Отвечаем на вопрос — как развить у ребенка усидчивость и внимательность. Как развить усидчивость у ребенка? Несколько эффективных советов от опытной мамы

Вопрос как развить усидчивость у ребенка является актуальным для многих думающих родителей. В своем подавляющем большинстве дети от природы неусидчивы в силу своей любознательности.

Усидчивость – способность человека сосредотачивать внимание и проявлять терпение, выполняя определенную работу в течение обозначенного промежутка времени. Задача родителей – научить ребенка быть усидчивым и внимательным, доводить начатое дело до конца. Именно на Вас лежит ответственность за формирование этих качеств у малыша в процессе взросления. В Ваших силах оказать необходимую поддержку и привить ребенку усидчивость.

Как развить усидчивость у ребенка


Ниже мы рассмотрим основные способы привить ребенку усидчивость:

  • Подбирайте занятие для ребенка в соответствии с его возрастом и способностями. Не предлагайте трудновыполнимые задания, которые могут поколебать его веру в свои силы.

Дети увлечены готовкой — развитие усидчивости
  • Обратите внимание, чтобы ничто не отвлекало малыша от процесса, будь то телевизор или музыка, дайте ему возможность полностью сосредоточиться на выполнении задания.
  • Предлагайте ребенку ограниченное количество игрушек во время игры. Для самых маленьких это может быть 2-3 игрушки, начиная же с 2-ух лет можно постепенно увеличивать их количество, но важно следить за тем, успевает ли ребенок фокусировать свое внимание, не отвлекается ли он. Периодически чередуйте и меняйте игрушки.

  • Вовлекайте ребенка в игру, заинтересуйте своей речью, общение поможет Вам сформировать усидчивость у Вашего чада. Объясняйте цели и задачи, стоящие перед ребенком. Проговаривайте в процессе игры все свои действия, так ему будет легче сконцентрировать свое внимание.
  • Если Вы видите, что ребенок устал, отвлекается или ему неинтересно не настаивайте на продолжении занятия, остановитесь, дайте ему отдохнуть или смените игру. Развить усидчивость с 2-ух лет – не простая задача, ведь малыши в этом возрасте очень подвижны и любознательны, их внимание перескакивает с одного предмета на другое. Зная эту особенность, проводите занятие так, чтобы ребенок сменял деятельность и не уставал.

  • Подбадривайте ребенка, хвалите даже за самые маленькие достижения, но не общими фразами «молодец» , «здорово» , «отлично» , а конкретизируя, чтобы он поверил в их правдивость: «ты красиво нарисовал кошку» , «ты чисто помыл посуду» , «ты построил хороший дом» и т.д., это даст ему стремление двигаться дальше, достигать большего и, параллельно, будет формировать у ребенка усидчивость.

  • Немаловажную роль в вопросе формирования и развития усидчивости у ребенка играет поведение родителей. Из уст, практически, каждого уважаемого психолога можно услышать фразу, что необходимо воспитывать, в первую очередь, себя и только потом уже ребенка. Он – Ваше зеркало. Если ребенок видит, что Вы требуете от него то, что не можете выполнить сами, у него возникает диссонанс. Будьте последовательны, не бросайте начатое на полпути, учите детей своим примером, выполняйте работу качественно.
  • Не сомневайтесь в силах ребенка, в его способности стать усидчивым. Не предлагайте помощь малышу, если он о ней не просит, даже если Вам кажется, что он делает что-то неправильно. Пусть он собирает пирамидку не в соответствии с размером колец, пусть он рисует сразу всеми цветами, пусть животное стоит на голове – не отвлекайте его от процесса.

Потом, когда ребенок сам обратится к Вам, Вы можете дать ему совет, не умаляя его достижений при этом. Если же малышу, напротив, сложно, он просит о помощи, обязательно подбодрите его, помогите, подскажите, не дайте ему разочароваться в своих способностях. Говорите ребенку чаще, что он справится, что у него все получится, таким образом, Вы формируете у него уверенность в своих силах, желание идти дальше, стремиться к большему. Поверьте, по жизни все эти качества ему очень пригодятся.

Запомните, Ваша основная цель, если ребенок неусидчив, — научить его быть усидчивым в игровой форме, не заставляя, не ругая, не порицая. Другими словами, он сам должен захотеть развивать усидчивость. Выбирайте время, когда ребенок отдохнувший и спокойный. Для этого важно соблюдать .

Залог спокойной психики ребенка – ежедневный сложившийся график. Он должен привыкнуть к тому, что в определенное время он есть, спит, играет, занимается, он будет знать, что ожидать. Формируя у ребенка усидчивость, не перегружайте его занятиями. Чередуйте спокойные игры с активными, подвижными. Прежде всего, осознайте, что для малыша этот мир абсолютно новый, ему интересно все, что он видит, дайте ему время на познание окружающей обстановки, будьте сами терпимы и терпеливы.


