Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию на тему: «Чайная посуда» для детей старшей группы. Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по рисованию на тему: «Посуда с хохломской росписью»

Согласно требованиям ФГОС в дошкольных детских образовательных учреждениях много внимания уделяется эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Эта цель реализуется в рамках занятий по лепке, аппликации и рисованию. Рисование в средней группе в этом списке занимает совершенно особое место, так как на этих занятиях изобразительные задатки малышей могут раскрыться наиболее полно. Более того, в возрасте 3–4 лет способности к данному виду деятельности у детей находятся примерно на одинаковом уровне, главное, правильно мотивировать маленьких художников. Поэтому задача воспитателя составить план работы так, чтобы все карапузы были заинтересованы в творческом процессе. Рассмотрим технологическую карту создания занятия по рисованию в средней группе на тему «Посуда».

Подготовительный этап

Отличительной чертой малышей 3–4 лет является повышенная неусидчивость и активность. Поэтому при составлении занятия воспитатель должен тщательно продумать организационные моменты работы, чтобы каждая минута была в деятельности, но при этом не было монотонности. В общем, мелочей в подготовке нет.

Какие краски и основу выбрать?

Многие педагоги детских садов, работающие в старшей и подготовительной группах, отмечают, что многие дети неохотно занимаются рисованием. И связано это с тем, что в младшем возрасте, когда карапузы только начинали знакомство с изобразительной деятельностью, использовались неправильные материалы. А именно карандаши или акварельные краски. Дело в том, что даже опытные художники считают акварель очень сложным материалом, а уж для первых художественных опытов она и вовсе не подходит.

И тем не менее приемлемая цена и доступность делает акварель самым популярным материалом для рисования в детских садах.

Гуашь считается самым удобным материалом для детского творчества

Что касается карандашей, то на занятиях в средней группе (и в младшей тоже) можно использовать только мягкие грифели. Если говорить о рекомендованных видах изобразительных материалов, то это гуашь и восковые мелки - с их помощью для получения картинки малышам не придётся прилагать много усилий, они «сами рисуют». Отдельно стоит оговорить и использование фломастеров. Они используются только для обведения контура и прорисовки акцентов узора (например, при создании рисунка тарелки). А вот для раскрашивания не применяются.

Это интересно. Многие методисты использование фломастеров в детских садах ставят под запрет, мотивируя это тем, что с их помощью нельзя объяснить маленьким художникам возможности полной цветопередачи оттенков, а также создать элементарные тени.

В качестве основы лучше использовать обычную бумагу для принтера или тонкий картон формата А4 или ½ А4 (если композиция будет групповой, размещённой на общей подложке).

Какие техники и приёмы можно использовать?

В 3–4 года дети могут обводить карандашом готовые трафареты незамысловатых форм (то есть без мелких деталей), а также делать простые наброски с натуры фигур геометрических.

В отличие от нетрадиционных техник, традиционные дают более полное представление об оттеночных возможностях палитры

Из этого можно сделать вывод, что для занятий могут применяться как традиционные, так и нетрадиционные техники рисования. Однако именно традиционные дают возможность всесторонне развивать мелкую моторику, а также воспитывать чувство цвета. Классическими техниками, подходящими для средней группы, являются

  • раскрашивание шаблонных картинок;
  • дорисовка деталей к готовому изображению (например, дети дополняют готовый рисунок тарелки узором);
  • обведение и раскрашивание трафарета;
  • рисование простых форм с натуры.

Это интересно. Опытные методисты считают, что рисование с натуры можно начинать только тогда, когда малыши уже хорошо освоили обведение и раскрашивание трафаретов.

Если говорить о приёмах, то в средней группе они опираются на то, что ограничителями образа служат точки изображаемого предмета, а не края листа. Таким образом, можно применять следующие приёмы:

  • закрашивание мелких и крупных частей изображения;
  • прорисовку толстых линий при наклонном положении кисти, опирающейся на весь ворс;
  • рисование тонких линий при вертикальном положении кисточки, касающейся бумаги лишь кончиком ворса;
  • работа с оттенками, в частности, получение нужного цвета путём классических сочетаний (например, белый и красный для розового);
  • закрашивание изображения при наклонном положении карандаша по отношению к листу.

