Развивающие игры с детьми 3 4 лет в детском саду. Проведение нод в младшей группе детского сада. Игра «Веселый заяц»

Игры, формирующие целенаправленное внимание

Внимание — необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Без целенаправленного, достаточно устойчивого внимания невозможны ни самостоятельная деятельность ребенка, ни выполнение им заданий взрослого. Специальная работа воспитателя по развитию внимания способствует своевременному психическому развитию детей и успешному усвоению ими программы детского сада.

Между тем внимание дошкольников, как правило, развито очень слабо. Малыша в равной степени может заинтересовать любой предмет, его внимание легко перескакивает с одного объекта на другой. В результате ребенок может не слышать, что говорит воспитатель на занятии, или же уловить только начало задания, которое ему дается, не заметить происходящего вокруг него. Неорганизованность поведения детей, их повышенная импульсивность и неусидчивость, как правило, являются следствием неумения управлять своим вниманием и поведением. Сам ребенок не сможет преодолеть эти недостатки. Ему необходимо своевременно помочь научиться управлять своим вниманием.

Следует отметить, что любая игра способствует развитию целенаправленного внимания, ведь она всегда содержит задачу и правила действия, которые требуют сосредоточенности. Однако обычно этот аспект выступает как вспомогательный, сопутствующий решению других разнообразных задач. Чтобы своевременно развивать у малышей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, нужны специальные игры, такие, где эта задача стоит в центре деятельности воспитателя и ребенка. Подобные игры описаны в данном разделе. В каждой из них целенаправленность, сосредоточенность и устойчивость внимания являются главным условием игровых действий и общения детей друг с другом. В одних случаях нужно учитывать различные требования задачи («Раз, два, три — говори!»), в других — выделять и держать цель действия («Пальчик», «Прятки с игрушками»), в третьих — вовремя переключать внимание («Отзовись, не зевай!», «Поехали коробочки наши!»). Последние игры этого раздела («Волшебный столик» и «Проказы мишки-шалунишки») требуют от детей особой сосредоточенности и устойчивости внимания, поскольку в них нужно заметить и осознать произошедшие изменения.

Для игр данного раздела характерно наличие текста (как правило, стихотворного), который направляет внимание детей, напоминает им правила и условия их выполнения.

Игра «Раз, два, три — говори!»

Цель : развивать целенаправленное внимание.

Оборудование : картинки, отражающие предметное окружение ребенка. Это могут быть знакомые вещи, узнавание и называние которых все же требует некоторых усилий. Например, предметы посуды (чайник, поднос, кастрюля и пр.), цветы (роза, тюльпан, колокольчик), животные (коза, свинья, собака, белка, заяц, волк и пр.), насекомые (бабочка, жук, гусеница, муха и пр.), растения (елка, береза, кустарник и пр.), одежда (платье, шапка, шуба, костюм), мебель (стол, стул, кресло, шкаф и пр.). Изображение предметов должно быть реалистичным, легко узнаваемым и привлекательным для малышей. Такие картинки можно подобрать из различных видов лото для дошкольников (ботаническое, зоологическое, лото малышам). Желательно, чтобы картинки были в двух экземплярах. Кроме того, нужно иметь какой-либо материал для поощрения детей — кружочки, счетные палочки или звездочки.

Игра проводится со всеми детьми. Небольшими группами, по очереди, дети решают обучающую задачу. Наблюдая за действиями других и оценивая, ребенок начинает лучше понимать и осознавать требования и правила игры. Это помогает ему самому действовать более успешно.

Детям предоставляется возможность самостоятельно активно действовать с предметами.

Воспитатель предлагает детям сесть полукругом, садится напротив них за столик, на котором заготовлен игровой материал: стопка картинок для игры, а также предметы для поощрения детей.

Воспитатель . Я буду показывать их по одной, а вы — называть. Только называть надо после моего сигнала. Сначала внимательно посмотрите, что нарисовано, и вспомните, как это называется. Но ничего не говорите, пока я не скажу: «Раз, два, три — говори!» Кто первый правильно назовет картинку после моего сигнала, тот ее и получит. Давайте попробуем! (Берет первую картинку, показывает ее детям.) Давайте подумаем, что на ней изображено, но не говорите сразу, а только приготовьтесь сказать. «Раз, два три — говори!» (Произносится четко, размеренно, а перед последним словом выдерживается небольшая пауза.)

Тот, кто первый правильно называет картинку, получает ее. Поиграв таким образом стремя разными картинками, воспитатель предлагает новый вариант. Теперь называть картинки будут не все. Четверым детям, сидящим с краю, предлагается это задание, а всем остальным — оценивать их действия и называть победителя. Если правильный ответ дают одновременно два ребенка, они оба получают по картинке. Остальные дети при условии, что они не нарушили правила и верно назвали картинку, получают поощрительные кружки.

После первой четверки играет следующая. Так все по очереди решают обучающую задачу, оценивают правильность ответов и награждают победителей.

Когда весь запас картинок исчерпан, воспитатель предлагает подойти к нему тем, кто выиграл одну картинку или один кружочек, и показать их всем. Выигрыш остается на столе у воспитателя, а дети возвращаются на места. Затем приглашает тех, кто выиграл две картинки, а потом и тех, кто выиграл два кружочка. Хвалит их за то, что они были внимательны, все им хлопают. Выигрыш остается на столе, а дети садятся на места.

Эта игра дает вам возможность выявить, кто из детей может быть собранным и внимательным, а кому это дается с трудом. С такими воспитанниками лучше поиграть отдельно, парами, подбирая детей с примерно равными возможностями.

Важный момент игры — поощрение достижений ее участников. В этом особенно нуждаются те дети, кто старается мобилизовать свое внимание и применять имеющиеся знания. Отмечая неуспех отдельных детей, нужно проявлять тактичность. Покажите ребенку свою заинтересованность в его дальнейших успехах и выразите уверенность в том, что он научится быть внимательным.

Игра для детей 3-4 лет «Пальчик»

Цель: развивать целенаправленное внимание.

Оборудование : набор парных предметных картинок, изображающих игрушки, фрукты, цветы и предметы домашнего обихода (посуда, мебель, одежда). Можно использовать картинки предметного лото, где изображены животные, птицы и люди. Картинки должны быть реалистичными, с четким изображением. Они раскладываются на столе двумя рядами (по пять-шесть картинок в каждом), на небольшом расстоянии друг от друга.

В процессе игры ребенок выбирает из большого количества более или менее знакомых ему предметов, изображенных на картинках, тот, который назвал взрослый, и быстро указывает на него пальцем. Выполнение этих, казалось бы, несложных требований представляет для ребенка трудность. Она заключается в том, что малыш должен преодолеть внешнюю привлекательность других картинок и сосредоточить внимание только на той, которую назовет взрослый. Так в этой игре он учится управлять своим вниманием, что требует некоторых усилий, за которые ребенок вознаграждается найденной картинкой.

Основное требование игры — искать картинку глазами, а не руками, таким образом стимулируется прежде всего умственная активность. Движение (указательный жест) является лишь последним этапом решения задачи. Чтобы предупредить попытку ребенка искать руками, вводится специальное ограничительное правило: держать палец у края стола, пока не будет названа картинка.

Игра может проводиться со всей группой воспитанников или небольшой ее частью. Опишем вариант игры с участием всей группы.

