Ребенку 11 лет нечитаемый почерк. Каллиграфия: как исправить плохой почерк у ребенка? Почерк у детей: возможные недостатки манеры письма

О том, как формируется почерк и почему он бывает так ужасен, мы поговорили с профессором, академиком РАО, д. биол. н., директором Института возрастной физиологии РАО Марьяной Безруких .

Вначале нужно понять: а для чего вообще мы учим детей писать? Для того, чтобы они умели выводить палочки и кружочки? Конечно, нет. Каллиграфия сама по себе не имеет никакого смысла. Мы хотим, чтобы ребенок умел грамотно и понятно изложить свою мысль в письменной форме. По международным стандартам, принятым еще в 50-х годах, человек может считаться грамотным, если он может написать краткую историю своей жизни в соответствии со всеми требованиями к современному родному языку, к его стилистике, орфографии, грамматике и так далее.

Грамотность нужна не только для письменной речи, ведь тот, кто не может изложить свою мысль, не понимает и чужую. Как показали ЕГЭ, чуть ли не половина выпускников не в состоянии выделить в обычном тексте главную идею. И это неумение, конечно, очень серьезно тормозит общее развитие.

Но для того, чтобы человек мог не только написать, но и прочитать то, что он написал, чтобы найти свои ошибки и исправить их, почерк должен быть разборчивым.

А для этого нужно, чтобы:

буквы были одинаковой высоты и ширины;
прямые линии были ровными;
параллельные линии оставались параллельными;
овалы были правильной формы.

Если ребенок освоил эти правила и соблюдает их при письме, то почерк у него будет ровным и читаемым. А это значит, что ребенок в дальнейшем будет задумываться не о том, как написать крючочек или кружочек, а о том, как лучше выразить свою мысль. Что же касается грамотности, то здесь вся задача сводится к тому, что у специалистов называется звуко-буквенным анализом.

К окончанию начальной школы ребенок должен научиться свободно переводить фонемы (звуки) в графемы (графические изображения букв и слогов). И если в первом-втором классе во время диктанта дети пишут очень медленно, потому что постоянно задумываются над тем, как записать слышимое слово, то уже к пятому классу этот процесс должен быть автоматическим.

Ошибки обучения

Все учителя знают, что в классе есть только один-два ученика, которые будут писать красиво и грамотно всегда, при любых методиках. Это дети с тонкой, совершенной координацией движений, с хорошим зрительно-пространственным восприятием. Подобных ребят приходит в школу не больше 2%. Требовать таких же результатов от всех остальных бессмысленно, да и не нужно. Некоторые считают, что красивое письмо формирует аккуратность. Но не проще ли эту самую аккуратность воспитать меньшими усилиями?

Почерк по большей части не зависит от желания ребенка. Он, скорее, итог ошибок в обучении:

Слишком раннее начало

Есть правило - чем раньше мы начинаем учить ребенка писать, тем хуже у него будет почерк в дальнейшем. И если пятилетке взрослые дают ручку, он не в состоянии взять ее правильно, а зажмет ее в кулаке. В этом положении курсивное (безотрывное) письмо невозможно. Максимум, что он сможет написать, это полупечатные буквы, написанные отдельно друг от друга. Кроме того, в первый класс приводят сегодня детей в шесть лет, а то и раньше. И немногие знают, что каждые полгода крайне важны - созревают все функции, которые необходимы для письма. Ребенок в шесть лет сильно отличается от ребенка в шесть с половиной и тем более в семь. Этим, кстати, отчасти объясняется тот факт, что раньше дети писали лучше - они начинали учиться в семь-восемь лет.

Обучение безотрывному (курсивному) письму

Основные проблемы с почерком у детей в нашей школе связаны как раз с тем, что от них по-прежнему часто требуют писать безотрывно, соединяя все буквы между собой. Это одна из самых неадекватных методик, когда-либо существовавшая в нашей школе, и несусветная глупость. И, хотя сейчас ее не требуют, многие учителя по ней работают. Такое письмо не соответствует возможностям ребенка, особенностям его развития. Мало того, обучение безотрывному письму тормозит формирование навыка письма, то есть ребенок в итоге обучается гораздо медленнее.

Дело в том, что безотрывность требует обведения по уже написанной линии, но ребенку 6-10 лет это недоступно. А ведь у нас в 1-й класс приходят дети, из которых примерно у третьей части не сформирована мелкая моторика. Это не их вина, а как правило, следствие нарушений во время беременности и родов, гипер- или гипотонус мышц.
Кроме того, физиологи выяснили, что ребенок пишет безотрывно на вдохе и, пока выводит две-три буквы, не выдыхает. Так создается рваный ритм дыхания, который очень вреден для здоровья, да и утомление наступает быстрее.

