Конспект урока: Пасхальный перезвон. Украшение пасхальных яиц. Урок технологии "Обряды и праздники. Пасха" Как оригинально покрасить яйца к Пасхе

План-конспект урока.

Тема урока: Праздничный урок " Светлая пасха"

Цель:

    активизировать интерес к традициям и обычаям празднования Пасхи на Руси и создание условий для воспитания уважительного отношения к культуре своих предков.

Задачи:

    развивать художественный вкус, внимание, творческие способности и ориентировать на качество изделий, коммуникативные умения;

    воспитывать трудолюбие, ответственность, навыки самоконтроля;

    содействовать формированию всесторонне развитой личности, формированию положительной мотивации к предмету.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование : рабочие тетради, крашеные яйца, проволока, плоскогубцы, воск, электроплита, магнитофон, толковый словарь, изображения святых, ребусы, карточки «пасхальные традиции», пашотницы.

М етоды и формы работы: словарная работа, беседа, инструктаж, групповая практическая работа, частично-поисковый метод обучения.

Этапы урока:

    1.Вводная часть (организационный момент):
    - приветствие
    - тема урока

    2.Основная часть (изучение нового материала):

    Работа с толковым словарём
    - ознакомление с пасхальными традициями

    Беседа о народных способах окрашивания яиц

    Разгадывание ребусов на тему «техники окрашивания яиц»
    - сообщение целей и задач урока

    Разгадывание математического ребуса

    3.Практическая работа:
    -выполнение практической работы по группам
    -контроль выполнения работы и соблюдение правил техники безопасности

    4.Заключительная часть (итог урока):
    - выставка и самоанализ выполненной работы;
    - закрепление полученных на уроке знаний – выполнение тестового задания;

    Рефлексия

    Домашнее задание

    Уборка рабочих мест.

Ход урока

Организационный момент

УЗ 1 . Чтение стихотворения.

Учитель включает музыку « Пасхальный звон колоколов» . Ученики с места по строчкам зачитывают стихотворение на доске.

«Христос Воскресе!»- Поют колокола.

И весть та радостна, светла.

Над миром носится волной,

И мир внимает вести той.

«Христос Воскрес!»- поёт земля,

Моря и горы, и поля…

И им в ответ звучит с небес:

«Воистину Воскрес»

Основная часть

УЗ 2. Работа с толковым словарём.

Учитель : Как вы уже догадались, сегодня мы на уроке поговорим о самом главном празднике всех верующих -Великой Пасхе в этом году она выпала на 15 апреля и учитывая школьную программу мы сможем поговорить об этом лишь после окончания праздника, т.е. сегодня на уроке.

Пасха - весенний праздник, связанный с верой в чудесное воскресение Иисуса Христа.

Как вы думаете, почему все верующие называют этот день праздником всех праздников?

Это объясняется тем, что идея воскресения Христа из мертвых – основная идея христианского вероучения. Победу добра над злом, света над тьмой символизирует этот религиозный праздник. На пасху христиане празднуют воскресение из мертвых Иисуса Христа, который своей смертью искупил людские грехи и своим воскрешением дал нам надежду на вечную жизнь после смерти, однако пасху празднуют многие неверующие.

Как вы думаете почему?

Действительно пасха начало весны, пробуждения природы.

УЗ 3. Ознакомление с пасхальными традициями.

Учитель : А сейчас мы вместе с вами вспомним некоторые традиции, которые соблюдались во время празднования пасхи, каждый из вас, начиная с первого ряда, должен должен подойти к учительскому столу, достать из пасхальной шкатулки листочек и прочитать нам традицию вслух.

1)Пасхе предшествует семинедельный Великий пост. Основным правилом Великого поста является уделение большого внимания духовного росту, православным молитвам, чтению Библии и духовной литературы. В этот период можно кушать только постную пищу- каши, черный хлеб, овощи, фрукты, грибы, орехи.

В Великий пост верующие воздерживаются от еды животного происхождения- яиц, мяса, молока, сливочного масла; нельзя курить, принимать алкоголь, браниться.

2)В храм приносят особую пасхальную пищу, чтобы освятить её. В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году- пасхальный кулич, творожную паску.

3) С вечера Пасхи по традиции начинаются массовые народные гуляния и длятся целую пасхальную неделю. Праздничные столы ломились от самых разных блюд. Даже в самых бедных домах старались, чтобы пасхальный стол был обильным.

4) К Пасхе пекли плюшки из теста в виде зверюшек. Изображения барашка было символом, который напоминал о жертвенной гибели Христа.

5) В день накануне Пасхи -Великую субботу- старые и молодые люди собираются в храмах на молитву.

6) В среду Страстной седмицы обливают талой водой домашнюю скотину, чтобы уберечь её от дурного глаза.

7)Великий четверг назывался в народе «Чистым». Люди очищали свое жилище, мылись в бане, иногда купались в прорубе- для того, чтобы, избавиться от болезней и обеспечить себя здоровьем на весь год. Люди также сбрасывали в проточную воду старую одежду (чтобы зло и болезни уплыли вместе с ней); окружали дом магическим кругом (объезжали его верхом на кочерге, очерчивали мелом и др).

8)Перед Пасхой принято убирать и кладбище, подправлять могилки, а в пасхальные дни поминать умерших, оставляя на могилке куличи, пшено, чтобы их склевали птицы- посланники божьи.

9) В Великий четверг молодые девушки стригли раньше кончики волос, чтобы они лучше росли. В этот день подстригали первый раз младенцев.

10) На Пасху принято было «христосоваться» - троекратно целоваться, поздравляя друг друга с праздником пасхи, говоря при этом: "Христос воскрес!- Во истину воскрес!" 11) В России непременными были игры с пасхальными яйцами- катание и битьё. Их катали с небольшого склона- чье дальше укатится. Победитель забирал себе яйцо соперника. 12) В Англии был обычай надевать на Пасху новое платье или рубашку, а если это невозможно,то хотя бы какую- либо часть новой одежды, чаще всего перчатки. 13) В Бельгии для детей есть своя игра»Охота за яйцами». Взрослые прячут пасхальные яйца в саду, среди кустов или деревьев. Дети собирают найденные яйца в корзиночки и спешат с ними в гости. 14) Из Франции пришел к нам такой обычай. В катании яиц побеждает тот, кто сумеет бросить своё яйцо так, чтобы оно столкнулось с яйцом, скатившимся ранее.

