Проект «экспериментальная деятельность детей в средней группе» «волшебный песок. Кратковременный проект по экспериментированию во второй младшей группе «Построим плот для медвежонка

Пояснительная записка

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.

Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.

С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.

Основной целью программы является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

Месяц

Темы игр-экспериментирований

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвёртая

неделя

Сентябрь

Путешествие с капелькой

Вода прозрачная, может менять цвет

Игра «Водяной» у нас в гостях

Октябрь

Ветер, ветер, ветерок

Поиск воздуха

Летающие семена

Песочная страна

Ноябрь

В гостях у Карандаша-Карандашовича и Гвоздя-Гвоздовича

Плавающие,тонущие предметы

Плавающее перо

Мех. Зачем зайчику другая шубка

Декабрь

Песок, глина

Волшебная рукавичка

Предметы из металла

Действие магнита на металл

Январь

Льдинка и снежинка

Вода, лёд, снег

Как снег становится водой

Февраль

Волшебная кисточка

С водой и без воды

Как достать скрепку из воды

Март

Почему растаяла Снегурочка?

Освобождение бусинок из ледяного плена

Тёплая капелька

Стекло его качество и свойства

Апрель

Чудеса растений

Нужен ли корешкам воздух?

Почва. Песок, глина, камни

Солнечные зайчики

Май

Растениям теплую водичку

Зачем растения вертятся?

Поймаем солнечного зайчика.

В мире пластмассы


№ п/п

Месяц

Тема

Цели. Задачи.

Обеспечение интеграции образования(образовательной области)

Планируемые результаты

Сентябрь

№1

Путешествие с капелькой

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды(жидкая, прозрачная,без запаха без вкуса)Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде.

Коммуникация: Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным.находить слова противоположные по значению

Познание: развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов…

Умеют называть свойства воды, его значение,умеют находить слова противоположные по значению

№2

Вода прозрачная, но может менять цвет

Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных.

Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Умеют делать выводы, почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители

№3

Значение воды в жизни растений

Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений

Познание: расширять знания о состоянии растений осенью.

Коммуникация: способствовать формированию диалогической речи у детей.

Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов

№4

Игра « Водяной у нас в гостях»

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; развивать творческое воображение и камауникативность в процессе проведения игры

Коммуникация: развивать речевую активность детей, пополнять словарь путем называния водоемов. Познание: подводить детей к самостоятельному познанию в процессе игры с Водяным.

Умеют называть водоемы и их обитателей.

Октябрь

№1

Ветер, ветер ветерок.

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

Познание: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Коммуникация: продолжать развивать логическое мышление, воображение; активизировать словарь: ветер, ветрище, колючий, нежный. Буран, вьюга, пурга.

Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать. Обобщать, делать выводы; использовать в своей речи прилагательные, согласовывать их с именами существительным.

№2

Поиски воздуха

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей.

Коммуникация: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.)

Познание: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память. Познавательную активность.

Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов.

№3

Летающие семена

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений.

Коммуникация: формировать у детей умение слушать художественное слово, вступать в разговор в ходе беседы. Познание: закреплять знание осенних примет, воспитывать познавательный интерес к миру природы.

Умеют называть приметы осени, проявляют интерес к окружающей нас природе, в ходе игры называют семена растений.

№4

Песочная страна

Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.

Познание: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе проведения опытов. Коммуникация: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы.

Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения.

Ноябрь

№1

В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича

Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится)

Познание: Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования.

Коммуникация: формировать умение согласовывать слова в предложении.

Умеют называть свойства дерева и металла, а также их различия. Проявляют интерес исследовательской деятельности.

№2

Плавающие и тонущие предметы

Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку:тонет,плавает.

Познание:развитие у детей познавательного интереса к окружающим нас предметам,их свойствам.

Коммуникация: воспитывать умение слышать и слушать воспитателя. Активизация словаря железный, пластмассовый,

каменный.

Умеют классифицировать предметы по признакам: тонет, плавает. Используют в речи признаки предметов: резиновый, железный пластмассовый.

№3

Плавающее перо

Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека

Познание: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Умеют сравнивать, обобщать; проявляют интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

№4

Мех. Зачем зайчику другая шуба

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Познание: продолжать закреплять знания об окружающей нас природе; формировать представление о жизни диких животных зимой. Коммуникация: формировать умение говорить грамматически правильно.

Умеют отвечать на поставленный воспитателем вопрос.

Проявляют интерес к окружающей нас природе.

Декабрь

№1

Песок. глина.

Учить выделять свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду.

Познание: развитие любознательности, расширение представлений о свойствах песка, глины. Коммуникация: формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь за счет свойств песка и глины.

Умеют называть свойства песка и глины. Отвечают на поставленные воспитателем вопросы.

№2

Волшебная рукавичка

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.(магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри)

Познание: формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность.

Коммуникация: активизация словаря, развивать логическое мышление, делать умозаключения.

Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности.

№3

Метал

Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики(структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность)

Познание: способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности.

Коммуникация: учить описывать предмет, грамматически правильно строить предложения, активизация словаря.

Владеет умением описывать предмет, называет характерные признаки соответствующие металлу.

№4

Действие магнита на предмет

Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Познание: формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность.

Коммуникация: учить делиться впечатлениями от проведения опытов и экспериментов; учить правильно, строить грамматические предложения.

Владеет навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов.

Январь

№1

Как снег становиться водой.

Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя.

Познание: развивать познавательные интересы через опытно –экспериментальную деятельность.

Умеют делать выводы и заключения.

№2

«Льдинка и снежинка»

Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа.

Познание: путем практического исследования побуждать детей делать выводы.

Коммуникация: развивать память, мышление, внимание, воображение. Рассказывать о свойствах воды.

Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения.

№3

Вода, лед, снег.

Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.

Познание: формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности.

Коммуникация:

Проявляют интерес к познавательно исследовательской деятельности. Называют свойства льда,снега воды.

Февраль

№1

Волшебная кисточка

Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.

Художественное творчество. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности.

Коммуникация:

Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок.

№2

С водой и без воды

Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)

Познание: выявить необходимые условия для роста растения, формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимосвязях.

Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений.

№3

Путешествие в мир стеклянных вещей

Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы.

Познание: Знать и называть свойства стекла, формировать интерес к познавательно исследовательской деятельности. Коммуникация: учить строить предложения грамматически правильно.

Умеют называть свойства стеклянных предметов. строят предложения грамматически правильно.

№4

Как достают скрепку из воды.

Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе

Познание: формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Коммуникация: учить называть свойства магнита, развивать речевую активность детей

Владеет навыками исследовательской деятельности, называет свойства магнита.

Март

№1

Почему растаяла Снегурочка

Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные причи нно -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду,на морозе замерзает и превращается в лед.

Познание:формировать умение делать выводы и заключения в ходе экспериментирования.

Коммуникация: Учить выражать свои мысли и заключения, выражая словами в предложении.

Умеет с интересом относиться к исследованиям и к проведению экспериментов.Выражают свои мысли и делают выводы.

№2

Освобождение бусинок из ледяного плена.

Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда- тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действия Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми

Познание:продолжать знакомить детей со свойствами льда. Коммуникация:развивать речевую активность детей, учить диалогической речи.

Умеют делать выводы в ходе проведения опытов, экспериментов,называют свойства льда.

№3

Теплая капелька

Познакомить со способом получения теплой воды,развивать умение детей планировать свою деятельность.делать выводы.Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Познание: Учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное). Учить делать умозаключение. Коммуникация: расширять словарь за счет прилагательных,обозначающих свойства воды.

Умеют называть состояние воды, используя в речи имена прилагательные, согласовывая их с именами существительными

№4

Стекло,его качества и свойства

Узнавать предметы, сделанные из стекла,определять его качества (структура поверхности:толщина. прозрачность и свойства: хрупкость)

Познание: знать свойства прозрачность,хрупкость, толщина.

Коммуникация: расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства стекла

Умеют выделять предметы, сделанные из стекла, среди множества других предметов. Умеют согласовывать существительные с прилагательными.

Апрель

№1

Чудеса растений

Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений (черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями.

Познание: развивать любознательность, познавательные способности; воспитывать любовь к природе.

Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных (растение, корень, стебель, листья, цветы)

Дети знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней.

№2

Нужен ли корешкам воздух

Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями.

Познание: продолжать знакомить с комнатными растениями, со способами ухаживания за ними.

Коммуникация: расширять словарь за счет глаголов: сажать, поливать, ухаживать, вянуть, цвести.

Называют комнатные растения.

№3

Почва(песок, глина камни)

Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях.

Познание: знакомить детей с предметами неживой природы

Коммуникация: расширять словарный запас за счет называния свойств песка глины камней.

Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе.

№4

«Солнечные зайчики»

Формировать представления о свойствах солнечных лучей

Познание: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Коммуникация: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно.

Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей.

Май

№1

Зачем растения вертятся

Показать детям, что для роста растениям необходим свет.

Познание: дать понятие о том, что растения – живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды, формировать интерес к миру растений.

Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных – названиями комнатных растений. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Умеют делать выводы, что для роста растений нуден свет, что растения тянуться к свету. Умеют называть комнатные растения.

№2

«Растениям – теплую водичку»

Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений.

Познание: сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность.

Коммуникация: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.

Умеют ухаживать за растениями на грядке.

№3

Передача солнечного зайчика

Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета.

Познание: называть свойства солнечных лучей.

Коммуникация: учить детей делиться впечатлениями от наблюдений.

Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями.

№4

В мире пластмассы

Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная.

Познание: учить различать предметы из пластмассы называть его свойства. Развивать любознательность и интерес к исследуемым предметам.

Коммуникация: пополнять словарь детей за счет свойств пластмассы (гладкая, легкая, цветная).

Умеют выделять предметы, сделанные из пластмассы, среди множества других предметов. Используют в своей речи прилагательные описывающие свойства пластмассы.

Список литературы:

1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

2. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деяские рекомендации - и тельность детей» изд.- 2009г.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.

4. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

5. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.

6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

7. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. - Владимир, ВОИУУ, 2001.

8. “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.

Актуальность проекта состоит в том, что в современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Главное достоинство проекта в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, Н.Н. Поддъяков, К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.

Экспериментальная деятельность дает детям возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Новизна проекта состоит в том, что опытно-экспериментальная деятельность организована в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная

деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т. д.) ориентированного на разные виды деятельности (двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по опытно-экспериментальной деятельности на тему «Волшебный мир воды»

для детей средней группы

Пояснительная записка

Тема : «Волшебный мир воды»

Вид проекта: краткосрочный (3 месяца)

Тип проекта: познавательный, исследовательский, групповой

Участники: дети, родители, воспитатель.

Основное направление проекта - развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.

Актуальность проекта состоит в том, что в современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Главное достоинство проекта в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, Н.Н. Поддъяков, К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.

Экспериментальная деятельность дает детям возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Новизна проекта состоит в том, что опытно-экспериментальная деятельность организована в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная

деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т. д.) ориентированного на разные виды деятельности (двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская).

Педагогическая целесообразность состоит в том, что полученные результаты обеспечивают обоснованными выводами и рекомендациями по организации опытно-экспериментальной деятельности.

Основная цель – развитие интереса и познавательных способностей детей, посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Были поставлены следующие задачи:

  1. Расширить представления детей об окружающем мире через развитие представлений детей о свойствах веществ, об основных физических свойствах и явлениях воды, снега и льда.
  2. Формировать устойчивый интерес к детскому экспериментированию.
  3. Активизировать словарный запас, поощрять желание детей делиться впечатлениями (суждениями, доводами), делать несложные выводы.
  4. Способствовать социализации детей: доброжелательное и вежливое обращение к сверстникам и взрослым.
  5. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

Для реализации поставленных задач необходимо соблюдение следующих условий: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; сотрудничество и целенаправленная работа педагогического коллектива с родителями; учет предметно-экспериментальных условий, в которых проживает ребенок; формирование предметно-развивающей среды для детского экспериментирования; использование широкого спектра методов и приемов обучения и воспитания дошкольников.

Отличительные особенности данного проекта состоит в том, что все опыты проходят с участием игровых персонажей. Используется игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, камнями, бумагой. В экспериментах используются емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.

Используя инновационные методы и приемы с помощью игровой мотивации, мне удается повысить эффективность обучения. Формы проведения ООД в сочетании различных методов и приемов: занятия-путешествия, комбинированные, с использованием художественного слова и сказочных героев, рассказов взрослых, обыгрывание сказок. В каждую образовательную деятельность включаю поисковую деятельность детей, создаю игровую проблемную ситуацию.

Проект рассчитан на детей второй младшей группы. Срок реализации проекта 3 месяца. Занятия проводятся один раз в неделю. Длительность проведения занятий четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.