Интенсивность школьной программы

Современные дети бесконечно торопятся, потому что так устроена программа. Если раньше писать учили первые три года, то сейчас на то же самое отпущено два с половиной месяца! А после этого сразу начинаются уже заучивания правил, письмо на скорость и прочие второстепенные вещи. Поэтому, когда родители сравнивают свой почерк с почерком детей, они должны учитывать эту спешку и гонку, в которую втянуты нынешние школьники. На уроках темп работы часто бывает настолько высоким, что у ребенка нет времени задуматься над тем, что он написал, перепроверить текст. Отсюда - и низкая грамотность, и неразборчивость, и огромный стресс, в котором дети пребывают и который, в свою очередь, влияет на почерк.

Ручка или компьютер?

Многие взрослые убеждены, что почерк вообще не имеет значения, потому что в будущем все будут писать на компьютерах. В этом есть доля истины, потому что скорее всего ручка уйдет и свои первые слова первоклашки будут печатать на клавишах компьютера.

Но когда мы говорим об освоении письменной речи, то здесь все не так очевидно. Процесс обучения станет еще сложнее, потому что печатание - немножко другой вид письма. Здесь необходима координация обеих рук. А все этапы подготовки к письму - внимание, восприятие звуков и перевод их в буквы - будут все так же нужны. То есть кроме прежних появятся новые задачи вроде освоения клавиатуры. И, кстати, предстоит еще решить, учить ли детей печатать двумя пальцами или десятью, что намного тяжелее…

Письмо - очень сложный процесс, независимо от того, каким образом ребенок пишет. И для того, чтобы как следует освоить письменную речь, необходимы усилия, причем прежде всего заботливых родителей и грамотных учителей. Без этого не имеет никакого смысла требовать от ребенка грамотного и понятного письма.

Примеры почерка и комментарии к ним

Катя, 11 лет

Здесь видны бесконечные обведения по уже написанным линиям - скорее всего девочку учили безотрывному письму. Либо она все время исправляет сама себя, начинает писать одно и тут же спохватывается и пишет другое. Это говорит о несформированности навыков письма, потому что в этом возрасте ребенок уже не должен думать как писать, а должен думать о том, какую мысль он излагает. Кроме того, много ошибок, показывающих трудности звуко-буквенного анализа: она с трудом переводит звуки в буквы.
Можно предположить, что у этого ребенка снижена работоспособность и повышена утомляемость, и поэтому первые строчки написаны хорошо, но затем работоспособность резко падает - возрастает количество ошибок и сам почерк ухудшается внешне.
Это может говорить об особенности организации нервной системы или же быть результатом перегрузки. Работа написана в феврале, а это самый трудный месяц учебного года, когда работоспособность снижена, утомляемость повышена. И если в сентябре, декабре все было благополучно, то в феврале вполне могут быть такие нарушения почерка (поэтому, кстати, всегда лучше анализировать несколько образцов, сделанных в разное время учебного года).

Алеша, 10 лет

Почерк достаточно четкий, стабильный, нет поправок и обведений. Моторная сторона письма сформирована, он не думает о том, какую букву писать и не исправляет ее. А вот с грамотностью хуже: в слове «затаилось» ребенок пишет «затоилось», «питлял» вместо «петлял».
Еще он не умеет переводить звуки в буквы. Ему трудно выделять реальный звук, он его не слышит, поэтому начинают пропускать гласные и т. д. Есть и так называемые оптические ошибки - «протянИлся», их еще часто называют глупыми. Но глупых ошибок не бывает, у каждой из них есть причина. Может быть, отвлеклось внимание, потому что он слушал следующее слово. А это, в свою очередь, могло быть связано с тем, что диктовали слишком быстро.

Миша, 10 лет

Такой почерк встречается довольно часто. Многие стараются писать мелко-мелко, потому что чем мельче буква, тем короче линия письма и тем быстрее они пишут. Причиной тому слишком большая скорость, которую требуют от ребенка. Причем, судя по всему, ребенок пишет так давно, класса со второго. Чем это плохо? Тем, что слова из-за слепленности и маленького размера получаются нечитаемые. Ребенок сам себя с трудом читает, и ему очень трудно проверить, что он написал. Из-за этого могут быть какие угодно ошибки.
И, наконец, неприятность в том, что ребенок уже привык так писать. И даже если сейчас попросить его писать медленно, он уже не сможет.

Никита, 11 лет

По почерку понятно, что ребенок страшно напряжен. Даже перенапряжен и находится на грани нервного срыва. От этого у него очень сильный тремор, дрожит рука.
Это становится видно, если внимательно посмотреть на линии письма: рука останавливается, и получаются лишние точки. И вообще, нет ни одной ровной линии. Это напряжение может быть связано с самой ситуацией контрольной, диктанта, или же ребенок сам по себе очень тревожный.
Можно предположить, что у него есть проблемы со сном, какие-то еще нервные расстройства. И родителям хорошо бы привести ребенка на консультацию к специалистам. Может быть, он боится учителей, родителей, плохой оценки, или же у него неправильный режим, сложности в отношениях в семье и т. д.

