Нравственное воспитание 2 младшая группа. Перспективный план по нравственному воспитанию во второй младшей группе. «В гости к фее Доброты и Вежливости»

Дарья Дроздова
Технологическая карта открытого занятия во второй младшей группе по нравственному воспитанию «Поможем Лунтику найти друзей»

Частное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №230

Открытого акционерного общества

«Российские Железные Дороги»

Технологическая карта образовательной ситуации

по нравственному воспитанию «Поможем Лунтику найти друзей »

вторая младшая группа общеобразовательной направленности №2 «Ромашка»

Составил : Дроздова Д. В.

воспитатель

г. Северобайкальск

Тема ОС : «Поможем Лунтику найти друзей »

Форма проведения : проблемно-игровая образовательная ситуация

Цель : приучение детей к положительным поступкам

Задачи :

формировать у детей привычку совершать хорошие поступки, навыки общения друг с другом;

закреплять названия планет,

повторить и закрепить цвета , форму, счет;

учить, с помощью опыта познавать окружающий мир;

побуждать детей к речевому общению, умению отвечать на простые вопросы;

воспитывать чувство любви к родной планете, чувства коллективизма и взаимопомощи ;

побуждать к выполнению простых правил безопасности (не толкаться, не драться, не шуметь)

Интеграция образовательных областей :

Познавательное развитие : знакомство с космосом, повторение и закрепление геометрических фигур, цвета;

Развитие речи : побуждала детей отвечать на вопросы, активизировала словарь детей.

Социально-коммуникативное развитие : побуждала детей к преодолению робости, поддерживала уверенность в своих силах;

Физическое развитие : развивала общую моторику и координацию движений у детей, соблюдала смену поз на протяжении всей ситуации.

Используемые технологии :

Технология игрового обучения (ситуация проходила в игровой форме)

Практико-ориентированный подход (дети свободно передвигались по группе , по желанию выбирали себе место за столами в экспериментальной деятельности)

Здоровье сберегающие технологии (смена видов деятельности, доброжелательная атмосфера в группе )

ционный и раздаточный материал) Содержание деятельности детей

(предполагаемые ответы) Предполагаемый результат

3 мин Психогимнастика

Мы за руки возьмемся,

Друг другу улыбнемся,

Чтоб не хмурится с утра,

Нам поможет доброта . Дети с воспитателем проходят в группу , здороваются с гостями, становятся в круг Поднятия настроения, положительный настрой детей

Мотивационно-целевой этап :

7 мин Раздается хлопок, в дверях появляется Лунтик .

Ребята, посмотрите, кто это?

Ты откуда? Как ты здесь оказался?

Как называется планета на которой вы живете?

Ребята, как вы думаете, почему его зовут Л-У-Н-Т-И-К? Где находится Луна?

Что такое космос?

Ребята, Лунтик наверно устал , давайте присядем. Игрушка Лунтик Ответы детей

Дети садятся на стулья Индивидуальные и хоровые ответы. Повторение и закрепление знаний о космосе

Ориентировочный этап :

6 мин В : Когда- то давным-давно, люди хотели полететь в космос, но как туда попасть?

В : Кто же первый совершил такой необычный полет?

В : А через год, в космос полетел первый человек и был он гражданин России, такой же русский человек, как и мы с вами, а вы знаете, кто это был?

Пальчиковая гимнастика «Ракета»

Летит, летит ракета

Вокруг земного света

А в ней сидит Гагарин

Простой советский парень

Л : Вот, именно на такой ракете я и летел, но она у меня сломалась

В : А давайте, попробуем построить ракету Лунтику ? Хотите?

Мольберт, картинки с изображением космоса, Юрия Гагарина, собак Белки и Стрелки Ответы детей

Практический этап :

10 мин В : Посмотрите, что лежит на столе?

Какие это фигуры? Какого цвета? Что мы сможем сделать из геометрических фигур?

Дети строят ракеты по образцу.

Л : Какие красивые у вас получились ракеты! Но вы знаете, мне так у вас понравилось , что я решил остаться у вас в садике, но у меня нет здесь друзей .

В : Ребята, что такое добро? Хотите узнать, что такое добрые поступки? Тогда давайте найдем Лунтику друзей , чтоб ему не было скучно и грустно на нашей Земле.

Как вы думаете, кто у нас в группе может стать другом для Лунтика ? Давайте поищем

В : Ребята, вы нашли так много друзей Лунтику ! А как вы думаете, мы с вами можем стать друзьями для нашего Лунтика ?

