Малыша к порядку например заставить. Как научить своих детей порядку и чистоте в доме? Как научить: от игрушки до целой комнаты

(9 голосов : 4.0 из 5 )

Аккуратность редко бывает врожденной чертой характера, скорее, это приобретенное качество. Когда в доме есть активные, много играющие дети, бывает трудно поддерживать безупречную чистоту. И в то же время упорядоченный мир нужен детям. Представление о порядке многие берут из семьи, но, даже если родители направят все силы на то, чтобы дети были чистоплотными, нет гарантии, что они обязательно станут собранными и педантичными. Играет роль темперамент, особенности характера, возрастные кризисы. Взрослые стараются научить детей быть внимательными к внешнему виду, порядку в комнате и общей организованности. Но не менее важно подойти к воспитанию аккуратности так, чтобы стремление к чистоте не превратилось в одержимость и не оказывалось больной темой как для старших членов семьи, так и для младших.

Объяснить ребенку, для чего нужен порядок в делах и вещах – задача не из легких. Дети не любят нотации, а причины, которые имеют значение для взрослых, могут не срабатывать с детьми. Поэтому в каждом индивидуальном случае нужно почувствовать, какая мотивация может сработать:

Порядок – это удобно. Когда ничего не забываешь, а нужные вещи находятся на своих местах. Подскажите ребенку, что важный номер телефона не потеряется, если его записать не на клочке бумаги, а занести в записную книжку или телефонный контакт-лист. Купите несколько папок с разделителями, в которых можно хранить художественные работы, и пусть во время следующего приезда бабушки с дедушкой ребенок продемонстрирует им свои рисунки, а вы порадуетесь вслух: как удобно показывать гостям альбом, в котором рисунки хранятся аккуратно.

Порядок – это необходимо. В учебе аккуратность пригождается при умении писать в прописях, обводить по пунктиру, проверять ошибки в диктанте и при выполнении многих других заданий. Похвалите малыша за то, что не зашел за контур, раскрашивая картинку, а школьника – за то, что обошелся без помарок, переписывая упражнение из учебника. Получив хорошую оценку за аккуратное выполнение работы или услышав учительскую похвалу за красивый почерк, дети прочувствуют всю важность тщательного подхода.

Порядок – это приятно. Отличная мотивация для детей – это гости-сверстники, которых им нравится приглашать в свою чистую комнату. Пусть ваш дом будет открыт для друзей, и тогда детям будет в удовольствие наводить порядок перед их визитом.

С аккуратным человеком комфортно окружающим. Приятно общаться с тем, кто опрятно одет, не забывает, во сколько нужно прийти на дружескую встречу и не устраивает беспорядок на территории, которую делит с другими (например, за школьной партой или в общей комнате летнего лагеря). Может быть, вы вспомните, как недавно пришлось пропустить начало мультфильма в кинотеатре, а затем, извиняясь, пробираться через половину ряда из-за того, что дома долго не могли найти ключи, не повешенные на привычный крючок, а почему-то оказавшиеся в варежке. Или в вашем семейном опыте найдется другая похожая история. Иногда детям необходимо увидеть минусы от невнимательного отношения к вещам, ко времени или к порядку, чтобы в будущем быть аккуратнее.

Как помочь ребенку навести порядок

Родители могут быть удивлены тому, что у детей существует собственное представление о порядке, которое отличается от заданного в семье. Однажды знакомая призналась, что ее восьмилетний сын, у которого талант – захламлять пространство вокруг себя, во время семейного путешествия и проживания в отеле убирал вещи на место. Когда его спросили, почему дома он не делает то же самое, ребенок ответил, что ему нравится, что в отеле мало лишнего, поэтому не хочется загромождать красивый номер беспорядком. Это откровение стало для родителей поводом подумать, что, возможно, в домашней детской комнате слишком много вещей. Так было принято решение избавляться от лишнего. Если похожая проблема существует и в вашем доме, нужно просто с чего-то начать:

— вместе с ребенком разделить комнату на квадраты и убирать по квадрату в день. При таком способе большое задание, которое сначала представляется невыполнимым, разбивается на маленькие, и их удобно делать по шагам. Помогите ребенку в начале пути: покажите, куда сложить машинки, а куда мягкие игрушки, рассортируйте несколько предметов вместе, а затем оставьте малыша заканчивать дело;

— предложить детям украсить комнату по их вкусу: с большей охотой они будут поддерживать порядок в комнате, если им будет нравиться, как она выглядит. Также важно, чтобы дети чувствовали, что это их территория, даже если речь идет не о целой комнате, а об игровом или творческом уголке в квартире. Признавая ответственность за порядок в своем уголке, дети могут организовать хранение вещей по своему вкусу, а не только так, как подскажут взрослые;

— отказаться от большого количества игрушек. Скопление машинок, кукол и разных мелочей обычно и является главной причиной хаоса в доме. Если сократить общее количество покупаемых игрушек не удается, договоритесь о том, чтобы держать на виду лишь часть игрушек, а остальные убирать на антресоли или балкон, периодически меняя их местами;

— определить для каждой вещи свое место. Чтобы у ребенка был ориентир – что и куда класть, родители могут сфотографировать комнату с правильно разложенными вещами и повесить фото на стену;

— организовать пространство так, чтобы уборка была простой, а вещи можно было легко найти. Используйте контейнеры с понятными ребенку надписями или наклейками, папки с файлами для школьных бумаг, перегородки для носков и белья, чтобы они были сложены отдельно и аккуратно, а также ящики для строительных инструментов с прозрачными отсеками, в которых удобно хранить мелкие детали конструкторов;

— ввести ежедневные обязанности, которые станут детским вкладом в наведение домашнего порядка. Разрешите детям выбирать из предложенных обязанностей те, с которыми они будут лучше, по их мнению, справляться;

— прибегать к помощи электронных устройств и наглядных помощников: маркерных досок, ярких стикеров, календарей, органайзеров в компьютере или телефоне. Подскажите, что оповещения в телефонном календаре помогут не забыть о днях рождения друзей и родственников, стикеры удобно использовать как текстовые закладки-напоминания в книгах, учебниках или дневнике, а на доске можно написать распорядок дня или список дел и заданий которые необходимо сделать.

Также можно постепенно научить детей некоторым приемам, благодаря которым поддерживать порядок будет не так утомительно:

— убирать по пути, класть на место то, что взял, закрывать то, что открыл, уроненную вещь поднимать с пола, а снятую с вешалки форму вешать обратно после учебного дня;

— сделать традицией ежевечерние пять минут легкой уборки перед сном, чтобы утром было приятно заходить в комнату;

— перед тем как начать новую игру, убрать на место ту, которую только что закончил;

— начинать уборку с того, что больше нравится. Например, сначала расставить музыкальные диски, а потом разобраться с одеждой и т.д.

Часто умение организовать свой быт удобным образом переходит от родителей. У ребенка с детства впечатывается в подсознание то, что вы после подъема заправляете постель, а перед сном убираете мелочи, оставленные на поверхностях мебели. Или дети видят, что родители ежедневно принимают душ, и воспринимают эту привычку как естественную и для них тоже.

И хотя положительный пример – это всегда первый шаг, бывает, что и простые правила дети отказываются соблюдать, просто потому что это им неинтересно. С малышами в таком случае срабатывает выдумка и игра. Тогда чистка зубов по таймеру превращается в борьбу с микробами, которых разноцветная щетка выгоняет за две минуты, а уборка игрушек становится соревнованием: кто получит больше очков, метко забросив мягких зайцев и мишек в корзину.

