Перспективный план по экологии во второй младшей группе. План мероприятий на год экологии в первой младшей группе План экологии 1 младшей группе

Наталья Русинова
Перспективный план по экологическому воспитанию на год для первой младшей группы

Январь

С детьми:

Целевая прогулка «Снежный ком»

Цель: закрепление знаний свойств снега: он лепится, из него можно скатать комок; в теплых руках снег тает и превращается в воду.

Игры-опыты с водой

Цель: показать, что вода прозрачная, но ее можно окрасить в любой цвет или сделать грязной; что на вкус она отличается от сока, молока; что при низкой температуре может превратиться в лед.

С родителями:

Анкетирование родителей на тему «Экологическое образование в семье»

Цель: показать значимость экологического воспитания в ясельном возрасте, раскрыть цель и задачи. Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования. Повысить эколого – педагогическую культуру родителей.

Февраль

С детьми:

Занятие «Пернатые друзья»

Цель: познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синичка, голубь). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к "братьям нашим меньшим"

С родителями:

Экологическая газета на тему «Помогите птицам»

Цель: способствовать коммуникации родителей через обсуждение указанной темы. Уточнить и расширить представление родителей и детей о птицах родного края.

Март

С детьми:

Занятие №1. «Мы посадим лук»

С родителями:

Консультация на тему «Не причиняя вреда природе»

Апрель

С детьми:

Экологический проект по теме «Зелёный лучок»

Цель: дать представление о луковице (жёлтая, круглая, гладкая, есть верхушка, корешок) Привлекать к наблюдению за ростом зелёных пёрышков. Дать понятие о том, чем лук полезен. Вызвать интерес и желание ухаживать за ним.

Занятие №2. «Зелёные пёрышки»

С родителями:

Акция «День Плюшкина». Сбор макулатуры, пластиковых бутылок, картона.

Цель: познакомить родителей с простейшей природоохранной деятельностью. Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования.

Май

С детьми:

Занятие по теме «Котенька-коток и его друзья»

Цель: дать первоначальное представления о домашних животных (корова, коза, лошадь); их внешнем виде, повадках, чем питаются; прививать добрые чувства к домашним животным. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим.

Анкетирование на тему: «Экология-мы-дети»»

Цель: повысить эколого-педагогическую культуру родителей и их роль в воспитании социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир.

Июнь

С детьми:

Целевая прогулка «Здравствуйте, травушка-муравушка и золотой одуванчик»

Цель: уточнить знания детей о весенней траве (зеленая, нежная, шелковистая) и одуванчике (желтый, круглый, похожий на солнышко, длинные узкие лепестки, зубчатые листья, об условиях, необходимых для роста (солнце, свет, тепло, вода, земля); дать знания о связях в природе: бабочки пьют сладкий сок цветов не будет цветов – не будет и бабочек; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

С родителями:

Папка-передвижка «Люби и охраняй окружающую природу»

Июль

С детьми:

Занятие «Солнышко лучистое»

Цель: формировать понятие о том, что для жизни на земле нужно солнце, воспитывать умение радоваться солнышку.

Консультация для родителей на тему «Сокровища леса»

Цель: повысить эколого-педагогическую культуру родителей, активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования.

Август

С детьми:

Экологическая игра «Зоопарк»

Цель: продолжать знакомить детей с дикими животными, используя различные иллюстрации; дать понятие о том, что разные животные живут в разных климатических условиях (белый медведь – на Севере, верблюд – в пустыне).

С родителями:

Фотоколлаж на тему «Отдыхаем, не вредя!»

(семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, на даче)

Цель: повысить коммукативность родителей на основе свободного обмена семейным опытом. Познакомиться с традициями семейного воспитания.

Сентябрь

С детьми:

Занятие «Овощи, фрукты»

Цель: учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине 2-3 вида овощей и фруктов.

С родителями:

Совместная уборка листвы с участка группы

Цель: воспитывать у родителей желание участвовать в совместной трудовой экологической деятельности.

