Конспект занятия «Откуда появились драгоценные камни. Творческий проект «О чём говорят камни

Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»

Я старалась найти интересную познавательную тему, создать условия для постижения способов активного взаимодействия детей с неживой природой и древней мировой историей каменных изваяний, этнической культурой нашего региона.

Мы живём в маленьком красивейшем таёжном городке где добывают железную руду, по сути, мы ходим ногами по кладу. Каждый раз, гуляя с детьми и находя разные интересные камни, мы собирали их, приносили в группу, так получилась коллекция из камней. Но со временем она переросла в мини-музей истории древних камней - мегалитов, менгиров Хакасии.

Цель: Создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности через реализацию проекта мини-музей «О чём говорят камни». Знакомство детей с культурой хакасского народа менгирами, разнообразием камней в природе, их особенностями, свойствами, значением и применением человеком через игровую и экспериментальную деятельность.

Задачи:

  • Формировать навыки исследовательской деятельности.Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены изделия из камня.
  • Обогащать словарный запас дошкольников.
  • Формировать нравственно-патриотические чувства к родному краю, гордость за культурно-историческое наследие.
  • Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
  • Формировать интерес к объектам неживой природы и к опытнической деятельности с ними.

Первый этап - подготовительный.

Изучение литературы, ознакомление с интернет ресурсами, разработка перспективного плана. Работа с родителями.

Второй этап - практический.

Собрали экспонаты для мини-музея, привлекла педагогов и детей других групп. Совместная деятельность осуществлялась через интеграцию образовательных областей. Организация выставки книг: энциклопедий, художественной литературы по теме проекта. Оформление фото альбомов: «Какие бывают камни», «О чем говорят камни». Составление литературного сборника «Сказания о камнях». Изготовление атрибутов к сюжетно ролевым играм.

Третий этап - создание мини-музея.

  • Оформление мини-музея.
  • Представление экспонатов мини-музея детям других групп.

Четвёртый этап - обобщающий.

  • Создание электронного фотоальбома.
  • Оформление проекта и его презентация на педагогическом совете.

В результате работы над проектом повысилась познавательная активность у ребят. Они узнали о свойствах камней, их особенностях, значение и применение человеком, о полезных ископаемых России, Хакасии. Дети познакомились с культурой и бытом хакасского народа, выяснили, что хакасы создавали менгиры для проведения ритуальных обрядов, и лечения от различных недугов. Расширился словарный запас дошкольников, ребята научились искать ответы на интересующие вопросы самостоятельно. Повысилась степень участия родителей в жизни группы.

Условия реализации. Данный проект осуществляется на базе МБДОУ «ЦРР - ДС «Дельфин» в подготовительной к школе группе под руководством воспитателя данной группы. Проект реализуется в совместной деятельности детей, педагогов и родителей, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта.

Тип проекта: творческий, групповой.

Продолжительность: 4месяца.

Приложение: Творческий проект «О чём говорят камни».

Мы с детьми побывали в удивительном месте «парке камней». Честно скажу, мы отправились туда не подготовленными, и еще не знали столько много о камнях, сколько мы знаем теперь, но, в таких внезапных прогулках есть своя прелесть – экспромт и полет фантазии для мамы, ну и для детей!

Обязательно скачайте данную презентацию. Переключаться между слайдами нужно в ручном режиме, поскольку информации на слайдах много, и скорость чтения у мам разная.

Видеоотчет о походе в парк вы можете . После похода в парк, конечно же, на протяжении нескольких дней мы играли только в «камешки».

Пришлось на скорую руку выдумать несколько игр, чтобы развлечь детей:

Сначала мы, конечно же, насобирали целый мешок камней и принялись рассматривать эти камни. Из всех камней всего у трех мы обнаружили неоднородный цвет, зато у большинства камней разглядели слоистость



Мы очень часто оживляем камни и вообще, любые предметы. Они у нас ходят в гости друг к другу, пьют чаи и катаются на машинах. Это один из самых любимых сюжетов игр моих детей и по времени, на эту игру может уйти целый день. Даже в перерыв на обед, дети кричат, что они еще не доиграли.)))