Существуют игры, развивающие усидчивость у ребенка. Стать усидчивым ему помогут рисование, лепка, аппликации, мозаики и пазлы, пирамидки. Начиная с 2-ух лет ребенок самостоятельно может раскладывать игрушки по цветам и форме. Также, можно сделать отверстие в крышке банки и просить ребенка кидать туда монетки (это может быть и копилка). Эта игра отлично разрабатывает координацию движений и мелкую моторику рук. Главное, следите, чтобы .

Придумывайте и подвижные игры, чтобы сформировать усидчивость, ведь основное в этом вопросе – концентрация внимания. Разбросайте мягкие грибы и ягоды по дому и собирайте их в корзинку вместе с ребенком. Для детей 5-6 лет вполне подойдут бисероплетение, вышивание, если мы говорим о девочках, и конструирование – для мальчиков. Проявите свою фантазию и найдите дело, которое будет по душе Вашему чаду.

Гиперактивный ребенок — как воспитывать? (видео):

Обязательно доводите игру до конца. Если не успели утром, закончите вечером или на следующий день. Также, обязательно приучайте ребенка к порядку, учите убирать за собой игрушки. Желательно, чтобы малыш доставал одну игрушку, играл с ней, клал на место и только потом брал другую. Все это может Вам при ответе на главный вопрос «Как развить усидчивость у ребенка» .

Одно из значимых умений человеческого организма – усидчивость. Она включает в себя такие качества, как внимательность, терпение, аккуратность, целеустремленность и самоконтроль. Развивая в себе усидчивость, человек становится способным достичь любой поставленной цели, довести до логического завершения любую «нудную» работу.

В каком возрасте начинают развивать усидчивость?

Ребенок в возрасте двух лет может заниматься одним делом не более 5 минут. Старшему дошкольнику нужно научиться работать не менее получаса. Это связано с будущей учебой – если первоклассник сможет концентрировать свое внимание достаточно долго, он не упустит ничего важного в течение урока. Поэтому заниматься с малышом нужно начинать рано. До этого времени следует поощрять действия, требующие концентрации внимания и терпения .

Большое количество игрушек может навредить в развитию усидчивости: глаза ребенка будут разбегаться при таком изобилии, он будет хвататься то за одну, то за другую игрушку, не останавливая свой выбор ни на чем. О каком развитии внимания или терпения в этом случае может идти речь?

То же самое будет происходить, если предложить малышу для игры сразу все игрушки, которые есть, даже если их немного. При игре нужно следить, чтобы он брал в руки по одному предмету, не обращая внимания во время игры на другие. Так он научится концентрировать свое внимание на чем-то одном какое-то время.

Важным моментом является время работы – сколько ребенок сможет, столько и должен заниматься.

Нормы у каждого возраста свои:

  • 2-3 года: дети умеют концентрироваться на одной деятельности 5 — 10 минут.
  • 3-5 лет: дети работают 10 — 25 минут.
  • 6-7 лет: дети могут усидеть за столом 20 — 40 минут.

Если малыш не укладывается в эти границы – ничего страшного, может, ему просто не нравится это делать или он устал. Когда он начнет отвлекаться на другие предметы, нужно сделать перерыв на 5-10 минут . После этого снова вернуться к занятию, пояснив, что любая работа должна быть закончена. Можно пояснить это утверждение примерами из жизни: родители работают строго установленное время, а ученик учится весь урок.

Если кто-то не доделает работу, то может навредить самому себе или окружающим:

  1. Бабушка не довяжет носки – внуку нечем будет согреть ноги зимой.
  2. Шофер не привезет вовремя молоко в магазин – оно испортится и люди не смогут его купить.
  3. Дедушка не прочитает газету полностью – не узнает чего-то важного.
  4. Повар не закончит работу – еда будет сырой.
  5. Учитель не объяснит до конца тему – ученики не справятся с заданием.

Основной принцип работы с детьми – это терпение и любовь. Только в этом случае ребенок поймет, что ему это по силам. А осознание своей силы и возможностей – это уже повод довести дело до победного конца.

На что обратить внимание?

Немаловажную роль в развитии усидчивости играет режим дня. Если ребенок знает, что после завтрака он будет играть, затем собираться на прогулку, после обеда – читать и рисовать, то ему будет легче выполнять все действия. Ведь он уверен, что после одного режимного момента обязательно наступит другой, поэтому не нужно торопиться, например, раскрасить картинку, потому что в любом случае после этого будет время для обеда.

Перед тем, как требовать от ребенка каких-то действий, нужно его им научить.

Зачастую дети отказываются играть или заниматься не из-за отсутствия интереса, а потому что не знают, что и как нужно делать.