Октябрь

С детьми:

Прогулка по участку детского сада «Листопад»

Цель: знакомство с новым временем года – осенью, с сезонными изменениями в природе, с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского сада. Рассказать о значении тепла, воды для деревьев. Дать понятие о листопаде. Учить любоваться осенними листьями, различать листья по цвету.

С родителями:

Совместный сбор листьев и изготовление гербария.

Цель: активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования. Повысить эколого – педагогическую культуру родителей.

Ноябрь

С детьми:

Занятие «Природа наш родной дом»

Цель: учить на деле и в доступной форме помогать природе, учить определять и называть состояние погоды. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе.

С родителями:

Конкурс «Самая красивая кормушка»

Цель: познакомить родителей с простейшей природоохранной деятельностью, активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования.

Декабрь

С детьми:

Занятие «Поможем птицам зимой»

Цель: познакомить детей с зимующими птицами: воробьями, сороками, синицы, снегири, вороны, голуби; с особенностями их поведения (им зимой холодно и голодно, их надо подкармливать, для этого необходимо делать кормушки и каждый день насыпать туда корм). Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям.

С родителями:

Конкурс самоделок «Волшебные снежинки!»

Цель: активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования. Повысить эколого – педагогическую культуру родителей.

Посади огород» - овладение действием замещения.
«Узнай на вкус» -
«Угадай растение по описанию» -
«Найди листок, какой покажу» - учить детей находить листочки по показу.
«Лото» - упражнять в умении объединять предметы по месту их произрастания
«Сложи картинку» (пейзажные) – учить собирать из частей целое



«Когда это бывает» -
«Угадай, чей хвост» -

Отгадай мою загадку» (о животных леса)- учить отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова.
«Кто, что любит» (домашние животные) - уточнить представления детей о том, чем питаются домашние животные.
«Угадай, что в руке» (игр. упр)- учить узнавать названный предмет, с помощью одного из анализаторов.
«Когда это бывает» - учить по словесному описанию, находить нужные картинки.
«Угадай, чей хвост» - закреплять умение различать и называть животных, развивать способность анализировать.
«Найди растение похожее на травку» - по словесному указанию находить нужное растение. закреплять название комнатных растений

Когда это бывает» (загадки) - учить отгадывать загадки по характерным признакам.
«Какая сегодня погода» (сюжетные картинки) – учить по описанию выбирать нужные картинки.
«Найди маму» (дикие животные) - учить называть животных и их детёнышей. Подбирать парные картинки.
«Узнай по вкусу» (овощи и фрукты) - упражнять в определении вкуса овощей и фруктов(сладкий, кислый, соленый, горький)
«Вороны» (слов игра) – развитие слухового внимания, умения двигаться в соответствии с произносимыми словами.

«Найди дерево по описанию» - умение учитывать названые признаки предмета; развивать наблюдательность
«Кто, где живет» (с элементами моделирования) - закреплять умение детей систематизировать животных по среде обитания.
«Собери цветок из частей» - учить собирать из частей целое (синтез). Закреплять названия частей растения.
«Кто, как двигается» (с элементами моделирования) - закрепить умение детей систематизировать животных по способу передвижения. (ноги, крылья, плавники).
«Чья это тень» - закреплять названия животных, учить определять животное по силуэту.


