Почему дети психуют. «Казнить нельзя помиловать», или что делать, если ребёнок нервный и непослушный. Нервные дети и как им помочь

Каждый ребенок – это индивидуальность, которая не зависит от внешних факторов. Безусловно, воспитание играет не последнюю роль в становлении личности ребенка, однако гораздо большее значение имеет характер, который был заложен при рождении. Зачастую в одной семье растут два разных ребенка – спокойный, уравновешенный и нервный, непослушный. Как такое может быть, ведь воспитание и отношение родителей идентично? Что же делать в этом случае – ломать стержень крохи или махнуть на него рукой и не обращать внимания на его выходки? Сегодня поговорим о плохом поведении ребенка – почему дети становятся нервными и непослушными, как наладить контакт с ребенком и исправить ситуацию вовремя.

Почему ребенок становится непослушным

Многие мамы и папы с рождением ребенка принимают решение воспитывать кроху в атмосфере любви и доверия, особенно, если сами в детстве росли в строгости. Но зачастую излишний трепет, любовь и потакание капризам не приносит ничего хорошего. Ребенок перестает ощущать рамки дозволенного, он часто проверяет предел родительского терпения. Почему ребенок ведет себя плохо, не слушается, нервничает? Вот несколько распространенных причин.

Есть еще множество разных причин непослушания, которые так или иначе связаны с вышеперечисленными факторами. Но что делать, если причина непослушания – гиперактивность?

Гиперактивные дети

Нередко непослушание и нервозность свидетельствует не о пробелах в воспитании, а синдроме дефицита внимания и гиперактивности. Это не просто характеристика, это неврологический диагноз, который может поставить только врач. Но помните, приписывать диагноз каждому хулигану нельзя, нужно четко отличать проблемы с воспитанием и нарушения по части неврологии. Гиперактивность, как правило, возникает еще во внутриутробном периоде, если мама была лишена некоторых витаминов или микроэлементов, при гипоксии плода, если женщина нервничала или принимала сильнодействующие медикаментозные препараты при беременности.

Гиперактивные дети отличаются неусидчивостью, они быстро меняют род занятий, хватаются то за одно, то за другое. Таким деткам тяжело в школе, они не могут высидеть спокойно даже нескольких минут. Проявления СДВГ заметны уже с грудничкового возраста – такие детки плохо и мало спят, постоянно ворочаются. Гиперактивные дети не могут стоять на месте, они постоянно бегут, скачут, кружатся или прыгают. Нетерпение – их главный спутник. Такие детки не могут подождать что-то или кого-то, они очень разговорчивы, часто перебивают и кричат. Дети с диагнозом СДВГ очень остро реагируют на критику, нервничают, не слушают взрослых. Если вы обнаружили у своего ребенка подобные симптомы, нужно обязательно проконсультироваться с неврологом. Поймите, ваш малыш не виноват, что его нейронные связи работают именно так, и никак иначе. Но для того, чтобы ребенок учился воспринимать информацию и хорошо учился в школе, диагноз нужно лечить. Для этого врач может прописать медикаментозные успокаивающие препараты, которые нужно пить курсами. Это поможет не только вам, но и вашему ребенку. Но самое главное – это работа с психологом и построение адекватного воспитательного процесса.

Если проблем с неврологическим здоровьем у малыша нет, то его поведение – результат вашего воспитания или его отсутствия. Вот несколько практических советов, которые помогут вам исправить ситуацию.

  1. Спокойствие, только спокойствие! Истерики и различные проявления непослушания рассчитаны на вашу реакцию. Старайтесь всегда и во всем оставаться спокойными и адекватными родителями. Малыш лег на пол и закатил истерику – не реагируйте, ведь ребенок только этого и ждет. Продолжайте спокойно заниматься своими делами, пока тот не успокоится. Конечно, это бывает достаточно сложно сделать на улице, однако вы сможете выкорчевать подобные привычки только полным игнорированием.
  2. Разговаривайте по душам. Каждый день находите время на ребенка. Выслушивайте его тревоги и переживания, выстраивайте доверительную беседу и не ругайте за правду. Если вы сегодня поругаете малыша за признание о разбитой вазе, завтра он вам об этом просто не расскажет. А в подростковом периоде и вовсе лишитесь тоненькой ниточки доверия. Чтобы ребенок прислушивался к вам в 15-20 лет, нужно прислушиваться к нему в раннем детстве и не пренебрегать его проблемами. Ведь потерянная игрушка для него так же важна, как не сданный отчет для вас. Выслушивайте ребенка, давайте ему советы, переживайте неприятности и радости вместе. И тогда у малыша не будет невысказанных претензий и затаенных обид.
  3. Не кричите! Ребенок кричит, потому что он хочет, чтобы вы его услышали, зачастую он не может выразить свои эмоции по-другому. Не уподобляйтесь ребенку, объясните все спокойно. Если малыш нервничает – скажите ему, что любите его любым, даже когда он сердится.
  4. Придерживайтесь установленных правил. Ребенок должен знать, что запретов мало, но они непоколебимы. Нельзя играть с розеткой, в любой день недели, в любое время суток, нельзя ни ребенку, ни взрослому. Будьте последовательны в своих решениях. Пригрозили отдать игрушки соседу, если ребенок не уберет их? Выполните свое обещание. И тогда в следующий раз малыш сто раз подумает, стоит ли игнорировать вашу просьбу об уборке. Родители должны быть мягкими и твердыми одновременно.
  5. Не напирайте, ищите компромиссы. Вы – взрослый человек, который не должен идти на принцип. Не хочет ребенок кушать суп – отстаньте от него, поест чуть позже. Дочка отказывается надевать красивое платье в гости – пусть наденет то, что нравится ей, а не вам. Уступайте и вы ребенку. Малыш не хочет собирать игрушки? Предложите сделать это вместе или скажите, что после уборки будете вместе пить какао. Проще всего накричать и заставить. Но ваша цель ведь не в этом. Ребенок не должен бояться родителей, он должен их уважать.
  6. Подавайте пример. Как ребенок должен выполнять какие-то правила, если вы сами их не придерживаетесь? Ребенок должен смотреть на вас и понимать, что нужно относиться уважительно к людям, чистить зубы дважды в день, мыть руки после прогулки. Как вы можете требовать от ребенка занятий спортом, если сами постоянно лежите на диване перед телевизором? Если ребенок видит, как мама и папа уважительно относятся друг к другу, он вряд ли позволит себе унизить кого-то.
  7. Не подавляйте ребенка. Очень часто агрессия рождается в тот момент, когда мама говорит – нельзя, потому что я так казала. То есть, запрет ставится только на основании вашего авторитета. Делать так не стоит ни в коем случае. Нужно объяснить малышу, почему этого делать нельзя. Обязательно при разговоре с ребенком расположитесь на его уровне – присядьте или возьмите кроху на колени. Только в положении «глаза в глаза» вы сможете добиться доверительного разговора.
  8. Займите ребенка. Часто непослушание возникает на фоне скуки или безделья, когда малыш просто не знает, как еще развлечь себя. Предложите ребенку во что-то поиграть. Прекрасным успокаивающим действием обладает рисование, составление аппликаций, лепка. Кроме того, совместная деятельность поможет вам наладить контакт.
Главное в воспитательной работе – это терпение. Постарайтесь не злиться на своего ребенка, поставьте себя на его место. Не ругайте малышку за мокрую лужу на полу – она просто старалась исправить свою ошибку и вытереть разлитый йогурт. Воспитание ребенка – целая философия. И если вы вложите в малыша понимание, терпение, заботу и любовь, ребенок ответит вам тем же. И станет человеком, который может любить, сострадать и понимать ближнего.

