Перечислить народные праздники. Русские национальные праздники. Народные праздники стоят особняком

Народные праздники, Православные праздники, Христианские праздники, Церковные праздники - праздники русского народа, связанные с широко распространёнными народными традициями их проведения и обычаями русского народа.

Как правило, народно-православные праздники сопровождаются весёлыми и широкими народными гуляниями, песнями, хороводами и разнообразными гаданиями, молодёжными посиделками и смотринами невест. Но есть и такие дни, где веселью нет места - это дни почитания усопших родных и близких людей, а также праздники, где почитались духи и божества.

Принятие христианства означало начало новой эпохи в жизни Руси. Языческая Русь к этому времени владела не только значительным сельскохозяйственным опытом, знанием закономерностей природы и человеческой жизни, но и достаточно представительным пантеоном языческих богов, системой обрядов, верований, устного народного творчества.
Борясь с прежними верованиями, христианство невольно сохраняло в своих обрядах отблеск языческой старины. Многие христианские праздники, очевидно, не случайно совпадают с языческими. Так, Рождество естественно для многих слилось с чествованием языческого божества торжеств и мира Коляды. И никого нынче не удивляет, что в рождественскую ночь по домам ходят ряженые дети и молодежь и колядуют – желают хозяевам счастья и добра, получают гостинцы.
Многие христианские обряды напрямую исходят из стародавних славянских праздников. Славянские и земледельческие праздники составляли основную пору отдыха после обременительного труда. Все эти праздники были основаны на верованиях и нравах наших предков и многие праздники отмечаются и поныне. И даже самый светлый праздник Пасхи вобрал в себя языческую Радуницу – день памяти по умершим, когда ушедших родных и близких поминают едой, что не принято в христианстве.
Немногим известно ныне, что в старину наши предки отмечали Новый Год 1 марта, а затем 1 сентября, и лишь с 1700 года по указу императора Петра I было приказано отмечать Новый Год 1 января.
Мы не имеем права не помнить наше прошлое и попытаемся, пусть коротко, выборочно рассказать о народно-православных праздниках.

Праздники русского народа.

Праздники русского народа: Народные праздники, Православные праздники, Церковные праздники, Христианские праздники.

Прощенное воскресение. Последний день Масленичной недели. В народе его называли еще «проводами», в связи с обрядом проводов Масленицы, а также «прощенным днем» и «целовальником», соответственно особенностям ритуала взаимного прощения грехов и обид, который в народном сознании осмыслялся как очистительный. Действо прощения грехов распространялось не только на живых, но и на умерших родственников: накануне Прощенного воскресенья крестьяне посещали могилы и отбивали по три поклона с просьбой к предкам о прощении. Кое-где к этому дню приурочивался обряд, направленный на обеспечение урожая льна: замужние женщины до начала церковной службы трижды объезжали вокруг деревни, закрывшись с головой платками.

Средокрестие, Средопостье . Среда или четверг на четвертой, Крестопоклонной, неделе Великого поста. Средокрестье знаменовало середину поста. В это день повсеместно из пресного или кислого теста пекли печенье в форме крестов, которое ели сами, скармливали домашней скотине, клали в зерно, приготовленное для посева. В Рязанской Губернии на средокрестной неделе «кликали лето»: надевали на вилы пышки, забирались на крыши и звали лето. Крестьяне выпускали из клеток птиц, тем самым как бы освобождая жизненные силы природы от зимнего плена.

Радуница. Один из наиболее важных дней поминовения умерших, приуроченный к Пасхе. Радуница отмечается чаще всего в десятый день после Пасхи – во вторник после завершения Светлой недели; реже – в Фомино воскресенье или понедельник. Во вторник Фоминой недели в церквях после литургии совершалась всеселенская панихида, по завершении которой крестьяне семьями отправлялись на кладбище «угощать родительские душеньки», «христосоваться с родными». На кладбищах устраивали семейную трапезу, приглашая к угощению и мертвых, считая, что в этот день они разговляются после Великого поста. Обязательно оставляли на могилах пасхальные яйца, закапывая их около креста, кладя на землю целиком или раскрошенными. Несмотря на поминальный характер, Радуница считалась радостным праздником. Поэтому кое-где крестьяне пировали на могилах с песнями и даже с плясками. Весеннее поминовение умерших восходит к культу предков и связано с желанием обеспечить их покровительство в земледельческом труде.