Воспитатель вместе с детьми расставляет стульчики полукругом, пододвигает к ним небольшой столик, возле которого ставит три стула — для себя и двух детей. На столе раскладывает в два ряда 10—-12 предметных картинок. Раскладывая картинки, показывает их детям и предлагает назвать каждый изображенный предмет, вызывая тем самым у детей любопытство (что будет дальше?). Затем обращает внимание на то, что у каждого из них на руке один палец называется указательным.

Воспитатель. В этой игре указательный палец будет помогать всем искать картинки, которые я буду называть. Кто первый правильно укажет на картинку (поставит на нее свой указательный палец), тот ее и получит.

Воспитатель подзывает к себе двоих детей, предлагает им сесть друг напротив друга. Просит их поставить указательные пальцы правых рук на самый край стола и не поднимать их до тех пор, пока не будет названа картинка.

Кто из вас раньше найдет и укажет пальчиком, где находится... яблоко? (Дети показывают картинку.) Кто раньше поставил свой пальчик на яблоко? (Дети отвечают, и победитель получает картинку. Дает второму ребенку еще одну попытку и называет какую-нибудь картинку, желательно находящуюся прямо перед ним.)

Если малышу все же не удается выиграть, воспитатель заменяет ему партнера. Когда ребенок выиграет свою картинку, вызывается следующая пара детей.

Отданные детям картинки заменяются новыми. Игра продолжается до тех пор, пока не будет исчерпан весь запас картинок и каждый не выиграет хотя бы по одному разу. В конце игры дети показывают друг другу, какие картинки выиграли, а затем подходят к столу и укладывают их в коробку.

Эта игра содержит элемент соревнования, но построена так, что в ней не бывает проигравших. Наличие парных картинок обеспечивает возможность каждому ребенку получить свой выигрыш, даже если они находят предмет одновременно.

Игра для детей «Прятки с игрушками»

Цели: развивать у детей устойчивость внимания; способности удерживать в памяти определенную цель, не отвлекаясь на постороннее.

Оборудование: 5—7 игрушек. Это могут быть куклы, зайчик, мишка, лошадка, машинки и пр.

Эти умения очень важны для успешного обучения в школе. Конечно, ребенку 2—3 лет не так-то просто владеть своим вниманием и не отвлекаться. Но в предлагаемой игровой ситуации малыш будет сам заинтересован в этом.

Игра носит характер забавы и связана с прятками и поисками. Устойчивое и сосредоточенное внимание удерживается с помощью привлекательных игрушек. Играть могут все дети группы. Радостные переживания, которые испытывают малыши, сближают их друг с другом и с воспитателем. Это и развивает детей и забавляет их.

На отдельном столике приготовлены новые игрушки.

Воспитатель . Это наши гости. Давайте поиграем с ними в прятки. (Придвигает столик с игрушками поближе.) Но прятаться будете не вы сами, а ваши гости (новые игрушки). (Подзывает к себе троих детей и предлагает каждому из них по очереди выбрать игрушку, которая больше всего нравится.) Скажи нам, почему ты выбрал эту игрушку, что в ней тебе больше понравилось?

Это делается для того, чтобы у ребенка возник отчетливый образ предмета, который ему нужно будет искать. Когда каждый из детей ответит на этот вопрос и внимательно рассмотрит выбранный предмет, воспитатель предлагает им встать лицом к стенке и закрыть глаза, как это делают при игре в прятки.

Пока дети стоят с закрытыми глазами (водят), взрослый, предупредив остальных участников игры о соблюдении полной тишины, прячет каждую из игрушек в какое-нибудь заметное место. Игрушка должна находиться среди других знакомых детям предметов, например новая кукла — среди других кукол, новая машинка — среди других машинок и т.д.

Воспитатель (шепотом). Вы видели, куда спрятались игрушки? Это наш секрет, его нельзя выдавать! Пусть каждый водящий сам найдет свою игрушку, а мы посмотрим, кто первый принесет ее нам.

Воспитатель и дети (хором). Пора!

Водящие открывают глаза, становятся рядом с воспитателем.

Воспитатель. Искать надо только ту игрушку, какую сам выбрал! Кто первый принесет, тот и выиграл!

Пока дети ищут, воспитатель напоминает остальным участникам игры, что они должны внимательно следить за водящими и не выдавать им секрета. Когда водящие возвратятся с игрушками, спрашивает остальных детей.

Кто первый нашел игрушку?

Главное правило здесь — искать только ту игрушку, которую выбрал, не отвлекаясь на другие.

Тому, кто выиграл, выдается премия (значок или кружок), которую ребенок должен сохранить до конца игры. Все аплодируют, игрушки ставятся на место, и выбираются новые водящие. Игра повторяется сначала. Теперь игрушки прячут сами дети. Воспитатель шепотом подсказывает им, куда лучше положить тот или иной предмет.

Когда все воспитанники побывают в роли водящих, воспитатель предлагает всем победителям, получившим значки, стать напротив остальных.

Игра для детей «Отзовись, не зевай!»

Цель: развивать устойчивое, сосредоточенное внимание.

Оборудование : парные картинки, изображающие птиц, животных и детей. Понадобятся изображения птиц (петуха, курицы, гуся, утки, вороны, воробья); животных (коровы, козы, лошади, собаки, кошки). К картинкам птиц и животных можно добавить картинки с изображением детей — двух девочек и двух мальчиков. Картинки помещаются в коробку, разделенную перегородкой на два отделения для каждого набора картинок. Это облегчает их раздачу и проверку полноты комплекта данного пособия.

Ребенку предъявляется целый ряд требований: внимательно следить за действиями каждого участника, чтобы вовремя откликнуться на зов своего партнера, воспроизвести в определенной последовательности ряд взаимосвязанных действий и пр.

Выполнить эти требования довольно сложно и непривычно для ребенка. Но предлагаемая игровая ситуация содержит условия, которые побуждают малыша к их выполнению.

В игре принимает участие вся группа.

Воспитатель вместе с детьми расставляет стульчики в два ряда, располагая их на некотором расстоянии друг от друга, чтобы дети сидели лицом друг к другу. Усадив детей поудобнее, взрослый обещает раздать каждому из них по картинке и предупреждает о том, что их нельзя показывать друг другу. Но каждый должен внимательно рассмотреть, что изображено на его картинке.

Воспитатель. Эти картинки парные — у каждого зверя или птицы есть его дружок, т.е. точно такая же картинка. Каждая птица или каждое животное будет звать своим голосом своего братика или сестричку: ведь они не умеют говорить, как люди, и разговаривают по-своему. Как позовет корова свою подругу? (Дети отвечают.) Правильно, она будет мычать: «Му-муу», а другая корова должна быстро ей ответить: «Му-муу, я слышу, иду!» А как позовет гусь своего друга? (Дети отвечают.) Правильно, «га-гага», и также по-гусиному ответит второй гусь: «Га-га-га, я слышу, иду!» А те, кто получит картинку, где нарисован мальчик или девочка, будут тоже звать в пару своего дружка — мальчика или девочку. Запомните, как их зовут. (Показывает картинку.) Этого мальчика зовут Сережей, а другого — Андрюшей, это — девочка Наташа, а это — Оксана. Если Наташа захочет позвать свою подружку Оксану, как она должна позвать? Вот так: «Оксана, ау, иди ко мне!», а Оксана ответит: «Ау, слышу, иду, Наташа!» Так же позовут друг друга и мальчики. Каждый, кого позвали, птица, животное или человек — должен не пропустить, не прозевать, когда его позовут, и вовремя ответить на зов. Друзья должны подойти к столу, сперва показать друг другу картинки и поговорить, потом продемонстрировать всем свои картинки и положить их в эту коробочку. (Раздает детям картинки, сначала одному ряду, потом другому.)