УЗ 4. Беседа о народных способах окрашивания яиц.

Учитель : О какой самой главной традиции мы так и не услышали? правильно, это конечно окрашивание яиц.

Учитель : А сейчас поразмышляйте, как же добивались соответствующего окраса яйца на Руси?

*желтый цвет яиц получался если при варке использовать шафран;

*синий- если подержать яйца в отваре цветущего ольшаника;

*зеленый- если отварить яйца, используя при этом березовые листья;

*бронзовый цвет получится если сварить яйца в отваре дуба;

*красный- если сварить их со свеклой или корой вишни;

* коричневый- если сварить яйца в отваре луковой шелухи.

Учитель : Кто знает, почему было так важно окрасить яйца именно в красный цвет?

Учитель : Одна из учениц Христа, святая Мария Магдалина, с проповедью веры пришла в Рим и, попав во дворец императора Тиберия, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что-либо в дар, святая Мария была бедна и принесла в дар правителю Римского государства обычное куриное яйцо. Выслушав её, император не поверил святой и сказал: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это также невозможно как если бы это яйцо стало красным.» И тут же на глазах императора совершилось чудо: яйцо само по себе сменило цвет на красный, свидетельствуя этим истинность Христова Воскресения. С тех пор христиане стали на пасху окрашивать яйца и дарить их друг другу со словами пасхального приветствия: «Христос воскресе!»

УЗ 5. Разгадывание ребусов.

Учитель: Однако яйца не только окрашивали, но и расписывали различными способами, из этого мы можем вывести несколько видов окрашивания и оформления яиц для этого нам нужно разгадать ребусы.

    Крашенки

  1. Драпанки

    Рисованки

    Крапанки

По мере разгадывания ребусов, учитель демонстрирует яйца, окрашенных соответствующим способом.

Учитель : Однако сейчас нашим мамам не нужно так утруждаться, существует огромное количество красителей и специальных наклеек, которые без особого труда помогут им справиться с этой задачей.

УЗ 6. Сообщение целей и задач урока.

Учитель : Наша же задача сегодня помочь мамам в оформлении праздничного стола, а именно изготовить подставки для яиц и сделать декоративные свечи.

УЗ 7. Разгадывание математического ребуса.

Учитель : Кто знает как традиционно называют подставки для яиц?

Узнаем это выполнив несложное математическое решение: папа-па+ш+ле-л-е+лот-л+н+птица-п-т

Учитель демонстрирует различные украшения пасхального стола(пашотницы, свечи, подсвечники)

Практическая работа

УЗ 8. Выполнение практической работы по группам.

Учитель : Мы с вами занимаемся почти год, за это время я достаточно хорошо изучил возможности каждого из вас, поэтому, чтобы сэкономить время для выполнения практической работы на группы разделю вас я самостоятельно.

1 группа – изготовление пасхальных свечей

2 группа – изготовление подставок(пашотниц) из проволоки

3 группа – изготовление подставок(пашотниц) из потолочной плитки

Повторение техники безопасности при работе с инструментами, электроприборами.

Учитель раздаёт материал, инструмент, обговаривает с учениками технику выполнения.

Заключительный этап

УЗ 9. Выставка и самоанализ выполненных учениками работ.

УЗ 10. Закрепление полученных на уроке знаний- выполнение в тетрадях тестовых заданий.

1.Что означает праздник Пасхи?

а) наступление весны;
б) воскресение Иисуса Христа;
в) вход господень в Иерусалим.

2.В какой день недели празднуется Пасха?

а) четверг;
б) суббота;
в) воскресенье.

3.Что является основными блюдами праздничного стола?

а) яйца, куличи, рыба;
б) яйца, пасха, куличи;
в) пасха, курица, куличи.

4.Каким было первое пасхальное яйцо?

а) красным;
б) желтым;
в) зеленым.

5. Как называется подставка для яиц?

а) яичница;

б) толотница;

в) пашотница;

Итог урока

Учитель : Что больше всего вам понравилось сегодня на уроке?

Домашнее задание

Учитель : хорошо поразмышляйте и придумайте собственные пашотницы из бросового материала.

Конспект интегрированного урока

Образовательные области: 1.Основы религиозных культур и светской этики. 2. Наглядная геометрия

Тема урока : Пасха. Применение осевой симметрии в украшении пасхальных яиц и куличей.

Кла cc : 4-5

Учитель: Шелудько Ирина Анатольевна, учитель математики МБОУ СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов г.Сургута Тюменской области.

Тип урока: урок изучения нового.

Цель урока: способствовать формированию знаний и представлений учащихся о празднике «Пасха». Сформировать представление об осевой симметрии. Научить различать многообразные проявления симметрии в окружающем мире на примере декора пасхальных яиц и куличей.

Задачи урока:

    дать представление о симметрии в геометрии;

    научить распознавать виды симметрии;

    Показать исключительную роль принципа симметрии в научном познании мира, в человеческом творчестве.

    рассказать об истории и традициях праздника Пасха.

    развить мотивацию достижений учащихся через использование ИТ и коллективную деятельность в малых группах.

    выполнить роспись пасхальных яиц геометрическими узорами с помощью симметрии

    воспитывать познавательный интерес и расширить кругозор на основе межпредметных связей.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, наглядные пособия, плакаты, фломастеры, цветные карандаши, бумага, заготовки пасхальных яиц

Ход урока:

    Организационный момент. (Сообщение темы, цели и задач урока)

    Звучит музыка (колокольный звон)

Учитель задает вопрос к классу:

-«Знаете ли вы что такое «Пасха»?»

-«Какие слова у вас ассоциируются с этим праздником?»

(на доске составляется «кластер» по данному слову)

Воскресенье кулич пасхальные яйца весна


ПАСХА церковь


Бог верба дом игры добро

(дети могут предлагать разные варианты, учитель должен записывать все ассоциации)

Учитель: Молодцы! Действительно, православные христиане называют этот день «праздником праздников и торжеством торжеств».

    Из истории праздника Пасха (рассказывает учитель и показывает небольшую презентацию по теме). При этом можно дополнять кластер понятиями. Рассказ о пасхальных яйцах (писанках)

Данную информацию можно дать заранее приготовить учащимся, и тогда провести в виде небольшого опроса. Можно рассказать самому учителю.