Бросали камни с расстояния в ведерко. Дух соревнования мы пока не воспитываем, каждому давалось столько попыток, сколько нужно, чтобы все таки попасть, потому что ведер тоже было 2)))))))

— выкладывали из камней рисунок – цветок. На какой-то более масштабный рисунок у нас, пожалуй, и камней бы не хватило.



Еще я вспомнила игру-опыт из детства. Мы брали 2 камня (по одному камню в каждую руку) указательным и большим пальцами и стыковали эти камни друг с другом, причем давить нужно было довольно сильно.

Ведущий же, в это время, берет другой камень, и, как бы, опутывает им место стыка – 10 раз (забрасывает за сцепку и подставляет руку снизу, чтобы поймать камень). Потом 10 раз камень забрасывается (снизу ловится ладошкой и снова забрасывается) в образовавшиеся дырки-колечки между большим и указательным пальцами, сначала одной руки, потом другой. Когда все процедуры закончены, подопытному разрешают медленно попытаться оттянуть камни друг от друга. По ощущениям, кажется, что ты отсоединяешь железо от магнита. Свойства камней тут не при чем, я думаю, это просто руки затекают от сильного напряжения, вот и кажется, некое притяжение. Но все равно, эта игра с камнями тоже очень понравилась детям.

Взяли камень – мел, и порисовали им! Прямо на полу) каменная плитка позволяет нам и рисовать на ней и пластилиновые работы выполнять, и наклейки клеить. Все легко отмывается!

Следующий день мы начали с просмотра презентации.

После просмотра и моих подробных рассказов о камнях, кристаллах и минералах мы принялись играть в игры по стопам изученного материала:

1) заглянули в папину коллекцию камней, обнаружили потрясающий камень (мы его и раньше уже обнаруживали, но рассматривали с другой точки зрения). Неказисты снаружи и весь слоистый изнутри. Явно образовался глубоко под водой, где слой за слоем каменели осадки. Это один из удивительных красивых камней коллекции. Его он нашел на Красном море в Эйлате.

Как-то, этот камень (на фотографии он самый крупный) увидел один геолог и он сказал мужу, что там, внутри окаменели остатки какого-то морского животного, вероятнее всего, а дальше, слой за слоем накладывались и каменели осадки.


2) следующим шагом был, конечно же, . У нас дома стоит наша модель, которую мы запускаем по разным случаям. Изучение камней – как раз подходящий случай. Запустили вулкан, посмотрели, как лава выплескивается из вулкана. Разложили внизу вулкана камешки, которые назвали базальт, пемза, андезит, обсидиан, а в жерло вулкана забросили другие камешки, с названиями гранит и кварц. Ну и пошла у нас игра в камешки))) Камни ходили друг к другу в гости – внутривулканные приглашали к себе в домик, а вневулканные к себе. Потом мы еще долго катали камешки на машинах и рассказывали, как нам нравится извержение вулкана.


На этом первый день игр подошел к концу. дети, уставшие и довольные, мне кажется, даже во сне повторяли странные имена своих новых героев)))

3)Следующий день, по горячим следам мы начали с обсуждения второго способа образования камней – осадочного. Хотя, накануне, при изучении камня из Эйлата, мы его уже вскользь проговорили. Сделали себе слоистые бутерброды и съели их! Зато все понятно – хлеб-сыр, помидор, салат, лишь бы в рот теперь поместился))))


4)Потом мы перешли к обсуждению кристаллов. Я уже рассказывала Давиду, что все в нашем мире состоит из молекул, знает он и о том, что разным состояниям тел соответствует разное движение молекул, так что мы просто вспомнили, что молекулы твердых тел не движутся, а лишь колеблются, и имеют прочные связи друг с другом. Для наглядности и вообще для веселья встали мы все строем, взялись за руки и создали свою кристаллическую решетку. Дети тянули меня вправо и влево, но я стояла, не двигаясь, и из-за этого, не двигались и они. Вот так я им и объяснила взаимную связь между молекулами. Потом перешли к творческому занятию.