В : Лунтик останется у нас в группе и будет играть в вами и дружить, но он хотел бы еще раз взглянуть на звездное небо, давайте сделаем Лунтику такой подарок ?

Наборы геометрических фигур на каждого ребенка, образцы ракеты, игрушки Дети с воспитателем проходят к столу , на котором лежат геометрические фигуры, дети строят из них ракеты.

Дети ищут, кто мог бы стать другом Лунтика , несут выбранные игрушки воспитателю и садят их на диван .

Опытно-экспериментальный этап :

10 мин В : Прежде чем приступить к нашему эксперименту, нам необходимо надеть фартуки, а зачем как вы думаете?

В : ребята, сегодня мы с вами будем делать «Космос в банке» , для нашего Лунтика . Давайте попробуем, получится ли у нас или нет?

Вата, окрашенная вода, блестки, баночки, салфетки, палочки, фартуки Воспитатель помогает детям надеть фартуки, делятся на 2 подгруппы , подходят к столам, где подготовлена вода, баночки, вата и т. д. дети экспериментируют Дети видят результат, получился ли эксперимент.

Рефлексивно-оценочный этап :

3 мин - Вам понравилось наше путешествие ?

Вам удалось помочь Лунтику ?

Какие задания мы выполняли?

Какое задание было сложным?

Какое понравилось больше всего ?

А знаете, что мне понравилось , что вы научились помогать . Свободное общение педагога и детей Ответы детей Достижение поставленной цели

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия для второй младшей группы «Поможем зайчику Ушастику найти маму» Конспект открытого занятия для 2-ой младшей группы «Поможем зайчику – Ушастику найти маму» Образовательные области: «Познание», «Коммуникация».

Конспект НОД по лепке «Поможем утенку найти друзей» в средней группе Конспект НОД по лепке «Поможем утенку найти друзей» В группе общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 4 до 5 лет..

Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе «Поможем Мишке найти друзей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Марковский детский сад комбинированного.

Конспект открытого занятия по ФЭМП «Поможем Лунтику спасти весну» Конспект открытого занятия с детьми младшего дошкольного возраста по ФЭМП с использованием игровой технологии «Поможем Лунтику спасти весну».

Конспект открытого занятия по нравственному воспитанию «Поможем Мишке» в группе раннего возраста Цель: - Закрепить и расширить первоначальные знания детей о домашних и диких животных; - Учить правильно называть их; - Угадывать животное.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДВУХ - ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ

Младший дошкольный возраст - от двух до четырех лет - важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.
С момента перехода малышей в дошкольную группу жизнь их несколько изменяется. Возникает и развивается сюжетно-роле-вая игра, дети постепенно включаются в систематическую и обязательную общегрупповую деятельность (на занятиях), принимают участие в играх с правилами, в выполнении трудовых поручений. В первой и второй младших группах малыши должны усвоить новые, более сложные для них правила, направляющие их поведение, взаимоотношения с близкими для них людьми, со сверстниками.
Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности. В «Программе воспитания в детском саду» сказано, что для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности.
У ребят третьего и четвертого года жизни велика потребность в ласке, внимании взрослого, стремление к интимной близости с воспитателем. Дети еще во многом зависимы от взрослого. Это обусловлено отсутствием у малышей элементарных навыков гигиены и самообслуживания, умения самостоятельно играть, заниматься, общаться с окружающими.
Вот почему одной из основных задач воспитания детей младшего дошкольного возраста является формирование самостоятельности в бытовой деятельности, в игре, на занятиях. Детей следует научить делать самим то, что им по силам, соответствует их жизненному опыту. Приобретая самостоятельность, ребенок уже не только может обслужить себя (умываться, раздеваться, аккуратно складывать одежду, одеваться, есть), но и получает возможность поддерживать порядок в окружающей обстановке (убирать на место игрушки, книги), выполнять ряд правил, не прибегая к помощи, т. е. управлять своим поведением.
К трем годам наблюдаются качественные сдвнги в росте самостоятельности. Это позволяет воспитателю предъявлять детям более высокие требования: устанавливать контакт с товарищами в игре, при выполнении поручений, вместе со сверстниками создавать обстановку для общей деятельности, считаться с интересами, желаниями других, оказывать помощь.
Включая малышей в индивидуальную и совместную деятельность, педагог упражняет их в хороших поступках, формирует гуманные чувства, вызывает желание слушаться, уважительно относиться к окружающим (к воспитателю, няне). Так, у малышей третьего года жизни взрослый воспитывает умение здороваться, благодарить, вежливо обращаться с просьбой к старшим, играть рядом с другими детьми, не мешая им, беречь чужие постройки, спокойно ждать, пока товарищ умоется, поиграет с игрушкой, учит аккуратно умываться, старательно вытирать ноги, убирать на место игрушки.
Во второй младшей группе воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх: спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если это ожидание недлительно). Ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и животными.
Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей двух - четырех лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.
Детям младшего дошкольного возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом, чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при
одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.
На четвертом году жизни педагог продолжает воспитывать у детей симпатию к товарищам, стремление быть хорошим, добрым, внушает ребенку, что нужно стыдиться своих плохих поступков. Особую заботу составляет воспитание жизнерадостности, уверенности в своих силах.
У детей младшего дошкольного возраста уже достаточно ярко выражена потребность в совместных играх со сверстниками, в общении с ними. Эта социальная потребность является предпосылкой развития дружеских взаимоотношений, что также составляет важную воспитательную задачу. По отношению к детям от двух до трех лет эта задача заключается в поддержании чувства радости при общении со сверстниками, при достижении хороших результатов. Вместе с тем воспитатель.учит детей замечать нарушение правил взаимоотношений (толкнул, отнял игрушку).
В три года стремление к общению с другими детьми становится особенно сильным. Степень развития ребят позволяет понимать действия и речь сверстников, объясняться с ними, договариваться о совместной игре, занятии. В обществе детей ребенок учится соотносить свои желания с желаниями другого ребенка и всей группы ребят. Трехлетние дети могут быть уже хорошими, отзывчивыми товарищами. Все это обязывает воспитателя формировать у детей второй младшей группы умение доб-рожелательно относиться к более младшим, по просьбе взрослого позаботиться о новичке, о детях, пришедших после болезни, научить другого тому, что он умеет сам. В играх, в повседневном общении со сверстниками ребята, подражая взрослым, проявляют взаимное внимание, заботу, вежливость.
В «Программе воспитания в детском саду» отмечается, что поведение детей младшего дошкольного возраста характеризуется отсутствием выдержки, неумением своевременно и правильно выполнять правила поведения. Так, у детей третьего года жизни легко можно вызвать желание подчиняться определенным требованиям воспитателя, однако оно часто вступает в противоречие с возможностями выполнить желаемое: у детей недостает нужных навыков поведения, трудовых умений, физических сил и способностей к преодолению трудностей, к волевому усилию. Вместе с тем маленькие дети очень внимательны к словам взрослого, особенно тогда, когда они сказаны в убедительном тоне, не допускающем каких бы то ни было сомнений. Поэтому у ребят уже в возрасте от двух до трех лет можно начинать воспитание умения подчинять свое поведение простейшим этическим нормам. Овладение правилами поведения в повседневной жизни, в игре помогает детям сдерживать импульсивные проявления, побуждает поступать соответственно усвоенным правилам, обеспечивает развитие начал целеустремленности.
