Основные условия успешного воспитания ребёнка в семье. Общая характеристика семейного воспитания

Ни один психолог не даст четкого ответа на вопрос, почему в неблагополучной семье, где родители пьют и дерутся, а единственным методом воспитания являются регулярные побои, вырастают нормальные люди.

Многие дети, выросшие в подобных условиях, повзрослев, берут на свои плечи содержание пьяниц-родителей, при этом создают крепкие семьи и души не чаят в собственных детях. И наоборот, в благополучной, обеспеченной всем необходимым семье, где царит любовь, вырастают эгоисты.

Идеального метода воспитания, четко придерживаясь которого можно воспитать счастливого, любящего взрослого человека не существует. Иначе все люди вокруг были бы идеально воспитанными. Тем не менее детская психология как наука в состоянии дать ответ на большинство вопросов родителей, связанных с воспитанием.

Как воспитать гармоничную, сильную и счастливую личность?

Многие взрослые, которые еще сами не имеют детей, думают, что в воспитании малыша нет ничего сложного. Как часто многие из нас, глядя на кричащего и капризничающего в магазине ребенка, думали, что, в отличие от его спокойных родителей, быстренько нашли бы управу на маленького вымогателя. Или, наоборот, видя, как мама шлепает или кричит на свое чадо, думали, что она неуравновешенная истеричка, напавшая, на «маленького ангелочка».

Правда в том, что судить со стороны дело неблагодарное и понять что чувствует родитель можно лишь став им . Невозможно заранее предугадать свою реакцию в той или иной ситуации. Каждая ситуация индивидуальна, каждый малыш и его родитель уникальные, не похожие ни на кого личности. Любящие мать и отец должны интуитивно чувствовать своего ребенка и находить индивидуальный подход к нему. Они могут пользоваться основными принципами правильного воспитания, при этом менять их под себя.

Основные принципы воспитания

Многие психологи говорят о том, что воспитывать нужно не ребенка, а себя. Как можно учить своего отпрыска пунктуальности и порядку, если мама постоянно опаздывающая неряха. Будет ли кроха уважать старших вообще и своих родителей в частности, если видит, как отец повышает голос на бабушку? Паре, ставшей родителями, необходимо тщательнее следить за своим поведением , так как бесполезно требовать от ребенка того, чего сами взрослые выполнить не в состоянии.

В том случае, если отношения в семье гармоничные, присутствует любовь, уважение и нежность - можно рассчитывать на то, что малыш разовьется в сильную и уравновешенную личность. К сожалению, только любовь и уважение в семье еще не являются гарантией того, что ребенок воспитывается правильно. Необходимо помнить об основных психологических принципах правильного воспитания:

Как правильно воспитывать ребенка в зависимости от возраста

Формирование человеческой личности процесс продолжительный и может длиться до 21−23 лет . Но основные качества личности и характера, основы воспитания, закладываются в ребенка до 5 лет.

Каждый период взросления крохи требует индивидуального подхода. Взрослым необходимо учитывать все нюансы взросления и становления личности своего чада. Поэтому важно заранее узнать на что и в какой период обращать больше внимания, если родителей интересует вопрос о том, как воспитывать ребенка правильно.

Как воспитывать ребенка до одного года

Первые основы воспитания, родители могут закладывать уже через неделю после рождения малютки. Маме с папой необходимо будет придерживаться следующих, довольно простых и приятных для любящих родителей действий:

Воспитание годовалого малыша

По достижении малышом возраста 1 года, процесс физического и психологического развития ускоряется еще больше. Границы интересов ребенка начинают существенно расширяться, постепенно, он начинает смотреть на мир по-другому . Этот период может сопровождаться частыми капризами малыша, на которые не стоит реагировать резко. Это действительно важный этап в развитии личности.

Чтобы успешно преодолеть этот период и продолжать дальше правильно воспитывать кроху, стоит придерживаться таких принципов:

  1. В возрасте 11−12 месяцев, кроха уже начинает понимать, что делать позволено, а что нет. Уже в этот период взрослые должны четко выстроить систему поощрений и запретов.
  2. Во время детских капризов, кричать и злиться не только бессмысленно, но и вредно. Поэтому в такие моменты внимание малыша необходимо отвлекать на что-то другое.
  3. Стараться выбирать такие игры, в которых ребенок и родители взаимодействуют вместе.
  4. Если карапуз пытается предпринимать самостоятельные действия, стараться не препятствовать этому.

Как правильно воспитывать малыша до трех лет

В возрасте от 2 до 3 лет, для ребенка проходит очень важный этап становления личности. Это именно то время, когда малыш проходит свой первый психологический кризис, который еще называют «кризис трех лет».

Лучшим методом воспитания в этот период является игра . Для правильного поведения с ребенком и воспитания нужно:

Как воспитывать ребенка в 4−5 лет

В промежуток между 4 и 5 годами, поведение малыша становится все более осознанным . Это уже отдельная личность, к интересам и желаниям которой взрослые должны относиться с пониманием и даже уважением. Процесс воспитания становится все более сложным, поэтому родителям необходимо взаимодействовать с ребенком еще более активно, чем прежде и придерживаться таких правил:

  1. Это наилучший период для творческого развития малыша. Маме с папой стоит рисовать со своим чадом, заняться пением, рукоделием или лепкой.
  2. Дети всегда, а особенно в этом периоде, должны чувствовать активное участие и поддержку родных.
  3. В возрасте 5 лет малыши начинают более осознанно воспринимать нормы общественного поведения, поэтому взрослым важно научить кроху как себя вести в той или иной ситуации.
  4. На бесконечные «почему», родителям нужно отвечать без раздражения и с улыбкой. Иначе, ребенок может замкнуться в себе и его любознательность сменится безразличием.

