Необычный подход. Воспитание чувства патриотизма как основа формирования личности

На сегодняшний день образование направлено на всестороннее развитие школьников, дабы в будущем вырастить не просто хорошего гражданина, а человека с большой буквы. Однако этот процесс является достаточно сложным и тернистым, так как все мы разные, а массовое воспитание в учебных заведениях подразумевает всестороннюю «уравниловку». Возможно, когда-то такой подход имел бы успех, но с развитием общества в XXI веке он совершенно неуместен. Нужно также подчеркнуть важность контроля процесса развития. Сам по себе человек в ранние годы своей жизни похож на пластилин. Какую «формочку» из него слепит окружающий мир, так он и будет жить. Все мы понимаем, что на этом этапе развитие каждого может зайти в тупик или потечь совершенно в другое русло.

Где воспитываются чувства детей?

Очень многие психологи различной квалификации, которые так или иначе задействованы в процессе подготовки людей студенческого или школьного возраста, говорят о том, что очень мало времени уделяется на развитие чувств. Естественно, главная задача школы лежит в обучении детей, но воспитание чувств является не менее важным. Ведь непосредственно в семье ребёнок находится очень маленький период времени. Все его развитие сводится к его жизнедеятельности в кругу своих сверстников, своеобразного мини-социума. В этой среде он должен всецело познавать те чувства, которые будут ему полезны в будущем и которые организовывают его как человека, как личность. Конечно, воспитание чувств ребёнка начинается ещё дома, это своего рода базис, но львиную долю знаний он получает именно в школе. Нужно понимать, что в семье малыш получает определённые рамки своего развития, на основе которых он дальше будет строить все свои отношения, чувства и эмоции.

Понятие нравственности и нравственных чувств

Ребёнка невозможно воспитать без учёта окружающего мира. Если такой процесс удастся, то мы получим в итоге не человека, а подобие Маугли, который не будет понимать своей значимости для социума. Таким образом, весь процесс образования должен быть направлен на воспитание нравственных чувств.

Многие не понимают, что именно означает этот термин. Более того, не все психологи могут пояснить его значение. Нравственные чувства - это определенный ряд чувств, формирующихся на основе взаимодействия человека и социальной среды, в которой он развивается. Такие чувства полезны именно в контексте социума. Они формируются на базе нравственных привычек, которые выплывают из тех социальных норм, которые существуют.

Система воспитания чувств

Когда мы говорим о нельзя не брать во внимание структуру этого понятия. Ведь подобный уровень развития чувств характерен для государства. Иными словами, именно государство должно быть заинтересовано в воспитании граждан, которые будут относиться к своей стране с уважением и тем самым влиять на её политическую стабильность. Исходя из этого, можно говорить о системе воспитания чувств, которая состоит из нескольких элементов: гуманизм, патриотизм, ответственность. Эти все элементы объединяются одним термином - нравственность. Следует отметить тот факт, что эти понятия невозможно рассматривать исключительно в контексте нравственности. Они все должны быть изучены отдельно, для того чтобы принести как можно более позитивный результат.

Воспитание гуманизма в человеке

Воспитание чувств невозможно без иерархии основных элементов нравственной системы. Она состоит из нескольких уровней, которые созданы для того, чтобы как можно больше упорядочить процесс воспитания нравственных чувств. Поэтому воспитание гуманных чувств — это самый низший уровень, который будет занимать своё место во всей системе нравственности. Говоря о гуманизме, нужно подчеркнуть тот факт, что большую часть его успешного воспитания играет семья. До того момента, как человек попадает в социальное окружение, он находится в своей семье. Именно там он получает азы своего нравственного развития. Следует помнить тот факт, что в раннем возрасте ребёнок сравним с губкой. Он буквальным образом поглощает абсолютно все, чему его учат родители. Если на этом этапе запрограммировать жестокость, то он будет жестоким в будущем. Поэтому воспитание чувств у дошкольников значительным образом базируется на гуманизме.

гуманных чувств

Существует много способов воспитать в ребёнке гуманность как основное чувство отношения к миру в целом. По своей сути гуманизм - это воспитание человека, который будет лояльно, с любовью относиться к окружающим его людям. Все методы гуманного воспитания основываются на эмпатии - умении поставить себя на место другого, почувствовать все особенности его положения.

Существует несколько основных методик воспитания гуманизма у ребёнка, а именно:

1) Проявление любви к самому ребёнку. Когда человек развивается в атмосфере взаимной любви и уважения к своим правам и чувствам, он не будет пытаться унизить подобные права и чувства других людей.

2) Очень действенным методом будет похвала ребёнка за доброе отношение к окружающему миру.

3) Нетерпимость к негативным проявлениям ребёнка к другим людям или окружающему миру (животным, растениям).

4) Взрослым нужно помнить о своём собственном поведении рядом с ребёнком, так как маленькие дети практически во всём копируют их.

Этот перечень не является исчерпывающим, и поэтому его можно дополнять. Но представленные методики являются основными.

Воспитание чувства патриотизма

Патриотические чувства являются вторым звеном в цепи нравственного воспитания. Этот уровень воспитания невозможен без участия школы и мини-социума, другими словами, одноклассников.

Патриотически чувства - это главное связующее звено между человеком и государством. Наличие патриотизма у человека свидетельствует о его отношении к стране, с которой у него есть гражданская связь. Воспитание подобного рода чувств выгодно для государства, так как именно оно заинтересовано в получении людей, которые будут подчиняться имеющимся нормативным рамкам. От уровня патриотизма будет зависеть весь политический климат страны в целом.

На сегодняшний день патриотическому воспитанию уделяется очень мало времени. чувств должно быть взято за основу, а оно существует как дополнение в современной системе образования. К вопросу патриотизма подходят лишь только в выпускных классах на уроках защиты Отечества. Такой метод в корне неправильный, так как процесс подготовки людей, обладающих патриотическими чувствами, должен начинаться значительно раньше. Для этого следует открывать все новые и новые спортивно-патриотические секции, на которых юные девочки и мальчики будут углубленно изучать историю своей страны, заниматься традиционными видами спорта и будут иметь возможность отслеживать политический климат своего государства.

Воспитание чувства ответственности

Ответственный человек всегда будет с большим уважением относиться к своей стране, а также иметь гуманные чувства к окружающим его людям. Ответственность - это соотношение фактора «я могу» и «я должен». Когда человек ответственен, он не только понимает значимость своих действий, но и готов отвечать за их последствия. Но ответственность должна развиваться у человека ко всему процессу жизнедеятельности. Случается так, что люди могут быть ответственными по отношению к другим, но не иметь этого чувства по отношению к своему здоровью.