(после учитель рассказывает о Пасхе. При этом можно сопровождать рассказ презентацией)

Это самый главный день православного церковного календаря. В этот день отмечается воскресение из мертвых Иисуса Христа. Победу добра над злом, света над тьмой символизирует этот религиозный праздник. Пасхальное воскресенье называется Великим. Пасха – это окончание Великого Поста.

В день накануне Пасхи – Великую Субботу – старые и молодые, верующие и колеблющиеся, собираются в Храмах на молитву. Спускаются сумерки. Храмы и дворы церквей полны.

Но праздник Пасхи – это не только молитвы. Этот праздник богат своими обычаями и традициями. Накрывают богатый стол. Устраивают всевозможные игры с пасхальными яйцами. На Пасху принято было «христосоваться» (поздравлять друг друга с праздником, при этом родным и близким дарили пасхальные яйца –символ жизни.

Говорят, есть хорошая примета: кто Пасху проводит в радостном настроении, тому весь год будет счастье в жизни и удача в делах.

Стих (читает ученик, можно дать заранее подготовить)

В.Морозова

Играет и льется солнечный свет,

В душе раздается с утра благовест.

В лазури безбрежной плывут облака

Под ивами нежно лепечет рука.

Дыханье весны в зеленеющем лесе…

Как радостно жить! Христосе Воскресе!

Пасха переводится с древнееврейского «пейсах» как «происхождение», «избавление». Каждый год по лунному календарю Пасха попадает в разные числа (с 4 апреля по 8 мая).

Русские люди связывают Пасху с весной – жизнью природы, с рассветом добрых чувств, единением людей, с надеждой на будущее счастье.

Пасха празднуется дольше остальных праздников- целую неделю (седмицу). А после еще 40 дней. Заканчивается Вознесением Господнем.

Пасхальные народные приметы:

    Первый день Пасхи – небо ясное, солнечное – это означало к хорошему урожаю и красному лету.

Если дождь – добрая рожь.

Если гром – к урожаю

    Считалось, что от пасхального яйца может быть облегчение от любого недомогания.

    Если освященное яйцо оставить до следующей Пасхи, то оно может исполнить любое желание.

Крашеные яйца называют «крашенки» или «писанки». Обычай красить яйца идет из далеких времен.

По вознесению Христа Спасителя на небо Мария Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: "Христос Воскресе!" Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное. Крашеные яйца у носителей веры в Христа всегда служили символом Воскресения Иисуса, а с ним и очищения во имя новой лучшей жизни.

Но почему именно яйцо стало основным символом Пасхи? И почему красят яйца? Считали, что в яйце скрыта жизнь птенца, это наглядное изображение жизни. С другой стороны крашеное яйцо напоминает кровь Христа (раньше яйца красили только в красный или кирпичный цвет), а Христос дарует нам вечное спасение.

Расписные яйца появились уже позже.

Было поверье. Если по двору рано утром в день Пасхи пройти с первый снесенным яйцом, и катать его по углам, то можно выгнать нечистую силу.

Еще надо знать! Все что вы освещаете в церкви на Пасху, должно вкушаться дома. Освященные куличи и яйца на кладбище к умершим носить нельзя.

Куличи – это пасхальные пироги. Говорят, если дома пекли кулич и он удался, то все будут здоровы.

На Пасху было принято ходить в гости, дарить пасхальные угощения.

Во всю пасхальную неделю принято было заниматься благотворительностью, посещать больных, бедных.

Дети заранее разбиты на группы по 5-6 человек. У каждой группы на столах лежат карточки, на которых даны различные понятия Пасхи, ее значение для людей. Дети читают их и выбирают группой то понятие, которое по их мнению более точно раскрывает смысл Пасхи. Данные понятия крепятся на доску, дополняя Кластер. При этом каждая группа должна защитить свой вариант.

IV . Работа с геометрическим материалом. Знакомство с симметрией.

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с очень важным понятием в геометрии как симметрия. Поскольку наш урок посвящен Пасхе, то мы попробуем с вами выполнить роспись пасхальных яиц, применяя симметрию рисунка.

(Приложение 2. Презентация «Ее величество –Совершенство» о симметрии)

V . Работа в группах.

1. Задание. Найти подходящую часть роботу (слайд 22). Сделать вывод.

2. Задание. Найти верное отражение гномов. (слайд 23.)

3. Какие из следующих букв имеют ось симметрии: А, Б,Г,Е,О,F , М, X , K ? Проведите её. Верные ответы показывать на интерактивной доске.

4. На листе бумаги провести прямую линию (ось симметрии) посередине. Сделать симметричный рисунок. (необходимо использовать геометрические фигуры, которые дети знают). Дети показывают свои рисунки, учитель поправляет.

1. Что такое симметрия

      с какой симметрией вы познакомились

      Где можно встретить симметрию

4. Как построить фигуру, симметричную данной относительно прямой.

    Творческое задание. Заранее готовятся яйца для работы (пустые).

1. Подготовить яйцо. Проденьте ленточку через центры, расположенные на линии симметрии и закрепить бусинками (рисунок)

2. Провести линию симметрии через все яйцо (она будет замкнутой линией)

3. Сделать эскиз рисунка для украшения пасхальных писанок (яиц), применяя осевую симметрию.

4. Перенести рисунок на готовое яйцо, применяя симметрию рисунка и яйца. Использовать при этом фломастеры, цветные мелки, клей, бисер, паетки, ленточки и другой материал. (об этом заранее сообщают детям на предыдущем уроке; учитель может тоже сам предложить материал для украшения писанок). Каждая группа выбирает себе определенную тему для украшения (в одном стиле)

5. Каждая группа придумывает своим писанкам название и представляет их остальным учащимся. При этом необходимо указывать как помогла симметрия им для украшения пасхальных яиц.

6. Учитель организовывает выставку писанок.

    Подведение итогов урока.

Учитель задает вопросы классу.

      Что такое Пасха?

      Что связано с этим праздником?

      Считаете ли вы, что это главный праздник христиан? Почему?

      Что такое симметрия?

      Нужна ли симметрия в жизни?

      Как применить симметрию в декоре пасхальных яиц и куличей?

    Рефлексия урока

Учащимся предлагается нарисовать с помощью смайликов отношение к уроку, свое настроение (выполняется в группах). Листы рефлексии вывешиваются на доску.