День памяти апостола Марка отмечается . Этот праздник русский крестьянин соотнес со своими трудовыми заботами и погодным календарем. На Марка обычно прилетали стаями птицы. «Если пташки летят на конопляник – будет урожай конопли», «Малый дождь грязнит, а большой очищает». Святого апостола называли в народе «ключником»: верили, что он владеет ключами от дождей. На Марка всегда усердно молились и просили и ниспослании сильного дождя, так как именно в это время было необходимо хорошенько «пролить» землю, насытить влагой. Говорили: «Если выпадет в мае три дождя добрых, то и хлеба будет на три года полных». В этот день во многих российских губерниях начинали сеять татарку (гречку).

Новый год (в ночь с 31 декабря на 1 января). В Новый год принято украшать помещение новогодней ёлкой или ветками. В полночь на 1 января слушается поздравление главы государства и бой курантов. На стол принято подавать, среди прочего, салат оливье и шампанское. Детям дарят подарки (от «Деда Мороза»). Согласно социологическим опросам, это наиболее отмечаемый праздник.

6-7 января - Коляда . Коляда - традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием. Дата празднования - в ночь с 6 января по 7 января. Значение праздника - поворот солнца с зимы на лето. Празднование - колядование, ряженье, святочные игры, гадания, семейная трапеза. По народному верованию, Мать-сыра-земля могла разверзнуться только из-за лжи, за ложной клятвы или из-за лжесвидетельства.

Конец февраля - начало марта - . Дата начала праздника "плавает", она связана с лунным календарем, начинается за 8 недель до первого весеннего полнолуния.
Масленица - славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом. Цель праздника - прощание с зимой. Традиции: печь блины, ходить в гости, устраивать застолья, кататься на санях и санках, наряжаться, сжигать или хоронить чучело Масленицы. Празднуется с мясопустной субботы по прощёное воскресенье. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота, со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы - поминальная.

Вербное воскресенье - православный праздник (вход Господень в Иерусалим). Принято декорировать помещение ветками вербы, символизирующими пальмовые ветви тех, кто встречал Иисуса Христа.

Вербница это большой праздник, который празднуют в субботу и воскресенье за неделю до Пасхи. Вербница стала своего рода детским праздником с обязательным посещением вербного базара. В Москве такой базар устраивался на Красной площади. Здесь детям покупали красочно оформленные ветки вербы, яркие бумажные цветы, красные шары, искусные игрушки, свистульки и дудки, сладости. Из старинных традиций и сейчас еще сохраняется обычай рано утром в Вербное воскресенье слегка стегать детей для здоровья освященной веткой вербы.

Открывают календарь осенние праздники, так как по православному учению именно в первый месяц осени, в сентябре, был сотворен мир и сентябрь считался началом начал. Кроме того, в конце XV столетия начало каждого года стали отсчитывать с 14 сентября, т.е. этот день был праздником Нового года. Однако называли его иначе -"вход лета", где лето означало не время года, а новолетие. Сегодня же с сентября хотя и не начинается календарный год, но это начало учебного года и любимый всеми праздник 1 сентября - День знаний. Совпадение начала учебного года и православного новолетия очень символично и несет глубокий духовный смысл.

ОСЕНЬ


СЕНТЯБРЬ

11 сентября - день Ивана Постного . Считалось, что Иван Постный - осени отец крестный, так как этот день завершает лето.

30 сентября - день Веры, Надежды, Любови и их матери Софии . Этот день был не только днем Ангела женщин, имеющих эти имена. Его называли "вселенскими бабьими именинами" и праздновали иногда целых три дня подряд. Наряду с радостью праздника считалось, что в этот день женщинам обязательно нужно поплакать и попричитать, чтобы приворожить в дом счастье и покой.

ОКТЯБРЬ

27 октября - день Прасковьи-грязнухи , к которой обращались с просьбой избавить от одиночества. обряды этого дня, как и большинство октябрьских обрядов, связаны в основном с семейными делами. Так, в этот день женщины могли узнать о грядущих событиях в семейной жизни.

