Программное содержание :
Подвести детей к пониманию значения слова «Дружба».
Расширять представления о том, какими качествами должен обладать друг
Учить простым способом выхода из конфликта
Воспитывать справедливое отношение друг к другу, воспитывать доброжелательно отношение к сверстникам и взрослым.
Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства, а также развитие навыков общения.
Учить управлять своими чувствами и эмоциями, расширять представление о дружбе, углублять представление детей о доброте.
Ход занятия :
Звучит музыка В. Шаинского «Когда мои друзья со мной».
Воспитатель :
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
. Что же такое дружба? Как поется в старой, доброй песенке из мультфильма: «Сыграть во все игры нельзя одному ни мне, ни тебе, никому-никому», и уж тем более «Всегда есть мороженное одному, невкусно ни мне, ни тебе, никому…». Ребята, а вы знаете, какими должны быть настоящие друзья? (ответы детей).
Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете «да-да-да» или «нет-нет-нет».
Игра: «Да-да-да», «нет-нет-нет».
Будем крепко мы дружить?
(да-да-да)
Нашей дружбой дорожить?
(да-да-да)
Мы научимся играть?
(да-да-да)
Другу будем помогать?
(да-да-да)
Друга нужно разозлить?
(нет-нет-нет)
А улыбку подарить?
(да-да-да)
Друга стоит обижать?
(нет-нет-нет)
Чай с друзьями будем пить?
(да-да-да)
Будем крепко мы дружить?
(да-да-да)
Молодцы! Справились с заданием.
Звучит песня В. Шаинского «Улыбка».
Воспитатель:
Ребята с чего начинается знакомство и дружба? (ответы детей) Верно, потому что улыбающийся человек настроен доброжелательно. Доброжелательный человек тот, кто желает вам добра. Давайте подарим приветливые улыбки нашим гостям, пусть у всех будет хорошее настроение и удачный день.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся. (дети берутся за руки и встают в круг)
Ладони тёплые коснулись
И дети улыбнулись.
Любому человеку приятна не только добрая улыбка, но и приветливое слово
Игра "Комплименты".
Дети стоя, по кругу поворачиваются, пожимают ладони и говорят ", Саша, ты добрый". И так далее. Примерные слова: весёлый, красивы, быстрый, смелый, храбрый, заботливый, вежливый, культурный, трудолюбивый, дружелюбный.
У человека поднимается настроение от хороших слов.
Физкультурная минутка
Дружно за руки берись
Вправо – влево повернись (повороты вправо – влево)
Будем веселиться (хлопки)
Прыгать (прыжки)
И кружиться (кружение)
Много радостных людей (идём по кругу)
Добрых верных нам друзей.
Ссориться не будем (подходим к центру)
Про печаль забудем (отходим назад).
Воспитатель : Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? Из-за чего чаще всего возникают ссоры? (ответы детей)
Воспитатель: Итак, самая частая причина ссор, когда вы не можете поделить что-то или когда хотите делать одно и то же. Представьте двух друзей Ёжика и Зайчика, каждый из которых хочет покататься на качелях, как помочь им не поссориться.
(Воспитатель выбирает двоих детей для участия в игре, выдаёт соответствующие маски зверей, детям предлагается изобразить происходящую ситуацию.)
Жили два друга Зайчик и Ёжик
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ёжик навстречу качелям шагнул
Заяц качели к себе потянул
Заяц: «Я первый!»
А Ёжик: «Нет, я!»
Не уступают друг другу друзья.
Заяц обиделся: «Значит ты Ёж,
Мне как товарищ совсем не хорош!»
Обсуждение проблемы, поиск путей её решения .
Воспитатель: Почему Заяц решил не дружить с Ёжиком? (ответы детей)
Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться с друзьями? (ответы детей)
Как помирить друзей, сделать так чтобы так, чтобы ссоры не было? (ответы детей)
Давайте ещё раз прочитаем стихотворение, ну уже с весёлым концом, когда зайчик и ёжик договорились.
