Профилактика девиантного поведения подростков психологический тренинг внутригруппового взаимодействия. Коррекционно-развивающая работа. девиантное поведение подростков. программа профилактики и коррекции нарушений поведения и эмоций у подростков. федосенк

Одной из наиболее эффективных форм воздействия на личность с отклоняющимся поведением является поведенческая коррекция. Здесь особая роль отводится квалификации консультанта и элементу сотрудничества между подростком и психологом. Так же используются методы коррекции поведения у подростков.

Стимулирование позитивной мотивации.

Формированию девиантного поведения способствуют механизмы его сознательной и бессознательной мотивации. Человек с отклоняющимся поведением имеет устойчивую мотивацию к сохранению такого поведения.

Изменить девиантное поведение можно стимулированием мотивации желательного поведения. Очень важно дать понять подростку, что его поведение создает ряд проблем в первую очередь для него самого и изменение такого поведения от этих проблем избавит. Подросток должен четко представлять насколько он хочет изменить свое поведение и зачем ему это нужно. Правильная мотивация поможет подростку сформировать желательное поведение. девиантное поведение подросток

Методы коррекции эмоциональных состояний.

Корректировать эмоциональное состояние можно по методике систематической десенсибилизации (происходит уменьшение силы эмоций) и тренинга релаксации или уверенности (выработка альтернативных реакций). Метод, разработанный Д.Вольпе, включает в себя релаксацию, представление шкалы тревожных ситуаций и воображение таких ситуаций с последующим расслаблением. Подросток учится адекватно реагировать на тревожные ситуации. Страх и беспокойство могут быть подавлены, если стимулы, их вызывающие, связать во времени со стимулами, противоположными страху, например с релаксацией.

Методы само регуляции.

Между перенапряжением мышц и такими эмоциональными состояниями как тревога, страх, беспокойство существует тесная взаимосвязь. Умение расслабляться помогает устранить или значительно снизить эмоциональный дискомфорт. Э.Джекобс разработал тренинг мышечной релаксации, включающий в себя попеременное напряжение и расслабление мышц. Тренинг будет более результативным, если будет включать в себя вербальную и ментальную релаксацию.

Еще одним методом самоконтроля является метод само регуляции. Он предполагает изменение среды, вызывающей деструктивное поведение(исключение еды из поля зрения при коррекции веса) или награду за правильное поведении.(покупка одежды, развлечения).

Когнитивное пере структурирование.

Девиантное поведение может быть вызвано искажениями в когнитивных процессах, таких, как восприятие, умозаключения, трактовка, воображение и т.п. При их пере конструировании можно ожидать изменений в сферах эмоций и поведения. Одним из приемов этого метода может использоваться указание противоречий в суждениях подростка. Другим эффективным методом является распознавание и коррекция негативных мыслей. Такие убеждения как «Я неудачник», «У меня ничего не получается», «Я плохой», «Я ничего не умею» зачастую сопровождают депрессию, алкогольную или наркотическую зависимость. Важно, чтоб подросток мог исследовать свое поведение и убедился в неадекватности дисфункциональных мыслей. Необходимо чтоб он осознал, что эти ложные убеждения являются причинами большинства его проблем.

Методы угашения нежелательного поведения.

Основным методом является наказание. Оно может использоваться как отсутствие положительного подкрепления на нежелательное поведение, как использование отрицательного подкрепление на нежелательное поведение и как исключение подростка из ситуации, в которой девиантное поведение может быть одобрено.(перевод в другую школу)недостаток методов в тот, что они гасят девиантное, но не формируют желательное поведение.

Методы формирования позитивного поведения.

В формировании желательного поведения основную роль играет позитивное подкрепление. Важно, что подкрепление было индивидуально значимым. Обязательно должна быть сформирована четкая связь «желательное поведение - немедленное положительное подкрепление». Необходимо исключать такие ситуации, когда ошибочно происходит подкрепление отклоняющегося поведения. Например, после попытки суицида (побега из дома) подросток получает награду - повышенное внимание и заботу семьи.

Системно-структурный подход.

Теоретическую и методологическую основу данного исследования составил системный подход, в основе которого лежали идеи Л. Берталанфи (1973), систематизированные в психологии в трудах Б.Ф. Ломова (1971) и встречающиеся до этого уже в работах Б.Г. Ананьева, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.

В ходе исследования, мы исходили от представления о том, что подросток участвует в большом количестве подсистем, которые тесно взаимосвязаны между собой. Изменение любой из подсистем, в которой состоит подросток, несет изменения в его личности и поведении. Таким образом системный подход позволяет рассматривать максимальное количество вариантов, которые способствуют развитию девиантного поведения у подростков или же предупреждают его.

Принцип детерминизма. (Рубинштейн С.Л., 2001). Данный принцип позволяет нам говорить о том, что нарушения в поведении причинно обусловлены и являются следствием неблагоприятного действия ряда факторов. Сюда относятся микро- и макросоциальные условия развития подростка, которые так или иначе могут повлиять на возникновение нарушений поведения у учащихся. Кроме того, нарушения в поведении могут являться следствием повышенной тревожности, неадекватной самооценки и других особенностей личности.

В данной курсовой работе принцип детерминизма предполагает, что развитие у подростков нежелательного или отклоняющегося от нормы поведения зависит от большого количества факторов: от неосторожного замечания до жесткого обращения с подростком.

Личностный принцип.(Ананьев Б.Г., 1977; Рубинштейн С.Л., 2001). В данном случае предполагается рассмотрение личности как единого целого, а также того, что каждый индивид является индивидуальной и неповторимой личностью, обладающей как общими, свойственными всем людям характеристиками, так и уникальными, свойственными ему одному, качествами.

В данной работе личностный принцип предполагал учет индивидуальных особенностей подростков при выявлении у них форм девиантного поведения и подборе методов коррекции поведения.

Выводы

1. В целом к формам девиантного поведения обычно относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство. Чаще всего нарушения поведения встречаются в младшем и среднем пубертатном возрасте - 12-13, 14-15 лет. Различные формы отклоняющегося поведения не всегда закрепляются. С возрастом они могут сглаживаться или вовсе исчезать.

2. Девиантное поведение, как правило, возникает не из-за не случайного стечения обстоятельств, а в результате продолжительного действия целого комплекса факторов и имеет разные формы проявления. Причиной девиантного поведения подростка может оказаться его неспособность социально приемлемым способом компенсировать свою неприспособленность к социальному окружению.

3. Методы коррекции девиантного поведения подростков ориентированы на исправление отклоняющегося поведения личности, на перестройку мотивационной сферы и самосознания. Так же в коррекции девиантного поведения большую роль играет семья.

Термины «интерактивные методы» и «интерактивное обучение». Пришли к нам из английского языка «interactive»: «inter» означает «между», «меж»; «active» ? от «act» ? действовать, действие. Название метода происходит от психологического термина «интеракция», что означает «взаимодействие». Смысл интерактивности складывается из понятий «интер» (между) и «активность» (усиленная деятельность).

Интерактивное обучение - это особая форма организации обучения, основанная на межличностных взаимоотношениях субъектов и направленная на обеспечение их само- и взаимоактивности в процессе решения учебно-познавательных, коммуникативно-развивающих и социально-ориентационных задач.

Интерактивные методики обучения - это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающие оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать, и открыто обсуждать то, что они знают и о чем думают.

Технологию интерактивного обучения можно определить как совокупность способов целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и учащихся, последовательная реализация которых создает оптимальные условия для их развития.

Совместно с педагогом социальным ГУО «Средняя школа № 59 г. Гомеля» Лавреновой Людмилой Викторовной была организована работа по профилактике отклоняющегося поведения подростков и на ее основе разработана социально-педагогическая программа профилактики. Рассмотрим подробнее особенности реализации на практике интерактивных форм работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков.

Социально-педагогический и психологический тренинг «Профилактика девиантного поведения подростков».

Цель - профилактика девиантного поведения подростков средствами личностного развития.

Блок 1 «Информация».

Цель: предоставить подросткам необходимую информацию для преодоления общепринятых мифов и неправильного понимания значения психоактивных веществ (алкоголя, табака, марихуаны); повысить осознание подростками приемов, которые используются рекламой для манипулирования поведением покупателей.

Занятие 1 «Вступительное».

Занятие 2 «Курение: мифы и реальность».

Занятие 3 «Алкоголь».

Занятие 4 «Наркотики».

Блок 2 «Положительный образ Я».