НОЯБРЬ


ЗИМА


Народный календарь определяет зиму с заморозков, а окончание по капелям, беря за основу явления живой природы. Декабрь в народном представлении - переломное время года, его вершина в дни зимнего солнцестояния, которое разделяло год на темную и светлую половины. Во времена язычества волхвы и чародеи предсказывали в декабре события, ожидающие людей летом. Весь месяц был наполнен чародейством, колдовством, магическими обрядами и всевозможными таинствами.

ДЕКАБРЬ


1 декабря – праздник начала зимы проходил под девизом: «Каков Платон и Роман – такова и зима нам!», праздник народных зимних игр и забав. Празднование продолжалось несколько дней, охватывало

3 декабря – день Прокла («на Прокла всякую нечисть проклинают») и Введенье.


7 декабря – день Екатерины-санницы . Главная примета этого дня – катание на санях, что, по народному поверью, сбрасывало с души все заботы и тяготы. В этот день девушки начинали гадать о суженом, а заканчивали гадания на Святки в январе.

9 декабря – Юрьев день , день Егория Холодного, день покровителя Руси святого Георгия Победоносца – один из основных праздников декабря, отмечавшегося у нас с языческих времен.

Большинству читателей этот день памятен поговоркой: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», сказанной впервые в 1607 году как реакция на запрет переходить от помещика к помещику, что стало началом крепостного права в России.

13 декабря – день Андрея Первозванного , первого ученика Христа, «русской церкви камня», предсказавшего распространение христианства на русской земле. Как ни странно, но чаще всего это был девичий праздник, посвященный гаданиям и молитвам о хорошем женихе, так как считалось, что в этот день девичья молитва легко достигает неба.

14 декабря – день Наума Грамотника – покровителя учеников, праздник грамоты, праздник посвящения в ученики. Обучение на Руси издавна начиналось осенью в день Кузьмы и Демьяна , а в день Наума Грамотника ученики демонстрировали свои успехи. Учителем чаще всего был дьячок. Обучение происходило в доме родителей ученика. Средствами обучения были букварь и плетка. За свои труды учитель получал угощение и подарки. Согласно древнему обычаю, часто таким подарком был горшок каши, густо усыпанный монетами.

19 декабря – Николин день, Никола зимний. В этот день чествовали стариков и старших в роду, так как культ святого Николая сменил языческий культ Рода – обожествленного первопредка.

22 декабря – день Анны темной или зимней совпадает с днем зимнего солнцестояния по астрономическому календарю.

31 декабря – день окончания студеного месяца , за которым следовал месяц «разгорания солнца». В связи с этим 31 декабря должен был неизменно гореть огонь. Сегодня живой священный огонь этого дня воплотился в современные свечи и огоньки на елках. Считалось, что в этот день нечистая сила справляет свои последние потехи и от нее надо защититься.

Для прогноза следующего года гадали, оставляя в предновогоднюю ночь на крыльце неглубокую чашу с водой. Утром «прогноз» представал застывшей картиной: лёд застыл ровно – спокойный год, лед вздыбился - добрый год, лед застыл волнами – год счастья вперемежку с горем, вымерзла вода лункой – плохой год.

Завершается декабрь встречей Нового года по светскому календарю. По народному Новый год в России начинался с 14 марта, по церковному – с 14 сентября.

ЯНВАРЬ

1 января - день святого христианского мученика Вонифатия – целителя от пьянства и покровителя людей, больных алкоголем. Именно он определил меру потребления вина.

До христианства этот день посвящался памяти могучего богатыря земли русской, былинного героя Ильи Муромца.

Однако прежде всего 1 января – это начало нового года по европейскому календарю. В России этот день впервые стал начинать новый год только по воле Петра I в 1700 г. По народному календарю год начинался 14 марта, а по церковному с 14 сентября. Введение Петром I даты празднования Нового года сопровождалось огромным торжеством, которое ежегодно повторялось. Народ сначала смотрел с удовольствием на потешные забавы, но многие, в том числе и знатные особы, стали роптать, не понимая, как государь мог переменить движение Солнца. В предположении, что Бог сотворил мир в сентябре, недовольные нововведением долго оставались при своем мнении, считая новый год по древнему обычаю.