Ожидаемые результаты:

  1. Расширятся представления детей о физических свойствах окружающего мира.
  2. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
  3. Приобретут опыт в исследовательской деятельности, в выдвижении гипотез, выборе методов; в развитии доказательной стороны речи; в активном и доброжелательном взаимодействии с педагогом и сверстниками при проведении исследовательской деятельности; в выстраивании игрового действия, сопровождаемого речью.
  4. Развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения).
  5. Речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы).

Способы определения результативности: специально организованные занятия, комплексные прогулки с элементами экспериментирования, организованные по желанию ребенка занятия-опыты, беседы, подтвержденные показами опытов, наблюдения, чтение художественной литературы, самостоятельно организованные детьми эксперименты под непосредственным наблюдением педагога.

Этапы реализации:

  1. Этап проектирования

Научно-исследовательский этап (теоретический).

Цель: уточнение знаний педагога по проблеме опытно-экспериментальной деятельности.

  • Изучение методической литературы, подбор книг, создание библиотеки в группе.
  • Организация предметно-развивающего пространства в опытно- экспериментальной деятельности.
  • Систематизация материала (конспекты, консультации, папки-передвижки, памятки, рекомендации).
  • Подборка опытов с описанием проведения.
  • Разработка перспективного планирования с учётом возрастных

особенностей детей по играм экспериментам.

  1. Проектные мероприятия:

Творчески-продуктивный этап (практический).

Цель: поиск эффективных форм работы с детьми.

  • Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
  • Специально организованные занятия.
  • Самостоятельно организованные детьми эксперименты под непосредственным наблюдением педагога.
  • Комплексные прогулки с элементами экспериментирования.
  • Организованные по желанию ребенка занятия-опыты.
  • Беседы, подтвержденные показами опытов.
  • Наблюдения.
  • Чтение художественной литературы.

III. Результаты проекта:

Информационно-диагностический этап (аналитический).

Цель: выявление показателей достижений в работе с детьми.

Учебно-тематический план

Для реализации проекта было разработано перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности детей

Месяц

Название

мероприятия

(опыта, эксперимента)

Задачи

Декабрь

Январь

Февраль

«Какой формы вода?»

Возьмите в руки предметы, давайте определим, какой они формы. А вода, какой формы? Давайте попробуем определить (дети самостоятельно перели-вают воду в разные сосуды, пытаясь определить ее форму). Есть ли форма у воды? (нет, она принимает форму сосуда, в который ее налили) Налейте полные стаканы воды и прине-сите на стол. Что случилось? (вода стала выливаться, проли-лась на пол) Почему это произошло? (стакан полный, вода пролилась).

Вода – жидкость ее можно пролить.

Дать представление о том, что вода жидкая, поэтому может лить, наливаться, разливаться из сосуда.

«Окрашивание воды»

Предлагается для рассматри-вания вода в стакане. Какого цвета вода? (у воды нет цвета, она прозрачная) Что значит – прозрачная? Положите в стакан любой предмет. Что вы видите? (предмет видно, мы его видим). Почему? (Вода прозрачная) Давайте намочим кисточку и размешаем в воде краску. Какого цвета вода? Вода осталась прозрачной?

У воды нет цвета, она прозрачная. Ее можно покра-сить, если в воде размешать краску. Если вода окрашена в любой цвет, она перестает быть прозрачной.

Учить детей манипуляциям с водой.

Дать представление о том, что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить.

«Надувание мыльных пузырей»

Предлагается приготовить

мыльную пену. Дети пипеткой набирают жидкое мыло и выпускают его в миску с водой. Затем пробуют взбивать смесь палочками, венчиком. Чем удобнее взбивать пену? Какая получилась пена? Пробуют опускать в пену различные предметы. Что плавает? Что тонет? Все ли предметы одинаково держатся на воде?

Все ли предметы, которые плавают, одинаковые по размеру? От чего зависит плавучесть предметов? (Результаты опытов фиксируются на фланелеграфе).

Развить у детей представление о мыльной пене.

Научить пускать мыльные пузыри, познакомить со свойством мыльной воды.

«Как вытолкнуть воду?»

Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.

Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

«Снег. Какой он?»

Предложить детям рассмотреть снег в морозную и теплую погоду, попробовать слепить комок. Спросить у детей, когда комок лепился хорошо – в морозную погоду или в теплую. Снег состоит из снежинок, когда снежинок много, образуются сугробы.

В морозную погоду снег скрипит, не лепится, «сухой».

Когда теплеет, снежинки «берутся за руки» (снег падает хлопьями), снег становится липким, можно играть в снежки

Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассып-чатый, плохо лепится).

«Почему снежки надо лепить в варежках?», «Почему снеговика нельзя забрать домой?».

Предложить детям поиграть в снежки. Сперва надо слепить много комков. Снимите вареж-ки, так будет удобнее. Наберите полные ладошки снега и скатаем шарики. Что случилось, вам холодно, руки мерзнут? Почему? (снег холодный).

Предложите детям слепить снеговика (небольшого). Снего-вик получился очень красивый, давайте заберем его в группу и поиграем с ним вечером. Принесите снеговика в группо-вое помещение и оставьте в тазу на столе. Спустя какое-то время обратите внимание детей на то, что с ним случилось (снеговик тает/весь растаял). Почему так случилось? (в комнате тепло, снег согрелся и начал таять)

Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.

«Чем пахнет вода?»

Перед началом опыта задайте вопрос: «Чем пахнет вода?» Дайте детям три стакана из предыдущих опытов (чистую, с солью, с сахаром). Предложите понюхать. Затем капните в один из них (дети не должны это видеть - пусть закроют глаза), например, раствор валерианы. Пусть понюхают. Что же это значит? Скажите ребенку, что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.

Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

«Тонет или нет»

На столе много игрушек, давайте положим их в воду и помоем. Получается? Все предметы утонули? (нет, не утонули предметы из дерева и надутые) Почему не утонули деревянные предметы? (дерево легкое, оно не тонет). А почему не утонули надутые предметы? (там воздух).

Воздух легкий, наполненные воздухом (надутые) предметы не тонут.

Дать представление о том, что вода может выместить воздух.

Дать представление о том, что воздух легче воды.

Познакомить детей со свойствами воздуха (невидимый, прозрачный, легкий)

«Может ли вода быть твердой?»

Опыт проводится в два этапа

Рассмотрите воду в миске, вспомните, какими свойствами обладает вода. Может ли вода быть твердой? Проверим – нальем воду в формы и вынесем на мороз.

