Памятка для учителя начальных классов по работе с леворукими детьми. Леворукие дети и математика: секреты обучения маленьких левшей

Правое и левое полушария головного мозга предназначены для выполнения разных функций, что и носит название функциональной асимметрии полушарий . Применительно к процессу обучения можно сказать, что правое полушарие обеспечивает образное мышление, ориентировку в пространстве и чувственное восприятие мира, в то время как левое отвечает за абстрактное мышление и словесно-логический характер познавательного процесса. Несмотря на специализацию полушарий головного мозга, он функционирует как единое целое благодаря межполушарному взаимодействию.

Известно, что специализация полушарий головного мозга является врожденной. При доминировании левого полушария человеку характерна склонность к логическому мышлению, обобщениям. Правополушарные люди более эмоциональны, с развитым воображением. Причем к этим двум типам относится примерно половина человечества, в то время как у оставшейся части не наблюдается ярко выраженного доминирования полушарий.

Каждому взрослому человеку свойствено предпочтение (асимметрия) одного из двух парных органов – рука, нога, глаз, ухо. Каждый имеет присущее ему сочетание предпочтений, называемое индивидуальным латеральным профилем:
- психическим - обусловленным специализацией полушарий мозга;
- моторным - говорящим о предпочтении ведущей руки (и ноги, что сейчас не рассматривается;
- сенсорным – показывающим выбор для ведущего глаза и ведущего уха.

Теоретически выделяют правый, левый и смешанный латеральные профили. У детей индивидуальный латеральный профиль может окончательно сформироваться только к 9–10 годам (младший школьный возраст).

К первому классу латеральный профиль оказывается сформированным лишь у половины учащихся. К несформированному латеральному профилю относят иногда и отсутствие доминирования, то есть в случае руки – амбидекстрию. Дети с однородным (правым или левым) профилем представляют достаточно благополучную группу в плане необходимости специфического подхода к их обучению. Более "проблемную" группу представляют учащиеся, у которых ведущий глаз не совпадает с ведущей рукой.

При левшестве предпочтение левой руке составляет малую часть проблемы, а на первый план выходит иная, отличная от правшей межполушарная асимметрия головного мозга. В левшестве проявляется и иное межполушарное взаимодействие, которое в процессе развития ребенка совершенствуется благодаря созреванию отдельных зон коры и окончательному формированию нервных путей, соединяющих оба полушария.

С учетом возникновения трудностей в обучении левшей, а точнее сказать, неправшей, можно условно разделить на несколько групп.

    Первая группа – истинные левши с однородным профилем латеризации. Часто истинные левши соказываются добросовестными, ответственными, имеющими хорошую и даже отличную успеваемость в школе, правда, на мой взгляд, несколько прагматичными и прямолинейными.

    Вторая группа включает эмоциональных, творческих детей, подчас нестабильных в учебе, но успешно осваивающих программу, особенно по ряду предметов.

    Третья группа объединяет "всклокоченных" детей с вечно развязанными шнурками, с беспорядком на парте, в портфеле и в голове, которые ничего не могут найти, систематически забывая как учебные вещи, так и программный материал. Как правило, у них перекрестная латеризация и без специальной индивидуально оказанной помощи их успешность тает, желание учиться улетучивается, уступая место унынию и недописанным работам.

    К четвертой группе можно было бы отнести детей с ЗПР или умственной отсталостью, но их леворукость является не причиной, а результатом патологии.,

Недостаточность или нарушение пространственных представлений, выраженные в той или иной степени, свойственны большинству левшей, включая и детей со скрытым левшеством. Именно несформированность пространственных представлений к моменту начала школьного обучения и ряд других особенностей левшей сулит им немало трудностей именно с математикой.

Наряду с ожидаемыми сложностями при освоении первых геометрических построений возникают ошибки при счете, при выборе порядка действий в числовом выражении, да и ответы в примерах часто отличаются от того, что ожидается, хотя бы на единицу, причем как в устных, так и в письменных вычислениях… И список таких специфических ошибок можно было бы продолжить.

От ребенка, перешедшего в пятый класс, ожидают:

    – умения читать и записывать числа в пределах 1 000 000;
    – прочного знания таблиц сложения и умножения однозначных чисел на уровне автоматизированного навыка;
    – владения навыками правильных и достаточно быстрых устных вычислений в пределах ста;
    – умения выполнять письменные вычисления: сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное с соответствующей проверкой правильности вычислений;
    – умения находить значение числового выражения в несколько действий со скобками и без них;
    – умения решать задачи в 2–3 действия;
    – знания единиц измерения длины, площади, массы, времени с умением их перевода в более крупные или более мелкие, как того требуют измерения или условия задачи;
    – умения выполнять простейшие геометрические построения и находить периметр и площадь прямоугольника.
И в каждом из изучаемых разделов существуют сложности, характерные леворуким детям и детям со скрытым левшеством. Однако в подавляющем большинстве ребята, особенно из первой и второй групп, способны не только освоить программу начальной школы, но и с успехом справляться с задачами повышенной сложности, пусть не из всех перечисленных разделов.

Можно ли обучить левшей математике?
Эти дети очень неоднородны и по своим психофизиологическим особенностям. У обсуждаемой категории ребят чаще наблюдаются задержки и диспропорции формирования высших психических функций, при изучении математики это проявляется, например, при счете или нарушении пространственных представлений.

Однако не только они нуждаются в ином, правополушарном стиле обучения (ведь большинство общепринятых педагогических методик ориентировано на левополушарное восприятие). Позднее и неравномерное созревание отдельных зон коры полушарий мозга и нервных путей, обеспечивающих межполушарное взаимодействие ясляется причиной того что почти половина сегодняшних первоклассников приходит в школу с несформированными до конца предпочтениями ведущего глаза или уха. И их тоже лучше обучать с учетом индивидуальных особенностей специализации полушарий.

Введение в начальной школе четырехлетнего обучения для детей начиная с шести с половиной лет привело в школу ребят, только начавших пользоваться в силу своих возрастных особенностей левым полушарием, вклад которого в психологическое функционирование пока невелик. Для этих малышей характерны эмоциональность, непроизвольность, а познавательная деятельность носит целостный и образный характер при сильных интуитивных началах.

Для обучения детей с ведущим правым полушарием не подходит сухое абстрактное последовательное изложение материала с неоднократным повторением. Их память непроизвольна и лучше запомнит яркий образ. Мышление эмоционально и интуитивно, поэтому для постоянного участия в уроке требуется создание проблемной ситуации. Объяснение нового теоретического материала лучше проводить на практических заданиях, активно используя интонационные возможности речи и сопровождая зрительным подкреплением. Поскольку чтение правил в учебнике по сути ближе к изучению научного текста, и работе с учебником надо учить специально, равно как и пониманию условия задачи. Чтение задач часто вызывает у правополушарного ученика трудности в понимании содержания. Такой ребенок всегда идет от целого к частному, поэтому, вчитавшись в условие, он сначала должен представить ситуацию, а затем, последовательно выделив все числовые данные и зависимости между ними, решать эту конкретную задачу. Правополушарному школьнику намного легче справляться с вычислением значений выражений и решением уравнений, если это будут не отвлеченные номера в учебнике, а задания, например, по расшифровке загадок.

