Помощь логопеда неговорящему ребенку. Логопед: Как учить ребенка говорить и когда начинать волноваться Логопед для детей и их родителей

Когда ребенку нужна помощь логопеда?

Как это ни грустно, сегодня у большинства детей есть те или иные проблемы с речью. Трехлетний малыш отказывается говорить словами - изъясняется жестами, капризничает, когда его не понимают. «Без пяти минут первоклассник» никак не освоит коварный звук «р», а то и вообще не способен связно излагать мысли. А бывает, что ребенок вроде бы прекрасно говорит, но, пойдя в школу, испытывает трудности с чтением и письмом. Откуда «берутся» логопедические проблемы? Что стоит помнить родителю, чтобы их минимизировать? Когда и о чем именно стоит начинать беспокоиться, а что «само пройдет»? Обо всем этом рассказывает логопед Родительской школы «Драгоценность» Любовь ВОРОНЦОВА.

«Каша во рту»: из чего она сварена?

Когда-то считалось, что проблемы с речью «живут» исключительно во рту. Ну, и немного ниже. Вроде, логично: человек говорит языком, губами, голосовыми связками, ну, легкими, отвечающими за дыхание… Лишь во второй половине ХХ века, когда наука продвинулась в изучении высшей нервной деятельности, выяснилось не столь очевидное: инициатором речи является человеческий мозг. Именно от дает команду всем остальным органам, порождающим членораздельные звуки, складывающиеся в слова и фразы

Истоки речевых проблем часто бывают «заложены» в период беременности, когда формируются и развиваются основные зоны мозга. Интоксикации, прием некоторых лекарств, инфекционные болезни, травмы, нездоровый образ жизни будущей мамы - все это может иметь отдаленные последствия, как и общий психологический фон беременности.

Еще большее влияние на то, как дитя будет впоследствии говорить, оказывает момент рождения. Существует масса исследований, доказывающих прямую связь между родовыми травмами, асфиксией и другими осложнениями в родах - и речевыми проблемами в будущем. Но даже просто быстрые или, наоборот, затянувшиеся роды, обычный роддомовский стресс, который испытывает новорожденный, а тем более неоправданные медицинские вмешательства в ход родов - все это может повлиять на то, когда и как ребенок заговорит.

Отсюда вывод: чем естественнее прошли беременность и роды, чем более здоровый образ жизни ведет семья, тем больше шансов, что на развитии речи не скажутся хотя бы «перинатальные факторы». Но, увы, даже это не гарантирует, что логопедических проблем у ребенка не будет! Ведь дитя приходит в современный мир со всем его отнюдь не благоприятным для психического развития «наполнением».

На развитие речи могут повлиять травмы (особенно травмы головы), тяжелые инфекции, неоправданное применение медикаментов (в том числе - и прививки), серьезные стрессы - все это вещи общеизвестные. Хуже другое - среда, в которой растет малыш, сегодня часто наполнена «лишним» и лишена необходимого. И это, увы, встречается и в семьях, исповедующих идею сознательного родительства. Просто многих факторов этой среды мы, взрослые, уже не замечаем - привыкли к ним, как к данности.

Первый год жизни - время эмоционального контакта ребенка с миром. И мир в данном случае - это дом и родители. Эмоциональное общение, недополученное в этом возрасте, в прямом смысле потом «аукнется» - проблемами в развитии речи. А эмоции из нашего мира сегодня «вымываются». Взрослым и друг с другом-то часто некогда поговорить - куда уж тут еще «разговаривать» с бессловесным младенцем! Даже кормление грудью порой воспринимается всего лишь как «физиологеский» процесс, который можно сопровождать смотрением сериала или работой за компьютером. Но ведь это - еще и момент наиболее полного эмоционального контакта между мамой и малышом!

С другой стороны, малыша сегодня с рождения окружает самый разнообразный информационный шум. Мир не только «кричит», он еще и мельтешит перед глазами ребенка - слишком быстро и слишком агрессивно. Работающий телевизор, музыка дома и на улице, громкие звуки города.

Ближе к годовалому возрасту ребенок начинает осваивать мир физически, наощупь и «на вкус». Наступает время активного оперирования с предметами - и их называния. И тут опять же необходимо деятельное - и эмоциональное! - участие взрослого. Однако ж сплошь и рядом: дитя подросло, научилось сидеть и сосредотачивать взгляд на чем-то одном… мама облегченно вздыхает, ставит в видеоплеер диск - нет, не с боевиком, конечно! - со «старыми добрыми советскими мультиками», и уходит заниматься своими делами. И малыш сидит, завороженно глядя в «ящик» с мелькающими картинками и непонятными звуками, приучается «кушать глазами». И почему-то совершенно не учится говорить!

Чем мама отличается от телевизора?

Лично мое мнение как логопеда (с которым многие, возможно, не согласятся): ребенок ничего не потеряет, если в период формирования речи (а это - примерно до пяти лет!) вообще не будет смотреть телевизора. Даже хороших мультиков. Вполне можно гармонично расти и без компьютерных игр (в том числе и специальных «развивающих»). «Развивающий эффект» от всех этих забав сомнителен, а вот «посадить» на психику фатальный для формирования речи стресс они могут запросто!

Я считаю, что все, что нужно малышу в раннем дошкольном возрасте для гармоничного развития (в том числе и речевого), вполне можно «найти» в семье. Мама отличается от телевизора (и актера в театре!) в первую очередь тем, что их общение (в идеале, разумеется) - личное, персонифицированное, предметное, эмоциональное.

В старину дитя проводило первые годы жизни на руках у матери или рядом с нею. Иногда - с бабушкой или кем-то еще из женщин в семье. С ним разговаривали, пели, играли - «пестовали». То есть мир его состоял из постоянно звучащей, эмоционально насыщенной и очень конкретной - «про жизнь» - человеческой речи. Ребенку, по мере роста, давали играть с тем, из чего состоит быт, а не со специально разработанными «развивающими» кусками пластмассы, как сейчас. Он постепенно включался в жизнь семьи, начиная обслуживать себя, все больше помогать по хозяйству. Слова были тесно «привязаны» к реальным предметам и явлениям, окружающим ребенка. Неплохо бы и современным родителям вспомнить этот опыт! Предметная и звуковая среда, в которой растет малыш, намного важнее правильных «методик раннего развития».