Не выплескивайте негатив на непослушного ребенка, даже если сделать это очень сложно. Соберите волю в кулак и воспитывайте, разговаривайте, разбирайте, дружите. Становление и воспитание ребенка – ежедневный труд, но только от вас зависит, каким станет малыш завтра, и как он будет относиться к разным людям и ситуациям. Поддержка, терпение и родительская любовь способны растопить даже самое черствое детское сердечко. Относитесь к ребенку с пониманием, и он непременно ответит вам тем же!

Видео: как справиться с неуправляемыми детьми

Детские капризы и вспышки гневливости в 90% случаях «вырастают» из некорректного поведения пап и мам. В нынешнюю эпоху детоцентризма молодые родители стараются всячески ублажать ребенка, особенно если это первенец. Малыш быстро привыкает к тому, что все его желания сиюминутно исполняются. Когда этого не происходит, ребенок психует. Психологи выделяют 3 причины такого поведения детей: Попытка манипулировать родителями. Проявление характера. Кризис.

Желание манипулировать родителями у маленьких детей неосознанное. Для того чтобы справиться с таким уродливым проявлением свойством личности ребенка, нужно научиться не обращать на его вспышки внимания.

Когда ребенок поймет, что его капризы не приводят к желаемому, истерики прекратятся. Но не сразу. На первых порах ситуация может даже ухудшиться – ради привлечения внимания маленький манипулятор будет кричать громче, топать, бесноваться и даже пытаться бить родителей.

В этом случае и мама, и папа должны сохранять спокойствие. Нужно доступно объяснить ребенку, что его поведение неприемлемо. Акцент следует делать на нежелании общаться с ребенком тогда, когда он плохо себя ведет.

Когда вспышки происходят часто, речь может идти о проявлениях характера. Родителям необходимо пересмотреть модель поведения друг с другом. Если они живут в мире, нужно попытаться найти другого «агрессора». В этой роли может выступить как любимая бабушка, так и телевизор, по которому в течение дня показывают «громкие» ток-шоу.

Если чадо совсем маленькое, но сильно и регулярно раздражается, не стоит спешить приглашать священника и проводить обряд экзорцизма. Речь может идти о возрастном кризисе, который нужно перетерпеть. Модель поведения родителей описана выше.

Не будет лишним посетить врача. Если детские истерики сочетаются с симптомами того или иного заболевания, специалист проведет диагностику и назначит лечение.

Нервозность у детей – это проявление возбудимости нервной системы, которое выражается в обостренной реакции на внешние незначительные сигналы. Термин нервозность применяется в медицинских академических источниках очень редко. Независимо от причины нервозности родители должны проявлять всяческое понимание и поддерживать ребенка в его состоянии. У детей в отличие от взрослых нервная система наделена повышенной чувствительностью к внутренним и внешним факторам и часто нервозность выступает первым симптомом самых разнообразных заболеваний.

Причины нервозности у детей

Зачастую, данное состояние у детей сочетается с другими различными симптомами и расстройствами:

— нарушением сна (бессонница ночью и сонливость в светлую часть суток);

— болями в области сердца;

— приступами головной боли;

— обостренной мнительностью и тревожностью;

— неустойчивостью пульса;

— повышенной потливостью;

— снижением учебной деятельности;

— учащенным сердцебиением.

Интеллектуальные перегрузки, недосыпание, нерациональный досуг ( и подростков), гиподинамия, несбалансированное питание – все это частые причины обостренной нервозности и раздражительности у здоровых детей.