Во второй младшей группе происходит интенсивное формирование навыков и привычек культурного поведения. Важную роль при этом играют мотивы. Мотивация деятельности ребенка, его поступка, отношений способствует установлению единства между внешними формами культурного поведения и его нравственно значимыми побуждениями.
Поскольку дети четырех лет оказываются способными выполнять элементарные поручения взрослых (родителей, педагогов), руководствоваться в своем поведении правилами: «Так можно, а так нельзя», они начинают осознавать простейшие мотивы общественной значимости: сделать что-либо полезное для сверстников и взрослых. Это обязывает педагога организовывать любую деятельность детей и их поведение таким образом, чтобы наряду с мотивами интереса к самому действию, к процессу, желания заслужить одобрение окружающих, формировать и нравственные мотивы - быть нужными другим (сверстникам, взрослым).
Для детей третьего года жизни характерна конкретность мышления. Они связывают требование с конкретной обстановкой, в которой оно предъявляется, и с определенной личностью. И нередко одно и то же требование дети выполняют в одних условиях и не выполняют в других, выполняют при одном воспитателе и нарушают при другом, выполняют в присутствии взрослого и не выполняют без него.
Дети даже четвертого года жизни не умеют еще соотнести представления о нравственной норме со своими поступками. К тому же у ребят очень слабо развиты самоконтроль, умение сознательно управлять своим поведением. В связи с этим они часто поступают под влиянием вспыхнувших при данных обстоятельствах чувств, желаний, забывая о требованиях воспитателя. Вот почему моральные привычки, поступки детей в возрасте до четырех лет часто носят ситуативный характер, т. е. проявляют-ся в одних условиях и не обнаруживаются в других.
Однако при взаимодействии детского сада и семьи, организации педагогически ценного повседневного общения, а также доступной для детей четвертого года жизни совместной деятельности со взрослыми и сверстниками задача формирования устойчивых привычек решается значительно успешнее; культура поведения, взаимоотношений с окружающими начинает изменяться от ситуативных проявлений к внеситуативным.
В период от трех до четырех лет дети активно овладевают речью. Они начинают разбираться в окружающих явлениях и давать элементарные словесные оценки. Интенсивное развитие речи, большую детскую активность и эмоциональность педагог использует для знакомства малышей с окружающим миром, с людьми, с правилами взаимоотношений.
Воспитанники первой младшей группы должны усвоить, что нужно дружно играть, заниматься, не обижать друг друга, не от-
нимать игрушки, а просить их вежливо, беречь мебель, книжки, аккуратно обращаться с ними. У детей формируется представление о том, что надо любить животных, птиц, беречь растения. Ребята начинают понимать, что старшие заботятся о том, чтобы им в детском саду было хорошо (повар готовит обед, няня убирает комнату и т. д.), что к труду взрослых надо относиться бережно.
У детей второй младшей группы не только закрепляются эти представления, но и формируются новые. Так, ребята усваивают, что нужно беречь мебель, одежду, обувь потому, что в них вложен труд взрослых. Дети усваивают, что все люди работают: строят дома, делают машины, выращивают хлеб, овощи и т. д., помогают друг другу. Дети понимают, что заботиться о малышах, помогать взрослым и сверстникам - это хорошо.
У детей формируются представления о правдивости: надо говорить правду, все рассказывать родным, близким, воспитателю.
Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения.
Решению перечисленных задач нравственного воспитания маленьких детей нередко мешают проявления своеволия, негативизма, упрямства, свидетельствующие о так называемом «кризисе трехлетних».
К концу третьего года жизни у ребенка появляется потребность в самоутверждении, происходит осознание своего «я». Отношение к самому себе зависит от того, что ребенок умеет делать и как воспринимает свои успехи. Если взрослые не успевают еще заметить, что в ребенке произошел резкий перелом, что прежние отношения его не устраивают, наступает кризис. Ребенок начинает требовать самостоятельности в гораздо больших пределах, чем склонны предоставить ему воспитатели, родители. Их запреты вызывают протест. Появляются негативизм (ребенку все равно, что сделать, лишь бы сделать наоборот) и упрямство (ребенок делает то, на чем настаивает). В небольших степенях негативизм и упрямство - нормальные реакции во время кризиса. Бурный же кризис у отдельных детей требует специальных педагогических мер.
Педагоги учитывают потребность детей конца третьего года жизни в самоутверждении, стремление к самостоятельности и ведут работу по предупреждению возникновения упрямства и негативизма, а если они у отдельных малышей проявляются, направляют свои усилия на их устранение. Таким образом, преодоление капризов и негативизма, наблюдающихся у некоторых ребят группы, также может быть одной из задач воспитания детей на данном возрастном этапе.
Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений, простейших нравственных проявлений происходит в бытовой повседневной деятельности, в игре, на занятиях и связано с формированием этих деятельностей.