Дима, 12 лет

Здесь есть почти все нарушения: и несформированность почерка, и резкое снижение работоспособности. Первая строчка написана еще более-менее понятно, а с каждой следующей понимать становится все труднее. Много поправок, и они говорят, скорее всего, и о гиперактивности ребенка и о нарушении внимания и сниженной работоспособности.
Обратите внимание: каждое слово он начинает со сложных закорючек - в этот момент он еще думает, потому что пока не понимает, что он пишет.

Почерк – одна из наиболее важных особенностей человека. Умение писать закладывается в раннем детстве и постоянно совершенствуется. Поэтому родителям надо приложить максимум усилий, чтобы у ребенка выработался правильный стиль письма и красивый почерк.

Родители детей младшего дошкольного возраста активно занимаются подготовкой к школе . Они изучают с ребенком буквы, цифры, учат его читать и писать. Тогда ребенок пойдет в школу с определенными знаниями, которые обеспечат легкое обучение. Побеспокоиться нужно не только об уровне знаний, но и о качестве почерка. Выработать красивый каллиграфический почерк помогут рекомендации специалистов.

Почерк у детей: возможные недостатки манеры письма

Прежде чем приступить к исправлению плохого почерка, следует произвести его анализ. На чистом листе тетради ребенок должен написать несколько слов, после чего родителям предстоит объективно оценить написанное. Возможные недостатки письма:

  • Буквы слишком большие, маленькие или разной высоты.
  • Буквы расположены без наклона или, наоборот, сильно наклонены вправо или влево.
  • При письме ребенок слишком сильно или слабо нажимает на ручку.
  • Соединение между буквами одного слова неоднородное или отсутствует.
  • Отдельные буквы написаны невыразительно или нечитабельно.

После объективного анализа почерка в зависимости от выявленных проблем надо использовать эффективные способы их решений. Мы научим вас, как сделать почерк лучше, исправив наиболее популярные недостатки письма:

  • Разный размер и высота букв . Научиться писать буквы красиво, чтобы они были идеальной высоты и размера, поможет специальные прописи для почерка. Разлинованные особым образом страницы помогут исправить плохой почерк: ребенок научится писать лучше, не выходя за рамки линий.
  • Исправляем наклон букв . Решить проблемы с неправильным наклоном букв можно, используя тетрадь в косую линейку. Чтобы выработать правильное написание букв и слов под наклоном, надо методически работать над их написанием.
  • Корректировка нажима . Чтобы отрегулировать силу нажима на ручку, надо, в первую очередь, учиться правильно ее держать. Ребенок должен держать ручку непринужденно и не слишком надавливать на нее при письме.
  • Соединение букв . Если соединение букв в слове неоднородно или отсутствует, рекомендуется постоянно упражняться под присмотром взрослых в "безотрывном письме". Прописи для школьников - лучший способ тренироваться в написании соединения букв слова без отрыва от бумаги.
  • Учим ребенка писать отдельные буквы . Если определенные буквы написаны неразборчиво, придется заново учиться писать выпавшие печатные и прописные буквы. Родители должны следить, чтобы ребенок тщательно прописывал все элементы буквы. Чтобы задействовать механическую память ребенка, рекомендуется это делать систематически. Для достижения положительного и стабильного результата надо прописывать буквы, а позже слова по несколько страниц.

Правильное положение тела при письме - залог красивого почерка

Наиболее распространенной причиной некрасивого почерка является неправильное положение тела, рук, ног и осанки во время письма. При наличии этих проблем у детей формируются следующие особенности письма:

  • неправильный наклон букв;
  • непараллельные элементы одной буквы;
  • буквы в словах написаны с наклоном в разные стороны.

Правильная поза и положение ручки способствуют формированию правильной техники письма. Чтобы освоить особенности правильной посадки, правила держания ручки и идеальную технику письма, родители должны выполнять определенные правила и рекомендации.

Итак, как научить ребенка правильной позе за столом или партой? Во время письма ребенок должен сидеть прямо: его туловище, голова и плечи должны быть зафиксированы в ровном положении. Спина опирается на спинку стула, ноги расположены прямо и согнуты под углом 90%, а стопы ребенок может поставить на пол или на подставку.

Корпус может быть немного наклонен вперед, при этом локти должны лежать на краю стола, а голова не опущена. Если ребенок прислоняется к спинке стула, его локти должны выходить за край стола и находиться на расстоянии до 15 см от тела. Такое положение тела считается идеальным для письма.