Слово «год» звучит одинаково в языке русских, богемских и вендских славян и означает «праздник». Год делится на четыре части – зиму, весну, лето и осень. Хотя так было не всегда: наши предки разделяли его только на зиму и лето. Лето заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, последние шесть месяцев составляли зиму. Позже наши предки переняли слово «год» от своих собратьев славян, но не в смысле праздника, а в значении всего годичного времени и лета как его части.

2 января - день Игнатия Богоносца , отмечался как домашний, семейный праздник. В этот день служили молебен и затем во время крестного хода обносили иконы вокруг деревни, чтобы уберечь себя и своё добро от особой нечисти - шуликанов (от древнерусского слова «шуй», что означает «плохой, левый»). С позиций христианства, это маленькие чертенята. Для защиты от них хозяин вечером втыкал в порог топор, а хозяйка – в притолоку серп. Сила острого серпа и топора должна была передаться двери и порогу, чтобы защитить от зла вход в дом.

7 января – Рождество Христово , начало Святок, многодневное празднование которых заканчивалось на Крещение, 19 января.

14 января – Васильев день по народному календарю; по церковному календарю день одного из виднейших отцов церкви Василия Кесарийского. Согласно одной из легенд, он, благословляя людей, случайно благословил поросенка, поэтому в народе этому святому молились о плодородии свиней. Это отразилось и в меню праздничного стола, где традиционно ставили голову поросенка.

Этот день особенно знаменит уникальным событием – вторичным празднованием Нового года, т.е. Новым годом по старому стилю. В ночь с 13 на 14 января – в Васильев (щедрый) вечер – вновь собирали новогодний стол, где особенно примечательным было такое обилие печеного, что празднующие могли не увидеть друг друга за грудой пирогов. Другой приметой этого вечера были последние гадания: девушек – о замужестве, семейных людей – об урожае грядущего года.

19 января – Крещение Господне по церковному календарю, Водокрещи – по народному. В преддверии Крещения, 18 января, отмечали праздник снега и чистоты – Крещенский сочельник. В этот день собирали снег, так как вода из него может исцелить многие болезни. В полночь ходили к проруби за водой, потому что считалось, что в эту ночь открываются небеса и их отражение в воде делает её святой.

Тема святой воды была основной и на Крещенье. Крещенской водой должны были очиститься все, кто принимал участие в гадании, колядовании и играх ряженых. Вплоть до купания в проруби, если грех был серьезным. В этот день охотно крестили детей, так как это могло их сделать счастливыми людьми.

Крещение завершало Святки, но открывало свадебный сезон, продолжавшийся весь февраль до празднования Масленицы.

25 января – Татьянин день , или бабий кнут, т.е. угол у печи. Свое название этот день получил в честь святой мученицы Татьяны (Татианы), дочери знатного римского сановника и тайного христианина, арестованной из-за ее отказа принести жертвы языческим идолам. Зверские мучения, которым подвергали Татьяну, или не причиняли ей вреда, или за ночь следы их бесследно исчезали, или сами мучители страдали от ударов, наносимых невидимой рукой. Потрясенные ее стойкостью, палачи сами обратились к христианству и приняли крещение в собственной крови. Удивительная и трагическая история, но известная немногим.

Для большинства из нас Татьянин день – это праздник московских студентов, так как в 1755 г. Императрица Елизавета Петровна подписала указ об учреждении Московского университета. С тех пор не только у московских, но и у всех студентов России появился свой праздник.

ФЕВРАЛЬ



15 февраля – Сретение , граница между зимой и летом. В этот день все душевные силы и молитвы русского человека были направлены на приманивание весны и солнца. Если в результате просьб солнце появлялось, значит весна откликнулась, первая встреча с ней состоялась. В ином случае впереди всех ждали суровые власьевские морозы.

24 февраля – Власьев день , а в языческие времена – день Велеса, бога богатства, скота и хозяина зверей. В этот день со всей деревни скот сгоняли к церкви и освящали его крещенской водой. Однако еще и в полночь женщины выходили с метлой и кочергой и трижды «опахивали» деревню. При этом одна из них била в сковородку, остальные размахивали метлами и кочергами в честь Велеса, помогая ему отогнать смерть от скота.


