Окружающий мир золотое кольцо. Золотое кольцо россии. Работа с тетрадью

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

614007, г. Пермь, ул. Сибирская, 80, тел 216-70-00, тел/факс 216-74-23

«Согласовано»: _________ «Утверждаю»: _________________

Руководитель МО учителей Директор МАОУ «СОШ 22»

начальной школы ЧЕРВОННЫХ А.В.

Шипигузова Е.Ю.

Конспект урока по окружающему миру

« Золотое кольцо России »

Работу выполнила:

Летина Е.Г.

учитель I категории

2015 г.

Цель: познакомить с городами, входящими в состав Золотого кольца России.

Задачи:

1. Познакомить со старинными городами России.

2.Развивать представления обучающихся об исторических достопримечательностях городов Золотого кольца России и умение работать с различными источниками информации.

3. Воспитывать эстетические чувства, патриотические чувства, умение работать в группе.

Оборудование для учителя:

    мультимедийный проектор;

    компьютер с выходом в Интернет;

    учебник «Окружающий мир»;

Оборудование для учащихся:

    учебник;

    тетрадь на печатной основе «Окружающий мир;

    справочная литература;

    буклеты;

    информационные листы

Медиа материалы:

    электронное приложение к учебнику.

    Аудиозапись «Звон колокола»

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

    готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

    воспитание чувства любви к родной природе.

Регулятивные УУД:

    умение самостоятельно планировать алгоритм выполнения задания, корректи­ровать работу по ходу ее выполнения;

    умение осуществлять информационный поиск для выполнения учеб­ных задач;

    умение самостоятельно оценивать правильность выполнения своих дей­ствий.

Познавательные УУД:

    умение извлекать информацию из разных источников (учебник, презентация, сеть Интернет);

    умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную из разных источников.

Коммуникативные УУД:

    умение оформлять свои мысли в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

    умение сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим про­цесс работы и свой результат; слушать мнения других;

    умение строить добрые, уважительные отношения между партнерами;

    умение давать адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм.

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности:

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Мы начинаем изучать новый раздел “Путешествие по городам и странам”. Сегодня нас с вами ждет необычный урок, а урок-путешествие. Откройте учебник на стр.85, давайте прочитаем, чему мы будем учиться, изучая этот раздел (читают по очереди).

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Посмотрите на мою руку. Что вы видите на пальце? Какое оно?

Вы верно сказали. У меня на правой руке есть золотое кольцо. Но еще и у нашей страны есть Золотое кольцо. Золотое кольцо России.

3.Выявление места и причины затруднения

Кто из вас догадался, куда мы отправимся в путешествие?

4.Построение проекта выхода из затруднения

Да. Мы отправимся в путешествие по «Золотому кольцу России». Совершим экскурсию в несколько древних городов, будем учиться находить информацию об этих городах в разных источниках. На протяжении урока вы побываете в роли экскурсоводов и путешественников.В конце нашего путешествия вы сможете безошибочно ответить на вопросы: почему кольцо и почему Золотое?

5.Реализация проекта выхода из затруднения

Отгадайте загадку и узнаете, на чем мы отправимся в путешествие:

Пассажиров мы катаем
По маршрутам тут и там,
И туристов доставляем
К историческим местам.
Едем к цели дружно все
По проспектам и шоссе (автобус)

Правильно, автобус. Он поможет нам побывать в древних русских городах, которые расположены на «Золотом кольце». Как и любому путешественнику, нам нужна карта. Посмотрите на экран. Какие города мы посетим с вами сегодня? (Москва, Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плес, Суздаль и Владимир.) У каждого из вас есть маршрутный лист, в котором вы во время путешествия будете отражать главные достопримечательности городов Золотого кольца. В конце урока мы выявим наиболее внимательного путешественника и наградим его. В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы. А кто из вас уже был в Москве? А вы знаете, кто основал Москву? А в каком году? С какими достопримечательностями города вы уже знакомы? (Юрий Долгорукий. Впервые о Москве упоминается в 1147 г.Красная площадь и Московский Кремль, Собор Василия Блаженного и Храм Христа Спасителя.)

Здесь развевается самый главный флаг России, здесь работают Президент Российской Федерации Путин Владимир Владимирович и правительство.

Знакомство с городами Золотого кольца России.

