Образовательный портал. Интеграция как средство музыкально-творческого воспитания дошкольников

Чекальдина Вероника Ивановна

Воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад «Радуга»

С. Амга, Амгинский улус, Республика Саха (Якутия)

Использование интегративного метода в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста .

Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в очеловечивании явлений жизни и природы. Общение с произведениями искусства, отражающие действительность, в том числе и всю сферу человеческих чувств, не только способствует формированию органов чувств, установленных на восприятии отдельных видов искусства, без чего невозможно само существование искусства, но и способствует активному росту эстетического сознания, т.е. позволяет человеку от психофизического отношения к произведению искусства перейти к аналитическому отношению к нему.

Интегрированный метод обучения направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Термин «интеграция» появился на страницах педагогической печати, начиная с конца 80-х годов. Если заглянуть в словарь Ожегова, то суть определения следующая «объединять в одно целое».

Интеграция - это не просто сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов. Одному из них надо потесниться, вобрав в себя второй, и, осветившись им, по-новому раскрыть себя.

Вариативность использования интегративного метода довольно многообразна:

    Полная интеграция (один из приоритетных разделов интегрируется со всеми другими разделами программы);

    Частичная интеграция (одно из направлений интегрируется в другое);

    Интеграция дополнительного образования и воспитательно-образовательного процесса;

    Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема;

    Интеграция разнообразных видов искусства внутри художественно-эстетического направления.

Проведение интегрированных занятий может сэкономить детям время на общение, самостоятельного творчества и игровой деятельности. На таких занятиях происходит объединение различных частей знаний, содержание которых педагог отбирает, исходя из определенной темы. Главная задача педагога заключается в том, чтобы правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции. Здесь важно учитывать, что знания должны расширять и обогащать имеющиеся представления детей, быть нужными при последующем обучении в школе, доступно ребенку, опираться на его личный опыт и быть связанным с его повседневной жизнью. Кроме того, они должны:

    Вовлекать детей в решение проблемно-поисковых задач, сформулированных на основе личного опыта ребенка и активизировать его познавательные интересы, стремление к усвоению новых знаний;

    Стимулировать умственную деятельность (процесс анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации);

    Повышать уровень самоконтроля, самоорганизации, самооценки.

Тематика интегрированных занятий может расширяться и дополняться с учетом личного опыта детей, их индивидуальных возможностей. Разнообразие тем побуждает детей к эмоциональным переживаниям, обращенности к своим мыслям т чувствам, возникновению потребности в речевой коммуникации как средство самовыражения. При проведении интегрированных занятий необходимо учитывать следующее:

    Положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослым и детьми.

    Выразительность и эмоциональность речи педагога.

    Возрастные, индивидуальные психологические особенности детей группы.

    Постановку проблемных задач, задач повышенной трудности.

    Обязательное использование наглядности.

    Постоянную смену методов и приемов работы с детьми, форм их организации.

    Включение моментов самоконтроля и самооценки.

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Музыка может звучать не только на специальных занятиях, но и на занятиях по рисованию, математике, развитию речи, на физкультурных и других. Музыка подбирается во взаимосвязи с темой, ее цель-разбудить фантазию ребенка, создать определенный настрой. Используя музыкальные произведения в учебном процессе, необходимо учитывать не только то, хороши ли они сами по себе, но и соответствие музыкальной формы тому содержанию, которое педагог в нее закладывает, ведь мелодия в данном случае не самоцель, а средство передачи учебного материала. Поэтому подбирая мелодию необходимо стремиться к тому, чтобы она:

    Составляла гармоничное единство с вербальной (и другой) информацией;

    Была желанна для воспроизведения детьми с точки зрения их возрастных (и индивидуальных) особенностей, а также подходила и для педагога с точки зрения его методических взглядов.

Все виды искусства, входящие во взаимодействующий комплекс, являются моделью новой системы эстетического воспитания и служат общей цели, поэтому их взаимодействие и взаимопроникновение имеют объективную необходимость.

Использованная литература:

    Лаптева В.А. Математика… Это песня, которая всегда с тобой // Начальная школа плюс До и После. №7 2002, С 22-28.

    Основы системы музыкального воспитания,// Дошкольное воспитание №11 2001.,С.63-69.

    Петренко Л.А., Дубровская О.М. Интеграционный урок и методика его проведения, 176 с.

    Павленко И.Н. Педагогика ДОУ Интегрированный подход в обучении дошкольников, С. 89-92.

    Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.2005, 94 с.

    Рачина Б.С. Интеграция различных видов музыкальной деятельности как стимул творчества детей // музыкальное образование и подготовка учителя музыки. М. 1996, С. 49-52.

    Юдина Е.М. первые уроки музыки и творчества. М., 1999. 268 с.

УДК 45.01 ББК 784:8

Данилова Елена Юрьевна

аспирант

кафедра педагогики и истории педагогики Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

п. Краснотуранск Danilova Elena Yurievna graduate student Department of Pedagogy and the history of education Khakassia State University. N.F. Katanov Krasnoturansk [email protected] Интеграция в музыкальном воспитании как фактор становления целостного образа мира у детей дошкольного возраста Integration in the musical education as a factor of a complete image of the world

in preschool children

В статье анализируется понятия «целостный образ мира» и «картина мира». Рассматривается необходимость интегрированного подхода в музыкальном образовании и воспитании дошкольников как основного элемента формирования целостного образа мира у детей.

This article analyzes the concept of «holistic image of the world» and «world view». Addresses the need for an integrated approach to music education and upbringing of preschool children as a basic element in building a holistic picture of the world of children.

Ключевые слова: образ мира, картина мира, целостность, интеграция, гармония, познание мира дошкольником, музыкальная деятельность, музыкальное образование детей дошкольного возраста.

Key words: image of the world, world, integrity, integration, harmony, knowledge of the world preschooler, musical activities, musical education of children of preschool age.

Каждая эпоха рождает свой образ мира, который в умах человечества предстает в виде некоего единого целостного представления. Обратимся к научным источникам. «Образ мира - целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности» - читаем мы в электронной библиотеке: «В понятии Образа мира воплощена идея целостности и преемственности в зарождении, развитии и функционировании познавательной сферы личности. Образ мира и близкие к нему понятия - картина мира, модель универсума, схема реальности, познавательная карта и т. п. -

имеют в контексте различных психологических теорий неодинаковое содержание» .

В философском словаре Г. Шмидта трактовка понятия картины мира звучит так: «Картина мира ^еЫЫЫ)» - ...представляет собой приведенную в связность сумму наглядного знания о мире, совокупность предметного содержания, которым обладает человек. В основе целостной картины мира представлен мир природы, явлений, предметов окружающей жизни в абстрактных вербальных суждениях человека о собственном «я» и социальных отношениях» . А.Н. Леонтьев считает, что: «Картина мира выступает неким методологическим инструментом построения целостного проблемного поля современного знания, служит способом его структурирования» . «Ключевой функцией целостного образа мира является самоотражение мира субъектом, т.е. познание мира через свою собственную деятельность» . Иначе говоря, становление целостного образа мира - это открытие мира для себя через собствен-

ные действия. Такими действиями в дошкольном детстве являются ощущения, восприятие, представления.

У современных детей довольно рано складывается свой «образ мира», а насколько этот образ окажется целостным, зависит от взрослых, которые их окружают. Формируется образ мира в сознании малыша в результате поиска причин и следствий наблюдаемых им явлений мира, а также объяснений их смысла. Желание постичь неясное ставит ребенка в позицию исследования, в позицию поиска. Жажда познаний приводит к взрослому, который, в представлениях маленького человека, обладает всеми знаниями об объектах действительности, а значит, может разрешить любую возникшую задачу. В результате благотворного общения со взрослым, неясное диффузное представление о мире приобретает у ребенка четкость представлений, системность и целостность. Это позволяет дошкольнику не только дифференцировать и устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости в окружающем мире, но и способствует развитию интереса к дальнейшему познанию. Следовательно, одна из важнейших задач

дошкольного образования - обеспечение видения ребенком целостного образа мира, понимаемого нами как осмысленного первичного знания о нем.