На что еще нужно обратить внимание:

  1. Если ребенок чем-то занят (играет, читает, раскрашивает), не нужно его прерывать и мешать громкими разговорами. Лучше создать вокруг него спокойную обстановку и дать возможность заниматься самостоятельно в одиночестве.
  2. Любая его работа достойна похвалы. Даже если результат будет неидеальным – все равно он достоин поощрения за терпение и усидчивость.
  3. Заставлять непоседу заниматься неинтересным для него делом не следует – это может отбить у него желание заниматься чем-либо вообще.

Каждая деятельность должна подходить ребенку по возрасту и его способностям : малышам предлагают яркие и красивые игрушки и книги, старшим дошкольникам подбирают книгу, опираясь на ее сюжет.

Игры и упражнения для развития усидчивости

Сосредоточивать внимание на чем-либо, учиться достигать поставленной цели в результате «сидячей» работы, контролировать свои действия – все эти качества позволят малышу в будущем стать успешным человеком. Но для этого важно не только развить их, но и научиться применять.

С этой целью проводят такие игры и упражнения:

  • «Золушка» . Мачеха позволила Золушке пойти на бал, но сначала она должна будет перебрать смешанную крупу (фасоль и горох, ракушки и рожки или другие виды крупы). Каждый сорт нужно распределить по коробочкам. Сначала в эту игру играют с ребенком, помогая ему. Потом, когда он разберется в правилах, проводят соревнование – кто быстрее соберет нужные предметы?
  • «Сортировка» . Видоизмененный вариант предыдущего упражнения. В этом случае можно смешать разные игрушки (куклы и машинки, кубики и шары), карточки с изображением предметов разных категорий (грибы, животные и растения).
  • «Длинная сказка» . Разбив на несколько частей произведение, с ним знакомят малыша постепенно – по одной части каждый день. При этом важно подогревать его интерес интонацией прочтения, инсценировкой какого-либо эпизода, чтобы на следующий день ему было интересно узнавать продолжение. Можно после прочтения каждой части проводить антиципацию – предположение, что же случится дальше, какие препятствия поджидают героя, сможет ли он спастись, что для этого будет делать. Перед знакомством с каждой частью полезно вспомнить, о чем вообще шла речь в сказке.
  • «Ошибка художника» . Эти задания направлены на поиск неправильного изображения. Нарисовать такие картинки можно самим, изобразив, например, хлебные булки, которые растут прямо на поле и другие подобные рисунки. К подобным заданиям можно отнести и поиск отличий. Для маленького ребенка подбирают легкие картинки с небольшим количеством отличий. Причем это число должно быть названо (например, нужно найти 5 отличий), тогда малышу будет интересно найти все отличительные элементы. Ребенку постарше количество отличий можно не называть, пусть сам попробует определить, сколько неточностей есть на картинке.
  • «Нарисуй узор» . На альбомном листе изображен браслет (ваза, ковер, тарелка). Задача ребенка – украсить его определенным узором. Последовательность элементов сначала определяется взрослым, потом, по мере появления интереса, малыш может его продумывать самостоятельно. Подобное задание, но с практическим замыслом – это создание браслетика из бусин разного цвета, формы и размера. При этом нужно не просто нанизать бусины на нить, но и соблюдать определенный порядок. Также можно предложить вышить на салфетке узор или украсить ее с помощью аппликации. Выполнение этих упражнений позволит развивать внимание, память, сосредоточенность и стремление достичь цели.

Способствуют развитию усидчивости из, дня рождения и других знаменательных событий. Разноцветные серпантины, снежинки, бумажные цветы ребенок с удовольствием будет создавать из любого материала. Сначала, конечно, количество украшений должно быть небольшим, все действия выполняются вместе с взрослым, а когда малыш станет более усидчивым и терпеливым, то можно попросить его сделать это самостоятельно.

  • – нарезка огурцов для салата, лепка пельменей, взбивание крема, создание бутербродов – все, что ребенку посильно и интересно. А после работы нужно обязательно его похвалить, даже если пельмени при варке раскрылись, а огуречные кусочки получились разновеликими. Подобными занятиями можно постепенно не только развить усидчивость, но и привить любовь к домашнему труду.
  • С малых лет ребенка нужно приучать к тому, что после игры, чтения, занятий нужно убрать свое рабочее место – игрушки, книги и принадлежности в специально отведенные места. Конечно, дожидаться осознанных действий у трехлетнего малыша не стоит – он будет лишь помогать маме, к четырем годам уже будет действовать сам под контролем, а к 6-7 годам научится делать это самостоятельно.

