 1.5 60 + 1.5 2 полугодие 2021
2 полугодие 2020 55 + 1.5 60 + 1.5 1 полугодие 2022
2021 55 + 3 60 + 3 2024
2022 55 + 4 60 + 4 2026
2023 55 + 5 60 + 5 2028 и т.д.

Новый закон предусматривает шанс на снижение возраста выхода на покой на 2 года, если у гражданина имеется продолжительный трудовой стаж. Если конкретно, то это 37 лет стажа для женщин, достигших 55-летнего возраста, и 42 года трудовой деятельности у мужчин, достигших 60 лет.

На картинке ниже представлена динамика изменения пенсионного возраста в разных странах:


Как видите, ситуация в мире по данному вопросу также отличается.

Экспертные комментарии о дальнейшем повышении пенсионного возраста и возможной отмене пенсий в России

В официальных СМИ предпочитают не критиковать изменения в пенсионной системе. Представители правительства вообще говорят об этом крайне неохотно. Население уверено, что государство перешло от скрытого грабежа граждан к открытому. И людей можно понять, поскольку, кроме повышения возраста, власти собираются повысить НДС и ввести налог для самозанятых.

О законе для на сайте «ПАПА ПОМОГ» есть отдельная статья.


Эксперты говорят по-разному, а слушать надо себя и здравый смысл…

Паника и недовольство народа обоснованы и логичны. И хотя первый гражданин уйдет на пенсию по новым правилам только в 2028 году, последствия изменений коснутся многих уже в 2019. И вряд ли это будет стабильное повышение размера выплат, обещанное правительством.

Россия – страна слабо предсказуемая. Точнее, исполнения оптимистических прогнозов здесь можно не ждать. К примеру, многие говорят, что в ближайшем будущем получить социальную пенсию людям без стажа и баллов вообще будет проблематично. Им придется ждать минимальных пособий чуть ли не до 70 лет .

Не получится ли так, что многие граждане останутся через 10-20 лет вообще без каких-либо пенсий, либо они будут настолько малы, что их не хватит даже на пропитание ?

Что ж, и такой вариант не исключен.

Что же предпринять людям прямо сейчас для гарантий безбедной жизни в будущем? Подумать о собственной пенсии уже сейчас. Следите за своим здоровьем, вкладывайте средства в себя и инвестируйте. Начните заниматься финансовым благополучием как можно раньше.

Вклады и депозиты – это первое, что приходит на ум при мыслях об обеспечении собственной старости. Не сказать, что это надежный и высокодоходный инструмент, но он лучше, чем полное отсутствие каких-либо сбережений.

Более перспективны в этом плане инвестиции в акции, облигации и ПИФы, но для начала надо разобраться в этих способах сохранения и приумножения средств. Вкладывать все деньги в первый подвернувшийся фонд – большая ошибка. Многие её уже совершили и остались без средств.

Финансовая грамотность – основа вашего будущего благополучия. Начните заниматься ею сегодня, и завтра вам не будут грозить экономические потрясения и реформы.

Сторонники и противники реформы – основные аргументы

Рассмотрим аргументы и предложения основных противников и сторонников пенсионной реформы.

Владимир Жириновский предлагает не повышать возраст, а бороться с серыми зарплатами, повышать налоги для людей со сверхдоходами (до 80%) и увеличивать количество работающих граждан: выдавать паспорта РФ по упрощенной схеме всем желающим официально трудиться в России.

Геннадий Зюганов предлагает распустить ПФР, который, по его мнению, незаконно распоряжается народными деньгами, и никаких реформ, естественно, не проводить. Новый закон он считает признаком неуважения к народу и свидетельством отсталости существующей политической и экономической системы в России.

По его мнению, бюджет страны надо пополнять за счет налогов от тех, кто владеет 90% национальных богатств – а именно, олигархов и людей со сверхдоходами.

А вот как партия «Единая Россия» предлагает объяснять населению необходимость пенсионной реформы:

Протесты, митинги и петиции против реформы: будет ли референдум

После обнародования законопроекта во многих регионах страны прошли митинги и протесты против реформы. Дата провозглашения о начале нововведений странным образом совпала с началом Чемпионата мира по футболу в России, что предсказуемо снизило градус социальной активности.

