Любовь в подростковом возрасте. Подростковая влюбленность

Подростковая любовь хорошо знакома многим из нас. А для родителей это часто бывает нелегким испытанием. Хотя, некоторые мамы и папы с нежностью и трепетом вспоминают чувство первой любви даже через много лет.

Первая любовь

Первая любовь двух юных сердец, что может быть чище этого высокого чувства? Юноша и девушка буквально погружены в пучину новых ощущений, и в этот момент им кажется, что нет ничего в этом мире лучше. Взаимное влечение придает смелости, ведь немало влюбленных парочек забрасывают напрочь учебу, и другие важные дела. Они хотят лишь все время находиться рядом, окружающие им только мешают. Родительский контроль лишь добавляет раздражения.

Ведь они уже достаточно взрослые дети, раз способны испытывать такое волшебное чувство, и их вовсе необязательно подвергать различным проверкам. Обычно чувство влюбленности возникает в период интенсивного физического развития, и грандиозной гормональной перестройки. Мальчики и девочки переходят в следующую возрастную категорию, превращаются в юношу и девушку. Перепады настроения, новизна в самосознании – основные отличительные черты подростков. Они постоянно стремятся узнать что – нибудь новое о взаимоотношениях между полами.

По результатам статистических исследований, чаще всего любовные отношения между юношей и девушкой носят лишь платонический характер. Но в наше время общество делает толчок к началу интимных отношений, часто с абсолютно непредсказуемыми и нежелательными последствиями.

Чрезвычайно редки и уникальны случаи, когда первые чувства подростков перерастают в нечто большее. Это может быть лишь тогда, когда любовь взаимна, никто не чинит никаких препятствий. Это лишь положительно повлияет на развитие и становление личности в целом. Гораздо чаще подростки страдают от неразделенной любви, и горькое разочарование еще долгое время бередит неокрепшую юношескую душу.

Несчастная любовь

Психология – сложная наука, и лишний раз доказывает наличие чрезмерного максимализма в юношеских суждениях. Ведь каждый из них совершенно точно уверен, что его чувства любви – это навсегда, на всю жизнь, что никого и никогда он больше не полюбит и не сможет полюбить. Но несчастной любовь делает не только отсутствие взаимности. Огромную роль играет родительское неприятие, особенно в категоричной форме. Часто случается, что родители протестуют чтобы их умница – дочь встречалась с юношей – хулиганом. Давно известно, что, так называемые, плохие мальчики вызывают большой интерес у девушек.

Само собой, что если родители будут открыто выражать свой протест, чем незамедлительнее последует буря негодования в ответ со стороны сына или дочери. Подросток замкнется в себе, перестанет общаться с близкими. Для него, на тот момент, это является самой важной проблемой. Понятно, что взрослые и опытные люди знают, что все еще впереди. Именно в такой момент родители рискуют упустить что – то важное. Любовные неудачи способны сильно навредить самооценке подростка. Ведь перемены во внешнем виде лишь подогревают собственное неприятие. Поэтому юноши и девушки готовы пойти на любые эксперименты, лишь бы объект любви не проигнорировал их существование.

Любовные свидания не под запретом

Если нет каких – то веских и значимых причин, не нужно впадать в крайности, лишая чудесных прогулок под луной. Этот момент должен присутствовать в жизни каждого юного создания. Не запрещайте совсем, но резко ограничивайте время свидания. Если сказали вернуться домой в определенное время, значит подросток должен выполнить обещание.

Запретное всегда манит. Нужно постараться стать не только другом своему ребенку, но и хорошим воспитателем. Нет ничего хуже тайных любовных свиданий. Так пусть лучше они будут явными, но с ограничениями по времени;

Нельзя превышать свои полномочия

Подросток часто не спешить рассказывать подробности о своем предмете обожания родителям. Любовь в подростковом возрасте сначала вызывает шквал эмоций лишь в сердце и душе, но не проявляется внешне. Все держится в секрете. Это абсолютно нормальная реакция. Он готов делиться с друзьями – сверстниками, не более того. Взрослые в его глазах недостаточно компетентны в таком важном деле. Не нужно пытать подростка расспросами, пусть он сам выберет более подходящий момент для раскрытия своей тайны. Конечно, родители обязаны знать возраст, место проживания, род занятий избранника своего ребенка;