Можно выслушать нескольких учащихся.

    Домашнее задание.

    1. Придумать рисунок для украшения пасхальных куличей с применением осевой или центральной симметрии.

      Узнать, какие игры были с пасхальными яйцами. Как можно окрасить пасхальные яйца, не прибегая к пищевым красителям.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Буквально несколько недель осталось до главного православного праздника — Светлого Христова Воскресения! Впереди много дел: тщательная уборка квартиры, крашение яиц, приготовление вкусных блюд и традиционных куличей, а пока еще есть время, можно продумать декор дома к Пасхе!

Для начала следует задуматься, что же является символом Пасхи? В России — крашеные яйца и пасхальные куличи; в Германии — пасхальный кролик, разноцветные яйца; в Англии, Америке — пасхальные венки, кролики, цветные и шоколадные яйца.

Как мы видим, традиции разных стран объединяет единый символ — крашеное яйцо, соответственно на его основе можно продумывать декор к Пасхе.

Кроме того необходимо задуматься о цветовой гамме пасхального декора, несмотря на то, что традиционным пасхальным цветом считается именно красный тон (Мария Магдалина преподнесла императору яйцо, которое у него на глазах окрасилось в красный цвет), но все же наиболее выигрышно смотрится светлая пастельная гамма, символизирующая весеннее пробуждение. Поэтому все декоративные элементы, лучше подбирать в нежно-розовых, светло-голубых, бледно-зеленых и ненавязчивых желтых оттенках.

Идеи декора к пасхе

Декор яиц

В данном случае, приветствуется фантазия, вариантов декора существует огромное количество: ажурные вязаные чехольчики, обмотка цветными нитями, использование специальных наклеек, ручная декоративная роспись, использование сладкого марципана, оклеивание стразами, украшение семенами, декор простой бечевкой или яркими лентами.

Отдельно, хотелось бы отметить простой, но эффектный способ декора яиц обычной салфеткой с цветочным принтом. Салфеточный узор нужно аккуратно вырезать, покрыть часть яйца клеем ПВА, можно использовать разведенный водой — крахмал, и на это место, бережно приложить (приклеить) вырезанный фрагмент. После высыхания, готовое изделие смотрится просто великолепно!

Миниатюрные вазочки

Разбиваем сверху куриное яичко (необязательно аккуратно), удаляем желток и белок, ополаскиваем внутренние стенки скорлупы мыльной водой, отправляемся на клумбу, срываем небольшие цветочки (можно использовать и самодельные цветы), наливаем в скорлупу водички, ставим в наши импровизированные вазочки только что сорванные цветы, и любуемся результатом!

Пасхальные гнезда

А почему бы не украсить дом импровизированными птичьими гнездами, для этого следует запастись небольшими, тонкими веточками и сплести такой необычный предмет декора.

Пасхальные деревья

Для изготовления подобных деревьев нужно удалить из яиц белок-желток, для этого подобранные яйца необходимо погрузить примерно на час, в насыщенный водно-солевой раствор (на 1 стакан простой воды, примерно 3 ст. ложки крупной соли), такой прием придаст скорлупе большую прочность. После чего, яйца нужно вынуть из солевого раствора и создать сверху и снизу проколы ножом, затем не торопясь, выдуть белок-желток в специально подготовленную емкость, промыть внутренние стенки, ополоснув простой водой, которую следует аккуратно влить в образовавшиеся отверстия. После промывки, изделие следует просушить.

На импровизированные деревья, подготовленные целые скорлупки можно закреплять при помощи клея, а также подвешивать на изящные ленты или нити. В случае с подвесками, берем толстую нить, завязываем узел, продеваем ее в отверстие скорлупы, обильно покрываем клеем или «залепляем» пластилином. Несколько альтернативных приемов можно посмотреть ниже.

Украшаем дом к Пасхе — окна

Рисуем от руки незамысловатые картинки — изображения пасхальных кроликов, зайчиков, цыплят и прочих милых зверюшек, вырезаем и приклеиваем на окна при помощи прозрачного скотча. Примеры пасхальных шаблонов можно посмотреть ниже, если есть принтер их можно просто распечатать! Кстати, различные бумажные гирлянды тоже приветствуются, их мы рассматривали в статье « «.

Пасхальный стол

Для начала, стол следует покрыть тематической скатертью, затем поставить заготовленные пасхальные деревья и миниатюрные вазочки-скорлупки. Здесь будут уместно выглядеть пиалы в форме зайчиков, посуда расставленная на плетеных салфетках-подставках, корзины с цветами, свечи в форме яиц, а в центре стола праздничный кулич.

Что касается обычных салфеток, им можно придать оригинальный вид, сложив их в виде мордашки или тельца кролика, схема ниже. Ложки и вилки можно обернуть в яркие оранжевые салфетки, повязав зеленой нитью, таким образом, получатся замечательные декоративные морковки.


Топиарий к Пасхе (видео):

Парящая чашка к Пасхе (видео):

Как оригинально покрасить яйца к Пасхе:

Вот такие идеи декора к Пасхе мы сегодня рассмотрели, я надеюсь, Вы выберете для себя что-то интересное и подходящее. Друзья, а Вы отмечаете данный праздник и украшаете ли дом к Пасхе, ответами поделитесь в комментариях?! Кстати, новую статью посвященную Пасхальному декору можно почитать . Уважаемые читатели, не забудьте подписаться на обновления сайта, впереди Вас ждет только самое интересное!

Цель урока: расширить знания учащихся об истоках обрядов и традиций народного праздника “Пасха” и обучить приёмам переноса рисунка на выпуклую поверхность.

Оборудование: Набор открыток пасхальных яиц, эскизы росписи пасхальных яиц, элементы росписи, выставка пасхальных яиц выполненных учащимися старших классов.

Материалы: гуашь, кисти, лак, яйцо-заготовка.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Сообщение темы урока. Беседа по теме.

Всем вам известно, что … апреля вся Россия и православие в мире будет отмечать самый большой православный праздник - Пасха.

Что вы знаете о Пасхе?

Почему его называют Светлый день?

Какой это праздник христианский или языческий?

Какие другие христианские праздники вы знаете?