5)Взяли пластилин, трубочки для коктейлей, и стали творить кристаллические формы. Увы, особенно сложные фигуры у нас не получились, но алмаз нам удался на все 100! Конечно же, изучили мое кольцо (не с алмазом, а с цирконием, по качеству может и нет, а по виду очень похож), сравнили камень с карандашным стержнем. Очень удивились, что оба камня состоят из одного и того же элемента, но, в них нет ничего общего на вид.


6) Ну а потом мы приступили к опытам:

Опыт 1

Получение кристаллов воды

Налили воду в прозрачный стакан и сделали отметку уровня воды. Через некоторое время вытащили стакан и увидели, что лед в стакане находится выше водной отметки. «Почему?» задал резонный вопрос Давид. А вот почему, ответила я и нарисовала примерно такую вот схему:


На первом рисунке молекулы воды, по сути, они двигаются свободно, хотя и связаны друг с другом. А вот на второй схеме – молекулы той же воды, но в замороженном виде – они как солдаты выстраиваются в такие цветочные (Давид назвал их цветочки) фигуры. Такой порядок требует гораздо большего места, чем подвижным молекулам воды (даже простой подсчет покажет, что одинаковое место могут занимать 16 молекул воды и 13 молекул льда, посчитайте на картинке!).

Вот так мы получили водный кристалл.


Опыт 2

выращивание соляного кристалла.

Сделали соленый раствор, завязали нитку на карандаш и опустили нитку в раствор. Ждем, когда кристаллическая рыбка попадется на наш крючок. Вода у нас немного подкрашена чаем, Давиду стало интересно, повлияет-ли это на цвет кристалла.

Удивительные создания природы -драгоценные камни и минералы всегда привлекали и привлекают к себе людей.

Много сведений о их лечении людей и как сильных оберегах,различных защитах.Что пишется о камнях,это одно-ГЛАВНОЕ самому почувствовать любовь к камню,потребность иметь его.До определенного времени меня совсем не интересовали камни, бусы из них. Хотя моя бабушка бусы из камней любила и носила, моя мама любила бусы, у нее было много различных бус, но носила она до конца своих дней бусы из янтаря,практически не снимая их почти совсем.В настоящее время у есть несколько пирамидок, жеода из агата, /представляет слои,как бы очертания подземных пустот/.Внук привез мне щетку из аметиста.бусы из различных камней.Назвать дорогими их нельзя по цене,а по моему расположению к ним,можно.Они для меня как хорошие друзья.О Них тоже нужно заботиться,хотя бы раз в 1-2 недели промывать под струей холодной воды.Они с вами могут разделить холодные зимние вечера и своим блеском порадовать в жаркие летние дни.В общем у меня совершенно не астрологический подход к камням и изделиям из них. Вот что о камнях пишут:
——-АВАНТЮРИН.,

является разновидностью кварца тонкозернистого.Цветом бывает желтым,синим,зеленым и даже почти черным.Авантюрин считается счастливым талисманом,носят его для сохранения радостного настроения.Он может усилить у вас оптимизм и уверенность.О нем говорят,как о камне который снижает давление,им лечат бронхиты и простуды,им можно делать аппликации.Постоянно носить нельзя.
——-АГАТ-

СИМВОЛ ЗДОРОВЬЯ И ДОЛГОЛЕТИЯ,СИЛЬНЫЙ ЦЕЛИТЕЛЬ,представляет собой разновидность халцедонов имеющих слоистую окраску.На Востоке особенно ценились «моховые» агаты,которые имеют узоры,похожие на лесные заросли.В зависимости от окраски различают «облачные,радужные,пламенные,крепостные,дендритовыми/дерево/» агаты.Цвета агатов разные»молочно-белые,желтоватые,зеленоватые и до черного цвета.Агаты в Древнем Риме были камнями богини плодородия Помоны,которая покровительствовала садоводству и урожаю. Поэтому камень хорошо дарить тому,кто занимается сельским хозяйством,фермерам.Он придает владельцу мужество и долголетие.Считается,что агат может защитить от энергетических атак,принимая на себя отрицательную энергию.В Европе он был символом долголетия,здоровья,процветания В Индии считается,что агат способен успокоить младенца,помогает раньше встать ему на ноги.Агат считали оберегом от колдунов.Во время крещения в Грузии новорожденным одевали белую бусинку агата на запястье.Черный агат считается талисманом ДЛЯ МУЖЧИН,он защищает от злых сил его владельца.От бессонницы и страха носят перстень с агатом на правой руке.Голубые бусы из агата носят при болезнях щитовидной железы желтые-при болезнях дыхания и пищеварения,печени и желчных путей.Красный-при заболеваниях сосудистой системы Глазковые агаты -считаются талисманом от «сглаза»,что они могут уберечь владельца своего от удара молнии и спасти от землетрясения.
Широко применяются помимо обычных украшений для лечения и очищения агатовые шары и агатовые пирамидки.
——-АМЕТИСТ-Кварц,


