Особенности воспитания детей в исламской семье. Как воспитывают детей мусульмане? Как воспитывают девочек в мусульманских семьях

Министерство образования Российской Федерации

Саратовский государственный социально-экономический университет

Гуманитарный факультет

Кафедра педагогики и психологии

Курсовая работа

Воспитание в мусульманской семье

Студентка 2 курса, 8 гр.,

Специальность 031000

«Педагогика и психология»___________Л. Р. Гарифуллина

Руководитель работы,

к. пед. н., доцент ____________Н. В. Зайцева

Саратов 2005

Введение……………………………………………………………с.3

Глава 1. Семья и семейные отношения …………………………. 4

Глава 2. Воспитание подрастающего поколения в исламе…….. 8

Заключение………………………………………………………… 22

Приложения………………………………………………………... 23

Библиография……………………………………………………….26

Введение

В современное время религиозному воспитанию в наших семьях давно не предается такого большого значения, как в былые времена. Хотя возможно именно это и являлось одной из причин более устойчивого морального общества. В религиозных семьях воспитание становиться более мягче, многие традиции и обычаи уходят в прошлое. Вот и в исламских семьях многие традиции уже не соблюдаются. Многие девушки не считают нужным повязывать голову, хотя это считается обязательным и непокрытая голова считается признаком неприличия. Современные родители считают, что если их дети будут выделяться в толпе, им будет легче добиться успеха. Возможно, одной из причин этого является и то, что в последнее время имеет место притеснение последователей ислама. Поэтому родители и пытаются дать воспитание своим детям более современное. Объектом моего исследования является воспитание ребенка в религиозной семье, а именно в исламской семье.

Но даже не смотря на это, есть и те семьи, которые не отходят от традиций и своей веры. В исламе детство – особый мир, полной радости, красоты, мечтаний, счастья и любви. И родители стараются воспитать в своих детях самые благородные и чистые качества. Привить веру в Аллаха и в его силы.

Если ООН начала проявлять заботу о детях и приняла специальный документ, в соответствии с которым в ноябре каждого года празднуется международный День ребенка, посвященный Декларации прав ребенка, которая была провозглашена этой международной организацией, то ислам уделяет внимание вопросам детства уже более тысячи четырехсот лет, обеспечив своими благородными принципами постоянную заботу о детях и не ограничиваясь гарантиями прав ребенка после его появления на свет, но, гарантируя ему права еще до того, как он рождается.

Глава 1. Семья и семейные отношения

Семья и семейные отношения

Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная задача, решаемая обществом и семьей. Как мы знаем, семья является первичной ячейкой общества. Родители оказывают многостороннее влияние на формирование личности ребенка. В семье ребенок приобретает первый социальный опыт, усваивает соответствующие нравственные нормы. Поэтому родителям следует помнить, что воспитание ребенка и организация его жизни начинается, прежде всего, с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создание высоконравственных отношений.

Семья – это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения. Там, где ребенок равноправный член семьи, где он причастен к делам её, разделяет общие заботы, выполняет определенные обязанности, создаются более благоприятные условия для формирования личности ребенка.

Семьи существуют разные по своим религиозным принадлежностям. Рассмотрим семью в исламе.

Семья в исламе

Ислам проявляет заботу о ребенке не только со дня его появления на свет, но думает и заботиться и о тех, кто ещё не родился, планируя будущее детей, когда о них ещё только мечтают. Стоит будущему отцу только подумать о браке, а ислам уже намечает для него вехи его пути. Устройство семьи в исламе удивительно, ей придается большое значение и отводиться высокое место. Вот почему ислам должен корректировать первый шаг в устройстве семьи. Заключение брака является первым шагом в построении семьи, и внимание ислама к этому шагу обеспечивает стабильную, приятную и счастливую жизнь людей в последствии.

Внимание, проявляемое исламом к ребенку ещё до его рождения

Ислам проявляет заботу о ребенке не только после его появления на свет, но и до того, как он сформируется или даже будет зачат. Так, например, ислам велит мужчине, желающему жениться, выбирать себе религиозную жену, так как пророк говорит: «…ищите же ту, которая придерживается заповедей религии, иначе ты потеряешь все!»

Исходя из этого, халиф Умар бин аль – Хаттаб дал на вопрос одного из своих сыновей, который спросил его: «Чего сын вправе ожидать от своего отца?»- такой ответ: «Чтобы он выбрал для него мать, дал ему хорошее воспитание и научил его Корану».