Воспитание детей от 6 лет и старше

Чем старше становится ребенок, тем с большим количеством людей он взаимодействует. Круг общения малыша расширяется, у него появляются учителя, больше друзей. Постепенно авторитет родителей начинает уменьшаться . К «переходному возрасту» родительский авторитет почти минимален, в то время, как влияние и авторитет друзей находится на максимальном уровне.

Жестко ограничивать в чем-то свое чадо или запрещать общение с друзьями контрпродуктивно. Можно добиться обратного эффекта, когда остатки родительского авторитета и доверия будут полностью уничтожены.

Самым важным моментом в общении, в это время, становится доверие. Очень важно сохранять гармоничные отношения в семье, для чего следует придерживаться следующих принципов:

  1. Если у ребенка возникла проблема, например, в школе, не ругать его, а попробовать найти выход вместе.
  2. Всегда интересоваться успехами и делами.
  3. Привлекать детей к совместным делам.
  4. Поддерживать желание быть самостоятельным и свободу выбора.
  5. Не нарушать личное пространство.

Самые распространенные воспитательные методы

Далеко не все родители, например, из-за занятости на работе или в силу врожденной черствости характера, способны чутко чувствовать своего ребенка. В таких семьях не практикуется гибкий подход к воспитанию. Взрослые, в общении со своим ребенком используют проверенные временем, но далеко не всем малышам подходящие методики воспитания.

Метод физических наказаний

Самый спорный метод воспитания детей. Большинство психологов сходится во мнении, что применять силу по отношению к собственному отпрыску способны лишь ущербные, закомплексованные личности . Они не в состоянии объяснить малышу чего от него хотят, злятся и вытесняют свою злобу на более слабом человеке.

Несмотря на это, некоторые родители могут и сейчас отшлепать непослушного карапуза и не видят в этом ничего плохого. А многие взрослые, которые получали в детстве от родителей «воспитательные подзатыльники», даже благодарны им за это и уверенны, что именно такой метод воспитания сделал из них настоящих людей.

Метод не пререкания

Такой метод подходит только очень терпеливым родителям. Вся его суть заключается в умении спокойно, твердо и без лишних эмоций настоять на своем. Когда ребенок капризничает и на все увещевания взрослых кричит «не хочу» или «не буду», необходимо четко и аргументировано объяснить почему «будет» и почему «надо».

Такой метод требует поистине ангельского терпения от взрослых . Зато кроха поймет, что все его капризы не приведут к желаемому результату и скушать кашу или лечь спать пораньше все-таки придется.

Метод «раз, два, три»

Лучше всего данный метод действует на маленьких детей. Как только малыш начинает делать что-либо недозволенное, взрослые должны начать считать. До этого, конечно, необходимо объяснить чаду, какое наказание его ждет, если на счет «три» он не прекратит нежелательные действия.

Маме и папе нужно быть готовым к тому, что их отпрыск сперва обязательно проверит их решительность и, скорее всего, с первого раза ослушается. Наказание должно последовать незамедлительно, тогда малыш поймет, что родители настроены серьезно. Скорее всего, в следующий раз, при начале подсчета, негативные действия прекратятся малышом сразу же.

Метод подкрепления

Этот метод очень хорошо работает как в дошкольном, так и школьном возрасте. Если ребенок сделал что-то правильно или совершил хороший поступок его обязательно следует похвалить. Причем сделать это можно также в присутствии родных или гостей. Даже на небольшие победы малыша нужно обращать внимание и хвалить. Но следить за тем, чтобы не перейти грань и похвала не переросла в восхваление.

В том случае, если был совершен проступок, ребенку следует объяснить почему такое не должно повторяться в будущем . О негативных поступках своего чада должны знать только родные, на всеобщее порицание их выносить не стоит.

Метод убеждения

Суть этого метода основана на обычной беседе. Взрослым стоит контролировать ее ход и следить за тем, чтобы это был разговор «на равных», но ни в коем случае, не нравоучения.

В случае проступка малыша, кто-то из родных должен пригласить его на разговор, во время которого наставления и угрозы недопустимы . Ребенку нужно спокойным тоном объяснить почему-то, что он сделал плохо и подкрепить свои доводы примерами из жизни. Беседу необходимо подвести к тому, чтобы малыш самостоятельно сделал правильные выводы.

Условия воспитания в семье, при которых каждый ребенок может стать нормальной личностью можно сформулировать следующим образом:

  • атмосфера любви и взаимоуважения;
  • высоконравственность родителей и членов семьи;
  • трудовая деятельность в семье;
  • отсутствие избыточных благ в жизни ребенка;
  • отсутствие негативных примеров в семье;
  • гармоничное развитие способностей ребенка;
  • последовательность и постепенность в семейном воспитании;
  • взаимоотношения между родителями, построенные на любви и взаимоуважении;
  • физический контакт между родителями и ребенком;
  • внимание и забота со стороны родителей по отношению к ребенку;
  • дисциплина внутри семьи.

Рассмотрим все эти условия подробнее.