1) Организуется работа в группах:

Для работы на уроке мы с вами разделились на 4 группы. Каждая группа должна составить путеводитель об одном из городов Золотого кольца по плану, который дан на листе и подготовиться к ответу у доски. Ответы на пункты плана вы можете получить из литературы, которая у вас есть на столах (учебник, справочная литература, информационные листы, буклеты). Время на подготовку 10 минут.

1 группа – Сергиев Посад

2 группа – Ростов Великий

3 группа – Углич

4 группа – Ярославль

Дети усаживаются группами, выбирают в группе ответственного, открывают учебники на определенной для их группы странице, используют справочную литературу, информационные листы, буклеты.

Каждая группа работает с учебником и дополнительной литературой по плану, представленному в путеводителе.

План

    Как называется город, о котором вы читали текст?

    Где он расположен?

    Кем он был основан? Когда?

    Какие достопримечательности в нем есть?

    Какие известные люди в нем жили?

Подготовиться к ответу у доски.

3) Проверка самостоятельной групповой работы. От каждой группы выступает один-два представителя, учитель сопровождает их рассказ показом слайдов с иллюстрациями:

Из Москвы мы отправляемся на северо-восток. Первым на нашем пути появляется прекрасный древний город Сергиев Посад.

У вас на столах есть маршрутные листы нашего путешествия. Очутившись в новом городе, вы должны будете запомнить его название, выслушать выступление группы и записать две-три достопримечательности, о которых вы узнали. Приглашаем нашего первого экскурсовода.

Город Сергиев Посад.

Почему он так назван? Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь. Этот монастырь называется Троице-Сергиева лавра. Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь. Он действительно признан главным монастырем России и занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Из Сергиева Посада мы отправляемся в Переславль-Залесский. Город расположен в 140 километрах от Москвы, на берегу Плещеева озера. И является центром национального парка «Плещеево озеро». Назван Переславлем-Залесским в честь южнорусского Переславля. Находится за лесами в Залесье - области полей и земледелия, поэтому и назван Залесским. Прослушайте ауди-рассказ (электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир»). - В каком году был основан город? (1152 г.) Кто его основал? (Юрий Долгорукий)

Какие достопримечательности запомнили? (Красная площадь – сердце города, Спасо-Преображенский Собор, памятники)

Какие люди в нем жили? (родился князь Александр Невский, Пётр Первый создал на Плещеевом озере потешную флотилию, что явилось началом создания русского флота)

Теперь наш путь лежит в Ростов. Ростов – один из самых древних в Золотом кольце. Уже в древние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль, за белыми стенами которого видны многочисленные купола церквей.

Колокола Ростовских церквей славятся на весь мир мелодичным звоном. Предлагаю вашему вниманию прослушать звон колоколов (аудиозапись).

В Ростове мы обязательно полюбуемся ростовской финифтью. (Это очень красивые украшения с эмалью – броши, серьги, браслеты. Их делают в этом городе уже несколько столетий.

Следующая остановка на нашем маршруте - г.Углич. Приглашаем следующего экскурсовода.

На широкой Волге

Углича дома.

Ставенки резные,

Чудо-терема.

Он стоит на р. Волге. Название этого города, вероятно, происходит от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течет «углом». В городе много памятников старины. Кроме них, интересна Угличская гидроэлектростанция – одна из первых гидроэлектростанций, построенных на Волге. А еще в Угличе работает большой часовой завод, где делают часы «Чайка».

А теперь давайте все встанем и немного отдохнем.

Физкультминутка

Жура – Жура – журавель. Облетал он сто земель. (Взмахи руками)

Облетал, обходил, крылья, ноги натрудил. (Ходьба на месте)

Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?» (пожимание плечами)

Отвечал он, пролетая: «Лучше нет родного края» (Круговые вращения головой)

Вот мы отдохнули и теперь можно продолжить путешествие.

Из Углича мы отправляемся в Ярославль. Город тоже стоит на Волге. Приглашаем следующего экскурсовода.

Ярославль самый крупный из городов Золотого кольца. Он был основан князем Ярославом Мудрым. Имя, которого и носит. В центре города мы увидим памятник Федору Григорьевичу Волкову. И поэтому, Ярославль называют родиной русского театра.

