Особенности воспитания в первобытном обществе кратко. Первобытное воспитание характеристика воспитания в первобытной общине

Воспитание в первобытной общине лишено характера преднаме­ренности, подготовки к будущей деятельности, не имеет еще признаков приказания - подчинения и обучения; это самое непосредственное при­способление ребенка к окружающей среде.

Посильное участие его в действительной трудовой жизни общины, осуществляется путем бессознательного подражания ребенка остальным членам общины.

Наметив основные черты первобытного воспитания, попытаемся на основании наблюдений над современными дикарями многочислен­ных исследователей нарисовать конкретную картину этого воспитания.

Тотчас после рождения ребенка община решает, может ли он остать­ся в живых или же нужно его умертвить. Обычай детоубийства новорож­денных очень распространен среди дикарей, переживающих еще стадию первобытного строя.

<...> Опасность перенаселения, крайнего недостатка пищи для чрез­мерно разросшейся общины, наконец, обременительность большого чис­ла маленьких детей при бродячем образе жизни, когда женщины несут их при передвижениях орды на спине, - все это создает необходимость даже при очень большой любви к детям ограничивать число новорожденных, необходимость во много раз большую, нежели в «культурных» странах.

<...> Все исследователи отмечают, что убиваются при рождении пре­имущественно девочки, так как они были менее полезны в рыбной лов­ле и войне.

<...> Оставшихся в живых матери очень долго - 2, 3 и даже 4 года - кормят грудью. Это долгое кормление грудью также находит себе объясне­ние в экономике первобытной общины: молоко составляет необходимую пищу ребенка долго после того, как его после 8-12 месяцев грудного кор­мления отнимают от груди. Мы удовлетворяем эту потребность ребенка в молоке, давая ему коровье молоко, но у народов, не имеющих еще домаш­них животных, этого сделать нельзя, и потому мать кормит его несколько лет, пока он не подрастет настолько, что может есть обычную пищу.

<...> При передвижениях орды, при собирании растительной пищи, пока дети не подросли настолько, что могут достаточно хорошо пере­двигаться сами, мать таскает детей на спине, устраивая для этого кое-какие приспособления.

<...> Как только дети подросли настолько, что не нуждаются уже в молоке и могут свободно бегать, заботы матери и вообще старшего по­коления о них прекращаются; они предоставляются самим себе и, под­ражая старшим, принимают уже участие в деятельности общины по до­быванию пищи.

<...> Этими заботами в первобытном периоде, пока в нем не успели еще развиться черты сменившего его позже строя родового, по-видимо­му, и ограничивается община в своих отношениях к детям. По крайней мере, замечания исследователей жизни дикарей, переживающих разные ступени первобытного строя, о воспитании крайне скудны.

Характеристика воспитания в родовой общине

Родовой строй отличается от первобытного целым рядом экономи­ческих особенностей, порождающих и особую идеологию. Естественно ожидать поэтому, что и воспитание в родовом обществе носит совер­шенно особый характер по сравнению с первобытным воспитанием.

Первобытное воспитание не отделялось еще от процесса хозяйствен­ной деятельности, воспитание было соучастием в трудовой жизни об­щины без какого бы то ни было обучения.

Здесь, в родовой общине, вся хозяйственная жизнь построена уже на учете будущих потребностей, отсюда рождается сознание о будущем во­обще, чрезвычайно важное для изменения характера воспитания. Воспи­тание ставит себе целью подготовку-обучение молодого поколения к будущей деятельности в качестве полноправных членов общины, чего совершенно не было раньше, когда весь процесс воспитания сводился к непосредственному участию в трудовой жизни.

Эта подготовка-обучение диктуется не только учетом будущих по­требностей общества, но и усложнившимся характером производитель­ной деятельности и все растущим разделением труда.

Эта подготовка-обучение, когда дети рассматриваются как существа неполноправные еще и обязаны подчиняться, диктуется и новыми про­изводственными отношениями господства-подчинения (авторитарными отношениями), которые охватывают все патриархальное общество: пат­риарху подчиняются второстепенные организаторы (и, конечно, все нижестоящие), которым в свою очередь подчинены остальные члены общины, главе каждой семьи подчинены ее члены, взрослым - дети, полноправным членам общины - рабы.

Наконец, эта подготовка-обучение делается при родовом строе возмож­ной, потому что существует уже прибавочный продукт, идущий на содер­жание детей, нет такой необходимости, как раньше, использовать их сла­бые силы для настоящей трудовой жизни, ослабляя тем самым общину в будущем. Если дети и участвуют в процессе трудовой жизни общины, то это участие в значительной степени носит уже характер того же обучения. <...>

В патриархальном (обществе - авт.) уж существует семья. И воспи­тание в значительной степени приобретает характер семейного воспита­ния; но семья еще не замкнулась в своих интересах, она лишь составная хозяйственная ячейка племени. Отсюда проверка результатов семейного воспитания юношей путем испытаний на собраниях старейшин.

