Роль семьи в жизни общества социология. Значение семьи в жизни человека. Дети в семье. Семейные традиции

группа учащихся 11 класса

исследовательский проект посвящен проблемам современной семьи, изменениии ее функций в современном российском обществе

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Зареченская средняя общеобразовательная школа

Собинского района Владимирской области

Тема исследования

Выполнили:

Обучающиеся 11 класса

Степанова Екатерина

Рузлева Юлия

Кукушкина Наталья

Тоцкая Марина

Научный руководитель

Лисова С.В.

с.Заречное 2011г.

1.Введение с. 3

2.Цель исследования с.4

3.Задачи исследования с.4

4.Гипотеза исследования. с.4

5.Обзор литературы. с.5

6.Методика исследования с.18

7.Результаты исследования с.18

8.Выводы и комментарии. с.20

9.Заключение. с.22

10.Список литературы. с.22

11.Приложения.

1.ВВЕДЕНИЕ

Семья как один из основных социальных институтов общества.

Семья - один из важнейших и специфичных соц. институтов, с помощью которого обществом и государством нормативно регулируются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, другими родственниками, осуществляется воспроизводство членов общества, их социализация.

Исключительная роль и значение соц. института семьи определяются прежде всего тем, что семья служит основным носителем культурных образцов, передающихся от поколения к поколению и важнейшим агентом социализации личности. В этом смысле семья может рассматриваться как основа всей институциональной системы общества. В основе семьи лежит брак, кровное родство или усыновление, отношения защиты и взаимопомощи. Все эти отношения закрепляются и регулируются в обществе как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными обычаями.

2.Цель исследования:

Изучение общественного мнения о роли семьи в современном обществе.

Задачи исследования:

  1. 1. Провести теоретический обзор научной литературы по проблеме.
  2. 2. Подобрать методики для изучения общественного мнения.
  3. 3. Провести анализ социологического опроса.
  4. 4. Выявить зависимость мнения о значении семьи для личности от возраста.

Гипотеза исследования:

Представители старшего поколения имеют более нормативные представления о семье, чем молодежь,

Ценность семьи среди молодежи падает.

5. Обзор литературы

Функции семьи в современном обществе.

Семья выполняет разнообразные важные соц. функции:

  1. репродуктивная, т.е. биологическое воспроизводство население;
  2. социализация детей, воспитательная, культурное воспроизводство общества;
  3. содержание детей и престарелых членов.

Функции второго плана:

  1. коммуникационная в разных аспектах — внутри семьи и с внешним миром,
  2. регулятивная — регулирует поведение своих членов,
  3. накопление и передача собственности и статуса,
  4. рекреационная — материальные и моральные условия отдыха.

Эти функции в том или ином виде и объеме имеют место в семьях, в каждой семье их соотношение различно. Исторически некоторые функции отмирают, например производственная, другие функции усиливаются. Происходит постепенный переход от патриархальной семьи с бесспорным авторитетом и властью отца к семье, эгалитарной, в которой мужчина перестает быть единственным создателем материальной базы семьи. Роль кормильца выполняет и женщина и мужчина. Рекреационная функция семьи существовала и в 19 и в 20вв лишь в зачаточном состоянии, поскольку в рамках семьи осуществлялся не столько отдых, сколько совместное производство. Сейчас производительная деятельность выведена в основном за рамки семьи, а семья становиться главным местом отдыха. В целом изменение функций, утрата одних и возникновение других называется дисфункцией. Результатом дисфункции семьи становится возникновение новых типов семьи. Этот процесс существовал всегда, но во второй половине 20в изменение функций происходит столь быстро, что изменились почти все функции, и том числе репродуктивная функция.

С точки зрения функций семьи в социологии рассматриваются проблемы — несоответствие функционирования семьи общественным потребностям: низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.

Проблемы современной семьи и перспективы ее развития.

Семья характеризуется определенной динамикой от ее возникновения, и до распада или развития. Кроме того институт семьи как и преобладающий тип семьи изменяется с развитием общества. Функции семьи (основные— репродуктивная, социализация детей, содержание детей) и функции второго плана (коммуникационная, регулятивная, накопление и передача собственности и статуса, рекреационная) в том или ином виде и объеме имеют место в семьях, в каждой семье их соотношение различно. Исторически некоторые функции отмирают, например производственная, другие функции усиливаются. Происходит постепенный переход от патриархальной семьи с бесспорным авторитетом и властью отца к семье, эгалитарной, в которой мужчина перестает быть единственным создателем материальной базы семьи. Роль кормильца выполняет и женщина и мужчина. Рекреационная функция семьи существовала и в 19 и в 20вв лишь в зачаточном состоянии, поскольку в рамках семьи осуществлялся не столько отдых, сколько совместное производство. Сейчас производительная деятельность выведена в основном за рамки семьи, а семья становиться главным местом отдыха. В целом изменение функций, утрата одних и возникновение других называется дисфункцией. Результатом дисфункции семьи становится возникновение новых типов семьи. Этот процесс существовал всегда, но во второй половине 20в изменение функций происходит столь быстро, что изменились почти все функции, и том числе репродуктивная функция. Это привело к массовому появлению нетипичных семей. Одни ученые называют это кризисом и даже концом света. Другие же утверждают, что происходит очередной этап смены одних типов семей другими. Просто как и все другие соц. процессы этот процесс смены к концу 20в приобрел очень большую скорость. Новые типы семей, которые сейчас возникают, приходят на смену расширенной и даже нуклеарной, называют немодальной или нетипичной. Часто дети рожаются вне брака. Растет число неполных семей и семей с 1 ребенком. В современном мире женщина стала экономически независимой от мужчины, они могут самостоятельно материально обеспечить своего ребенка, поэтому неполные семьи становятся все распространенней. Для современного мира типично:

  1. неполная семья или с 1 ребенком,
  2. семья не регистрирующая брак,
  3. одиночки отказывающиеся от любой формы семьи,
  4. пробный брак,
  5. нетипичные типы,
  6. параллельное проживание 2 или более семей.

Итак, немодальные или нетрадиционные типы семей к концу 20в занимают все большее место в системе семейных отношений, вытесняя модальные или традиционные типы. В основе этого процесса лежат 2 главные причины и ряд вторичных. К основным относятся:

  1. изменение экономической ситуации в мире, которое привело во-первых к экономической состоятельности женщин, во-вторых к обеспеченной старости, в- третьих к довольно существенной материальной помощи государственных и общественных институтов, что позволило разорвать традиционную зависимость женщин от мужчины-кормильца, пожилых родителей от детей-кормильцев и повлияло на размеры и типы семьи;
  2. всеобщая демократизация, наделившая равными правами женщин и мужчин, существенно усилившая права детей. Тем самым женщина самой предоставлено право решать вопрос о необходимости исполнения роли супруги и матери и это изменило внутрисемейные отношения.

Помимо этих причин ряд ученых связывают радикальные изменения типа семьи с изобретением контрацептивов, позволяющим регулировать рождаемость.

Современная модель семьи, её функции.

Традиционным ядром семьи считается супружеская пара с добавлением к ядру детей, родственников, родителей супругов. Брак -это исторически меняющаяся соц. форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Семья - представляет собой более сложную систему отношений. Она объединяет супругов, их детей, а также других родственников или просто близких супругам людей.

Современная модель семьи: Элементарная семья- это семья из 3-ёх человек. Семейные отношения в ней: доминирование / подчинение разделяются по следующим основаниям:

1.кто несёт ответственность за семью:

▪ норм семья - где ответственность несёт мужчина(муж, отец).

▪ аномальная семья - если мужчина не несет ответственности

▪ псевдосемья (ответственность не несёт никто)

2. кто доминирует в семье:

▪ отец - патриархальная ▪ мать- матриархальная

▪ детоцентрическая (доминирует ребёнок, его потребности и капризы)

▪ эгоритарная (властные функции в семье распределены, но их распределение почва для постоянных конфликтов)

Семья как малая социальная группа

Социальная среда представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие группы представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделенными по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам. Через эти группы осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.

Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящимся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующий в малых группах.

Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, является семья, школа, трудовой коллектив, группа друзей и т.п. Семья как малая группа характеризуется глубокой внутренней психологической и поведенческой обязанностью ее членов, которая делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием.

Семью можно охарактеризовать как высокоразвитую малую группу, так как в ней присутствуют: достаточная психологическая общность, налаженные личные взаимоотношения, сложившаяся структура взаимодействия ее членов, четкое распределение обязанностей и т.д.

Для того, чтобы можно было назвать семью коллективом, она должна соответствовать ряду высоких требований, которые определяют высоко-развитую малую группу как коллектив:

Успешно справляться с возложенными на нее задачами;

Иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения;

Создавать для каждого своего члена возможность развития как личности.

Коллективом можно считать такую семью, в которой сложилась дифференцированная система личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Они определяются через понятия ответственности, открытости, коллективизма, организованности, эффективности и информированности. В действительности большинство семей занимает промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом.

Семья - это институт, который призван обеспечить ребенка необходимым минимумом общения, без которого он не сможет стать полноценной личностью. В то же время, ни один другой социальный институт потенциально не способен нанести столько вреда при неправильном воспитании детей, сколько семья. Внутрисемейные процессы могут выступать в качестве и положительного, и отрицательного фактора воспитания личности ребенка.-Рассматривая феномен современной семьи, психологи дают ее социально-психологическую оценку. Она представляет собой малую социальную группу, отличающуюся от других групп особенностями, присущими только ей. Это зависимость от общественных институтов, гетерогенность состава по полу и возрасту, закрытость (вхождение в семью новых членов регламентировано, естественным и уникальным путем ее расширения является рождение ребенка), длительность ее истории, включающая качественно различные этапы развития.

В семье как социальной системе различают несколько видов отношений (по Н. Соловьеву):

Социально-биологические (охватывают сферу движения численности и половозрастной структуры, сексуальные связи, проблему рождаемости и планирования семьи, родственные чувства, воспитание детей, проблему наследственности);

Хозяйственно-экономические (охватывают ведение домашнего хозяйства, соблюдение семейного бюджета, распределение обязанностей и проч.);

Юридические (охватывают сферу мотивации брака и развода, правого нормирования имущественных и личных прав и обязанностей супругов, отношений между родителями и детьми);

Нравственные (включают сферу нравственного воспитания и само-воспитания, вопросы полового и трудового воспитания);

Психологические (охватывают сферу психологических особенностей личности, преодолении противоречий между супругами, между родителями и детьми, формирование чувств, установок, психологической совместимости и психологического климата);

Эстетические (включают эстетическое воспитание и самовоспитание, эстетику отношений, поведения, речи, одежды, жилища).

Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитательный общественный институт. Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, нередко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Воспитание через эмоциональное воздействие - очень тонкий процесс. Менее всего в развитии эмоциональной стороны личности допустимо механическое упрощенчество. Теоретические ошибки механистических теорий могут привести на практике к пагубным последствиям .

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия .

Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все это сильно усложняется. А. С. Макаренко писал: «Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного ребенка более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком».

Выходит, воспитательная функция органически сливается с репродуктивной. Тесная взаимосвязь существует и между другими функциями.

Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного общения .

Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают (иногда даже считают самостоятельной функцией) деятельность по созданию психологического климата семьи. C этим нельзя не согласиться, т. к. в нашу динамичную эпоху сильно возрастает значение семьи как психологической ячейки. Поэтому эти воп-росы подробно рассматриваются в последующей главе.

В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом условимся понимать внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению. Свободное время - одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития личности.

Как общество влияет на семью, создавая определенный ее тип, так и семья оказывает немалое влияние на развитие и образ жизни общества. Семье принадлежит важная роль в ускорении экономического и социального развития общества, в воспитании подрастающего поколения, в достижении счастья каждым человеком

По данным опроса, проведенного Фондом « Общественное мнение» в 1994 г., рейтинг семьи среди предложенных респондентам 59 ценностей был наивысшим и составил 75%. Сходная картина наблюдалась и при опросе, проведенном Всероссийскиким центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2005 г. На вопрос: «Что для Вас самая главная ценность?» 39% опрошенных ответили: «хорошая семья» и 40% - «воспитание детей»; при этом «высокооплачиваемая работа» стояла на втором плане (http://wciom.ru/arkhiv/tematicheski-arkhiv/item/single/9515.html). Высокий рейтинг семьи среди ценностей подтверждается тем, что многие россияне субъективно испытывают острую потребность в сохранении или создании семьи, но в результате по разным причинам не могут этого достичь. Подобная ситуация отражается не только в статистике, но и в массовом сознании.

Возрождение государства через возрождение семьи

Возрождение утраченных семейных ценностей способно привести к возрождению общества, т.к. имея семью, человек имеет надежный тыл, у него возникает насущная потребность заботиться о своей семье, своих детях, а для этого необходимо работать. Но человеку нужно ощущать свою необходимость не только в семье, а еще и получить признание своих заслуг в обществе, чтобы достичь этого, государству нужно заботиться о своих гражданах, причем заботиться ощутимо, а не декларативно, потому что голодный человек не будет внимать призывам к его гражданской совести с экрана телевизора, т.к. каждый день он видит совершенно другое. Это очень сложная проблема, и решать ее необходимо целым комплексом мер, не только призывая возрождать семейные ценности.

Анализируя социологические исследования, приведенные ранее, можно констатировать, что в сознании большинства россиян существует выраженная потребность в том, чтобы семья была одной из главных ценностей. В то же время поведение значительного числа российских граждан, особенно молодежи, в значительной мере не соответствует этой потребности. Такое несоответствие во многом связано как с объективными трудностями (жилищными проблемами, низкими доходами, не позволяющими прокормить семью, перекосами и диспропорциями в половозрастной структуре населения России - в большем числе женщин, чем мужчин в различных возрастных группах), так и субъективными негативными факторами (алкоголизмом и наркоманией, инфантилизмом молодежи, неготовностью многих людей нести ответственность за семью, гедонизмом и низким уровнем нравственного развития).

«Семья - главная ценность человека, общества и государства». Семья - это единственный институт, который, существовал на протяжении всей человеческой истории. Это единственная ячейка, которая сумела уцелеть, а где-то и противостоять всем тем общественным устройствам и государственным устремлениям, которые в нашем столетии, в частности, пытались изменить ход истории. Институт семьи для нынешней России имеет стратегическое значение. Об этом говорит беспрецедентная система мер по поддержке семьи и рождаемости. Семья - это не только ячейка, но и ответ на тот вопрос, который был поставлен в докладе Е.Е. Чепурных: это сочетание «Я» и коллектива, это сочетание «Я» и общества, это сочетание «Я» и государства и т.д. Семья - это тот якорь, который привязывает человека к своей стране и к своему государству значительно надежнее, чем что-либо другое

Семья - это социальное образование, имеющее в каждом конкретно-историческом типе общества свою специфику, свои традиции в каждой национальной культуре.

Важно соединить традиции прошлого и опыт настоящего с непреходящими духовными идеалами. Только духовные основы способны стать тем незыблемым фундаментом, на котором семья и школы смогут выстоять в XXI веке

Методика исследования

  1. 1.Социологический опрос с целью выявления общественного мнения местного социума о роли семьи для личности.
  2. 2. Сравнение полученных данных по возрастным и гендерным признакам.

Результаты исследования.