одна из его разновидностей.Имеет фиолетовую окраску различных оттенков.При нагревании до +200 градусов цвет исчезает,при охлаждении снова появляется.В воде,в отличии от искусственных по краям аметисты обесцвечиваются.Аметист по преданиям является символом преданности и камнем укрепляющим волю,чистоты и непорочности,миролюбия.Аметистом гладят морщины,используют для улучшения кровообращения,зрения,для защиты от колдовства.Чтобы приснились приятные сны на ночь кладут под подушку.Помогает от пьянки.В торговле приносит удачу,оберегает имущество.Камень духовности.
——-БИРЮЗА-называют «КАМНЕМ СЧАСТЬЯ»


За яркий голубой свет бирюзу прозвали «небесным»камнем.Она бывает также зеленоватой,желтовато-зеленой и тд.Камень меняет свой цвет при непогоде.болезнях его владельца.Помогает понять смысл жизни,сосредоточиться,определить цели
Бирюза в средние века считалась мощным оберегом,была символом удачи и победы.Считается,что украшения из бирюзы сопутствуют успеху в финансовых делах и привлекают деньги. Украшения из бирюзы советуют носить тем,кто не боится риска и стремиться к победе.
Считается,что бирюза укрепляет зрение,избавляет от бессонницы,помогает при головных болей.Помогает только настоящая бирюза. Искусственные камни не помогают.
——-ГОРНЫЙ ХРУСТАЛЬ-кварц/двуокись кремния/представляет собой от прозрачных камешков до метровых залежей.


Считается,что он как амулет очищает любое пространство вокруг владельца от негативных влияний,особенно помогают хрустальные щетки,по острым концам которых в пространство стекает светлая и чистая энергия,хрусталь также великий проводник космической энергии.От негатива нужно подержать призму хрустальную в руке 10 -15 минут.Хрустальный шар стимулирует память,избавляет от дурных снов и мыслей и помогает в деловых переговорах.В Китае хрустальные шары применяют для массажа,мелкими кристалликами стимулируют биологически активные точки человека.
———ГРАНАТ-прозрачные красные камни -альмандины и пиропы,но они могут иметь и другие цвета.

Гранат,камень который веселит душу,возбуждает.Камень любви.Считается символом верности,преданности и силы.Верят,что гранаты хорошо влияют на дыхание,кровообращение,воспаления горла,головных болей.
——-КВАРЦ-/двуокись кремния/Примеси,которые встречаются с кварцем-это полевые шпаты,соединения железа и алюминия.


КВАРЦ- обычно называют горным хрусталем.Разновидности кварца-фиолетовый аметист,Желтые кристаллы называют цитрином.Бывает голубой,розовый,молочный,дымчатый.Считается,что хорошо омывать лицо водой настоянной из кристалликов кварца.
——-ЛАЗУРИТ-это алюмосиликатом натрия и кальция.Цвета — синего,фиолетового.