Но если ребенок, наследует какие – то особенности своих родственников, то ислам обязательно должен регулировать связи между ними, чтобы обеспечить ребенку уважение в обществе и сохранить его нравственную и генетическую чистоту, что позволит ему присоединиться к людям и обществу незапятнанным.

Любовь родителей

Ребенок является плодом любви отца и матери, а материнские и отцовские чувства являются благородными чувствами, в которых Аллах вложил милосердие и любовь и по милости Своей сделал их прочными и неизменными. Крепкая связь между родителями и детьми является одной из самых прочных и неприкосновенных связей в жизни человека, и эту связь установил Сам Аллах для того, чтобы она не прерывалась, оставалась прочной и поддерживала существование всего человечества, укрепляя собой отношения между людьми. Любовь родителей к детям столь очевидна, что говорить об этом нет никакой необходимости. Она является одним из знамений Аллаха и Его величайшим благодеянием по отношению ко всему человечеству в целом.

Ислам рассматривает семью прежде всего как первичную ячейку общества, а семья состоит из родителей и детей. В сердцах родителей скрыта такая любовь к их детям, которую ни постичь, ни измерить нельзя, так как, поистине, она представляет собой частичку милости Аллаха. Любовь родителей к детям является врожденным свойством, которое человек не может отбросить и которому не может помешать проявляться, и в силу всех вышеупомянутых причин Аллах дает человеку наставления относительно его родителей, но не дает родителям таких же наставлений относительно их детей.

Аллах вложил в само естество человека любовь и милосердие по отношению к детям, посадив в его сердце ростки возвышенных чувств, чем и объясняется тот факт, что все указания и наставления предназначаются для детей, направляя их к тому, чтобы они хорошо относились к своим родителям. Цель таких наставлений состоит в том, чтобы побуждать в детях гуманные чувства, и эти наставления, побуждающие к добру, опираются на чувства близости и любви к тем, кто стал причиной его появления на свет.

Ислам и равенство между детьми

Поскольку в Коране дети названы усладой глаз, установления ислама должны подтверждать эту человеческую черту, а равенство между детьми в том, что касается поцелуев, подчеркивается в исламе и подтверждается его высокими наставлениями.

Проявление симпатий только по отношению к одному ребенку или только к мальчикам в отличии от девочек противоречит точке зрения ислама, его правильным принципам и логике равенства, на которой основываются все его наставления. Ислам не делает никаких различий между мальчиками и девочками, ни между сыновьями и дочерьми, поскольку все они равны между собой и отличаются друг от друга только по степени уважения, которое юноша или девушка может заслужить среди людей.

Отклонение от прямого пути представляет собой отход от логики равенства, истины, справедливости, и поэтому, как уже отмечалось раньше, мы видим, что ислам велит одинокого относиться к детям, чтобы не причинять кому – нибудь из них боль и не задеть чувства других и чтобы они не затаили зла, в результате чего на смену любви придет ненависть, а место согласия займут раздоры, и все это приведет к сложностям, отклонения, психологическим проблемам и губительной изоляции, которая травмирует и убивает чувства.

Глава 2. Воспитание подрастающего поколения в исламе

Взгляд ислама на воспитание подрастающего поколения

Дети являются ростками жизни, плодами надежды и радости для людей.

Вот почему ислам обращает такое внимание на воспитание детей, стремясь к тому, чтобы они принесли обществу счастье и возвысили его. Во многих благородных аятах говориться о детях, и эти аяты направлены на охрану жизни ребенка. Они призывают к проявлению о нем заботы, намечают для него вехи пути и ведут его к тому, чтобы он улучшал жизнь. Ислам регулирует жизнь отдельного человека, семьи, общества в целом, не забывая о том, что все это тесно связанно друг с другом, и любое воздействие на одно обязательно отражается на другом. Высокое наставление ислама координируют шаги и разъясняют методы взаимодействия между отдельным человеком, семьёй и обществом для того, чтобы все это приводило к прогрессу в целом. В основе этого лежит милосердие, а достигается поставленная цель через взаимное сочувствие, любовь и веру. Таким образом, в этом отношение ислам определил все прочие попытки исправления личности, семьи и общества в том смысле, что он сочетает между собой все шаги в этом направлении и уравновешивает их.