В результате опроса нами были получены следующие данные:

  1. Характерно, что на приоритет семьи указали 40% женщин-педагогов и 28% девушек, среди юношей семья практически не имеет приоритетного места. (Диаграмма 1)
  1. только 22% девушек считают, что за семью несет ответственность мужчина, 6% готовы взять эту ответственность на себя, большая часть 61% считают обоих в равной степени ответственными;
  2. 50% юношей готовы взять на себя ответственность за семью, 40%-предпочли поделить этот груз пополам с девушками. (Диаграмма 2)
  1. Наиболее значима семья как залог счастливой жизни для женщин среднего возраста (80% респ.),
  2. наименее-для девушек- (56%),
  3. юноши занимают промежуточное положение (70%).(Диаграмма 3)
  1. Все опрошенные женщины педагоги согласились с тем, что современная семья испытывает кризис,
  2. в наименьшей же степени с этим согласны юноши (40% респондентов) (Диаграмма 4)

ВЫВОДЫ

  1. Большинство респондентов считает, что современная семья испытывает кризис, причем в наибольшей степени с этим согласны женщины среднего возраста (100%), что, безусловно, определяется их профессиональной принадлежностью, меньше всего задумываются об этой проблеме юноши (40%);
  2. Для большинства респондентов семья и карьера важны в равной степени, причем наибольший процент мы имеем среди юношей;
  3. Наиболее размыты представления об ответственности за семью у девушек, что может впоследствии привести к нарушениям семейных отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня, в XXI веке, веке глобализации и обобществления практически всех сторон жизни человека, семья остается основной, или как говорят социологи - «первичной социальной группой, социальным институтом», где происходит воспитание нового поколения. Для повышения роли семьи в обществе и воспитания молодежи в духе уважения к семейным ценностям необходимо понять, какое место семья и связанные с ней ценности занимают в сознании людей, живущих в современной России. Семья в России находится в сложном, кризисном состоянии. Об этом, в частности, говорит огромное число разводов. Кризисы в различных сферах жизни общества привели к идейной неразберихе, что в первую очередь жестко ударило по моральным и нравственным ценностям населения. Сейчас вместо развития духовности и нравственности мы видим всеобщее моральное разложение нации. Вопросы о семье и браке выходят далеко за пределы чисто моральных дискуссий. На кону - проблемы демографии, следовательно, и темпов развития общественной и экономической жизни.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Диаграмма 1. Приоритетность различных сфер жизни, где
1группа -женщины-педагоги,
2группа -девушки 15-18 лет,
3 группа- юноши 15-18 лет

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Диаграмма 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Просим Вас ответить на вопросы анкеты.

Вам необходимо подчеркнуть вариант, который

соответствует вашему мнению.

АНКЕТА

1. Ваш пол:

Мужской - Женский

2. Ваш возраст:

15-20 лет - 21-30 лет - 31-45 лет - 46-57 лет -58 лет и старше

3. Ваше семейное положение в настоящее время :

Состою в браке -состою в гражданском браке -не состою в браке

4. Каков уровень Вашего образования?

Начальное - Среднее - Среднее специальное

Высшее -Учусь в старшей школе

5. Что Вы считаете самым важным в жизни?

Успешная карьера - благополучная семья

Работа и семья одновременно

6. Как вы считаете, кто должен нести ответственность за благосостояние семьи:

▪ ответственность несёт мужчина(муж, отец).

▪ несет ответственность женщина

* ответственны в равной степени и мужчина, и женщина

7. Считаете ли Вы, что семья-это залог здоровой и счастливой жизни:

▪ да, безусловно ▪ может быть ▪ нет, можно прожить счастливо и без семьи

8. Как вы считаете, из скольких человек должна состоять современная семья?

Мать, отец,ребенок --мать, отец,дети (2 и более) -мать, отец, дети, бабушка, дедушка

9. Считаете ли Вы, что семья в России в современных условиях испытывает кризис развития?

Да -нет -не задумывался об этом

Благодарим за ваши ответы и помощь в работе!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РОЛЬ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Социологи в современном мире уделяют большое внимание вопросам семьи, так как семья всегда сверхзначима. Из семьи человек выносит в общественную, государственную жизнь те качества, которые становятся источником созидания или разрушения. Семья выступает как базовое, фундаментальное условие функционирования общества.

Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е., отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, а также другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета.

С развитием общества изменяются брак и семья. Хотя основу семьи составляет брачная пара, однако есть семьи, которые живут под одной крышей, ведут одно хозяйство, воспитывают детей, но юридически их брак не оформлен. Есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или оба родителя. Бывают нуклеарные семьи (вместе проживают родители и дети) и расширенные (супружеская пара, дети, родители одного из супругов: дедушка, бабушка). Так, в нынешней семье мы видим реликты прошлых вековых семейных отношений и ростки будущей семьи.

Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении её членов. Несмотря на разнообразные внутрисемейные отношения, каждая семья выполняет ряд функций. Это репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная функции. Один из важнейших показателей качества семьи - уровень и качество межличностных отношений членов семьи.

Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включающая, помимо отношений родства, и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета и т. д.

Семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому - деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах. Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений. Семья как социальный институт призвана выполнять следующие функции:

Половое регулирование;

Воспроизводство населения, которое осуществляет семья;

Социализация;

Удовлетворение потребностей человека в эмоциональном, духовном общении, любви и интимной поддержке, сопереживании и сострадании;

Экономическая, бытовая функции.

Семья проходит ряд этапов, из которых складывается жизненный цикл семьи. Это образование семьи, т. е.:

Вступление в первый брак;

Начало деторождения (рождение первого ребенка);

Окончание деторождения (рождение последнего ребенка);

- «пустое гнездо» (вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка); семья общество социальный

Прекращение существования семьи (смерть одного из супругов).

Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт. Спектр общения в семье может быть очень разнообразным.

Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей и знакомых, оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой, и так далее.

Удовлетворённость супругов общением зависит от степени совместимости их взглядов, ценностей. Не вызывает сомнения тот факт, что нервозность, неуравновешенность, замкнутость и другие отрицательные черты характера являются плохими спутниками семейного общения. Не сложившиеся отношения между мужем и женой ведут к плохим последствиям. Отсутствие взаимопонимания в семье приводит к подавленности, отчуждённости, к ухудшению психологического и физического состояния, значительному понижению работоспособности человека. Неумение общаться может разрушить семью.

Основными компонентами культуры общения являются сопереживание, терпимость, уступчивость, доброжелательность. В семье, кроме взрослых, в полноценном общении нуждаются также и дети. Общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка. Общение родителей с детьми имеет огромное значение для их полноценного развития. Доказано, что дети, лишённые возможности общаться с родителями, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью к обращению к ним взрослого, испытывают трудности в общении со сверстниками. Для полноценного развития и воспитания ребёнка в семье обязательно нужны и отец и мать. Ведь от матери дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца мужество, силу воли, умение бороться и побеждать.

Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, в частности исполнением этих ролей определяется воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение в семье. Ведь общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является уважение другого человека. Последствиями дурного общения в семье могут быть конфликты и разводы, которые наносят большой социальный вред обществу. Чем меньше разводов в семьях, тем здоровее общество. Таким образом, общество (а его тоже можно назвать большой семьей) прямо пропорционально зависит от здоровья семьи, так же как здоровье семьи от общества.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность, структура и специфика семьи как социального института и малой группы; ее репродуктивная и социализирующая функции, общественное и индивидуальное значение. Тенденции изменения, формы и проблемы брака и семьи в современном российском обществе.

    контрольная работа , добавлен 03.05.2012

    Трансформация института семьи на протяжении столетий и его состояние на современном этапе. Изменения в социальной структуре общества, приведшие к уменьшению роли в нем семьи, последствия такого положения. Негативные проявления в современной семье.

    реферат , добавлен 14.07.2009

    Признаки и функции семьи. Исторические этапы ее развития. Кризис института семьи в современном обществе. Принципы, формы и задачи социальной защиты семьи. Управление учреждением социального обслуживания семьи и детей. Структура и порядок их работы.

