Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая социальная ситуация развития, ведущей деятельностью становится игра, во время которой дошкольники овладевают другими видами деятельности, возникают важные новообразования в психической и личностной сферах, происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка, формируется готовность к обучению в школе.
Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте характеризуется тем, что у ребенка появляется круг элементарных обязанностей; меняются взаимоотношения со взрослыми, приобретая новые формы: совместные действия постепенно сменяются самостоятельным выполнением ребенком; ребенок вступает в определенные отношения со сверстниками (расширяется социальное окружение), внутренняя позиция дошкольника в отношении других людей характеризуется осознанием своего "Я" и своих поступков, огромным интересом к миру взрослых, их деятельности и взаимоотношений, ребенок действует, как взрослый, но в форме сюжетно-ролевой игры Таким образом, социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста имеет следующую схему:
Ребенок - Сюжетно-ролевая игра - Социальное окружение
Ведущая деятельность сюжетно-ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и обобщенно, в специально созданных игровых условиях воспроизводят их действия и отношения между ними.
Важнейшими достижениями психического развития дошкольника являются произвольность поведения и деятельности, способность к самоконтролю, логическому мышлению, складывание личного самосознания ребенка; формируется готовность к систематическому обучению в школе.
К новообразованиям дошкольного возраста Д.Б. Эльконин отнес следующие.
1. Возникновение первого схематичного детского мировоззрения. В возрасте пяти лет ребенок превращается в «маленького философа». Он рассуждает о явлениях, у него появляется повышенный познавательный интерес, он начинает всех мучить вопросами.
2. Возникновение первичных этических инстанций. Ребенок пытается понять, что хорошо, а что плохо. Одновременно с усвоением этических норм идет эстетическое развитие («Красивое не может быть плохим»).
3. Появление соподчинения мотивов. В этом возрасте обдуманные действия превалируют над импульсивными. Формируются настойчивость, умение преодолевать трудности, возникает чувство долга перед товарищами.
4. Поведение становится произвольным. У ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками.
5. Возникновение личного сознания. Ребенок стремится занять определенное место в системе межличностных отношений, в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.
6. Появление внутренней позиции школьника. У ребенка формируется сильная познавательная потребность, кроме того, он стремится попасть в мир взрослых, начав заниматься другой деятельностью.
Отличительные возрастные особенности дошкольников:
O большая пластичность нервной системы, что создает благоприятные
O условия для воспитания и обучения;
O огромные потенциальные возможности для развития сложных форм
O восприятия, мышления, воображения;
O конкретность мышления детей;
O повышенная эмоциональность и впечатлительность;
O непроизвольность таких психических процессов, как память, внимание;
O высокая степень подражательности и склонность к повторению;
O стремление делиться друг с другом своими знаниями и умениями.
В современной педагогической науке принята следующая периодизация детского возраста:
I. Раннее детство (от рождения до 3 лет):
1. Младенческий возраст (от рождения до I года).
2. Ранний возраст (от I года до 3 лет).
II. Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет):
1. младший дошкольный возраст (3-4 года);
2. средний дошкольный возраст (4-5 лет);
3. старший дошкольный возраст (5-6 лет).
III. Школьный возраст (6-17 лет):
1. младший школьный возраст (6-10 лет).
2. средний школьный возраст (10-15 лет)
3. старший школьный возраст (15-17 лет).
Характеристика игровой деятельности дошкольника
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется тем, что она:
O удовлетворяет его основные потребности (стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых, потребность в познании окружающего мира, потребность в активных движениях, в общении);
O в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности (труд, учение);
O игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.
Значение игры для развития дошкольника:
O у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового;
O происходит разностороннее развитие ребенка;
O обогащается кругозор ребенка, развиваются образные формы познания (образное мышление, воображение), интересы, речь;
O дети усваивают нормы поведения, правила взаимоотношений;
O развиваются творческие способности.
Характеристика сюжетно-ролевой игры.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры детей дошкольного возраста. Ей свойственны такие черты: эмоциональная насыщенность, свобода,
самостоятельность, активность, творчество детей.
1.5.Основные новообразования дошкольного возраста
«Дошкольный возраст, - как отмечал А.Н. Леонтьев (1983), - период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.