Однако в городах, где матчи турнира не проходили, активность противников пенсионного закона была заметной. В частности, в Новосибирске и других сибирских городах прошло несколько протестных акций, собравших тысячи человек. Представители оппозиции инициировали сборы подписей во многих городах и областях РФ.

Однако все эти мероприятия должного воздействия на мнение представителей власти не оказали. С минимальными поправками закон был успешно принят. Так что никаких референдумов по этому поводу уже не предвидится, хотя некоторые партии, в частности, КПРФ, настаивали именно на таком варианте.


Протесты против пенсионной реформы на улицах России

Правительство, видимо, считает, что такие реформы можно принимать в одностороннем порядке, не учитывая мнения тех, на кого, собственно, они направлены – то есть рядовых граждан страны.

Что говорят реальные люди о пенсионной реформе

Наиболее популярная мысль на этот счет – отнять деньги у олигархов, раз их не хватает в бюджете на пенсии. Пусть они продадут свою многочисленную недвижимость по всему миру, яхты и бриллианты и поделятся деньгами с бабушками и дедушками. Мера, конечно, действенная, но вряд ли она спасет бюджет. Для стабильной работы пенсионной системы в фонды нужны стабильные, а не единоразовые поступления.

В целом большая часть населения высказывается о реформе крайне отрицательно.

Вот цитаты людей о новом законе:

«Только в России люди, которые пахали всю жизнь, вынуждены нищенствовать в старости».

«Сытый голодного не поймет – они там в Правительстве совсем от жизни отстали».

«Приходится надеяться на чудо, на авось или на детей – от государства поддержки не будет, это ясно».

«Лучше уехать из этой страны задолго до пенсии».

Подобных высказываний, в том числе, более резких по форме, – тысячи на форумах и в соцсетях. Однако разумный выход из ситуации только один – самостоятельно заботиться о своих будущих доходах.

Выводы

Итак, пенсионная реформа неизбежна – действующая власть не планирует её отменять. Мы будем выходить на пенсию на 5 лет позже, это факт, с которым придется смириться.

Об этом давно говорили и для определенного круга людей эта новость уже не является чем-то из ряда вон выходящим.

После утверждения законопроекта пенсионной реформы 2018 года Государственной Думой Российской Федерации президент подписал Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». Что это значит для жителей России? Практически все, кто следил за новостями последних месяцев знают, что новый пенсионный закон повышает возраст выхода на пенсию для мужчин (до 65 лет) и для женщин (до 60 лет). Много было ток-шоу и телевизионных передач, еще больше копий сломано вокруг пенсионной реформы в интернете. Мало кто не ругал законопроект и не называл минусы и негативный эффект от подобной реформы, но сегодня мы попробуем поработать в роли адвоката и найти плюсы пенсионной реформы 2018 года, которые многим не очевидны.

Пенсионная реформа станет поэтапной, и на первом этапе реформа коснется мужчин 1959 года рождения и женщин 1964 года рождения, тех, кому в 2019 году исполнится 60 и 55 лет соответственно, эти люди по новому закону смогут выйти на пенсию во второй половине 2019 года или в первой половине 2020 года.

Важно помнить, что предстоящее повышение возраста выхода на пенсию не затрагивает нынешних пенсионеров, то есть тех, кто уже получает страховую пенсию, либо пенсию по государственному обеспечению. Эта категория пенсионеров как и раньше продолжит получать соответствующие пенсионные, социальные выплаты и . И даже более того, одни из плюсов новой пенсионной реформы стане увеличение размера текущих пенсий неработающих пенсионеров за счет индексации, которая будет проводиться ежегодно в теории должна быть выше инфляции. В соответствии с новым федеральным законом N 350-ФЗ от 03.10.2018 средний размер индексации пенсий составит 1000 рублей в месяц , или 12 000 рублей в год.

Зачем вообще нужна пенсионная реформа?