Поддержка чистоты любовных взаимоотношений

В силу юного возраста подростки так поглощены новым чувством, что не замечают ничего и никого вокруг себя. Кажется, что они самые счастливые на свете. Им невдомек, что существуют болезненные моменты расставания и предательства. В такие моменты родители являются самыми главными наставниками и опытными советчиками. Постарайтесь поддержать детей, не позволяйте никому вмешиваться в их отношения;

Рассказ о последствиях интимных отношений

Сегодняшние подростки слишком много времени проводят в социальных сетях. Конечно, они читают и смотрят различные ролики, которые им, возможно, еще рано смотреть. Заботливые родители в обязательном порядке должны поговорить с подростком об опасности подростковой беременности. Ведь у любой стороны есть две медали. Делайте ставку на негативные последствия подобных отношений. Не стесняйтесь говорить о том, как важно пользоваться средствами контрацепции.

Это естественно, что каждые родители хотят видеть своего любимого отпрыска самым счастливым на земле. Поэтому стремятся всячески помочь, дают советы и наставления. Но не стоит забывать самого главного, что не нужно навязывать свои убеждения, оставьте право выбора за своим сыном или дочерью. Они будут вам благодарны за понимание.

В какой-то момент ваш ребенок испытает чувство первой влюбленности, будет взахлеб рассказывать вам о мальчике или девочке, самом лучшем в детсадовской группе или самой красивой на детской площадке, а свой рассказ непременно завершит словами «Я на ней (нем) женюсь!». Скорей всего, его слова вы воспримите не в серьез и решите, что это чувство и любовью-то назвать нельзя. Но это вовсе не так.

В чём особенности влюблённости в детском возрасте

Обычно первые представления о любви ребенок получает еще в раннем детстве, со . Волшебные сюжеты доступно и целомудренно рассказывают детям о самоотверженной любви Оловянного солдатика к Балерине, Аленушки и Иванушки, Русалочки (Золушки, Спящей красавицы) и Принца. Чувства героев описывают как самые прекрасные и возвышенные, влюбленные верны, готовы пойти на любой шаг и преодолеть разнообразные трудности ради любимого. Только в подростковом возрасте эти познания расширяются романами и повестями, где чувства между мужчиной и женщиной описаны в реальных условиях, а отношения их более сложные и тонкие.

В результате, сказки со своей вековой мудростью знакомят ребенка с миром, где живут представители двух разных полов : с одной стороны сила, мужественность и смелость, с другой стороны прекрасное, волшебное и загадочное. Осознание своей принадлежности к определенному полу возникает не сразу, а появляется лишь в период полового созревания. Впервые сексуально ориентируют детей родители, которые выбирают им одежду, игрушки, по-разному обращаясь с мальчиком и девочкой.

Некоторые стереотипы касательно полового поведения у ребенка появляются при наблюдении за родителями, которые выступают в роли мама и папы, а также мужа и жены. Затем эти наблюдения, формы поведения и общения они воспроизводят при игре в «доки-матери». Дети очень эмоциональны , их общение происходит на эмоциональном уровне с демонстрацией своих чувств поведением. Если вы понаблюдаете за ними, легко определите даже без их рассказов отношение детей друг к другу. Слишком ранняя влюбленность зачастую свойственна детям с эстетическим, тонким восприятием окружающего, хорошо развитым, которые очень чутко реагируют на все красивое.

Любовь у детей чиста и возникает случайно, очень часто на девочку или мальчика указывают сами родители, называя их «невестой» или «женихом» в шутку, но дети воспринимают такую установку всерьез. При этом родители, которые заботятся о будущем своего чада, часто на подсознательном уровне присматривают возможные варианты, сравнивая детей и решая, кто же подойдет их ребенку. Детская любовь неустойчива, быстро угасает и переключается на другой объект. Объясняется это эмоциональностью детей, которая только формируется, его интересы и привязанности меняются по мере роста.

Влюбляются дети не только во внешность (яркие бантики, сережки или милое личико), но и в так называемые «детские сокровища»: куклы, машинки, в занятия (например, мальчик увлечен футболом, а девочка фигурным катанием). Поскольку особенности личности в раннем детстве еще не достаточно выражены, при влюбленности дети на них не обращают внимания. Но если ребенок «влюбился» , он очень внимателен к объекту своей влюбленности, чувствителен и послушен, старается быть с ним как можно дольше, вести себя таким образом, чтобы вызвать ответные чувства.