Считается, что геометрия осваивается правополушарными детьми лучше, чем алгебра, но левшам, прежде чем им начнет нравиться эта наука, предстоит преодолеть пространственные трудности.

Что же делать если у малышей совсем не ладится в школе? Кто-то до конца первого класса продолжает с трудом читать по слогам, кто-то так и не выучил порядок следования месяцев в году. Кто-то никак не поймет, когда надо складывать, а когда вычитать. Кто-то пишет "как курица лапой", а перед написанием очередной буквы надолго задумывается, в то время как класс уже закончил все предложение. А может быть, все эти беды навалились сразу?

Сначала надо правильно квалифицировать все трудности вашего ребенка. Задача окружающих ребенка педагогов, родителей и, конечно, психологов – своевременно помочь. Только тогда можно добиться положительного результата, пусть не сразу, но это даст возможность полноценно формировать познавательную сферу и личность малыша.

И хотя не всегда плохой почерк, пропуски букв и неспособность освоить учебную программу объясняются левшеством, но среди здоровых детей, не успевающих в младших классах и обратившихся за консультацией в специализированные центры, около 70 процентов оказываются левшами.

Хочется предостеречь отчаявшихся родителей от такого радикального шага, как смена ведущей руки. В данной ситуации рука – это отражение мозговой организации психологической деятельности человека! Переучивание может привести к торможению высших психических функций, причем последствия могут проявиться не сразу, но бороться с ними придется опять бедному ребенку. Даже если ведущей правая рука была выбрана по вашей собственной недальновидности, вопросы переучивания решаются только со специалистами, причем положительное решение может быть принято только в том случае, если переученный левша пользовался правой рукой лишь до начала систематических занятий письмом или, в крайнем случае, в первые дни обучения. Но даже такой шаг удается не всегда.

Навязанное извне правшество может оказаться сильнее, ведь переучивание производилось в период формирования двигательных функций и уже оказалось вплетенным в сложную систему распределения функций между полушариями. Поэтому родители не имеют права действовать на свой страх и риск при любых кажущихся им безапелляционными аргументах, поскольку рискуют они не своим здоровьем, а психическим и физическим здоровьем другого человека, пусть и их собственного ребенка.

Педагогические секреты обучения маленьких левшей .

У всех левшей наблюдаются диспропорции формирования речи, чтения, пространственных представлений и эмоций. Это может выражаться как в опережении, так и в отставании от общепризнанных норм, и ребенок страдает в любом случае: при опережении ему становится скучно на уроке, при отставании возникают пробелы в знаниях. А поскольку аффективно-волевая сфера маленьких левшей отличается недостаточностью, то последствия неудач носят достаточно плачевный характер.

Что всегда следует иметь в виду взрослому, обучающему левшу?

1. Левшам свойственна медлительность с характерным застреванием в начале любого вида деятельности, и это не должно стать предметом упреков.

Ни в коем случае левшу нельзя торопить, в суете он или наделает массу ошибок, или остановится совсем. А в ситуации стресса подобный ребенок часто впадает в такую панику, что об успешном завершении работы мечтать не приходится.

Поэтому ему нельзя сердито угрожать "попробуй только не напиши" – не напишет. Вредно напоминать перед работой о прошлой неудаче – накличешь новую. В большинстве своем левши нестабильны: их можно доброжелательно поддержать и в неизвестности ждать результата. В работе с ними нужно терпение, чувство юмора (очень спасает), стремление понять и настроиться на другого, не считая идеалом себя со своими амбициями, желание постоянно думать и искать путь к победе.

2. Необходимо создать спокойную доброжелательную атмосферу во время занятия, призванной успокоить в большинстве своем эмоционально неустойчивых и тревожных малышей, глубоко переживающих свои неудачи и промахи. Такая обстановка увеличит шансы на успех.

3. Следует учитывать главную причину левшества – отличную от правшей организацию деятельности полушарий головного мозга, которая находит отражение в любой деятельности ребенка. Левши ведут себя иначе, пытаясь всеми силами добиться ясности в интересующем их вопросе, иногда игнорируя тактичность и перебивая собеседника, невзирая на возраст. Поэтому ребенок с признаками левшества редко бывает любим учителем. Его непреодолимое стремление уточнять и некоторое занудство вызывают протест преподавателя, если взрослый не объяснит себе причину описанного поведения особенностями протекания психической деятельности ребенка. Именно в данном вопросе сказывается несформированность пространственные представления, а поскольку опора отсутствует, то ребенок вынужден выстраивать логические цепочки, подводящие его к верному решению.

4. Важно помнить а наличии в той или иной степени путаницы в пространственных представлениях с вытекающей отсюда необходимостью искать арифметическую ошибку, по крайней мере на первых порах обучения, в первую очередь именно в них, хотя допускаются, конечно, и самые "обыкновенные" ученические промахи.

5. Необходимо использовать пошаговую подачу материала не с точки зрения крошечной дозировки с последующей немедленной отработкой, а с выделением необходимых этапов в процессе усвоения любого алгоритма. Таким образом можно описать практически каждое из получаемых в начальной школе умений. Это облегчает выстраивание ребенком логической цепочки по овладению данным материалом и созданию целостной картины усвоенного.

Для обучения левшей идеально подходит разбивка всей системы действий на последовательные операции. Левша должен все воспринимать строго последовательно, пропуск в объяснении какого-то этапа останется не замеченным правшой, но совершенно выбьет из колеи бедного левшу. Поэтому он сам старается пусть своеобразно, но структурировать материал.

Следует иметь в виду, что часто леворукого ребенка смущает не суть выполняемого действия, а объем задания, которое необходимо, во-первых, последовательно воспроизвести самостоятельно, во-вторых, собственной рукой в своей тетради. К постоянно испытываемому им ощущению неясности в оформлении любой работы добавляется тревожность за верное соблюдение последовательности операций. Поэтому правильность ответа отходит на второй план, и ошибка часто становится ожидаемым результатом. Решение приобретает свою собственную жизнь, в которой оно не собирается считаться с бедным хозяином тетради.

Поэтому при объяснении способа действия необходимо выделять этапы выполнения в их четкой последовательности, а порядок оформления заданий унифицировать, сделав его пригодным для любого вида работ.

6. Использования в работе творческих заданий, поддерживающих как интерес, так и стремление к победе любознательных по своей сути левшей, и показывающих, что не все так просто, как может показаться на первый взгляд, .

7. Нужно поддерживать постоянную обратную связь с ребенком. Левша не может что-то изучать не понимая. Он усваивает материал строго по этапам, и пропуск или недопонимание чего-то приводит к потере нити рассуждения. Дав строгий алгоритм и научив им пользоваться, вы победите бессилие ребенка, но, не разобрав допускаемых им ошибок или не устранив внезапно возникающей заминки, вы лишите его уверенности.

Ребенку со своими индивидуальными особенностями трудно приспосабливаться к такому сложному и строгому миру школы. Помогите и объясните подробнее сущность его ошибки, а потом отработайте данное задание – и неуверенность уйдет.

Но наличие обратной связи предполагает и активность со стороны самого ребенка. Отсюда следует неукоснительное правило: левшу нужно научить улавливать момент, когда началось непонимание, и сигнализировать об этом. Таким образом, удается избежать запутывания и лишней потери времени на разбирательство объяснения с самого начала. Будет еще лучше, если ребенок сможет сформулировать, что именно он не понял, или хотя бы укажет сложное место. Ведь умению задавать вопрос нужно учиться, а своевременно вырвавшийся возглас "не понимаю" спасает ребенка от полного непонимания нового материала.