Характер воспитания в патриархальном обществе можно опреде­лить как авторитарную педагогику. Неповиновение старшим в этом пат­риархальном периоде уже рассматривается как крупный проступок. По­чтительность считается одной из главных добродетелей.

Хранителями всего накопленного обшиной опыта являются патри­архи. Семьи патриархов благодаря развитию частной собственности и на­коплению у них значительных богатств с течением времени резко отлича­ются своим влиянием среди других семей общины. У патриархов с течени­ем времени, естественно, развивается стремление сделать власть свою наследственной. На воспитание это развивающееся классовое расслоение родовой общины оказывает самое существенное влияние: прежде равное для всего подрастающего поколения воспитание к концу родового строя становится различным для массы и для очень небольшой группы лиц, подготовляемых к несению в будущем организаторских функций: в вос­

питании существует уже классовый характер, мало заметный вначале и довольно сильно уже сказывающийся в конце родового общества.

<...> Воспитание массовое носит практический характер и имеет одну цель: подготовить подрастающее поколение к трудовой жизни в качестве членов общины. Обучение состоит в указании приемов охоты, рыбной ловли, ухода за скотом, выделки кожи, устройства жилищ, борьбы с враждебными общинами, причем в число этих приемов, как необходи­мое условие успеха, входят правила почитания богов. Материал для обу­чения состоит из мелочных, строго регламентированных приемов, со­блюдение которых освящается примером предков и требованиями рели­гии.

Воспитание подготовляемых к организаторским функциям носит почти всецело теоретический характер и имеет целью передачу всей суммы накопленного опыта, зачатков науки, приемов тесного общения с бога­ми, строго охраняемых от масс.

Медынский Е. Н. История педагогики. - М., 1930.-Т. 1.-С. 26-36.

Э.д"ЭРВИЛЬИ

Приключения доисторического мальчика

«Крек» означало «птицелов». Мальчик получил такое прозвище неда­ром: с самого детства он отличался необычайной ловкостью в ночной ловле птиц; он захватывал их сонными в гнездах и с торжеством прино­сил в пещеру. Случалось, за такие успехи его награждали за обедом из­рядным куском сырого костного мозга - почетного блюда, приберегае­мого обычно для старейшин и отцов семейства.

Крек гордился своим прозвищем: оно напоминало ему о ночных под­вигах.

Мальчик обернулся на крик. Мгновенно вскочил с земли и, захватив связку камыша, подбежал к старику.

У каменной лестницы он положил свою ношу, поднял в знак почте­ния руку ко лбу и произнес:

    Я здесь, Старейший! Чего ты от меня желаешь?

    Дитя, - ответил старик, - все наши ушли еще до зари в леса на охоту за оленями и горными быками. Они вернутся только к вечеру, потому что - запомни это - дождь смывает следы животных, уничто­жает их запах и уносит клочья шерсти, которые они оставляют на ветвях и корявых стволах деревьев. Охотникам придется много потрудиться, преж­де чем они встретят добычу. Значит, до самого вечера мы можем зани­маться своими делами. Оставь свой тростник. У нас довольно древков для стрел, но мало каменных наконечников, хороших резцов и ножей: все они обточились, зазубрились и обломались.

    Что же ты повелишь мне делать, Старейший?

    Вместе с братьями и со мной ты пойдешь вдоль Белых холмов. Мы запасемся большими кремнями; они часто попадаются у подножия бе­реговых утесов. Сегодня я открою тебе секрет, как их обтесывать. Уже пора,Крек. Ты вырос и силен, красив и достоин вносить оружие, сделанное собственными руками. Обожди меня, я пойду за другими детьми.

    Слушаю и повинуюсь,- ответил Крек, склоняясь перед стариком и с трудом сдерживая свою радость.

Старик назвал Крека большим, красивым и сильным. Он, должно быть хотел, подбодрить мальчика: ведь на самом деле Крек был мал, даже очень мал и очень худощав.

Широкое лицо крека было покрыто красным загаром, надо лбом торчали жидкие рыжие волосы, жирные, спутанные, засыпанные пеплом и всяким сором. Он был не слишком красив, этот жалкий первобытный ребенок. Но в его глазах светился живой ум: его движения были ловки и быстры.

Наконец старик вышел из пещеры и стал спускаться по высоким каменным ступеням с проворством, удивительным для его преклон­ных лет За ним шла целая орда мальчуганов-дикарей. Крек, были чуть прикрыты от холода жалкими плащей из звериных шкур.

Самый старший из них - Гель. Ему уже минуло пятнеэдцать лет. В ожи­дании того великого дня, когда охотники, наконец, возьмут его с собой па охоту он успел прославиться как несравненный рыболов.

Старейший научил его вырезывать из раковин острием кремневого осколка смертоносные крючки. Самодельным Гарпунсэм с зазубренным костяным наконечником Гель поражал даже громадных лососей.