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга Зайчик и Ёжик
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ёжик на встречу качелям шагнул
Заяц качели к себе потянул
Заяц сказал: « Покачаю тебя, мы ведь с тобою Ёжик друзья»
Воспитатель: Итак, что нужно сделать, чтобы не ссориться? (ответы детей: уметь договариваться) А как вы считаете каким должен быть друг? (ответы детей: добрым, внимательным, отзывчивым)
А давайте составим необычный плакат о дружбе. (дети подходят к столу, на котором большой ватман с приклеенным земным шаром.)
Ребята, ладонь это символ доверия, искренности и дружбы. Если взрослые и дети будут дружить на нашей планете, тогда мы сможем назвать нашу планету - ПЛАНЕТОЙ МИРА И ДРУЖБЫ. Давайте отпечатки наших ладошек оставим на нашем плакате. (дети макают ладошки в разноцветные краски)
(во время работы звучит песня о дружбе)
Воспитатель
: Воспитатель заканчивает:
Ярче солнечных лучей
Дружба в целом свете
Ведь с друзьями веселей
На любой планете.
Звучит песня В. Шаинского «Когда мои друзья со мной».
Программные задачи:
Образовательные: Познакомить детей с секретами (правилами) дружеских отношений; закреплять знание пословиц и стихов о дружбе.
Воспитательные: Учить понимать и оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения; формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками, побуждать их к добрым поступкам. Воспитывать умение слушать собеседника, не бояться высказывать свою точку зрения, четко отвечать на поставленные вопросы, продолжать развивать диалогическую речь, приобретать опыт в составлении творческих рассказов. Воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи, ценить и беречь дружбу.
Развивающие: Обогащать словарный запас детей глаголами и прилагательными, продолжать учить детей построению сложных предложений, закреплять умения вести короткие диалоги.
Предварительная работа: Изучение группы: наблюдение за общением детей, выявление особенностей общения.
Разучивание с детьми пословиц, стихов о дружбе;
Чтение художественной литературы о дружбе, взаимоотношениях детей.
Слушание аудиозаписи песен «Дружба начинается с улыбки» .
Материал и оборудование:
Аудиозаписи: «Дружба начинается с улыбки» (муз. В.Шаинского, слова М.Пляцковского)
Сюжетные картинки на тему «Как и кому можно помочь» , чудо-дерево, магнитофон, правила дружбы, солнышки, эмоции людей, коврик мира.
Ход занятия:
Здравствуйте, дети! Сегодня у нас с вами гости. Гости желают на вас полюбоваться, посмотреть какими вы стали.
Усаживайтесь поудобнее. (Звучит «Песня о дружбе» , пока дети усаживаются)
Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг.
В-ль: Когда вы рассаживались на места, звучала песня. О чем в ней пелось?
Дети: в песне пелось о дружбе, о друге, он в беде не оставит, всегда придет на помощь.
В-ль: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем вести беседу? (о дружбе, о настоящих друзьях)
В-ль: Да, мы будем разгадывать тайны дружбы. А чтобы их разгадать надо отвечать полным ответом, быть внимательным и соблюдать правила.
В-ль: Видите, сегодня наше чудо-дерево заскучало, а давайте мы разгаданные тайны дружбы будем дарить чудо-дереву? Вы согласны? Тогда оно повеселеет.
- Что такое дружба? (когда дети играют вместе, делятся, не обижают друг друга...
- Это –друзья, это хороший поступок.
- Как можно познакомиться? Показ сцены знакомства.
- А ещё с чего начинается дружба? (с улыбки, так в песне даже поётся) .
В-ль: Вот так легко мы с вами разгадали первую тайну. Давайте возьмемся за руки, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему свою самую тёплую улыбку. (Дети выполняют)
В-ль: – «Улыбку» поместим на наше чудо-дерево.
В-ль: Ребята, а у нас дети в группе умеют дружить? (умеют)
Кого можно назвать другом? (человека, который придет на помощь в трудную минуту, не бросит в беде, делится игрушками, может помочь, научить тому, что сам умеет, уступить. А если хочешь, чтобы у тебя были хорошие друзья, ты сам должен быть каким? (хорошим другом, добрым, щедрым, честным, дружелюбным)
А если поссорились, что нужно сделать? (помириться) .
В-ль: Сейчас мы с вами будем учиться мириться.