Не показывайте картинки друг другу, а то не получится интересной игры.

Воспитатель вызывает детей по очереди, то из одного, то из другого ряда. Вызванный ребенок имитирует голос изображенного на его картинке животного, а тот, у кого такая же картинка, должен быстро отозваться и тоже подойти к столу, где лежит коробка от картинок. Став лицом друг к другу, дети еще раз подают голос, показывают картинки и кладут их в коробку. Так по очереди малыши выполняют свои роли, решая игровую обучающую задачу. Получив от детей и воспитателя заслуженную оценку, они возвращаются на места.

Когда все картинки окажутся в коробке, воспитатель снова раздает их детям, стараясь, чтобы каждый получил новую картинку и соответственно другую игровую роль.

Игра для детей «Мишкины проказы»

Цель: развивать сосредоточенность и устойчивость внимания.

Ребенок должен выделить и осознать порядок расположения однородных предметов (колечек от пирамидки) и сосредоточить свое внимание на их различиях по величине.

Это умение позволит малышу обнаружить изменения в последовательности расположения колец. Данные умственные действия достаточно сложны для детей и требуют активного участия всех познавательных процессов — восприятия, памяти, мышления. Несмотря на то, что игра требует умственных усилий и сосредоточенности, она вполне доступна для младших дошкольников благодаря забавному игровому замыслу. Эта игра и развлекает малышей, и одновременно развивает их.

Оборудование : пирамидка с 6—7 колечками; набор фигурок, изображающих детей или сказочных персонажей; небольшой плюшевый медвежонок с сумочкой через плечо.

Игра проводится с небольшой группой детей (5—6 человек).

Участники садятся вместе с воспитателем за небольшой стол. Воспитатель ставит на стол игрушечные фигурки, изображающие персонажей сказок, или фигурки детей, и каждый ребенок выбирает себе игрушку по вкусу.

Воспитатель (достает игрушечного мишку). Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мишка, а тебя как? (Обращается по очереди к каждому ребенку.) Вот мы и познакомились. Давайте теперь вместе поиграем. Посмотрите, какая у меня красивая сумочка! Я принес ее, чтобы что-то спрятать. А что, вы сейчас увидите. (Воспитатель достает пирамидку и вместе с Мишкой разбирает ее и раскладывает на столе.)

Воспитатель (от имени мишки). А теперь закройте глаза руками и не подглядывайте, пока я не скажу. (Дети закрывают глаза, воспитатель прячет мишке в сумочку одно из больших колечек пирамидки, сдвигает колечки, чтобы не было видно промежутка между ними.) Угадайте, что я спрятал? (Дети открывают глаза, и каждый ставит свою игрушку в то место, где, как ему кажется, не хватает колечка.)

Когда все фигурки будут поставлены, Мишка-шалунишка вынимает колечко из сумочки и предлагает одному из детей поставить его на место. Ребенок выполняет поручение, а все остальные проверяют, на своем ли месте находится колечко, и оценивают, кто правильно поставил свою фигурку, а кто ошибся.

Когда пирамидка будет восстановлена, воспитатель предлагает детям.

Внимательно посмотрите на каждое колечко, чтобы запомнить, какой оно величины и где его место.

Ведь без этого нельзя догадаться, какое колечко возьмет Мишка. А мы должны перехитрить его и показать, что умеем узнавать, какое колечко он прячет.

Игра повторяется несколько раз, и каждый по очереди отгадывает, что спрятал Мишка, и ставит свою фигурку на место убранного колечка.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 МОЩР

Тема: «Возрастные особенности детей 3-4 лет»

Воспитатели: Терехова Ю. М.

Сентябрь 2017

Цель собрания:

повышение педагогической культуры родителей.

Задачи :

  • рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 3-4 лет
  • познакомить родителей с задачами детского сада на новый учебный год, с планами группы на ближайшее время;
  • научить родителей наблюдать за ребёнком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться.
  • определить доступные методы и формы работы с родителями.
  • выявить индивидуальные проблемы в развитии детей и наметить пути их преодоления; способствовать развитию инициативы родителей, умению общаться.
  • содействовать сплочению родительского коллектива.
  • Способствовать укреплению союза семьи и детского сада как равноправных субъектов процесса обучения и воспитания детей.
  • Содействовать созданию атмосферы взаимного уважения, понимания, доверия, эмоционального настроя на сотрудничества.

Место проведения : Музыкальный зал

Форма проведения: родительский вечер

Оборудование: Грамоты, мультимедийная установка, буклеты. Клубок для игры с родителями, мяч.

Участники родительского собрания:

Воспитатели, родители, Заведующий МБДОУ, старший воспитатель.

Ход родительского собрания:

Здравствуйте уважаемые родители. Тема нашего сегодняшнего собрания «Возрастные особенности детей 3-4 лет».

На нашем родительском собрании сегодня присутствуют: Заведующий МБДОУ Яковенко Т.Н., старший воспитатель и педагог-психолог Шепенева А.Н.

А начать наш вечер я хотела бы с игры. Попрошу всех встать в один большой круг. У меня в руках волшебный клубочек предлагаю каждому из Вас намотать на палец нить и ответить на вопрос: Как вас зовут. Кто ваш ребенок. И какой он? (Каждый наматывает нить и называет качества). У нас с вами получилась паутинка. Мы все связаны с вами этими связующими нитями. Что произойдет если мы все натянем наши нити? Так и в жизни если мы переусердствуем и натянем наши отношения нить может порваться и доставить не приятные ощущения. А теперь расслабьте нити. Что происходит? Да, главное в воспитании детей держать баланс. Не ослаблять и не натягивать отношения среди людей и детей. Снимите аккуратно с пальца нити и разложите её на полу. А я соберу паутинку аккуратно и отдам нашему родительскому комитету для хранения. Наш клубочек волшебный и нить, что связала нас между собой тоже волшебная, мы ее сейчас сложим в коробочку и она будет храниться до выпуска в школу.

Итак, ваши дети перешли во вторую младшую группу. Небольшая часть перешла из 1 мл.гр., также у нас есть вновь прибывшие детки. У нас с Вами теперь одна общая цель: сделать их пребывание здесь комфортным, безопасным, интересным, увлекательным, познавательным и т.д.

Во время пребывания ребенка в детском саду мы (дети, педагоги, родители) составляем треугольник. Во главе треугольника, конечно же, стоит ребенок. Он, познавая новое, открывает самого себя (что я умею, могу, на что способен). Задача взрослых - помочь ему в этом нелёгком деле, не следует забывать и о социуме, который играет большую роль в развитии ребёнка. Как Вы думаете, что произойдет с треногим табуретом, если подломится одна ножка? (упадет) Правильно, упадет! Или вспомним басню Крылова «Лебедь, рак и щука» - «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, выйдет из него не дело, только мука!». Отсюда вывод, что нам предстоит объединить наши усилия для того, чтобы детям было комфортно и интересно в детском саду, и здесь очень важно наличие взаимопонимания и поддержки. Мы с Вами 4 года будем жить одной, я надеюсь, дружной семьей.