Когда ребенок учится говорить, очень важно не «перегрузить» его. Не стоит пытаться научить дошкольника во что бы то ни стало выговаривать слово «синхрофазотрон» - придет время, освоит, если понадобится! Мне представляется сомнительным и стремление родителей пораньше научить ребенка чтению и иностранным языкам. Бывают дети, которым это дается легко, и не порождает проблем с речью, но…Всему свой срок, не стоит торопить события там, где есть риск, что это принесет вред.

И еще. Всегда надо помнить, что говорить малыш учится по подражанию. И чудесно «наследует» специфические особенности речи домашних! Не только мамин грассирующий «р» и бабушкину «беззубую» шепелявость. Имеет значение все: интонации, темп, четкость и громкость речи взрослых, грамотность в построении фраз… Стоит следить за всем этим!

Родительские «ЧаВо» к логопеду

Итак, основные «вехи» обретения речи. Голос подавать дитя умеет с рождения - это крик и плач. В первые месяцы важны психомоторные реакции: улыбка, узнавание лиц, «комплекс оживления». Еще до полугодовалого возраста ребенок начинает произносить звуки - «петь» гласные, повторять слоги. Молчание должно вызывать тревогу у родителей!

В 7-10 месяцев человечек начинает понимать речь взрослых и говорить первые слова. Вот здесь - внимание! - «часто задаваемый вопрос»: как отличить то самое, долгожданное Первое Слово малыша от «тренировочного» хаотического набора звуков - лепета? На «слова» в нашем взрослом понимании оно может быть совсем не похоже! Но это всегда вполне определенный набор звуков, привязанный к конкретному явлению, предмету, действию, человеку. Не обязательно классическое «мама». Но если дитя, протягивая руку к предмету, настойчиво голосит «дяяя!», вы и сами без труда поймете, что это скорее всего - «дай!». То есть - уже слово. Или преследует домашнего любимца, восхищенно выдыхая «кох!». Или лезет к маме за пазуху, восклицая «си!». Ну, и так далее…

С этого времени и до полутора лет «словарный запас» активно пополняется. Стоит насторожиться если «новых слов» долгое время нет.

Наконец, наступает патетический момент: ребенок заговорил! Вот тут родительское «ЧаВо» № 2: «Что значит «заговорил»? С какого момента речь малыша можно считать именно речью?». С точки зрения логопеда - это когда отдельные первые слова превращаются в высказывания. Пусть короткие! Не просто «Дай!» с указанием на желаемый предмет, а «Дай чашку!». Или - в обозначения действий («Я пись!» «Лопата - копать!» «Машина - биби!») .

Это обычно происходит в период от 1 года и 8 месяцев до 2 с небольшим лет. Вот тут - важный момент! Огромная группа риска - дети, которые не заговорили до трех лет. Тут уже однозначно надо консультироваться с логопедом. И - как можно больше внимания обращать опять же на эмоциональный контакт. Давать пример речевого общения - и кстати, это повод задуматься над собственной речью. Достаточно ли отчетливо, интонированно, грамотно говорит родитель? Или все общение в семье состоит из коротких незаконченных фраз? А может, мама, наоборот, говорит слишком много и быстро - и в основном не с ребенком, а с подругами по телефону? Незаговорившего стоит побуждать говорить, но - без насилия! Потому что тогда вообще можно «закрепить» нежелание общаться вербально. Куда эффективнее играть в игры, и не только речевые - но и с предметами. Читать стихи, делая в конце строчек паузу и поощряя «закончить». И помнить, что речь таки действительно напрямую связана с мелкой моторикой - очень хорошо играть в пальчиковые игры, давать ребенку возможность манипулировать с мелкими предметами.

К сожалению, в этот период индивидуальные занятия с логопедом почти невозможны - просто неэффективны. Ребенок в 3 года способен «заниматься» всего 5-10 минут. А дальше? Зато таким детям очень на пользу занятия в творческих студиях.

С 2 до 3 лет - период острого, почти обвального освоения речи. Слов становится все больше, предложения - все сложнее и осмысленнее. К трем годам у нормально развивающегося ребенка словарь включает около тысячи слов. Он употребляет почти все части речи, распространенные предложения.

В 3-4 года большинство «думающих» родителей маленьких болтунов и почемучек начинает тревожиться, что чадо не выговаривает какие-то звуки. И правильно! Вообще-то то, что ребенок после 4-х не произносит каких-то отдельных звуков - вариант нормы. Но! Часто родитель сам не может оценить, насколько это временные проблемы, могут ли они «сами рассосаться» или с этим все-таки уже надо что-то делать.

Вообще-то в норме к 5-5,5 годам у ребенка должны «встать» все звуки родного языка. За исключением одного, самого сложного - пресловутого «р». Он «имеет право» сам «встать» к 6 годам. Но тянуть с визитом к логопеду все равно не стоит! Потому что, даже если все идет по плану и у ребенка звуки устанавливаются «в срок», логопед может подсказать, как сделать этот процесс наиболее мягким и естественным. Кстати, и некоторые проблемы можно исправить именно «домашней работой». Важно только не заниматься самодеятельностью по чьим-то советам и «умным» логопедическим книжкам (особенно бабушки-интеллигентки это любят!): если проблемы есть, «переучивать» кустарно обученного ребенка намного труднее, чем работать «с нуля».

Резюмируем сказанное. В возрасте от 4 до 5 лет показать ребенка логопеду стоит в любом случае! Но особенно должно насторожить, если он после пяти:

Неправильно выговаривает какие-то звуки;

Переставляет слоги в словах;

Неправильно строит фразы грамматически (опускает предлоги, путает падежи, множественное/единственное число, род частей речи);

Не может последовательно и логично передать смысл высказывания («А эти побежали, а тот бах-бух…ууу… А у него такая штука зелененькая…. И поехал..вжжж!..», ну и т.д.)