Примерный план работы по экологическому воспитанию в младшей группе

Тема

Цель

Форма работы
1 2 3 4
Мониторинг (

сентябрь
1 Овощи, фрукты Учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине 2-3 вида овощей и фруктов. Беседа. Рассматривание овощей, фруктов. Чтение сказки «Спор овощей». Дидактические игры: «Что растет на дереве, а что на земле»; «Узнай по вкусу»; «Сбор урожая». Драматизация сказки «Репка». Аппликация «Фрукты на тарелке». Рисование: «Яблоко». Целевая прогулка в огород. Поделки из природно- бросового материала. 2 Цветы на клумбе. Познакомить детей со строением цветка: стебель, листья, цветы, корешки, имеет запах. Учить сравнивать садовые цветы: астра, календула. Воспитывать бережное отношение к растениям. Дидактические игры: «Чудесный мешочек»; «Угадай по запаху». Целевая прогулка в огород. Поделки из природно- бросового материала. 3 Травушка- муравушка. Познакомить детей с травами: травка-муравка, подорожник. Дидактические игры: «Чудесный мешочек»; «Угадай по запаху». Рисование: «Травка для зайчат». Целевая прогулка в огород. Поделки из природно- бросового материала. 4 Солнышко лучистое. Формировать понятие о том, что для жизни на земле нужно солнце. Дидактическая игра: «Солнышко и туча». Игровое упражнение «Солнечный зайчик». Подвижная игра «Солнышко и дождик».
Октябрь
1 В гости к деревьям. Познакомить детей с деревьями (береза, рябина, клен), где они растут, зачем нужны. Учить находить и называть ствол, ветви, листья, корень. Экскурсия по экологической тропе. Наблюдения за деревьями. Беседа о деревьях. Чтение стихотворения Н. Саконской «В лесу». Дидактические игры: «Найди по месту дерево», «Найди то, о чем расскажу». Слушание песни «Листопад» муз. Т. Покатенко. Труд в природе: сбор осенних листьев. Сравнивание игрушечной елки с живой елью на участке. Чтение произведения Пришвина «Листопад». 2 Комнатные цветы в уголке природы. Расширять представления детей о комнатных цветах (фикус). Упражнять в умении описывать растение, сравнивать со знакомыми (герань). Познакомить с разными способами ухода за растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям и деревьям. Дидактические игры: «Покажем Мишке уголок природы», «От какого растения листья?» (с использованием моделей). 3 Дождик, лей, лей! Показать, что осенний дождь может быть разным, выявить простейшие связи между явлениями природы. Слушание произведения «Грустный дождик» - муз. Д. Кобалевского. Подвижная игра «Солнышко и дождик». Рисование «Идет дождь». Заучивание потешки «Радуга-дуга». Закличка «Дождик, лей, лей, лей»
ноябрь