голубого-зеленого,фиолетово-синего.Его используют для восстановления зрения,всматриваясь в течении нескольких минут в камень.Для снижения давления,спокойствия,от бессонницы носят бусы.Камень притягивает успех,удачу,благополучие.Считался Божественным,с его помощью обращались к богу.Йоги применяют его для очистки ауры от негативных влияний.Считается,что он помогает воплощению планов и проектов.С его помощью освобождаются от прошлых негативных воспоминаниях.В прошлые времена верили,что браслет из лазурита защитит ребенка от болезней.Лазурит рекомендуют для стимуляции всего организма,глазных болезней.Настаивают воду и промывают.Это один из позитивных камней. ——-ЛУННЫЙ КАМЕНЬ-полупрозрачные голубовато-серебристые шпаты,они могут быть голубоватыми,молочно-белыми с внутренним золотым мерцанием. Считается,что камень связан с луной,его сила увеличивается при полнолунии.Он притягивает любовь,пробуждает в людях мечтательность и нежность.Считается,что лунный камень способен снять внутреннее напряжение и устранить гнев.
——-НЕФРИТ-соединение кремнезина с примесями магния,железа,никеля,хрома.


В Европе его называли почечным камнем.Имеет полупрозрачный цвет зелено-белой окраски.При ударе пластинка из нефрита издает мелодичный звон,не свойственный камням.Нефрит в Китае считается национальным «божественным»,»вечным» камнем.Считается,что он защищает от молний,пожаров,землетрясений,отравлений,стихийных бедствий.Его называют камнем «поясницы»,носят в течение года на пояснице,по поверью -хронические боли исчезают.Спят на подушке из нефрита,помогает кровообращению.Прикладывают к лицу,для разглаживания морщин.Прочность нефрита больше в 2 раза,чем у стали.Чтобы его не спутать с другими в старину предлагалось «смотри на огонь,если сквозь камень заметишь свет,как бы восходящее солнце,камень настоящий нефрит».В Европе камень олицетворял порядочность,честность,верность.Его советуют носить людям,думающим изменить свою жизнь,вступить в ее новый период.Камень перемен,который помгает выходить из житейских тупиков.
——Оникс-/SiO2 / — агат с различными по цветам окрасками полосок.


Он упоминается в самом начале Библии-камень вождей и борцов.Считается,что он дает способность влавствовать над другими людьми,позволяет проникать в замыслы противника.Оникс способствует накоплению энергии,поглощает негативную энергию вокруг владельца камня.Это камень уверенных в себе людей.В Индии считался символом везения и удачи.Изделия из оникса омолаживают,обостряют слух,укрепляют память.Считается,что амулеты с ним на уровне солнечного сплетения помогают печени,при ревматизме.Советуют прикладывать к больным местам -улучшается работа всех органов,кто носит постоянно.Камень снимает стрессы,способствует эмоциональному равновесию.Советуют к воспалившимся местам прикладывать полосатые ониксы.
——-РОДОНИТ.-поделочный камень,после малахита.


На розовом фоне тонкие прожилки,состоящие из окислов марганца образуют интересные рисунки Считается,что он пробуждает скрытые таланты и способности,способствует развитию умений и ловкости.Камень родонит,считался посланцем высших сил.Считается,что он помогает при заболеваниях печени,стимулирует сердечную чакру и солнечное сплетение.
——-СЕРДОЛИК-разновидность халцедона,двуокиси кремния.


По преданиям целебная сила камня большая,его использовали еще целители Древнего Египта.,считая этот камень одним из самых магических и оздоравливающих.Оранжевый цвет,считалось,этого камня способен восстановить нервную ткань,полагает при заболеваниях мочеполовой и легочных систем,стимулирует работу эндокринных желез,улучшает мозговое кровообращение.,снимает головную боль,помогает при заболеваниях щитовидной железы. СЕРДОЛИКОТЕРАПИЯ- это отдельное направление лечения камнями.Камень служит символом верной любви.Способствуют богатству,придают владельцу силы,в том числе и творческие. НЕ случайно золотое кольцо с вставкой из камня сердолика было любимым талисманом А,Пушкина.

Неживая природа. Конспект занятий для подготовительной к школе группы. Октябрь
Программное содержание.
Разви­вать интерес к камням, умение обследо­вать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяже­лый, блестящий, красивый и др.). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими (речные камни имеют разную форму, иногда острые углы;

мор­ские камни всегда округлой формы, глад­кие), что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко использу­ют в строительстве зданий, мостов, дорог и др. Познакомить с ценными камнями , которые используются для украшений построек и изготовления памятников, су­вениров (гранит, мрамор ), показать изде­лия из драгоценных камней .