Светлана Пахомова
Конспект НОД по нравственному воспитанию во второй младшей группе «Путешествие на Остров Дружбы»

Конспект НОД по нравственному воспитанию во второй младшей группе на тему : «Путешествие на Остров Дружбы » .

Интеграция образовательных областей : речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель. Расширять представления о дружбе .

Программное содержание.

1. Развивать эмоциональную отзывчивость.

2. Формировать у детей понятия «друг» , «дружба » .

3. Развивать элементарное умение отражать в постройках представления о знакомых предметах.

4. Продолжать учить детей переходить через «Узкий мостик» , держась за руки.

5. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

6. Создать эмоциональный комфорт.

Предварительная работа : беседы о друзьях, дружбе , рассматривание иллюстраций, чтение стихов о дружбе , рассказов, просмотр мультфильма «Кот Леопольд» .

Материал. Макет корабля, большой конструктор , цветы, мультимедиа, «узкий мостик» .

Ход НОД.

Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие на корабле . Согласны? Проходите на корабль и занимайте места. Сегодня мы отправимся на Остров Дружбы . Чтобы наше путешествие не было скучным , давайте посмотрим мультфильм. (отрывок из мультфильма про кота Леопольда) .

Скажите ребята, можно ли мышат и кота Леопольда назвать друзьями? Почему?

Жить на свете

Очень туго

Без подруги

Или друга,

И твой щенок

Нестерпимо одинок.

Ребята, а давайте с вами расскажем мышатам про своих друзей. Мышата послушают нас внимательно, и может быть захотят помириться с Леопольдом.

Дети, расскажите, у вас есть друзья? Назовите имена своих друзей и расскажите, как вы с ними играете, почему вы выбрали именно этого человека в друзья? Скажите, у человека может быть только один друг или друзей может быть много?

А если ваш друг пришел грустный, не хочет играть, ни разговаривать, как вы ему поможете?

Как вы думаете, дети могут дружить только с детьми или и со взрослыми тоже? У кого есть взрослые друзья? Расскажите о вашей дружбе .

Дети, все мы с вами целые дни проводим вместе, поэтому мы, как одна семья, как верные друзья, должны жить дружно , не обижать друг друга, играть вместе, уступать и помогать друг другу. Я думаю, что мышатам понравились ваши рассказы о друзьях, и решили подружиться с Леопольдом . (показ отрывка мультфильма) .

Вот мы и прибыли на Остров Дружбы . Но чтобы на него попасть нам нужно пройти по мосту через речку. (Звуки речки) . Река быстрая, поэтому по мосту нужно пройти, крепко держась за руки. (дети шагают по узкому мостику) . Непросто было идти по узкому мостику, но мы дружные , помогали друг другу и смогли перебраться на другой берег. Посмотрите. как здесь красиво, тихо. Дети, а я знаю игру про дружбу . Предлагаю детям взяться за руки. Раскачивая руками, дети произносят слова : Ты и я, ты и я, все мы дружная семья (2-3 раза) .

Как вы думаете, друзья могут ссориться?

Да иногда случается так, что друзья могут поссориться ненадолго, а потом помириться. Покажите, что вы поссорились (дети хмурят брови, делают сердитое лицо, а теперь покажите, что вы помирились (дети делают доброе лицо, улыбаются) .

Чтобы у всех было хорошее настроение, давайте поиграем в игру «Скажи ласковое слово соседу» .Всем стало очень приятно.

Кто умеет дружить , тот заботится о товарищах, старается сделать им что-то хорошее, скажите, а что можно приятного сделать друзьям?

Дети, давайте построим дом из конструктора , где будут жить наши друзья, и обязательно пригласим кота Леопольда и мышат. Какие вы молодцы, дом получился очень хорошим, потому что вы старались сделать своим друзьям приятное. Мы теперь знаем, что такое дружба . И постараемся жить дружно . А теперь нам пора возвращаться в наш любимый детский сад. Проходим по узкому мостику на корабль. Все сели удобно? Отправляемся в путь!

На каком острове мы были ? О чем говорили?

-Послушайте пословицу : «Нет друга ищи, а нашел -береги» . Давайте повторим пословицу и постараемся ее запомнить.

(дети под музыку возвращаются в д/с) .

Публикации по теме:

«Путешествие на Остров Дружбы и Полянку доброты»Интегрированное занятие в средней группе на формирование социально-коммуникативных качеств. Цель:.

.

Конспект интегрированного занятия в средней группе по нравственному воспитанию на тему: «Моя семья». Составила: Воспитатель МДОУ «Детский.

Конспект мероприятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «Рождественское чудо» Программное содержание: Познакомить детей с праздником Рождество и о его значении. Познакомить со старинными открытками праздника. Расширение.

Конспект ННОД по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «Сказка «Репка» на новый лад» Интеграция образовательных областей: «Познание» (Духовно-нравственное воспитание; ФЭМП; ФКЦМ, «Социализация», «Коммуникация» (Развитие.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «Здравствуй, гостья зима» Цель. Знакомство с «зимними» потешками, загадками, сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк». Учить отгадывать народные загадки, побуждать.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей второй младшей группы «Что такое хорошо, что такое плохо?» Конспект по духовно-нравственному воспитанию детей второй младшей группы Тема: «Что такое хорошо, что такое плохо?» В рамках тематической.

Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений, простейших нравственных проявлений у детей – основная задача взрослых.

Особенности возраста

Младший дошкольный возраст является важным периодом в нравственном развитии детей. На данной стадии у малышей активно формируются навыки поведения, первые элементарные представления о хорошем и плохом, т.ж. добрые чувства к окружающим. Наиболее успешно это происходит в условиях совместного благоприятного педагогического воздействия семьи и детского сада. Те моральные представления и навыки, которые формируются у детей в этом возрасте, станут основой их дальнейшего нравственного развития.

С момента перехода малышей, от отношений в стенах дома к жизни в коллективе дошкольной группы, жизнь их заметно изменяется. Возникает и развивается умение участвовать в сюжетно-ролевой игре, включаются в регулярную и обязательную общегрупповую деятельность (на занятиях), принимают участие в играх с правилами, в выполнении индивидуальных и коллективных поручений. В этот период ребята усваивают новые, более сложные для них правила, корректирующие их поведение, взаимоотношения с окружающими их взрослыми и ровесниками.

Поэтому одной из главных задач воспитания детей младшего дошкольного возраста является формирование самостоятельности в бытовой деятельности, в игре, на занятиях. У детей следует формировать умение делать самим то, что соответствует их жизненному опыту и является посильным для них. Получая опыт самостоятельности, малыш уже не только может обслужить себя (умываться, одеваться, раздеваться, складывать одежду, держать ложку), но и получает способность поддерживать порядок в окружающей обстановке (убирать на место книги, игрушки), выполнять ряд правил, не прибегая к помощи, т. е. самостоятельно управлять своим поведением.

К трем годам наблюдаются качественные изменения в росте самостоятельности, что позволяет воспитателю предъявлять детям более высокие требования: устанавливать контакт с товарищами в игре, при выполнении поручений, оказывать помощь, вместе со сверстниками создавать обстановку для общей деятельности, считаться с интересами, желаниями других.

Создавая условия для индивидуальной и совместной деятельности малышей, педагог упражняет их в хороших поступках, формирует гуманные чувства, вызывает желание слушаться, уважительно относиться к окружающим (к воспитателю, няне, ровесникам). Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей данного возраста, т.е. показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям. В обществе детей ребенок учится, соотносить свои желания с желаниями другого ребенка и всей группы ребят объясняться с ними, договариваться о совместной игре, занятии.

К тому же маленькие дети очень внимательны к словам взрослого, особенно тогда, когда они сказаны в убедительном тоне, не допускающем каких бы то ни было сомнений. В связи с этим, у детей в возрасте от двух до трех лет уже можно начинать воспитание умения подчинять свое поведение простейшим этическим нормам. Овладение правилами поведения в повседневной жизни, в игре помогает детям контролировать свои импульсивные проявления, побуждает поступать соответственно усвоенным правилам.

Во второй младшей группе происходит интенсивное формирование навыков культурного поведения. Важную роль при этом играют мотивы. Мотивация деятельности ребенка, его поступка, отношений способствует установлению единства между внешними формами культурного поведения и его нравственно значимыми побуждениями.

Поскольку дети младшего возраста способны выполнять элементарные поручения взрослых (родителей, педагогов), руководствуясь в своем поведении правилами, они начинают осознавать простейшие мотивы общественной значимости: сделать что-либо полезное для сверстников и взрослых. Это обязывает взрослого организовывать любую деятельность детей таким образом, чтобы наряду с мотивами интереса к самому действию, к процессу, желания заслужить положительную оценку окружающих, формировать и нравственные мотивы - быть нужными другим (сверстникам, взрослым).

Для детей третьего года жизни характерна конкретность мышления. Они связывают требование с конкретной обстановкой, в которой оно предъявляется, или с определенной личностью. В связи с этим нередко одно и то же требование дети выполняют в одних условиях и не выполняют в других, выполняют при одном воспитателе и нарушают при другом, выполняют в присутствии взрослого и не выполняют без него.

Однако дети не умеют еще соотносить своими поступками с представлениями о нравственной норме. К тому же у ребят очень слабо развито умение сознательно управлять своим поведением. В связи с этим они часто поступают под влиянием вспыхнувших при данных обстоятельствах чувств, желаний, забывая о требованиях воспитателя. Вот почему моральные привычки, поступки детей в возрасте до четырех лет часто носят ситуативный характер, т. е. проявляются в одних условиях и не обнаруживаются в других.