    Родителей часто интересует вопрос, как научить ребёнка быть усидчивым и внимательным. Одни дети уже в два года могут подолгу играть в любимые игрушки, другие же не могут дождаться, пока мама слепит куличик в песочнице, и уже бегут играть в машинку. Чтобы понять, как помочь ребёнку научиться управлять собственным вниманием, нужно знать и учитывать возрастные особенности детей. Часто родители сталкиваются с проблемой неусидчивости у ребёнка в старшем дошкольном-младшем школьном возрасте. В статье мы рассмотрим, как справиться с подобной проблемой у детей разных возрастов. Рождаясь, ребёнок первое время не может фиксировать взгляд на объекте. Постепенно у него формируется привязанность к маме, которая заботится о нем. Именно на лице мамы, как правило, впервые фокусируется взгляд малыша. Подрастая, ребёнок научается следить за движущимися предметами и людьми, брать вещи в руки,подолгу рассматривает их. Так развивается внимание ребёнка. Ему становится интересно взаимодействовать с миром, особенно когда появляется возможность самостоятельно ползать и ходить. Ребёнку уже интересны мячи, игрушки, которые можно толкать, катить перед собой, следить за результатом своих действий с ними (неваляшка, музыкальные игрушки). Особенность детского внимания – в его неустойчивости. Ребёнка очень легко отвлечь, переключить на что то другое. Внимание ребёнка привлекают яркие, звучащие игрушки, а также игрушки, дающие различные тактильные ощущения. Для маленького ребёнка это нормальная ситуация – быстро переключаться с одного занятия на другое, легко начинать новую игру. Так дети познают многообразие мира, знакомятся с предметами, людьми, ощущениями. Но задача родителей – мягко и ненавязчиво, в игровой форме формировать у ребёнка усидчивость, способность доводить начатое дело или игру до конца, быть внимательным в своих действиях. Ведь так часто перед первоклассниками встаёт проблема, что ещё вчера они беззаботно играли, а сегодня не могут сосредоточиться и высидеть длинный урок. В силах каждого родителя помочь своему малышу сформировать усидчивость и внимательность к школьному возрасту, при этом не перегружая ребёнка и давая ему возможность получать удовольствие от игры. Что же для этого нужно? В первую очередь, важен личный пример родителей. Нужно быть последовательными в своих словах и поступках, доводить начатое до конца, выполнять обещания. Ведь родитель для ребёнка – первый и самый главный пример для подражания. Очень важно сформировать и соблюдать режим дня, выполняя одни и те же действия в определённое время. Ребёнок должен ощущать, что основные моменты режима не подлежат сомнениям и обсуждениям (время подъёма утром, дневного сна, время еды, игр, прогулок, вечернего укладывания спать). Нужно выработать такой режим, который будет удобен родителям и малышу, и позволит всем членам семьи чувствовать себя комфортно. Ребёнок, таким образом, заранее будет знать, что его ждёт в течение дня, и его энергия будет идти по верному пути, не расходуясь на лишние капризы и споры с родителями. Чтобы научить ребёнка быть усидчивым, нужно много разговаривать с ним с самого раннего детства. Дети, хорошо вспринимающие речь взрослого, лучше понимают цель любых действий, и их внимание легче направить. Если Вы замечаете, что ребёнку трудно даже короткое время сосредоточиться на игре, нужно рассказать ему перед началом игры, что вы хотите сделать. Например, покормить мишку. Постарайтесь сделать так, чтобы игра привлекала ребёнка, и своим участием развивайте сюжет, придумайте историю. Не просто кормите мишку ложкой, а сходите вместе на кухню, возьмите немного макарон, насыпьте в миску. «Сварите» еду, пусть ребёнок делает сам всё, что он уже умеет. Одно действие сменяет другое, не успевая надоесть ребёнку. В конце игры попросите помочь ребёнка убрать игрушки. Любое действие сопровождайте комментариями и пояснениями. Постепенно ребёнок научится погружаться в игру, его станет сложнее отвлечь посторонними предметами. Есть ещё несколько советов, важных для того, чтобы привить ребёнку усидчивость. Во время игры нужно выключить музыку и телевизор, и игрушек не должно быть слишком много. Для совсем маленьких детей это 2 – 3 игрушки, для детей постарше можно чуть больше. Остальные игрушки можно на время убирать, чередуя и заменяя их периодически. Так ребёнку легче сосредоточить свое внимание и меньше шансов, что он будет сильно отвлекаться. Даже у ребёнка 4-5 лет внимание всё ещё сильно зависит от того, что ему интересно, легко переключается с одного на другое. Но, всё же, ребёнок такого возраста уже может, как правило, сам подолгу играть, в том числе с другими детьми, его захватывает уже сам сюжет игры. Задача родителей в этом возрасте – обеспечить возможность такой игры для ребёнка, тщательно подбирая игрушки, при этом обращая внимание на то, что интересно самому ребёнку. Если дошкольнику или первокласснику очень трудно сосредоточиться на одном занятии, довести дело до конца, нужно помочь ему сформировать такую способность. Очень хорошо развивают усидчивость различные мозаики и паззлы, совместное с родителями творчество (вышивание и бисероплетение для девочек, конструирование и моделирование для мальчиков). Для этой цели подойдут раскраски, лепка из глины и пластилина, - любое занятие, требующее сосредоточения на процессе деятельности. Очень важно, чтобы занятие нравилось ребёнку, нужно также следить, чтобы он не устал и не потерял интерес. Лучше разбить большое дело на много маленьких этапов, завершая каждый из которых, ребёнок будет видеть результат своего труда, получит радость и удовлетворение от сделанного. После занятия нужно приучить ребёнка убирать своё рабочее место, это дисциплинирует и помогает стать более организованным. Если ребёнок неусидчив в школе, следует обратить внимание, сложились ли у него хорошие отношения с учителем, интересна ли ему программа обучения, не слишком ли она сложна для ребёнка. Родителям нужно сформировать у ребёнка интерес к учёбному процессу, не делая акцент на оценках. Чаще обсуждайте с ребёнком, что происходило на занятиях, говорите с ним о том, что они сейчас проходят. Возможно, невнимательность вызвана непониманием материала, и, соответственно, отсутствием интереса к этой теме. Для развития усидчивости и терпеливости полезна также любая помощь по дому, главное при этом – хвалить и благодарить ребёнка за помощь. Важно подкрепить и сохранить у ребёнка желание помогать взрослому, привить ему умение доводить дело до конца, мягко поправляя его ошибки, своим примером показывать правильный способ действий. Помогают развить усидчивость настольные игры, подобранные в соответствии с интересами и возрастом ребёнка. Яркое оформление и увлекательные правила могут привлечь внимание любого ребёнка, но и в настольных играх важно участие, помощь и подсказки родителей. Это нужно для того, чтобы помочь ребёнку разобраться в процессе игры, погрузиться в него, сформировать правильное отношение к любому новому делу, требующему терпения и внимательности. Обратите внимание на игры «Калаха люкс», «Башня», «Микадо». Самое главное – чаще хвалите своих детей за успехи. Если что-то не получается у них с первого раза, - напомните ребёнку, что важно быть терпеливым, что порой нужно потренироваться, чтобы построить, например, высокую башню из кубиков. Указывайте ребёнку на его достижения, на любой шаг вперёд, формируя таким образом в нём желание и стремление играть, действовать и учиться дальше. Будьте уверенны в том, что Вашему ребёнку по силам стать усидчивым и внимательным, показывайте ему, что вы любите его несмотря ни на что, и Ваша уверенность обязательно передастся ребёнку.