Фотогалерея рисунков на тему «Посуда» в нетрадиционных техниках

Для основы штампов можно использовать обычные ватные диски Для раскрашивания в технике тычка можно использовать ватные палочки или кисточки Техника рисования пальчиками позволяет раскрасить посуду с содержимым так, что они кажутся объёмными Тычки на одном рисунке могут быть разного цвета

Дополнительные виды изобразительной деятельности

Задача эстетического развития детей в детском саду - дать представление о разных видах изобразительной деятельности. Но поскольку дети проявляют разную степень заинтересованности рисованием, аппликацией, лепкой и пр., то реализации поставленной задачи способствует приём комбинации способов творчества. Рисование можно назвать универсальным видом работы, так как оно прекрасно сочетается с другими видами изобразительного искусства. Так, кисточки и карандаши можно «сдружить» с

  • природным материалом (например, в виде фруктов и овощей на тарелке);
  • кусочками ткани (для отделки чашек, блюдец);
  • пластилином (и в качестве украшений посуды, и для имитации содержимого);
  • цветной бумагой.

Это интересно. Воспитателю, привлекающему дополнительные виды изобразительной деятельности, важно помнить, что они «дополнительные», то есть не стоит отводить для них роль, большую, чем требуется задачей украшения посуды.

Как индивидуализировать задание?

На всех этапах образовательной деятельности педагог должен находить способы реализации индивидуального подхода. Найти таковые в детском саду, с одной стороны, непросто, так как все карапузы находятся примерно на одном уровне развития. Но с другой, детьми освоено не так уж много навыков, так что круг интересов не слишком обширен. На занятии по рисованию на тему «Посуда» индивидуализировать задание можно, оставив на откуп маленьким художникам

  • выбор цветовой гаммы для картинки;
  • фон подложки (особенно, если в качестве основы используются цветные листы бумаги или картона);
  • дополнительные способы украсить рисунок (кусочками пластилина или конфетти из цветной бумаги).

После детального объяснения задания воспитатель даёт детям максимальную свободу творчества

Индивидуализация даёт детям почувствовать себя взрослыми, самостоятельными. Так что подыграть этому может и простое задание подготовить необходимые материалы для работы, разложить всё возле своих рабочих мест.

Место темы в календарно-тематическом планировании

Тема «Посуда» в средней группе изучается в разных интерпретациях. Так, при изучении сказки про Буратино дети рисуют любимую чашку Мальвины, а после обсуждения предметов быта, которые есть в каждом доме, делают наброски тарелок, чайных пар. Методический коллектив отдельно взятого детского сада определяет темы занятий в зависимости от того, какое место отводится рисованию в контексте других занятий. Если же говорить об обобщённом варианте, то формулировки могут звучать так

  • «Чашка маленького медвежонка» (при изучении сказки «Три медведя»);
  • «Угощения для куклы» (дети рисуют изученные фрукты или овощи на тарелке);
  • «Любимая чашка моей мамы» (например, в качестве открытки для мамы ко Дню матери или к 8 Марта);
  • «Что расскажет узор на тарелке?» (после знакомства с народными промыслами страны);
  • «Чашка и блюдце для куклы» (универсальная тема, так как её можно использовать и после повторения простых геометрических фигур, и в контексте разговора о бытовых предметах, без которых нам не обойтись);
  • «Чаепитие с друзьями» (вариант для коллективной работы, когда дети рисуют чашки, а затем готовые рисунки развешивают на общем фоне-обеденном столе);
  • «Сбежавшая посуда» (при изучении сказки Корнея Чуковского «Федорино горе») и т.д.

Как мотивировать детей?

Мы выяснили, что сам процесс рисования детям в силу их возраста нравится. Но для успешного занятия воспитателю необходимо подобрать сочетание приёмов, которые правильно настроили бы карапузов на работу. Обратите внимание, что это должен быть не один, а именно комплекс приёмов.

Беседа и наглядность

В списке мотивационных приёмов эта пара будет занимать лидирующие позиции, так как в 3–4 года у малышей ведущим является наглядно-образное мышление, то есть они должны увидеть или чётко представить то, о чём идёт речь. Так что картинки, фото, реальные предметы посуды - это тот набор, который должен быть перед глазами маленьких творцов.

Наглядность должна обязательно сопровождаться детальным объяснением

Любая демонстрация сопровождается рассказом взрослого и беседой по поводу услышанного - это аксиома методики работы с детьми. В качестве вопросов по теме можно предложить такой набор:

  • «Что значит быть гостеприимным хозяином?»;
  • «Что такое чаепитие?»;
  • «Для чего нужна посуда?» (как вариант - отдельные предметы кухонной утвари);
  • «У вас (членов вашей семьи) есть любимая чашка?»;
  • «Почему от Федоры сбежала посуда?» и т.д.