Как развить ответственность?

Ответственность - это социальный навык человека. Он приобретается путём всестороннего развития и воспитания. Ключевую роль в развитии ответственности у ребёнка играют родители. Они с раннего возраста закладывают фундамент этого чувства. Однако, помимо родителей, важные роли также играют школа, спортивные секции и другие социальные группы, в которых ребёнок развивается. Именно по этой причине многие психологи советуют отдавать детей на всевозможные кружки, потому что они прививают не только особые навыки, но и другие социально полезные чувства.

Итог

Итак, в статье были приведены факты того, насколько социальное развитие полезно для человека и его будущего. Также была показана структура нравственного развития, которая помогает развить ребёнка с точки зрения его социальной пользы. Было доказано, что воспитание чувств возможно на уровне семьи и школы.

Ирина Михалева
Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, нравственно – патриотическое воспитание дошкольников - важная задача современного образования.

Патриотизм – понимается широко : и как любовь к родине, преданность к своему отечеству, народу, и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства, как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы родины.

Основные задачи патриотического воспитания дошкольников :

- формировать интерес к русским традициям и промыслам;

Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Воспитывать любовь к родному краю (причастности к дому, семье, детскому саду, городу) ;

Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому;

Воспитывать уважение к труду;

Воспитывать любовь и уважение к своим национальным особенностям;

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности; на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства , но и формируют его взаимоотношение с взрослыми и сверстниками.

Дошкольный возраст – это самый благоприятный для привития нравственно – патриотических навыков , дети как губка впитывают в себя все то, что видят вокруг себя.

Патриотическое воспитание дошкольного возраста - единственно верный путь успешной ранней социализации личности. Известно дошкольное детство важнейший период в жизни человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления об окружающем мире, обществе и культуре.

Для маленького ребенка самым любимым патриотом будет мама , затем семья, которая дарит свою любовь, закладывая первые ростки личности далее детский сад, школа, улица, город, страна, мир, люди, которые его окружают на, которых хочется быть похожими.

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, это любовь к родному переходит в любовь к своему государству к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству. Академик Д. С. Лихачев.

Патриотическое воспитание служит средством нравственного и эстетического воспитания.

Положительного результата можно достичь только систематической работой. Наблюдая за детьми, хочется сделать вывод, что детям интересно знать больше о своем городе, о своей семье, об окружающих людях. При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что интересно. В группе такие беседы лучше проводить с небольшими подгруппами это побуждает ребят к откровенности при выяснении интересующих их вопросов. Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа . Например, отмечаются профессиональные праздники, осуществляются целевые прогулки, беседы.

В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках родины. В связи с этим в группе подобрана картотека книг о героях нашего края, героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает, стремление к подражанию. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, приобщаются к родной культуре и уважению к окружающим.

Таким образом, формирование патриотических чувств у дошкольников с раннего возраста следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений приобщения к миру родной культуры. Патриотические чувства закладываются , в процессе жизни человека находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей второй младшей группы Тема: «Формирование нравственно - патриотических чувств у детей 2-ой младшей группы». Выполнила: воспитатель МБДОУ № 87 г. Читы Распопина.

"Казачество - это часть нашей культуры, российской культуры, причём не просто часть культуры, а яркая часть нашей культуры". (Владимир.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости.

В дошкольном возрасте важно создавать условия, способствующие духовно-нравственному развитию личности и гармоничному взаимодействию с другими.

Чувство патриотизма через ознакомления с родным городом включает в себя следую-щие параметры: чувство привязанности к местам, где человек.

План по самообразованию на 2016–2017 учебный год «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Годовой план по самообразованию воспитателя старшей «А» группы на 2016-2017 учебный год Тема: «Формирование патриотических чувств у детей.

admin

Патриотизм — высшее нравственное чувство. Выражается в искренней любви к Родине, своему народу, семье и близким. За прошедшие столетия истинные патриоты доказывали всему миру чистоту самосознания в этом аспекте. В истории народа действия, вызванные патриотической идеей, отражены как самопожертвования во благо общества. Характер патриота непоколебим и тверд.

Положительные моральные черты характера формируются обществом и поведением человека. Воспитание, историческая грамотность и духовные ценности влияют на формирование патриотизма.

Три составляющих этого чувства:

Ментальность.
История народа, страны.
Точное знание национальных обрядов, культуры и языка.

С давних времен идея патриотизма трактовалась как необъяснимое обобщенное поведение, основанное на нравственных понятиях.

Позитивное чувство патриотизма

Позитивное чувство патриотизма человека связано с государством, народностью и регионом.

Говоря о позитиве в чувстве патриотизма, стоит заметить что масштабы этого морального устоя разные. На уровне целого государства настоящий патриотизм не возможен без сплоченного, справедливого общества. Оно обязано знать, что на нем будущее, судьба родины и воспитание юного поколения.

Народная любовь к стране не в высказываниях, меценатстве и соблюдении всех законов. Это интерес к фольклору, ведущей религии и личностям, изменившим жизнь всех к лучшему.

На примере мировых войн, связанных с Российской Империей. Можно отчетливо увидеть сплоченность настоящих граждан. Именно позитивные чувства дают такой результат. И не важным становится положение в обществе, когда идут военные действия затяжного характера. Люди, понимающие все без слов на подсознательном уровне, становятся одной большой семьей. Где в почете уважение к возрасту, воспитание крепкого молодого поколения.

Хороший уровень патриотизма задают в высших военных учебных заведениях. Офицерская элита любой страны без чести и уважения к истории государства не имеет смысла.

Простой человек, занимающийся трудом во благо родного края, без позитивного чувства патриотизма не способен на благие дела. Такое состояние определяют к гражданскому патриотизму. Правильное общество, воспитанное на традициях, дает шанс передавать знания через поколения, сохранять чистоту и благородство нации. В труде, ремесле и науке без хорошей нравственной школы делать нечего.

Воспитать позитивное отношение в человеке нужно как можно раньше. Для этого созданы образовательные системы. Они дают основу к волевому патриотическому мышлению. С возрастом, несмотря на экономическую ситуацию в годном регионе, здравомыслящие патриоты не занимаются поиском лучше доли на стороне. Это несколько малодушный этап для них.