Ислам начинает с подготовки отдельного человека, рассматривает его в качестве одной из первичных ячеек, из которых складывается семья, общество и народ. Отдельный человек является основополагающим элементом, и из таких элементов складывается большое здание развивающегося и гуманного общества. Каждый человек сначала является ребенком, и ты можешь сформировать его систему ценностей и понятий, как тебе будет угодно, привив ему гуманные принципы и достойные нравственные качества. Если его формирование отличается вышеупомянутой упорядоченностью и соответствует правильным образцам, то и семья, являющаяся обществом в миниатюре в полном составе, живет и развивается правильно, в результате чего общество и народ, состоящие из семей и отдельных людей, которые взаимодействуют между собой, становятся сильными и опираются на надежные основы.

Новорождённого в первые минуты жизни умывают и произносят, при этом, молитвы, которые предписаны исламом для этого события. В правое ухо малышу произносится азан (призыв к молитве). Азан включает в себя такие формулы, как: такбир ("Аллах велик") и ещё одна формула - шахада ("Нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед - посланник Аллаха") и другие. Каждая из формул проговаривается до четырёх раз. В левое ухо ребёнку произносят молитву.

После проведения такой традиции ребёнок становится приобщённым к исламу. Очень важным моментом в исламе является выбор хорошего, сильного имени для малыша. В мусульманском обществе очень много имён несут в себе древние арабские корни.

На следующий день после рождения ребёнка продолжается выполнение необходимых обрядов. Днём голову крохи обязательно бреют. Потом обязательно раздают деньги беднякам и калекам на улице.

Обязательно готовят богатый стол. К столу обычно собираются все родственники, соседи, друзья и хорошие знакомые. Но главной задачей организации праздничного стола является угощение и раздача еды беднякам.

Самой лучшей пищей для грудного малыша является грудное молоко. Грудным молоком стараются , как минимум.

По традициям ислама заботу, (точнее, в течение первых 2-7 лет) является . Когда малыш достиг возраста двух-семи лет, то . Девочки продолжают воспитываться матерью.

Но, как показывает практика, родители во многих мусульманских семьях предпочитают вместе воспитывать детей. Если ребёнок сирота, то его воспитание, по обычаям ислама, переходит к его родным бабушке и дедушке. Если же и их у ребёнка нет, то по воспитанию выполняют его тётя и дядя.

Пророк Мухаммед, будучи сиротой, сам вырос без родителей и проявлял большое беспокойство о том, чтобы защитить права любого ребёнка. Об этом говорится и в Священном Коране, который включает строгие правила по этому поводу.

Любовь, почтение и забота о родителях - это главное, чему учит Коран детей: "И решил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и к родителям - благодеяние". Священное Писание наставляет, что даже когда ребёнок вырастает, то он не должен бросать и сторониться своих состарившихся родителей, нельзя перечить им и, тем более, ругаться с ними. Наоборот, нужно "говорить им слово благородное", выражать матери и отцу своё смирение и терпение, проявлять милосердие и просить Господа за них.

Обязанностью родителей является воспитывать ребёнка в духе исламских , формировать у него веру в Аллаха и посланника его Мухаммеда. Если же родители не почитают аллаха и отступились от веры, то ребёнок имеет полное право покинуть дом своих родителей. Потому что, по исламским канонам, вера в Бога имеет приоритет выше, чем любовь и почтение к родителям.

Во всех других случаях, выражать почьтение и уважение своим родителям, а также старшим, по возрасту, людям - это абсолютная обязанность каждого мусульманина. В одном из хадисов говорится о том, что послушание своему отцу - это такое же благое дело, как и покорность Аллаху.

На основе статьи врача,
профессора, доктора медицинских наук
Нурлана Касабулатова.

Семья, сама по себе, является ценностью в исламе. И создают семью мужчина и женщина для того, чтобы помогать друг другу в религии, в поклонении, оберегать друг друга от запретного и греховного. Одной из главных целей создания семьи являются дети. Детей в мусульманских семьях обычно много. В мусульманских странах детей очень любят. Аборты в исламе запрещены, дозволяются только если есть строгие медицинские показания и мать не может выносить или родить ребенка в связи с состоянием здоровья.