С детьми постарше можно придерживаться следующих стратегий:

— сохранять непринужденное отношение к наведению порядка. Если дети видят, что родители вздыхают и долго собираются с силами, прежде чем пропылесосить комнату, то и они будут воспринимать уборку как мучительное мероприятие. Поэтому поддержание порядка в доме лучше воспринимать как часть семейной жизни – такую же естественную, как покупка продуктов или традиционный поход в кино по выходным;

— определить вместе, что для вас и детей означает «чистая комната» и попросить их придерживаться этого списка. Он, например, может состоять из следующих пунктов: заправленная постель, аккуратно сложенная одежда, чистый письменный стол;

— просить детей не просто выполнить что-то, а помочь вам – набрать воду в ведро для мытья пола или рассортировать одежду по цвету для будущей стирки. Так они, во-первых, учатся от взрослых, как именно наводить порядок, а во-вторых, чувствуют взаимную вовлеченность в общее дело.

Как не перегнуть палку

Тяжело, когда для кого-то из членов семьи аккуратность – навязчивая идея. В этом случае уборка висит над остальными домочадцами дамокловым мечом. Психологи считают, что одна из причин чрезмерного внимания к чистоте и порядку – неуверенность в себе и желание защититься физическим порядком от любого внешнего воздействия. Для таких людей характерна повышенная раздражительность из-за незакрытого тюбика зубной пасты или чашки, поставленной не на ту полку. Устанавливая правила чистого дома, необходимо помнить о том, что порядок – хотя и важная, но все-таки не главная составляющая семейного уюта и благополучия. Должно оставаться и свободное время и радость от того, что в домашней обстановке можно расслабиться.

Когда родители применяют авторитарный подход и ставят порядок главной целью, устраивая еженедельные генеральные уборки, контролируя мельчайшую деталь и со вздохом вмешиваясь в то, что, по их мнению, у ребенка получается плохо, дети начинают сопротивляться и демонстративно отказываться от уборки. Так они выражают протест против жесткого контроля и давления.

Лучший вариант — придерживаться золотой середины. Не быть диктатором, проверяющим пальцем пылинки на книжном шкафу, но и не оставаться равнодушным к детской аккуратности. Можно с пониманием отнестись к тому, что у ребенка была сложная школьная неделя, и не загружать его поручениями в выходные. А можно спокойно напоминать о том, чтобы он убрал посуду со стола в мойку, собрал с вечера школьный рюкзак, приготовил одежду на утро – все в порядке естественных просьб, которые вы озвучиваете детям и на которые отзываетесь сами.

Многие дети не желают заниматься уборкой из-за того, что ставят в приоритет массу других интересных вещей: компьютер, друзей, книги, прогулки. В таких случаях некоторые родители применяют метод последствий. Например, договариваются, что, пока письменный стол не будет очищен от скопившихся бумаг, на компьютере играть нельзя. С одной стороны, может показаться, что это ультиматум, против которого ребенок может восстать. Но с другой стороны, дети – члены семьи, в которой каждый своим малым вкладом обеспечивает общий комфорт. Важно, чтобы они осознавали это с малых лет.

Выбор – быть аккуратными или нет – дети делают сами. Иногда глядя на родителей и беря с них пример (мама перед приходом гостей заставляла протирать посуду до блеска, скорее всего, и дочь будет наводить лоск перед визитом друзей). Часто дети сами дорастают до понимания того, что порядок – синоним комфорта. В некоторых счастливых случаях аккуратность – просто черта характера. Но пока дети маленькие, родители подсказывают, как стремиться к аккуратности, и это лучшее, что они могут сделать. Есть вероятность, что дети все-таки возьмут данные советы на вооружение, когда в будущем сами станут хозяевами собственного дома.

Приветствую вас, мои дорогие читатели! Некоторым вещам мы учимся еще в детстве, что-то приобретаем с возрастом. Сегодня я бы хотела ответить на вопрос, который мне довольно часто задают клиентки: как приучить ребенка к порядку? Советы психолога: в каком возрасте лучше начинать, что поможет с маленькими детками и как договориться с подростком. Помните, нет ничего невозможного. И если сейчас ваш малыш разбрасывает игрушки и не убирает за собой, то вы с легкостью поймете что делать, прочитав мою статью.

У каждого свой порядок

Начать я бы хотела с определения порядка. В каждой семье заведены свои правила, свой распорядок и режим. Некоторые родители придерживаются идеального порядка в доме, но позволяют своему ребенку в комнате самому следить за ним.

Есть у меня и другой пример. Одна сердобольная мамочка сама моет полы, убирается, раскладывает вещи в комнате дочери.
Здесь очень важно поймать золотую середину. Я считаю, что в своей комнате ребенок должен убираться самостоятельно. Не из-под палки, не по принуждению, не из-за страха наказания. Сам, потому что понимает, что пора провести уборку. Именно так и вырабатывается самостоятельность.

Что же касается определения порядка. Одна моя подруга постоянно жалуется на мужа, что он в сарае на даче развел настоящий свинарник. Когда я приехала к ним в гости и зашла в пресловутый сарай, то была поражена. Действительно, со стороны казалось, что это просто свалка.

Но стоило мужчине зайти в сарай, как я тут же поняла, что он прекрасно знает где у него что лежит. В каком ящике шурупы, а в каком болты. Ему так удобно. Вот главное слово порядка. Человеку должно быть удобно находиться в своем личном пространстве.

Не пытайтесь приучить ребенка к своему порядку. Помогите ему создать собственный.

Помогите понять, как ему будет удобно. Именно в этом заключается ваша родительская задача. А не научить сына или дочь жить по вашему правилу порядка.

Уборка, опрятность и чистота - совершенно другой разговор. И этому стоит учить, этим вопросом стоит заниматься. Когда можно начать приучать своих деток к чистоте?

Чем раньше, тем лучше

Первые два года можете не переживать. В статье « » я подробно описываю, почему в первые два года жизни малыша не стоит делать акцент на педантичной чистоте. Обязательно прочитайте статью, если вы не хотите помешать своему малышу в изучении мира и окружающих вещей своей аккуратностью.

Дисциплина формируется не за один день. Невозможно ребенка за короткий промежуток времени научить наводить порядок в доме. Это должно быть процессом формирования привычки. Как же этого добиться?

Используйте игровую форму общения. Когда малыш отправляется спать, перед этим нужно уложить спать всех зверюшек, которые разбросаны по комнате. Ведь и вы спите в своей кровати, и у малыша есть кроватка, и у игрушек должен быть домик, где они спят.

После того как ребенок поел, не отпускайте его просто так. Устройте веселое мытье посуды, где можно надувать мыльные пузыри, немного брызгаться водой, играть с пеной. Устройте из этого целое морское приключение. Не используйте посудомойку. Приучите ребенка мыть за собой посуду.

Сформировать привычку к порядку очень помогают домашние животные. С собакой нужно гулять, а потом мыть ей лапы, потому что она прыгает по дивану, например. За кошкой нужно убирать туалет. За маленькими зверьками, хомячки, шиншиллы и прочее, тоже нужно убирать клетки. Даже за попугайчиком надо убирать.

Спокойно и размеренно объясняйте ребенку, что в доме у каждой вещи есть свое место. И если взять эту вещь, то после использования нужно убрать ее на место. Иначе она может потеряться.

Следите за его поведением. Если он оставит свою игрушку не на месте, то можете в его отсутствие спрятать ее. Игрушка потерялась. Потому что она была не на месте. Конечно, в результате ребенок должен ее найти и понять, что надо класть вещи на место, чтобы больше не возникало подобных ситуаций.

Но не перегибайте палку. Вы и сами, я уверена, не всегда вспоминаете, где оставили ключи, телефон, пульт от телевизора.

Какого результата вы хотите достичь

Многие родители задают вопрос - как научить ребенка соблюдать порядок. Я уточняю - чего вы хотите добиться от ребенка? Чтобы он застилал постель, убирал за собой посуду, пылесосил, не пачкался? Ведь разные цели требуют развития разных навыков.

Одна моя клиентка хотела сделать из своего сына педантичного чистюлю. В итоге после долгой совместной работы мы пришли к менее кардинальному подходу.

В первую очередь поймите, чего вы хотите добиться от ребенка.

  • Если ваша цель - порядок в его комнате, то перечитайте первый абзац и помогите своему малышу определиться с тем, как ему будет удобнее.
  • Если ваша задача - помощь в уборке по дому - то прививайте с раннего детства привычку помогать маме и папе.