1 Золотая осень. Расширять знания детей о приспособленности растений к изменениям окружающей природы. Учить определять и называть состояние погоды. Загадывание загадок. Рассматривание картины «Золотая осень». Беседа об осени. Рисование «Листопад». 2 Кто живет в лесу. Дать первоначальное представление о диких животных (заяц, медведь, лиса, волк). Учить видеть и называть отличительные особенности внешнего вида. Поощрять желание больше узнавать о них. Рассматривание картин с изображением диких животных. Потешка «Идет лисичка по мосту». Чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Драматизация русской народной сказки «Теремок». Сказка на фланелеграфе «Три медведя». Чтение «Волчишко», «Зачем зайчику другая шубка» Е. Чарушина. Хороводная игра «Зайка беленький сидит». Дидактические игры: «Кто где живет?», «Скажи ласково», «Найди детеныша». 3 Ветер. Показать природное явление – ветер. Учить определять ветреную погоду. Чтение А.С. Пушкина «Ветер, ветер». Игры с султанчиками, бег с ленточками.
Декабрь
1 Котенька-коток и его друзья. Дать первоначальное представление о домашних животных (корова, коза, лошадь), навыках, чем питаются. Прививать добрые чувства к домашним животным. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим. Потешки: «Котик, коток», «Ты, собачка, не лай». Лепка «Прянички» по русской народной сказке «Кисонька мурысонька». Настольный театр «Волк и семеро козля». Рассматривание картин с изображением домашних животных. Сказка «Бычок – смоляной бочок». Дидактические игры: «Чьи это детки», «Что дает корова», «Кто живет на бабушкином дворе». 2 Зимний лес полон чудес. Уточнить и расширить представления о диких животных, об их приспособленности к изменениям окружающей среды. Воспитывать любовь и заботу животных. Путешествие в зимний сказочный лес. Чтение «Зачем зайчику другая шубка?». Лепка «Зайка беленький сидит». Загадки о животных. Рассматривание картины «Зайцы в лесу». 3 Водичка-водичка. Дать элементарные представления о свойствах воды. Подвести детей к выводу о необходимости воды для всего живого. Познакомить с процессом превращения воды в лед снега в воду. Потешка «Водичка-водичка». Беседа «Для чего нужна вода?». Опыт: «Таяние снега, замерзание воды». Изготовление цветных льдинок. Узнаем какая вода.
Январь
1 Курочка-Ряба и ее соседи. Дать представление о домашних птицах (курица, утка, гусь), как они выглядят, как «разговаривают», чем питаются, какую пользу приносят, чем отличаются птицы от своих детенышей (птенцов). Воспитывать заботливое отношение к домашним птицам. Дидактические игры: «На птичьем дворе», «Чей детеныш?», «Кто как кричит?», «Назови ласково». Рассказы Ю. Дмитриева «Дети всякие бывают», «Цыплята и воробьята», «Утята и цыплята». Хр.см. для маленьких: 1987г. Ст.339-340. Сказка «Петушок и бобовое зернышко». Рассказ «Маленький утенок». Каралийчев А. Песенка «Жили у бабуси». Рисование «Заборчик для Петушка» (по ил. Ю.Васнецова к потешке «Петушок»). 2 Пернатые друзья. Познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синица, голубь). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к братьям нашим меньшим. Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот». Игра- забава «Наседка и цыплята». Наблюдение за птицами на участке. Слушание песни «Птичка» - муз. Г. Фрида. Рассматривание картины «Таня и голуби». Рассматривание иллюстраций с
изображение птиц. Дидактическая игра «Найди пару». Игра «Голуби и воробьи». 3 Воздух вокруг нас. Познакомить с понятием «воздух» и его свойствами (прозрачный, легкий, без запаха), ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть. Опыт «Что в пакете?». Игры с воздушным шаром и соломинкой. Надувание мыльных пузырей.
Февраль
1 Где живет золотая рыбка. Познакомить детей с некоторыми названиями рыб. Учить узнавать и называть вуалехвоста, отличать от золотой рыбки. Развивать умения видеть характерные признаки и проводить по ним сравнение. Воспитывать желание ухаживать за рыбками. Беседа о рыбках. Наблюдения за рыбками. Рассматривание иллюстраций с рыбками. Игра «Хорошо – плохо». Рисование «Рыбки в аквариуме». Чтение «Где спит рыбка» - Токмаковой И. 2 Волшебница зима. Расширять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать интерес ко всему живому. Чтение Воронкова Л. «Снег идет». Стихотворение Берестова В. «Снегопад». Рисование «Вот зима, кругом бело», «Уж ты, зимушка-зима». Подвижная игра «Снежинки и ветер». Наблюдение за погодой на участке. 3 Снеговичок. Дать представление о свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника (света) тепла. Рассматривание картины с зимним пейзажем. Беседа о зиме. Игра «Когда это бывает?» Опыт со снегом. Постройка снеговика на участке. 4 Посадка лука. Дать представление о луковице (желтая, круглая, гладкая, есть верхушка, корешок). Формировать навык посадки луковицы. Привлекать к наблюдению за ростом зеленых перышек. Развивать интерес и желание ухаживать за ним. Загадки о луке. Рассматривание луковицы. Опыт с луком. Наблюдение за ростом лука. Рассматривание появившихся зеленых перышек. Беседа со сверстниками и взрослыми о впечатлениях. Сравнение вновь посаженной луковицы с ранее высаженной.
Март
1 Весна пришла. Познакомить с характерными особенностями весенней погоды. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе. Чтение стихотворения Клоковой М. «Зима прошла», А. Плещеева «Весна», А. Мошков «Ласточка примчалась», А. Толстой «Птица свела гнездо». Рисование «Сосульки длинные и короткие». Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?». 2 Я – человек. Познакомить с телом человека, его строением. Дать представление об органах чувств, их охрана и назначение. Развивать сенсорную чувствительность разных органов чувств. Рассматривание книги «Мое тело». Беседа. Дидактические игры: «Строение человека», «Угадай на вкус», «Запахи». Игры: «Кто я?», «Узнай по голосу». Развлечения: «Веселые человечки играют», «Нарисуй свой портрет», «Наши помощники». 3 Береги живое. Рассказать о том, как люди помогают природе. Вспомнить, как они ей помогали. Воспитывать желание помогать слабым беззащитным, бережно относиться к природе. Дидактическая игра «Хорошо-плохо». Путешествие на полянку. Чтение стихотворения Моштаковой «Жил на свете один человек». Наблюдение. Беседа. Игра «Убери мусор на поляне». 4 Какой песок, какая глина. Познакомить со свойством и качеством песка, глины. Создать условия для их выявления. Учить делать логические выводы. На собственном опыте убеждать детей в изменениях свойства песка. Показать детям водопроницаемость песка и глины. Опыт с песком и глиной. Рассматривание песка и глины. Выставка глиняных игрушек. Игры с песком. Лепка пирожков и печенья. Лепка из глины «Лепешки большие и маленькие».