Некоторые дети уже проявляют некоторые элементы женской или мужской позиций. Девочки становятся уступчивыми и кроткими, а вот мальчики проявляют свою «мужественность» весьма своеобразно: становятся нарочито грубыми по отношению к той, в которую влюблены, показывают напускное равнодушие. Чем сильнее им нравится девочка, тем более равнодушными и грубыми они хотят казаться, при этом мальчик никогда не ударит девочку и всегда защитит ее от обидчиков. Общим и для девочек, и для мальчиков остается смущение, они хотят с одной стороны, чтобы их заметили, а с другой стороны боятся насмешек.


Взрослые очень часто смеются над детской влюбленностью, это самая распространенная ошибка. При этом они забывают, что над чувствами их чада уже посмеялись его сверстники, для которых влюбленность, слова «жених и невеста» являются объектами насмешек. Если к числу тех, кто не понимает чувств малыша, присоединяются и родители, то он получает несколько грустных уроков:

  1. Ребенок считает, что его чувства недостойны внимания, поскольку над ними все смеются . В таком случае малыш боится своих чувств, считает их недостойными и относится к ним с недоверием. С возрастом это не сможет не отразиться на самооценке, умении строить отношения с противоположным полом.
  2. Ребенок полагает, что когда делится своими сокровенными чувствами с кем-то и в особенности с близкими, он становится беззащитным, превращается в объект для насмешек. Малыш может перестать доверять окружающим, и самым близким в том числе. Он перестанет считать, что искренность – это достоинство и наденет на себя маску непроницаемости, будет недоверчиво относиться и к чужой искренности.
  3. Когда даже самые родные (члены семьи) по мнению ребенка, могут предать, он считает, что лучше никому ничего не рассказывать. В таком случае он чувствует абсолютную беззащитность перед окружающим миром, поскольку система любви и безопасности, которую он получал от семьи, разрушилась, поэтому защиты и понимания искать ему негде.

Относиться к любви своего ребенка нужно бережно, без пренебрежения и насмешек. Не стоит «принижать» достоинство своего чада, сводить разговоры о любви на другую тему. При выборе стратегии отношений с влюбленным малышом, помните, что все зависит от степени доверия, от того насколько в семье принято говорить о чувствах, от того хочет ли и может ли говорить о чувствах ребенок. Часто дети не могут выразить свои чувства, поэтому подобрать нужные слова он сможет, например, с вашей помощью.

Подростковая влюбленность

У мальчиков половое созревание начинается позже, чем у девочек, поэтому они реже влюбляются в раннем возрасте. Компенсируется это в подростковом возрасте, когда мальчики проявляют активный интерес к разговорам на интимные темы, рассматриванию картинок эротического содержания и т.д. Во время полового созревания дети очень чувствительны к сексуальным раздражителям, любой из них воспринимается подростком как очень сильный. Любовь в этом возрасте может иметь два направления: сексуальные чувства и платоническая любовь, причем эти линии не пересекаются. Маленькие дети реагируют только на сильные раздражители, а у подростка любая незначительная деталь может вызвать целый образ.

Родители должны внимательно отнестись к первой настоящей влюбленности подростка – к объекту его желаний и к самому ребенку, поскольку часто слишком эмоциональные подростки крайне чувствительно переживают это чувство, а особенно неразделенную любовь. Официальная статистика утверждает, что ежегодно примерно 3 тысячи российских подростков совершают попытки самоубийства, третья часть из них – из-за несчастной любви. Мальчики и девочки имеют свои особенности влюбленности. Девочки мечтают о принце , роль которого играет уже не папа или папин друг, а настоящий мужчина. Принцем может быть досягаемый объект (сосед, одноклассник) или недосягаемый – кумир (певец, актер). У мальчиков любовь строится на формирующейся сексуальности, они мечтают об общении и отношениях с физиологически развитыми девушками.