Многие родители сами не знают чего хотят от детей и говорят, что они неопрятные, непутевые грязнули. Решайте задачи по мере их поступления. Не старайтесь сразу из своего сына сделать идеальный пример чистоплотности. Начинайте с малого, постепенно продвигайтесь вперед.

Вы можете приучить ребенка к определенному порядку в доме, но оставьте на его усмотрение порядок в собственной комнате. Вы можете развить опрятность на личном примере. Согласитесь, глупо будет требовать от дочери порядка, если у вас самой полный бедлам в комнате.

Дети очень быстро и легко перенимают привычки взрослых. Поэтому если вы оставляете грязную посуду до завтра, откуда у малыша появится желание мыть эту самую посуду сразу после обеда? Внимательно проследите за собой. Что вы передаете своим поведением детям?

У вас постоянные проблемы с послушанием? Прочитайте статью « ». Кроме того, вы можете обратиться ко мне за помощью. Есть проблемы, которые мы не в силах решить самостоятельно. Не бойтесь просить о помощи.

А для того чтобы найти подход именно к вашему ребенку, дополнительно рекомендую прочитать книгу Евгении Белонощенко «Рожденные с характером ».

Как вы учите своего ребенка быть аккуратным и чистоплотным? Вы чаще применяете систему поощрения или наказания? Что лучше всего мотивирует вашего малыша на уборку?

Терпения вам и побольше сил!

Ожидая появление малыша на свет, мы каждый день мечтаем и размышляем каким он будет, на кого будет больше похож, какое будущее его ждут и бесспорно обещаем себе сделать все возможное для его счастья и благополучия. Однако далеко не все родители понимают, что счастливое будущее во многом зависит от привычек ребенка, от того как он относится к жизни и окружающему его миру, очень важно с самого рождения привить ребёнку любовь к чистоте. Ведь испокон веков говорится о том, что, если человек прибывает в чистоте значит и мысли его будут чистыми, а будущее светлым и счастливым.

Огромное количество молодых родителей мучает вопрос, когда же начинать приучать ребёнка к порядку и как лучше всего это сделать. В данной статье мы детально рассмотрим ситуацию изнутри и подробно ответим на каждый из этих вопросов. Конечно в каждой семье понятие о порядке разное, однако стоит отметить, что с ранних лет малышу следует объяснить, в каком месте должны хранится игрушки, каким образом необходимо складывать свои вещи, и что нужно делать для соблюдения порядка в комнате и квартире в целом. Одним из важнейших аспектов в приучении ребенка к порядку является соблюдение чистоты в доме и личный пример родителей, если малыш будет видеть, как мама и папа с любовью относятся к своему жилищу, то и ребенок будет стараться беречь окружающие его предметы.

Приучать убирать за собой игрушки, мыть посуду и наводить порядок в комнате лучше всего с раннего возраста пока малыш не противоречит своим родителям и старшим детям, а стремится во всем им подражать. Гораздо проще двух годовалого малыша научить убирать игрушки, чем подростку объяснить, что в комнате должно быть чисто и уютно. Опытные психологи советуют современным родителям начинать обучение малышей с года-двух лет, именно этот возраст будет самым продуктивным для восприятия информации и прививания новых навыков маленькому члену семьи.

Как и когда необходимо учить ребенка соблюдать порядок

Прежде чем браться за обучение малыша необходимо внимательно посмотреть на себя и на квартиру, в которой вы живете, важно понимать, что ребенок - это полная копия своих родителей и, если вы далеко не чистюля, глупо надеяться, что кроха будет чистоплотным. Для маленького человека самым важным в жизни являются родители, которые о нем заботятся и на которых он хочет быть похожим, поэтому необходимо начинать приучения к порядку с собственного примера.

Если вы не убираете за собой вещи, небрежно относитесь к мебели и чистоте в квартире, как вы сможете объяснить своему малышу, что такое порядок и для чего вообще нужно собирать за собой игрушки. Приучать ребенка к порядку лучше всего с годовалого возраста, ведь именно в этот период времени карапуз подражает своим родителям во всем, ему будет приятно смахивать пыль со стола, уносить бутылочку в мойку и собирать за собой кубики и плюшевых медведей.

С чего начать и какие ошибки не допустить в обучении ребёнка основам порядка подскажут детские психологи, но стоит отметить, что существует ряд правил, которые помогут вам не допустить ошибки и помочь своему крохе приобрести нужные умения:

1. С самого раннего возраста наберитесь сил и начните заниматься своим малышом, показывайте на личном примере, как нужно относится к своему дому и вещам. Соблюдайте порядок и чистоту, показывайте своему ребёнку как следует прибирать вещи, куда относят грязную посуду, как ухаживают за цветами и животными.

Ни в коем случае не запрещайте ребенку помогать вам, лучше еще раз переделать за ним работу, чем раз и навсегда отбить желание к чистоте и уюту.

В малолетнем возрасте новые навыки прививаются с легкостью и становятся для ребенка нормой и правилом, которое в процессе жизни он будет исполнять с желанием.

2. По мере выполнения ребенком каких-либо задач не стоит быть критичным к достигнутым им результатам, ведь малыш в силу своего возраста не всегда может качественно справится с уборкой или мытьем посуды. Родителям не стоит давать оценки их действиям и критиковать если вдруг результат недостаточно хорош, важно хвалить ребенка и оказывать ему помощь в осуществлении тех или иных задач.

Вы должны всегда спрашивать по какой причине карапуз не справился с тем или иным заданием, возможно у него просто не хватило сил или он не понял, как выполнять, поддерживайте его, рассказывайте и обязательно хвалите, только так вы сможете добиться хороших показателей.

3. Все люди разные, собственно и сравнивать детей крайняя степень глупости, потому что, несмотря на возраст каждый ребенок имеет свои психологические особенности. Не нужно сравнивать детей, говорить, что кто-то справляется лучше с данными заданиями, это может нанести непоправимый ущерб самолюбию и психики малыша в целом. Ребенок во время сравнений будет чувствовать себя ущемленным и ненужным, это может привести к протестам и полному отказу выполнять какие-либо действия по наведения порядка.

Вы должны хвалить своего ребенка, но, если результат не достигнут просто постарайтесь ему детально рассказать, какие действия можно предпринять, что все получилось еще лучше. Одобрение со стороны родителей и старших детей очень важно для крохи.

4. В процессе взросления ребенок начинает применять к родителям различные способы манипуляции, отсутствие желание к уборке - один из способов проверить терпение родителей. Главная задача родителей не реагировать на мелкие проявления характера и не кричать на малыша, вы должны спокойно объяснить, что будет если ребенок перестанет убирать за собой игрушки или вещи.

Быть хорошим родителем тяжёлый труд, однако приучить ребенка к порядку это святая обязанность, если вы хотите достойное будущее и счастливую жизнь для малыша нужно навести порядок в голове и доме. Объяснить значимость чистоты для успешной жизни вы должны на своем примере.

Что значит чистота и порядок в жизни успешного человека

Чтобы приучить ребёнка к порядку прежде всего ему необходимо объяснить для чего все это нужно, что у каждой вещи должно быть свое место, вещи родителей находятся отдельно от детских и ими можно пользоваться только с разрешения. Покажите своему крохе, что мамины вещи находятся в отдельном шкафу и они аккуратно сложены, папины книги и инструменты для работы имеют своё место, а каждая детская игрушка должна находится в отдельной коробке на своем месте.

Только показав ребенку, что все имеет места он сможет отличать предназначение каждой из вещей и постепенно научится отличать одно от другого. Попробуйте вместе со своим малышом поменять интерьер в комнате, доверив ему выбор цветов для коробок с игрушками. Вовлеките его в это увлекательное приключение и тогда малыш сможет понять для какой цели были затрачены такие усилия, в последствии он сможет самостоятельно поддерживать порядок в комнате. Если Вы хотите максимально быстро приучить своих детей к порядку лучше всего пользоваться следующим алгоритмом действий:

1. Рассортируйте свои и детские вещи, выберите место с легким доступом для малыша, покажите ему, что у каждой игрушки есть своя коробка. Для простоты запоминания вы можете сделать разноцветные коробки, или просто наклеить интересные картинки, которые в детской головке будут откладываться и ассоциироваться с той или иной игрушкой.