Новая пенсионная реформа по мнению депутатов и правительства нацелена на обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы России. Старая схема работы пенсионного фонда не позволяла добиться регулярной индексации пенсий в условиях увеличения числа пенсионеров, а также на фоне инфляции и сложившейся экономической ситуации в стране. Аналитики МВФ уже более десяти лет советовали руководству России увеличить пенсионный возраст, опираясь на подобный опыт западных стран.

Главная задача: индексация пенсий в соответствии с инфляцией

Депутаты Государственной Думы, руководство министерств, правительство России и президент настаивают, что главной задачей реформы пенсионный системы является в стране. После принятия нового федерального закона с учетом внесенных президентом поправок ежегодно средний размер пенсии будет увеличиваться на 7%, что выше официального уровня инфляции в России. Поднимать пенсионные начисления предполагается с помощью пенсионного коэффициента, который будет ежегодно высчитываться.

Так уже в 2019 году новый закон предполагает повышение средней пенсии до 15 400 рублей в месяц . Однако подобная индексация предусмотрена только для неработающих пенсионеров, что вызывает дополнительные вопросы к законотворцам. Минтруд обещает составить пакет рекомендаций по данному вопросу и в будущем, индексация может затрагивать и пенсионеров.

И еще одним вопрос, на который пока нет точного ответа — как вырастут цены после повышения размеров пенсий в нашей стране, ведь и поставщики энергоресурсов, и ритейлеры, практически все довольно быстро реагируют на повышение платежеспособного спроса ростом цен. Как правительство и ГД собираются обуздать бизнес погоне за прибылью непонятно.

Возможный отказ от системы пенсионных баллов

Система баллов была введена в 2015 году, именно тогда ПФР начал пересчитывать денежные взносы россиян в баллы. Для руководства Пенсионного Фонда это было довольно удобно и выгодно, ведь ПФР мог практически по своему усмотрению регулировать коэффициенты баллов в зависимости от экономической ситуации в стране и возможностей бюджета. Если говорить грубо, то размер пенсии начинал зависеть не столько от размера зарплаты и трудового стажа человека, сколько от коэффициентов расчетов пенсионного балла.

Вице-премьер Татьяна Голикова неоднократно выступала против «системы баллов» при расчете пенсии, вот цитата из её интервью «Российской газете»:

«Балльная формула так и не заработала в полном объеме… Расчет осуществляется немного запутанным способом, а потом результат индексируется на уровень инфляции… Пенсия должна зависеть от стажа и того заработка, который получал работник во время своей трудовой деятельности»

Если предстоящие поправки и редакции пенсионного законодательства, а такие несомненно будут, позволят отменить сложную балльную систему расчета пенсии, то это позволит повысить прозрачность пенсионный начислений для населения и снимет много лишних вопросов и обращений граждан в ПФР по поводу размера их будущей пенсии. По мнению Татьяны Голиковой предварительные планы изменения системы расчета пенсий предполагаются руководством стране не ранее 2025 года.

Возможность получения выплат из пенсионных накоплений до выхода на пенсию

Еще одним плюсом пенсионной реформы 2018 года чиновники считают появившуюся возможность получить выплаты из суммы накоплений до наступления пенсионного возраста. Так за 5 лет до наступления возраста выхода на пенсию человек получает право воспользоваться той суммой, что в некоммерческом пенсионном фонде (НПФ), управляющей компании (УК) или ВЭБе (с 2003 года Внешэкономбанк является государственной управляющей компанией) в рамках системы обязательного пенсионного страхования.

По состоянию на вторую половину 2018 года более 35 миллионов жителей России держат в некоммерческих пенсионных фондах на общую сумму более 5,5 триллионов рублей. Если верить статистике Центробанка, то в среднем на счету держателей пенсионных накоплений в НПФ находится по 71 000 рублей, именно часть этих денег можно будет получить за пять лет до наступления пенсионного возраста.

Сокращение величины трудового стажа для досрочного выхода на пенсию

Еще одним плюсом реформы пенсионной системы в 2018 году стало сокращение общего стажа, необходимого для досрочного выхода на пенсию. По новому пенсионному законодательству мужчинам для досрочного выхода на пенсию необходимо иметь 42 года трудового стажа, а женщинам 37 лет.