Давайте посмотрим, что случилось с водой на холоде? (Она замерзла, стала твердой) Рассмотрите кусочки льда. Чем лед отличается от воды? Можно ли пролить лед как воду? Почему нельзя? (Он твердый). Мы можем сказать, какой формы лед? (Да, он твердый, у него есть форма)

Положите лед в миску с водой, что вы видите? (Лед плавает) Что еще происходит со льдом? (Он начал таять, он превращается в воду)

Лед – это замерзшая вода, он твердый, плавает, тает. В тепле лед снова превращается в воду.

Познакомить со свойствами льда (прозрачный, хрупкий; тает, превращаясь в воду, вода, замерзая, превращается в лед)

Есть ли у воды вкус и запах?»

Рассмотрите стаканы с водой, попробуйте определить, есть ли у воды запах и вкус? (дети самостоятельно определяют – пробуют и нюхают) У воды нет вкуса. Как определили? (попробовали) У воды нет запаха. Как определили? (понюхали). Добавьте в воду сахар или соль. Как вы думаете, вкус изменился? А запах? Проверяем.

Вода – это жидкость без вкуса и запаха.

Дать представление о том, что вода не имеет вкуса.

Дать представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются.

Дать представление о том, что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус.

«Вода и пар»

Горячую воду налить в прозрачный стакан, накрыть крышкой, затем показать как сконденсированный пар превра-щается снова в капли и падает вниз.

Спросите: "Зачем накрывают пищу крышкой?" Где быстрее остынет чай: в чашке или блюдце? Почему?

«Где вода?»

Вспомните свойства песка и глины, (сыпучие, сухие).

Налейте в стаканчики с песком и глиной одинаковое коли-чество воды (воды наливают ровно столько, чтобы полностью ушла в песок). Что произошло? (вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины). Почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду). Вспомните, где больше луж после дождя (на асфальте, на глинистой почве, т.к. они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет.

Глина плохо пропускает воду, потому что у глины частички ближе друг к другу, слипаются.

Песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не слипаются между собой.

Выявить процесс испарения воды.

Познакомить с процессом конден-сации.

Перспективный план работы

(организованная образовательная деятельность, работа с родителями, работа с воспитателями)

Месяц

ООД

Работа с родителями

Работа с воспитателями

Декабрь

«Волшебная Капелька»

Знакомство родителей с планами работы в облас-ти экспериментирова-ния, с алгоритмами прос-тейших экспериментов с детьми в домашних условиях.

Знакомство с пере-довым педагогическим опытом.

«Волшебный снег»

Консультация «Роль семьи в развитии поисково-исследова-тельской активности ребенка».

Выступление с докладом об опыте работы «Опытно-экспериментальная деятельность».

Январь

«Волшебница вода»

Выступление «Приобщение детей к опытно - эксперимен-тальной деятельности».

Консультация «Проведение экспе-риментально – поис-ковой деятельности в детском саду».

«Ах, снег – снежок»

Консультация «Значе-ние поисково-иследова-тельской деятельности в развитие ребенка».

Февраль

«Удивительные превращения воды»

Беседа «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование».

Открытый показ ООД «Удивительные превращения воды».

«Нам водичка – добрый друг»

Консультация «Игры с водой».

Обобщение результатов работы.

Список использованной литературы

  1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» М.: Мозаика - Синтез, 2011 (методическое пособие).
  2. Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада» - Волгоград: Перемена, 2001.
  3. Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. «Знакомим с окружающим миром детей 3 – 5 лет» - М.: Творческий центр, 2012 г.
    • Покажу я вам сейчас, мини-лабораторию, что есть у нас.
    • Почемучка- её хозяин, приглашает в гости вас!

    Задачи:

    • ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ДОУ - ПОДДЕРЖАТЬ И РАЗВИТЬ В РЕБЕНКЕ ИНТЕРЕС К ИССЛЕДОВАНИЯМ, ОТКРЫТИЯМ, СОЗДАТЬ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭТОГО УСЛОВИЯ РАЗВИТИЕ ПЕРВИЧНЫХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ, МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ (АНАЛИЗ, СРАВНЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, НАБЛЮДЕНИЕ) ; РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ КОМПЛЕКСНО ОБСЛЕДОВАТЬ ПРЕДМЕТ.

    Требования к оборудованию уголка экспериментирования:

    • Безопасность для жизни и здоровья
    • Достаточность
    • Доступность расположения.

    В экспериментальном уголке должны быть:

    • В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены: 1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.) 2) место для приборов Место для хранения материалов (природного, "бросового") 3) место для проведения опытов 4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)


    Дидактический компонент

    • - книги познавательного характера для среднего возраста; - тематические альбомы; - коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции.



    Компонент оборудования:

    • - Песок, глина; - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; - материалы для игр с мыльной пеной, красители - непищевые (гуашь, акварельные краски). Простейшие приборы и приспособления: - Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами. - "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки - семена бобов, фасоли, гороха





    У чимся работать с лупой.



    Компонент стимулирующий

    • вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям среднего возраста. - персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация. - карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.







    Ловим воздух.

    Воздух – это-то, чем дышим. Через воздух звук мы слышим.В воздух, в небо и в полет улетает самолёт.



    Удивляется народ: Что за чудо-огород ?


    Лейка, лейка, лей, лей! Грядка, грядка, пей, пей!




    Вывод:

    • Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, обследованию объектов, расширению познавательного опыта, способам действий.

    Краткосрочный творческий проект в средней группе детского сада, тема: «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование»

    Руководитель проекта: Пашкова С.С.

    Вид проекта:

    Краткосрочный (1 неделя), познавательный, творческий, групповой.

    Участники проекта:

    Дети средней группы, воспитатели, родители детей.

    Цель:

    Обогатить знания детей об экспериментировании, научить применять на практике эти методы.

    Задачи:

    Выявить значение детского экспериментирования в системе воспитания детей.
    Расширять представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения.
    Познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой.
    Учить детей измерять предметы различными способами,
    показать детям, что длина одного и того же предмета будет разными мерками одинаковой по длине, но разной относительно условной мерки.
    Познакомить детей с условными мерками для измерения протяженности, объема, веса.
    Развивать умение использовать условные мерки в играх и в быту.
    Выявить свойство предметов – массу; познакомить сч прибором для измерения массы – чашечными весами; научить способами их использования.
    Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
    Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

    Предполагаемый результат:

    1.Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.
    2.Умение использовать разные способы и приемы познания.
    3.Интерес к экспериментированию у детей.
    4.Готовность к логическому познанию.