Материал. Наборы речных и мор­ских камней, мрамор, гранит (на подно­сах), сосуды с водой. Лупы, салфетки (на каждого ребенка). Учебные наборы «Из чего состоит гранит» (кварц, слюда, по­левой шпат) и «Из чего состоит мра­мор» (известняк). Кусочек дерева, гвоз­ди, молоток. Слайды: памятник А.С. Пуш­кину, могила Неизвестного солдата, станция метро «Кропоткинская», набе­режная реки Москвы, Красная площадь. Письмо в конверте от Хозяйки Медной горы. Коробка зеленого цвета, розовая лента, записка с загадкой о камнях.

Ход занятия

Педагог. Мне передали письмо. Как проверить, действительно ли оно пред­назначено нам? Верно, по адресу. Кто зна­ет адрес нашего детского сада? Кто по­мнит номер нашего детского сада? (От­веты.) Значит, письмо предназначено нам (вскрывает конверт, достает пись­мо, читает его). «Здравствуйте дорогие дети! Я отправляю вам посылку. Она прямоугольной формы, зеленого цвета, пе­ревязана розовой лентой. Надеюсь, что посылка уже у вас в группе. Надо ее найти. До встречи в моем царстве! Хозяйка Мед­ной горы». Посылку действительно надо найти. Вы запомнили, какая она?

Дети. Она зеленая, прямоугольной формы, перевязана розовой лентой.

Педагог. Тогда пошли искать ее. (Де­ти ищут посылку, находят зеленую ко­робку, перевязанную розовой лентой.) Вот она! Смотрите, здесь записка. Да­вайте ее прочтем (читает).

«Открыть меня вы сможете только тогда, когда отгадаете загадку.

В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий -
в ладошке лежать.
Тяжелый, большой -
одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?

(В. Мирясова)

Дети. Это камень. Это разные камни.

Педагог. Давайте проверим, пра­вильно ли мы отгадали загадку (откры­вает посылку). Смотрите, в посылке камни. Значит, мы с вами правильно от­гадали загадку. Давайте теперь о камнях и побеседуем.

Дети садятся за столы. На них под­носы (по одному на двоих детей) с кам­нями, деревянный брусочек, сосуд с во­дой, салфетки.

Педагог. Сейчас я включу музыку. Вы закроете глаза, будете внимательно ее слушать и представите картинку, кото­рую вам подскажет музыка. (Деты слу­шают) Что ты услышал? А ты? Какие картинки пронеслись перед вашими глазами? (Ответы.) Давайте еще раз по­слушаем музыку. Слышите, как шумит море, как волны, набегая на берег, пере­катывают камни с места на место, как они стучат друг о друга? Кто из вас был на море? Что вы там видели?

Дети. На берегу моря много камуш­ков, море красивое...

Педагог. Найдите на подносе мор­ские камни и положите их перед собой на салфетку. Посмотрите на камни и скажите: какие они? Какой формы, цве­та, какая у них поверхность, какие края?

Дети. Камни гладкие, разной формы - овальные и круглые, твердые, холод­ные, красивые, разного цвета.

Педагог. Почему они такие? (Отве­ты?) Да, такими гладкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает их края, и они становятся гладкими-глад­кими - без единого уголка. А теперь найдите речные камушки и положите их рядом с морскими. Потрогайте их. Что можете сказать про речные камни? Какие они?

Дети. Шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами.

Педагог. Так чем же морские камни отличаются от речных? (Ответы?) Возь­мите камень в руку и сожмите крепко-крепко. Изменил он форму? Верно, нет. Почему? (Он твердый?) Как вы думаете, он тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из де­рева. И попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево.) А сейчас я попробую вбить гвоздь в ка­мень. (Забивает - не получается, пред­лагает двум-трем детям попробовать сделать то же.) Давайте я еще раз по­пробую. Что получается? (Гвоздь гнется, но не вбивается?) Ну что, смогли мы за­бить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? (Отве­ты.) Какой можно сделать вывод?