2. Ребенок научится ценить ваши усилия только тогда, когда почувствует насколько тяжело постоянно поддерживать порядок в комнате. Делайте уборку совместно, подробно рассказывая для чего вы это делаете и почему машинки хранятся отдельно от кубиков и других игрушек. Лучше всего с самого раннего возраста рассказывать своему чаду, что мальчики отличаются от девочек, кубики от пирамидки и вообще каждое существо и вещь имеют свои отличия и индивидуальность. Поняв это с детства в процессе жизни подрастающий человек сможет ценить чувства окружающих и право быть не похожим на других.

3. Чтобы вовлечь карапуза в уборку сделайте ее увлекательной и весёлой, каждый раз превращайте это действо в игру. Собирайте игрушки на скорость, на количество и в конце уборки не забудьте сказать слова благодарности и похвалы. Процесс наведения порядка всегда должен быть совместным, потому что поддержка со стороны любящих родителей очень важна в любом возрасте.

4. Задания распределяйте так, чтобы малыш не утомлялся, чувствовал от работы только радость и веселье. Ставьте конкретные задачи, типа собери кубики в жёлтую коробку, или поставь машинки в гараж. Не стоит одновременно ставить несколько задач крошке довольно сложно усваивать большое количество информации и совмещать ее с реальными действиями.

5. Всегда независимо от результата хвалите свое сокровище, признание и любовь важны этом нелегком деле. Даже если в процессе уборки было доставлено не мало хлопот говорите, что вы гордитесь своим малышом, что он все делает правильно, но в тоже время подсказывайте, как сделать некоторые операции гораздо проще и лучше.


Придерживаясь этих не сложных правил, вы сможете очень быстро научить своего малыша соблюдать порядок и после каждой игры прибирать игрушки на место. Со временем могут возникать сложности, но вы не должны сдаваться и поддаваться капризам, ваша задача добиться поставленной цели, поэтому никакие слезы и уговоры не могут заставить вас начинать уборку самостоятельно без малыша. Переборов себя, вы сможете дать понять своему карапузу, что выполнять уборку придется в любом случае и потребность в капризах пропадет сама собой.

Чистый дом и подростковый возраст!

Каждый родитель когда-то был ребенком и в большинстве случаев не особо любил уборку по дому, а если еще и за младшими нужно наводить порядок вообще мало приятного, именно на этой почве во многих семьях начинаются разногласия с подрастающим поколением. Многие подростки в силу влияния сверстников стараются проявить свой бунтарский характер и показывают неподчинение домашним уставам, однако родители должны быть мудрыми и подобрать ключики к своему взрослеющему ребенку.

Конечно приучать детей в 14-15 лет к чистоте довольно сложно, ведь это нужно было делать намного раньше, но и к таким малышам можно найти свой подход:

1. Дорогие родители, запомните, не стоит превращать процесс наведения порядка в каторгу, и отбывание наказания за какие-то проступки. Вы просто должны объяснить, что комната должна содержаться в чистоте, а у каждой вещи есть своё место. Своим примером покажите ребенку, что соблюдение чистоты привело вас к успеху в жизни.

2. Не подкупайте своего ребёнка красивыми вещами или сладостями за выполнения своих обязанностей. Если в подростковом возрасте вы начнете оплачивать его услуги, то в будущем вам придется не сладко, такой ребенок вряд ли захочет помогать своим родителям ничего не получив взамен.

3. Помните, подросток - это не карапуз двух лет, у него свой взгляд на красоту, порядок и окружающий мир, поэтому стоит сразу договорится о критериях порядка в доме. Сообщите своему ребенку, что комната является чистой если в ней нет грязной посуды, вещи всегда находятся в шкафу, на полу нет лишних предметов, а кровать всегда убрана от постельных принадлежностей. Не забывайте вторгаться в его личное пространство будет большой ошибкой, важно сохранять ниточку взаимоуважения в любом возрасте.

Планируя рождение ребенка, мы заблаговременно планируем его жизнь, создаем его будущее в своем воображение, стремимся вылепливать из него ту личность, которую хотели бы видеть, однако это не всегда получается. Важно помнить, что даже у самого маленького ребенка есть свои вкусы, предпочтения в цвете и игрушках, любимая одежда и игрушки, и не стоит его переделывать под себя. Однако мы можем привить ему любовь к порядку и окружающему миру, наделить добротой и милосердием, приучить помогать старшим и заботится о маленьких. Важно помнить, что становление личности начинается с самых первых минут появления на свет, и чтобы в старости ваше дитя находилось рядом в трудные минуты, нужно вкладывать в него любовь каждую секунду жизни.

Дети часто забавно копируют действия взрослых, пытаясь вытереть пыль маминой шапкой или помыть пол бабушкиным халатом. Между тем это первые шаги к организации пространства вокруг себя. И почему же родители всё равно через пару лет начинают бить тревогу: мол, ребёнок не знает, что такое порядок? Вероятно, в период отчаянного хозяйствования малыша мама с папой допустили серьёзные просчёты, не приучив его к порядку правильно.

Характеристика проблемы

Каждый родитель мечтает, чтобы его чадо выросло ответственным и успешным человеком. А это зависит не только от трудолюбия и таланта, но и от множества других черт характера. Воспитав в ребёнке дисциплинированность и приучив к порядку, вы поможете ему:

  • правильно развиваться - учёные доказали, что развитие мышления зависит в том числе и от того, насколько упорядочены элементы окружающей среды, и если малыш растёт в хаосе, то он будет интеллектуально отставать от своих сверстников;
  • научиться планировать - хорошо, когда малыш точно знает, что после игры нужно убрать игрушки, а значит, завершить крепость из конструктора нужно за некоторое время до отхода ко сну, а не прикладывать последний кирпичик, будучи уже в пижаме;
  • распределять свои силы (невозможно быстро и качественно убраться в детской, если до этого пару часов играл в футбол с ребятами во дворе);
  • стать хозяйственным - раскладывая вещи по своим местам, малыш может оценить, как много у него тех или иных предметов, или понять, чего ему не хватает;
  • укрепить эмоциональную связь с родными - ничто так не объединяет и не сплачивает, как совместная деятельность (особенно это важно в тех семьях, где воспитываются двое и более детей: уборка помогает карапузам ещё больше подружиться и приходить на выручку друг другу);
  • научиться трудиться и получать удовольствие от результатов своего труда (радость приносит только та работа, результаты которой видны, для детей примером таких занятий является уборка: сложил вещи - стало чище благодаря собственному труду);
  • стать хорошим компаньоном для возможных соседей по комнате в будущем - ведь гораздо приятнее, когда рядом живёт человек, который кладёт вещи на свои места.

Советы психологов: как приучить детей соблюдать порядок в доме

Обязательно научите ребёнка помогать друг другу при выполнении той или иной работы

Психологи убеждены: лучший способ приучить ребёнка к порядку - это показать своим примером, что значит аккуратность. Начинать эту нелёгкую работу нужно как можно раньше. Уже в 1–1,5 года кроха поймёт, что грязные колготки, например, нужно положить в стиральную машину, если мама показала ему это, сопроводив свои действия комментарием. Но тогда почему же в 5–6 лет малыш, даже наблюдая, что родители моют после себя тарелки, встаёт из-за стола, не только оставляя грязную посуду, но и руки забывая ополоснуть? Есть два возможных ответа: во-первых, ребёнок может подражать кому-то из членов семьи, кто так поступает; во-вторых, малыш видеть-то видит, но вот самого его никто не научил соблюдать порядок. Отсюда вывод: одного примера мало, нужно приобщать детей к полезной деятельности. Для этого психологи рекомендуют использовать несколько приёмов.