Иногда причиной нервозности являются инфекционные заболевания, которые протекают в скрытой форме. В любом случае, как бы взрослые хорошо ни разбирались в поведении ребенка, в обязательном порядке желательна консультация врача.

От причин, вызывающих нервозность зависит тяжесть симптомов, будут ли они комбинироваться или дополняться различными признаками основного заболевания.

Внешне нервозность у детей зачастую принимают за несдержанность и ошибочно относят к распущенности или невоспитанности, поэтому факторами, влияющими на состояние отпрысков, могут быть и напряженная атмосфера в семье, и родительские ошибки в воспитании.

Адекватно выяснить причины данного состояния может только специалист. Чтобы предотвратить такие ситуации родителям необходимо придерживаться правильного режима дня и здорового образа жизни, своевременно реагировать на наличие у малыша отклонений от норм в поведении и появлении различных .

Если ребенок здоров, а это происходит при условии правильного питания, полноценного сна, получении родительского внимания, нахождения в доброжелательной среде, то он всегда будет уверен и спокоен.

Очень важен еще один аспект – это общение со сверстниками. позволяет восполнить недостаток в коммуникации, если малыш не посещает детский сад, что в перспективе позволит адаптироваться успешно к школе. Иначе могут появиться трудности, которые будет трудно преодолеть без участия специалистов. Трудности способны появиться из-за двойной нагрузки – школьная нагрузка, плюс адаптация к новым условиям.

Признаки повышенной нервозности у детей отмечаются при многих патологических состояниях:

— патологии центральной нервной системы (вегето-сосудистая дистония);

— невроз.

Если ребенок 2-3-х лет неожиданно становится капризным, то необходимо обратиться к врачу, для исключения серьезной патологии.

Повышенная нервозность у здоровых малышей 1-го года и 3-х лет — это обычное явление в кризисные периоды развития.

Кризисные периоды в развитии детей имеют следующие общие особенности:

— размытость временных рамок;

— постепенное нарастание кризисных симптомов, и такое же постепенное их снижение;

— неуправляемость в поведении;

— желание делать все наоборот;

— упрямство и деспотизм;

— негативизм.

Нервозность у детей первых лет жизни вызывается следующими кризисными периодами развития.

1. С появлением речи у ребенка связывают кризис одного года, который обычно протекает остро. Ввиду тесной связи физического и психического развития на этом этапе имеются соматические множественные проявления: нарушение биоритмов (нарушение бодрствования и сна, аппетита). Отмечается незначительная задержка в развитии, утрата обретенных ранее некоторых навыков.

2. Кризис трех лет вызывается осознанием собственного «Я» и начальным этапом формирования воли. Этот период относится к особо острым и зачастую протекает тяжело. Внешние воздействия, например переезд, !адаптация ребенка к саду могут усугубить кризис.

3. Кризис семи лет имеет более мягкое течение. Кризисные симптомы семи лет связывают с осознанием важности и сложности социальных связей, которые проявляются в потере непосредственной наивности раннего детства.

4. Подростковый кризис по течению во многом похож с кризисом трех лет. Этот кризис своим протеканием обязан формированию социального «Я». Различают возрастные рамки подросткового периода у девочек (12-14 лет), а у мальчиков – это 14-16 лет.

5. Кризис юношеского возраста зависит и связан с окончанием формирования ценностных ориентиров. Возрастные рамки у девушек представляют (16-17 лет), у парней (18-19 лет).

Лечение нервозности у ребенка

В первую очередь, лечение нервозности у ребенка должно быть нацелено на устранение причины, которая вызвала повышенную раздражительность.

Нервозность у ребенка 3-х лет возникает по причине кризиса взросления. Справиться с его проявлениями зачастую помогают народные средства, например, пустырник. Настойки и настои на основе пустырника имеют успокаивающее воздействие, однако перед применением необходимо проконсультироваться с педиатром или неврологом по поводу курса лечения и дозировок.

Чем лечить нервозность у детей? Зачастую нервозность у детей устраняется путем налаживания режима дня. При возникновении соматической патологии нужно провести тщательное обследование, после которого специалисты назначат адекватное лечение.

Повышенная нервозность у ребенка снимается исключением сильных возбуждающих факторов: рекомендуется воздержаться на некоторое время от посещений слишком ярких и шумных мероприятий, отказаться временно от телевизора.

Безусловно, ребенок не должен страдать от всех этих ограничений, поэтому родителям следует распланировать досуг малыша. Вместо цирка можно посетить зоопарк, а просмотр телевизора заменить чтением интересной книжки.

Нервозность у маленьких детей снимается сокращением количества доступных игрушек в детской комнате. Оставить следует конструктор, наборы для ролевых игр, а вот механические игрушки лучше на время убрать.

Нервозность у детей также устраняют комплексными мероприятиями: созерцанием бегущей воды, водными процедурами, обтиранием влажным полотенцем, принятием душа, купанием в бассейне, а летом в открытых водоемах, играми с водой, рисованием акварельными красками.

Нервозность у детей дошкольного возраста успешно снимается во время пребывания в детском саду окрашиванием воды в прозрачных стаканчиках.

Народные средства в лечении нервозности – это теплое молоко с медом и горячий чай с мятой и малиной, способствующие здоровому сну. Медикаментозные средства для снятия раздражительности и нервозности следует принимать после точной установки диагноза.

