Производная память. Произвольная и непроизвольная память. Особенности работы произвольной памяти

Существует, однако, и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой актуально выполняемой деятельности. Так в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную . Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью, в случаях, когда это целенаправленный процесс, говорят о произвольной памяти. В последнем случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные мнемические действия.

Непроизвольная и произвольная память вместе с тем представляют собой 2 последовательные ступени развития памяти. Каждый из опыта знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.

10 Мышление ,

отражая предметы и явления действительности, является высшей ступенью человеческого познания. При этом, имея своим единственным источником ощущения, оно раздвигает границы непосредственного отражения, что дает возможность получать знание о таких свойствах и явлениях, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком.

Обобщение результатов чувственного опыта , которое происходит, когда человек познает мир, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.

Такое опосредованное отражение возможно лишь на основе обобщения, на основе знаний. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке.

Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности. Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.

Психология мышления рассматривается здесь в широком смысле этого понятния, поскольку мышление изучается не только в психологии и нейрофизиологии, но и в теории познания и логики, в кибернетике в связи с задачами технического моделирования мыслительных процессов.

Процессы мышления как бы завершают цепь обработки информации, но, в тоже время, восприятие,вниманиеипамятьближе всего к нервной деятельности и являются фундаментальными процессами. Мышление - активный процесс, в котором происходит взаимодействие сохраненных и извлеченных ментальных репрезентаций для воспроизведения новых репрезентаций.

Мышление человека происходит посредством репрезентаций, каждое из которых выражается словом или несколькими словами, включающими существенные свойства класса объектов или представлений, которые можно определить как понятия. Собственно эти репрезентации (понятия) являются элементами мышления, различные их сочетания дают возможность переходить от одних мыслей к другим, т.е. протекать процессу мышления в различных его формах.

Любое понятие характеризуется содержанием (совокупностью существенных признаков данного понятия) и объемом (количеством объектов с общими существенными признаками).Логика и силлогизмы, логическое мышление

Более сложные виды работы мышления требуют других конструкций. Объективно сложившиеся в истории языка средства отражают не только внешние пространственные или временные отношения, но и логические отношения, более сложные отношения причины и следствия и т.п.

Дедуктивное мышление (дедукция), это процесс логического вывода, т.е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений-посылок к их следствиям (заключениям), и подразумевается установление истинности или ложности заключений на основе логических связей.

Делая логические выводы, человек использует сложные системы, образующие связи, по которым течет его мысль. Примером такой связи может служить силлогизм (суждение), т.е. отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Это наборы утверждений (фактов) из которых делается заключение.

В силлогизме человек высказывает свое мнение о данном факте или предмете, определяет связи между фактами или предметами или/и свое отношение к какому-то явлению. В силлогизмах выражаются и чувства человека, его намерения: "Я люблю море", "Я хочу уехать в Петербург".

В истории языка и логики сформировались такие средства, которые автоматически передают человеку опыт поколений, избавляя его от необходимости получать соответствующую информацию собственным логическим путем.

Логические связи , получаемые человеком в результате развития, становятся основой его продуктивного мышления, но человек не рождается с логическим чувством. Человек должен научиться пользоваться логическими связями, используя не только свой личный опыт, а это совсем не легкий процесс. Мыслящий человек может рассуждать и решать логические задачи, не включая процесс решения в практическую деятельность.

Логические связи делают мышление доказательным, объективным и убедительным. Однако формальная логика (понятие, силлогизм) оставляет за "бортом" такие формы, как процессуальность мышления, этапы выявления и добывания данных, условия возникновения и развития мысли, взаимосвязь с чувственным познанием.

Для того чтобы следовать логическим суждениям, необходим большой объем оперативной памяти, поэтому могут случаться ошибки, когда не хватает этого объема.