Речь неотчетлива, смазана, у ребенка «каша во рту»

Если ребенок заикается - это отдельный случай, в любом возрасте надо к логопеду! В три года у ребенка еще могут быть «физиологические» повторы слогов, они могут и сами пройти, но могут - и нет. Возможно, здесь родителю предстоит поработать над снятием стрессовых факторов, то есть это проблема не чисто логопедическая.

Если родители по каким-либо причинам не отвели ребенка к логопеду в 4-5 лет, протестировать его перед школой надо обязательно! Вообще-то в наше время - в идеале! - каждому ребенку, даже вроде бы хорошо говорящему, перед школой требуется именно речевая подготовка. Многие речевые проблемы, как мы уже говорили, слишком хорошо «прячутся», и становятся очевидны только тогда, когда ребенок начинает обучаться чтению и письму. Это вообще очень большая и серьезная тема, и к ней хотелось бы вернуться в отдельном разговоре.

Записала Ольга ИЛЬИНА

Помощь логопеда неговорящему ребенку

Из опыта организации работы с родителями неговорящих детей.

Необходимость логопедических занятий с неговорящими детьми

раннего возраста

Сегодня перед логопедами и родителями стоит проблема задержки развития речи детей. Вместо ожидаемой простой или усложненной фразы в 2 года мы имеем мычание, лепет, а в лучшем случае лепетные слова и отдельные непонятные словечки. Встает вопрос: начинать специальные логопедические занятия немедленно или стоит подождать?

Родители обычно сравнивают речевые способности своего ребенка с уровнем развития речи его сверстников. И безусловно, взрослых начинает беспокоить тот факт, что их ребенок отстает. Однако на бытовом уровне существуют представления о том, что «мальчики вообще начинают говорить позже» или «бывает, что молчит, молчит, а потом заговорит» и т.п.

Почему молчим? Сложная экологическая ситуация, низкие показатели здоровья родителей, частая социальная запущенность малышей приводят к общему регрессу. И это ярко отражается именно на развитии речи детей. Обратим внимание на родителей. Они зачастую амимичные, вялые, усталые, индифферентные. Губы некоторых мам почти не двигаются, голоса однотонные, слабо модулированные. Такие родители не хотят или не умеют играть с детьми с момента их рождения.

Как только ребенок пришел в адаптационную группу мы проводим обследование и наблюдаем за состоянием речи. Стараемся действовать на опережение, а именно уделять большое внимание профилактической работе. Ориентируемся на то, что все дети придут к нам, а значит, работу с ними и их родителями нужно начинать как можно раньше. В частных беседах родителям рекомендуем проконсультироваться у специалистов – отоларинголога, невролога, психолога. Иногда могут обнаружиться расстройства аутистического спектра, эмоциональные и неврологические проблемы, нарушения слуха. На встречах, беседах, консультациях, семинарах стараемся донести до родителей самое главное: они обязаны заниматься со своим ребенком. Играть, смеяться, улыбаться, петь песни и выполнять рекомендации логопеда и специалистов, чтобы завести механизм развития речи.

Занятия с детьми 2-3 лет требуют особого подхода. Не каждый специалист обладает необходимыми знаниями, опытом, а также желанием заниматься с маленькими детьми. Гораздо легче проводить занятия с ребенком 4,5 – 5 лет, поведение которого уже в достаточной степени произвольно. В данной статье описывается начальный этап логопедической работы – система занятий, направленных на развитие понимания неговорящим ребенком обращенной к нему речи. Описанные ниже игры следует проводить индивидуально или в небольших группах. Учитывая психологические особенности раннего возраста – непроизвольность поведения, неустойчивость внимания, несформированность общения со сверстниками – рекомендуем знакомить детей с новым материалом в ходе индивидуальной работы. А на групповых занятиях полезно закреплять уже известный детям материал, используя полученные знания во время общих игр.

В процессе занятий по развитию понимания речи основная задача логопедического воздействия – накопление пассивного словарного запаса детей. Для запоминания детям предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми они постоянно сталкиваются в повседневной жизни, что могут наблюдать, с чем могут действовать, что чувствуют. В работе с неговорящими детьми не рекомендуется перегружать их пассивный словарь словами с отвлеченным значением или обобщающими словами.

Работа с родителями

Логопед не только занимается с ребенком, но и консультирует родителей. Основной задачей является разъяснение того, как создать для ребенка насыщенную речевую среду. Родители должны осознать, что если ребенок отстает в речевом развитии, необходимо изменить систему его домашнего воспитания.

1. Создание речевой среды. С ребенком необходимо постоянно беседовать , многократно проговаривая все режимные моменты (одевание и раздевание, умывание, купание, кормление, прогулка, подготовка ко сну) и различные бытовые ситуации (раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола, мытье посуды и др.) Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками, при чтении книжек. При этом взрослый говорит простыми короткими предложениями из 2-4 слов, делает паузы, повторяя по нескольку раз одни и те же словосочетания, меняя интонации, силу голоса. Слова произносятся четко, с выделением ударного слога, для чего ударный слог немного растягивается. Взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Таким образом, взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того как ребенок много раз слышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет или совершить с ним какое-нибудь действие. Приведем примеры различных ситуаций.

Умывание. Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в ту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку – вот так. Теперь давай умоем личико – вот так. Закрой кран. Теперь давай стряхнем воду с ручек. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистый стал.

Сборы на прогулку. (Все необходимые вещи разложены на стульчике) Сейчас мы с тобой пойдем гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штанишки сначала на одну ножку, потом на другую. Теперь застегнем пуговицу. Покажи, где пуговица. Неси кофточку. Ой, какая красивая, теплая кофточка! А это что у кофточки? Кармашек. Найди, где на кофточке спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку.

На прогулке. Посмотри, какая сегодня погода. Дождик идет. Надевай капюшон, а я раскрою зонтик. Теперь можно гулять. Что это на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал, капал и получилась лужа. Вот дерево. Посмотри, что это под деревом? Это листья упали. Вот желтый лист. А этот какого цвета? Красный лист. Много листьев. Покажи, как много листьев.

Приготовление обеда. Я готовлю суп. Вот кастрюля. Нальем в кастрюлю водичку и поставим на плиту. Вот картошка, а это нож. Он острый, тебе трогать нельзя. Я порезала картошку, смотри, получились кусочки. Осторожно, плита горячая! Что это? Морковка и лук. Теперь давай помешаем. Чем будем суп мешать? Теперь надо посолить. (т.д.)