Физминутка: Хватит ссориться и злиться (спиной)
Ну давай, живей мириться (поворачиваются и берутся за руки)
Всё, обида, уходи (машут руками)
Ждёт нас дружба впереди (обнимаются) . Молодцы!
Постараемся поменьше ссориться. Хорошо? Садимся.
В-ль: О друзьях говорить всегда приятно. Поэтому многие поэты пишут стихи о дружбе. Кто из вас помнит такие стихи?
Чтение стихов о дружбе детьми:
1. Всё с друзьями пополам, поделить мы рады
Только ссориться друзьям –никогда не надо!
2. Дружат в небе облака, дружит с берегом река
Ведь недаром говорят-что для дружбы нет преград!
3. Нам хорошо, когда мы вместе, рядом.
Без друга плохо жить, запомнить это надо!
В-ль: Да, ребята, человеку всегда необходим кто-то близкий. Я думаю, что у вас у каждого есть друзья. Может кто-то желает рассказать о своем друге? (предлагается план рассказа)
Как зовут вашего друга
Во что с ним играете
Какой он ваш друг
Почему вы с ним дружите
(заслушиваю рассказы 1-2 детей.)
Можно сделать вывод, что жить без друзей скучно.
В-ль: Вот мы с вами разгадали вторую тайну дружбы – «Надо иметь кого?» Друзей. Поместим еще одну тайну на чудо-дерево.
Дети подходят к стенду, где находятся изображения человека, выражающего различные эмоции.
В-ль: Ребята, скажите, каким выглядит одинокий человек, т.е. человек у которого нет товарищей. (покажите)
(Грустным, печальным, безрадостным, угрюмым)
(тучкой, пасмурным небом, дождём, тающей сосулькой, увядшим цветком) .
В-ль: Каким выглядит человек, у которого много друзей?
(Весёлым, счастливым, радостным)
В-ль: С чем можно сравнить его настроение? (с солнышком, радугой, цветком) .
В-ль: А вы какие у нас? Дружные?
В-ль: Поиграем с пальчиками.
Физминутка: Дружат в нашей группе девочки и мальчики,
(пальцы обеих рук соединены в замок)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
(ладони прижаты друг другу)
(подушечки пальцев постукивают друг о друга)
Раз, два, три, четыре, пять, мы закончили считать.
(руки вниз, встряхивают кистями) . Молодцы!
Внесение сюжетных картинок «Помогаем друг другу»
В-ль: Посмотрите внимательно и скажите, как вы думаете, какие ребята изображены? Что вы можете рассказать о них? (рассказывают по картинкам)
В-ль: можно сказать, что они доброжелательные? Почему? (желают друг другу добра, девочка помогает бабушке, не ссорились во время игры…
В-ль: Вот мы узнали ещё одну тайну дружбы, какую? Быть доброжелательным. Поместим на чудо-дерево!
В-ль: Ребята, как вы думаете: Какая ещё одна тайна?
В-ль: Я вам подскажу – «Помогай всем, кто нуждается в помощи, и у тебя будет много друзей»
В-ль: А теперь я предлагаю протянуть своим друзьям руки, и улыбнуться. И постарайтесь никогда не ссориться.
В-ль: Давайте подойдем сейчас к нашему чудо-дереву – оно так повеселело, как вы думаете почему? (потому что мы разгадали тайну как не ссориться) .
В-ль: А ещё я вам предлагаю вспомнить правила, которые мы очень часто обсуждаем в д/саду. (Схема-правила) .
В-ль: Ребята, что означают эти правила? (дети проговаривают их) . Молодцы!
В-ль: Но если кто-то из вас всё-таки нарушит эти правила, и кто-то кого-то обидит, у нас есть волшебный коврик. Мы будем садиться на него и мириться. Хорошо?
В-ль: Дети, вам было интересно? (ответы)
Я тоже очень рада, что всем вам было интересно. Хочу подарить вам волшебные солнышки, которые будут светить вам всегда, согревать вас. Давайте будем все дружить, и нашей дружбой дорожить! (Предложить детям крепко обняться, улыбнуться) . Всем спасибо!