Пасха или светлый день, как и вся последующая неделя, относится к числу древнейших праздников, истоки которых теряются во времена язычества. Пасха отмечается в первое воскресенье после мартовского полнолуния следующего за весенним равноденствием.

Для земледельца это был величайший праздник прихода солнца, пробуждения природы, когда начинали “весну кликать”.

Пасхи не бывало без качелей. Почти в каждом дворе устраивались качели для детей, а на главной площади заранее вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски - возводились общественные качели и карусели.

Верили люди: чем больше и выше качаешься в праздник, тем счастливее и успешнее будет год, тем лучше будет урожай.

Еще с Пасхи начинались знаменитые русские хороводы. Хождение по кругу напоминало движение солнца и должно было помочь быстрому пробуждению и расцвету природы.

На Пасху готовят специальную обрядовую еду. Как вы думаете, что это за еда? (Ответы детей).

Она включает в себя пасху из творога, куличи и крашеные яйца.

Главный символ праздника - окрашенное яйцо. Каждая хозяйка стремится наварить побольше яиц и обязательно их окрасить. Почему? (Ответы детей).

Кулич, пасха и яйца должны быть готовы к субботе, когда все это понесут в церковь, чтобы освятить.

Да…, много хлопот перед Пасхой. Но одно из самых радостных дел - красить и расписывать яйца.

Яйцо оказалось удивительным даже потому, что обладает способностью сохранять и воссоздавать жизнь, а значит, оно свидетельствует о нескончаемости жизни. Перед посевом в семена клали вареные яйца, под первыми распустившимися берёзками съедали яичницу, в знак расположения и дружбы дарили яйца родным и близким, разбивали яйца на свадьбах и т.д.

Знаете ли вы, какой символ несет в себе яйцо?

Яйцо - символ общечеловеческий, оно фигурирует в мифологиях всех народов. Из него возникали вселенная, бог-творец, герой или даже род людской. Из верхней и нижней половины яйца появились небо и земля или солнце. Христианство включило этот общечеловеческий символ в свою символику.

Яйцо стало не только символом создания мира, но и, прежде всего его воссоздание во Христе. Как символ воскресения Христа, яйцо изображает гроб, в котором содержится зародыш будущей жизни.

Почему чаще всего яйца красят в красный цвет? (Ответ детей)

Красный цвет - цвет крови, пролитой, но и одновременно цвет радости по случаю что “Христос воскрес”.

Обычно пасхальные яйца красили в красный цвет, и они так и назывались “крашенки”. А в Белоруссии и на Западной Украине были широко распространены орнаментально украшенные “писанки”, узоры которых, по народному толкованию представляли собой бичевание Христа.

Пасхальные яйца вытачивали из дерева, делали из фарфора, стекла, из камня и драгоценных металлов. Вершиной этих художественных поисков стали пасхальные яйца фирмы Фаберже.

“…Каждый год на страстной неделе коллекция царской семьи пополнялась новым яйцом. Большинство пасхальных яиц Фаберже заключало в себе сюрприз. Например, в 1900 году было изготовлено яйцо, посвященное строительству Транссибирской железной дороги. Внутри его помещается складывающаяся модель сибирского императорского поезда из золота и платины и маленький ключик, приводящий в движение механизм. Поезд состоит из паровоза с бриллиантовыми фарами и пяти вагончиков с окнами из горного хрусталя. На вагонах - крошечные таблички с надписями “для дам”, “для курящих”, “для некурящих”. Указаны также класс вагона и количество мест.”

Всего фирмой было изготовлено 56 яиц. И только 10 из них находятся в России в экспозиции Оружейной палаты Московского Кремля.

Искусство росписи пасхальных яиц оказалось на гране краха за 70 лет борьбы с религий, но сейчас оно возрождается и не только мастерами Московского патриархата, но и молодыми художниками.

3. Практическая работа.

Сегодня на уроке мы попробуем поучиться замечательному мастерству росписи яиц. А здесь есть свои маленькие хитрости, которые помогут вам превратить простую яичную скорлупу в замечательные поделки.

1. Художник (мастер) не сразу создает свое произведение: он обдумывает замысел, а затем создает образ.

2. Яйцо хрупкое, маленькое, объемное - поэтому его нужно очень осторожно держать в руках и во время работы поворачивать, чтобы видеть со всех сторон.

3. Когда высохла краска на рисунке, выполненном на одном конце яйца, его можно перевернуть этим концом вниз и начинать расписывать дальше.

4. При разрисовке средней части яйца удобно держать его в руке, взяв пальцами оба его конца.

5. При выполнении писанок придумывайте свои узоры. Чем больше фантазии вы проявите, тем наряднее и интереснее получатся ваши работы.

За работу! Старайтесь выполнять роспись аккуратно, не спеша.

После того, когда писанки будут готовы их сверху можно покрыть прозрачным лаком.

4. Итог. В конце урока организована выставка расписных пасхальных яиц.

Скачать Чтобы скачать материал или !

Урок проводиться в рамках раздела “Культура дома”, тема “Обряды и праздники. Традиции и бытование”, 3-4 урок темы. Календарное планирование урока связывается с календарем церковных праздников, проводиться во время Страстной недели.

Цель урока:

  • Сформировать знания об истории возникновения, обрядах и бытованию праздника Пасхи.
  • Развивать творческое отношение к повседневному труду
  • Формировать толерантное отношение к религии, умение получать радость от совместного труда

Задачи:

  • Узнать историю праздника, его значение в Христианстве.
  • Научиться некоторым обрядам, связанным с праздником
  • Выполнить несколько традиционных украшений стола к празднику
  • Познакомиться с играми и занятиями, характерными для Страстной и Пасхальной недель
  • Развивать позитивное отношение к эстетике быта, мелкую моторику пальцев, устную связную речь

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор”, презентация “Пасха” (Презентацию можно взять у автора), вареные яйца или картонные муляжи яиц, кисти разной толщины, гуашь, лоскуты, тесьма, иглы, нитки, ножницы, веточки. На уроке используется презентация, созданная в MS Power Paint, на основе прилагающихся графических изображений (Рисунки 1 - 23).

Ход урока

  1. Организационная часть

Здравствуйте! Вы, наверное, уже слышали о том, как называется эта неделя. Нет? А называется она Страстная. После неё наступает большой праздник, который христианами празднуется целых 7 дней. Какой это праздник? (Пасха)

  1. Актуализация знаний

Звучит колокольный перезвон, на экране изображения церквей.