Преждевременную эротизацию детей родители могут предотвратить, уделяя особое внимание тому, достаточно ли ласки дети получают дома. Ежедневное общение с ребенком должно сопровождаться любящим взглядом и ласковыми прикосновениями мамы и папы, это искренние и естественные проявления любви. Многие считают, что в ласке нуждаются только девочки, а с мальчиками, чтобы они не стали излишне изнеженными нужно обращаться жестче. Но это в корне неверно, чем больше эмоциональная удовлетворенность мальчика, чем чаще он ощущает ласку, тем мужественнее он будет.

Девочки до года получают больше физической ласки, нежели мальчики. Потребность в ласке у мальчиков со временем меняет форму своего проявления: до 7-8 лет они нуждаются в объятиях, поглаживании, затем мальчикам нужно отцовское похлопывание по плечу, шутливая потасовка или скупая похвала, чтобы он чувствовал мужскую поддержку и доверие к отцу. Девочки до 7-8 лет не так остро нуждаются в эмоциональных проявлениях, физический контакт становится важным примерно к 11 годам, в этом возрасте эмоционально насыщенный физический контакт с отцом позволяет девочке получить признание как будущей женщины. Если отец в этот период боится или не хочет проявлять нежность, то девочка вынуждена ее искать на стороне.


Советы родителям

  • Какие бы негативные чувства у вас не вызывал избранник или избранница дочери или сына, ни в коем случае не запрещайте им видеться, эффект будет противоположным.
  • Не дразните подростков различными намеками на их отношения с мальчиком/девочкой, не отпускайте фраз типа «Влюбленные голубки», «Это и есть твой парень (девушка)?», иначе дети замкнутся в своих переживаниях.
  • В случае, если отношения закончились , нужно помнить не только о вашем ребенке, но и о том, кого он(а) «бросает», ведь «на той стороне баррикад» стоит такой же чувствительный подросток. Научите своего ребенка, что заканчивать отношения нужно при разговоре, а не отправив SMS. Разрыв отношений детьми переносится очень болезненно и влияет на их самооценку.
  • Поговорите с ребенком о его чувствах, вспомните свою первую влюбленность и расскажите о ней без иронии, тогда он поймет, что вы уважаете его чувство.
  • Если ребенок обычно лирически выражает чувства, почитайте вместе рассказы или стихи о любви, без дидактических выводов, просто наслаждаясь погружением в чужие чувства и эмоции.
  • Если ребенок задает вопросы, а историю свою не рассказывает, не пытайтесь выпытать подробности, только отвечайте на его вопросы.
  • Когда ребенок относится к влюбленности как к самой сокровенной тайне, нужно уважать его позицию. Часто дети погружены в свое эмоциональное состояние настолько, что думают – если расскажу, пропадет все волшебство. В таком случае придерживайтесь принципа уважительного невмешательства.
  • Если ребенок уже умеет писать, предложите ему вести дневник . По словам психологов, простое изложение чувств на бумаге способно уберечь от депрессий и нервных срывов. Только не читайте дневник ребенка, это его личные переживания, и только он решает, делиться ими с кем-нибудь или нет.
  • Не относитесь к детской влюбленности чересчур эмоционально, ваш ребенок должен чувствовать, что вы всегда придете на помощь.

Роль родителей заключается в том, чтобы не только «не позволять» как можно дольше, но и предоставить полную информацию, помочь избежать сексуального контакта, который будет основан не на сильном чувстве и взаимном желании. Прекрасный пример, иллюстрирующий искренние и подлинные чувства – ваши отношения с мужем. Не бойтесь естественных проявлений ласки, любви, пусть жизнь ребенка с детства будет окрашена радужными эмоциональными красками.

На каждом возрастном этапе развития личности присутствуют характерные для него основные виды деятельности, потребности и конфликты, без которых невозможно взросление. В подростковом возрасте одним из основных видов деятельности является общение со сверстниками. Переходный возраст характеризуется авторитетом для ребенка мнения сверстников о нем. Неслучайно, что именно в этом период многие подростки сталкиваются с явлением первой любви.

Ее возникновение вызвано не только с вышеуказанными причинами, но и с процессами, которые происходят в организме у ребенка, а именно гормональным перестроением, связанным с половым созреванием. Все это было сказано для родителей с одной целью, чтобы они понимали, что влюбленность в подростковом возрасте у детей – это не проявление непослушания или раннего взросления, а социально-психологическая и физиологическая потребность.