Понятие «целостность» тесно связано с понятиями «гармония» и «интеграция». Гармония определяется С. Д. Сажиной как «стройная, сообразная согласованность целого и входящих в него частей, компонентов» . Значит, строгое правильное сочетание частей имеет в итоге единый монолитный, ясный и притягательный образ. «Интеграция в образовании, - пишет А. Я. Данилюк, -есть то, что объединяет разнокачественные и разноуровневые составляющие образования, следовательно, интеграционный процесс не исчерпывается какой-то одной или даже множеством конкретных форм» . Однако, интеграция в образовании - это не только объединение, но и гармоничное взаимослияние, взаимопроникновение составляющих, несущих в себе информацию об одном и том же объекте с различных сторон. Целостность выступает как синтетический результат «...взаимодействия качеств и свойств, не присущих отдельным частям системы, а выступающих в едином новом образовании» . О взаимосвязи этих понятий М. Н. Берулава пишет: «Целостность и гармоничность содержательно коррелируют с интеграцией - объединением в целое, единством каких-либо элементов, восстановлением какого-либо единства» .

Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах Я. А. Коменского (1592-1670 гг.), утверждавшего: «Никому нельзя дать образование на основе одной какой-нибудь чистой науки, независимо от остальных наук» . Анализируя причины фрагментарности знаний учащихся, он пришёл к выводу, что: «Этот недостаток в обучении можно преодолеть, если учитель будет преподавать все в такой же связи, в какой предметы и явления находятся в естественном состоянии, в природе» .

Наиболее полное и всеобъемлющее понимание педагогической интеграции, на наш взгляд, дается В. С. Безруковой, рассматривающей ее в виде: «...принципа (ведущая идея, отражающая особенности современного этапа развития и гарантирующая в случае ее реализации достижение более высоких по-

зитивных результатов в научной и педагогической деятельности); ...процесса (непосредственное установление связей между объектами и создание новой целостной системы в соответствии с предполагаемым результатом). и результата (форма, которую обретают объекты, вступая во взаимосвязь друг с другом, например, интегрированное занятие)» . Таким образом, можно сделать вывод, что интеграция, как взаимодействие, взаимопроникновение элементов друг в друга, ведет к целостному представлению образа мира у дошкольников.

Психо-физиологической основой интеграции, по мнению ученых И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. А. Менчинской, Г. Г. Сабуровой, А. Н. Леонтьева и др., является: «.закономерность функционирования высшей нервной деятельности - образование временных нервных связей. Временные нервные связи возникают под непосредственным влиянием предмета действительности или словесных раздражителей на органы чувств. Образующиеся таким образом временные связи есть система ассоциаций, которая - по мнению Ю. А. Самарина - в конечном итоге представляет собой систему знаний. Межсистемные ассоциации как основа интеграционных связей - высший этап умственной деятельности детей. Они охватывают разные системы знаний, обобщают их, позволяют взглянуть на предмет под разным углом зрения, что дает целостное представление о нем» .

Теория о взаимодействии всех функций организма и взаимосвязи их с окружающей средой, которую разработали И. П. Павлов и И. М. Сеченов, служит подтверждением того, что окружающий мир воспринимается субъектом целостно, если в процессе его изучения подключаются все имеющиеся анализаторы. Исследования известных ученых-физиологов П. К. Анохина, В. М. Бехтерева, С. В. Кравкова также опираются на теорию взаимодействия анализаторов, разработанную М. В. Ломоносовым. В этих исследованиях мы также получаем подтверждение, что целостный образ мира возникает в процессе взаимодействия всех имеющихся у человека анализаторов.

Ряд ученых (Л. С. Выготский, Э. Клапаред, Ж. Пиаже) в своих работах пишут о синкретичности детского восприятия, выражающейся в нерасчлененности чувственного образа изучаемого объекта действительности. Дети дошкольного возраста не выделяют внутренних связей и компонентов предметов и явлений. По мнению Л. С. Выготского, «.синкретизм имеет большое значение для дальнейшего развития детского мышления». При этом ученый подчеркивает, что очень важно «развивать все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, вкусовое, обонятельное», чтобы, в конечном счете, получить как результат воспитания - «понимающего» ребенка. «Понимающий ребенок - это, прежде всего, ребенок, способный увидеть целое во всем богатстве его связей и отношений, видеть элементарные связи и взаимозависимости между явлениями, а также последствия, вытекающие из действий этих связей и взаимозависимостей; это ребенок, начинающий обладать способностью ощущать, осознавать, переживать «единство всего», «связь всего со всем»» .

Необходимо заметить, что ребенок-дошкольник не нуждается в большом количестве детализированных знаний. Но для того, чтобы образ изучаемого предмета или явления приобрел в мыслительных операциях ребенка целостную форму, необходимо обозначить главные внутренние связи компонентов исследования, сделать их в его глазах более выпуклыми. Это дает ребенку глубину и прочность новых познаний и закладывает новые возможности для будущих познавательных действий. Распахнуть перед ребенком мир, научить воспринимать его более широко и разнообразно, используя для этого звуки, слова, движения, жесты, запахи в единстве - основная задача педагога дошкольного образовательного учреждения, в том числе музыкального руководителя.

Музыкальные занятия в ДОУ состоят из разных видов музыкальной деятельности: музыкальное восприятие, музыкально-игровое творчество, музыкально-ритмические движения, пение и игра на детских музыкальных инструментах. Как видно из вышеперечисленного, само по себе занятие содержит раз-

нообразные виды музыкальной деятельности, и каждый ребенок может получить удовольствие от какого-либо более привлекательного для него действия. В нашем понимании, задача педагога не только научить ребенка петь и развить его музыкальные способности, но и, в первую очередь, заинтересовать, увлечь, заложить в маленькую личность неудержимое желание познания огромного неизведанного еще им мира - мира завораживающих мелодий, музыкальных образов, новых чувств и ощущений. Для этого мы проводим музыкальные занятия в интегрированной форме на основе тематического принципа. Единая тема проходит стержнем от начала до конца занятия, объединяя собой все виды деятельности.

Основываясь на уже имеющемся музыкально-слуховом опыте детей, педагог постепенно расширяет их кругозор и знания об окружающем мире на художественно-образной основе. При этом каждый новый этап музыкального занятия задействует восприятие, сенсорные ощущения, детское воображение, речь, мелкую моторику и размышления самого ребенка. Все это организуется на фоне положительной эмоциональной атмосферы, создаваемой музыкальным руководителем. Он не загружает воспитанников словесными объяснениями музыки, так как это мало что дает детям данного возраста, а включает их в непосредственную интегрированную музыкальную деятельность, создавая тем самым особую мотивацию, соответствующую познавательной цели.

Для развития чувственного опыта ребенка восприятие музыки тесно связывается с восприятием близких, созвучных по характеру и настроению картин художников. При этом мы используем резонансно-ассоциативный метод, разработанный Н.П. Шишлянниковой. Суть его заключается в том, что к определенному музыкальному произведению подбирается ни одна картина художника, а несколько. Среди них есть картины, созвучные с музыкой, и явно не соответствующие по характеру и настроению. Дети в процессе звучания музыки смотрят на картины и выбирают именно ту, которая с их точки зрения соответствует музыке. «При наложении слухового и зрительного образов происходит

их слияние в восприятии детей. эффект резонанса. Музыка выступает как ассоциативная зацепка, способ «оживления» живописи, символ ее эмоционально-смысловой наполненности, как синтезирующий стержень, на который нанизываются разнообразные впечатления детей, складывающиеся затем в целостную художественно-образную картину живого мира. При этом детям дана свобода выбора того, что резонирует с их внутренним слышанием и видением» .