Построим домик. Смотри какие у нас есть кубики. Покажи, где красный кубик. Правильно, вот он. А где желтый? Где кубик синего цвета? Вот тут. Давай построим из кубиков домик. Какой будет домик большой или маленький? Покажи. Большой? Я поставила кубики теперь ты ставь. (т.д.)

2. Ведение дневника. Помимо создания речевой среды для ребенка, родителям рекомендуется вести дневник наблюдения за развитием активного словаря ребенка (записывать все слова, которые употребляет ребенок в том виде, в котором он их произносит, а также «расшифровку» значения). Пассивного словаря – тех слов, значение которых ребенок понимает. Рядом со словами следует проставлять даты. Если родители будут достаточно внимательны, то ведение дневника поможет им увидеть динамику развития речи ребенка. Хорошо, когда с ребенком занимаются разные члены семьи.

3. Выполнение заданий логопеда. Кроме вышеперечисленного, близкие ребенка должны выполнять следующие рекомендации логопеда: приобретать необходимые развивающие игрушки, пособия, книжки. Подготовить фотографии из жизни ребенка и семьи, которые будут использоваться на занятиях, регулярно закреплять пройденный материал и т.д.

Работа с ребенком

Работа логопеда с ребенком включает в себя систему специальных занятий. Родители развивают понимание обращенной к малышу речи в ходе режимных моментов и бытовых ситуаций, логопед расширяет пассивный словарь ребенка в ходе проведения специальных игр, используя при этом различные материалы и игрушки, а также специальные приемы.

1. Прятки

Цель. Уточнение и расширение пассивного предметного словаря по теме «Игрушки»

Материалы. Игрушки – мишка, зайчик, машинка, мячик, кукла, ведерко и др.

Ход игры. Перед началом игры игрушки разложены в разных местах комнаты – на стуле, под столом, на полке, на полу и в других местах. Игрушки должны быть хорошо видны.

- К нам пришла кукла Маша. Она плачет. Почему кукла Маша плачет? Потому что все игрушки от нее спрятались! Давайте поможем Маше найти игрушки. Ваня, ты найди мишку. Молодец, Ванечка, нашел мишку. Смотри, как Маша радуется. А ты, Оля, найди, пожалуйста, мячик. Не можешь найти? Посмотри внизу на полу. (и т.д.)

В этой игре можно использовать не только различные игрушки, но и картинки с изображением игрушек. Количество игрушек и картинок постепенно увеличивается. В дальнейшем можно ребенку дать задание найти и принести разнообразные предметы.

2. У кого картинка?

Цель. Уточнение и расширение пассивного тематического предметного словаря

Материалы. Предметные картинки по разным темам (по количеству детей)

Ход игры. Перед началом игры выберите тему, затем раздайте детям по одной предметной картинке.

- Посмотрите, какие у вас красивые картинки. Они все разные. Давайте поиграем в интересную игру. Я назову слово, а вы слушайте внимательно: цветочек. У кого такая картинка пусть поднимет руку. Маша подняла руку. Правильно, Маша, у тебя на картинке цветочек. Следующее слово – птичка. У кого птичка? (и т.д.)

В этой игре можно менять темы. Картинки должны быть конкретные, легко узнаваемые, изображать знакомые ребенку предметы. Со временем можно увеличить количество используемых в игре картинок (например, раздавать по две картинки).

3. Покажи картинку!

Цель. Уточнение и расширение пассивного тематического предметного словаря.

Материалы. Предметные картинки по разным темам (по количеству детей).

Ход игры. Игра проводится на ковре. Посадите детей в кружок на полу. Разложите перед ними предметные картинки изображением вверх. Просите детей по очереди найти и показать нужную картинку.

- Смотрите, сколько у нас красивых картинок. Все картинки разные. Ваня, покажи кубик. Правильно. Лена, найди и покажи пирамидку. Молодец! Саша, покажи самолет. (и т.д.)

В этой игре можно подбирать картинки по темам, а можно смешивать картинки из разных тем. Со временем можно увеличивать количество используемых картинок.

4. Отгадай загадку – покажи отгадку!

Цель. Уточнение и расширение пассивного тематического предметного словаря; научить детей узнавать предметы по их назначению; развивать мышление.

Материалы. Тематические предметные картинки.

Ход игры. Игра проводится на ковре. Разложите перед детьми предметные картинки изображением вверх. Можно дать общую инструкцию для всех или индивидуальную для каждого ребенка.

- Сейчас мы будем отгадывать загадки. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Покажите, чем едят суп (картинка – «ложка»). Покажите, что катится (картинка – «мячик»). Покажите, что одевают на голову (картинка – «шапка»). Найдите и покажите то, что можно кушать (картинки – «яблоко», «конфета», «сыр»).

Если дети затрудняются в поиске нужной картинки, можно дать более развернутое описание искомого предмета. Если они не смогли найти нужную картинку, следует показать им реальный предмет, описать его свойства, обыграть.

5. Веселые загадки.

Цель. Уточнение и расширение пассивного тематического предметного словаря; научить узнавать игрушки и предметы по описанию.

Материалы. Различные игрушки и предметы.

Ход игры. Посадите детей в кружок. Разложите перед ними несколько разных игрушек или предметов. Вначале общая инструкция для всех или индивидуально для каждого ребенка.

- Я знаю много интересных загадок. Я буду рассказывать про какую-нибудь игрушку (предмет), а вы угадайте, о чем я говорю, и покажите. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Он круглый, синего цвета, катится (мяч). Он белый, пушистый, с длинными ушами и маленьким хвостиком (зайчик). Он длинный, деревянный, им рисуют (карандаш).

6. Выполняем команды.

Цель. Уточнение и расширение пассивного глагольного словаря.

Ход игры. Игра проводится на ковре. Расставьте детей на достаточном расстоянии, чтобы они не мешали друг другу выполнять движения. Встаньте напротив.

- Давайте поиграем: я буду отдавать команды, а вы выполняйте команды. Идите! Стойте! Поднимите руки верх! Опустите руки! Садитесь! Встаньте! Прыгайте! Бегите! Похлопайте! Потопайте! Поставьте руки на пояс! (т. д.)