Знакомство с программой, по которой работает ДОУ

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией, под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей 2 младшей группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

воспитатель № 2.

Хочу свое выступление начать со слов известного педагога А. С. Макаренко «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед стариной»

Младший возраст – важней период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром.

Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления дошкольнику большей самостоятельности. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, то возникают капризы, упрямство, строптивость (в контакте со сверстниками этого не происходит) .

Ребенок говорит «Я сам». Задача взрослого поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать его веру в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий.

Самостоятельность в детском саду формируем у младшего дошкольника в совместной деятельности со взрослыми и непосредственно в личном опыте. Постепенно расширяем область самостоятельных действий: дети успешно осваивают умения самообслуживания, культурно-гигиенические навыки.

Оптимальный режим – важное условие для сохранения здоровья малыша, основа его жизни. Его особенности будут отличаться по мере взросления крохи. Важно сделать так, чтобы режим дня, предусмотренный в детском саду, совпадал с домашним, поскольку в дошкольном возрасте закладывается фундамент физического и психического здоровья. Режим дня нужен ребенку для организации его жизнедеятельности и переключения с одного вида деятельности на другой.

Распорядок дня состоит из таких видов деятельности:

Период отдыха и сна;

Прием пищи;

Прогулка;

Занятия и обучение.

воспитатель № 1

А сейчас мы предлагаем вашему вниманию один примерный день из жизни детского сада.

8:00 – 8.05 Утренняя зарядка. Мы делаем утреннюю гимнастику, ее проводим мы воспитатели. Просьба не опаздывать.

8.10-8.20 Умывание

В нашей группе есть отдельная умывальная комната. У каждого ребенка свое полотенце, которое они находят по картинке. Мы учим детей закатывать рукавчики, аккуратно мыть руки, правильно пользоваться мылом, насухо вытирать руки полотенцем, вешать полотенце на место.

8.20-8.40 Завтрак

За этим столами дети у нас завтракают, обедают и полдничают. Формируем навыки еды: учим не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать пищу с закрытым ртом, учим правильно пользоваться ложкой и вилкой, салфеткой, не выходить из-за стола, не дожевав пищу, благодарить. Учим правильно сидеть за столом.

9.00-9.15-9.30.(по подгруппам) НОД.

Мы работаем по программе разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией, под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой «Детство». Мы хотим представить вам некоторые разделы программы, кроме этого проводится образовательная деятельность по физическому развитию и музыкальному. Музыку ведёт Татьяна Леонидовна. Физкультуру Ольга Федоровна.

ФЭМП

Формируем понятие о семи цветах спектра(красный, желтый, синий, голубой, оранжевый, зеленый, фиолетовый); о пяти геометрических формах (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал); о градациях величины: широкий- узкий, длинный- короткий, большой- маленький, высокий- низкий; даем понятия один- много.

Развитие речи.

Дети знакомятся с различными жанрами художественной литературы: сказки, стихи, загадки. Формируем связанную речь (умение говорить и отвечать на вопросы предложениями.); обогащаем словарь новыми словами: глаголами прилагательными, наречием.

Развитие представления об окружающем мире и о себе.

Помогаем ребенку понять мир человеческих отношений, знакомя с явлениями общественной жизни, осознавать свое Я, выделять себя в мире. Знакомим с предметами ближайшего окружения (игрушки, книги, посуда, мебель) их назначением, местонахождением их в группе. Учим различать и называть их качества и свойства предметов (цвет, форма, величина) и вещей, воспринимать осязанием (гладкий, шершавый), на слух (стучит, шуршит). Знакомим с назначением некоторых общественно- бытовых зданий (в магазине можно купить хлеб, игрушки, одежду; в поликлиники врач лечит людей). Даем представления о некоторых профессиях (воспитатель, няня, дворник, шофер.) даем представления о живой и неживой природе.

Рисование

В этом возрасте ребенок создает предметный схематичный рисунок, изображение опережает замысел. Обратить внимание,чтобы правильно держали карандаш, следили за силой нажима. Аккуратно пользовались краской, лишнюю краску вытирали о край баночки. Пользовались салфеткой.

Аппликация

Ориентироваться на листе бумаги. Учим намазывать и приклеивать готовые формы. Пользоваться салфеткой.

Лепка.

Развиваем интерес детей к изобразительной деятельности, обогащаем сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, развиваем мелкую моторику рук; побуждаем создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения; учим во время лепки ориентироваться в форме предметов, величине и их количестве.

10.30.-12.00 Прогулка Мы учим детей одеваться и раздеваться в определенной последовательности при небольшой помощи взрослого. Вещи аккуратно вешаем и складываем в шкаф. Учим расстегивать пуговицы, развязывать шнурки. Уважаемы родители, пожалуйста раздевая детей сами, выворачивайте вещи или учите детей. Давайте детям больше самостоятельности, чтобы одевались сами.

На прогулке мы наблюдаем за природой, играем в п/и, выполняем посильный труд. Проводим работу по развитию движения.

Сон. Перед тихим часом мы так же приучаем детей раздеваться в определенной последовательности, аккуратно вешать вещи на стул.

После сна- закаливающие мероприятия, игровая деятельность, дидактические игры.

После сна дети делают гимнастику, ходят по массажным коврикам; закрепляются знания, полученный на занятиях; развивающие игры «На что это похоже», «Что это такое», «Лото» и т.п. Строительные игры: учим детей строить простейшие постройки (башенку, машинку, ворота, мебель). Театрализованные: дети во время этих игр обыгрывают знакомые сказки и стихи. Сюжетно – ролевые: в нашей группе дети очень любят играть в сюжетно ролевые игры «В гостях у Маши», «Оденем куклу на прогулку», «Магазин».

16.30-17.30. Вечерняя прогулка.

Уважаемые родители вы познакомились, с нашим режимом дня и возрастными особенностями наших детей. У кого есть вопросы?

Награждение грамотами

Выборы родительского комитета

Прививки

Праздники

НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

Комплексные, интегрированные мероприятия, праздники:

  • Среда, 04.10.2017 (1 половина дня)- День здоровья «Мы - юные туристы»
  • Пятница, 27.10.2017(1 половина дня) –«В гости к Хозяюшке»
  • Вторник, 28.11.2017 (2 половина дня) – «День матери»
  • Четверг, 28.12.2017(1 половина дня) – «Здравствуй, Новый год!».
  • Пятница, 26.01.2018(1 половина дня) – «День здоровья, зимний спортивный праздник».
  • Вторник, 06.03.2018 (1 половина дня) – 8 марта.
  • Четверг, 29.03.2018 (1 половина дня) – День здоровья.
  • Среда, 11.04.2018 (2 половина дня) Пасхальная акция « От сердца – к сердцу»

наталья яковлева
Родительское собрание «Возрастные особенности детей 3–4 лет»

Родительское собрание в ДОУ на тему :

«»

Место работы : МБДОУ "Детский сад №30 «Аленький цветочек» , г. Глазов.

Тема собрания : «Возрастные особенности детей 3-4 лет » .

Педагогическая значимость : Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ и родителям .

Цель : Повышение педагогической культуры родителей .

Задачи :

Формировать знания родителей о возрастных особенностях детей 3-4 лет ;

Повышать педагогическую культуру и грамотность родителей ;

Обсудить вопросы воспитательно-образовательной деятельности в условиях детского сада и семьи.