Атмосфера любви и взаимного уважения в семье формирует личность способную уважать своих близких и других окружающих людей, несущую добро людям. Здесь следует избегать крайностей – слепой и неразумной любви. Такая любовь делает человека безнравственным потребителем и честолюбивым человеком. Созданию положительной атмосферы в семье способствуют семейные традиции, крепкие устои и принципы. Проведение общественных и семейных праздников, подготовка детьми и взрослыми подарков, вручение их при особом эмоциональном подъеме создают атмосферу торжественности, радости и счастья, которая в свою очередь формирует духовную культуру, делает семью коллективом.

Родители должны быть высоконравственными воспитателями. Только в такой роли они смогут научить ребенка быть правдивым, держать свое слово, реализовывать сказанное. Только выполняя сами морально-нравственные нормы, родители смогут научить этому ребенка.

Родители в глазах ребенка должны обладать этим авторитетом.

Труд в семье должен быть почетным. Наблюдая за работой взрослых, ребенок начинает сам имитировать ее сначала в игре, затем включается в трудовой процесс как помощник и в итоге становится самостоятельным исполнителем. Физический труд помогает бороться с утомлением, особенно если ребенок много занимается умственным трудом. Баланс между умственным и физическим трудом обеспечивает успешное обучение и сохраняет работоспособность. От того, как будет организовано трудовое воспитание дошкольников, зависит их успех в учении, а также в общем трудовом воспитании. Наличие у детей такого качества, как трудолюбие, является хорошим показателем их нравственного воспитания.

Для успешного воспитания ребенка в семье следует исключить из его жизни так называемые прибавочные раздражители. К таким раздражителям относятся: роскошь, нищета, чрезмерные подарки, беспорядочная и избыточная еда и другие. Ребенок, привыкший испытывать такие раздражители, не способен к целеустремленной деятельности.

Развитие способностей ребенка в семье

В семье все способности ребенка должны развиваться гармонично. Чтение литературы, прослушивание музыки должно сменяться занятиями спортом, активным отдыхом, полезной трудовой деятельностью. Такой подход помогает определить область деятельности, в которой у ребенка может проявиться особый талант. В семье как правило существуют благоприятные условия для эстетического воспитания детей. Чувство прекрасного зарождается у ребенка со знакомства с первыми красивыми игрушками, с красочно оформленной книгой, с проживания в уютной квартире. Взрослея, ребенок обогащается эстетикой при посещении театров и музеев. Прекрасным средством эстетического воспитания является природа. Очень полезны совместные семейные прогулки, поездки на природу. Чувство прекрасного, интерес к красоте помогают воспитанию потребности беречь прекрасное и создавать его. Большую воспитательную роль играет эстетика быта. Дети не просто пользуются домашним уютом, они вместе с родителями учатся его создавать.

Соблюдение принципа постепенности и последовательности позволяет сделать процесс семейного воспитания наиболее эффективным. По мере взросления и развития ребенка задания должны усложняться. Но они должны быть адекватными и посильными. Давая ребенку задания, не соответствующие этапу развития, существует риск, что ребенок потеряет к ним интерес, появиться такое качество, как лень.

Взрослые, любящие ребенка и желающие ему добра, должны контролировать свое поведение, чтобы не создавать пример безнравственного поведения. Следует исключить из круга общения людей не соответствующих морально-нравственным принципам семьи.

Взаимоотношения между супругами также являются фактором, влияющим на успешное воспитание ребенка. Культура общения родителей определяет общий психологический климат семьи. Взаимодействие родителей становится моделью поведения детей, которая сознательно или бессознательно перенимается ими.

Требования, которые родители предъявляют к ребенку, методы воспитания должны быть едины внутри семьи, и не расходиться с требованиями, предъявляемыми в образовательных учреждениях (Рис.1). Только в единстве требований, подходов и методов воспитания можно получить гармонично развитую личность.

Физический контакт между родителями и детьми, выраженный в поцелуях, объятиях, прикосновениях, помогает укрепить психологическое и физическое здоровье детей. Это действенный способ для передачи ребенку родительской любви и установления добрых взаимоотношений.

Внимание со стороны родителей воспринимается ребенком как показатель своей нужности. Такое отношение позволяет ребенку чувствовать себя значимой личностью.

Важно вникать в проблемы ребенка, разделять и сглаживать его страхи и опасения, радоваться вместе его удачам, заниматься совместными делами и играми.

В любой семье должна соблюдаться дисциплина. Это определенная последовательность адекватных требований, которые соответствуют возрасту. Наказание должно соответствовать проступку. Частным проявлением дисциплины является соблюдение режима дня детьми. В распорядок дня ребенка должно быть включено время на полноценный сон, занятия спортом, на упорядоченный прием пищи, на все виды труда, обучения и отдыха. При этом необходимо учитывать возраст и состояние здоровья ребенка. Режим дня носит воспитательную роль, если выполняется без принуждения со стороны взрослых. Родители должны осуществлять только контроль за качественным выполнением режима и различных поручений, помогать в случае затруднений.

Правила воспитания ребенка

Для успешного воспитания своих детей родители должны придерживаться определенных правил:

  • Помогите ребенку стать собой.
  • Не требуйте от ребенка благодарности за сделанное вами.
  • Не вымещайте на ребенке свои обиды и неудачи.
  • Не игнорируйте проблемы ребенка, умейте поддержать его.
  • Не унижайте достоинство ребенка.
  • Общайтесь как можно больше с ребенком.
  • Вы должны сделать для ребенка все, что в ваших силах.
  • Умейте любить чужих детей, а не только своих.
  • Любите ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым.
  • Получайте радость от общения с ребенком.