Случай из практики: При знакомстве с римскими цифрами, когда весь класс радостно заполнял таблицу, записывая напротив привычных арабских цифр новые римские, а на доске красовалась запись, демонстрирующая способ образования римских цифр в пределах первого десятка, ведь были известны проблемы шестилеток с "право-лево", одна из самых способных девочек упрямо твердила свое "не понимаю". Я во всех вариантах объяснила ей тонкости образования и изображения "противных" римских цифр и уже предложила последний действенный способ – выйти к доске, когда она с отчаянием воскликнула: "Да я сто лет знаю эти цифры! КУДА их писать?" Клеточки таблицы она просто не замечала... Век живи, век учись!

Пространственные представления.

При наличии левшества у детей трудности пространственного представления обусловливаются дефицитом вклада как правого, так и левого полушарий при несформированном пока межполушарном взаимодействии.

Кроме того, у левшей протекание многих видов психической деятельности требует привлечения внешних осознанных приемов для овладения операциями, которые у правшей формируются независимо от усилий ребенка в процессе его роста. Поэтому начинать заниматься формированием отдельных звеньев пространственных представлений надо как можно раньше и уж не позднее 5–7 лет, а 9 лет – это тот возраст, когда происходит нарастание саморегуляции и активности внутримозговых связей, что приходится именно на период обучения в начальной школе.

Даже маленькие правши в 6 лет немного путаются, отыскивая право и лево, то у детей с признаками левшества подобные ориентиры совершенно размыты. Самым простым выходом из положения служит браслетик из ниточки на левой руке, тем более что это сейчас модно и для мальчика, и для девочки.

Понятия "верха" и "низа" (пол – потолок) обычно бывают усвоены хорошо, чего не скажешь о терминах "следующий", "предыдущий". Следует учитывать тот факт, что у детей, стоящих лицом к классу, "право" соответствует понятию "лево" для сидящих за партами, что с трудом и медленно усваивается первоклассниками, особенно левшами.

Большую помощь в осознании своего телесного пространства, равно как и внешнего, оказывают занятия физкультурой. Но на них сами дети не отрабатывают словесные конструкции, они их усваивают пассивно, поскольку у данного урока совсем другие задачи. А кроме того, приходится с грустью констатировать, что проблемные дети с признаками левшества часто пытаются увильнуть от трудного для них урока, поскольку не отличаются ни ловкостью, ни координацией движений.

Во время физкультминуток учитель может это отрабатывать понятия "следующий", "предыдущий", раздав детям карточки с порядковыми номерами первого десятка и на первых порах вызывая нескольких детей с устной инструкцией, как им встать. Потом проводится обсуждение, кто за кем и перед кем стоит, кто предыдущий, а кто следующий. Можно немного изменить сценарий, и тогда ребенок должен будет сам расставить трех-четырех детей, соблюдая условие, что Маша, например, окажется справа, Федя – слева, а Катя с Вовой – в серединке, причем Вова должен быть между Катей и Машей. Это пример достаточно трудной задачи. Задание с тремя персонажами выполняется проще. Конечно, можно вместо детей использовать игрушки, тогда время выполнения сократится и поучаствовать успеют двое учащихся.

Ребята любят игру "Робот", когда водящий покидает класс, а ученики прячут "клад", а потом зовут "робота". Пока ребенок ждет за дверью, в классе намечается маршрут поиска, чтобы побольше детей (но не более десяти) успело скомандовать "роботу". Когда водящий входит, ему дают команды, например "шаг вперед", "поворот направо", "три шага вперед" и т.д.

Параллельно совершенствуется ориентация на листе бумаги, ведь если понятия "право" и "лево" остаются без изменения, то направления "верх" и "низ" оказываются на одной плоскости, но если поставить лист вертикально и отметить на нем внизу точку, а затем положить бумагу на парту, то ребенок убедится в том, что "низ" оказывается именно в этом месте. То есть "низ" – у живота, а "верх" – самый дальний. Это лучше объяснить, потому что у правши операция переноса "низа" на низ листа, где он без сомнения и рисует траву, происходит естественно, а для левши надо привлечь внешние средства, чтобы все стало понятным, иначе он еще долго будет в уме каждый раз производить операцию переноса.

Далее отрабатываются понятия верхнего правого угла, нижнего левого угла и т.д. Обычно дети по заданию учителя что-то рисуют в указанном месте, но за правильностью выполнения этого задания в процессе работы проследить бывает фактически невозможно, удается только зафиксировать уже состоявшуюся ошибку. Поэтому более продуктивен для занятий с целым классом вариант, при котором лист бумаги заменяется поверхностью парты и ребенок работает в границах своего рабочего места. Ученики по команде учителя кладут на указанное место, например в верхний правый угол, ластик. В этом случае проследить за движениями бывает значительно проще.

Следующим шагом может служить более сложное задание, когда учитель просит только посмотреть на левый верхний угол, за синхронным движением взглядов детей тоже удается весьма успешно следить. Но поскольку задачей все-таки является ориентация на листе, то можно перейти к этой фазе обучения, поскольку ошибок теперь станет меньше, а любая ошибка вносит сумятицу в представления ребенка. Выполняют ее следующим образом: на белом (можно и на цветном) листе бумаги дети в нужном месте по указанию учителя ставят яркую точку, а лучше пусть сам учитель поставит ее перед тем, как раздать листы. Ученики берут яркий фломастер или цветной карандаш и по команде проводят, например, волнистую линию из намеченной точки в указанный угол, затем пунктиром, к примеру, ведут линию в середину нижней части листа и т. д. Учитель заранее сам продумывает команды так, чтобы получился привлекательный результат.

Очень важным этапом освоения левшой тетрадного листа является верный отсчет клеточек во всех направлениях. Дело в том, что попытки их подстраховать часто заканчиваются провалом, так как ребенок попросту не замечает точки-подсказки! Поэтому команду "отступить вниз три клеточки" хорошо подкрепить движением руки вниз.

Затем подходит очередь графических диктантов. Желательно, чтобы по окончании диктовки в тетради при верном выполнении получался какой-то узнаваемый силуэт, усложняющийся с каждым разом. Более сложный, но вполне доступный вариант диктанта включает задания с движением по диагонали клеток.

В современных пособиях встречается много заданий на подбор пары данной фигурке из нескольких приведенных ниже вариантов, среди которых присутствует и зеркальное изображение. Такое упражнение принесет пользу только после того, как дети получат алгоритм анализа изображения, ведь они часто просто смотрят на него, не понимая, как надо произвести выбор. Надо последовательно вслух проанализировать каждый рисунок, лучше даже поднося отдельно изображенную данную фигурку к рассматриваемому образцу и показывая признаки, по которым это сравнение ведется. Тогда подобное задание пойдет на пользу.

Полезно копировать образец, начав с простых фигур и постепенно их усложняя, но по-прежнему при предварительном анализе выделяя отдельные части и спланировав порядок работы.

В процессе дальнейшего обучения иллюстрируем счет и вычисления движением по числовой прямой, в задачах работа с пространством присутствует в виде схем, не говоря уже о работе с геометрическим материалом.