Сильным средством в борьбе с детской нервозностью выступает родительское терпение и любовь. Следует уделять раздражительному малышу больше внимания: проводить совместно досуг, гулять на природе, общаться, играть в ролевые и обучающие игры, собирать пазлы и т.п.
Если вышеперечисленные советы не помогают и отмечаются серьезные психологические проблемы, то в этом случае следует обратиться за помощью к психологу.

Известно, что характер ребенка изменяется по мере его взросления, эти изменения в характере происходят довольно плавно и зачастую незаметно для близких и окружающих. Гораздо заметнее происходит смена эмоционального состояния, связанная с так называемым переходным возрастом.

Но только ли переходный возраст опасен частыми сменами в психо - эмоциональном поведении? Что делать - ребенок стал раздражительным и нервным?

Раздражительность и нервозность - удел не только переходного возраста.

К сожалению вспышки раздражительности и гнева, отчаяния, обиды, перемежающиеся проявлениями бурной радости и буйной активности могут встречаться и до и после переходного возраста. Когда Вы замечаете, что ребенок систематически, именно постоянно, раз за разом, превратив это в систему, спорит по любому поводу, дерзит, бывает часто напряжен и раздражителен с близкими, или же агрессивен с посторонними, то возникает вероятность, что это оппозиционно-вызывающее расстройство. Для определения состояния ребенка и своевременного исправления этого расстройства не стоит пренебрегать жалобами и замечаниями учителей на то, что ребенок стал неусидчивым, невнимательным, плохо внушаемым, раздражительным, навязчивым или дерзким в поведении. Ведь Ваш ребенок проводит в школе большую часть активного дневного времени и его поведение постоянно находится в зоне внимания учителей. Нередко оппозиционно-вызывающее расстройство встречается и в дошкольном возрасте.

Иногда родители считают, что ребенок раздражителен, потому, что просто избалован, и с возрастом все изменится. Бывает и так. На слуху случаи, когда шестилетнего ребенка отдали в первый класс школы, но он не готов к распорядку занятий и своим поведением даже срывает уроки. Таким детям рекомендуют подождать годик вне школы, а когда на следующий год ребенок вновь идет в школу, то его как будто подменили. Он и внимателен, и усидчив, и выполняет все от нег требующееся. Тем не менее, за психо-эмоциональным состоянием детей необходим постоянный контроль, чтобы не упустить время, когда необходимо вмешательство профессионального психолога.

Оппозиционно-вызывающее расстройство.

Конечно, не стоит ставить такой неприятный диагноз самим, ведь вспышки поведенческой агрессии встречаются у многих детей, как реакция на внешние и раздражители и порой это нормально. Ведь все до одного дети стремятся делать все самостоятельно, без опеки и помощи взрослых. Но протесты по поводу лишения их самостоятельности выражаются у всех по-разному. Отрицание, плач или неуемная истерика - все это протестные выражения. И все же такое поведение ребенка - это повод обратиться за помощью к специалисту психологу. Ведь своевременная диагностика, и вовремя начатое лечение синдрома оппозиционно-вызывающего расстройства, более гарантированно поможет ребенку справиться с ситуацией, восстановить взаимоотношения с родителями и близкими, со сверстниками и друзьями, с учителями и одноклассниками, улучшить усидчивость и внимательность и даже, не отстать в развитии.

Причины раздражения и нервозности детей.

К сожалению, достоверно не известны причины возникновения и развития этого заболевания. Одни ученые мужи говорят, что причины такого синдрома в нарушении нормальной работы нейромедиаторов мозга, передающих колебания и импульсы между нервными клетками. Другие утверждают, что виновата наследственность и генная предрасположенность. Третьи, привычные винить во всем внешние факторы, видят причину в экологии, или во влиянии социального окружения ребенка, обстановки в доме и семье, и далее по цепочке: в детском саду, школе, колледже, институте.


Кроме объяснения причин раздражительности и неадекватного поведения ребенка синдромом оппозиционно-вызывающего расстройства, существуют еще две теории асоциального поведения детей.
1. Первая гласит, что ребенок к 5-7 годам, в силу разных причин, может задержаться в своем развитии на уровне 2-3 лет. В этом случае все просто объясняется - это асоциальное поведение закономерно и соответствует уровню его развития. Ведь 2-3 летний ребенок еще не может полноценно воспринимать логических доводов и в полной мере экстраполировать на себя, получаемый жизненный опыт.
2. Другая теория гласит, что асоциальное поведение детей заложено в неверном воспитании, отсутствии внимания и любви родителей, либо в чрезмерном внимании. Случаи когда, либо родители практически отсутствуют и совсем не занимаются ребенком, либо когда они слишком хлопотливы и строги, когда не дают ребенку проявлять самостоятельность.

Симптомы синдрома оппозиционно-вызывающего расстройства ребенка.

Если ребенок ведет себя намного раздраженнее и агрессивнее своих сверстников, если эти отклонения систематически, если они продолжается длительнее 6 месяцев, то, наверное, стоит отвести к врачу-психологу на обследование. Ниже перечислены поведенческие типы и схемы, которые по отдельности никак не могут служить подтверждением болезни, но вкупе говорят о возможном синдроме оппозиционно-вызывающего расстройства у детей:


- ребенок практически не контролирует себя;
- ребенок чрезмерно агрессивен;
- ребенок всегда спорит с родителями и другими взрослыми, не слушается;
- специально вызывает раздражение других людей;
- не умеет играть и вообще общаться с другими детьми, сверстниками;
- часто нервничает или злится, порой совершенно без причины;
- очень упрямый;
- часто встречаются припадки истерии;
- не хочет учиться, не хочет вообще ничего делать с другими и по расписанию;
- очень долго помнит обиды и часто напоминает о них обидчикам.