Получает воспитание, прежде чем начинает осознавать себя самостоятельной личностью. Родителям приходиться вкладывать много сил физических и душевных. Воспитание детей в современной семье отличается от тех методов, которыми пользовались наши родители. Ведь для них важным моментом было, чтобы ребёнок был одет, сыт и хорошо учился. Все потому, что от людей многого не требовали, главное - покорность и исполнительность во всём. Поэтому дети учились спокойно, а после уроков отдыхали, как им вздумается.

Если говорить о сегодняшнем дне, то современное воспитание детей представляет собой набор определённых методов. Это помогает направить ребёнка в правильное русло, чтобы он стал успешным, востребованным, сильным и конкурентоспособным. Причём важно делать это уже со школы, иначе стать человеком с большой буквы невозможно. По этой причине ребёнок, приходя в первый класс, уже должен уметь читать, знать цифры, а также информацию о своей стране и родителях.

Современного ребёнка разнообразны, поэтому сложно выбрать оптимальный вариант. По мнению специалистов, главным является единство политики родителей и учителей. В крайнем случае, дополнять друг друга, а не противоречить. Если учителя имеют современный взгляд на воспитание детей, то ребёнку сильно повезло. Ведь именно такой специалист сумеет правильно преподнести знания в подходящем именно ему формате.

Современные методы воспитания

Воспитание детей в современной семье обязательно должно начинаться с родителей, а также с учителей и воспитателей. Все потому что они берут на себя ответственность прививать малышу какие-либо качества. Причём невозможно его научить быть добрым, справедливым, щедрым, вежливым, не обладая таковыми качествами. Ведь дети хорошо чувствуют ложь, поэтому уроки окажутся бессмысленными.

Сегодня деток обучают уже с рождения. Окружают картинками и надписями, стимулируя интеллект. Затем ребёнка отправляют в центр раннего развития, где профессионалы, используя определённую методику, продолжают формировать маленькую личность. Кроме того, современные подходы к воспитанию детей можно разделить на четыре типа.

Деспотический стиль воспитания

Здесь строгие родители себя ставят в качестве авторитета. Причём часто выдвигают завышенные требования. Главная проблема здесь - это отсутствие инициативности малыша, подавление его воли, а также исключение возможности принимать самостоятельно решения. Такая забота чревата неумением преодолевать жизненные препятствия.

Либеральный стиль воспитания

Современное воспитание детей по либеральному методу представляет собой противоположность деспотии. Здесь за основу берётся принцип потакания желаниям отпрысков. Выходит, дети получают много свободы, если не ссорятся и не конфликтуют со взрослыми. Такой вариант может привести к самым серьёзным последствиям. Всё потому, что опека родителей-либералов помогает растить эгоистичных, злых и безответственных детей. Такие люди в жизни добиваются, наверно, многого, но вот по-настоящему человеческих качеств в них мало.

Стиль воспитания - равнодушие

Очень опасно воспитание ребёнка в современном мире по методу наверное, самое страшное, когда родители не уделяют своему малышу никакого внимания. Последствия безразличия могут быть непредсказуемыми. Поэтому родителям, переживающим за будущее своего ребёнка, об этой методике стоит забыть.

Демократический стиль воспитания

Воспитание детей в современном обществе по такому методу позволяет одновременно предоставлять детям свободу и при этом воспитывать. Здесь родители имеют контроль над ребёнком, но своей властью они пользуются с особой осторожностью. Важно проявлять гибкость и каждую ситуацию рассматривать отдельно. В результате малыш может получить жизненные знания, более объективно понимая, и зло. При этом за ним всегда остаётся право выбора. Выходит, что современное воспитание детей - это целая наука. Имея правильные знания, можно обеспечить ребёнку хорошее будущее. Он будет счастливым, самостоятельным и уверенным в себе человеком. Главное - уметь не злоупотреблять правами родителей, и уж тем более не игнорировать его. Кроме того, важно уметь находить компромиссы, чтобы в семье не было вражды.

Проблемы воспитания

Современные детей тесно связаны с окружением, в котором они находится. Ведь детская психика воспринимает одинаково быстро хорошую и плохую информацию. По сути, для ребёнка семья - это обстановка, в которой он воспитывается. Здесь он учится многому и получает знания о жизненных ценностях, формирующихся на опыте многих поколений. Сегодня жизнь устроена так, что родителям приходится много работать, иначе можно забыть о достойном существовании. Поэтому родственники, или же они вовсе предоставлены сами себе. Получается, что современные проблемы, возникающие при воспитании ребёнка - общества в целом.

Современные проблемы отцов и детей

На сегодняшний день семьи испытают много проблем, воспитывая своё дитя. Они возникают в зависимости от определённого периода времени.

Младенец

Дети до шести лет ещё не имеют сформировавшегося характера. Тем не менее, они действуют в соответствии со своими инстинктами. Главное желание человека, даже маленького. - это свобода. Поэтому малыш спорит со своими родителями, делая все, что ему запрещают. Причём многие шалости ребенка возникают на фоне простого любопытства.