  • Позвольте ребёнку самому организовать свои вещи в пространстве. Многие родители убеждены, что шкаф для белья - не лучшее место для хранения трансформеров или игрушечных эльфов, но малышу это кажется удобным. И если он предпочитает складывать игрушки именно туда, то пойдите на компромисс, а бельё можно и в комод переложить.
  • Приобщайте к труду. Если мама или бабушка помыла пол в доме, то ребёнок, вероятнее всего, не слишком расстроится, наследив в прихожей. А вот если вы, вооружив малыша тряпкой, устроите соревнование, кто быстрее и качественнее вымоет свою половину комнаты, карапуз будет с большим вниманием относиться к чистоте.
  • Призывайте к порядку только сменой тембра голоса и будьте готовы повторить требование несколько раз. Детям тяжело концентрироваться на нескольких задачах одновременно, поэтому решение той или иной проблемы малыш ищет последовательно, и просьба убрать игрушки может просто не попасть в число приоритетных в определённый момент времени.
  • Изучайте опыт. Не будет лишним поинтересоваться у своих родителей, как приучали к порядку вас. Быть может, ваш ребёнок требует таких же мер.

Правила, которым стоит научить малыша

Важно, чтобы в процессе наведения порядка вы общались с малышом на равных

Когда вы убедили своего ребёнка, что он должен поддерживать порядок, уместным будет и разработать совместные правила, чтобы этот порядок сохранить:

  • Планирование. Все пункты уборки должны идти друг за другом, тогда процесс будет проходить быстрее. Донесите до малыша, что сначала лучше убрать на столе, а потом на полу, иначе после наведения порядка в карандашах, красках и пластилине пол придётся мыть ещё раз. Также составляйте распорядок дня и анализируйте его каждый вечер. Составив план малыша на следующие сутки (проснулся, умылся, сложил постель, позавтракал и так далее), вы сможете вместе отследить, справился он с поставленными задачами или нет. Если ребёнок выполнил всё, то его можно поощрить (сладостями, небольшой игрушкой), но не стоит делать это каждый раз, иначе пропадёт радость от награды.

Ещё один способ отметить успех - вручать бумажные звёзды в качестве наград. Ими можно даже оформить стену в детской.

  • Правило «20 минут». Заниматься выполнением одного этапа уборки нужно не более 20 минут, иначе на другие дела времени не останется. Можно использовать метод параллельных действий: пока мама моет посуду, ребёнок убирает игрушки.
  • «Здесь и сейчас». Не нужно откладывать уборку карандашей на вечер, если приходит время складывать пазлы, например. Ведь отвлекаться от нового дела вряд ли захочется.
  • Взаимопомощь. Взрослый и ребёнок должны обязательно помогать друг другу.
  • Единоначалие. Если папа просит сложить вещи в детской, то маме не стоит тут же бросаться на помощь или убирать всё за за ребёнка. А вот напомнить о папиной просьбе - то, что нужно, чтобы совместными усилиями дисциплинировать малыша.
  • Избавляемся от «врагов», пожирающих время: телефонов и других гаджетов. Установите лимит времени на пользование ими. Так вы не только сохраните здоровье ребёнка, но и дисциплинируете его для остальных дел.
  • Хорошее настроение. Любое начинание должно сопровождаться улыбкой и позитивом (показывайте это своим примером).

Интересные способы дисциплинировать сына или дочь

Стирка кукольных вещичек приучает бережно относиться и к своей одежде

Самый лучший способ добиться чего-то от ребёнка - придумать собственные полезные забавы, ведь никто лучше родителей не знает, что интересно и полезно для сына или дочки.

Для детей 2–5 лет

  • Игрушечная посуда и бытовая техника. Малыш должен увидеть, как действует то или иное приспособление, а также уяснить, что такое порядок, хотя бы на вещах, которые близки ему по размеру.
  • Строим домики для вещей. Предложите карапузу вместе создать гараж, где машинки смогут ночью спать. Поначалу он будет убирать 2–3 машинки, а вы - 10, но в скором времени ситуация поменяется. Для такого способа организации пространства очень важно, чтобы в детской были функциональные вещи: кукольный домик, коробки для конструкторов, полки для книг и так далее.
  • Игра «А что будешь делать ты?». Дети очень любят подражать взрослым, поэтому если вы скажите малышу «Я сейчас буду мыть посуду, а ты можешь протереть шкафчик от пыли», он обязательно с воодушевлением примется помогать.
  • «Давай сортировать!». Если в доме много игрушек, то соберите их в одной комнате, купите много коробок и сделайте на каждой опознавательный знак (надпись или картинку, которые дадут представление о содержимом). Вместе с ребёнком рассортируйте все вещи и придумайте, куда ящики поставить.
  • «Кто быстрее?». Этот приём можно использовать для любого вида уборки. Например, кто быстрее загонит машики в гараж-коробку, сложит книги в стопки-пирамиды и так далее.

Для детей от 6 до 9 лет


Для детей 10–14 лет

На этом возрастном этапе игры уже не вполне уместны. Но психологи рекомендуют не забывать, что перед вами всё ещё не совсем взрослый человек.

  • «Спокойствие, только спокойствие». Научитесь чётко формулировать то, что вы хотите от ребёнка. И если он отказывается убрать диски в своей комнате, просто скажите: «Вот мусорный пакет - убери то, что уже не используется».
  • Знайте меру. Подростков сложно заставить выполнять какую-либо работу через силу, поэтому не давайте большой объём заданий. Пусть ребёнок сделает что-то одно, чем совсем ничего.
  • Не иронизируйте по поводу интересов. Например, не возмущайтесь тем, что сын или дочь слушает «непонятный хип-хоп», когда моет посуду.

Учёные из Мичиганского университета опубликовали результаты многолетних исследований, согласно которым было установлено, что мальчики более чувствительны в подростковом возрасте, чем девочки. Именно поэтому во многих начинаниях сыновья гораздо больше требуют поддержки со стороны родителей, чем дочери.

  • Соблюдайте правило общежития. Хорошо, если в вашей семье у каждого члена есть объект общего пользования, за который он отвечает. Например, ванная, которую чистит дочь, или шкаф с книгами, пыль с которого стирает сын.
  • «Выбор за тобой». Подростки очень трепетно относятся к своему личному пространству и негативно реагируют, когда родители приходят в комнату наводить «свой порядок». Поэтому предложите ребёнку выбор: либо он сам убирается, либо вы делаете это за него. Злоупотреблять приёмом не следует, иначе находчивое дитя будет пользоваться этим и смирится с вашим пребыванием в его комнате в обмен на возможность ничего не делать.

Типичные ошибки родителей

Не кричите на ребёнка, если у него что-то не получается. Так можно совсем отбить у малыша желание выполнять какую-либо работу

Приучая ребёнка к порядку, избегайте следующих ошибок:

  • Не критикуйте. У карапуза вряд ли всё получится с первого раза, не стоит акцентировать внимание на неудачах или сравнивать с другими детьми. В противном случае вы воспитаете в ребёнке закомплексованность и неуверенность в своих силах.
  • Не нарушайте. В отношениях с малышом важно следовать выбранной стратегии поведения. Поэтому если вы выделили час времени каждый вечер для уборки в детской, то это правило не стоит нарушать. Иначе нерегулярное выполнение обязанностей сделает из ребёнка необязательного человека.
  • Не обещайте. Принцип «Помой посуду, я тебе шоколадку куплю» недопустим - не пытайтесь строить товарные отношения с детьми. Так сын или дочь привыкнет к манипуляциям. Более того, малыши, приученные получать награду за те или иные действия, не умеют проявлять инициативу: их нужно постоянно стимулировать и подталкивать к любым поступкам.
  • Не перегружайте. Не стоит в один день планировать и уборку, и тренировку, и помощь в огороде на даче - физически ребёнок не готов к таким нагрузкам. Очень часто переутомление негативно сказывается на настроении: большим объёмом поручений вы можете спровоцировать депрессивное состояние малыша.
  • Не послабляйте. Довольно часто бабушки и мамы, видя, что ребёнок устал, бросаются убирать вещи или игрушки вместо него. Это нельзя делать ни в коем случае: вы добьётесь того, что каждый раз перед уборкой ваш карапуз будет «смертельно уставать».
  • Не кричите. Крик - это свидетельство бессилия. Дети не знакомы с психологическими особенностями проявлений личности, но чувствуют, что повышение тона голоса - это «белый флаг». Услышав крик, ребёнок точно уже ничего делать не будет.