Например, при знакомстве с музыкой изобразительного характера мы проводим прямую параллель между музыкой Э. Грига и миром бабочек. Все начинается с музыкального восприятия. Необходимо дать прочувствовать детям всю красоту и необычность произведения норвежского композитора Э. Грига Этюд «Бабочка», устремляя внимание детей на яркие интонационные мелодические обороты. При этом можно расширить знания детей о том, что в мире бабочек больше сотни тысяч разных видов и что нет ни одной бабочки в точности похожей на другую. Художница-природа постаралась и так разрисовала бабочек, что не встретишь во всем мире и двух одинаковых. Все это подтверждается и обговаривается с детьми с помощью ассоциативного ряда художественных картин. Пополняя словарный запас детей, можно придумать много эпитетов сравнения музыкального и художественного образа бабочки: легкие, воздушные, красивые, грациозные, обворожительные, игривые и т.д. Для полноты ощущений предлагаем детям «превратиться» в таких маленьких прозрачных насекомых: под музыку «полетать» или «потанцевать» по залу; перебирая «лапками-пальчиками» щекотно «поползать» по голове друг у друга; вдохнуть «цветочный аромат» и съесть «капельку росы». Для этого педагогу предстоит достаточно потрудиться, готовя элементы костюмов и создавая предметы и атрибуты цветочного луга. Но самое главное в занятии - это завораживающий голос, который по мановению ока может «превратить» даже самых непоседливых сорванцов в восхищенных и податливых зрителей или участников. Все дети любят волшебство. И, создав «волшебную» обстановку на

музыкальном занятии, педагог через удивление ребенка, его чувства и сравнения всегда достигнет того результата, которого ожидает. Закрепляем новые знания и ощущения творчеством на бумаге, предложив детям нарисовать ту красивую бабочку, которой они только что себя ощущали.

Таким образом, интеграция в музыкальном образовании предпочтительнее, потому что интегрированное воздействие образовательных компонентов на воспитанников во много раз активнее, чем влияние каждого из них по отдельности. Музыка в большей степени, чем другой вид искусства, привлекательна и доступна маленькому ребенку. В процессе слушания и восприятия музыки у детей формируются образные представления, что благотворно действует на развитие мыслительных операций. При разучивании песен, попевок, речевых и других игр обогащается лексический запас ребенка. А разнообразие видов деятельности на одном и том же занятии благотворно воздействует на мотиваци-онную сферу, непременно пробуждая интерес к познанию мира в его целостности.

Учеными доказано, что музыка с ее звукоподражательными эффектами, отражающими явления окружающего мира, самым прямым образом воздействует на организм человека и его состояние. Особые звукосочетания, быстрота сменяющихся звуков или их покачивание могут вызывать изменения кровяного давления, влиять на частоту пульса, способствовать расслаблению или, наоборот, напряжению мышц. Чем младше ребенок, тем более он восприимчив как к музыкальным звукам, так и звукам окружающей среды. Музыкальные же произведения, содержащие различные образы природы или образы сказочных персонажей (и т.п.) всегда обладают яркой эмоциональной окраской. Влияние таких интригующих образов непосредственно побуждают ребенка к сопереживанию, размышлению о тех или иных ситуациях жизни, вызывают интерес их познать, создавая у маленьких детей, как правило, конкретные зрительные представления. Пытаясь выразить впечатления об услышанном, ребенок облекает это в слова или выражает свои эмоции через собственное художественное твор-

чество, может показать движением или соотнести со схематическими набросками линий.

Все это имеет прямое отношение к интеграции музыкального занятия с другими видами образовательной деятельности. Ученый в области дошкольного художественного образования Т. С. Комарова в своих исследованиях обращает внимание на то, что: «.интеграция содержания эстетической, художественной деятельности и разных видов искусства обеспечивает их разностороннее воздействие на ребенка, способствует познанию предметов и явлений мира с разных сторон. Происходит это на основе восприятия действительности различными органами чувств и передачи образов воспринятого или созданных воображением ребенка в разных формах художественной деятельности с использованием средств выразительности, специфических для той или иной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрально-игровой)» .

В результате, рассмотренное содержание общетеоретического обеспечения интеграции позволяет сделать вывод о взаимосвязи между интегрированием содержания музыкального образования и становлением детского образа мира как целостности, осмысленного и систематизированного первичного знания о мире. Интегрированный подход в музыкальном образовании дошкольников, основанный на идее всеобщности и единстве законов природы, целостности восприятия ребенком окружающего мира, выступает как ведущий принцип проектирования содержания дошкольного музыкального образования и воспитания. Он позволяет обеспечить условия для организации познания мира ребенком в рамках целостного процесса, освоить базовые категории с различных точек зрения в разных образовательных сферах.

Интегрированный подход в проведении музыкальных занятий в детском саду приводит к важному познавательному результату - развитию стойкого интереса к познанию окружающего мира, что непосредственно способствует формированию целостного образа мира у ребенка дошкольного возраста.

Библиографический список

2. Философский словарь: Основан Г. Шмидтом. - 22-е, новое, переработ. изд. под ред. Г. Шишкоффа / Пер. с нем. [Текст] / Общая ред. В. А. Малинина. - М.: Республика, 2003. -575 с.

3. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Проблемы психологии понимания. М.; Л., 1947, с. 3 - 40. (Известия АПН РСФСР, вып. 7

4. Сажина, С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ [Текст] / С.Д. Сажина: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128с.

5. Данилюк А. Я. Теория интеграции образования [Текст] / А. Я. Данилюк. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. Пед. ун-та. 2000. - 440 с.

6. Берулава, М. Н. Интеграция содержания образования [Текст] / М. Н. Берулава. -М., 1993.- 272 с.

7. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения В 2-х т. - Т. 2 [Текст] / Я.А. Коменский / Под ред. А. И. Пискунова и др. - М.: Педагогика, 1982.

8. Безрукова, В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике [Текст] / В. С. Безрукова. - Екатеринбург, 1994.- 412 с.

9. Интеграция содержания образовательного процесса в дошкольном учреждении: Метод.рек. для студ. ф-тов дошк. и соц. педагогики и психологии [Текст] / под ред. Н. А. Каратаевой, Т. М. Киселевой. - Шадринск, 2002. - 213 с.

10. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

11. Шишлянникова, Н.П. Взаимодействие искусств и их интеграция в обучение грамоте младших школьников [Текст] / Н.П. Шишлянникова. - Абакан: Изд-во ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2011. - 127 с.

12. Комарова, Т. С. Интеграция в эстетическом воспитании детей [Текст] / Т. С. Комарова //Детский сад от А до Я. - 2004. - №6. - 14-24 с.

1. http://www.psychologos.ru/articles/view/obraz_mira

2. Philosophical Dictionary: Founded G. Schmidt. - 22 th, new reprocessing . ed. ed. G. Shishkoffa / Per. with it. / General Ed. V. Malinin . - Moscow: The Republic , 2003 . - 575 p.

3. Leontiev Psychological issues of consciousness exercise / / Problems of the psychology of understanding. Moscow, Leningrad, 1947, p. 3 - 40. (Proceedings of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR, no. 7

4. Sajin, SD technology integrated lessons in preschool / SD Sajin: Toolkit. - M. : TC Sphere, 2008. - 128c .

5. Danyluk AY theory of integration of education / A. J. Danyluk. - Rostov n / D: Publishing House of the Rising. Ped. Univ. 2000. - 440.

6. Berulava, MN integration of educational content / MN Berulava . - M., 1993. - 272.

7. Comenius, JA Selected pedagogical works in 2 volumes - Volume 2 / YA Comenius / Ed. AI Piskunov, etc. - M. : Education, 1982 .

8. Bezrukov, VS Integration in educational theory and practice / VS Bezrukov. -Ekaterinburg, 1994. - 412 .

9. Integration of the content of the educational process in preschool: Metod.rek. for stud. Faculty Comrade doshk . and social services. Education and Psychology / ed. NA Karataeva , TM Kiseleva. - Shadrinsk, 2002. - 213 p.

10 . Vygotsky, LS Psychology / LS Vygotsky. - Moscow: Publishing House of the EKSMO - Press, 2000. - 1008.

11. Shishlyannikova, N.P.Vzaimodeystviye of arts and their integration into training in the diploma younger school students / N of P. Shishlyannikov. - Abakan: Publishing house of Public Educational Institution of Higher Professional Training The Khakass State University of Katanov, 2011. - 127 p.

12. Komarova, TS Integration in the aesthetic education of children / T. Komarova // Kindergarten from A to Z. - 2004. - № 6. - 14-24 s.