За ним шел Рюг большеухий. Если бы в т 0 время, когда жил Рюг, человек уже приручил собаку, о Рюге непреме нно сказали бы: «У него собачий слух и нюх». Рюг по запаху узнавал, где в частом кустарнике созрели плоды, где.показались из-под земли молодые грибы; с закрыты­ми глазами распознавал он деревья по шелесту их листьев.

Старейший подал знак. И все двинулись в путь Гель и Рюг гордо вы­ступали впереди, а за ними серьезно и молча следовали все остальные.

Все маленькие спутники старика несли на сгт ИН е корзины, грубо спле­тенные из узких полосок древесной коры; одни держали в руках корот­кую палицу с тяжелой головкой, другие - копье с каменным наконеч­ником, а третьи - что-то вроде каменного молота.

Они шли тихо, ступали легко и неслышно. Недаром старики постоян­но твердили детям, что им надо привыкнуть двигаться бесшум но и осто­рожно чтобы на охоте в лесу не спугнуть дичь, не попасть в когти диким зверям не угодить в засаду к злым и коварным людям.

Матери подошли к выходу из пещеры и с улыбкой смотрели вслед уходящим.

Тут же стояли две девочки, стройные и высокие – Маб и Он. Они сзавистью смотрели вслед мальчикам.

Только один, самый маленький, представитель первобытного обще­ства остался в дымной пещере; он стоял на коленях около очага среди огромной кучи пепла и потухших углей слабо потрескивал огонек.

Это был младший мальчик - Ожо.

Ему было грустно; время от времени он тихо вздыхал: ему ужасно хотелось пойти со Старейшим. Но он сдергивал слезы и мужественно исполнял свой долг.

Сегодня его черед поддерживать огонь от зари до ночи.

Ожо гордился этим. Он знал, что огонь - самая большая драгоценность в пещере, если огонь погаснет, его ждет страшное наказание. По­этому, едва мальчуган замечал, что пламя уменьшается и грозит потух­нуть, ОН начинал быстро добрасывать в костер ветки смолистого дерева, чтобы вновь оживить огонь.

Э. д "Эрвильи. Приключения доисторического мальчика. - Свердловск, 1987. - С. 14-17.

Воспитание в первобытном обществе. На первой ступени развития первобытного общества - в дородовом обществе - люди присваивали готовые продукты природы и занимались охотой. Процесс добывания средств существования был по-своему несложным и в то же время трудоемким. Охота на крупных зверей, тяжелая борьба с природой могли осуществляться только в условиях коллективных форм жизни, труда и потребления. Все было общим, между членами коллектива отсутствовали социальные различия.

Общественные отношения в первобытном обществе совпадают с кровнородственными. Разделение труда и социальных функций в нем базировалось на естественнобиологических основах, вследствие чего существовало разделение труда между мужчинами и женщинами, а также возрастное деление общественного коллектива.

Дородовое общество делилось на три возрастные группы: дети и подростки; полноценные и полноправные участники жизни и труда; пожилые люди и старики, не имеющие уже физических сил для полноценного участия в общей жизни (на дальнейших ступенях развития первобытнообщинного строя число возрастных групп увеличивается).

Родившийся человек сначала попадал в общую группу подрастающих и стареющих, где он возрастал в общении со сверстниками и стариками, умудренными опытом. Интересно, что латинское слово еducarе означает буквально «вытягивать», в более широком переносном значении «выращивать», соответственно русское «воспитание» имеет своим корнем «питать», его синоним «кормить», откуда «вскармливание»; в древнерусской письменности слова «воспитание» и «вскармливание» - синонимы.

Войдя в соответствующий биологический возраст и получив некоторый опыт общения, трудовые навыки, знания правил жизни, обычаев и обрядов, человек переходил в следующую возрастную группу. С течением времени этот переход стал сопровождаться так называемыми инициациями, «посвящениями», т. е. испытаниями, во время которых проверялась подготовка молодежи к жизни: умение переносить лишения, боль, проявлять храбрость, выносливость.

Отношения между членами одной возрастной группы и отношения с членами другой группы регулировались неписаными, нестрого выполняемыми обычаями и традициями, которые закрепляли складывающиеся социальные нормы.

В дородовом обществе одной из движущих сил развития человека остаются еще и биологические механизмы естественного отбора и приспособления к среде. Но по мере развития общества складывающиеся в нем социальные закономерности начинают играть все большую роль, постепенно занимая главенствующее место.

В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Он не столько готовился к жизни, как это стало позже, сколько прямо включался в доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучался к коллективному труду и быту. Все в этом обществе было коллективным. Дети тоже принадлежали всему роду, сначала материнскому, затем отцовскому. В труде и повседневном общении со взрослыми дети и подростки усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои обязанности, полностью подчинять себя интересам рода, требованиям старших.

Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду.

На последних этапах развития матриархата появились первые учреждения для жизни и воспитания подрастающих людей-дома молодежи, отдельные для мальчиков и девочек, где под руководством старейшин рода они готовились к жизни, труду, «посвящениям».