Совершая праздничные обряды весной, наши предки глубоко верили, что помогают солнцу разогреться в полную силу и победить холод.

МАРТ

1 марта - Ярило с вилами. В этот день начинается борьба тепла с холодом, и Ярило "поднимает зиму на вилы". Ярило представляли юным мужчиной, пылким влюбленным женихом. иногда, желая подчеркнуть его юность и красоту, Ярилой наряжали девушку. Её сажали на белого коня, надевали на голову венок из полевых цветов, давали в левую руку колосья, а в правую символ смерти - изображение черепа. В другом случае Ярилу, как правило, на ярмарке, представлял юноша с набеленным и нарумяненным лицом в бумажном колпаке, украшенном бубенцами, лентами и цветами. Естественно, живые цветы были частью украшения костюма или головы Ярилы во время праздников в его честь лишь в конце апреля. А первого марта зажигали костры, так называемые "Ярилины огни", на возвышенных местах - на "Ярилиной плеши". На следующий день 2 марта было продолжение Ярилиных игр. Обязательный обряд - "утучнение снега", в процессе которого снег боронился, особенно там, где он покрывался темным слоем.

6 марта - Тимофей-весновей символизирует отчетливое веяние весны. Наблюдая за природными явлениями в этот день можно предугадать, какая весна будет в этом году. С этого дня остерегались злых духов, способных вызвать болезнь. Ведь слабость и болезни, усиливаемые постом и промозглой погодой, способствовали укреплению веры в нечистую силу и вызывали желание обойти её стороной.

10 марта - Тарасий-кумоха. Слово "кумоха" в древнерусском языке означает одну из нечистых сил - лихорадку. Весення лихорадка скрывала за собой не менее 12 демонов - болезней, которых представляли в виде страшных старух. Прогнать их можно было талой мартовской водой, весельем и трудом, прогулками по целебному мартовскому воздуху.

12 марта - день Прокопа. Прокоп окончательно рушит зимний наст и прокалывает дорогу.

13 марта - день Василия-капельника. В этот день собирали в лесу целебные ветки сосны, заваривали сосновые почки и вдыхали пар, так как он считался целебным.

АПРЕЛЬ

У наших предков, живших в давние времена на Руси, праздники являлись важной частью как семейной, так и общественной жизни. Многие века русский народ чтил и свято хранил свои традиции, передававшиеся от отца к сыну в каждом поколении.

Повседневная жизнь обычного русского человека в те времена была непростой и посвящена тяжелому добыванию хлеба насущного, поэтому праздники были для него особенным событием, неким священным днем, когда происходило слияние жизни всей общины с их сакральными ценностями, духами предков и их заветами.

Традиционные русские праздники предполагали полный запрет на выполнение любой повседневной деятельности (косьбы, пахоты, колки дров, шитья, ткачества, уборки т.д.). На время праздника все люди должны были одеваться в праздничные одежды, радоваться и веселиться, вести только радостные, приятные разговоры, за невыполнение этих правил полагался денежный штраф или даже наказание в виде битья плетями.

Каждое время года играло в жизни русского человека свою определенную роль. Зимний период, свободный от работ на земле, особенно славился своими гуляниями, шумными забавами и игрищами.

Основные русские праздники на Руси:

Зима

7 января (25 декабря) русский православный народ отмечал Рождество. Этот праздник, посвященный рождению Божьего сына Иисуса Христа в Вифлееме, заканчивает рождественский пост, который длится на протяжении 40 дней. В его преддверии люди готовились прийти к нему чистыми душой и телом: мыли и убирали свое жилище, ходили в баню, одевали чистые праздничные одежды, помогали бедным и нуждающимся, раздавали милостыню. 6 января в Рождественский Сочельник за большим праздничным столом, на котором обязательным первым блюдом была ритуальная каша кутья или сочиво, собиралась вся семья. К ужину приступали после появления первой звезды, кушали, молча и торжественно. После Рождества наступали так называемые святые дни, длившиеся до Крещения, во время которых было принято ходить по домам и славить Иисуса Христа молитвами и песнопениями.