Форма проведения : практикум, наглядно-текстовая информация, дискуссионная форма.

Оборудование : Ноутбук, памятки для родителей «Кризис трех лет» , раздаточный материал по ФЭМП.

Участники : родители , воспитатели.

Этапы проведения собрания

I Подготовительный этап. II Основной этап. III Заключительный этап.

1. Изготовление приглашения для родителей .

2. Подбор методической информации.

3. создание презентации «»

4. Разработка проекта решения родительского собрания на заседании родительского комитета .

1. Приветствие родителей и оглашение повестки.

2. Беседа о возрастных особенностях развития детей 3-4 лет . (презентация)

3. Практикум для родителей «Ознакомление с программными задачами на 2017-2018 учебный год

1. Подведение итогов и принятие решений родительского собрания .

2. Рефлексия (анкетирование родителей с целью выявления их мнения о проведённом собрании по пунктам :

собрании , полезной для Вас?

собраний ?

Ход собрания

Воспитатель 1 : Здравствуйте, уважаемые родители ! Мы рады приветствовать вас сегодня на собрании посвященному теме «Возрастные особенности детей 3-4лет » . Предлагаю осветить повестку!

Повестка собрания :

1. Возрастные особенности детей 3-4лет

2. Ознакомление с программными задачами на 2017-2018 учебный год

Воспитатель 2 : Ребёнку исполнилось 3 года - это возраст , который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения (Слайд 2) . В прошлом году мы с вами частично обсуждали эту тему, когда беседовали о возрастных особенностях развития детей 2-3 лет . Скажите, про какую особенность трехлетнего возраста мы говорили ?

Родители : (ответы)

Воспитатель 2 : Верно! Основной особенностью трех летнего возраста является кризис трех лет. Предлагаю вам вспомнить основные признаки кризиса трех лет.

Родители : (ответы)

Если родители затрудняются в ответе, воспитатель называет признаки сам и предлагает родителям привести примеры поведения детей из жизни и вместе определить к какому признаку они относятся (Признаки в приложении 2)

Воспитатель 2 : Вы привели очень много примеров кризиса трех лет. Очень приятно, что наши с вами встречи проходят продуктивно. А что же именно происходит с ребенком в период 3-4 лет? (Слайд 3) Другими словами можно сказать, что у детей происходит формирование такого понятия, как :

«ПРОТИВО-ВОЛИ» ! Что выражается в желании делать все по-своему.

Эти проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители , и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Это, однозначно, трудный период не только для нас, как для взрослых, но и для детей , потому что отстаивание своего «Я» в обществе требует больших усилий! Поэтому, вам как родителям важно с терпением и пониманием относиться к проявлениям

«противо-воли» ребенка. Помнить, что так называемое упрямство

Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому,

что ему этого очень хочется, а потому, что ребенку важно,

чтобы с его мнением считались.

(Слайд 5) Чтобы помочь ребенку легче справиться с этим периодом, мы с вами должны бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Например : «Я понимаю, что ты не выспался. Мне тоже хочется спать, но мы должны поторопиться на зарядку», «Я рад, что тебе понравился подарок! Я старался сделать тебе приятно» , «Я разделяю твое огорчение! Давай попробуем починить игрушку!» и т. д. Таким образом, мы не только покажем свою заинтересованность в жизни ребенка, его значимость в нашей жизни, но и научим детей выражать свои чувства и эмоции.

(Слайд 6) Важную роль в жизни детей занимает психическое развитие. По мнению Л. С. Выготского, процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания. Вход в сознание возможен только через речь, т. е общение.

(Слайд 7) Так к четырем годам начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети («А это что?» , «А это кто?» , «Почему мальчик убегает?» , «Почему лужа замерзла?» и т. п.). Отвечая на детские вопросы, мы можем не только расширить познания ребенка об окружающем мире, но и показать его значимость в семье.

(Слайд 8) В этом возрасте дети могут воспринимать предметы без попытки его обследования тактильно. Ребенок уже «не тащит» в рот все что нашел, а может воспринимать предмет только визуально. Например, в нашей работе с детьми мы используем показ картин, по которым дети учатся составлять рассказы.

(Слайд 9) В 4 года ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, и умеет критически оценить результаты своего труда. (Примеры детей )

(Слайд 10) Как и в раннем возрасте , в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Например, ребенок решил вечером рассказать сказку. В сюжете могут встретиться и сказочные персонажи и реальные люди; и события из прочитанных книг и яркие эпизоды из жизни. Это пока не глубокое воображение, а желание и тяга к словесному творчеству. Поэтому, чтобы расширить кругозор ребенка, нам нужно как можно больше общаться с детьми, читать, рассматривать картины.

(Слайд 11) Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Т. е. если в цирке с ребенком поиграл клоун или он погладил змею, то змею или клоуна ваше чадо запомнит надолго!

(Слайд 12) Ребенок еще не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую, поэтому двух часовой поход на спектакль лучше пока отложить, пока ребенок подрастет и станет более усидчивым. Учитывая то, что ребенок не может концентрировать свое внимание более 15минут, наши занятия не превышают данного времени. Соответственно и игры детей мы стараемся организовывать примерно в данных временных рамках.

(Слайд 13) Если говорить об играх, то здесь ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. (Слайд 14) Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой.

(Слайд 15) В этом возрасте ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Осваивая речь, он придумывает несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл .

Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет.

(Слайд 16) Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников. Устанавливаются социальные роли (примеры, обозначаются лидеры (привести пример детей с лидерскими качествами, устанавливаются правила взаимоотношений. Стоит учитывать, что правила поведения в малых социальных группах еще не совершенны, т. к. дети маленькие и, как мы уже говорили ранее, их эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта.

(Слайд 17) Если говорить о развитии моторики, то ребенок трех-четырех лет умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения. (Обзор состояния развития детской моторики в группе и необходимости организации кружка «Наши ручки» ).

(Слайд 18) Нам как взрослым важно :

Учитывать кризисный период в развитии детей 3-4лет

Бережно относится к психологическому состоянию наших детей

Воспитывать и развивать детей с учетом психофизиологических особенностей

Воспитатель 2 : Есть ли у вас вопросы ко мне, уважаемые родители ? Если вопросов нет, тогда можно приступить к обсуждению следующего вопроса.

Воспитатель 1 : В этом году наши дети перешли в младшую группу. В уголке для родителей вы можете наблюдать расписание занятий.

На занятиях по ФЭМП в этом году дети познакомятся с понятиями :

1. Количество

Задачи :

Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи круглые, эти все большие – эти все маленькие)

Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы : развивать понятия : много, один, по одному, ни одного, умение находить один или несколько предметов одинаковых в окружающей обстановке; понимать вопрос «сколько?» - при ответе пользоваться словами один, много, ни одного.

Сравнивать две равные и не равные группы предметов на основе взаимного сопоставления предметов.

Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой.

Учить понимать вопросы : «Поровну ли?» , «Чего больше?» , «Чего меньше?» ; учить отвечать на вопросы, пользуясь предложениями : «Я на каждый пирожок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше. Кружков столько же сколько грибов».

Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета к меньшей группе предметов или убавления одного предмета из большей группе.

Познакомить детей с геометрическими формами : круг, квадрат и треугольник.