Таким образом, в большинстве случаев появление первой любви в подростковом возрасте – явление неизбежное. Более того, если она не возникает, это может свидетельствовать о неких психологических проблемах ребенка, таких как комплексы, непринятие себя частью общества и других.

Любовь – это прекрасное чувство, которое окрыляет человека, может вдохновить на творчество и заставить его измениться в лучшую сторону, вызывает желание следить за собой и быть более внимательным к окружающим. Однако это чувство может привести и к таким явлениям, как снижение успеваемости, развитие комплексов. Кроме того, подростковая любовь, к сожалению, может иметь и более негативные последствия, такие как беременность, приобщение к спиртному или наркотикам и даже суицид. Как вести себя родителям, чтобы первая любовь ребенка прошла без урона для его физического и морального здоровья, а также не отразилась на уровне его успеваемости?

С целью оградить ребенка от ошибок, вызванных любовными чувствами в подростковом возрасте, необходимо сделать так, чтобы он считал вас своим другом. Как было сказано выше, авторитетом для ребят в этом возрасте являются сверстники. Конечно, вы не сможете изменить свой возраст, но быть другом, которому бы ребенок мог довериться, не боясь, что его осудят или накажут, вы вполне в состоянии. Другими словами, отношения между вами и принципы воспитания должны иметь не авторитарный, а равноправный характер.

В любых ситуациях, которые возникают в подростковом возрасте, в том числе и в момент первой любви, нельзя ругать ребенка и запрещать, так как эффект будет обратным. Ваша задача – построить доверительные отношения, работать над формированием которых нужно с самого раннего детства. Только так вы сможете узнать, какие проблемы у ребенка, что он чувствует, и при необходимости вовремя предотвратить негативные последствия. Рассмотрев, как вести себя для того, чтобы быть в курсе того, что происходит с ребенком, с кем он дружит и встречается, поговорим о том, как быть, когда вы узнали, что он влюблен.

Как известно, любовь бывает взаимная и безответная. Каждая из них протекает по-разному. Когда ваш ребенок влюбился и начал встречаться, необходимо постараться выяснить, кто его избранник, для этого нужно позволять им вместе бывать у вас дома. В общем, нужно делать так, чтобы вы могли ближе познакомиться с его половинкой.

Если в пассии вашего ребенка нет ничего страшного, поддерживайте эти отношения. Даже если избранник не соответствует вашей семье по социальному уровню или еще каким-либо критериям, не стоит запрещать детям встречаться, ведь обычно первая любовь достаточно кратковременна и редко доходит до брака. Это просто опыт общения с противоположным полом. Он, как любые другие знания в жизни, также необходим каждому.

Если любовь ребенка не взаимна, вы видите, что он страдает, необходимо проводить разнообразные беседы по поднятию самооценки ребенка. Следует максимально загрузить его день поручениями, записать в кружки или на курсы, отправлять в поездки, на отдых, где он сможет отвлечься или познакомиться с другим человеком.

Если ваш ребенок влюбился в социально нестабильную личность, что может привести к весьма негативным последствиям, стоит также беседовать, приводить примеры из собственного опыта и жизней других. Если беседы не помогают, крайним способом решения станет временный переезд ребенка в другой город, чтобы изолировать его от пагубного влияния пассии.

Чтобы оградить ребенка от ошибок, таких как половые отношения и их последствия, необходимо заранее, еще до того, как он влюбится, методом бесед или показов документальных и художественных видеофильмов доносить до ребенка информацию о том, что ранний секс может привести к психологической травме, беременности, аборту, возникновению венерических заболеваний, бесплодию. Сформировав у ребенка трезвое представление о последствиях половых отношений, вы сможете попытаться оградить его от совершения ошибок.

Проводя воспитательные и познавательные беседы о половом созревании и сексуальной жизни, нельзя говорить, что это плохо, так как вы можете сформировать у ребенка неверный стереотип, из-за которого он будет и в старшем возрасте относиться к природному процессу, как к чему-то плохому и постыдному. Ваша задача – объяснить серьезность последствий сексуальной связи и, естественно, рассказать о том, как их избежать.

Формирование доверительных отношений, дружеская равноправная позиция и участие в жизни ребенка помогут сделать так, чтобы явление первой любви прошло у него как можно гармоничнее без существенных последствий и психологических травм.