Апрель
1 Экологическая тропинка. Расширять знания детей о растениях. Показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период. Воспитывать бережное отношение к природе. Целевая прогулка по объектам экологической тропинки. Разучивание стихотворений о природе. Рассматривание картины «Весна». Рисование «Одуванчики на траве». Стихотворение Александровой «Одуванчик». Стихотворение Благининой «Яблонька». 2 Насекомые – маленькие помощники. Подвести к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых. Формировать желание наблюдать за ними. Воспитывать доброе отношение к миру природы. Чтение «Божья коровка» - потешка. Лепка «Червячки для цыплят». Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых. Чтение рассказа «Пестрые крылья» из книги Плешакова «Зеленые страницы». Отгадывание загадок. 3 Посев семян гороха, лука в огороде. Дать представление о семенах гороха, бобов. Формировать навык посадки гороха. Воспитывать интерес и желание ухаживать за ними. Рассматривание семян гороха, маленьких луковичек. Загадки. Чтение художественной литературы. Наблюдение за ростом и развитием посаженных семян. Зарисовки.
Мониторинг (
заполнение персональных карт развития детей)
май
1 Природа наш родной дом. Учить на деле и в доступной форме помогать природе. Учить определять и называть состояние погоды. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе. Рассматривание иллюстраций с изображением живой и неживой природы. Экскурсия по участку детского сада. Наблюдение. Дидактическая игра «Берегите природу». 2 Нужные вещи из ненужных вещей. Дать понятие, что для изготовления различных вещей и предметов необходимо сырье. Учить детей логически мыслить, делать правильные экологические выводы. Воспитывать интерес и желание узнать из какого бросового материала можно сделать те или иные предметы. Рассматривание игрушек, предметов. Выставка игрушек, которые можно сделать из бросового материала и природного. Беседа. Дидактическая игра «Что из чего сделано». 3 Игрушки и предметы из бумаги и древесины. Познакомить со свойством и качеством бумаги и древесины. Опыт с бумагой. Опыт с древесиной. Рассказ о бумаге и древесине. Рассматривание иллюстраций предметов. Дидактическая игра «Найди и покажи».

Библиотека
материалов

Соколова Ольга Владимировна

Старший воспитатель

СП ГБОУ СОШ №6 г.о. Отрадный Самарской области «Детский сад №14»

Перспективный план по экологическому воспитанию во второй младшей группе

Тема занятий

Цель наблюдений

Формы работы

СЕНТЯБРЬ

1. Овощи, фрукты

2. Цветы на клумбе

3.Травушка - муравушка

4. Солнышко лучистое

Учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине 2-3 вида овощей и фруктов.

Познакомить детей со строением цветка: стебель, листья, цветы, корешки, имеет запах. Учить сравнивать садовые цветы: астра, календула. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Познакомить детей с травами: травка-муравка, подорожник.