В этой игре нужно использовать простые, знакомые детям движения, которые были отработаны в подражательной игре, когда педагог называл и выполнял движение, а дети повторяли за ним. Педагог следит за выполнением движений и исправляет ошибки.

7. Что делает человечек?

Цель. уточнение и расширение пассивного глагольного словаря.

Материалы. Набор картинок, изображающих различные действия.

Ход игры. Перед началом игры раздайте детям картинки.

- Посмотрите, у вас на картинках мальчики и девочки что-то делают. Я буду загадывать действия, слушайте внимательно, у кого подходящая картинка поднимает руку. Кто сидит? Кто стоит? Кто лежит? Кто катается? Кто ест? Кто прыгает? (т.д.)

Если малыши затрудняются с ответом, можно дать подсказку, расширив инструкцию. Для этого добавьте описание предметов, которые есть на картинке. Кто ест яблоко? Кто качается на качелях? Кто сидит на стуле? (т.п.)

8. Много или мало?

Цель. Научить детей соотносить слова «один», «много», «мало» с соответствующим количеством предметов.

Материалы. В этой игре можно использовать игрушки небольших размеров – кубики, палочки, мячики и т.п.

Ход игры. Формируя понятия «один», «много», «мало» полезно научить детей использовать соответствующие жесты: «один» - показать указательный пальчик; «много» - широкий обводящий жест рукой; «мало» - неширокий обводящий жест рукой или сложить ладошки горсткой. Для этого логопед сам постоянно использует эти жесты и побуждает детей использовать их. Названия понятий следует выделять в речи.

Игра проводится на ковре. Разложите перед детьми кубики: в одной кучке много кубиков, а в другой – мало.

- Посмотрите, тут много кубиков (логопед показывает рукой), а тут мало кубиков (соответствующий жест). Покажите, где мало кубиков. Как вы покажете, что кубиков мало? (логопед побуждает детей показать жестом). Где много кубиков? Как вы покажете, что кубиков много? Вот один кубик (логопед показывает жест). Возьмите по одному кубику. Покажите, что кубик один.

Эту игру полезно повторять, используя разный предметный материал.

9. Где много, а где мало?

Цель. научить детей различать грамматические формы единственного и множественного числа существительных.

Материалы. Предметные картинки, на которых изображены различные предметы в количестве «один» и «много».

Ход игры. Разложите перед детьми картинки. Затем дайте задание.

- Покажите, где бабочка. А где бабочки? Где мяч? А где мячи? Где цветок? А где цветы? (т.д.)

10. Большой или маленький.

Цель. Научить соотносить слова «большой» и «маленький» с величиной предметов.

Материалы. В этой игре можно сравнивать любые игрушки и предметы; в дальнейшем – использовать картинки.

Ход игры. Формируя понятия «большой» и «маленький», полезно научить детей использовать выразительные жесты: «большой» - развести руки в стороны (или одновременно вверх и в стороны), «маленький» – приблизить друг к другу ладошки (или приблизить друг к другу указательный и большой пальцы). Логопед сам использует язык жестов и этому учит детей. Названия понятий следует особо выделять в речи.

Покажите детям большой и маленький мячики.

- Посмотрите, вот мячики, они одинаковые? Нет, мячики разные. Этот мячик большой (соответствующий жест), а этот мячик маленький (соответствующий жест). Какой этот мячик – покажите. Правильно, маленький. А этот мячик какой? Покажите. (дети показывают жестами).

Эту игру полезно повторять, используя разнообразный предметный материал.

11. Где что лежит?

Цель. Научить детей понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами на, под, в, около.

Материалы. Коробка, несколько мелких игрушек.

Ход игры. Поставьте на стол коробку с крышкой, а рядом – несколько мелких игрушек. Положите одну игрушку в коробку, другую под коробку, третью на коробку, четвертую около коробки. Сопровождайте свои действия соответствующими словами. Названия предлогов следует особо выделять в предложении.

- Вот карандаш. Я кладу карандаш в коробку. Где теперь карандаш? В коробке. А вот картинка. Я кладу картинку под коробку. Где теперь картинка? Под коробкой. (т.д.)

После объяснения и демонстрации действий с предметами предложите детям действовать по инструкции.

- Лена, положи карандаш под коробку. Саша положи кубик на коробку. (т.д.)

Эту игру можно проводить и по-другому. Перед началом игры детям раздают игрушки. Затем дают задания.

- Витя, вот тебе мишка. Посади мишку на стул. Лена, вот тебе мячик – спрячь мячик под стол. Катя, положи книжку в шкаф. (т.д.)

Л и т е р а т у р а

    Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.

    Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.: Бук-мастер, 1993.

    Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. – С-Петербург: Союз, 1998.

Если вы интересуетесь услугами логопедов для детей, на сайте YouDo можно быстро найти квалифицированных специалистов, которые недорого помогут исправить любые нарушения речи. Стоимость услуг вы согласуете индивидуально с исполнителем YouDo.

Какие речевые проблемы решают профессионалы?

Исполнители Юду для устранения дефектов проводят обследование речи и определяют степень ее восприятия ребенком. Обратитесь к зарегистрированным на YouDo логопедам для детей, которые смогут:

  • определить запас слов и умение выстраивать их в связные предложения
  • выявить нарушения звуковосприятия
  • помочь правильно развивать мышление
  • научить связно и последовательно выстраивать речевые конструкции

После проведения логопедического обследования зарегистрированный на Юду специалист быстро подберет необходимую методику коррекции речи ребенка. Зарегистрированный на сайт профессионал окажет помощь в:

  • лечении заикания и афазии
  • избавлении от боязни произношения звуков и слов
  • коррекции произношения

Исполнители Юду восстановят дикцию ребенка и обучат его правильной технике произношения звуков. Сроки проведения занятий вы узнаете у зарегистрированного на YouDo профессионала.

Стоимость услуг квалифицированных исполнителей Юду

Цены на услуги логопеда для ребенка невысокие. Они составляются исполнителями Юду с учетом сложности исправления обнаруженных речевых нарушений.