    курсовая работа , добавлен 01.04.2012

    Понятие социального института. Функционирование и типология семьи в современном обществе, ее жизненный цикл. Характеристика и тенденции молодой семьи. Методика составления программы исследования ориентации молодежи на семью, анализ результатов опроса.

    курсовая работа , добавлен 03.07.2011

    Происхождение семьи и ее эволюция в традиционном обществе. Развитие института семьи на современном этапе. Юриспруденция и брак. Воздействие современных социальных институтов российского общества на состояние института семьи. Проблема будущего семьи.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Изучение функционирования семьи как социального института и малой группы. Анализ структуры и функций семьи. Характеристика брачно-семейных отношений и образцов семейного поведения, характерных для различных социальных групп. Кризис семьи и её будущее.

    контрольная работа , добавлен 06.02.2011

    Роль семьи в современном обществе. Понятие семьи и брака: исторические типы, основные функции. Изучение жизненного цикла семьи - последовательности социальных и демографических состояний с момента образования семьи до момента прекращения ее существования.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2010

    Изучение функционирования семьи как социального института и малой группы. Исследование структуры и функций семьи. Характеристика образцов семейного поведения. Периодичность возникновения ссор и конфликтов в семьях. Классификация основных форм брака.

    презентация , добавлен 24.03.2015

    Семья как объект социологии. Типы семьи и ее основные функции в обществе. Особенности функционирования семьи в условиях современности. Эволюция семейных отношений. Основные последствия в историческом изменении функций. Развитие семьи и брака в России.

    курсовая работа , добавлен 01.02.2013

    Исследование эволюции семьи как социокультурной ценности, развивающейся в тесной связи с развитием культуры и цивилизации. Содержание основных подходов изучения социальной природы семьи. Формы брака и виды семьи, существующие в доиндустриальном обществе.

Социальная структура общества представляет собой не только совокупность взаимосвязанных социальных групп, но также социальных институтов и отношений между ними. Что же такое социальный институт?

Социальный институт - это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, выполняющих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение конкретных социальных потребностей.

Важным социальным институтом является семья. Она возникла и развивалась вместе с формированием человеческого общества. Какие вы знаете формы семьи? Юридической основой семьи служит оформление брачно-семейных отношений между мужчиной и женщиной в соответствии с существующими в обществе законами. Однако главным нравственным условием для создания семьи является любовь. Любовь - это глубокое и устойчивое интимное нравственно-эстетическое индивидуально-избирательное чувство, выражающееся в самозабвенной устремленности на другую личность. О любви созданы тысячи литературных произведений, написано бесчисленное множество картин, снято огромное количество фильмов, но до сих пор человек ищет ответа на вопрос - что такое любовь?

Семья, объединяющая супругов и их потомство, - одна из исходных форм социальной общности людей, в которой осуществляются жизненно важные для общества функции:

Репродуктивная функция - продолжение человеческого рода.

Воспитательная функция - именно в семье человек получает самые первые в своей жизни уроки - учится говорить, держать ложку, ходить, смеяться, любить, доверять, заботиться о других….

Экономическая функция - исследования показали, что двум людям, живущим вместе в экономическом плане прожить легче, чем одному. Кроме того, родители материально обеспечивают своих детей, дают им образование, чтобы потом дети помогали своим престарелым родителям.

Психологическая функция - семья является объединением близких друг другу людей, именно в семье человек находит поддержку в трудные минуты, в семье человек отдыхает и восстанавливает свои силы.

В России одним из приоритетных направлений социальной политики является социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. Целый ряд государственных учреждений и организаций предназначены для того, чтобы способствовать семье в выполнении ее функций (центры планирования семьи, система дошкольных учреждений, ЗАГСы, женские консультации, родильные дома и т.д.). Особой заботой государство окружает детей, оставшихся без попечения родителей и многодетные семьи. Семьи, воспитывающие детей, имеют право на получение целого ряда социальных пособий, которые являются материальной помощью государства в воспитании и содержании детей. Естественно, что экономический кризис не могли не отразиться на положении семьи. В начале 90-х годов ХХ века в России резко упала рождаемость, увеличилось число разводов, снизилось количество заключаемых браков.

Однако эта тенденция наблюдается не только в России, но и в других странах мира. Демографы и социологи, психологи и историки в один голос заговорили о кризисе традиционной семьи. Традиционная семья представляет собой союз мужчины и женщины, построенный на началах патриархата. Подчиненное положение женщины в обществе было основано на неравноправных отношениях в семье. Мужчина выполняет роль главы семьи, хозяина, кормильца, принимает важные решения. Женщина является хранительницей домашнего очага, ведет домашнее хозяйство, рожает и воспитывает детей. Долгое время главной сферой женщины считался дом и семья. В недавнем прошлом работающая женщина, выходя замуж, оставляла работу. Профессиональные и карьерные интересы мужчины ставились выше профессиональных интересов женщины. С провозглашением равенства прав мужчины и женщины возросла экономическая роль женщины как в семье, так и в обществе. Появление различной бытовой техники облегчило домашний труд и позволило женщине больше времени уделять своей профессиональной карьере. Выравнивание социальных статусов мужчины и женщины отразилось и на семейных отношениях. На смену традиционной патриархальной семье пришла семья партнерская. Основными ее чертами являются равноправные отношения супругов, совместное принятие решений и ведение домашнего хозяйства, родители в равной степени принимают участие в воспитании детей, экономический вклад каждого из супругов в семью примерно одинаков. Однако изменение системы ценностей в обществе, более терпимое отношение к сексуальным связям вне семьи привели к тому, что в настоящее время в обществе растет количество неполных семей, а также людей, находящихся в "свободном" браке (не зарегистрированном в органах ЗАГСа).

Важность семьи для духовного и физического здоровья каждой личности и всего общества давно замечена государством. Поэтому семейные отношения регулируются специальной отраслью - семейным правом, которое определяет положение семьи в обществе, устанавливает порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, родителей и детей, регулирует имущественные отношения супругов и др. Главным источником семейного права является Семейный Кодекс Российской Федерации.

Жизнь семьи и ее функции многогранны; они связаны с интимной жизнью супругов, продлением рода, воспитанием детей, с общим ведением домашнего хозяйства, взаимной помощью в быту. Все это немыслимо без душевного общения, без соблюдения нравственных и правовых норм.

В статье рассматривается место семьи в современном обществе.

  • Создание традиционной семьи в современных условиях: психологические особенности
  • Становление личности в семье военнослужащих: психологические особенности

Семья представляет собой общественный институт, и дети в ней овладевают социальными знаниями, нравственными умениями и навыками.

Каждая семья имеет присущие ей социальные, экономические, этнические, религиозные, правовые и другие особенности, которые необходимо учитывать, особенности, которые необходимо учитывать, особенно если речь идет о наличии в ней проблемных ситуаций.

В своем произведении «Гармоничное поколение - основа прогресса Узбекистана» первый Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов подчеркнул значение воспитания ребенка в семье, высказал суждение о долге родителей перед детьми: «С первых дней своего рождения ребенок живет в семье. Здесь он впитывает семейные ценности, традиции, привычки. А главное, через обстановку в семье дети воспринимают и чувствуют требования общества.

Права семьи и детей зафиксированы в документах международных организаций (Конвенция ООН «О правах ребенка»), а также в законодательных актах Республики Узбекистан. В Конституции Республики Узбекистан (статья 63) отмечено: «Семья является основной ячейкой общества и имеет право на защиту общества и государства».

В семейном Кодексе Республики Узбекистан отдельно выделены основные права ребенка: право жить в семье и получать воспитание, право общаться с родителями и другими родственниками, право на собственную защиту, право носить имя, фамилию и отчество.