3. Величина

Учить сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров : при сравнивании предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине, пользуясь приемами наложения и приложения

Учить обозначать результат сравнения словами (длинный, короткий, одинаковые по длине, широкий, узкий, высокий, низкий, большой, маленький).

4. Ориентировка в пространстве

Развивать умение ориентироваться в пространстве в расположении частей своего тела : вверху, внизу, впереди, сзади, справа, слева.

Учить различать правую и левую руку.

5. Ориентировка во времени

Учить ориентироваться в контрастных частях суток : день – ночь, утро – вечер.

На занятиях по ознакомлению с окружающим :

Познакомить с дикими и домашними животными, их детенышами , особенностями их поведения и питания

Познакомить с аквариумными рыбками

Расширить представления о диких животных

Учить детей наблюдать за птицами (снегирь, синица) .

Расширить представление о насекомых (бабочки, майские жуки, стрекоза) .

Учить различать по внешнему виду овощи, фрукты, где растут.

Дать элементарные представления о растениях данной местности (деревьях, цветущих растениях) .

Дать представление о том, что для роста растений нужны : вода, земля и воздух.

Дать представление о свойствах воды, песка и снега.

Познакомить с характерными особенностях следующих друг за другом времен года (осень – зима – весна – лета)

На занятиях по конструированию :

Учить называть куб, кирпич, цилиндр, призма, пластина.

Учить строить дома, заборчики, гаражи, приставлять и накладывать кирпичики

На занятиях, направленных на художественно-эстетическое развитие

Учить лепить округлые формы, соединять, украшать

Учить лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей.

2. Аппликация

Учить выкладывать предварительно на месте бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение и наклеивать их

3. Рисование

Учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, учить набирать краску, снимать лишнюю краску о край баночки, промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета

Закреплять название (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный) .

Учить детей подбирать цвета соответствующего изображаемого предмета.

Учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, разных предметов (тарелки, блюдечки) .

Учить рисовать короткие и длинные линии (заборчик, платочек)

Учить изображать предметы округлой формы

В ходе повествования воспитатель предлагает родителям выполнить ряд заданий из программы. Например, путем приложения выяснить чего больше : снеговиков или ведерок; назвать строительные детали : куб, кирпич, цилиндр, призма, пластина и построить заборчик разными способами . Повествуя о художественно-эстетическом развитии, воспитатель предлагает родителям выполнить аппликацию «Золотая осень» , после чего работа анализируется и определяется правильный алгоритм выполнения.

В завершении собрания воспитатели предоставляют отчет о проведении ремонтных работ в группе и на участке, а так же обсуждают с родителями организационные моменты : необходимость в наличии физкультурной формы; благоприятное воздействие утренней зарядки на организм и воспитание ребенка; необходимость сменного белья, вакцинацию детей и состав родительского комитета группы .

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Признаки кризиса трех лет

1. Негативизм. На ВСЕ предложения взрослых ребенок заведомо отвечает отказом.

Машенька, пойдем гулять?

Не-ет! Не пойдем!

Ну хорошо, тогда дома поиграем!

Не-ет! Не хочу дома!

Пойдем тогда в гости сходим.

Не-ет! Не пойдем в гости!

Ребенок отвечает отказом только потому, что предложение исходит от взрослого. На самом деле малышу хочется гулять! Да и в гости ох как хочется, но ведь не он это предложил…

2. Упрямство. Малыш настаивает на чем-то только потому, что он сам это предложил.

Купи шарик!

Мама покупает, но через минуту шарик уже не нужен.

Купи машинку!

Она тебе нужна?

Через минуту интерес к машинке иссяк и она валяется без колес. Объяснение простое : ни шарик, ни машинка на самом деле не интересны, важно настоять на своем. Попробуй мама не купи - истерика! Но упрямство нужно отличить от настойчивости : в другие моменты машинка представляет настоящий исследовательский интерес и долго служит верой и правдой.

3. Строптивость. Малыш вдруг восстает против обычных дел, которые раньше выполнял без проблем. Категорически отказывается умываться, есть, гулять с собакой.

4. Своеволие. Теперь всегда на первый план выходит то самое до боли знакомое «Я сам!» . Он норовит делать сам все, что умеет и не умеет. Многое пока не получается, он понимает, что нужно обратиться за помощью к взрослому, но гордость не позволяет, ведь он и сам уже взрослый! Бедного маленького человека раздирает внутреннее противоречие : и сам не могу, и просить взрослых не могу. Конфликт, горе, истерика, рев…

5. Протест, бунт. Малыш со всеми идет на конфликт, причем родителям кажется , что он злостно издевается над ними. Бросает игрушку :

Подними! - командует маме.

Нет уж, сам подними.

Не могу-у! Ты подними! - и истерика.

6. Обесценивание. Демонстративно ломает игрушки, выворачивает косметичку и рисует лучшей маминой помадой по стенам. Может ввернуть в речь грубые и даже матерные слова, услышанные где-то. Психологи объясняют : тем самым он напоминает : «Я здесь главный!» .

7. Деспотизм и ревность.

Я сказал, что папа будет сидеть на этом стуле, а не в кресле!

Попробуй папа пересесть - истерика! Если в семье есть другие дети, маленький деспот будет назло выбрасывать их игрушки, сталкивать «соперника» с маминых коленей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1) Была ли информация, озвученная на собрании , полезной для Вас?

2) Каковы Ваши предложения и пожелания относительно проведения собраний ?

Игры, в которыенаши воспитатели играют с детьмив детском саду, не требуют большой наглядности, а картинки, книжки, журнальные вырезки найдутся в каждом доме.

Поэтому, мы вам, уважаемые родители, предлагаем создать дома свою «лекотеку» - игры и упражнения, в которые можно играть с ребенком всюду, дома, на прогулке, предложить их в гостях – детской или взрослой аудитории.

Вот эти игры предназначены малышам от 3 до 4 лет:

«Хорошо – плохо»

Игра должна стать повседневной для каждой семьи, т.к. она постепенно, без напряжения учит ребёнка видеть противоречия в мире природы: зимой -хорошо – можно кататься на санках, но зимой- плохо – холодно; снег – хорошо – можно слепить снежную бабу, но снег – плохо – от снега мёрзнуть пальцы и т.д. (и так, о любом природном явлении или объекте, доступном пониманию малыша).

«Волшебник Оживлялка»

Волшебник Оживлялка может рассказать ребёнку от имени дерева или цветка, или травинки о его жизни, - что любит дерево или цветок, чего боится, чем он помогает людям.

«Волшебная дорожка»

Нарисуйте на песке или на листке дорожку, разделив её на три части, и рассмотрите с её помощью любой живой объект, растение: маленькое дерево (с тоненьким стволом) – молодое дерево (ствол не очень толстый) – старое высокое дерево (с толстым стволом). Животное: маленький котёнок -котёнок побольше - взрослый кот. Цветок: бутон у розы – роза расцвела – роза завяла.

«Части – целое»

Взрослый называет части, а малыш узнаёт загаданный объект:

- Мягкие лапки, пушистая шёрстка, хвостик.

- Это лиса.

- Похоже, но я загадала не лису. Скажу ещё, что это животное любит молоко.

- Это кошка.

Взрослый:

- А ещё! Сам большой, уши большие, хобот – нос длинный…

- Это слон.