Главное при работе с маленьким левшой - это присутствие духа и вера в победу, если и неполную, то хотя бы в постепенное, последовательное улучшение. Поддерживайте своего ученика, ведь ему намного труднее!

Памятка для учителей

Леворукими являются около 10% людей, причем по оценкам зарубежных и отечественных специалистов, доля леворуких имеет тенденцию к увеличению.

Леворукость – это не патология и не недостаток развития. Это очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения.

Леворукие люди ничем не хуже и не лучше праворуких. Они просто другие. Попытки переделать, переучить леворуких обязательно вызывает у них серьезные нарушения психики!

В леворукого ребенка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:

· Сниженная способность зрительно-двигательной координации: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графического изображения; с трудом удерживают строчку при письме, чтении; как правило, имеют плохой почерк;

·Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти: зеркальность письма; пропуск и перестановка букв при письме; оптические ошибки, смещение на письме близких по конфигурации букв (т-п, м-л, н-к, и-н); ошибки при определении расположения предметов в пространстве;

·У леворуких детей гораздо чаще, чем у праворуких, отмечается весь комплекс трудностей письма: выраженные нарушения почерка, тремор, неправильное начертание букв (оптические ошибки: п-т, л-м, н-к, х-ж и др.), искажение их конфигурации, искажение соотношения частей, зеркальное письмо.

· Леворуких детей отличает более медленный темп письма.

·Особая стратегия переработки информации: для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание его «по полочкам», на основании такого подробного анализа строится целостное представление об объекте деятельности;

· Слабость внимания: трудности переключения и концентрации внимания;

· Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного анализа.

· Частота зеркального письма у леворуких детей, по данным исследований, составляет 85%.

·Согласно наблюдениям специалистов, левшам немного труднее, чем правшам, запомнить направления хода часовых стрелок, научиться определять время по циферблату, освоить понятия "лево", "право", "выше", "ниже".

Перечисленные особенности самым непосредственным образом влияют на успешность овладения учебными навыками, прежде всего письмом (в меньшей степени – чтением), в усвоении которого у леворуких детей отмечаются наибольшие сложности.

Поэтому в работе с леворукими детьми следует учитывать определенные особенности выработки у них учебных навыков, в первую очередь навыков письма.

При работе леворукого ребенка за столом свет должен падать с правой стороны.

Располагая детей в классе, учителю целесообразно посадить левшу таком образом, чтобы доска находилась от него справа, это снизит вероятность ошибок зрительного восприятия, которые обусловлены левосторонним игнорированием пространства, характерным для леворуких.

Посадка при письме стандартная, но выдвинуто немного вперед не правое, а левое плечо. Можно рекомендовать расположение тетради или листа бумаги таким образом, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.

При постановке техники письма следует ставить руку так, чтобы строка была открыта. Рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо.

При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен. Категорически противопоказано требовать от леворукого ребенка безотрывного письма. (Безотрывное письмо нецелесообразно и для праворуких детей). Нужно с самого начала создать условия, чтобы ребенок не чувствовал неловкости, неуверенности, выбрал для себя тот вариант письма, связанного или несвязанного, который в большей мере соответствует его способностям и возможностям.

Неправильный способ держания ручки часто создает много дополнительных трудностей при обучении письму. Особого внимания требуют леворукие дети, которые держат при письме ручку или карандаш над строчкой, при этом рука находится в так называемом инвертированном положении и согнута в виде крючка.

При обучении и воспитании левши необходимо учитывать особенности его эмоционального статуса. Педагогам следует построить общение с ребенком таким образом, чтобы не акцентировать его внимание на леворукости и вместе с тем создать благоприятные условия для проявления и развития его индивидуальности. Отличаясь чувствительностью, ранимостью, хорошим пониманием социальных норм и в тоже время, испытывая присущие левшам затруднения, ребенок чрезвычайно нуждается в сочувствии и принятии. Задача взрослого - развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни. Принимая во внимание повышенную энергоемкость протекания психических процессов у левшей, а как следствие быстрые утомляемость и истощаемость нервной системы, необходимо придерживаться установленного режима дня и пристально следить затем, чтобы ребенок не переутомлялся.

Способы и приемы, с помощью которых леворукие дети усваивают знания

1. Довольно часто, леворукие дети, несмотря на проводимую педагогическую работу, затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях может быть рекомендована маркировка левой руки, браслетом, часами или чем-либо другим.

2. Как показывают эксперименты, формирование вербальных и невербальных рядов, а также пространственно-временных отношений у левшей часто задерживается по сравнению со сверстниками правшами.

3. Работа по формированию рядов требует систематических занятий и может осуществляться в различных . При этом педагог обращает внимание на направления ряда, - слева направо. Маркированная рука служит ориентиром, от которого нужно начинать ряд. Здесь может использоваться мозаика, выкладывание из ее элементов различных узоров, при соблюдении правила - начинать выкладывать с левого верхнего угла по направлению к правому верхнему углу, затем, как бы перейдя на нижнюю строку, продолжать узор от левого края к правому, по такой же схеме как осуществляется письмо и чтение.

4.Левшам рекомендуется заниматься декоративным рисованием, которое основано на ряде и чередовании элементов, можно предложить составление узора на обмазанной пластилином поверхности, это может быть картон, или банки, бутылки, украшая их семечками овощей и фруктов, опять же в определенной последовательности, ребенок "превращает" их в вазы для цветов.

5. Занимаясь с ребенком пересчитыванием предметов необходимо так же следить за лево-правосторонним направлением ряда. Можно проводить зрительный диктант, для которого могут использоваться геометрические фигуры, различные трафареты, картинки и т. п.

6. Полезно будет предложить леворукому ребенку разложить и составить рассказ по серии сюжетных картинок, опять же соблюдая лево-правосторонние направление, можно использовать детские комиксы, если в них соблюдается отрабатываемый порядок.

7. Могут использоваться такие виды работы, как иллюстрирование сказок, рассказов, а затем пересказывание их с выстраиванием ряда картинок.

8. Для закрепления логической последовательности действий, событий, на зрительной основе можно предложить ребенку делать вместе с взрослым схематичные рисунки, отображающие развертывание этих действий, событий. При наличии зеркальности в рисунках необходимо на это обращать внимание ребенка.

9. Начиная обучать леворукого ребенка письму и чтению необходимо учитывать присущие ему затруднения. При появлении "зеркального" написания букв следует с учетом и опорой на знание индивидуальных особенностей (лучше запоминает зрительные образы, объяснения или же образные сравнения) выстраивать систематическую .

10. При выполнении письменных заданий фиксируется место начала записи, прослеживается соблюдение строки.

11. Целесообразно уделить внимание развитию фонематического анализа, несформированность звуко-буквенного анализа, присущая леворуким детям, может стать причиной стойких дисграфических ошибок.

12. У леворуких детей могут наблюдаться трудности списывания, т. к. такой вид работы предполагает одновременное решение нескольких задач: необходимо распределить внимание между нахождением нужного элемента текста предложенного для списывания, что требует быстрой и точной пространственной ориентировки, а также выстраивания ряда этих элементов на своем месте. Такая работа у левши требует большего времени: и довольно часто сопровождается возрастанием количества ошибок.