Непроизвольная память

НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ - ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

В основе этой классификации лежит наличие или отсутствие мнемической цели (на процесс заучивания (на точность, время), хранения (количество, организация), извлечения) за целью следует мнемическая деятельность (что требует мнемических средств).

Информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией. Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

При непроизвольном запоминании мнемическая цель стоит в отношении чего-то другого, тем не менее что-то запоминается.

Описан случая когда испытуемый плохо знавший язык, на котором давалась инструкция не смог запомнить небольшой материал, несмотря на то, что он повторялся много раз. Однако после того, как инструкция была им понята эффективность запоминания резко возросла. Еще показателен факт того, что сами экспериментаторы гораздо хуже заучивают материал, чем их испытуемые несмотря на большее для них количество повторений.

Непроизвольная память исследовалась в рамках теории деятельности (Зинченко: задание для ребенка либо классификации, либо арифметической последовательности. В зависимости от содержания деятельности (с цифрами или с буквами) возрастала эффективность запоминания материала деятельности и падало запоминание фона.

Происходит без намеренного использования специальных средств для лучшего сохранения материала в памяти. В силу того, что различные процессы памяти обслуживают актуально осуществляющуюся деятельность, полнота, точность и прочность непроизвольного запоминания зависят от ее целей и мотивов.

«Наличие мнемической направленности имеет решающее значение для продуктивного, эффективного запоминания. Мнемическую направленность характеризуют: требования к запоминанию, установки (полнота - выборочность, точность - приблизительность, последовательность - свободность, прочность - кратковременность, своевременность воспроизведения)». Смирнов.

Информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит:

1. От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель – выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель – выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.

2. От приемов заучивания. Приемы заучивания:

А. механическое дословное многократное повторение – работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память – это память, основанная на повторении материала без его осмысления;



Б. логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами – работает логическая память (смысловая) – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем у механической;

В. образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) – работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;

Г. мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

С исследований произвольной памяти началось исследование памяти вообще. Закономерности, обнаруженные Эббингаузом - это общие законы произвольной, но непосредственной памяти (не в понимании Выготского, так как произвольная память всегда опосредствована, а только в логике условий эксперимента и бессмысленного материала). Исследования произвольной памяти связаны с Выготским и динамикой интериоризации. В когнитивной психологии - в большинстве исследования произвольной памяти.

Форма запоминания - для лучшего сохранения материала в памяти происходит намеренное использование специальных средств. В зависимости от мнемических целей и используемых мнемических приемов эффективность произвольного запоминания различна. При формулировке тех или иных мнемических задач, когда определяется, насколько полно, точно и надолго надо запомнить, происходит ориентировка на выделение различных признаков исходного материала и актуализируются определенные способы и стратегии запоминания. Как показывает практика достаточно эффективными являются следующие приемы: смысловая группировка и выделение ключевых элементов структуры запоминаемой информации; связывание нового материала с ранее усвоенным.

Парадоксально, но факт: большую часть информации, которой располагаем, мы никогда не заучивали специально! Ребенок узнает колоссальное количество фактов о мире, овладевает языком, учится ходить и т.д. совершенно ненамеренно. Мы нс заучиваем лица дорогих нам людей и содержание важных для нас событий. Огромный объем информации попадает в нашу память на первый взгляд "случайно". Однако на самом деле явления непроизвольной памяти (как запоминание, так и воспроизведение) отнюдь не случайны, они совершенно закономерным образом призваны обеспечивать успешное выполнение наших жизненных задач.