Стихотворения

Дети любят слушать и рассказывать стихотворения. Для мотивации можно предложить малышам рассказать или прослушать отрывок из стихотворной сказки Чуковского «Федорино горе», а также целый ряд забавных рифмовок.

Таблица. Примеры стихотоврений о посуде

Загадки

Отгадывание загадок имеет один неоспоримый плюс по сравнению с другими мотивационными приёмами - дети моментально включаются в работу из-за азарта угадать, что же в ней зашифровано.

  • Суп нам варит в ней бабуля, На столе стоит …(кастрюля).
  • Для нас она необходима, ведь пищу из неё едим мы. Глубокая и мелкая зовут её … (тарелкою).
  • На плите - кастрюль начальник. Толстый, длинноносый …(чайник).
  • Я пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: Пейте чай, вода вскипела! (чайник).

Дети могут, отгадывая загадки, не только называть, но и показывать зашифрованный предмет

Сказки

Любителей слушать сказок в детском коллективе ничуть не меньше, чем поклонников стихотворений и загадок. Кроме уже упомянутых сказок «Федорино горе», «Буратино», «Три медведя», деткам можно предложить проработать (прослушать, ответить на вопросы, нарисовать главного героя) такие истории:

  • Жил-был чайник. У него была семья-посуда. Чайник был пузатый-препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрёй. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили и чай из него пили.
  • Я большая эмалированная кастрюля. Я синего цвета. Моя внутренняя часть вся белая. И блестящая. Я очень этим горжусь. Я людям помогаю готовить супы и вторые блюда, а за это люди меня любят.

Схема составления конспекта занятия

Для того чтобы дети были организованы, а воспитатель смог реализовать поставленные цели, время занятия должно быть чётко распределено между всеми этапами работы над темой. И немалую роль в достижении этого играет грамотно выстроенный конспект занятия. Начинать работу над его составлением необходимо с формулировки целей. Вариантами могут быть следующие:

  • закрепление знаний о посуде;
  • развитие художественно-эстетического вкуса;
  • отработка умения работать красками и кистью, карандашами и пр.;
  • тренировка глазомера и пространственной ориентации на листе бумаги;
  • работа над развитием речи;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости;
  • развитие умения рефлексировать по поводу результатов своей работы и работы своих товарищей.

Задачи занятия будут отличаться в зависимости от темы, но в целом формулировки могут быть такими:

  • формировать представления детей о назначении посуды;
  • расширять словарный запас по теме (чашка, блюдце, тарелка, ложка и т.д.);
  • обучать передавать образ рисунка простыми геометрическими формами;
  • развивать наблюдательность;
  • воспитывать инициативность в речевом общении с товарищами и взрослыми;
  • воспитывать терпеливое отношение к процессу творчества.

Следующий уровень подготовки - распределение времени (стандартные 30 минут) на все этапы занятия.


Пример конспекта

Исмаилова Юлия «Конспект по изобразительной деятельности в средней группе. Тема: посуда, рисование чашки с блюдцем»

<…Посмотрите, какая у меня красивая посуда. Что у меня изображено на рисунке? (чашка с блюдцем).
Да правильно ребята, а посмотрите на вашем столе у каждого лежит тоже нарисованная чашка с блюдцем, только её нужно раскрасить, чтобы она была красивая, такая же, как и у меня.
Посмотрите сначала, как делаю это. Кисть смачиваю в стаканчике с водой, лишнюю водичку оставляю на салфетке, затем кисть макаю в краску, краски на кисть беру совсем немного, и приступаю к рисованию моей чашки.
Сначала я раскрашу блюдце, не заходя на кружку, затем раскрашу ручку у чашки, а потом я буду украшать свою чашку кружками. Моя чашка готова. А теперь приступайте вы к раскраске чашки, сначала блюдце, затем ручку, а потом и саму чашку.
(прохожу по рядам и смотрю кому нужно помочь).
Заключительная часть.
В конце занятия подвожу итог, говоря о том, что чашки у всех получились красивые, и после того как они высохнут мы посмотрим у кого какие получились чашки с блюдцами,
Ещё раз для закрепления уточнить, к какому виду посуды относится чашка с блюдцем.>

Этапы работы над рисунком

«Чайная пара - тарелка и чашка - для мамы»

Для этого рисунка потребуются краски и фломастеры. Основа картинки - вырезанные шаблоны. Задание может быть как индивидуальным, так и коллективным, например, создание сервиза для мам.