Чувство патриотизма, как одно из самых светлых в жизни, содержит в себе переживания нравственного характера. То есть, меняя родную область, страну на более комфортную по уровню жизни, человек оставляет в качестве «разменной монеты» духовность по отношению к природе и людям. В век финансовых ценностей это не имеет достаточной степени важности для большого круга людей, заинтересованных в навязанной культуры. Однако, не зная родной речи, не прочувствовать чужую. Общества, не принимающие всех, кто стремится к лучшей доле за чужой счет, сохранят только позитивное и настоящее отношение к патриотизму для своих потомков.

Негативное чувство патриотизма

Это чувство называют антипатриотизмом. Полна противоположность благородному, устоявшемуся чувству.

Может быть вызван реакцией человека или общества на изменение условий существования. Экономическими последствиями, миграцией или эмиграцией. При попадании человека в непривычный, нестабильный социум негативное чувство патриотизма проистекает из неприятия культуры чужой общности.

Встречается нередко полное отрицание духовных родных ценностей. В таком случае традиции, культура речи и отношения к обществу негативные. Человек, группа людей отрицают данные родными моральные ценности и с максимализмом пропагандируют устои удобные, модные на данный момент.

В современной истории отчетливо прослеживается подмена ценностей российского общества на космополитизм. В этом историческом цикле было наглядно показано как пробуждаются антирелигиозные, пропагандистские зачатки разума. Люди, добровольно-принудительно отказывались от родных семей, собственности посвящали себя ложным намерениям. Такое поведение в массах людей вызвано не только на антипатриотизме, но и отрицании духовных чувств. Гуманность общества по отношению к иным в таком виде — минимальная. Она устанавливается не на справедливом восприятии, а на пропагандном настрое определенных слоев общества.

Достаточно большой уровень негатива в контрпатриотизме. Это чувство основано на идеальном представлении родной страны, общей нации. Еще ошибочно называют национализмом. По сути, национализм не провоцирует к действию в отношении других национальностей. Наоборот, опираясь на культуру, основы и духовность, несет в себе любовь только к своей родине и нравственным ценностям.

Итог

Подсознательно, каждый человек имеет гражданскую позицию, которую стоит поддерживать как личное мнение по вопросу любви к ближнему. Для позитивного ключа в отношениях между людьми в обществе будьте искренними с самим собой и близкими. Настоящий патриот не занимается пропагандой своих идеалов. Он личным примером демонстрирует, как следует относиться к родине, религии и традициям. Соблюдая это, любое общество заслужит уважение!

30 марта 2014

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 4

    Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку , традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств, патриотизм становится составной частью общественного сознания в XVIII веке, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

    Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику .

    Представления о патриотизме связываются с любовью к родине , но представление о сущности патриотизма у разных людей разное . По этой причине одни люди считают себя патриотами, а другие себя таковыми не считают .

    В истории патриотизмом, как особым чувством, называли различные явления в общественных отношениях. Нередко подменяя понимание любви к родине, например, любовью к государству и т. д. Так появились термины:

    Генезис идей патриотизма

    Само понятие имело различное наполнение и понималось по-разному. В античности термин patria («родина») применялся к родному городу-государству, но не к более широким общностям (таким как «Эллада », «Италия »); таким образом, термин patriota означал приверженца своего города-государства, хотя, например, чувство общегреческого патриотизма существовало, по крайней мере, со времён греко-персидских войн, а в произведениях римских писателей эпохи ранней Империи можно видеть своеобразное чувство италийского патриотизма [ ] .

    Имперский Рим, в свою очередь, видел в христианстве угрозу имперскому патриотизму. Несмотря на то, что христиане проповедовали послушание властям и возносили молитвы за благополучие империи, они отказывались принимать участия в имперских культах, которые по мнению императоров должны способствовать росту имперского патриотизма [ ] .

    Проповедь христианства о небесной отчизне и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» вызывали сомнения в лояльности христиан земному отечеству.

    Но впоследствии в Римской империи произошло переосмысления политической роли христианства. После принятия христианства Римской империей, она начала использовать христианство для укрепления единства империи, противодействии местному национализму и местному язычеству, формируя представления о христианской империи как о земной родине всех христиан.

    В Средние века, когда лояльность гражданскому коллективу уступила место лояльности монарху, термин потерял актуальность и вновь приобрёл её в Новое время [ ] .

    В эпоху американской и французской буржуазных революций понятие «патриотизм» было тождественно понятию «национализм», при политическом (неэтническом) понимании нации ; по этой причине во Франции и Америке в тот период понятие «патриот» было синонимом понятия «революционер». Символами этого революционного патриотизма являются «Декларация независимости » и «Марсельеза ». С появлением понятия «национализм », патриотизм стали противопоставлять национализму, как приверженность стране (территории и государству) - приверженности человеческой общности (нации) [ ] . Впрочем, нередко эти понятия выступают как синонимы или близкие по значению.

    Идеи синтеза патриотизма и космополитизма

    Патриотизму нередко противопоставляют космополитизм , как идеологию всемирного гражданства и «родины-мира», при которой «привязанность к своему народу и Отечеству как будто теряет всякий интерес с точки зрения универсальных идей» . В частности, подобное противопоставление в СССР во времена Сталина привело к борьбе с «безродными космополитами» .

    С другой стороны, наблюдаются идеи синтеза космополитизма и патриотизма, при которых интересы родины и мира, своего народа и человечества понимаются соподчинёнными, как интересы части и целого, с безусловным приоритетом общечеловеческих интересов. Так, английский писатель и христианский мыслитель Клайв Стейплз Льюис писал: «патриотизм - хорошее качество, гораздо лучшее, чем эгоизм, присущий индивидуалисту, но всеобщая братская любовь - выше патриотизма, и если они вступают в конфликт между собой, то предпочтение следует отдать братской любви» . Такой подход современный немецкий философ М. Ридель находит уже у Иммануила Канта . Вопреки неокантианцам, которые заостряют внимание на универсалистском содержании этики Канта и его идее создания всемирной республики и универсального правового и политического порядка , М. Ридель считает, что у Канта патриотизм и космополитизм не противопоставлены друг другу, а взаимосогласованы, и Кант видит как в патриотизме, так и в космополитизме проявления любви . По М. Риделю, Кант в противовес универсалистскому космополитизму Просвещения подчёркивает, что человек в соответствии с идеей мирового гражданства причастен и к отечеству, и к миру, полагая, что человек как гражданин мира и земли, истинный «космополит», чтобы «способствовать благу всего мира, должен иметь склонность в привязанности к своей стране» .