(Рисунки 1-4).

Повсюду благовест звенит,
Из всех церквей народ валит.
Заря гудит уже с небес…

С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!

Девочки, а что вы знаете об этом празднике? Попробуйте ответить на вопросы.

  1. Что означает праздник Пасхи?
  • наступление весны;
  • воскресение Иисуса Христа;
  • вход господень в Иерусалим.
  1. В какой день недели празднуется Пасха?
  • четверг;
  • суббота;
  • воскресенье.
  1. Что является основными блюдами праздничного стола?
  • яйца, куличи, рыба;
  • яйца, пасха, куличи;
  • пасха, курица, куличи
  1. Что закрывало вход в пещеру, где был похоронен Спаситель?
  • холст;
  • камень;
  • ветки.
  1. Каким было первое пасхальное яйцо?
  • красным;
  • желтым;
  • зеленым.

Учитель комментирует ответы, обращает внимание на их неоднозначность.

  1. Новые знания (беседа)

Молодцы, девочки, вы так много знаете об этом празднике. Откуда же пришел к нам этот праздник?

Исторический очерк (можно поручить рассказ ученику)

Христианский праздник Пасхи имеет длинную и сложную историю. Ранние христианские общины переняли пасху в том виде, как она праздновалась у древних евреев. Древнееврейский праздник зародился около 3500 лет тому назад. Это был весенний скотоводческий праздник. Скотоводы-евреи устраивали весной обрядовое пиршество, во время которого резали ягнят и их кровью мазали свои шатры и загоны для скота. В этот период твердой даты праздника не было.

Переселившись из Аравийской пустыни в Палестину, иудейские племена стали заниматься земледелием и вести оседлый образ жизни. Изменились и праздники. Праздник пасхи потерял свое былое значение и слился с весенним земледельческим праздником, в котором хлеб занял центральное место. Таким его и восприняли раннехристианские общины в 1-2 веках. Поскольку праздник связывался с искупительной смертью Христа, это был праздник скорби и страданий. Поэтому не случайно ему предшествовал длительный пост.

Языческие верования и праздники наложили большой отпечаток на христианский праздник пасхи. Культ растительных богов, садоводства и огородничества учили празднованию возрождения. У язычников крашеные в яркие цвета яйца служили символом цветения, а золотое яичко олицетворяло Солнце, неиссякаемый источник тепла, света, а значит и жизни.

Христиане вначале праздновали обе пасхи – пасху страданий и пасху воскресения. В дальнейшем эти праздники стали многодневным единым праздником.

Продолжение беседы

Как видите праздник Пасхи древнее христианства, но христиане выбрали его как главный праздник своего верования. Как же это случилось?

Иисус Христос родился в Израильском государстве более 2000 лет назад. До 33 лет он рос как обыкновенный еврейский мальчик, юноша, стал плотником, помогал отцу. Но в возрасте 33 лет ему встретился Иоанн Предтеча, которого иначе называют Креститель. Легенды о том, что Бог пошлет на землю миссию, люди передавали друг другу давно, но именно в Иисусе Иоанн Креститель узнал сына бога. Он крестил Иисуса водой реки Иордан. Но Иисус не поверил ему, и люди, наблюдавшие за ними тоже.

Однажды Иисус Христос гулял по окрестностям города, на него снизошло озарение.

(Звучит музыка)

Свет лился с неба, звучала божественная музыка, ангелы спустились перед Христом. Они рассказали ему, что он на самом деле родился не от земного человека, а сын бога, и именно ему придется взять на себя все грехи людей и своими страданиями искупить их.

(Рисунок 5)

С этого дня Иисус начал проповедовать. Он говорил людям, что надо любить всех людей, и друзей и врагов. Если в мире воцариться мир и любовь, верующие вознесутся на небо и вернуться в Рай, из которого были когда–то изгнаны. Многим людям хотелось жить в таком мире, они тоже стали проповедовать и называли себя учениками Христа. Учеников становилось все больше и это не понравилось властям. Среди учеников Христа они нашли завистника по имени Иуда, который предал его, выдав стражникам. Местные священники фарисеи предложили Христу выбор: жизнь в обмен на его убеждения. Но Христос не мог отказаться от правды, которой поверило так много людей. Он предпочел смерть. Страстная неделя дает возможность вспомнить те события, которые предшествовали смерти Христа. Во вторник Иисус был предан, до пятницы его били и мучили, и, наконец, в пятницу Иисус был предан смерти. Его распяли на кресте, который является основным символом Христианства. Смерть на кресте была долгой и мучительной.

(Рисунок 6)

После смерти Христа один из его последователей попросил его тело для достойного погребения. Власти разрешили снять Иисуса с креста и положить его в пещеру. Но чтобы его тело не выкрали, вход в пещеру завалили камнем. Они опасались: а вдруг его друзья украдут тело и объявят его воскресшим.

Уже два дня Христос лежал во гробе,
А мир, казалось, все чего–то ждал,
Таинственной казалось вся природа.
Весь воздух как-то трепетно дрожал.
И тишина, стоявшая повсюду,
Казалась неестественной такой.
Чего-то ждали и боялись люди,
Хотя везде и царствовал покой
Притихли люди, что–то не давало
Забыть в те дни случившееся зло.
Был страх пред Тем, Которого распяли,
Боялись даже мертвого Его.
Они видали чудеса, знаменья.
Которые творил Назарянин.
И это вызывало в них сомненье -
А вдруг Он был и вправду Божий Сын!
Стоит охрана у Его могилы,
Под пломбой кесарской печати вход.
Но только даже это все бессильно
Держать Того, Кто жизнь в Себе несет.
Ведь у Того, Чье имя - Безначальный,
Не может быть какого-то конца.
Поэтому бессильны гроб и стража,
Когда Господь свершает чудеса!
Гробницу осияло на рассвете,
И зазвучала музыка небес,
И затряслась земля, и в этом свете
Господь воскрес!
Ликует небо! Льются, льются звуки!
Сияет лик воскресшего Христа!
Он к миру простирает свои руки,
Благословляя ими друга и врага!
Тот чудный день Христова воскресенья
Минул давно. Но в череде веков
Несет он драгоценное спасенье
И вечное прощение грехов.
И каждому, в котором есть стремленье
К любви и миру, к правде и добру,
Дает Спаситель тоже воскресенье
Их к царству сопричислив Своему.
Идите же, воскресшие, сегодня
Идите, расскажите всей земле
О том, как Иисус воскрес из мертвых,
Как люди воскресают во Христе!
А. Вельк

(Рисунок 7)

Воскрешение Христа доказало людям то, что он говорил правду в своих проповедях. Все его ученики и все его друзья разнесли эту весть по всем землям. Многие из них пострадали так же как их учитель. С тех пор праздник Возрождения стал самым радостным праздником среди верующих людей.