Однако при взаимодействии семьи и детского сада, организации повседневного общения, а также доступной для детей этого возраста совместной деятельности со взрослыми и сверстниками задача формирования устойчивых норм поведения решается значительно успешнее; культура поведения, взаимоотношений с окружающими постепенно изменяться от ситуативных проявлений к внеситуативным.

Воспитанники младшей группы усваивают, что нужно дружно играть, заниматься, не обижать друг друга, не отнимать игрушки, а просить их вежливо, беречь мебель, книжки, аккуратно обращаться с ними. У детей формируется представление о том, что надо любить животных, птиц, беречь растения. Ребята начинают понимать, что старшие заботятся о том, чтобы им в детском саду было хорошо (повар готовит обед, няня убирает комнату и т. д.), что к труду взрослых надо относиться бережно.

Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения.

Что нужно учитывать в процессе воспитания детей?

Правильная организация воспитания детей предусматривает соблюдение нескольких несложных правил:

1. Все в меру.

Это означает, что ребенка нельзя заставлять выполнять поручения насильно и нагружать непосильными для него заданиями.

2. Каждой трудности - по разу.

Чтобы процесс воспитания не был монотонным и скучным необходимо дать ребенку возможность попробовать свои силы в различных сферах деятельности. Кроме того, что это сделает процесс приобщения к социуму интересным и ярким, это так же позволит выявить индивидуальные способности и склонности ребенка.

3. Сформируйте конечную цель.

Для успешного освоения любого навыка необходима определенная мотивация. Чтобы пробудить желание ребенка к какой-либо деятельности следует четко поставить ему результаты работы.

4. Разбудить интерес.

Кроме мотивации для усвоения норм детям необходимы такие качества, как внимание, упорство, настойчивость. Именно этих качеств часто не достает большинству детей. Чтобы справиться с данными возрастными трудностями следует использовать доступные для детей приемы. Для этого достаточно включить в работу игровой момент, чтобы сделать ее захватывающим и радостным занятием.

5. Не наказывайте заданием.

Ни в коем случае не следует наказывать детей заданием. Процесс должен приносить удовлетворение и радость, а не вызывать страх и обреченность.

Что дает нравственное воспитание детей в младшем возрасте?

Дети получившие правильное воспитание растут самостоятельными, дисциплинированными, ответственными членами общества.

Использовались сайты:

http://i-gnom.ru/books/nravstvennoe_vospitanie/nravstvennoe2.html

МКДОУ Куртамышского района «Куртамышский детский сад №5»

Картотека бесед

по моральному воспитанию

у детей во второй младшей группе

Воспитатель: Сергеева Е.А.

карточка-1

Зачем говорят «здравствуй»?

Цель: Формировать у детей основные правила этикета при встрече.Познакомить со способами приветствия.Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.

Карточка-2

«Мои добрые поступки»

Цель: углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного общения со сверстниками. Добиваться доброжелательной интонационной выразительности речи. Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувства самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам.

Карточка-3

«Что такое доброта»

Цель :Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые поступки;закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении. Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.

Карточка-4

»Спешите делать добро»

Цель : Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло». Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни. Познакомить со способами разрешения конфликта, связанного с чувством злости, а также способами управления и регуляции настроения. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Карточка-5

“Если добрый ты…”

Цель : Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими, осознанно проявлять сочувствие и совершать добрые поступки. Научить понимать значений пословиц о добре, умение связывать значение пословицы с определенной ситуацией. Научить детей проявлять доброту, отзывчивость ко всем кому это необходимо.

Карточка-6

«Вежливые слова»

Цель : Учить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий. Способствовать преодолению застенчивости и скованности детей. Развивать умение выражать своё мнение культурным способом, внимательно выслушивать своих собеседников. Обучать формулам выражения вежливой просьбы, благодарности.

Карточка-7

«Нечаянно и нарочно "

Цель: развивать нравственные чувства - сожаление, сочувствие; формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнера.

карточка-8

" Учимся прощать своих друзей "

Цель : развивать умение детей не обижаться друг на друга; формировать умение различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подводить детей к пониманию слов " миролюбивый ", " обидчивый ".