При выполнении этого рисунка дети учатся равномерно закрашивать фон

Инструкция

  1. Воспитатель раздаёт детям вырезанные шаблоны чашки и блюдца.
  2. «Сделайте красками фон на паре».
  3. Пока фон подсыхает, дети выполняют пальчиковую гимнастику или физкультминутку.
  4. «Теперь фломастерами наведите контур посуды и дорисуйте узор».
  5. «Обратите внимание на то, что рисунок должен быть одинаковым и располагаться симметрично».

Это интересно. Как способ индивидуализировать задание, ребята с уверенными изобразительными навыками могут рисовать декор в виде ягод, фруктов (например, вишенки, яблоки), а не слишком сильные в рисовании - зигзагообразные линии, точки и пр.

«Моя любимая чашка»

Для выполнения этого рисунка дети применяют приём примакивания, с которым более детально будут знакомиться в старшей группе. На данном этапе они лишь делают жирные точки кончиком кисти. Рисунок выполняется на вырезанном шаблоне.

Оксана Сивко
Конспект занятия по ИЗО-деятельности (рисование) в средней группе ЗПР по теме «Посуда» «Украсим красиво блюдце»

Лексическая тема «Посуда»

Тема Занятие по рисованию «Украсим красиво блюдце»

Задачи

Образовательные.

Расширять представления детей о чайной посуде. Учить составлять узор в круге, красиво располагать изображение: рисовать узор в центре, по краям блюдца, используя приёмы «примакивания» и «тычка». Учить украшать рисунок точками с помощью ватной палочки. Продолжать учить примакиванию, рисованию концом кисти.

Развивающие: Развивать общую и мелкую моторику, творческое воображение детей.

Воспитательные: Вызвать интерес к занятию, желание рисовать, воспитывать самостоятельность.

Оборудование

Демонстрационный материал: коробка-посылка, письмо, «волшебный мешочек», игрушечная посуда, разрезанные бумажные блюдца с рисунком, образец.

Раздаточный материал: силуэты блюдец белого цвета, гуашь, кисть, ватные палочки, подставки для кисточек, баночка с водой, салфетка.

Словарь

Посуда, блюдце - блюдца, чашка, чайник, чайная ложка, чайный сервиз, украшать, цветы, точки, узор.

Рассмотреть дома с детьми чайную посуду: из каких частей состоит предмет посуды, как украшен.

Виды деятельности: Художественно-эстетическое, речевое развитие

1 Орг. момент

Ребята, сегодня нам почтальон принёс посылку, я её не открывала, дождалась пока вы придёте. Давайте откроем её и посмотрим, что же нам прислали.

(Дети открывают посылку и видят там разрезанные тарелки.)

Осколки какие-то, ничего не понятно, что прислали, а главное - кто? А вот посмотрите письмо, сейчас я вам его прочитаю.

"Дорогие ребята, помогите, пожалуйста! Сбежала от меня посуда, только я её собрала, перечистила, перемыла, как случилась у меня новая беда. Разбились мои блюдца праздничные. А тут ещё и гости ко мне собираются, а мне пироги положить не на что. Помогите мне тарелки склеить. "

Кажется я догадалась кто посылку прислал. А вы догадались? (Бабушка Федора.)

Поможем бабушке Федоре, склеим блюдца? (Да.)

Проводится д/и «Собери картинку»

2. Обсуждение темы рисования.

Какие красивые блюдца у бабушки Федоры. Сложить-то мы их сложили, а сделать их сново целыми не получилось. Что делать даже не знаю? Может вы знаете? (Ответы детей)

Ребята, я вспомнила когда-то давно подарил мне один волшебник мешок волшебный, давайте сложим в него осколки нашей посуды (складывают в мешок все осколки) А для того, чтобы случилось волшебство, надо нам с вами выполнить задание. А какое именно, нам мешочек сейчас укажет.

Задание. Выбрать среди посуды ту, которая потребуется Федоре для чаепития.

(Дети выбирают посуду, называют ее и ставят на поднос: блюдце, чашка, чайная ложка, чайник.)

Справились мы с твоим заданием волшебный мешочек, давайте ребята посмотрим как там блюдца. (Достает целые блюдца, только белые)

Ой, что с блюдцами случилось? Что же теперь делать? (Можно самим украсить блюдца.)

Правильно, а потом отправим их Федоре в подарок!