Анна Кантемирова
Конспект открытого занятия «Мы в мире, дружбе будем жить» (поликультура)
КОНСПЕКТ
организации образовательной деятельности
в старшей группе
«Мы в мире , дружбе будем жить »
Цель :
Продолжать формировать у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальностям, культуре других народов. Воспитание чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих в России.
Образовательные задачи :
1. Объядинение опыта и знания детей для создания у них целостной картины многонациональности планеты Земля, России, города Саратова.
2. Формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять уважение к культуре и обычаям других национальностей.
3. Формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
4. Обобщать знания детей о городах Росси; познакомить детей русским народом.
5. Воспитывать интерес к культуре своего народа и уважительное отношение к культуре других народов Поволжья.
Воспитательные задачи :
1. Учить осознавать свою индивидуальность, значимость для
других людей, стимулировать положительное отношение к сверстникам.
2. Воспитывать уважение и терпимость к людям независимо от расовой и национальной принадлежности.
3. Воспитывать у детей сознание «человека мира» , чувство патриотизма и сопричастности ко всему, что происходит на Земле, России.
Развивающие задачи :
Формировать социальные способы поведения в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения друг к другу.
Формировать понятия о том, что люди не похожи друг на друга, но все равны.
Развивать музыкально – творческие способности дошкольников посредством приобщения к различным видам музыкальной деятельности на занятии .
Оборудование :
Оформить группу по теме ООД. Аудиозаписи русской, казахской, татарской музыки. Национальные костюмы (русский, казахский, татарский.)
Предшествующая работа :
Тематические музыкальные занятия на тему : «Кругосветное путешествие» , «Что такое Родина» , «Главная песня страны» ,
«Разноцветный хоровод» .
Беседы на тему :» Что, значит дружить ?», «Пословицы и поговорки о дружбе » , «Младших надо защищать» , «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» .
Совместная музыкальная деятельность : слушание народной музыки, песен о дружбе народов , игра на народных музыкальных инструментах.
Организация выставок на тему : Национальные музыкальные инструменты», «Предметы и элементы костюмов народов мира» , фотоколлаж «Наш город» .
Физическая карта России, (на слайде) фонограмма песни.
Дети встают полукругом лицом к доске.
Воспитатель :
Тема нашей беседы «Мы в мире , дружбе будем жить »
Стихотворение
Каких народов только нет
В стране великой нашей.
Как пестрый солнечный букет
Калмыки и Чуваши.
Татары, Коми и Мордва,
Башкиры и Буряты -
Всем скажем добрые слова
Любому будем рады .
(Карта России.)
Воспитатель :
Посмотрите на карту.
Воспитатель :
Мы уже говорили с вами, что наша страна очень большая, и многонациональная. И хотя все люди разные и говорят на разных языках, у них один общий дом – Россия.
Воспитатель :
Наша страна очень большая. На многие километры протянулась она с севера на юг и с запада на восток
(показывает по карте.)
Когда на юге России (показывает указкой по карте г. Сочи) весной тепло, светит солнце, на севере (показывает указкой г. Мурманск) лежит снег; когда на Дальнем Востоке (показывает указкой г. Владивосток.) школьники идут в школу, в Москве еще полночь, люди спят.
Воспитатель :
Красивая и удивительная природа в России, много гор, озёр и рек.
Стихотворение
Прекрасен горный край Кавказа
Здесь разные народы
На крайнем севере у нас
Живут оленеводы.
Вот кабардинец на коне
Вот рыболов тунгусский
Но больше всех у нас в стране
Кого? Конечно русских.
Воспитатель :
На берегу, какой реки стоит наш город?
Дети :
Наш город Саратов стоит на берегу реки Волга.
Воспитатель : Волга протекает с севера на юг. Территория, прилегающая к Волге, называется Поволжья. Где живут люди разных национальностей. На севере находиться Республика Татарстан, там живут татары. На юге Астраханская область и Республика Калмыкия, где живут казахи и калмыки. А в центре Поволжья основная часть населения русские.
Сегодня мы с вами поговорим о народах проживающих на территории Саратовской области и в городе Саратове.
(Русский национальный костюм.)
(Эвелина и Артем)
(Вместе кланяются на три стороны)
(Эвелина)
Встретиться я с вами рада, в этой горнице детсада,
Сколько здесь моих друзей – всех национальностей!