Второй вариант игры – взрослый и ребёнок меняются ролями: ребёнок называет части, а взрослый – целое. При этом желательно, чтобы взрослый не сразу догадался о ком идёт речь, провоцируя ребёнка назвать как можно больше его характерных признаков, повадок.

«Почемучка»

Взрослый на первом этапе объясняет причину и следствие. Например, если собаке положить ладошку в пасть, она может укусить? Зимой нельзя есть снег и сосульки – заболит горло. Без панамки нельзя ходить в жару – будет болеть голова и т.д.

На втором этапе взрослый приглашает к этому действию малыша; при этом он не может назвать следствия, а у ребёнка спросить причину. Например, собака укусит, если… (её дразнить, совать ладошку в пасть – отвечает ребёнок)

«На что похоже?»

Яблоко такое же круглое, как …(как мячик, как апельсин…). Лук такой же горький, как…(лекарство, как горчица, как перец…). Морковь такая же оранжевая, как…(апельсин, рыжие волосы, шуба у лисы…).

«Кто такой же?»

- У кошечки шерсть, какая? (Мягкая, пушистая).

- А у кого такая же? (У зайчика, у лисички, у пуделя, у игрушечного мишки).

- Кто ещё кусается как собачка?

- Кто ещё любит молоко как кашка?

- Кто ещё маленький как воробышек?

Как вариант игры - можно сравнить два похожих по внешним признакам животных и найти не только сходство, но и их отличие. Например: рассмотрев на картине волка, лису, можно отметить, что у них обоих острые мордочки и зубы, длинные хвосты, и оба они любят, есть зайцев, мелких зверушек в лесу. Но у лисы шубка рыжая, а у волка серая.

«Найди друзей»

Расширяет словарный запас за счёт описательных прилагательных, характеризующих природные объекты. Упражняет в подборе словосочетаний: колючий ёжик – колючая ёлка; зелёный листок – зелёная лягушка, зелёный кузнечик, зелёный огурец и т.д.

Колючий – ёжик, ёлка, иголка.

Зелёный – листок, лягушка, кузнечик, огурец.

Круглый – мячик, солнце, яблоко, воздушный шар.

Холодный – снег, лёд, мороженое.

«Угадай, кто я?»

Взрослый имитирует движения, жесты, голос различных животных, но только тех, кого ребёнок в состоянии узнать (собака, кошка, волк, лошадь, поросёнок, корова, петух, гусь и др.)

На втором этапе необходимо побуждать малыша самого к подобной имитации, а взрослый обязательно поощряет и подыгрывает ему.

«Фотоальбом»

Пользуясь тем, что малыши часто любят рассматривать фотографии, превратите это занятие в ненавязчивое обучение в форме игры.

1 вариант. Для того чтобы проследить генетическую линию какого-либо члена семьи. Вместе с ребёнком разложите фотографии от младенческих, детских до взрослых, а может быть, даже до старческого возраста, обязательно при этом отмечая, как менялся изучаемый человек с возрастом. Затем, перемешайте фотографии и предложите ребёнку попытаться выложить их в той же последовательности, но самостоятельно.

2 вариант. По ходу рассматривания фотографий членов семьи обязательно называйте, кем он ребёнку доводится (бабушка, дедушка, дядя, тётя).

3 вариант. Выкладывая фотографии членов семьи в различном порядке каждый раз вместе с ребёнком называйте их функции:

- Мама что обычно делает?

-Учит детей в школе, стирает, гладит, варит еду…

- Папа что делает?

- Делает машины на заводе, ремонтирует игрушки, смотрит телевизор…

- Брат что делает?

- Ходит в школу, делает уроки, играет, помогает маме…

4 вариант. Уточните, где сделан снимок…

- Видишь, это мы во дворе, а это в лесу, а это на речке, а это бабушки дома…

«Что для чего?»

Взрослый:

- Где у тебя ротик? А для чего тебе нужен ротик?

- Чтобы кушать, пить сок, грызть орешки, откусывать что-нибудь, разговаривать.

- А ещё он тебе помогает петь. А ещё?

- А ещё плакать, кричать, смеяться.

И так про глаза, уши, нос, руки, ноги, живот.

«Угадай, какое настроение»

Взрослый показывает ребёнку фотографии его самого, где он смеётся, плачет, задумчиво смотрит, хитро улыбается, сердится и называет эти состояния сначала в форме глагола (ты здесь плачешь, смеёшься, грустишь, радуешься…), а затем в форме прилагательного (ты здесь грустный, весёлый, задумчивый, хитрый…)

Далее взрослый предлагает рассмотреть книги с иллюстрациями, на которых изображены животные (злой тигр, волк; испуганный заяц, хитрая лиса, весёлый щенок…) и предлагает назвать их настроение в глагольной форме (волк сердится, злится).

После взрослый предлагает ребёнку: «Давай покажем, как мы радуемся, сердимся, грустим», - и побуждает ребёнка к мимическому воспроизведению эмоций.

«Волшебные очки»

1 вариант. Страунинг А.М. - формирует у ребёнка способность различать предметы по форме; - развивает внимание, способность к анализу и синтезу. Вы предлагаете ребёнку «одеть» очки определённой формы – круглой, квадратной, треугольной. При этом требуется найти и назвать вокруг себя предметы такой же формы.

2 вариант. Железнова С.В. – вырезать из цветного картона красные, зелёные, жёлтые очки; -упражнять ребёнка в на хождении предметов основных 4-х цветов. Одевая очки разного цвета, нужно вначале вместе с ребёнком, а затем самостоятельно находить предметы такого же цвета, какие в данный момент одеты очки.

«Что такое же?»

Развивает способность к аналитико-синтетической деятельности; - обогащает словарь прилагательными.) Взрослый берёт любой предмет, определяет одно или несколько свойств предмета (поочерёдно) и вместе с ребёнком сначала находить подобный по заданному свойству объект.

Взрослый:

- У меня лимон, он жёлтый. Давай найдём с тобой ещё что-нибудь жёлтое (яблоко, шарик, кубик, платьице у куклы, карандаш).

- А теперь найдём что-нибудь мягкое, такое же на ощупь, как плюшевый мишка…

«Что умеет делать?»

1 этап. Взрослый называет ребёнку предмет (обязательно показывая на него или на картинку с его изображением) и спрашивает, что он умеет делать. Например,

- Вот машина. Что она умеет делать?

- Ездить, сигналить, возить, рычать…

- Карандаши. Что они умеют делать?

- Рисовать, делать дырку в бумаге…

2 этап. Ребёнок сам называет предметы и определяет их функцию. Необходимо помимо основной функции предмета назвать и дополнительную (возможно в шутку).

Ребята четвёртого года жизни только начинают открывать огромный и прекрасный мир вокруг себя. Сориентироваться в нём, получить много полезной и разнообразной информации им помогут воспитатели детского сада. Этому послужат как образовательные ситуации в разные моменты дня, так и непосредственная образовательная деятельность (НОД), которую педагоги организуют и проводят в строгом соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и требованиями образовательных программ.

Задачи и приёмы дошкольного образования во второй младшей группе

Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) являются первым звеном в системе народного образования. Перед воспитателем детского сада стоят чёткие задачи, которые необходимо выполнить в течение учебного года. Они очерчены в примерных образовательных программах («От рождения до школы», «Детство», «Истоки»), которые, в свою очередь, опираются на требования ФГОС дошкольного образования. Среди основных задач провозглашены:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности детей.