В случае если в поведении ребенка замечены четыре и более из нижеперечисленных схем поведения, это прямое показание для обращения за помощью к дипломированному психологу и психиатру.

Лечение раздражительности ребенка у психолога и психиатра.

В каких случаях необходимо участие психиатра? Каким образом родителям ребенка не ошибиться и определить его заболевание? Проблема отделения зерен от плевел стоит в этом вопросе особенно остро. Поскольку определение оппозиционно-вызывающего расстройства осложнено тем, что большинство современных детей симптоматически ведут себя достаточно вызывающе, и даже, агрессивно, воспитаны без чувства уважения к старшим. В связи с изложенным, нужно не просто рассматривать поведение самого ребенка, но и тщательно изучить поведенческие факторы его окружения.
При обращении к детскому психологу или психиатру, им сначала выявляются возможные сопутствующие хронические заболевания. Это могут быть и психиатрические расстройства - дефицит внимания, тревожность или расстройство поведения. Сопутствующие синдрому оппозиционно-вызывающего расстройства, другие заболевания должны быть подвергнуты одновременному излечению. Во время лечения следует устранить причины подобных расстройств, например, переехать в другой район или перевести ребенка в другую школу. Параллельно необходимо ласково, но требовательно общаться с ребенком, настраивать его на необходимость лечения, объяснять суть его болезни и логику излечения.
Обычно лечение заключается в комплексе лекарственной терапии, сочетающееся с психотерапией, тестами и беседами психолога с ребенком и его родителями. Для положительного и скорого результата, родители обязаны научиться устанавливать эмоциональную связь с ребенком, особенно с ребенком в переходном возрасте, научиться быть справедливыми, внимательными, заинтересованными и неравнодушным к чаяниям и проблемам ребенка. Кроме того, опытный психолог научит родителей и близких ребенка заново установить нормальную, здоровую психо-эмоциональную атмосферу в семье, научит эффективно разрешать различные конфликтные ситуации без лишних споров и эксцессов.

Надо ли лечить нервного ребенка?

Пpичины невpопатии и нервности вообще pазличны: это может быть и вpожденной особенностью хаpактеpа, и следствием наpушений в течении беpеменности, pеже - следствием наpушений мозга пpи pодах. Все эти пpичины ведут к изменению течения неpвных пpоцессов - своего pода слабости неpвной системы.

Согласно академику Павлову в нервной системе существует два основных физиологических процесса: процесс возбуждения и торможения. Чем правильнее баланс между этими процессами, тем легче жить ребенку и его окружающим.

Академик Павлов научно подтвердил общий принцип двоичности человеческого организма, описанный в более красочной и художественной форме во многих древних философских учениях и философско-медицинских системах. Например, китайские Янь (мужское начало) и Инь (женское начало). Янь – это возбуждение. Инь – это торможение.

Как же мы можем установить их баланс в организме нервного ребенка, так сказать «достигнуть полного Фэн-шуя». Двумя способами: усилить процесс торможения; подавить процесс возбуждения.

При сильном повреждении мозга новорожденного страдают оба процесса. При этом заметнее всего нарушение процесса возбуждения: ребенок впадает в кому, затем ему ставится диагноз «синдром угнетения». При поражении мозга средней степени заметнее поражение процесса торможения: наряду с другими болезненными признаками заметно возбуждение ребенка.

Поскольку в человеческом организме процесс торможения наиболее раним и чувствителен к повреждающим воздействиям, то при слабом поражении мозга у ребенка первого года жизни может отмечаться только синдром повышенной нейро-рефлекторной возбудимости, переходящий затем в невропатию (повышенную нервность). С возpастом (обычно к 7-8 годам) неpвная система становится "сильнее" и неpвность пpоявляется слабе, хотя pедко исчезает полностью. У взрослых остающаяся с детства слабость нервной системы может проявляться в виде различных неврозов, «вредности характера», головной боли, психосоматических заболеваний и так называемой «вегето-сосудистой дистонии».

Как же мы можем помочь нервному ребенку и его родителям и предотвратить превращение нервного и капризного ребенка в «вечно больного» взрослого?

Чем меньше ребенок, тем выше нейропластичность мозга, тем больше возможность помочь созреть поврежденному процессу торможения путем приема лекарств, «подпитывающих» процесс торможения. Чтобы «пострадавшая» неpвная система быстpее окpепла и была более устойчивой в стаpшем возpасте - ей надо помогать - давать лекаpства для "подкоpмки" неpвных клеток как можно раньше. Такие лекаpство - это основное лечение, так как оно напpавлено на пpичины неpвности. Какие лекаpства давать, как много и как долго - у каждого pебенка вопpос pешается индивидуально! Пpежде всего надо опpеделить - есть ли у pебенка повpеждения мозговых стpуктуp. Для этого необходимо провести специальные исследования с помощью безвредных ультразвуковых приборов, диафаноскопии и др., начиная с первого года жизни (набор методик исследований определяется мною в зависимости от возраста ребенка).

К сожалению, ко мне за консультацией часто обращаются родители с нервными детьми, которым вовремя не оказали необходимую помощь. Интересно, что больше всего таких детей попадает к нам летом, когда в мой город в гости съезжаются наши земляки, выехавшие на постоянное жительство в Москву и другие города России, Италию, Португалию, Ирландию и т.д.

Если с дальним зарубежьем все понятно - консультация детского невролога стоит там от 400 долларов и больше, то в чем же заключаются наиболее частые ошибки в лечении нервных детей первых лет жизни в странах бывшего СССР?