Следующий город на Волге, в котором мы остановимся – Кострома. (Рассказ подготовленного ученика) Если посмотреть на план города, можно заметить, что улицы расположены здесь в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина II приказала перестроить город, ее спросили, какой она хочет видеть Кострому, в этот момент императрица развернула веер. Вот город и стал таким необычным. В тойчасти города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды. Торгуют в них уже несколько веков. Каждому товару отводилось свое место. Об этом говорят названия – Большие и Малые мучные ряды, Масляные ряды, Пряничные ряды…

Продолжая свой путь вдоль великой русской реки, посетим еще один город на Волге – Плёс.(Рассказ подготовленного ученика) Свое название Плёс получил от речного плеса, то есть широкой части реки между двумя изгибами.Плес город художников. Мы обязательно увидим их здесь за работой. Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. Художники приезжали сюда и в прошлом. Кто же из художников особенно любил Плес? (Особенно любил Плёс Исаак Левитан. Сейчас в городе открыт музей И. И. Левитана)

Из Плёса прибываем в Суздаль – всемирно известный город-музей.(Рассказ подготовленного ученика) Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. Удивительно чувствуешь себя на улицах Суздаля – как будто перенесся в далекое прошлое. В городе ест знаменитый Музей деревянного зодчества. В нем собраны старинные постройки из дерева – церкви, избы, мельница…

От Суздаля совсем недалеко до Владимира. (Рассказ подготовленного ученика)

Чтобы полюбоваться городом и его окрестностями поднимемся на высокую башню, где устроена смотровая площадка. Оттуда мы увидим замечательный памятник старины – Золотые ворота. А вот Дмитриевский собор. На его стенах несколько сотен резных изображений.

Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось.

8. Город, в котором находятся Золотые

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Давайте подытожим, что же нового мы узнали, путешествуя по чудесным городам России.

1. Как называется город, где находится музей деревянного зодчества? (Суздаль)

2. Город, который еще в старину называли Великим. (Ростов)

3. В этом городе находится дом-музей Исаака Левитана. (Плёс)

4. Город, основателем которого является Ярослав Мудрый. (Ярославль)

5. Город, улицы которого расположены в виде веера. (Кострома)

6. Самый большой и самый красивый город Золотого кольца России? (Москва)

7. Город, который назвали в честь великого святого Сергия Радонежского? (Сергиев Посад) 8. Город, в котором находятся Золотые ворота? (Владимир)


7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

А сейчас мы с вами попробуем разгадать кроссворд. Возьмите листы с кроссвордом и приготовьте ручку. Разгадывать будем по цепочке.

1. Широкая часть реки между двумя изгибами. (Плёс)

2. Музей деревянного зодчества. (Суздаль)

3. В этом городе находится замечательный памятник старины – Золотые ворота. (Владимир)

4. Название города произошло от слова «угол». Река течёт «углом». (Углич)

5. Главный, важный монастырь. (Лавра)

6. Красивые эмалевые украшения: броши, серьги, браслеты. (Финифть)

7. Этот город ещё в давние времена с уважением называли Великим. (Ростов)

8.Включение в систему знаний и повторение

На доске вы видите карту Золотого кольца России. Нам необходимо дополнить ее достопримечательностями в соответствии с Маршрутным листом.

Вы будете выходить по одному к доске, и прикреплять на магнит соответствующую городу достопримечательность.

9.Рефлексия

Наше путешествие закончено. Какое впечатление произвело на вас путешествие в древнерусские города? Почему есть такое выражение «Золотое кольцо России»?Какой город вам понравился больше? Почему?

Я предлагаю вам высказать своё мнение об уроке с помощью начала фраз, записанных на доске:

    Мне было интересно узнать о…

    Было трудно …

    Я научился …

    Теперь я могу …

    Какие чувства я испытал(а)…

( чувство гордости за свою Родину, любопытства, радости …)
Вопрос классу:

Почувствовали ли вы гордость за нашу страну, познакомившись с этими городами? Почему?

Старинный облик придают им сохранившиеся архитектурные памятники, созданные с XII по XVII века, это храмы, монастыри, кремли. Древние каменные стены кремлей возвышаются на месте деревянных укреплений IX, X, XI веков, которые строили наши предки, защищаясь от врагов. Поэтому кремль обычно возводился на высоком месте, на берегу реки, озера. Позднее он становился центром города.

Древний город на территории Московской области - Сергиев Посад, чем же он знаменит? Здесь находится главный монастырь России - Троице-Сергиева лавра (рис. 2).