    Актуальность:

    На сегодняшний день тема проекта очень актуальна. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В этом возрасте дети начинают задумываться о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличии объектов окружающей действительности по цвету и другим параметрам. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

    Этапы работы над проектом:

    Подготовительный этап:

    Определение темы проекта.

    Подбор материалов по теме проекта «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование»;
    Консультация: «Создание условий для экспериментирования детей дома».
    Составление плана основного этапа проекта согласно блочно-тематическому планированию на неделю, опираясь на сетку ННОД в данной возрастной группе.

    Основной этап

    О
    О
    Цель, задачи Создание условий с/м деятельность НОД ННОД Взаимо-дейстие
    с родите-лями
    Ожидаемый
    результат

    Я и взрослые.
    Цель:
    Обогатить знания детей об экспериментировании.
    Н аучить применять на практике эти методы.
    Событие: измерим все вокруг «Самый, самый….» (создание книги рекордов).

    н
    е
    д
    е
    я

    Э
    к
    с
    п
    е
    р
    и
    м
    е
    н
    т.

    д
    е
    я
    т
    е
    л
    ь
    н
    о
    с
    т
    ь

    Х
    у
    д.

    т
    в
    о
    р
    ч
    е
    с
    т
    в
    о

    Учить детей
    вырезать круги
    способом последоват. закругления четырех
    уголков квадрата. Разнообразить
    и обогащать
    аппликативную
    технику.
    Рассматри-вание
    иллюстраций
    птиц, луж.
    Плакат «Времена года» Технологи-ческая карта
    рисования «Воробьи»
    Наблюдение за купающимися в луже воробьями Чтение стихов о весне, лужах. Лепка «Воробушки» Аппликация
    «Воробьи
    в лужах»
    Совершенствуют
    навыки вырезания
    кругов.
    Учить детей
    использовать различные техники при создании изобразит.
    работ при помощи красок
    Кисточки, краски, вода, палитра для смешивания красок Учить детей смешивать краски Рисование кляксография Рисование
    «по мокрому»
    Рисование «Кляксо-графия» Дети пытаются
    рисовать красиво
    П
    о
    з
    н
    а
    н
    и
    е
    Математика Расширять
    представления
    детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения
    Познакомить с измерит. приборами:
    линейкой, сантиметровой лентой Учить детей измерять предметы различными способами, показать
    детям, что длина одного
    и того же предмета будет разными мерками одинаковой по длине, но разной относительно условной мерки
    Условные
    мерки для измерения длины
    (метр,
    рулетка,
    палочки,
    рука, шаг)
    Длина,
    о.с. «Измерение
    стола различными мерками»
    «Измерение
    длины группы различными
    мерками»
    «Измерение роста детей» «Самый высокий в группе», «Самые длинные волосы», «Самая длиная юбка» и т.д.
    Чем можно измерить длину? «Измерим
    все вокруг»
    Измерить в домашних условиях длину комнаты шагами ребенка, шагами родителей Дети пытаются мерить одинак. предметы разными условными мерками
    Экология Продолжать наблюдение
    за проращиванием гороха
    и лука в уголке природы с фиксацией результата в календаре наблюдений
    Альбомы для проведения наблюдений Наблюдение и фиксация
    результатов
    в уголке
    природы за посаженными растениями
    Посадка в домашних условиях совместно с детьми
    «Мой
    огород»
    Удачные всходы посажен. культур
    С
    о
    ц
    и
    а
    л
    и
    з
    а
    ц
    и
    я
    Познакомить детей с
    условными мерками для измерения
    протяженности, объема, веса
    Развивать умение
    использовать условные
    мерки в играх
    и в быту
    Выявить свойство
    предметов – массу; познакомить с
    прибором для
    измерения
    массы –
    чашечными весами;
    научить способами их использования
    Приборы необходимые
    для проведения
    экспериментов с водой (банка, стакан, стаканчик, ложка)
    Вода - игры с водой (Фонтан,Бассейн, Озеро,
    Эксперименты с тонущими и плавающими предметами).
    Переливание воды – измерение объема с помощью различных мерок
    Эксперименты с водой
    Что такое масса?
    Представления о правилах поведения
    в природе
    Б
    е
    з
    о
    п
    а
    с
    н
    о
    с
    т
    ь
    Знакомить
    детей с правилами безопасности при
    проведении экспериментов
    и учить соблюдать
    их
    Беседа «Правила поведения при проведении экспериментов» Соблюдают правила личной безопасности
    К
    о
    м
    м
    у
    н
    и
    к
    а
    ц
    и
    я
    Развивать диалогическую
    речь:
    учить
    формулировать
    вопросы, находить
    на них ответы, развивать
    умение договариваться
    о смене мест в игре самостоят., но под наблюдением
    воспитателя
    Рассматр. иллюстраций «Магазин» О.С. «Как нужно себя вести в магазине» О.С. «Что можно купить в магазине»
    Беседа «Как узнать вес товара»
    «Чем расплачиваются за купленный товар»
    СРИ Магазин (правила
    вежливого обращения
    друг к другу)
    Дети вступают в диалог, договариваются, самостоятельно играют
    З
    д
    о
    р
    о
    в
    ь
    е
    Вызывать желание детей узнать свой вес,
    учить измерять свой
    вес с помощью различных весов
    Напольные
    весы (электоронные, медицинские)
    О.С. «Измерим свой вес» Беседа «Почему вес разный?» О.с.«С помощью чего измерить свой вес»
    Т
    р
    у
    д
    Познакомить детей с профессией «Продавец»
    учить детей создавать совместными
    усилиями место для организации игры Воспитывать бережное отношение к предметам, которые необходимы для данной игры
    Атрибуты для СРИ «магазин» (вес, длина) Сюжетно–ролевая игра «магазин» СРИ «магазин» Атрибуты
    для СРИ «Магазин»
    Дети понимают правила игры и активно в них участвуют
    Ч
    Х
    Л
    Познакомить с произведениями
    Г.Остера, учить
    соотносить
    просмотренный
    мультфильм с текстом произведения, а также с иллюстрациями в
    книге к данному произведению
    Книги Г.Остера «38 попугаев», «Котенок по имени Гав», «Зарядка для хвоста», «Ненагладное пособие» Беседа по произведению. Обыгрывание ситуаций. 38 попугаев Выставка книг Г.Остера

    Работа с родителями – консультирование по теме.
    «Создание условий для экспериментирования детей дома», «Экспериментируем дома».