    Как вспыльчивого и неусидчивого ребенка научить быть более внимательным и доделывать все до конца? Наша дочь очень активная, подвижная, самостоятельная, но в то же время очень упрямая, вспыльчивая. До момента, как она пошла в школу, особых трудностей в воспитании мы не испытывали. Но сейчас стали все больше замечать, что у нее нет усидчивости, она все старается сделать быстро. Начинает выполнять задания, не дослушав до конца, что именно нужно сделать, отсюда проблемы с учебой, а точнее с отметками. Ужесточение контроля с нашей стороны приводит только к агрессивным выпадам с ее стороны и потере контакта с дочерью. Что делать? Как развить усидчивость у ребенка?

    Конечно же существуют общие рекомендации по развитию усидчивости у ребенка, на которые стоит обращать внимание. Но при выборе тактики необходимо опираться на индивидуальные характеристики ребенка. Ведь то, что подходит для одного ребенка, совершенно может не подходить для другого. Родителям нужно быть очень внимательными по отношению к своему ребенку, необходимо постоянно наблюдать за чадом, чтобы понимать его, грамотно направлять и вовремя определять, что имеет место в конкретном случае: невоспитанность или вполне нормальная реакция на сложившуюся ситуацию. Ставя перед собой задачу - развить усидчивость, родителям необходимо весь процесс воспитания строить с учетом индивидуальных особенностей ребенка, т.е. опираться на особенности воспитания детей с определенным набором качеств. Учет в процессе воспитания особенностей своего ребенка позволяет легче заинтересовывать и развивать ребенка, проще осознавать проблему и находить выход. Одна из таких особенностей - это темперамент ребенка. И хотя вряд ли есть дети с чистыми типами темпераментов, все же стоит определить к какому типу темперамента более склонен Ваш ребенок. И вот почему. Зная, к какому типу темперамента ближе всего стоит Ваш ребенок, Вы при взаимодействии с ребенком допустите меньше ошибок, примите больше правильных и действенных решений по отношению к нему, и процесс развития усидчивости у ребенка станет для Вас более радостным и результативным.

    Для того, чтобы определить к какому типу относится Ваш ребенок можно взять любой опросник на определение типа темперамента и выяснить темперамент Вашего ребенка. При этом лучше воспользоваться несколькими подобными опросниками. Но можно зафиксировать свои наблюдения за ребенком используя схемы. Для этого на листе бумаги нужно нарисовать систему координат, как показано на рисунке, и поставить на координатной плоскости точку, соответствующую обычному повседневному поведению ребенка. Так, если Ваш ребенок общителен и эмоционально нестабилен, то он скорее всего относится к холерикам.