Коррекция почерка: изменяем положение тетради

Некрасивый почерк часто является следствием неправильного положения тетради на столе. От этого также зависит четкость почерка. Тетрадь, расположенная с наклоном 10-15°, позволяет правильно сидеть и легко передвигать руку при написании букв. По мере заполнения страницы тетрадь передвигается вверх. Левой рукой ребенок должен ее поддерживать. Если ребенок правша, тетрадь располагается под наклоном вправо, если левша – влево.

Изменить почерк ребенка и сделать его красивее можно в любом возрасте. Главное, надо запастись терпением и методично прописывать упражнения, которые предложены в специальных учебных прописях. При этом не забывайте контролировать положение ребенка, его осанку, как он держит ручку и расположение тетради. Выполняя все рекомендации, в скором времени вы будете гордиться каллиграфическим почерком своего ребенка.

Комментировать статью "Как сделать так, чтобы у ребенка был красивый почерк"

Учите пользоваться черновиком. Почерк - почерком, а исправления лучше минимизировать, 5-й Тем более все познается в сравнии: я думала, у старшей ужасный почерк, хуже не бывает, а Но ЕГЭ - он все проверит- напишут неразборчивую цифру или букву и тю-тю университет.

Сколько лет ребенку то? У старшего почерк зависит от ситуации. В свое время было ему было сказано что сниженные оценки за контрольные по причине почерка мной будут восприняты очень негативно. В итоге контрольные у него как будто другой человек писал...

Исправление почерка. Репетиторы. Образование детей. Поделитесь положительным (или отрицательным) опытом исправления почерка, заканчиваем 4 класс, уже есть конкретные проблемы - не все готовы разбирать его каракули и снижают оценку (что справедливо - никто...

Как сделать так, чтобы у ребенка был красивый почерк. Учителя были в шоке от результата. Тем более, боюсь, в скором времени письмо руками отомрет само. как исправить почерк? Почерк - 4 класс - посоветуйте пособие. Поделитесь положительным (или отрицательным...

Как сделать так, чтобы у ребенка был красивый почерк. Возможные недостатки манеры письма у ребенка Как сделать почерк лучше и красивее Выработать красивый каллиграфический почерк помогут рекомендации специалистов.

SOS: почерк первоклассника. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. SOS: почерк первоклассника. Как-то не заморачивалась на счет ровненьких букв у моего сына-первоклассника, а вот вчера украшали класс к НГ, заглянула в стопку тетрадей на работы...

Как сделать так, чтобы у ребенка был красивый почерк. Как исправить почерк? Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и В первом классе вела другая учительница и когда пришла эта, то страшно ругалась, какой у...

Почерк становится лучше,когда начинают проходить чертежный шрифт по черчению. Но можно же этим заняться и без школы, если есть желание, просто взять любой учебник по черчению. У моей дочери после 7 кл почерк стал явно лучше, не как в прописях, но хотя бы буквы стали...

Исправление почерка. Я думаю и дальше почерк все время будет прыгать туда-сюда, будет изменяться. Не стоит так заморачиваться и мучить ребенка летом. И еще в начале 5 класса сразу показала как писать букву Т (и некоторые другие буквы) по взрослому, как печатные...

Как сделать так, чтобы у ребенка был красивый почерк. Как сделать почерк лучше и красивее Правильное положение тела - залог красивого почерка Корректировка почерка: изменяем положение тетради. Английский - печатные и прописные буквы.

Как исправить почерк?. Школа. Ребенок от 7 до 10. Как исправить почерк? Почерк у дочки не просто испортился - это какая-то курица лапой чертит, да еще пролетая на большой скорости.

Как сделать так, чтобы у ребенка был красивый почерк. Как сделать почерк лучше и красивее. После объективного анализа манеры письма в зависимости от выявленных проблем надо использовать эффективные способы их решений.

Если надумаете так сделать, я написала маленькую программку на Access:в одной таблице-ученики, в другой-предметы, в третьей-константы (класс, город), в третьей-количество экземпляров. Как сделать так, чтобы у ребенка был красивый почерк.

Логопед, постановка почерка?. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Как сделать так, чтобы у ребенка был красивый почерк. Как сделать почерк лучше и красивее Правильное положение тела - залог красивого почерка Корректировка почерка: изменяем положение...

Дефекты почерка и их причины. Нужна консультация психолога. Детская психология. У ребенка вполне взрослого обнаружилась такая вещь - любое слово начинает писать нормальными буквами, а заканчивает мельчайшими.

Как сделать так, чтобы у ребенка был красивый почерк. Исправление почерка. Маша, тетради по чистописанию разработаны для разных классов, это не прописи для первоклашек, и даже часто на уроке русского языка учитель дает задание на одну-две строчки таких...