13. При чтении левши нередко теряют строку и делают попытки читать не последовательно в нужном направлении, а справа налево, или из середины текста. Во избежание таких проявлений внимание ребенка необходимо обратить на место начала чтения, можно ориентироваться на маркированную руку. Если это оказывается неэффективно, то следует закрыть текст и открывать только читаемый слог. Сначала это делает взрослый, затем ребенок самостоятельно приучается выполнять такое вспомогательное действие. Ребенок читает таким способом до тех пор, пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой.

14. Все занятия с леворуким ребенком должны проводиться систематически, но занимать не более 20 минут, затем необходимо предоставить время для отдыха и после восстановления сил можно занятие учебной деятельностью продолжить.

Список литературы

1. 1. Безруких, М.М. Обучение письму леворуких детей (информационное письмо) / М.М. Безруких // Начальная школа. - 1996. - № 10. - С. 76 – 80;

2. Кузнецова Н.В., Вадяева Ю.Н., Работа над каллиграфическим навыком письма у леворуких детей. Филологические науки / Методика преподавания языка и литературы, Мордовский государственный педагогический институт им М.Е.Евсевьева. Россия;

3. Кульчевская В.Г., «Коучинг–инновационная технология поддержки в обучении и индивидуально- личностном развитии учащихся, журнал «Региональная школа управления», Ростов н/Д,2013, №1

4. Ларченко Я.Г., Формирование графо-моторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста// Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский Психолого-Социальный институт»/ г.Надым;

5. Соболева А.Е., Емельянова Е. Н. Решаем школьные проблемы. Советы нейропсихолога.

Леворукость веками была и остается загадкой, притягивающей внимание. Действительно, большая часть человечества – праворукие и только 5-12 % леворукие. Зарубежные ученые отмечают, что количество леворуких возрастает. Конечно, леворуких меньшинство и леворукость не исчезает, а просто агрессивность праворуких среды заставляет леворуких, порой с огромным трудом, приспосабливаться, переучиватьс, становится как все. По данным нейрофизиолога А.А. Айрапетянц, среди школьников семи-дявяти лет выявлены леворукие дети: 13,3 % - мальчиков, 10 % - девочки, В четырнадцать лет их уже среди мальчиков – 4,4 %, а среди девочек – 4,1 %.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности обучения леворуких детей

Леворукость веками была и остается загадкой, притягивающей внимание. Действительно, большая часть человечества – праворукие и только 5-12 % леворукие. Зарубежные ученые отмечают, что количество леворуких возрастает. Конечно, леворуких меньшинство и леворукость не исчезает, а просто агрессивность праворуких среды заставляет леворуких, порой с огромным трудом, приспосабливаться, переучиватьс, становится как все. По данным нейрофизиолога А.А. Айрапетянц, среди школьников семи-дявяти лет выявлены леворукие дети: 13,3 % - мальчиков, 10 % - девочки, В четырнадцать лет их уже среди мальчиков – 4,4 %, а среди девочек – 4,1 %. Таким образом, в средней школе остается ничтожно малое количество детей, отстоявших свое право на леворукость. В начальных классах в последние годы все чаще встречаются леворукие дети. Долгое время ученые считали, что мозг – первый орган, как легкие, почки, а функция одного полушария полностью соответствует функциям другого. Действительно, левое полушарие отвечает за движение правых конечностей и за чувствительность правой половины тела, а правое – за движение левых конечностей и все виды чувствительности слева. Для нормальной работы мозга необходима тесная взаимосвязь обоих полушарий. В результате нарушения специализации высших психических функций, в том числе и речевой, отмечается снижение интеллектуально-познавательной деятельности человека. У всех праворуких людей, не имевших в разном возрасте травм или поражений мозга, язык и речь контролируются левым полушарием. Большая часть леворуких также имеет речевые зоны в левом полушарий. Следовательно «специализация» полушарий – явление не врожденное, а вырабатываемое. Вот почему мною выбрана именно эта тема. В научной и методической литературе она недостаточно освещена. Появилась необходимость систематизировать материал, собранный на протяжении нескольких лет работы. Сейчас расширяю объем материала по этому вопросу.

Определение ведущей руки требует определенной компетентности. Во-первых, потому, что картина может быть смазана предыдущим переучиванием, а во-вторых, потому, что далеко не всегда леворукий ребенок бытовые и графические движения будет выполнять только левой рукой, то есть ведущую руку можно определить в шесть лет. Существует несколько вариантов определения ведущей руки: опросники, тесты, пробы, рисование. Обучение строится на осознанном формировании образа буквы, фиксированном внимании к пространственному расположению элементов букв, их соотношений, направленности штрихов и траектории движений руки. Важным элементом методики является целостное восприятие букв выделением ее отдельных элементов. Начиная обучение леворукого ребенка, надо помнить, что на первых этапах обучения он нуждается в специальной помощи: необходимо научить его правильно сидеть, располагать тетрадь, держать ручку и только после этого можно начинать изучения букв. Работая с леворукими детьми, нельзя обойти важный аспект – переучивание. Чаще всего дилемма «переучивать» или «нет» возникает в начальной школе или задолго до школы. Многие родители считают, что, переучивая ребенка, они тем самым, помогают ему «спокойно» жить потом в праворуком мире. Специальные исследования и опыт работы показали, что у переученных левшей на всю жизнь остается более тонкая координация левой руки. Очень часто переученные левшы пишут только правой рукой (причем почерк их, как правило, далек от совершенства), а все остальные бытовые и профессиональные действия выполняют все же левой рукой. Из практики могу со всей ответственностью сказать, что у переученных детей встречаются невротические симптомы. Не следует ждать, что это пройдет само собой, но и не стоит заниматься самолечением, слушать «знающих» людей, лучше обратится за советом к врачу-психоневрологу или педиатру. Однако без помощи родителей и учителя, без их совместной и согласованной работы изменить ситуацию будет не возможно. И только правильный выбор тактики совместной помощи ребенку определит успех всех мероприятий.

У нас леворукого ребенка учат так же, как и праворукого, и поэтому существуют проблемы. Трудности у всех детей разные и разные проявления в процессе обучения. Процесс адаптации к школе леворуких детей в каждом случае особый, единых рекомендаций по коррекции школьных проблем нет. Однако существуют общие закономерности адаптации детей к школе, есть и наиболее трудные (критические) точки на первом, на втором, на третьем году обучения.

Работая с леворукими детьми, я пришла к выводу, что беда не только в самих трудностях, которые не позволяют ребенку хорошо учиться, но и в сопутствующих им постоянных конфликтах между учителем и учеником, ребенком и родителем. Эти конфликты формируют у ребенка чувство неполноценности, неудовлетворенности, неуверенности себе, в своих силах. Недовольство учителя и родителей, неудачи, отсутствие конструктивной помощи отталкивают от взрослых, и он окончательно теряет веру в себя. Даже взрослому трудно реально оценить себя, если все вокруг недовольны, а для ребенка это совершенно непосильная задача.

Мой опыт показывает, что с леворукими детьми до школы работаю очень активно, причем не всегда требования обучения соответствуют возможностям ребенка, и поэтому дети приходят в школу гипервозбудимыми, с трудностями концентрации внимания, нарушениями поведения. И не всегда в школе учитель может понять ребенка, объективно оценить его трудности, оказать действенную помощь.