Деятельностная интерпретация непроизвольной памяти

Российский психолог А. А. Смирнов (1894–1980) начал исследовать факторы, определяющие непроизвольное запоминание. Первое предварительное исследование было построено чрезвычайно просто. Он неожиданно попросил пятерых своих коллег рассказать о том, что они запомнили из своего утреннего пути к месту работы. Оказалось, что сослуживцы рассказывали главным образом о том, что было связано с основным руслом их деятельности, т.е. с дорогой на работу. Они хорошо помнили помехи, возникшие на этом пути (например, очередь к билетной кассе и метро), или неожиданные обстоятельства, которые облегчали выполнение их задачи (быстро подошел поезд). Кроме этого им запомнилось и то, что было связано с военной темой, волновавшей в тс дни всех (дело происходило в 1945 г.). Так один из испытуемых запомнил заголовок газеты с военной сводкой в руках товарища. Однако они совершенно нс помнили тех обстоятельств пути, которые не имели отношения к их задаче – поскорее добраться до института. Таким образом, было выяснено, что важнейшим условием непроизвольного запоминания является причастность материала к основному руслу осуществляемой в данный момент деятельности и/или к сфере значимых, устойчивых мотивов.

П. И. Зинченко (1903–1969) на основе экспериментальных исследований, ставших теперь уже классическими, сформулировал закономерности, объясняющие результаты наблюдений А. А. Смирнова более строго. Зинченко утверждал, что основная форма непроизвольного запоминания является продуктом целенаправленной деятельности, не мнемической по своему характеру. Методика его эксперимента заключалась во включении материала (запоминание которого впоследствии тестировалось) в деятельность, не связанную с запоминанием. В первой серии испытуемым предъявлялись 15 карточек, на которых были изображения различных бытовых предметов, игрушек, фруктов, животных, а также цифры. Одной группе испытуемых предлагалось классифицировать изображения предметов, а другой – составить возрастающий числовой ряд из чисел. При тестировании обнаружилось, что те, кто выполнял задачу на классификацию предметов вспоминал их лучше более чем в 10 раз. Те же, кто имел дело с числовым рядом, наоборот, практически не могли воспроизвести предметы, которые видели на карточках, по хорошо воспроизводили цифры (см. рис. 8.1).

Таким образом, была выявлена высокая продуктивность непроизвольного запоминания картинок и чисел там, где они были предметом деятельности, и плохая эффективность там, где они были лишь фоновыми раздражителями. Причем с возрастом разрыв между уровнем запоминания объектов, относящихся к выполняемой деятельности, и запоминанием фоновых раздражителей увеличивался. Полученный эффект можно назвать эффектом деятельностного опосредствования памяти. Суть данного эффекта сам П. И. Зинченко суммировал следующим образом: "Самым общим и необходимым условием непроизвольного запоминания объекта является наличие какой-либо активности по отношению к нему" (Зинченко, 1969, с. 165).

Важным фактором эффективности непроизвольного запоминания оказалась не только включенность материала в выполняемую деятельность, ной сложность самой деятельности, ее содержательность для испытуемого.

Рис. 8.1.

Если материал был слишком прост и не требовал постановки сознательной цели (т.е. соответствовал операциональному уровню деятельности), непроизвольное запоминание не наблюдалось. Напротив, при соответствии материала целевому уровню, качество непроизвольного запоминания становилось оптимальным, причем мнемический эффект (количество воспроизведенных единиц материала) возрастал с увеличением сложности задачи. В другом эксперименте Зинченко предлагал испытуемым два набора карточек с изображениями предметов. Требовалось или составить пары карточек по совпадению первых букв названий предметов (мяч-молоток), или объединить пары по значению (молоток-гвоздь). При втором варианте инструкции испытуемые могли вспомнить значимо большее количество предметов, чем при первом. То есть при выполнении более сложных задач наблюдался более выраженный мнемический эффект. Кроме того было убедительно показано, что полученный эффект нельзя свести к проблеме внимания, поскольку в работу испытуемых был включен весь изображенный на карточках материал, а результаты запоминания оказывались разными.