Как сделать так, чтобы у ребенка был красивый почерк. Как понять: у ребенка просто плохой почерк или вам достался школьник с дисграфией? С другой стороны, все дети разные, и вряд ли найдутся два ученика со схожими симптомами.

Как исправить почерк??? Раздел: Школы (исправление почерка у детей задания). Коррекция почерка. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков.

Коррекция почерка. . Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Я тренировалась, переписывала тексты из книг так, чтобы было красиво, похоже на почерк Кати.

Вы никогда не задумывались, что такое почерк? Почему одни люди пишут разборчиво и красиво, а другие так, что потом сами не могут прочитать написанное? А о почерке врачей вообще ходят анекдоты.

От чего же зависит почерк? Некоторые утверждают, что от навыков каллиграфии. Вспоминают культовый фильм «Первоклассница», снятый в 1948 году по повести Евгения Шварца, и вздыхают, что с таким-то подходом к чистописанию просто не могло быть плохого почерка!

Мои родители учились в школе в одно и то же время, в начале 50-х, и тоже писали перьевыми ручками, используя чернильницу и тщательно промакивая страницу промокашками (кстати, вы еще застали в тетрадях эти пористые розовые листочки-вкладыши? Мне довелось, хотя писали мы уже самыми обыкновенными шариковыми ручками). Так вот, у мамы до сих пор крупный аккуратный почерк, а папин почерк - мелкий, напоминающий бусины, и гораздо менее понятный. А родители моей школьной подруги писали совсем уж неразборчиво. Выходит, дело не в пере и чернильнице.

Согласно Википедии, почерк — это фиксируемая в рукописи, характерная для каждого пишущего и основанная на его письменно-двигательном навыке система движений, с помощью которой выполняются условные графические знаки. На формирование почерка огромное влияние оказывают различные факторы как субъективного, так и объективного плана. Субъективные присущи конкретной личности пишущего, а объективные зависят от внешних условий, в которых протекает процесс письма.

Итак, на почерк влияют факторы субъективные и объективные. Например, в одном классе, при одинаковых объективных (внешних) условиях - общей программе, одной на всех учительнице, одинаковых заданиях - почерк у детей будет различаться в силу субъективных факторов. Иначе говоря, личных особенностей. Так я считала, отдавая сына в первый класс.

В силу этого я не особенно переживала из-за того, что ему не удавалось писать красиво. Во-первых, я надеялась, что постепенно, с опытом, все наладится. Во-вторых, если уж он так пишет, значит, таковы его способности, и с этим ничего не поделаешь. Все люди пишут по-разному, не всем дано писать красиво.

Когда мне случалось заглянуть в тетрадку одноклассника-отличника, я вздыхала и удивлялась: как только удается некоторым детям так писать! Но что поделать, не всем дано, думала я.

Однажды мне довелось общаться с пожилой учительницей, пять десятков лет отработавшей в школе. Она показала мне стопку сочинений своих первоклашек. Эти работы меня глубоко поразили. Казалось, их написал один человек! Десяток идеальных почерков, десяток стройных, аккуратных буковок, построившихся в шеренгу, подобно солдатикам! Ни единой ошибки, почти ни одного исправления!

Погодите, а как же индивидуальные особенности, личность пишущего? Ну, скажем, если присмотреться внимательнее, то некоторые минимальные отклонения в этих работах можно было найти. У кого-то буквы чуточку острее, у кого-то на полмиллиметра шире… И все-таки это было невероятно. Моему ребенку, закончившему на тот момент второй класс, подобное было не под силу.

Буквы на его строчках танцевали какой-то безумный свистопляс. Они скакали, падали, валились друг на друга, кривлялись, пачкались и временами совсем исчезали со своих мест.

Мы пробовали заниматься по прописям. Последний летний месяц мы с ним выводили палочки и крючочки, как в первом классе. Мы заново учились писать элементы и собирать их в буквы. Сын старательно занимался, и мне хотелось верить, что он станет писать хоть немного лучше.

Но начался сентябрь, сын перешел в третий класс, и все пошло по-прежнему, будто и не было усердных летних занятий. Буквы все так же бесстыдно кривлялись, и все мои уговоры: «Пиши аккуратнее! Старайся!» - не давали ни малейшего эффекта. А бонусом к ужасному почерку добавлялись пропуски букв и грубейшие орфографические ошибки на прекрасно знакомые орфограммы.

Закончилась первая четверть, мой третьеклассник заработал очередной «трояк» по русскому, и я решила побольше позаниматься с ним на каникулах, чтобы хоть немного поправить грамотность. Наверное, эти усилия опять принесли бы очень малозаметную пользу, но я должна была хоть что-то делать.

И тут возникла совершенно неожиданная возможность - получить во время каникул несколько занятий у очень опытного педагога начальной школы, попытаться поправить почерк.