Мир создан для правшей – в этом убеждаются маленькие левши и их родители, сталкиваясь с множеством школьных проблем. Обучение письму леворуких детей выделено в особую категорию. Если в остальных видах учебной деятельности левши и правши идут нога в ногу, то письмо вызывает большие трудности. Есть ли методы, способные облегчить письменный труд левшей? Являются ли они эффективными, и возможно ли их использование дома?

Три основные причины леворукости детей

Согласно наблюдениям специалистов, дети, пишущие левой рукой, унаследовали эту особенность от родителей. Если отец или мать левша, то шанс родить леворукого ребенка возрастает в 11- 12 раз.

Леворукость определяют не только гены. Бывают и более серьезные причины – например, нарушения деятельности мозга, а именно, его левой стороны. Поскольку правая рука контролируется левым полушарием, при поражении такового происходит смена ведущей руки.

Третья причина –травмирование правой руки. Вынужденное «безделье» при серьезной травме заставляет ребенка приспосабливаться к новым условиям. Некоторые детишки просто подражают любимому члену семьи. В отдельных случаях наблюдается умение писать двумя руками.

«Двурукость», как проблема обучения письму

При незнании, умение писать обеими руками рассматривается как положительный фактор развития ребенка и его особенной интеллектуальной организации. Однако отсутствие доминирования одной из рук может быть сигналом отрицательных особенностей развития мозга.

К пятилетнему возрасту у большинства малышей ведущая рука определена. Родители сами видят, какой рукой предпочитает пользоваться карапуз. В противном случае следует убедиться, что малыш не нуждается в психологической коррекции взаимосвязей полушарий мозга — отсутствия доминирования одного из них.

Как леворукость влияет на способности ребенка

Все вышеназванные факторы развития ребенка сформировали разное отношение к проблеме обучения левшей письму:

  • левши – творческие натуры, для усвоения нового необходимо дополнительное время;
  • левши – прекрасные приспособленцы в хорошем смысле этого слова;
  • левши и правши равны в своих возможностях.

Некоторые взрослые левши еще помнят те времена, когда учитель вынужден был любой ценой переучить маленького левшу в правшу. Мучились все – дети, родители и сами педагоги. К счастью, бессмысленное требование кануло в Лету. Новейшие методики учитывают особенности обучения леворуких детей письму и дают практические рекомендации по их обучению.

Психологические тонкости в обучении левшей письму

Врожденный пессимизм, которым щедро наделены левши, вносит свои коррективы в общий настрой занятий. Леворукие дети очень ранимы, поэтому им нужен особый подход.

  • Медлительность и инертность левшей доставляет много хлопот и выводит родителей из себя. Тем не менее, такие дети нуждаются в понимании, они не выносят понуканий, угроз, унизительных сравнений. Воспитание левши должно происходить на волне легких подшучиваний и позитива.
  • Категорически не рекомендуется напоминать детям, склонным к унылости, их былые неудачи. Методика обучения письму леворуких детей должна учитывать подобные особенности, потому что именно каллиграфия доставляет левшам наибольшее число неудач.
  • Необходимо помнить об импульсивности и дотошности левшей и не обижаться, если они, не задумываясь, остановят рассказчика, зададут уточняющий вопрос и уйдут в себя, обдумывая новую информацию.
  • Левши с трудом ориентируются в пространстве. Это находит свое отражение в занятиях по письму, при чтении и решении математических заданий.
  • Леворукие малыши предпочитают действовать по плану, поэтому творческие задания могут вызвать новые трудности.
  • Пробелы в знаниях левшей недопустимы. Эти школьники с нестандартным мышлением и трудностями в письме, очень доскональны. Чем подробнее алгоритм, тем выше шанс, что левша сделает задание правильно.

Особенности обучения письму левшей

Многие родители волнуются, что не сумеют научить левшу красиво писать, потому, как он держит ручку не так, как обычные дети. Было бы большой ошибкой приучать леворукого ребенка сидеть и держать ручку так, как это делают правши.

Правильная посадка

Посадка левши за письменным столом ничем не отличается от общепринятой.

Рабочий стол

Расположение предметов на столе у леворукого малыша несколько другое:

  • источник света стоит справа;
  • тетрадь лежит в зеркальном отображении – с наклоном вправо или прямо;
  • в процессе заполнения страницы, тетрадка сдвигается вверх.

В школе, где оборудование класса ориентировано на праворуких учеников, освещение располагается не совсем удобно для левши. Решить проблему можно, усадив школьника у окна, с левой стороны парты.

Как держать ручку

Если Вы заметили, что воспитываете ребенка-левшу, нужно позаботиться, чтобы как можно раньше, еще до школы, научить его писать ручкой правильно:

  • отступить от кончика ручки около 3,5 – 4см;
  • держать ее двумя пальцами (большим и указательным) и кладут на «подушечку» – средний палец; в отличие от праворукого письма, указательный палец левши должен быть выпрямлен, чтобы не закрывать строчку.

Ориентация в тетрадке

Левши часто путают стороны в тетрадке, поэтому им иногда «намечают» руки – это может быть браслетка или часы.

Отличия в каллиграфии

  • для левши допустимо и даже предпочтительно писать буквы прямо, без наклона вправо;
  • написание без отрыва для левши практически невозможно, поэтому это требование к каллиграфической грамотности для леворуких не актуально.

Ошибки левшей при письме и методы их коррекции

Как правильно научить писать левшу? Для леворуких детей характерна более стойкая склонность к дисграфии. Поэтому все действия родителей и педагогов должны быть направлены на предупреждение недочетов:

  • зеркальное написание;
  • незнание того, откуда начинать писать;
  • склонность «уезжать» со строки вверх и вниз;
  • нарушения последовательности букв;
  • написание лишних и недостающих букв.

Профилактика и исправление каллиграфических недочетов состоит в срисовывании картинок и схем. При чем, нужно обращать внимание, чтобы при выполнении задания ребенок не разворачивал детали рисунка в обратную сторону. Хороший эффект дают занятия прикладным творчеством: аппликацией, рисованием узоров, вышиванием.

Предпочтительные темы работ – геометрические, животных и растительные орнаменты. Такие виды творчества характерны для народных промыслов – росписи посуды и игрушек, создания эскизов, вышивки. Занятия ручным трудом облегчают ножницы для леворуких.

Прописи для левшей – довольно эффективные тетрадки, последнее слово методики в вопросе, как научить писать леворукого ребенка. Развивающие тетрадки, методички для родителей, беседы с учителем помогут левше адаптироваться к школе и стать успешным учеником.

Этапы в обучении письму леворуких школьников

Левшам гораздо труднее осваивать письмо, чем их праворуким товарищам. Проблему осложняет отсутствие энтузиазма в силу их психологических особенностей. При малейшей неудаче или критике, ученик готов бросить работу и даже возненавидеть каллиграфию.

Как научить писать левшу? Чтобы сформировать стойкие навыки, нужно соблюдать алгоритм работы с новым материалом.

Знакомство с буквой

  • расскажите, из каких элементов состоит новая буква;
  • покажите, как и в каком порядке, она пишется;
  • при демонстрации написания желательно пользоваться фломастером, так как он дает более четкий след и показывает последовательность нагляднее.

Пассивная практическая часть

Узнав, как писать новую букву, левша еще не готов работать ручкой. Предложите ему поруководить Вашей рукой. Пусть он говорит, что делать, а Вы будете выполнять.