Марина Никитина

Большинство юношей и девушек испытывают первую любовь в старшем школьном возрасте. Школьная любовь – чувство и отношение к другому человеку, имеющее все компоненты полноценной взрослой любви, но отличающееся от нее.

Возраст возникновения школьной любви между юношами и девушками – это возраст полового созревания, а также формирования образа «Я». У подростка появляется желание и потребность любить и быть любимым представителем противоположного пола и возможность реализовать это желание.

Первая любовь не похожа ни на одну последующую. Но что делает ее особенной?

Особенности школьной любви

В дошкольном и младшем школьном возрасте дети испытывают друг к другу симпатию и привязанность, которые характеризуются как дружба или дружеская любовь. Взрослые люди, отвечая на вопрос о первой любви, отшучиваются, рассказывая о такой первой детской симпатии.

Маленькие дети примерно с трехлетнего возраста и до десяти лет играют в любовь и семью, подражая взрослым. Мальчик и девочка, которые нравятся друг другу, решают создать семью, когда вырастут и верят то, что мечта сбудется. Их чувства настоящие и сильные, но платонические, без страсти и сексуального влечения.

Дети не всегда проявляют симпатию в дружелюбной форме. Мальчики часто по отношению к девочке, которая нравится, желая привлечь внимание и одновременно скрыть симпатию.

Если симпатия дополняется сексуальным влечением, возникает полноценная любовь.

Первое сильное чувство захватывает сознание подростка, он не может до конца осознать, что с ним происходит. Мысль о любимом человеке становится главенствующей и фоновой, отчего подросток забывает обо всем на свете: забрасывает учебу, изолируется от друзей и родителей. Это не просто чувство, это эмоционально-чувственный ураган, подкрепляемый гормональным всплеском.

То, насколько счастливой или несчастной будет школьная любовь, повлияет на дальнейшее , на отношение к противоположному полу и на то, как будет складываться личная жизнь в будущем.

Первая любовь может продолжиться и вне школьных стен. Такая любовь может стать единственной, продлившись на долгие годы, или очень быстро закончиться, но она никогда не забудется.

Школьная любовь подростков имеет особенности:

новые и , мысли, ощущения, опыт;
чрезмерная эмоциональность, которая проявляется как демонстративность, экзальтированность, несдержанность, импульсивность;
мечтательность и максимализм;
готовность легко меняться ради любимого человека;
тенденция к идеализации отношений и партнера;
завышенные требования и ожидания относительно чувств и отношений;
неопытность и отсутствие необходимых знаний о любви и сексе;
стеснительность, робость, стыдливость одного или обоих партнеров;
возможность стать взрослее, серьезнее, научиться отвечать за свои поступки, брать на себя обязательства и разумно пользоваться правами.

Или платонической, но при этом влюбленные или один из них испытывают сексуальное влечение к любимому человеку. При невозможности удовлетворить сексуальное желание подростки сублимируют его, занимаясь творчеством, спортом или реализуя потенциал личности в иной сфере.

Несчастная любовь может спровоцировать расстройства психики. Несчастные влюбленные страдают от депрессии, осложненной мыслями и попытками суицида. В таких тяжелых случаях, родители подростка обязаны обратиться за помощью к психологу или психиатру.

Если симпатия взаимна, юноша и девушка испытывают эйфорию и безграничное счастье от любви. Они встречаются и выстраивают отношения. В таких парах случается первый поцелуй и первый сексуальный контакт. Хорошо и правильно, когда подросток начинает вести половую жизнь, испытывая любовь.

Юридически вступать в половой контакт можно с человеком, достигшим совершеннолетия. Но многие молодые парни и девушки начитают вести половую жизнь намного раньше. Однако не только юристы, но и медики, и психологи не советуют начинать половую жизнь людям, моложе восемнадцати лет. Психологически и физиологически человек должен быть достаточно зрелым, готовым к изменениям, которые произойдут в теле и сознании после потери девственности.

Несмотря на то, что подросток самостоятельный и способный уже иметь своих детей, человек, пока ему не исполнится восемнадцать лет, у него нет прав совершеннолетнего человека. За несовершеннолетних детей родители.