На таком этапе основной проблемой родителей является желание взять шефство. Малыш же, наоборот, борется за свою свободу. Такое противоречие вызывает конфликт. Поэтому современное воспитание детей подразумевает наличие тактики, гибкости и спокойствия по отношению к действиям ребёнка. Необходимо стараться держать его в рамках, но при этом позволять самостоятельно решать какие-то вопросы, делать выбор в определённых ситуациях, а также спрашивать его мнения, если речь идёт о семейных делах.

Младшие классы

Данный период является самым сложным. Все потому, что ребёнок получает определённую свободу действия. Он пытается занять своё место в социуме. Поэтому появляются новые знакомые, он играет собственную роль. Ему приходится самостоятельно справляться с какими-то возникшими проблемами. Конечно, это его пугает - отсюда все появляющиеся капризы и недовольства. Методы воспитания современного ребёнка в такой период обычно подбираются тщательнее. Причём основываться они должны на доверии, доброте, заботе и понимании. Следует лояльнее относиться к своему ребёнку, учитывать нагрузки, которые он испытывает.

Подростковый период

Когда ребёнок становится подростком, он начинает отчаянно стремиться к свободе. Период можно сравнить с младенческим временем, но отличие здесь есть. Ведь теперь он уже имеет свой характер, взгляды на жизнь, и у него есть друзья, оказывающие на него определённое влияние. Поэтому воспитание детей в современном обществе на данном этапе является самым сложным. Ещё не до конца сформировавшийся человек отстаивает свою позицию, не понимая, что его мнение может быть ошибочным.

Здесь родителям важно не рушить убеждения, возникшие у ребёнка. Правильнее будет дать свободу, но при этом держать его под незаметным контролем. Все советы и мнения должны выражаться в мягкой форме. Причём критиковать тоже нужно осторожно, старясь не задеть детское самолюбие. Главное - сохранять доверительные и тёплые отношения со своим ребёнком.

Взрослая жизнь

Подросток, переступивший грань совершеннолетия, уже не нуждается в нравоучениях, исходящих от его родителей. Теперь он желает сам принимать решения и испытать на себе все, что раньше ему запрещали. Это всевозможные вечеринки, алкоголь и курение. Да, родителям страшно такое слышать, но через такое проходят многие. Зачастую возникают конфликты между родителями и детьми, после чего они вовсе прекращают общение. Важно до такого момента ситуации не доводить, стараться решать проблемы, идя на компромиссы.

Конечно же, бывают редкие исключения, когда повзрослевшие дети очень привязаны к своим родителям. Поэтому в них чувство бунтарства выражено в меньшей степени. Тем не менее, родителям нужно смириться и отпустить своё дитя во взрослую жизнь. Главное - стараться сохранять тёплые отношения. Пусть у него будет своя жизнь, но вот делиться радостями и проблемами он будет с родителями. Ведь когда они стараются понимать своего ребёнка, то он отвечает им тем же. Особенно во взрослой жизни, когда так нужна помощь и поддержка близких ему людей.

Появившись на свет у каждого малыша появляется необходимость в заботе, питании, крепком и здоровом сне. По мере роста, кроха развивается, и вскоре через игры и жизненные ситуации начинает прослеживаться его характер. Дети начинают показывать свой характер во время кризисного периода, это может проявляться у каждого малыша по-разному, начиная от обычных капризов и заканчивая непослушанием и своеволием. Такое поведение ребенка влечет за собой трудности в воспитании вашего ребенка. И очень сложно иногда вывести причину непослушания ребенка

Почему мой ребенок неуправляемый?

Причиной изменения поведения ребенка может быть все что угодно. И чтобы понять почему так происходит, необходимо разобраться, что стало толчком для таких перемен:

  • В первую очередь, у детей во время взросления периодически начинаются критические моменты. И со стороны кажется, что ребенок просто пытается вывести из себя родителей, насолить им за что-то. Но на самом деле страдают не родители, а сам ребенок. Эти критические периоды для них становятся огромным стрессом. Дети сами не понимают почему действуют таким или иным способом, почему им хочется поступить именно так, чем это поведение вызвано. В эти моменты ребенок хочет получать новые знания, понимать, что хорошо, а что плохо.
  • Также, даже маленького ребенка можно назвать развивающейся личностью со своими желаниями. У него свои потребности, свои права. И тут очень важно корректировать действия малыша. Никто не говорит о полном контроле, он должен быть совсем незаметным. Лишь изредка с приказным тоном. С детьми важно общаться больше не как с детьми, а наравне, чтобы с детства прививать самостоятельность, лояльность, послушание.
  • Еще одной причиной является подбор неправильного метода воспитания родителями. Ребенок начинает своевольничать. Это происходит из-за того, что малышу либо все запрещают, либо слишком много позволяют.
  • Трудности в воспитании ребенка могут быть вызваны проблемами в семье. Частые ссоры, споры.

Как с этим бороться?

Разговоры в воспитании играют самую важную роль. Речь, тон, подбор слов и фраз, интонация. С ребенком в такие моменты нужно общаться аккуратно, стараться говорить спокойно, негромко, и четко, так он получит только ту информацию, которая ему нужна.

Очень часто трудности начинают появляться, когда ребенок больше слушает телевизор и друзей, нежели родителей. Он может не реагировать на крики, наказания. А выполняют какое-то дело только за то, что они хотят. Например, шоколадка, поход в кино с друзьями и т.д. Из детей вырастают часто очень сильные манипуляторы.