На стадии патриархальной родовой общины появились скотоводство, земледелие, ремесло. В связи с развитием производительных сил и расширением трудового опыта людей усложнялось и воспитание, которое приобрело более многосторонний и планомерный характер. Дети приучались к уходу за животными, земледелию, ремеслу. Когда возникла необходимость в более организованном воспитании, родовая община поручала воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям. Наряду с вооружением детей трудовыми умениями и навыками они знакомили их с правилами зародившегося религиозного культа, преданиями, обучали письму. Сказания, игры и танцы, музыка и песни, все народное устное творчество играло огромную роль в воспитании нравов, поведения, определенных черт характера.

В результате дальнейшего развития родовая община стала «самоуправляющейся, вооруженной организацией» (Ф. Энгельс). Появились зачатки военного воспитания: мальчики учились стрелять из лука, пользоваться копьем, ездить верхом и т. д. В возрастных группах появилась четкая внутренняя организация, выделились вожаки, усложнилась программа «посвящений», к которым готовили молодежь специально выделенные старейшины рода. Стало уделяться больше внимания усвоению начатков знаний, а с появлением письменности и письму.

Осуществление воспитания особыми людьми, выделенными родовой общиной, расширение и усложнение его содержания и программы испытаний, которыми оно завершалось, - все это свидетельствовало о том, что в условиях родового строя воспитание начало выделяться как особая форма общественной деятельности.


Похожая информация.


Тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного типа. К этому периоду (40-35 тысяч лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности.

Восстановление картины воспитания в первобытном обществе осложняется отсутствием серьезных источников, письменных свидетельств.

Современная мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся эволюционно-биологическая теория и психологическая теория . Представители эволюционно-биологической теории связывали воспитательную деятельность людей первобытного общества с инстинктивной заботой о потомстве, присущей высшим животным. Сторонники психологической теории объясняли происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. Сходно в обеих теориях утверждение, что первобытное воспитание возникло как постепенное приспособление детей к существовавшему порядку вещей. Как писал в этой связи П. Монро, «мир первобытного человека сосредоточен в настоящем. У него почти нет сознания прошлого и будущего. Его воспитание есть лишь приспособление к среде».

Многие современные исследователи, соглашаясь с необходимостью учитывать при рассмотрении вопроса о происхождении воспитания преемственность между формами рассудочной деятельности у некоторых высших животных и у человека, делают акцент на качественных социальных характеристиках, которые отличали человеческое воспитание при его зарождении в виде особого вида деятельности.

Жизнь и воспитание первобытного человека выглядели весьма примитивно. Смысл существования предков человека был предопределен его миросозерцанием. Окружающий мир воспринимался как нечто живое, наделенное сознанием. Стихийно возникшие цели воспитания заключались в подготовке к простейшему существованию и осознанию мира как анимистического феномена. Зачатки педагогической мысли развивались только на уровне обыденного сознания. Они сводились к практическому воспитанию и проявлялись в традициях и фольклоре.

Воспитание зародилось как физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Первоначально (2-3 млн. лет назад в эпоху выделения человека из животного мира) воспитание у предков современного человека выглядело бессистемно, стихийно. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания.



Выделение человека из животного мира сопровождалось постепенным переходом к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Предкам современных людей для обеспечения и сохранения своей жизни следовало хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, быть сильными и выносливыми. Поэтому, воспитание являлось, прежде всего, частью повседневной борьбы за выживание.

Постепенно воспитание как передача опыта из поколения в поколение приобретает черты особого вида деятельности . Изготовление и использование орудий труда, совершенствование хозяйственных связей являлись непременными условиями существования древних, что неизбежно повышало роль взрослых и побуждало их развивать воспитание как специфический род деятельности. Кроме того, мощным средством передачи жизненного опыта стала возникшая у первобытных людей речь.

Таким образом, можно предположить, что воспитание возникло из потребности людей в общении и оказалось тесно связанным с эволюцией форм примитивного труда.

На заре истории специфической особенностью человечества являлось групповое, коллективное начало в воспитании. Первобытное воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни. Единственными и почти абсолютными ориентирами дифференциации воспитания оказывались пол и возраст детей. Воспитание проистекало из общинного образа жизни, питая и цементируя подобный способ существования.

С появлением человека современного физического типа в генезисе воспитания начался новый этап. В нем все более усиливалась социальная заданность.

В IX – VIII-ом тысячелетиях до н.э. в ряде регионов мира, в частности, Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой становится семья . Эти процессы качественно изменили смысл и содержание воспитания.

Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращается в сословно-семейное . Дети воспитывались, прежде всего, на примере родителей. Воспитание представителей различных страт – вождей, жрецов, воинов, остальных членов общины – приобретает заметные различия. В семьях элиты увеличивается срок детства и соответственно усиливается воспитательное воздействие на подрастающие поколения.



Люди первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными воспитательными приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и поэтому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Например, детям показывали, что и как делать: как действовать палкой, выделывать шкуру убитого животного, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых было механическое повторение. Со слов родителей и путем подражания дети воспринимали информацию и опыт предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и волшебство.