Воспитание дисциплинированности у ребёнка - нелёгкая работа для взрослых, требующая терпения. Однако умение следить за своими вещами и выполнять другую работу по дому - это не только дань уважения к окружающим и их труду, но и проявление себя взрослым и ответственным человеком, то есть гармоничной личностью. А именно таким хочет видеть своего малыша каждый родитель.

Другое дело – Всероссийская акция “Я – гражданин России”. В ней гражданско-патриотическое образование и воспитание гармонично встроено в социальное проектирование, причём тонкость заключается в том, что никого не надо убеждать в необходимости того или другого – всё это содержится, как говорится, по умолчанию. И вместо разговоров о любви к Родине и важности наличия активной гражданской позиции тут предложен набор совершенно конкретных дел для решения вполне реальных, а не выдуманных проблем!

Впрочем, понять истинные мотивы тех, кто принял решение участвовать в том или ином проекте, можно лишь расспросив их об этом.

Ниже представлены высказывания финалистов XIII Акции “Я – гражданин России”, которая прошла 29 июля – 12 августа в федеральном детском центре “Смена” (посёлок Сукко, Анапский район, Краснодарский край). А также текст обращения к участникам XIII Всероссийской акции «Я – гражданин России» председателя Комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике Совета Федерации РФ, ответственного секретаря Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы Зинаиды Драгункиной.

Александр Матвиенко, ученик 10 класса лицея №1, Кантемировский район, Воронежская область.

Мы в проекте уже давно, больше года. Я о нём много слышал и раньше, а потом решил принять участие сам, потому что мне просто интересно в чём-либо участвовать. Самое сложное тут, мне кажется, это чисто техническая сторона – когда мы изучали старые письма фронтовиков, которые хранятся в нашем школьном музее, было трудно разобрать почерк. Но это, конечно же, мелочи, по сравнению с опросами населения. Это было трудно физически, потому что мы опросили очень многих людей. Зато всё это помогало почувствоваться себя гораздо более самостоятельными и важными, ведь для ряда мероприятий нас даже забирали с уроков.

Алексей Пичугин, ученик 9 класса школы №17, Тверь.

Мы в проекте с 2009 года. Сначала всё организовывала команда, которая сейчас учится в университете, мы пришли ей на смену. И неизвестно, когда всё закончится, ведь в Латвии похоронено 52 Героя Советского Союза, а мы нашли лишь троих. Кстати, когда мы туда ездили, я там завёл много друзей, и мы теперь друг к другу ездим в гости. Приятно осознавать, что я помогаю сохранить историческую память о героях Великой Отечественной. Не собираюсь это бросать, но если у нас в школе решат реализовать новый проект, обязательно приму участие и в нём. Например, в той же Латвии есть понятие “гражданин – не гражданин”, это больная тема для многих русских, кто там проживает. Думаю, необходимо разработать её, чтобы помочь людям.

Анна Панова, ученица 10 класса школы №17, Тверь.

Сюда, в “Смену”, приехали не все участники проекта, их гораздо больше, включая тех, кто уже студенты. Возраст – 8-10 классы, младших не брали, потому что тема серьёзная, да они и сами не хотели. Мы участвуем в подобных акциях, потому что это общественно полезное дело, к тому же, школа и муниципальные власти награждают нас всех грамотами и премиями. Для портфолио выпускника такие документы – весомый аргумент при поступлении в вуз.

Ольга Сабардина, выпускница школы №1, село Кинель-Черкассы, Самарская область .

У нас в селе 3 школы, и в акции “Я – гражданин России” принимают участие все. Мы соревнуемся между собой, и на область выходят только лучшие из лучших. В этом году повезло нам. Хотя у других школ были тоже интересные проекты – сооружение стелы, посвящённой погибшим воинам, организация освещения улиц ночью, ограждение школы и т.д. В прошлые годы мы успешно реализовали проект, посвящённый материнскому капиталу. По законодательству РФ после рождения третьего ребёнка матери полагается 100 тысяч рублей. Ещё 100 – это региональный капитал. И мы решили сделать так, чтобы региональные деньги можно было бы направить на улучшение жилищных условий, строительство дома. И мы добились своего – теперь на уровне Самарской области законодательство позволяет часть материнского капитала направить на решение ряда важных и злободневных проблем, например, на ремонт жилища.

А вообще, те проекты, которые мы считаем реализованными, на самом деле, не прекращаются, мы постоянно из поддерживаем, пытаемся видоизменить, чтобы они приносили большую пользу. Наш нынешний проект касается чествования трудовых династий в регионе, но ведь эту идею вполне можно и даже нужно распространить и на другие территории, а ещё лучше – на всю Россию!

Кристина Евстратенко, ученица 8 класса школы №5, Дятьковский район, Брянская область.

В 2010 году я была в лагере “Орлёнок” с проектом “Я помню, я горжусь”. В 2011 году мы занимались установкой около нашего учреждения знака “Безопасная дорога”. А теперь продолжили тему проектом “Безопасная школа”. В прошлом году в соседней школе пропала ученица Валерия Устименко, которую потом нашли убитой. И мы решили сделать что-нибудь, что помогло бы нашим сверстникам хоть как-то защититься от подобных трагедий. Ведь это может произойти с каждым. В проекте участвует вся школа, каждый оказывает посильное участие. Инициативных – человек 70, но реальное ядро – 5. Получилось так, что та школа, в которой училась Лера Устименко, не приняла участия в нашем проекте. Но это не помешало нам организовать у себя клуб самообороны, который посещают дети со всего города.

Наталья Реутова, ученица 8 класса школы №763, Москва.

Нам помогают не только другие школьники, но и родители. Как правило, все они только за, потому что видят в этом общественную пользу. И когда надо, могут вместе с нами сходить, например, в управу, к местным чиновникам. Но они не делают работу за нас, оставляя нам возможность проявить себя. Тему нашего нынешнего проекта мы собираемся продолжить, ведь проблема дорог в Москве стоит очень остро, и сама собой она не разрешится. К тому же, как показывает статистика, многие ДТП происходят именно из-за неправильно спроектированных проездов. Меня саму сбила машина, причём на пешеходном переходе, и я знаю, как это ужасно, поэтому лично заинтересована в том, чтобы других ничего подобного не постигло. Другим это тоже интересно, но постольку поскольку, не у каждого получается помогать и поддерживать деятельно и эффективно. С другой стороны, все люди не обязаны заниматься чем-то одним, у них есть свои сферы интересов, своя занятость. Поэтому мы хоть и пытаемся привлечь к своему проекту, но не особо горюем, если нам отказывают. Лучше пусть с нами работают искренне инициативные и заинтересованные люди, чем будет много формальных участников.

Владимир Бакаев, ученик 10 класса школы №21, Элиста, Республика Калмыкия.

К социальному проектированию у нас относятся двояко. Поколение наших сверстников смотрит на это довольно скептически, с точки зрения подросткового максимализма. Взрослые, наоборот, очень хорошо помогают, и морально и материально. Наш класс задумал проект по созданию сайта, призванного помочь выпускникам 9 классов, именно потому, что это для нас жизненно важно и очень злободневно. Ведь ребята, которые не хотят идти в 10 класс, при этом просто не знают, куда пойти учиться. Эта проблема касается вообще всего города, потому что у нас очень многие сейчас предпочитают завершить учёбу в школе, получить где-нибудь степень бакалавра и пойти работать как можно быстрее. Вот для них мы и решили создать специальный интернет-ресурс. Когда наши команды из разных школ города встретились, чтобы защищать свои проекты, мне показалось, что конкуренция подавляет все остальные чувства – даже мой друг из соседней школы смотрел на меня, как на соперника. Но, с другой стороны, это говорит о том, что у других людей проекты тоже весьма востребованные и полезные, и они тоже хотели бы войти с ними в число победителей.