Во-первых, научиться слушать нужно самим родителям. Мама и папа - это самый большой пример. И им необходимо показывать ребенку как правильно действовать на своем собственном примере. В данном случае слушать ребенка больше, чем говорить или отчитывать.

Когда вы пытаетесь добиться от ребенка хорошего поведения криками и приказами, то в первую очередь, вы учите ребенка вести себя также или вовсе не обращать внимание на вас. Общение с ребенком должно исходить из образца того обращения, которое вы бы хотели видеть по отношению к себе.

Не стоит говорить в пустоту. Начать разговор, когда сын/дочка заняты – неправильное действие. Разговор не будет воспринят всерьез. Говорить с ребенком нужно лишь тогда, когда он обратил внимание на вас. Желательно сидеть с ребенком на одном уровне и смотреть друг другу в глаза. Это и обращает внимание и расположит ребенка к вам.

Сделать так, чтобы малыш переключил внимание с того, что для него интересно очень сложно. Поэтому нужно в первую очередь предупредить его о том, что его ждет какая-то работа. Нужно сказать в такой форме, чтобы ребенок понял, вам понадобиться его помощь. Таким образом, вы подготавливаете его к будущему делу.

Стараетесь давать задания коротко: «Заправь постель» или «Убери фломастеры в ящик». Но фраза не должна звучать как приказ, т.е. тембр был спокойный. Инструкции по воспитанию детей нет, а так как каждый ребенок индивидуален, то к нему нужен точно такой же подход в воспитании.

Проблемы воспитания детей

Стоит помнить, что на каждого ребенка, на каждый возраст и характер один и тот же метод по воспитанию не подойдет, и все способы воспитания написаны лишь в общем по наблюдениям специалистов. Точного результата они могут и вовсе не дать. И если один ребенок с помощью методики воспитания станет более послушным, то другой может еще больше взбунтовать.

В воспитании ребенка нужно учитывать не проблемы в общем, а конкретные трудности в совокупности. Это поможет максимально развить в ребенке всестороннюю личность.

Современные проблемы воспитания детей

В современности подход к воспитанию кардинально изменился. Раньше главными вопросами у матерей выступали – колики прорезывание зубов, сейчас же интересуются методиками развития детей уже с первых дней жизни. И малышу хотят дать сразу все. Тем самым, получая все в детстве, ребенку становится скучно и с возрастом он вообще перестает радоваться жизни. И появляются современные проблемы воспитания детей.

Современная детская жизнь может подавить в ребенке фантазию и желание проявлять инициативу. В магазинах есть все, что хочешь, но ребенок от этих игрушек очень быстро насыщается, а малышу очень важна игра в процессе развития. Неправильно использовать и игры в целях отвлечения малыша. Игрушка должна у него вызывать восторг и истинную радость. Она должна сразу становиться частью его сказки, которую он выдумал. Еще игра помогает малышу развиваться. Но эффект тот, который необходим достигается только тогда, когда малы познает мир с помощью игрушек и внимания родителей.

Проблемы семейного воспитания детей

Климат в семье играет ключевую роль в поведении малыша. Это становится неким фундаментом, для становления личности. Ребенок очень остро ощущает неровности в семье. И для него семья должна быть зоной комфорта. Т.е. малыш не должен видеть споры, склоки, крики. Он должен ощущать себя в безопасности.

Здесь очень важна совместная работа как мамы, так и отца. Так как они для ребенка истинный пример, поддержка и опора.

Не правильно и поучать ребенка постоянно. Крики тоже не решение проблем в воспитании. Научитесь контролировать свою речь. Если ребенок делает, что-то плохо, значит у него для этого был мотив.

Когда кроха делает какую-то шалость, не стоит сразу же хвататься за ремень и ставить малыша в угол. Это только ухудшит положение. Нужно спокойно найти причину такого поведения, для этого нужно: выслушать ребенка, помочь найти пути решения, вместе сделать вывод. Так ребенок очень быстро осознает свою ошибку. Разговоры очень помогают в воспитании. Попробуйте спокойно разобраться в ситуации, предложить пути решения, выслушать предложения ребенка и вместе сделать правильный вывод.

Проблема нравственного воспитания детей

С самых малых лет ребенок начинает узнавать, что такое добро, а что такое зло. Это помогает заложить фундамент нравственности. Поэтому задача родителей воспитать ребенка с задачами, положительно относиться к природе, к заботе. Например, почему нельзя убивать божью коровку.

Объясняйте ребенку почему правильно делать именно так, ребенок будет рад, что сделал хорошее дело.

Педагогические проблемы в воспитании детей

Современные дети обучаются жестокости, они теряют ощущения страха и восторга. Также они заигравшись могут потерять чувство реальности. В это время родители заняты работой и когда приходят домой то сил на детей уже нет, а детям необходимо внимание, и его они идут получать туда, где им его дадут. В виртуальную реальность – это лучший исход. А если в дурные компании? Родители должны как можно больше внимания уделять детям, говорить с ними, учить чему-то. Не надо эти задачи скидывать на интернет. Опыт родителей тоже интересен детям, если о нем рассказывать.

Типичные случаи

Самые частые трудности в воспитании вашего ребенка появляются в возрасте до 10 лет, затем проблемы уже носят немного другой характер. Но детские капризы и непослушание становятся очагом для возгорания кризиса в подростковом возрасте. И это достаточно распространенные случаи, которые заметив, нужно срочно менять тактику воспитания:
Не хочу купаться! Не буду чистить зубы!