А как же появилась традиция красить яйца на этот праздник?

Предание о первом красном яйце

В рассветной дымке таяла долина,
Над облаками золотился Крест.
Пришла к царю Мария Магдалина,
Весть принесла: “Иисус Христос воскрес!”
- Нет, женщина, тебе я не поверю!
Фантазии и вымыслу есть мера, -
Мысль оживила властное лицо.
- Как не поверю я, что белое яйцо,
Тобою принесенное мне в дар,
Вдруг станет красным,
Вспыхнет как пожар!
Царь замолчал, но с этими словами
Свеченье разлилось над головами,
Стеснилось и замедлилось дыханье,
Казалось, где-то музыка звучит.
Яйца коснулись теплые лучи,
Оно зажглось в лучах, затрепетало
И, словно Кровь Христова, алым стало!

  1. Практическая работа.

Сегодня мы с вами научимся делать некоторые украшения для праздничного стола. Раньше, на уроках кулинарии мы варили яйца вкрутую, пекли бисквит. Вы искали в книгах с рецептами постные блюда и блюда для пасхального стола.

На праздничном столе обязательно должны быть кулич, творожная пасха и крашеные яйца. Стол традиционно украшается, накрывается самой лучшей скатертью, нарядно сервируется.

Сегодня я попросила вам принести вареные яйца, лоскуты ткани, бусинки, веточку. Что же из всего этого можно сделать? Мы с вами сделаем несколько украшений для пасхального стола.

Празднику Пасхи предшествует Вербное Воскресенье. Кто-то из вас уже сходил за вербочками в тундру и поставил их в воду. К сожалению, мы живем на крайнем Севере, и дожидаться цветущих веточек приходиться очень долго. Поэтому украшение нашего стола мы начнем с изготовления цветущей веточки.

Для этого нам понадобиться тонкая белая или розовая ткань, лучше, если это будет шифон или капрон. Кроме того, нужны иголка, нитки, ножницы, бисер, бусинки или красивые пуговицы. Для основы возьмем сухую веточку. Рассмотрите инструкционную карту.

Приступайте к работе (10 мин)

(Рисунок 8)

Издревле яйца красили в красный цвет различными способами. На Руси это был отвар луковой шелухи, березовых почек, заворачивали в линялые лоскутки. Но самым интересным занятием было изготовление писанок.

(Рисунок 9-10)

Есть разные способы расписывать яйца, мы с вами сделаем это простой гуашью.

На Руси на писанки наносили определенные символы, с некоторыми вы уже знакомы с предыдущих уроков.

(Рисунок 11)

Вы можете использовать и ненецкие узоры, которые тоже несут в себе символику северных народов.

(Рисунок 12)

Посмотрите, как расписали яйца ваши ровесники

(Рисунок 13, 14)

Прежде чем расписывать яйца посмотрите, как правильно располагать цвета и символы на яйце. Это старинные правила. Вы можете ориентироваться на инструкционную карту, но можете нарисовать на яйце все, что хотите. Не забывайте, яйцо – символ жизни и весны, им можно пожелать близкому человеку все, что хотите.

(Рисунок 15)

Приступайте к работе (10 минут)

Пока наши яйца сохнут, мы с вами будем делать мешочек для яиц. В таких мешочках яйца можно дарить в праздник, а можно ими украсить веточку вербы, такой мешочек на праздничном столе тоже будет не лишним. Рассмотрите варианты таких мешочков.

(Рисунок 16, 17)

Как видите мешочки можно сделать разными способами: связать крючком (с этой технологией вы знакомы), сплести сетку из бисера (многие из вас владеют этим рукоделием), мы сегодня будем делать мешочек из трикотажной ткани и украшать её бисером и искусственными цветочками. Рассмотрите инструкционную карту.

(Рисунок 18)

Цветочки из ткани вы научились делать в первой практической работе. Можете использовать полученные умения в украшении мешочка. Все зависит от вашей фантазии. Приступайте к работе (15 минут).

Мы с вами научились делать украшения для домашнего стола. А вот в царской семье Романовых была такая традиция: на каждую Пасху ювелирный дом Карла Фаберже дарил царской семье драгоценное пасхальное яйцо.

  1. Сообщение детей, подготовленное во внеурочное время.

Рассказ о яйцах фирмы К. Фаберже

(Рисунок 19)

Яйца называются в зависимости от способа окраски: расписные - “писанками”, крашеные - “крашенками”. Отличие их в том, что для крашенок использовали вареные яйца, которые потом съедались, а для писанок – сырые.

Кроме писанок и крашенок существуют и другие - золотые, в прямом значении этого слова. Такие яйца изготовлялись к празднику Пасхи для императорской семьи.

В 1895 году по заказу императора Александра III мастера ювелирной фирмы Карла Фаберже изготовили золотое пасхальное яйцо “белой эмали в короне с рубинами, бриллиантами и розами”. С тех нор пасхальный императорский заказ стал традиционным, а владелец фирмы получил почетное наименование Поставщика Высочайшего Двора, а через пять лет - Оценщика Кабинета Его Императорского Величества. Каждый год на Страстной неделе коллекция царской семьи пополнялась новым яйцом, а после смерти императора Александра III мастера фирмы стали ежегодно изготовлять два пасхальных подарка - для вдовствующей императрицы Марии Федоровны и для жены Николая II Александры Федоровны.

Большинство пасхальных яиц Фаберже заключало в себе сюрприз. Например, в яйце, выполненном в 1891 году из темно-зеленого гелиотропа и украшенного золотыми завитками с бриллиантами, прячется модель крейсера “Память Азова” на зеленоватой пластине из аквамарина.