    В дореволюционной России эту идею отстаивал Владимир Соловьёв , полемизируя с неославянофильской теорией самодостаточных «культурно-исторических типов» . В статье о космополитизме в ЭСБЕ Соловьев утверждал: «как любовь к отечеству не противоречит непременно привязанности к более тесным социальным группам, напр., к своей семье, так и преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма. Вопрос лишь в окончательном или высшем мериле для оценки того или другого нравственного интереса; и, без сомнения, решительное преимущество должно здесь принадлежать благу целого человечества, как включающему в себя и истинное благо каждой части» . С другой стороны, перспективы патриотизма виделись Соловьеву следующим образом: Идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактическою враждою к чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель.(…) Повсюду сознание и жизнь приготовляются к усвоению новой, истинной идеи патриотизма, выводимой из сущности христианского начала: «в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству полагать его интерес и достоинство главным образом в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы» .

    Город на высоком берегу реки в вечном движении. Он «проплывает» мимо реки. И это тоже присущее Руси ощущение родных просторов.

    Страна - это единство народа, природы и культуры.

    Природа, родник, родина, просто доброта, 1984 г.

    А. А. Терентьев, доктор философских наук, профессор НГПУ в работе «Ислам и проблемы национализма и патриотизма» указывает:

    Патриотическое поведение предполагает истовое, сознательное служение общим интересам народа, слияние с родным народом духом и телом, выдвижение общенациональных соборных интересов на первый план и решение вместе с ними и своих частных, не противопоставляя их друг другу. Патриотизм формируется, складывается, вырабатывается в то же время, как традиция и правило общественной жизни при решении общих проблем этноса, при служении людей более значимому, чем частный, общему интересу

    Ислам и проблемы национализма и патриотизма, 2011 г.

    Патриотизм и религиозные учения

    Христианство

    Раннее христианство Последовательный универсализм и космополитизм раннего христианства, его проповедь о небесной отчизне в противоположность земным отечествам и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» подрывала самые основы полисного патриотизма . Христианство отрицало всякие различия не только между народами империи, но и между римлянами и «варварами». Апостол Павел наставлял: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего (…) облекшись в нового <человека>, где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос » (Колоссянам, 3, 11). Однако, лояльное по отношению к патриотизму толкование данного отрывка предложил известный православный миссионер протодиакон Андрей Кураев : в параллельном, более раннем, месте Писания, тот же апостол Павел говорит: "Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Галатам 3:27-28). Таким образом, то, что во Христе исчезают различия между людьми, национальные и половые, не означает, что они исчезают между людьми в земной жизни, иначе бы тот же апостол Павел не подчеркивал половые различия в целом ряде посланий.

    По словам апологетического «Послания к Диогнету», приписываемого Иустину Мученику , «живут они (христиане) в своём отечестве, но как пришельцы (…). Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество - чужая страна. (…) Находятся на земле, но суть граждане небесные» Французский историк Эрнест Ренан следующим образом формулировал позицию ранних христиан: «Церковь есть родина христианина, как синагога родина еврея; христианин и еврей живут во всякой стране, как чужие. Христианин едва признает отца или мать. Он ничем не обязан империи (…) Христианин не радуется победам империи; общественные бедствия он считает исполнением пророчеств, обрекающих мир на погибель от варваров и огня» .

    Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом - это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нём, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.

    Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушёл из дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блудного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру, вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих устоев и корней.

    <…>Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть.

    И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны.

    Известный православный миссионер протоиерей Олег Стеняев находит основания для христианского патриотизма в словах Писания о "пределах обитания", установленных Богом для народов (Деяния 17:26) .

    В "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" сказано об этническом и гражданском измерении христианского патриотизма: "Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам" .

    С другой стороны, по мнению [значимость факта? ] православного богослова игумена Петра (Мещеринова) , любовь к земной родине не является чем-то, выражающим суть христианского учения и обязательным для христианина. Однако церковь в то же время, находя своё историческое бытие на земле, не является и противником патриотизма, как здравого и естественного чувства любви. При этом однако она «не воспринимает ни одно естественное чувство как нравственную данность, ибо человек - существо падшее, и чувство, пусть даже такое, как любовь, предоставленное самому себе, не выходит из состояния падения, а в религиозном аспекте приводит к язычеству». Поэтому «патриотизм имеет достоинство с христианской точки зрения и получает церковный смысл тогда и только тогда, когда любовь к родине является деятельным осуществлением по отношению к ней заповедей Божиих» .

    Современный христианский публицист Дмитрий Таланцев считает [значимость факта? ] патриотизм антихристианской ересью . По его мнению, патриотизм ставит родину на место бога, тогда как «христианское мировоззрение подразумевает борьбу со злом, отстаивание истины совершенно независимо от того, где, в какой стране происходит это зло и уход от истины» .

    В Евангелие от Иоанна, 15 гл., стихи 12 и 13: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, якоже возлюбих вы Болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Эти слова Иисуса Христа следует трактовать так : «чтобы вы друг друга любили так сильно, чтобы готовы были умереть друг за друга, потому что и Я возлюбил вас так, что далее умираю за вас. Нет больше той любви, которая настолько велика, что любящий жертвует душой своей за друзей, как Я делаю теперь».

    Патриотизм в государствах

    СССР

    После 1917 года и до середины 1930-х годов в СССР понятие «патриотизм» носило резко негативный характер. Понятие «патриот» было родственным таким понятиям, как «буржуй», или «недобитая контра». Такого отношения к патриотизму и к патриотам придерживались в то время не только отдельные высокопоставленные партийные лидеры, эти взгляды исповедовались и в массовом порядке. Гонения на патриотические воззрения нашли самое широкое выражение в литературе, искусстве, науке, особенно исторической и образовании. Одним из ярких представителей этого течения был историк М. Н. Покровский . Необходимость уничтожения патриотических взглядов в обществе объяснялась тем, что именно патриотизм являлся серьёзной идейной преградой на пути к созданию мирового пролетарского государства. Пропагандировалась идея, что истинным патриотизмом является классовый (пролетарский) или интернациональный патриотизм, подразумевающий единство пролетариев всего мира вне зависимости от их национальной или государственной принадлежности. А патриотизм традиционный, национальный, называемый обычно национал-патриотизмом, объявлялся вредным или даже враждебным делу мировой революции .