    Для более детального анализа воспользуйтесь следующей схемой.

    Поставьте точку в том секторе, в котором находится наибольшее количество качеств, характерных для Вашего ребенка.

    Теперь, определив к какому типу темперамента относится Ваш ребенок, внимательно прочитайте ниже следующие рекомендации.

    Если Ваш ребенок по темпераменту ближе всего к холерику, то он скорее всего отличается неуравновешенностью, быстротой действий, вспыльчивостью, нетерпеливостью, энергичностью, настойчивостью. Для него дискомфортна монотонная кропотливая работа. Такой ребенок быстро заинтересовывается чем-либо, но и также быстро остывает. Он чаще других является источником конфликтов из-за своей задорности, боевитости и активности.

    Ребенок с холерическим темпераментом доставляет немало хлопот взрослым. Очень часто такой ребенок увлечен каким-либо делом так, что не слышит того, что ему говорят. За выполнение заданий берется, недослушав до конца, все старается сделать быстро, порой небрежно. Любит риск и склонен к необдуманным поступкам, из-за чего нередко оказывается в неприятных ситуациях. Очень общителен, но и с легкостью может устроить конфликт.

    Особенности воспитания ребенка с холерическим темпераментом:

    • Ужесточение контроля за ребенком приводит к ухудшению детско-родительских отношений и повышению нервозности ребенка.
    • Подвижные виды спорта (футбол, волейбол, баскетбол, велосипедные прогулки и пр.), способствуют развитию у такого ребенка умения контролировать свои движения, рассчитывать силы и создают благоприятный эмоциональный настрой.
    • Холерикам подойдет отдых на природе. При этом ребенок обязательно должен быть вовлечен в какое-то совместное дело, иначе предоставленный сам себе он быстро найдет себе какие-нибудь неприятности.
    • Используйте каждый раз подходящие моменты, чтобы показать ребенку, что качество важнее скорости.
    • Развить усидчивость и целеустремленность помогут занятия конструированием, рисованием, лепкой, рукоделием, только заниматься этим нужно не очень продолжительное время. При этом необходимо контролировать качество работы (доделывание до конца и эстетичность).
    • Чаще разговаривайте с ребенком, обсуждайте с ним варианты достойного поведения и конфликтные ситуации, как на примерах из собственной жизни ребенка, так и на примерах героев фильмов, сказок и других книг.
    • Используйте стремление ребенка быть лидером в своих целях. При изучении нового материала, при разборе каких-либо жизненных ситуаций дайте ребенку роль объясняющего, роль учителя, что позволит ему лучше усвоить материал и удовлетворит его потребность в признании.

    Сангвиник - активный, энергичный, любознательный, легко приспосабливаемый к новым условиям. Быстро соображает, эмоционально устойчив, легко переживает неудачи. Умеет быстро налаживать контакты. Непостоянен, ему очень нужны новые впечатления. Может даже начать баловаться, если занятие становится ему неинтересным.

    Если сангвинику придется выполнять однообразную и неинтересную для него работу, он быстро переключится на что-то более интересное. У такого ребенка много друзей, но не все они соответствуют обычному для него кругу людей.

    Особенности воспитания ребенка-сангвиника:

    • Сангвиник очень общительный и легко обучаемый, но при этом не любит углубляться в изучаемый материал. Если перестать его контролировать, то он может вырасти поверхностным человеком, лицемером и приспособленцем.
    • Сангвинику следует постоянно давать какое-либо дело его интересующее.
    • Отдайте ребенка в спортивную секцию или танцы, но не ставьте цели достигнуть высоких результатов. Акцент сделайте на умении сосредотачиваться и доводить начатое дело до конца. При этом разрешите ребенку переходить из одной секции в другую.
    • Конструирование, рукоделие, рисование также помогут развить усидчивость, собранность, аккуратность, старательность.
    • Поощряйте старательность и целеустремленность, обращайте внимание ребенка на детали. Постепенно повышайте требования в разумных пределах, добиваясь устойчивости и результативности.
    • Обсуждайте с ребенком его взаимодействие с окружающими людьми, мотивируйте его на анализ своего поведения.

    Меланхолик медленно восприимчив, углублен в самого себя, быстро утомляется, неуравновешен. Такой ребенок избегает многочисленного контакта со сверстниками, стесняется незнакомых людей, у него повышенная тревожность.

    Меланхолик очень раним. Даже невинное замечание способно ввести его в отчаяние. В новой обстановке такой ребенок очень долго присматривается. Он относится с большим недоверием к окружающему миру и постоянно жалуется на свое окружение.