Цель - работа по формированию положительной самооценки подростков.

Занятие 6 «Я и мое тело».

Занятие 7 «Я и мое тело» (Продолжение).

Занятие 8 «Принятие решений».

Занятие 9 «Я и мои социальные роли».

Занятие 10 «Я и мои социальные роли» (Продолжение).

Занятие 11 «Самооценка».

Блок 3 «Принятие решений».

Цель - формирование умения принимать решения в различных ситуациях; преодоление неуверенности в себе.

Занятие 12 «Неагрессивное настаивание на своем».

Занятие 13 «Взаимоотношения полов».

Занятие 14 «Модели сексуального поведения».

Блок 4 «Позитивное общение».

Цель - обучение учащихся социально-приемлемым способам удовлетворения потребностей взаимодействия с окружающими; обучение подростков конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.

Занятие 15 «Конфликт».

Занятие 16 «Взаимоотношения полов».

Занятие 17 «Проблема полоролевой идентичности».

Занятие 18 «Заключительное».

Комплекс упражнений по развитию коммуникативных навыков.

Цель: формирование навыков эффективного межличностного общения; рост личности через осознание себя и других.

Упражнение «Сортировка».

Содержание: заранее заготавливаются карточки размером 3 см? 2 см. Учащиеся пишут на них плохие (сленговые, обидные) и хорошие (добрые, вежливые) слова, которые они используют в своей речи. Все карточки со словами складываются в общую корзину и «перемешиваются». Затем участники по очереди достают карточку и выполняют одно из действий: оставляют себе, дарят другу, разрывают на мелкие кусочки.

После выполнения упражнения следует обсуждение. Участники говорят о том, какие эмоции преобладали во время выполнения упражнения, во время прочтения написанного; высказывались об отношении к слову.

Упражнение «Мнение +».

Содержание: Учащимся нужно написать на отдельных (самоклеющихся) листах собственное мнение о проблеме использования ненормативной лексики (нецензурные выражения, брань, сленг) несовершеннолетними. Затем все листы вывешиваются на доску или стену класса. Предлагается ознакомиться с мнением других ребят по рассматриваемой проблеме, по желанию можно записать (внизу листка) свой комментарий (поддерживаю, не согласен). После следует обсуждение написанных мнений по проблеме.

Упражнение «Варианты».

3-ий вариант: один говорит, активно жестикулируя, эмоционально насыщенно, второй - без эмоций.

Упражнение «Услышь и пойми меня».

Акция-протест против курения «День без сигареты - жизнь без сигареты».

Цель: привлечение внимания учащихся к проблеме табакокурения; формирование у подростков ответственности за свое здоровье, мотивация на здоровый образ жизни.

Содержание: в организации акции участвовали социальный педагог и привлекались подростки из экспериментальной группы. В рамках акции проходил конкурс на лучшее обращение к курильщику, напутствие или пожелание «Вместо сигареты лучше…». Во время перемен на первом этаже можно было обменять сигарету на конфету, там стояли подростки с двумя банками: в одной были конфеты, в другой - обмененные сигареты. Также проходило альтернативное голосование «Сигарета или здоровье».

В целом, подростки, принимавшие участие в проведении акции, отмечают ее эффективность и необычность работы.

Коллаж групповой.

Цель: выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями; выработка навыков индивидуальной и коллективной работы, партнерства.

Содержание: подростки составляли коллаж в рамках профориентационного занятия на тему: «Моя будущая профессия». Работа по составлению коллажа включала следующие этапы: вначале подростки были разделены на небольшие группы (по 5 человек), совместно выбирали тему и работали над ее выполнением (40-60 минут). Далее следовала демонстрация работ в виде небольшой выставки, где подростки могли познакомиться с работами своих одноклассников. Ключевым здесь являлся рассказ о получившемся произведении одним представителем из группы - своеобразная презентация получившейся работы. В конце шло совместное обсуждение темы и содержания коллажа.

Девочки были более включены и эмоционально заинтересованы в участии в составлении и презентации коллажа, чем мальчики. Именно они в опросе указывают на эффективность данного метода.

Ранжирование.

Цель: исследовать процесс принятия решения группой; получить информацию о коммуникативных процессах в группе и о существующих в ней отношениях доминирования и руководства.

Содержание: создается игровая ситуация и участникам сообщается: Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и находящегося на ней груза уничтожены. Теперь яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неизвестно, потому что навигационные приборы испорчены. По самым благоприятным оценкам, вы находитесь примерно в тысяче миль к юго-западу от ближайшего берега. У вас осталась резиновая спасательная шлюпка с веслами, достаточно большая, чтобы вместить вас, остальной экипаж и все перечисленные ниже предметы.

На доске приведен список из 15 предметов, которые не пострадали от пожара. Задача подростков - расставить все предметы из списка по их важности для выживания. Самый важный предмет получает номер 1, следующий - номер 2 и так далее до номера 15, который наименее важен.

Сначала каждый участник индивидуально расставляет их по важности для спасшихся. Затем можно объединиться в подгруппы для принятия группового решения. После того, как в малых группах предметы проранжированы? составляется ранговый список для всего класса. Именно он сверяется с данными ученых. После этого следует обсуждение того, что получилось и чего не удалось достигнуть.

Игра-шоу «Вы рискуете своими легкими».

Цель: закрепить знания учащихся, полученные на предыдущих занятиях, и расширить их представления о вреде курения на организм человека.

Содержание: класс делится на выступающих (2 команды) и зрителей. Каждая команда придумывает себе название, и совместно выбирают капитана команды. В игре присутствует момент соревновательности. Занятие разбивается на несколько этапов: 1 тур «Верно-неверно», где команды поочередно быстро отвечают на вопросы и зарабатывают баллы. 2 тур «От простого к сложному» ? команда выбирает вопрос по степени сложности и в зависимости от этого при правильном ответе начисляется определенное количество баллов.

3 тур «Заморочки из бочки» включает в себя открытые вопросы, на которые нужно дать максимально верный ответ. За них также начисляются баллы. 4 тур - проблемный. Необходимо предложить вариант решение проблемы: Чтобы вы могли предложить для предупреждения курения? Предложенные варианты вывешиваются на доску, и проводится их обсуждение.

В конце проводится общее обсуждение и подсчет баллов по проведенным турам, награждается команда победителей. Общая атмосфера занятия: эмоциональная, приподнятое настроение, соревновательный дух. Участвовавшим в шоу-игре понравилась такая форма проведения занятия, подростки уходили с приподнятым настроением.

Встреча с врачом гинекологом/урологом отдельно для девочек и мальчиков.

Цель: ознакомление с основами репродуктивного здоровья будущих родителей; формирование культуры интимно-личностных взаимоотношений.

Во время беседы обсуждались следующие вопросы:

  • - правила личной гигиены девочки/мальчика;
  • - репродуктивное здоровье девочки/мальчика и др.
  • - Беседа с обучающимися «В дни летних каникул».

Цель: формирование установки на занятость и личностное развитие в дни летних каникул.

В ходе беседы обсуждались такие темы, как:

  • - занятость во время летних каникул;
  • - делу время - потехе час;
  • - правила поведения на воде;
  • - провести время с пользой? возможно.
  • ? Упражнения-активаторы, энергизаторы.

Цель: снимают напряжение, позволяют участникам переключиться с одной темы на другую, не уставать, поддерживать хорошее рабочее состояние в течение занятия.

Упражнение «Построиться по росту».

Цель: разминка, повышение уровня сплоченности, взаимопонимания.

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто».

любит красный цвет;

кто любит мороженое;

у кого есть дома собака (кошка);

кто любит ходить в кино;

кто любит петь.

Упражнение «Спутанные цепочки».

Содержание: участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы в каждой руке была одна рука. Участники по команде ведущего открывают глаза. После этого они должны «распутаться», не разжимая рук. Чтобы не происходило вывихов в суставах, разрешается «проворачивание шарниров» ? изменение положения кистей без расцепления рук. В результате возможны варианты образования круга, нескольких сцепленный колечек, либо нескольких независимых кругов и пар.

Упражнение «Тропинка».

Упражнение «Карлики и великаны».

Содержание: все встают в круг. Ведущий дает инструкцию: «Я буду говорить два слова? или «карлики», или «великаны». Если я скажу «карлики», то вы все должны сесть на корточки, а если «великаны», то встать». Ведущий может намеренно подавать неправильные команды, например: «Кастрюли! Капуста! Валенки! Ворота!». Через какое-то время ошибившихся можно выводить из игры и играть до победителя.