Досрочно на пенсию могут выходить многодетные матери, чем больше детей, тем ниже пенсионный возраст: если у женщины 3 детей, то она имеет право выйти на пенсию в 57 (на 3 года раньше), если четверо детей, то 4 года раньше, а если у многодетной женщины 5 и более детей, то она сможет выйти на пенсию уже в 50 лет.

Помимо этого, закон предусматривает возможность на полгода раньше выйти на пенсию тем гражданам, кто достигнет пенсионного возраста в 2019 и 2020 годах.

Таким образом более 30% граждан России смогут при желании воспользоваться новой возможностью выйти на пенсию досрочно, имея соответствующий трудовой стаж, или много детей, если говорить о многодетных женщинах.

Защита от увольнений предпенсионных работников

Одним из главных опасений в отношении реформы, которая поднимает пенсионный возраст, был страх перед отказом приема на работу или увольнения работников, находящихся в предпенсионном возрасте. После дебатов на телевидении и обсуждения в обществе президент был вынужден пойти на внесение поправок в новый закон, которые бы защитили «предпенсионеров» от рисков не найти работу или потерять рабочее место за несколько лет перед выходом на пенсию.

Новый закон предполагает наказание работодателей за дискриминацию по возрасту при найме или увольнении с работы человека. Вице-премьер правительства РФ Татьяна Голикова заявила, что если решение об увольнении принято работодателем исходя из обстоятельств, не связанных с деловыми и профессиональными качествами, образованием, или опытом работы гражданина, а исключительно из-за его возраста, то при подаче работником в суд, такое решение работодателя будет расцениваться необоснованным за что последуют соответствующие санкции.

Помимо санкций в отношении нерадивых работодателей Минтруд готов ежегодно финансировать программы повышения квалификации и переподготовку кадров. По заявлениям представителей Минтруда ежегодно министерство готово тратить до 5 миллиардов рублей на такие специальные программы.

Если же «предпенсионеру», всё-таки, не удается найти работу перед выходом на пенсию, государство берет на себя обязательство выплачивать в таких случаях специальное повышенное в размере 11 280 рублей в месяц, хотя срок получения такого пособия будет ограничен одним годом, за это время надо будет найти рабочее место себе.

Возраст выхода на пенсию в России после реформы

Согласно новой пенсионной реформе 2018 года мужчины 1964 года рождения и моложе будут выходить на пенсию в 65 лет.

После вступления в силу изменений в пенсионном законодательстве (с 1 января 2019 года) женщины 1969 года рождения и моложе смогут выйти на пенсию в 60 лет.

Предлагаю расширить значение понятия «предпенсионный возраст».

Почему-то предпенсионным возрастом цинично объявлен возраст за 5 лет до возраста 60/65 лет (жен/муж).

Хотя все прекрасно понимают, что уже после 50 лет наши граждане в РФ начинают испытывать проблемы

при поиске работы и трудоустройстве.

Какой смысл защищать занятость людей «предпенсионного возраста» (за 5 лет до 60/65 лет),

а. часть людей до этого «предпенсионного возраста» банально не доживает

б. большая часть доживших до «предпенсионный возраст» с очень высокой вероятностью может потерять

работу после достижения возраста 50 лет и к своим 60 годам уже превратится в профессиональных безработных,

утратив к 60 годам квалификацию?

Если человек потерял работу сразу после 50 лет, то ему найти аналогичную работу очень сложно.

Таким образом, новое пенсионное законодательство ставит под удар 10 лет жизни людей, достигших возраста 50 лет:

кому будет нужна социальная, уголовная защита трудовых прав в 60 лет, если, например, после 50 лет человек потерял

работу и в период с 50 до 60 лет не смог трудоустроиться из-за возрастной дискриминации?

То есть, 10 лет жизни опытных трудоспособных людей возраста 50+ государство готово выкидывать на помойку,

а вот если кому-то из них повезет дожить до 60 лет и чудом трудоустроиться, то этих счастливчиков

государство будет защищать???

Очевидно, что это - совершенно нереальная, нерабочая государственная политика в области обеспечения занятости

трудоспособного населения в возрасте 50+. Вместо обеспечения занятости граждан возраста 50+ государство

создает все условия для того, чтобы граждане возраста 50+ оказались за бортом экономической жизни.