    Особенности воспитания ребенка с меланхолическим типом темперамента:

    • В обращении с такими детьми нужно быть весьма осторожными, мягкими и приветливыми, чтобы внушить им большее доверие и любовь. Высказывания недовольства по поводу лени ребенка, его пассивности и неспособности еще больше усугубляют ситуацию, и ребенок замыкается в себе.
    • Помогайте ребенку в общении с другими детьми, заранее обговаривайте с ним возможные фразы для знакомства, варианты выхода из конфликтных ситуаций, варианты отстаивания своего мнения. Только делайте это в непринужденной, игровой обстановке.
    • Оказывайте ребенку постоянную поддержку. Учите его обращать внимание на позитивные моменты, даже в неприятных ситуациях.
    • Интересуйтесь достижениями ребенка. Поддерживайте его уверенность в своих силах.
    • Поручайте ребенку дела, с которыми он наверняка справится, при этом постепенно повышайте сложность дел.
    • Для меланхолика подойдут спокойные виды деятельности в комфортных условиях.

    Флегматик отличается медлительностью и слабой восприимчивостью. Такой ребенок упорен, терпелив и с трудом переключается с одного вида деятельности на другой. В общении избирателен. Консервативен. Надолго запоминает усвоенные знания и навыки.

    Флегматик очень нетороплив. Он будет очень долго умываться, обедать, собираться, будет старательно выводить буквы в тетрадке. Предпочитает стабильность. И если Вы попробуете изменить что-то в его обычном распорядке дня, вплоть до того, что подается на стол за трапезой, то с большой вероятностью рискуете нарваться на скандал. Он может просить Вас неделями читать одну и ту же сказку, ходить в одно и то же место. К тому же при эмоциональном требовании поторопиться, он может нарочно собираться еще медленнее, заставляя родителей сделать все самим.

    Особенности воспитания ребенка с флегматическим типом темперамента:

    • Крики и скандалы с целью поторопить ребенка не помогут. Лучше просто начать делать все раньше, оставляя запас времени.
    • Не стоит упорно навязывать какое-либо занятие, если ребенок сопротивляется. Гораздо проще создать ситуацию, в которой он захочет этого сам. Такой подход позволяет развить усидчивость и внимательность у ребенка.
    • Следите за своей речью и эмоциями. Не называйте ребенка оскорбительными словами.
    • Будьте терпеливы, не спешите сделать все за ребенка. В противном случае, он вырастит лентяем и несамостоятельным.
    • Поддерживайте ребенка, подчеркивайте, где это имеет место, положительную сторону его медлительности. В ситуациях неуверенности и медлительности помогайте ему начать действовать, подбадривайте его.
    • Поручайте ребенку посильные для него дела, оказывайте ему доверие. Он для этого достаточно ответственен и основателен.
    • Чаще общайтесь с ребенком, обменивайтесь с ним новостями. Обсуждайте мотивы поступков окружающих людей.
    • Выбирайте спокойные виды занятий, такие как рисование, музыка, плавание.

    Подведем итоги. Понаблюдайте за ребенком, посмотрите на его поведение с точки зрения типа темперамента, к которому Вы его отнесли. Это позволит Вам понять, какие качества ребенка помогут ему добиться успеха, а какие – могут помешать. Подумайте, как превратить его как-бы нежелательные качества в преимущества, научите ребенка пользоваться этим преимуществом.

    Обращение к профессионалу поможет Вам разобраться во всем более глубоко и найти правильное решение.

    Очень трудоемкий и тяжелый. Все мы рано или поздно сталкиваемся с непослушанием ребенка и чрезмерной активностью, а нам так хочется посидеть и почитать вместе книжки или порисовать. А далеко не каждый малыш может просидеть на месте хоть пару минут, ведь для него эти пару минут - целая вечность.

    Пока ребенок маленький неусидчивость не доставляет нам, взрослым, никаких тревог и неудобств. Мы всегда себе говорим - «Мой ребенок просто активный, ему все интересно - так он познает мир». Малышу трудно усидеть на одном месте долгое время, он постоянно прыгает от одного занятия к другому. Вот вроде бы только сидел и собирал пирамидку, но не прошло и минуты, как он уже бежит к Вам с машинкой в руке и требует с ним ползать и играть. Это вовсе не плохо. Дети, действительно, так познают мир и учатся в нем жить. Со временем ребенок будет становится последовательным и сможет дольше концертировать свое внимание на одном из понравившихся занятий. Но для это нужно время и родительская помощь.

    Все родители хотят, чтоб их чадо было самостоятельным, дисциплинированным и внимательным. Но, к сожалению, сам ребенок не сможет это усвоить и осилить. Тут никак не обойтись без помощи взрослого. Работать над этим нужно с раннего детства - завлекать ребенка, заинтересовывать и развивать. Давайте рассмотрим как лучше проводить игры с ребенком.