Шло время, и человек от приспособления к природе все чаще переходил к воздействию на окружающий мир. По мере усложнения жизни и хозяйственной деятельности менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются зачатки организованных форм воспитания. Постепенно оно сосредотачивается в руках специально назначаемых для этого лиц.

В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным и ограничивался возрастом от 9 до 11 лет. Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали их первым навыкам трудовой деятельности. В этот период дети много времени проводили в играх, имитируя жизнь взрослых. Старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов.

Взрослея, мальчики все больше времени проводили с мужчинами, приобщаясь к охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства.

В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным. Маленьким членам общины предоставлялась значительная свобода в поведении. Наказания не были жестокими. В худшем случае это могли быть шлепки или угрозы физического наказания (удар палкой по следу ребенка в его присутствии). Но первобытное воспитание не было и не могло быть идиллическим, поскольку люди жили в сложных, тяжелых условиях борьбы за выживание.

В дальнейшем положение меняется. Расслоение общины и рост социальных противоречий ужесточили воспитание. Часто стали применяться физические наказания.

Коллективная традиция воспитания на исходе первобытно-общинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школ, организованные для воспитания общественного человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, обрядам. Основной формой воспитания оставались совместные игры и занятия.

Характер деятельности, состав воспитанников и наставников в домах молодежи постепенно менялись. В условиях матриархата до 7-8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин; в более старшем возрасте – раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. Вследствие имущественного расслоения появляются отдельные дома молодежи для бедных и для состоятельных членов общины. Они существовали, например, у племен ацтеков и майя (Америка), племени майори (Новая Зеландия) на стадии разложения патриархальной общины.

Все подростки обоего пола, достигшие 10-15 лет, проходили инициацию – процедуру посвящения во взрослые. У мальчиков она была более длительной и сложной. Инициация проводилась в виде религиозного обряда, и сопровождалась традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Ей приписывалась таинственная сила. Программа подготовки к инициации для мальчиков включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т.д., программа для девочек – приобретение навыков ведения домашнего хозяйства. Запоминание наставления, закрепление определенных навыков сопровождались болевым ощущением от удара, щипка, укола, нанесенных наставником.

В книге “Психология игры” Д. Б. Эльконин, ссылаясь на исследования немецкого ученого Р. Алта, выделяет следующие характерные черты процесса воспитания детей на ранних ступенях развития общества: во-первых, одинаковое воспитание всех детей и участие всех членов общества в воспитании каждого ребенка; во-вторых, всесторонность воспитания – каждый ребенок должен уметь делать все, что умеют делать взрослые, и принимать участие во всех сторонах жизни общества, членом которого он является; в третьих, кратковременность периода воспитания – дети уже в раннем возрасте знают все задачи, которые ставит жизнь, они рано становятся независимыми от взрослых, их развитие заканчивается раньше, чем на более поздних ступенях общественного развития.

Воспитание появилось в первобытном обществе около 40 – 35 тысяч лет назад. Целью воспитания была подготовка ребенка к удовлетворению практических потребностей, то есть овладение простейшими трудовыми навыками (охота, ловля рыбы, изготовление оружия и одежды, обработка земли) и включение подрастающего поколения в коллективный труд.

Воспитание в первобытном обществе условно делится на три самостоятельных периода: воспитание в дородовой обществе; воспитание в родовой общине ; воспитание в период разложения первобытного общества.

Воспитание в дородовом обществе носило крайне ограниченный и примитивный характер. Дети были общими, принадлежали всему роду, с детства активно участвовали в жизни общины. В это время еще отсутствовали специальные формы воспитания, и оно не отделялось от совместной жизни детей и взрослых. В совместной деятельности со взрослыми дети и подростки наблюдали за поведением старших и, постоянно подражая им, приобретали соответствующие умения. Выработка у подрастающего поколения необходимых для того времени норм поведения являлась предметом заботы всей общины. Отсутствовало физическое наказание детей. Существовало разделение труда между мужчинами и женщинами (женщина – мать и хранительница семейного очага, мужчина – добытчик и воин). Поэтому мальчики вместе с взрослыми мужчинами отправлялись на охоту и рыбную ловлю, изготавливали орудия труда и оружие, защищали племя от врагов. Девочки, в свою очередь, с опытными женщинами занимались собирательством, готовили пищу, шили одежду, оберегали очаг и т. д.

Родовая община поручала старшим знакомить молодое поколение с обрядами, традициями и историей рода, с религиозными верованиями , воспитывать у младших почитание старших и умерших. На данном этапе расширяется объем и содержание передаваемых знаний. Наряду с приобщением детей к трудовой деятельности их знакомят с зачатками военного и нравственного воспитания, с правилами религиозного культа , обучали простейшему письму. Большое место в воспитании нравов и поведения детей занимало устное народное творчество: предания, песни и др. Переходу юношей и девушек в полноправные члены рода предшествовала специальная подготовка под руководством самых авторитетных и мудрых людей. Она заканчивалась посвящением, состоявшим из публичных испытаний, в которых проверялась готовность молодежи к выполнению обязанностей взрослого члена родового общества.