Во-первых, для подпитки «возбужденного» мозга назначаются неправильные лекарства - пирацетам, энцефабол, инстенон и др. При приеме таких лекарств «подпитка» мозга сопровождается стимуляцией нервных клеток, что может усилить возбуждение ребенка. Поэтому нервному ребенку необходимо назначать только такие «питательные» лекарства, которые избирательно «подпитывают» тормозной процесс, но при этом не усиливают противоположный процесс - возбуждение нервных клеток.

Во-вторых, лечение назначается без проведения исследований, указанных выше. В других случаях исследования проводятся, но на их основе назначается неправильное лечение. Так, например, в наших странах при выявлении гидроцефального синдрома неpвность маленького pебенка неправильно pасценивают как пpизнак повышенного внутpичеpепного давления и назначают ему диакаpб ­­­или другие не нужные или вредные пpепаpаты для снижения внутpичеpепного давления. Однако, мною, при измерении внутричерепного давления у нервных детей с помощью специального ультразвукового прибора (авторское свидетельство на изобретение N1734695) было диагностировано его повышение буквально в нескольких случаях (не чаще одного случая на 100 нервных детей).

В третьих, сейчас модно назначать массаж и лечебную физкультуpу гpудным детям пpи любом отклонении со стоpоны неpвной системы. Однако, у pебенка с неpвностью (у ребенка первого года жизни ее называют синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости) эти процедуры могут уси­­­ливать возбудимость неpвной системы, котоpая и так повышена.

И последнее, чаще всего вместо настоящего лечения нервным детям назначают только успокаивающие лекарства, микстуры и травы. Ребенок на время может стать более спокойным, но время для настоящего лечения упущено.

Итак, существует большое количество лекарств, питающих нервную систему. Но большая часть этих лекарств оказывает стимулирующее действие, сопровождающееся возбуждением ребенка. Только меньшую часть питательных лекарств можно использовать при лечении повреждения мозга, сопровождающего нервностью. При этом, мы не ждем от них непосредственного эффекта в виде успокоения ребенка. Эти питательные лекарства «работают» на перспективу, на будущее ребенка.

С другой стороны, эффект от приема лекарств, подавляющих возбуждение ребенка, виден сразу. Но будет неправильно пользоваться только ими у маленького ребенка. Добившись внешнего эффекта в виде торможения ребенка, мы «замаскируем» будущие проблемы, но не избавимся от них.

После первых лет жизни возможности нейропластичности исчерпываются и регулярное лечение причин нервности лекарствами, подпитывающих процесс торможения, не эффективно. Однако, остается еще большее количество лекарств, угнетающих процесс возбуждения. Но, по сути, они уже не лечат первопричину нервности. Поэтому, они используются не в виде регулярных курсов, а по мере необходимости, для достижения конкретного эффекта и облегчения жизни ребенка их родителей.

По данным используемой мною для подбора лекарств компьютерной программы «Нейрофарм» существует около 200 лекарств, способных корригировать симптомы, связанные с нервностью. Эти лекарства уже не излечивают по-настоящему саму нервную клетку, но помогать ей функционировать. Лучше всего это делают лекарства, называемые транквилизаторами. «Транквилити» - в переводе означает «спокойствие, умиротворение». Старшему поколению хорошо известны эти лекарства - седуксен, элениум, тазепам и т.д.

Правильное воспитание ребенка иногда может быть более эффективным для предупреждения и исправления последствий нервности, чем прием успокаивающих лекарств. Причем, нервного ребенка надо правильно воспитывать с первых месяцев жизни. Зачастую неправильное воспитание - хуже самой нервности, прежде всего для последующей семейной жизни.

Обычно, в конце такого рода статьи доктор приводит какие-либо общие рекомендации, в данном случае - для нервных детей. Но я не считаю себя вправе заочно рекомендовать какое-либо успокаивающее средство, подходящее для всех. Даже успокаивающие травы и седативные сборы должны назначаться индивидуально, так как каждые из них имеют свои особенности. А каждый нервный ребенок - это абсолютно индивидуальный и специфический случай. То есть каждый нервный ребенок, да и взрослый - «нервный по своему». Чтобы подобрать правильное лечение нервному ребенку у меня уходит до 1 часа времени (с учетом проведенных диагностических исследований).

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ, ПРИМЕНИМЫЕ И К СПОКОЙНОМУ РЕБЕНКУ.

Правильным воспитанием можно исправить поведение нервного ребенка, неправильным - превратить здорового ребенка в нервного.

Поощpение и наказание:

Психика ребенка устроена так, что ребенок старается повторять те действия или поступки, которые приносят ему ощущение удовольствия, и не делать то, что ему неприятно. К сожалению, то что для ребенка по­­­лезно (работа по дому, учеба в школе) - не всегда сопровождается чувством удовольствия, а то, что приятно - например, бесконечный просмотр телевизора - является вредным для его здоровья и развития. Если изложить в двух словах суть процесса воспитания, то оно заключается в том, чтобы сделать то, что мы считаем полезным для ребенка приятным для него путем различных поощрений, а то, что мы счи­­­таем вредным для ребенка - неприятным, используя различные наказания.

Всех детей, в том числе и здоровых, нельзя физически наказывать и кричать на них, а также бурно выяснять семейные отношения в их при­­­сутствии. На протяжении многовековой истории человечества родители ограничи­­­вались использованием наиболее простого метода воспитания ребенка ­­­физическим наказанием - для того, чтобы вредные поступки оказывались для него неприятными. Однако, воспитание ребенка сейчас нельзя сравнивать с древностью: современный уровень жизни требует, чтобы он овладевал многочисленными сложными бытовыми навыками и школьными знаниями.