А сейчас прадлагаю вам поиграть в игру «Помощники»

3. Динамическая пауза «Помощники»

В группе завтракать хотят,

приседают

Все вокруг помочь спешат приставной шаг вправо, влево

На столы носить посуду. наклон вперёд, руки вытянуть

Только я сказал: «Не буду! руки на поясе, топнуть ногой

Не пойду я, посижу шаг назад, присесть

И на вас я погляжу!» руки на поясе, поворот головы вправо и влево

4. Показ методики рисования.

Рассмотреть образец блюдца, и выделить элементы узора (цветок в центре блюдца, точки - по краю блюдца.

Какой рисунок у нас в середине блюдца? Как рисовать цветок? (Цветок. Примакиванием кисточки.)

А какой у нас узор по краям блюдца? (Точки.)

Правильно точки. Чтобы они были ровные и одинаковые, их лучше нарисовать ватной палочкой.

Посмотрите, как можно украсить блюдце. (Показать последовательность украшения блюдца)

Прежде, чем начать рисовать, давайте разомнём наши пальчики.

5. Пальчиковая гимнастика «Посуда».

Дружно глину мы месили, ритмичное сжимание и разжимание кулачков

А из глины мы слепили: загибать пальчики по одному, начиная с большого

Тарелку – Маше, Кружку – Саше,

Чашку – Даше, Блюдце – Наташе.

А ещё и плошку Для нашей кошки.

6. Продуктивная деятельность детей:

Воспитатель - индивидуальная работа с детьми

Самостоятельная работа детей – украшение блюдец

7. Рефлексия.

Дети выставляют украшенные блюдца и рассматривают их.

Что мы сегодня делали? В какие игры играли? (Играли в игры «Собери картинку», «Посуда», «Помощники». Рассматривали чайный сервиз и украшали блюдца для бабушки Федоры.)

Как украшали блюдце? (Рисовали цветок в середине блюдца, по краям блюдце украсили точками.)

Спасибо вам огромное ребята. Ваши блюдца я положу в коробку и оправлю вместе с письмом бабушке Федоре, вот она порадуется. На этом наше занятие заканчивается.

Публикации по теме:

Интеграция областей: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, математическое развитие Цель: расширять представления.

Цель: Вызвать у детей интерес к народной игрушке; совершенствовать навык рисования пальцами. Задачи. 1. Формировать умение рассматривать.

Ход НОД: Воспитатель: Дети, к нам гости пришли, что мы должны сказать? (Здравствуйте) Игра «Я твой друг и ты мой друг» -Ребята мы поздоровались,.

«Сосулька». Конспект НОД по ИЗО деятельности в средней группе Речевое развитие: развивать диалогическую речь; развивать умение слушать воспитателя и правильно отвечать на его вопросы; учить отвечать.

Конспект занятия по аппликации в средней группе «Украсим пасхальное яйцо» Конспект занятия по аппликации в средней группе «Украсим пасхальное яйцо». Воспитатель: Борисова Л. А. Цель: 1. Закреплять знания детей.

Конспект занятия по ИЗО деятельности в средней группе «Подружки для ёлочки» Цель: -Совершенствовать умение и навыки детей в рисовании. -Развивать воображение и творчество. -Развивать познавательный интерес к здоровому.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе «Как медведь весну встречал. Рисование медведя» Тема:«».Рисование тычком жёсткой полусухой кистью. Цель: - Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образ медведя..

Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе

Занятие по рисованию.

Тема: «Тарелки для гостей»

Задачи:

В ходе занятия решается комплекс коррекционно-обучающих и воспитательных задач.

1.Закреплять знания детей о посуде. Активизировать словарь по теме «Посуда», учить вступать в диалог.

2. Совершенствовать навыки собирать из мелких частей целую картинку по представлению.

Закреплять умения рисовать кисточкой, пользоваться красками.

3. Воспитывать аккуратность в работе, развивать творческие способности.

Оборудование: таблички, материалы к дидактической игре «Разбитая посуда», образец рисунка.

    Оргмомент

Посмотрите, у нас сегодня гости, поздоровайтесь. Привет. Гости будут смотреть, как вы занимаетесь. Занимайтесь хорошо.

Слушайте: Губин Илья (я, Губин Илья ). Сядь.

Крыловская Роза (я, Крыловская Роза ). Сядь.

Толя, сядь.

    Объявление целей и задач занятия

Будем заниматься.

Будем говорить.

Будем слушать.

Будем играть.

III . Изучение нового материала

1. Сюрпризный момент:

Кто это?

К нам в гости пришли куклы Маша и Даша.

А что они нам принесли? Что там в корзинке?

Роза, что это?

Чашка, тарелка, ложка.