Даже будучи малышом в возрасте 2-4 лет, ребенок уже понимает, что может выражать свой протест, манипулировать родителями и даже понимает, что на родителей это оказывает некоторое давление. Свое упрямство ребенок показывает гораздо чаще, чем подросток, и в самые неподходящие моменты.

Так часто малыши категорически против ежедневного поддержания гигиены. Но это лишь потому, что ему просто не нравится процесс. А что делают, когда что-то не нравится ребенку? — пытаются заинтересовать его другим способом.

Сделать процедуру купания и умывания интересной не сложно. Для этого в магазине можно найти красивую зубную щетку, вкусную зубную помаду, мочалку в виде животного, мыло в форме героя из мультиков, наливать пенную ванну.

Хочу и дай!
Каждый малыш, когда растер начинает понимать, что может высказать свои хочу, и они даже могут помочь ему получить то, о чем он мечтал. Например, новую игрушку, шоколадку. И некоторые родители готовы дать ему то, что он хочет лишь бы избежать истерик. Но такая уступчивость может привести к тому, что ребенок будет всегда ждать, что получит то, что ему так хочется. А также ему будет сложно понимать, что реальные возможности и желания не всегда совпадают.

Кризис общения.

Часто малыши предпочитают игру до 3 лет в одиночестве или только с родителями, и затем им становится не понятно зачем нужно с кем-то делиться своими игрушками, зачем вообще с кем-то играть. Но не стоит переживать, если вы будете объяснять ребенку, что делиться важно, со временем он будет получать больший навык общения и проблема уйдет на второй план, или совсем исчезнет. Все трудности, которые могут коснуться родителей в воспитании детей – это временно. Многие ситуации, даже если они кажутся неразрешимыми, затем вспоминаются с улыбкой на лице. Воспитание всегда процесс не легкий, главное не совершать очевидных ошибок.

Ошибка родителей в воспитании детей

Типичной ошибкой родителей является то, что они не устанавливают правила, границы, которые очень важны при подрастающем ребенке. Многие считают, что это не дает ребенку развиваться в свободном полете. Но это обманчивое мнение. Никто же не говорит про жесткий контроль. Другие же могут ставить ребенку правила, но поощрять его сопротивление им.

Все это зависит от характера людей и их образа жизни. Еще одна ошибка – если слишком строго придерживаются правил.

Когда правилам придерживаются, но при этом считают их скучными, то у ребенка появляется чувство противоречивости и неопределенности.

Но правильно будет ребенка учить некоторым нормам, не переходя границу. При этом правила необязательно расценивать как закон семьи, можно просто иметь план, которого семья должна придерживаться. Такие ошибки вызывают трудности в воспитании вашего ребенка

Советы родителям: Что делать, если мама разрешает, а папа запрещает или наоборот?

Проблемы воспитания детей в семье часто появляются из-за того, что родители не понимают этот процесс. И очень часто получается, что мама разрешает, папа запрещает. Тут срабатывает ассоциация: «плохой полицейский и хороший». Это путает ребенка по отношению к тому, что правильно, а что неправильно.

  • В таком случае родителям необходимо помнить, что они должны быть сплоченной командой. И процесс воспитания нужно постоянно обсуждать, чтобы не возникало разногласий. Все методы воспитания должны использовать родители по обоюдному согласию.
  • Хорошо поможет разделение обязанностей. Вовлекайте отца в воспитание детей, чтобы он не чувствовал себя отвергнутым.
  • Формулируйте просьбы более конкретно. Не противоречьте друг другу. Работа должна быть слаженной.
  • Но самое главное не ссорьтесь на глазах ребенка.
  • Не подрывайте репутацию друг друга.
  1. Не вымещайте злость на ребенке. Прислушивайтесь к его проблемам, даже если есть свои собственные. Интересуйтесь его мнением, обсуждайте трудности, которые касаются всей семьи.
  2. Честность очень важна в воспитании. Не врите ребенку, даже ради игры. Как вы себя ведете, так будет вести себя и малыш.
  3. Свобода выбора должна быть у каждого. Поэтому слушайте мнение ребенка внимательно, предлагайте ему свой вариант, но не навязывайте. Пусть это будет совет, а малыш сам решает окончательно.
  4. Не используйте приказной тон. Лучше просите и объясняйте почему для вас это так важно. ЗА хорошо сделанное дело – хвалите.
  5. Используйте сотрудничество. Детям нравится, когда с ними общаются как со взрослыми.

Воспитание ребенка очень сложный процесс. Но если родителям важно то, каким в будущим будет их ребенок, то эти трудности стоят того. Ребенок – чистый лист. Все, что вы напишите на этом листе, в дальнейшем вами и будет прочитано. Поэтому будьте для ребенка самым близким человеком и воспитывайте так, как подсказывает вам сердце и наши советы.