Рис. 2. Троице-Сергиева лавра ()

Монастырь был основан в XIV веке знаменитым монахом Сергием Радонежским. Вокруг в те времена были только глухие леса, но уже при жизни Сергия была проложена широкая дорога от Москвы к монастырю и дальше в северные города. Монастырь поражает всех не только своей красотой, но и своими размерами. Крепостные стены с одиннадцатью сторожевыми башнями тянутся на более чем 1120 метров, их высота достигает 15 метров, а толщина - 10. Почему монастырь называется «лавра»? Лавра - это особый титул, который присваивается только самому главному монастырю. Этот титул был присвоен Троице-Сергиеву монастырю в XVIII веке по указу императрицы Елизаветы Петровны. Здесь находятся самые крупные в России Московская духовная академия и семинария, где учатся будущие служители церкви, здесь знаменитый церковно-археологический музей, в котором хранятся древние иконы, священные книги и старинные предметы церковного убранства (рис. 3).

Рис. 3. Московская духовная академия и семинария ()

Сергиев Посад называют игрушечной столицей России. Самый известный в нашей стране музей игрушки расположен именно здесь, на горе Волокуши напротив Троице-Сергиевой лавры (рис. 4).

Рис. 4. Музей игрушки ()

По его экспонатам можно изучать кукольную историю, в нем сегодня хранится более 30 тысяч игрушек разных народов мира. Но главная игрушка - местная, триста лет в городе и окрестностях развит этот промысел, потешный товар всегда покупали паломники, посещавшие Троице-Сергиеву лавру, среди которых были и русские цари. Поселок Богородское славится народными промыслами, резьбой по дереву и изготовлением игрушек. По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Решила мать позабавить своих детей, вырезала из чурбачка фигурку, аурку, поигрались дети и забросили аурку на печь. Раз муж стал собираться на базар и говорит: «Возьму-ка я аурку, покажу на базаре торгашам». Аурку купили и еще заказали. С тех пор и повелась в селе резьба игрушки, и стала она называться богородской.

Город Переславль Залесский был основан князем Юрием Долгоруким, город находился в залесье, в области полей и земледелий. Спасо-Преображенский собор в Переславском (рис. 6) Кремле заложен Юрием Долгоруким (рис. 5) в 1150 году. Собор - первый и единственный среди локальных храмов северо-восточной Руси, дошедший до нас в почти полной сохранности. На берегу Плещеева озера расположен музей-усадьба «Ботик Петра I». Здесь Петр I начал строительство потешной флотилии, что явилось началом военного флота. Когда строительство флотилии было завершено, на небольшом возвышении установили пушки, из которых палили во время спуска флотилии на озеро.

Рис. 5. Князь Юрий Долгорукий ()

Рис. 6. Спасо-Преображенский собор ()

Это место с того времени называют Гремяч. На воде Плещеева озера Петр I проводил военные учения, сохранилось и единственное уцелевшее судно этой флотилии в специально построенном ботном доме. Бот «Фортуна» в переводе означает «удача». Это памятник истории, главный экспонат музея, вокруг него якоря, мачты с других кораблей, эти якоря - современники Петра I.

На берегу широкого, но неглубокого озера Неру раскинулся один из самых древних городов Золотого кольца - Ростов Великий (рис. 7).

Рис. 7. Ростов Великий ()

Он упоминается в летописях еще с 862 года. В самой древней и красивой части города находится Кремль, с крепостными стенами, со сторожевыми башнями, белокаменными храмами и золотыми куполами. Это постройки XVII века. Со всего мира приезжают туристы, чтобы увидеть чудо-город и послушать знаменитый колокольный звон. Достоянием мировой культуры являются ростовские звоны, уникальный набор музыкальных произведений XVII-XIX века. Неотделимы от музыкального инструмента знаменитые ростовские звонницы (рис. 8).

Рис. 8. Ростовская звонница ()

Каждый из ее 13 колоколов, от самого большого до самого малого, имеют свое особое звучание. Самые большие колокола имеют даже имена. Самый густой тон у огромного колокола по имени Сысой, его вес - 32 тонны. Колокола поменьше называются Лебедь и Баран. Издавна нашим предкам было известно, что вблизи церквей, где часто звонили колокола, люди реже болели, там почти не распространялись эпидемии. Ростовская финифть - это русский народный художественный промысел, существует с XVIII века в Ростове (рис. 9).

Рис. 9. Ростовская финифть ()

Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками. Финифть, или художественная роспись по эмали, появилась в России во времена Петра I. В середине XVIII века в Ростове Великом была создана первая мастерская. Рассказывают, что Петр I учредил специальную награду - собственный портрет, написанный на эмали и усыпанный драгоценными камнями (рис. 10).