Внешне хоть и не похожи, для меня вас нет дороже,
Все красивы и умны, все талантливы, скромны,
Песни звонкие поют, ну а дружно ли живут ?
Дети : ДРУЖНО !
Воспитатель :
Посмотрите, какую красивую одежду носили в старину. Расскажите, нам о своей одежде.
Мы одеты в русские национальные костюма : косоворотку, штаны, белоснежная рубашка, сарафан с вышитым узором, а на голове кокошник и картуз.
Воспитатель :
Какой цвет преобладает в костюмах?
Дети : Красный.
Воспитатель :
Этот наряд считается праздничным. Красный цвет означает красивый. Из красной ткани шили праздничные костюмы.
(дети садятся на свои места)
Воспитатель :
А еще ребята на Руси люди украшали свои избы. Правильно украшенная Русская изба – залог покоя и гармония в доме.
Воспитатель :
Из чего строилась изба?
Дети : Из деревянных бревен.
(Дети походят к избе)
Воспитатель :
В Деревянных домах всегда было тепло и уютно. Посмотрите на убранство дома. Я буду загадывать загадки, а вы отгадайте и найдите этот предмет внутри избы.
Загадка. Летом спит, зимой горит
Пасть открывает , что дают глотает. (Печь)
Воспитатель :
В каждой избе была русская печь, она являлось не только местом для приготовления пищи, и домашнего очага, но и воплощала идею благополучия в доме, так же печь была «героиней» Русских народных сказок. Назовите мне эти сказки :
Дети : «Гуси лебеди» , «Колобок» «По щучьему веленью» , «Волк и семеро козлят»
Воспитатель : Отгадайте вторую загадку.
Загадка : Ножек 4, а шляпа одна
Нужен, коль станет обедать семья. (Стол)
Воспитатель :
В русской избе все сделано руками самих людей. Мебель была самодельная, деревянная и очень простая.
Воспитатель :
По старой русской традиции на Руси,
встречают дорогих гостей – хлебом –солью.
Гость отламывает маленький кусочек хлеба,
Макает кусочек хлеба, его в соль и кушает.
Воспитатель :
Как вы думаете, что означает этот символ?
Артём : Этот символ гостеприимства, благополучия, достатка.
Эвелина : Дорогих гостей встречаем
Пышным круглым караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником!
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим! (Угощают гостей)
ФИЗ. Минутка. Хороводная игра «Четыре шага.»
(дети садятся на стульчики)
Воспитатель :
Вторыми по численности населения в Саратовской области татары, они чтят и помнят свои традиции национальные праздники.
Послушайте, как звучит татарский язык в татарской песне. (Включается запись на мультимедийном экране)
На середину выходят дети, одетые в национальную татарскую одежду.
Воспитатель : «Исеммэсыс» !
Аня отвечает. «Исеммэсыс» это значит «Здравствуйте»
Воспитатель :
Наши дети одеты в национальные татарские костюмы. Татарский национальный костюм украшен мелкими оборками и воланами, рюшками, а на голове КАЛФАК и ТЮБЕТЕЙКИ – маленькие шапочки.
(Показывает на мультимидейном экране слайды)
Воспитатель :
У татарского народа существует свой орнамент.
- «Цветочно – растительный» .Мотивы волнообразных побегов (в виде виноградной лозы) цветов : тульпана, ромашки, фиалки.
Таким видам орнамента украшались полотенца, занавески, фартук, платья, обувь, головные уборы (калфак, тюбетейка.)
Народные умельцы отдавали предпочтение насыщенным цветам :
Воспитатель : Каким?
Дети : Зеленому, желтому, фиолетовому, голубому, синему, бордовому.
Воспитатель : Украсьте полотенца и фартук простыми узорами и орнаментами татарского народа
(Творческая работа детей. 5-6 минут)
На мультимедийном экране. Показывается образцы (фартук и полотенца.)
Воспитатель :
Молодцы! Вы хорошо украсили свои работы. После хорошей работы люди отдыхают, веселятся. Давайте вспомним любимые весенние праздники татарского народа.
Праздник «Наурыз» отмечают в марте месяца, когда в природе наступает весна и день становиться длиннее.