(Рисунок 20)

А в 1900 году было изготовлено яйцо, посвященное строительству Транссибирской железной дороги. Внутри его находятся складывающаяся модель сибирского императорского поезда из золота и платины и маленький ключик, приводящий в движение механизм. Поезд состоит из паровоза с бриллиантовыми фарами и пяти вагончиков с окнами из горного хрусталя. На вагонах - крошечные таблички с надписями “Для дам”, “Для курящих”, “Для некурящих”. Указаны, также класс вагона и количество мест.

Выполненное в 1902 году яйцо “Клевер” предназначалось для императрицы Александры Федоровны. Сюрприз его до наших дней не сохранился, но известно, что внутри находился золотой четырехлистник с бриллиантами. Поверье говорит о том, что нашедший такой четырехлистник клевера обретает счастье.

(Рисунок 21)

В апреле 1906 года Карл Фаберже представил для оплаты счет за яйцо “Московский Кремль”. В счете имеется описание этого пасхального подарка: “Московский Кремль из разноцветного золота и эмали с белым яйцом, изображающим Успенский собор, с музыкой, на постаменте из белого оникса”.

(Рисунок 22)

Считается, что всего фирмой Фаберже было создано 56 пасхальных яиц для императорской фамилии. К сожалению, большинство из них бесследно исчезло в бурные годы революции и Гражданской войны. Скорее всего, они нашли “приют” в зарубежных частных коллекциях. А те яйца, о которых был наш рассказ, можно увидеть в экспозиции Оружейной палаты Московского Кремля. Там их всего десять и каждое неповторимо.

Как видите главное в празднике Пасхи не количество денег, затраченных на него, а добро и радость, которую принес в этот мир Иисус Христос.

  1. Обряды и игры

Обряды на Руси (рассказ ученика)

Как и столетия назад, в наше время, христиане дарят друг другу крашеные яйца, говоря: "Христос воскрес! - Воистину воскрес!". Освященное яйцо за пасхальным столом едят первым, когда, придя от заутрени, садятся за трапезу. Но роль яйца этим не исчерпывается. Яйца дают родным, соседям, пришедшим поздравить, берут с собой, когда идут в гости, раздают нищим, оставляют в церкви.

Например, по европейским традициям – плодовитый заяц царит на пасхальной трапезе, олицетворяя собой вечно возрождающуюся жизнь. Любимой пасхальной забавой у русских является катание яиц. Оно начинается в первый день Пасхи, после обеда, и продолжается часто всю пасхальную неделю.

Освященному яйцу приписываются магические свойства. Считалось, что оно может потушить пожар, если его кинуть в огонь, потому-то такие яйца даже хранили за иконой на случай пожара (и прежде чем бросить его в огонь, трижды обегали с ним вокруг дома). На Ярославщине с пасхальным яйцом искали пропавшую или заблудившуюся в лесу корову или овец. Пасхальным священным яйцом гладили скотину по хребту, чтобы она не болела и шерсть у нее была гладкая; делали это перед первым выгоном скота на пастбище.

Чудодейственную силу приписывают и скорлупе освященного яйца. Их собирали, смешивали с "четверговой" солью и клали вместе с зерном для посева. Кстати, "четверговая" соль, которую готовили в тот же день, когда красили яйца, т. е. в "чистый" четверг, использовалась для посола кушаний, которые готовились к Пасхе.

Первый день Пасхи обычно проводили дома, в кругу семьи. Со второго дня (Пасху праздновали и течение недели) начинались народные гулянья. Проходили они, как правило, на открытом воздухе. Тут и хороводы водили, и пляски устраивали, и удаль свою показывали.

И, конечно, на Пасхальной неделе играла молодежь в игры. Игр знали русские люди великое множество. Сейчас с некоторыми играми Пасхальной недели мы познакомимся.

(Приводятся игры. Игры могут проводиться самими детьми или учителем)

Сбей приз

Ведущий: Приглашаю всех желающих. Сейчас вы по очереди будете катать яйца по катку. А у меня есть призы и маленькое условие: кто приз яйцом собьет, тот его и заберет.

Устанавливается деревянный или картонный каток, вокруг него на ровном месте (пол или стол) расставляются призы. Участвуют все желающие, по очереди они подходят к катку и катят яйца, забирая при этом сбитые яйцами призы.

Ведущий: Еще крашенки можно катать с горки. Чье яйцо дальше укатится, тот и победитель - забирает крашенки остальных.

Кто победит?

Ведущий: А теперь соревнующиеся пусть сядут напротив друг друга и катают крашенки.

Крашенки будут сталкиваться: чье яйцо разбивается, тот отдает его сопернику.(Ребята соревнуются.)

Волчок

Ведущий: Я предлагаю сыграть в очень простую, но интересную игру под названием “Волчок”. Приглашаю двух желающих.

(На столе ребята крутят яйца. Игра проводится в парах, победители выходят в четвертьфинал. Затем проводятся полуфинал и финал.)

Найди яйцо

Традиционными были и подарки па Пасху. В некоторых местностях был обычай прятать подарки в саду, а дети сами находили эти подарки. Мы тоже приготовили вам пасхальные подарки в память о нашем празднике.

(Ребята ищут заранее спрятанные яйца с сюрпризами - склеенные конвертики в форме яиц, в которых находятся маленькие призы – рецепты пасхальных блюд.)

  1. Завершение урока

В воскресенье наступит этот радостный праздник. Желаю вам отметить его дома с вашей семьёй в добре и любви друг к другу.

Запишите домашнее задание

(Рисунок 23)

  • Выполните несколько эскизов росписи пасхальных яиц.
  • Оформите дома полочку или столик с традиционными пасхальными украшениями стола

Сегодня самый лучший в мире праздник
И самый светлый день, что есть в году.
На сердце каждого сегодня радость,
Всецело посвященная Христу.
Сегодня всюду песни и веселье,
Весь мир на разных языках поет
О торжестве Христова воскресенья
И Богу честь и славу воздаёт!
Христос воскрес! - несется над землею
Многоголосым эхом до небес.
И на приветствие звучит святое
Один ответ: (все вместе) воистину воскрес!
А.Вельк

Урок окончен. Спасибо вам за работу.

Фотографии с уроков. (Рисунок 24-27)

Литература:

  1. Евангелие для детей.- М., “Благовест”, 2003
  2. Журналы “Читаем, учимся, играем” - М., “Влада – пресс”
  3. Сайт www.kreml.ru


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!