Упражнение «Подпрыгивания на 3».

Дискуссия «Мифы о наркотиках».

Цель: помощь подросткам в выработке зрелой и обоснованной позиции в отношении наркотиков.

Пример высказываний:

  • - Достаточно один раз попробовать, чтобы стать наркоманом.
  • - Наркомания? не болезнь, а распущенность.
  • - Все наркоманы? преступники.
  • - Наркотики помогают снять напряжение.
  • - Марихуана совершенно безопасна.

В классе вывешивается три таблички с надписями:

  • - Да.
  • - Нет.
  • - Может быть.

Участники в течение нескольких минут обдумывают свою позицию по поводу каждого из этих высказываний. Затем им необходимо разделиться в соответствии с их убеждениями на 3 группы, после чего ведущий организует дискуссию, в ходе которой каждая группа отстаивает свою точку зрения.

После упражнения участникам нужно дать дополнительную информацию и статистические данные, развенчивающие мифы, существующие в обществе по этой теме.

Дискуссия «Я и мои социальные роли».

Цель: показать подросткам весь спектр ролей, которые может принимать их личность.

? «Мозговой штурм» «Программа сохранения здоровья».

Содержание: создается игровая ситуация и описывается проблема: «Представьте, что вы приехали в страну, где у людей есть все возможности сохранить здоровье, но люди, живущие в этой стране, ведут неправильный образ жизни: едят нездоровую пищу, употребляют алкоголь, наркотики, много курят, ведут малоподвижный образ жизни. Исследования медиков показывают, что число больных растет, среди них все больше детей и подростков. Но никто не знает, что такое здоровый образ жизни. В свою очередь, вы знаете, что правильный образ жизни может без лекарств, сделать большинство людей здоровыми. Правительство этой страны готово реализовать ваши предложения. Что бы вы могли предложить?»

Учащимся предлагается создать профилактическую программу. Для этого проводится «мозговой штурм». Ведущий записывает на доске любые поступившие предложения, контролируя при этом, чтобы не было никаких критических замечаний по поводу этих предложений. Если работа заходит в тупик (поступают предложения одного типа, например, запугивающая информация или административные меры), ведущий направляет ход работы в другое русло и сам вносит предложения.

После можно предложить классифицировать оставшиеся предложения по основаниям: информационные мероприятия, мероприятия по преодолению вредных привычек, мероприятия, поддерживающие тех, кто ведет здоровый образ жизни. В конце следует обсуждение полученной программы и всего хода ее составления. Учащиеся также говорят о своем состоянии на конец занятия.

После применения интерактивных технологий в воспитательной работе с подростками, была выявлена оценка учениками форм работы. Подросткам было предложено выбрать три наиболее интересных и эффективных с их точки зрения технологии работы, которые с ними проводились. Также нужно было выбрать три неэффективные на их взгляд формы работы, которые не оказали положительного влияния на их развитие. Результаты опроса во многом оказались противоречивыми. Так, большинство подростков указывает на то, что такие формы работы, как беседа, лекция являются неэффективными, некоторые же выделяют их как более результативные. Мнение учащихся относительно такой формы работы, как акция, также разделились. Те, кто активно участвовал в ее проведении и организации, отмечают ее эффективность, а кто являлся сторонним наблюдателем не отмечает важности этого метода и относят его к неэффективным. В целом, к наиболее эффективным методам учащиеся относят следующие: тренинг, ранжирование, дискуссия, шоу-технология, акция. Отдельного внимания требуют упражнения активаторы. Практически все подростки выделяют их в качестве нужного метода работы, так как они помогают снять напряжение, поднять общий тонус работы, переключиться с одной темы на другую. Именно благодаря таким упражнениям удается поддерживать хорошее рабочее состояние в течение занятия. К неэффективным же методам подростки чаще относили такие, как: лекция, беседа, акция.

Для проверки эффективности проведенной работы нами был проведен экспериментальный срез. Далее представлен сравнительный анализ результатов исследования до (Контрольный срез) и после (Экспериментальный срез) применения интерактивных методов в работе с подростками.

Результаты исследования уровня склонности подростков (отдельно девочек и мальчиков) к отклоняющемуся поведению по методике А.Н. Орла «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4 - Средние показатели полученных данных по методике А.Н. Орла «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» в экспериментальной группе

Девочки контрольный/экспериментальный срез

Мальчики контрольный/экспериментальный срез

Социально-желательные ответы

Склонность к преодолению норм и правил

Склонность к аддиктивному поведению

Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

Склонность к агрессии и насилию

Волевой контроль эмоциональных реакций

Склонность к делинквентному поведению

Шкалы: 1. ?«Установка на социальную желательность»; 2. ?«Склонность к преодолению норм и правил»; 3. ?«Склонность к аддиктивному поведению»; 4. ?«Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению»; 5. ?«Склонность к агрессии и насилию»; 6. ?«Шкала волевого контроля эмоциональных реакций»; 7. ?« Склонность к деликвентному поведению».

Для сопоставления показателей контрольного и экспериментального срезов использовался Т - критерий Вилкоксона. Критерий применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых.

Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность.

Гипотезы:

Н0 - после применения интерактивных методов в работе с учащимися уровень склонности к отклоняющемуся поведению не изменился.

Н1 - после применения интерактивных методов в работе с учащимися уровень склонности к отклоняющимся формам поведения снизился.

Наблюдаемое значение Т определяется по следующей формуле:

где Rr - ранговые значения сдвигов с более редким знаком.

Таблица 2.5 ?- Расчетные данные для сравнения полученных результатов изучения уровня склонности к отклоняющемуся поведению (девочки) в экспериментальной группе после применения интерактивных методов работы

Тэмп.< Ткр (с?0,01). Принимается гипотеза Н1 ?после применения интерактивных методов в работе с учащимися уровень склонности к отклоняющимся формам поведения снизился.

Таблица 2.6 ?- Расчетные данные для сравнения полученных результатов изучения уровня склонности к отклоняющемуся поведению (мальчики) в экспериментальной группе после применения интерактивных методов работы

Критические значения T при n=6.

Тэмп.< Ткр (с?0,01). Принимается гипотеза Н1? после применения интерактивных методов в работе с учащимися уровень склонности к отклоняющимся формам поведения снизился.

Данные исследования дают основание полагать, что подростки стали более устойчивы к проявлению различных форм девиантного поведения, а также стали более сдержанны в проявлении своих эмоций.

Также нами была повторно проведена методика экспресс-диагностики уровня самооценки. Результаты диагностики представлены в таблице 2.7.

Таблица 2.7 - Сопоставление средних показателей по методике экспресс-диагностики уровня самооценки в экспериментальной группе в исследовании № 1 и № 2

Из таблицы видно, что значительно уменьшилось количество учащихся с низкой самооценкой. На момент проведения экспериментального среза только 6,67% учащихся (2 подростка) имеют низкий уровень самооценки. Средний нормативный уровень реалистической оценки своих возможностей наблюдается у большинства учащихся - 93,3%. Это свидетельствует о том, что большинство учащихся могут адекватно оценить свои возможности, уровень развития собственной личности. Повысилась уверенность в себе и в собственных силах.

Для исследования акцентуаций характера у подростков был повторно применен Патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко. Результаты исследования показывают, что по-прежнему преобладают такие типы акцентуаций, как: гипертимный, эпилептоидный, лабильный. Так как акцентуации являются устойчивыми чертами личности, воспитательная работа должна быть комплексной, целенаправленной и продолжительной.

Для исследования взаимоотношений подростков в семье и в классном коллективе нами было проведено анкетирование «Взаимоотношения подростка с семьей, с одноклассниками», состоящее из 9 вопросов открытого и закрытого характера. Выборку составили 30 подростков 14-15 лет.

При проведении экспериментального среза данные респондентов свидетельствуют, что психологическая атмосфера в классе улучшилась, а в семье осталась на том же уровне: 70% испытуемых утверждают, что отношения внутри семьи являются «близкими, дружескими». 20% оценивают свои взаимоотношения с семьей как «не очень близкие, но хорошие». И 10% учащихся говорят о том, что отношения между ними и другими членами семьи нейтральные, нет эмоциональной поддержки и понимания.

По-прежнему на вопрос № 4 «Нравится ли Вам находиться дома?» большинство опрошенных ответили да - 93,3%, контрольном срезе эти данные были 83,3%. Остальные подростки выбрали ответ «чаще нравится, чем не нравится».