Все эти задачи решаются в процессе обучения и воспитания в детском саду в течение дня с учётом возрастных особенностей детей.

Забота государства о маленьких гражданах отражена в федеральном государственном стандарте дошкольного образования

Применительно к воспитанникам второй младшей группы (дети 3–4 лет) задачи конкретизируются:

  • совершенствовать культурно-гигиенические навыки, пространственную ориентировку;
  • формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды;
  • развивать способность устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, учить простейшим обобщениям;
  • продолжать развивать речь детей (обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваться правильного и четкого произнесения слов);
  • воспитывать умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия в сказке, рассказе;
  • формировать элементарные математические представления;
  • учить находить в окружающей обстановке один и много однородных предметов, сравнивать группы предметов, определять, каких предметов «больше - меньше», «столько - сколько»;
  • формировать положительное отношение к труду взрослых, воспитывать желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности;
  • закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице;
  • продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо;
  • создавать условия для формирования доброжелательности, доброты, дружелюбия;
  • учить передавать в рисунке, лепке, аппликации несложные образы предметов и явлений действительности и т. д.

Психологические особенности детей четвёртого года жизни

Период от 3 до 4 лет является не самым «трудным», но тем не менее очень важным в жизни дошкольника. Знание особенностей психологии и физиологии детей этого возраста поможет воспитателю спланировать и организовать образовательный процесс так, чтобы максимально способствовать всестороннему развитию и становлению личности малыша.

Почти у всех детей к трём годам кризис «Я сам» минует свою острую стадию, когда ребёнок всеми способами пытается отстоять право на самостоятельность. Дети становятся более покладистыми, склонными выслушать взрослого или сверстника, понять и принять чужое мнение. Вернувшись в дошкольное учреждение после летних каникул, ребята довольно быстро находят друзей. В коллективе группы в течение месяца или двух образуются мини-группы по интересам, то есть возникает чувство привязанности, дружбы между воспитанниками, чего в ясельной группе нельзя наблюдать. В то же время растёт ориентированность детей на педагога, его мнение важно трёхлеткам, а авторитет как человека, который знает много нового и умеет устраивать интересные игры и развлечения, неоспорим. Если воспитатель строит свои взаимоотношения с малышами на справедливости, уважении и искренности, доверие к нему растёт, что очень важно в новой личностно-ориентированной педагогике.

Чтобы новые требования к дошкольному образованию стали реальностью, педагоги должны видеть в воспитаннике равную себе личность

Расширяется и круг интересов дошкольников: они обращают внимание не только на явления и предметы, которые находится рядом, в непосредственной близости, но и воспроизводят в игре, беседе то, с чем сталкивались раньше и получили сильное впечатление (гроза, путешествие на поезде, самолёте, участие в общественных мероприятиях, праздниках). Интересны детям четвёртого года жизни профессии взрослых, польза, которую приносит та или иная профессия. Для любознательных трёхлеток порой бывает настоящим открытием узнать, что их мама и папа, которых они раньше видели только в кругу семьи, работают продавцом, поваром, инженером, водителем, строителем, делают важные и полезные вещи для других людей. Дети гордятся своими близкими, желают им подражать. Это говорит о совершенствовании мыслительных процессов, о том, что ребёнок начинает понимать: люди вокруг - члены не только его семьи, но и общества.

Как и раньше, трёхлетки любят игры и манипуляции с предметами, природным материалом (водой, песком), но теперь их внимание не поглощает механическое выполнение действий. Дети способны делать простые умозаключения, приобретать опыт в процессе действий и использовать его в дальнейшем. Например, если предложить им для игр сухой песок, они быстро поймут, что из него невозможно лепить куличи, пирожки, и воспользуются для игры песочной мельницей, а вот влажный песок, наоборот, станет материалом для приготовления разнообразного кукольного угощения.

Поскольку и некоторые сенсорные эталоны (представление о форме, размере, цвете) в этом возрасте уже сформированы, дошкольники не будут выполнять задания типа «Подбери заплатку», «Найди кукле бант», «Расставь игрушки по росту» методом проб и ошибок. Они обследуют предложенные предметы (заплатку и одежду, цвет бантов и одежды куклы) и выберут нужный, не сравнивая по очереди все варианты. Способность соотносить и сопоставлять, делать простые выводы также является ценным приобретением на четвёртом году жизни малыша.

Дошкольник четвёртого года жизни способен размышлять, сопоставлять информацию и делать умозаключения

Дети второй младшей группы ещё не в достаточной мере умеют контролировать свои эмоции, критически относиться к собственным ошибкам, принимать чужую победу. Возросшее стремление к самостоятельности и лидерству сочетается с недостаточно развитыми умениями и навыками, ребята зачастую не могут справиться с начатым делом и нуждаются в помощи взрослого. Поощрительное слово педагога, его умение решить трудную ситуацию, не прибегая к упрёкам и поучениям, свести на нет возникающий конфликт и вовремя оказать помощь необходимы воспитанникам младшей группы. Воспитатель должен выразить своё положительное отношение даже к небольшим успехам ребёнка и вместе с ним порадоваться его маленькой победе. Таким образом, педагог будет способствовать воспитанию трудолюбия, умению преодолевать трудности, достигать намеченной цели, а также мотивации к дальнейшей деятельности.

Педагогические приёмы, актуальные для детей второй младшей группы

В своей работе педагог использует ряд эффективных для малышей 3–4 лет приёмов:

  • объяснения (с опорой на чувственный опыт воспитанников);
  • чтение сказок, потешек, коротких стихотворений, загадок;
  • показ действий на собственном примере;
  • эмоциональный настрой (этому способствуют сюрпризные моменты, использование на занятиях музыкальных произведений и др.);
  • педагогическая драматургия (например, занятия в форме путешествий), театрализация;
  • игровые методы;
  • рассматривание непосредственно изучаемых объектов или их изображений, макетов, моделей т. д.

Словесные инструкции для малышей необходимо подкреплять демонстрацией правильных действий.

Организация НОД во второй младшей группе детского сада

Воспитатель ДОУ использует различные формы организации образовательного процесса в течение дня. Это беседы, чтение художественной литературы, образовательные ситуации во время режимных моментов, игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные). Но наиболее эффективной, позволяющей вести работу с детьми систематически и выполнить максимум предусмотренных программой задач является непосредственная (организованная) образовательная деятельность, то есть НОД или ООД.

В современном детском саду НОД пришла на смену традиционным занятиям. Но само слово «занятие» не ушло из педагогической практики. Иногда его употребляют и в примерных образовательных программах как синоним НОД. Важно не название, а содержание, которым наполнены обновлённые занятия с дошкольниками в детском саду. Согласно ФГОС, они строятся на таких важных принципах:

  • Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение личностного развития.
  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования.
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
  • Формирование познавательных интересов и действий ребёнка в различных видах деятельности.

Главной становится не обучающая роль педагога, а совместная деятельность взрослого и детей, направленная на выполнение определённых задач (образовательных для воспитателя, игровых, исследовательских - для детей). Преобладает деятельностный подход в обучении и воспитании. Дошкольники выступают не в роли пассивных получателей знаний (слушают, выполняют указания), а участвуют в процессе наравне со взрослым, согласно возможностям возраста и индивидуальным предпочтениям.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!