А меры по защите трудовых прав граждан «предпенсионного возраста 60+» - выглядят как циничная насмешка.

Вывод: уголовная, социальная, экономическая защита трудовых права и обеспечения занятости граждан РФ должна

начинаться с достижения ими 50-летнего возраста.

Никакими карательными мерами обеспечить занятость огромного количества граждан старше 50 лет у государства не получится.

Необходимы конкретные меры экономического характера для обеспечения занятости людей старше 50 лет.

Далеко не все граждане хотят прекращать трудовую деятельность при достижении ими пенсионного возраста и «садиться на пенсию»,

очень многие хотят продолжать работать до тех пор, пока хватит сил. Но при существующей государственной политике в области

защиты трудовых прав (а вернее при ее отсутствии) трудоспособные пенсионеры просто не имеют возможности реализовать свое

право на труд.

Необходимо создать такое законодательство, чтобы предприниматели буквально «гонялись» за опытными сотрудниками возраста 50+,

чтобы чем старше сотрудник - тем было бы выгоднее его нанимать.

Предлагаю понятие «предпенсионный возраст» расширить и разделить на три этапа:

1. Возраст «риска невозможности поменять работу» - с 50 до 54 лет;

2. Возраст «риска невозможности найти работу» - с 55 до 59 лет;

3. Возраст «предпенсионный» - с 60 до 65 лет;

4. Возраст «пенсионный» - с 65 и старше лет.

И на каждом из этих этапов трудовые права гражданина должны быть защищены уголовно, социально, экономически

(причем уровень защиты трудовых прав должен возрастать в зависимости от возраста гражданина):

— должна быть уголовная ответственность работодателя за необоснованный отказ в приеме на работу

граждан в возрастах 50+, 55+, 60+, 65+;

— должны быть льготные условия профессионального обучения/переквалификации сотрудника в возрасте 50+;

— должны быть конкретные экономические меры поддержки для каждого из этих возрастов 50+, 55+, 60+, 65+.

Например:

1. Пусть за молодого сотрудника нужно отчислять в фонд соц. страхования взнос в размере 30% от размера

его заработной платы.

Тогда размер необходимых отчислений в фонд соц. страхования должен уменьшаться с возрастом сотрудника, н-р:

— 28.5% за сотрудника в возрасте 50+ лет;

— 27% за сотрудника в возрасте 55+ лет;

— 25.5% за сотрудника в возрасте 60+ лет;

— 24% за сотрудника в возрасте 65+ лет.

2. Точно также в зависимости от возраста 50+, 55+, 60+, 65+ должны уменьшаться размеры обязательных отчислений

работодателя во все другие фонды.

3. Предприниматели должны иметь налоговые льготы за привлечение на работу сотрудников в возрасте 50+ лет.

Размер налоговых льгот должен быть прогрессивным: чем старше и больше сотрудников возраста 50+, 55+, 60+, 65+ лет

состоит в штате предприятия, тем больше налоговых льгот имеет предприятие (ниже налоговая нагрузка на бизнес).

4. Стоимость переобучения/повышения квалификации должна падать (за счет дотаций государства) для людей

возраста 50+, 55+, 60+, 65+ лет - чем старше гражданин, тем уровень дотаций на его обучение должен быть выше.

5. Уровень уголовной ответственности за необоснованные сокращения, отказы в приеме на работу

людей возраста 50+, 55+, 60+, 65+ лет должен повышаться в зависимости от возраста сотрудника -

чем старше гражданин, тем выше уголовная ответственность за его возрастную дискриминацию.

Обязательные фонды и собираемость налогов от предложенных мер не пострадают:

— зарплаты молодых специалистов — ниже, чем у опытных;

— снизится безработица среди граждан в возрасте 50+ лет: вместо профессиональных безработных и иждивенцев, они

превратятся в очень востребованных сотрудников, которые смогут обеспечивать себя собственным трудом, создавая

национальный продукт, снижая нагрузку на пенсионный и другие социальные фонды государства.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!