Давайте с вами накроем стол. Наши гости будут пить чай.

Илья, кастрюля нам нужна?

Роза, сковорода нам нужна?

А как одним словом можно это назвать? Всё вместе что это?

Пока шли к нам Маша и Даша посуда разбилась. Давайте поможем собрать.

5) Дидактическая игра «Разбитая посуда» (разрезные картинки).

IV . Физминутка.

V . Изучение нового материала

- Ребята,давайте нарисуем тарелки.

Роза, что нам нужно для работы?

Краски, кисточки, стакан с водой.

Илья, дай Толе и Розе краски, кисточку и стакан с водой.

Роза, дай Илье краски, кисточку и стакан с водой.

Посмотрите, сначала я, а потом вы будете рисовать, (показ).

VI . Итог

Что мы делали? Мы занимались, мы говорили, мы слушали, мы играли.

Роза, тарелка красивая у Ильи?

Илья, у Толи красивая тарелка?

Толя, тарелки красивые?

Тематическая подборка игр и упражнений, тема: «Посуда»

Цели:

Расширить знания детей о посуде, ее назначении.
Учить детей называть предмет и возможные с ним действия.
Закрепить знания о цвете, величине, количестве.
Продолжать учить детей считать предметы; учить понимать понятие «половина».
Формировать умение различать неречевые звуки: удары ложкой по пластику, дереву, металлу, керамике.
Пополнить лексический запас детей по теме.
Закрепить навыки наклеивания, лепки, рисования пальчиками.
Развивать память, внимание, мелкую моторику, координацию движений.

Оборудование:

«Чудесный мешочек» с кукольной посудой: кастрюлей, чашкой, тарелкой, сковородой, ложкой, ножом, чайником.
Тарелка деревянная, пластиковая, керамическая, металлическая.
Тарелки желтого, красного, зеленого и синего цветов. Цветные силуэтные картинки зеленых огурцов, красных яблок, желтых груш, синих слив.
Листы бумаги с нарисованным столом, тарелкой и салфетками. Вырезанные из цветной бумаги силуэты чашек и чайника. Желтый пластилин. Мак.
Лист бумаги с изображением кастрюли (чайника). Пальчиковые краски.
Картонные заготовки «вилка» без зубцов, разноцветные прищепки.
Платок, салфетки, стаканчики.
Вырезанные из бумаги картинки «муха».
Листы бумаги с темными силуэтами и аналогичные цветные картинки посуды.
Пластиковые овощи из двух половинок, скрепленных липучкой, ножи.
Пирамидка в виде стаканчиков.
Вырезанные из черного картона силуэты сковородок, соленое тесто, ножи, дощечки.
Игрушечный набор «Продукты питания», игрушечные плиты, кастрюли и сковородки.
Строительный материал: кубики и кирпичики. Маленькие матрешки. Маленькая игрушечная посуда.
Картинка с изображением чашки. Пластилин.
Аудиозаписи «Кыш, муха, улетай», «Мы посудою звеним», «Мишка ложечкой звенит».

Игровая ситуация «А что в мешочке?»

Ребятки, сегодня в чудесном мешочке есть для вас что-то интересное. Опускайте ручку и доставайте. Кастрюля, чайник, сковорода, тарелка, ложка, чашка,нож. Все эти предметы можно назвать одним словом - посуда.

Дидактическое упражнение «Что это?»

Это кастрюля. В ней можно сварить суп.
Это тарелка. В нее можно положить еду.
Это ложка. Ложкой можно набирать еду и класть в рот.
Это чашка. В нее можно налить чай и выпить его.
Это нож. Им можно резать хлеб.
Это сковорода. На ней можно пожарить котлетки.

Дидактическая игра «Разложи продукты по тарелкам»

Посмотрите, какие продукты есть у нас: зеленые огурцы, красные яблоки, желтые груши, синие сливы. Нужно разложить эти продукты на тарелки такого же цвета.

Аппликация и лепка «Чайный сервиз»

Перед вами стол (рисунок).

Покажите, где на столе тарелка, большая салфетка, меленькие салфетки. Сколько больших салфеток? Одна большая салфетка. Сколько маленьких салфеток? Две маленькие салфетки. Возьмите коробочки и посмотрите, что в них. Чайник и чашки.

Сколько чашек? Две чашки. Сколько чайников? Один чайник. Расставьте ан салфетки чайник и чашки. Чайник один и он большой, поэтому вы поставили его на одну большую салфетку. А чашки две и они маленькие, поэтому вы расположили их на двух маленьких салфетках. А теперь приклейте чайник и чашки.