Респондентам также был предложен вопрос № 5 «С кем из членов семьи Вы больше общаетесь? С кем комфортнее находиться?». Большинство подростков по-прежнему выделяют мать как самого близкого человека (50%). Увеличилось количество подростков, которые писали несколько человек из семьи, с которыми им комфортно находиться. Наиболее часто встречающиеся ответы (после матери): сестра, брат. Отец, бабушка, тетя; в кругу семьи, когда все в сборе.

Результаты анкетирования показали, что психологическая атмосфера в классе улучшилась: 93,3% учащихся чувствуют себя комфортно в классе, тогда как при контрольном срезе эти данные были 80%. Изменилось и соотношение учащихся по критерию удовлетворенности общением с одноклассниками. Подростки отмечают, что стали проводить больше времени в общении со своими одноклассниками, некоторых из них узнали с новой для себя стороны.

Значительно увеличилась группа подростков, активно взаимодействующих со своими одноклассниками: с 26,7% до 46,7%. Эти подростки общаются с большим числом одноклассников ежедневно, они считают многих одноклассников своими друзьями. Малообщительных же подростков, у которых немного друзей в классе или совсем таковых нету, уменьшилось. Они общаются с одноклассниками по необходимости и стараются не выделяться.

Особого внимания требует открытый вопрос № 6 «Напишите Ваше хобби» (чем Вы чаще занимаетесь в свободное время, Ваши увлечения). Увеличилось число подростков, посещающих различные кружки, секции: с 40% до 73,3%. По-прежнему распространенным вариантом ответа является игра в компьютерные игры (среди мальчиков, включая тех, кто посещает секции). Чтением книг стиля фэнтези увлекается 5 подростков. Многие написали такой ответ, как общение с друзьями, совместный отдых.

По результатам проведенной работы, на основе которой была составлена комплексно-целевая программа профилактики девиантного поведения подростков, можно сделать следующие выводы:

  • - уровень самооценки подростков повысился;
  • - уровень межличностных отношений подростков с коллективом сверстников изменился в положительную сторону;
  • - снизился уровень склонности подростков к отклоняющемуся поведению.

Положительная динамика результатов по итогам проведенной работы свидетельствует о целесообразности применения работниками СППС разработанной нами комплексно-целевой программы профилактики девиантного поведения подростков и ее результативности.

Изучение поведения людей, выходящих за рамки установленной морали, сохраняет свою актуальность среди современных социологов. Не бывает такого общества, где все его члены ведут себя в соответствии с установленными правилами. Пока будут какие-либо установки, некоторые люди будут стремиться их нарушить.

Степень реакции окружающих на подобное аморальное поведение показывает всю серьезность содеянного поступка.

Некоторые неадекватные действия считаются противоправными лишь в некоторых странах, а некоторые действия признают таковыми везде. Например, нет такого общественного круга, способного простить убийство своих близких. Во многих странах мусульманского мира употребление алкоголя в любом его виде находится под строгим запретом. А вот в России и Франции отказ от принятия спиртного в определенных ситуациях считается нарушением общепринятых устоев.

Дети с девиантным поведением -не обязательно подростки

Вся степень серьезность этого аморального поступка определяется не только от его значимости, но и от частоты повторяющих неадекватных действий. Вот если молодой студент покинет аудиторию, повернувшись к людям лицом, то единожды это может стать причиной для смеха однокурсников, но вот если такие действия начинают повторяться, то это серьезный повод для обращения к психологу.

Работа, которую проделывают все представители социологии, заключается в том, чтобы выяснить подлинную причину возросших подростковых преступлений, разработать научно обоснованные теории, растолковывающие подобные социальные вопросы.


Определение девиантности в поведении

Главные теории аморального поведения

Были разработаны многими учеными различные теоретические материалы, где девиантное поведение рассматривается с разных аспектов, выявляются отдельные особенности его формирования и воздействия на него с целью положительной коррекции.

Девиантное поведение - теории, имеющие биологическую основу обоснования, выделяют в отдельную группу. Ученые полагали, что некоторые личности являются отрицательными от рождения, обладают врожденными личностными недостатками, толкающими их на общественное нарушение. Яркие представители таких теорий предполагали, что существует понятие врожденный преступник. Причиной для выдвижения этой теории послужило длительное наблюдение над злостными преступниками в местных исправительных учреждениях. По мнению известного человека того времени, Ч. Ломброзо, многие исследуемые являлись врожденными преступниками, обладающие сходством с нашими примитивными предками, которыми двигали исключительно простые животные инстинкты.


Психология девиантного поведения по Менделевичу

Были предприняты многие попытки объективной оценки влияния наследственности на аморальное поведение людей. Но такие теории не нашли поддержки у ведущих социологов. Например, паук появляется на свет с одной программой – плести паутину. Но не существует людей, в которых заложена способность убивать либо взламывать чужие жилища. Некоторые генетические свойства нервной системы могут играть здесь определенную роль – чрезмерная вспыльчивость, неумение сдерживать свои негативные эмоции, ведь совершение злостного преступления носит импульсивный характер.


Теория Еникеева о девиантности

Подобные теории, имеющие биологическую основу, показывают свою низкую эффективность, когда преступник идет на совершение неправомерного акта сознательно.

Социально-психологическая основа нестандартного поведения

Главнейшая роль в объяснении побуждающих к аморальному поведению причин отведена теории разрегулированности. Приверженцы этих теорий полагают, что обозначенные социальные правила и общепринятые нормы регулируют поведение каждой личности, все люди знают, чего ожидают от них. Во время острых кризисов, войн, кардинальных социальных изменений накопленный жизненный опыт не оказывает былого влияния. Многие люди под давлением обстоятельств начинают ощущать дезорганизованность и запутанность. Многие принятые ценности и нормы утрачивают свою былую силу. Люди в этот момент начинают терять личностные ориентиры, сознательно отказываются от общепринятых ценностей. Все эти состояния, так или иначе, приводят к аморальному поведению.


Навешивание ярлыков - причина усугубления девиантности

Экономический кризис, возросшая безработица становятся причинами резкого увеличения преступности.

Бывают моменты, когда социальная разрозненность не связана с каким-либо кризисом либо инфляцией, она может прослеживаться в массовой миграции местного населения, все это приводит к нарушению устоявшихся социальных связей. Степень преступности всегда более высокая там, где происходит массовая миграция населения.


Предпосылки и причины девиантности

Интересна также теория наклеивания ярлыков Гарри Беккера – это выявленная способность влиятельных социальных групп навешивать ярлыки аморальности некоторым социальным и национальным меньшинствам. В числе таковых находятся цыгане, не имеющие определенного пристанища, бродяги, лица без определенного места проживания, наркоманы, хронические алкоголики.


Асоциальное поведение чаще всего проявляется у подростков

Если у индивида есть определенное клеймо девианта, то он начинает вести себя в соответствии с собственным представлением о таком поведении.

Подобный навязанный ярлык всегда затрудняет жизнь такому человеку, ему гораздо сложнее обрести работу по душе, наладить личные отношения, реализоваться в жизни. Люди часто видят себя так, как думают о них другие, поступают в соответствии с личными представлениями. Такие личности нуждаются в помощи, чтобы реабилитироваться в глазах окружающих, обрести достойное место в жизни.


Качества девиантных подростков

Установленные нормы социального контроля

Любое нормально развивающееся общество создает определенные нормы, правила этичного поведения, определенный контроль их надлежащего исполнения.


Социальный контроль и его виды

Основные формы контроля включают следующие:

  • определенная социальная работа с подростками девиантного поведения, находящимися в предкриминальном состоянии;
  • временная изоляция от общества заядлых нарушителей и преступников;
  • определенное обособление – ограничение индивида в установлении контактов, неполная степень изоляции, например, строгая колония либо закрытая психбольница;
  • реабилитационные меры, направленные на скорейшее возвращение бывших правонарушителей к нормальной жизни.

Длительное тюремное заключение является единственной мерой наказания нарушителей и социальной защиты пострадавшего общества от таких опасных личностей. Приоритетной задачей подобного заведения считается исправление индивида. Но в реальности подобный эффект в муниципальных тюрьмах достигается не всегда.