Еще одним важным результатом работ Зинченко стало выявление роли активности человека в процессе деятельности как фактора обуславливающего в том числе и непроизвольное запоминание. Испытуемым предлагались пары фраз, анализируя которые, они должны были выводить определенные правила правописания. Если вывод был верен, им предлагалось дополнительно придумать несколько фраз, иллюстрирующих выведенное правило. Задача на запоминание не ставилась. На следующий день проверялся уровень запоминания фраз. Результаты показали, что фразы, которые испытуемые придумали самостоятельно, воспроизводились в три раза чаще, чем те, что они получали в качестве образца уже готовыми. Этот эффект получил впоследствии название эффекта генерации, т.е. лучшего запоминания материала, который был создан самостоятельно.

Произвольная и непроизвольная память

В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольной памяти. В последнем случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия.

Непроизвольная и произвольная память вместе с тем представляют собой две последовательные ступени развития памяти. Каждый по своему опыту знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.

Виды памяти по длительности сохранения информации

По продолжительности закрепления и сохранения информации память делят на три вида:

1) сенсорную;

2) кратковременную;

3) долговременную.

Сенсорная память.

Чувствительные сигналы в течение нескольких сот миллисекунд с момента своего воздействия сохраняются в сенсорной памяти. Здесь происходит анализ сигналов, их оценка и в дальнейшем либо забывание, либо направление на обработку. Эту память также называют иконической, потому что она лучше всего изучена для зрительных стимулов.

Процесс забывания начинается сразу же после поступления информации. Исследования показали, что если испытуемому в течение 50 миллисекунд предъявить 16 букв, а затем попросить назвать эти буквы, то сразу после предъявления он вспоминает около 70% увиденного. Через 150 миллисекунд - объём заполненной информации равен 25-35%, а через 250 миллисекунд - уже вся информация из сенсорной памяти теряется.

Известно, что наряду с таким пассивным «угасанием» информации существует и процесс её активного «стирания» в результате поступления новых сигналов.

Переход информации из весьма нестойкой сенсорной памяти в более стойкую может совершаться двумя путями. Первый путь - словесное кодирование сенсорных сигналов - это свойственно взрослым людям. Второй путь несловесная обработка сигналов. Механизм такой обработки пока неизвестен. По-видимому, этот путь служит для запоминания информации, которую сложно выразить словами, и используется, как правило, маленькими детьми и животными.

Кратковременная память

Сенсорная память переходит в кратковременную, которая отвечает за временное хранение информации, закодированной словесно. Ёмкость этой памяти меньше, чем сенсорной. Данные хранятся здесь в порядке поступления информации. Забывание в кратковременной (первичной) памяти происходит в результате «вытеснения» старой информации новыми сигналами. Переход информации из кратковременной памяти в долговременную облегчается практикой, то есть целенаправленным повторением материала.

Долговременная память

Эта память характеризуется значительной ёмкостью и устойчивостью. Только информация, которая перешла в долговременную (вторичную) память, может быть извлечена через длительное время.

Информация переходит в долговременную память, в процессе жизнедеятельности часть информации теряется, а около 72% - остаётся на всю жизнь. В долговременной памяти данные накапливаются в соответствии с их «значимостью». Извлечение информации из долговременной памяти происходит дольше, чем из кратковременной. Забывание на уровне долговременной памяти связано с влиянием на запоминание уже имеющейся информации или с влиянием вновь поступившей информации.

Существует закон интерференции, согласно которому объекты, смещенные к центру, запоминаются хуже, чем краевые. Интерференция проявляется независимо от модальности раздражителя и не имеет значения для кратковременной памяти. В долговременной памяти интерференция проявляется тем меньше, чем ближе находятся схожие раздражители.

Взаимосвязь различных видов памяти

Критерии, принятые здесь за основания деления памяти на виды, связаны с различными сторонами человеческой деятельности, выступающими в ней не порознь, а в органическом единстве. Такое же единство представляют собой и соответствующие виды памяти. Так, память на мысли и понятия, будучи словесно-логической является также в каждом частном случае либо непроизвольной, либо произвольной; одновременно она же обязательно будет либо кратковременной, либо долговременной.