Половое воспитание предполагает комплекс мероприятий по привитию ребенку парильного отношения к вопросам пола. Половое воспитание предполагает знакомство с физиологической стороной любви: подросткам рассказывают о строении половых органов мужчин и женщин, о половом акте, методах контрацепции и так далее. Психологическому аспекту любовных отношений уделяется не так много внимания.

Многие родители в лучшем случае ограничиваются беседами с подрастающими детьми о сексе и методах контрацепции. В худшем случае – угнетают и запугивают ребенка, не позволяя общаться с представителями противоположного пола, либо не контролируют и не интересуются тем, что происходит в его личной жизни.

Большинство родителей не знают, как реагировать на первую любовь ребенка. Они не понимают, как помочь ему понять, что с ним происходит. Как поддержать подростка и направить так, чтобы не вызвать реакцию протеста?

Советы родителям, которые хотят помочь ребенку благополучно пережить первую любовь:

Вспомнить свою первую любовь, свои чувства и эмоции. Не переносить свои страхи и опасения, связанные с первой любовью на чувства и отношения ребенка. Поставить себя на его место, чтобы лучше понимать и спокойнее относиться к тому, как он себя ведет и что с ним происходит.
Помнить, что ребенок взрослеет, становится мужчиной/женщиной, поэтому его чувства – естественные и нормальные. Он уже взрослый, самостоятельный человек. Невозможно запретить любить, табу на установление личных отношений неприемлемо. Запреты порождают протест подростка, стремление сделать то, что нельзя.

Те нормы и ценности, которые привиты человеку родителями в детстве – его жизненные ориентиры. Нужно заниматься воспитанием ребенка пока он не вырос, во взрослом возрасте перевоспитать человека сложно, если только он не займется самовоспитанием.

Ребенок учится любить, глядя на родителей, на их взаимоотношения и культуру общения. Личный пример – лучший метод обучения. Дети перенимают стиль поведения и отношение к противоположному полу, глядя на родителя своего пола.

Мудрые и добрые родители помогают ребенку успешно пережить всю гамму ярких эмоций и порывов первой любви.

28 марта 2014, 18:07

Ваш ребенок-подросток прячет от вас глаза, часто запирается у себя в комнате, подолгу шепчется по телефону, не говорит, с кем идет гулять... Может, ребенок влюбился?

Не паниковать

Даже если все известно и подросток не скрывает, что у него появился объект симпатии, вопросов у родителей по этому поводу меньше не станет. Ведь, как утверждают психологи, подростковая любовь - это нечто особое. Все впервые, все необычно, а главное - рискованно. Поэтому важно знать об особенностях подростковой психологии, чтобы не совершать поступков, которые могут больше навредить вашему сыну или дочке, нежели помочь.

Если мама или папа внезапно застали свою дочку, целующуюся у подъезда, их охватывает ужас - что же дальше? Взрослые люди обладают особенностью напрочь забывать о том, что и они когда-то были подростками. И их первый поцелуй, не исключено, был тоже "ранним". И даже если это не так, ничего страшного в том, что ваш ребенок целуется, нет. Ведь он уже вырос настолько, что начал интересоваться вопросами пола, секса и любви. 13 лет, а тем более 15-16 - это достаточно "зрелый" возраст, чтобы начать проявлять внимание к противоположному полу.

Как взрослым себя вести? Ни в коем случае не кричите на подростка. Лучше в доверительной беседе задать несколько вопросов о том, что чувствует дочь или сын, когда прикасается к объекту влюбленности. И еще - как в целом ваш ребенок представляет себе модель отношений.

В чем "секрет"?

Особенностью подросткового возраста является своеобразная "революция", происходящая как внутри организма ребенка, так и в его сознании. Идет мощными темпами гормональное развитие, на его фоне происходят изменения про всем фронтам. Период полового созревания - бурный и проблемный. Настроение подростка может меняться по несколько раз в день. Он и сам часто не понимает причины таких перемен. Матери легче могут понять своих детей, если будут знать, что такое состояние психики очень схоже с состоянием женщины во время беременности и после нее.

Подросток меняется внешне. Для ребенка в это время очень важно, как оценивают его ровесники, поэтому в этот период родителям нужно проявить максимум такта. Любое замечание, касающееся внешности, может зародить у подростка комплекс неполноценности. И он вырастет неуверенным в себе человеком. Например, сказала мама пару раз дочери (пусть даже смехом), что у нее нос слишком длинный, и можно дать 80% гарантии, что девочка всю жизнь будет стесняться своего носа.