Активная практическая часть

Теперь позвольте левше писать самому. При этом зорко наблюдайте и старайтесь не вмешиваться без необходимости. Комментирование вслух должно сопровождать все действия леворукого ученика, пока он не освоится достаточно, что бы работать молча.

Закрепление учебного эффекта

Учить писать левшу и закреплять материал можно таким методом, как анализ написанного. Ребенок должен подумать и рассказать, что он сделал хорошо, а где ошибся.

Для оптимизации обучения письму, полезна такая таблица, как прописной алфавит со схемами написания букв. Направление и порядок письма показаны с помощью стрелок и нумерации действий.

Эти плакаты – большая редкость. Поэтому Вы можете купить простой прописной алфавит и дополнить его самостоятельно.

Особенности развития и обучения леворуких детей в школе.

Составитель: Чубова И.Н. - педагог дополнительного образования

Цель: сформировать у педагогов, родителей представления о леворуких детях, рассказать об особенностях работы с леворукими.

1.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ.

Часто к нейропсихологам и дефектологам обращаются родители и преподаватели школы просьбой помочь неуспевающим детям младших классов и дошкольникам. Речь идет о здоровых детях, которые не наблюдаются у этих специалистов и до школы никак не проявляли какого-то особенного отставания от сверстников. Среди таких детей около 70% - левши.

Многие родители теряются, когда понимают, что их ребенок левша. У них возникает множество вопросов: что делать с таким ребенком, как учить его писать, есть, совершать даже самые простые движения. Родители начинают задумываться о тех сложностях, которые ждут их и ребенка при его социализации. Иными словами, начинает действовать очень старый, но при этом стойкий стереотип: не такой как все, значит, неправильный. Множество страхов, которые начинают заполнять мысли родителей, неминуемо передают ребенку, что, в свою очередь, может привести к возникновению у него различных комплексов.

Что же такое леворукость? Нужно ли пытаться переучивать такого малыша? Чем занятия с ним могут отличаться? Как правильно учить такого ребенка письму, счету?

Ребенок «правополушарный» - левша - намного отличается от своих сверстников, и не только затянувшимся упрямством. Обычно это особо художественно одаренные дети рисуют и лепят из глины или пластилина. Все отмечают их большие музыкальные способности, для них не редок абсолютный слух. Но в это же время им свойственна задержка речи и затруднительность произношения различных звуков.

Психологи отмечают следующие качества леворуких детей:

- «Левши» часто отличаются от своих сверстников затянувшимся периодом упрямства.

Обычно - это художественно одаренные и очень эмоциональные дети.

Уже с трех лет они намного лучше, чем другие малыши, рисуют, лепят из глины, пластилина.

У них нередки хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.

Часто они позже начинают говорить и иногда испытывают затруднения в произношении некоторых звуков.

Бывает, что им трудно даются русский, чтение, математика.

Ребенок - левша непосредствен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда -плаксивость, капризность, подверженность ярости и гневу, настойчивость в ощущении желаний.

Причины особенности левшей и правшей кроются в том, что правое и левое полушария мозга человека ответственны за различные сферы психической деятельности. Это может быть представлено в следующем виде.

Левое полушарие

  1. Конкретное мышление
  2. Математические вычитания
  3. Сознательность
  4. Правая рука
  5. Речь
  6. Правый глаз
  7. Чтение и письмо
  8. Двигательная сфера

Правое полушарие

  1. Абстрактное мышление
  2. Образная память
  3. Бессознательное
  4. Левая рука
  5. Ритм, восприятие музыки, интонации
  6. Левый глаз
  7. Ориентировка в пространстве
  8. Чувственная сфера

Но не спешите вешать ярлыки «физик» или «лирик». Не все так однозначно.

Раньше в школах леворуких детей переучивали. Сегодня физиологи, психологи, педагоги едины во мнении: ни в коем случае этого делать нельзя! Насильственное переучивание левшей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы головного мозга, как правило, ведет к негативным последствиям. Ребенок может стать раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым. Бывает нарушение сна, потеря аппетита, головные боли, жалобы на усталость в правой руке, повышенная утомляемость и снижение работоспособности.

Советы, как нужно вести себя с ребенком левшой

Принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в «правшу». Объяснить, что «леворуких» людей тоже много и это норма.

Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его творческие способности, но не стремиться вырастить вундеркинда.

Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим детям.

Создать ребенку определенные условия дома, в детском саду, в школе: выделить ему место за столом, за партой с левой стороны, чтобы он не сталкивался с правым локтем соседа, свет на его рабочее место должно падать с правой стороны.

Учитывать повышенную эмоциональность и впечатлительность такого ребенка, взрослым нужно быть очень чуткими и доброжелательными.

Леворукость становится проблемой, когда ребенок берет ручку и начинает писать. Возможно, в недалеком будущем достаточно будет сесть за компьютер с зеркальной клавиатурой и, пользуясь «левой» «мышкой», набрать нужный текст. А пока надо осознавать, что леворукий ребенок - не повод для расстройства.

Еще одна проблема - скрытые левши. Ученые, проводившие исследования выявляют 62% таких людей. Также встречаются дети, которые одинаково хорошо владеют и левой, и правой рукой. Считается, что до года закладывается основа развития мозга, а ведущее полушарие формируется к 6-7 годам, но уже в 4 года можно уверенно сказать, какая рука у малыша ведущая.

2.ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ.

При работе с ребенком-левшой необходимо отказаться от переучивания, т.к. произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Последствия такого вмешательства невозможно проконтролировать. Какие проблемы возникают у детей- левшей при поступлении в первый класс. Обучение письму, грамоте рассчитано на праворуких детей, жесткие требования (класть тетрадь горизонтально с небольшим наклоном, держать ручку определенным образом и т.д.) мешают детям не правшам полноценно развиваться, нарушается усвоение информации, происходит нарушение почерка, возникают грамматические ошибки. Часто дети в начале освоения навыков письма изображают буквы, цифры зеркально. Обычно такие дети хорошо рисуют, одарены музыкально, а вот с письмом и чтением примерно до 9 лет возникают проблемы. Часто у левшей происходит задержка речевого развития, неправильное произношение звуков. Левши часто не любят точные науки, но не из-за того, что им неинтересно или сложно. Просто обучение в школе строится с учетом правшей, а леворукие дети несколько по- другому усваивают учебный материал. У таких детей хорошо развита интуиция. Образное мышление, а вот логика «хромает»

Как помочь леворукому ребенку?

Для того чтобы в школе у ребенка не возникали проблемы при обучении письму, нужно ещё до школы (после 5 лет) научить его правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь.

Как сидит леворукий ребенок во время письма?

Малыш должен научиться класть тетрадь прямо перед собой и чуть сдвигать, чтобы её нижний правый край находился немного левее. Свет при письме должен падать справа. Особое внимание следует уделять тому, как правильно держать ручку. Располагая детей в классе, учителю целесообразно посадить левшу таким образом, чтобы доска находилась от него справа, это снизит вероятность ошибок зрительного восприятия, которые обусловлены игнорировать пространства, характерным для неправоруких. Посадка при письме стандартная, но выдвинуто немного вперед левое плечо.Расположение тетради, листа бумаги, таково, что верхний правый угол лежит с наклоном вправо, а верхний левый угол располагается напротив груди.