Специалист Юду недорого:

  • проведет первичную консультацию
  • обучит дыхательной гимнастике
  • научит выполнять различные логоритмические и голосовые упражнения

Если потребуется устранить речевой акцент или афазию, такие услуги будут стоить немного дороже. Заказать помощь опытного специалиста можно сейчас, заполнив на сайте Юду форму заявки.


Логопедические занятия дома. Статья о том, как родителям организовать занятия дома и какие упражнения для развития речи и улучшения звукопроизношения можно делать самостоятельно.

Роль речи нельзя недооценивать. Она позволяет человеку выражать свои мысли, общаться с другими людьми. Речь - это основа взаимодействия в социуме. Нарушения речи мешают ребенку выражать свои мысли и поддерживать разговор, они могут привести к появлению комплексов и повлиять на успеваемость в школе.

При обнаружении в речи у малыша звуков, которых нет в родном языке или если вам кажется, что речь ребёнка недостаточно развита для его возраста, нужно сразу же обратиться к логопеду. Чем раньше проблема будет обнаружена, тем быстрее и эффективнее можно будет ее исправить. Как правило, проводятся с детьми, начиная с 3-х летнего возраста. Но сейчас появилось новое направление - «логопедия раннего возраста», ориентированная на предупреждение и исправление доречевых и первичных речевых проявлений отклоняющегося развития у детей в период до трёх лет. В Детском Центре «ЛОГОС» есть логопеды, которые работают как с детьми от 3-х лет, так и логопеды, которые специализируются именно на раннем возрасте.

Чтобы достичь максимального эффекта и помочь ребенку сделать его речь правильной, грамотной и четкой, мало отдать ребенка в детский центр, где с ним будет работать логопед. Не менее важную роль играют занятия ребенка с родителями дома. Максимально эффективна будет совместная работа логопеда на занятиях и родителей дома. Важно, чтобы логопед объяснял и показывал родителям не только какое упражнение делать дома с ребёнком, но и как именно его выполнять. Ведь только специалист знает нюансы выполнения того или иного упражнения и секреты, которые помогут сделать задание или упражнение максимально эффективным для конкретного ребёнка. Кроме того - никто не отменял главное правило всех врачей и педагогов «Не навреди». А навредить по незнанию не так уж и сложно, к примеру, закрепив в речи неправильно поставленный звук. Зачастую это происходит, когда родители самостоятельно пытаются вызвать звук. Исправить такой звук будет непросто. Поэтому в нашем Центре приветствуется присутствие родителей на занятии — это помогает родителям понять, как именно продолжать заниматься дома. Но есть простые упражнения, которые мамы и папы могут легко выполнять с малышом самостоятельно. Эти упражнения никак не навредят малышу, а напротив, укрепят его речевой аппарат, моторику и слуховое внимание, подготовив его к произнесению трудных звуков.

Важно, чтобы занятия дома были похожи не на уроки, а на игру. Придумывайте различные истории, чтобы увлечь ребенка. Если проводить занятия в виде игр, то малыш будет охотнее учиться правильно говорить, что, безусловно, поможет достичь больших результатов в короткие сроки.

Ни в коем случае не злитесь, если у ребенка что-то не выходит! Исправить произношение непросто, нельзя за одно занятие научить малыша произносить четко и ясно все звуки, а также использовать сложные слова. В любом занятии важную роль играет время. Ошибки - это неотъемлемая часть процесса обучения.

Будьте терпеливы, хвалите ребенка даже за самые малые успехи, поддерживаете, если что-то не выходит. Если срываться и ругать малыша, то лучше говорить он не будет, а лишь замкнется в себе, что может усугубить речевые проблемы.

Занятия должны быть регулярными. Лучше упражняться по 5 минут в день, чем раз в неделю 1,5 часа. В самом начале можно начинать занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая их до 15-20 минут два раза в день.

Артикуляционные упражнения играют огромную роль, т. к. они способствуют развитию речевого аппарата, благодаря чему дети учатся управлять им и справятся с произношением даже сложных звуков.

Делать артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, 1-2 раза в день по 3-5 минут. Все упражнения должны выполняться без напряжения (ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются). Каждое упражнение следует выполнять по пять раз, каждый подход не дольше 5 секунд (под счёт, который ведёт взрослый). В день добавлять по одному новому упражнению, а при затруднении выполнения упражнения нужно вернуться к более простому.

Базовый комплекс артикуляционных упражнений:

  • «Заборчик» - удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.
  • «Трубочка» - вытягивание губ вперёд трубочкой (зубы сомкнуты).
  • «Заборчик-трубочка» - чередование положения губ в улыбке и трубочкой.
  • «Лопатка» - удерживание широкого языка на нижней губе в спокойном, расслабленном состоянии.
  • «Иголка» - удерживание узкого языка между резами.
  • «Лопатка-иголка» - чередование соответствующих упражнений.
  • «Шлагбаум» - поднимание языка за верхние зубы (рот открыт, но не слишком широко).
  • «Качели» - чередование движений языка вверх и вниз с удерживанием в течение пяти секунд в каждой позиции.
  • «Блинчик» - удерживание языка за нижними зубами в спокойном, расслабленном состоянии.
  • «Потягушки» - высунуть язык и тянуться им к носу, к подбородку, к правому уголку рта и к левому.

Рекомендуется проводить артикуляционную гимнастику перед зеркалом. Делайте упражнения вместе с ребенком. Лучше купить большое зеркало, в котором будет видно не только ребенка, но и вас. В этом случае малыш сможет повторять все действия. Так как оптимальный вариант - упражняться сидя, то лучше приобрести настольное зеркало.

Упражнения со специальной литературой.

В настоящее время ассортимент методических пособий огромен. При выборе нужно ориентироваться на издания с яркими иллюстрациями, они привлекают внимание и поддерживают интерес у ребенка.

Если ваш малыш выговаривает все звуки, но испытывает трудности в согласовании слов и в пересказе или имеет скудный словарный запас, то отдавайте предпочтение литературе: Н.В. Нищева «Обучение детей рассказыванию с опорой на картинки», Н.Э. Теремкова «Я учусь пересказывать», Н.Э. Теремков «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», О.А. Новиковская «Логопедическая грамматика».