Откровенно говоря, мне сложно было решиться. Во-первых, все каникулы ежедневно нужно было куда-то ездить. Я боялась переутомить ребенка и не обеспечить ему полноценного отдыха в короткую каникулярную неделю. Во-вторых, я вообще сомневалась, что за пять дней можно хоть что-то сделать. Все-таки выработка почерка - задача длительная, многолетняя, что тут могут решить несколько часов, пусть даже с самым опытным и знающим педагогом?

И все же я решилась попробовать. Несмотря на все сомнения, я поняла, что если я сейчас упущу этот шанс, то это лишит моего сына каких-то преимуществ в будущем, и я себе этого не прощу. Я должна испробовать все возможности.

Собственно, учительница не делала ничего особенного. Она просто говорила ему: «Веди вниз, тяни, закругляй, верхнее соединение, в конце предложения ставлю точку» и т.д. Она не позволяла ему сгибаться, класть голову на руку и дергать ногами под столом: «Успокой ноги, поставь их на подставку». На первом занятии она, взяв его руку в свою, вместе с ним написала несколько строк. На втором это была лишь одна строчка, а дальше он писал самостоятельно, под внимательным контролем педагога, которая ни на минуту не отворачивалась, следя за движением его руки. И рука вдруг перестала дергаться и прыгать, и вместо неуклюжих каракулей на странице, как по волшебству, стали появляться пусть пока несовершенные, но довольно аккуратные буквы! Все они сидели точно на рабочей строке и не выпрыгивали за верхнюю линейку, а по ширине каждая из них умещалась ровнехонько между узкими косыми линиями.

Я не могла поверить своим глазам, я не представляла, что мой ребенок может так писать! Оказывается, дело не в личных способностях и особенностях характера, а в грамотном, толковом объяснении. Стоило лишь показать и объяснить ему, что нужно делать, и дело пошло, как по маслу.

Был еще один немаловажный момент: учительница настойчиво добивалась от мальчика, чтобы он проговаривал вслух все, что пишет. Я еще летом этого добивалась, но безрезультатно, да и теперь он стал что-то бубнить себе под нос лишь к концу каникул. Наши занятия подошли к концу, и больше всего меня заботило то, сохранит ли мой мальчик приобретенные навыки, или все растеряет с первого же школьного дня.

После каникул минуло лишь две недели, и пока рано делать выводы. Почерк еще не устоялся, но сын старается изо всех сил, и говорит, что ему удобно так писать! И одновременно в работах стало на порядок меньше орфографических ошибок. Правда, в классе ему приходится непросто: старательно выводя буквы, он не успевает вслед за классом выполнять задания к тексту. Но учительница, видя произошедшую в нем перемену и его старания, относится к этому с пониманием.

Особенно порадовало меня сочинение, написанное в тетради без наклонной линовки - ребенку удалось сохранить правильные пропорции букв!

"Пишет как курица лапой" - говорят про тех, кто не отличается каллиграфическим почерком. Но так ли это важно уметь писать красиво? Чем чреваты выходящие из-под пера кривые и неаккуратные буквы?


Многие полагают, что почерк не имеет ничего общего с успеваемостью, ведь за него не снижают оценки. Однако как в младших, так и в старших классах дети сталкиваются с тем, что не успевают записывать за учителем и потом не могут сами разобрать слова в своей тетради.


Больше всего страдают ученики, сдающие ОГЭ и ЕГЭ, ведь неверная интерпретация буквы может стоить нескольких баллов. Кроме того, преподаватели охотнее ставят "отлично" тем, чья тетрадь выглядит чисто и опрятно, а не тем, чьи закорючки им приходится рассматривать под лупой.


Как и все базовые навыки, почерк формируется в детстве, а точнее в начальной школе. Но не стоит переживать, если ваш ребенок давно миновал этот период - никогда не поздно исправить или как минимум улучшить почерк.

В чем проблема?

Первым делом определите, действительно ли проблема в привычке неаккуратно писать, или какие-то посторонние факторы влияют на почерк вашего ребенка? Обратите внимание на следующие вещи:


1. Рабочее место


В первую очередь, на рабочем месте нужно обеспечить достаточно свободного пространства. Ничто не должно препятствовать движению руки и мешать выполнять упражнения. Стул выбирайте обязательно со спинкой, устойчивый и со слегка жестким сидением. Плечи и руки ребенка должны быть расслаблены, спина ровной, стопы параллельно полу. Только при такой посадке будет обеспечен максимальный комфорт.


2. Письменные принадлежности


От ручки, которой пишет ребенок, тоже зависит очень многое. Важно, чтобы она легко скользила по листку; предпочтение лучше отдавать масляным чернилам. Обратите внимание и на габариты ручки: она должна быть не толще пальца ребенка и не слишком длинной. Хорошо, если модель прорезинена: пластик не натирает, и рука меньше устает во время письма.