Теперь хорошо бы к чаю сделать бублики. Возьмите пластилин и раскатайте из него тоненькую колбаску. Возьмите ее за концы двумя руками и заверните в кольцо. Концы соедините. Получился бублик. Приложите его к тарелочке и придавите ладонью. Сверху посыпьте маком и прижмите его пальчиком. Таким же образом сделайте еще один бублик.

Дидактическая игра «Чего не хватает?»

Вот перед вами стоит посуда: кастрюля, чашка, ложка, тарелка. Запомните их. Сейчас я накрою посуду платочком, а когда открою, чего-то не будет хватать. Чего не хватает?

Дыхательное упражнение «Кыш, муха, улетай»

Муха прилетела, на посуду села. - Кыш, муха, улетай! Нечего тебе делать на нашей посуде. Подуйте на муху, чтобы она улетела.


(Вырезанные рисунки мух раздаются детям. Упражнение повторяется несколько раз).

Пальчиковая гимнастика «Помощник»

Посуду моет наш Антошка.
(Потирать ладони друг от друга)

Моет вилку, чашку, ложку.
(Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца)

Вымыл блюдце и стакан.
И закрыл покрепче кран.
(Имитирующее движение кистью руки)

Игра с прищепками «Вилка»

Вот вилка без зубцов. Сделайте вилке зубцы с помощью прищепок.

Дидактическая игра «Сервируем стол»

Перед вами на картинке темные пятна - тени. Нужно сверху положить на каждую тень подходящую по форме посуду: тарелку, вилку, нож, ложку.

Дидактическая игра «Сортируем посуду по размеру»

Мы посуду чисто мыли
Посушить не позабыли:
Чашки, блюдца в ряд стоят
И на солнышке блестят.

Сложите пирамидку из стаканчиков. Затем сложите стаканчики друг в друга.

Музыкально-ритмическое упражнение «Мы посудою звеним»

Дети издают звуки с помощью различной посуды под песню «Мы посудою звеним».

Рисование пальчиками «Кастрюля»

Раскрасьте кастрюлю: в пустые круги поставьте отпечаток пальчика, а полосы закрасьте.

Чтение стихотворения «Посуда»

Девочка Иринка порядок наводила,
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице.
Масло должно быть в масленке.
Хлебушек должен быть в хлебнице.
А соль? Ну, конечно, в солонке!»

Лепка барельефная «Укрась чашки»

Чашки новая для Мити.
Чтобы чаю мог попить он,
Молока и лимонаду.
Нам украсить чашки надо.

Отщипываем кусочки пластилина и скатываем шарики. Прикладываем к чашке и прижимаем.

Музыкально-ритмическое упражнение «Мишка ложечкой звенит»

(Проводится под одноименную песенку).

Конструирование «Ждем гостей»

К нам в гости собираются прийти матрешки. Матрешки маленькие и за наш большой стол их усадить не получится, значит нужно сделать для матрешек маленькие столы и стулья.
Возьмите куб, поставьте его перед собой, а сверху на куб положите кирпичик. Вот так. Получился стол. Теперь сделаем стул. Поставьте поставьте его возле стола, а сзади приставьте кирпичик. Вот так. (Вертикально). Получился стул со спинкой.
А вот и матрешки! Усаживайте их на маленькие стулья. А на стол ставьте посуду.

Рассматривание тарелок, изготовленных из различных материалов

Вот перед вами тарелки. Посчитаем их. Один, два, три, четыре. Сколько всего тарелок? Четыре тарелки. Все тарелки разные. Вот хорошо знакомая всем тарелка керамическая. Постучите по ней ложечкой и послушайте, какой звук получится. Вот тарелка металлическая. Постучите ложечкой и по ней тоже. Вот тарелка пластиковая. Постучите по ней. А вот тарелка деревянная. Постучите и по этой тарелке тоже.

Дидактическое упражнение «Хитрая ложечка»

Будем с ложечкой играть и посуду называть.

Глазки закрывайте, ну-ка, угадайте,
По какой тарелке стучит ложечка.

Дидактическая игра «Разрежь на две половинки»

Пластиковыми ножиками дети «разрезают» овощи на половинки (скрепленные липучкой).

На сколько частей вы разрезали свой продукт? Посчитаем: один, два. Вы разрезали на две половинки.

Лепка из соленого теста «Оладьи на сковороде»

Раскатайте тесто прямым раскатыванием в толстую колбаску. Нарежьте колбаску ножом на кусочки. Сдавите каждый кусочек между указательным и большим пальцем, приложите к сковороде и прижмите.