В позднеродовой общине появление парного брака изменило всю организацию родового общества , став зародышем домашне-семейной формы воспитания. С этого времени в семье стали закладываться основы физического и духовного развития детей. Инициации – обряды перевода юношей и девушек в категорию взрослых – стали исторически первым общественным институтом, имевшим целью преднамеренную организацию воспитания и обучения.

«Слава предков – свет потомкам».
«Знание прошлого – культура,
незнание - дикость».
А.С.Пушкин.

План:

1. Краткая характеристика первобытного
общества.
2. Источники изучения первобытного
воспитания.
3. Возникновение первобытного воспитания.
4. Воспитание в дородовом обществе.
5. Воспитание в родовой общине.
6. Воспитание в период разложения
первобытного общества.
7. Основные выводы.

1. Краткая характеристика первобытного общества.

Если всю историю человечества, а это свыше
двух миллионов лет, условно приравнивать к
24 часам или одному метру, то на долю
первобытного общества из них придется
соответственно 23 часа 46 минут или 99
сантиметров. Это был самый
продолжительный и невероятно трудный
период истории человечества, тяжелейшее
время его выживания и утверждения на
Земле.

Условно этот период можно разделить на три стадии:

1. Дородовое общество.
2. Родовая община.
3. Период разложения первобытного
общества.

2. Источники изучения первобытного воспитания.

1. Памятники материальной и духовной культуры;
2. Труды ученых и путешественников 18 начала 19 веков,
которые исследовали быт аборигенов Австралии.
Африки, Полинезии, Сибири, Южной и Северной
Америки, находившихся в то время на стадии детства
человеческой цивилизации;
3. Современные этнографические данные о сообществах, не
затронутых современной цивилизацией.
4. Археологические находки – орудия и предметы быта,
детские игрушки, наскальные изображения;
5. Фольклор – сказки, народные игры, древние обряды;
6. Метафорический уровень языка – эпос, поговорки,
пословицы, в которых сконцентрирована мудрость
народного воспитания.

Явь, Навь и Правь

ЭТИ ТРИ силы олицетворяют Время в славянской космогонии,
управляя мирозданием.
Явь - мир земной, настоящий, сущий, явленный сейчас, теперь,
осязаемый, плотский, вещественный.
Навь -мир подземный, где обитают тени прошлого: предки,
бестелесные духи. В древности прошедшее время было особо
почитаемо: люди верили, что жизнь вершится по кругу и
предкивозвращаются в третьем поколении. Именнопоэтому с
помощью обрядов и ритуалов сноваи снова как бы
воспроизводили прошедшее.
И, наконец, Правь - всеобщий закон, установленный Дажьбогом,
воплощение правды и мудрости. Всякое земное существо,
пребывающее в Яви, выполняет волю Прави, само становясь ее
частицей. Смысл пребывания каждого человека на земле будучи исторгнутым из небытия по воле божественной Прави,
возвратится в нее, стараясь при жизни подняться вверх
по лестнице совершенства и праведности.

3. Возникновение первобытного воспитания

Воспитание возникло 2-3 млн. лет тому назад, в эпоху
выделения человека из животного мира,
сопровождавшегося переходом к сознательной
передаче опыта собирательства и охоты.
Воспитание как социальное явление связано с
выделением человека из мира животных, с
систематическим занятием трудом и передачей
опыта от поколения к поколению. В этом смысле
воспитание существует столько же времени, сколько
существует и само человеческое общество. Однако
практика воспитания в разные периоды столь
продолжительного первобытного общества не была
одинаковой, она менялась.

Факторы становления воспитания как вида деятельности:

эволюция материальных связей между
людьми первобытной эпохи;
необходимость поддерживать и развивать
такие связи путем передачи опыта от
поколения к поколению, от человека к
человеку;
возникновение потребности людей в общении
как следствие эволюции форм примитивного
труда, когда усложнение производственного
опыта потребовало определенной
организации его усвоения.

Стихийно возникшие цели воспитания:

подготовка к простейшему виду существования вначале воспитание
было ориентировано на повседневную борьбу за
выживание;
осознание мира как анимистического феномена окружающий мир воспринимался первобытным
человеком как нечто живое, наделенное сознанием.
В первобытном обществе практически единственными
показателями при дифференциации обучения
являлись пол и возраст детей. Поскольку
первобытное воспитание проистекало из общинного
образа жизни, то
готовило к повседневной жизни всех одинаково - его
основу составляло
групповое, коллективное начало.

Социальная сущность воспитания
– преднамеренная и
целенаправленная передача
общественно-исторического
опыта подрастающему
поколению, в овладении им
практическими трудовыми
умениями, а также нравственными
нормами и опытом поведения.

Концепции происхождения воспитания:

1. Эволюционно-биологическая - сущность ее
в том, что происхождение воспитания
связано с деятельностью по интенсивной
заботе о потомстве, присущей высшим
животным (Ш.Летурно, Дж.Симпсон,
А.Эспинас).
2. Психологическая – происхождение
воспитания связано с проявлением у детей
бессознательных инстинктов подражания
взрослым (П.Монро).