    Заключительный этап:

    Создание альбома «Измерим все вокруг».

    Промежуточный отчет подготовительного этапа проекта

    Первый этап проектирования – подготовительный, за период данного этапа:

    Данный этап реализовывался в течение трех дней.
    Определение темы проекта.
    Формулировка цели и определение задач.
    Подбор материалов по теме проекта.
    Составление плана основного этапа проекта.
    ней, за истекший срок организовали:
    Составлен план основного этапа проектирования.

    Промежуточный отчет основного этапа проекта

    Данный этап реализовывался в течение 1 недели, за истекший срок организовали:
    Реализация темы недели «Экспериментирование».

    Промежуточный отчет заключительного этапа проекта

    На заключительном этапе проектирования, который длился 1 день:
    Создание фотоотчета по прожитой теме недели «Наши эксперименты».
    Составление портфолио проекта.
    Проект решен полностью, дети с большим интересом участвовали в образовательной деятельности, материал подготовленный был детьми принят и усвоен. Результатом остались довольны все.

    Реализация темы недели «Экспериментирование»

    Понедельник

    1. Вовлечение в деятельность:

    Беседа «Время года» (лужи).
    НОД по ОО «Социализация». Экспериментирование с водой (объем). Переливание воды – измерение объема с помощью различных мерок.

    2. Прожитие темы недели:

    ННОД по ОО «Художественное творчество» Аппликация «Воробьи в лужах».
    ННОД по ОО «Музыка».
    НОД по ОО «Социализация» Игры с водой (Фонтан, Бассейн, Озеро, Экспериментируем с тонущими и плавающими предметами.) .
    НОД по ОО «Безопасность» Знакомить детей с правилами безопасности при проведении экспериментов и учить соблюдать их.
    Создание странички «Мы экспериментируем с водой».

    Вторник

    ННОД по ОО «Познание – Математика» Длина.
    Просмотр мультфильма «38 попугаев»,
    Чем можно измерить длину?
    О.с. «Измерение стола различными мерками»; «Измерение длины группы различными мерками»; «Измерение роста детей».
    Создание странички «Измерим все вокруг»: «Самый высокий в группе», «Самые длинные волосы», «Самая длиная юбка» и т.д.

    Среда

    ННОД по ОО «Социализация» Что такое масса?
    НОД по ОО «Здоровье» О.С. «Измерим свой вес»; Беседа «Почему вес разный?»; О.с. «С помощью чего измерить свой вес».
    Создание странички «Наш вес».

    Четверг

    ННОД по ОО «Коммуникация» СРИ Магазин (правила вежливого обращения друг к другу) – умение взвесить, измерить.
    Создание странички «Мы играем в магазин».

    Пятница

    ННОД по ОО «Художественное творчество» Игры с красками.
    НОД по ОО «ЧХЛ» произведения Г.Остера.
    Обыгрывание ситуаций из произведений.
    Создание странички «Самостоятельное экспериментирование».
    Виртуальное прожитие темы.
    Создание фотоотчета «Наши эксперименты».

    Понедельник (социализация)

    Игры с водой

    Они не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности. Разумеется, игры с водой проводятся не каждый день, поскольку требуется специальное оборудование: большая емкость, наполненная водой, множество мелких предметов – бутылочки, стаканы или миски. Во время игр обязателен комментарий: педагог обращает внимание на то, как ведут себя в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без. После таких игр приходится долго наводить порядок. Однако не забудем: дети получают от этих опытов массу полезных впечатлений.
    Экспериментируем с тонущими и плавающими предметами.
    Игрушки не только опускают в воду, но и вылавливают из нее те, которые плавают на поверхности. Попробуйте вместе с детьми проделать этот опыт с предметами из разных материалов.
    Металл – обычная ложка или другие предметы (по окончании опыта главное – не забыть высушить их и положить на место).
    Дерево – ложка, мисочка и др. (По окончании опыта также не забыть протереть предметы, чтобы они не испортились от влаги).
    Пластмасса – любые предметы или игрушки.
    Резина.
    Ткань – кусочки разных тканей, разного размера, по-разному впитывающие воду.
    Бумага и картон разной плотности, разного размера, по-разному впитывающие воду: целиком или с краев, быстрее или медленнее.
    Губки разных размеров – поролоновые, резиновые: плавающие, впитывающие воду, тонущие. Дети могут набирать ими воду, отжимать их, вытирают ими (как промокательной бумагой) мокрую поверхность.

    Вода

    Игры с водой, переливание и брызгание особенно любимы детьми. Такие игры можно затевать не только во время купания, но и при любой возможности.

    Переливание воды

    Приготовьте пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки и другие ёмкости различных размеров (вся посуда должна быть небьющейся). Вместе с малышом наполняйте их водой из-под крана: «Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь полная». Переливайте воду из одной посуды в другую.

    Фонтан

    Если подставить под струю воды ложку либо пузырёк с узким горлышком, получается «фонтан». Обычно такой эффект приводит детей в восторг: «Пш-ш-ш! Какой фонтан поучился - ура!» Подставьте пальчик под струю «фонтана», побуждайте ребёнка повторить действие за вами.

    Бассейн

    Наполнив таз водой, организуйте игру в «бассейн», в котором учатся плавать игрушки (для этого используйте пластмассовых пупсиков): «Вот наши куколки пришли в бассейн. Какой большой бассейн! В бассейне учатся плавать - вот так. Поплыли!»

    Озеро

    Наполните большой таз водой - теперь это «озеро», в котором плавают рыбки или уточки: «Вот какое глубокое озеро - много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот её детки - маленькие утята. «Кря-кря-кря! - говорит утка. - Дети, плывите за мной!» Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке». Придумывайте свои истории.

    Художественное творчество № 2 (пятница)

    Игры с красками

    На развитие познавательной активности направлены и некоторые эксперименты с красками. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и оттенки, дети открывают новые свойства цвета, его новые возможности. Однако для этих игр потребуется специальный материал: краски, кисточки, клеенчатые фартуки, стаканчики, наполненные водой, клеенки на стол.

    Цветная вода

    Для проведения игры потребуются акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (вдальнейшем количество стаканов можно увеличить).Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов - красную, жёлтую, синюю, зелёную (можете начинать с любимого цвета ребёнка, если такой есть, это поможет вовлечь ребёнка в игру) - и разведите в одном из стаканов. Комментируя вслух свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребёнка, внесите элемент «волшебства»: «Сейчас возьмём на кисточку твою любимую жёлтую краску, вот так. А теперь... опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!»