Формировать понятие о том, что для жизни на земле нужно солнце.

Беседа

Рассматривание овощей, фруктов

Чтение сказки "Спор овощей"

Дидактические игры:

"Что растёт на дереве, а что в земле",

" Чудесный мешочек",

" Угадай по запаху",

" Узнай по вкусу",

" Сбор урожая",

" Солнышко и туча"

Драматизация сказки " Репка"

Аппликация " Фрукты на тарелке"

Рисование " Яблоко", " Трава для зайчат"

Рассматривание луговых растений

Поделки из природно-бросового материала

Целевая прогулка в огород

Игровое упражнение " Солнечный зайчик"

Подвижная игра " Солнышко и дождик"

ОКТЯБРЬ

1.В гости к деревьям

2.Комнатные цветы в уголке природы

3. Дождик, лей, лей, лей!

Познакомить детей с деревьями (клён, берёза, ель), где они растут, зачем нужны; находить и называть ствол, ветки, листья, корень.

Расширить представления детей о комнатных цветах (фикус); упражнять в умении описывать растение, сравнивать со знакомым (геранью). Познакомить с разными способами ухода за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям, деревьям.

Показать, что осенний дождь может быть разным, выявить простейшие связи между явлениями природы.

Экскурсия по экологической тропинке

Наблюдения за деревьями

Беседа о деревьях

Чтение стих-я Н. Саконской " В лесу"

Дидактические игры:

"Найди по листу дерево",

"Посадим дерево",

" Найди то, о чём расскажу",

"Покажем мишке уголок природы",

"От какого растения листья?" (с использованием моделей)

Слушание песни "Листопад", музыка Т. Попатенко

Труд в природе: сбор осенних листьев

Сравнение игрушечной ёлки с живой елью на участке

Чтение М. Пришвина " Листопад"

Слушание произведения " Грустный дождик", музыка Д. Кобалевского

Подвижная игра " Солнышко и дождик"

Рисование " Идёт дождь", " Ёлочка- зелёная иголочка"

Заучивание потешки " Радуга- дуга"

Закличка "Дождик, лей, лей, лей"

НОЯБРЬ

1.Золотая осень

2.Кто живёт в лесу

3. Ветер, ветер, ветерок

Расширить знания детей о приспособленности растений к изменениям окружающей природы; учить определять и называть состояние погоды.

Дать первоначальное представление о диких животных (заяц, медведь, лиса, волк); учить выделять и называть отличительные особенности внешнего вида. Поощрять желание больше узнать о них.

Показать природное явление - ветер, учить определять ветреную погоду.

Загадывание загадок

Рассматривание картины " Золотая осень"

Беседа

Рисование " Листопад"

Рассматривание картин с изображением диких животных

Потешка "Идёт лисичка по мосту"

Чтение сказки Д. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго Зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост"

Драматизация р. н. с. "Теремок"

Сказка на фланелеграфе " Три медведя"

Чтение Е. Чарушина "Волчишко"

Зачем зайчику другая шубка?

Хороводная игра "Зайка беленький сидит"

Дидактические игры:

"Кто где живёт",

"Скажи ласково",

"Найди детёныша"

Аппликация " Колючий ёж"

Чтение стих-я А. С. Пушкина "Ветер, ветер"

Игры с султанчиками, бег с ленточками

ДЕКАБРЬ

1.Котенька-коток и его друзья

2..Зимний лес полон чудес

3.Водичка, водичка

Дать первоначальное представления о домашних животных (корова, коза, лошадь); их внешнем виде, повадках, чем питаются; прививать добрые чувства к домашним животным. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим.

Уточнять и расширять представления о диких животных; об их приспособленности к изменениям окружающей среды.

Воспитывать любовь и заботу к животным.

Дать элементарные представления о свойствах воды. Подвести детей к выводу о необходимости воды для всего живого. . Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега -в воду.