Дети. Камень тверже дерева.

Педагог. А как камень и дерево будут себя вести в воде? Перед вами сосуд с во­дой, попробуйте опустить дерево в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает?) Давайте осторожно опустим камень в во­ду. Что произошло с ним? (Камень то­нет?) Почему? (Он тяжелее воды?) А по­чему плавает дерево? (Оно легче воды.) Обратите внимание на камень, который лежит в воде. Достаньте его. Какой он? (Мокрый?) Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом. Мокрый камень темнее?) Где можно увидеть камни? Верно, в реке, в море, на дороге. А есть ли камни в нашей группе? (В аквариуме?) Как вы думаете, нужен ли камень человеку? Использует ли человек для своих нужд камень? Как? (Ответы-предположения.) Я хочу позна­комить вас с одним интересным камнем. Называется он гранит. Внимательно по­смотрите на него (показывает). Найдите такой же на своем подносе и возьмите в руки. Потрогайте и скажите: какой он?

Дети. Шершавый, неровный, разно­цветный.

Педагог. Возьмите лупы и рассмотри­те гранит. Гранит - это горная порода. Если внимательно его рассмотреть, мож­но увидеть, что камень словно состоит из зерен. Они разные по цвету и разного ви­да. В состав гранита входят три разных камня (показывает их): сверкающий кварц, темная слюда и цветной полевой шпат. Из гранита строят набережные, из­готовляют постаменты для памятников. Но есть у гранита и соперник - это мра­мор. Мрамор - тоже горная порода (по­казывает). Найдите у себя мрамор и возьмите в руки. Что вы можете сказать об этом камне? Какой он?

Дети. Гладкий, блестящий, красивый.

Педагог. Мрамор, как и гранит, неод­нороден: он состоит из кальцита, изве­стняка и примесей, которые придают ему разную окраску (показывает состав мрамора). Посмотрите на мрамор через лупу. Что вы видите? (Ответы?) Мрамор - главный отделочный матери­ал. Самым ценным является белый мра­мор (показывает его). Настоящее цар­ство мрамора можно увидеть в метро. А сейчас давайте рассмотрим слайды.

1 -й слайд - памятник АС. Пушкину. Кому установлен этот памятник? Пра­вильно, А.С. Пушкину. Он находится в центре Москвы. Сделан из бронзы. По­смотрите, какой памятник красивый. А постамент для него выполнен из гранита.

2-й слайд - могила Неизвестного сол­дата в Александровском саду. Кому по­священ этот памятник? Да, солдатам, ко­торые погибли, защищая нашу Родину. И этот памятник украшен мрамором.

3-й слайд - набережная реки Москвы. Эта набережная реки Москвы. Она гра­нитная. И не боится ни сырости, ни хо­лода: гранит - очень прочный камень.

4-й слайд - Красная площадь. Что вы видите на этом слайде? Правильно, это главная площадь нашей страны. И в ее убранстве тоже использованы камни.

Педагог. Вот сколько интересного мы узнали про камни! Одни помогают нам в строительстве зданий, мостов, другие используются при изготовлении памятников, для украшения станций метро... А еще есть драгоценные камни.

Как вы думаете, что это за камни и где их используют? (Ответы?) На Руси из­давна из них изготавливали украшения. Давайте посмотрим выставку женских украшений. (Дети подходят к столу, на котором разложены женские украше­ния?) Что вам понравилось? Какие укра­шения есть у вас дома? Дома вместе с ро­дителями рассмотрите их и определите камни, из которых они изготовлены.

. С. 27-29.

Ольга Кирова
Проект «Этот удивительный мир камней и минералов» старший возраст.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Детский сад «Светлячок» . П. Уральский, Нытвенский район, Пермский край.

ПРОЕКТ

«Этот удивительный мир камней и минералов »

Первой квалификационной категории

Кирова О. С. 2014 год.

Тип проекта : познавательно- исследовательский.

участники проекта – дети средней группы, воспитатель, родители.