В стране реализуются меры по укреплению семьи, обеспечению социально-экономического благополучия и социальной защиты многодетных, малообеспеченных, неполных семей, семей, где родители или дети с инвалидностью.

В научной, психолого-педагогической литературе уделяется большое внимание вопросам семейного воспитания . В частности, в нашей республике внимание ученых-педагогов направлено на изучение взглядов мыслителей, наших предков на проблему семьи и семейного воспитания в разные исторические эпохи. В современных исследованиях мы находим ссылки на исламские источники, где освещены положения о формировании здорового мировоззрения детей, их психическом воспитании.

В исламе изложена мысль о том, что ребенка нужно воспитывать ещё в грудном возрасте, ибо через молоко матери он получает и биологическую и духовную пищу. Для физического и психического развития младенца кроме материнского молока нет другой пищи. Благодаря молоку матери формируются и развиваются скелет, все органы ребенка и его душа.

Учение ислама, признает, что дети в руках родителей - это величайшая ценность, поэтому они должны дать ему прекрасное воспитание, обучить достойному поведению, объяснить опасность плохих поступков.

В наши дни считается необходимым повышать педагого-психологические знания родителей с помощью педагогов, психологов, социальных работников.

Социализация личности в семье зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей. Семейная власть может строиться на разнообразном экономическом или моральном авторитете: от прямого насилия до морального воздействия, от приказов до вежливых дружеских советов. В традиционном представлении структуры можно выделить два типа семейных отношений.

  1. Авторитарный (лидерство) – руководство и организация всех семейных функций сосредоточены в руках одного члена семьи, осуществляющего принудительную власть в семье.
  2. Демократический (партнерство) – равноправное распределение обязанностей, равное участие в решении всех семейных проблем. Взаимоотношения в семье зависят от традиций общения, экономического и социального состояния общества, зависимости семьи от общества, участия супругов в ведении хозяйства, кто главенствует, от личных качеств. В последнее время преобладающим становится равенство отношений между супругами. Со структурой семьи связаны порядок и уклад ее жизни, обычаи, традиции, взаимоотношения с другими семьями и со всем обществом. Нарушение этой структуры приводит к нарушению ее функций.

Функции семьи – это сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. У семьи может быть столько функций, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет.

Семья – это система социального функционирования человека. Ряд функций непосредственно вытекает из требований общества, но поскольку семья – сфера межличностных отношений, там действуют свои законы и функции. Благодаря реализации своих функций, семья сохраняет социальный, биологический и культурный смысл. Ученые выделяют различные функции семьи. Мы остановимся на тех, которые касаются, прежде всего, воспитания и развития ребенка.

  1. Экономическая и хозяйственно-бытовая функция – обеспечение биологического существования семьи пищей, жильем, одеждой и т.д.
  2. Функция первичной социализации – введение ребенка семьей в общество, ознакомление его со всеми присущими этому обществу законами.
  3. Воспитательная функция – социализация молодого поколения, воздействие через общение, трудовую деятельность, поощрение, наказание.
  4. Рекреационная и психотерапевтическая функция – принятие члена семьи таким, какой он есть, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, обеспечение чувства защищенности .

Функция первичной социализации и воспитательная взаимосвязаны и направлены на воспитание личности ребенка.

Главная роль в осуществлении этих функций отводится семье. Далее мы рассмотрим механизмы социализации в семье – способы сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта.

1. Механизм единства подражания, имитации, идентификации.

Сущность данного механизма заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей. Действие этого механизма осуществляется через социальное взаимодействие людей. Имеются в виду не только отношения взрослых и детей, но и отношения между взрослыми, которые воспроизводят опыт других, стремятся копировать некоторые модели поведения, отождествляют себя в той или иной мере с социальными ролями, перенимают взгляды других.

2. Механизм полоролевой идентификации.

Сущность данного механизма состоит в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола. В процессе первичной социализации индивид усваивает нормативные представления о соматических, психологических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.

Ребенок сначала осознает свою принадлежность к определенному полу, затем у него формируется социальный идеал полоролевого поведения.

3. Механизм социальной оценки желаемого поведения.

Осуществляется в процессе социального контроля. Он работает на основе чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями и наказаниями, поступающими от других людей. В этом случае подкрепляющим и формирующим фактором служит реакция окружающих, а образ взаимного восприятия является результатом поведения

4. Конформность.

Понятие конформности связано с термином «социальный конформизм», то есть некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, нормам, стереотипам массового сознания, авторитетам и идеологии. В одном случае конформность – это податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок. В другом случае конформность можно определить как способность человека сделать вид, что он согласен с группой даже тогда, когда на самом деле придерживается совсем иной точки зрения.

5. Негативизм.

Негативизм – это конформизм наоборот, стремление, во что бы то ни стало поступать вопреки позиции большинства и любой ценой утверждать свою точку зрения. В социально-психологической литературе отмечены и другие явления, рассматриваемые как механизмы социализации. Например, внушение, групповые экспектации, ролевое научение и др. Мы выделили наиболее распространенные .

Таким образом, роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладением социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится тому, как себя вести в различных ситуациях. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости,

Наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми . Семья является базисной основой социализации, важнейшим социальным институтом. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка .

Современная семья переживает серьёзные трансформации, которые требуют осмысления со стороны ученых и практиков, в результате чего создаются новые социальные теории и классификации семей по различным основаниям.

Список литературы

  1. Абшилава Э.Ф. Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей гиперактивного ребенка // Наука. Мысль. 2016. № 8-1. С. 97-103.
  2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебник для студентов педвузов. / Под ред. В.А. Сластенина. – 2 изд., доп. – М.: Издательский центр Академия, 2003. – 235 с.
  3. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб: ТОО ТК Петрополис, 1998.
  4. Краснокутская М.С. Образ идеальной семьи и пример родителей // Наука. Мысль. 2014. № 8. С. 36-38.
  5. Маджидова Д.А., Мамараимова З.Ш. Семья как важный фактор формирования здорового мировоззрения // Молодой ученый. - 2013. - №5. - С. 738-740.
  6. Николаева Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье: орг. пед. и соц. помощи неполным семьям: пособие для психологов и педагогов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 159 с.
  7. Российская семья: Энциклопедия. – М.: Издательство РГСУ, 2008. – 624 с.
  8. Урусова Е.А. Представления о семье как актуальный предмет исследований в современной психологической науке // «Инновационная деятельность в образовании»: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 28 ноября 2014 года, г. Нижний Новгород / под общей ред. Е.В. Быстрицкой, Е.Ю. Илалтдиновой, Р.У. Арифулиной – Н.Новгород: НГПУ им. К.Минина, 2014. – С. 426-428.
  9. Урусова Е.А. Современная семья как отражение трансформации российского общества // Наука. Мысль. – 2016. – № 11. URL: wwenews.esrae.ru/48-633
  10. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979.
  11. Целуйко М.В. Психология неблагополучной семьи. – СПб.: Питер, 2003. – 171 с.
  12. Чекалина А.А. Гендерная психология: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2006. – 256 с.
  13. Янак А.Л. Тема «родительства» в зарубежных социологических исследованиях (На примере французского социологического журнала «Politiques sociales et familiales» 2009-2014 гг.) // Надежды: Сборник научных статей студентов/Научный редактор З.Х. Саралиева. Вып. 8. Н.Новгород: Изд-во НИСОЦ. 2014. С. 140-150

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Роль семьи в современном обществе [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Каждый индивид свободен в выборе своих друзей, но выбирать родственников не приходится, даже если между членами семьи существует скрытая или открытая неприязнь. В то же время семья является местом, где всегда сталкиваются интересы нескольких индивидов, принадлежащих другим группам.