Министерство образования и науки Украины

Харьковский национальный педагогический университет

имени Г.С. Сковороды

Курсовая робота

на тему: Условия воспитания детей в семье

Выполнила:

студентка 4-го курса 41 группы

факультета физического воспитания

Алистратова Анна Сергеевна

Харьков 2008

План

Введение

1. Социально – педагогическая деятельность с семьей

1.1 Основные функции семьи

1.2 Социальный статус семьи и ее типология

1.3 Педагогические стили семьи

2. Пять тактик семейного воспитания

2.1 Диктат

2.3 Конфронтация

2.4 Мирное сосуществование

2.5 Сотрудничество

3. Главные условия воспитания детей в семье

3.3 Отношения между братьями и сестрами

3.4 Современная семья

Список литературы


Введение

Каждый человек имеет право на семью – ту заветную пристань, где он мог бы найти сочувствие, взаимопонимание, заботу. Именно в семье с первых дней жизни человек постигает азы её. Его первыми и главными учителями и воспитателями на протяжении всей жизни являются родители.

«Родительский дом, начало начал…» Бесхитростные слова трогают душу. Еще бы! Ведь дом - это не только здание, в котором человек родился и вырос, это еще и семья - родители, живая нить, идущая от дедов и прадедов. В семье всегда было и будет главным - неповторимые отношения, доброта, самоотверженность, ответственность за слабого.

Семья дает изначальный опыт умения жить, учит современному образу жизни во всей полноте его социально - нравственных проявлений. Воспитание детей является главным пластом семейной жизни. Духовное богатство, трудолюбие матери и отца, их моральная чистота - все это самым благотворным образом воздействует на детей.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни..

Актуальность темы заключается в воспитании детей в семье. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Объект исследования: воспитание детей в семье.

Предмет исследования: формирование личности в семейном воспитании.

Цель исследования зависит от теоретического обоснования технологии формирования влияния семейного общения, как важнейший фактор личности.


Раздел №1 . Социально-педагогическая деятельность с семьей

Во все века семья испытывала потребность получать поддержку в воспитании своих детей. История свидетельствует, что когда люди жили большими семьями, то необходимые знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поколению естественно и буднично. В современном индустриальном обществе, когда семейные связи между поколениями нарушены, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества.

Чем глубже разрыв между поколениями, тем более ощутима потребность родителей в получении квалифицированной помощи в воспитании своих детей. В настоящее время все яснее становится необходимость помощи родителям в воспитании детей со стороны профессиональных психологов, социальных работников, социальных педагогов и других специалистов. В этом нуждаются не только неблагополучные, но и вполне благополучные семьи.

1.1 Основные функции семьи

Репродуктивная функция (от лат. productjo - самовоспроизведение, размножение, производство потомства) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.

На сегодняшний день демографическая ситуация складывается таким образом, что уровень смертности превышает уровень рождаемости. В последние годы наблюдается тенденция увеличения доли семей, состоящих из 2-3 человек. Дети, по высказыванию таких семей, - это возможные ограничения свободы родителей: в образовании, работе, повышении квалификации, реализации своих способностей.

Установка на бездетность, к сожалению, не просто имеется, она все больше распространяется на супругов детородного возраста. Это обусловлено растущими материально-экономическими трудностями, духовно-материальным кризисом, в результате которого в системе ценностей приоритетными становятся престижные вещи (машина, породистая собака, вилла и пр.), и другими причинами.

Можно выделить ряд факторов, обусловливающих сокращение величины семьи: падение рождаемости; тенденция к отделению молодых семей от родительских; увеличение в населении доли семей с одним родителем в результате роста разводов, вдов, рождения детей одинокими матерями; качество здоровья населения и уровень развития здравоохранения в стране. По оценке экспертов, 10-15% взрослого населения по состоянию здоровья не способны иметь детей из-за плохой экологии, аморального образа жизни, болезней, плохого питания и т. д.

Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Исторически семья всегда была хозяйственной основной ячейкой общества. Охота и хлебопашество, ремесло и торговля могли существовать, так как в семье всегда было разделение функций. Традиционно женщины вели домашнее хозяйство, мужчины занимались ремеслами. В век научно-технической революции многие стороны жизни людей, связанные с повседневным обслуживанием, - приготовление пищи, стирка, уборка, пошив одежды и т. д. - частично были переложены на сферу бытовых услуг.

Экономическая функция была связана с накоплением богатства для членов семьи: приданое для невесты, калым для жениха, вещи, передаваемые по наследству, страхование на свадьбу, на день совершеннолетия, накопление денежных средств.

Социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе, вновь активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества, приобретения собственности, приватизации жилья, наследования и т. д.

Функция первичной социализации. Она обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти связи очень важны, ибо они определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития.

Являясь одним из важных факторов социального воздействия, конкретной социальной микросредой, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет.

Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа - прямая функция родителей.

Воспитательная функция. Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка.

Воспитание ребенка в семье - сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Возможность воспитательного воздействия на ребенка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребенку, защищают от жизненных невзгод и трудностей. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений родителей и детей.

Требования родителей реализуются в их сознательной воспитательной деятельности с помощью убеждения, определенного образа жизни и деятельности ребенка и т. д. Личный пример родителей - важнейшее средство влияния на воспитание ребенка. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров - все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения.

Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям.

Правда, и в условиях семьи воспитание может быть деформированным, когда родители больны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой и т. д. Конечно, семья воздействует на развитие личности детей не просто самим фактом, что есть семья, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между ее членами.

Рекреационная и психотерапевтическая функция. Смысл ее заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д.

Выражение «мой дом - моя крепость» хорошо выражает ту мысль, что здоровая, неконфликтная семья - наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где можно хоть на время укрыться от всех тревог внешнего мира, отдохнуть и восстановить свои силы.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!