Рассматриваемый интегративный подход на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста, по нашему мнению, должен включать в себя следующие основные виды музыкальной деятельности: вокально-хоровая работа, музыкально-ритмическое и театрально-игровое творчество, При грамотной организации образовательного процесса, данные виды деятельности отражаются на музыкальных занятиях как в чистом виде, чередуясь, так и в смешанном, сочетаясь друг с другом. Это необходимо для поддержания интереса обучающихся к занятиям, развития мотивации. Также, для эффективной организации педагогического процесса и получения наилучшего результата, педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Рассмотрим отдельно каждый вид музыкально-творческой деятельности и особенности их использования на занятиях с детьми 3-7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегративный подход к музыкально-образовательной деятельности на занятиях с дошкольниками

(психолого-педагогический аспект)

Рассматриваемый интегративный подход на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста, по нашему мнению, должен включать в себя следующие основные виды музыкальной деятельности: При грамотной организации образовательного процесса, данные виды деятельности отражаются на музыкальных занятиях как в чистом виде, чередуясь, так и в смешанном, сочетаясь друг с другом. Это необходимо для поддержания интереса обучающихся к занятиям, развития мотивации. Также, для эффективной организации педагогического процесса и получения наилучшего результата, педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Рассмотрим отдельно каждый вид музыкально-творческой деятельности и особенности их использования на занятиях с детьми 3-7 лет.

Дети 3-4 лет

Дети четвёртого года жизни непосредственны и эмоциональны, любят музыку и с большой радостью откликаются на весёлые и подвижные музыкальные произведения. В этом возрасте у детей наблюдаются индивидуальные различия в темпе психофизиологического развития, что проявляется в овладении ими речью, движениями, а также в поведении.

Педагогу важно на занятиях с детьми этого возраста начинать использовать интегративный подход, поскольку у детей четвёртого года жизни начинают формироваться необходимые предпосылки для активного творческого музицирования. Если в раннем детстве малыши еще не могли самостоятельно петь и только подпевали взрослому, а движения их носили подражательный и спонтанный характер, то в период с 3х до 4х лет дети постепенно начинают осваивать самостоятельное пение и уже более осознанно исполнять несложные пляски и игровые упражнения.

Педагогу необходимо учитывать следующие возрастные особенности детей 3-4 лет для эффективной организации интегративного подхода на музыкальных занятиях:

Непроизвольное восприятие, внимание, память и поведение (необходимо поддерживать внимание игровыми предметами, подбирать музыку непродолжительного звучания);

Чаще всего у современных детей преобладают процессы возбуждения над торможением (важно правильно чередовать виды и формы активности, их продолжительность);

Наглядно-действенное, наглядно-образное мышление (необходимо использовать яркий иллюстративный материал, небольшие музыкальные произведения изобразительного характера);

Небольшой словарный запас, возрастное косноязычие, ограниченный жизненный опыт (уделять внимание развитию дикции и расширению словаря в процессе пения, подбирать музыку, понятную детям по настроению и содержанию);

Ярко выраженная способность к подражанию (педагог должен быть артистичным, эмоциональным, способным точно и выразительно показать детям способ исполнения движения или песни, должен уметь вовлекать детей в совместную музыкально-творческую деятельность);

Перечисленные выше и другие возрастные особенности детей четвёртого года жизни необходимо учитывать как в организации работы по музыкальному развитию, так и при отборе музыкальных произведений для слушания, исполнения и других видов музыкальной деятельности.

У детей данного возраста на первый план выходит внутренняя мотивация – получение удовольствия, игра, интерес к новому. И педагогу необходимо создать условия для получения детьми удовольствия от музицирования в игровых формах и общения, которое его сопровождает.

Вокально-хоровая работа.

Приоритетная задача в этот период – воспитание у детей интереса и потребности в пении. Для этого крайне необходимо создавать ситуации успеха, получения удовольствия от пения.

Одним из основных направлений в работе по развитию детского голоса является развитие вокально-хоровых навыков (дыхания, дикции, звукообразования, чистоты интонации, слаженности пения).

Дети четвёртого года жизни часто поют «говорком», поэтому важно развивать у них умение петь протяжно, удерживая на дыхании одно слово (2 секунды). Так, при исполнении попевки «Сорока», необходимо объяснить детям, что мы гладим птичку-сороку, пока поём про неё песенку, поэтому тянем все звуки. Также, сопровождение пения плавным движением руки (показываем, как именно гладим сороку), поможет детям осознать основную задачу этого периода – петь протяжно. Для развития дыхания специально подбираются песни с протяжной мелодией (кантилены) в умеренном темпе («Петушок» - русская народная прибаутка, «Зима» М. Красева).

Педагог учит детей петь спокойным голосом, в удобном диапазоне. Поскольку в 3-4 года у большинства детей ещё есть проблемы с дикцией, важно каждое занятия начинать с проведения артикуляционной гимнастики. Для поддержания интереса малышей лучше не просто повторять ряд логопедических упражнений, а использовать «Сказку про Весёлый Язычок» (Приложение 1).

Дети четвёртого года жизни проявляют особый интерес к движению под музыку. Наибольшее удовольствие им доставляет импровизация движений, подвижные игры с пением, поясняющие музыкальные смыслы и увлекающие детей эмоционально: «Петушок», «Лисичка и зайчики», «Мышки-ловишки». Дети данного возраста учатся воспринимать музыку, опираясь на свой жизненный опыт и активные формы деятельности, в которых формируется первичный словарь. Важнейшими среди них являются музыкальные игры с пением.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Это эффективное средство музыкального развития детей, которое с большим успехом сочетается с другими видами деятельности. Детские музыкальные инструменты, доступные и необходимые для дошкольников, - это всё разнообразие шумовых инструментов (маракас, треугольник, бубенцы, коробочки, бубны, ложки и т.д.), а также звуковысотные – ксилофоны и глёкеншпили.

Главной формой работы с инструментами в данном возрасте являются игры звуками – это простейшая элементарная импровизация в виде исследования звуковых возможностей инструментов, она даёт детям первичные представления о богатстве звукового мира музыки и служит началом инструментального исполнительства.

В образных играх с детскими музыкальными инструментами дети учатся понимать первичный смысл звукоизобразительных и выразительных средств музыки: «гром», «дождик», «искорки», «ветерок», «сильный ветер», «медведь идёт», «зайчик скачет». В подобных играх-импровизациях, смоделированных педагогом, дети начинают различать и интуитивно понимать выразительность – в начале как отдельных элементов музыкального образа, а затем в их различном сочетании. Главная задача педагога в данной форме работы – показать, что каждый музыкальный звук несёт смысл, и он может быть понят. Важнейшую роль в таком приобщении играет умение педагога организовать творческую деятельность детей – игры звуками и игры с инструментами, которые должны носить характер спонтанных импровизаций.

Дети 4-5 лет

Дети пятого года жизни уже приобрели некоторый опыт в различных видах музыкальной деятельности. У них уже есть свои индивидуальные предпочтения: кто-то любит больше петь, кто-то – танцевать, играть на инструментах. Именно поэтому педагогу необходимо шире использовать интегративный подход на занятиях.

В этом возрасте дети очень подвижны, энергичны, эмоциональны. У них преобладает непроизвольное внимание и память. Детям ещё крайне важен показ, поддержка взрослых.

На пятом году жизни продолжают развиваться двигательные навыки и качества. С одной стороны, дети обладают гибкостью, пластичностью, они легко могут выполнять некоторые акробатические упражнения. С другой стороны, у них ещё не сформирована координация движений, что проявляется в ходьбе, а также при исполнении многих видов движений.

Особенности восприятия, внимания, памяти и поведения детей этого возраста требует от педагога необходимости поддерживать интерес детей игровыми приёмами, подбирать музыку непродолжительного звучания.

Музыкальное развитие детей 4-5 лет, должно быть направлено, как и ранее, на дальнейшее развитие способности к восприятию музыки, совершенствованию музыкальных навыков в различных видах музыкально-исполнительской деятельности.

Вокально-хоровая работа.

Играет огромную роль в общем и в музыкальном развитии детей 4-5 лет. К пению детей необходимо приобщать в разнообразных видах деятельности.