Людям со схожими интересами и потребностями свойственно объединяться в группы, команды, партии. Вместе легче добиваться желаемого, ощущать себя в безопасности от конкурирующих групп. Если человек остаётся совершенно один, он становиться жертвой. В данном случае неважно, кто будет охотником, настигшим его: другой человек, группа людей или жизненные обстоятельства. В течение своей жизни каждый индивид находится в составе различных групп: школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, клуб по интересам. Но существует группа, которую человек не покидает никогда. Этой группа является семья. Семья – это один из важнейших социальных институтов. Под "институтом" в социологии понимается совокупность нормативных правил, которые необходимо выполнять в определённых общественных отношениях. Институт семьи придаёт обществу стабильность и это единственный институт, позволяющий восполнять население.

Зачастую, в современном обществе семья становится единственным источником помощи, будь то материальная или духовная поддержка. И даже если на какой-то период человек покидает общий дом и живёт отдельно от остальной семьи, он всё равно остаётся её членом. Родственные узы – самые крепкие, разорвать их очень сложно.

1. Добрачное поведение и брак.

1.1. Добрачное поведение.

Семья рождается в момент заключения брака, т.е. подписания специально оформленного государством документа, который официально закрепляет союз двух взрослых людей разного пола. Смертью семьи является развод, который оформляется государством в особом документе. Но люди не заключают брак просто так. Этому предшествует период знакомства будущих супругов друг с другом, во время которого они стараются узнать, смогут ли они жить вместе. У различных пар на это уходит различное количество времени. Некоторым вполне хватает шести месяцев, а кому-то потребуется пять лет.

Чтобы выбрать будущего супруга, люди встречаются с несколькими партнёрами, выясняя, какой из них более подходит для совместной жизни. В этот период люди оценивают различные качества потенциального супруга. Если таких партнёров было слишком мало, то один из супругов уже в период семейной жизни может начать "ходить налево". Причём происходит это не из-за порочности юноши или девушки, а потому, что круг добрачных партнёров был слишком узким. Оптимальный вариант, по разным расчётам, останавливается на цифре 3–5. Если эта цифра превышена, то начинается то, что называют "психологическим конвейером". Любовный опыт просто тиражируется, романтические чувства притупляются, острота ощущений и желание иметь крепкую семью притупляются. Перебор потенциальных партнёров также вреден, как и недобор1.

Бывает, что молодые люди женятся с первого раза. Это называется любовью с первого взгляда, но это большая редкость. Ведь удачным браком будет считаться только тот брак, который был заключён не просто с первого раза, но и продержался до конца жизни одного из супругов. А это ещё большая редкость.

Самый первый этап становления семьи – это знакомство будущих супругов. Существует три формы знакомств: самостоятельное знакомство, знакомство с помощью родителей, родственников или друзей и знакомство через брачное агентство. В России преобладают первые два вида знакомств. Знакомиться через брачные агентства большинство людей пока не решается. В европейских странах люди предпочитают знакомиться самостоятельно, а уже потом знакомить своего избранника с друзьями. К услугам агентств там прибегают только деловые люди, у которых отсутствует большое количество свободного времени. На востоке, до тех пор, пока туда не начала проникать западная культура, знакомство через родителей было практически единственно возможным.

Сразу или через некоторое время после знакомства назначается первое свидание. Обычно его инициатором становится молодой человек, а девушка соглашается или отвергает его предложение о встрече. Поведение юноши и девушки до момента их встречи в день свидания примерно одинаково. Оба они сообщают своим родителям о свидании, иногда советуются с близкими друзьями. В день свидания они приводят себя в порядок, нервничают и неоднократно меняют свой внешний вид. Но далее их поведение начинает различаться: девушка старается произвести впечатление своим внешним видом, стремиться показать, что нуждается в заботе юноши, а юноша пытается произвести впечатление своим остроумием, постоянно шутит, всячески ухаживает за девушкой, подавая руку, пропуская её вперёд, придерживая дверь и т.п., оплачивает билеты в кино, на дискотеку, счёт в ресторане.

Если первое свидание прошло удачно, и молодые люди понравились друг другу, то они договорятся о следующей встрече. То, что свидания стали повторяться, свидетельствует о начале периода ухаживания, во время которого юноша стремиться добиться ещё большего расположения девушки, оказывая ей повышенное внимания, жертвуя другими людьми ради встреч с ней. Этот период потом часто вспоминают престарелые супруги, так как он является самым романтическим периодом в их совместной жизни. После нескольких месяцев совместной жизни ухаживание зачастую снижается, а через несколько лет супруг может вообще перестать ухаживать за своей женой.

Трудности, которые приходится преодолевать влюбленным, чтобы встретиться, подогревают их чувства, объединяют их. Например, травма, полученная на совместной прогулке, скажем, юношей, станет тем испытанием, в котором проверятся чувства его девушки, её способности поддержать его, помочь добраться до дома, если потребуется ухаживать за ним в дальнейшем и т.п. В период ухаживания молодые люди не только узнают, но и воспитывают друг друга, учатся уступать, контролировать свои эмоции, мириться после ссоры.

В период ухаживания молодые люди часто кокетничают с противоположным полом. Девушка делает это для того, чтобы заставить ревновать своего избранника, а юноша – чтобы показать свою значимость и способность вести себя так, как ему хочется. Но переступать определённой черты нельзя, иначе это может привести к разрыву.

На каком-то этапе ухаживаний, когда свидания стали регулярными, юноша делает предложение своей девушке, и затем, если она согласна, спрашивает согласия её родителей. Для этого он надевает костюм, покупает цветы для матери будущей невесты и для неё самой, приходит к ней домой, говорит родителям девушки о своих чувствах и "просит её руки". В случае согласия родителей будущие молодожёны определяют дату помолвки. Помолвка – это объявление молодых людей женихом и невестой. Обычно она объявляется в день подачи в загс заявления на регистрацию брака. Раньше после помолвки отказаться от брака было уже нельзя. Нарушившая сторона должна была "заплатить за бесчестье".

1.2. Брак.

Брак – это совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии мужа в отношении к жене, а их двоих в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом1. Общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство на разрешённые и неразрешённые, так как в любом современном обществе брак считается единственной социально одобренной и закреплённой государством формой не просто разрешённых, но и обязательных сексуальных отношений. Церемония заключения брачных уз называется инаугурацией. Дети, рождённые в браке, считаются законнорожденными, так как общество предписало социальные роли матери и отца каждому члену союза, наделив их обязанностью воспитывать, защищать и заботиться о потомках. Дети, рождённые вне брака, считаются незаконнорожденными, так как может не найтись мужчины, готового взять на себя обязательства отца. В этом случае ребёнок не получит наследства, которое мог бы оставить ему отец.

Брак также подразумевает некоторые обычаи, которые должны быть соблюдены. В наше время в России принято знакомиться с родителями будущего супруга, обмениваться кольцами, разбрасывать мелкие монеты во время свадебной церемонии, перешагивание молодожёнов через символическое препятствие, а также, по аналогии с европейской культурой, проводить медовый месяц на каком-нибудь курорте. Существует также традиция соблюдать целомудрие до свадьбы, но в наши дни она редко соблюдается. Кроме обрядов, связанных с браком, существуют законы, неотделимые от него. Брак должен быть зарегистрирован, развод происходит только по уважительной причине, в случае обнаружения мошенничества при заключении брака, он признаётся недействительным, между вступающими в брак не должно быть родства.

Брак – это ворота в семейную жизнь. По определению Э. Богардуса, брак является институтом, допускающим мужчин и женщин к семейной жизни1. Брак и семья несколько разные понятия: брак распространяется только на супружеские отношения, а семья охватывает и супружеские, и родительские отношения. Иными словами, брак – институт, регулирующий отношения супругов, а семья – институт, регулирующий ещё и отношения между родителями и детьми. Связь между ними очевидна: в любом обществе, древнем или современном, семья формируется именно через брак. Брак – санкционированный обществом союз между двумя и более индивидами с целью создания семьи.