Рис. 10. Награда Петра I на эмали ()

Награда вручалась за особые заслуги перед отечеством лично государем. Сегодня изделия, выполненные в этой технике, производиятся на фабрике «Ростовская финифть».

Ярославль - самый крупный Волжский город Золотого кольца. Он был основан около 1010 года князем Ярославом Мудрым. Город белокаменный, с садами, со старинными прекрасными церквями, башнями и воротами уже отметил свое тысячелетие. Церковь в честь пророка Илии была первой церковью города (рис. 11).

Рис. 11. Церковь Илии пророка ()

Согласно сказанию о построении града Ярославля, она была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом в честь того, что легендарная победа князя над медведем произошла в день этого святого. Стены этого храма украшены росписью знаменитых костромских художников Гурия Никита и Силы Савина вместе с ярославскими мастерами в XVII веке. Такие росписи водяными красками по сырой штукатурке называют фресками. В центре вы видите большой пятиглавый храм, а слева и справа - две постройки, которые называются шатровые. Шатер используется в виде конуса в церковных постройках, увенчанных булавкой с крестом. Один из шатров - это продолжение церкви, а другой - восьмигранная колокольня. В Ярославле несколько таких церквей.

Кострома-городок - Москвы уголок. Эта старинная поговорка издавна известна жителям Костромы. У Костромы с Москвой историческое родство, и основатель у двух городов один - князь Юрий Долгорукий. Кострома всего на пять лет моложе столицы. Жители города сумели уберечь от разрушений многие памятники. Улицы в Костроме расположены веером, это хорошо видно на плане города (рис. 12).

Рис. 12. План города ()

Легенда объясняет это так: когда императрица Екатерина II приказала перестроить город, ее спросили, какой она хочет видеть Кострому. Императрица в тот момент раскрыла веер, вот город и сделали таким необычным. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные торговые ряды, им уже более 200 лет. В старину каждому товару отводилось свое место, поэтому и ряды назывались по-разному: масляные, пряничные, мучные, табачные. Один из самых красивых храмов золотого кольца - церковь Воскресения на Дебре (рис. 13).

Рис. 13. Церковь Воскресения на Дебре ()

Вход в церковь - западные ворота - украшены белокаменными фигурками животных в кирпичных окошечках, а столбики, на которые опирается арка ворот, называются кубышками. В Троицком соборе Ипатьевского монастыря фрески Гурия Никитина и Силы Савина уникальны по своему изображению и созданию сюжета (рис. 14).

Рис. 14. Фреска Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме ()

В городе процветали художественные ремесла, в Ипатьевском монастыре существовала иконописная школа. Костромской край был одним из центров ювелирного искусства. Кострому называют ювелирной столицей России. В Костроме передавались из поколения в поколения традиции уникальной художественной резьбы по дереву. Развивались все виды узорного ткачества, а вышивка стала неотъемлемой частью народного искусства.

От Костромы недалеко и до Владимира. В 1108 году Великим князем Владимиром Мономахом на высоком берегу Клязьме был заложен древнерусский город (рис. 15).

Рис. 15. Древнерусский город Владимир ()

Поначалу Владимир был военной крепостью. Это место и сейчас называют Мономахов город. Он является центральной частью современного Владимира. Древний Мономахов город окружали насыпные земляные валы, поверх валов высились бревенчатые стены. В былые времена въехать в город можно было только через золотые ворота (рис. 16).

Рис. 16. Золотые ворота ()

Посреди улицы возвышается белая арка с двумя башенками по бокам, над аркой - купол. Сейчас там музей, а в старину наблюдали дозорные, нет ли какой опасности Владимиру. Стоит город на крутой горе. Старинные белые храмы сверкают маковками куполов. Самые древние из уцелевших храмов древней Руси построены в XII веке, это белокаменный пятиглавый Успенский собор (рис. 17), он дважды знаменит, его стены внутри расписывал фресками гениальный русский иконописец Андрей Рублев.

Рис. 17. Успенский собор ()

Рядом Дмитриевский собор, его стены украшают несколько сотен каменных изображений удивительных растений, сказочных животных (рис. 18).

Рис. 18. Дмитриевский собор ()

Это целая энциклопедия. Возводились эти храмы, когда Москвы еще не было, вот почему о Владимире говорят: «Старший брат Москвы».