Одной из особенностей подростковой любви является резкая "смена влюбленностей". То есть ребенок может влюбляться по несколько раз в месяц. И всякий раз считать, что это всерьез и надолго. Так проявляет себя подростковый максимализм. Кроме того, мальчики могут боготворить одну девочку, но встречаться и дружить совсем с другой.

Подростки могут вольно и скабрезно высказываться о том, что касается секса, и тут же восторженно и возвышенно восхвалять того, кто им нравится.

В пору влюбленности они рвутся на улицу. Причины объяснимы - жажда общения. Желание видеть любимого человека и друзей, с которыми хочется обсудить все происходящее. Подросткам сложно выдержать колоссальное напряжение новых чувств, желаний, у них пока еще не отработаны нормы поведения, недостаточно развит самоконтроль. Поэтому не стоит требовать беспрекословного послушания, а важнее показать, что с вами он может обсуждать все.

Первое "хочу"

Сексуальная сторона отношений у подростков часто не связана с первой влюбленностью. Для подростковой и юношеской сексуальности характерен ее "экспериментальный" характер. Исследуются собственные сексуальные реакции и реакции партнеров. Гормональные перемены у многих подростков влекут за собой взрыв гиперсексуальности. Поэтому многие мальчики и девочки начинают мастурбировать, увлекаться эротическими и порнографическими журналами и кино.

Родителям не стоит бурно реагировать, если они застали ребенка за таким "ужасным" занятием. Ваша задача - быть готовыми к обсуждению любых вопросов сексуальной жизни с детьми. Забудьте про стеснение и неловкость. Иначе об ЭТОМ ребенку расскажут ровесники. А какие у них знания - остается гадать. Мама в таких беседах должна рассказать дочери о том, что ее может ожидать в отношениях с мужчинами. А папа - ознакомить сына с основными премудростями сексуальных отношений с женщинами. Вместе смотрите фильмы про любовь, обсуждайте то, что происходит на экране.

Что можно сделать?

На этапе подросткового развития ребенку важно научиться строить отношения с людьми противоположного пола. Сведений, которые он получит из книг, фильмов, ему не хватит. Новые отношения - это способ узнать об особенностях разных людей, понять собственные симпатии.

Любовь в подростковом возрасте, конечно, похожа на "американские горки", в отличие от юношеской, которая уже более стабильна и равномерна. И на это родителям нужно смотреть с пониманием и снисходительно.

Пусть ваш ребенок знает, что вы ему друг, а не враг. Пусть он имеет возможность всегда прийти к вам и рассказать свои душевные тайны. Первые чувства всегда болезненны. Подростку может казаться, что "это катастрофа", "все кончено", ведь "он (она) меня не любит!". Если хотите помочь ребенку - посоветуйте правильный, по вашему мнению, вариант решения. Дайте понять, что вы уверены в том, что он сам сделает выбор. Так вы завоюете доверие и уважение собственного ребенка. А он, скорее всего, прислушается к вашим советам.

Интересно

"ЛЮБОВЬ как песня" - так называется раздел в новом учебнике родного языка для учеников девятых классов средних школ Китая. Он посвящен природе романтической любви. Опубликованные в разделе материалы и литературные произведения должны, по мнению авторов, научить школьников рациональному подходу к эмоциям, которые охватывают их на этапе полового созревания. Ребята должны понять, что любовь прекрасна и многообразна, но к ней себя нужно готовить. О том, что представляет собой это замечательное чувство, рассказывают опубликованные в учебнике письмо русского педагога Василия Сухомлинского, поэма Александра Пушкина, знаменитый отрывок из романа Шарлотты Бронте "Джейн Эйр", в котором главная героиня говорит о своем желании иметь равенство в отношениях с любимым. Данное пособие иллюстрирует добрый и нежный подход к чувству. Интересно, что в учебнике нет ни единого воспоминания о "Ромео и Джульетте" - самом известном произведении о любви подростков. Оказывается, китайская система образования не одобряет и, более того, считает данное произведение опасным. Шекспир повествует о несчастных любовниках, которые бросают вызов своим семьям, убегают из дома и совершают самоубийства. А чувство любви должно развиваться у молодежи наиболее благоразумным способом.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!