Правда, в современном обществе браки часто заключаются при полном отсутствии любви. Это называется "брак по расчёту". Целью такого брака является не создание семьи, а богатство будущего мужа или жены, или возможность получить прописку. Вообще любовь в современном обществе занимает далеко не первое место. Часто молодые люди женятся по необходимости: незапланированная беременность, возможность "откосить" от армии. Это одна крайность, а другая – ранний брак из-за юношеской влюблённости, которую отнюдь нельзя назвать любовью. Юноши и девушки в возрасте 17–19 лет считают, что действительно встретили свою половинку, и, не слушая предостережений родственников, иногда даже назло им заключают брак. Самые продуктивные браки заключаются молодыми людьми в возрасте 24–27 лет, когда оба уже имеют достаточно жизненного опыта. Именно в результате таких браков складываются сейчас хорошие семьи, среди которых низок процент разводов. Но такой брак заключается молодыми людьми больше по необходимости: мне скоро тридцать лет, а я ещё не замужем (не женат).

2. Семья.

Семья – это основанная на кровном родстве или браке малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Сюда можно добавить также, что члены семьи ведут совместное хозяйство и проживают на одной жилой площади.

2.1. Функции семьи.

Основной функцией семьи является воспроизводство населения. Кроме этого выделяют также следующие функции:

Воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

Хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

Экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

Сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

Духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

Социально-статусная – предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

Досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

Эмоциональная – получение психической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия2.

2.2. Виды семей.

Существует несколько видов семей. Но все их можно объединить в два главных типа: традиционную и современную семью. Традиционная семья – это такая семья, в которой живёт несколько поколений. В современной семье только два поколения: родители и дети. Семьи различаются по признаку, который берётся в основу. По числу детей семья может быть бездетной, однодетной и многодетной. По критерию господства мужа или жены семьи можно разделить на патриархальную и матриархальную. Также семьи делятся по критерию лидерства: патернальная, когда главой семьи является мужчина, матернальная, т.е. глава семьи женщина и эквалитарная – оба супруга в равной степени считаются главой семьи1.

В наши дни большинство современных семей состоят из двух родителей и одного ребёнка. Они составляют социальный и экономический центр семьи, а также именно они отвечают за воспроизводство новых поколений. Такая семья называется нуклеарной, что в переводе с латинского означает "ядро". При этом все остальные родственники живут отдельно. В обратном случае семья будет называться расширенной, т.е. традиционной. Такая семья также называется многопоколенной, т.е. семья расширяется за счёт трех или четырёх поколений прямых родственников, а не за счёт присоединения к семье дядей, двоюродных братьев и т.д. В нуклеарной семье повзрослевшие дети отделяются от своих родителей и создают свою семью опять же нуклеарную. Если новая семья не отделится от родителей, то образуется расширенная семья из трёх поколений. При этом в ней можно различить две семьи: родительскую и новообразованную. Образование нуклеарной семьи возможно только в обществе, где взрослые дети имеют возможность после брака жить отдельно от родителей, т.е. могут самостоятельно себя обеспечивать. В России же 60% молодых семей продолжают жить вместе с родителями одного из супругов.

2.3. Родство.

Каждая семья является отдельным звеном в системе родства, которое включает в себя ближайших, двоюродных и троюродных родственников. Родство объединяет людей, связанных общими предками, усыновлением или браком. При этом для мужа его собственные родственники являются кровными, а родня жены – родственниками в законе. И, соответственно, наоборот. Родственниками в законе называют всех родственников по браку.

Ближайших родственников может быть только семь: мать, отец, брат, сестра, супруг, дочь, сын. При этом может быть несколько сыновей, братьев, но мать, отец и супруг всегда находятся в единственном числе на данный момент. Двоюродных родственников может быть только 33, начиная с тёщи и заканчивая племянником. Количество троюродных родственников может варьироваться от 2–3 до 150. Если же учесть, что некоторые позиции может занимать несколько человек, то общее количество родственников может достигать нескольких сотен человек.

Примечательной особенностью родства является то, что оно основано не на биологическом происхождении, а на генеалогических законах, ведь усыновление тоже считается родством.

В период традиционного общества родство являлось основной формой общественного устройства, быть изгоем в роду было несмываемым позором. В современном обществе родство не заключает в себе такой объединяющей функции, более того каждая семья живёт изолированно от всех остальных родственников. Большинство людей не знает по именам своих дальних родственников, например, троюродных братьев. Ближайшие родственники тоже собираются вместе редко, а поводом для встречи обычно является чей-то юбилей или другое знаменательное событие. Главное отличие семьи от родства в том, что родственники не составляют в современном обществе такую группу людей, которые постоянно находятся во взаимодействии друг с другом. Но в древности все родственники составляли одну большую семью, члены которой жили вместе, а семья из двух человек представляла собой своеобразный союз внутри большой семьи. Возможности жить отдельно от остальных родственников такая пара не имела, так как в этом случае она обрекала себя на гибель.

В современном обществе проблема возможности отдельного проживания от остальных родственников ограничена только наличием жилплощади. Зачастую, чтобы обеспечить себе отдельное проживание оба супруга продолжают работать в полную силу, в то время как в семье, имеющей квартиру сразу после своего образования, в полную силу работает только один из них, обычно мужчина.

2.4. Распределение ролей и проблема лидерства в семье.

По мере развития общества традиционная многопоколенная семья вытеснялась нуклеарной семьёй. При этом сначала источником дохода семьи, её кормильцем являлся муж, а жена занималась домашним хозяйством. Позже ситуация изменилась и жена стала также работать, т.е. семья имела двух кормильцев. СССР был страной, в которой занятость женщин была очень высока: в 1922 г. – 25%, в 1940 г. – 38,9%, в 1960 г. – 47,2%, в 1970 г. – 50,8%, в конце 80-х гг. – 52–55%3. В наши дни в различных городах этот показатель составляет примерно 70–80%. Причём часть женщин работает неполный день, неделю или на дому. Большинство работников медицины и образования – женщины, это обусловлено возможностью работать по гибкому графику. Занятость одиноких женщин, которым надо прокормить детей и престарелых родителей, гораздо выше, чем в полных семьях. В большинстве семей женщина идёт работать, когда материальное положение ухудшается. Но есть женщины, которым необходимо работать, чтобы удовлетворять свои социальные потребности или испытывать чувство независимости от супруга. Домашняя жизнь отрывает их от коллектива и общения с людьми, работая, такие женщины "держат себя в форме", но их процент среди работающих составляет около 20%.

Работа не освобождает женщину от домашних обязанностей, поэтому нагрузка на женщину в 2 раза больше чем на мужчину. Но работающая женщина тратит на домашнее хозяйство и воспитание детей меньше времени, нежели неработающая. Поэтому в семьях с двумя кормильцами в ведении хозяйства и воспитании детей мужья принимают большее участие, чем в семьях, где работает только мужчина. Но их доля их участия всё равно меньше доли женщины. Отстранённость мужчин от домашних хлопот женщины оправдывают тем, что рабочий день мужа продолжительнее их собственного, труд мужа тяжелее. Такие ответы дали соответственно 40% и 22% опрошенных в 1985 г. женщин. 16% сказали, что их мужья заняты строительством дачи или ремонтом машины3. Фактически, для женщины важнее, чтобы мужчина больше помогал ей в воспитании детей, чем по дому. Но в уходе за детьми отцы в России участвуют меньше чем матери, в то время как в процесс становления личности ребёнка оба родителя вкладывают одинаковый вклад.