Потешки "Котик, коток", " Ты собачка, не лай"

Лепка "Прянички" (по р. н. п. "Кисонька- мурысенька")

Настольный театр " Волк и 7 козлят"

Рассматривание картины с изображением домашних животных

Сказка " Бычок - смоляной бочок"

Дидактические игры:

"Чьи детки?",

"Что даёт корова",

"Кто живёт на бабушкином дворе"

Путешествие в Зимний сказочный лес

Зачем зайчику другая шубка?

Лепка "Зайка беленький сидит"

Загадки

Рассматривание картины " Зайцы в лесу"

Потешка "Водичка, водичка."

Беседа "Для чего нужна вода?"

Опыт "Таяние снега, замерзание воды"

Изготовление цветных льдинок

Узнаем, какая вода

ЯНВАРЬ

Курочка - Ряба и её соседи

2.Пернатые друзья

3. Воздух вокруг нас

Дать представление о домашних птицах: курице, утке, гусе (как они выглядят, как "разговаривают", чем питаются, какую пользу приносят, чем отличаются птицы от своих детёнышей-птенцов). Воспитывать заботливое отношение к домашним птицам.

Познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синичка, голубь). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к "братьям нашим меньшим"

Познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами (прозрачный, лёгкий, без запаха), ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть.

Загадки о животных

Дидактические игры:

" На птичьем дворе",

"Чей детёныш",

"Кто как кричит",

" Назови ласково"

Рассказы Ю. Дмитриева " Дети всякие бывают", "Цыплята и воробьята", " Утята и цыплята". (см. Хрестоматия для маленьких. -М.: просвещение, 1987.-с. 339-340)

Сказка " Петушок и бобовое зёрнышко"

Рассказ А. Каралийчев " Маленький утёнок"

Песенка "Жили у бабуси:"

Рисование "Заборчик для петушка" (по илл. Ю. Васнецова к потешке "Петушок")

Аппликация "Жёлтый цыплёнок"

Подвижная игра "Воробышки и автомобиль"

Игра-забава "Наседка и цыплята"

Подвижная игра "Воробышки и кот"

Наблюдения за птицами на участке

Слушание песни "Птички", музыка Г. Фрида

Рассматривание картины "Таня и голуби"

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц

Дидактическая игра "Найди пару"

Игра "Голуби и воробьи"

Аппликация "Скворечник"

Опыт "Что в пакете?"

Игры с воздушным шаром и соломинкой

Надувание мыльных пузырей

ФЕВРАЛЬ

Где живёт золотая рыбка

2.Волшебница- зима

3.Снеговичок

4. Посадка лука

Познакомить детей с некоторыми названиями рыб. Учить узнавать и называть вуалехвоста, отличать от золотой рыбки. Развивать умение видеть характерные признаки и проводить по ним сравнение. Воспитывать желание ухаживать за рыбками.

Расширять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать интерес ко всему живому.

Дать представление о свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника тепла.

Дать представление о луковице (жёлтая, круглая, гладкая, есть верхушка, корешок); Формировать навык посадки луковицы. Привлекать к наблюдению за ростом зелёных пёрышков. Вызвать интерес и желание ухаживать за ним.

Беседа о рыбах

Наблюдения за рыбками

Рассматривание иллюстраций с рыбками

Игра "Хорошо- плохо"

Рисование "Рыбки в аквариуме"

Чтение И. Токмаковой "Где спит рыбка"

Чтение произведения Л. Воронкова "Снег идёт"

Стих-е В. Берестов "Снегопад"

Рисование "Вот зима- кругом бело"

-"Уж ты ты, зимушка- зима"

Подвижная игра "Снежинки и ветер"

Наблюдения за погодой на участке

Рассматривание картины с зимним пейзажом

Беседа о зиме

Игра "Когда это бывает"

Опыт со снегом

Постройка снеговика на участке

Загадки о луке

Рассматривание луковицы

Опыт с луком

Наблюдение за ростом лука

Рассматривание появившихся зелёных пёрышков

Беседа о впечатлениях со сверстниками и взрослыми

Сравнение вновь посаженой луковицы с раннее посаженой

МАРТ

1.Весна пришла

Я - человек

"Береги живое"

Какой песок, какая глина

Познакомить детей с характерными особенностями весенней погоды. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

Познакомить с телом человека, его строением. Дать представление об органах чувств, их охрана и назначение. Развивать сенсорную чувствительность разных органов чувств.