Пол Монро американский педагог, историк педагогик.
Свыше 40 лет преподавал в Колумбийском
университете, первый директор Международного
педагогического института. Изучал школьное дело
в странах Латинской Америки и Азии, автор многих
проектов по реорганизации учебных заведений. В
истории педагогики предложил концепцию,
согласно которой в каждом историческом периоде
развития общества выделяется центральная
идея, лежащая в основе воспитания:
- первобытное общество – непрогрессирующее
приспособление;
- в Древней Греции - прогрессивное
приспособление;
- в Средневековье – дисциплина и так далее.

Монро противопоставил два метода обучение как повторение (активная роль
принадлежит учителю) и обучение как
творчество (главенствующую роль играет
активность учащегося). Он считал, что
обучение как повторение лежит в основе
восточной культуры, особенно китайской, и в
значительной степени характерно для
системы европейского образования.
Обучение как творчество связывал с
американским образованием.

Пол Монро писал:

«Мир первобытного человека
сосредоточен в настоящем. У него нет,
почти нет сознания прошлого и
будущего. Его воспитание есть лишь
непрогрессирующее приспособление к
среде». В первобытном обществе
ребенок обучался в процессе
повседневной жизни. Он не готовился к
жизни, как это стало значительно позже,
а прямо включался в нее.

4. Воспитание в дородовом обществе

Дородовое общество делилось на три возрастные группы:
- Дети и подростки;
- Полноценные и полноправные участники жизни и труда;
- Пожилые люди и старики.
На первой ступени развития первобытного общества - в дородовом
обществе - люди присваивали готовые продукты природы и
занимались охотой. Процесс добывания средств существования был
по-своему несложным и в то же время трудоемким. Охота на крупных
зверей, тяжелая борьба с природой могли осуществляться только в
условиях коллективных форм жизни, труда и потребления. Все было
общим, между членами коллектива отсутствовали социальные
различия.
Общественные отношения в первобытном обществе совпадают с
кровнородственными. Разделение труда и социальных функций в нем
базировалось на естественнобиологических основах, вследствие чего
существовало разделение труда между мужчинами и женщинами, а
также возрастное деление общественного коллектива.

Родившийся человек сначала попадал в общую группу
подрастающих и стареющих, где он возрастал в
общении со сверстниками и стариками, умудренными
опытом. Интересно, что латинское слово еducarе
означает буквально «вытягивать», в более широком
переносном значении «выращивать», соответственно
русское «воспитание» имеет своим корнем «питать»,
его синоним «кормить», откуда «вскармливание»; в
древнерусской письменности слова «воспитание» и
«вскармливание» - синонимы.
Войдя в соответствующий биологический возраст и получив
некоторый опыт общения, трудовые навыки, знания правил
жизни, обычаев и обрядов, человек переходил в следующую
возрастную группу. С течением времени этот переход стал
сопровождаться так называемыми инициациями,
«посвящениями», т. е. испытаниями, во время которых
проверялась подготовка молодежи к жизни: умение переносить
лишения, боль, проявлять храбрость, выносливость.

Отношения между членами одной возрастной
группы и отношения с членами другой группы
регулировались неписаными, нестрого
выполняемыми обычаями и традициями,
которые закрепляли складывающиеся
социальные нормы.
В дородовом обществе одной из движущих сил
развития человека остаются еще и
биологические механизмы естественного
отбора и приспособления к среде. Но по мере
развития общества складывающиеся в нем
социальные закономерности начинают играть
все большую роль, постепенно занимая
главенствующее место.

В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в
процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых,
в повседневном общении с ними. Он не столько готовился к
жизни, как это стало позже, сколько прямо включался в
доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их
руководством приучался к коллективному труду и быту. Все в
этом обществе было коллективным. Дети тоже принадлежали
всему роду, сначала материнскому, затем отцовскому. В труде и
повседневном общении со взрослыми дети и подростки
усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения,
знакомились с обычаями, учились выполнять обряды,
сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои
обязанности, полностью подчинять себя интересам рода,
требованиям старших.
Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте и
рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под
руководством женщин собирали и выращивали урожай,
готовили пищу, делали посуду и одежду.

5. Воспитание в родовой общине

На стадии патриархальной родовой общины появились
скотоводство, земледелие, ремесло. В связи с развитием
производительных сил и расширением трудового опыта людей
усложнялось и воспитание, которое приобрело более
многосторонний и планомерный характер. Дети приучались к
уходу за животными, земледелию, ремеслу. Когда возникла
необходимость в более организованном воспитании, родовая
община поручала воспитание подрастающего поколения
наиболее опытным людям. Наряду с вооружением детей
трудовыми умениями и навыками они знакомили их с
правилами зародившегося религиозного культа, преданиями,
обучали письму. Сказания, игры и танцы, музыка и песни, все
народное устное творчество играло огромную роль в
воспитании нравов, поведения, определенных черт характера.