Социальные нормы - определение

Наоборот, жизнь в изолированных тюремных условиях накладывает определенный отпечаток на их обитателей. Размещенные в переполненных тюрьмах, преступники сталкиваются с окружением, противоположным тому обществу, в котором они привыкли существовать. Как правило, именно в таких местах люди формируют отношение к насилию как к общественной норме, у них развиваются навыки криминального поведения. Именно по этим причинам риск возникновения рецидивной преступности очень велик. Зачастую более 60% преступников, освобожденных в России, вновь оказываются в тюрьмах через 4 года после освобождения.


Методы социального контроля - виды и описание

Любое поведение, имеющее отклонение от общепринятых норм, принято считать девиантным. Это поступки широкого диапазона – от разового безбилетного проезда вплоть до злостного вандализма. При подобном взгляде на проблему стоит констатировать различные формы и величину общественного отклонения.

В каждодневной работе с подростками, склонными к аморальному поведению, педагоги применяют ведущие технологии и приемы, направленные на коррекцию поведения.

Современные технологии работы с подростками

Практически каждый подросток, который ведет себя девиантно, нуждается в квалифицированной психосоциальной помощи. В таком случае он может рассчитывать на конфиденциальность обращения, взаимное доверие, чувство поддержки, принятие и уважение его личности, индивидуальности.

Для таких индивидов оказывают две следующие разновидности помощи.


Система воздействия на трудного подростка

Профилактические меры, нацеленные на коррекцию девиантного поведения

Они представляют собой систему мер, действующих на различных уровнях общественных организаций: общеправовом, экономическим, медико-санитарным, социально-психологическом. Успех подобных действий напрямую зависит от последовательности, своевременности, комплексности запланированных мероприятий. Все это очень важно в такой непростой подростковый период. Именно в это время начинается активно формироваться личность, поэтому склонность к нестандартному поведению начинает активно проявляться именно в этот период;

ВОЗ выделили первичные, вторичные и третичные меры профилактики

Первичные меры предназначены для устранения определенных факторов, вызывающих негативное поведение. Первичный этап профилактики получил широкое распространение в активной работе с подростками. Вторичная профилактика нацелена на выявление и восстановление после нервно-психических дисфункций, провоцирующих определенные отклонения в привычном поведении. Третичные меры профилактики предназначены для решения особых проблем: восстановление после нервно-психического расстройства, которое сопровождает неадекватное поведение ребенка, а также для предотвращения рецидивов среди подростков со сформированным нестандартным поведением.


Психологический тренинг с девиантными подростками

Психопрофилактика должна стать неотъемлемой частью комплекса мероприятий на любом уровне.

Наибольшей результативностью обладает одновременное воздействие на условия и причины, способные вызывать аморальное поведение, на ранних стадиях его проявления.

Ценность тренингов в психопрофилактической работе

Зачастую, чтобы изменить установки подростка на привычное отрицательное поведение, опытные педагоги внедряют в свою работу различные интерактивные тренинги. В такой форме происходит активное усвоение важных социальных навыков. Этому способствует активная работа в групповых тренингах.

Среди педагогов популярен тренинг, формирующий стойкость к пагубному влиянию социума. Во время активного прохождения тренинга у подростка меняются жизненные установки на аморальное поведение, укрепляются навыки быстрого распознавания популярных рекламных ходов, формируется важная способность отказывать в момент давления старших подростков. Здесь также в нестандартной форме подается информация о пагубном влиянии родителей и иных взрослых, активно демонстрирующих свое неадекватное поведение и негативные привычки.


Занятия в группе с психологом

Для восстановления эмоциональных нарушений проводится тренинг ассертивности. С целью предотвращения подобных нарушений школьников обучают распознавать собственные эмоции, выплескивать их оптимальным способом и справляться со стрессом. Во время активной психологической работы в группах школьники осваивают навыки принятия решения, у них повышается личностная самооценка, происходит активное стимулирование процессов самоопределения и развития благих ценностей.

Активный тренинг формирования конструктивных жизненных навыков направлен на умение коммуницировать, создавать дружеские связи, решать конфликты в межличностных отношениях в конструктивном ключе. Под жизненными навыками подразумевают все самые важные социальные умения личности. У подростков формируется способность брать на себя определенную долю ответственности, ставить реальные цели, отстаивать свою личную позицию, собственные интересы. Среди жизненно важных умений находятся навыки самоконтроля, поведения уверенного человека, конструктивного изменения самого себя и окружающей обстановки.


Психологическая профилактика девиантного поведения

Во многих программах оказания помощи уже сформированного неадекватного поведения включены приемы, направленные на замещение девиантности конструктивным поведением.

При этом используются такие альтернативные варианты активности, как интересные путешествия, испытание себя и собственных возможностей через горные походы, рискованные виды спорта, личностно значимое общение, прививание чувства любви, развитие творческого потенциала.

Советы родителям по профилактике нестандартного поведения

В практике семейного воспитания приоритетными задачами считаются воспитание у ребенка устойчивых интересов в раннем возрасте, развитие способности ощущать любовь, формирование у него навыка себя занимать чем-нибудь и трудиться. Родители должны осознавать, что именно они способствуют формированию у ребенка своих собственных потребностей при помощи активного вовлечения ее в различные формы личностных активностей – спорт, искусство, познание. Они также могут применить активизацию личностных ресурсов ребенка. Сделать это можно, приобщив ребенка к активным занятиям спортом, стимулируя развитие его творческого потенциала, занимаясь арт-терапией. Все эти способы помогут активизировать скрытые личностные ресурсы ребенка, помогающие обеспечить необходимую активность личности, укрепить ее здоровье, воспитать стойкость к внешнему пагубному воздействию.


Памятка родителям девиантных подростков

На основании выбранных методов необходимая психопрофилактика может осуществляться в форме активных групповых тренингов, различных образовательных программ, узкого психологического консультирования, кризисной помощи (анонимный телефон доверия), психотерапии кризисных состояний, нервных расстройств. Чтобы выяснить склонность того или иного школьника к нестандартному поведению, ему предоставляют для выполнения специальный тест на девиантное поведение. Вариантов подобной диагностики множество. Определяющую роль здесь играют ответы испытуемого, ведь именно по ним педагог может выявить степень девиации конкретной личности.


Первичная профилактика девиантности

На основании особенностей отклоняющегося поведения различают следующие виды психопрофилактики:

  • комплексная работа – воздействие на различных уровнях социального пространства;
  • адресная помощь – работа ведется с учетом возрастных, половых и социальных качеств личности;
  • массовые методы – приоритет отдается групповым способам работы;
  • информация подается в позитивном ключе;
  • участники лично заинтересованы в результатах, они ощущают всю ответственность происходящего;
  • каждая личность проявляет максимальную активность;
  • участники дают объективную оценку своему будущему и последствиям, которые их ожидают из-за такого аморального поведения.

Помимо работы с конфликтными детьми, опытные педагоги затрагивают и родителей, привлекая их к участию в судьбе собственного ребенка. С ними проводится следующая психологическая работа:

  1. Проводится периодическое консультирование семей, чьи дети попали под различные виды зависимостей, узкими специалистами (компетентными наркологами, семейными психологами, опытными психотерапевтами).
  2. Проведение специальных групповых тренингов с активным участием родителей (например, «Тренинг родительской успешности»).
  3. Создание специальных групп самопомощи (например, «Матери против наркотиков»).

Группа «Матери против наркотиков» действует на общероссийском уровне

Наибольшей эффективностью в педагогической работе с подростками с начальной степенью отклоняющегося поведения отличается групповая психотерапия и активная тренинговая работа, направленная на коррекцию и профилактику подобного поведения.

Профилактика суицидального поведения юных подростков помогает контролировать и ограничивать доступ к различным средствам аутоагрессии, выявлять факторы и особые группы риска, оказывать своевременную медико-психологическую помощь каждой конкретной личности. Тут важно выявить такую наклонность у ребенка на ранней стадии и удержать его от этого непоправимого поступка.

При этом не только педагогам, но и родителям важно знать, как справляться с агрессией ребенка, чтобы это не укоренилось у него в привычку.


Групповая терапия с трудными детьми

Родителям не стоит игнорировать агрессивное поведение своего ребенка, ведь в ином случае это станет его привычкой. В такой ситуации ребенок привыкает вести себя подобным образом, что может стать причиной непонимания окружающих. При этом важно помнить, что в разном возрасте детская агрессия проявляется по-разному. В целях профилактики агрессивных состояний в семье нужно сформировать атмосферу заботы, душевной теплоты и взаимной поддержки. Уверенность ребенка в том, что его любят и защищают родители, помогает его взрослению и становлению в качестве успешной личности. Чем большую уверенность в себе он обретет, тем меньше у него будет появляться эгоистических привычек, тем реже в его жизни будут присутствовать разрушительные эмоции. Взрослые должны предъявлять разумные требования к своим будущим преемникам, они должны осознать, что от них ожидают.