    • Дети любят все яркое и привлекающее внимание. Поэтому лучше покупать игрушки ярких цветов и интересного содержания. Также можно придумать интересную сказочную историю для выполнения какого-нибудь задания и заинтересовать ребенка для его выполнения.
    • Атмосфера должна быть спокойной, сосредоточенной и приятной. Ребенка ни что не должно отвлекать от занятия или игры. Телевизор или музыка обязательно должны быть выключены.
    • Обязательно показывайте свои эмоции - радость и заинтересованность процессом игры. Ребенок смотрит на Вас и старается повторять Ваши же действия.
    • Хвалите и поощряйте успехи Вашего малыша. Это будет стимулировать его положительные действия.
    • Не стоит одергивать ребенка, если ему совершенно неинтересно занятие. Лучше отложить эту игру на некоторое время (неделю-две). Может Ваш ребенок еще не готов к таким играм. А вместо того, чтобы ругать его и постоянно одергивать, лучше подыскать более увлекательное занятие.

    Развивая внимательность и усидчивость, мы учим ребенка терпению, добиваться своей цели и умению доводить дело до конца. Своим примером мы показываем как себя надо вести, контролировать свои эмоции. Также и ребенок сам себя контролирует во время игры и, разумеется, самостоятельно решает ход этой самой игры. А если в игре участвуют несколько человек (в том числе и родители), то ребенок вынужден подстраиваться под всех участников, тем самым проявляя терпение и целеустремленность.

    Труд - это лучший способ воспитания терпимости и желания добиться цели. Почти все малыши любят помогать взрослым по хозяйству. И не стоит их отгонять и просить не мешать. Наоборот, детскую помощь нужно одобрять и по возможности позволять ребенку помочь вам в домашних делах, например, вытереть пыль, выбросить мусор, подмести или пропылесосить комнату и включить стиральную машинку. Ваша терпимость и снисходительность в неудачах крохи только усилит его желание помогать и быть Вам полезным. А агрессия и гнев наоборот, отобьют все желание что-либо делать и в будущем Вы сами будете потом сердится на своего малыша.

    Не стоит забывать, что во время болезни дети не могут продолжительное время концентрировать внимание. Они быстро устают и хотят переключится на другое занятие. В здоровом же состоянии ребенок выдерживает занятие в 15-20 минут, потом лучше переключить внимание малыша на другое интересную ему игру. Немаловажно учитывать интересы и пожелания самого ребенка.

    Непосредственно перед игрой лучше спросить, во что он хочет сейчас играть. Это поможет Вам, так как ребенок сам выберет вид деятельности, который ему интересен.

    Игры на развитие усидчивости и внимания

    • съедобное-несъедобное. Всем известна эта детская игра с мячом. Но не в любом возрасте малыш так хорошо управляется с мячом. На своем примере хочу показать Вам как можно играть в эту игру с 2х годовалым ребенком. Вначале мы используем только хорошо знакомые слова малышу (хлеб, вода, кубик, камень и т.д.). Вместо меча мы имитируем сам объект. Например, хлеб. Я воображаемо отщипываю хлеб и предлагаю его ребенку, он соответственно берет это воображение и кладет себе в рот. И так с остальным - камень кладет на пол, птичку запускает в небо и т.д. Эта игра развивает и внимание и воображение.
    • найди отличия. Показываем ребенку два похожих рисунка или игрушки и просим найти отличия. Для начала лучше брать простые и крупные рисунки с явными отличиями, чтоб ребенок быстро и без проблем смог их найти. А потом с каждым разом рисунок можно усложнять.
    • что пропало? Берем несколько игрушек и рассматриваем их вместе с ребенком, а потом просим малыша закрыть глазки и одну из игрушек прячем. Малыш должен понять какая игрушка пропала. В более старшем возрасте можно добавить к этому и игру «тепло-холодно», тем самым подсказывая ребенку в каком направлении искать пропавший объект.

    Также для развития усидчивости нам помогут такие занятия как:

    • лепка - пластилин развивает мелкую моторику рук, изучение цветов. А вместе с родителями малышам понравится лепить животных и сказочных персонажей. Будьте внимательны при подборе пластилина - смотрите возрастные ограничения!
    • собирать пазлы и мозайки - опять развитие мелкой моторики, усидчивость и развитие фантазии. Из мозайки можно собирать рисунки и целые картины, а пазлы дают ребенку возможность собрать уже готовое изображение.
    • рисование и аппликации. Для начала можно нарисовать простую фигуру и попросить ребенка разукрасить ее, не выходя за контур, со временем усложняя рисунок. Тоже самое и с аппликацией - для начала можно из деталей наклеивать дом, машину.

    При богатой родительской фантазии можно придумать разнообразные увлекательные игры, которые разнообразят ваш рабочий день с ребенком и наполнят его радостью и весельем.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!