    Смешиваем краски

    Смешивая краски, мы получаем возможность создавать новые цвета. Для этого можно сливать воду разных цветов в одном стакане, либо растворять в стакане с чистой водой поочередно несколько красок, можно смешивать краски, используя палитру. Так, из жёлтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и жёлтого - зелёный, из красного и синего - фиолетовый и т.д.

    Рисование на мокром листе

    Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол постелите клеёнку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (кисточкой или просто окунув в тазик с водой) и положите на клеёнку, пригладив губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте, используя другие цвета. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски - вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.

    Фотоотчёт к проекту:

    Обо всём на свете:

    В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

    Материалы раздела

    Проект в средней группе

    Вид проекта:

    Участники проекта:

    Цель:

    Задачи:









    Предполагаемый результат:




    Актуальность:

    Пояснительная записка

    2. Место для приборов.

    Центр «Песок – вода»:

    Центр «Воздух»:

    Центр «Науки и природы»:

    Средний дошкольный возраст

    Сентябрь 1.

    1. «Окрашивание воды»
    1. «Поиграем с солнышком»

    4. «Свойства песка»

    Октябрь

    1. «Почему все звучит?»
    1. «Прозрачная вода»
    1. «Вода принимает форму»

    Ноябрь

    1. «Делаем мыльные пузыри»
    1. «Подушка из пены»
    1. «Воздух повсюду»

    Декабрь

    1. «Воздух работает»

    4. «Свет повсюду»

    1. «Каждому камешку свой домик»

    Цель: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

    Январь

    1. «Свет и тень»
    1. «Замерзшая вода»
    1. «Тающий лед»
    1. «Разноцветные шарики»

    Февраль

    1. «Таинственные картинки»
    1. «Все увидим, все узнаем»
    1. «Песочная страна»
    1. «Где вода?»

    Март

    1. «Водяная мельница»

    2. «Звенящая вода»

    1. «Угадайка»

    Апрель

    1. «Фокусы с магнитом»
    1. «Солнечные зайчики»
    1. «Что растворяется в воде?»
    1. «Что отражается в зеркале?»

    Май

    1. «Волшебное сито»
    1. «Цветной песок»
    1. «Игры с песком»
    1. «Фонтанчики»

    «Магнит и его свойства»

    «»Научи яйцо плавать»

    Материал:

    Вывод:

    «Соломинка пипетка»

    Материал:

    Опустим соломинку в воду.

    Опыт 1.

    Материал:

    Вывод:

    Опыт 4.

    Материал: Веера, вентилятор.

    Вывод:

    Цель эксперимента:

    Материал:

    Опыт 2.

    Опыт 3.

    Дети: Потому что он тяжелее.

    Цель-

    Опыт 4.

    Опыт 7.

    Опыт 2.

    Материал:

    Вывод:

    Предварительный просмотр:

    Проект в средней группе

    На тему: » Развитие познавательного интереса у детей через эксперементирование».

    Вид проекта:

    2 месяца, познавательный, творческий, групповой.

    Участники проекта:

    Дети средней группы, воспитатели, родители детей.

    Цель:

    Обогатить знания детей об экспериментировании, научить применять на практике эти методы.

    Задачи:

    Выявить значение детского экспериментирования в системе воспитания детей.
    Расширять представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения.
    Познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой.
    Учить детей измерять предметы различными способами,
    показать детям, что длина одного и того же предмета будет разными мерками одинаковой по длине, но разной относительно условной мерки.
    Познакомить детей с условными мерками для измерения протяженности, объема, веса.
    Развивать умение использовать условные мерки в играх и в быту.
    Выявить свойство предметов – массу; познакомить сч прибором для измерения массы – чашечными весами; научить способами их использования.
    Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
    Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

    Предполагаемый результат:

    1.Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.
    2.Умение использовать разные способы и приемы познания.
    3.Интерес к экспериментированию у детей.
    4.Готовность к логическому познанию.

    Актуальность:

    На сегодняшний день тема проекта очень актуальна. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В этом возрасте дети начинают задумываться о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличии объектов окружающей действительности по цвету и другим параметрам. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

    Опытно-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста.

    Пояснительная записка

    В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.

    Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)

    Предлагаемая ниже структура занятия-экспериментирования является примерной и может быть скорректирована в практике работы.

    Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования

    1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.

    2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.

    3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

    4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.

    5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.

    6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.

    7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

    Примерная структура занятия-экспериментирования

    1. Постановка исследовательской задачи.

    2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.

    3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

    4. Уточнение плана исследования.

    5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.

    6. Распределение детей на подгруппы.

    7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

    Предметно-пространственная среда для экспериментирования

    Организация мини-лабораторий в детском саду

    В мини-лабораториях может быть выделено:

    1. Место для постоянной выставки.

    2. Место для приборов.

    3. Место для выращивания растений.

    4. Место для хранения природного и бросового материалов.

    5. Место для проведения опытов.

    6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)

    Приборы и оборудование для мини-лабораторий

    Центр «Песок – вода»:

    1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.

    2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

    3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)

    4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.

    Центр «Воздух»:

    Веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры

    Центр «Науки и природы»:

    Пластилин, стеки, горох, пшено, иллюстрированный материал, дидактические игры по экологии, фонарик, перышки, деревянные ложки, зеркала, дощечки, бруски, разноцветные куски тканей разных видов, механические плавающие игрушки, природные материалы (желуди, шишки, семена растений, скорлупа, сучки, спилы дерева, косточки плодов, крупа и т.д.), пробки, коробочки со звуком (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и т.д.), оборудование для ухода за растениями и животными, модели, календари природы, дневники наблюдений за посадками, лупы, рукавички из разных материалов, кусочки меха, вата, перчатки, картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, фонари и т.д.), магниты, рукавичка со вшитым внутрь магнитом, линейки, свечи, спичечные коробки, мелкие, реагирующие на магнит предметы, кварцевые часы, магнитная доска, пилка для ногтей.

    Средний дошкольный возраст

    Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира.

    Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:

    1) Активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится?);

    2) Группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?);

    3) Классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).

    I. Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

    1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).

    2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).

    3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).

    4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).

    5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).

    6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.).

    В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.).

    В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.).

    Перспективное планирование опытов и экспериментов.

    Сентябрь 1.

    1. «Окрашивание воды»

    Цель: помочь выявить свойства воды.

    1. «Игры с веерами и султанчиками»

    Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха движением; движение воздуха – это ветер.

    1. «Поиграем с солнышком»

    Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

    4. «Свойства песка»

    Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).