Коррекция агрессивного поведения у детей

Внимание к собственному сыну или дочери – это первый ответственный шаг на пути устранения агрессии.

Физические проявления агрессии устранить проще, если ребенок надул губы или сузил глаза, то лучше отвлечь его от пагубных эмоций интересным занятием, обнять за плечи.

Если попытка предотвратить порыв закончилась неудачей, то нужно спокойно разъяснить ребенку, что его поведение неприемлемо в этой ситуации. Нашкодившего ребенка нужно строго осудить, призвать к уборке получившегося разгрома, а объект агрессии окружить заботой и вниманием. Малыш должен осознать, что, ведя себя таким образом, он проигрывает в отношении с родителями, теряя их драгоценное внимание. После подобной меры наказания малыш должен прислушиваться к советам взрослых.

Вначале разгневанный малыш будет отрицать предложения взрослых, отказываться от уборки разгрома, не будет признавать собственную вину. Со временем он поймет, что требовали от него родители, страсти поутихнут, а комната станет чище. После того как маленький сорванец убрался в комнате, не забывайте о разумной похвале.


Беседа с ребенком - метод снижения агрессивности

Сокращение вербального проявления агрессии

Гораздо сложнее предупредить словесную агрессию своего подросшего чада, а также адекватно на нее среагировать. Необходимо проанализировать эти слова и постараться понять все негативные переживания своего ребенка. Есть вероятность того, что он не привык иначе выражать свои эмоции либо стремиться показать свое преимущество перед взрослыми людьми. Если разгневанный ребенок оскорбляет играющих с ним детей, то взрослым необходимо разъяснить, каким способом можно дать им хороший отпор.

Большая часть подростковой агрессии вызвана определенными ситуациями, когда возникает сильное эмоциональное напряжение. Многие дети терпеть не могут повелительный тон, активную демонстрацию превосходства взрослых над детьми, выражение полной власти, а также их требования беспрекословно им подчиняться.

Задача каждого родителя состоит не в активной демонстрации собственного преимущества и власти, а в сокращении чувства враждебности и предупреждении конфликтных моментов.


Как остановить агрессию у детей

Наиболее результативный способ – это установление обратной связи при помощи простых психологических приемов. Можно вскрыть мотивы подступающей детской агрессии, задав вопрос: «Ты хочешь меня обидеть?», открыто выразить свое отношение к возникшей ситуации, которое отражается в фразе: «Я не заслужила подобного обращения». В момент установки эмоционального контакта нужно проявить личную заинтересованность, определенную твердость и доброжелательность по отношению к собственным детям, вместе проанализировать отдельные поступки, а не всю личность в целом.

Негативные и критические замечания взрослых вызовут бурю пагубных эмоций и протест, раздражение тут будет нарастать. В общении с подростками читать моральные нотации не стоит, можно лишь предупредить ребенка о возможных последствиях такого поведения, вместе подобрать возможные пути исхода из такой конфликтной ситуации.


Умение выслушать ребенка - первый шаг к взаимопониманию

Яркий пример положительного поведения родителей – это умение выслушать и сопереживать, давать ему возможность свободного выражения своей точки зрения.

Желательно выделить время для общения и рекомендаций своему ребенку, пообщаться в располагающей атмосфере. Взрослым нужно активно показывать свое доверительное отношение к личным задачам детей, признавать детские пагубные чувства. Между разговорами можно сделать паузы, чтобы успокоиться.

Специальные игры для агрессивных детей

Чтобы сократить беспричинную детскую агрессию, можно использовать некоторые приемы, которые ему дадут понять, что существуют иные способы привлечения внимания. Чтобы становиться старше и взрослее, ребенку не обязательно утверждаться за счет морально слабых людей, а сильное недовольство выражать крепкими словечками. Ведущие психологи рекомендуют следующие эффективные способы выплескивания пагубных эмоций:

  • разорвать на мелкие кусочки чистый листик;
  • с чувством покричать в волшебный «мешок крика»;
  • побегать и немного попрыгать на свободном стадионе, дворовой игровой площадке, специальной спортивной секции;
  • временами выбивать небольшие коврики и декоративные подушки, это упражнение чрезвычайно полезно для драчливых детей;
  • периодически бить боксерскую грушу;
  • активно выражать свои сокровенные чувства словами, как это делают взрослые.

Модель реабилитации трудных детей

Помимо этих действенных приемов, существует множество полезных игр, направленных на сокращение проявления детской агрессии.

Успокаивающие игры с чистой водой

Периодическое созерцание чистых водоемов, наблюдение за рыбками в домашнем аквариуме способно успокоить нервы даже самого разъяренного бунтаря. Многие опытные педагоги советуют использовать в ежедневной воспитательной практике следующие познавательные игры с водой:

  • пробежаться по лужам после теплого дождя. Главное условие тут, чтобы ребенок был в здоровом состоянии и надел непроницаемую обувь;
  • перелить очищенную жидкость из одной емкости в другую. Это простое упражнение способствует концентрации и охлаждению гневных чувств;
  • кидание камешков в любой маленький водоем. Родители должны следить за общей безопасностью такой успокаивающей игры;
  • увлекательная детская рыбалка, создать которую можно в домашнем тазике либо в ванной;
  • регулярное занятие плаванием, посещение городского бассейна, развлекательного аквапарка. Подобные развлечения зависят от материальных возможностей родителей, помогают маленькому драчуну избавиться от пагубных чувств;
  • в летний период можно устраивать веселые дворовые игры с простыми водными пистолетами, чтобы дети проявили максимум личной активности и освежились в жару;
  • создание волн в ванной во время купания. Чтобы вода не растекалась по полу, можно использовать шторы либо наполнять ванну наполовину;
  • установка сезонных надувных бассейнов во дворе. Дети могут кидать в него игрушки, пускать кораблики, плескаться. Задача родителей – следить за их общей безопасностью.

Детская рыбалка - успокаивающая игра

Чистая водная среда способна сокращать чувство тревожности и агрессию, способствует быстрому избавлению от гнева.

Специальные игры с сыпучими материалами

Игры с кинетическим песком и сыпучими компонентами формируют у ребенка навыки усидчивости, помогают освободиться от внутреннего напряжения. Эти материалы можно мять, сильно давить, кидать, наблюдая за полученным результатом. Сыпучие составляющие такой игры способны принимать любую форму, пагубное воздействие они переносят хорошо. С их помощью дети могут свободно выплескивать отрицательные эмоции, не опасаясь за результат. Самые популярные игры с сыпучим песком:

  • просеивание песка при помощи мелкого сита либо мельницы, оснащенной ситом;
  • закапывание в песок специальных фигурок;
  • возведение красивых песочных замков;
  • создание тематических картин из цветного песка.

Игры с песком помогают избавиться от гнева

Полезные творческие игры

После яркой вспышки гнева нужно выждать, пока бурные страсти и эмоции утихнут. Не давая критичных оценок его неадекватному поведению, можно попросить ребенка изобразить свой гнев и ощущения жертвы, которая подверглась оскорблению. При этом ребенок должен чувствовать себя абсолютно свободно, не стесняться собственных пагубных эмоций.

Во время анализа собственных действий ребенок обучается ставить себя на место других, контролировать собственное поведение, становиться более чутким к личным потребностям иных людей.

Во время изображения агрессии дети частот используют темные тона, например, черный либо фиолетовый. Во время совместного анализа картинки вместе с ребенком можно предложить его добавить нужные детали, чтобы рисунок обрел веселый оттенок. Можно нарисовать добрых людей, звездочки, яркий салют. Такие действенные приемы обучают маленького агрессора эффективному управлению собственными эмоциями.


Детские рисунки с признаками агрессии

Детская агрессия под контролем

Родителям и опытным педагогам важно научить ребенка точно оценивать свое внутреннее состояние и контролировать собственные пагубные эмоции, вовремя давать реакцию на сигналы, поступающие телесно. Верно определяя подобный посыл, ребенок сможет самостоятельно управлять собственными эмоциями, предупреждать вероятные конфликты. Во время воспитания агрессивно настроенных детей вся воспитательная работа родителей и опытных учителей осуществляется по трем важным направлениям:

  • периодическое консультирование и обучение проблемных детей положительному поведению, оптимальным способам выражения появившегося гнева;
  • квалифицированная помощь в освоении действенной методики, позволяющей овладевать собой во время ярких вспышек беспричинного гнева;
  • привитие детям чувства сопереживания и сочувствия к близким людям.