Святки (Святочная неделя)

Праздничные дни у древних славян, а затем перешедшие и в церковное празднование, дни святок, начинаются от первой звезды в канун Рождества и до праздника Крещения, освящения воды ("от звезды и до воды"). Первая неделя Святок получила название Святочной недели, связана со славянской мифологией, связанной с поворотом зимы на лето, солнца становится больше, тьмы меньше. В эту неделю вечерами, называемыми святыми вечерами, святость зачастую нарушалась мифологическими обрядами гаданием, что не приветствовалось церковью, а днём, наряженные в одежды с флагами и музыкальными инструментами кудесники, ходили по улицам, заходили в дома и потешали народ.

19 января праздновалось православное Крещение, посвященное таинству крещения Иисуса Христа в реке Иордани, в этот день во всех церквях и храмах совершалось Великое водоосвящение, вся вода в водоемах и колодцах считалась святой и обладала уникальными, лечебными свойствами. Наши предки считали, что свяченая вода не может испортиться и хранили её в красном углу под иконами, и верили что это лучшее лекарство от всех недугов как телесных, так и духовных. На реках, озерах и других водоемах делали на льду специальную прорубь в виде креста под названием иордань, купание в которой считалось богоугодным и целебным занятием, избавлявшим от хворей и всяческих напастей на целый год.

В самом конце зимы, когда по поверьям наших предков Весна-красна с помощью тепла и света прогоняла стужу и холод, наступал праздник Масленицы, известный своим раздольным веселием, который длился на протяжении целой недели в преддверии Великого поста. В это время было принято печь блины, которые считались символом солнца, ходить к друг другу в гости, веселиться и наряжаться, кататься с горок на санках, а в заключительное Прощеное Воскресенье палить и хоронить чучело-символ побежденной зимы.

Весна

В этот праздник Входа Господня в Иерусалим, хоть и в православии не имеет предпразднства, так как следом начинается Страстная седмица, верущие приносят в церковь ветки вербы (в славянских ими заменяли пальмовые ветви), которые на утрене после всенощного бдения окрапляют святой водой. Затем православные украшают в домах освященными вербами иконы.

Самым большим праздником всего христианского народа на Руси считалась Святая Пасха, в этот день почиталось воскрешение Иисуса Христа и его переход от смерти на Земле к жизни на небесах. Люди убирали и украшали свои дома, одевали праздничные одежды, обязательно посещали пасхальное богослужение в церквях и храмах, ходили в гости, угощая друг друга пасхальными крашеными яйцами и куличами, после Великого Поста. Встречаясь люди говорили «Христос Воскрес!», в ответ нужно говорить «Воистину воскрес!» и троекратно целоваться.

Первое воскресенье после Пасхи называлось Красная Горка или Фомин день (от имени апостола Фомы, не верившего в воскресение Христа), она являлась символом прихода весны и долгожданного тепла. На этот праздник народные гуляния начинались еще ночью и продолжались целый день, молодежь водила хороводы, каталась на качелях, молодые парни встречались и знакомились с девушками. Накрывали праздничные столы с обильным угощением: жареной яичницей, караваями в виде солнца.

Лето

Одним из самых значительных праздников лета был Иван Купала или Иванов День, названный в честь Иона Крестителя и отмечавшийся в день с 6 на 7 июля, в летнее солнцестояние. Этот праздник имеет этническое происхождение и глубокие языческие корни. В это день жгут большие костры, прыгают через них, символизируя очищение тела и духа от греховных мыслей и поступков, водят хороводы, плетут красивые венки из цветов и луговых трав, пускают их по течению и гадают по ним на своего суженого.

Один из почитаемых с древних времен народный праздник, к которому приурочено много верований, примет и запретов. В канун праздника в четверг и пятницу пекли обрядовое печенье и прекращали полевые работы. А в сам Ильин день строго запрещалось проводить любую хозяйскую работу, считалось это не принесет результата. Проводилась "братчина", приглашали на общую трапезу всех жителей ближайших селений, а после угощения заканчивались народными гуляньями с песнями и плясками. И главное, Ильин день считается границей лета и осени, когда вода становится холодной, вечера прохладными, а на деревьях появляются первые признаки осенней позолоты.