Елена Тупица, ученица 9 класса школы №5 Дятьково, Брянская область.

В нашей школе уже были социальные проекты, признанные лучшими в области. Я об этом знала, но до поры не участвовала. А в этом году решила присоединиться, потому что “Безопасная школа” касается каждого. Я помимо учёбы посещаю ещё и спортивную секцию, занимаюсь волейболом, с тренировок приходится возвращаться поздно. Но мне это ещё и просто интересно, я понимаю, что это важно для всех и для меня лично. Благодаря нашим усилиям теперь дети во всём городе знают, как себя вести, если вдруг тебе угрожает опасность. Плюс с нами теперь тесно сотрудничают полицейские, психологи, педагоги, тренера, они тоже помогают нам дельными советами.

Надежда Лебедева, выпускница Ропшинской школы, Ломоносовский район, Ленинградская область.

В проекте я участвую с 2001 года, ранее занималась другим делом – исследовательскими работами в рамках конкурсов “Отечество”, “Юность. Наука. Культура” и т.д. Но я участвовала в них не просто “до кучи”, а для своего развития и совершенствования, мне это надо как будущему историку и педагогу. Тему сохранения культурного наследия я планирую продолжить изучать и в вузе, куда уже поступила. Жаль, что акция “Я – гражданин России” касается только школ, если бы её распространили и на вузы, я была бы просто счастлива. И, абсолютно уверена, меня бы поддержали те, кто в своё время был активным участником социального проектирования, а потом отошёл от дел, поскольку поступил в университет.

Ксения Мошкова, ученица 5 класса Ропшинской школы, Ломоносовский район, Ленинградская область.

Я уже со 2 класса участвую в социальном проектировании, провожу экскурсии по школе и в отделе “Ладога”. Пока ещё не знаю, кем хочу стать, но мне интересно смотреть проекты других школ, смотреть, кто чем занимается, учиться чему-то новому.

Александр Тымчук, ученик 10 класса школы №25, Челябинск.

В акции мне нравится сама методика социального проектирования, которую можно применить в жизни где угодно. Полученные навыки помогут мне в учёбе и работе. Интересно смотреть на других, сравнивать их достижения со своими. Я – гражданин России, приятно это осознавать! Но не хочу сказать, что это как-то ставит меня выше тех ребят, которые в акции не приняли участия. Нет, у них могут быть свои интересы, я их тоже уважаю, однако мне по душе заниматься проектированием. Когда наблюдаешь проект с самого начала, с нуля, до его завершения, реализации, проживаешь целую жизнь. Интересно выбирать темы, обсуждать их, распределять роли, искать исполнителей, партнёров, помощников, приятно видеть результаты своего труда, особенно когда их положительно оценивают все окружающие.

Ирина Белянова, ученица 9 класса школы №28, Северодвинск, Архангельская область.

Я ещё не знаю, кем хотела бы стать, но, работая в проекте, поняла вдруг, что разговаривать с людьми, общаться с чиновниками, заключать договоры мне нравится! Другим это в тягость, а мне – нет. Зато они отлично выполняли то, что было трудно мне. Тем и хорош социальный проект, что в нём каждый может найти для себя место и работу по вкусу. Одним нравится работать с детьми, другим – фотографировать и снимать видео, третьим – писать статьи, четвёртым – ходить в администрацию, управление образованием, и пр. Что интересно, у нас не было ребят, которые, поработав, бросали бы всё, поняв, что это не их. К нам приходили изначально настроенные на бурную деятельность ученики, и они уже были готовы к конкретным делам, их не надо было понукать или заставлять, ведь они делали то, что им нравилось, и видели результаты своих трудов. Мы решили не раздумать штат, и определили количество участников команды в 9 человек. При этом нам помогали и другие люди – учителя, воспитатели детсадов, наш директор, классный руководитель, а также школьники. Но постоянными участниками проекта они не стали, да мы и не настаивали.

Ксения Дорожкина, ученица 9 класса Толкаевской школы, Сорочинский район, Оренбургская область.

Помимо того моста через реку, строительство которого мы инициировали в нашем проекте, есть и другие проблемы. Правда, когда мы предварительно опрашивали граждан, большинство из них сказали, что им более всего не хватает церкви, однако это нам не по силам, и мы решили делать то, что можем. Тем более, что, изучив результаты нашего опроса, местная администрация приняла компромиссное решение – организовать в деревне молельный дом вместо храма, который она тоже построить не в силах. Мы привлекаем к проекту учеников самых разных возрастов – от 6 до 11 классов, и каждому нашлось своё дело. Одни ходили в администрацию, другие опрашивали жителей, третьи расклеивали объявления, четвёртые помогали скалывать лёд с моста зимой и т.д. Я собираюсь стать психологом, и опыт, полученные в проекте, очень здорово помог мне почувствовать себя более уверенно, не бояться разговаривать с людьми.

Олег Цыбульский, выпускник школы №763, Москва.

Я уже поступил в Бауманский университет на кафедру биомедикотехнических технологий. Мне многое интересно, я читаю самые разные научные журналы, увлекаюсь психологией, мне нравится общаться с людьми, я занимаюсь спортом – реконструкцией XIV века и фехтованием на ножах. И хоть мой нынешний профиль мало связан с социальным проектированием, тем не менее, я принял активное участие в Акции “Я – гражданин России”, потому что это помогло проверить самого себя, помочь друзьям, ученикам своей школы и просто гражданам Москвы. С одной стороны, плохо, что Акция ограничена лишь рамками школы, с другой, насколько мне известно, в вузах достаточно других проектов, не менее интересных и полезных, ориентированных именно на студенческую аудиторию.

А вот что говорят об этой Акции и её участниках взрослые.

Юрий Сазонов, начальник детского лагеря “Голубая долина” ФДЦ “Смена”.

Дети смены “Я – гражданин России” приезжают сюда, пройдя жёсткий отбор на муниципальном и региональном уровнях, то есть сюда абы кто не попадает. Все они отличаются очень высоким уровнем подготовки и мотивации, инициативой, складом мышления, воспитанности, порядочности. Наверное, всё это свойственно всем, кто с гордостью заявляет о себе как о гражданине России. Не хочу ничего плохого говорить о других профильных сменах, но мы проводим анкетирование на входе и на выходе, и могу заявить: не всегда ребята бывают в курсе содержания, целей и задач мероприятий, в которых участвуют, порой попадают, мягко говоря, случайные люди. А вот здесь, в этой смене, участвуют ребята, каждый из которых кровно заинтересованы в реализации своих проектов. И это очень важно для всех – как для них самих, так и для тех, кого проект касается, прямо или косвенно. Опять же, темы для проектов ребята выбирают, исходя из реальных потребностей окружения, то есть – простых граждан, а вовсе не действуют по указке сверху, стремясь реализовать очередной каприз чиновников. Это очень ценное качество, которое характеризует вообще все проекты Всероссийской акции “Я – гражданин России”.

Инна Соколова, заместитель директора по инновационной деятельности Николаевский школы, Камчатский край.

Впервые об акции “Я – гражданин России” мы узнали с 2002 года, и с тех пор участвуем ежегодно. Вопреки мнению, что в нашем регионе главная проблема – “рыбная”, мы каждый раз предлагали новые и новые проекты очень разной тематики. Самый первый касался организации мобильного кинозала для жителей и учащихся на базе школы. Затем были проекты “Каток”, “Школьная форма”, “Памятник основателям села”, “Детская спортивная площадка” и т.д. Но выбор темы – это и есть самый сложный момент, потому что если какие-то проблемы интересуют только конкретную школу и посёлок, то вряд ли их воспримут с пониманием там, где этой проблемы нет. К тому же, важно сделать так, чтобы не бросать старые проекты, а поддерживать их, параллельно реализуя новые. Хотя, конечно, если проект успешно реализован, это значит, что он требует очень мало трудовложений в дальнейшем, ведь проблема передана соответствующим органам и ею теперь занимаются другие люди. А мы лишь помогаем время от времени.