В народе люди ходят друг другу в гости, угощаются сладостями. Хорошая традиция этого праздника сохранилась до наших времен. А еще татары весну встречали, за кличками.
Аня и Вадим.
Жаворонок, Жаворонок! Возьми себе зиму, а нам отдай весну.
Возьми себе сани, а нам отдай телегу.
Воспитатель :
Снова мы друзей хороших в гости позовем,
(На середину выходят дети одетые в казахскую национальную одежду.) Воспитатель : Салеметсизбе кадырле конактар.
Здравствуйте, уважаемые гости!
Наши дети одеты в казахские национальные костюмы.
Давайте посмотрим какими орнаментами
Украшены костюмы наших детей.
Одежда украшалось вышивкой из золотых ниток различными, завитками, зигзагами. Народные орнаменты в костюмах отличаются друг от друга, потому - что у каждого народа свой образ жизни,
Свои обычаи и традиции.
Ксюша. Мы друг друга уважаем, много нас сегодня тут,
Русские казахи, и татары.
Очень дружно мы живем , вместе пляшем и поем,
Помогаем мы друг другу, и не станем ссориться,
За друзей стоим горой, вместе дело спорится.
Воспитатель : Я предлагаю вернуться на свои места.
(Дети садятся на свои места.)
Единство
Саша. Очень много слов на свете, как снежинок у зимы.
Но возьмем, к примеру, эти : слово «Я» и слово «Мы» .
«Я» на свете одиноко, в «Я» не очень много прока.
Одному или одной трудно справиться с бедой.
Слово «Мы» сильней, чем «Я» . Мы – семья, и мы - друзья.
Мы – народ, и мы – ЕДИНЫ.
Вместе мы непобедимы!
Воспитатель : Вот теперь – то я довольна! Вижу, дети, вы дружны !
Ведь раздоры, слёзы, войны людям вовсе не нужны!
На Земле, и в каждом доме пусть звучит веселый смех,
У Руси великой хватит, ласки и любви для всех!
Дружите , друг с другом и будьте счастливы!
Воспитатель : Ребята, давайте попрощаемся с нашими гостями.
Спасибо за внимание!
Дети : До свидание!
Программное содержание :
Подвести детей к пониманию значения слова «Дружба».
Расширять представления о том, какими качествами должен обладать друг
Учить простым способом выхода из конфликта
Воспитывать справедливое отношение друг к другу, воспитывать доброжелательно отношение к сверстникам и взрослым.
Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства, а также развитие навыков общения.
Учить управлять своими чувствами и эмоциями, расширять представление о дружбе, углублять представление детей о доброте.
Ход занятия :
Звучит музыка В. Шаинского «Когда мои друзья со мной».
Воспитатель :
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
. Что же такое дружба? Как поется в старой, доброй песенке из мультфильма: «Сыграть во все игры нельзя одному ни мне, ни тебе, никому-никому», и уж тем более «Всегда есть мороженное одному, невкусно ни мне, ни тебе, никому…». Ребята, а вы знаете, какими должны быть настоящие друзья? (ответы детей).
Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете «да-да-да» или «нет-нет-нет».
Игра: «Да-да-да», «нет-нет-нет».
Будем крепко мы дружить?
(да-да-да)
Нашей дружбой дорожить?
(да-да-да)
Мы научимся играть?
(да-да-да)
Другу будем помогать?
(да-да-да)
Друга нужно разозлить?
(нет-нет-нет)
А улыбку подарить?
(да-да-да)
Друга стоит обижать?
(нет-нет-нет)
Чай с друзьями будем пить?
(да-да-да)
Будем крепко мы дружить?
(да-да-да)
Молодцы! Справились с заданием.
Звучит песня В. Шаинского «Улыбка».
Воспитатель:
Ребята с чего начинается знакомство и дружба? (ответы детей) Верно, потому что улыбающийся человек настроен доброжелательно. Доброжелательный человек тот, кто желает вам добра.
Давайте подарим приветливые улыбки нашим гостям, пусть у всех будет хорошее настроение и удачный день.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся. (дети берутся за руки и встают в круг)
Ладони тёплые коснулись
И дети улыбнулись.