Стили поведения родителей с агрессивным ребенком

Подобная комплексная коррекция пагубного поведения ведет к оптимальному результату только при систематической активной работе с проблемным ребенком. Невнимательное отношение к детским личным проблемам может лишь ухудшить конфликтную ситуацию. Родителям в такой ситуации требуется проявить толику терпения, понимание, постоянно отрабатывать навыки конструктивного общения с окружающими. Все это поможет снять выраженную агрессию у сына или дочери.

Тренинг по профилактике девиантного поведения.

Цель: развитие подростка как личности, раскрытие его положительных способностей, усвоение определенного жизненными и общественными потребностями объема знаний о личности, взаимопонимании.

Задачи:

Создавать оптимальный социально-психологический микроклимат в коллективе с целью содействия духовному и творческому самораскрытию участников;

Помогать детям осознавать и понимать свои положительные и отрицательные черты;

Содействовать развитию навыков самоанализа.

Материалы: мягкая игрушка, плакат с «Правилами работы», бейджики, высказывания философов («У каждого человека есть зеркало, в котором он может четко разглядеть себя», «Познай себя, познай свою природу - и ты познаешь истину»), листы бумаги формата А4, рисунки-модели снеговика, ватман с графиком, ватман с рисунком чаши, стикеры, цветные карандаши, фломастеры, маркеры.

Инструкция: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с Вами собрались на игру-тренинг, где мы научимся самоанализу, раскроим свои положительные способности. Каждому из Вас роздан лист бумаги, Вам нужно написать свое имя и нарисовать собственный образ, это может быть определенный символ, предмет - что угодно. Вам 5 минут. Приступаем!

Инструкция: Время прошло. Все становимся вкруг. Теперь каждый из Вас по очереди называет свое имя и представляет свой собственный образ. Я начну первой, следующий кто от меня по левую руку. И так далее.

Упражнение «Мой образ»

Цель: подготовка участников к работе, создание позитивной атмосферы, хорошего настроения, определение особенностей каждого. Ведущий приветствует группу, раздает каждому участнику лист бумаги А4, на котором нужно написать свое имя и нарисовать собственный образ (это может быть определенный символ, предмет - что угодно).

После того как участники выполнили задание, психолог предлагает по очереди назвать свое имя и представить собственный образ. Рисунки прикрепляются на доску. Так создается «галерея портретов» участников группы.

Инструкция: когда мы познакомились поближе, можно перейти и к правилам работы. Каждый по очереди читает правило, высказывает свое мнение, для чего такое правило.

Упражнение «Правила работы»

Цель: принятие правил работы группы. Участники читают написанное на плакате и принимают правила работы группы.

Правила работы:

1. Быть активным.

2. Обращаться друг к другу по имени.

3. Не критиковать.

4. Правило поднятой руки.

5. Быть искренним.

6. Не оценивать друг друга.

7. Принцип «здесь и теперь».

8. Принцип «конфиденциальности».

9. Соблюдать правила.

Инструкция: Каждому из Вас дали стикеры, на которых вам надо написать, что вы ожидаете от сегодняшнего занятия.

Упражнение «Ожидание»

Цель: определение ожиданий участников относительно занятий.

Ведущий на доску прикрепляет плакат с рисунком чаши, а детям раздает стикеры. Предлагает подумать, чего они ожидают от занятия, и написать на стикерах. Затем прочитать написанное и приклеить их в символическую чашу, изображенную на плакате.

Притча «Истина»

Когда-то люди верили, что есть не один, а много богов. Однажды боги решили создать Вселенную: создали звезды, солнце, моря, горы, Человека и Истину. Однако встал вопрос о том, куда спрятать эту Истину, чтобы человек ее не смог отыскать.

Давайте спрячем ее на далекой звезде, - сказал один из богов.

А давайте на высокой горной вершине, - предложил другой.

Нет, давайте положим ее на дно глубокой пропасти, - сказал третий.

Может, спрячем ее на Луне? А мудрый Бог сказал:

Нет, мы спрячем истину в сердце человека. Тогда он ищет ее во всей вселенной, не зная, что постоянно носит в себе.

Инструкция: Дети, как вы думаете, что такое Истина? Это то, ради чего живет человек, знание о том, как побороть зло. Теперь подумайте, зачем боги все-таки решили спрятать Истину в сердце человека? Потому что каждый из нас - это маленькая Вселенная, это какая-то Истина. Мы можем найти Истину, если заглянем в себя, изучим себя. Давайте сделаем это - поищем истину.

Инструкция: Каждому из Вас предлагается на листе бумаги нарисовать солнце и написать на лучах 5 положительных, которые, как вы считаете, наиболее ярко выражены у вас.

Упражнение «Лучик солнца»

Цель: осознание своих положительных черт характера. Детям предлагается на листе бумаги нарисовать солнышко и написать на лучиках 5 положительных черт.

Обсуждение:

Трудно было определить черты характера?

Инструкция: Каждому из Вас предлагается на листе бумаги со снеговиком написать свои отрицательные качества, и зачитать вслух.

Упражнение «Самокритика»

Цель: обучение объективно оценивать свои качества; осознание собственных слабых сторон формирование адекватной самооценки. Каждый участник получает модель-рисунок снеговика, на котором записывает свои «минусы» - отрицательные качества и зачитывает написанное вслух.

Обсуждение:

Какие трудности возникали у вас в течение выполнения упражнения?

Что труднее и почему? Ведущий говорит: «Хвалите себя. Критика разрушает внутренний дух, а похвала укрепляет его ».

Инструкция: Принимайте свои недостатки. Признайте, что они-ваш ответ на какую-то потребность, и сейчас вы ищете новый, позитивный способ удовлетворить эту потребность. Поэтому с любовью попрощайтесь со старой негативным поведением. Сумейте преодолеть свои недостатки с помощью горячих, ласковых лучей вашего сердца, способных растопить все негативное.

(Дети накрывают рисунок снеговика листом с солнышком, на лучиках которого написаны положительные черты.)

Инструкция: Возьмите лист бумаги и условно разделите его на 2 части. На одной нарисуйте, то что даете людям, а на другой то что получаете от них.

Упражнение "Что я даю людям и чего от них жду?"

Цель: развитие навыков самоанализа.

Ведущий дает детям лист бумаги А4 и предлагает условно разделить его на две части.

На одной нарисовать то, что участник дает людям, а на другой-что получает от них.

Обсуждение рисунков:

Что я чувствовал, когда работал над рисунком?

Инструкция: У меня в руках игрушка, бросая ее надо говорить комплимент тому человеку, которому предназначена игрушка. Итак, вспомните лучшие черты и обращаясь к каждому по имени, скажите комплимент.

Упражнение «Комплимент»

Цель: повышение самооценки другого человека, осознания своих положительных черт. Ведущий бросает ребенку игрушку, при этом говорит комплимент. Комплимент-это любезное выражение с похвалой.

Обсуждение:

Кому было трудно сказать товарищу комплимент?

Кому было приятно слышать хорошие слова в свой адрес?

Инструкция: А теперь каждый из Вас поделится своим эмоциональным состоянием языком «прогноза погоды», какими погодными признаками можно охарактеризовать душевное состояние: какому времени года соответствует? Пасмурно или ясно? Ветрено или тихо? Есть ли осадки? Какое время суток? Какая температура?

Рефлексия "Прогноз погоды"

Каждый участник рассказывает о своем эмоциональном состоянии на данный момент языком "прогноза погоды", т.е. говорит о том, какими погодными признаками можно охарактеризовать его душевное состояние: какому времени года соответствует? Пасмурно или ясно? Ветрено или тихо? Есть ли осадки? Какое время суток? Какая температура? (при определении температуры задается жесткое условие – определить температуру в интервале от 0 до +10 ◦С).

Затем каждый участник поочередно (по часовой стрелке) повествует о своем душевном, эмоциональном состоянии, последний признак этого состояния (температуру) педагог фиксирует маркером (мелом) на листке бумаги (доске).

После того как высказались все участники, педагог соединяет все отметки температуры в график. Когда график построен, педагог приглашает участников взаимодействия проанализировать его, высказать свои эмоции по отношению к проведенному занятию.