Павел Ладухин, методист краевого Дворца пионеров и школьников, Красноярский край.

На моей памяти наше учреждение участвует в Акции с 2007 года. То есть мы и раньше участвовали, но потом был перерыв, после чего работу в этом направлении возобновили. Как краевое учреждение мы выполняем роль координатора Акции, работая сразу со многими школами региона, сопровождаем, консультируем команды детей и педагогов. Раньше мы работали по другой технологии, делая ставку на количество. Поэтому в 2007-2008 годах было очень много проектов, но качество их было сравнительно низкое. Теперь же мы значительно усилили упор на технологичность, проектов стало меньше, зато все они очень качественные, хорошо проработанные, грамотные. Поэтому мы в последние годы регулярно выходим в финал, занимаем первые места. Сейчас, у нас разработана система поддержки команд в виде дистанционного курса, выставленного на сайте Дворца, с ним может ознакомиться любой участник проекта. Есть также курсы повышения квалификации для педагогов, где мы учим их, как внедрить данную технологию в образовательный процесс. Плюс ко всему мы также проводим интернет-консультации для участников и педагогов. Помимо этого мы с каждыми командами дважды в год встречаемся очно. Учитывая то, что далеко не все интересные проекты становятся победителями, мы стараемся сделать так, чтобы не только лучшие, но и все остальные разработки стали доступными для всех, ведь темы одних команд могут быть заимствованы другими и разработаны гораздо более глубоко и успешно. Обычно это происходит на ярмарке проектов, где каждый может ознакомиться с достижениями своих коллег. Что же касается эффективности проектов вообще, то здесь у нас есть чёткое взаимопонимание с представителями администрации на местах, причём чиновники краевого уровня руководствуются не только информацией, полученной от самих участников проекта, но и проводят независимую экспертизу, выезжая на места или запрашивая муниципальные власти. То есть это всё не пустые слова, а вполне реальные дела, которые находятся под контролем региональных органов. Однако не всё так гладко, как может показаться. Например, в проекте, который мы сейчас представляем, ребята выяснили, что здание полуразрушенного бассейна, который мы очень хотели бы снести, принадлежит местному депутату, и команде пришлось преодолевать огромное количество препятствий, поскольку запросы ребят просто саботировались, и им не было предоставлено с первого раза ни одного необходимого документа. Тем не менее, благодаря запросам прокуратуры и решению суда дело сдвинулось с мёртвой точки, и теперь остаётся только дождаться исполнения.

Анастасия Истомина, педагог-организатор школы №25, Челябинск.

Этот проект мы делали весь учебный год, но лично у меня опыт куда больше – я социальным проектированием занимаюсь ещё со школы, то есть начинала как участник, а теперь как руковожу координатор. И могу посмотреть на проблему с разных сторон – изнутри и снаружи. На мой взгляд, само сложное в проекте – создание команды. Методики социального проектирования, проведения опросов, работы с документами и пр. проработаны достаточно хорошо, есть пошаговые инструкции, но если в самом начале не получится зажечь инициативную группу какой-то целью, сплотить их единой идеей, всё рассыплется. Наш актив – ученическое самоуправление – включает 5 ответственных, которые потом едут защищать проект, и остальных, которые им помогают, эти роли прописаны изначально, и проблем не возникает. Но над сплочением команды мы продолжаем работать на протяжении всего проекта. У нас никогда не было проблем с выбором темы, их всегда много, и все они – “больные”. Причём мы никогда не стремились выбирать такую тему, которая понравилась бы жюри, для нас главное – чтобы она душевно откликалась в нас самих.

Элина Пичугина, заместитель директора по воспитательной работе школы №17, Тверь.

В акции я уже несколько лет. На моей памяти мы разработали несколько отличных проектов – “Школа без курения”, “Правовая пропаганда”, “Толерантность” и пр. Все они были интересны детям, и ребята с увлечением брались за их реализацию и доводили до конца. Конечно, полностью искоренить курение невозможно, однако положительные результаты всегда были весьма ощутимы. На уровне региона нас всегда очень горячо поддерживают на всех уровнях. Один только факт: из 53 школ города в Акции принимают участие все 100%! Но у нас нет принудиловки, нет школ, которые были бы вынуждены проводить неинтересную им работу, каждый волен выбирать ту тему, которая им нравится и по силам. И это только уровень города! А ведь область тоже не отстаёт - на областном этапе в этом году было представлено 22 проекта.

Мария Котина, вожатая 4 отряда, студентка 3 курса факультета иностранных языков Красноярского педуниверситета имени В.П.Астафьева.

Я работаю в детских лагерях уже третий год, но с детьми из смены “Я – гражданин России” сталкиваюсь впервые. Первое впечатление – разница между ними и всеми остальными колоссальная! Главным образом, это касается общего настроя – ребята очень инициативные, постоянно в делах, их не нужно чем-то занимать, раскачивать, они сами себе находят занятие и развлечение, сами предлагают сыграть во что-нибудь, сходить куда-нибудь. Виден огромный потенциал. Обычные дети приезжают просто отдыхать, и у них довольно однобокое представление об отдыхе – купаться, лежать на пляже и ничего не делать. Здесь отдых воспринимают как активное действие. Например, они сами предложили провести День Нептуна, сами организовали День ВДВ и т.д.

Словом, я бы хотела и на следующий год работать с такими детьми!

P . S . Хочется верить, что благородные порывы наших детей, искусно направленные педагогами в нужное русло, помогут построить новую Россию, сделав страну чище, краше и сильнее. Это ведь лучше, чем просто сотрясать воздух горестными стенаниями или пафосными речами, верно?

Внимание! Фоторепортаж с мероприятия размещён по адресу http://fotki.yandex.ru/users/drfraus/album/210776/


Обращение к участникам XIII Всероссийской акции «Я – гражданин России» председателя Комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике Совета Федерации РФ, ответственного секретаря Координационного совета по реализации Национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы Зинаиды Драгункиной

Приветствую финалистов и победителей Всероссийской акции «Я - гражданин России». Вы выполнили важную и серьезную работу - подготовили и реализовали социальные проекты, которые помогли сделать жизнь вокруг вас лучше, справедливее, достойнее. Ваши команды принесли людям конкретную помощь, вы сделали реальные шаги по благоустройству вашей школы, дома, района, села или города, по защите окружающей среды, сохранению музеев, памятников культуры, по укреплению межнациональной толерантности. Вы взяли на себя ответственную миссию – отдали дань памяти погибшим в Великой Отечественной войне, проявили милосердие к тем, кто в нем нуждается, сделали много других хороших и добрых дел.

Ваша деятельность направлена на поиск и конструктивное решение современных социальных проблем. Вы проводите исследование острых тем, изучаете правовую базу, при необходимости находите контакты с органами власти и общественностью, добиваетесь действенных мер от властных структур. При этом многое делаете сами, вносите посильный вклад в реализацию ваших идей и предложений. Все это и является проявлением гражданской позиции, общественной и социальной активности, деятельного патриотизма.

Чем больше у нас будет таких молодых людей, как вы, - талантливых, неравнодушных и стремящихся жить с пользой для общества, тем больше у нас будет уверенности в том, что мы справимся с любыми проблемами.

Вам предстоит завершить образование, найти свой путь в жизни, осуществить свои мечты и планы. Оставайтесь такими же настойчивыми и упорными в достижении поставленных целей, будьте ответственными по отношению к себе, к своей семье, к окружающим вас людям, к обществу, к нашей стране – России.

Вы – активные участники реализации Национальной стратегии действий в интересах детей. Спасибо вам за это!

Успехов вам в учебе и общественной жизни!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!