Мы совершили путешествие по Золотому кольцу России. По туристическому маршруту, проходящему по древнерусским городам, и увидели уникальные памятники культуры и истории России.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Privetstrana.ru ().
  2. Uateka.com ().
  3. Stsl.ru ().

Домашнее задание

  1. Почему Золотое кольцо России получило такое название?
  2. Чем славится город Сергиев Посад?
  3. Какими соборами владеет город Владимир?

Выпиши названия тех городов, в которых тебе довелось побывать.

Мне довелось побывать во Владимире, Иваново, Плесе.

Если тебе известны другие, не названные в учебнике достопримечательности этих городов, можешь тоже вписать их в таблицу.

3. Представь себя экскурсоводом. С помощью плана одного из городов проведи для одноклассников воображаемую экскурсию. Покажи им те достопримечательности, о которых ты что-то знаешь. Расскажи о них.

Золотые ворота выполняли целый ряд функций. Во-первых, они служили парадным входом в город - через них во Владимир взъезжали княжеские дружины, возвращавшиеся с поля боя. Белокаменная триумфальная арка, достигавшая высоты 14 метров, грандиозная проездная башня и массивные дубовые створы ворот, висевшие на кованых петлях, придавали сооружению величественный вид, соответствующий его назначению. Во-вторых, Золотые ворота наряду с несохранившимися Медными, Ириниными, Серебряными и Волжскими воротами составляли единый комплекс оборонительных укреплений города Владимира.

6. Мудрая Черепаха интересуется, знаешь ли ты эти достопримечательности. Вырежи из Приложения фотографии и расположи их в соответствующих окошках. Проверь себя по учебнику. После проверки наклей фотографии. Укажи стрелками названия городов.

7. Здесь ты можешь записать вопросы для викторины о городах Золотого кольца.

В каком городе находятся Золотые ворота?

Как вы думаете, почему они так называются? (В старину за въезд в город через ворота брали плату золотом)

Кто основал город Владимир?

8. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь сообщение об одном из городов Золотого кольца. Лучше выбрать город, где тебе доводилось бывать. Тогда ты сможешь дополнить собранную информацию своими впечатлениями.

Тема сообщения: Суздаль - музей под открытым небом

План сообщения:

1. Общие сведения о городе Суздале

2. Главные достопримечательности города

3. Народные промыслы Суздаля

4. Мои личные впечатления от посещения Суздаля

Источник (источники) информации: Интернет

Мармулева Ольга Анатольевна, учитель начальных классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №15 г.Черемхово»

Урок окружающего мира

Тема: «Золотое кольцо России».

Цель: формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину в рамках реализации ведущей содержательной линии «Человек и общество»: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину.

Задачи:

    Познакомить с городами, составляющими Золотое кольцо.

    Учить узнавать город по его основным достопримечательностям и воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании изученные сведения о городе.

    Продолжить формирование навыков сотрудничества со сверстниками в образовательной деятельности.

Формируемые метапредметные результаты:

Познавательные: овладение логическими действиями анализа, синтеза, причинно-следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; о владение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того что ещё неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; оценка – выделение того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Тип урока : изучение нового материала

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Дидактическое обеспечение: презентация «Золотое кольцо России», карточки для групп, учебник «Окружающий мир»

Ход урока :

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Контрольно-оценочная деятельность

1. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть такого ясного солнечного дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. (Дети поворачиваются друг к другу, соединяют ладони и настраиваются на работу. “Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, если будет трудно я тебе помогу…”.

- Мы начинаем изучать новый раздел. Как он называется?

(Путешествие по городам и странам)

-Изучая этот раздел чему мы будем учиться?(с. 85)

Как называют людей, которые путешествуют? (путешественники или туристы)

И сегодня отправляемся в виртуальное путешествие, представим себя в роли туристов. Побываем в нескольких древних русских городах.

Создание проблемной ситуации:

1) Выполните арифметические действия и составьте слово.

Кот – т + крыльцо – кры = ?

Как вы понимаете, что такое кольцо?

Для чего служат кольца? Какие бывают кольца?

Сегодня на уроке речь тоже пойдет о золотом кольце. Представьте себе, что у России есть не простое, а особенное Золотое кольцо Украшено оно особыми российскими самоцветами. У каждого из самоцветов, украшающих Золотое кольцо России свое название.)

-А что это за самоцветы?