Упражнения для развития мелкой моторики.

Уровень развития речи ребенка напрямую связан с развитием мелкой моторики. Для её тренировки эффективным инструментом станет даже обычный пластилин. Малышам достаточно мять этот материал и лепить простые одноцветные фигуры. С детьми постарше учитесь делать более сложные многоцветные фигурки, к примеру, разных животных.

Во время игр с пластилином изучайте цвета и формы.

Можно слепить несколько фигурок и придумать им историю, в этом случае у ребенка будут развиваться воображение, и увеличиваться словарный запас. Например, история про поход в овощной магазин - можно слепить фрукты и овощи, выставить их на «прилавок» и играть в продавца и покупателя. Благодаря такой игре ребёнок расширит свой словарный запас, запоминая названия овощей и фруктов, сможет повторить цвета и формы.

Вот ещё несколько идей и приёмов как развить моторику малыша:

* Купите шарик су-джок, который состоит из двух частей: колючего шарика и пружинки. Пружинку надевайте поочередно на пальчики, проговаривая потешки или просто называя пальчики, а шарик катайте по ладошкам и пальчикам малыша.

* Соревнуйтесь в перетягивании пальчиками ленточек, верёвочек, карандашей, шнурков.

* Заверните в фольгу мелкие предметы - пусть малыш их разворачивает.

* Пусть ребёнок летом, по дороге с дачи, обрывает по одному лепестку с ромашки.

* Пускай давит пузырьки на воздушно-пузырьковой упаковочной пленке.

* Разрешайте ребёнку самому застегивать и расстегивать пуговицы, откручивать и закручивать крышки у пластиковых бутылок.

* Дайте миску со смешанным горохом и фасолью или с более мелкими крупами для усложнения задачи - попросите ребёнка рассортировать.

* Дайте ребёнку мелкие предметы и попросите сложить их по одному в пластиковую бутылку через горлышко. Вариант игры на море - собирание мелких камушков в бутылку. Это игра также учит малыша определять на глаз размер предметов.

* Пусть ребёнок наматывает ленту на палочку или пальчик.

* Поиграйте с прищепками! Пусть ребёнок развешивает сушиться кукольную одежду. А если присоединить прищепки к желтому кругу, вырезанному из картона, то получится солнышко!

Игра «Кто что ест» должна быть в арсенале как специалистов, так и мам. В этой игре реализуется большое количество педагогических задач, а самое главное - она привлекательна и интересна для детей (да и для взрослых). Можно отработать грамматику, лексику, автоматизировать непослушный звук. А ещё такая игра полезна для неговорящих малышей: используя правильные игровые инструкции, взрослый может стимулировать речевую деятельность ребёнка.

* Очень полезно заняться аппликацией. Движения руки, которые задействованы в вырезании с использованием ножниц - очень хорошо влияют не только на мелкую моторику, но и отлично развивают мозг. Полезно будет сделать аппликацию и придумать историю про неё. Например, делая аппликацию стрекозы, предложите ребёнку придумать про неё рассказ. Помогите малышу, задавая ему наводящие вопросы:

Как зовут твою стрекозу? Какая она? Что она любит делать? Где она летала? Кого встретила?

Вот пример рассказа, который может получиться:

«Стрекоза Забава»

Жила-была стрекоза. Её звали Забава. Она была разноцветная и крылышки у неё переливались на солнце всеми цветами радуги. Однажды, стрекоза полетела охотиться на пруд. Она мечтала поймать комара пожирнее. Над прудом она увидела толстого-претолстого комара, который летал над водой и весело распевал песенку: зу-зу-зууууу, зу-зу-зууууу, не борюсь я стрекозуууу!

Песенка так понравилась стрекозе, Забаве, что она передумала ловить комара и решила с ним подружиться. Она подлетела к комару и стала подпевать ему: за-за-заааа, за-за-заааа - я большая стрекозааааа. Так и началась первая в истории дружба стрекозы и комара.

Такая аппликация будет способствовать не только развитию моторики, но и фантазии, связной речи, укрепит добрые отношения со взрослым, поднимет настроение, а также будет способствовать закреплению в речи звука [З], если этот звук находится на этапе автоматизации.

Закрепление отдельных звуков.

Нередко бывает, что ребенок может правильно произносить звук изолированно, но в речи его не употребляет. В этом случае нужно автоматизировать трудный звук.

Важно, чтобы автоматизация звука была поэтапной: сначала звук автоматизируется в слогах, затем в словах, в словосочетаниях и только затем в связной речи. Правильно подобрать материал для автоматизации поможет специалист (подберёт слова, где автоматизируемый звук будет находиться в правильной позиции, исключит слова со смешиваемыми звуками или слова со звуками, которые ребёнок искажает).

Чтобы ввести звук в спонтанную речь, максимально используйте в повседневном общении с ребенком слова, где есть сложный для него звук. К примеру, если малыш не справляется со звуком «р», то в магазине, подходя к рыбному отделу, спросите ребёнка: «что здесь продается»? Если видите что-то красное, то попросите ребёнка называть это слово: к примеру, «красная крыша», «красный шарик» и пр. Открывая дверь, попросите ребёнка проговорить действие: «поворачиваю ручку» и т. д.

Полезным будет заучивание стихов с трудным звуком, например для дифференциации (различения) и закрепления в речи звуков Р, РЬ и Л, ЛЬ, ребёнку будет полезно выучить стихотворение Самуила Маршака «Мэри»:

У маленькой Мэри
Большая потеря:
Пропал ее правый башмак.
В одном она скачет
И жалобно плачет,
- Нельзя без другого никак!

Но, милая Мэри,
Не плачь о потере.
Ботинок для правой ноги
Сошьем тебе новый
Иль купим готовый,
Но только смотри береги!

Роль родителей в обучении и воспитании ребенка огромна. Справятся ли родители самостоятельно с трудностями малыша будет зависеть в первую очередь от того, какое нарушение явилось причиной нарушения речи. Например, связанные с дислалией, могут выровняться сами по себе, а вот дизартрические нарушения нуждаются в подключении логопеда и часто - невролога. Но в любом случае важно заниматься с малышом дома, тогда ребенок быстрее сможет справиться со всеми речевыми трудностями и освоить навыки общения.