В исламе рождение малыша – это праздник: когда рождается девочка закалывают одного барана, когда мальчик – двух, и приглашают родственников и друзей, соседей на угощение. Таким образом благодарят Всевышнего за то, что он ниспослал такую милость семье. Хоть бытует мнение, что мальчикам родители рады больше, чем девочкам в мусульманской семье, но на самом деле это не так. Отцу, который вырастит праведных дочерей обещан Рай. Как говорится в изречении Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха: "У кого есть три дочери, и он дает им приют, относится к ним милосердно, и опекает их, то непременно Рай станет для него обязательным". И сказали ему: "О Посланник Аллаха, а две?" Он сказал: "Даже если будет две". И подумали некоторые люди, что если бы они спросили: "А одна?" То он сказал бы: "И одна" (хадис, переданный от Джабира Ибн Абдуллаха).

В доисламскую эпоху арабы закапывали своих девочек в песок заживо, так как боялись позора, поскольку не всегда родственники могли защитить женщину от посягательства чужих мужчин и внебрачных связей. Ислам пришел со строгим запретом на это.

Дети, с точки зрения ислама, являются ответственностью взрослых. И мы родители будем в Судный день отвечать перед Всевышним за их воспитание, за их нравственные качества, за то, что мы смогли в них вложить. Но при этом послушание и покорность детей перед родителями в исламе должны быть полными и безоговорочными во всем, что не противоречит религии Аллаха. Если же родители заставляют детей нарушать запреты Всевышнего, тогда им дозволено не слушаться старших, но делать это с мягкостью и уважением. Непослушание родителей – великий грех в исламе. Положение матери в исламе особое, приведу только два хадиса (изречения от Пророка Мухаммада) «Один человек спросил у Пророка (да благословит его Господь и приветствует): «О, посланник Аллаха, кто из людей в большей степени заслуживает уважения и хорошего отношения?» - «Мать», - ответил Пророк. «А кто после?» - «Мать», - снова сказал посланник Аллаха. «Кто еще [после нее]?» - «Мать», - в третий раз повторил Пророк. «Ну а после?» - «Отец».

«Рай находится под ногами ваших матерей», - говорил пророк Мухаммад.

Родители и дети не рассматриваются как ровня, одних Бог поставил над другими.

Аллах Всевышний сказал в Коране:

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «слова недовольства» – не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком»». (сура 17, аят 23-24)

В исламе, особенно в многодетных семьях, дети рано приучаются к определенным обязаностям, помогают родителям, несут ответственность за младших и, как правило, рано взрослеют. Дети считаются уже взрослыми, когда достигают половой зрелости. Девушки начинают покрываться и носить закрытую одежду, для них это становится обязательным. И с этого момента юноши и девушки должны сторонится общения с противоположным полом, особенно без свидетей и без намерения вступить в брак. К разделению полов в исламе относятся очень строго. Считается что уже с семи лет нужно стараться разделять девочек и мальчиков (но пока это не является обязательным), и даже родных братьев и сестер уже не укладывают спать в одной кровати.

«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Приказывайте детям совершать намаз по достижении ими семилетнего возраста и наказывайте их если они не делают этого при достижении десятилетнего возраста, и разделяйте их кровати»
Даракутни и Хаким передал от Сабра ибн Мабада, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда ваши дети достигнут семилетнего возраста разделяйте их кровати и когда им исполнится десять, наказывайте их если они не молятся» Этот хадис был оценен как достоверный шейхом Албани.

Главная задача в любой мусульманской семье – воспитать праведное нравственное потомство. Для этого детей обучают с раннего возраста основам религии Единобожия. Приучают любить, уважать и почитать Своего Господа, Пророка Мухаммада и всех прочих пророков Всевышнего и праведников. Обучают Корану, учат не только читать и понимать эту книгу, но и жить в соответствии с ней. Жить в принципах нестяжательства, щедрости, милосердия, доброты и справедливости. Важно, чтоб ребенок не стремился всецело к благам этого мира, чтоб он мог поступится своими интересами ради справедливости. Чтоб он стремился к довольству Своего Господа, оставлял греховное и старался совершать больше благих дел. Ребенок должен стать полезным членом мусульманской общины. Должен нести пользу своим братьям и сестрам по вере, и в первую очередь, должен быть поддержкой и опорой для своей семьи. При этом каждого из нас Аллах создал более склонным и способным к определенным видам деятельности, поэтому стоит присматриваться к своим детям и не ставить им непосильные задачи, а стараться помочь им в том, что для них особенно интересно, в том, к чему они сами стремятся.