Рассказать детям о том, как люди помогают природе, вспомнить как они ей помогали. Воспитывать желание помогать слабым, беззащитным, бережно относится к природе.

Познакомить со свойством и качеством песка, глины; создать условия для их выявления; учить делать логические выводы; на собственном опыте убеждать детей в изменениях свойств песка. Показать детям водопроницаемость песка и глины.

Чтение стих-я М. Клоковой "Зима прошла"

А. Плещеев "Весна"

А, Майков "Ласточка примчалась"

Л. Толстой "Птица свила гнездо"

Чтение произведений о животных

Аппликация "Весенняя сказка" (по стих-ю В. Берестова ДВ, 1993, N1 стр. 106)

Рисование "Сосульки длинные и короткие"

Дидактическая игра:

"Мир вокруг нас",

"Времена года"

Рассматривание книги "Моё тело", беседа

Дидактические игры:

"Валеология",

"Строение человека",

"Угадай на вкус",

"Запахи"

Игра "Кто я?"

Развлечение "Весёлые человечки играют"

Нарисуй свой портрет

-"Наши помощники"

Дидактическая игра "Хорошо- плохо"

-"Путешествие на полянку"

Чтение стих-я Моштаковой "Жил на свете один человечек"

Наблюдение

Беседа

Игра "Убери мусор на поляне"

Опыт с песком и глиной

Рассматривание песка и глины

Выставка глиняных игрушек

Игры с песком

Лепка пирожков и печенья

Лепка из глины "Лепёшки большие и маленькие"

АПРЕЛЬ

Экологическая тропинка

Насекомые -маленькие помощники

Посев семян гороха, лука в огород

Расширить знания детей о растениях. Показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период. Воспитывать бережное отношение к природе.

Подвести к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых. Формировать желание наблюдать за ними. Воспитывать доброе отношение к миру природы.

Дать представление о семенах гороха, бобов. Формировать навык посадки гороха. Воспитывать интерес и желание ухаживать за ним.

Целевая прогулка по объектам экологической тропинки

Разучивание стихотворений о природе

Рассматривание картины "Весна"

Рисование "Одуванчики в траве", "Деревья на нашем участке".

Стих-е З. Александровой "Одуванчик"

Стих-е Е. Благининой "Яблонька"

Чтение потешки "Божья коровка", разучивание

Лепка "Червячки для цыплят"

Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых

Чтение рассказа "Пёстрые крылья" из книги Плиманова "Зелёные страницы"

Отгадывание загадок

Рассматривание семян гороха, маленьких луковичек (сенчик)

Загадки

Чтение художественной литературы

Наблюдения за ростом и развитием посаженных семян

Зарисовки

МАЙ

1.Природа наш родной дом

2.Нужные вещи из ненужных вещей

3.Игрушки и предметы из бумаги и древесины

Учить на деле и в доступной форме помогать природе, учить определять и называть состояние погоды. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе.

Дать детям понятие, что для изготовления различных вещей и предметов необходимо сырье. Учить детей логически мыслить, делать правильные экологические выводы. Воспитывать интерес и желание узнать из какого бросового материала можно сделать те или иные предметы.

Познакомить со свойством и качеством бумаги, древесины

Чтение притчи Л. Толстого

Рассматривание иллюстраций с изображением живой и неживой природы

Экскурсия по участку д/с

Наблюдения

Дидактическая игра "Береги природу"

Рассматривание игрушек, предметов

Выставка игрушек, которые можно сделать из бросового и природного материала

Беседа

Дидактическая игра "Что из чего сделано"

Опыт с бумагой

Опыт с древесиной

Рассказ о бумаге и древесины

Рассматривание иллюстраций, предметов

Дидактическая игра "Найди и покажи"



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!