В данном возрасте важно уделить внимание совершенствованию вокально-хоровых навыков. Для более эффективной работы над дикцией и развитием звукообразования педагог должен использовать игровые артикуляционные упражнения, голосовые и речевые игры. В этом возрастном периоде у детей проявляется склонность к развитию у них метроритмического чувства в речевом музицировании. Общность выразительных средств речи и музыки, доступность и лёгкость речевого музицирования являются основой для творческих действий детей. Кроме того, речевые игры служат также лучшим средством развития интонационного слуха. Именно из речи ребёнок постепенно черпает всё более тонкие оттенки смысла и связывает их со звуковыми характеристиками.

Разнообразные атрибуты, яркие цвета, формы предметов, используемые в музыкальных играх, играют важнейшую роль в становлении у детей восприятия разнообразия интонаций музыки.

Охране детского голоса и развитию его естественного звучания (формирование навыка звукообразования: легато, ненапряжённого звука) уделяется приоритетное внимание, так как это условие не только эстетического воспитания, но и сохранения здоровья ребёнка, его природного инструмента – голоса. Продолжительность музыкальной фразы – до 4 секунд (или два слова). Диапазон голоса детей 4-5 лет ещё невелик. Правильный подбор репертуара имеет большое значение для охраны детского голоса и формирования вокально-хоровых навыков детей.

Особое внимание при проведении вокально-хоровой работы с детьми этого возраста следует уделить так называемым «ручным знакам» (показ рукой звуковысотности). Народные песенки, попевки, упражнения, исполняемые с использованием «ручных знаков» способствуют развитию координации между слухом и голосом, что является основой для развития чистоты интонации, умения детей контролировать слухом своё пение.

Музыкально-ритмическое и театрально-игровое творчество.

Музыкально-ритмическая деятельность особенно привлекательна для младших дошкольников, поскольку потребность в движении в этом возрасте наиболее ярко выражена. Однако выполнение сложных по координации движений им ещё не доступно. Музыкально-ритмическая деятельность развивает у детей способность передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды движений. Дети пятого года жизни склонны к подражанию, поэтому задача педагога – привлекать их к совместным занятиям музыкально-ритмическими движениями в игровой форме.

При организации игровой деятельности малышей необходимо помнить о важности использования интегративного подхода. Так, педагог может добавлять соответствующий музыкальный текст в дидактические и коммуникативные игры. Использование данного приёма благоприятно скажется как на развитии вокально-хоровых навыков, так и на поддержании интереса детей к занятиям.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Как и в более раннем возрасте, игра на детских музыкальных инструментах призвана пронизывать все виды музыкальной деятельности, обогащая их и превращая в синкретические формы детского музицирования: дети поют и аккомпанируют себе на инструментах, танцуют с инструментами, аккомпанируют движению, озвучивают инструментами стихи и сказки в театрализованных играх. Важнейшей формой работы становится игра в ансамбле детских музыкальных инструментов (детский оркестр), в котором дети данного возраста способны одновременно по группам исполнять различные партии.

Дети 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления), что является важной предпосылкой для более углубленного и расширенного использования интегративного подхода.

Ребёнок 5-6 лет отличается б о льшей самостоятельностью, нежели ребенок 4-5 лет, а также стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности. У него ярко выражена потребность в общении со сверстниками, что требует от педагога обязательного введения в учебный процесс музыкально-коммуникативных игр и упражнений. К этому возрасту у детей развиваются ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности. Эти особенности педагогу необходимо учитывать при инсценировках, театрализации песенок, при обучении детей игре на музыкальных инструментах детского оркестра.

У детей данного возраста более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь, значительно улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использования более разнообразного и сложного музыкального репертуара.

Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети 5-6 лет достаточно быстро утомляются, устают от монотонности. Эти возрастные особенности необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.

Дети шестого года жизни:

Начинают контролировать слухом исполнение музыки в различных видах музыкальной деятельности;

Могут участвовать в музыкальных играх с пением, движением, следить за развитием сюжета;

Могут вспомнить знакомые песенки по вступлении или мелодии;

Могут сочетать пение с игрой на детских музыкальных инструментах, группами исполняя при этом разные партии;

Начинают осваивать элементарные вокально-хоровые навыки: поют вокальным голосом, чётко артикулируя все слова, удерживают на дыхании небольшую фразу (до 5-6 секунд), передают интонации несложных мелодий, поют слаженно, одновременно начиная и заканчивая исполнение произведения;

Выполняют движения с различными атрибутами (цветами, платочками, игрушками, лентами, зонтами, обручами);

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте главными показателями по всем формам деятельности являются желание детей музицировать, петь, танцевать, общаться с музыкой, радость и удовольствие, которое они получают от совместной исполнительской деятельности. Именно поэтому интегративность должна быть основным принципом организации музыкальных занятий с детьми данного возраста.

Психофизические особенности детей 5-6 лет дают возможность углубить содержание работы по музыкальному воспитанию, сделать его более разнообразным по тематике, различным способам интеграции аидов деятельности, а также по формам организации. Процесс развития музыкального восприятия, который идёт естественным путём «от внешнего – к внутреннему», от активного действия – к сворачиванию его во внутренний план, продолжается на новом уровне возможностей детей. У детей шестого года жизни уже есть собственный чувственный опят музицирования. Важно «включить» внутренний контроль за музыкальным исполнением, наладить координацию между слухом и «инструментом» - голосом, телом, звучащим предметом.

Дети шестого года жизни способны более тонко, дифференцированно воспринимать музыку, понимать её образ, высказывать свои предпочтения. Педагогу необходимо использовать разнообразный, более сложный музыкальный репертуар в различных формах интеграции (реализация творческих проектов, постановка детских спектаклей, театрализация песен, игр).

Вокально-хоровая работа.

Анатомо-физиологические особенности детей шестого года жизни способствуют развитию дыхания (развивается дыхательная мускулатура, увеличивается объём лёгких). Важно активно развивать певческое дыхание, учить детей петь протяжно, пропевая все слова. Для отработки этого навыка можно использовать следующее упражнение. Педагог отходит от детей немного дальше, и просит во время пения «дотянуть» звук до него. Предварительно следует объяснить детям, что если звуки обрывать, то они сразу же упадут вниз, не долетая до зрителей, и, таким образом, исполненное детьми произведение не будет услышано и понято. Продолжительность музыкальной фразы у детей данного возраста может составлять 5-6 секунд. Диапазон голоса расширяется («до» - «си» первой октавы). Увеличению диапазона голоса в данном возрасте способствуют различные упражнения. Например, такие как «Качели» – голос «раскачивается» с нижнего звука до верхнего (интервал от кварты до октавы), «Труба» – короткая попевка на интервале кварта.

Правильный подбор репертуара имеет большое значение для охраны детского голоса и формирования вокально-хоровых навыков детей. Игровые вокальные упражнения, артикуляционные упражнения способствуют развитию вокально-хоровых навыков, координации между слухом и голосом, что является основой для развития чистоты интонации, умения детей контролировать слухом своё пение.

Общее развитие кругозора, речи, памяти детей данного возраста позволяет педагогу использовать разнообразный песенный репертуар. Дети шестого года жизни могут исполнять детские песни различной тематики, различного характера (песня-марш, песня-танец, колыбельные, Рождественские колядки, обрядовые народные заклички и т.д.). Интеграция вокального исполнения подобных произведений с музыкально-ритмической деятельностью, игрой на детских музыкальных инструментах повышает качество исполнения, делая его более выразительным и эмоциональным, развивает мотивацию детей.

Вокально-хоровая работа с детьми данного возраста может проводиться в трёх вариантах: со всей группой, с подгруппой или индивидуально. С детьми 5-6 лет можно организовывать вокальные ансамбли (для исполнения более сложных произведений). В старшем дошкольном возрасте некоторые дети уже готовы к сольному выступлению, с такими детьми необходимо проводить индивидуальную работу.

Музыкально-ритмическое и театрально-игровое творчество.