С другой стороны, различные виды памяти, выделенные по одному и тому же критерию, тоже оказываются взаимосвязанными. Так, двигательная, образная, словесно-логическая память не могут существовать изолированно друг от друга уже потому, что между собой связаны, прежде всего, соответствующие стороны предметов и явлений внешнего мира, а, следовательно, и формы их отражения. Сложные преемственные связи существуют также между непроизвольной и произвольной памятью. Что касается кратковременной и долговременной памяти, то они представляют собой две стадии единого процесса. Кратковременная память - это тот пропускник, минуя который ничто не может проникнуть в долговременную память. С кратковременной памяти всегда начинаются все её процессы.

Памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чём думал.

В настоящее время нет единого объяснения физиологической основы памяти. Выделяют следующие теории: ассоциативную, физиологическую, биохимическую.

Основными процессами памяти являются запоминание, воспроизведение, сохранение, узнавание и забывание.

Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и образную; 2) по характеру целей деятельности - на произвольную и непроизвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала - на кратковременную, долговременную и оперативную память. Дополнительно различают пять видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую и тактильную.

Рассмотрим основные виды памяти.

Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

Произвольная память (информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит:

    От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель – выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель – выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.

    От приемов заучивания. Приемы заучивания:

    1. механическое дословное многократное повторение – работает механическая память , тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память – это память, основанная на повторении материала без его осмысления;

      логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами – работает логическая память (смысловая) – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем у механической;

      образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) – работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;

      мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

Выделяют также кратковременную память , долговременную, оперативную, промежуточную память. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7 + 2. Это магическая формула памяти человека, т.е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации.

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: 1) ДП с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная память – обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижаются внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П.П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая) не существуют независимо друг от друга и, более того, находятся в тесном взаимодействии, П.П. Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти.

Двигательная (или моторная) память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения человек должен был бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия.

Двигательная память у ребенка возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. Первоначально она выражается только в двигательных условных рефлексах, вырабатывающихся у детей уже в это время. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления, воли и др.

Эмоциональная память – это память на чувства. Данный вид памяти заключается в способности человека запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются потребности и интересы, как осуществляются отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

Воспроизведенные, или вторичные, чувства могут значительно отличаться от первоначальных. Это может выражаться как в изменении силы чувств, так и в изменении их содержания и характера.

По силе воспроизведенное чувство может быть слабее или сильнее первичного. Например, горе сменяется печалью, а восторг или сильная радость – спокойным удовлетворением. С другой стороны, обида, перенесенная раньше, при воспоминании о ней обостряется, а гнев – усиливается.

Образная память – это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.

Отклонение представлений от первоначального образа восприятия может идти по двум путям: смешение образов или дифференциация образов. В первом случае образ восприятия теряет свои специфические черты и на первый план выступает то общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями. Во втором случае черты, характерные для данного образа, в воспоминании усиливаются, подчеркивая своеобразие предмета или явления.

В настоящее время принято говорить о двух основных факторах, от которых зависит легкость воспроизведения образа. Это, во-первых, содержательные особенности образа, эмоциональная окраска образа и общее состояние человека в момент восприятия. Во-вторых, состояние человека в момент воспроизведения. Припоминание виденного наблюдается в яркой образной форме чаще всего во время спокойного отдыха после сильного утомления, а также в дремотном состоянии, предшествующем сну.

Многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений.

Образная память начинает проявляться у детей примерно в то же время, что и представления, т. е. в полтора-два года.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Человек запоминает и воспроизводит мысли, возникшие у него в процессе обдумывания, размышления, помнит содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.

Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях:

      запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;

      запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей).

Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием

Основные процессы памяти - запоминание, сохранение, вос­произведение.

Запоминание - процесс запечатления в сознании поступающей информации в виде образов, мыслей (понятий), переживаний и дей­ствий. Различают непроизвольное (непреднамеренное) и произволь­ное (преднамеренное) запоминание.