В результате дальнейшего развития родовая община
стала «самоуправляющейся, вооруженной
организацией» (Ф. Энгельс). Появились зачатки
военного воспитания: мальчики учились стрелять из
лука, пользоваться копьем, ездить верхом и т. д. В
возрастных группах появилась четкая внутренняя
организация, выделились вожаки, усложнилась
программа «посвящений», к которым готовили
молодежь специально выделенные старейшины
рода. Стало уделяться больше внимания усвоению
начатков знаний, а с появлением письменности и
письму.
Осуществление воспитания особыми людьми,
выделенными родовой общиной, расширение и
усложнение его содержания и программы испытаний,
которыми оно завершалось, - все это
свидетельствовало о том, что в условиях родового
строя воспитание начало выделяться как особая
форма общественной деятельности. Воспитание
носит общественный характер.

6. Воспитание в период разложения первобытного общества

С появлением частной собственности, рабства
и моногамной семьи наступило разложение
первобытного общества. Возник
индивидуальный брак. Семья стала одним из
важнейших общественных явлений, основной
экономической ячейкой общества, к ней
перешли от родовой общины функции
воспитания детей. Семейное воспитание
стало массовой формой воспитания.

Основные черты семейного воспитания

Дети воспитывались на примере родителей. Они
воспринимали опыт, информацию
предшественников со слов родителей и путем
подражания.
2. Воспитание представителей различных социальных
слоев (вождей, жрецов, воинов, рядовых членов
общины) приобретало заметные различия.
3. Для детей элиты увеличивался срок детства и
соответственно усиливалось воспитательное
воздействие.
4. Действиям, связанным с воспитанием, придавали
магический смысл.
1.

Появившиеся господствующие группы населения (жрецы,
вожди, старейшины) стремились отделить умственное
образование от обучения занятиям, требующим
физического труда. Зачатки знаний (обмер полей,
предсказания наводнений рек, приемы лечения людей и т.
д.) господствующие группы сосредоточили в своих руках,
сделали их своей привилегией. Для обучения этим
знаниям создавались специальные учреждения - школы,
которые использовались для укрепления власти вождей,
жрецов, старейшин. Так, в Древней Мексике дети знатных
людей были освобождены от физического труда, учились
в особом помещении и изучали такие науки, которые не
были известны детям простых людей (например,
пиктографическое письмо, наблюдения за звездами,
расчеты площадей). Это возвышало их над остальными.
Физический труд стал уделом эксплуатируемых. В их
семьях дети рано приучались к труду, родители
передавали им свой опыт. Организованное воспитание
детей, проводимое в школах, становилось все более
уделом избранных.

Появление организованных форм воспитания

На исходе первобытнообщинного периода
появились Дома молодежи для детей и
подростков, как следствие коллективной
традиции воспитания.
Главная цель: подготовка подрастающего
поколения к процедуре инициации.
Основная форма воспитания: совместные
игры и занятия.
Все подростки, достигшие 10-15 лет, проходили
ИНИЦИАЦИЮ.

Инициация – процедура посвящения во взрослые: религиозный обряд, сопровождаемый тра­диционными песнопениями, ритуальными танцами, магич

Инициация – процедура посвящения во взрослые: религиозный
обряд, сопровождаемый традиционными песнопениями,
ритуальными танцами, магическими заклинаниями.
Программа подготовки к инициации: для
мальчиков была более длительной и
сложной (проверялась трудовая,
нравственная и физическая подготовка)
и включала усвоение знаний и
практических умений, необходимых
охотнику, земледельцу, воину и т. д.,
для девочек - обучение ведению
домашнего хозяйства.

Со временем характер деятельности, состав
воспитанников и наставников в домах
молодежи менялись:
- при матриархате женщины воспитывали
мальчиков и девочек до 7 - 8 лет совместно, в
более старшем возрасте детей разделяли;
- при патриархально-родовом строе
воспитание мальчиков полностью переходит к
старейшинам и жрецам. Дома молодежи для
девочек и мальчиков становятся
раздельными;
- по мере роста имущественного расслоения
появляются отдельные дома молодежи - для
состоятельных и для рядовых членов
общины.

7. Основные выводы

1. Воспитание возникло в процессе трудовой
жизни первобытной общины.
2. Передача опыта от старшего поколения к
младшему так же, как и освоение этого
опыта осуществлялось в основном в
процессе самой жизни, игры,труда.
3. Заметно проявляются элементы свободного
воспитания, ненасильственной педагогики.
4. Физические наказания отсутствуют у
большинства

5.Воспитательная система этого исторического
периода не исчезла бесследно:
- Предложила два варианта формирования
новых поколений (через своеобразную
систему инициаций и посредством более
свободной организации воспитания,
исключающей насилие взрослых над детьми;
- Первобытнообщинное воспитание
убедительно продемонстрировало важную
роль педагога, обладающего качествами
мудрейшего и опытнейшего члена общины.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!