    В конце 1960-х - начале 1980-х годов в ряде общественных наук, особенно в философских, значительное развитие получила точка зрения, согласно которой патриотизм исследовался как явление общественного сознания . Примерно с середины 80-х годов стала преобладать тенденция осмысления патриотизма как одного из явлений духовной жизни общества . В некоторых исследованиях патриотизм изучался в контексте развития отечественной истории, как проявление специфических черт менталитета, психики различных общностей и т. д.

    Великобритания

    1. Любовь к дому; к старым друзьям, к знакомым лицам, к знакомым видам, запахам и звукам.
    2. Особое отношение к прошлому своей страны.
    3. Грубая вера в то, что своя страна или свой народ действительно лучше всех.
    4. Своя нация настолько лучше всех, что просто обязана править всеми.

    Россия

    По данным опросов, всё больше россиян считают себя патриотами - 69 % по данным «Левада-центр» (2013 г.), более 80 % по данным ВЦИОМ (2014 г.). Примером подъема патриотических настроений в обществе послужило проведение Олимпийских игр, присоединением Крыма, годовщина Победы в Великой Отечественной войне.

    Формирование патриотизма дошколят и школьников осуществляется через проведение систем патриотических конкурсов, общественно-политических, национальных и культурных, государственных праздников, через работу детских военно-патриотических общественных организаций.

    Формирование патриотических чувств студенческой молодежи России осуществляется в рамках тематических конкурсов, а также через реализацию проведения профильных смен в рамках всероссийских образовательных форумов «Машук», «Селигер», «Таврида», «Территория смыслов» на Клязьме", «Ласточка», «АТР», «Бирюса», «Балтийский Артек», «I-Волга».

    Свою деятельность, финансируемую из государственного бюджета, ведут (ФГБУ «Росвоенцентр» и ФГБУ «Роспатриотцентр» ), ориентированные на патриотическою работу со всеми возрастными группами.

    Общественными организациями России на протяжении нескольких лет реализуются общественные проекты: Гордость России , Бессмертный полк , Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов , Волонтёры70 , Российское военно-историческое общество , «Поисковое движение России» , Моя страна - моя Россия , Ассамблея народов России

    В акции «Бессмертный полк» в 2015 году приняли участие 13% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет .

    Показателем заинтересованности государства в патриотическом воспитании граждан является наличие нормативно-правовых документов, регулирующих и поддерживающих работу государственных и общественных организаций по формированию патриотизма:

    Документы регулирующие патриотическое воспитание в России:

    Федеральные законы

    • Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
    • Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О воинской обязанности и военной службе».
    • Федеральный закон от 13.03.1995 N 32-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «О днях воинской славы и памятных датах России».
    • Федеральный конституционный закон о государственном гимне Российской Федерации.
    • Федерального закона от 19 мая 1995 года N 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» (с изм. и доп. 2014).
    • Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) «О погребении и похоронном деле».
    • Закон РФ от 14 января 1993 г. N 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (с изм. и доп. 2013).
    • Указ Президента РФ от 22 января 2006 г. N 37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества».

    Постановления Правительства

    • Постановление «Об утверждении Положения о деятельности организации, уполномоченной Правительством РФ на реализацию межправительственных соглашений о воинских захоронениях».
    • Постановление «Об утверждении положения о подготовке граждан РФ к военной службе».
    • Постановление «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях».
    • Постановление «Вопросы Межведомственной комиссии по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе».
    • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. N 134-р «Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 года».
    • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.».
    • Приказ Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 года N 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»

    Япония

    В середине XX века формирование патриотизма в Японии было отнесено к ведению Управления национальной обороны (УНО)(после 9 января 2007 года Министерство обороны Японии). Воспитание патриотизма опиралось на традиционно японские моральные каноны, милитаризм, национализм [ ] .

    Критика патриотизма

    Примечания

    1. Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ. В. Г. Крысько. 1999. «Патриотизм»
    2. Патриотизм / М. М. Скибицкий // Отоми - Пластырь. - М. : Советская энциклопедия, 1975. - (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969-1978, т. 19).
    3. Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 2003. С. 164.
    4. в Брокгаузе и Ефроне содержит слова о П., как нравственной добродетели.
    5. Пример опросов общественного мнения показывает, что большинство опрошенных поддерживает патриотические лозунги.
    6. Ксения Ларина; Виктор Ерофеев, Алексей Чадаев. Культурный шок: российский патриотизм - разрушительная или созидательная сила? (неопр.) . Радио «Эхо Москвы » (30 августа 2008). Проверено 21 июля 2014.
    7. Подборка материалов на тему патриотизма на сайте ВЦИОМа .
    8. Пример трактовки патриотизма: «Протоиерей Димитрий Смирнов: „Патриотизм - это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой“ » - Интервью Протоиерея РПЦ Димитрия Смирнова Борису Клину, газета «Известия », 12 сентября . Среди тезисов интервьюируемого: патриотизм не связан с отношением человека к политике государства, патриотизм не может означать ненависть к чужому, патриотизм культивируется с помощью религии, и др.
    9. Информационный материал ВЦИОМа . Отчёт об опросе общественного мнения 2006 года на тему российского патриотизма. В данном отчёте не наблюдается единого представления общества о патриотизме и патриотах.
    10. Толковый словарь обществоведческих терминов. Н. Е. Яценко. 1999
    11. Семиозис городского патриотизма: опыт осмысления теории и практики (неопр.) . Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. Проверено 9 июля 2016. Архивировано 9 июля 2016 года.
    12. Гуманитарный ежегодник (недоступная ссылка) Проверено 21 июля 2014.
    13. А. Махлаюк. РИМСКИЙ ПАТРИОТИЗМ И КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ЭПОХУ ИМПЕРИИ
    14. Георгий Курбатов. Эволюция полисной идеологии, духовной и культурной жизни города (неопр.) . Проверено 12 ноября 2012. Архивировано 19 ноября 2012 года.
    15. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. - СПб. , 1907-1909.
    16. «космополиты». Электронная еврейская энциклопедия (недоступная ссылка) Проверено 21 июля 2014.
    17. Политический журнал - ТЕМА НОМЕРА - Возможна ли альтернатива для Pax Americana?
    18. Универсализм прав человека и патриотизм (Ридель М.) (неопр.) . "Электронная библиотека по философии". Проверено 21 июля 2014.
    19. Межуев, Борис Сотворение космополиса (неопр.) . Журнал «ПОЛИС». Проверено 21 июля 2014.
    20. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    21. «Природа, родник, родина, просто доброта»
    22. Ислам и проблемы национализма и патриотизма
    23. Идеи раннего христианства (недоступная ссылка) Проверено 21 июля 2014.