В середине последнего летнего месяца, а именно 14 (1) августа, православные христиане отмечали праздник Медового Спаса (спас от слова спаситель), которым почитали смерть семи мучеников Маккавеев, принявших мученическую смерть за свою христианскую веру от древнего сирийского царя Антиоха. Дома посыпались семенами мака, защищавшими их от нечистой силы, первые соты меда, собранные в этот день, когда пчелы прекращали собирать нектар, относились в храм для освящения. Это день символизировал прощание с летом, после которого дни становилась короче, ночи длиннее, а погода более прохладной.

19 (6) августа наступал Яблочный спас или Праздник Преображения Господня, у наших предков он был одним из самых первых праздников урожая, символизировавшим начало осени и увядание природы. Только с его наступлением древние славяне могли есть яблоки с нового урожая, обязательно освященные в церкви. Накрывались праздничные столы, начинали есть виноград и груши.

Последний, Третий Спас (Хлебный или Ореховый) отмечался 29 (16) августа, в этот день заканчивалась уборочная страда и хозяйки могли спечь хлеб из нового урожая зерна. В церквях освящали праздничные караваи, также туда приносили орехи, которые как раз поспевали в это время. Заканчивая жатву, земледельцы обязательно вязали последний «именинный сноп».

Осень

Одни из самых почитаемых праздников осени, пришедшим к древним славянам из Византии, был Покров день, отмечаемый 14 (1) октября. Праздник посвящен событию, произошедшему в 10 веке в Константинополе, когда город был осажден сарацинами, и горожане приносили молитвы о помощи Святой Богородице в храмах и церквях. Пресвятая Дева Мария услышали их просьбы и, сняв покрывало с головы, укрыла их от врагов и спасла город. В это время полностью заканчивались уборочные работы, начиналась подготовка к зиме, заканчивались хороводы и гуляния, начинались посиделки с рукоделием, песнопениями и беседами. В этот день накрывались столы с угощениями, приносились дары убогим и сиротам, обязательно было посещение церковной службы, начиналась пора свадебных торжеств. Брак на Покрова считался в особенности счастливым, богатым и долговечным.

Русская культура - это многоцветный калейдоскоп, возникший под влиянием традиционных верований и основ христианской религии. Нынешние русские традиции и обычаи включают в себя исконно языческие праздники, которые отмечаются наряду с установленными датами церковного календаря.

Календарные праздники

Это древнерусские праздники, связанные с природным календарём. В эти даты меняется положение Солнца на небосводе. И предки русского народа считали, что, так или иначе, в это время изменяется жизнь каждого человека, живущего на земле. Список главных праздников старинного годового круга :

  • Коляда (день зимнего солнцестояния);
  • Комоедица или Масленица (день весеннего равноденствия);
  • Купала (день летнего солнцестояния);
  • Осенины (день осеннего равноденствия).

Первый зимний праздник

Первый зимний праздник - Коляда. Он отмечается 22-25 декабря. Заканчиваются «тёмные» дни, и появляется «новое» солнце. Оно всё выше поднимается над горизонтом и понемногу увеличивает световой день. На Коляду принято устраивать массовые вечерние гуляния с ряжеными, игрищами и песнями. Раньше в деревнях люди, одетые в странные наряды, заходили в каждый двор. Они пели песни-колядки с пожеланиями благополучной жизни в новом солнечном году, а взамен получали угощения от хозяев дома.

С приходом христианства русский народный обычай постепенно трансформировался в традицию колядования в ночь перед Рождеством. Смысл празднества изменился, а форма осталась практически прежней: песни, шутовские наряды и общее радостное настроение.

Комоедица или Масленица

Согласно старинному календарю , Масленица приходится на 20-21 марта. Это большой праздник прихода весны. С этого периода день начинает заметно удлиняться, а ночь становится короче. На Комоедицу пекут блины, как символы яркого тёплого Солнца, и водят хороводы. Возносятся просьбы о будущем хорошем урожае. Устраиваются весёлые народные гуляния с играми. А в конце праздника сжигается большая кукла Марена, олицетворяющая зиму, стужу и все пережитые за холодное время невзгоды.

Современное, привычное для большинства празднование Масленицы в конце февраля - начале марта обусловлено особенностями церковного календаря. Оно почти утратило языческий подтекст и является неделей перехода к христианскому Великому посту.