    Октябрь

    1. «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»

    Цель: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус).

    1. «Почему все звучит?»

    Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

    1. «Прозрачная вода»

    Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес)

    1. «Вода принимает форму»

    Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

    Ноябрь

    1. «Какие предметы могут плавать?»

    Цель: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

    1. «Делаем мыльные пузыри»

    Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку.

    1. «Подушка из пены»

    Цель: развить у детей представление плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести).

    1. «Воздух повсюду»

    Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.

    Декабрь

    1. «Воздух работает»

    Цель: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.)

    1. «Каждому камешку свой домик»

    Цель: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

    3. «Можно ли менять форму камня и глины»

    Цель: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части)

    4. «Свет повсюду»

    Цель: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные – изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

    1. «Каждому камешку свой домик»

    Цель: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

    Январь

    1. «Свет и тень»

    Цель: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

    1. «Замерзшая вода»

    Цель: выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

    1. «Тающий лед»

    Цель: определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

    1. «Разноцветные шарики»

    Цель: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

    Февраль

    1. «Таинственные картинки»

    Цель: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

    1. «Все увидим, все узнаем»

    Цель: познакомить с прибором-помощником – лупой и ее назначением.

    1. «Песочная страна»

    Цель: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

    1. «Где вода?»

    Цель: выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

    Март

    1. «Водяная мельница»

    Цель: дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

    2. «Звенящая вода»

    Цель: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемые звуки

    1. «Угадайка»

    Цель: показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

    4 «Ловись, рыбка, и мала, и велика»

    Цель: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

    Апрель

    1. «Фокусы с магнитом»

    Цель: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

    1. «Солнечные зайчики»

    Цель: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

    1. «Что растворяется в воде?»

    Цель: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

    1. «Что отражается в зеркале?»

    Цель: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

    Май

    1. «Волшебное сито»

    Цель: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.

    1. «Цветной песок»

    Цель: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его со цветным мелом); научить пользоваться теркой.

    1. «Игры с песком»

    Цель: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

    1. «Фонтанчики»

    Цель: развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.

    «Магнит и его свойства»

    Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнита.

    Задачи: познакомить детей с понятиями "магнит", "магнитная сила".

    Сформировать представление о свойствах магнита.

    Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

    Развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы.

    Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

    «»Научи яйцо плавать»

    Материал: Сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.

    Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой – яйцо опустится на дно стакана.

    Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.

    Опустим яйцо в стакан с соленой водой – яйцо останется плавать на поверхности воды.

    Вывод: Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть..

    «Соломинка пипетка»

    Материал: Соломинка для коктейля, 2стакана.

    Поставим рядом 2 стакана: один- с водой, другой – пустой.

    Опустим соломинку в воду.

    Зажмем указательным пальцем соломинку сверху и перенесем к пустому стакану.

    Снимем палец с соломинки – вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой.

    По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке

    Экспериментирование с ветром.

    Опыт 1.

    Материал: Небольшие емкости для воды с водой.

    Дети дуют на воду. Что получается? Волны. Чем сильнее дуют, тем больше волны.

    Вывод: Ветер – это движение воздуха. Если дуть на воду, получатся волны.

    Опыт 4.

    Материал: Веера, вентилятор.

    Помашите перед лицом веером. Что вы чувствуете? Для чего люди изобрели веер? (вентилятором).

    Вывод: Ветер в помещении можно создать с помощью предметов. Ветер – это движение воздуха.

    Экспериментирование «Птицы и нефть»

    Цель эксперимента: помочь детям понять, как загрязнение водоемов нефтью влияет на водоплавающих птиц.

    Материал: пуховые птичьи перья (к примеру, из подушки) и любое жидкое масло (растительное).

    Подбросим перышко и внимательно проследим за его плавным полетом. Теперь обмакнем перо в растительное масло – избыток масла можно снять, прижав перо к краям банки, и еще раз подбросим вверх. Обращаем внимание детей на то, как оно быстро, камнем падает вниз.

    Объясните ребятам, что строение перьев позволяет птицам летать, «отталкивая» крыльями воздух вниз; сами же они при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица (утка, чайка, гагара) садится на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность «отталкивать» воздух, а значит, птица не может взлететь и становится легкой добычей хищников.

    Опыт 2.

    Дети берут два шарика- одинаковые по размеру, но разные по материалу (металлический и деревянный), взвешивают на ладонях и определяют, какой шарик тяжелее.

    Воспитатель: А давайте мы проверим, правда ли, что металлический шарик тяжелее.

    Опыт 3.

    В емкость с водой дети опускают сначала деревянный шарик, а потом металлический.

    Воспитатель: Что произошло с шариками?

    Дети: Деревянный шарик не утонул, а металлический утонул.

    Воспитатель: Почему утонул металлический шарик?

    Дети: Потому что он тяжелее.

    Воспитатель: Что тяжелее: деревянный шарик. Металлический или вода?

    Дети: Металлический шарик тяжелее деревянного и тяжелее воды.

    Игра «Наведи порядок в сундуке».

    Цель- классификация предметов по материалу изготовления.

    Дети берут предмет, называют его и говорят, из чего он сделан.

    Опыт 4.

    Воспитатель нагревает металлическую пластину на свече. Через некоторое время дети могут потрогать пластинку и отмечают, что она стала теплой.

    Опыт 7.

    С помощью магнита дети и воспитатель двигают цепочку из скрепок и другие металлические предметы по бумаге, по столу.

    То же самое проделывают с деревянными и резиновыми предметами.

    Воспитатель: А сейчас, что произошло и почему?

    (дети отвечают и с помощью воспитателя делают вывод о том, что только металлические предметы притягиваются магнитом.)

    Воспитатель: Ну, что Кузя, сможешь ты теперь находить металлические предметы? Ребята, давайте еще раз расскажем Кузе о металле.

    Дети: Металл тяжелый, имеет металлический блеск, он притягивает магнитом, его можно нагревать, поэтому из него можно сделать различные поделки и предметы.

    Кузя: Спасибо ребята! Я сегодня узнал много о металле. Увидел предметы, сделанные из него. А сейчас я пойду и расскажу своим друзьям, чему я научился у вас. До свидания!

    Опыт 2.

    Материал: Миски с водой, парусные кораблики.

    Дети «Отпускают» парусные кораблики в большое плавание (помещают в мисочки с водой) и дуют на паруса, кораблики плывут. Что происходит с корабликом, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть крушение.

    Вывод: Большие парусные корабли движутся благодаря ветру.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!