    Председатель правительства России В. В. Путин подчеркивает, что «единство России скрепляет присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общая историческая память. В обществе растет интерес к отечественной истории, к тому, что дорого всем, а это начало нового духовного подъема».

    Сегодня многие считают, что молодежь не интересует историческое прошлое, нет чувства патриотизма. Это не так. У большинства молодежи оно есть, что и пытался доказать автор в своей работе.

    Анализируя ответы на вопросы, автор утверждает, что патриотизм в среде современной молодежи переживает не самые легкие времена. И это показали исследования: у молодого поколения есть проблемы связанные с формированием патриотического сознания.

    Эта тема актуальна еще и потому, что в современной ситуации развития России, сегодня как никогда необходимо возрождение духовности, воспитание молодежи в духе патриотизма, любви к Отечеству.

    За россиянами - великий разум и ратный подвиг предков, могучая культура, а мужества и стойкости, чувства ответственности перед Родиной им не занимать. И без подъема гражданского самосознания, патриотического потенциала молодежи не приходится рассчитывать на успех в Возрождении Отечества.

    Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо Отечества.

    Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые мы называем понятиями семья, микрорайон или деревня, город или район. По мере своего развития каждый из нас постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу, народу. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитать гражданина из школьника, изучавшего большую Родину только по книгам.

    Что же считает ценным сегодня молодой человек?

    Социологический опрос, который проводился среди учащихся 8-10 классов, показал:

    Что считаешь ценным сегодня? % опрошенных

    Хорошая одежда 56

    Тусовки по выходным, общение 36

    Патриотизм, любовь к Родине 46

    Анализ показал, что материальные ценности преобладают над моральными. Для патриотизма в этом случае остается совсем немного места (46%). Но несмотря на печальные итоги, я думаю, что молодежь все же понимает и принимает патриотизм как ценность, но слабо представляет его на практике. Отсутствуют достойные примеры патриотизма в современном обществе.

    Если раньше, в сознании советских людей прочно формировался образ защитника Отечества, Добра, справедливости (сказочный, собирательный и реальный); образ мудрости государственного деятеля, образ воли полководца. Мощным фактором воспитания в советское время был образ героя (А. Матросов, З. Космодемьянская, О. Кошевой, пионеры-герои и др.) и образ героического акта (ночной таран в воздухе, переход через линию фронта, оборона дома Павлова и др.) и т. д. И эти данные образы предстают как образцы патриотизма, нравственности, духовности, толерантности, самоотверженности, мужества, воли к победе и т. п. Они выступали в многообразных формах ценностных ориентаций человека, которые вели солдата в бой, а труженика тыла превозмогать невероятную усталость. А что же происходит в наши дни? Чтобы не быть голословным, я приведу пример статистики. Молодым участникам сайта http://otvet. mail. ru и учащимся 8-10 классов нашей школы был задан вопрос « Знаешь ли ты героев нашего времени?». Картина оказалась неутешительной:

    Ответы Старшеклассники Участники сайта

    Не знаю 36 32

    Их нет вообще 24 28

    Герои есть и в наше время 8 12

    Называют героями участников войн в ВОВ, Афганистане, Чечне (но не 32 12

    называют их имен)

    Таким образом, мы видим, что 70% респондентов не могут назвать конкретных героев (причем 26% считают, что таковых нет вообще, 34% просто не знают их, 10% думают, что герои есть, но не ведают кто они). Лишь 22% называют героями участников Великой Отечественной войны и воинов – интернационалистов. Да, результаты неутешительные. Нет у молодежи идеалов, с кого бы они могли брать пример. Но когда нет образца для поведения, старшеклассники, да и вся молодежь попросту не понимают с кого брать пример, и ввиду отсутствия достойных образцов для подражания ищут свои идеалы самостоятельно, например, на экране телевизора. Нужно ли говорить о том, что за пример может обнаружить для себя человек, просто включив телевизор? Влияние СМИ на сознание молодежи велико как никогда и это не может не огорчать. Вот, наверное, почему такое состояние нашей молодежи - это и потеря перспективы, и растущие растерянность и тревога, и неуверенность в завтрашнем дне, и чувство безысходности, обманутости, доминирующие установки жить «одним днем».

    Сегодня, в нашем современном обществе, все же главной причиной падения патриотизма в молодежной среде являются на мой взгляд отсутствие патриотической идеи в обществе, отрицательное влияние друзей и сверстников, ненормальную обстановку в семье. Решив в этом убедиться, я провела опрос среди учителей нашей школы, которые подтвердили причины падения патриотизма среди молодежи:

    ответы % среди учителей

    Отсутствие патриотической идеи 68

    Ненормальная обстановка в семье 21

    Влияние сверстников 5

    Влияние СМИ 6

    С патриотическим воспитанием у нас проблема в целом по стране. Об этом свидетельствует факт концентрации государственного интереса к проблемам воспитания патриотизма у граждан Российской Федерации, что закреплено государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 -2010 годы». Об этом говорит и Президент Российской Федерации Д. А. Медведев на конференции: ««Вопросы патриотического воспитания должны оставаться в центре внимания нашей государственной деятельности. Причем эта работа должна вестись, что называется, с пониманием ответственности задачи, она не должна быть шаблонной. Она должна доходить до сердца. Потому что, мы знаем, что каждую работу можно завалить, если заниматься ею без души. А вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен именно сообразовываться с личными представлениями каждого человека о его месте, с его восприятием страны, Родины» .

    А выпуски наших теленовостей на 90% состоят из государственных визитов плюс ЧП, катастроф и наводнений по всему миру. Потом эфир забит ток-шоу с сериалами. А турниры по теннису или те же матчи внутреннего чемпионата по футболу показывают по платным каналам в ночное время. Кто их увидит, чтобы испытать гордость и за наших фигуристов, девчонок-теннисисток, и за футбольную команду? Из выпусков новостей каждый из нас может узнать, сколько убийств произошло за последние сутки, о кризисе, сколько человек и где остались без тепла. А хороших новостей вроде как у нас и нет. Почему то мы говорить об этом стесняемся. Как и о людях, которые живут среди нас и каждый день совершают большие и маленькие геройские поступки.

    Да много еще чего такого мы не делаем, чтобы понять: мы живем не в самой плохой стране, нам есть кем и чем гордиться. И люди ощущают в этом большую потребность. Это необязательно мировые рекорды и научные открытия. Это подвиги и поступки, события и даты, о которых надо знать всем. Чтобы научиться этим гордиться. И было бы с кого брать пример.