Занятость супругов и уровень их доходов напрямую влияют на их статус в семье. В принятии решений в семье во всех странах главную роль играет материальный фактор: супруг, имеющий более высокий заработок, занимает ведущее положение в семье, является главой семьи. Но доход напрямую зависит от квалификации и уровня образования. В итоге в большинстве семей мужчина оказывается главой семьи сразу по трём категориям: образование, профессионализм и высокий доход. Работающая женщина, казалось бы, должна уравнять позиции в семье. Но человеческое общество традиционно закрепило за мужчиной право принятия окончательного решения, поэтому своим социальным авторитетом мужья заставляют жён помимо производственной работы выполнять ещё и львиную долю домашних обязанностей. Хотя женщина всегда имеет верный способ добиться лидерства в семье. Действуя лаской и нежностью, она склоняет мужа поступать так, как хочет она.

Но лидерство в семье – достаточно сложное явление. В некоторых семьях создаётся впечатление, что все решения принимаются мужем, на деле же жена часто криком и плачем может легко добиться своего. Муж при этом уступит просто из-за нежелания связываться с бьющейся в истерике женой. Но такие женщины, имеющие реальную власть в семье, часто используют её в ущерб супружеским отношениям, позволяя себе критиковать мужа в присутствии посторонних, друзей, родственников. В таких семьях мужья нередко приобретают комплекс неполноценности.

В целом же в современном обществе роль женщины в принятии решений стремительно возрастает. В семьях, с супругами среднего возраста, женщина чаще, чем мужчина принимает решения во всех сферах семейной жизни. Среди старшего поколения мужчины принимают, в основном, экономические решения, а женщины отвечают за организацию отдыха, воспитание детей и т.д. В молодых же семьях все решения принимаются на демократической основе. Такая ситуация складывается из-за повышения у женщин своей самооценки, а отчасти из-за усиливших свои позиции феминистских течений. Иногда бывает так, что женщина, добившись лидерства в семье, начинает испытывать неудовлетворённость браком. Получается, что женщине для удовлетворённости браком и своим мужем нужна власть в семье, но не абсолютная, а полноправная. Вообще лидерство в семье, как преобладание, доминирование одного супруга над другим, должно отсутствовать, ведь брак и семья – это союз двух равноправных индивидов, которые должны дополнять друг друга. Беспрекословное подчинение жены мужу – это пережиток феодализма, а подавление мужа женой – полный бред.

Чрезмерное преобладание одного супруга над другим, неудовлетворённость мужа или жены какой-либо стороной семейных отношений может явиться поводом для развода.

2.5. Развод и его последствия.

Разводом называется расторжение брака при жизни супругов. Ещё в начале ХХ века развод был достаточно редким явлением в социальной жизни, а сегодня расторжение брака по различным причинам приобрело массовый характер. Процент разводов растёт практически во всех и среди всех слоёв населения. В России развод осуществляется по заявлению одного или обоих супругов в судебном порядке, а при взаимном согласии супругов, не имеющих несовершеннолетних детей, в органах загса. В нашей стране очень высокий уровень разводимости, мы стоим на втором месте после США. Но если в США количество разводов снижается из-за проведения определённых мероприятий в сфере укрепления семейных ценностей, то в России вследствие трудного экономического положения оздоровление семей проходит в меньшей степени. В США гораздо больше семей прибегают к различным мерам по сохранению семьи, чем в России. Мы должны стремиться к тому, чтобы поход к семейному психоаналитику был самым обычным делом и в нашей стране. При этом юристы постоянно облегчают бракоразводный процесс, что способствует ослаблению семейных уз.

Мотивы развода – это субъективные причины, названные супругами. Но мотивы отражают ситуацию на момент развода, не вскрывая причин, которые на самом деле привели к нему. Большинство разводящихся пар называют в суде не реальные причины развода, а мотивы, побудившие к нему. Среди них наиболее распространёнными можно считать несходство характеров, супружескую неверность, алкоголизм, отсутствие общих интересов, отсутствие хороших материальных условий и чрезмерное вмешательство родителей в дела супругов. Реальные же причины развода объективны и не зависят от воли людей. Например, отсутствие денег, проживание с тёщей, неумение жены вести домашнее хозяйство. Но нельзя не принимать во внимание и такой фактор, как повод к разводу. В большинстве случаев это какая-нибудь бытовая мелочь, послужившая толчком к разводу. Скажем, начнёт муж высказывать жене, что её мать его постоянно "пилит", или жена начнёт корить мужа за то, что тот не хочет ей по дому помогать, всё это резко может перейти в серьёзную ссору. А в результате один из них может подать на развод.

Последствия развода для взрослых сказываются на эмоциональном благополучии человека и на состоянии его здоровья, ведь развод – это сильный стресс. Экономическое положение разведённых ухудшается. Выполнение родительских ролей также становится сложнее. Ещё одной проблемой, которая встаёт перед разведёнными, является вынужденный отказ от встреч с друзьями, являвшихся друзьями семьи. С ними становится сложно поддерживать отношения. Некоторые разведённые стесняются после развода показываться в общественных местах в одиночку. Эти проблемы гораздо острее встают перед теми, кто прожил в браке большое количество времени, чем перед молодыми людьми. У последних больше перспектив для вступления в повторный брак.

В случае развода интересы детей суд пытается учесть полностью, но потеря одного из родителей серьёзно сказывается на ребёнке. К тому же часто случается так, что отец или мать отказываются принимать участие в воспитании детей, причём в большей степени это характерно для отцов. Самым пагубным последствием развода может стать то, что ребёнок вырастет жестоким и холодным к окружающим, озлобленным на весь мир.

При всех негативных сторонах развода запретить его нельзя, так как тогда брак превратится в принудительный союз. Если человек не нашёл счастья в браке, он должен попытаться сделать это ещё раз. Для того чтобы сократить количество разводов и оградить себя от него, нужно с большим осмыслением подходить к выбору будущего супруга и постоянно стремиться укрепить брак, стараясь уничтожить свои недостатки и пытаясь исправить недостатки супруга. Но и здесь чрезмерное усердие может только навредить.

Выводы

В современном обществе наблюдается тенденция к ослаблению семьи как социального института в привычном её понимании. То единство семьи, которое было присуще ей, практически исчезло. Современное молодое поколение предпочитает проводить своё свободное время среди своих друзей, а не в кругу семьи. Традиционные роли и обязанности членов семьи существенно изменились. Время, когда женщина вела домашнее хозяйство и занималась детьми, а мужчина целиком и полностью обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, прошло. Сейчас очень многие женщин участвуют в производственной и даже политической деятельности, наравне с мужчиной обеспечивают семью, зачастую занимают ведущую позицию в принятии семейных решений. Правда происходит это практически только в странах с христианской и буддийской культурой. Такие перемены несут с собой ряд негативных и позитивных последствий для семьи и общества в целом. С одной стороны повышается самооценка женщины, с другой – понижается самооценка мужчины. Борьба женщины за равенство в супружеских отношениях часто перерастает в борьбу за семейное господство. К тому же занятость женщин отрицательно влияет на демографическую ситуацию, так как женщина, стремящаяся сделать карьеру, не хочет становиться матерью в течение довольно длительного времени. А это ведёт к падению рождаемости и росту смертности. Но главной опасностью для семьи, как социального института, я считаю то, что сейчас достаточно большое количество молодых людей вообще не хотят создавать семью, предпочитая ей гражданский брак или свободные отношения. Эта тенденция наблюдается, в основном, в крупных городах, но провинция всегда следует за центром страны.

Но главная ценность семьи: радость семейного очага – никогда не исчезнет. Современный мир очень жестокая и страшная вещь. Когда на работе грозят увольнением, не хватает денег на хорошие вещи, тебе просто страшно, и ты не знаешь, чем для тебя обернётся завтрашний день, именно семья станет тем местом, где тебе хорошо и спокойно.

Литература

1. Кравченко А.И. Социология. – М.: Академический Проект, 2001.

2. Радугин А.А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. – М.: Центр, 2001.

3. Соловьёв Н.Я., Гурко Т.А. Семья на пороге третьего тысячелетия. – М.: Изд-во "Мысль", 1996.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!