Упражнение «Готовим обед»

Перед вами посуда: кастрюля и сковорода. Берите продукты, складывайте их в кастрюлю или сковороду и несите ставить на плиту.

Непосредственно образовательная деятельность по рисованию: «Роспись посуды» (Гжель)

Цель: Научить детей расписывать посуду по мотивам гжельских узоров.
Задачи:
1. Учить детей рисовать узор на форме чайника по мотивам Гжельской керамики, передавая характерные элементы росписи, цвета, от бледно – голубого до тёмно – синего. Учить красиво располагать узор на форме.
2. Учить рисовать концом кисти цветок трилистника, ветки, травка, завитки. Закрашивать округлые формы сначала по краю, потом в
середине слева на право, сверху вниз слитными линиями. Учить детей разводить краску, пользуясь палитрой.
3. Воспитывать интерес к Гжельской керамики, желание передать сочность, живописность росписи.
Предназначение: данное занятие предназначается для старшей - подготовительной группы 5 -7 лет, для молодых воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей.

Предшествующая работа:
Дети знакомились через рассказ с историей возникновения этой
росписи о мастерах. Знакомство с иллюстрациями, просмотр диафильма
« Русские мастера ». Экскурсия в музей им. Полетаева на выставку
« Прикладное искусство ».
Материал:
Большой лист в форме чайника, кисти, подставки, палитра, акварель, краски.

Ход занятия:

Край фарфорового чуда,
А кругом него леса …

Синеглазая посуда -
Вазы, чайники и блюда
Ярко светится оттуда,
Как родные небеса!




Вот с этого красивого, нежного стихотворения я и хочу начать экскурсию в музей. В музей, где находятся иллюстрации посуды, да не простой посуды, а Гжельской керамики.
И так. В некотором царстве, в Российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель.
Давным – давно жили – были там смелые да умелые, весёлые да
красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать да край свой прославить. Думали – думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую – белую, решили лепить из неё
посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один чайник слепил, другой мастер посмотрел и не стал лепить чайник, а слепил кувшинчик, а третий блюдо. Каждый мастер стал лепить свою посуду, и не было ни одного изделия
похоже го на другое. Но не только лепниной украшали Гжельские мастера свои изделия, расписывали посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получалась роспись. Полюбилась людям красивая посуда и стали называть её «нежно –голубое чудо». На весь мир прославили мастера свой любимый край, всем поведали какие умелые мастера живут на Руси. Сказка – рассказ рассказывается воспитателем под русскую народную мелодию
« Вдоль по Волге – матушке ».
Сегодня мы с вами побываем на выставке Гжельской керамики.
Посмотрите и скажите, пожалуйста, какие же предметы расписывали Гжельские мастера? А какие элементы росписи они использовали
украшая свои изделия? (цветы, траву, листья, завитки, ветки). А какие основные цвета используют мастера в своих изделиях?
А сейчас я хочу предложить вам стать Гжельскими мастерами.
Давайте мы все сядем за свои столы. А расписывать мы будем чайник. Посмотрите, как расписала чайник я. Какие элементы использованы в росписи чайника? А теперь я вам покажу в какой последовательности рисовать эти элементы. Начнём рисовать с цветка трилистника. Сначала рисуем большой лепесток в центре, потом два маленьких по бокам.
Закрашивать лепесток будем бледно – голубым, краску разведём в палитре (воды в палитре совсем немного, потому что краска должна высохнуть быстро). Закрашиваем лепесток по краю слева на право слитными линиями без просветов. Работаем голубой краской. А теперь пусть цветок подсыхает, а мы нарисуем концом кисти ветку, травку, завитки, по верхнему и нижнему краю. Вы это знаете, и я показывать не буду. Наш цветочек подсох и теперь мы его украсим. Украсим его тёмно – синей краской. Мы работаем такими красками как настоящие мастера. Для этого нужно взять концом кисти тёмно – синей краски и провести по краю цветка тонкой линией.
А сейчас скажите пожалуйста, с чего мы начнём рисовать наш чай –ник. А когда мы начнём украшать цветок тёмно – синей краской.
Самостоятельная работа детей выполняется под звучание русских инструментов.










Воспитатель проводит индивидуальную работу. По окончанию работы дети организуют выставку своих работ и анализируют их.
После выставки воспитатель приглашает детей на чаепитие из Гжельского сервиза.
Вот такие чайники получились у детей.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!