карточка-9

" Почему бывают драки? "

Цель : формировать у детей навыки общения; развивать понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников; воспитывать привычку достойно вести себя в каждой ситуации.

карточка-10

" Фантазеры и лгунишки "

Цель : развивать умение различать обман и выдумку, фантазию; развивать стремление к правдивости и такту.

карточка-11

" Давай помиримся "

Цель : развивать умение сдерживать негативное побуждение, избегать конфликты, находить слова для оценки поведения.Учить детей отзывчивости, чуткости.

Карточка-12

" Хороший друг познается в беде "

Цель : формировать представление о том, что настоящий друг умеет сопереживать, помогать в трудные минуты; развивать умение быть милосердными друг к другу.

Карточка-13

«Как вести себя во время разговора»

Цель : познакомить детей с правилами поведения во время разговора.

(Говори вежливым тоном. Используй «волшебные» слова. Смотри в лицо собеседника. Не держи руки в карманах.Во время разговора не следует, есть.Если разговаривают двое взрослых людей, ребенок не должен вмешиваться в их разговор, тем более требовать его прекращения).

Карточка-14

«Добрый – злой»

Цель : Учить давать моральную оценку поступкам героев, воспитывать желание быть добрыми и гуманными. Помочь понять, что добрым можно назвать того человека, который всегда помогает окружающим, не остаётся равнодушным в трудных для других людей ситуациях.

Учить отличать добрые поступки, вызвать желание совершать добрые поступки по отношению к окружающим людям.

Карточка-15

«Правдивость»

Цель : Формировать представления о нравственном понятии «правдивость», учить давать моральную оценку поступка героя, помочь понять, что ложь не украшает человека.

Карточка-16

«Каким должен быть друг»

Цель : Формировать представления о положительных чертах характера и нравственных поступках, углублять представления о дружбе.Воспитывать уважение, терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять свои ошибки, просить прощения в конфликтных ситуациях.Учить детей отзывчивости, чуткости.

карточка-17

«Будь опрятным и аккуратным»

Цель : Учить детей следить за своим внешним видом. Помочь понять, что воспитанный человек всегда выглядит опрятно.

Карточка-18

«Правда – неправда»

Цель : Объяснить детям, что нельзя обманывать окружающих, что всегда нужно говорить правду, что правдивость, честность всегда радуют взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке, что за правду хвалят.Помочь детям понять, что любая неправда всегда раскрывается, а солгавший человек испытывает чувство вины не только за свой проступок, но и за то, что он сказал неправду.

Карточка-19

«Доброжелательность»

Цель: продолжать воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости. Объяснить детям, что тот, кто дразнится, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред (с таким человеком никто не хочет дружить).

карточка-20

«Игры без ссор»

Цель : Объяснить детям, что ссора мешает игре и дружбе.Учить решать спорные вопросы, избегать ссор, не злиться на проигрыш,не дразнить проигравшего..

Карточка-21

«Вежливость»

Цель : Учить детей пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные. Что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.

Карточка-22

«Бережливость»

Цель: Учить детей бережно и аккуратно относиться к вещам, в противном случае они быстро потеряют вид, придут в негодность. Учить ценить труд тех, кто сделал эту вещь, кто купил её, заработав деньги.

Карточка-23

«Взаимопомощь»

Цель: Объяснить детям, что все люди иногда нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему. Что помогать нужно не только знакомым, но и незнакомым людям.

карточка-24

«Стремление помочь»

Цель : Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, проявляя сочувствие.Учить детей отзывчивости, чуткости.

карточка-25

«Щедрость и жадность»

Цель : Раскрыть смысл понятий «жадность» и «щедрость». Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.Понимать, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо.

Карточка-26

«Почему нужно уметь уступать»

Цель : учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.

Карточка-27

«Ступеньки доброты»

Цель : на основе содержания русских народных сказок формировать у детей представление о справедливости, смелости, скромности и доброте, воспитывать отрицательное отношение к негативным качествам: лжи, хитрости, трусости, жестокости. Учить передавать свое отношение к содержанию сказки и поступкам героев.

Карточка-28

«Лучше добрым быть»

Цель : Дать детям представление о равнодушном, безразличном человеке, его поступках. Учить детей различать внешнее проявление эмоционального состояния (злость, равнодушие, радость). Учить анализировать поступки, находить причину конфликта, способы решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению в поведении. Обобщать представление о доброте и вызывать стремление совершать добрые поступки.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!