    А ведь у нас есть с кого брать пример: с ветеранов Великой Отечественной войны нашего поселка. Это ли не пример героизма и мужества, пример любви к своей Родине. А чтобы ими гордиться, надо знакомить учащихся с воспоминаниями ветеранов об участии их в войне, о трудностях, с которыми им пришлось столкнуться в годы Великой Отечественной войны. Об этом мы в своей школе и говорим, чтобы наши учащиеся не только с уважением относились в ветеранам Великой Отечественной войны, но и гордились ими!!! И это только один пример воспитания патриотизма в нашей школе.

    Был проведен социологический опрос не только среди старшеклассников нашей школы, но и участников сайта по следующим вопросам:

    1. Считаете ли вы себя патриотом?

    2. Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

    3. Готовы ли вы совершить подвиг сегодня?

    4. Знаете ли вы шерловогорских ветеранов Великой Отечественной войны?

    5. Как вы относитесь к ветеранам Великой Отечественной войны?

    6. Нужны ли вообще патриоты стране сегодня?

    7. Вы за или против службы в армии?

    8. Если у вас была бы возможность, вы бы уехали из России?

    Анализ ответов показал:

    вопрос ответы Учащиеся Участники сайта

    Считаете ли вы себя патриотом? да 83 52

    сомневаюсь 5 7

    Нужно ли патриотическое воспитание в школе? да 87. 9 76

    Готовы ли вы совершить подвиг сегодня? да 58 52

    сомневаются 21 11

    не решились 9 13

    Знаете ли вы шерловогорских ветеранов Великой да 98 Вопрос не задавался на сайте

    Отечественной войны?

    Как вы относитесь к ветеранам Великой Отечественнойуважительно 95 Вопрос не задавался на сайте войны?

    равнодушно 0

    с сочувствием 5

    Нужны ли вообще патриоты стране сегодня да 87. 9 69

    Вы за или против службы в армии? за 83 46

    против 27 54

    Патриотами себя считают 68% опрошенных. Надо заметить, что среди учащихся нашей школы их 83%.

    82% - за патриотическое воспитание в школе:

    55% готовы совершить подвиг:

    78, 5% считают, что патриоты стране нужны:

    На вопрос «Вы за или против службы в армии?» результаты показали:

    Результаты ответов учащихся 8-11 классов на вопросы «Знаешь ли ты своих ветеранов Великой отечественной воны?» и «Как вы относитесь к ветеранам Великой Отечественной войны?» меня порадовали, хотя и есть среди них 2%, которые не знают своих ветеранов, проживающих в родном поселке. Зато 95% относятся к ветеранам Великой Отечественной войне с уважением, а 5% с сочувствием, что видно по диаграмме:

    Долгие годы история изучалась, как история государства, история войны, история народного хозяйства и прочее. Пора начать изучать историю общества, историю человека, его жизнь, деятельность и по-другому взглянуть на историю глазами людей, чьи руки детские и взрослые, мужские и женские, брали оружие и защищали свою родную землю.

    Говорят: счастлива земля, не имеющая дочери и сына, которые могут предать свою Родину. Моя работа-это работа именно о таких сыновьях и дочерях, которыми должны гордиться Россия и мы. Мое поколение живет в непростое время, мы часто слышим о нарастающей бездуховности общества, падении нравственности, разрушении вековых традиций. Я уверена, что не только меня, а многих волнует вопрос: человек в обществе, его ответственность за судьбу страны.

    Через испытания, каких еще не выпадало никому, сквозь огонь и кровь прошел народ к Победе. Вклад в общую победу внесли и воины-Забайкальцы. Наши земляки принимали участие во всех крупнейших сражениях: насмерть стояли у стен родной столицы, громили врага в Сталинграде, Ленинграде, на Курской дуге, форсировали Днепр, изгоняли захватчиков из Белоруссии и Украины, Молдавии и Прибалтики, освобождали от коричневой чумы народы Европы, штурмовали Рейхстаг. Многие забайкальцы не дожили до 65-летия Победы. Однако, материал о них, их воспоминаниях о войне, бережно хранятся краеведами нашей школы. Я расскажу о некоторых из них, кто, испытывая ужасы войны, вместе со всеми ковал победу.

    Михаилу Ивановичу Любушкину не было и 18 лет, когда в августе 1942 году он был призван в ряды Красной Армии и направлен в Забайкальское пулеметно-минометное училище на станцию Дивизионная. А уже в феврале 1943 года большая группа курсантов выехала на фронт и влилась в состав стрелковой дивизии, в составе которой участвовал и Михаил Иванович в качестве стрелка в боях на Курско-Орловской дуге. Еще при жизни он вспоминал об одном бое, который разгорелся в июле 1943 года: «Когда после артиллерийской и авиационной подготовки немцев, двинулись развернутым фронтом танки и самоходная артиллерия, а за этой движущейся броней шли цепи немецкой пехоты, разгорелся бой. Часть танков была подбита, но остальным удалось пройти на передний край, немецкие танки утюжили наши траншеи. Нам удалось поджечь бутылками с горючей смесью несколько танков. В адском грохоте, огне, дыму не слышно было команд, но мы сами понимали и огнем старались отсекать пехоту от танков. И немцы были вынуждены отступить. Прорвавшиеся немецкие танки и самоходы были, полностью уничтожены нашей артиллерией и контратакой танков. После небольшого перерыва немцы снова бросили на нас свои самолеты, которые бомбили нас довольно долго, затем ударила артиллерия врага, заскрипели «Ванюши», пустили на нас «тигров» и «пантер», но и эту атаку нам удалось отбить. » В его рассказе я почувствовала гордость, что им удалось отстоять хоть маленький кусочек, но своей родной земли. Да, о смерти в тот момент они и не думали, думали только о спасении своей Родины.

    Война оставила свой след и в истории семьи Шром. Михаил Тарасович Шром сражался под Сталинградом и Москвой, вместе со всеми форсировал Днепр. А Фрида Федоровна до войны жила в Ленинграде. Училась в школе, которая носила имя Сергея Мироновича Кирова, строила планы на будущее, им не суждено было сбыться: началась война. Вскоре город сжался в смертельном кольце блокады, занятия в школе прекратились. Тогда Фриде Федоровне исполнилось 15 лет, она вместе с другими девушками ездила копать окопы для бойцов, защищавших Ленинград. Вот уже 65 лет прошло с тех пор, но бывшая блокадница до сих пор не может без слез говорить о жизни в осажденном городе. «Работали и голодали как все ленинградцы. Вспоминать об этом очень трудно». В 1943 г. по Ладожскому озеру, по дороге жизни ее вместе с братьями вывезли из Ленинграда и эвакуировали в Сибирь. Там она и познакомилась со своим мужем.