В музыкально-ритмической деятельности благодаря созреванию и развитию двигательных навыков у детей совершенствуется способность передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды движений (основные, развивающие, плясовые, имитационные). Освоение музыкально-ритмических композиций, танцев, хороводов способствует развитию навыков ориентировки в пространстве. В этом возрасте дети усваивают основные виды ориентировки (на себя, от себя и от предмета или объекта), педагог учит детей самостоятельно перестраиваться в различные фигуры во время движения, становиться друг за другом парами и по одному.

Все эти особенности музыкально-двигательного развития детей 5-6 лет педагогу необходимо учитывать при интеграции данного вида деятельности с другими видами музыкального процесса (при инсценировке песен, театрализации вокальных номеров).

В ритмической составляющей процесса музыкального образования, особую роль играет использование так называемых «звучащих жестов». Это первые инструменты человечества и первые инструменты человека (хлопки, шлепки, притопы, щелчки, удары ладонями по грудной косточке). Звучащие жесты являются не просто носителями определённых тембров, их использование вносит элемент движения в освоение детьми ритма. Учитывая телесно-ритмический характер звучащих жестов, можно говорить о них как о незаменимом средстве для развития метроритмического чувства детей. Воспитание чувства ритма и тембрового слуха, развитие координации, реакции с использованием звучащих жестов обладает очень высокой эффективностью. Существует научно доказанная эффективность данного метода: ритмические импульсы, проходящие через тело, запоминаются навсегда, так как ритмическое чувство развивается через движение и мышечные ощущения человека. Звучащие жесты позволяют организовать импровизированное музицирование в любых условиях, при отсутствии каких-либо инструментов.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Дети уже многое могут в этом возрасте, проявляют необычайный интерес к музыкальным инструментам, хотят и могут на них играть организованно и импровизационно.

Педагогу необходимо знать и использовать ряд приёмов творческого музицирования на музыкальных инструментах:

Использование разнообразия тембров шумовых инструментов как средство озвучивания и варьирования, ведущее к пониманию оттенков смысла музыкальной интонации – сказки, различные ситуации, детские стихи;

Исследование с детьми различных качеств звучания шумовых инструментов (деревянный, металлический, глухой, звонкий); связывать их с эмоциональными смыслами при озвучивании стихов, сказок;

Развитие способности слышать и выделять сильную долю, играть её на фоне метра; исполнять ритмы в более продолжительных фразах при помощи звучащих жестов (вначале с речевой поддержкой и постепенно снимая её);

Подведение детей к импровизации ритмически организованных форм на простых инструментах (бубне, барабане, маракасе);

Знакомство детей со звуковысотными инструментами: ксилофоном, металлофоном, глёкеншпилем; начать их использовать для игры коротких попевок на 2-3 звуках.

Дети 6-7 лет

Возраст 6-7 лет – это середина детства. Подвижные, энергичные дети активны во всех видах музыкально-художественной деятельности. Интегративный подход становится ведущим способом организации музыкального занятия.

В этот период у детей качественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения – ещё более координированными, увеличивается объём памяти и внимания, совершенствуется речь. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор. Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей. При этом детям свойственна эмоциональная неустойчивость и психологическая утомляемость, что необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.

Дети 6-7 лет:

Могут принимать участие в музицировании экспромтом, подстроиться к звучащей музыке, найти свой способ игры на инструменте;

Могут самостоятельно организовать музицирование пьес в двухчастной форме, распределить роли и партии инструментов;

У детей сформированы вокально-хоровые навыки: дети поют естественным голосом, чётко артикулируя все слова, удерживают на дыхании фразу 6-8 секунд, чисто интонируют несложные мелодии в пределах «до» первой – «ре» («ми») второй октавы, поют слаженно и выразительно, передавая смысл исполняемых произведений;

Могут использовать шумовые и звуковысотные инструменты для озвучивания стихов и сказок, интерпретировать и варьировать исполнение;

Способны согласовывать движения с метроритмом и формой музыкального произведения, исполнять более сложные по координации (ассиметричные, разнонаправленные) музыкально-ритмические движения. Педагогу необходимо использовать данную способность для включения двигательных движений в исполнение музыкального произведения, при инсценировке песенок;

В предшкольный период актуальность идеи целостного развития личности ребёнка средствами музыки возрастает, поскольку приоритетными становятся задачи достижения школьной зрелости, овладения им предпосылками учебной деятельности, успешной социализации ребёнка, формирования нравственно-коммуникативных навыков.

Работа по музыкальному воспитанию детей седьмого года жизни достигает своей кульминации: в этот период можно наблюдать эффекты музыкально-творческого развития детей за предшествующий период (дети любят музыку, понимают её, у них сформировались навыки исполнительства во всех видах музыкальной деятельности). Это даёт основание для усложнения содержания музыкального развития по всем основным направлениям.

Вокально-хоровая работа.

Физическое и психологическое взросление детей седьмого года жизни даёт возможность организовать вокально-хоровую работу уже на новом уровне. Эффекты правильного певческого развития выражаются в том, что у детей к шести годам сформированы элементарные вокально-хоровые навыки: поют естественным голосом, удерживая непродолжительную фразу на дыхании 5-7 секунд, правильно артикулируя все звуки, чисто и слаженно передавая мелодию произведения. А главное, дети любят петь, могут исполнять свои любимые песни не только на занятиях, но и в других ситуациях, а также в свободное время. В процессе вокально-хоровой работы необходимо развивать у детей не только вокальные, но и актёрские способности. Этому способствует интеграция вокально-хоровой и театрально-игровой деятельности. Дети данного возраста вполне могут и очень хотят участвовать в различных театральных постановках. Объединённые в один сюжет несколько произведений, с распределением ролей, сольных строчек, игра на инструментах по партиям и сольно – подобные разнообразные виды работы педагогу следует проводить с детьми 6-7 лет. Такая деятельность поможет не только закрепить вокально-хоровые знания, но и будет способствовать активному творческому развитию, укреплению мотивации.

Музыкально-ритмическое и театрально-игровое творчество.

Психологические особенности детей данного возраста позволяют использовать самые разнообразные формы интеграции театрально-игрового творчества с другими видами музыкальной деятельности. Так, например, дети проявляют яркий интерес к обыгрыванию сказок, поскольку они знают уже много литературных произведений. Добавление к литературному тексту песен соответствующей тематики позволит педагогу вместе с детьми создать собственный спектакль, в котором каждому ребёнку должна быть подобрана роль с учётом его психофизиологических особенностей и способностей.

Дети седьмого года жизни психологически готовы к конкурсам и соревнованиям, от которых они уже получают удовольствие. Дети данного возраста уже в состоянии адекватно оценивать выступления других. Педагог может использовать такую форму работы, как творческий конкурс, где выступления детей по командам будет оценено детским жюри.

Игра на детских музыкальных инструментах.

У детей седьмого года жизни развивается произвольное внимание, поэтому они уже способны слушать словесные объяснения, терпеливо ждать, когда на инструментах играют другие дети, замечать на слух неточности звучания.

Дети 6-7 лет могут играть импровизированные диалоги на инструментах, которые развивают интуитивное использование и понимание смысла выразительных средств музыки. Например, такие: «Разговор Треугольника и Металлофона». Это же задание может быть представлено педагогом образно: «Разговор Звёздочки и Росинки». Форма работы с инструментами под названием «диалоги» бесконечна по тематике.

Дети данного возраста могут осознанно выбирать инструменты для образных озвучиваний и звукоподражаний, опираясь уже на свои знания, опыт и слуховые представления. Они очень любят меняться инструментами в оркестре, стремясь поиграть на каждом, что необходимо поощрять, так как подобным образом каждый ребёнок имеет возможность поиграть все партии.

Использование металлофона и ксилофона, колокольчиков, позволяет педагогу расширить представления детей об устройстве звукоряда, отдельных его интонаций. Однако даже простейшие мелодии, типа «Василёк», требуют технологичной работы педагога, если он работает со всей группой.

Звучащие жесты продолжают оставаться главными «инструментами», которые должны в той или иной форме использоваться на каждом занятии (ритмические зарядки, речевое музицирование, подыгрывание жанровой музыке, разучивание партий для шумового оркестра, сопровождение пения).