Главным принципом воспитания детей должно стать самовоспитание родителей. Поскольку дети наилучшим образом воспринимают личный пример родителей. Если в семье не грубят и не хамят друг другу, не сквернословят, стараются решать конфликты мирно, то ребенок усвоит для себя именно такие шаблоны поведения. Воспитание на основе личного примера, самое эффективное. Я помню меня родители всегда ругали, что я мало читаю (это было в школьном возрасте), при этом я никогда никого из них не видела с книгой в руках, после работы все любили посмотреть телевизор, видимо чтение считалось занятием утомительным. И навряд ли вы сможете приучить ребенка говорить правду, если сами его будете постоянно обманывать, пусть даже в мелочах.

В семье так же важно уважительное отношение к ребенку. Необходимо воспитывать в малыше чувство ответственности и самостоятельность, давать ему посильные задания и хвалить за их выполнение. Помню моя дочка была в восторге, когда сама почистила картошку овощечисткой (ей еще нет пяти лет). Ребенок должен чувствовать свою причастность к «миру взрослых», а не должен быть изолирован от любых бытовых и иных проблем.

Важно оберегать ребенка от плохих друзей, выбирать для него наилучшее окружение. Так как дети часто портятся именно по этой причине. А для того, чтоб ребенок воспринимал советы родителей, родители сами в свою очередь должны стать для него авторитетами. Отношения стоятся не на основании силы и наказания, а на основе доверия и взаимного понимания.

Так же в исламе родители постоянно обращаются с молитвой за своих детей. И как говорил наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, нет преграды между такой молитвой и Господом. Такое обращение к Богу не остается без ответа.

Наилучшим образцом нравственных качеств является наш пророк Мухаммад, а затем его сподвижники. В воспитательных целях детям читают истории из их жизнеописаний: про их праведность, смирение, милосердие, нравственность, мудрость. Мусульмане почитают всех пророков Аллаха, в том числе Мусу (Моисея), Ису (Иисуса), Ибрагима (Авраама) и других. И детям так же читают и рассказывают коранические истории о пророках.

Когда дети становятся способны рассуждать и анализировать, то необходимо разбирать с ними спорные ситуации, возвращаясь при этом к мусульманской традиции и шариату. Спрашивать ребенка правильно ли он поступил в такой-то и такой-то ситуации и достойно ли такое поведение мусульманина, и как нужно поступать в данных обстоятельствах. Необходимо исправлять его ошибки иногда мягко, иногда проявляя допустимую жесткость.

Важно хвалить ребенка за проделанную работу, за выполненное задание, даже если не все идеально. При этом важно напоминать (в зависимости от возраста), что Аллах доволен теми, кто помогает своим родителям или близким, теми, кто совершает благие дела.

В вопросе: Дозволено ли бить детей? мусульманские ученые (религиозные) разошлись во мнениях. Одни это дозволяли, другие нет. Но все-таки считается что при непослушании можно побивать детей, соблюдая условия: 1. не бить по лицу, 2. не наносить увечий, вреда здоровью 3. это должно быть «легкое» битье (больше похожее на шлепки) в воспитательных целях. Но в каждой отдельной семье к этому относятся, в зависимости от традиций, по-своему. В Турции детей, к примеру, не ругают и не наказывают практически, даже в тех ситуациях, где стоит детей останавливать и порицать. Суданцы, например, не бьют девочек вообще, но при этом считают, что допустимо применять телесные наказания в отношении мальчиков.

Несмотря на основные принципы мусульманского воспитания, в каждой отдельной семье складывается своя особая атмосфера отношений, воспитания и взаимопонимания. Каждая семья проходит через свои особые ситуации жизненные и усваивает свои уроки из этого и делает свои выводы.

Нравится статья?


Преимуществом мусульманской традиции является то, что у родителей всегда есть четкое руководство в вопросах воспитания детей. Эта система является консервативной, нацелена на формирование патриархальной семьи, где каждый знает свои обязанности и несет определенную ответственность. В семье существует неоспоримая иерархия, которая поддерживает должную дисциплину. Дети осваивают определенные социальные роли в семье и в обществе. Возможно кто-то посчитает мусульманскую семью слишком закрытой для новшеств и ортодоксальной, но при этом мусульманское общество противостоит новым разлагающим семью тенденциям (распространение людей с нетрадиционной ориентацией, браки сексменьшинств и тд) и безнравственности, которые развиваются безпрепятственно на западе, из-за которых под угрозой уже существование традиционной семьи.