Программа профилактического тренинга предназначена для групповых занятий с подростками в возрасте от 14 до 18 лет. Содержание упражнений направлено на профилактику безнадзорности и беспризорности среди подростков, помощь в адаптации несовершеннолетним в трудной жизненной ситуации, имеющим конфликт с законом и состоящих на учете в отделах полиции, а также для подростков, чье поведение характеризуется как аддиктивное.

Основные цели тренинга:

1. Формирование ответственности у подростка за свои поступки.

2. Повышение самооценки, формирование навыков управления своими чувствами и эмоциями.

3. Выработка у участников эффективных поведенческих навыков противодействия негативному влиянию окружения в рискованных ситуациях, социально приемлемых форм поведения.

4. Профилактика безнадзорности и беспризорности, социальной дезадаптации и правонарушений подростков.

Основные задачи:

1. Сформировать положительную мотивацию и установки, направленные на противостояние нежелательному влиянию среды.

2. Помочь участникам оценить и скорректировать установки относительно противоправного поведения в целом и своего, в частности.

3. Повысить уровень знаний участников тренинга об их правах, обязанностях, причинах и последствиях правонарушений.

4. Выработать у участников эффективные навыки самоконтроля и оценки собственного эмоционального состояния для принятия верных решений.

5. Вовлечь подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию, способную отвлечь их от совершения правонарушений.

Ожидаемые результаты:

1. Овладение адекватным представлением о последствиях совершения правонарушений, о своих правах и обязанностях.

2. Актуализация у подростков чувства уверенности в своих способностях, противостояния нежелательному влиянию среды и навыка отстаивания безопасного поведения в различных ситуациях.

3. Сформированность умения эффективно общаться с другими людьми, особенно в ситуациях высокого риска.

4. Понимание подростками разрушительного влияния наркотиков, алкоголя.

Упражнение №1 «Что я выиграю / что я потеряю»

Совершив правонарушение, человек знает последствия, но рискует, видя какой-то плюс для себя. Ведущий предлагает разделиться участникам на группы. При малом количестве участников возможно проведение упражнения в виде «мозгового штурма», без разделения на группы.

Каждой группе предстоит ответить на два вопроса: «Что я выиграю от совершения правонарушения?», «Что я потеряю от совершения правонарушения?». Варианты ответа записываются на отдельных листах. Для рассмотрения дается конкретная ситуация неправомерного поведения на усмотрение ведущего, например, «кража мобильного телефона», «хулиганство в общественном транспорте», «избиение одноклассника» и др.

На выполнение упражнения дается 5-7 минут. Затем результаты работы групп обсуждаются в рамках вопроса «Если правонарушение совершается, какие последствия это влечет для совершившего правонарушение?». Выслушиваются все возможные варианты ответов. Создаются свои групповые определения последствий.

Упражнение №2 «Письмо негодованию»

Ведущий дает установку: «Попробуйте написать письмо своему негодованию, попытайтесь рассказать ему как вам с ним приходится уживаться; как вам живется с ним и как вам живется без него. Попытайтесь оценить какую пользу, и какой вред для вас приносит негодование, а также постарайтесь оценить, как негодование может влиять на ваши отношения с другими людьми».

Самостоятельная работа участников по выполнению установки ведущего. По окончании упражнения можно, при согласии участников, прочитать «письма негодованию».

Упражнение №3 «Учимся противостоять влиянию»

Влияние - это способность убедить человека поступить так, как хочется тебе, или способность предпринять какие-либо действия, изменяющие исход ситуации. Подросткам в данном упражнении предлагается обсудить серию вопросов:

Что такое влияние, на что или на кого можно повлиять?

Всегда ли влияние отрицательно?

Каким образом можно отличить отрицательное влияние?

Каковы способы негативного влияния (запугивание, шантаж, угроза, подражание, зависимость, избиение, давление на личность и т.д.)?

Хотели бы участники лично поддаваться такому влиянию и к каким последствиям может привести соглашение?

Что необходимо предпринять, чтобы уйти из-под негативного влияния?

Далее составляется план безопасности и ведущему необходимо убедить подростков, что обращение за помощью – это не признание собственной слабости, а проявление способности противостоять. В план включаются пункты не только самопомощи и взаимопомощи, но и обращение к родителям, родственникам, взрослым; к специалистам учителям; в органы полиции, телефоны доверия, школу, социальные службы.

Упражнение №4 Групповая дискуссия «Ответ за поступки»

В дискуссии ведущий предлагает вспомнить ситуации, которые вы могли видеть по телевидению, когда героем преступался закон, возможно, даже группой лиц. Далее организуется групповое обсуждение данной ситуации по вопросам: Что в данном случае нарушалось? Почему? Каков был исход? При этом задача - попытаться образовать диалог среди участников тренинга и оценить поступок не только со стороны уголовного наказания, но и общественного осуждения.

Упражнение №5 «Рояль»

Вступительное слово ведущего: « Подумайте и вспомните, что вы делаете, когда вам плохо? Как вы пытаетесь справиться с плохим состоянием? Поделитесь, пожалуйста, своим опытом поведения в данных ситуациях».

Участники озвучивают способы преодоления своего «плохого состояния», а ведущий их записывает, причем каждый способ на отдельном листе бумаги и затем выкладывает их на полу как клавиши у рояли. После этого делает обобщение «Итак, в нашей группе действуют такие способы…», (перечисляет, особенно подчеркивая такие ответы как алкоголь, наркотики, сладкое, компьютер, агрессия и прочие девиации.

Ведущий подводит тренинговую группу к вопросу: «У каждого человека есть свои способы справиться с плохим самочувствием, у кого-то их много, у кого-то мало. Как вам кажется, что лучше – иметь много или мало «клавиш»? Далее делает заключение: «Конечно, лучше когда «клавиш» много. Это означает, что человек знает множество способов справиться с плохим настроением. Например, в одной ситуации можно поплакать, в другой нужно хорошенько подумать, в третьей нужно обратиться за помощью и т.д. А если у человека есть только одна «клавиша»? Участников необходимо подвести в процессе обсуждения к выводу: «Если одна «клавиша», тогда в каждой ситуации он будет действовать одинаково, по-другому он просто не умеет».

Переход к обсуждению аддикций: «А если эта «клавиша» - наркотики? Да, тогда и возникает зависимость. Зависимость может появиться не только от наркотиков, а, например, от компьютера, алкоголя, еды, азартных игр. Сейчас выделяют уже более 200 видов разных зависимостей. Зависимость возникает, когда у человека «Не работают другие «клавиши» на рояле». А как у вас с количеством «клавиш»? Какие есть мысли и чувства по этому поводу? Ваши комментарии?».

Упражнение №6 «Сказка»

Ведущий тренер предлагает ребятам разделиться на две группы и сочинить сказку про Тридевятое государство, в котором бы жили король и королева, а также их народ. Перед каждой группой устанавливается определенная задача. Первая группа пишет сказку, где существуют законы и как они соблюдаются. Вторая группа сочиняет сказку, где законов нет и где они совершенно не соблюдаются - о государстве беззакония. На работу отводится 10-15 минут. Каждая группа презентует свою сказку. Затем следует обсуждение. Ребятам предлагается ответить на вопросы:

В какой стране народу жилось лучше? Почему?

Нужно ли контролировать исполнение законов? Для чего?

Нужны ли законы вообще? Какова их роль?

Упражнение №7 « Мне нравится в тебе…»

Ведущий организует взаимодействие участников: «Встаем в круг, а один из нас - желающий - в середину круга. Каждый из нас, кто стоит в круге, скажет что-нибудь хорошее о качествах характера и поступках того, кто стоит в центре, начиная со слов «Мне нравится в тебе…». Нужно предоставить возможность поучаствовать всем желающим.

После проигрывания важно обсудить как участники себя чувствовали, стоя в центре круга.

В заключение ведущему необходимо сказать, что других людей нужно принимать такими, какие они есть. Не стоит предвзято относиться к тем людям, которые отличаются от вас, ведь мы все индивидуальны.

Данная программа профилактического тренинга разработана и апробирована для специалистов социальных служб и может быть реализована ими в своей профессиональной деятельности при работе с несовершеннолетними для профилактики аддиктивного поведения, правонарушений, безнадзорности подростков, в целях формирования мотивов у подрастающего поколения здорового образа жизни. Преимущество данной программы, по сравнению с другими методами социального обучения, заключается в том, что она направлена не только на решение ныне существующих проблем несовершеннолетних, их социальную реабилитацию, но и на первичную профилактику девиантного поведения.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!