Музыкальный материал, который доступен для инструментального музицирования с детьми седьмого года жизни разнообразен: это фольклор, танцы народов мира, современные детские песни и танцевальная музыка. Дети 6-7 лет способны играть в оркестре, исполняя музыку более сложных форм: рондо с 2-3 эпизодами, вариации (2-3), им уже доступны все шумовые инструменты. Однако педагог должен помнить о том, что каждому ребёнку должно быть найдено своё доступное место в совместном музицировании.

Итак, подводя итоги из всего вышесказанного, следует сделать ряд выводов. Так, для успешного развития детей в музыкально-творческой деятельности важно, прежде всего, воспитывать у них потребность в музицировании (музыка как удовольствие, досуг, как средство самовыражения, средство релаксации, средство общения). Каждая музыкальная образовательная ситуация является интегративной моделью взаимодействия детей и педагога, который активно использует не только различные виды музыкальной деятельности в разнообразных сочетаниях, но и стихи, загадки, сказки, пословицы и поговорки, различные виды театрализации. Коллективное (хоровое) пение способствует ранней социализации детей, умению согласовывать свои действия с действиями других (умение действовать по образцу на основе подражания, выполнять указания взрослого). Развитие слухового контроля – это основа музыкальности, базис развития всех видов музыкальной деятельности (не только пения, но и музыкально-ритмических движений, игры на инструментах). Важнейшей особенностью методического подхода программы по музыкальному развитию дошкольников является целостный игровой подход: игра и творчество пронизывают музыкальную деятельность детей на всех уровнях. Любой фрагмент занятия и музыкальный репертуар представляются детям как синкретическая интегрированная игра. Для педагога важно обеспечить мотивацию ребёнка к деятельности на основе получения удовольствия от музыки, музицирования в игровых формах и общения, которое его сопровождает.


Светлана Степановна Уфимская
Интеграция как средство музыкально-творческого воспитания дошкольников.

В системе современного дошкольного образования происходят инновационные процессы, характеризующиеся изменениями мировоззрения педагога и идеологии образования.

В связи с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС) возникает необходимость выявления сущности и смысла музыкального развития детей дошкольного возраста в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» .

Целевые ориентиры, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка в художественно-эстетическом развитии, связаны с решением таких важнейших вопросов как определение природы, специфики и структуры комплекса музыкальности , возможностей и закономерностей развития, соотношения врожденного, индивидуального и социального. Если у ребенка не формируются умения осознавать процесс создания музыкально -художественных образов, смысл творчества, его связи с многообразными явлениями окружающего мира, то не развивается индивидуальная восприимчивость к музыкальному искусству и художественное видение мира. Поэтому так важно позволить каждому ребенку реализовать себя в сфере музыкального искусства .

Т. С. Комарова, исследователь в области педагогики и психологии, рассматривает интеграцию как более глубокую форму взаимосвязи и взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей , охватывающую все виды художественно-творческой деятельности, при этом автор подчеркивает, что «…в интеграции один вид искусства выступает стержневым, другой помогает более широкому и глубокому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами ».

Важными являются выводы психологов о том, что у ребенка процесс познания происходит при участии всех анализаторов процессе деятельности. Познание, осуществляемое через зрительное восприятие , является лишь частью всего процесса познания ребенком действительности. Интеграция разных видов искусств в образовательном процессе дает возможность получения более глубоких и разносторонних представлений об окружающем мире. Именно такую цель ставит современное образование перед педагогами –создание целостного образа мира у ребенка.

Главным в воспитании и является развитие мироощущения ребенка, осознание разнообразия окружающего мира, его чувств, психических процессов, воображения и фантазии.

Обобщая взгляды ученых, занимающихся исследованием проблемы интеграции , определяя принцип интеграции как средство музыкально-творческого воспитания дошкольников , предполагаем, что процесс интеграции будет более успешным при следующих педагогических условиях :

синтез искусств (выход за рамки одного искусства) ;

Связь ближайшим окружением (природой, культурой, семьей,

традициями;

Сотворчество (взаимодействие друг с другом) ;

обучение в действии : слышу –чувствую – делаю (перенос акцента с восприятия на творческое самовыражение);

Активные организационные формы (исследование, моделирование, совместные творческие проекты, эксперименты, досуги, праздники).

Особенность организации интегрированного процесса характеризуют четыре аспекта : интеграция (синтез ) видов искусств (литература, поэзия, музыка , живопись, театр, хореография, архитектура, интеграция образовательных областей, интеграция видов детской художественно-творческой деятельности (музицирование, пение, активное слушание музыки , игры со звуком, речевые коммуникативные игры, игры с палочками, пальчиковые игры, игры с ритмом, танцевальные миниатюры, элементарные танцы, элементарный театр, двигательная импровизация, рисование, лепка и т. д., интеграция качеств личности , которые выступают целевыми ориентирами возможных достижений ребенка.

Интеграция –это новый взгляд на обучение, воспитание и развитие детей . Это, во- первых, изменение педагогического мировоззрения, изменение сознания, Во-вторых, это самообразование, самовоспитание , самосовершенствование педагога. В –третьих это ориентация на развитие дошкольников , а не научение их определенным навыкам и умениям. Акцент в воспитании переносится на творческое проявление ребенка, на формирование у ребенка желания развивать в себе творца. Интеграция как современная педагогическая технология раскрывает перед педагогами широкие возможности «конструирования» образовательного процесса исходя из образовательных задач и возможностей детей.

Музыкально –эстетическая деятельность отличается от других видов эстетической деятельности эмоционально-чувственным и художественно-образным характером освоения ценностного содержания музыки , раскрытия ее личностного смысла с целью творческой самореализации личности.

Дети стремятся к общению с искусством, которое невозможно увидеть и потрогать, но которое при этом оказывает на них самое сильное влияние, расширяя границы детского сознания до бесконечности.

Что же делает музыку настолько близкой и понятной ребенку? Что заставляет растущего человека, свободного в своих проявлениях, с завидным постоянством выбирать деятельность, связанную с ней?

музыка – это самовыражение . Ребенок - это своего рода готовый музыкальный инструмент , открытый для передачи мелодий и ритмов жизни в музыке .

музыка - это взаимопонимание. С помощью музыки ребенок не просто имеет возможность рассказать о себе, своем внутреннем мире, но и может быть понят другим человеком.

Разнообразие музыки предоставляет ее органичное включение в любое событие жизни ребенка.

музыка – сам ребенок . Многообразие музыки равно многообразию растущего человека.

Музыка вмещает в себя весь мир ребенка, становится языком его души.

Музыкальная деятельность дошкольника синкретична . Он не просто участник всех ее видов, он зачастую осуществляет их одновременно!

Нормой музыкально -эстетической деятельности в нашем детском саду стали интегрированные занятия , которые помогли дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка , живопись, театр, хореография, поэзия, выразительных особенностях их художественных средств , возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей. Интеграция различных видов искусства позволяет проводить занятия интересно и увлекательно . Поэтому важно не формально, а продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающему музыкальный образ . Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства. Например, на занятии, посвященном «Сказочным героям» интересно не только проследить как по-разному или похоже передается один и тот же образ в разных видах искусства, но и сравнить несколько музыкальных произведений на одну и ту же тему : «Баба-Яга» Чайковского, Мусоргского, Лядова.

На таких занятиях царит общая творческая атмосфера. Дети и педагог становятся партнерами. Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для детей любого возраста. Постоянная смена деятельности не дает детям утомляться. В ходе проводимых мною интегрированныx занятий в творческий процесс включается собственное созидание ребенка, его творчество, продуктом которого являются рисунки, пластика движений, словесное творчество. При подборе содержания, я ориентируюсь на ребенка, на то, что ему близко и дорого : мир природы, близкие люди, игры, русский фольклор и разные виды искусства.