Как держать ручку?

Научиться правильно держать ручку непросто.

Известны три способа удерживания карандаша: обычный, параллельно строчке и крючком, или инвертированный. Эти способы используют и праворукие и леворукие дети. Если ребенок пишет крюком, при таком письме рука ребенка находится в так называемом инвертированном положении и согнута в виде крючка,тупой конец карандаша или ручки направлен не в плечо, а в противоположную сторону, «от себя». Если мы такого ребенка будем заставлять писать «как все», то надолго задержим развитие его способности писать и вряд ли добьемся успеха. Если ребенок левша пишет крюком, то в этом случае помочь ему варьировать положение листа бумаги, угла, под которым он лежит, или направления наклона. Ничего страшного не произойдет, даже если тетрадь будет лежать почти перпендикулярно к обычному положению. Иногда таким простым приемом, как правильный выбор положения руки или тетради, удается резко повысить успеваемость ученика, причем не только левши, но и правши, который не стандартно держит руку при письме. Попробуйте неназойливо показать ребенку наиболее распространенное расположение руки и карандаша при письме, но не усердствуйте. Только ребенок выбирает удобный для него тип написания, который соответствует его физиологическим особенностям. Не стоит торопиться, нервничать, ругать ребенка. Начинать надо с нескольких штрихов, всё делать медленно, спокойно. Категорически противопоказано требовать от леворукого ребенка безотрывного письма. Занимаясь с леворуким ребенком, не стоит забывать о работе по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы игры с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук.

Леворуким детям пойдут на пользу занятия декоративным рисованием, аппликацией, которые основаны на ряде и чередовании элементов. В этих работах есть элемент зеркальности, и родители могут обратить внимание ребенка на это. Довольно часто леворукие дети затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях можно «маркировать» их ведущую руку при помощи браслета или часов.

Начиная обучать леворукого ребенка чтению и письму необходимо учитывать присущие ему затруднения. При появлении «зеркального» написания букв следует с учетом и опорой на знание индивидуальных особенностей (лучше запоминает зрительные образы, объяснения или же образные сравнения) выстраивать систематическую коррекционную работу.

При выполнении письменных заданий фиксируется место начала записи, прослеживается соблюдение строки. Целесообразно уделить внимание развитию фонематического анализа, слово представляет из себя ряд звуков, и несформированность ряда, присущая не праворуким детям, может стать причиной стойких дисграфических ошибок. Так же следует вести работу по предупреждению и искоренению ошибок, вызванных трудностями соблюдения правильной последовательности и количества букв в слове и ошибок на уровне предложения.

У не праворуких могут наблюдаться трудности списывания, т.к. такой вид предлагает одновременное решение несколько задач: необходимо распределить внимание между нахождением нужного элемента текста, предложенного для списывания, что требует быстрой и точной пространственной ориентировки, а также выстраивания ряда этих элементов на своем месте (требуется быстрая и четкая микроориентировка).

При чтении левши нередко теряют строку и делают попытки читать последовательно в нужном направлении, а справа налево, или из середины текста. Леворукие дети нередко теряют строку и делают попытки читать справа налево или середины текста. Во-избежание таких проявлений ребёнку нужно напоминать, откуда началось чтение, а можно ориентировать его по «маркированной руке». Если эти способы не дают эффекта, ребенок может попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог. Сначала это делает взрослый, а затем ребенок самостоятельно приучается выполнять такое вспомогательное действие. Ребенок читает таким образом пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой. При занятиях с ребенком математикой родители должны помнить о том, что у леворуких детях затруднения вызывают задания, где необходимы логические размышления

Примеры заданий на развитие логического мышления

Все занятия нужно проводить систематически, но их продолжительность не должна превышать 20 минут. Потом ребенку нужен отдых. А, восстановив силы, можно продолжить занятия ещё 15-20 минут.

Хорошим подспорьем для леворуких детей и их родителей могут стать имеющиеся в продаже прописи для левшей - первоклашек, ножницы для леворуких, ручки для леворуких.

Каждый ребенок неповторим, и его индивидуальность надо уважать, тем более что она основана на законах природы, законах работы мозга.

В продаже можно найти и методические пособия, книги по этой проблеме.

3.ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ.

При воспитании и обучении левши необходимо учитывать особенности его эмоционального статуса. Родителям и педагогам следует построить общение с ребенком таким образом, чтобы не акцентировать его внимание на леворукости и вместе с тем создать благоприятные условия для проявления и развития его индивидуальности. Отличаясь чувственностью, ранимостью, хорошим пониманием социальных норм и в тоже время испытывая присущие левшам затруднения ребенок чрезвычайно нуждается в сочувствии и принятии. Задача взрослого - развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, само ценности, активного отношения к жизни. Принимая во внимание повышенную энергоемкость протекания психических процессов у левшей, а как следствие быстрые утомляемость и истощаемость нервной системы, необходимо придерживаться установленного режима дня и пристально следить за тем, чтобы ребенок не переутомлялся.

Данные, полученные при исследовании левшей показывают, что способы и приемы, с помощью которых дети усваивают знания различны.

Так, например, некоторые дети лучше усваивают учебный материал, представленный в виде зрительных образов, другая часть детей лучше запоминает объяснения, а третья - образные сравнения. При построении плана коррекционной работы необходимо выявлять такие индивидуальные особенности, т.к. их учет может оказаться определяющим выбор путей коррекции детских трудностей.

По мере тренированности детей протяженность ряда постепенно растет. Полезно предложить не праворукому ребенку разложить и составить рассказ по серии сюжетных картинок, соблюдая лево правосторонние направление, можно использовать детские комиксы, если в них соблюдается отрабатываемый порядок.

Можно использовать такие виды работы, как иллюстрирование сказок, рассказов, а затем пересказывание их и с выстраиванием ряда картинок. Для закрепления логической последовательности действий, событий, на зрительной основе можно предложить ребенку делать вместе с взрослым схематичные рисунки, отображающие развертывание этих действий, событий. При наличии зеркальности в рисунках необходимо на это обращать внимание.

Если не игнорировать индивидуальность ребенка, всячески помогать ему, тогда он сможет гармонично существовать в праворуком мире. Именно благодаря своему психологическому статусу они способны на решение таких проблем, которые правшам не всегда по плечу. Недаром среди левшей много талантливых математиков, творческих личностей, спортсменов; они гораздо лучше правшей справляются с ситуациями, в которых надо приложить максимум интуиции и изобретательности.

  1. августа - Международный день левшей.

Литература

  • Безруких М.М. Леворукий ребенок. - М.,2001
  • Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и доме. - Екатеринбург,1998
  • Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. - М.: Школа - Пресс, 1999
  • Краткая медицинская энциклопедия. Том 1 / В.И. Покровский - 3-е изд. - М.: НПО «Медицинская энциклопедия», 1994 - 517 с: ил.
  • Майская А. Ребенок - левша: Как достичь гармонии с «правым» миром. СПб6 Питер,2005
  • Макарьев И. Если ваш ребенок - левша. - М.,2001
  • Маркина Н. Мозг правшей и левшей - в чем разница?// Наука и жизнь. - 2001, № 6. - с. 140
  • Родионов В.А. (доктор пед.наук, руководитель психологической службы школы «Премьер»). Если ребенок - левша (советы психолога родителям).


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!