3. Способ держать ручку


Если взять ручку ближе к верхней части, то вы не сможете красиво написать ни единого символа. Правильный захват – это три пальца у основания: указательный, средний и большой. Для облегчения задачи и введения новой привычки можно приобрести специальную резиновую насадку, в которой уже созданы выемки для подушечек пальцев в нужных местах.


4. Скорость письма


Бывает так, что ребенок никуда не спешит, а все равно строчит, пишет букву на букве. Потренируйтесь с ним выводить строчку за строчкой спокойно, медленно, будто растягиваете удовольствие и рисуете слова, а не просто пишете. Чем меньше будет скорость письма, тем выше будет качество почерка.


5. Положение бумаги


Не секрет, что для правильного наклона букв следует расположить тетрадь/листок под углом, но мало кто знает, что при помощи того же угла можно скорректировать почерк. Просто повертите тетрадь, попробуйте написать пару слов и вы почувствуете, в каком положении вам комфортнее всего.


Если вы учли все эти нюансы, а почерк все равно не изменился к лучшему – пора прибегнуть к более серьезным методам.

Исправляем самостоятельно

Для того чтобы в домашних условиях исправить почерк, вам потребуется немало терпения и еще больше похвальных речей в адрес ребенка. Поддержите его словом! В среднем результат становится виден уже через пару месяцев регулярных занятий.


1. Копирование


Вне зависимости от возраста ребенка самым действенным способом является копирование. Помните, как в детстве заполняли прописи? Повторяя начертание букв мы неосознанно запоминаем их и зрительно, и на уровне мышечной памяти.


Поэтому, когда в следующий раз вам попадется "И", вы уже не напишите ее коряво, а завиток за завитком повторите пример из прописей. Начинайте с простых символов (линий, кружков, петелек), а уже затем переходите к целым буквам.


Регулируйте время занятий: в день достаточно 20-30 мин. При большей нагрузке рука быстро устает, а процесс наскучивает.


2. Тренировка мышц


Как для хорошего прыжка нам требуется тренировать мышцы ног, так и для письма необходимо постоянно держать пальцы в тонусе.

  • Например, используйте пластилин в качестве «спортивного снаряда»: тремя пальцами скатайте сначала шар, затем «колбаску», соедините её в кольцо и снова скатайте шарик.
  • Поупражняйтесь в хватании разных мелких предметов: заколок, пуговиц, ключей. Сгодится всё, что у вас под рукой. Скомкайте листок бумаги, сильно сожмите его, а затем ослабьте хватку. Повторите раз 10. Для тех, у кого сильные руки, подойдет также кистевой эспандер.
  • Разомните руки перед тем, как начать писать: станцуйте при помощи пальцев. Вообразите, что они – танцоры диско, а может страстные поклонники танго. Позвольте им пуститься в пляс и разогреться.

3. Упражнения

  • «Волна». Заполните целую страницу волнистыми линиями разной высоты и частоты. Используйте то ручку, то карандаш.
  • Выберете с каллиграфического сайта любой стиль письма, который вам понравится, и постарайтесь повторить его как можно ближе к оригиналу. Затем выберете другой и напишите ту же строчку в новом стиле.
  • Используйте панграммы – короткие фразы, где присутствуют все буквы алфавита, чтобы не упустить ни одну из виду.
  • Приобретите перьевую ручку, вообразите себя великим поэтом или писателем, обмакните перо в чернила и начните работу над собственным шедевром. Если вдохновение вас покинуло – обратитесь к сборникам стихотворений.
  • Снова пишите другу электронное сообщение? Отложите девайс в сторону и приготовьтесь к погружению в прошлое: пора написать письмо от руки. Наберитесь терпения, сосредоточьтесь на символах и не забудьте красиво подписать конверт!

Исправляем со специалистом

Случается так, что вы не справляетесь или просто не можете помочь ребенку, так как сами давно уже не писали от руки. В этом случае вам в помощь профессиональные педагоги.


1. Курсы каллиграфии


Существует огромное количество каллиграфических школ, занимающихся как исправлением, так и постановкой красивого, разборчивого почерка. На занятиях дети и взрослые изучают историю письма, тонкости изображения символов на бумаге, корректируют собственную манеру написания, например, при помощи методики «матричного письма». Часто уроки проводятся в игровой форме, что очень нравится детям.


2. Репетитор


В качестве частных преподавателей обычно выступают профессиональные каллиграфы, по совместительству владеющие также навыками иллюстратора или художника-стилиста. Нередко встречаются среди репетиторов и графологи – специалисты, которые по почерку могут составить психологический портрет личности. Кого выбирать – это уже вопрос личных предпочтений, но всегда обращайте внимание на стаж преподавателя и наличие у него педагогического образования.