Особенности возраста и опыта дошкольника требуют дифференциации задач. Поэтому задачи во всех возрастных группах ориентированы строго по принципу усложнения, что позволяет ребенку перейти от восприятия к сопереживанию , от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству. В начале моего творческого поиска занятия носили сезонный характер : «Весенняя капель» , «Зимушка - зима» , «Осенний хоровод» и др. К музыкальным произведениям из «Типовой программы» сама подбирала поэтические строки, наиболее доступные детям : «Под голубыми небесами.» , «Идет волшебница зима» , А. Пушкина или «Заколдован невидимкой» , «Белая береза» С. Есенина «Бураны, вьюги да метели, Валентина Берестова и др. С появлением новых программ по музыкальному воспитанию появилась возможность научить детей слышать высокохудожественную музыку . Передавать ее характер в танцевальных и образных движениях, пантомиме, игре на музыкальных инструментах , в рисунках, используя сравнения музыкальных произведений со стихотворениями, репродукциями картин и знакомства с музыкой композиторов - классиков, то есть использовать интегрированный подход к организации занятий. Прежде всего, это возможность найти свой неповторимый путь к сердцу ребенка, посредством классической музыки . Предлагаемая подборка репертуара программы позволяет выстраивать занятия вокруг какой-либо темы, объединять их сюжетом, сказкой, игрой, облегчает варьирование их видов. Интегрированные занятия расковывают детей, способствуют проявлению их творчества в разных видах музыкальной и художественной деятельности. Особенно важно использовать музыку композиторов , которые являются подлинным образцом мировой музыкальной культуры . Получая с детства художественно-полноценные музыкальные впечатления , ребенок привыкает к языку интонации народной, классической и современной музыки , постигает «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей.

Хочу остановиться на некоторых интегрированных занятиях , составленных мною, отличаются разнообразной структурой : «Колобок» -включает в себя интеграцию театрализованной деятельности детей по русской народной сказке и русского музыкального фольклора – песня , частушка, хороводная игра, пляска, музицирование.

Дети, в ходе театрализованного действия по сказке, проявили свое творчество в русской песне (обыгрывая ее, исполняли частушки, с удовольствием водили хороводы, танцевали русские танцы, играли на детских музыкальных инструментах .

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Краски осени» объединили музыку , познание, художественную деятельность. В ходе занятия дети выразительно исполняли песни об осени, передавали в пластических этюдах свое восприятие «Осенней песни» П. И. Чайковского. Слушали замечательные стихи русских поэтов. А в конце занятия выполнили творческую работу в технике акварельного размыва «Мое цветомузыкальное настроение » .

«Зимнее настроение» так же объединило музыку , познание и художественное творчество. Дети с удовольствием читали стихи А. Пушкина, С. Есенина, В. Берестова, слушали и эмоционально откликались на музыку А . Вивальди, П. И. Чайковского. Обогатили знания детей о зиме, ее признаках просмотр видео – слайдов «Зима» (картины русских художников Шишкина, Сурикова, Саврасова и многих других). Завершением занятия стала творческая работа «Зимнее настроение» .

Старший дошкольный возраст интегрированное занятие Этих дней не смолкнет слава» интеграция образовательных областей «Художественно –эстетическое развитие» , форма НОД : музыкально-художественная , чтение художественной литературы, коммуникативная, познавательная.

Младший возраст «Кто шагает по снегу?» интеграция музыка , познание, чтение художественной литературы, художественное творчество. Дети слушают музыку и представляют , кто бы это мог так передвигаться? Узнают, что это легко прыгает зайчик, находят его на картинках из серии «дикие животные» . Но вот еще кто-то идет. Определяют, что это идет медведь (музыка тяжелая , медленная, находят на картинках медведя. Затем дети рисуют следы на бумаге (следы зайчика кончиком кисти, следы медведя – всем ворсом) . С возрастом я усложнила содержание занятий. Очень нравятся детям занятия на следующие темы : «Новогодние чудеса» , «Кто в теремочке живет?» , «Музыка леса » . Свои впечатления от восприятия различных музыкальных образов дети передают в ритмопластике, словесном творчестве, в рисунках.

В своей работе использую педагогические инновационныe технологии : Т. И. Петрова, Е. П. Сергеева, 2000г., «Театрализованные игры в детском саду» М. Д. Маханева, 2001г., «Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ» (интегрированныe занятия ) Л. А. Горохова, Т. Н. Макарова, 2005г. Театр раскрывает духовный, эмоциональный и творческий потенциал ребенка. Технологии по театрализованной деятельности представляют разработанные авторами театрализованные занятия и игры. Интегрированныe занятия высвобождают время для спонтанных игр. Интеграция музыкальной и театрализованной деятельности помогает свести к минимуму традиционные формы организации образовательной деятельности в ДОУ и служит залогом успешного развития и результативного обучения дошкольников .

Корж Илона Робертовна,
музыкальный руководитель ГБДОУ№4
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

В практической работе музыкального руководителя с детьми в дошкольных учреждениях используются различные построения музыкальной деятельности детей. Одним из них является интегрированное занятие.

Тема в нем воплощается посредством различных видов деятельности. В основе лежит один тематический образ, который раскрывается в различных областях искусства и творчества детей.

Основной интегрированных занятий является целостность художественного восприятия. Важность этого особенно актуальна для детей дошкольного возраста, поскольку у них наблюдается синкретичность восприятия. Благодаря интегрированным занятиям становится возможным единое художественно-образное постижение мира.

Музыка, литература и изобразительная деятельность охватывают целиком весь мир человека. Поэтому для ребенка важно единство восприятия всех видов искусств. Ян Амос Каменский писал: «Все, что находится во взаимосвязи, должно преподаваться в такой же взаимосвязи.»

Использование интегрированных занятий открывает перед воспитателем и музыкальным руководителем большие возможности. На таких занятиях решаются не только узкоспециализированные задачи, но и более общие. Такие, например, как формирование целостности знания о связи искусства с жизнью человека, задачи нравственно-эстетического воспитания дошкольников.

Особо нужно отметить, что интегрированные занятия дают большой толчок для развития творческих способностей детей. На этих занятиях для них отрываются большие возможности для импровизации, как музыкальной, так и художественной.

На интегрированных занятиях как правило идет закрепление полученных знаний, умений и навыков. Опираясь на уже имеющиеся знания, музыкальный руководитель преподносит знакомый музыкальный репертуар в новом ракурсе, в новой обстановке, тем самым обогащая художественный опыт ребенка. Такие занятия являются обобщением полученных ранее знаний на различных занятиях и в различных видах деятельности, поэтому их целесообразно проводить не чаще одного раза в месяц.

Проведению интегрированного занятия предшествует большая подготовительная работа. Важная роль здесь отводится совместной творческой работе музыкального руководителя, воспитателя, преподавателя изобразительной деятельности, логопеда. Интегрированные занятия обязательно должны быть заранее запланированы в перспективном и календарном планах каждого из специалистов, обязательно должны быть оговорены тематика, цели и задачи данного занятия. Оговаривается и планируется работа, которую будет проводить каждый педагог по своему виду деятельности, с тем, чтобы интегрированное занятие явилось гармоничным её завершению.

Важную роль играет и создание развивающей среды: использование наглядности, различных музыкальных инструментов, костюмов, элементы декорации, сюрпризных моментов. Все это создает положительный эмоциональный фон и превращается для ребенка в маленький праздник.

Интегрированные занятия можно проводить в любой возрастной группе. Основным критерием выбора темы и материала является доступность, занимательность, целенаправленность и систематичность. Для младших дошкольников такие занятия должны быть связаны с каким-либо конкретным образом (зайка, киска, цыпленок и т.д.), доступным их пониманию. Старшим дошкольникам можно предложить абстрактные темы (времена года, космос, моя Родина).

Использование интегрированных занятий в музыкальном воспитании дошкольников открывает большие возможности для работы в условиях новых образовательных стандартов (ФГОС). Возможность использования современных педагогических технологий делает такой вид деятельности очень эффективным видом музыкального воспитания дошкольников.

Литература:

1.Метлов Н. «Музыка - детям», г. Москва «Просвещение» 1985г.

2. «Методика музыкального воспитания в детском саду» г. Москва «Просвещение» 1989г.

3.Рогальская Л. «Нетрадиционные формы работы» ,журнал «Дошкольное воспитание» №2 1995г.

4.Терентьева Н.А. Лекции на кафедре музыки РГПУ им. Герцена



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!