Каждый родитель любит своего ребёнка, желает ему добра и стремится дать ему достойное воспитание. Родительская любовь чиста и бескорыстна, исполнена заботы, сострадания и самопожертвования. Она излучает радость, вселяет в ребенка покой и уверенность, помогает ему осознать его связь с остальным миром. Она порождает в его душе добрые чувства и желание творить добро.

Воспитание, которое ребенок получает в семье в первые годы своей жизни, имеет принципиальное значение для его будущего, и поэтому мусульмане заботятся о духовном, физическом и психическом здоровье младенца ещё до его появления на свет. Родители поддерживают в семье атмосферу любви и взаимопонимания, избегают ссор и конфликтов, оберегают ребенка от всего, что может негативно сказаться на его развитии.

Одной из главных задач мусульманского воспитания является привитие ребенку хороших нравственных качеств, таких как уважение к старшим и снисходительность к младшим, терпение и выдержка, правдивость и справедливость. Родитель-мусульманин учит ребенка различать добро и зло, испытывать радость от совершения добрых поступков и раскаиваться в проступках, поддерживать тесные связи с родственниками и устанавливать добрые отношения с соседями.

Следуя наставлениям Пророка Мухаммада, мусульмане с ранних лет окружают детей любовью и сердечным отношением, вниманием и нежностью, добротой в обращении и простотой в общении. В отношениях с детьми они избегают крайностей, не допуская ни излишней мягкости, приводящей к потаканию каждому желанию ребёнка, ни чрезмерной строгости, вызывающей у детей недоверие к собственному опыту и ущемляющей чувство собственного достоинства.

Послушание родителям - основа мусульманской семьи, однако оно не имеет ничего общего с повиновением, которое основывается на запретах и принуждении. Такое повиновение прекращается, как только снимаются запреты и исчезает зависимость. Мусульманин же продолжает повиноваться родителям даже после того, как он обретает самостоятельность и обзаводится собственной семьёй, ибо его отношение к родителям зиждется на уважении и любви, почтении и доверии, признательности и благодарности.

Мусульмане поощряют детей за проявление личной инициативы, воспитывают в них самостоятельность и чувство ответственности, развивают в них природные наклонности и способности. Благодаря этому ребёнок учится правильно воспринимать авторитет старших, видит в них заботливых и любящих наставников, которые не подавляют его свободу, а делятся с ним личным опытом и воспитывают в нём внутреннюю свободу.

Ислам призывает родителей не ограничиваться назиданиями и нравоучениями, а являть собой достойный подражания пример. Дети по природе своей склонны видеть в родителях идеал, и родители не должны совершать поступков, расходящихся с их словами и способных поколебать доверие к ним. Напротив, они должны подавать детям пример своими собственными поступками и прививать им стремление к знаниям, благочестию и добрым делам. Это особенно важно, когда ребёнок вступает в подростковый возраст, начинает задумываться над образом жизни и поведением своих родителей, сравнивать их с другими людьми.

В мусульманских семьях принято с раннего возраста обучать детей основам веры и чтению Корана, правилам поведения в обществе и этикету. Когда ребёнку исполняется семь лет, родители обучают его правилам совершения омовения и намаза, прививают ему любовь к выполнению приказов Аллаха, а также к исполнению обязанностей перед родителями и остальными людьми. Воспитывая ребенка, мусульманин развивает заложенные в нём от рождения нравственные качества и обучает его самостоятельно следовать по пути духовного роста.

Когда ребёнку исполняется десять лет, родители начинают уделять особое внимание его половому воспитанию. В этом возрасте мальчиков и девочек принято укладывать спать отдельно, разъяснять им роль в обществе людей разного пола, воспитывать в них качества, ориентирующие их на предстоящую социальную функцию. Ислам не поощряет раннее эротическое воспитание, и поэтому родителям рекомендуется воздерживаться от неумеренных проявлений взаимных чувств в присутствии детей.

Когда ребёнок достигает половозрелого возраста, начинается период его душевного закала. Юношей и девушек готовят к будущей семейной жизни, разъясняют им супружеские обязанности и ответственность, которая ложится на плечи каждого из супругов. В этот период родителям рекомендуется проводить больше времени с детьми, помогать им делать первые шаги во взрослой жизни. Большое внимание уделяется подготовке ребёнка к полноценному участию в жизни общества и государства.