Любому человеку приятна не только добрая улыбка, но и приветливое слово
Игра "Комплименты".
Дети стоя, по кругу поворачиваются, пожимают ладони и говорят ", Саша, ты добрый". И так далее. Примерные слова: весёлый, красивы, быстрый, смелый, храбрый, заботливый, вежливый, культурный, трудолюбивый, дружелюбный.
У человека поднимается настроение от хороших слов.
Физкультурная минутка
Дружно за руки берись
Вправо – влево повернись (повороты вправо – влево)
Будем веселиться (хлопки)
Прыгать (прыжки)
И кружиться (кружение)
Много радостных людей (идём по кругу)
Добрых верных нам друзей.
Ссориться не будем (подходим к центру)
Про печаль забудем (отходим назад).
Воспитатель : Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? Из-за чего чаще всего возникают ссоры? (ответы детей)
Воспитатель: Итак, самая частая причина ссор, когда вы не можете поделить что-то или когда хотите делать одно и то же. Представьте двух друзей Ёжика и Зайчика, каждый из которых хочет покататься на качелях, как помочь им не поссориться.
(Воспитатель выбирает двоих детей для участия в игре, выдаёт соответствующие маски зверей, детям предлагается изобразить происходящую ситуацию.)
Жили два друга Зайчик и Ёжик
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ёжик навстречу качелям шагнул
Заяц качели к себе потянул
Заяц: «Я первый!»
А Ёжик: «Нет, я!»
Не уступают друг другу друзья.
Заяц обиделся: «Значит ты Ёж,
Мне как товарищ совсем не хорош!»
Обсуждение проблемы, поиск путей её решения .
Воспитатель: Почему Заяц решил не дружить с Ёжиком? (ответы детей)
Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться с друзьями? (ответы детей)
Как помирить друзей, сделать так чтобы так, чтобы ссоры не было? (ответы детей)
Давайте ещё раз прочитаем стихотворение, ну уже с весёлым концом, когда зайчик и ёжик договорились.
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга Зайчик и Ёжик
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ёжик на встречу качелям шагнул
Заяц качели к себе потянул
Заяц сказал: « Покачаю тебя, мы ведь с тобою Ёжик друзья»
Воспитатель: Итак, что нужно сделать, чтобы не ссориться? (ответы детей: уметь договариваться) А как вы считаете каким должен быть друг? (ответы детей: добрым, внимательным, отзывчивым)
А давайте составим необычный плакат о дружбе. (дети подходят к столу, на котором большой ватман с приклеенным земным шаром.)
Ребята, ладонь это символ доверия, искренности и дружбы. Если взрослые и дети будут дружить на нашей планете, тогда мы сможем назвать нашу планету - ПЛАНЕТОЙ МИРА И ДРУЖБЫ. Давайте отпечатки наших ладошек оставим на нашем плакате. (дети макают ладошки в разноцветные краски)
(во время работы звучит песня о дружбе)
Воспитатель
:
Воспитатель заканчивает:
Ярче солнечных лучей
Дружба в целом свете
Ведь с друзьями веселей
На любой планете.
Звучит песня В. Шаинского «Когда мои друзья со мной».
Анна Пилипец
Беседа «Дружба начинается с улыбки» (средняя группа)
Доброго времени суток! Получилось так, что надо было срочно подготовить занятие на тему "Дружба начинается с улыбки ". В голову ничего не приходило. Воспользовалась опытом коллег с Маам. Особую благодарность хочу выразить Надежде Ухловой, Юлии Варламовой, Ольге Кулиной, Расиле Минлебаевой. Их конспекты стали "отправной точкой" моего занятия. Вот что у меня получилось.
Беседа «Дружба начинается с улыбки » (средняя группа ) .
Цель : Развитие свободного общения со сверстниками и педагогом.
Задачи :
1. Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как "друг”, "дружба” .
2. Познакомить детей с эмоциями и качествами человека, помогающими и мешающими дружбе .
3. Закрепить правила дружеских отношений .
4. Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки других в различных ситуациях.
5. Развивать коммуникативные навыки и умения.
6. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Материалы : Картинки с изображением «дружбы » и «ссоры» . Иллюстрации к русским народным сказкам «Заюшкина избушка» , «Крошечка Хаврошечка» , «Лиса и Журавль» «Лиса и Волк» , портрет Бабы Яги. Вырезанные из жёлтой бумаги небольшие смайлики (без улыбки , красные карандаши - по количеству детей. Запись песни В. Шаинского «Дружба начинается с улыбки » .
Предварительная работа : беседы о дружбе , друзьях, взаимовыручке; обсуждения конфликтных ситуация в группе и нахождение путей их разрешения; д/и «Угадай по голосу» , «Назови ласково» , «Комплименты» ; п/и «Мы – веселые ребята» ; рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, в т. ч русских народных сказок; слушание и исполнение песен о дружбе .
Ход беседы.
1. К нам пришли гости. Давайте улыбнёмся им , поздороваемся, познакомимся. (Здороваемся, один ребенок очень кратко рассказывает о нашей группе ).
2. А теперь подойдите, пожалуйста, ко мне. Перед вами четыре картинки, как вы думаете, какая? Дети выбирают «лишнюю» картинку. В ходе обсуждения приходим к выводу : на трёх картинках изображены добрые, веселые дети, а на четвёртой – драчуны, поэтому она «лишняя» .
3. Сегодня я предлагаю вам поговорить о дружбе (дети садятся на стульчики, расставленные полукругом) .
ВОПРОСЫ К БЕСЕДЕ :
Как вы думаете, что такое дружба ?
Есть ли у вас друзья?
Зачем нам нужны друзья?
С кем можно дружить ?
Каким должен быть настоящий друг?
С какими ребятами хочется дружить , а с какими не хочется?
Дети отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Вывод : дружба - это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, общаются, не ссорятся. Дружба- это улыбки друзей . Друзья - это люди, с которыми нам интересно играть. Дружба-это когда , умеешь без крика и ссор договариваться; делиться игрушками, разговаривать вежливо и не грубить; быть внимательным (заботливым) к другу; уметь посочувствовать другу. Если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить.
4. Перед вами иллюстрации к русским народным сказкам. Давайте разберемся, кого из сказочных персонажей можно назвать другом, а кого нет? Обсуждаем характеры героев, их поступки, с кем бы дети хотели дружить . Вывод : другом можно назвать Петушка из сказки «Заюшкина избушка» - он смелый, добрый, защитил слабого. Коровушку из сказки «Крошечка Хаврошечка» - она всегда помогает, выслушает, пожалеет. Зверей из сказки «Теремок» - они веселые, добрые, и тоже помогают друг другу. Нельзя назвать другом Лису из сказок «Лиса и Волк» , «Лиса и Журавль» - она хитрая, всегда обманывает, никогда не поможет и не пожалеет.
5. Показываю портрет Бабы Яги. А как вы думаете, у Бабы Яги много друзей? После ответов детей высказываю предположение о том, что у Бабы Яги нет друзей, потому что она не знает правил дружбы . Предлагаю детям поиграть в игру «Да – нет» и проверить их знания «Правил дружбы » . Правила игры : Если ответ «да» - хлопаем в ладоши и утвердительно киваем головой. Если ответ «нет» - топаем ногами и отрицательно машем головой. Гости оценивают правильность ответов детей.
Игра «Да - нет»
Надо вместе всем играть?
Другу надо помогать?
Друга нужно разозлить?
А улыбку подарить ?
Друга стоит обижать?
Ну а споры разрешать?
Друга чаем напоить?
Дружбой надо дорожить ?
Друга хорошо иметь?
Будем все мы дружить ?
(жюри подводит итог : все справились с заданием отлично)
6. Подводим итог нашей беседы . Делаем вывод о том, как важна дружба для каждого человека. О том, что дружбой надо дорожить и не обижать своих друзей, но для того что бы иметь хороших друзей нужно самому научиться быть хорошим другом.
7. В конце беседы задаю вопрос . С чего начинается дружба ? Ответ детей : С улыбки ! Давайте и нашу беседу закончим улыбкой . (Все улыбаются друг другу , под песню В. Шаинского «Дружба начинается с улыбки » дети рисуют «смайлики» и дарят их гостям, как символ начала дружбы ).