Элементарные эксперименты на лабораторных животных показали, что физическое наказание неэффективно для обучения сложным навыкам: собаку учили просовывать лапу в круг и не просовывать в квадрат. Для этого давали ей кусочек мяса, когда она просовывала лапу в круг, и наказывали разрядом электрического тока, если она совала лапу в квадрат. В резуль­­­тате эксперимента собака вообще перестала протягивать лапу к кругу, боясь получить удар за "квадрат". А просовывать лапу только в круг нау­­­чилась другая собака, которую только поощряли, но не наказывали.

Аналогичные эксперименты устраивают некоторые родители над своим ребенком, когда грозят ему: "Посмей только принести мне еще раз двойку". В этом случае вы можете быть уверены, что, запуганный этой возможностью, ребенок не сможет решить задачи на контрольной по математике и принесет домой двойку. С другой стороны обещание большой награды может тоже вызвать сильное волнение ребенка с нарушением тонкой дифференцировки в мозгу и вследствие этого затруднение в выполнении сложного учебного задания.

Таким образом, наиболее эффективны "мягкие" формы поощрения и нака­­­зания. Физическое наказание может быть эффек­­­тивным только в виде исключения при очень серьезных про­­­ступках, граничащих с преступлением: воровство, убийство или мучение домашних животных и т.д. Однако, потакание всем прихотям ребенка вообще недопустимо при воспитании, то тем более недопустимо оно при воспитании ребенка с невропатией. Хвалить такого ребенка надо, когда он достоин похвалы, но не чрезмерно; наказывать - строго по справедливости. Частой ошибкой по отношению неpвному pебенку или к pебенку с наpуше­­­ниями неpвной системы является ложная «жалость», приводящая к вседозволенности. Логика здесь пpостая, хотя и непpавильная, если pебенок здоpов, то с него можно стpого спpосить и тpебовать пpавильного поведения, а если "болен" - надо безpопотно сносить все его выходки. Конечно, pебенок с неpвностью или дpугими наpушениями неpвной системы тpебует особого отношения и заботы pодителей, но это не имеет отношения к вседозволенности.

Необходимо установить общие правила общения с ребенком для всех членов семьи и строго их придерживаться. Правильное воспитание со стороны одного или нескольких членов семьи не принесет своего эффекта, если родители, бабушки и дедушки в вопросах воспитания противоречат друг -другу и ведут себя по разному с ребенком. Недопустимы такие разногласия, ко­­­гда один из родителей разрешает ребенку что-либо делать, а другой запре­­­щает. Чтобы предотвратить это - ознакомьте с этими рекомендациями других членов семьи и при очередной консультации ребенка захватите их с собой ко мне на прием.

Общение с нервным ребенком требует гибкости, деликатности и такта . Основные требования: ­­­не изнеживать его, не воевать с ним, хотя он непрерывно провоцирует на это, но и не капитулировать перед ним. Если родители начинают кричать на него, он будет кричать еще сильнее, доходя до неистовства. Следует помнить, что порог возбудимости у него снижен. То, что взрослые просто не воспринимают, такого ребенка раздражает, непереносимо для него. Работающий с приглушенным звуком телевизор для него,спящего в комнате,-то же самое, что для его родителей бульдозер, работающий под окном спальни. Поэтому тишина, спокойное сдержанное поведение взрослых - условие его спокойствия, сдержанности. В шумной семье такой ребенок находится в состоянии постоянного перевозбуждения. Поэтому родителям необходимо обратить внимание и на собственную психику - если вам трудно себя контролировать, то необходимо и для вас подобрать индивидуальный набор успокаиващих лекарств или растений.

Итак, все спокойны рядом с невропатичным, нервным ребенком, никто не повышает голоса. Его не дергают поминутно мелкими запретами, укорами, замечаниями. Родители должны некоторые мелочи «не замечать», т.к. жизнь такого ребенка станет неперено­­­симой, если каждый проступок (вся его жизнь до 7 лет - сплошной проступок в глазах строгих родителей) будет вызывать реакцию взрослых. Он слишком громко закричал от радости, возбуждения, сдвинул ковер на полу, случайно задел и разбил стоявшую у края стола посуду, ест стоя. Конечно, все это неприятно, но у ребенка врожденная детская нервность, и родители все это благоразумно не должны замечать. Но вот он в гневе ударил бабушку или, скажем, упорно берет и зажигает спички, или, вопреки запрету, подошел к плите, на которой кипит в кастрюле суп. Вот это уже проступок. В этом случае не должно быть места колебаниям. Ему строго указывают на недопустимость таких действий. Вся семья отворачивается от него, с ним никто не общается. Он впадает в истерику, но все продолжают заниматься своими делами, как будто ничего не происходит, и он постепенно успокаивается.

Нервный ребенок быстро устает, поэтому его не следует водить на детские утренники, в цирк. Там он быстро истощится от впечатлений, перевозбудится и это кончится или бессонной ночью, или он на несколько дней выйдет из строя, будет капризнее обычного. По телевизору ему можно смотреть только детские мультипликационные фильмы и не более того.

Ребенок, страдающий невропатией, склонен к тому, чтобы быстро развиваться психически, но не следует стремиться сделать из него вундеркинда. Больше внимания необходимо уделять нравственному воспитанию ребенка. Его неустанно готовят к бесконфликтному и равноправному общению со сверстниками, укрепляют его психику и физическое развитие.