В качестве центральных новообразований дошкольного возраста (3-7лет) можно выделить:
* позиционные ролевые действия (функция осознания (1 фаза), функция отношения (2 фаза);
* позиционные умственные действия (тенденция к обобщению, установлению связей: функция понимания (3 фаза), функция рефлексии (4 фаза функционально-стадиальной периодизации Ю.Н. Карандашева, 1991).
Центральное личностное новообразование дошкольного возраста - соподчинение мотивов и развитие самосознания. В процессе психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей. Это движение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции.
Внутренняя позиция ребенка проявляется через:
* эмоционально окрашенные образы;
* ситуативные ориентировки на усвоенные нормативы;
* волю, выражаемую в упорстве;
* другие частные психические достижения.
Д.Б. Эльконин (1989) в качестве основных психологических новообразований дошкольного возраста считал:
1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже (1969) показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы, - результат деятельности людей. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек. Исследования Л.Ф. Обуховой (1996) показали, что для объяснения явлений природы дети используют моральные, анимистические и артификалистские причины: солнце движется, чтобы всем было тепло и светло; оно хочет гулять и двигаться и т.д.
Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию. Он строит схемы глобального характера, мировоззренческие схемы. Д.Б. Эльконин (1989) замечает здесь парадокс между низким уровнем интеллектуальных потребностей и высоким уровнем познавательных потребностей.
2. Возникновение первичных этических инстанций связано с различением «что такое хорошо и что такое плохо». Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими.
3. Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка. Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям (Ю.Н. Карандашев, 1987).
4. Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение - это поведение, опосредованное определенным представлением. Д.Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д.Б. Эльконину, появляется стремление управлять собой и своими поступками.
5. Возникновение личного сознания. Д.Б. Эльконин (1989) в качестве одного из основных психологических новообразований дошкольного возраста выделял возникновение личного сознания, т.е. появление своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми, стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности (Л.В. Финькевич, 1987). Если спросить ребенка трех лет: «Ты какой?», он ответит: «Я большой». Если же спросить ребенка семи лет: «Ты какой?», он ответит: «Я маленький».
У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют ввиду осознание ребенком своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т.п.). В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. В три года можно наблюдать внешнее «Я сам», в шесть лет - личное самосознание: внешнее превращается во внутреннее.
Взаимосвязь личностных характеристик и выбора профессионального обучения у подростков
Психологическим критерием перехода к подростничеству является осознание себя человеком, перешагнувшим границы детства...
Использование игры в психотерапии
Дошкольное детство совершенно особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки в том...
Критериальное оформление динамики становления индивидуального учебного действия и построение способов его диагностики
Как и любая другая, учебная деятельность имеет свою структуру и содержание. Имеет мотив, цель, задачу, действия, операции. Мотив деятельности связан, прежде всего, с потребностью, где мотив выступает как опредмеченная потребность...
Новообразования дошкольного возраста
Общая характеристика дошкольного периода
Мир ребенка вращается вокруг взрослого. Ведущая деятельность - сюжетно - ролевая игра. Игра относится к символико - моделирующей деятельности. Символ относится к предметно-заместительной действиям (игрушки...
Основные виды деятельности ребенка дошкольного возраста
Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста
Именно в процессе развития, а не роста, возникают качественно новые психологические образования, и именно они составляют сущность каждого возрастного этапа. Психологическое новообразование - это: - во-первых, психические и социальные изменения...
Особенности конструктивной деятельности по образу у детей 4-7 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Существующая некоторая неопределенность в завершении этого периода детства связана с тем, что у нас в стране до сих пор не решен вопрос о времени поступления ребенка в школу: некоторые школы принимают детей только с 7 лет, другие с 6 лет...
Оценка развития памяти как показатель готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста
Пальчиковая игра как средство психического развития детей старшего дошкольного возраста
1.1 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста К старшему дошкольному возрасту относится период 5-7 лет. Это достаточно большой отрезок жизни ребенка...
Память как показатель готовности ребенка к обучению в школе
Правильно проведенная диагностика готовности к школьному обучению дает возможность определить, насколько ребенок подготовлен к школьной жизни, и спрогнозировать его успехи в учебной деятельности...
Причины и психологические последствия школьной неуспеваемости в обучении младших школьников
В.В. Давыдов считает, что именно внутри учебной деятельности ребенка младшего школьного возраста возникают свойственные ему основные психологические новообразования }