И напоследок, несколько советов по профилактике проблем с почерком:

  • Развивайте мелкую моторику ребенка: играйте в конструкторы, лепите, собирайте пазлы, рисуйте, раскрашивайте, складывайте оригами, вышивайте, мастерите, играйте в театр теней.
  • Не заставляйте писать сразу много!
  • Начинайте с печатных букв.
  • Давайте ребенку отдых, делайте массаж рук, разминайте пальцы.
  • Следите за соблюдением строк, интервалов и размером букв.
  • Усложняйте постепенно! Сначала используйте прописи, затем подкладывайте лист с линиями под чистый листок, а только потом переходите на нелинованную тетрадь.
  • Начните вести с ребенком дневник или альбом, чтобы у него появилась дополнительная мотивация к чистописанию и лишний повод попрактиковаться.


Обучение письму - непростая задача для любого ребенка. Но самое неприятное, когда школьник старается и не допускает ошибок, но учитель снижает оценку с пометкой «грязно», «неразборчивый почерк» или делает обидные замечания «как курица лапой», «каракули».

Отчаявшись решить проблему самостоятельно, родители обращаются к коллективному разуму. Недавно в одном из популярных интернет-сообществ для мам горячо обсуждалась подобная тема. Оказалось, что с проблемой плохого почерка у детей сталкивались многие родители. Они поделились личным опытом. Как научить ребенка писать красиво и аккуратно?В каких случаях необходима помощь специалиста? Какие существуют пособия для улучшения почерка?

Некоторые мамы и папы не понаслышке знают, что плохой почерк может быть сигналом различных расстройств неврологического и психологического характера.

Если в школе на занятиях ребенок испытывает дискомфорт, то это может отразиться на почерке. Иногда почерк у школьника портится после того, как ухудшились его отношения с родителями. В этих случаях помощь школьного или семейного психолога (или терапевта) не будет лишней.

Если почерк не просто плохой, а с большим количеством фонетических ошибок,пропущенных букв и т.д., то необходима консультация грамотного нейропсихолога, невролога, окулиста. Эти специалисты помогут решить такие сложные проблемы, как:

Кому-то показались эффективными авторские методики, например, академика РАО, психофизиологаМарьяны Безруких , известного методиста Светланы Воскресенской , кандидата педагогических наук Веры Илюхиной , учителя-логопеда и нейропсихолога Вероники Мазиной .

А некоторые родители голосуют за развлекательные тренажеры для письма, считая, что «если ребенку интересно, то он готов преодолевать трудности и добиваться успехов». В этом случае стоит обратить внимание, например, на «Хулиганскую тетрадь» блогера Ники Дубровской , «Нескучные прописи» от издательства«Феникс-Премьер» , прописи с загадками .

Обратите внимание, как ребенок держит ручку. Обязательно отработайте верный навык . Это поможет сформировать красивый почерк, предотвращает напряжение мышц пальцев, спины и шеи и усталость руки во время письма. Можно на первых порах купить ребенку ручкусо специальными углублениями или насадками , чтобы пальцы запомнили правильное расположение.

Большинство родителей знают, что плохой почерк свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторике рук. Как наверстать упущенное, какие полезные и при этом интересные занятия предложить ребенку? Вариантов множество, главное выбирать то, что юному школьнику по душе.

  • Для корректировки почерка полезны различные техники рисования (штриховка, рисование фигуры по точкам или по клеткам, раскрашивание), лепка (из пластилина, соленого теста, полимерной или обычной глины), черчение с использованием циркуля, лекал, трафаретов.
  • Предложите ребенку в свободное время занятия с мелкими элементами (конструктор, вышивание, бисероплетение, вязание, макраме, валяние из шерсти, пазлы, мозаики, аппликация, квиллинг, оригами).
  • Чаще играйте с малышом в игры для укрепления кистей рук, например, «камень–ножницы–бумага».
  • Дартс – это не только азартная игра, но и своеобразный тренажер: трехпальцевый метод держания дротиков аналогичен правильному захвату карандаша или ручки.
  • Старайтесь, чтобы ребенок чаще пользовался ножницами, самостоятельно застегивал и пришивал пуговицы, шнуровал ботинки и т.д. Эти бытовые навыки также отлично развивают мелкую моторику.
  • Театр теневой (формирование различных персонажей с помощью рук) и пальчиковый (для инсценировки используют небольшие фигурки, которые надеваются на пальцы) отлично развивает мелкую моторику, а также позволяет ребенку более продолжительное время концентрировать внимание и быть усидчивым.

Полезное видео

Педагог Елена Калачикова рассказывает родителям, как научить ребенка красиво писать

Татьяна Петулько



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!