    Испытания, выпавшие на долю Фриды Федоровны и Михаила Тарасовича в молодые годы, оставили свои отметки на всю их дальнейшую жизнь – тяжелые воспоминания, болезни, незаживающие фронтовые раны. Большой осколок от фашистского снаряда, оставшийся в ноге и сильно мучивший фронтовика удалось извлечь только спустя 43 года после ранения. А два осколка, попавшие ему в грудь, так и остались там до конца жизни. Как у всех ленинградцев, переживших те страшные дни, у Фриды Федоровны есть знак «Житель блокадного Ленинграда».

    Война, жестокость и кровь Но дети и война – это что-то несовместимое, как жизнь и смерть. На фронте – смерть, кровь, а в тылу – голод, холод и нечеловеческий труд. «Война всех нас лишила детства. Как мы бедствовали, как голодали, но учились, а больше работали!» - вот так начала свой рассказ Мария Георгиевна Журавлева, ветеран педагогического труда. Улыбчивая, доброжелательная, можно подумать, что жизнь ее была всегда безоблачной. Но военного лихолетья она глотнула сполна. Было ей 9 лет, когда началась злая, никого не щадящая война. Жили они тогда в Мордовии, в деревне Старорусские Поматы. Отец погиб в первый же год войны, мать умерла в 1942 году от воспаления легких, осенью 1942 г. умер дед. И остались три девочки, осиротели. Председатель колхоза требовал, чтобы старшие шли работать в колхоз, иначе не будет сена корове, и ее не разрешат пасти на колхозных полях. Бросив школу, старшие девчонки пошли работать в колхоз. На хозяйстве остались 10-летняя девочка Мария. Школу она не оставила. До обеда училась, после обеда работала в колхозе. Уроки и домашняя работа выполнялись вечером при свете коптилки. А летом, конечно, целый день – в поле. Какая же сила была в её еще по-детски тонких ручонках? Но война не спрашивала. Тяжело было девочке: «волокуши» тянуть, не разгибая спины, копать картошку, делать любую взрослую крестьянскую работу. Но не сломила ее судьба. После 10 класса Мария Георгиевна поступает в институт, который закончила в трудные послевоенные годы. А в 1952 году из далекой Мордовии приехала в Забайкалье по направлению.

    45 лет Мария Георгиевна преподавала географию, живя в Забайкалье. Она очень сильный человек, ведь не смотря на войну, она сумела получить образование.

    Много трудностей пришлось пережить нашим ветеранам в свое время, но, глядя на них и слушая их рассказы, можно гордиться, что у нас в России есть такие люди!

    Собирая материал об участниках войны, я поняла, что жизнь, особенно война, формирует взгляды, убеждения. Как важно иметь знания и, конечно, свою точку зрения, чтобы не ошибиться. Надо искать свое место в жизни. Пишешь об этих людях, и хочется хоть в чем-то подражать им. Ведь они прошли огненными дорогами путь от Москвы до Сталинграда до логова фашистского зверя, развязавшего кровавую бойню, в которую были втянуты народы всей Европы. Мы склоняем головы перед ними, выстоявшими и победившими! И подвиг их будет жить в наших сердцах.

    Ведь история – самый справедливый судья и, в конечном счете, воздаст по заслугам всем, кто не думал о своей жизни, шел в бой против смерти, чтобы спасти Родину от врагов!

    В заключение хочется подчеркнуть, что конкретные события и факты из жизни шерловогорцев в период Великой Отечественной войны доказывают, что творческий и нравственный потенциал нашего народа, вышедшего на защиту своего Отечества, огромен. Наш народ способен преодолеть любые трудности и невзгоды во имя общего дела, во имя своей Родины!

    Сегодня хочется отметить, что проблема потери патриотизма среди молодёжи пока не глобальна, но над ней стоит задуматься каждому. Все мы без исключения, какого бы возраста ни были, должны уважать и помнить тех, кому обязаны своей жизнью и свободой. И было бы очень хорошо, если бы каждый из нас развивал дух патриотизма не только в себе, но и в окружающих.

    Заключение

    Подводя итоги всей работы, мы пришли к следующим выводам, что патриотизм, уважение к ветеранам, память о годах Великой Отечественной войны всегда очень важны в патриотическом воспитании старшеклассников. Проанализировав ответы социологического опроса, выяснилось:

    Старшеклассники нашей школы считают себя патриотами - 86%;

    Уважительно относятся к ветеранам Великой Отечественной войны – 95%;

    У 89% ребят родные воевали на фронтах Великой Отечественной войны и, к сожалению, 11% не знают своего прошлого;

    Сегодня подвиг готовы совершить за Родину – 58%, сомневаются – 21% и 12% не согласны совершать подвиг, 9% - не решились бы;

    Старшеклассники нашей школы хотели бы служить в армии - 83 %.

    Анализы показывают, что в школе необходимо продолжать воспитывать чувство патриотизма. Это еще раз доказывают ответы на вопрос: «Нужны ли вообще патриоты стране сегодня?», старшеклассники дружно ответили ДА (87,90%), а участники сайта с ними согласились – 69%. Старшеклассники нашей школы считают необходимым продолжить работу по патриотическому воспитанию (65,32%). Патриотизм можно охарактеризовать как ценность современной молодежи, точнее говоря, в молодежной среде есть определенная часть юношей и девушек, которые включили патриотизм в систему своих ценностных ориентаций. К сожалению, эта часть не так значительна, как хотелось бы (46%). Но лед тронулся. И это самое главное.

    Исследования показали, что патриотизм в среде современной молодежи переживает не самые легкие времена: у молодого поколения есть проблемы связанные с формированием патриотического сознания.

    Таким образом, проанализировав ответы старшеклассников и участников сайта, можно сделать вывод, что сегодня необходимо больше обращать внимания на воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, уважения к старшему поколению. Мы можем и должны создавать среду, которая поможет воспитать у подрастающего поколения чувство патриотизма! Только развивая чувство патриотизма и любви к Родине у молодого поколения можно обеспечить стране будущее!

    Я думаю, что мой материал (особенно воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны) может пригодиться не только для уроков истории и краеведения, но и для проведения классных часов, диспутов по воспитанию у молодежи чувства патриотизма и любви к своей Родине!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!