День летнего солнцестояния

Древний праздник Купалы празднуется 23-24 июня каждого года. Начиная с этого дня Солнце начинает обратное движение по небосводу: дни укорачиваются, а ночи становятся длиннее. Чествование самой жизни во всех её проявлениях идёт в эти дни:

Большинству современных россиян этот праздник знаком как день Ивана Купалы. Вероятно, слово «Иван» прикрепилось к названию языческого праздника с появлением христианства на Руси. День рождения христианского святого Иоанна Предтечи приходится на близкую дату - 24 июня. Возможно, праздник был использован религиозными деятелями для укрепления позиций православия в народной среде через соединение с русскими обрядами и обычаями.

Праздник урожая

Осенины, пожалуй, - самый малоизвестный старорусский праздник. Он отмечается 21-22 сентября в день осеннего равноденствия. Это праздник урожая, во время которого большая семья или община собирается за богатым столом. Люди угощаются хлебом, испечённым из муки свежего помола, праздничными блюдами из свежих злаков, овощей и фруктов. Воздаются благодарности матери-земле за щедрые осенние дары. Раньше в эти дни зажигали «новый» огонь в печах и постепенно начинали готовиться к зиме под крышей дома.

Христианские праздники

С принятием христианства у русского народа возникли новые традиции, установленные и контролируемые церковью. Некоторые из них со временем стали по-настоящему народными. Так, Рождество со святочными гуляниями и Пасха превратились в почти национальные торжества.

Рождество и Святки

Православный календарь праздников начинает свой годовой отсчёт от Рождества Христова, отмечаемого 7 января. Святки - это дни от Рождества до Крещения (19 января), наполненные народным весельем, песнями и представлениями, гаданиями и приметами. Обряды и обычаи русского народа тесно переплелись с религиозной верой и христианской культурой.

Например, в святочные вечера принято колядовать - ходить по гостям или окрестным домам и петь песни, восхваляющие Христа, с пожеланиями добра и мира всем домочадцам. Хозяева дома традиционно должны потчевать нежданных гостей сдобой и сладостями. Так языческий обычай с некоторыми изменениями вошёл в жизнь православных христиан. Общепринятым святочным обычаем также является гадание: на суженого или на судьбу, о событиях грядущего года или на исход какого-то дела. Для поиска ответов используются зеркала, воск, бытовые предметы и специальные вещи.

Светлая Пасха

Это большой христианский праздник, прославляющий воскрешение Иисуса Христа. День для торжества меняется каждый год: он вычисляется по солнечно-лунному календарю, когда заканчивается Великий пост. Поэтому большая часть пасхальных обычаев связана с первой праздничной трапезой. В неё входит пасха - блюдо из творога с изюмом и различными наполнителями, сдобный хлеб (кулич) и варёные яйца, окрашенные в разные цвета. Каждое из этих освящённых накануне кушаний имеет своё символическое значение. Например, красный цвет яичной скорлупы означает кровь Христа, пролитую за спасение мира, и его возрождение к новой жизни.

В этот день принято принимать гостей, приветствовать всех приходящих фразой «Христос воскресе!» и отвечать на подобный возглас: «Воистину воскресе!». А также очень распространена традиция троекратного целования при встрече.

Русские народные обряды и обычаи на Пасху включают шуточные соревнования, в котором два участника бьют крашенки с разных концов до того момента, как треснет скорлупа на одном из яиц. Раньше дети тоже играли с пасхальными яйцами: катали их с горок. Чьё яйцо укатилось дальше, тот и победил. А древний обряд катания яиц по огородной земле, по мнению верующих, делал её более плодородной.

Причина объединения народных и религиозных торжеств кроется, вероятно, в том, что христианство на Руси интегрировалось в очень древнюю, самобытную культуру со своими обычаями и традициями русского народа. Совместные традиционные праздники напоминают о силе и мудрости предыдущих поколений. Они объединяют людей самых разных взглядов в хороводе или за одним столом. И хотя смешение язычества и православия в русских традициях и обычаях порой принимает причудливые формы, оно создаёт твёрдую опору для современного человека и возможность почувствовать себя частью большой истории.

Внимание, только СЕГОДНЯ!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!