Давайте посмотрим на карту. (Показ карты на слайде через проектор)

«Золотое кольцо России» - тысячекилометровый туристский маршрут по древнерусским городам.

Все вместе они образуют знаменитое на весь мир Золотое кольцо.

Так какая тема сегодняшнего урока?

- Золотое кольцо России

Выполняют арифметические действия, отгадывают слово КОЛЬЦО.

Отвечают на вопрос.

Высказывают предположения.

Кольцо- это ювелирное украшение, предмет в форме окружности..

Кольца бывают обручальные, олимпийские, гимнастические…

Станции, остановки на маршруте, украшения, города…..

2. Целепологание

Каковы же цели нашего путешествия?

    Почему кольцо ?

    И почему Золотое ?

Какие города входят в состав Золотого кольца России?

Узнать о достопримечательностях и знаменитых людях этого города

Принятие цели урока, планирование деятельности

Овладение логическими действиями анализа, синтеза, причинно-следственных связей;

осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

3. Выявление места и причины затруднения.

Впутешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы.

Что вы знаете о Москве?

Город Москва столица нашей Родины. Он был основан в1147 году на берегах реки – Москвы. Его основал Юрий Долгорукий.

Москва – огромный город. И по числу жителей, и по своим размерам он стоит в числе крупнейших городов мира.

Отвечают на вопросы.

Формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания)

Исследовательская работа с текстом -.

Путешествовать будем парами. Знакомиться с городами Золотого кольца вам поможет алгоритм на инструкционных картах

Каждая группа (пара) будет работать по этому алгоритму, анализируя материал учебника, вписывая добытые сведения в маршрутные листы . Потом заслушаем отчеты групп

Читают текст (учебник с.). Отвечают на вопросы.

Овладение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

извлечение необходимой информации из текста.

5. Реализация построенного проекта.

Организация самостоятельной работы

Правила работы в группе и в паре

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2.Не согласен – объясни почему.

3.Доказывай свое мнение спокойно, вежливо

4. Говори только по делу

5.Работай дружно, помогай друг другу

Гимнастика для глаз.

Работают в группах – составляют небольшой рассказ-повествование о городе.

Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Организация отчета групп, во время рассказа обучающихся дети заполняют карту с. 54

Сколько городов входит в состав Золотого кольца?

Члены каждой группы рассказывают об одном из городов Золотого кольца.

Оценивают свою работу

Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку.

7. Самостоятельная работа

(Тест) .

Организация самостоятельной работы индивидуально

Проверка по ключу.

    Город, название которого, возможно, произошло от слова «угол». Это Углич?

    Плес-это город художников?

3.Нижний Новгород входит в состав Золотого кольца России?

4.Золотые ворота находятся во Владимире?

5. Город Сергиев Посад назван в честь святого Сергия Радонежского?

6. Часовой завод «Чайка» находится в городе Кострома?

7. Ярославль основал Ярослав Мудрый?

8. В Иваново изготавливают украшения из финифти?

9. В Переславле-Залесском улицы расположены в виде веера?

10. Золотое кольцо России- это города в котором делают золотые украшения?


Обучающиеся зотвечают на вопросы текста, заполняют карточку ответов и оценивают себя.

Умение делать выводы, используя различные виды чтения.

8 Рефлексия учебной деятельности .

Организует игру «Выбери фразу».

Ребята, тема нашего урока «Золотое кольцо России», пожалуйста, ответьте, почему же - кольцо?

Давайте посмотрим на карту (Эти города образовали кольцо.

А кто может сказать, почему «золотое»?

Правильно, каждый город Золотого кольца блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе составляют сокровищницу русской культуры, наглядную энциклопедию древнерусской архитектуры.

- Наше путешествие подошло к концу. Результатом нашей совместной деятельности стала маршрутная карта по древним городам Золотого кольца России с обозначением их главных достопримечательностей.

Я предлагаю вам высказать своё мнение об уроке с помощью начала фраз, записанных на доске (Слайд):

Сегодня я узнал(а) …

Было интересно …

Было трудно …

Я научилась(ся) …

Я почувствовал (а) …

Мне захотелось …

Формулирует домашнее задание.

    Выполнить задание в рабочей тетради с. 57.

    Составить презентацию об одном из городов Золотого кольца

Выбирают фразу из «рефлексивного экрана» на доске.

Слушают домашнее задание.

Эмоционально-личностная оценка, умение рефлексировать изменения своего эмоционального состояния.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!