Каждому ребенку нужен логопед? Может ли ребенок «выговориться» сам? В каких случаях без профессиональной помощи не обойтись? - эти и другие вопросы ежедневно задают родители, пытаясь найти правильный ответ. К сожалению, чаще всего за помощью они обращаются не к специалистам, а к бабушкам, подругам, коллегам - в общем людей, которые очень далеки от логопедии и в лучшем случае руководствуются своим положительным опытом. Как результат - рождается куча мифов и неверных утверждений. Чтобы развеять хотя бы часть из них, мы обратились к врачу-логопеду, работающий в детском учебном центре. Итак, начнем с наиболее актуального.

Всем детям нужен логопед?

Абсолютно всем. Даже если у ребенка нет речевых нарушений, логопедические занятия необходимы для развития его речи, обогащения словарного запаса. В 3-3,5 года ребенок должен знать 1,5 тыс. Слов. К сожалению, на сегодняшний день таким объемом слов ребенок оперирует крайне редко. Детям не хватает многих важных для их возраста знаний, например, о обобщающие слова или слова, характеризующие предметы. Поэтому занятия с логопедом однозначно нужны всем.

Когда родителям время вести ребенка к логопеду?

Критический возраст для определения нарушений речи - 3 года. Самая большая ошибка родителей в том, что они ждут, когда ребенок «выговорится» сам. А на самом деле со временем проблема только усугубляется, ведь, говоря с ошибками, ребенок так же начинает читать и писать.

Кроме того, чем раньше родители приведут ребенка, тем легче будет исправить нарушения. С каждым годом это становится труднее и приносит меньшие результаты.

Ребенок может «выговориться» сам?

Обычно такое возможно. Однако с помощью логопеда ребенок начнет правильно произносить звуки значительно быстрее, и процесс станет для нее интересным и эффективным. Ведь при работе с детьми используется исключительно игровая форма занятий, которая призвана заинтересовать ребенка и донести нужную информацию на понятном ему языке.

Стоит также отметить, что если ребенок в 6 лет не произносит все звуки или делает это не правильно - это однозначно признак нарушения, которое можно исправить только с помощью логопеда.

До 6-ти лет должен быть полностью сформирован речевой аппарат?

Да. Существует своеобразная шкала онтогенеза речи, которая определяет в каком возрасте ребенок должен начать произносить ту или иную группу звуков. Если этого не происходит - это может быть признаком речевого нарушения и родителям стоит задуматься о визите к специалисту.

Причина речевых нарушений у ребенка

В 80% случаев причиной нарушения речи является педагогическая запущенность ребенка. Родители просто не разговаривают с ребенком, заменяя общение мультиками, в которых, кстати, сейчас почти что нет диалогов. Ребенку просто неоткуда брать примеры языка и пополнять словарный запас.

На втором месте стоят органические поражения мозга, в результате родовых травм, травматизации ребенка и переноса ней инфекционных заболеваний в первые 3 года жизни, наследственность.

Еще одной причиной проблем с произношением у детей является двуязычие в семье, например, когда родители говорят на украинском и русском. В таком случае ребенку очень трудно самостоятельно сформировать правильное произношение.

Нарушение речи можно исправить и сколько времени это займет?

К сожалению не все, или полностью. Труднее всего поддаются коррекции нарушения органического происхождения. В таких случаях работа логопеда сводится к социализации ребенка, обучение ее базовых слов, понятий и развитие умения их использовать. Относительно сроков, то они всегда индивидуальны и зависят от степени тяжести нарушения.

С чего начинается работа логопеда с ребенком?

Первое занятие - это всегда консультация с родителями. По словам родителей я заполняет индивидуальную карту ребенка. Меня интересуют следующие вопросы: как проходила беременность, роды, болел ли ребенок инфекционными заболеваниями в раннем возрасте, были у других членов семьи речевые нарушения, когда у ребенка появились первые слова. Вопросов на самом деле очень много, но они помогают найти первопричину нарушения речи, объективно увидеть картину и определить направления работы. В дальнейшем я дополняю карту результатам собственного обследования ребенка. На основе этого я могу сообщить родителям о проблемах ребенка, а также указать ориентировочное время необходимое для их решения. Но хочу подчеркнуть, что моя работа - это лишь 30% от положительного результата! 70% полностью зависит от ответственного отношения родителей. Они должны заниматься с ребенком дома. В зависимости от вида нарушения я даю целый комплекс упражнений для выполнения дома.

Вы работаете только с детьми, имеющими нарушения?

Нет. Кроме коррекционных индивидуальных и подгрупповых занятий (работа с детьми с одинаковым дефектом), я провожу общеразвивающие занятия. Продолжительность занятия зависит от возрастной категории.

  • 3 года - 25 мин.;
  • 4-5 лет - 35 мин.;
  • от 5 лет - 45 мин.

Подробно о структуре коррекционного занятия

Каждое занятие имеет свою тему и цель. Примерная структура занятия такова:

  1. Сначала мы всегда здороваемся с ребенком.
  2. Артикуляционные упражнения. Они правленые на улучшение подвижности язычка, который играет ключевую роль в правильном произнесении звуков.
  3. Повторение правильной артикуляции звука. Тренировки, тренировки и еще раз тренировки.
  4. Упражнение для развития речевого дыхания.
  5. Упражнения со звуком (в соответствии с темой занятия).
  6. Упражнения для развития фонематических процессов.
  7. Физкультминутка.
  8. Упражнения для развития мелкой моторики рук, пальчиковая гимнастика, логопедический массаж.
  9. Итог занятия.

В первую очередь общайтесь с ребенком, читайте книги, включайте им развивающие мультики. Сейчас очень много интересной развивающей литературы для детей этого возраста. Не ленитесь работать со своими детьми - это ключ к успеху.

Во-вторых, исправляйте ребенка, если слышите, что она произносит звуки неправильно, не давайте ей привыкнуть к неправильного произношения.

В-третьих, если у вас возникло подозрение, что у ребенка есть речевые нарушения, не оттягивает поход к логопеду. Чем раньше начнется коррекция - тем лучше будут результаты.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!