Срок проведения- июнь- июль 2014г.

Предмет изучения – предметы не живой природы – камни , минералы , кристаллы

Основные направления проекта :

Познавательно-исследовательское

Актуальность проекта :

Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах . Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой родного края и страны. На протяжении веков наш край славился полезными ископаемыми, с которыми дети и даже взрослые, к сожалению не знакомы.

Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством.

В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять знания в практической деятельности. Помочь дошкольникам устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.

Цель проекта :

Создание условий в совместной и самостоятельной деятельности. Развитии познавательных и исследовательских способностей детей, формирование логического мышления детей.

Задачи :

Способствовать расширению знаний детей о свойствах и особенности камней и минералов ;

Развивать познавательную активность.

Расширять словарный запас детей, формировать связную речь

Воспитывать чувство прекрасного видеть многообразие мира.

Предполагаемый результат :

дети научились различать минералы и кристаллы ,

уметь называть их особенности;

научились работать с лупой, пинцетом.

Работа с родителями :

Познакомить с проектом .

Помощь в сборе материала о камнях

Помощь в оформлении мини- музея «камни »

План действий :

Организация развивающей, познавательной, предметной среды;

Определение направлений познавательной практической деятельности;

Организация совместной творческой познавательной практической деятельности.

План проведения проектной деятельности

Этапы Совместная работа педагога с детьми

1. Информация для родителей о предстоящей деятельности.

Подбор демонстрационного материала по данной теме.

Подбор художественной литературы.

«Полезные ископаемые» Детская энциклопедия;

«Как живут камни » Е. Чуйко. Расширять представления родителей о многообразии камней и минералов нашего края . Заинтересовать в предстоящем проекте/

2. "Удивительные камни "

Цель : познакомить детей с разнообразием мира камней . Рассмотреть и выявить свойства и качества предложенных материалов

3.«Мы – геологи»

Цели : развивать тактильные ощущения. Познавать "наощупь" свойства вещества : твердость, мягкость, плавучесть.

Учить сравнивать и различать вещества по их состоянию.

Развивать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать её с результатом.

4. «Полезные ископаемые»

Цель : Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах магнитов и способах их использования в промышленности; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать умение работать в коллективе.

Рисование по замыслу «Превращение камешков»

Цель : учить детей создавать художественные образы на основе природных форм. Познакомить с разными приемами рисования на камнях разных форм . Совершенствовать изобразительную технику. Развивать воображение.

Чтение художественной литературы

Сказка И. Н. Рыжовой «О чем шептались камушки»

П. Бажов «Малахитовая шкатулка» , «Серебряное копытце» , «Хозяйка медной горы»

Стихи, пословицы и поговорки о камнях .

Цель : познакомить детей с творчеством Павла Бажова. Эмоционально включать детей в атмосферу «сказа» , в слушание его живых диалогов, вызывающих добрые чувства. Развивать у детей воображение, умение представить себе сказочного героя и описать его.

Просмотр мультфильмов;

По мотивам сказок П. Бажова «Малахитовая шкатулка» , «Каменный цветок»

Цель : Продолжать знакомить с творчеством П. Бажова, его литературными героями.

Подвижные игры : «Мы скалолазы» , «Царь горы» , «Найди свой камень»

Цель : Развивать двигательные умения и навыки детей, разучивать и запоминать правила игры. Играть самостоятельно

Просмотр презентаций : «Мир камней » , «Драгоценные камни »

Цель : Развивать познавательный интерес. Знакомить с названиями минералов , камней

Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики

Что лишнее? "

- "Найди пару"

-"Продолжи ряд""

Настольно-печатные игры

- «Живая, неживая природа»

Сюжетно-ролевая игра

«В поисках клада»

Цель : Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, умение подбирать предмет по цвету, Воспитывать усидчивость, терпение, приучать убирать материал на место.

Оформили мини-музей «Удивительные камни »

Провели викторину «Что мы знаем о камнях »

Выставка «Изделия из камня »

Цель : Выявить полученные знания о предложенной теме. Формировать самостоятельность в выборе понравившейся темы, умение связно рассказывать.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!