Нервный ребенок часто предрасположен к истерическому типу реагирования. В таком случае Вам необходимо дополнительно познакомиться с рекомендациями «Истерики и «вредность» маленьких детей» или «ИСТЕРИЧЕСКИЕ ПРИСТУПЫ У СТАРШИХ ДЕТЕЙ

Дифференцированное положительное действие на психику ребенка оказы­­­вает цвет , в который окрашено помещение: голубой цвет успокаивает воз­­­бужденных детей, желтый - показан при депрессии и пониженном настроении, зеленый - повышает работоспособность. Не рекомендуются синий, красный, фиолетовый цвета, вызывающие быстрое утомление.

ДЕТСКИЙ САД И ШКОЛА

Нервные дети чаще всего любят общаться со взрослыми, особенно с добренькими, уступающими ему, восхищающимися и умиляющимися им "тетеньками и дяденьками", а ему необходимо освоить очень трудное для него общение со сверстниками.

Поэтому, следует поощрять игры и общение ребенка со сверстниками, посещение детского сада. Общая рекомендация - начать посещать детский коллектив лучше как можно раньше - чем позднее вы это сделаете, тем труднее ребенку будет приспособиться. Однако, если у ребенка выражен «слабый» тип невропатии, при которой ребенок боязлив, не способен дать отпор, склонен к страхам, переживаниям, постоянно плачет, то можно прогнозировать усиление его нервности при посещении детского сада (ознакомьтесь с рекомендациями «Если ребенка дразнят», « Проблемы в детском саду»). Такому ребенку в детский сад лучше пойти уже только в 5 или 6 лет - в подготовительную к школе группу. Но одного-двух товарищей-сверстников, спокойных и покладистых в играх с ним, для него следует найти задолго до того, как он пойдет в детский сад.

Если ребенок не посещает детсад, то он должен чаще играть с другими детьми, чтобы приобрести навыки общения, которые понадобятся ему в школе. Ребенок быстрее привыкнет к школе, если пойдет в первый класс, имея уже какие-то знания по чтению и письму. Требования к успеваемости должны соответствовать возможностям ребенка и особенностям его характера.

Если воспитателю или учителю придется уделять особое внимание вашему ребенку, особенно в случае тяжелого характера ребенка, постарайтесь установить с ним индивидуальный контакт, чтобы он лично был заинтересован в этом. Но не нужно, чтобы воспитатель или учитель потакал ребенку. Познакомьте его с этими рекомендациями, чтобы он знал об особенностях своей работы с вашим ребенком. Родители ребенка должны своевременно сообщать учителю о колебаниях поведения и настроения у ребенка.

Как помочь ребенку преодолеть стресс, если он неизбежен .

Чаще всего неизбежные стрессы связаны с расставанием, посещением врача или парикмахера, больницей. Отношение ребенка к этим событиям связано в первую очередь с тем, как их переживает взрослый – дети заражаются от тревожности родителей и, наоборот, могут в расслабленном состоянии легче переносить и быстрее забывать все то, чего боятся взрослые. Поэтому, необходимо прежде всего перестать бояться самим взрослым. Далее, необходимо провести предварительную ознакомительную работу по поводу того, что ребенку предстоит, однако информация должна быть избирательна – нужно исключить все "страшилки" и не допускать общения с детьми, которые могут возбудить или напугать вашего ребенка. То, что полезно для подготовки к предстоящему событию, должно быть рассказано с указанием на важные моменты поведения – что нужно открыть рот, что будут щипцы и т.д. Если ребенок маленький (до 3 лет), то лучше вообще отказаться от подготовительной работы и провести его через стресс неожиданно. И еще один совет – еще до неприятного события начинайте выстраивать перспективные жизненные планы на время после того, как это событие окончится. Это позволит ребенку прочувствовать, что все неприятное конечно, и затем наступит светлая полоса жизни. Все вышесказанное относится прежде всего к здоровым детям - но детям с невропатией только психологических приемов преодоления стресса недостаточно.

Наиболее простой способ преодоления и «сглаживания» стресса и у детей, и у взрослых - это использование траквилизаторов. «Транквилити» в переводе означает - покой, успокоение. Действие этих лекарств заключается в предотвращении и «снятии» страха, тревоги, возбуждения. Автор этих строк принимает такое лекарство за час перед посещением зубного врача. Конечно, боли от этого не бывает меньше, но в кресло стоматолога садишься без дрожи и потения.

К сожалению, в последние годы транквилизаторы стали практически недоступными для жителей Украины из-за ошибок депутатов нашей Верховной Рады, принявших неумные законы: см. раздел на сайте "Как выжить при столкновении с медициной" - "Психопатология законотворческой деятельности". Конечно, в ряде случаев помочь при стрессе могут и более слабые успокаивающие лекарства, не вызывающего привыкания ни при каких условиях. Поэтому, с помощью компьютерной программы «Нейрофарм» я могу подобрать оптимальный набор лекарств для предотвращения стресса и с учетом психики ребенка, и с учетом их доступности.

Нервность ребенка в зависимости от его возраста и особенностей может проявляться в более конкретных нервных расстройствах. Могут иметь место: истерики и вредность, аффективно-респираторные приступы, двигательная расторможенность, гиперактивность и неусидчивость вследствие дефицита внимания или ГРДВ (гиперкинетическое расстройство с дефицитом внимания), агрессивность, негативизм, застенчивость, неаккуратность, жадность, эгоизм, склонность к кусанию ногтей, проблемы в школе и семье и многое другое. Обо всем этом вы можете прочитать на моем сайте в других главах этого раздела.

Естественно, и лечение нервности различно для ее конкретных форм.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!