Вопрос: Хочется уточнить момент: мы должны начать относиться к детям как ко взрослым [относительно соблюдений религии], когда они достигают возраста 7 лет, и быть мягкими [не требовать], а уже с 10-ти лет начинать требовать с них? Например, моя дочь, которая приближается к семилетию (по лунному календарю) должна начать носить хиджаб, но в то же время я не должна расстраиваться, если она не делает этого до 10 (лунных) лет? Так ли?

Ответ: Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим - на том!

Всевышний Аллах сказал в Коране:

«О вы, которые уверовали! Охраняйте себя и своии семьи от огня, топливом для которого являются люди и камни» (66:6).

После семи лет

Когда детям исполняется семь полных лунных лет, становится обязательным для их родителей или опекунов обучать их выполнению предписаний религии, таких, как молитва и пост (если они в состоянии). Их также следует воспитывать так, чтобы они выполняли важнейшие сунны, например, использование мисвака и посещение джамаат-намазов (для мальчиков). Если необходимо, то методы могут быть жёсткими; если дети не слушают без каких-то угроз, то надо применить эти угрозы, однако они могут быть использованы только в случае необходимости 1 . Это больше, чем просто мягко им что-то рекомендовать. Смысл в том, что детей надо приучать ко всему заблаговременно: неверно, будет слишком резко с вашей стороны взвалить на них все религиозные обязанности, когда они станут мукалляфами. К моменту достижения зрелости они уже должны совершать то, что от них требуется.

В идеале

Если родители заботятся о том, чтобы дать хорошее воспитание детям, устроив им такую атмосферу, которая привлекает их к религии, то дети будут с удовольствием выполнять религиозные обязанности - и нужен будет лишь небольшой толчок (поощрение) со стороны родителей для того, чтобы они начали молиться, поститься и носить хиджаб, например.

Зачастую всё, что требуется, - это купить девочке новый молельный коврик или платок и сказать ей, что это подарок, и она будет с нетерпением ждать возможности надеть свой новый красивый хиджаб или расстелить красочный коврик и молиться на нём так же, как делает это вся семья. Если её мама придает большое значение религии и другие женщины и девочки, которых она знает, соблюдают Шариат, она захочет походить на них.

Хорошее общество - это очень важно: родители должны приложить усилия к тому, чтобы у детей были хорошие друзья-мусульмане. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал истину: «Человек - на религии своего друга, смотрите внимательно, кого вы берёте в друзья» 2 .

После 10 лет

Прежде чем ребёнку исполнится полных 10 лунных лет, родителям не разрешается использовать телесное наказание, чтобы заставить детей выполнять предписанное. После исполнения 10 лет родители получают это право.

Однако надо отметить, что Шариат не уполномочивает родителей бить ребёнка. Пророк сказал: «Кто лишён мягкости (рифк), не может быть до конца благонравным» 3 , - и, конечно же, он сам ни разу не ударил никого из своих детей или жён. Ударить - это самая крайняя мера, разрешённая лишь при определенных обстоятельствах. В преобладающем большинстве случаев возможно добиться своей цели другими средствами (не прибегая к силе). Нужно помнить следующее:

1) Нельзя бить сильно. Если ребёнок будет слушаться, только если его сильно ударить, всё равно нельзя бить сильно.

2) Цель этого - заставить ребёнка выполнять религиозные обязанности. И поэтому не дозволено бить ребёнка, если он после битья всё равно не слушается.

3) Не дозволено ударить, если вы боитесь, что ребёнок в результате этого убежит и потеряется. Что касается людей, живущих на Западе: если человек боится что, если он ударит ребёнка, это приведёт к тому, что ребёнка конфискует какая-нибудь организация, то тогда тоже не разрешено ударить.

4) Согласно Рамли, не дозволено бить ребёнка, для того чтобы заставить его делать что-то, что является сунной (например, сивак или участие в джамаате), к этому можно прибегнуть, только чтобы заставить его делать фарз 4.

Дети - это ответственность

Дети-мусульмане, растущие в западном обществе, нуждаются в особо пристальном воспитании. К сожалению, зачастую единственное исламское воспитание, получаемое ими, - это то, что они по воскресеньям посещают мечети или медресе, где их заставляют молча сидеть (зачастую под угрозой наказания), несмотря на то что они умирают от скуки. И если в их памяти это запечатлеется как всё, что они знают об Исламе, то, когда они вырастут, неудивительно, что их унесёт одно из неисламских течений, которые окружают их со всех сторон.

Родители должны воспитывать своих детей так, чтобы они любили свою религию и своего Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). А любовь можно привить только в атмосфере любви.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!