Непроизвольное запоминание осуществляется как бы само со­бой, без преднамеренного желания что-то запомнить. Оно опреде­ляется не установками или целями, а особенностями объектов и от­ношением человека к ним. Так обычно запоминается то, что произ­вело яркое впечатление, вызвало сильные и глубокие пережива­ния.

Непроизвольное запоминание может быть эффективным, если оно включено в активную умственную деятельность. Например, ар­тист в ряде случаев не заучивает специально текст роли, а запоми­нает его в ходе репетиций, главная цель которых заключается не в том, чтобы усвоить слова, а в том, чтобы вжиться в образ. Ведущим для человека являетсяпроизвольное запоминание. Оно возникает и развивается в процессе общения людей и трудовой деятельности.

Произвольное запоминание - запоминание целенаправленное (что запомнить, зачем, на какой срок, как использовать и пр.), что придает ему планомерность и организованность.

Особая форма произвольного запоминания - заучивание. Оно используется тогда, когда необходимо что-то запечатлеть в памяти очень точно и очень прочно.

Сохранение - удержание в памяти в течение более или менее длительного времени и переработка того, что было запечатлено, что запомнилось. Сохраняется в памяти материал значимый, много­кратно повторяемый, постоянно использующийся в деятельности, хорошо понятный или запечатлевшийся с установкой «запомнить надолго».

Главным условием сохранения является использование запом­нившегося на практике, в деятельности. Это относится не только к знаниям, но и к навыкам и умениям.

Забывание - не всегда желательный, но неизбежный процесс, противоположный сохранению. Он протекает почти всегда непро­извольно. Благодаря забыванию в памяти не остается мелких, не­нужных, незначимых деталей, запоминание обобщается. Частично забытое бывает трудно воспроизвести, но легко узнать. Быстро за­бывается то, что редко включается в деятельность человека, что ста­новится незначимым для него, систематически не подкрепляется восприятием и повторением. В этом положительная сторона забы­вания. Забывание особенно интенсивно в первые 48 часов после за­учивания или восприятия и зависит от содержания материала, его осознанности и объема.

Для уменьшения забывания необходимо: 1) понимание, осмысление информации (механически выученная, но не понятая до конца информация забывается быстро и почти полностью – кривая 1 на графике); 2) повторение информации (первое повторение нужно через 40 мин после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации). Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, поскольку в эти дни максимальны потери от забывания. Лучше так: в первый день – 2-3 повторения, во второй день – 1-2 повторения, в третий-седьмой день по одному повторению, затем одно повторение с интервалом в 7-10 дней. Помните, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии.

Воспроизведение - избирательное оживление хранящейся в памяти информации в связи с потребностями человека, конкрет­ными обстоятельствами и задачами в деятельности.

Разновидностью воспроизведения является узнавание, прояв­ляющееся при вторичном восприятии объекта. Обычно возникаю­щее при этом чувство знакомости объекта сопровождается мыслью: «Да, я это видел где-то». Мысль отождествляет отражаемое в на­стоящий момент с тем, что воспринималось раньше.

Воспроизведение, подобно запоминанию, может быть произ­вольным и непроизвольным.

Непроизвольное воспроизведение происходит хотя и без всякого намерения, обычно не само собой. Толчком к непроизвольному вос­произведению обычно служат какие-то причины, вызывающие со­ответствующие ассоциации.

Произвольным называется воспроизведение, которое организу­ется посредством волевых усилий и сознательно поставленной це­лью. Главной особенностью такого воспроизведения является на­личие осознаваемого мотива. Разновидностью произвольного вос­произведения являетсяприпоминание. Это сознательное, целенап­равленное воспроизведение, требующее специфического напряжения для преодоления внутренних затруднений.

ИНТЕЛЛЕКТ, МОТИВЫ – СМ. КОНСПЕКТ.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!